Украшение икон цветами

Храм в честь святителя Николая архиепископа Мир Ликийских чудотворца, г. Тюмень

Братья и сестры! Начинается набор в группу на обучение декораторскому искусству и флористике в храмах. Украшение Храмов живыми цветами уже стало традицией и неотъемлемой частью проведения богослужений двунадесятых праздников. Как правило, этим занимаются кто-либо из прихожан (хорошо, если это профессионалы), либо кто-то из штатных служащих несет послушание. Предлагаю Вашему вниманию возможность пройти обучение на флориста-декоратора в Тюмени. Профессионально украшенный алтарь, входная группа, двор Храма доставят больше духовной радости Вашим прихожанам. Информация — ниже, во вложении. В стоимость обучения (14000руб.) входит флористический раздаточный материал, оплата преподавателей, кофе-паузы. У всех слушателей будет возможность за время обучения составить индивидуальный проект декора Храма, для которого обучается. В подарок слушателям — фотосессия со своими работами. Зачетная работа — украшение Храма Николая Чудотворца живыми цветами. Данный курс будет особенно интересен для приходов в честь Святителя Николая Чудотворца. В настоящее время ведутся переговоры с настоятелями Тюменских храмов для прохождения обучения на их базе. Количество мест в группе ограничено тем, что практические занятия нецелесообразно проводить в группе более 10-12 человек.

Беланчук Татьяна.

This slideshow requires JavaScript.

Программа обучения курса «Искусство украшения цветами икон и храмовых праздников»

Всякая форма искусства во время
Богослужения участвует в проповеди.
Н.О. Лосский

Программа курса рассчитана как на начинающих флористов, так и на тех, кто уже имеет опыт работы с цветами. Теоретические и часть практических занятий проходят компактно в офисе АПБ «Радуга Улиц» по адресу г.Тюмень, ул.Широтная 83 оф.3, в течение 5 дней с 10.00 до 17.20 (две кофе-паузы по 10 мин., перерыв на обед 40 мин.), зачетный день — практическая работа по оформлению Храма Николая Чудотворца в г.Тюмени, ул.Моторостроителей д.1а. Общая продолжительность курса составляет 48 ак.часов. (17 часов — теория, 29 часов — практика), 6 дней.

Со времен сотворения мира символом его красоты и совершенства служил райский сад с его великолепными цветами и изумительными плодами. Наши прародители Адам и Ева безмятежно жили в райском саду и после того, как были изгнаны из Рая за грехи, оказались в саду земном. И, возможно, уже в те времена первые люди возносили свои моления ко Господу в окружении цветов и зеленых деревьев.

Исторические исследования подтвердили, что в религиозных ритуалах всех когда-либо существовавших цивилизаций часто использовалось растительное оформление, чтобы подчеркнуть торжественность и красоту церемоний.

Растения — вечные свидетели Божьего устройства мира. Необходимая последовательность того, что производит природа: семя, росток, зеленые ветви, цвет, плод — напоминает человеку о его последовательном восхождении по духовной лествице.

Из многочисленных цветов Палестины в Библии иносказательно упоминаются лилия, роза и нарцисс — символы преходящего, так как они неизменно расцветают каждый год и увядают, являясь тем самым проповедью человеку о временном пребывании на земле: Всякая плоть — трава, и вся красота ее — как цвет полевой (Ис. 40, 6); Дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его (Пс. 102, 15-16).

Цель и значение красоты живых растений надо видеть в глубоком духовном воздействии на человека, которое производят на нас овеянные божественной красотой простейшие формы растительного мира и полные силы и величия грандиозные пейзажи.

Храм всегда был тем местом, где величие духа Творца и Созидателя вызывало душевный трепет, поклонение, стремление внести свою лепту в таинство единения Бога и человека. Цветы в православном храме — это древнейшая благочестивая традиция. И мы стараемся по мере сил и возможностей поддерживать ее. Цветочное украшение праздничных богослужений должно гармонично вписываться в сложную архитектуру храма, соответствовать определенным правилам и церковным канонам.

Имея большой опыт флористического оформления храмов, мы передаем свои знания и навыки тем, кто хочет украшать церковь цветами правильно с точки зрения православных канонов и по-настоящему профессионально. Мы научим Вас подбирать ассортимент растений для храма, составлять эскизы, пользоваться разнообразными флористическими техниками и многому другому.

Программа курса охватывает большой объем теоретической и практической информации, необходимой для украшения храма цветами. На занятиях изучаются классические основы флористического мастерства, законы композиции, устройство храма и его символика, православные праздники и традиции, связанные с цветами. На практических занятиях отрабатываются различные флористические техники, выполняется большое количество работ, наиболее часто применяющихся в оформлении храмов к праздничным богослужениям.

Храмовая флористика — часть церковной жизни, так как в православной традиции украшают не только интерьер храмов, но и экстерьер: чин погребения, крестные ходы, богослужения на открытом воздухе, встречи иерархов, украшают вход в храм, ковры и дорожки и др. До начала составления эскизов композиций флорист обязан изучить архитектурные особенности украшаемого храма — цветочные композиции должны гармонично вводиться в его облик.

Начинают составление композиций, в первую очередь, с определения цвета праздника: закон православного богослужения — основной принцип украшения. Чаще всего флористическими работами украшаются Царские Врата, иконостас, иконы праздника и особо чтимые иконы, рамки с мощами святых, вход в церковь и надвратные иконы. При оформлении цветами православного храма флористу надо учитывать и традиции русского искусства в использовании форм и цвета— все то, что так ярко проявляет себя в архитектуре и интерьере большинства русских церквей.

Послушание по украшению храма цветами требует непрестанного труда. Необходимо читать много православной литературы, в том числе святоотеческое наследие по христианскому искусству, — не говоря уже о том, что для православного флориста обязательно чтение Священного Писания и исповедование Таинств Церкви. Только с помощью Божией, с молитвой и с приложением больших трудов у флориста получится такая православная композиция, которая станет частью храма, и тогда служба, иконы, голос священника и одеяния священнослужителей, хор, архитектура и интерьер сольются воедино.

Совершенно не важно, обладаете вы необходимыми навыками и опытом флористического дизайна или нет, главное — искреннее желание создавать красоту земную, которая будет воспевать Небесную Красоту. На практических занятиях слушатели под руководством педагога самостоятельно делают большое количество флористических работ, которые лучше всего подходят для украшения интерьера храма. Подробно рассматриваются варианты украшения аналойной иконы, Царских врат, солеи, алтаря, икон на иконостасе, икон в киотах, Плащаниц, выносного креста и Голгофы, мощевиков и рак с мощами, выносных свечей и т.д. Изучается множество техник. В конце каждого занятия проходит подробный разбор работ слушателей. Зачетное занятие проходит непосредственно в Храме.

Для большей пользы от курсов приветствуется иметь с собой в электронном виде фото Вашего Храма. За время учебы Вы сможете под руководством преподавателей выполнить индивидуальный проект цветочного убранства для Вашего Храма.

Данный курс в основном ориентирован на отработку практических навыков флористического мастерства, т.к. за короткий период курсов невозможно глубоко вникнуть в традиции православия, его каноны, интереснейшую символику.

По окончании курса выдается сертификат.

На все вопросы Вам ответят по тел. :
+7(3452)79-28-82, +7(3452)678-517, +7(922)268-53-88
Беланчук Татьяна Климентьевна__

Основные принципы в работе по украшению Храмов

  1. Прежде чем приступить к подбору цветов для составления той или иной храмовой композиции, необходимо обратиться к «Богослужебным указаниям», где может содержаться вполне конкретная информация на этот счет.
  2. Все растения (ветви, цветы, плоды) должны быть на «втором» плане или уровне. Крест, Икона или иной атрибут богослужения ни в коем случае не должен «утопать» в композиции. Цветы должны подчеркивать смысл иконы (Креста), но не отвлекать от его восприятия.
  3. Использование форм и символики церковного искусства: иконопись, стенопись, храмовое зодчество, интерьер, кувуклии, оклады, хоругви, иконостасы и т .д. То есть в обязательном порядке цветочные композиции должны гармонично вводиться в интерьер конкретного храма. Это соответствует такой художественно-композиционной особенности как гармоничность и форма.
  4. Начинают составление композиций с определения цвета праздника — это закон православного богослужения, то есть цвет облачений священнослужителей, что должно быть основным принципом.
  5. Символика растений. Главный цветок в Церкви — лилия — крина, затем — роза… — подтверждения этому мы находим в Священном Писании. История христианской флоросимволики раскрывает нам глубины духовные, используя достаточно много растений, которые мы при внимательном рассмотрении храмовых интерьеров найдём и на своих приходах.

Скачать программу курса: Программа для украшения Храма Николая Чудотворца (18-23 апреля 2016 г.), Объявление «семинар 18-23.04 в Тюмени»
Доп. контакты:
skype t.belanchuk
rainbowstreet.ru
green-gold.su
зеленое-золото.рф
perfecthome72.ru

Просмотры (6865)

Церковная флористика

Для начала давайте разберёмся с понятиями во флористике, кто такой флорист, что такое флористика и какие бывают виды флористики?

Флорист – это человек, который собирает букеты и композиции своими руками, оформляет помещение.
Флорист может собирать букеты из искусственных цветов, делать букеты из чая и кофе, букеты из носков, букеты из игрушек и конфет. Фантазии флориста из чего сделать букет или композицию нет предела.

Флористика – это создание букетов, панно, композиций из разнообразных материалов, цветов (искусственных, живых или сухоцветов).

Флористика имеет разные направления, например новогодняя флористика, когда украшают всё вокруг в тему нового года. Во всех офисах, магазинах, торговых центрах, салонах ставят ёлку – это обязательный атрибут нового года.

Новогодняя флористика

В основном для новогоднего оформления используются шишки, орехи, еловые ветки, новогодние ёлочные игрушки, фигурки снеговика, дед мороза, снегурочки, снежинки. В основном в этот период делают ёлки, венки и композиции со свечами. В декоре преобладает красный и золотистый цвет.

Новогодний венок

Многие в новогодние дни покупают себе цветок в горшке под названием пуансеттия или рождественская звезда – это королева новогодних праздников.

Пуансеттия – королева новогодних праздников

Свадебная флористика – это когда делается всё в утончённых, романтических цветах, в основном белый и нежно розовый цвет.

Собирается букет невесты или венок на голову, украшается арка возле которой молодожёны обмениваются кольцами и клятвами, оформляется цветами машина, делаются композиции на столы для гостей или молодых. Для жениха делается бутоньерка, которая крепится рядом с карманом.

Традиционная свадебная флористика

Бизнес – флористика – составление композиций для официальных мероприятий, например в переговорную комнату, а также для презентации.

Бизнес флористика

Детская флористика. Сейчас многие родители не празднуют день рождение дома в семейном кругу, они хотят что-то особенное для своих детей. Поэтому заказывают столики в кафе, ресторанах, оформляют красиво и ярко стол для детей. Разноцветные стаканчики, трубочки, сладости, мягкие игрушки, колпачки на голову, маски, воздушные шарики. Флористы готовы предоставить огромный выбор, зависит он только от бюджета заказчика.

Флористика для детского дня рождения

Событийная флористика. Юбилей, годовщина, рождение ребёнка, день рождение, корпоратив, фотосессия, праздники 14 февраля, 8 марта, 9 мая – всё это относится к событийной флористике. Делается оформление, букет или композиция под определённое событие в жизни человека.

Событийная флористика

Toy – флористика или плюшевая флористика. Toy – в переводе с английского означает игрушка. Букеты делают из небольших мягких игрушек. В основном пользуются спросом зайки, мишки и киски kitty. Такие букеты очень радуют детей, подростков, как девочек так и мальчиков.

Плюшевая флористика

Раньше букеты из цветов кидали на лёд фигуристам, теперь кидают букеты из игрушек, т.к они не деформируются. Ещё такие букеты дарят звёздам, актерам театра, танцорам, будущим мамам и женщинам у кого родился малыш.

Букет из плюшевых игрушек

Игрушки не приклеиваются к каркасу, а крепятся на проволоку, а значит такие игрушки можно снять, потом играть в них, шить на них одежду или вязать, повесить над люлькой, на коляску или украсить ими витрину.

Sock – флористика. Недавно появилось такое понятие – букеты из носков. Что это? Как это? Для такого вида флористики нужны носки, каркас, фетр и проволока. Носки скручивается определённым образом вместе с проволокой – выглядит это как текстильные цветы. Можно сделать букет из носков для мужчины, а можно сделать букет из носков для женщины или ребёнка.

Оригинальный букет из носков

Такой подарок популярен на 23 февраля и 8 марта. Букеты из носков любят практичные люди.

Food – флористика.

Наибольшую популярность сейчас набирают букеты из еды. Например из фруктов. Крепятся фрукты на шпажки для шашлыка. Букет можно подарить человеку и тут же вынуть все фрукты, помыть и положить на стол. Часто комбинируют и добавляют цветы. Для женщин распространён букет из клубники и роз.

Фруктовый букет

Также делают букеты из овощей или с добавлением макарони – это французский десерт (пироженое).

Букет из овощей

Свитфлоритика. В переводе с английского слово sweet – означает сладкий. Флористы делают букеты, композиции, цифры, топиарии, корабли из конфет. Оформляют шоколад или коробку конфет. Стоят такие композиции долго, а ещё их можно кушать.

Свитфлоритика

Многие флористы добавляют в букеты маленькие рамочки для фото, бусы, мягкие игрушки и таким образом подарок получается полезным – это достойная альтернатива цветам.

Траурная флористика.
Рано или поздно человек покидает этот мир. И провожают его в последний путь тоже с цветами. Есть отдельная ветвь флористики под названием траурная. В данном виде флористики не используются цвета радужных оттенков, используются цветы с темными цветами, а также белый и красный. Букеты собираются не пышными, а плоские с одной стороны, делается так, чтобы его было удобно класть на плоскую поверхность.
Если покупаются цветы, например розы, то только чётное количество и часто перевязываются чёрной лентой. Часто делаются венки или крест из цветов.

Церковная флористика.
В России не так развита церковная флористика как в других странах. Тем не менее в году бывает много церковных праздников, которые отмечают много людей. В этот день они ходят в церковь.
Цветами украшаются колонны, арки, люстра, выкладываются цветы вокруг икон, собирается цветочная гирлянда. В основном украшаются цветами и веточками сосны. Иногда дополнением служат атласные ленты.

Пример церковной флористики

Чтобы приступить к оформлению церкви нужно вначале получить разрешение батюшки и согласовать цветовую гамму, потому что не каждый цвет подходит для оформления в церкви.

Церковная флористика требует много времени. Потому что иконы в церкви достигают огромных размеров, люстры в них тоже огромные.

Какие цветы лучше использовать для оформления?
В церковной флористике используются только живые цветы, хотя из-за того, что цветы любят холод, а в церкви очень жарко цветы не будут радовать долгое время своим оформлением.
Чаще всего используют цветы лилии, хризантемы, розы, гвоздики, астры, гипсофилы и разная зелень. Иногда допустимо украшение яблоками.

Цветочная композиция из хризантем

Чаще всего оформление икон к праздникам. Поэтому делается специальный каркас под размеры, внутрь вставляется флористическая губка и туда внутрь вставляются цветы. Губка влажная, поэтому цветы питают оттуда воду и поэтому стоять будут несколько дней.

Флористическая губка продлит срок цветочной композиции

Какой цвет чаще используется?

Чаще всего используется в оформлении храма белый цвет. Белый цвет цветов означает нежность, уважение, чистоту. Белый цвет будет уместен везде, он сочетаются с любым другим цветом.

Церковный декор в белой цветовой гамме

Где можно научится искусству церковной флористики?

В России не так много курсов, которые обучают искусству составления букетов для храмов, но есть места, где этому искусству обучают. Есть книги на эту тему и видео ролики.

Самое распространённое оформление в праздничные дни – это оформление икон цветами.

С чего начинается цветочное оформление иконы?

Оформление начинается с того, что люди, которые будут украшать церковь цветами едут на цветочную базу или рынок. Выбирают цветы и покупают, например розы, хризантемы и зелень, чаще всего для работы используется папоротник. Оформлением занимаются не только флористы, но и служители церкви без флористического образования.

Затем все цветы помещаются в машину и довозятся до храма. Затем коробки вынимаются, заносятся в помещение и цветы сортируются по видам. Затем нижний срез стебля обновляется и цветы ставятся в разные вазы с холодной водой.

На рабочую поверхность лучше всего покрыть скатерть, чтобы не испачкать стол. Затем раскладываются рабочие инструменты: секатор, ножницы. Для защиты рук можно одеть специальные перчатки. Цветов для оформления используется много, поэтому чем больше рук будет задействовано в творческом процессе, тем быстрее будет идти работа.

Процесс изготовления украшения для иконы

Затем выбирается предмет для оформления, например икона. Измеряется её длина, высота , глубина. Чтобы не забыть параметры лучше записать на бумажке.

Оазис – флористическая губка ставится в ёмкость с водой. Губка пропитывается водой и опускается на дно – теперь её можно доставать. Оборачивается она в пищевую плёнку или ставится на специальную подставку с бортиками, чтобы остатки лишней воды с неё не стекали. Также можно использовать ёмкость (лоток) из под конфет и сладостей.

Для составления композиций используйте флористическую губку

Конструкция собирается под размер иконы, например в виде буквы «П», с каждой стороны делается отступ на 2 см, чтобы икону можно было свободно вставить и вытащить. Затем по боковым частям вставляется зелень. Цветы и зелень срезаются под углом. На верхней части вставляются розы на расстоянии, а затем между ними хризантемы. Заполняем все пустоты цветами.
Затем эта конструкция ставится вокруг иконы.

Готовая композиция вокруг иконы

На следующий день и в другие нужно долить немного воды в композицию, лучше делать это с помощью лейки с тонким носиком.

Флористика имеет много направлений, она разнообразная и с каждым годом появляется что-то новое.
В социальных сетях можно следить за новинками в мире флористики, читать форумы, смотреть фотографии в на просторах интернета.

Можно смотреть фотографии по церковной флористике других мастеров, делится своими работами, спрашивать совета.

Михаил Бонд

Верующие люди, посещающие церковь, часто видят и знают, что помимо икон, в православных храмах бывают и живые цветы. Но в чём заключаются особенности храмовой флористики, и каково значение цветов в Богослужении?, – об этом вы узнаете из данной обзорной статьи Вероники Гуг.

В первую очередь необходимо отметить, что цветы в храме – это не главное. Храм – это Дом Божий, в нём совершаются Богослужения и церковные Таинства. В православных храмах всё аргументируется церковным Уставом и канонами.

Кратко об устройстве храма

Алтарь – самая важная часть храма, в нём располагается главная святыня – престол, доступ к которому имеют только священнослужители. Алтарь отделяется от основной части храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется иконостасом. В нём имеется трое врат. Центральные самые большие называются царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, а боковые двери, называют диаконскими.
Справа от царских врат находится икона Спасителя, слева — Божией Матери, далее — образа особо чтимых святых. Справа от иконы Спасителя обычно располагается храмовая икона, на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм. Иконы также размещаются по стенам храма в рамах — киотах и на аналоях — особых столиках с наклонной крышкой.
В храме имеется еще и канунник (канун) с изображением Распятия и рядами подсвечников. Перед ним служатся заупокойные богослужения — панихиды. Огромные храмовые люстры с множеством свечей называются паникадила, ныне свечи в них электрические, и зажигаются в торжественные моменты служб. Перед праздничными аналоями и чтимыми иконами стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи. Также в храмах могут находиться мощи святых угодников Божиих и другие святыни.

Флористические акценты в храме

Храмовая флористика должна быть осмысленной, согласно принципу: радость для глаз и пища для ума и сердца. Цветы в храме – это не просто украшения, это жертва Богу и уважение к святым, изображённым на иконах. Цветочное убранство современных храмов иногда поражает своим великолепием, и в тоже время цветы напоминают моляющемуся о рае и красоте Царства Небесного. Также, цветы, особенно увядая, помогают людям задуматься о том, что наша земная жизнь временна.
Однако, храм – это не оранжерея, и цветы не являются главными элементами храмовой атмосферы. Более того, флористические акценты не должны принимать на себя основное внимание в храмовом интерьере, не должны заслонять собой иконы, дабы
не отвлекать молящихся. Цветами храмы украшают, как правило, в праздничные дни. Флористически оформляют икону на аналое, царские врата, раку со святыми мощами, чудотворные и чтимые святыни. При этом нужно стараться соблюдать гармонию, оставляя основной визуальный акцент на святынях, данном случае цветы всегда второстепенны. Также нужно учитывать и цветочный запах, который должен быть умерен, дабы не перебивать аромат ладана. Флористические композиции не должны мешать священнослужителям во время проведения Богослужения, цветы также не должны мешать и прихожанам прикладываться к иконам. В общем, цветы в храме не должны вызывать неудобств.
Важно помнить, что в Церкви всё начинается с благословения и, желательно, чтобы выполняющий послушание по храмовой флористике был воцерковлён и понимал православную символику. Ведь даже, освоив теоретические основы аранжировки и, имея практические навыки, «переходить от буквы к духу трудно и болезненно», так как христианскую культуру может творить только христиански устроенная душа, а потому и ценно внутреннее состояние художника (флориста). Невозможно проникнуть в тайну
православного искусства без веры.

Флористический символизм в Православии

Что касается символизма, то многое зависит от христианского праздника, к которому приурочено флористическое украшение. Прежде чем приступить к подбору цветов для составления той или иной храмовой композиции, необходимо обратиться к «Богослужебным указаниям», где может содержаться вполне конкретная информация на этот счет. По Уставу есть праздники, на которых присутствие определённых растений обязательно: Рождество Христово, Вход Господень в Иерусалим, День Святой Троицы, Преображение (цветы и плоды). Основным флористическим аспектом при составлении композиций, является цвет праздника, который гармонирует с облачением священнослужителей и соответственно с одеждами престола, жертвенника, завесов, аналоев, воздýха, покровцов и закладок в напрестольном Евангелии.
На Пасху и в дни памяти мучеников — это красный цвет. Белый – в день Рождества Христова, Богоявления, Сретения, Преображения и Вознесения, на Лазареву субботу, также в дни особого почитания Небесных Сил бесплотных. Зелёный – Вход Господень в Иерусалим, а также на Троицу и в дни памяти преподобных, подвижников. Голубой – на Богородичные праздники. Фиолетовый – на праздники Животворящего Креста Господня. В православной традиции украшают не только интерьер храмов, но и экстерьер: чин погребения, крестные ходы, богослужения на открытом воздухе, встречи иерархов, украшают вход в храм, ковры, дорожки и др. Христианская флоросимволика сегодня применяется и с учётом территориального месторасположения церкви относительно карты мира и поры года.


Например, в Рождество флористическое украшение храмов по традиции формируется на основе еловых ветвей. А в праздник «Входа Господнего в Иерусалим» — на основе пальмовых ветвей, кстати, отсюда и второе название праздника «Пальмовое воскресение», в славянском простонародье называющееся «Вербным воскресением». Две тысячи лет назад в Иерусалиме Христу постлали под ноги, как положено входящему в город царю, белые ткани. Его приветствовали пальмовыми ветвями.
Пальмы – символ триумфа, приветствие, которым народ встречает своего царя. Когда этот праздник пришел на славянские земли, возник вопрос, ведь у нас пальмы не растут. Поэтому так повелось, что пальмовые ветви заменили на цветущую вербу. Это, пожалуй, единственное растение, которое к моменту довольно-таки ранней весны повсюду расцветает. Верующие давно заметили, что процесс этот взаимосвязан: когда бы ни был праздник Вербного воскресенья (а он сдвигается в соответствии с Пасхой) как бы ни была холодна погода, даже если еще лежит снег, но верба обязательно зацветёт. Кстати, интересен символизм и праздника Преображения Господня (19 августа), который в народе именуется как «Яблочный спас».
Православная традиция освящать в этот день яблоки на Руси появилась вместе с внедрением греческого календаря празднеств. В этот праздник греки благословляли «плоды лозные новые», т.е. виноград, который поспевал у них к этому времени. Поскольку в славянских широтах типичные сезонные фрукты того времени – яблоки, то именно они и стали символом этого праздника. Что касается цветов, то лилия является самым распространённым цветком церкви, потом – роза и другие.
Красота лилий восхваляется и в Священном Писании: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: Не трудятся, ни прядут; Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6:28-29).
Цветы и плоды, как выражение христианской любви и райского блаженства в искусстве первых христиан, и флористические образы библейских сюжетов, представляют собой единый священный образ, о чём свидетельствует не только архитектурное, литературное наследие Церкви, но и, безусловно, иконографическое. На некоторых Богородичных иконах, а также иконах святых, можно увидеть цветы.

Цветы на иконах

На иконе «Неувядаемый Цвет» Пресвятая Богородица держит Своего Божественного Сына на одной руке, а в другой руке у Неё — цветок белой лилии. Этот цветок символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая Церковь: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты». Название иконы «Неувядаемый Цвет» связано с традицией воспевать Пресвятую Богородицу в словах Великого Акафиста, написанного в VII веке в Константинополе, а также с песнопениями канона Иосифа Песнописца, посвященными Богоматери. Иконография образа связана с изображением Похвалы Пресвятой Богородицы. Издревле в молитвословиях встречается символическое сравнение Пресвятой Богородицы с «неувядаемым, благоуханным цветом». Также появление некоторых списков иконы «Неувядаемый Цвет» в XVI — XVII веках связано с желанием монахов символически изобразить чистоту Пресвятой Девы Богородицы в иконографическом образе с цветами, которые покрывают склоны Святой горы Афон. Существуют разные иконы, на которых изображены цветы и растения.
Одной из самых известных белорусских икон, является Жировичская икона Божией Матери. Известно несколько сюжетов этой иконы: помимо фото истинно-явленной каменной иконы, Явление чудотворной крохотной иконки живописно изображается на грушевом дереве в лесу, а более крупный план иконы канонично обрамлён в красивую
раму из цветов.

Важно помнить

Цветочные украшения гармонично вводятся в интерьер храма, учитывая его архитектурный стиль, формы, размеры и другие условия. Это касается и ёмкостей для композиций и ваз для букетов. Церковная цветочная аранжировка включена в храмовое пространство и неразрывна с ним, существуя для молитвы и ради неё.
Благоговейное отношение к живым растениям должно быть на всех этапах работы с ними: на стадии подготовки, использования, поддержания свежести. А после отдания праздника растения нельзя выбрасывать вместе с мусором: использованные цветы высушивают и раздают верующим, а в отдельных случаях сжигают. Троицкую зелень и вербу по традиции хранят весь год. Составление флористических композиций в православном храме не просто копирование прекрасного в окружающем нас растительном мире, а сотворчество. Ведь человек, ощущающий тонко в своей душе влияние природы, может вкусить еще на земле частицу вечного бытия… Таким образом, храмовая флористика способствует атмосфере праздника и благодати.

Зарина Давидовна Туаева Белый, голубой, красный, зеленый…
О цветочном благоукрашении православных храмов

«Благоухание цветов — это фимиам Богу.
Цветы — кадильницы».
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

Традиция украшения храма цветами, ветвями деревьев, травами берет начало в глубокой древности. Сегодня она переживает период расцвета. Чтобы создать цветочное оформление икон и приделов, специально приглашаются профессиональные флористы; в иных церквах обходятся силами собственных умельцев — кстати, далеко не всегда уступающих профессионалам в мастерстве.

Благоукрашение каждого храма имеет свои особенности, зависящие от вкуса и характера людей, чьими трудами древняя традиция воплощается во всем своем многообразии. Посмотрим, как это происходит, например, в одном из старейших храмов Москвы — церкви святителя Николая в Кленниках на Маросейке.

С этим храмом неразрывно связаны имена святого праведного Алексия, старца Московского, и его сына священномученика Сергия Мечёвых, создавших к началу 1930-х годов маросейскую «покаяльно-богослужебную семью» из прихожан, которые, помимо участия в богослужениях, вместе изучали Священное Писание, занимались в различных кружках1.

Членом общины была и София Александровна Энгельгард — преподаватель иностранных языков, прекрасно умевшая изготавливать искусственные цветы (найти в послереволюционной Москве цветы живые было более чем проблематично)2. Она обучила этому искусству несколько человек, и в результате к праздникам храм богато украшался гирляндами и букетами, о чем можно судить по сохранившимся акварелям другой маросейской прихожанки — выдающегося иконописца Марии Николаевны Соколовой (монахини Иулиании).

…Канун очередного церковного праздника. Идет привычная спорая и слаженная работа — каждый сосредоточен на своем деле. В нижнем храме, в крестильне, тоже трудятся. Любой, входящий сюда, восклицает: «У вас тут просто райский сад!» Главная в «райском саду» — Людмила Алексеевна Новикова. Пришла в храм 13 лет назад в день своего ангела и — так совпало — в день перенесения мощей святого праведного Алексия Мечёва (29 сентября). Это — один из главных престольных праздников в Николо-Кленниках, и цветочное оформление играет в создании праздничной атмосферы не последнюю роль. Яркое многоцветье — дело рук Людмилы Алексеевны и ее помощницы Светланы Анатольевны Головановой.3

Случилось так, что Л. А. Новикова сразу «нашла» свое послушание в храме. Она оказалась не просто талантливой «цветочницей», как ее именуют маросейцы, но и настоящим профессионалом: выпускница японских школ «Икенабо» и «Согецо», участник и лауреат ежегодных международных выставок икебаны, обладатель дипломов за успехи в создании изысканных цветочных композиций в восточном стиле.

Вот только как применить свои умения в украшении православного храма, где цветы призваны деликатно и гармонично оттенять общий тон и настроение праздника, а не иметь самодовлеющее эстетическое значение? Помогли безупречное чувство композиции, цветовой палитры, фантазия, умение точно расставить акценты в сочетании с приобретенным с годами опытом церковной жизни.

Каждому празднику соответствует определенный цвет облачений: воскресные дни, праздники пророков, апостолов и святителей отмечаются в ризах золотого (желтого) цвета, богородичные — в голубых, дни памяти мучеников — в красных, преподобных и юродивых — в зеленых. Зеленый цвет преобладает и в День Святой Троицы, Духов день, на праздник Входа Господня в Иерусалим… Описать благоукрашение храма для всех праздников в рамках краткого очерка невозможно, остановимся подробно лишь на некоторых.

На Троицу (Пятидесятницу) храм утопает в молодой зелени березок. Полевые цветы и устилающие пол свежескошенные луговые травы наполняют все вокруг благоуханием. Этот обычай пришел в христианство из ветхозаветных времен. На 50-й день после Исхода на горе Синай Бог даровал Моисею десять заповедей. В память завета между Богом и Его народом люди украшали свои жилища ветвями деревьев и цветами. Праздник отличается многоцветием. Цветы берутся любые, но в букетах традиционно присутствуют полевые. На Маросейке травы, устилающие пол, посыпаются лепестками цветов, что придает зеленому ковру еще большую нарядность.

Атмосфера Троицына дня прекрасно передана в «Лете Господне» И. С. Шмелева: «Мы идем все с цветами. У меня ландышки, и в середке большой пион. Ограда у Казанской зеленая, в березках. Ступеньки завалены травой так густо, что путаются ноги. Пахнет зеленым лугом, размятой сырой травой. В дверях ничего не видно от березок, все задевают головами, раздвигают. Входим как будто в рощу. В церкви зеленоватый сумрак и тишина, шагов не слышно, засыпано всё травой. И запах совсем особенный, какой-то густой, зеленый, даже немножко душно. <…> Лики икон, в березках, кажутся мне живыми — глядят из рощи. Березки заглядывают в окна, словно хотят молиться. Везде березки: они и на хоругвях, и у Распятия, и над свечным ящиком-закутком, где я стою, словно у нас беседка. Не видно певчих и крылосов, — где-то поют в березках. Березки и в алтаре — свешивают листочки над Престолом. Кажется мне от ящика, что растет в алтаре трава. На амвоне насыпано так густо, что диакон путается в траве, проходит в алтарь царскими вратами, задевает плечами за березки, и они шелестят над ним».

На Преображение церковь облачается в алое и золотое, напоминая нам о просиявшем на горе Фавор нетварном божественном свете. В этот день издревле было принято приносить в храм для освящения начатки плодов нового урожая. Христиане первых веков приносили виноград и колосья пшеницы. В наших широтах «гроздия» заменили яблоками, обильно поспевающими в августе, отчего и пошло второе, народное название праздника — «Яблочный Спас». О «лазури Преображенской» и «золоте второго Спаса» писал Б. Л. Пастернак в стихотворении «Август» (1953). А вот еще отрывок из «Лета Господня»: «Преображение… <…> Ласковый, тихий свет от него в душе — доныне. Должно быть, от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоро-нящихся в зелени, в которой уже желтеют отдельные листочки, — зелено-золотистый, мягкий. Ясный, голубоватый день, не жарко, август. Подсолнухи уже переросли заборы и выглядывают на улицу — не идет ли уж крестный ход? Скоро их шапки срежут и понесут под пенье на золотых хоругвях». Подсолнухи, яблоки, гроздья винограда и рябины, колосья пшеницы — основной мотив в украшении аналойных икон храма на Маросейке.

Пасха… Ей предшествует Великий пост, в течение которого храм украшается минимальным количеством цветов: букеты отличаются строгостью, монохромностью — ничто не должно нарушать царящей в храме покаянной атмосферы. Но вот наступает праздник Входа Господня в Иерусалим, отмечаемый в воскресенье (Неделю), предшествующую Неделе Пасхи. Въезжающего «на осляти» в Иерусалим Иисуса Христа на-род приветствовал, устилая Его путь своими одеждами и пальмовыми ветвями. У этого праздника много названий: Неделя ваий (ветвей), Пальмовое воскресенье, Неделя цветоносная, а также (в просторечии) Вербное воскресенье, поскольку пальмовые ветви в славянских странах заменяли на вербы. Первое упоминание об использовании вербы в богослужении находится в «Изборнике Святослава» 1073 года. Естественно, в оформлении аналойных икон в букетах обильно присутствуют веточки этого предвестника весны.

В самый канун Пасхи, в Великую Пятницу, в Православной Церкви совершают вечерню с чином выноса Плащаницы, а вечером — утреню Великой Субботы с чином ее погребения.

Плащаницей называют плат с изображением в рост Господа Иисуса Христа, лежащего во гробе. Ее устанавливают на возвышении в центре храма, умащают благовониями в память о том, как жены-мироносицы принесли ароматы, чтобы помазать ими Тело погребенного Христа, украшают зеленью и цветами — исключительно белыми, символизирующими чистоту Плащаницы, которой благообразный Иосиф с Никодимом обвили снятое с Креста Тело Господа. Почти в каждом храме сложился свой стиль украшения Плащаницы, есть он и на Маросейке. Саму Плащаницу обвивает по краю гирлянда из белых роз, а вокруг устанавливаются симметрично расположенные вазы с букетами из белых же цветов, со-ставляющие единую композицию.

А в пасхальный день храм расцветает нарядными букетами у икон и выносных свечей; основная гамма праздника — красный, желтый, зеленый.

В день Успения Пресвятой Богородицы одеяния священнослужителей, как и все убранство храма, выдержано в белых, голубых, слегка розоватых тонах. В тех же тонах украшается и Плащаница, основной цвет которой — синий. Эти тона подчеркивают общее настроение праздника — возвышенное и сердечное, напоенное любовью к Царице Небесной — «теплой Предстательнице и Помощнице», по слову святого праведного Иоанна Кронштадтского. Цветком Богородицы является лилия — символ чистоты и непорочности. Лилии и составляют основу цветочного набора при украшении Плащаницы Богородицы. В дополнение к ним используются белые розы, хризантемы, фрезии, гипсофила.

На все богородичные праздники храм украшается подобным образом.

На Рождество Христово храм бывает убран пахучими еловыми ветвями. У икон, у солеи размещают еловые деревца — на Маросейке их «припорашивают», как снегом, веточками белой пушистой гипсофилы. Еловые гирлянды свисают с перекладин, хвоя вплетается в букеты у икон. А перед алтарем устанавливают главную икону праздника, заботливо прикрытую вертепом из еловых веток. В центре над иконой — большой цветок белой лилии: символ вифлеемской звезды. Сама икона окружена колосками пшеницы, символизирующими ясли, в которых появился на свет Спаситель мира.

Не обходятся без цветов, конечно же, и на престольные праздники. Так, в дни празднования святителя Николая Мирликийского в Никольском приделе с особой пышностью украшается аналойная икона, а также большая икона святителя в ризе. Отличительная черта цветовой гаммы — яркость и многообразие. Благоукрашение храма к другому престольному празднику — Казанской иконе Божией Матери — по традиции выдержано в белых, голубых, нежно-розовых тонах; в наборе цветов преобладают розы, хризантемы, лилии.

В заключение уместно будет привести слова святого праведного Иоанна Кронштадтского о том, что цветы призваны не только радовать глаз, но и назидать нас в нашей гордыне: «Можно еще учиться смирению при виде красоты и нежности у цветов и их скорого увядания. <…> Хороши и нежны цветы, но нечем им гордиться: они не свои, а Божии, и притом скоро увядают. <…> Точно так же и красивые люди и величественные мужи, как цветы полевые и стройные дерева, — ничем не могут похвалиться: Божие творение их тело, ничего в нем нет у них своего, <…> о душе и говорить нечего, она также вся Божия…»4.

1Воспоминания маросейцев. Рукописный архив храма святителя Николая в Кленниках.
2См. о С. А. Энгельгард: «Друг друга тяготы носите…» Кн. 1. М., 2012. С. 271.
3У Людмилы Алексеевны много и других помощников — взрослых, детей из воскресной школы, которых она стремится обучить основам своего искусства, пользуясь приобретенным за много лет опытом преподавания на курсах флористики.
4Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. Т. 1. СП6., 1993. С. 57-58.

Публикуется по изданию: «Московский Журнал» № 12, 2013, С. 88 – 96.
На сайте использованы фотографии цветочного убранства храма, сделанные прихожанами: Максимом Егожей, Татьяной Ермолинской, Андреем Стуловым.

Приветствую всех, кто неравнодушен к церковной флористике! Помощи Божией в творчестве, во всех ваших делах и начинаниях, здоровья душевного и телесного! С большим интересом просматриваю и прочитываю все материалы раздела «Храмовая флористика» и решила показать свои работы, причём, хотя и выборочно, но с первой украшенной иконы в 1997 г., потому что именно это благословение на 900-летие Крещения Мурома и заставило меня собирать материалы о растениях в богословии Православной Церкви и церковном обиходе. Издания с благословения Церкви сегодня пока нет, да и на курсах и в публикациях много суждений, не подкреплённых ни богословием, ни канонами церковного искусства. Очень часто используется символика и традиции католического искусства. Материалы собирала более 10 лет, а последние три года работала над рукописью, которая имеет рецензии-благословения священников, имеющих научные степени в области богословия
Рукопись используется многими обителями на практике, а в 2010 г. и на пробных курсах в женском монастыре, так как год назад я окончила курсы флористики и получила квалификационное свидетельство. Несмотря на то, что мои основные профессии – библиограф и специалист в области издательской деятельности, которые, несомненно, помогли в работе над материалами, флористика настолько вошла в мою жизнь, что занимает всё свободное время.
До прошлого года руководствовалась самообразованием и интуицией в создании композиций, в последних работах использовала и знания, полученные на курсах. Но всегда руководствовалась, прежде всего, богослужебными указаниями и канонами христианского искусства, и уже на их основе создавала цветочные композиции. В последнее время украшаю храмы Воскресенского женского монастыря, который возрождается из руин. Конечно, возможности большинства обителей и приходов в приобретении цветов несопоставимы с возможностями некоторых столичных храмов, поэтому необходимо помогать создавать флористические образы небольшим количеством цветочно-растительного материала.
Комментарии к представленным фотографиям:
1. 1997. Первая украшенная икона – Крестителей Мурома св. блг кн. Константина и чад его Михаила и Феодора для Крестного хода на праздновании 900-летия Крещения Мурома. Использованы, что называется, «подручные» растительные материалы и за короткое время (2 часа) постарались создать всё-таки не «случайное скопление», а композицию. Церковную флористику тогда ещё не обсуждали, да и слова такого в обиходе не было, как и развитой сети цветочных магазинов. Лиственницу позаимствовали на соседней улице, а розочки купили у местных цветочниц.
2. 2005. Икона праведной Иулиании Лазаревской (Муромской). Это образ, возникший на основе текста акафиста; мати крестоносная, горлица молчаливая, звездо светозарная; основной цвет – зелёный (по цвету облачений священников в этот день); 15 хризантем – день почитания 15 января. Общая форма композиции взята с формы хоругви, также присутствует форма нимба внутри композиции. Для символических форм звезды и креста использован сухоцвет – тысячелистник. Сухоцветы необходимо рассматривать не как конкурентов живым, а как их союзников в композиции. Серый – цвет нейтральный, поэтому его использование в православной флористике имеет очень большое значение по причине ограниченной (каноничной) цветовой гаммы, в том числе и в монохромных украшениях. Серый цвет поможет незаметно, но чётко держать форму композиции, то есть создать абрис внешних и внутренних форм в украшении иконы; организовывать интересные и разнообразные поверхности со сжатием, например, у гирлянд; акцентировать фокусные точки в украшении иконы. Он примиряет плохо сочетающиеся цветы, образует полюса спокойствия, необходим для равновесия, когда используется большое разнообразие растительных форм ярких красок, или для того, чтобы чётко выразить рисунок в орнаментальной технике.
3. 2007. Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Форма восьмиконечной звезды – символ Богородицы: звёзды на мафории (непорочно зачала, непорочно родила и непорочно умерла). Три белых лилии – три года Богоматери (символ чистоты и непорочности Богоматери – апокрифическое Евангелие Псевдо-Матфея, на основании которого построено богослужение праздника, гимнография, произведения христианского искусства и др.; лилия является также символом Спасителя и Его Церкви). 15 гвоздик – 15 ступенек, которые Она преодолела при восхождении во храм по числу 15 псалмов; 7 роз – прообраз Богоматери – семисвечник в ветхозаветном храме. Форма общей композиции – киот чудотворной иконы Божией Матери «Почаевская» (двойное обрамление). Цвет облачений священников в этот день – голубой, и хотя он и присутствует, но не является доминирующим, так как цветовая гамма флористической композиции находится в гармонии с цветовой гаммой украшаемой иконы. Композиция имитирует церковную вышивку.
4, 5. 2008. Плащаница Спасителя. По уставу украшена венком: деревянный каркас, растения укреплены способом приматывания, без оазиса. Композиции на подсвечниках всегда гармоничны в храме. Плащаница украшается только белыми цветами.
Лишь бы сердце о земном не пело,
Но несло бы Богу все мгновенья,
И вокруг него всё было бело
От цветов благодаренья.

Архиепископ Иоанн (Шаховской)
6. 2008. Успение. Плащаница Божией Матери. Символы: белая лилия и корона. Композиции на подсвечниках с ниспадающими пальмовыми листьями: пальмовый лист вручил Божией Матери Архангел Гавриил, возвестив о Её успении. Пальмовым листам придана форма крыльев ангела.
7. 2008. Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Основной цвет – голубой – 15 гвоздик – 15 ступенек. Форма композиции напоминает лестницу. Венчает композицию криновидный крест. Крина – лилия. Лилиеобразные альстромерии и семь хризантем.
8-10. 2009. Плащаница Спасителя. Использовали основу волнообразной формы для создания сложной поверхности. Фоновая композиция составлена из букетов в вазах на двух уровнях, что традиционно в Церкви – так украшали в кон. XIX- нач. XX вв.
11. 2009. Успение. Плащаница Божией Матери. Фоновая композиция – ковровая на подсвечниках. В венке присутствует голубой – Богородичный цвет. Образ женский: равномерная россыпь из мелких цветов, нежная по цветовой гамме – светлых тонов.
12. 2009. Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Форма предыдущего года. Задача: показать, как на одной основе можно создавать различные композиции в каноничной цветовой гамме. Поверхность организована белыми и подкрашенными гвоздиками.В этом случае (как и на «Рождество Богородицы») лучше не использовать зелёные растения, чтобы не нарушить «каноничность» композиции.
13. 2010. Икона «Рождество Христово». Форма: нимб или вертеп. Образ Младенец – бутон, поэтому в организации поверхности использованы в основном бутоны цветов. Колористика каноничная: основной цвет – белый, дополнительный – жёлтый – цвет Спасителя. Туя и аспарагус, по форме напоминающий хвою, как символы вечнозелёных растений, то есть символ вечной жизни, дарованной нам Иисусом Христом. Используется три цвета по закону ограничения; лилия, как символ Спасителя.
14. 2010. Плащаница Спасителя. Создавался мужской образ по форме и компонентам (ритмичный ряд из белых роз, каллы и др.). Основные символичные церковные цветы: крины – лилии и розы – символ благословений Божиих (с ними изображается на иконах архангел Варахиил – раздаятель Божиих благословений). Пальма– символизирует вечную жизнь, спасение, победу праведника. Под повсеместно упоминаемой в Библии пальмой следует понимать финиковую пальму.
15. 2010. Пасхальная икона в символичном круге-венке с белым крестом (кресчатый нимб на иконах Иисуса Христа).В православной церковной флористике круг является одной из самых важных символических форм, а значит и венок, как украшение, используется практически во всех структурных элементах православного храма.
Наиболее близким по семантике к золоту стоит белый цвет. Он также является цветом и светом одновременно. Но в иконописи применяется белый цвет гораздо реже золотого. Белый цвет (он же – свет) – соединение цветов, символизирует непорочность, причастность божественному миру. В Священном Писании этот цвет выражает радость, праздник. Он же символизирует чистоту (Сир. 43: 18-21). В Новом Завете белый цвет становится отличительным знаком святых людей, причастных славе Божией. Изобразить золото средствами флористики не так просто. В природе не произрастают золотые цветы, и флористы имеют возможность использовать в своём творчестве только жёлтые и оранжевые. Поможет раскрыть этот образ весенне-пасхальная светоносно-золотистая «солнечная гармония»: сочетание в композиции жёлтого, оранжевого, красного и красно-коричневого. В теории цвета это сочетание приближено к гармонии соседних красок. В данном случае это четыре цвета цветового круга, находящиеся рядом друг с другом: жёлтый, жёлто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый.
16. 2010. Пасха. Композиции в параллельном стиле на солее по сторонам Царских врат.
17-19. 2010. Успение Пресвятой Богородицы. В 2010 г. задача-образ, которую перед собой поставила, была очень сложная. Во-первых, образ Божией Матери – свеча. Это цветочные колонны-свечи, на которые не хватило цветов (гарь и пепел лета 2010 уничтожили белые цветы в открытом грунте, на которые мы так рассчитывали), а также украшенные венками подсвечники (гипсофила покрашена в серо-серебристый и голубой цвет) и бутоньерки на кронштейнах лампад над иконами.
Свеча изображается на Богородичных иконах «Свеча Неугасимая» или «Неугасимая свеча». На иконе «Успение Пресвятой Богородицы» перед одром изображается горящая свеча, о которой упоминает апокриф Иоанна Солунского, на некоторых изводах иконы «Благодатное небо» можно увидеть свечу, как один из символов Богоматери. Как прообразовательный символ изображается свеча и на иконе «Неувядаемый Цвет» (ГТГ).
На иконе «Успение Пресвятой Богородицы» изображается одна или несколько свечей, символизирующих молитву ко Господу. По апокрифическому преданию, Мария зажгла свечу перед тем, как узнала от ангела о своей смерти. Свеча в иконе – это символ души Богоматери, светящей миру. Благодаря образу свечи ощущается и быстротечность времени, неумолимо ведущая всё и всех к концу. Свеча – это образ жизни (воск – тело, а пламя – душа).
Образ Невесты Неневестной (Радуйся Невесто Неневестная. Акафист Пресвятой Богородице) раскрывают ниспадающие с подсвечников гирлянды из гиацинтов, бутонов лизиантуса, шариков «морозника» и гипсофилы. Подвеска – это облако, которое плыло над одром Божией Матери во время погребения. Под облаком укрепили райскую ветвь – пальмовый лист, который вручил Богородице Архангел Гавриил, Матерь Божия благословила апостолу любви – Иоанну Богослову нести эту «светящуюся райскую ветвь» перед Её одром (эту ветвь несут впереди во время Чина погребения Плащаницы Божией Матери), поэтому ветку гипсофилы покрасила в золотой цвет.
Конечно, не всё получилось, как планировала, но большие задачи позволяют развиваться, идти дальше, видеть ошибки и в перспективе качественно улучшать православные аранжировки.
20. 2010. Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Это совсем иное решение в украшении иконы. Праздник в храме престольный, поэтому композиция более монументальная. Образ вхождения Трилетствующей Богородицы в Царствие Небесное. Форма арки гармонична с архитектурными формами данного храма, что также является одной из задач храмовой флористики.
Арка – символичная форма в Церкви, её мы видим и на Богородичных иконах.Арка – это и особая форма аранжировки, которая используется современными флористами, как в интерьерах, так и в экстерьерах. Арки, как архитектурный элемент использовали в построении первых христианских храмов. Арку, несущую образы небосвода, радуги, купола, врат Райского сада, Небесного Иерусалима, сакральности, соборности и соединения, можно видеть на многочисленных иконах.
Поиск новых форм в использовании лилий, позволил оформить центральную фокусную точку без зелени, а также использовать форму цветка в образе храмовых колоколов, расположив их головками вниз. Гирлянды из эустомы также напоминают колокольчики.
Несмотря на то, что в каждой работе вижу недостатки, я не побоялась их представить, так как чем-то: идеей, композиционным решением или технической конструкцией, формой, цветовыми гармониями или символикой они могут послужить поводом для создания композиций в храмах. Очень благодарна буду за критику и сердцем порадуюсь, если этот опыт и сам подход к церковной флористике будет кому-то интересен, а потому и будет развиваться. Возможно, кто-то поддержит меня в том, что именно это направление – создание флористических образов на основе богословия и иконографии, должно быть доминирующим в создании православных композиций. Хотя флористическое оформление храмов в традиционной манере чистой флористики также должно иметь место, так как цветы – это всегда образ Царствия Небесного, духовных плодов, божественной красоты, к тому же они (растения) являются остатками Рая на земле (прав. Иоанн Кронштадский). Но мирное сосуществование этих двух подходов или направлений, а главное их плодотворное образное осмысление, являются лишь ещё одним подтверждением главной формулы всех жанров христианского искусства – «Единство в многообразии».
Поздравляю дорогих коллег с Новым годом и наступающим Рождеством и Богоявлением. Храни всех Господь и Матерь Божия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *