В чем хоронят младенцев

Права мертворожденных

Погребение детей, проживших некоторое время после рождения, и более старшего возраста обычно не вызывают вопросов. Новорожденного, младшего дошкольника или подростка хоронят так же, как и взрослого человека. Возраст покойного подчеркивают специальной атрибутикой: венками с голубыми (для мальчиков) или розовыми (для девочек) лентами, изображениями ангелов, мягкими игрушками и т. п. Детские гробы красят в светлые оттенки. При этом детская похоронная атрибутика не является обязательной. Это скорее дань светским традициям, чем необходимые элементы печального события.

Погребение мертворожденного вызывает гораздо больше вопросов. Многие родители ошибочно полагают, что младенцев, умерших в утробе матери или при рождении, хоронить не следует.

Согласно действующему законодательству, ребенок со 197 дня от зачатия считается полноправным гражданином.

Если нерожденный успел дожить до этого возраста и умер в материнской утробе, его следует похоронить в соответствии с религиозными традициями и законами государства.

Родителям умершего необходимо знать, что если они хоронят мертворожденного, детские похороны должны быть частично оплачены государством.

Ребенок имеет право на бесплатное место на кладбище и получение некоторых погребальных услуг на безвозмездной основе.

Поскольку мертворожденные относятся к льготной категории, мама и папа могут получить пособие на погребение на основании свидетельства о смерти.

Кто должен хоронить?

  1. Родители или другие родственники. Тело мертворожденного или новорожденного может находиться бесплатно в морге в течение 7 суток. Рекомендуется забрать останки через 2 или 3 суток. За это время будет проведено вскрытие для установления причины смерти. Отец и мать или другие родственники умершего могут похоронить его за свой счет, а затем обратиться за компенсацией. Если по каким-то причинам родные не способны заниматься организацией погребения самостоятельно, можно доверить похороны ребенка ритуальному агентству. Нередко после гибели долгожданного сына или дочери родители пребывают в тяжелом эмоциональном состоянии, которое мешает им решать вопросы, связанные с погребением.
  2. Медицинское учреждение. Иногда родители отказываются забирать тело младенца. Мамой и папой может двигать не только желание сэкономить или непростое материальное положение, но и глубокое отчаяние, отказ видеть своего ребенка мертвым и т. д. В таком случае погребение проводится от медицинского учреждения (родильного дома), которое обращается в похоронное бюро. Детские похороны на себя берут специализированные городские службы, занимающиеся оказанием ритуальных услуг. Отец и мать должны подписать согласие на проведение вскрытия. В течение 3 суток после установления причины гибели младенец должен быть похоронен.

Религиозный аспект

В народе существует множество примет и суеверий, связанных со смертью ребенка или мертворожденными, например:

  1. Младенец, умерший и похороненный до крещения, не сможет войти в рай. Священнослужители не дают этому суеверию однозначного опровержения. Но вероятнее всего это неправда. Новорожденный или умерший в утробе матери полностью безгрешен. Он не может быть отвергнут Богом только потому, что по независящим от него и родителей обстоятельствам не успел пройти таинство крещения.
  2. Ребенок, умерший в раннем возрасте, проведет в рай своих родителей в Судный день. Такого взгляда придерживаются мусульмане. Иудеи и христиане считают, что каждый человек будет отвечать за свои грехи по всей строгости. Дети, умершие до наступления половой зрелости, не станут пропуском в рай для отца и матери. Вероятно, мусульмане, не отличавшиеся праведностью, также не смогут достичь вечного блаженства, даже если при жизни потеряли сына или дочь.
  3. Души маленьких детей превращаются в фей или бабочек. Некоторые люди также верят и в то, что умерший ребенок вернется к маме и папе в новом теле, т. е. возродившись в собственном брате или сестре. Эти суеверия широко распространены среди христиан. Они имеют языческие корни. Все монотеистические религии полностью отвергают реинкарнацию (перерождение души в ином теле) и считают, что у каждого человека может быть только 1 жизнь. Языческие суеверия неприемлемы для христианина. От них необходимо отказаться.

С похорон детей, погибших в утробе или при рождении, родители возвращаются разочарованными в жизни. Нередко после смерти ребенка супруги чувствуют охлаждение в отношениях. Гибель младенца приводит к разводу. Однако несчастье, обрушившееся на родителей, не должно стать поводом для расставания. Если мужчина и женщина по-настоящему любят друг друга, трудности только сплачивают их союз.

Утрата близкого — это боль и скорбь. Мы отчаянно думаем, как мало сделали для умершего. Хочется возвратить время и исправить ошибки, уделить больше внимания тому, кого рядом уже нет. Не удивительно, что мы стараемся позаботиться о мёртвом и на том свете.

В православной церкви устоялась традиция отпевать покойных. Но что делать, если умер некрещёный человек? Разве можно оставить его без этой, казалось бы, обязательной процедуры?

И даже если некрещеного по своей воле нельзя отпевать, то как быть с умершими младенцами? Они-то выбора не имели.

Тут же всплывает вопрос о похоронах: как поступать с ними, нужен ли крест? А молиться за некрещёного можно?

Всё это обобщим так: допускает ли православная церковь обряды для умерших некрещёных? Начнём разбираться по порядку.

Некрещёных детей хоронят без православного ритуала, у Бога с ними свои отношения

Русская православная церковь строго подходит к вопросу того, как хоронить некрещёного человека, даже маленького. Их не хоронят по православному обряду. Никаких исключений нет. Случается, что ребёнок умирает в утробе или едва родившись. Его просто не успели или физически не могли окрестить.

Некоторые верующие спрашивают, мол, разве ребёнок виноват, что не успел пройти таинство крещения. Разве справедливо лишать его стандартных для православия похоронных процедур?

Справедливо, ведь он — не из членов церкви. Не успел в неё вступить. Но Бог всё видит и знает. Он справедлив и не станет лишать посмертных благ некрещёных младенцев. Раз они умерли так рано, значит, на то у Всевышнего имелись причины. И уж точно таким не нужен какой-то «пропуск» с земли в Царство Божье.

Похороны некрещёных детей и взрослых отличаются от обычных отсутствием молитв и атрибутов православия

Не нужно искать обходные пути, чтобы задним числом окрестить ребёнка. Это не только бесполезно, но и бессмысленно. Достаточно провести обычные похороны — с омовением, прощанием, но без привлечения священника, свечей, чтения молитв и прочего.

Просто гроб и люди, которые хотят проститься. Ничего пагубного для души ребёнка в этом нет.

28 недель до этого срока похоронами младенцев занимается медицинское учреждение

Также стоит оговориться, что часто похороны некрещёных младенцев не нужны. Речь об умерших внутри утробы. Если срок не достиг 28 недель, то телами занимается медицинское учреждение. Ну а душой займётся Господь.

Отпевание без крещения невозможно, потому что над некрещёными нельзя проводить православные обряды

Отпевание без крещения не делается. Но это не потому, что некрещёные люди как-то противны православию. Не нужно это воспринимать так, что, мол, умер человек без веры, значит, поделом ему, не будем отпевать.

Русская православная церковь просто не имеет права проводить какие-либо обряды над некрещенным человеком.

Ведь не только отпевание, но другие обряды и таинства с некрещёными проводить не разрешено. Крестясь, человек вверяет себя церкви, говорит, что отныне она ответственна за его душу.

Разумеется, когда крестят в младенчестве, ни о каком сознательном выборе речь не идёт. Но это делают, чтобы заблаговременно взять душу человека под опеку. Он волен принять этот дар, либо отказаться в будущем. Но в раннем возрасте полезно иметь нечто, что тебя бережёт.

Обряд отпевания — он может проводиться только над крещённым православным человеком

Человек, который не вступил в церковь через крещение, не дал ей полномочий что-то делать для спасения своей души. А ведь один из главных даров Господа — свобода выбора. И кто мы, если захотим это право оспорить? Так можно ли отпевать некрещёного человека, коль он сам сторонился церкви? Нет, это поступок против воли, а значит — и против Бога.

Отпевание это просьба к Всевышнему простить грехи умершему

Этот обряд должен произойти после жизни каждого человека, который крещён и не отказался от православия. Церковь выполняет функцию посредника. Крещение — своего рода доверенность ей. Оттого и слово — «вера».

А если человек такого права не признал, то у него уже свои, личные взаимоотношения с Богом. Это всё будет решаться на другом уровне и не церковью. Так что отпевание становится бессмысленным и даже оскорбительным для Господа ритуалом. Мы в таком случае будто говорим: «Ну и что, что умерший не разрешил нам просить за себя. Мы всё равно сейчас за него всё решим».

И, конечно, совсем уже абсурдом выглядит просьба некоторых прихожан к священникам: «Вы нашего покойного сперва окрестите, а потом отпойте». Так не бывает.

Крест на могиле некрещёных ставить бессмысленно, этот атрибут никак не поможет на том свете

Немного иная ситуация с вопросом, можно ли ставить крест на могиле некрещёного человека. Если православный священник должен отказать в просьбе отпеть, то повлиять на оформление надгробия он никак не в силах. Так что вопрос вряд ли должен звучать как: «можно ли».

«Всё мне можно, да не всё полезно», — гласит христианская истина.

Скорее, стоит спросить, есть ли в этом смысл.

Если родственники умершего думают, что таким образом некрещеному помогут на том свете, то не стоит даже пытаться. Господу решительно всё равно, хоть золотой крест над могилой возвести. На посмертной участи это никак не отразится. Высшие силы не подчиняются свечам, крестам и молитвам. Ими нельзя манипулировать через обряды.

Для многих крест — это обязательный атрибут могилы. Иначе она выглядит какой-то незавершённой. Традиция как-никак. Это бездумный подход, но запретить его церковь не может.

Крест на могиле — это признак православного христианина, всем остальным он ни к чему

Однако некоторые священники предлагают альтернативу. Всё же крест — символ священный. Более корректно было бы не использовать его, а изобразить гравировкой. Вроде и «традиция» сохранена, но в то же время это не сам крест, не то, что ставят на могилу православных.

Да и если человек не принял при жизни православие, будет ли он благодарен за крест? Ведь это против его воли.

В действительности крест часто не то, что некрещёным, но даже крещённым не полагается. Мало пройти первое таинство, чтобы стать православным христианином. Для этого нужно ещё и что-то делать. А формальности не приближают человека к Богу. Если всё, что сделал духовного, — это крестился, поставил три свечки и закончил всё под крестом, то это пустое в глазах Господа.

Молиться о некрещёных можно только дома, но не в храме

Если человек не крещён, то молитва в церкви на его участь никак не повлияет.

Митрополит Макарий (Булгаков) писал:

Макарий (Булгаков) Митрополит

«Наши молитвы могут действовать непосредственно на души скончавшихся, если только они скончались в правой вере и с истинным раскаянием, т.е. в общении с Церковью и с Господом Иисусом: потому что в сем случае, несмотря на видимое удаление от нас, они продолжают вместе с нами принадлежать к одному и тому же телу Христову»

Блаженный Августин ещё более категоричен:

Блаженный Августин Древнеримский богослов

«Нимало не должно сомневаться, что молитвы св. Церкви, спасительное жертвоприношение и милостыни приносят пользу умершим, — но лишь тем, которые прежде смерти жили так, чтобы по смерти все это могло быть для них полезным.

Ибо для отшедших без веры, споспешествуемой любовию, и без общения в таинствах напрасно совершаются ближними дела того благочестия, коего залога они не имели в себе, когда находились здесь, не приемля или всуе приемля благодать Божию и сокровиществуя себе не милосердие, а гнев.

Итак, не новыя заслуги приобретают для умерших, когда совершают за них что-либо доброе знаемые, а только извлекают последствия из прежде положенных ими начал»

И всё же молиться за некрещёного можно, но не в храме. Допустимо, чтобы родные читали молитвы дома, ставили свечи, — но не более. Никаких проскомидий, панихид и т.д.

Новомученик Афанасий (Сахаров), епископ Ковров­ский, в труде «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви» пишет:

Афанасий (Сахаров) Епископ Ковровский

«На домашней молитве по благословению отца духовного может быть совершено поминовение даже и тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении». «Поминовение усопших, по смирению и за послушание Святой Церкви, перенесенное на нашу домашнюю келейную молитву, будет ценнее в очах Божиих и отраднее для усопших, чем совершенное в храме, но с нарушением и пренебрежением уставов Церковных»

При этом в православии нет единодушия в отношении того, можно ли поминать усопших какой-то церковной молитвой. Например, преподобный старец Лев Оптинский предлагал следующую:

Лев Оптинский Российский монах «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».

Сегодня часто предлагают молиться за некрещеного мученику Уару. Это вызывает много споров. В христианской среде есть как сторонники, так и критики этой идеи. Возможно, в будущем у церкви сформируется более чёткая позиция.

На эту молитву стоит рать благословение у священника. Если благословит — смело читайте. А вот без благословения молиться за умершего мученику Уару не рекомендуют. Лучше тогда придумать свою молитву.

Мученику Уару молятся за некрещёных, но только дома, в храме запрещено

Тропарь, глас 4-й

Воинством святых страстотерпец страждущие законне, зря онех, показал еси мужески крепость свою. И устремився на страсть волею, и умрети вожделе за Христа, Иже приял еси почесть победы твоего страдания, Уаре, моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 4

Христу последуя, мучениче Уаре, Того испив чашу, и венцем мучения увязеся, и со Ангелы ликовствуеши, моли непрестанно за души наша

Молитва

О, святым мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаемь, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне предстоиши Ему со ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися, воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь.

Декретные выплаты при рождении мертвого ребенка

Декретный отпуск при рождении мертвого ребенка вызывает множество вопросов: как долго он продолжается, нужно ли делать перерасчет пособия и другие. Прежде чем дать ответы на них стоит разобраться, что же подразумевается под «декретным отпуском». Многие полагают, что это период отсутствия женщины на работе с момента, когда ей был выписан листок нетрудоспособности и до ее выхода обратно на свое место, после отпуска по уходу за малышом. Но это не так, под это понятие попадает только отпуск по БиР.

Беременная сотрудница может отправиться в декрет на 30-й неделе при обычной беременности или на 28-й, если она ждет двойню. Основанием является больничный лист.

Он может выписываться на разный период:

  • 140 — минимальное число дней, выдается при обычной беременности;
  • 156 — полагается при сложных родах. В этом случае выписываются два бюллетеня. Первичный больничный лист выдается обычной продолжительностью на 7 месяцев беременности. Второй бюллетень выписывается в продолжение первого, после родов на дополнительные 16 дней;
  • 194 — максимальное количество дней, выдается при многоплодной беременности.

Сотрудница представляет декретный больничный работодателю, бухгалтер производит расчет. Компенсация должна быть перечислена работнице в день выплаты ближайшей заработной платы или аванса в организации. Оплачивается сразу все количество дней, если больничных несколько, выплаты производятся по мере предоставления листков работодателю. Расчет компенсации осуществляется по общему доходу женщины, полученному за два предшествующих года. Величина делится на количество дней в периоде (730 / 731) и умножается на число дней нетрудоспособности.

Но это в обычной ситуации, а как происходит выплата декретного пособия в случаяе, если ребенок умер после рождения? Если пособие женщине перечислили в полном объеме до родов, удержать его не смогут, так это не предусмотрено никакими законодательными актами. Сотрудница будет находиться в декрете до окончания больничного листа. Сократить отпуск по БиР досрочно у нее также не получится, так как ТК РФ предоставляет такую возможность только по отношению к отпуску по уходу за ребенком.

Однако насильно заставить сотрудницу уйти в отпуск по БиР на 7 месяце беременности работодатель также не может. Женщина может по заявлению уйти в декрет позже или сократить число дней отпуска по своему выбору, только сделать она это должна до оформления отпуска и расчета пособия.

Если роды произошли до того как женщина успела оформить декрет, есть два варианта оформления больничного:

  1. На весь период нетрудоспособности (должен быть от 3-х дней и более) — если младенец родился мертвым или живым, в случаях, когда смерть наступила до истечения первых 6 суток;
  2. На 156 дней, при рождении живого младенца, скончавшегося после своего рождения спустя 6 суток и более.

Ситуации, когда младенец родился мертвым, законодательно никак не регулируются.

«Московская ритуальная служба» 

Как правильно похоронить младенца

Когда в семье случается такое несчастье, родители теряются и не знают, как правильно организовать погребение по законам человеческим и божеским. Помочь в этом призвана данная статья.

Если младенец рожден мертвым или умер вскоре после родов

  • Родившийся мертвым до 197 дня развития, или умерший сразу после рождения на сроке беременности меньше 28 недель ребенок считается плодом, и в этом случае, утилизацией тела должны заниматься медицинские учреждения;

  • Если ребенок родился мертвым на более позднем сроке, или умер в родильном доме, его похоронят, как любого гражданина России, при этом родителям предоставляется пособие на погребение. Родственники вправе забрать тело малыша из родильного дома и самостоятельно организовать захоронение. Лучше всего это сделать в течение двух дней после проведения вскрытия. Но, иногда, кроме матери, хоронить дитя некому. В таких случаях тело будет находиться в морге, пока мать не выпишут из родильного дома. Родителям в роддоме выдается справка о смерти новорожденного, которая понадобится для предоставления в органы ЗАГС, и последующей подаче заявления на получение госпособия.

  • Если родители не могут или не желают заниматься погребением мертворожденного или умершего в первые дни жизни ребенка, его похоронят за счет медицинского учреждения. Погребают эти тела либо в землю, либо в урну после кремации. Если в течение года урна с прахом не будет забрана для погребения родственниками, ее захоронят вместе с другими невостребованными урнами с прахом в общей могиле.

Так как эти дети не крещены, поминать их не надо. Православная церковь считает, что они «не прославятся и не накажутся праведным Судией», тот есть их души будут обитать в каких-то «промежуточных сферах».

Когда ребенок умер вместе с мамой

В этом случае их обычно хоронят в одной могиле. Маму отпевают, если она крещена, а ребенка – нет. Считается, что подобное совместное захоронение облегчает душе некрещеного малыша вход в загробную жизнь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *