В самом начале

«Исследуйте Писания»

31 августа в воскресной школе при исправительной женской колонии № 6 прошла викторина по окончании изучения Ветхого Завета.

В общеобразовательных школах учебный год только начинается, скоро начнутся занятия в церковно-приходских школах. А в школе при храме святой мученицы Наталии в женской исправительной колонии обучение идет полным ходом. Недавно ученики воскресной школы закончили изучение Ветхого Завета. Этот серьезный этап был завершен викториной «Зерно истины».

В аудитории царила творческая живая атмосфера. Класс разделся на две команды «Синергия» и «Апологеты». В начале команды представили своих капитанов и рассказали, почему они выбрали такое название, затем начались командные конкурсы, в конце состязались капитаны.

Главная цель викторины — проверить и закрепить знания, поэтому вопросы состояли из пройденного материала, но построенные несколько необычно, что вызвало некоторую заминку у участниц викторины. Зато прямо поставленные, даже сложные вопросы решались удивительно легко. Этим ученицы воскресной школы очень порадовали, А те, кто проявили смекалку в дополнительных ответах получил орден «Знаток Ветхого Завета».

Вот и закончился большой этап в изучении Священной Библейской истории для наших учеников, Очень часто современный православный человек задается вопросом — нужно ли изучать Ветхий Завет? Насколько актуальна эта тема? Стоит ли тратить время на его чтение? Насколько важен Ветхий Завет в свете Нового Завета? Что можно почерпнуть из Священной Истории богоизбранного еврейского народа, который тщательно записывал и трепетно хранил ее?

Само появление Ветхого Завета — дарование первоначального Божьего Откровения. Священномученик Ириней Лионский говорил: «Если кто внимательно станет читать писание Ветхого Завета, тот найдет в них речь о Христе и предизображение нового призвания. Ибо Писания суть сокровище, сокрытое в мире, а сокровище, сокрытое в Писаниях есть Христос, Который изображался тогда посредством образов и притчей, ибо то, что относится к Его человечеству, невозможно было понять прежде исполнения пророчеств. Посему-то пророк Иеремия говорил: «В последующие дни вы ясно уразумеете это»(Иер.23,20)».

По словам преподобного Исаака Сирина, чтение Священного Писания с прекрасными размышлениями и есть духовная жизнь. Во время конкурса учащие обретали важный духовный опыт, и в этом смысле викторина стала еще одним праздничным уроком, органичным продолжением занятий по Ветхому Завету.

Изучать Ветхий Завет необходимо каждому христианину, потому что это заповедано Господом нашим Иисусом Христом, Который в беседе с иудеями говорит: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне» (Ин 5: 39).

Надеемся, что наши занятия станут важной ступенькой для дальнейшего изучения Священного Писания нашими учениками, в том числе и самостоятельного.

А вы знаете Ветхий Завет?

Предлагаем и вам, уважаемые читатели, проверить себя. Вот несколько несложных вопросов из викторины по Ветхому Завету

1. С каких слов начинается Библия:

«В начале сотворил Бог небо и землю» или «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»?

2. Автором каких книг является Моисей?

3. Причина братоубийства детей Адама и Евы? Их имена?

4. Сколько лет было Аврааму, когда у него и Сары родился Исаак?

5. Кто из сынов Каина первый ввел многоженство?

Евангелие от Иоанна: в начале было Слово

Материал по теме

Евангелие Пасхальной ночи: “В начале было Слово…”

Тексты церковных богослужений, в особенности тех, что совершаются в Страстную седмицу и Пасху — это величайшая поэзия, когда-либо написанная. Но, что более важно, события, на которых эти тексты основываются, — смерть Христа и Его Воскресение — это в самом деле величайшая поэзия Бога. Мы должны исполнить стих, написанный Богом.

«В начале было Слово» – фраза, с которой начинается «Евангелие от Иоанна», является одной из самых популярных библейских цитат. И, к сожалению – одной из самых неверно понимаемых.

Чаще всего в ней слышат некое подтверждение важности литературного труда. «В начале было слово», – веско и значительно говорит какой-нибудь писатель, имея в виду свое драгоценное творчество. Также, эту фразу цитируют еще и для того, чтобы утвердить преимущество гуманитарных наук перед науками естественными и математикой, подразумевая при этом, что слово гораздо важнее и лучше чем число.

Однако, совсем не это хотел сказать Иоанн Богослов. Полностью первый стих его Евангелия звучит так: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». И главный вопрос заключается в том, Что (или Кто) тут – Слово.

В оригинальном тексте Нового Завета на месте русского – «Слово» стоит древнегреческое ὁ Λόγος (logos), которое можно переводить не только как «слово», но еще и как «ум», «основа», «утверждение», «разумение», «значение», «доказательство», «пропорция» и т.д. Всего у него, ни много ни мало – около ста значений. Переводчики Евангелия взяли самое первое значение из словаря – «слово». Но с таким же успехом они могли перевести logos и как «мысль», и как «разум». И это не было бы ошибкой, хотя, наверное, тогда перевод потерял бы в поэтичности и выразительности, а смысл этого текста по-прежнему остался бы непонятным.

Дело в том, что начальная фраза «Евангелия от Иоанна» была обращена, отнюдь не к нам. Тут нужно знать культурно-исторические реалии той эпохи. Слова – Ἐν ἀρχῇ ἦν ὁ Λόγος, καὶ ὁ Λόγος ἦν πρὸς τὸν Θεόν, καὶ Θεὸς ἦν ὁ Λόγος («В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог») – апостол Иоанн адресует прежде всего к интеллигенции Римской империи. Понятие Логоса играло очень важную роль в античной философии. Еще живший в шестом веке до Рождества Христова знаменитый древнегреческий философ Гераклит говорил, что в основании мира лежит Логос, который «люди не в силах постичь». Он понимал его как мировой разум, существующий в виде метафизического огня, периодически вспыхивающего и потухающего. А во времена пришествия Христа среди образованных слоев Римской империи была очень популярна философская школа стоиков. От Гераклита стоики почерпнули мысль о происхождении мира из огня и о периодически повторяющемся возвращении мира в огонь, а также учение о мироправящем Логосе, или законе, определяющем все происходящее.

Когда Иоанн Богослов писал Евангелие, он, конечно, знал об этом значении слова Логос в эллинской философии и о том, какую важную роль это понятие в ней играло. Однако он не просто заимствует актуальный термин с почтенной историей, но – преображает его, дает ему совершенно иное значение. Теперь Логос это уже не безликий закон – это Личный Бог. То есть – не что, а Кто.

Кстати, в процессе исторического распространения христианства по всей Земле возникла необходимость перевода Священного Писания на языки других народов. И тут начальная строка «Евангелия от Иоанна», задала очень непростую задачку филологам и философам. Например, китайские переводчики Нового Завета решили что в китайской философии античному Логосу соответствует Дао, и перевели слова апостола Иоанна так: «В начале был Путь (Дао)».

В русском же переводе эта фраза прозвучала, как всем сегодня известное – «В начале было Слово». Однако вовсе не о литературном слове говорит здесь Апостол, но – о Христе, Боге-Слове воплотившемся, жившем среди людей, умершем на Кресте за наши грехи и Своим воскресением открывшем человечеству путь к Жизни Вечной.

Вся евангельская история была радикальным ударом по мыслительным привычкам того времени. Недаром другой апостол, апостол Павел говорил, что «мы проповедуем Христа распятого – иудеям соблазн, эллинам безумие». Действительно, история о распятом Боге казалась многим культурным эллинам, взращенным на античной философии, верхом безумия. Они не могли понять, как умерший и воскресший Бог, Бог-личность, а не безличный универсальный разум, может быть Логосом, Принципом и Словом мира, по Которому и Которым он сотворен. Бог должен быть свободен от любых границ и определений, считал какой-нибудь философ. Это мировой разум, но не Личность. Безличное универсальное Что, а не Кто. Однако такой философ не замечает, что в данном случае он просто-напросто ставит пределы Божию могуществу. Ведь он на самом деле говорит о том, что Бог чего-то не может. Но Бог может все, в том числе и быть Личностью, рожденным и несотворенным, стать Богочеловеком. Бог всемогущ. Он не ограничивается никакой логикой, сколь угодно глубокой и утонченной.

В начале было слово

Смотреть что такое «В начале было слово» в других словарях:

  • в начале было слово — в начале было слово … Орфографический словарь-справочник

  • В начале было Слово — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. В начале было Слово первая строка книги Нового Завета Евангелие от Иоанна. Существует множество её перево … Википедия

  • Слово — одно из имен, которым Иоанн называет Иисуса Христа. «В начале было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог… и Слово стало плотью» (Иоан. 1:1,14). В 1 Иоан. он называет Его «Словом жизни» и в Отк. 19:13 «Словом Божиим». В 1. главе книги… … Словарь библейских имен

  • Слово, Бог-Слово — (Иоан.1:1 ,14, 1Иоан.1:1 и др. ). Слово Логос в указанных местах означает второе лицо св. Троицы Сына Божия, как Вечное и Ипостасное Слово Божие, от вечности бывшее со Отцом и потом воплотившееся для нас человеков и для нашего спасения. В начале… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Слово, Бог Слово — «Логос». Это слово в Священном Писании означает второе Лицо Святой Троицы – Бога Сына, бывшего от века с Отцом и воплотившегося в человека для нашего спасения. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Евангелие от Иоанна,… … Православная энциклопедия

  • Слово (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Слово (значения). Слово Ordet … Википедия

  • Слово — (религ. филос.: Ло/гос) В начале было Слово … Орфографический словарь русского языка

  • СЛОВО — СЛОВО, а, мн. слова, слов, словам, ср. 1. Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок. Знаменательные и служебные слова. Происхождение слов. С. в с. (о переводе,… … Толковый словарь Ожегова

  • Слово о погибели Русской земли — – отрывок полностью не сохранившегося произведения, посвященного татаро монгольскому нашествию на Русь. Отрывок этот дошел до нас в двух списках, при этом не как самостоятельный текст, а как введение к первой редакции Повести о житии Александра… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Слово о полку Игореве — «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» лир. эпическая поэма, замечательный памятник художественной литературы древней Руси (XIIв.). «С. о п. И.» было открыто в составе рукописного сборника, найденного в Ярославском Спасском монастыре А.И.Мусиным Пушкиным в 1795 … Литературная энциклопедия

Иоанн опускает события рождения, возрастания и воспитания Иисуса Христа, так как о них довольно сказано соучениками его, а ведет речь о Божестве Того, Кто вочеловечился ради нас. Цель его — показать, что Сын родился от Отца прежде веков (в вечности), чтобы в дальнейшем не возникло мысли, что Христос начал Свое бытие только тогда, когда родился от Марии.

1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

Евангелист назвал Христа «Словом» (по гречески — «Логосом») не в простом (грамматическом) значении этого термина, а в смысле высшем (логическом), подразумевая выражение внутреннейшего существа Божия, что позволял греческий язык.
Выражение «в начале» (en arch) указывает на то, что бытие Логоса (Слова) совершенно не подчинено времени, как ему подчиняется всякая форма тварного бытия. Это значит, что Слово существовало ВНЕ времени и еще ДО времени как такового, — то есть в вечности. На это также указывает глагол «быть», который употреблен здесь в прошедшем несовершенном времени: он указывает на то, что Логос был уже в то время, когда тварному бытию еще только полагалось начало.
Почему Иоанн не сказал: в начале был Сын, но сказал: «Слово»? Это для того, чтобы мы в своем понимании не уподобляли рождение Слова человеческому образу рождения, но знали, что как слово рождается от ума бесстрастно, так и Сын рождается (в вечности) от Бога Отца бесстрастно. Еще назвал Его «Словом» потому, что Сын возвестил нам о свойствах Отца (подобно тому, как всякое слово объявляет настроение ума) и чтобы показать, что Сын так же вечен, как и Отец. Ибо как нельзя сказать, что ум бывает иногда без слова, так и Отец и Бог никогда не был без Сына.

И Слово было Бог.

Этими Словами Иоанн обозначает божество Слова. Слово не только божественно, но и есть истинный Бог. У Отца и Сына едино естество, как и едино божество.

2 Оно было в начале у Бога.

Сын, так как Он есть Слово, премудрость и сила Отца (1 Кор. 1:24), всегда был у Бога, ибо невозможно, чтобы Бог когда-либо был без Слова или премудрости, или силы. Сей Бог Слово никогда не отделялся от Бога и Отца. Он в начале, т. е. прежде всякого времени — вечно стоял в отношении к Отцу как совершенно самостоятельная личность, ничем по природе не отличающаяся от Бога Отца.

3. Все через Него начало быть, и без Него ничего не начало быть, что начало быть.

Что ни есть в сотворенной природе, все это получило бытие от Слова. Логос открылся в мире прежде всего как Творец его.

4 В Нем была жизнь, и жзнь была свет человеков.

Жизнь — это жизнь в самом обширном значении этого слова. Все области бытия почерпают в Логосе силы, необходимые всякому сотворенному существу. Слово не только сотворило, но Оно же и сохраняет жизнь сотворенного.

5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

Ни смерть не преодолела Его, ни заблуждение людей. Ибо свет этот, то есть Слово Божие, непреоборим. Свет — Логос всегда светил и продолжает светить даже во мраке человеческого неведения и всякого развращения.

9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. 10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.

Свет истинный был в созданом Им мире, еще не воплотившись — и не был познан. Потом пришел — во плоти.

11 Пришел к своим, и свои Его не приняли.

«Свои» — это и весь мир, и Иудея, которую Он избрал местом Своего воплощения. «И свои Его не приняли» — и иудеи, и прочие люди, Им сотворенные. Будучи Ему своими, не все приняли Его, ибо Господь не привлекает никого насильно, но предоставляет на собственное усмотрение и произвол.

12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
Верующие во имя Его – это те, которые приняли Слово и истинный Свет, и приняли верою, и обняли. Почему евангелист не сказал, что Он «сделал» их чадами Божиими, но сказал: «дал (им) власть» соделываться чадами Божиими? Потому что чадами Божиими христиане становятся постепенно, путем усиленной борьбы с остатками греховных наклонностей. Во многом от произволения самих людей зависит — стать чадами Божиими или не стать.

13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.

Здесь евангелист точнее определяет, что значит быть чадом Божиим. Это значит быть в несравненно более близком общении с Богом, чем в каком пребывают дети со своими родителями. Духовное рождение от Бога дает человеку несравненно большие силы для жизни, чем обыкновенные родители передают своим детям.

14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, как Единородного от Отца.

Божественное Лицо, Которое есть и Которое в Иисусе Христе стало человеком и «образом Бога невидимого» (2 Кор, 4:4), открыло людям благодать и истину невидимого Бога.
Логос стал плотью, т. е. человеком. При этом евангелист не дает ни малейшего намека на то, чтобы с воплощением Своим Слово потерпело какое-нибудь умаление в Своей божеской природе. Умаление касалось только формы существования, а не сущности. Логос как был, так и остался Богом со всеми божескими свойствами, и божеская и человеческая природы в Нем пребывали неслиянно и нераздельно.

По материалам толкований Феофилакта Болгарского и Толковой Библии под редакцией Лопухина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *