В а сухомлинский

Сухомлинский, Василий Александрович

Василий Александрович Сухомлинский
укр. Василь Олександрович Сухомлинський
Дата рождения 28 сентября 1918
Место рождения
  • Василевка, Василевская волость, Александрийский уезд, Херсонская губерния, Украинская держава
Дата смерти 2 сентября 1970 (51 год)
Место смерти
  • Павлыш, Онуфриевский район, Кировоградская область, Украинская ССР, СССР
Страна СССР
Альма-матер
  • Полтавский национальный педагогический университет имени В. Г. Короленко
Учёная степень кандидат педагогических наук
Учёное звание член-корреспондент АПН СССР
Известен как педагог-новатор, детский писатель, директор школы
Награды и премии
Цитаты в Викицитатнике

Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский (укр. Василь Олександрович Сухомлинський; 28 сентября 1918, с. Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии, Украинская Держава — 2 сентября 1970, пос. Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области, Украинская ССР) — советский педагог-новатор, детский писатель, создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования.

Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968).

Внешние изображения

Из рукописного дневника Сухомлинского В. А., два дня после смерти Сталина, 1953 г.

Два дня педагогической деятельности Сухомлинского В. А., 1952 г.

Регистрация явки на педсовет — среди учителей родной брат Сухомлинского; из личного рукописного дневника Сухомлинского В. А.

Биография

Родился будущий педагог-новатор в 1918 году в селе Васильевка (ныне Кировоградская область) в бедной крестьянской семье. Здесь прошли его детство и юность. Отец Василия Александровича — Александр Емельянович Сухомлинский (1893—1930) — до Октябрьской революции работал по найму, как плотник и столяр в помещичьих хозяйствах («экономиях»), и сдельно — в крестьянских хозяйствах. В советское время Александр Емельянович стал одним из передовых людей села — был общественником активистом, принимал участие в руководстве потребительской кооперацией и колхозом, выступал в газетах как селькор, заведовал колхозной избой-лабораторией, руководил трудовым обучением (по деревообрабатывающему делу) в семилетней школе. Мать В. А. Сухомлинского, Оксана Авдеевна (1893—1931), была домашней хозяйкой, выполняла мелкую портняжную работу, трудилась в колхозе. Вместе с Александром Емельяновичем она воспитала, кроме Василия, ещё троих детей — Ивана, Сергея и Меланию. Все они стали сельскими учителями.

Летом 1933 года Василий поехал учиться в Кременчуг. После окончания рабфака он поступил в педагогический институт; в 17 лет стал учителем в заочной школе недалеко от родного села. Перевёлся в Полтавский педагогический институт и успешно закончил его в 1938 году, затем возвратился в родные места, где стал преподавать украинский язык и литературу в онуфриевской средней школе.

В 1941 году Сухомлинский добровольцем ушёл на фронт.

В январе 1942 года он, младший политрук, был тяжело ранен, защищая Москву, и лишь чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После лечения в госпитале на Урале просился на фронт, однако комиссия не могла признать его даже ограниченно годным. После освобождения Украины от фашистов вернулся в родные края и узнал, что его жену и маленького сына замучили в гестапо.

В 1948 году он стал директором Павлышской средней школы, которой бессменно руководил до конца своей жизни. Дочь В. А. Сухомлинского — доктор педагогических наук, профессор Ольга Васильевна Сухомлинская. Пошла по стопам отца, сейчас работает в Национальной академии педагогических наук Украины.

Василий Александрович Сухомлинский — автор сорока монографий и брошюр, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Научные монографии и статьи Василий Александрович писал на русском языке. Художественную прозу — на украинском. Общий тираж его книг составил около четырёх миллионов экземпляров на различных языках.

Педагогическая деятельность

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.

Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений, чтению книг.

Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.

В целостном виде взгляды Сухомлинского представлены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967) и других произведениях. Его идеи воплощены в практике многих школ. Были созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975).

Сухомлинский — автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни — «Сердце отдаю детям» (Государственная премия УССР 1974 года, посмертно). Его жизнь — воспитание детей, личности. Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.

В своей книге «100 советов учителю» Сухомлинский писал о том, что ребёнок является существом, которое мыслит, познает мир не только вокруг себя, но ещё и познает самого себя. При чём это знание приходит не только умом, но и сердцем. По-настоящему любит свой предмет лишь тот педагог, который на уроке излагает сотую долю того, что знает. Чем богаче знания педагога, тем ярче раскрывается его личное отношение к знаниям, науке, книге, умственному труду, интеллектуальной жизни. Это интеллектуальное богатство и есть влюбленностью учителя в свой предмет, в науку, школу, педагогику. Учитель — это не только специалист, который умеет передавать знания следующему поколению, но также он играет большую роль в том, чтобы сделать из ребёнка человека, а именно человека будущего, от которого зависит будущее целой страны. Учитель должен не только уметь анализировать причины влияния на ребёнка, но и должен придерживаться того, чтобы изучение предмета стало цельным. Труд должен стать главным в жизни ученика. Народная педагогика знает, что ребёнку посильно и что непосильно. Потому что в ней органически сочетается жизненная мудрость с материнской и отцовской любовью. Чтобы ребёнку хотелось хорошо учиться, и этим он стремился приносить радость матери и отцу, нужно беречь, лелеять, развивать у него чувство гордости труженика. Это значит, что ребёнок должен видеть, переживать свои успехи в учении. Человеческие отношения раскрываются ярче всего в труде — когда один что-то создаёт для другого. Задание педагога — не только уметь правильно определять причины и последствия в воспитании, но и влиять на жизнь ребёнка, при этом разделять свои заботы с родителями. Педагогу нужно работать, чтобы у матери и отца было единое представление о том, кого они вместе со школой воспитывают, а отсюда и о единстве их требований, прежде всего — к самим себе. Добиться того, чтобы отец и мать как воспитатели выступали в единстве — это значит научить мудрости материнской и отцовской любви, гармонии доброты и строгости, ласки и требовательности. Педагог становится светочем знаний — и поэтому воспитателем — лишь тогда, когда у воспитанника появляется желание знать несравненно больше, чем он узнал на уроке, и это желание становится одним из главных стимулов, побуждающих воспитанника к учению, к овладению знаниями.

В. А. Сухомлинский о режиме труда и отдыха школьников

Лучше всего чувствуют себя те, кто рано ложится спать, спит достаточно времени, рано пробуждается и занимается интенсивным умственным трудом в первые пять-десять часов после пробуждения (в зависимости от возраста). В последующие часы бодрствования интенсивность труда должна ослабевать. Совершенно недопустим напряжённый умственный труд, особенно заучивание, в последние 5-7 часов перед сном. На многих фактах мы убедились, что, если ребёнок в течение нескольких часов перед сном сидит за уроками, он становится неуспевающим.

В. А. Сухомлинский о причинах подростковой преступности

Чем тяжелее преступление, чем больше в нём бесчеловечности, жестокости, тупости, тем беднее интеллектуальные, эстетические, моральные интересы и потребности семьи. Ни в одной семье подростков, которые совершили преступление или правонарушение, не было семейной библиотеки, хотя бы маленькой…Во всех 460 семьях я насчитал 786 книг…Никто из тех, кто совершил преступление, не мог назвать ни одного произведения симфонической, оперной или камерной музыки

Память

Мемориал Сухомлинскому в Павлышской школе Вход в музей в Павлышской школе

  • На корпусе № 1 Полтавского педагогического института (сейчас университет) по ул. Остроградского, 2 — Сухомлинскому установлена мемориальная доска.
  • В самом университете находится музей В. А. Сухомлинского.
  • В честь В. А. Сухомлинского назван Николаевский национальный университет.
  • В честь В. А. Сухомлинского назван Александрийский педагогический колледж в городе Александрия. Во дворе колледжа установлен памятник Сухомлинскому.
  • Именная аудитория в Институте образования НИУ ВШЭ
  • В 2018 году в Геническом районе Херсонской области Украины был изготовлен бюст В.А. Сухомлинского для использования в качестве переходящей награды для лучшего учреждения образования района.
  • В сентябре 2018 года Национальный банк Украины выпустил в обращение памятную монету с Сухомлинским, в серии «Выдающиеся личности Украины».

> Награды

  • Герой Социалистического Труда (1968).
  • Орден Красной Звезды.

Почётные звания

  • Почётный гражданин Кировограда (1998)

Значительные произведения

  • Сердце отдаю детям.
  • Сто советов учителю.
  • Рождение гражданина.
  • Родина в сердце / Сухомлинский, Василий Александрович, Автор; Сухомлинская, А. И., Составитель; Голованов, Леонид Витальевич, Составитель; Кулешова, А. А., Фотограф; Прохоров, И., Редактор; Авотин, Роберт Жанович, Художник. — Москва : Молодая гвардия, 1978. — 173, с.: портр. л. + вкладные л.; 21 см.- 100000 экземпляров (в переплёте)
  • Родительская педагогика.
  • Как воспитать настоящего человека.
  • Методика воспитания коллектива.
  • Письма к сыну.
  • О воспитании.
  • Этюды о коммунистическом воспитании (1967).
  • Мудрая власть коллектива

Полное собрание сочинений и методического наследия приведено в книге:

  • В. А. Сухомлинский: Биобиблиография / Сост. А. И. Сухомлинская, О. В. Сухомлинская. — К.: Рад. шк., 1987.— 255 с.

Примечания

  1. 1 2 Сухомлинский Василий Александрович // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  2. Vikent — Сухомлинский Василий Александрович. vikent.ru. Дата обращения 21 ноября 2019.
  3. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в 3 т., т. 1, c. 167

    Учение — не механическая передача знаний от учителя к ребенку, а прежде всего человеческие отношения.

  4. 1 2 Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в 3 т., т. 1, c. 147

    Важная задача школы — воспитать человека пытливой, творческой, ищущей мысли. Я представляю себе детские годы как школу мышления, а учителя — как человека, заботливо формирующего организм и духовный мир своих воспитанников.

  5. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в 3 т., т. 1, c. 87

    Отметка должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за лень и нерадивость. Если учитель усматривает в двойке и единице кнут, которым можно подстегивать ленивую лошадь, а в чеверке и пятерке пряник, то вскоре дети возненавидят и кнут и пряник.

  6. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в 3 т., т. 1, c. 197

    Я стремился к тому, чтобы каждый ребенок постепенно создавал личную библиотеку, чтобы чтение становилось важнейшей духовной потребностью детей…Если в течение месяца семейная библиотечка не пополнялась ни одной книгой, я считал это тревожным явлением.

  7. http://klasnaocinka.com.ua/uk/article/sukhomlinskii-100-sovetov-uchiteliu.html
  8. Сухомлинский В.А.]] Рождение гражданина. — М.: Молодая гвардия, 1971. — Тираж 100 000 экз. — С. 9 — 10

Ссылки

  • http://www.dnpb.gov.ua/ Державна наукова педагогічна бібліотека України імені В. О. Сухомлинського
  • Сухомлинский, Василий Александрович. Сайт «Герои страны».
  • Статья о В. Сухомлинском на сайте «Великих Украинцев» (укр.)
  • Глейзер Г. Д. Сердце, отданное детям
  • Василь Олександрович Сухомлинський (укр.)
  • Сухомлинський Василь Олександрович (о нём) с подробной библиографией на портале wiki ОУНБ им. А. Л. Чижевского (укр.)
  • Симон Соловейчик.. «Всё более глубокое понимание ребёнка – это и есть воспитание его». газета «Первое сентября» (№ 70/2000). Дата обращения 18 июля 2009. Архивировано 12 марта 2012 года.

>Василий Сухомлинский>Биография Василия Сухомлинского

Родился в малоимущей семье крестьян. В детстве мальчик испытал голод и разруху во время гражданской войны.

Родители

Отец – Александр Емельянович. До революции 1917 г. занимался плотницкими и столярными работами по найму. После революции стал общественником-активистом, проявил себя как корреспондент, заведовал избой-читальней, руководил трудовым обучением в школе.
Мать – Оксана Иудовна, домохозяйка, изготавливала швейные изделия, работала в колхозе. Родители старались не затевать ссоры между собой и не подвергали детей наказанию. Вырастили трёх сыновей и дочь: Василий, Иван, Сергей и Мелания. Все выбрали профессию учителя.

Образование

В 1933 г. Василий окончил семилетнюю школу. Одноклассники вспоминали, что у Василия был хороший характер. Он показал себя одним из талантливых учащихся. В 1939 г. окончил с отличием Полтавский педагогический институт.

Семья

В 1939 г. женился. Его жена была учителем. Беременная, она не смогла покинуть оккупированную территорию, и жизнь её закончилась трагически. В. Сухомлинский так ни разу и не видел сына.

Деятельность

Семнадцатилетним юношей начал Василий Александрович педагогическую работу. После окончания Полтавского педагогического института стал преподавателем украинского языка и литературы.

Во время Великой Отечественной войны В. Сухомлинского серьёзно ранили. Осколок снаряда находился в его груди всю оставшуюся жизнь. После госпиталя он хотел снова воевать, но комиссия признала его не пригодным к воинской службе. В. Сухомлинский прибыл на родину и с 1948 г. стал бессменным директором школы в посёлке Павлыш.

В 1955 г. на основе практического опыта он защитил положения своей научной работы «Директор школы – организатор учебно-воспитательного процесса».

Педагог-новатор

Павлышская школа стала его исследовательской площадкой, где учитель занимался проектами «Школа под голубым небом» и «Школа радости» для шестилеток, проводил семинары по педагогике и психологии, факультативные занятия о семейной жизни и этике для старшеклассников, организовал работу родительского клуба.

Гуманистические принципы В. А. Сухомлинского: доверие ребенку; приобретение знаний без нажима со стороны взрослых; воспитание без наказаний; содружество родителя, учителя и ребёнка; моральная устойчивость; труд как творчество; свобода выбора поведения, образа жизни и ответственность за этот выбор.
Основные направления деятельности: воспитание гражданина; индивидуальное и коллективное воспитание; взаимосвязь дошкольного и школьного обучения и воспитания; совершенствование творческих задатков у детей; семейная педагогика.

>Избранные педагогические труды

За книгу «Сердце отдаю детям» в 1974 г. В. А. Сухомлинскому была присуждена Государственная премия УССР — посмертно.

О воспитании

Основные положения произведения:

  • твердо верить в воспитание
  • понимать душу ребенка
  • помочь ребенку учиться добру
  • здоровье детей – основная забота взрослых
  • педагогика – наука не только для учителей
  • знания необходимы человеку
  • создавать для ребенка мир творчества
  • труд — основа жизни
  • красота искусства в жизни ребенка
  • уметь сплачивать детей
  • должна быть верность идее
  • самое интересное и необыкновенное в жизни – сам человек
  • учить самовоспитанию

Родительская педагогика

Основные положения произведения:

  • семейному долгу надо учить с детства
  • надо долго трудиться физически и нравственно, чтобы добиться счастья
  • старшее поколение должно учиться говорить с младшим поколением о великом и прекрасном
  • учить детей умению ограничивать свои желания
  • взрослым делать то, что возвышает их в глазах их детей
  • дети — это счастье, созданное трудом родителей.

Автор рассказов и сказок

В. А. Сухомлинский написал множество рассказов для детей, например:

«Я больше не буду», «Жадный мальчик», «Котлетка как камень», «Металлический рубль», » Для чего говорят спасибо» «Стыдно перед соловушкой», «Трудно быть человеком», «Вьюга», «Обыкновенный человек» «А сердце тебе ничего не приказало», «Как синичка меня будит», «Лесной домик», «Жизнь птиц зимой» и другие.
Много рассказов посвящены матери: «Бессмертная мать», «Материнские глаза», «Седой волосок», «Оскорбительное слово», «Ненаглядный сынок», «Легенда о материнской любви» и другие.
В. А. Сухомлинским написано немало сказок для детей разного возраста, например: » Как звенят снежинки», «Хвастливый петушок», «Лепесток и цветок», «Как белочка дятла спасла», «Ветер, солнце и мороз», «Пусть будут и соловей, и жук» и другие. Во всех произведениях писатель ратовал за человечность в человеке.

Умер педагог 2 сентября 1970 г. в посёлке Павлыш. Похоронили его на школьном дворе.

Интересные факты из жизни Сухомлинского

  • Будучи ещё школьником, он советовал товарищам, что можно выполнять устные задания, когда они идут вместе домой: просто вспоминать, что говорил учитель на занятии.

Сначала критиковали, потом признали

Идеи народного учителя не соответствовали советской идеологии. Его гуманную педагогику относили к христианской, считали, что он проповедует абстрактный гуманизм, который не вписывался в социалистическую действительность. Василий Александрович не был верующим, но он не отрицал, что в мире природы есть божественное начало. Такое мировоззрение считалось довольно смелым. Его идеи критиковали. Но новатор не сдавал своих позиций и добивался поразительных достижений. Его труды стали актуальны сначала в учительском сообществе, а потом и в органах образования. Его опыт стал использоваться и в других общеобразовательных учреждениях. С течением времени пришло признание. Чтобы проявлять творчество в такой сфере, как педагогика, требовалось огромное мужество и выдержка.

Причина известности

В. А. Сухомлинский – педагог-новатор советского времени. Он разработал своеобразную педагогическую систему с гуманистическими принципами воспитания детей. Его называли «солнечным учителем», а методы воспитания – спасительными.

Книга В. А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» по сей день является настольной книгой многих педагогов.

Н. А. Некрасов в свое время сказал: «Мир меняют не политики, мир меняют учителя». Эти слова полностью отражают суть педагогической деятельности В. А. Сухомлинского.

Награды

  • Герой Социалистического Труда
  • Государственная премия Украинской ССР
  • заслуженный учитель школы УССР

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *