Усадьба абрамцево осенью

yarodom

Ещё достопримечательности ПодмосковьяОригинал взят у deadokey Усадьба Абрамцево, Московская область, Сергиево-Посадский район
Летопись русской усадьбы
С 1843 года усадьба принадлежала известному писателю С.Т. Аксакову и стала местом притяжения для людей искусства. В Абрамцеве С.Т. Аксаков сформировался как писатель, и создал свои лучшие литературные произведения, в том числе и сказку «Аленький цветочек”. При Аксакове Абрамцево посещали Гоголь, Тургенев, Погодин, Щепкин и другие друзья писателя. Есть версия, что в кругу семьи Аксаковых, Гоголь впервые читал главу из второй части «Мёртвых душ» в августе 1849 года… По теме: Интервью с К. Аксаковым / К. Аксакову — 200! | С. Аксакову — 225! | «Русский стиль» в Абрамцеве ‘2013
В 1870 году имение было продано С.И. Мамонтову, выходцу из старинной купеческой семьи. Абрамцево стало гостеприимным домом для молодых художников. Здесь неделями и месяцами жили Репин, Поленов, Васнецов, Серов, Коровин, Врубель и многие другие ныне знаменитые художники. На картине Серова «Девочка с персиками» изображена дочь хозяина усадьбы Вера Мамонтова. А на столе перед девочкой лежат персики, выращенные в абрамцевской оранжерее.
В 2013 году главный дом усадьбы был отреставрирован.С помощью аудиогида «усадьба Абрамцево» можно прогуляться по усадьбе, послушать рассказы про самые интересные постройки и посмотреть полную коллекцию архивных фотографий. И все это под музыку Шопена, Чайковского, Малера и фламандского композитора Тильмана Сузато (1510-1570). Особую благодарность при создании аудиогида хочу выразить Е.Н. Митрофановой (зам. по науке) и старшему научному сотруднику А.В. Городнянскому.
Владельцы усадьбы: Конец XVI в. — 1727 г. — Волынский, 1727 — 1783 гг. — Головины, 1797 — 1840 гг. — Молчановы, 1841 — 1843 гг. — В.В. Неведомский, 1843 — 1870 гг. — Аксаковы, 1870 — 1917 гг. — Мамонтовы. Усадьбу посещали: Гоголь, Тургенев, Погодин, Щепкин, Репин, Васнецов, Серов, Врубель и др. Сохранность усадьбы: В усадьбе размещается Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник. Адрес: Московская область, городское поселение Хотьково, c. Абрамцево, ул. Музейная, д. 1. Вход: Стоимость на официальном сайте. Дата фотографий: 22 мая 2015 года, а также несколько моих неопубликованных фотографий Абрамцево, сделанных 24 июля 2005 года.
2.1. Вход в музей-заповедник. 2. Касса. 3. Людская (1870-е, реконструкция): экскурсии, сувениры. 4. Кухня (1870): коллекция произведений народного искусства. 5. «Скамья Врубеля» (начало XX в.). 6. Мастерская (по проекту В. А. Гартмана, 1873). 7. Усадебный дом (конец XVIII в., перестроен в XIX в.): экспозиции «Семья Аксаковых и ее окружение» и «Мамонтовский художественный кружок». 8. Баня-теремок (по проекту И. П. Ропета, 1877–1878): изделия абрамцевской столярной мастерской. 9. «Избушка на курьих ножках» (по проекту В. М. Васнецова, 1883). 10. Церковь Спаса Нерукотворного (по проекту В. М. Васнецова и В. Д. Поленова, 1881–1882). 11. Поленовская дача (1882): выставки. 12. Экспозиция «Русские художники XX века в Абрамцеве»: коллекция произведений XX в. 13. Административные здания. 14. Туалет. 15. Верхний (Поленовский) пруд. 16. Нижний пруд. 17. Река Воря.
3.Моя фотография 2005 года (десять лет назад), это старый дом до реставрации, сравните с заглавной фотографией. Главный усадебный дом был построен в середине XVIII века. В 70-х годах XIX века с южной стороны к нему была пристроена столовая с буфетной комнатой, а с севера – мезонин.
Впервые Абрамцево упоминается в летописных источниках XVI века. В документах 1580-х годов указано, что “Обрамково” вместе с деревней Мутовки принадлежало помещику Волынскому.
О судьбе местности в смутное время не известно. Только из документов XVIII века становится известно, что Абрамково (первая буква в названии претерпела изменения), являлось владением Федора Ивановича Головина – представителя старинного знатного рода, возвысившегося при Петре I. После двадцати лет службы во флоте, в 1727 году Головин уволился в отставку и поселился в Абрамкове, на высоком берегу речки Вори. В своем поместье он прожил, никуда не выезжая, более полувека. При нем усадьба была обустроена, и с тех пор дошла до нас практически в том же облике.
4.Два с половиной столетия абрамцевский дуб тянет свои ветви к солнцу. За это время сменилось 10 поколений людей и множество владельцев усадьбы.
При Головине, к одноэтажному деревянному господскому дому с запада примыкал двор, окруженный служебными постройками. За главным домом, на одной оси с ним, находились два пруда. С севера был разбит фруктовый сад, с востока – регулярный парк, спускавшийся к реке. С юга от дома проходила дорога, которая вела к Покровскому монастырю в соседнем Хотькове, где разветвлялась: налево – в Троице-Сергиеву лавру, направо – в Москву.
5.Старый абрамцевский дом лишен привычных примет сословной принадлежности: колонны при входе заменяли скромные сени, а южное боковое крыло было отмечено небольшим крылечком в четыре ступени со скамьями вместо нарядных балюстрад.
6.Фото 1890-х годов. Чаепитие на террасе. (Полный архив старинных фотографий вы можете посмотреть в аудиогиде, здесь привожу самые интересные. Все фотографии публикуются с разрешения музея-усадьбы «Абрамцево».)
7.Кухня рядом с усадебным домом. Первоначально служила жилым помещением, пока не был отремонтирован и перестроен усадебный дом.
8.Мастерская-студия построена в 1873 году по проекту архитектора В.А. Гартмана. Это стилизованное строение в крестьянском стиле пышно украшено деревянной резьбой. Оно предназначалось для скульптурной мастерской с высоким потолком и верхним светом.
Во владении Головиных поместье оставалось до 1783 года, затем за короткий срок сменило нескольких хозяев. В 1797 году Абрамково приобрел Ларион Васильевич Молчанов, его семья владела имением до 1840 года. При Молчановых над домом был пристроен мезонин, сооружены террасы в парке на спуске к реке и вырыт пруд у самой реки, сохранившиеся до наших дней.
9.Элементы деревянной резьбы мастерской-студии.
10.Скамья Врубеля, спрятанная в стеклянном павильоне. Михаи́л Алекса́ндрович Вру́бель (1856 — 1910) — русский художник рубежа XIX—XX веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве.
В 1841 году поместье приобрел у дочери Молчанова Василий Васильевич Неведомский, но уже в 1843 году продал его С.Т. Аксакову, который после долгих поисков подходящей подмосковной усадьбы, остановился на Абрамцеве.
Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859), представитель старинного, но небогатого дворянского рода, родился в Уфе. Здесь, а также в имении деда в Оренбургской губернии прошло его детство.
11.Серге́й Тимофе́евич Акса́ков.
12.Скамейка, отделанная изразцами ручной работы по мотивам керамики М.А. Врубеля.
13.Таньонов нос. Такое название это место получило от имени гувернера детей Мамонтовых, француза Жюля Таньона. Этот человек вошел в историю русского искусства благодаря своей исключительной популярности у абрамцевских художников. Их очень забавляло, когда подвыпивший Таньон начинал петь русские песни, смешно коверкая русские слова. Гувернера Мамонтовых с удовольствием рисовали и даже лепили, причем его скульптурный портрет сделал сам хозяин усадьбы Савва Иванович. А еще у Таньона была страсть к садоводству.
14.С Таньонова носа открывается вид на Долину отрока Варфоломея, запечатленную на картине М.В. Нестерова. По настоянию Жюля Таньона с южной стороны дома был устроен небольшой садик на насыпном холме. Отсюда открывался красивый вид на окрестности и Долину отрока Варфоломея, запечатленную на знаменитой картине Нестерова. Здесь любили работать на «пленэре» художники, а по вечерам хозяева и гости дома любовались закатом. Сейчас облик Таньонова носа неузнаваемо изменился: разросшиеся липы закрыли вид на долину, а вместо скамеек и клумб в 1915 году установлена керамическая скамья, изготовленная в мастерской С.И. Мамонтова в Москве.
15.Фото начала 1880-х годов. О.Ф. Мамонтова и В.С. Мамонтова на Таньоновом носу.
16.Вид на Римскую рощу с Таньонова носа.
При Аксаковых усадьба сохранила свой прежний вид: господский дом западным фасадом выходил на прямоугольный двор, который окружали хозяйственные строения – людская, кухня, сарай с амбаром, баня. К юго-востоку от дома располагался жилой флигель – единственная постройка, сделанная новыми хозяевами. Усадьба и парк оставались неогороженными и сливались с окружающими полями и лесами.
17.Римская роща. Мамонтовы очень любили Италию и часто бывали там. В Риме Мамонтовы познакомились с художником Поленовым, скульптором Антокольским и искусствоведом Праховым, ставшими их близкими друзьями. В один из их приездов в Абрамцево, осенью 1873 года, и была заложена Римская роща, которая должна была напоминать обитателям усадьбы о счастливом времени, проведенном в Риме.
18.План Римской рощи, 1873 год.
19.В Римской роще каждое дерево было собственноручно высажено членами семьи Мамонтовых и их близкими друзьями.
20.В абрамцевском доме часто звучала музыка. Обычно концерты проходили в Красной гостиной, выходившей на террасу, её двери были открыты, и звуки музыки были хорошо слышны в парке.
21.В.Д. Поленов. «С.И. Мамонтов и П.А. Спиро у рояля в столовой абрамцевского дома». 1882 год.
22.Фото середины 1880-х годов. Выносная терраска.
В Абрамцеве С.Т. Аксаков сформировался как писатель, и создал свои лучшие литературные произведения: «Записки об уженье рыбы» (1847) и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), автобиографические повести «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука», сказку «Аленький цветочек» (обе – 1858).
23.С выносной террасы некогда открывался живописный вид на реку Воря, который был запечатлен на работах многих абрамцевских художников.
24.Вид на Нижний парк сквозь ограждения террасы.
При Аксакове Абрамцево посещали Гоголь, Тургенев, Погодин, Щепкин и другие друзья писателя. Однажды, в августе 1849 года, когда Гоголь гостил у Сергея Аксакова, его навестил близкий друг, актер Михаил Щепкин. Писатель с воодушевлением поведал гостю, что закончил второй том «Мертвых душ». Когда московская компания, которая обычно собиралась у Аксакова, расселась за обеденным столом, Щепкин встал с бокалом вина и сказал: «Господа, поздравьте Николая Васильевича, он закончил второй том „Мертвых душ“. Но Гоголь вскочил и ответил: „От кого ты это слышал? Ты белены объелся, или тебе приснилось?“.
25.Гоголевская аллея.
26.Семья Мамонтовых была очень хлебосольной. Для приема многочисленных гостей пришлось приспособить даже баню, построенную в 1877-1878 годах с северной стороны от главного усадебного дома.
27.Проект сооружения в русском стиле был выполнен популярным в то время архитектором И.П. Ропетом. Однако Савва Иванович Мамонтов нашел его излишне пышным и по его настоянию декор сооружения стал строже.
После смерти С.Т. Аксакова, а вскоре и его старшего сына Константина, Абрамцево опустело, а в 1870 году имение было продано С.И. Мамонтову, выходцу из старинной купеческой семьи.
В 1870–1880-х годах Савва Иванович занялся ремонтом и обустройством пришедший в упадок на тот момент усадьбы. Обустраивая и обновляя имение, он старался максимально сохранить «Аксаковский дух». Был отремонтирован усадебный дом, заново построены кухня и людская. В северной части двора были возведены ветряная водокачка и сарай с амбаром, на месте фруктового сада – теплица и две оранжереи, где выращивались клубника и персики. К юго-западу от двора были построены конюшня и каретный сарай. Скотный двор с молочной в «голландском стиле», сенной сарай и дача под названием «Яшкин дом» не уместились на территории старой усадьбы, и были вынесены за ее пределы. До наших дней большинство из этих построек не сохранилось.
28.Рядом с баней-теремком находилась площадка для игры в городки.
29.Фото 1880-х годов. Площадка для игры в городки рядом с Баней-теремком.
30.На территории усадьбы в 1930-х годах был построен лечебный корпус дома отдыха для работников искусств — двухэтажное белое здание в стиое сталинском ампире.
31.Фото 1890-1900-х годов. Вера Мамонтова и Н.Н. Алябьев у абрамцевского дуба.
32.Главный дом и кухня. На одной из старинных фотографий видно, что в то время кухня соединялась с домом переходом.
33.Фото начало ХХ века. Главный дом. Вид с парадного двора. Осень. Сравните с предыдущей фотогрфией.
При Мамонтовых, Абрамцево стало гостеприимным домом для молодых художников – близких друзей промышленника и мецената Саввы Ивановича Мамонтова и его жены Елизаветы Григорьевны. Здесь неделями и месяцами жили Репин, Поленов, Васнецов, Серов, Коровин, Врубель и многие другие ныне знаменитые художники. Все они были молоды и талантливы, и не только упорно совершенствовались в выбранной профессии, но и весело проводили время на «лучшей из дач», по выражению Ильи Ефимовича Репина.
34.Рядом с баней были установлены 2 каменные бабы, найденные в южнорусских степях при строительстве железной дороги на Донбасс.
35.Савва Иванович Мамонтов на площадке для игры в городки. Фото начало ХХ века.
36.Судя по всему, эти половецкие изваяния были вытесаны из камня не позднее начала XIII века. В Абрамцево «бабы» были привезены предположительно в конце 1870-ых годов.
В 1881–1882 годах в усадебном парке по проекту В.М. Васнецова и В.Д. Поленова была построена церковь Спаса Нерукотворного. В 1883 году рядом с храмом по проекту В.М. Васнецова была построена беседка, которая за свой причудливый вид получила название «Избушка на курьих ножках». Церковь и избушка считаются первыми произведениями русского модерна.
37.На этом месте некогда находилист знаменитые абрамцевские оранжереи. Именно там были выращены знаменитые персики на знаменитой картине Серова «Девочка с персиками» изображена дочь хозяина усадьбы Вера Мамонтова. А на столе перед девочкой лежат персики, выращенные в абрамцевской оранжерее.
38.В.А. Серов. «Девочка с персиками». 1887 год.
39.Оранжереи были разобраны в 1920-ых годах и сегодня вы можете увидеть лишь условное обозначение места их расположения.
40.Рядом с церковью уютно примостилась знакомая нам с детства «Избушка на курьих ножках». Этот необычный садовый павильон в сказочном стиле (первый в своем роде!) был построен в 1883 году по проекту В.М. Васнецова.
41.Фото начала 1890-х годов. У Избушки на курьих ножках.
В 1899 году С.И. Мамонтов был арестован по обвинению в финансовых злоупотреблениях и несколько месяцев провел в тюрьме. На следующий год он был оправдан судом присяжных, но полностью разорен. Абрамцево, переписанное в 1880 году на Е.Г. Мамонтову, удалось сохранить.
42.Дорожка в удаленные уголки парка.
43.И.Е. Репин. «Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве)». 1879 год.
44.Фото 2005 года. Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве, построенная по проекту В.М. Васнецова и В.Д. Поленова в 1881-1882 годах.
Храм в Абрамцеве стал семейной усыпальницей Мамонтовых, их последним «земным прибежищем». В 1907 году у стен церкви появилась могила дочери Мамонтовых Веры (в замужестве – Самариной) — той самой «девочки с персиками», которую когда-то изобразил Серов на своей знаменитой картине. Она скоропостижно умерла в возрасте 32 лет и была похоронена в Абрамцеве рядом с пристроенной к церкви часовней, где уже покоился ее брат Андрей, умерший в 1891 году. 10 месяцев спустя, в 1908 году, рядом с Верой похоронили и ее мать, Елизавету Григорьевну. В 1913 году здесь же был похоронен внук Мамонтовых, Сережа Самарин. Бывший хозяин усадьбы Савва Иванович Мамонтов умер в 1918 году и похоронен в часовне рядом с сыном.
45.Строителям храма удалось создать необычайно выразительный архитектурный образ, в котором прочитываются черты разных школ русского церковного зодчества. Сам облик храма напоминает своей внушительностью новгородские церкви звонница над входом характерна для псковской архитектуры, а керамические вставки вызывают в памяти ярославские храмы.
46.Фото 1880-х годов. Вид на церковь с севера-запада.
47.»Дорожка» к храму, фото 2015 года.
48.Каждая деталь абрамцевского храма уникальна.
49.Абрамцевский храм запечатлен на многих полотнах известных художников.
50.Уникальное внешнее убранство церкви.
51.Могила членов семьи Мамонтовых. Здесь похоронена Вера Саввишна Мамонтова (в замужестве — Самарина) — та самая «девочка с персиками», которую изобразил В.А. Серов на знаменитой картине.
52.Фото конца XIX века — начала XX века. Андрей Саввич Мамонтов умер в 1891 году от болезни почек в возрасте 22 лет. К церкви была пристроена часовня, в которой его похоронили.
53.Фото 1908 года. Похороны жены владельца усадьбы — Елизаветы Григорьевны Мамонтовой.
54.Изразцы внутри храма.
В 1917 году Абрамцево было национализировано. 10 октября 1918 года Наркомпросом была выдана Охранная грамота, что стало днём основания музея, получившего название Музей-усадьба «Абрамцево». Его первой хранительницей стала Александра Саввишна Мамонтова.
55.Усадьба и ее окрестности — популярное место для проведения свадеб. Вот запись от 4 мая 1881 года: «После завтрака ездили в дубовую рощу в шарабане и верхом». 10 мая: «Ходили слушать соловьев, несмотря на мелкий дождичек». 26 мая: «Все большой компанией отправились гулять в монастырский лес, долго сидели на обрыве».
56.Поленовская дача, где в 1882 году провели медовый месяц художник Поленова и Наталья Васильевна Якунчикова, двоюродной сестры Елизаветы Григорьевны Мамонтовой. Во времена Мамонтовых это был гостевой домик, а сейчас здесь располагается выставочный зал музея.
57.От «поленовской дачи» дорожка ведет к административным зданиям.
В 1932 году доступ посетителей в музей был закрыт, а на территории усадьбы организован дом отдыха для работников искусства.
58.Верхний пруд носит название «поленовского», так как он изображен на многих работах художника.
59.Главный усадебный дом, вид с востока.
60.Фото 2005 года, сейчас здесь многое изменилось…
61.А раньше было вот так… Фото начала XX века. Абрамцевский дом со стороны Нижнего парка.
62.Нижний пруд с «абрамцевскими» мостиками.
63.Окрестности Абрамцева, вид на долину отрока Варфоломея. Внимание абрамцевских художников привлекали камерные природные мотивы: живописный папоротник у ручья, цветущий луг с ромашками и иван-да-марьей, желтые огоньки купальниц на фоне темных елей.
64.На Таньоновом носу. Фото С.Н. Чернышева.
В 1977 году музей получил всю территорию усадьбы и современное название – Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево». В 1982 году в помещении бывшей надвратной церкви Иоанна Предтечи в Северных воротах Покровского монастыря в г. Хотьково был открыт отдел реставрации и охраны памятников музея-заповедника. В 1998 году отдел был переведен в здание бывшей монастырской гостиницы и переименован в художественно-краеведческий (в 2007 году преобразован в отдел художественных ремесел).
65.Небо над Абрамцево.
Старые карты
66. 1300-1700 года.
67.1774 год.
68.1797 год.
69.1826-1840 год.
70.1860 год.
71.1925 год.
72.1931 год.
73.1939 год.
74.1989 год.
75.2010 год.
76.2015 год Google.
77.2015 год Yandex.
Ссылки
1. А.В. Городнянский, «Абрамцевский альбом Усадьбы Абрамцево при Мамонтовых», 2012 год
2. Вильямс Невский, Ольга Арзуманова, Анна Кузнецова, Татьяна Макарова, «Музей-заповедник Абрамцево», 1984 год
3. http://www.abramtsevo.net/
4. http://mos-holidays.ru/usadba-abramcevo/
А вы когда последний раз были в Абрамцеве?

Как Виктор Васнецов за 25 лет создал 5 тысяч квадратных метров церковной росписи

Мало кто знает о том, что застенчивый по своей натуре известный русский художник Виктор Васнецов, прославившийся своими «Богатырями», «Аленушкой», «Витязем на распутье», был довольно неординарной личностью, вызывавшей к себе неоднозначное отношение своих современников. Одни прописывали ему прозвище — «ясное солнышко», другие обвиняли в «ретроградстве и мракобесии», а современные искусствоведы, изучив и оценив все наследие художника, нарекли его «богатырём русской живописи». Как же по иному можно было назвать мастера написавшего множество грандиознейших полотен и создавшего более чем 5 тысяч квадратных метров церковной росписи.

Весной этого года мировая общественность отметила 170-летнюю годовщину со дня рождения гениального русского живописца, о творчестве которого много лет велись дискуссии в среде искусствоведов. Сложно найти среди художников рубежа 19-20 столетия, который своим творчеством вызывал бы такую бурю противоречивых откликов современников, нежели Виктор Васнецов. Его то искренне возносили, называя истинно народным мастером, то обвиняли в попытках возродить «византийский и древнерусский стили», считая его живопись мало интересной. Да и, если копнуть глубже, то сама жизнь художника покажется полной противоречий.

Немного о художнике

В семье священнослужителя Михаила Васильевича Васнецова, отца художника, было шестеро детей, в которых он вкладывал всю душу и старался воспитывать их не только по религиозными правилами. Он прикладывал много усилий, чтобы его отпрыски всесторонне развивались, изучая различные науки.
Однако Виктор, выросший на вятской земле, где сказания, поверья, легенды бытовали в изобилии предпочел всем наукам «преданья старины глубокой». В нем с малолетства проявился дар к рисованию и сказочные сюжеты стали главной темой его рисунков. Талант мальчика конечно же не остался незамеченным, но родители многодетного семейства не могли позволить себе платное обучение сына в художественной школе. И Виктору пришлось довольствоваться духовной семинарией, где дети священнослужителей учились бесплатно.
Но окончить это учебное заведение Виктору Васнецову не довелось. За год до ее окончания с благословения отца он едет в Санкт-Петербург и поступает в Рисовальную школу, а вскоре становится студентом Академии художеств.

«Свеча, зажжённая перед ликом Господа»

Сын потомственного священника, которому была также уготована участь священнослужителя, еще юнцом, сбежавший от служения церкви, спустя годы вернулся туда зрелым художником. Он оставил на века память о себе как о величайшем мастере 19 века, расписав тысячи квадратных метров стен в церквях и соборах в России и за ее пределами.

Пройдет не один год прежде чем мастер осознает, что: «Всё лучшее, что создаёт человек в искусстве, вдохновляется религиозными поисками. И нет для русского живописца более святого дела, чем украшение храма». И около двадцати пяти лет жизни именитый мастер в качестве иконописца потратит на создание более 5000 метров квадратных церковной росписи.

Почти десятилетие живописец трудился над росписью Владимирского собора в Киеве. Более двух тысяч квадратных метров шедевральной росписи можно и в наши дни лицезреть на стенах этого храма. С его именем связана и церковная роспись Храма Спаса-на-Крови в Петербурге, где на фасаде здания можно увидеть четыре огромных работы иконописца, посвященных распятию Иисуса Христа.

12 лет кропотливого труда ушло у художника на уникальную роспись Собора Александра Невского в Варшаве, где мастер расписал 2800 квадратных метров. С его авторских эскизов было создано шестнадцать огромнейших мозаичных сюжетов. К сожалению, красотой храма жители Варшавы любовались недолго. Польские власти, провозгласив независимость страны, приняли указ о сносе православных храмов. В 1926 году храм снесли с лица земли.

Расписывал русский иконописец и храм Марии Магдалины в Дармштадте (Германия), и Собор Александра Невского в Софии (Болгария), где и по сей день сохранились иконы кисти Виктора Васнецова.
Ко всему вышесказанному хотелось бы отметить, что русские монархи очень благосклонно относились к прославившемуся художнику. Александр III и Николай II были постоянными заказчиками Васнецова на исполнение архитектурных проектов и интерьерных росписей. Любопытно, что в 1912 году за творческие заслуги Виктору Васнецову Указом царя Николая II был пожалован дворянский чин.
Сейчас мало верится, однако были в творческой жизни гениального мастера времена, когда рассерженная публика демонстрировала свое недовольство, разворачиваясь к его работам спинами, что было горько осознавать самому живописцу. Один такой случай произошел во время экспозиции полотна «После побоища Игоря Святославича с половцами».

«Поэма семи сказок» — последняя грандиозная задумка мастера

На закате жизненного пути Виктор Михайлович вернулся к русскому фольклору. «Я всегда был убежден, что сказках, песне, былине сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим»,- считал он.

Еще к концу 19 века художник задумал серию полотен «Поэма семи сказок», посвященную народным сказаниям, бытовавшим с древних времен на Руси. Особенно рьяно он начал над ней работать после буреломного 1917 года. Когда свершилась революция, художник не принял ее идей, но и с России-матушки он выехать не смог.

Васнецов начал искать отдушину в своем творчестве, и работа над сказочными мотивами стала для него внутренней эмиграцией от всего происходящего, и это был верный способ отгородиться от внешней кутерьмы, закрутившей страну в революционной борьбе.

Семь задуманных полотен из этой серии живописец создавал не во чьему либо заказу, а для своей души, поэтому когда художник умер в 1926 году, все эти работы так и остались в мастерской его уникального московского дома, спроектированного самим Васнецовым, в виде древнерусского терема.

Современные исследователи творческого наследия гениального мастера прочувствовали в «Поэме семи сказок» тревожные нотки за Отчизну и ее будущее. И поэтому становится понятным стремление автора поэтизировать старинную Русь, видевшим в ней идеал. И поэтому свое субъективное мнение о переменах, происходивших в России, он выражал в виде сказочных аллюзий как бы, говоря: «Русь – одурманенная и заколдованная. И все ее жители уснули и не ведают, что происходит вокруг».

В продолжение темы рассказ также художнике, который хотя и был менее популярен, но не остался в тени старшего брата.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

  • Христианский Восток
    • Христианский Восток. Краткая справка
      • Рождение Христианского Востока как трансформация эллинистической культуры. П.В. Кузенков
    • Ветхозаветные времена
      • История Израильского царства
    • Родина святых
    • Христианские Церкви
      • Константинопольская Православная Церковь
      • Александрийская Православная Церковь
      • Антиохийская Православная Церковь
      • Иерусалимская Православная Церковь
      • Православные арабы
      • Древние Восточные Церкви
    • Византия
      • Страницы истории
      • Христиане и мусульмане
      • Византия и Святая Русь
    • Связи Востока и России
      • Церковные и дипломатические связи
      • Культурные и торговые связи
      • История русского паломничества
      • Иерусалим — центр мира
      • Синай
      • Афон
    • Русское рассеяние на Востоке
      • Русская Палестина
      • Египет
      • Ливан
      • Тунис
      • Турция
      • Греция
    • Христианство на Ближнем Востоке сегодня
      • Аналитика
      • Интервью и статьи
      • Иностранная пресса
    • Археология
      • Библейская археология
      • Военные конфликты и памятники истории
  • Святые места
    • Традиции паломничества
      • О чудесах
      • Паломничество вчера и сегодня
    • Россия
      • Москва и окрестности
      • Дивеево и Нижний Новгород
      • Урал и Сибирь
      • Юг России
      • Север России
    • Болгария
      • Храмы и монастыри
      • Святыни
    • Греция
      • Святые и святыни
      • Храмы и монастыри
      • Афон
      • В паломничестве по Греции
    • Египет
      • Монастыри
      • Храмы
    • Израиль
      • Святые места
      • Храмы и монастыри
      • Паломничество по Святой Земле
      • Служение на Святой Земле
    • Иордания
      • Святые места
      • Православные храмы Иордании. Л.Н. Блинова
      • Русский паломнический центр на Иордане
    • Италия
      • Святыни Италии
      • Храмы
    • Кавказ
      • Святыни и святые места
      • Паломнические заметки
    • Кипр
      • Почитаемые святые
      • Храмы
      • Монастыри
    • Ливан
      • Храмы и монастыри
    • Палестина
      • Святые места
      • Храмы и монастыри
      • Подворья РДМ
    • Сирия
      • Святые места Сирии
      • Храмы и монастыри
      • Война в Сирии и ее культурное наследие
    • Турция
    • Черногория
      • Храмы и монастыри Черногории
      • Святыни
    • Праздники на Святой Земле
      • Рождество
      • Пасха
      • Троица
      • Богородичные праздники
    • Информация для паломника
      • Реликвии Искупления в современном мире
      • В Израиль без визы
      • Авиабезопасность Израиля
      • Что взять с собой в Израиль
      • Памятка священнику- паломнику на Святой Земле
      • Адреса монастырей
      • Гостиницы РДМ
      • Музей путешествий и паломничества по святым местам
    • Приглашаем в паломничество
  • Православная культура
    • Святая Земля в культуре Руси
    • Паломничество и русская литература
      • Паломничество и культура
      • Образ Святой Земли в русской литературе
      • Путешествия русских писателей на Восток
    • Священное Писание в русской литературе
      • Стихи о Библии и Евангелии
      • Ветхий Завет в русской литературе
      • Евангельская история в стихах русских поэтов
      • Авторские строки
    • Русская литература и христианство
      • Обзоры
      • Перечитывая классиков
      • Православная литература как жанр
    • Псалмы и молитвы в русской поэзии
      • Молитва в творчестве русских поэтов
      • Стихи-молитвы русских поэтов
      • Переложение псалмов в русской поэзии
    • Святая Земля и Восток в живописи
    • Ветхий Завет в живописи
      • Ветхий Завет в русском искусстве. Репродукции
      • Статьи
    • Евангелие в русской живописи
      • Иоанн Предтеча
      • Бегство в Египет
      • Христос-отрок
      • Христос в пустыне
      • Христос в уединении на Генисаретском озере
      • Проповедь Христа и евангельские притчи
      • Чудеса Христа в русской живописи
      • Женщины, служившие Христу
      • Страстной цикл
      • Образы и деяния апостолов в русской живописи
      • Страшный суд в русской живописи
      • Статьи
    • Религиозные сюжеты в творчестве русских художников
      • БАСИН П.В. (1793-1877)
      • БРУНИ Ф.А. (1799-1875)
      • БРЮЛЛОВ К.П. (1799-1852)
      • ВАСНЕЦОВ В.М. (1848-1926)
      • ВРУБЕЛЬ М.А. (1856-1910)
      • ГЕ Н.Н. (1831-1894)
      • ИВАНОВ А.И. (1775-1848)
      • ИВАНОВ А.А. (1806-1858)
      • КАНДИНСКИЙ В.В. (1866-1944)
      • КОШЕЛЕВ Н.А. (1840-1918)
      • ЛЕБЕДЕВ К.В. (1852-1916)
      • ЛОМТЕВ Н.П. (1817-1859?)
      • НЕСТЕРОВ М.В. (1862-1942)
      • ПЕРОВ В.Г. (1833-1882)
      • ПОЛЕНОВ В.Д. (1844-1927)
      • РЕПИН И.Е. (1844-1930)
      • РЯБУШКИН А.П. (1861-1904)
      • СЕМИРАДСКИЙ Г.И. (1843-1902)
      • СУРИКОВ В.И. (1848-1916)
      • ШАГАЛ М.З. (1887-1985)
      • ШЕБУЕВ В.К. (1777-1855)
      • Первые христиане и мученики в русской живописи
      • Святой Николай Чудотворец в русской живописи
      • Князь Владимир и Крещение Руси в русской живописи
      • Калики перехожие в русской живописи
      • Образ странника-богомольца в русской живописи
      • Выезды и походы на богомолье в русской живописи
      • Сергий Радонежский и Троице-Сергиева лавра в русской живописи
      • Монашеская жизнь на полотнах русских художников
      • Лица монашествующих на полотнах русских художников
      • Православная вера глазами русских художников
      • Крестный ход в русской живописи
    • Православные праздники в искусстве
      • Рождество Христово
      • Крещение Господне — 19 января
      • Сретение Господне — 15 февраля
      • Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля
      • Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье
      • Пасха
      • Вознесение Христа, Троица, Духов день
      • Первый Спас, медовый Спас, маковый Спас, Спас на водах — 14 августа
      • Преображение или яблочный Спас — 19 августа
      • Спас Нерукотворный — ореховый Спас, хлебный Спас — 29 августа
      • Богородичные праздники
      • Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня в русской живописи и поэзии
    • Паломнические реликвии
      • Евлогии с Востока
    • Храмоздательство и церковное искусство
      • Храмовая архитектура
      • Храм в русской живописи
      • Ставрография
      • Иконопись и иконография

>Музей-усадьба Абрамцево – место творческих людей

Музей-усадьба Абрамцево, кратко

Музей-усадьба Абрамцево входит в топ 9 самых популярных усадеб Подмосковья. Заповедник находится на берегу реки Вори в 70 км от МКАД по Ярославскому шоссе и в полутора часах езды на автомобиле. Подмосковную усадьбу знают по причине популярности владельцев, проживавших в ней в разное время: писатель С. Т. Аксаков, меценат С. И. Мамонтов, которые притягивали словно магнит почти всех современных деятелей культуры в свое имение.

Не ждите от Абрамцево пышных дворцовых интерьеров и богатой обстановки. Здешние обитатели были известными людьми, но без графских привычек. Ценили близость к природе и с радостью ее описывали кто пером, кто кистью. Это место удивительно не только по своей красоте, но и по внутреннему укладу.

Музей-усадьба Абрамцево не является памятником архитектуры, к примеру, как усадьбы Архангельское или Марфино. Ценность поместья состоит в ее творческом наследии. Здесь вышли в свет произведения именитых писателей и шедевры живописи.

Музей Абрамцево

Происхождение названия Абрамцево

Конечно же, Абрамцево не было первоначальным наименованием. Согласно летописям 16 в., эту территорию величали «Обрамково» от древнерусского «обрамок» (в обрамлении леса). Поместье, в тех веках, давали временно, на период службы. Первым, из известных по документам владельцем, был Волынский.

Обрамково – довольно непривычное нашему слуху звучание, более похожее по смыслу словам «обрамлять» или «ограничивать». Спасаясь от Орды, люди уходили в глухие уголки, чаще всего это были холмы среди непроходимых лесов, обрамленные с двух-трех сторон рекой или ручьями. Отсюда и происходит название местности Обрамково, которое позднее, в начале 19 века стало называться Абрамцево.

В 18 в. усадьба переходит Ф. И. Головину. После 20-летней службы во флоте Федор Иванович переезжает жить в Абрамково (очередное название села) на постоянной основе и почти 50 лет своей жизни проводит в гордом одиночестве. Он вышел в отставку в возрасте 52 лет в чине гардемарина и прожил около 100 лет.

Все эти годы занимается благоустройством и многое из того, что он сделал, дошло до наших дней. Деревянный дом представляет собой редкий пример деревянного классицизма 18 в., сохранившийся сегодня. Точно сказать, когда произошло окончательное переименование усадьбы, сложно, но уже в 1797 г. село называется Абрамцево. В это время им владеет Молчанов.

Усадебный дом

Усадьба Абрамцево при Аксаковых

В 1843 г. Аксаковы приобретают вотчину в Абрамцево. Вся семья на столько в восторге, что Сергей Тимофеевич написал по этому поводу стихотворение. Усадьбу они особенно ценили за чистоту природы и за возможность уединения в поместье. Аксаков был заядлым рыбаком и часто рыбачил на реке Вори.

У него было много удочек и у каждой было свое имя. Красота местной природы вдохновляет его написать свою первую книгу о рыбалке «Записки об уженье». В Москве и Петербурге Аксакова знали, как блестящего театрального критика, но его давняя страсть к писательству особенно ярко проявилась именно здесь, в Абрамцево.

Аксаковых частенько посещает Н. В. Гоголь. Селят его в мезонине, в самой светлой комнате, где он периодически творит. Именно здесь он читает свое неизданное произведение «Мертвые души» (второй том), впоследствии сожженный. О нем отзываются как о молчаливом и не веселым человеке.

Сергей Тимофеевич и Николай Васильевич были близкими друзьями. Известие о смерти Гоголя сильно подкосила главу семьи: начал больше болеть и с трудом справляться с работой, пишет книгу «История моего знакомства с Гоголем».

В эти годы усадьба Абрамцево становится своего рода магнитом для многих представителей искусства: Гоголь, Тургенев, Щепкин и многие другие. Аксаковы оставили первозданный вид поместья, но после того как не стало отца и сына оно запустело, а чуть позднее было продано Савве Ивановичу Мамонтову.

Внутри главного дома

Усадьба Абрамцево при Мамонтовых

Предприниматель, искренний любитель искусства и весьма состоятельный меценат, имел возможность приобрести более интересную усадьбу с точки зрения цены и размеров, но благодаря удивительной истории и атмосфере, выбрал Подмосковное Абрамцево. После покупки начался ремонт, который был завершен через 10 лет в 1880 г. Возводят много новых строений, сохраняя существовавшую планировку: фруктовый сад, конюшню, дачу, заново отстраивают флигели. К сожалению, многое из построенного не сохранилось.

Савва Иванович был очень талантливым человеком: промышленник, предприниматель, музыкант, режиссер, скульптор и много еще кто. У промышленника был отличный девиз: «Жизнь коротка, искусство вечно». Он боготворил творческие порывы и всячески содействовал развитию художников, певцов, музыкантов. Одним из таких певцов был Шаляпин.

При миллионере Абрамцево посещают яркие представители творческих профессий тех лет: Репин, Васнецов, Станиславский, Гартман. Гартман, один из основателей «русского стиля» в архитектуре, спроектировал ряд сооружений в поместье, в том числе скульптурную мастерскую и баню.

В 1873 г. на территории усадьбы была построена большая мастерская для художников, а вслед за ней появился другой оригинальный деревянный флигель – баня, получивший позже за свою сказочность второе название – Теремок.

Савва Иванович активно руководил постройкой этого флигеля, смело изменяя присланный из Петербурга, проект архитектора Петрова. Сооружение производит впечатление настоящего русского терема, хотя первоначально он предполагался быть баней, но именно благодаря его красивому виду решили сделать из него гостевой флигель, в котором жили художники, а баню построили позже.

Баня-теремок

У четы Мамонтовых было много детей – пятеро своих и трое приемных. В поместье всегда было много детей: свои, племянники, дети гостей. Незнающий мог подумать, что это детский сад, а не усадьба. Специально для них Васнецов спроектировал детскую беседку под названием «Избушка на курьих ножках». Он придал этому сооружению поистине сказочный, фантастический вид. Избушка хорошо вписывается в окружающий пейзаж, сливается с ним, передает обаяние деревянного зодчества.

«Избушка на курьих ножках»

Отдельно стоит рассказать о жене миллионера – Елизавете Григорьевне. Женщина с большим сердцем, она всегда помогала другим. В 1871 г. в Абрамцево разгорается холера, не раздумывая она передает усадебный дом в распоряжение больных крестьян.

Благодаря ей в деревне строится первая школа для крестьян, она проработала 33 года. Все необходимое для обучения – тетради и книги, выдавались бесплатно. К обучению в школе присоединяются и именитые гости усадьбы: Васнецов учит живописи, а Шаляпин пению.

Она же инициирует строительство церкви Спаса Нерукотворного в 1881 г. Над церковью трудились «всем миром». Долго искали нужные формы, изучали новгородский храм Спасу на Нередице. Над внутренним убранством трудились все те же творцы: Васнецов, Репин, Неврев, Поленов. Савва Мамонтов совершенно не гнушался тяжелого труда и сам работал на стройке по вечерам и по праздникам. Подъем энергии и художественного творчества был необыкновенный.

На своеобразном утесе, между кухней и мастерской Врубель создает красочную мозаичную скамью, которая сейчас защищена стеклом со всех сторон. Строгая форма скамьи, отделанная изразцами ручной работы, которую после войны с большим трудом восстановили реставраторы. Сейчас на скамейке сидеть запрещено, дабы сохранить уникальное творение художника.

Церковь Спаса Нерукотворного

Усадьба Абрамцево вдохновляет живописцев начать путешествие по русским губерниям в поисках предметов крестьянского быта. В конце 19 века, впервые в России, в усадьбе открывается музей крестьянского искусства.

1899-й год оказывается трагичным для деревни и ее гостей – Савву Мамонтова арестовывают по подозрению в финансовых махинациях. Несколько месяцев спустя его отпускают, но он полностью разорен. У них остается только поместье в Подмосковье (было записано на жену). С этого момента отношения между супругами окончательно портятся, и глава семьи уезжает из поместья, а в 1918 г. умирает.

В начале 20 века сын Саввы Сергей Саввыч продолжает добрую традицию семейства. Построив рядом с усадьбой Абрамцево собственную дачу, он постоянно устраивает посиделки легендарных современников, но затмить всероссийскую популярность усадьбы отца она не смогла и до наших дней не выстояла. Поместье же переходит к одной из дочерей Мамонтовых – Александра Саввична и на ее плечи ложится ответственность за сохранность исторического места.

Скамья Врубеля

Открытие музея-усадьбы Абрамцево

После революции 1917 г. по всей стране идет массовая национализация. В 1918 г. создана комиссия, задача которой помочь сохранить памятники архитектурного и художественного наследия. Усадьбы Абрамцево и Мураново преобразовывают в музеи, а Александру Саввичну назначают хранительницей.

До 1925 г. жизнь в музее-усадьбе Абрамцево течет, как и прежде. Коллекция музея насчитывает 2 тысячи экспонатов. Совершаются богослужения, муж Александры подготавливает экскурсии, но внезапно его арестовывают, а супругу высылают из Московской области. В 1932 г. усадьба прекращает свою работу в качестве музея и здесь открывают Дом отдыха работников искусства.

Немного спустя, на другом берегу реки Вори, напротив усадьбы, воздвигают новую деревню «Ново-Абрамцево». Сюда стекаются представители разных профессий: скульпторы, режиссеры, актеры и другие мастера творческого дела. В 1938 г. Дом отдыха преобразовывают в санаторий, а во время Второй мировой войны – в госпиталь.

Мастерская

Восстановление усадьбы Абрамцево

В послевоенные годы усадьба стала яблоком раздора двух организаций: Академия наук СССР с руководителем Вавиловым и Союз художников СССР с руководителем Герасимовым. Каждая хотела получить доступ к историческому месту.

В 1947 г. Академия наук побеждает в споре и поместью снова присваивают статус музея, научным руководителем которого, назначают Грабаря. Часть территории отдают санаторию для академиков. 1950 г. – возобновление работы усадьбы как музея.

Через 27 лет Абрамцево получает статус заповедника и всю территорию имения. Немного спустя окончательно заканчивают реставрацию и общественности открывают новые экспонаты.

Абрамцево в наше время

Заповедник раскинулся на несколько десятков гектаров. Посетители могут познакомится с памятниками архитектуры, заглянуть в усадебный дом, прогуляться по великолепному густому парку. Более 25 тысяч разных музейных предметов, которые расскажут об известных гостях усадьбы, среди них: литераторы, писатели, художники, поэты, актеры и множество других деятелей современности.

Архитектурный ансамбль включает в себя следующие постройки:

  • кухня;
  • «Скамья Врубеля»;
  • мастерская;
  • усадебный дом;
  • баня-теремок;
  • «Избушка на курьих ножках»;
  • церковь Спаса Нерукотворного;
  • поленовская дача;
  • верхний пруд;
  • нижний пруд.

Интересные факты

За два столетия усадьба Абрамцево сменила несколько хозяев, но удивительно – усадебный дом всегда оставался в одном и том же виде, а границы поместья не менялись. Семейство Молчановых, после покупки вотчины, лишь возвели мезонин (надстройка над серединой дома) с двумя комнатами.

Семья Аксаковых только разделила спальню на две комнаты. Основной ценностью усадьбы они видели в естественности сооружения, прекрасно сочетающейся с местным пейзажем, а проводить какие-либо работы по изменению ландшафта и построек даже не планировали.

Лишь при Мамонтовых Абрамцево была чуть расширена и перестроена, согласно прежнему виду. Сказать, что им досталось обветшавшее поместье – ничего не сказать. Фундамент весь сгнил, полы покосились, печи не работали. Пришлось все восстанавливать чуть ли не с нуля. Владельцы Абрамцево никогда не ставили задачи сделать из усадьбы помпезную резиденцию. Все как один ценили единение с природой и классический стиль сооружений.

Пруд

Музей-усадьба Абрамцево, как доехать

Доехать до усадьбы можно по Ярославскому шоссе: около 40 минут и 44 км, далее налево через Радонеж до Хотьково, а там свернуть до Абрамцево.

Экспонаты открыты для осмотра с 10:00 до 18:00, парк с 10:00 до 20:00. Понедельник и вторник – выходные. Последний четверг месяца – санитарный день. Парк работает каждый день в обычном режиме.

  • стоимость билета: 360 р. (осмотр дома в цену не входит);
  • стоимость билета с входом в дом: 610 р.

Посмотреть на карте

«Место силы» русских художников. Фотопрогулка по музею-усадьбе Абрамцево

Попрощаться с золотой осенью мы решили в усадьбе Абрамцево.

Через дорогу от нас — ворота усадьбы. Автобус привозит к остановке очередную группу посетителей. «Ребята, мы будем гулять по усадьбе два часа, так что, если вам надо покурить, курите сейчас, потом у вас не будет возможности», — говорит преподавательница стае грубоватых студентов колледжа, которые тут же достают сигареты и, не отходя от своей сопроводительницы, торопливо затягиваются на два часа вперед.

Абрамцево. Главный усадебный дом

В усадьбе время замирает, и все подчиняется ее неспешному и умиротворяющему ритму. От находящегося поблизости Хотьковского монастыря время от времени доносится колокольный звон. На еще зеленую траву падают, медленно кружась в воздухе, золотые листья, по аллеям прогуливаются пожилые пары, мамы с колясочками — и даже многочисленные группы школьников и студентов перемещаются от здания к зданию на удивление тихо и неспешно.

В 1938 году напротив усадебного дома построили лечебный корпус, а теперь здесь проводятся выставки, посвященные русским художникам, которые творили в Абрамцеве в XX столетии.

Абрамцевская усадьба не представляет собой чего-то необычного: это небольшой участок земли и две деревеньки рядом. Тем не менее усадьба дважды входит в культурную жизнь Москвы — благодаря своим владельцам. В середине XIX века здесь гостили Тургенев, Гоголь, а в 80-90-е здесь жила и творила практически вся Третьяковская галерея — Репин, Васнецов, Врубель, Нестеров, Серов, Коровин и другие художники. Нам предстоит проделать длинный путь по следам жильцов и гостей Абрамцева, путь от главного усадебного дома до жемчужины усадьбы — церкви, в создании которой приняли участие самые знаменитые русские художники рубежа веков.

Аксаков и его удочка

В середине XIX века усадьбу приобретает уже пожилой писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. Здесь он вместе со своей семьей проводит летнее время, как он пишет, «забывается сном, сотканным из воспоминаний» и подолгу бродит с удочкой.

Сергей Тимофеевич Аксаков

В Абрамцеве Аксаков пишет книги о рыбалке и охоте. Эти книги высоко оценил его молодой современник И. С. Тургенев, будущий автор «Записок охотника». Кстати, ровесник старших сыновей Сергея Тимофеевича, Тургенев войдет в семью Аксаковых и наряду с Н. В. Гоголем, Ф. И. Тютчевым и другими писателями станет частым гостем в абрамцевской усадьбе.

Комнаты в Усадебном доме, посвященные работе и жизни Аксакова и его семьи

В Абрамцеве Аксаков также пишет свои мемуары под названием «Семейная хроника».

В семье Аксакова было 14 детей. «Удивительно, но такая большая семья принесла Сергею Тимофеевичу только одну внучку», — рассказывает нам наш экскурсовод. Зато старшие дети — Константин, Иван, Вера — прославились как литературные и общественные деятели, славянофилы.

Таким Гоголя вы еще не видели!

Нужно очень постараться, чтобы в этом молодом и модном франте узнать черты такого знакомого всем Николая Васильевича Гоголя. А ведь именно так он выглядел, когда впервые приехал в усадьбу к Аксаковым!

Аксаков даже не ожидал: он никак не мог соотнести этого человека и автора «Вечеров на хуторе близ Диканьки», которыми так восхищался. В своей книге «История моего знакомства с Гоголем» Аксаков пишет: «Наружный вид Гоголя был тогда совершенно другой и невыгодный для него: хохол на голове, гладко подстриженные височки, выбритые усы и подбородок, большие и крепко накрахмаленные воротнички придавали совсем другую физиономию его лицу; нам показалось, что в нем было что-то хохлацкое и плутоватое. В платье Гоголя приметна была претензия на щегольство. У меня осталось в памяти, что на нем был пестрый светлый жилет с большой цепочкой. У нас остались портреты, изображающие его в тогдашнем виде, подаренные впоследствии Константину самим Гоголем». Гоголь держался на расстоянии, вел себя неприветливо, небрежно и как-то свысока — «чего, разумеется, не было, но могло так показаться», — пишет Аксаков. И естественно, такие манеры никому не понравились.

«Почему он тут такой нарядный? — переспрашивает наш экскурсовод. — Ему здесь 23 года, он молодой, да еще к тому же провинциал. Ну а вы посмотрите на свои фотографии! Я вот смотрю на свои молодые фотографии и говорю: “Боже мой! Ну разве можно было так одеваться?” Все мы через это проходим».

Гоголь все же был хорошо расположен к семье Аксаковых, дружил, вел с ними многолетнюю переписку, а в последние годы жизни нередко останавливался в абрамцевском имении, где больному Гоголю была отведена отдельная комната с мезонином, самая теплая.

Комната в усадебном доме, посвященная Н.В. Гоголю

Усадьба просыпается

После смерти Сергея Тимофеевича Аксакова усадьбу у наследников покупает молодая чета — Савва Иванович и Елизавета Григорьевна Мамонтовы.

Елизавета Григорьевна, Савва Иванович Мамонтовы с сыном Андреем

Мамонтовы — выходцы из достаточно просвещенной и образованной купеческой среды, из среды промышленников. Савва Иванович продолжал дело отца — строительство железных дорог, но ему всегда хотелось и чего-то еще.

Мамонтовы оказываются в Абрамцеве после крестьянской реформы, а это время идеалистов, ведь интеллигенции открывается народный мир. Встает вопрос о судьбе огромного пласта людей, возникает желание помогать и обустраивать жизнь народную.

Однажды в соседних деревнях началась эпидемия. Стремясь помочь людям, Мамонтовы приглашают сюда доктора, сами пытаются оказать больным посильную помощь. В это же время у них возникает желание основать лечебницу, затем школу, а при школе ремесленные мастерские — столярные, резческие, керамические, мастерскую женских рукоделий. Так постепенно в Абрамцеве складывается культурный поселок.

«Все это было в русле глубокой и осмысленной благотворительной деятельности Елизаветы Григорьевны, хозяйки усадьбы, — рассказывает наш экскурсовод. — Заботясь о своей семье и обустраиваясь здесь, она начинает заниматься и исправлением нравственного облика крестьян: она хочет, чтобы в их быт вошло творчество, чтобы у них развивался вкус. Художественно-столярная мастерская положила начало Абрамцевскому колледжу, который до сих пор сохраняет прежние традиции столярного и гончарного производства».

Елизавета Григорьевна Мамонтова

Кабинет Елизаветы Григорьевны Мамонтовой.

Кабинет Елизаветы Григорьевны Мамонтовой.

Кабинет Елизаветы Григорьевны Мамонтовой.

Кабинет Елизаветы Григорьевны Мамонтовой.

Мамонтовы очень хорошо дополняли друг друга: Елизавета Григорьевна более мягкая, склонная к духовной жизни, к общественному служению и благотворительности, а Савва Иванович — энергичный и артистичный, его с детства привлекал театр, музыка, а впоследствии он активно поддерживал различные виды творческой деятельности, заводил знакомства с художниками.

Путешествуя по Франции и Италии, Мамонтовы знакомятся с выпускниками Российской академии художеств — Антокольским, Поленовым, Репиным, Васнецовым и многими другими. И, конечно, пригласили их к себе в Абрамцево. Поэтичная русская природа, открытый воздух — и художники увидели в имении Мамонтовых большие возможности для художественной жизни в России. Они приезжали и образовывали, как говорили сами, большую «дружественную семью».

Слева направо: Андрей Мамонтов, И. С. Остроухов, С. И. Мамонтов, Шура, Е. Г. Мамонтова, Н. В. и Е. Д. Поленовы, К. Д. Арцыбушев, В. А. Серов. Абрамцево, 1887

Когда Мамонтовы приехали в Абрамцево, усадьба находилась в плохом состоянии, ведь Аксаковы покупали ее, когда были уже в возрасте, им не было тесно в одном доме. Но молодые Мамонтовы начинают активно обустраивать это место, и домики, которые мы теперь можем увидеть в Абрамцеве, — совместная работа Мамонтовых и их друзей-художников, которые в поисках национального стиля решают обратиться к прошлому.

Так в 80-90-е годы Абрамцево превращается в творческий заповедник, где художники в летнее время живут, вдохновляются и работают, в том числе и над материалами к своим будущим картинам.

«Мастерская», картина В. Д. Поленова

В. М. Васнецов, Абрамцево. Яшкин дом

Зарисовки пейзажей к картине «Видение отрока Варфоломея» Нестеров писал, поселившись в деревне Комяково недалеко от Абрамцева. В молодые годы художник продал свою картину Третьякову, а позднее нарисовал ее повторно. Авторское повторение хранится в Абрамцеве.

Пейзажные этюды к картине «Аленушка» В. А. Васнецов писал на берегу реки Вори в Абрамцеве и у пруда в соседней деревне Ахтырке.

Валентин Серов оказался в Абрамцеве в раннем возрасте, очень полюбил семью Мамонтовых, привязался к Елизавете Григорьевне и даже называл ее «второй мамой». Его картина «Девочка с персиками» — портрет Веры, дочери Мамонтовых. Она была написана в Абрамцеве, и, поскольку ее никто не покупал, Серов оставил картину в этом доме в знак благодарности. А в Третьяковскую галерею картину поместили уже в советские годы.

Мамонтов очень ценил М. А. Врубеля, всячески продвигал его, поскольку считал по-настоящему талантливым.

Врубель, попав в Абрамцево, в высшей степени увлекся работой над керамическими изразцами для печей. Он полностью окунулся в это ремесло и подолгу проживал здесь. Все печи в абрамцевской усадьбе украшены керамикой Врубеля.

Эскиз Врубеля к росписи Владимирского собора.

Эскиз Богоматери для Кирилловской церкви в Киеве.

В красной гостиной Мамонтовых хранится скатерть, на которой гости Абрамцева оставляли автографы. Сначала они писались мелом, а затем прошивались женской рукой. Нам удалось разглядеть подписи Арцыбушева, Поленова, Васнецова.

Один из общих проектов художественного кружка — домашний театр. Все работали над эскизами декораций и костюмов, над постановками, играли в спектаклях. Например, Васнецов в спектакле «Снегурочка» сам играл Деда Мороза.

И. С. Остроухов. Программа спектакля «Снегурочка»

Подпись: В. М. Васнецов. Мороз. Эскиз костюма к постановке «Снегурочка»

В. М. Васнецов. Палаты царя Берендея Эскиз декорации к спектаклю «Снегурочка»

Церковь. Пик творчества

А мы продвигаемся вглубь усадьбы и приближаемся к долгожданной части нашей экскурсии — к усадебной церкви. Это еще один общий проект абрамцевского кружка, который еще больше сблизил и сдружил его участников.

Мамонтовы и их гости приезжают в Абрамцево по весне, накануне Пасхи. Но в это время речка Воря разливается, и жители окрестных деревень лишаются возможности попасть в ближайшую церковь. Поэтому у Елизаветы Григорьевны возникает мысль о строительстве усадебного храма — и художники с удовольствием берутся за ее реализацию, изучают традиции церковной архитектуры, материалы, разрабатывают проекты, эскизы. В этой церкви они оставили частичку своей души, и храм стал для них знаковым проектом, в котором они реализовались именно как церковные живописцы. В работе помимо художников принимали участие также сами Мамонтовы, родные и друзья художников, дети.

Работы Васнецова над проектом храма.

Эскизы сына Мамонтовых Андрея для храмовых орнаментов. Андрей был талантливым юношей, однако сильно заболел и умер в возрасте 20 лет.

Ключ от храма в кабинете Елизаветы Григорьевны Мамонтовой

Храм, освященный в честь Спаса Нерукотворного, был построен по проекту Васнецова. Здесь гармонично сочетаются элементы разных традиций — и псковской, и новгородской, и ярославской, и ростовской, и владимирской.

Образ Спаса Нерукотворного Поленов написал на керамике. При определенном положении солнца зубчики проходят прямо по голове Христа и символизируют терновый венец.

«Святые на иконах представлены именно так, как видели их художники.

Многие авторские иконы написаны на медных листах, и, когда на них попадает солнышко, — рассказывает нам смотритель абрамцевского храма, — такое ощущение, что все иконы оживают и что свет идет изнутри».

Иконостас выполнен по проекту В. Д. Поленова и навеян путешествием Поленова по Палестине.

Главная храмовая икона — образ Спаса Нерукотворного. Написана И. Е. Репиным.

Князь Федор с сыновьями Константином и Давидом. Икона написана Е. Д. Поленовой, сестрой В. Д. Поленова

Сергий Радонежский. Икона В. Васнецова.

Богородица с Младенцем В. Васнецова. Это эскиз к иконе, которая находится во Владимирском соборе в Киеве, в росписи которого принимали участие Васнецов, Нестеров, Врубель, сын Мамонтовых Андрей и другие.

Николай Чудотворец Николая Неврева.

Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Девочки в темнице накануне пыток, Написала жена Репина Вера.

Слева направо — святые Кирилл и Мефодий, княгиня Ольга, князь Владимир, иконописец Алипий, летописец Нестор, Алексий Митрополит Московский. Написал В. Д. Поленов.

Паникадило — проект В. Д. Поленова.

Клиросы выполнены по эскизам Васнецова, который разработал их за один день, увидев принесенные детьми садовые и лесные цветы.

Плащаница: шитье золотой и шелковой нитью. Начинала вышивать Вера Мамонтова, а заканчивали женщины абрамцевского кружка. Выполнена по эскизам Васнецова. Оригинал, написанный акварелью, находится в Третьяковской галерее.

Барельеф святой главы Иоанна Предтечи — работа М. Антокольского.

В храме находится первая печь Врубеля, поставленная в усадьбе.

На полу — мозаика с изображением райского сада в исполнении Васнецова. Серая часть — обычная мраморная крошка, а остальные камни — белые, черные, желтые — из речки Вори, которая протекает неподалеку. То есть это подручный материал, который участники абрамцевского кружка собирали сами.

Оконные проемы выполнены по эскизам сына Мамонтовых Андрея.

Когда Андрей умер, его похоронили у северной стены храма и над могилой поставили часовню. По просьбе матери, которой хотелось быть ближе к сыну, здесь оставили окошко. По одному из эскизов Андрея она сделала на окошке росписи.

В наши дни в храме в течение года проводятся всего три службы с литургией: первая — на Светлой седмице в праздник иконы Божией Матери Живоносный Источник, вторая — в праздник Петра и Февронии 8 июля (в память о семье Мамонтовых), третья — в престольный праздник храма — Спаса Нерукотворного 29 августа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *