В и баженов архитектор

Содержание

Дом Юшкова

Достопримечательность

Дом Юшкова

Страна

Россия

Город

Москва

Архитектурный стиль

Классицизм

Автор проекта

В. И. Баженов?

Основатель

И. И. Юшков

Статус

Объект культурного наследия № 7702329000№ 7702329000

памятник архитектуры (федеральный)

Дом Юшкова или Юшков дом — один из наиболее ярких памятников московского классицизма. Построен на рубеже 1780—1790-х годов по заказу генерал-поручика И. И. Юшкова. Автором проекта, согласно одной из многих версий, был Василий Баженов. Дом Юшкова расположен на углу Мясницкой улицы и Боброва переулка по адресу: Мясницкая улица, 21.

История

Дом Юшкова в 1900-х годахЛитография А.Ш. Мюллера с оригинала Ф. Дица 1840-е гг. Москва.
Слева — Императорский почтамт на Мясницкой улице. Справа — церковь Флора и Лавра и Юшков дом.

В 1780-х годах генерал-поручик Иван Иванович Юшков приобрёл участок земли на Мясницкой улице для строительства дома, которое завершилось уже после его смерти. Авторство проекта приписывается архитектору Василию Баженову, хотя это и не подтверждено документально. К 1805 году здание было вчерне выстроено, но верхние этажи долгое время оставалось не отделанными.

После смерти Ивана Ивановича дом принадлежал его сыну, Петру Ивановичу Юшкову. При нём в доме проводились пышные балы и масонские собрания. К 1830-м годам Юшков разорился и вынужден был сдавать помещения в своём доме в аренду. В 1838 году зал в доме Юшкова стало арендовать Московское художественное общество. В 1844 году в доме Юшкова разместилось Училище живописи и ваяния, хозяин продал учебному заведению свой дом за 35 тысяч рублей серебром. С 1865 года в училище стали преподавать и зодчество. С 1872 года в училище проводились выставки передвижников. В конце XIX века дом Юшкова перестраивался: были расширены окна, изменилась отделка, со стороны Боброва переулка пристроили кирпичный корпус.

В начале XIX века во дворе училища были построены корпуса, где снимали квартиры художники. В 1918 году в доме Юшкова разместились Государственные свободные художественные мастерские. В 1920 году они были преобразованы во ВХУТЕМАС. В 1926 году он был реорганизован во Вхутеин. В 1942 году в доме Юшкова обосновался Московский механический институт (ныне МИФИ). После того как в 1962 году МИФИ переехал в новый корпус на Каширском шоссе, в доме Юшкова разместились Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт по отраслевым автоматизированным системам управления (ВНИПИОАСУ) и организация ЦНИИТЭИМС. В 1980-х годах предполагалось переместить в дом Юшкова Тургеневскую библиотеку. Но в 1986 году дом был передан Институту живописи, скульптуры и художественной педагогики. В 1989 году институт был преобразован в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества. Во второй половине 1990-х годов в доме Юшкова была проведена реставрация.

Архитектура

Полуротонда

Композиционным ядром дома Юшкова является угловая полуротонда с ионической колоннадой. Эта полуротонда в дальнейшем неоднократно копировалась другими московскими архитекторами. Боковые крылья дома Юшкова, выходящие на улицу и переулок, имеют одинаковую архитектуру и оформление. Нижний цокольный этаж отделан каменными плитами, стены верхних этажей покрыты штукатуркой. Помещения дома Юшкова имеют прямоугольные, круглые и овальные формы. Из парадного вестибюля, имеющего эллиптическую форму, наверх ведёт лестница. В угловой части здания размещены круглые залы.

Мемориальные доски

На доме Юшкова установлено несколько мемориальных досок. Одна из них сообщает о том, что с 1857 по 1882 год в училище преподавал А. К. Саврасов. Другая доска установлена в память о посещении ВХУТЕМАСа В. И. Лениным в 1921 году.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 Дом Юшкова // Энциклопедия «Москва» / Под ред. С. О. Шмидта. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. — 976 с.
  2. 1 2 3 4 5 Олег Фочкин. Масонский дом изящных искусств. Вечерняя Москва (2 декабря 2013). Дата обращения 5 января 2014.
  3. 1 2 3 4 Федосюк Ю. А. Москва в кольце Садовых. — М.: Московский рабочий, 1983. — С. 201.
  4. Историческая справка о здании Российской академии живописи, ваяния и зодчества (недоступная ссылка). glazunov-academy.ru. Дата обращения 5 января 2014. Архивировано 26 октября 2013 года.

Мясницкая, 21. Российская академия живописи

Мясницкая, 21 – дом, построенный на рубеже 1780-1790-х гг. по заказу генерал-поручика тайного советника И.И. Юшкова. Полагают, что автор проекта – В.И. Баженов. Здание имеет два как бы полусложенных крыла. Оно оформлено почти без декора в строгом классическом стиле, что подчеркивает главный элемент здания – полукруглую ротонду с колоннами.

В 1844 г. дом Юшкова в Мясницкой части под номером 199 (Мясницкая, 21) был приобретен для размещения Училища живописи и ваяния при Московском художественном обществе. Прошло более двадцати лет, и в 1865 г. в Училище начали обучать зодчеству. Оно стало называться Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

В конце XIX в. в доме Юшкова расширили окна и измененили отделку здания, а к правому крылу пристроили новый корпус, который теперь имеет адрес Мясницкая, 21 С2.

В 1918 г. училище «обрело свободу», что отразилось в его названии: «Вторые государственные свободные художественные мастерские». Интересно – и «государственные», и «свободные». Двух свободных художественных мастерских, первыми мастерскими стала Строгановка, оказалось слишком много. В 1920 г. мастерские объединили. Не стало первых и вторых, появились высшие – Высшие художественно-технические мастерские. Коротко ВХУТЕМАС. Основное помещение мастерских находилось в здании бывшего Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

Название «Высшие художественно-технические мастерские» кому-то резало слух, и слово «мастерские» заменили на «институт». Так в 1926 г. ВХУТЕМАС стал ВХУТЕИНом. Однако с такими именами, видимо, долго не живут и в 1930 г. ВХУТЕИН развалился на несколько институтов: Архитектурный (МАрхИ), Художественный (Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова), Полиграфический и Текстильный.

Теперь в здании находится Российская академия живописи, ваяния и зодчества. Московское стало Российской, а училище – академией. Налицо и прогресс, и преемственность.

Ул. Мясницкая, д. 21. Дом Юшкова.
Российская академия живописи
Российская академия живописи, ваяния и зодчества. Мясницкая, 21 Российская академия живописи.
Мясницкая, 21 С2

По адресу Мясницкая, 21 С2 находится Учебный корпус Московского училища живописи, ваяния и зодчества – Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Здание построено в конце 1890-х гг. по проекту И.П. Машкова. Перестроено в 1993 г.

Преподаватели и выпускники МУЖВЗ:

Барков Василий Васильевич
Барщ Михаил Осипович
Барютин Иван Тимофеевич
Бугровский Михаил Федорович
Быковский Михаил Доримедонтович
Быковский Николай Михайлович
Веригин Виктор Иванович
Воскресенский Сергей Флегонтович
Воскресенский Флегонт Флегонтович
Дорошенко Семен Александрович
Залесский Сергей Борисович
Иванов Александр Васильевич
Колли Николай Джемсович
Кузнецов Иван Сергеевич
Ладовский Николай Александрович
Мазырин Виктор Александрович
Матвеев Николай Прохорович
Машков Иван Павлович
Перов Василий Григорьевич
Пиотрович Мечеслав Густавович
Пиотрович Ольгерд Густавович
Поленов Василий Дмитриевич
Попов Александр Петрович
Рерберг Иван Иванович
Саврасов Алексей Кондратьевич
Серов Валентин Александрович
Стеженский Леонид Васильевич
Струков Николай Дмитриевич
Харко Петр Викентьевич
Чичагов Алексей Дмитриевич
Шервуд Владимир Владимирович
Шервуд Владимир Осипович
Шехтель Федор Осипович
Эйбушитц Семен Семенович
Эрихсон Адольф Эрнестович

Баженов, Георгий Викторович

Георгий Баженов

Дата рождения

9 июля 1946 (73 года)

Место рождения

  • Свердловск, РСФСР, СССР

Гражданство (подданство)

  • СССР
  • Россия

Род деятельности

писатель

Язык произведений

русский

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Баженов.

Гео́ргий Ви́кторович Баже́нов (род. 9 июля 1946, Свердловск) — русский советский писатель.

Биография

Георгий Баженов родился на Урале. Отец — учитель, мать — химик-лаборант. С 1957 по 1963 годы обучался в Свердловском Суворовском военном училище. В 1971 году окончил Московский государственный педагогический институт иностранных языков им. Тореза (заочно). В 1973 окончил Литературный_институт_им._А._М._Горького (семинар прозы Сергея Залыгина).

В разные годы Георгий Баженов работал сторожем, дворником, инкассатором, сплавщиком леса, шофёром, журналистом, учителем. Несколько лет работал переводчиком английского языка в Индии и в Египте. Пройдя большую школу жизни, писатель многое из пережитого вложил в свои книги. Именно Россия, её народ — главные герои произведений Георгия Баженова.

В большой литературе писатель дебютировал в 1973 году в журнале «Наш современник» (повесть «Братья»). С 1976 года — член Союза писателей СССР (ныне — Союз писателей России). На сегодняшний день Баженов является автором более 30 книг рассказов, повестей и романов. Некоторые произведения писателя переводились на иностранные языки.

В настоящее время Георгий Баженов проживает в Москве, продолжает творческую деятельность.

Дети: дочь Майя (1966), сыновья Валентин (1976), Иван (1977) и Бажен (1986).

Книги

  • «Время твоей жизни» (Новосибирск, Западно-Сибирское кн. изд-во, 1975)
  • «Пойми меня» (М.: Советский писатель, 1977)
  • «Хранители очага» (М.: Современник, 1981)
  • «Возвращение любви» (М.: Советский писатель, 1982)
  • «Ищу друга» (М.: Молодая гвардия, 1982)
  • «Пространство и время» (М.: Молодая гвардия, 1983)
  • «Осенью в школу» (М.: Современник, 1986)
  • «Ярославские страдания» (М.: Советский писатель, 1986)
  • «Люблю и ненавижу» (М.: Советский писатель, 1989)
  • «Однажды и навсегда»(М.: Советская Россия, 1989)
  • «Любил. Люблю. Буду любить» (М.: Молодая гвардия, 1989)
  • «Метаморфозы» (М.: Современник, 1990)
  • «Вариации на тему любви» (М.: Московский рабочий, 1990)
  • «Мама» (М.: Талицы, 1992)
  • «Ловушка для Адама и Евы» (М.: Вече, 1997)
  • «Иду на смерть» (М.: Вече, 1997)
  • «Похищение любви» (М.: Вече, 1997)
  • «Яблоко раздора» (М.: Вече, 1997)
  • «Бинго» (М.: Голос-Пресс, 2006)
  • «Любина роща» (М.: Голос-Пресс, 2006)
  • «Бумеранг» (М.: Голос-Пресс, 2006)
  • «Похищение любви» (М.: Голос-Пресс, 2006)
  • «Бедолага» (М.: Голос-Пресс, 2006)
  • «Свадьба» (М: Голос-Пресс, 2006)
  • «Музы сокровенного художника» (М. Голос-Пресс, 2006)
  • «Другу смотри в глаза» (М.: Голос-Пресс, 2006)
  • «Меч между мной и тобой» (М.: Голос-Пресс, 2006)
  • «Слово о неутешных жёнах» (М.: Голос-Пресс, 2006)
  • «Смертельный любовный треугольник» (М.: Голос-Пресс, 2006)
  • «Встречи-расставания» (М.: Голос-Пресс, 2007)
  • «Бабушка и внучка» (М.: Голос-Пресс, 2008)
  • «Нет жизни друг без друга» (М.: Голос-Пресс, 2008)
  • «Огонь небесный» (М.: Голос-Пресс, 2008)
  • «Бинго, или Чему быть — того не миновать» (М.: Голос-Пресс, 2008)
  • «Жизнь — не рай. Жизнь лучше рая» (М.: Голос-Пресс, 2008)
  • «Инфант против скупца» (М.: Голос-Пресс, 2009)
  • «Ты и я. Кольца любви» (М.: Голос-Пресс, 2010)
  • «Земное и вечное» (М.: Голос-Пресс, 2010)

О творчестве Баженова

  • Сергей Залыгин. Предисловие к первой книге Г. Баженова «Время твоей жизни» (Новосибирск, 1975)
  • Михаил Алексеев. Статья «Поиск самобытный и счастливый» («Литературная газета» № 18 от 30 апреля 1975 года)
  • Сергей Чупринин. Рецензия на книгу «Пойми меня» (Журнал «Литературное обозрение» № 1 1979)
  • Юрий Дюжев. Статья «Высшее образование души» о повести Г. Баженова «Свадьба» («Литературная Россия» от 12 марта 1982)
  • Олег Михайлов. Послесловие к книге Г. Баженова «Пространство и время» (Москва, изд-во «Молодая гвардия», 1983)
  • Владимир Бондаренко. Статья «Автопортрет поколения» (Журнал «Вопросы литературы» № 11 1985)
  • Валентин Семёнов. Статья о творчестве Г. Баженова «Любовь как истина» в авторской книге «Линия жизни» (Воронеж, 1990)
  • Руслан Киреев. Послесловие к книге Г. Баженова «Вариации на тему любви» (Москва, изд-во «Московский рабочий», 1990)
  • Лев Аннинский. Статья «Чаемая печаль». О романе Г. Баженова «Любина роща» (журнал «Дружба народов» № 6 1991)
  • Пётр Алёшкин. Статья «Добрая душа». Предисловие к книге Г. Баженова «Встречи-расставания» (Москва, изд-во «Голос-Пресс», 2007)
  • Валентин Карга. Статья «Где-то там, у реки Чусовой». Послесловие к книге Г. Баженова «Бинго, или Чему быть — того не миновать» (Москва, изд-во «Голос-Пресс», 2008)
  • Надежда Данилова. Статья «Здравствуй и прощай» в книге Г. Баженова «Бинго, или Чему быть — того не миновать» об одноимённом романе автора (Москва, изд-во «Голос-Пресс», 2008)
  • Екатерина Ларина. Статья «О романах Георгия Баженова» в книге «Жизнь — не рай. Жизнь лучше рая» (Москва, изд-во «Голос-Пресс», 2008)
  • Руслан Киреев. Книга «50 лет в раю. Роман без масок». О Георгии Баженове — стр. 507—512 (Москва, изд-во «Время», 2008)
  • Валентин Карга. «Полёты во сне и наяву (Я не умру. Я улечу…)». Книга о писателе Георгии Баженове (Москва, изд-во «Голос-Пресс», 2010)

Ссылки

  • Страничка писателя на портале Проза.ру
  • Московская городская организация Союза писателей России
  • Анна Попова о творчестве Г. Баженова
  • Интервью с Г. Баженовым (А. Попова)
  • Интервью с Г. Баженовым (А. Трапезников)
  • Телевизионный канал ВКТ. Передача «Мир человека» с Г. Баженовым (недоступная ссылка)
  • Электронная библиотека РУКОНТ

Отзывы на книги автора Георгий Баженов

Книга досталась мне лично от автора. Ждала я кого-то в павильончике на ВДНХ, взгляд упёрся в книги — все, как одна, в фиолетовых обложках, красиво. Ну, тут меня и поймали. Не умею я говорить «нет» — купила в итоге книгу. Ажма с автографом. Было это в далёёёком 2009… И с тех пор лежала она, практически нетронутая (открывала дважды, сдавалась после 5 страниц), до прошлых выходных.
И я спрашиваю себя: зачем? Зачем я это прочитала? Да, подкупило мнение родственницы, которая брала её недавно почитать и сказала, что довольно интересно. И всё же…
Первое впечатление было: СКУУУУКААААА… Ровно до того момента, как ГГ, наслушавшись заунывного воя собаки соседей в их отсутствие с этажа выше, взял ключ от их квартиры (который каким-то образом заполучил — но да зачем нам знать, как именно, не так ли?), успокоил пса и выкинул его в окно. Тут мои глаза слегка выехали за пределы век.
Я прочла феерический бред. Насколько же я не люблю ставить оценки ниже 3 баллов — но не могу, рука не поднимается поставить больше! Будто на зубы насыпала чёрный перец горошком и 1,5 часа упорно прокусывала его, жевала и не глотала, и не выплёвывала.
Зацепила только 1 идея: дойти до 50 дня рождения и вместо старческого маразма начать возвращаться в детство, каждый год отнимать по году, а не прибавлять. Но из уст 58-летнего (ну или около того) серьёзного лысеющего мужчины, Президента Академии Рецензирования, слышать такие рассуждения просто смешно.
Такое чувство, что идей было много, написали их все — бессвязно, беспечно, и вывалили на читателя. И плюйся чем хочешь, а будь добр сам придумай, нафига тебе парили несколько страниц про крыс, которые уничтожат бродячих собак как подвид (а вот интересно, на домашних они при этом почему не начнут кидаться?), почему главному герою, Антону Ивановичу, убившему пса — даже двух, считая забитую тростью дворнягу, нагулявшему ребёнка и т.п., так повезло в конце и всё у него стало замечательно; но самое-самое, что просто ВЫНЕСЛО: зачем, блин, ЗАЧЕМ нахваливать самого себя как писателя каждые 5 страниц?! Поясняю: автор вписал себя как персонажа — и, видимо, решил хоть в печатном варианте разнообразить свою жизнь, и сделал себя мегапопулярным, крутым писателем, которого невпопад вспоминают все герои.
И ещё — эти дурацкие расшифровки слова БИНГО — ну хоть бы более-менее адекватное поставили, но… но… а, даже слов нет.
Нет, мне определённо не понять. Жалею потраченного времени.

8 самых известных московских проектов Василия Баженова

12 марта исполняется 280 лет со дня рождения выдающегося русского зодчего Василия Ивановича Баженова. География его архитектурных произведений охватывает как минимум Москву и Петербург, а по неподтвержденным данным – и некоторые российские провинции. К сожалению, сейчас трудно с полной уверенностью сказать, автором каких строений точно является Баженов – ряд его проектов не пощадило время, некоторым из них так и не удалось воплотиться в жизнь, а те, к которым история оказалась благосклонна, можно сосчитать по пальцам.

Ко дню рождения архитектора мы составили карту памятных московских строений, с которыми так или иначе связано имя Василия Ивановича.

Усадьба Царицыно

– улица Дольская, 1

Фото Sergey Subbotin

Любимое место прогулок москвичей – усадьба Царицыно – должно было стать любимым местом императрицы Екатерины II, которая поручила Василию Баженову построить на этом месте свою подмосковную резиденцию. Однако время и история распорядились так, что свидетелями окончания постройки царской усадьбы смогли стать и мы с вами.

Строительные работы начались довольно быстро. И так же быстро императрица охладела к новому проекту. Стройка уже подходила к концу, когда Екатерина приказала Баженову разобрать все строения. Внезапно царица оказалась ими недовольна, несмотря на то, что все чертежи были с нею согласованы и ею же утверждены. По приказу императрицы Василия Ивановича отстранили от стройки. Делами усадьбы далее занимался ученик мастера – Матвей Казаков, который старался сохранить баженовскую стилистику. Однако дворец так и не удалось достроить.

После смерти Екатерины и прихода к власти Павла I новоиспеченный император приказал остановить работу над проектом. Недостроенная усадьба быстро пришла в запустение. Долгое время руины дворцового ансамбля не привлекали внимания. И лишь в советские годы на месте недостроенной царской резиденции начались исследования и реставрационные работы, которые по ряду причин велись с долгими перерывами.

В итоге реставрация усадьбы Царицыно была окончательно завершена только 10 лет назад. Так царский проект, который не имел возможности осуществиться сразу, заиграл новыми красками в новом времени.

Дом Пашкова

– улица Воздвиженка, 3/5С1

Фото Владимира Ештокина

Необыкновенной красоты особняк расположился в самом центре Москвы – на Ваганьковском холме. Москвичам старшего поколения это строение также знакомо как бывшее здание Ленинской библиотеки. А любители творчества Булгакова помнят, что именно с крыши дома Пашкова Воланд и Азазелло прощались со столицей.

Своё название дом получил в честь Петра Егоровича Пашкова – отставного офицера и первого владельца. По его заказу во второй половине XVIII века и построили особняк. На тот момент это было первое не церковное здание, окна которого выходили на Кремль.

Большинство историков полагает, что Дом Пашкова построен по проекту Баженова. Об этом свидетельствует характерный для архитектора стиль. Но, к сожалению, никаких документов, которые подтверждали бы авторство Василия Ивановича, не сохранилось.

Усадьба Румянцева-Задунайского на Маросейке

– улица Маросейка, 17

Фото NVO, Википедия

Бело-голубое здание псевдобарочного стиля красуется почти в самом центре столицы. Участок земли под постройку особняка приобрел в конце XVIII века граф Пётр Сергеевич Румянцев-Задунайский, который находился в тесных родственных связях с императорской семьей.

После его смерти дворец унаследовал сын графа Румянцева – Николай. При нем частыми гостями усадьбы были представители творческой интеллигенции того времени. К их числу относились Василий Жуковский, Николай Карамзин, Пётр Вяземский, Константин Батюшков и другие.

В разные годы усадьбу использовали под офисы и гостиницу. Здание также сдавалось в качестве меблированных квартир. А в 1812 году, когда Наполеон учредил в столице городское правление Москвы, эта инстанция разместилась именно в особняке Румянцева.

Сегодня в здании располагается Посольство Республики Беларусь.

Особняк Тимофея Тутолмина

– улица Гончарная, 12 с 1

Фото Владимира Ештокина

Над этим домом время поработало так сильно, что он изменился практически до неузнаваемости. А ведь когда-то особняк Тутолмина по своей красоте мог сравниться с известным во всей Москве домом Пашкова.

Возведенный в конце XVIII века на месте разобранных палат Григория Строганова, особняк стал достойным образчиком классицистической архитектуры и считался одним из самых замечательных зданий столицы. Его владелец – Тимофей Тутолмин, тратил на убранство своей усадьбы огромные деньги. Говорят, что только парадная лестница обошлась ему в 150 тысяч рублей.

В годы Отечественной войны 1812 года особняк стал пристанищем наполеоновского маршала Мюрата. Но это не спасло дом от пожара и разрухи. Разрушенное здание выкупил московский текстильный магнат Тимофей Прохоров, который перестроил усадьбу и открыл на ее территории фабрику. Позже особняк сдавали в качестве квартир и контор, а в начале XX века здесь расположилась частная женская гимназия.

В советские годы здание также видоизменялось и достраивалось и в конце концов обрело современный и привычный для нас вид. Возможно, сегодня оно кажется серым и будничным, и память о том, что когда-то это был один из самых красивых и величественных особняков столицы, постепенно уходит в прошлое.

– улица Мясницкая, 21

Фото Владимира Ештокина

Владельцу этого особняка – генералу Юшкову приписывают связь с масонской ложей. Говорят, что в его доме и проходили собрания тайной организации. Возможно, этим объясняется столь необычная архитектурная композиция здания.

На фоне других московских строений дом Юшкова выделялся своей величественностью. Особняк построен в форме ротонды – круглой постройки, периметр которой украшен колоннами – на углу квартала, а по бокам, со стороны прилежащих улиц, к нему примыкают два симметричных крыла.

В середине XIX века здание выкупило Московское художественное общество и в его стенах было основано Училище живописи, ваяния и зодчества.

Дом Юшкова также тесно связан с именем Бориса Пастернака – семья писателя прожила здесь 16 лет.

В советские годы здание особняка использовалось под разного рода конторы. А в 1989 году Илья Глазунов основал здесь Российскую академию живописи, ваяния и зодчества.

Ансамбль храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»

– улица Большая Ордынка, 20

Фото Ludvig14, CC BY-SA 4.0

Величественный храм в стиле классицизма был возведен в конце XVII века на месте ранее стоявшей здесь деревянной церкви. После чудесного исцеления сестры патриарха Иоакима от иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», название этого образа прочно закрепилось за храмом.

В конце XVIII века своим архитектурным творчеством здесь отметился и Василий Баженов. По его проекту к ансамблю храма были пристроены трапезная и колокольня. Интересно, что тот тип трапезной, который предложил и впервые применил Василий Иванович, впоследствии получил широкое распространение в архитектуре столицы.

Усадьба графа Гендрикова

– улица Садово-Спасская, 1

Фото Владимира Ештокина

На вид ничем не примечательное здание, которое сегодня используется в качестве офисов для разного рода компаний и предприятий, как оказалось, имеет благородное «происхождение» и тесно связано с военной историей столицы.

В середине XVIII века по заказу графа Гендрикова, бывшего в родственных связях с императрицей Екатериной II, на обширном участке земли возводится трехэтажный особняк. Автором проекта стал Василий Баженов.

Позже в этом доме расположилась типография известного просветителя Н. Новикова, но после его ареста только что взошедший на престол Павел I повелел перестроить усадьбу под артиллерийские казармы, более известные как Спасские.

В советских путеводителях здание казарм упоминалось, прежде всего, как место заключения поэта Александра Полежаева, который был отправлен сюда по личному приказу императора Николая I.

Дом Л. И. Долгова

– Проспект Мира, 16 с 1

Dmitrijsh – собственная работа, CC BY-SA 3.0,

Дом Долгова на Проспекте Мира – классический образчик жилой архитектуры XVIII – XIX веков. Владелец усадьбы – титулованный советник Лука Долгов приходился Василию Баженову зятем. После смерти Луки Ивановича владение домом перешло к его супруге – Сусанне Филипповне.

Во время пожара 1812 года особняк сильно пострадал и был восстановлен уже новым хозяином – купцом Шестовым. Как результат, здание сильно видоизменилось, утратив верхний этаж и ряд архитектурных элементов.

После революции дом Долгова долгое время использовался как жилое помещение. А с 1973 года здесь располагается один из московских ЗАГСов.

Баженов, Василий Иванович

Василий Иванович Баженов

Василий Иванович Баженов

Основные сведения

Страна

  • Российская империя

Дата рождения

1 (12) марта 1737

Место рождения

  • Москва, Российская империя

Дата смерти

2 (13) августа 1799 (62 года)

Место смерти

  • Санкт-Петербург, Российская империя

Работы и достижения

Учёба

  • Императорская Академия художеств
  • Славяно-греко-латинская академия

Работал в городах

Санкт-Петербург, Москва

Архитектурный стиль

Классицизм, псевдоготика

Важнейшие постройки

  • Дом Пашкова (?),
  • Царицынский дворцово-парковый ансамбль,
  • проект Кремлёвского дворца,
  • Владимирская церковь в Быково (?)

Премии

пенсия ИАХ (1760)

Звания

академик ИАХ (1765)

Медиафайлы на Викискладе

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Баженов. Запрос «Баженов, Василий» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Васи́лий Ива́нович Баже́нов (1 марта 1737 или 1738, Москва — 2 августа 1799, Санкт-Петербург) — русский архитектор, теоретик архитектуры и педагог, представитель классицизма, зачинатель русской псевдоготики, масон. Член Российской академии с 1784 года, вице-президент Академии художеств (с 1799 года). Действительный статский советник (с 1796 г.).

Архитектор В. И. Баженов. Фрагмент семейного портрета. 1770-е гг. Из собрания ГНИМА им. А. В. Щусева

Василий Баженов родился в семье дьячка одной из придворных кремлёвских церквей Ивана Фёдоровича Баженова (1711—после 1773). Местом рождения В. И. Баженова обычно называют либо Москву, либо село Дольское близ Малоярославца (в совр. Малоярославецком районе Калужской области).

Ещё в детстве обнаружил природный талант к искусству, срисовывая всякого рода здания в древней столице. Эта страсть к рисованию обратила на Баженова внимание архитектора Д. В. Ухтомского, назначенного в 1754 главным архитектором Московского университета, который принял его в свою школу. По его рекомендации Баженов в апреле 1755 поступил в гимназию Московского университета, где был зачислен в специальный «художественный класс», предназначенный для будущей Академии художеств. В числе 9 лучших учеников Баженов в 1756 по инициативе И. И. Шувалова, был переведён в академическую гимназию в Санкт-Петербурге, а после открытия в январе 1758 Академии художеств принят в её студенты. В Академии его способности к архитектуре раскрылись в такой мере, что преподаватель архитектуры С. И. Чевакинский сделал талантливого молодого человека своим помощником при постройке Никольского морского собора. В сентябре 1760 года Баженов был направлен для развития своего таланта в Париж (став, наряду c А. П. Лосенко, первым пенсионером Академии художеств, отправленным за границу).

Поступив в ученики к профессору Шарлю Девайи, Баженов занялся изготовлением моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже он сделал, соблюдая строгую пропорциональность частей, модель Луврской галереи, а в Риме — модель собора Св. Петра, учился гравированию. Вслед за Ж.-Ж. Суффло, К.-Н. Леду и другими мастерами французского классицизма того времени Баженов усвоил «вкус к грандиозным масштабам проектируемых сооружений, чьи композиции, план и декор содержали сложную, часто масонскую символику» и не всегда были осуществимы в реальности.

По возвращении в Россию, живя в Москве, Баженов участвовал в издании труда Витрувия (перевод Ф. В. Каржавина). Баженов был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь как искусством планировки, так и изяществом формы проектируемых зданий (что в полной мере проявил после возвращения на родину). Являлся одним из проводников т. н. французского вкуса (стиля) в русской архитектуре, ярким памятником которого является Пашков дом. Своё мастерство выказал в академической программе на степень профессора комплекса увеселительных сооружений для Екатерины; однако ожидаемой должности Баженов не получил и взял увольнение от академической службы, после чего князь Г. Г. Орлов определил его в своё Артиллерийское ведомство главным архитектором с чином капитана.

В этой должности Баженов предположительно построил в Москве дом Пашкова, а в окрестностях столицы — дворцовый комплекс в Царицыне. В Московском Кремле на месте крепостных стен, выходящих на Москву-реку, архитектор спроектировал «Форум великой империи» или Большой Кремлёвский дворец на Боровицком холме. Комплекс проектировался как грандиозный общественный центр с театром и овальной площадью для народных собраний, к которой должны были сходиться все улицы Кремля. Исторический контекст при этом практически не учитывался: многие допетровские здания Кремля предполагалось снести, заодно закрыв со стороны реки обзор храмов Соборной площади, что неминуемо исказило бы исторический облик твердыни. Кремлёвские стены уже начали было разбирать (снеся часть обращённого к Москве-реке участка стены с шестью башнями), но при рытье котлована у подножия Кремлёвского холма на стенах древних соборов появились трещины, и, по воле императрицы, строительство было отложено, а потом оставлено совсем (в 1775 году); снесённая часть стен Кремля позже была восстановлена М. Ф. Казаковым.

Такая же судьба постигла царицынский ансамбль Баженова, представлявший собой новаторский сплав элементов нарышкинского барокко конца XVII века и западноевропейского готического декора. Впервые Баженов опробовал это сочетание в 1775 году, работая вместе с М. Ф. Казаковым над временными увеселительными павильонами Ходынского поля, где праздновалось заключение Кючук-Кайнарджийского мира с турками. Екатерина летом 1785 года приехала на три дня в первопрестольную, посетила работы по сооружению дворцов в Царицыне (собственного и великокняжеского) и, возмутившись их равными размерами, повелела снести оба; архитектор от осуществления проекта был отстранён.

В это же время в Москве Баженов предпринимает попытку организовать «партикулярную» (частную) академию и набрать учеников. Видимо, затея не удалась, так как, по словам Баженова, «препятствиев к моему намерению весьма есть много».

«Вид Царицына села», проект, 1776 год

До сих пор Баженову приписывается утраченный памятник Санкт-Петербурга, Старый Арсенал на Литейной улице (в XIX веке его занимал Окружной суд, сожжён в 1917 г., разобран в конце 1920-х годов); но, вероятнее всего, к нему зодчий не имеет никакого отношения. Строительство здания началось под руководством архитектора Артиллерийского ведомства В. Т. фон Дидерихштейна весной 1766 года и велось архитектором Инженерного корпуса К. И. Шпекле. Баженов же в конце 1766 г. поступил в Артиллерию, но вскоре уехал в Москву. Большое количество документов по этой теме сохранилось в фондах Исторического архива ВИМАИВиВС («архив Артиллерийского музея») в Санкт-Петербурге. Большой мост через овраг в усадьбе Царицыно — одна из немногих сохранившихся построек, авторство Баженова в отношении которых точно установлено.

Владимирская церковь в Быково приписывается некоторыми авторами Баженову

Масон, член московской ложи «Девкалиона», которой руководил С. И. Гамалея. Был возведён в «теоретический» градус, где также работал под руководством С. И. Гамалеи. Входил в ложу «Латона» во главе с Н. И. Новиковым.

Оставшись без всяких средств к существованию, Баженов открыл художественное заведение и занялся частными постройками. Перемену в его служебной карьере и немилость Екатерины объясняют его сложным самолюбивым нравом, а также связью с кружком Н. И. Новикова, который поручил ему доложить наследнику Павлу I о выборе последнего московскими масонами в верховные мастера. В этих сношениях с цесаревичем Екатерина подозревала наличие политических целей, и гнев её на Баженова обрушился раньше, чем на других; но дальше исключения из службы дело не пошло, а в 1792 году он был принят вновь на службу по адмиралтейств-коллегии и перенёс свою деятельность в Петербург.

Без всяких оснований ему приписывался Каменноостровский дворец — дворец великого князя Павла Петровича на Каменном острове и работы в Гатчинском дворце. Документально только подтверждается его участие в разработке одного из проектов Михайловского замка. Как установили петербургские исследователи, авторство этого грандиозного сооружения приписать только Баженову невозможно. Работы начались задолго до строительства и велись «под диктовку» Павла Петровича, саморучно набросавшего эскизы плана, сначала архитектором Малого двора А. Франсуа. Виолье, затем — в 1790-х годах — к делу подключился и Баженов, но окончательный проект был составлен В. Бренной; он-то и был осуществлён.

После своего вступления на престол Павел I, вообще приближавший к себе всех гонимых его матерью, назначил Баженова вице-президентом Академии художеств и поручил ему приготовить собрание чертежей русских зданий для исторического исследования отечественной архитектуры, а также представить объяснение по вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в Академии художеств. Баженов с жаром принялся выполнять милостивые поручения монарха, выказавшего себя покровителем отечественного искусства; многое бы, без сомнения, он мог сделать, если бы смерть совершенно неожиданно не пресекла его жизнь.

Баженов был похоронен на Смоленском православном кладбище, но в 1800 году его останки были перевезены в имение Баженовых в селе Глазово (ныне Ясногорский район, Тульская область).

Споры об атрибуции

Пашков дом

«От Баженова практически ничего не осталось, стоит один Пашков дом против Кремля, и от того остались одни фасады, внутри все разрушено, да ещё неизвестно, точно ли Баженов его построил», — констатирует Григорий Ревзин. Тем не менее романтический образ Баженова как непризнанного гения, грандиозные замыслы которого не были оценены авторитарными властями, получил большое распространение в российском массовом сознании, особенно в советское время, когда для спасения тех или иных заброшенных зданий их приходилось связывать с именем Баженова. Как результат, Баженову и Казакову в то или иное время приписывались (или продолжают приписываться) почти все псевдоготические постройки конца XVIII века в московском регионе, относительно авторства которых не сохранилось документации.

Достоверно известно лишь о двух проектах Баженова — кремлёвском и царицынском. Почти все историки архитектуры упоминают его имя в связи с домом Пашкова, который перекликается по своему решению с неосуществлённым проектом кремлёвского форума. Атрибуция Баженову всех прочих зданий, особенно в глубинке (где Баженов по документам никогда не работал), сугубо гадательна, а в некоторых случаях и произвольна.

Работы Баженова

Осуществлённые проекты

  • Михайловский замок (1792) (проект был переработан Винченцо Бренна)
  • Оформление Ходынского поля (1775) (в связи с празднествами в честь окончания Русско-турецкой войны)
  • Ансамбль Царицыно (1776—1786) (большая часть построек снесена или перестроена почти сразу по велению Екатерины II, осталось несколько построек)
  • Дом Пашкова (1784—1786)
  • Дом Юшкова (1780-е)
  • Проект Каменноостровского дворца Цесаревича Павла Петровича (только предположение; строительные работы велись Фельтеном и Кваренги)
  • Здание Арсенала в Санкт-Петербурге (приписывается, маловероятно; не сохранилось)
  • Дом Л. И. Долгова
  • Усадьба Ермолова в селе Красное (1780-е) (возможно)
  • Работы в Гатчинском и Павловском дворцах (1793—1796) (не подтверждено)
  • Усадьба Тутолмина-Ярошенко (1788—1901) (совместно с Казаковым)
  • Усадьба Румянцева на Маросейке (1782) (совместно с Казаковым)
  • Скорбященская церковь на Большой Ордынке (1783—1791) (достроена Бове)
  • Усадьба И. С. Гендрикова (Спасские казармы) (1775) (совместно с Леграном)
  • Церковь Владимирской иконы Божьей Матери (Рождества Христова) (1789)

Постройки Баженова в Царицыне

  • Фигурный мост

  • Дорога к Фигурному мосту

  • 1-й Кавалерский корпус

  • 3-й Кавалерский корпус

  • Хлебный дом

  • Оперный дом

  • Большой мост в парке

  • Виноградная гроздь в арочных воротах

Неосуществлённые проекты

  • Здание Смольного института благородных девиц (проект получил хвалебные отзывы, но здание возвели по проекту Джакомо Кваренги)
  • Большой Кремлёвский дворец (1768) (строительство начато, но остановлено в 1775 в связи с угрозой для древних памятников Кремля)
  • Проект восстановления Галерной гавани на Васильевском острове (отклонён по причине дороговизны)
  • Проект Инвалидного дома
  • Проект мастерских для Главного адмиралтейства
  • Проект манежа и Аракчеевских казарм близ Смольного
  • Участвовал в проектировании Казанского собора (1797)

Память

  • Улица Баженова (Липецк).
  • Улица Баженова (Казань)
  • Улица Баженова (Калининград)
  • Улица Баженова (Калуга)
  • Улица Баженова (Жуковский)
  • Улица Баженова (Пенза)
  • Почтовые марки СССР, 1949 год.
  • Памятник Баженову и Казакову
  1. 1 2 Баженов, Василий Иванович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Василий Иванович Баженов: Письма. Пояснения к проектам. Свидетельства современников. Биографические документы / Сост., вступ. ст. и прим. Ю. Я. Герчука. — М.: Издательский дом «Искусство», 2001. — (Мир художника). Стр. 289.
  3. По другим сведениям, село Дольское близ Малоярославца — см.: Калинина, 2002.
  4. Калинина, 2002.
  5. Императорский Московский университет, 2010, с. 42—43.
  6. Баженов Вас. Ив — Гуманитарный словарь — Яндекс.Словари (недоступная ссылка). Дата обращения 29 апреля 2013. Архивировано 29 апреля 2013 года.
  7. Баженов // Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1992.
  8. Кашницкий С. Достоинство не продаётся // Аргументы и факты. — 2011. — № 29 за 20 июля. — С. 47.
  9. Могилы знаменитостей — Баженов Василий Иванович
  10. Ъ-Газета — Архитекторы помянули Василия Баженова. Дата обращения 29 апреля 2013. Архивировано 29 апреля 2013 года.

Литература

  • Чернов Е. Г., Шишко А. В. Баженов: 1799—1949 / Е. Г. Чернов, А. В. Шишко. — М.: Изд-во Акад. архитектуры СССР, 1949. — 160 с. — 5 000 экз. (в пер., суперобл.)
  • Михайлов А. И. Баженов / Суперобложка, переплет, форзац, титул и заставки художника Э. Б. Бернштейна. — М.: Гос. изд-во литературы по строительству и архитектуре, 1951. — 372 с. — 6 000 экз. (в пер., суперобл.)
  • Неизвестные и предполагаемые постройки В. И. Баженова: Сборник. — М., 1951.
  • Пигалев В. А. Баженов / Вадим Пигалев; Серийная обложка Ю. Арндта. — М.: Молодая гвардия, 1980. — 224, с. — (Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Выпуск 5 (601)). — 100 000 экз. (в пер.)
  • Разгонов С. Н. Баженов. — М.: Искусство, 1985. — (Жизнь в искусстве).
  • Н. Собко. Баженов, Василий Иванович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  • Пучков В. В. В. И. Баженов и Михайловский замок в Петербурге: Новые материалы // Царицынский научный вестник.
  • Василий Иванович Баженов: Письма. Пояснения к проектам. Свидетельства современников. Биографические документы / Сост., вступ. ст. и прим. Ю. Я. Герчука. — М.: Издательский дом «Искусство», 2001. — (Мир художника) — 304 с.
  • Серков А. И. Русское масонство. 1731—2000 гг. Энциклопедический словарь. Российская политическая энциклопедия, 2001. — 1224 с. — 3 000 экз. — ISBN 5-8243-0240-5.
  • Императорский Московский университет: 1755-1917 : энциклопедический словарь / А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 42—43. — 894 с. — 2 000 экз. — ISBN 978-5-8243-1429-8.
  • С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — Спб.: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 289. — 454 с.
  • Е. В. Калинина. Баженов / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II // Православная энциклопедия. — 2002. — Т. 4 : Афанасий-Бессмертие. — С. 256—257. — 751 с. — ISBN 5-89572-009-9.
  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Баженов, Василий Иванович
  • Василий Баженов на сайте Царицынского музея-заповедника (недоступная ссылка)

>Русский архитектор Василий Иванович Баженов — биография, дом Пашкова

Краткая биография

Василий Баженов — 1738 — 1799 год – архитектор, русский художник, основоположник классического направления в архитектуре второй половины XVIII века.

Творчество Баженова отличалось полетом фантазии, смелостью и своеобразием, но лишь небольшая часть задумок увидела свет

Еще меньше построенных им зданий сохранилось до нашего времени. Среди них несколько построек в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге.

Начало пути

По уточненным данным биографов Василий Баженов родился 12 марта 1738 года в Москве. Отец Баженова служил псаломщиком в придворной церкви московского кремля. Здесь, среди великолепных образцов древнерусского зодчества прошло детство будущего архитектора. Талант искусного художника проявился у мальчика очень рано, вместо забавы он срисовывал здания, церкви, надгробные памятники.

Это пристрастие стало решающим при знакомстве подростка с известным московским архитектором Дмитрием Ухтомским, который нанимал рабочих для скорейшего восстановления сгоревшего царского дворца.

Мальчик расписывал изразцы печей, выполнял посильные задания. Архитектор, желая поддержать талантливого подростка, принимает его в свою школу вольным слушателем.

Семья Василия Ивановича Баженова

Учеба

По рекомендации Ухтомского в 1754 году Василия Баженова принимают в только что открывшуюся гимназию при московском университете. По уровню знаний его сразу определяют в старший класс. А уже в 1755 году его переводят в качестве студента в университет.

После открытия в Петербурге Академии художеств в 1758 году, Баженова берут на учебу первым, как лучшего из студентов. Архитектурный класс в Петербурге вели С. И. Чевакинский и А. Ф. Кокоринов.

В 1759 году студентом Баженовым выполнен самостоятельный архитектурный проект каменной церкви для подмосковной усадьбы князя Черкасского.

Наставник талантливого ученика подает прошение графу Шувалову, чтобы облегчить сложное финансовое положение студента. В результате, за прилежание в учебе Баженову определяют должность архитектурного помощника, что соответствовало рангу прапорщика,

Обучение в Европе

По окончании академии Василия Баженова направляют для дальнейшего обучения в Париж, считавшийся столицей европейской архитектурной моды. В течении полутора лет он будет обучаться у Шарля де Вальи – знаменитого архитектора. Из учебных работ Баженова особое внимание привлек к себе проект Дома инвалидов.

К концу курса из ученика он незаметно превратился в помощника знаменитого архитектора. Блестящая защита диплома дала ему право на дальнейшее обучение

В августе 1762 года Баженов получает двух годичный заграничный паспорт и направляется в Рим изучать:

  • архитектурные шедевры
  • строительное дело у итальянских мастеров

По окончании курса, в начале 1764 года он сдает экзамен, предоставив комиссии, созданные им модели и проекты. В результате ему присвоено звание мастера и профессора архитектуры в академии св. Луки.

Возвращение в Россию

Василий Баженов возвращается из Европы в Петербург в мае 1765 года. Ему предложено подтвердить свои знания, сдав дополнительный экзамен. Проект, созданный для этого, достойно оценен, но Баженову присвоили лишь звание академика. Он обижен, ведь очень рассчитывал на профессорское звание и соответствующее денежное содержание.

Неожиданное предложение поступает от фаворита императрицы, графа Орлова. Генерал готов взять блестящего архитектора в подчиненное ему артиллерийское ведомство в чине капитана. Ему сразу поручают проектировать и строить арсенал. Монументальное здание военного склада занимало целый квартал и производило сильное впечатление.

Императрица, по рекомендации Орлова привлекла Баженова к работе по созданию Института благородных девиц в Смольном монастыре.

Проект Института благородных девиц в Смольном монастыре

Проект был выполнен быстро, но так и не был реализован. Архитектор постарался создать величественное, но в тоже время изящное здание, использовал традиционные для русских зодчих приемы. В результате конкурс выиграл проект архитектора Кваренги.

К этому периоду относится постройка дворца для цесаревича Павла на Каменном острове. Резиденция в стиле классицизма идеально вписывалась в окружающее пространство возле Невы.

Московский период

По приказу главы ведомства, графа Орлова, Баженова в 1767 году направляют в Москву для наведения порядка на территории кремля. Императрица планировала поселиться там, и для этого нужно было подготовить одно из зданий. С присущим Баженову размахом он разрабатывает не только перепланировку, но и строительство царской резиденции.

Перестройка московского кремля

Планы преобразования поразили прибывшего с визитом графа Орлова, и были представлены императрице в самом выгодном свете. Было решено, что возведение новой резиденции будет иметь политическое значение.

Вся Европа заговорит о мощи государства, ведущего одновременно войну с турками и столь масштабное строительство

Проектирование и подготовка места застройки продолжались несколько лет. Была расчищена часть территории, построен дом, в котором создавалась математически выверенная модель дворца, высотой в человеческий рост.

Проект большого Кремлевского дворца

Первый камень в основание стройки был заложен в 1773 году. Но судьба не дала реализовать грандиозное начинание. Длительная военная компания, эпидемия чумы, бунт, повлекший убийство московского архиепископа – все вмешивалось в ход строительства. Финансирование поступало крайне нерегулярно, и в результате Екатерина приказала строительство прекратить.

Оформление празднеств на Ходынском поле

Закрытие кремлевского проекта надломило душевные силы мастера, для него это стало истиной катастрофой. Слухи о его состоянии дошли до императрицы, и она поручает Баженову оформление празднеств в честь победы над Турцией.

На обширной площади Ходынского поля по замыслу архитектора возводятся павильоны, которые напоминали города, отошедшие во владение России по мирному договору. Постройки были выполнены из дерева и камня в стиле восточной, неоклассической архитектуры. При въезде на площадь была сооружена 32 метровая арка, окруженная колоннадой. Императрице пришлись по душе необычные строения, и она поручает Баженову обустроить, приобретенную недавно новую усадьбу.

Строительство резиденции в Царицыне

Рядом с Коломенским, всегда отличавшимся красотой пейзажа, императрицей была приобретена усадьба носившая название «Черная грязь», и позднее переименованная в «Царицыно». Баженову предложили срочно подготовить эскизы. Екатерина, находясь под впечатлением от праздничных павильонов, подписала практически без поправок начальный вариант.

Архитектурный ансамбль усадьбы Царицыно 1775 -1785 гг.

После этого архитектор приступил к разработке подробных чертежей. При проектировании построек Василий Баженов использовал декоративные приемы, свойственные стилю «русской готики». Дворцово-парковый ансамбль должен был включать здания и пруды, мостики и павильоны, свободно расположившиеся на холмистой местности.

Василий Баженов практически переселился в Царицыно, чтобы контролировать строительные и отделочные работы, которые длились с 1775 по 1785 год.Но после посещения еще не законченной стройки Екатерина требует остановить работы и снести два основных дворца.

Перестройку она решила передать архитектору Казакову. Баженов был отстранен от проекта.

Подобные перемены связывают с его членством в масонской ложе. Екатерине стало известно, что через Баженова Николай Новиков передавал запрещенные книги наследнику престола

Опальный архитектор

После приостановки царицынского проекта Баженов оказывается в вынужденном отпуске. Чтобы прокормить многочисленную семью архитектор берется за частные заказы. Он занимается проектированием поместий и церквей в Москве и ее пригородах. Среди них особенно выделяется дом Пашкова.

В 1792 году Василий Баженов переезжает в Петербург, где по просьбе цесаревича проектирует будущий Михайловский замок. Параллельно он занимается строительными работами для Адмиралтейства.

Михайловский замок

После смерти Екатерины в 1796, Павел жалует Баженову генеральский чин, поместье и тысячу душ крепостных. Но архитектор серьезно болен и уже не может заниматься строительством.

В феврале 1799 Баженова назначают вице-президентом Академии художеств

Архитектор планировал обновить учебное заведение, заняться воспитанием талантливой молодежи, но судьба распорядилась иначе. Василий Баженов скончался 13 августа 1799 года, так и не успев завершить многочисленные планы.

Архивы Баженова утеряны, поэтому его авторство часто подвергают сомнению. Но неоспорима роль В. И. Баженова, как теоретика архитектуры.

Яркий талант зодчего повлиял на творчество современников, определил пути развития отечественной архитектуры на несколько десятилетий вперед

Интересные факты биографии

  • Отец Баженова, Иван Федорович был обычным дьячком и за отличный бас назначен псаломщиком в церковь Иоанна Предтечи на территории московского Кремля. Маленькому Васе была уготована судьба отца, и уже в раннем детстве он пел в хоре Страстного монастыря
  • Одноклассниками Баженова по московской гимназии были издатель сатирических журналов Новиков, писатель Денис Фонвизин, известный архитектор Иван Старое, политический деятель Григорий Потемкин
  • По окончании академии в Париже Баженов получил диплом с отличием, который предполагал получение золотой медали. Но будучи иностранцем и не являясь католиком, он автоматически был лишен этой награды
  • Личность Баженова вызывает многочисленные споры у биографов и историков архитектуры. Не точны данные его места и даты рождения. Не установлено место окончательного захоронения. Практика совместной работы над проектами и потеря архивов часто делает авторство Баженова не доказуемым

Было интересно? ДаНет

Работы с участим В. И. Баженова

  • Оформление Ходынского поля — 1775 год
  • Усадьба И. С. Гендрикова — Спасские казармы -1775 год
  • Ансамбль Царицыно 1776—1786 годы
  • Усадьба Румянцева на Маросейке — 1782 год
  • Скорбященская церковь на Большой Ордынке 1783—1791 годы
  • Дом Пашкова 1784—1786 годы
  • Дом Юшкова 1780 год
  • Проект Каменноостровского дворца цесаревича Павла Петровича
  • Здание Арсенала в Санкт-Петербурге
  • Дом Л. И. Долгова
  • Усадьба Ермолова в селе Красное 1780 год
  • Работы в Гатчинском и Павловском дворцах 1793—1796 годы
  • Усадьба Тутолмина — Ярошенко 1788—1791 годы
  • Церковь Владимирской иконы Божьей Матери — Рождества Христова
  • Михайловский замок 1792 год
  • Участвовал в проектировании Казанского собора 1797 год

Неосуществлённые проекты

  • Здание Смольного института благородных девиц — проект получил хвалебные отзывы, но здание возвели по проекту Джакомо Кваренги
  • Большой Кремлёвский дворец 1768 год — строительство начато, но остановлено в 1775 в связи с угрозой для древних памятников Кремля
  • Проект восстановления Галерной гавани на Васильевском острове — отклонён по причине дороговизны
  • Проект Инвалидного дома
  • Проект мастерских для Главного адмиралтейства
  • Проект манежа и Аракчеевских казарм близ Смольного

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *