В этот день воскресенья

>Как пишется «воскресенье»?

воскресенье или воскресение

Как правильно пишется?

Если имеется в виду день недели, слово «воскресенье» пишется с разделительным мягким знаком перед окончанием «-е» – воскресенье.
Если речь идет об оживлении, возвращении к жизни, то перед окончанием следует писать букву «и» – воскресение.

В написании этого существительного возможны оба варианта в зависимости от лексического значения.

Этимология слова «воскресенье»

День недели между субботой и понедельником называется «воскресеньем» в честь воскресения Иисуса Христа на третий день после распятия. Слово появилось в церковнославянском языке и пришло в современный русский язык с изменением гласной «и» на разделительный мягкий знак.

Примеры

  • В воскресенье будет пасмурно, пройдут небольшие дожди.
  • Собрание членов кооператива назначили на воскресенье.
  • Приходите в воскресенье на концерт нашей группы.

Правило для «воскресение»

Однако согласно церковной традиции, буква «и» осталась в слове со значением «воскрешение из мертвых».

  • Воскресение Божьего Сына для сотен людей стало чудом, приведшим их к христианству.
  • Как утверждает Евангелие от Луки, Иисус совершил воскресение Лазаря.
  • Я не верю в воскресение из мертвых.

А вы знаете..

Какой из вариантов правильный?
(по статистике прошлой недели только 41% ответили правильно)

Воскресение Христово – центр жизни христианина не только в течение 40 дней пасхального периода, но и каждый день всего года. Лучшее доказательство тому приводит великий русский язык, ведь только в нем еженедельная Малая Пасха получила название «воскресенье».

Действительно, в основных европейских языках этот день называется совсем по-другому. Sunday, Sontag – «день солнца» в английском и немецком, Dimanche, Domenica – «Господень» («День Господень») – во французском, испанском и других языках романской группы, как и в греческом – Kiriaki. Именно так называли его первые христиане – День Господень – день, когда Господь воскрес, когда мы собираемся вместе и совершаем Евхаристию.

Место воскресной службы в недельном круге православного богослужения можно сравнить с местом Воскресения Христова в жизни каждого христианина. По слову апостола Павла, без Воскресения «тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14). И воскресная служба, конечно же, занимает в богослужении исключительное положение. Как Пасха — это вершина всего года, центр года, ни с чем не сравнимый праздник, так воскресная служба является началом и вершиной недельного круга православного церковного богослужения. В этот день воскрес Господь наш Иисус Христос, в этот день Церковью установлено совершать литургию – драгоценную диадему, которой венчается весь круг суточного богослужения. Воскресный день вновь говорит нам о победе Господа в великий день Его Воскресения; в тот же день совершается Евхаристия, и таким образом он также напоминает о будущем возвращении Господа на землю со славой.

Сегодня в православных храмах вне времени Великого поста Божественная литургия может совершаться каждый день. За два тысячелетия христианской традиции Церковь прославила тысячи святых, имена которых мы можем найти на каждый день церковного календаря, и именно в их память теперь мы каждый день можем совершать литургию. Первые христиане совершали литургию только в День Господень – в воскресенье, и огромная важность этой традиции неоднократно подчёркивается в творениях святых отцов.

Святой Василий Великий называл воскресенье «истоком дней», «ровесником света». Святой Григорий Палама так говорит о воскресенье: «В этот день произошло воскресение Иисуса Христа, которое по своей сути является восьмым воскресением в истории человечества. Три воскрешения совершились в Ветхом Завете и четыре воскрешения в Новом Завете».

Воскресный день — это малая Пасха, которую мы имеем счастье праздновать каждую неделю, которая нас не покидает целый год. Вспоминается нам и преподобный Серафим Саровский, который праздновал Пасху каждый день. Пасхальная радость никогда не оставляла его. Приходивших к нему людей он каждый день года приветствовал словами «Христос воскресе, радость моя!».

Почему я иду в храм в воскресенье?

Некоторые из нас нередко пренебрегают возможностью вновь прославить Воскресение Христа, придя на службу в воскресный день, забывая, что по церковным правилам нарушитель этой заповеди сам изгоняет себя из Церкви Христовой. Согласно восьмидесятому правилу VI Вселенского Собора, мирянин, который не будет на воскресной литургии три раза подряд, отлучается от церковного общения. Это правило показывает, насколько значима воскресная литургия в жизни христианина.

Во время литургии человек соединяется со Христом, Господь наполняет собой всё наше естество, дарит нам силы, необходимые для жизни. Поэтому не страх перед наказанием должен побуждать нас быть на воскресной службе, а опасение за свою жизнь и ее духовное качество.

Весь закон Божий сводится к двум заповедям: любви к Богу и любви к ближнему (Мф. 22, 37-40). Но разве можно эти заповеди исполнить без посещения храма? Если мы любим человека, то разве не стремимся чаще встречаться с ним? Разве можно представить себе, чтобы влюбленные избегали встреч друг с другом? Так и человек, любящий Бога, стремится к Нему.

Храм – это место, назначенное Самим Богом для нашей встречи с Ним, а Божественная литургия – время, когда Господь освящает нас. Но мало того, что в храме Господь защищает нас и дает нам силы, Он еще и учит нас. Ведь все богослужение – это истинное училище Божьей любви. За литургией мы слышим Его слово и слова Его учеников, мы вспоминаем Его чудесные дела, узнаем о будущем. Перед нашими глазами проходят подвиги мучеников, победы подвижников, мужество царей и священников. Мы узнаем о таинственной природе Бога, о том спасении, которое дал нам Христос. Тут мы радуемся светлому Христову воскресению. Часто нам кажется, что все вокруг ужасно, страшно и безнадежно, но воскресная служба говорит нам о нашей Надежде.

Воскресная служба – лучшее средство против тех бесчисленных депрессий и печалей, которые обитают в «сером быте». Это – сверкающая радуга Божьего завета среди туманов всеобщей суеты. И это та малая Пасха, которая так необходима всем нам.

Дмитрий Антошков,
студент 1-го курса
Минской Духовной Семинарии

День рождения воскресного дня

Почему именно в воскресенье в Православии принято обязательно ходить в храм? Какова история воскресенья? Связаны ли воскресенье и Воскресение? Почему этот день мы считаем днем отдыха и радости? Как и почему этот день называют в других странах?

Воскресенье – день субботний?

У почитания воскресенья довольно долгая и сложная история. Существуют разногласия по поводу того, каким днем недели является воскресенье – первым или седьмым. Иногда говорят, что воскресенье и вовсе подменило собой субботу.

Если мы обратимся к тексту Ветхого Завета, то найдем такие слова: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт 2:3). Получается, что суббота – седьмой день недели, день отдыха, воздержания от мирских дел, день покоя. Среди Заповедей Моисея, которые он получил от Господа на горе Синай, прочитаем: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней Господь создал небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх 20:8-10).

Также мы помним, что убийство Христа состоялось в пятницу – «день перед субботою» (Мк 15:42). Прийти ко гробу Учителя жены-мироносицы смогли только про прошествии субботнего дня – дня, когда Господь был в аду. И уже после этого, на третий день свершилось чудо Воскресения: «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» (Мк 16:9).

Вера в Воскресение Христа является основой веры во Христа вообще. Апостол Павел в Первом Послании Коринфянам говорит: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15:14).

В этот день свершилось все то, что ждали люди Ветхого завета – поэтому в почитании Воскресения нет забвения четвертой заповеди, а есть ее переосмысление: день, посвященный Богу теперь тот, в который свершилось Спасение.

День рождения воскресенья как выходного дня

Статус праздничного выходного дня воскресенье получило благодаря святому императору Константину Великому. Именно он издал Миланский эдикт о веротерпимости, согласно которому христианство обрело статус государственной религии.

В 323 году, когда Константин стал править всей Римской империей, он распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи.

7 марта 321 года император Константин издал указ, по которому воскресный день (в римской языческой традиции это был день Солнца) стал днем отдыха. Теперь в этот день нужно было отложить все мирские дела: рынки закрывались, государственные учреждения прекращали свою работу. Только земельные работы не облагались никакими ограничениями.

Важность воскресного дня подтверждалась и дальнейшими указами. В 337 году принят закон об обязательном участии солдат-христиан в воскресной литургии. Позже императором Феодосием был издан эдикт, запрещавший устраивать публичные зрелища по воскресеньям. Этот указ не сохранился, но эдикт 386 года запретил судопроизводство и торговлю по воскресеньям.

Кто как называет воскресенье?

День Солнца

В языках многих народов день, соответствующий воскресению, носит название дня Солнца. Это традиция наглядно видна в языках германской группы. В Древнем Риме название дня — dies Solis — «день Солнца» было заимствовано от греков и является дословным переводом греческого heméra helíou. Латинское название в свою очередь перешло к германским племенам. Так, по-английски воскресенье будет «Sunday», а по-немецки – “Sonntag”, на датском и норвежском — “søndag”, на шведском — “söndag”, что дословно и значит «день Солнца».

В большинстве языков Индии воскресенье именуется — Равивар (от «Рави») или Адитьявар (от «Адитья») — происходящих от эпитетов солнечного божества Сурьи и одного из Адитьи.

В китайском для обозначения всех дней недели используются иероглифы, обозначающие числа от одного до шести, а воскресенье пишется с иероглифом «солнце».

В Японии дни недели также именуют при помощи иероглифов, при этом значение их связано скорее с традициями, бытом, историческим прошлым японцев, чем с какой-то конкретной системой (пятницу пишут с иероглифом «деньги», а субботу – с иероглифом «земля»). Однако в написании воскресенья, как и у китайцев, присутствует иероглиф «солнце».

В ряде языков дни недели называются по порядку и сохраняется традиция почитания воскресенья как первого дня. На иврите воскресенье называют «йом ришон» – день первый.

День Господа

В греческом все названия дней понедельника, вторника, среды, и четверга переводятся как «второй», «третий», «четвертый» и «пятый». Воскресенье когда-то именовали «началом», но сегодня за ним закрепилось название «Кирьяки», то есть «день Господа». Так же и в армянском – понедельник – уже «второй день», а воскресенье – «кираки».

Выделяется и группа наименований, которые происходят от латинского слова Dominica (Господь). Так, на итальянском воскресенье звучит как «la domenica», на французском – «dimanche», а на испанском – «domingo».

В русском языке день недели «воскресенье» назван в честь Воскресения Иисуса Христа. Слово произошло из старославянского въскрьсениѥ, въскрѣшениѥ и в русский язык пришло через церковнославянский.

День «неделя»

В других же славянских языках сохранились названия, происходящие от славянского ne dělati «не делать» и тем самым знаменуют «день отдыха»: на украинском этот день называется «неділя», на белорусском – «нядзеля», на польском – «niedziela», на чешском – «neděle». Подобные названия существуют во всех славянских языках. В русском языке такого значения за словом «неделя» не сохранилось, однако оно присутствует в церковном обиходе: когда мы говорим «Неделя о Блудном сыне», «Фомина неделя» и т.п. – подразумевается как раз день недели.

Место воскресенья в календаре

В настоящее время в большинстве стран Европы воскресенье считается завершающим днём недели. Существует международный стандарт ISO 8601, согласно которому первым днём недели является понедельник, а воскресенье — последним. Однако воскресенье официально продолжает оставаться первым днём недели в Польше, США, Израиле, Канаде и некоторых африканских странах.

Воскресенье – малая Пасха

Каждое воскресенье для христианина – это малая Пасха. Главное дело этого дня – присутствие на литургии в храме. Именно с этим связно правило не делания (см. выше происхождение слова неделя) обычных житейских дел в этот день – они не должны помешать молитве. Воскресенье – всегда праздничный день. При этом в православной традиции сохраняется память и о особом статусе субботы.

Праздничность этих дней отражается в церковных канонах. Некоторые из них неизвестны даже многим воцерковленным людям – так, например, в воскресенье и субботу не положено делать коленопреклоненные поклоны.

Наиболее ярко это видно на примере порядка богослужений в Великий пост, главной тональностью которых становится покаяние.

Воскресные и субботние дни выделяются из дней Великого Поста. В них совершается праздничное, не постовое богослужение. Служится полная Литургия, а не литургия Преждеосвящённых даров, не читается покаянная молитва Ефрема Сирина, не делаются земные поклоны.

Большинство из нас считают воскресенье выходным днем, когда можно отдохнуть и ничего не делать. Но в Церкви отношение к нему несколько иное. Как нужно проводить седьмой день недели по православной традиции, узнаем у клирика Христорождественского кафедрального собора г. Уварово священника Владимира Крючкова.

— Отец Владимир, расскажите, какой духовный смысл имеет воскресный день для православных людей?

— Воскресный день берет свои истоки из Ветхого Завета (это Книга Бытия, Пятикнижие Моисея). Там сказано о том, что, когда шло сотворение мира, Господь оставил седьмой день как день отдохновения. Шесть дней творения, а в седьмой день Господь почил от трудов Своих. Помимо этого, на скрижалях Завета, которые были вручены Пророку Моисею, были написаны заповеди о том, как надо чтить день субботний: «Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и делай в продолжении их все дела твои, а день седьмой – день субботний посвящай Господу Богу твоему» (Исход 20:8-10). Поэтому ветхозаветная суббота — это прообраз сегодняшнего воскресенья. Мы все знаем, что Господь Иисус Христос, воскрес в этот день. И поэтому воскресенье чтится православными христианами как малая Пасха, малое Воскресение.

— В народе бытует мнение, что в воскресенье «ничего нельзя делать», по крайней мере, до обеда. Как по Уставу Православной Церкви необходимо проводить воскресный день?

— На этот вопрос можно ответить, ссылаясь и на Ветхий, и на Новый Завет. Потому что субботу в ветхозаветное время иудеи свято чтили, но чтили ее так, что, в конце концов, доходило до смешного. Они ничего не делали, и это было для них самое главное. Ничего нельзя было делать — это был грех, это было преступление. А что же Новый Завет? В Святом Евангелии повествуется о том, как Иисус Христос со Своими учениками шел полем, и ученики взалкали, то есть захотели есть. Они стали срывать колосья, растирать их в руках и кушать. И тут же фарисеи, которые были в рядах учеников Его, возроптали: почему Твои ученики делают это в субботу? Суббота — это святой день, ничего нельзя делать, а растирание колосьев, это, по их мнению, уже была работа. Тогда Господь сказал такие слова: «Не человек для субботы, а суббота для человека» (Мк. 2,27).

Также очень много раз Иисуса Христа фарисеи пытались уловить в том, что в субботу Он делал добрые дела: исцелял сухорукого, бесноватого. Тогда Он, видя лукавство сердец их, однажды спросил: «Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?» (Мф. 18, 12) Поэтому на вопрос — можно ли исцелять в субботу или нельзя, можно ли делать добрые дела в субботу или нельзя, вопрос, конечно, однозначный —можно.

— Отец Владимир, бывает, что воскресенье из-за работы или неотложных дел – не удается освободить для посещения храма, чтения святых книг, молитвы. Как в таком случае сохранить настрой воскресного дня, чтобы не забыть о его христианском значении?

— Конечно, наше время очень лукавое, очень быстрое. И порой накапливаются дела за шесть дней, не у всех бывает по два выходных, а только один — воскресенье. И те дела, которые накопились за неделю, хочется сделать. Необходимо все-таки соблюдать день воскресный так: если у человека в храм нет возможности придти, то нужно тогда дома помолиться, помянуть о здравии, о упокоении своих близких, почитать какие-то духовные книги. После этого можно заняться и делами.

И любое дело надо начинать с молитвы. Наши предки так всегда и делали, и успевали они гораздо больше, чем мы. И суеты-то не было, и гонки не было, в которой мы все сейчас живем вольно или невольно. Дело в том, что каждое дело, которое начинали наши дедушки и бабушки, начиналось со святой молитвы, с Божьего благословения. И заканчивали они маленькое или большое дело тоже молитвой, но уже благодарственной. Затем, принимаясь за другое дело, тоже самое: «Царю Небесный» читали. А когда человек заканчивал день, он зажигал лампадку и молился, прочитывал вечернее правило, и у него было такое ощущение, такое чувство, что он весь день провел в храме. Потому что молитва, переплетаясь с нашими светскими и физическими делами, шла непрерывно, и человек сделал два дела: он был и в социальном служении, делал физические дела, и одновременно молился Богу, то есть делал духовные дела. Нам тоже необходимо этому следовать.

— Как можно определить, что человек правильно выполняет заповедь о хранении дня воскресного?

— Воскресный день дан нам, в первую очередь, для почитания Бога. А второе — для отдохновения. Потому что человек, если взять с физической точки зрения, не будет себе давать отдыха, рано или поздно он сломается, заболеет тяжко или какая-то еще его немощь посетит. Не надо загружать себя большими делами, но и от одной крайности к другой не надо переходить, потому что если воскресенье — то уж тут русская душа всегда стремится разгуляться. Безобразий никаких творить нельзя в этот день, памятуя о том, что этот день Господень. День этот благочестивый, тихий и святой.

— Отец Владимир, спаси Вас Господь за советы.

— Да благословит вас вех Господь. До свидания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *