Ум и сердце преступление и наказание

Содержание

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Человек как высшее создание природы обладает, не­сомненно, двумя самыми отличительными чертами жи­вого организма — разумом и чувствами. Конечно же, животные тоже разумные существа, и они умеют чувст­вовать, и те, у кого дома есть домашние питомцы, под­твердят мои слова. Но всем богатством ума и спектром чувств обладает именно человек.

В. Паскаль утверждал, что от того, в какой степени человек обладает умом и добротой, зависит то, сколько он будет замечать добра в других людях. С этим выска­зыванием нельзя не согласиться, потому что действи­тельно, только тот человек, который сам наделен высо­кой степенью ума и доброты, может распознать эти добродетели в других людях.

Примеров в нашей жизни и в литературе по этому по­воду немало, но особо хочется остановиться на романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В этом произведении постоянно сталкиваются противоположные понятия: добро и зло, жизнь и смерть, разум и чувства, любовь и ненависть. К примеру, образ главного героя Ро­диона Раскольникова построен именно на борьбе этих противоположностей. Нищенское существование Рас­кольникова порождает в нем желание сделаться челове­ком, не нуждающимся в деньгах. Любовь к семье, в кото­рой сестра должна выходить замуж за ненавистного человека, лишь бы Родя ни в чем не нуждался и закончил институт, усугубляет это желание. Да и к тому же умница Раскольников, изучив немало философских трудов, вы­страивает свою теорию о сверхчеловеке, который «право имеет», потому что может избавить общество от «низших людей», «материала» и сделать таким образом счастли­выми многих и многих: «Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово…»

Раскольников хотел причислить себя к тем, кто дви­жет мир (т.е. к сильным мира сего). И вроде все до мело­чей продумал Родион, и даже случай ему благоволит, но на практике теория оказывается кошмарной, она чуть не доводит Родина до сумасшествия, потому что Расколь­ников не учел главного — ни у кого нет права отнимать у другого человека жизнь. Даже ради самых высоких идей и благородных стремлений. В каждом из нас есть толика добра, которую должен рассмотреть человек с умом и до­брым сердцем.

И таким персонажем в романе представляется Соня Мармеладова. Достоевский создает очень сложный образ на контрасте: грешное тело он соединяет с юдолью Ма­донны. Чтобы хоть как-то поддержать свою семью, Соня вынуждена продавать себя, но ее душа остается кри­стально чистой, она верит в собственное «воскрешение Лазаря» и этой верой готова поделиться с преступником Раскольниковым. Ее ум и доброе сердце позволяют рас­смотреть доброе начало и в Раскольникове: он тоже пы­тался обеспечить свою семью, он отдает присланные ма­терью деньги Мармеладову, потому что они ему нужнее, он пожалел пьяную девочку, отдает последние деньги из­возчику, чтобы тот доставил ее домой. Нет, есть, есть в этом человеке, жестоко убившем не только старуху- процентщицу, но и ее ни в чем не повинную сестру, есть что-то такое, за что Соне захотелось бороться, чтобы спа­сти заблудшую душу Раскольникова! В осознании Ро­диона «не старуху убил, себя» мы видим, что совесть все- таки жива и она ведет героя к покаянию и, скорее всего, к нему и приведет.

Итак, как видим, Сонина доброта и ее умное сердце способствовали тому, что она разглядела в Раскольнико­ве под маской преступника человека доброго, хотя и за­блуждающегося. Последовав за ним на каторгу, Соня стала любимицей всех заключенных, потому что ее доб­рого сердца, участие в трудной жизни заключенных, ее непоколебимой веры в человека православного, а не в «сверхчеловека» хватило на всех тех, кто сошел с пути праведного на путь грешный. И если истинно выражение «Красота спасет мир», то, я думаю, это было сказано Достоевским именно о внутренней красоте человека, о его милосердной и доброй душе. (569 слов)

Школьная программа по литературе, 5-11 класс: список произведений

Каждый год, отправляясь на долгожданные летние каникулы, школьники получают задание на лето, чтобы не забыть то, что учили весь год. Особое внимание при этом уделяется школьной программе по литературе на будущий год, но цель этого задания совсем другая. Школьная программа составлена таким образом, что на изучение литературного произведения отводится не так много времени, и школьникам будет очень сложно читать произведения по программе в течение учебного года. Именно для этого, на лето школьникам 5-11 классов выдают список литературы, которую им необходимо прочитать.

Литература, 5 класс: список произведений на лето

Школьная программа для пятиклассников подразумевает изучение различных жанров, как русской, так и зарубежной литературы. Сюда входят проза, пьесы сказок, поэзия. Чтобы школьнику легче было учиться в течение года и не испытывать чрезмерные нагрузки, которые могут привести к общему утомлению, ухудшению зрения, повышению внутричерепного давления и прочим заболеваниям.

Чтобы успеть за лето осилить весь список того, что задано по литературе, пятикласснику придется читать не меньше 7-10 страниц ежедневно. Это важно учитывать, если кому-то из школьников придется закапывать глаза для расширения зрачков и диагностики болезней глаз. Обычно эту процедуру врачи откладывают на лето, чтобы не вмешиваться с прохождением диагностики в учебный процесс. После процедуры школьник не сможет читать от 7 до 15 дней, поэтому этот факт нужно учитывать.

Самым большим по объему произведением для изучения в 5 классе является произведение Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо». Чтобы прочитать его, пятикласснику понадобится не меньше чем треть летних каникул. Вообще рекомендуется вначале читать объемные и сложные произведения, а коротенькие рассказы, басни и очерки оставлять «на закуску».

Список произведений по русской литературе для изучения в 5 классе выглядит так:

  1. Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о спящей царевне» и другие сказки (представлять произведения писателя и поэта бессмысленно, его знают даже малыши).
  2. Русские народные сказки «Василиса-Прекрасная» и прочие (детям пятого класса можно читать летом любые народные сказки, но не забывать при этом, что в программе есть еще много других произведений).
  3. Михаил Зощенко «Великие путешественники» (следует отметить, что у Зощенко найдутся рассказы на все группы школьников).
  4. Николай Васильевич Гоголь «Майская ночь или Утопленница» (по этой повести даже снят кинофильм. Это таинственное, мистическое произведение русской классики тесно переплетено в реальностью).
  5. Василий Жуковский, сказка «Финист – Ясный Сокол» (дети знают, что по мотивам этого произведения даже снята детская киносказка).
  6. Александр Иванович Куприн «Чудесный доктор».
  7. Константин Паустовский «Кот-ворюга» (все произведения этого автора интересны, легкочитаемы и наделены глубоким смыслом).
  8. Андрей Платонов «Волшебное кольцо».
  9. Виктор Астафьев «Васюткино озеро».
  10. Василий Белов «Скворцы»

А вот список произведений для изучения в 5 классе по зарубежной литературе.

  1. Даниэль Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо».
  2. Легенды и мифы Древней Греции (цикл небольших рассказов о Греческих богах и прочих мистических персонажах).
  3. Астрид Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста».
  4. Марк Твен «Приключения Тома Сойера».
  5. Редьярд Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе».
  6. Джани Родари «Сказки по телефону», «Говорящий сверток» и другие.
  7. Джон Роналд Руэл Толкин «Хоббит или туда и обратно».
  8. Оскар Уальд «Роза и соловей».
  9. Вильгельм Гауф «Карлик Нос».
  10. Сказки Ганса Христиана Андерсена.

Литература, 6 класс: список произведений на лето

Учащиеся пятых классов постепенно осваивают чтение, как литературный вид искусства, а в шестом классе школьники совершенствуют полученные умения. Именно поэтому школьникам 6 классов в летнюю программу по литературе включают приключенческие произведения, фантастику, детективы и мистику. Кроме этого в школьной программе появляются исторические произведения, а также повести о сверстниках, живой и растительной природе. Словом, школьникам шестых классов предоставляется уникальная возможность получить общие представления о всех литературных жанрах.

Литературное чтение для школьников шостого класса не только повышает их технику чтения, но и позволяет формировать у них свое собственное отношение о прочитанном, осмысливать прочитанную литературу, как словесный вид искусства.

Список произведений по русской литературе для изучения в 6 классе выглядит следующим образом.

  1. Поэзия Александра Сергеевича Пушкина (кроме этого школьники могут почитать романы автора, что существенно облегчит им жизнь в старших классах).
  2. Николай Гоголь «Ночь перед Рождеством или Вечера на хуторе близ Диканьки» (веселый, занимательный рассказ, в котором переплетены мистические сюжеты с реальными).
  3. Николай Лесков «Человек в часах», «Обман», «Тупейный художник» и прочие повести.
  4. Александр Сергеевич Пушкин «Дубровский».
  5. Федор Достоевский «Мальчик у Христа на елке».
  6. Лев Толстой «Хаджи-Мурат».
  7. Антон Чехов «Жалобная книга», «Толстый и тонкий», «Хирургия» и другие произведения писателя.
  8. Виктор Астафьев «Фотография, на котором меня нет».
  9. Иван Тургенев «Хорь и Калиныч» (у Тургенева много рассказов и повестей, в которых использована метафора, автор жестко высмеивал человеческие пороки, проводя аналогию людей и животных.
  10. Михаил Зощенко, рассказы для детей.
  11. Кир Булычев «Заповедник сказок» и другие произведения автора (для внеклассного чтения можно взять рассказы и повести о путешествиях Алисы Селезневой из одноименного цикла).
  12. Федор Искандер «Запретный плод», «Вечерняя дорога», «Первое дело» и прочее.
  13. Андрей Платонов «В прекрасном и яростном мире».
  14. Владислав Крапивин «Валькины друзья и паруса».
  15. Константин Паустовский «Мещерская сторона».

А вот список произведений для изучения в 6 классе по зарубежной литературе.

  1. Артур Конан Дойл «Горбун».
  2. Александр Дюма «Три мушкетера».
  3. Рэй Дуглас Бредбери «Третья экспедиция».
  4. О.Генри «Вождь краснокожих».
  5. Джеймс Фенимор Купер «Следопыт», «Последний из могикан» и другие произведения для шестиклассников.
  6. Астрид Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста».
  7. Джек Лондон, рассказы.
  8. Майн Рид «Всадник без головы».
  9. Эдгар По «Овальный портрет».
  10. Эрнест Сетон-Томпсон, рассказы.
  11. Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна» (продолжение истории о друзьях Томе Сойере и Гекльберри Финне).

Литература, 7 класс: список произведений на лето

Литературное чтение для школьников этого возраста позволяет формировать у них личностное отношение о прочитанном, осмысливать литературу, как словесный вид искусства. Постепенно у школьников формируется понимание и осознание прочитанного, развивается читательская культура.

Помимо художественных произведений семиклассники начинают знакомится с критикой, читают биографии писателей и многое другое, новое для них, в программе появляются описательные тексты.

Седьмой класс в средней школе считается переходным для стершего звена. В 5-6 классе на уроках литературы школьники учатся больше разговаривать и активно тренируют разговорную устную речь. В старших классах основной упор уделяется чтению, а именно в 7-8 классах устная речь и литературное чтение имеют одинаковое значение. Кроме того, произведения становятся более сложными, требующими глубокого осмысления прочитанного.

Список произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 7 классе выглядит так.

  1. Александр Сергеевич Пушкин «Полтава», «Пиковая дама», «Борис Годунов» и прочее.
  2. Василий Жуковский «Светлана».
  3. Иван Тургенев «Певцы», «Бурмистр».
  4. Николай Гоголь «Тарас Бульба».
  5. Михаил Салтыков-Щедрин, сказки.
  6. Максим Горький «Макар Чудра», «Старуха Изергиль».
  7. Александр Куприн «Изумруд», «Тапер».
  8. Антон Чехов, рассказы (особенно понравится детям рассказ автора «Драма на охоте», по мотивам которого был снят кинофильм «Мой ласковый и нежный зверь»).
  9. Иван Бунин «Сны Чанга».
  10. Михаил Зощенко «История болезни».
  11. Александр Грин «Алые паруса», «Бегущая по волнам».
  12. Виктор Астафьев «Мальчик в белой рубашке».
  13. Рувим Фрайерман «Дикая собака Динго», «Повесть о первой любви».
  14. Рэй Дуглас Бредбери «Все лето в один день», «Каникулы», «Зеленое утро» и прочее.
  15. Джек Лондон «На берегах Сокраменто», «Белый клык» (произведения автора очекнь нравятся тинейджерам, они увлекательны, в нем много приключений, к тому же их легко читать).
  16. Марк Твен «История с приведением».
  17. Герберт Уеллс «Война миров», «Человек-невидимка», «Пища богов» и прочее (сюжеты произведений Уеллса всегда граничат между реальными событиями и мистическими, что делает чтение увлекательным и легким).
  18. Эдгар По, рассказы и повести.

Литература, 8 класс: список произведений на лето

Целью литературного чтения в восьмом классе является знакомство школьников с классическими произведениями, как русской, так и зарубежной словесной культуры. Эти произведения несут важную задачу: они формируют у школьников высоконравственные понятия и чувства, воспитывают патриотические чувства и чувства собственного достоинства.

Техника чтения восьмиклассника уже позволяет ему быстро осмысливать прочитанное, уметь формировать собственное мнение о книге, ее героях, сюжете.

Уроки литературы и школьная программа позволяют восьмиклассникам по прочитанным произведениям формировать собственное мнение о культуре разных народов и стран, обогащать собственные знания, понимания прочитанного, осознавать многообразие и богатство литературы как особого вида словесного искусства. Школьники не только воспитывают в себе культуру чтения, но и формируют потребности в чтении книг, повышают свой словарный запас, учатся грамотно, красиво и лаконично излагать сои мысли.

Список литературных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 8 классе включает в себя следующие произведения.

  1. Александр Сергеевич Пушкин «Капитанская дочка», «Медный всадник» и прочие повести и романы, соответствующие школьной программе.
  2. Николай Гоголь «Ревизор», «Петербургские повести», «Женитьба» (Если из предложенных романов и повестей одного автора в список внесено сразу несколько, то в каждой школе учитель должен сообщить школьникам, какое произведение он ставит в приоритет остальным. Это значит, что учитель сам определит, что они будут проходить более детально, а что оставит на внеклассной чтение для поверхностного ознакомления с произведением).
  3. Иван Тургенев «Ася».
  4. Иван Пущин «Записки о Пушкине».
  5. Лев Толстой «После бала», трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» (в некоторых школах трилогию разбивают на отдельные романы и проходят не за один учебный год, а за несколько. Например, в пятом классе дети читают «Детство» Толстого, в шестом – «Отрочество», в седьмом – «Юность». Разбивка может меняться).
  6. Иван Бунин «Лапти», «Цифры».
  7. Поэзия Марины Цветаевой.

Изучение произведений зарубежных авторов варьируется самим педагогом, он определяет, каких авторов они будут проходить с учениками и в каком объеме.

  1. Эмброз Бирс «Человек и змея».
  2. Виктор Гюго «93-й год», «Человек, который смеется», «Отверженные».
  3. Томас Гарди «Роковая ошибка церковных музыкантов».
  4. Джером К. Джером «Миссис Корнер расплачивается».
  5. Джек Лондон «Под палубным тентом» (восьмиклассникам еще предлагается к прочтению экранизированный роман «Сердца трех» этого же автора).
  6. Эдгар По «Очки».
  7. Роберт Стивенсон «Владете ль Баллантре».
  8. Герберт Уеллс «Война миров», «Человек-невидимка», «Пища богов» и прочее. (В восьмом классе школьники проходят те произведения автора, какие не успели пройти в седьмом классе. Все сюжеты произведений Уеллса всегда граничат между реальными событиями и мистическими, что делает чтение увлекательным и легким).
  9. Марк Твен «Журналистка из Теннесси».

Литература, 9 класс: список произведений на лето

В девятом классе наступает последний этап в освоении чтения и окончание периода литературного образования в концентрическом плане. Помимо художественных произведений школьники читают различные очерки русской литературы, включая исторические заметки и произведения, изучают биографические статьи русских и зарубежных писателей.

Какие же цели преследует учитель на уроках русской и зарубежной литературы в 9 классе? Прежде всего, он старается сформировать у учащихся эмоциональный и ценностный опыт изучения художественных произведений в литературе. Также учитель пытается добиться от школьников осознания эстетических ценностей художественных произведений, их роли в истории отечественной и мировой литературы.

Список художественных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 9 классе включает в себя следующие произведения.

  1. «Слово о полку Игореве».
  2. Денис Фонвизин «Недоросль».
  3. Александр Грибоедов «Горе от ума».
  4. Николай Карамзин «Бедная Лиза».
  5. Александр Пушкин «Евгений Онегин».
  6. Михаил Лермонтов «Герой нашего времени», поэзия.
  7. Николай Гоголь «Мертвые души».
  8. Антон Чехов «Медведь».
  9. Аркадий Аверченко, рассказы.
  10. Михаил Булгаков «Похождения Чичикова».
  11. Иван Бунин, рассказы.
  12. Михаил Шолохов «Судьба человека».
  13. Поэзия Анны Ахматовой, Александра Блока, Сергея Есенина, Марины Цветаевой и прочих представителей XX века.
  14. Уильям Шекспир, Сонеты.
  15. Жан Батист Мольер «Мещанин во дворянстве».
  16. Ричард Бах «Чайка по имени Джонатан Ливинстон».
  17. Валентин Распутин «Прощание с Матерой».

Литература, 10 класс: список произведений на лето

В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение в 10 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников.

Список литературы на лето для 10 класса:

  1. Александр Пушкин «Пиковая Дама», «Евгений Онегин», поэзия.
  2. Михаил Лермонтов «Герой нашего времени», поэзия.
  3. Николай Гоголь «Мертвые души».
  4. Александр Островский «Гроза», «Бесприданница».
  5. Иван Гончаров «Обломов».
  6. Иван Тургенев «Отцы и дети», «Записки охотника».
  7. Федор Достоевский «Преступление и наказание».
  8. Оскар Уальд «Портрет Дориана Грея».
  9. Николай Лесков «Тупейный художник».
  10. Лев Толстой «Война и мир».
  11. Бернард Шоу «Дом, где разбиваются сердца».
  12. Антон Чехов, рассказы.
  13. Федор Тютчев, поэзия.

Литература, 11 класс: список произведений на лето

В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение и развитие речи в 11 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, трудового, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников, способствует развитию памяти, мышления, помогает формировать у школьников навыки самостоятельной деятельности.

Список литературы на лето для 11 класса:

  1. Иван Бунин, поэзия, рассказы.
  2. Александр Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет».
  3. Аркадий Аверченко, рассказы.
  4. Михаил Зощенко, рассказы.
  5. Поэзия серебряного века.
  6. Максим Горький «На дне».
  7. Александр Блок, поэзия.
  8. Сергей Есенин, поэзия.
  9. Владимир Маяковский, поэзия.
  10. Михаил Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита».
  11. Андрей Платонов, рассказы.
  12. Алексей Толстой «Петр I».
  13. Михаил Шолохов «Тихий Дон».
  14. Поэзия о войне.
  15. Александр Солженицын «Один день Ивана Денисовича».
  16. Александр Твардовский, проза.
  17. Валентин Распутин, проза.
  18. Виктор Астафьев, рассказы.
  19. Василий Шукшин, рассказы.
  20. Современная фантастика (К.Булычев, братья Стругацкие, И.Ефремов).
  21. Чингиз Айтматов «Плаха».
  22. Авторская песня (В.Высокий, В.Цой, Б.Окуджава, И.Тальков и прочее).

Некоторые произведения проходят школьники разных классов, но это не значит, что они читают одно и то же из года в год. Просто в среднем звене они проходят произведение в сокращенном варианте, а в старших классах читают уже полное произведение. Некоторые педагоги по литературе могут корректировать программу изучения произведений, поэтому мы встречаем в программе повторяющиеся пункты.

Смотреть онлайн: Школьная программа по русской литературе

120 экранизаций русской классики для тех, кто не любит читать
Психологи советуют: если ваши дети не любят читать, посмотрите с ними экранизации классических литературных произведений. Конечно, стоит обратить внимание школьника на то, что фильм может принципиально отличаться от его литературной основы, может исказить факты, изменить финал, пренебречь сценами и даже целыми главами первоисточника. И все-таки привить любовь к чтению через кино можно, ведь в мировом кинематографе есть примеры экранизаций, которые прославились гораздо больше, чем их книжные предки — Унесенные ветром, Сияние, Крестный отец и другие.
Из фильмотеки Кино-театр.ру мы отобрали для вас отечественные картины, снятые по русской классической литературе.
Чтобы начать просмотр, достаточно просто кликнуть на название фильма в этом тексте.
А — Б

, 1972 (по повести Бориса Васильева)
Алые паруса, 1961 (по повести Александра Грина)
Анна Каренина, 1967 (по роману Льва Толстого)
Анна на шее, 1954 (по рассказу Чехова)
Ася, 1977 (по повести Тургенева)
Бег иноходца, 1968 (по повести Чингиза Айтматова)
Бег, 1970 (по пьесе Булгакова)
Без вины виноватые, 1945 (по пьесе Островского)
Без солнца, 1987 (по пьесе Горького «На дне»)
Белая гвардия, 2012 (по роману Михаила Булгакова)
Белый Бим – Черное ухо, 1976 (по повести Троепольского)
Бесприданница, 1936 (по пьесе Островского)
Бесы, 2014 (по роману Достоевского)
Борис Годунов, 1986 (по трагедии Пушкина)
В — Г

В городе С, 1966 (по рассказу «Ионыч» Чехова)
В начале славных дел, 1980 (по повести «Петр Первый» Алексея Толстого)
Васса, 1982 (по пьесе Горького «Васса Железнова»)
Ведьма, 2006 (по повести Гоголя «Вий»)
Вечера на хуторе близ Диканьки, 1961 (по произведениям Гоголя)
Вечный муж (по повести Достоевского)
Вий 3D, 2014 (по повести Гоголя)
Вий, 1967 (по повести Гоголя)
Война и мир, 1965-1967 (по роману Льва Толстого)
Воскресение, 1960-1961 (по роману Льва Толстого)
Восхождение, 1976 (по повести Василя Быкова)
Герой нашего времени, 1965-1966 (по роману Лермонтова)
Гроза, 1933 (по пьесе Островского)
Д — Е

Дама с собачкой, 1960 (по рассказу Чехова)
Два капитана, 1955 (по роману Каверина)
Два капитана, 1976 (по роману Каверина)
Дворянское гнездо, 1969 (по роману Тургенева)
Дело Артамоновых, 1941 (по роману Горького)
Дни Турбиных, 1976 (по роману Булгакова)
Донская повесть, 1964 (по произведениям Шолохова)
Драма из старинной жизни, 1971 (по повести Н. С. Лескова «Тупейный художник»)
Дубровский, 1988 (по повести Пушкина)
Дядюшкин сон, 1966 (по повести Достоевский)
Дядя Ваня, 1970 (по пьесе Чехова)
Евгений Онегин, 1958 (по роману Пушкина)
Ж — И

Женитьба Бальзаминова, 1964 (по пьесе Островского)
Женитьба, 1977 (по пьесе Гоголя)
Жестокий романс, 1984 (по пьесе «Бесприданница» Островского)
Живет такой парень, 1964 (по рассказам Шукшина)
Живой труп, 1968 (по роману Льва Толстого)
Жизнь Клима Самгина, 1986-1988 (по роману Горького)
Золотой ключик, 1939 (по сказке Алекся Толстого)
И вот пришел Бумбо…, 1984 (по рассказам Куприна)
Игрок, 1972 (по роману Достоевского)
Идиот, 1958 (по роману Достоевского)
Инкогнито из Петербурга, 1977 (по пьесе «Ревизор» Гоголя)
Иудушка Головлев, 1933 (по роману Салтыкова-Щедрина)
К — Л

Казаки, 1961 (по роману Льва Толстого)
Каменный гость, 1966 (по поэме Пушкина)
Капитанская дочка, 1958 (по повести Пушкина)
Карусель, 1970 (по записным книжкам и рассказам Чехова «Благодарный», «Циник», «Роман с контрабасом», «О вреде табака», «Поленька»)
Крах инженера Гарина, 1973 (по роману Алексея Толстого)
Кроткая, 1960 (по повести Достоевского)
Левша, 1986 (по повести Лескова)
Леди Макбет Мценского уезда, 1989 (по роману Лескова)
Лес, 1980 (по пьесе Островского)
М — Н

Майская ночь, или Утопленница, 1952 (по повести Гоголя)
Маленькие трагедии, 1979 (по произведениям Пушкина)
Маскарад, 1941 (по драме Лермонтова)
Мертвые души, 1984 (по поэме Гоголя)
Метель, 1964 (по повести Пушкина)
Мой ласковый и нежный зверь, 1978 (по рассказу Чехова «Драма на охоте»)
Молодая гвардия, 1948 (по роману Фадеева)
Накануне, 1959 (по роману Тургенева)
Нахаленок, 1961 (по рассказу Шолохова)
Не может быть!, 1975 (по рассказам Зощенко)
Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад, 1984 (по рассказам Чехова)
Невеста, 1956 (по рассказу Чехова)
Несколько дней из жизни И.И. Обломова, 1979 (по роману Гончарова)
Нос, 1977 (по повести Гоголя)
О — П

Они сражались за Родину, 1975 (по роману Шолохова)
Оно, 1989 (по произведениям Салтыкова-Щедрина)
Осенние колокола, 1978 (по сказкам Пушкина)
Отцы и дети, 1958 (по роману Тургенева)
Отцы и дети, 2008 (по роману Тургенева)
Палата №6, 2009 (по повести Чехова)
Петербургская ночь, 1934 (по мотивам повестей Достоевского «Неточка Незванова» и «Белые ночи»)
Петр Первый, 1937-1938 (по роману Алексея Толстого)
Пиковая дама, 1960 (по трагедии Пушкина)
Пиковая дама, 1982 (по трагедии Пушкина)
Плохой хороший человек, 1973 (по повести Чехова «Дуэль»)
Повесть о настоящем человеке, 1948 (по повести Бориса Полевого)
Поднятая целина, 1959-1961 (по роману Шолохова)
Попрыгунья, 1955 (по рассказу Чехова)
Последняя жертва, 1975 (по пьесе Островского)
Похождения графа Невзорова, 1982 (по мотивам повести Алексея Толстого)
Преждевременный человек, 1971 (по пьесе Горького «Яков Богомолов»)
Преступление и наказание, 1969 (по роману Достоевского)
Простая смерть, 1985 (по повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича»)
Р — С

Рассказ неизвестного человека, 1980 (по повести Чехова)
Русская игра, 2007 (по повести «Игроки» Гоголя)
Свадьба, 1944 (по пьесе Чехова)
Северная повесть, 1960 (по произведениям Паустовского)
Семейное счастье, 1969 (по произведениям Чехова)
Сказка о царе Салтане, 1966 (по сказке Пушкина)
Скверный анекдот, 1966 (по рассказу Достоевского)
Собачье сердце, 1988 (по повести Булгакова)
Солнечный удар, 2014 (по произведениям Бунина)
Сталкер, 1972 (по мотивам повести братьев Стругацких)
Станционный смотритель, 1972 (экранизация «Повести Белкина» Пушкина)
Суходол, 2011 (по повести Бунина)
Сын полка, 1946 (по повести Катаева)
Т — Ю
Табор уходит в небо, 1976 (по ранним произведениям Горького)
Таланты и поклонники, 1955 (по пьесе Островского)
Тихий Дон, 1930 (по роману Шолохова)
Тихий Дон, 1957-1958 (по роману Шолохова)
Три толстяка, 1966 (по сказке Юрия Олеши)
Хождение по мукам, 1957-1959 (по роману Алексея Толстого)
Чайка, 1970 (по пьесе Чехова)
Человек-амфибия, 1961 (по повести Беляева)
Чужая жена и муж под кроватью, 1984 (по рассказу Достоевского)
Шинель, 1926 (по повести Гоголя)
Шинель, 1959 (по повести Гоголя)
Шурочка, 1982 (по рассказу Куприна «Поединок»)
Юность Петра, 1980 (по роману «Петр Первый» Алекся Толстого)

Чему учит произведение Преступление и Наказание (Сочинение на свободную тему)

Не секрет, что произведение ,, Преступление и наказание” оставляет необычайно сильное впечатление. Оно одновременно пугает, завораживает и поражает меня. По причине того, что я совершенно не представляю, как можно так детально описать все внутренние терзания главного героя и его психическое состояние после убийства. Но вернемся к изначальному вопросу. Чему же учит данное произведение? В первую очередь в тексте идет противопоставление между добром и злом. Так же Достоевский учит нас, что нет таких причин и обстоятельств, которые могли бы оправдать бесчеловечность идей и поступков и, конечно, за любым преступлением, следует наказание. На самом деле, в тексте множество деталей, которые могут нас много научить, но, как правило, на них никто не обращает внимание.

Даже описание Петербурга, которое значительно отличатся от того, что мы привыкли слышать, может научить нас чему-то. Например, что нет ничего идеального, если изучить что-то или кого-то более детально, можно открыть для себя множество сторон, не всегда хороших. И ведь на самом деле изображение Петербурга играет огромную роль. У Достоевского это не город величественных дворцов и палат, фонтанов, а город с черными лестницами, облитыми помоями, город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. В этом городе невозможно остаться здоровым, он душит и давит. Обстановка жизни в этом городе совершено не способствует развитию человеческих чувств, таких как доброта и сострадание. И как мне кажется, Достоевский хотел показать, что необходимо сохранить в себе доброту и сострадание даже в таком мире, какой показан в романе. Можно предположить, что Раскольников придумал свою теорию, чтобы хоть как-то убежать от реальности и немного возвысится над страдающим миром. Согласно теории Раскольникова, люди делятся на тварей дрожащих и на особых людей, которые имеют право на совершение преступления ради великих задач. Естественно Раскольников относил себя к право имеющим. Какие бы причины убийства не озвучивались в тексте, единственным верным вариантом будет то, что он хотел проверить свою теорию. Если разобраться немного лучше в теории, можно сказать, что она ошибочна не до конца, конечно, я не хочу сказать, что убийство людей, да и не только убийство, а любое преступление можно как-то оправдать, нет — это не так. Я допускаю возможность, что люди и вправду делятся на разные группы, но я не говорю про разделение по расовой принадлежности или степени обеспеченности. Я хочу донести, что есть люди, которые хотят что-то и делают всё возможное для достижения своей цели, не смотря на

обстоятельства. Так же есть люди, которые только изъявляют свои желания, но, не предпринимая никаких действий для их исполнения, просто ждут, когда же их желание исполнится.

Так же, как мне кажется, одним из главных персонажей, который чему-то нас учит, является Сонечка Мармеладова. Этот персонаж поставлен в не менее жестокую жизненную ситуацию. Не смотря на то, что жизненные обстоятельства заставляют Соню пойти по ,, желтому билету “. Она остается невероятно доброй и отзывчивой девушкой. Её самопожертвование поистине удивляет. Соня несет с Раскольниковым его крест — идет с ним на каторгу. Не многие способны на такой поступок, ведь люди из века в век, по большей части, переживают за себя. Не сдаваться Соне помогает невероятно сильная вера. Можно предположить, что это еще один урок. Урок, который гласит, что, для того чтобы не потерять себя, не сбиться с правильного пути, нужна вера, сейчас речь идет не только о вере в бога, но и о вере в самих людей, вере в добро, вере, что когда-нибудь всё будет хорошо, нужно просто приложить немного усилий и т.д. На мой взгляд, человек, который ни во что не верит, не живёт, а существует, ведь для него по большей части всё бессмысленно. Сейчас попробуем обобщить всё выше сказанное. Достоевский учит верить, творить добро и сострадать. И на самом деле все проблемы, которые были описаны в данном романе, транслируются и на наше время, эти проблемы не изменяются спустя века, в классике описано невероятное многообразие проблем, их количество даже пугает. Читай, учись на чужих ошибках, но по каким-то причинам все игнорируют написанное величайшими авторами, ссылаясь на то, что это всё выдуманные истории, не замечая, что эти проблемы действительно есть и в нашем современном обществе и это печально.

Чему учит Достоевский?

Для меня всегда было загадкой, почему коммунисты оставили в школьной программе Достоевского, да еще выбрали «Преступление и наказание». Ну ладно, Пушкин, у которого христианские мотивы звучат прикровенно. Или Лермонтов с его демоническим Печориным, в которого якобы влюблялись советские девочки. Толстой, Чехов, Грибоедов, Островский, Тургенев, даже Гоголь были не так опасны. У них нежелательную — а на самом деле ключевую тему всей русской классики — тему Богопознания, взаимодействия Бога и человека — можно было обойти и не объяснять детям ни смысл финальной сцены в «Ревизоре», ни оксюморон в названии «Мертвые души». Но у Достоевского всё на виду, всё распахнуто настежь. И ведь не «Бедные люди», не «Униженные и оскорбленные», их хоть как-то можно было бы свести к социальной критике, а роман, от которого самая молодая и неопытная баба-яга должна была шарахнуться, как черт от ладана, и на весь лес воскликнуть: «Фу-фу-фу, русским духом пахнет!»

Что говорить, если в этом романе советский школьник впервые читал Евангелие или вовсе узнавал о существовании этой книги. Это сегодня есть воскресные школы, умные проповеди, церковные лавки с душеспасительной литературой и даже редкие программы про церковную жизнь на телевидении, а тогда? Мы в лучшем случае рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда» на катушечных магнитофонах слушали. «Преступление и наказание» стало для меня переворотом, до конца не осознанным, но необратимым, а вся рассказанная в романе история так покорила и потянула за собой, что когда далекой школьной зимой 1978 года я поехал в Питер, то первым делом пошел на канал Грибоедова и часами бродил среди невысоких, тяжелых домов, думая о том, что вот где-то здесь встречались Соня и Раскольников, и блудница читала убийце вечную книгу, восклицая: «Что ж бы я без бога-то была?» В советском издании романа слово «Бог» было набрано именно так — с маленькой буквы, но самый синтаксис, интонация фразы ставили запретное слово в центр, и фраза цепляла, западала в сознание, вступая в противоречие с тем, что говорили нам на уроках истории и обществоведения, а потом в университете на марксистско-ленинской философии и научном атеизме. Достоевский всю эту бледную немочь побеждал. Но побеждал не сухой проповедью, а исповедью, художественностью своей, той достоверностью времени и места, которую невозможно выдумать.

Квартал неподалеку от Сенной площади был заброшенный, темный, и можно было войти в подъезд, подняться по лестницам, зайти в пустые квартиры, коснуться стен и вообразить, что вот эта комната, тремя окнами глядящая на канал, с безобразным тупым углом и убегающим во тьму острым, и есть та самая, где говорили о Лазаре четырехдневном. Это было даже реальнее и важнее, чем то, что где-то не так далеко отсюда жил сам Достоевский, ибо в его героев верилось больше, чем в него самого. Они действительно были. И Порфирий Петрович — несостоявшийся монах и гениальный режиссер. И не впадающий в уныние, но попадающий в комические ситуации студент Разумихин (у Достоевского вообще при всем трагизме много юмора и иронии), и чуть надменная Пульхерия Александровна, которая с чувством женского превосходства, прищурив глаза, смотрела на испуганную Соню, и гордая, прямая Дуня. А из персонажей менее заметных, но совсем уж таинственных — красивая хозяйка квартиры и ее покойная дочь, из-за смерти которой пошел на преступление затосковавший двадцатичетырехлетний студент. А еще семейство Мармеладовых с безумной Катериной Ивановной, которой ничего не может возразить пришедший исповедовать и причащать ее умирающего мужа безымянный священник. Свидригайлов — самый страшный, но и самый полезный герой романа, потому что именно на его деньги устраивается судьба детей Катерины Ивановны. Жутковатая старуха-процентщица, являющаяся Раскольникову во сне, безответная Лизавета, честнейший дурак Лебезятников, Миколка, мещанин с его указующим перстом «убивец!», страдалица Марфа Петровна — поразительно богатый, разнообразный роман, наполненный не только драматизмом человеческих отношений, столкновений и борьбой идей, но прежде всего лицами, характерами. Фантастически спрессованный по времени и при этом безупречно композиционно построенный и мотивированный, как никакому профессиональному детективщику не удавалось ни до, ни после.

Отчего Раскольников, так долго не решавшийся привести в исполнение свой план, вдруг отваживается на убийство? Оттого, что кто-то складывает обстоятельства и события так, что они заманивают протагониста в дьявольскую ловушку, заталкивают его в квартиру к старухе-процентщице, как шар в лузу. Чего только стоит эта последовательность: рассказ пьяного Мармеладова про дочь, ушедшую на улицу и принесшую домой тридцать целковых, письмо матери, из которого Раскольникову становится ясно, что и его родная сестра пойдет тем же путем, встреча с обесчещенной девочкой на Конногвардейском бульваре и, наконец, — случайно подслушанный на улице разговор о том, что вечером Алена Ивановна будет одна. Всё одно к одному, бьет в одну точку и становится неотвратимым. Механическим. Или, как сказано в романе, «… как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественной силой, без возражений». Раскольников не сам идет убивать, а его ведут туда, как на казнь, самым коротким и безжалостным путем. Но помимо логической стройности, роман полон тайными смыслами, намеками, предвидениями и как бы случайными проговорками. Когда Раскольников встречается после убийства старухи с сестрой, Дуня в ответ на его упреки, что выходит замуж из-за денег, вскрикивает: «Зачем ты требуешь от меня геройства, которого и в тебе-то, может быть, нет? Это деспотизм, это насилие! Если я погублю кого-то, так только себя одну… Я еще никого не зарезала!.. Что ты так смотришь на меня? Что ты так побледнел? Родя, что с тобой? Родя, милый!..»

Тут уже все предсказано. Раскольников еще и не собирается ни в чем признаваться, но он уже случайно раскрыт любящим существом. И весь роман бьется этим опережающим рассудок сердцем. Когда бы не оно, все притерлись бы к подлости мира, но сердце не позволяет, сколь ни сопротивляется ему отравленный чуждым знанием разум.

Ум с сердцем у героев Достоев­ского не в ладу, но в ином, чем у Грибоедова, смысле. И если тут тоже есть свое горе от ума, то оно иное, ибо именно рассорившийся с сердцем рассудок уводит героя от живой жизни, а возвращает к ней сердце, но не сразу, а долгим кружным путем. И все герои романа, абсолютно все — и добрые, и злые — вольно или невольно помогают убийце вернуться на ту землю, которую он в Петербурге потерял. Порфирий устраивает ему психологическую пытку, своего рода чистилище, Соня дарует бесконечную любовь, Лужин и Свидригайлов показывают доведенную до логического конца его теорию, сестра и мать не позволяют ему себя бросить, хоть он и пытается это сделать, отрезать себя от них, как ножницами.

Однако Достоевский, будучи в высшей степени реалистом, изображает только самое начало этого пути к людям. Раскольников идет признаваться в убийстве вовсе не потому, что он раскаялся. Он хоть и целует, по Сониному слову, землю на пыльном перекрестке, но одновременно презирает себя за то, что слаб, за то, что не особенный человек и не герой. У него на лице не слезы, но «безобразная, потерянная улыбка», и покаяние его, исправление начнется много позднее, в остроге, оно почти за скобками, в эпилоге, за страшным сном о гибели рода людского. В романе же, в его шести частях, в этих нескольких лихорадочных днях, прожитых самыми разными людьми, случайно или неслучайно вовлеченными в историю потрясшего город убийства*, — только невероятное душевное, духовное напряжение и почти неправдоподобное нагромождение событий, встреч, лиц, споров, ссор. И все обязательно совершается либо на виду у всех, либо так, что одних героев подслушивают, подсматривают за ними другие, и при всей этой громоздкости, все очень точно. Всё вдруг — любимое слово Достоевского, встречающееся на иных страницах едва ли не по десять раз, всё спонтанно и одновременно закономерно, продуманно и жутко увлекательно. Невозможно было сделать более точный читательский выбор.

Спасибо за него советской власти. И неспасибо нынешнему Министерству образования, которое на словах выступает за духовность и нравственность, дружит с Церковью — а литературу в школе губит, так что современные подростки «Преступление и наказание» едва ли прочтут. Как не прочтут они ни «Мертвых душ», ни «Войны и мира», ни «Обломова». Но это так, к слову, хоть и к горькому слову. К горькому еще и потому, что не только от чиновников, но иной раз даже от священников, умных, авторитетных, приходится слышать: а зачем нам художественная литература? Нам она не нужна. Вот и доказывай обратное.

С «Преступления и наказания» начался для меня весь Достоевский. «Идиот», «Подросток», «Братья Карамазовы», «Бесы», «Дневник писателя», но к этому роману я все равно возвращался, как Раскольников к месту преступления, и всякий раз, приезжая в Ленинград, ставший снова Санкт-Петербургом, шел на канал Грибоедова. Там с годами возник район элитного жилья, и в доме, где мучился в своей каморке Родион Романович или где жила несчастная семья Мармеладовых, поселились респектабельные люди, сделавшие себе евроремонт, повесившие на окна кондиционеры и поставившие во дворы-колодцы дорогие автомобили. В первых этажах открылись кондитерские, кофейни и магазины. Ничего не имея против, я все же скорблю… Здесь надо было сделать что-то иное, достоевское. А впрочем, снявши голову — по волосам не плачут. Если Федора Михайловича фактически изгнали из школы, если на центральном телевидении отформатировали так, что и не узнать, чего уж жалеть о перестроенных домах.

Все это горько, но понятно. И по отношению к Достоевскому и его роману понятно вдвойне. «Преступление и наказание» неудобно, как шило в подушке. Коммунистам — потому что оно автоматически доказывало, что без Бога в этой жизни никуда, а заодно высмеивало социалистические утопии и прогрессивные бредни. Но еще противнее эта книга тем, кто незаметно, исподволь национальной идеей нашей страны сделал деньги и наживу. В сегодняшней России восторжествовал экономический дух Петра Петровича Лужина — тот дух, о котором один из наших современников очень точно заметил: идеалы заменились интересами, а совесть — корыстью.

Достоевский это предвидел и нас предупреждал. О двух наших напастях — первой, коммунистической, бесовской, от которой мы ценой страшных потерь к концу века еле избавились, и о второй — ростовщической, которую не знаем, как одолеть, и не ведаем, сколь долго будем в этой кабале находиться. Да и на самом-то деле кабала одна, только набравшаяся ума и ныне жестко преследующая того, кто ей противостоял. Цель этой кабалы — отнять у человека свободную волю, делающую его личностью, и полностью подчинить себе. Достоевский в «Легенде о Великом инквизиторе» механизм обезличивания описал. Сегодня весь мир — не только мы одни — живет по этому сценарию, но один из оставшихся шансов, что великому инквизитору не удастся погубить и обезличить всех — Достоевский. Ибо если кого-то вдруг взволнует история, случившаяся в Петербурге полтора столетия назад, если чье-то сердце вдруг отзовется состраданием и болью, да просто если кому-то вдруг покажется интересным этот сюжет, значит еще не все потеряно.

*Это ведь тоже интересный факт. Один мой хороший друг работал одно время с архивами министерства внутренних дел, относящимися к середине XIX века. Так вот, согласно им, в Петербурге за год произошло всего девять убийств. Понятно, почему совершенное Раскольниковым двойное убийство имело такой резонанс. — А.В.

Другие материалы в ноябрьской теме номера “Достоевский. Перезагрузка”:

На заставке кадр из фильма кадр из фильма “Преступление и наказание”

О чём заставляет задуматься роман Преступление и наказание Достоевского сочинение

Книга Преступление и наказание позволяет поразмыслить над тем, как человек может оправдывать собственное ничтожество. Мне кажется, во многом люди занимаются именно этим, а Раскольников – только крайняя форма подобной умственной работы.

Ведь каждый в какой-либо степени считает себя исключительным, даже простая философия «своя рубашка ближе» тоже говорит именно об этом. Для человека важен именно он сам, только потом, все остальное. Такие воззрения в итоге приводят к катастрофическим последствиям, но в этом смысле весь мир является непрестанной катастрофой.

Вероятно, Достоевский опирался на православное учение, которое не отвергает исключительности личности, но рассматривает основным своим стержнем любовь к ближнему, то есть к каждому человеку и ставит его интересы выше собственных. Именно в этом по Достоевскому (и православному учению тоже) и есть ответ. Когда человек не просто в силу глупого коллективизма или стадного чувства, но из любви ставит другого выше себя, видит его интересы как высшую ценность, тогда в мире исчезает нечто негативное, даже, наверное, в некотором смысле исчезает зло.

С другой стороны Достоевский говорит о крайней форме индивидуализма, но не индивидуализма альтруистического вектора, но наоборот захватнического, агрессивного и надменного. Этой формой является теория Раскольникова, его надежды на необыкновенных людей, по сути, тиранов и деспотов и, наверное, не таких необыкновенных, а просто до глупости жестоких и слабых. Этот факт подтверждается и в самом романе, когда Раскольников, по сути, понимает, что его «необыкновенные» люди на самом деле – обыкновенные свидригайловы, кровожадные и довольно отвратительные личности.

Путь Раскольникова – легкий путь, даже, учитывая, то, что он не смог справиться с такой нагрузкой и эмоциональным накалом. В любом варианте, он выбирает жить за счет других и его решение вообще буквально говорит об этом. Роман тут заставляет размышлять: неужели люди, да и все в мире может существовать только через уничтожение, притеснение другого, неужели не существует пути более сильного?

Достоевский дает свой ответ в лице Мармеладовой, но и он неутешительный. Единственное существо, которое идет путем любви, в этом мире оказывается проституткой, ей приходится занять такое положение и, возможно, в этом мире действительно сильный и самоотверженный путь выглядит так. Здесь тоже есть над чем поразмыслить.

>О чём заставляет задуматься роман Преступление и наказание Достоевского

  • Анализ книги Путешествие Гулливера Джонатана Свифта

    Произведение состоит из четырех частей. Главный герой является англичанином. Его зо-вут Лемюэль Гулливер. В первой части он попадает к лилипутам. Вторая часть изображает государство великанов.

  • Характеристика и образ циганки Груши в повести Очарованный странник Лескова сочинение

    Груша – это молодая цыганка, чья красота пленит любого мужчину. Её загадочность, блеск волос, тонкости повадок – это её несомненные козыри.

  • Сочинение Митраша из Кладовой солнца 6 класс (характеристика и образ)

    Митраша это главный герой произведения Пришвина «Кладовая Солнца». Ему десять лет

  • Анализ пьесы Вишневый сад Чехова

    Знаменитому писателю Антону Павловичу Чехову удавалось сочинять не только рассказы, но и оригинальные пьесы. Известная на сегодняшний день его пьеса – это «Вишневый сад», которая писалась

  • Аргументы и примеры жизненных ценностей из литературы

    Жизненными ценностями можно назвать моральные принципы и убеждения человека. То, во что он верит, считает нормальным, правильным. Каждый человек имеет свои ценности. Это напрямую зависит от воспитания, уровня саморазвития, веры

О чем меня заставил задуматься роман Достоевского «Преступление и наказание» | Сочинение по литературе (Достоевский Ф.М.) | 5 отзывов

Роман «Преступление и наказание» произвел на меня очень сильное впечатление. Ф.М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания «больной души». Одним из интереснейших героев Достоевского является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель.
Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление — на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий. Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных людей, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен до предела нищеты и нравственных мучений.
Раскольников чувствовал и видел мир, его историю, его победы и поражения. Этому человеку казалось, что он понял людей и добрался до сути жизни. Раскольников решил все взять в свои руки, направить ход событий по пути, предначертанному им самим.
Протест и возмущение Родиона против общественного строя сочетается с его теорией «сильной личности». Презрение к обществу и его нравственным законам приводит героя к убеждению о неизбежности сильной, властной личности, которой «все дозволено». Преступление должно доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, которому все разрешается».
Мне кажется, ошибка главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой природе человека, а закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им. Раскольникову кажется, что он отвечает за свои поступки лишь перед собой, и суд других ему безразличен.
Вначале Родиона нисколько не трогает совершенное им преступление. Он слишком уверен в правильности своих идей, уверен в своей самобытности и исключительности. Что тут такого, если он убил? Он убил только одну «вошь, из всех вшей самую наибесполезнейшую». Когда Родион слышит слово «преступление», он кричит в ответ: «Преступление! Какое преступление?.. то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить – сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это же преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю!»
Постепенно Раскольников начинает анализировать причины и давать различные объяснения своему поступку: «хотел Наполеоном сделаться», жаждал помочь матери, был безумен и озлоблен, бунтовал против всех и вся, стремился утвердить свою личность. Героя начинает мучить совесть. По-моему, это естественно. Раскольников нарушил нравственный закон, который существует в душе человека с момента его рождения. Этот закон непреложен. Нарушившего его ждут сильнейшие нравственные муки, разрушение духовное и физическое.
На мой взгляд, в теории Раскольникова есть мысли, которые могут возникнуть только у ненормального человека. Возможно, если бы теория героя осталась на бумаге, она показалась бы только плодом фантазии больного человека. Но Раскольников начал осуществлять ее практически! Он решил, что старуха-процентщица – «гнойник, который необходимо удалить», ведь она не приносит никому пользы. Поэтому Алена Ивановна должна умереть, она – та самая «тварь дрожащая». Но почему, в таком случае, гибнет невинная Лизавета?
Так теория Раскольникова начинает постепенно рушиться. Нельзя делить людей только на «плохих» и «хороших», да и не дело человека – судить других. Кто прав, а кто виноват, может решать только Господь Бог. Нельзя убивать человека, даже ради великих и благих целей. Жизнь – это самое ценное, что у нас есть, и никто не вправе выносить ей приговор просто так, по собственной прихоти.
Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и, в конечном счете, отвергает все мотивы преступления — сцена признания Раскольникова Соне. Все доводы рассудка, казавшиеся ему столь верными, отпадают один за другим. Таким образом, роман «Преступление и наказание» помог мне понять: нельзя прийти к благу через убийство, даже если добро во много раз превышает зло.
Сам Достоевский был против насилия. Своим романом он спорит с революционерами, утверждающими, что единственный путь к всеобщему счастью – «призвать Русь к топору».
На мой взгляд, антигуманные мысли и дела не могут служить на благо человечества, никакое зло нельзя оправдать счастьем миллионов других. Счастье нельзя построить на крови, жестокости и насилии.
Раскольников в романе приходит к переосмыслению нравственных ценностей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил». Я согласен с героем и автором. Только через гуманное и высокое человечество может возвыситься, достичь счастья многих людей. Осознать все это мне помог великий роман Достоевского «Преступление и наказание».

Пройти тест. Нажимай

В каком классе проходят Достоевского, какие изучают произведения?

Без изучения произведений Ф. М. Достоевского трудно представить себе современные школьные программы. Но так было не всегда. На протяжении ХХ века изучение творчества этого писателя то вводилось в программы, то исключалось, то снова вводилось.

Официальное марксистско-ленинско­е литературоведение советской эпохи довольно прохладно относилось к Достоевскому и его произведениям, так как они не вписывались в его жёсткие рамки. Но как бы там ни было, а статья о творчестве писателя впервые появилась в учебнике литературы для школьников в 1935 году (это, кстати, был 1-й школьный советский учебник литературы). Что было в этой статье, мне неведомо: не пришлось даже листать – не то что читать этот учебник. Предполагаю – общий обзор творчества, краткий, конечно. А до года 1935 не редки были случаи абсолютного отрицания значимости творческого наследия писателя.

Фёдора Михайловича исключили из списка изучаемых в школе писателей во 2-м школьном учебнике литературы Страны Советов, издававшемся незадолго до начала Второй мировой и Великой Отечественной войн, в 1938–1940 годах. Мало того, почти на пару десятилетий Достоевский не только исчез из школьных программ, но и в вузах перестали изучать его творчество.

Реабилитация писателя и его творчества произошла без малого через 20 лет, в начале 2-й половин 50-х годов и не без влияния его огромной популярности среди западно-европейских и американских (США) читателей. Вот тогда-то творчество Фёдора Михайловича и было возвращено в программы и учебники для вузов и школ.

Что именно из произведений Достоевского и в каком классе изучали после реабилитации его творчества? Роман «Преступление и наказание» в 9-м классе (ныне это 10-й класс). Конечно, учебная статья представляла собой в первую очередь краткий обзор творчества писателя с указанием проблематики таких произведений, как

а уже потом следовали история создания и анализ «Преступления и наказания».

Изучались все эти произведения + романы «Идиот», «Бесы» только на филологических факультетах вузов.

Когда в 80-е годы начала воплощаться в жизнь идея создания альтернативных учебников, в один из них был включён рассказ «Мальчик у Христа на ёлке» (7-й класс), в другой – повесть «Мальчики», являющаяся

Сейчас у нас много альтернативных учебников и, соответственно, программ по литературе.

Одни из них предполагают текстуальное изучение уже названных мной романа «Преступление и наказание» (10-й класс) и рассказа «Мальчик у Христа на ёлке»» (7-й класс).

В других список изучаемых произведений Достоевского расширен:

  • в 1-й четверти ученики 6-го класса изучают повесть «Мальчики» (из «Братьев Карамазовых»); какими-то программами предусматривается изучение этой повести в 7-м классе, вместе с рассказом «Мальчик у Христа на ёлке»;
  • в 4-й четверти шестиклассники читают отрывки из романа «Бедные люди»;
  • семиклассники в 3-й четверти изучают повесть «Белые ночи»;
  • повесть «Двойник» – предмет изучения в 9-м классе (4-я четверть);
  • ученики 10-го класса во втором полугодии учебного года традиционно изучают роман «Преступление и наказание», предварительно ознакомившись с общим обзором творчества Достоевского.

Таким образом, в лучшем случае наши школьники текстуально изучают такие произведения Достоевского:

  • повесть «Мальчики»;
  • повесть «Бедные люди»;
  • повесть «Белые ночи»;
  • повесть «Двойник»;
  • роман «Преступление и наказание».

При этом из обзорной статьи учебника литературы за 10-й класс школьники знают, что у писателя есть романы:

  • «Униженные и оскорблённые»;
  • «Подросток»;
  • «Игрок»;
  • «Идиот»;
  • «Бесы»;
  • «Братья Карамазовы».

В худшем случае предполагается текстуальное изучение только двух произведений:

Романы «Идиот» и «Бесы» в школе никогда не изучались и сейчас не изучаются. Они слишком сложны для подростков.

«В кабинетах власти работают сегодня исключительно изобретательные политтехнологи. Кстати сказать, имена их, хоть и тщательно скрываются, однако же известны — и рано или поздно будут покрыты презрением; вот этого они, похоже, не учитывают — что их выросшим детям не по себе будет. Достигают они раз за разом своих целей довольно легко. И мыслящие люди, которых в нашей стране, несмотря на их колоссальный отток (за прошлый год — рекордная цифра уехавших: 300 000; заведомо уверена, что дураков среди них почти нет), все еще немало, — бросаются то защищать оперный театр, то, скажем (вот как я сейчас), российскую школу от стопроцентного абсурда. Вменяемым согражданам просто не дают оглянуться вокруг и увидеть реальные угрозы — нашей экономике, жизни гражданского общества и просто жизни.
Один депутат, в свои школьные годы — несомненно, малоспособный ученик (я преподавала в школе, много лет имею дело со студентами и знаю, что говорю), вспомнил, что он не понимал ни «Войну и мир», ни Булгакова. Вывод? Ну, казалось бы, — почесать в затылке, посожалеть о своей тупости… Поговорить, наконец, с теми «умниками и умницами», которые Льва Толстого понимали. Не тут -то было! Приходится предполагать, что примерно миллион рублей за два месяца (депутатская зарплата) жжет темя. Мучают, видимо, остатки совести — надо же что-то делать за такие бешеные (с точки зрения его избирателей) деньги… И депутат заявляет: «По себе могу сказать (А почему по себе-то? А, депутат?… — М.Ч.) — в 9-10 классе сложные философские вопросы проходить рано! Изучать «Войну и мир», «Преступление и наказание», Булгакова и прочих — сложно и рано». Одно это «и прочих» с головой выдает троечника!
Так вот, имею сказать — провела конкурс в нескольких московских школах (это была проба — в ближайшее время проведу в нескольких областях, а затем, возможно, и шире) по роману «Мастер и Маргарита». Скоро подведем итоги с вручением премий. Тема была сформулирована так: «Что именно увлекло тебя и твоих друзей в романе «Мастер и Маргарита»?». Почитал бы депутат присланные мне сочинения — пожалуй, приуныл бы… Если, конечно, сохранил в своей высокой должности хоть сколько-то самокритичности. Немало понимают в этом романе сегодняшние школьники! Да, представьте себе — понимают многовековую драму борьбы добра со злом, размышления о смысле жизни человеческой, свободу воли в выборе между добром и злом, врученную человеку с рождения. Недаром по всем социологическим опросам, во-первых, читают этот роман с 12-ти лет (!), во-вторых, вот уж сколько лет школьники ставят его на первое место среди прочитанных книг. Это — одна из самых читаемых.
Таковы факты. И исходить надо из них, стараясь извлечь из этого пользу для изучения в школе классики XIX века — оно нередко, как известно, идет со скрипом. Показать, как именно использовать факт любви к роману Булгакова, я и стараюсь в своей книге для учителей-словесников «Литература в школе: читаем или проходим?» (то есть — проходим мимо…). Писала я для учителей, но ее, к моему приятному удивлению, активно покупают родители — такие, которые не хотят, чтоб их дети уподобились тем, кто не в силах воспринять русскую классику… Я показываю там, как через роман «Мастер и Маргарита» (ставший по-настоящему культовым романом российских школьников) учитель может выйти к Пушкину, Гоголю и Бунину (поскольку все они «содержатся» в этом романе). В этой же книге объясняется, сколько минут урока литературы надо непременно тратить на чтение русской классики вслух — это сегодня единственно верный способ донести ее до школьника. А уж там классика наша сама за себя постоит — и обнаружит свой огромный этический потенциал.
А по поводу бредовой мысли о создании в нашей стране специальной патриотической литературы обращусь непосредственно к Сергею Степашину — вдруг мое обращение каким-то путем до него дойдет.
Сергей Вадимович, вы — умный, образованный человек — не можете не понимать, что вряд ли кому удастся сегодня написать страницы, которые затмят за душу берущие чувством живого патриотизма страницы «Войны и мира»! «Тема патриотического воспитания граждан — это стратегическая государственная задача, которая попала на благодатную почву воссоединения Крыма и России». Если это правда ваши слова, а не фантазии думских журналистов, то читать совестно, Сергей Вадимович! Каков стиль — «стратегическая»! Ведь вы человек совестливый, и это значит, что через несколько лет каяться придется, как каялись вы за первую чеченскую войну…Только двое — Ельцин и вы — публично покаялись; я лично очень это оценила.
Так что в сегодняшней очередной «патриотической кампании» порадовали меня только слова Владимира Толстого — в журналистском, правда, пересказе, — что «любую качественную литературу можно назвать патриотической». Давайте из этого и будем исходить. Одно могу сказать определенно: если в сегодняшнем школьном преподавании литературы будем мы равняться на умственный уровень сегодняшних наших депутатов — пропала Россия-матушка».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *