Вадим маркин коломна

Протоиерей Вадим Маркин, настоятель Троицкого храма г. Коломна (Щурово), духовник православной гимназии и приюта

Введение

Когда у нас рождалась идея проведения миссионерского похода, то вместе с идеей сразу появились и сомнения: как все это будет происходить? насколько есть необходимость в проведении таких походов? не будут ли искусственными те или иные формы проведения похода в духовном плане? Первый же поход развеял все эти сомнения. Мы увидели, что их проведение крайне необходимо и востребовано. И, хотя это и может показаться очень странным, они необходимы не только в местах, где мало или совсем нет храмов, где люди не имею даже крестиков, и никогда не держали в своих руках Евангелие, но такая необходимость есть и в Московской епархии, где, казалось бы, все охвачено работой православных священников.

Во время первого похода нас поразило, что прямо здесь, рядом с нами есть сельские кладбища, на которых люди никогда не видели священника, что и сейчас еще остались разрушенные храмы, в которых 70-80 лет не совершалась Божественная литургия, и сейчас есть жажда и необходимость читать Евангелие, но не у всех есть эта книга дома. Тем более, эта работа необходима в других, более глухих местах. Например, проводя один из миссионерских походов по Вологодской области, мы повстречали более полусотни некрещеных людей, которые с радостью приняли Святое Крещение. Мы увидели людей, открытых к православной вере, но не имеющих даже крестика, чтобы повесить на шею. Некоторые из них священнослужителей видели только по телевизору.

Оказалось, что не менее важен такой поход и для самих участников. Ведь костяк похода составляют сотрудники храма, молодежь, дети. Каждый участник – человек, идущий к Богу, и потому для него участие в Миссионерском походе может быть не менее, а даже более важно, чем для того, к кому он идет.

Главной задачей Миссионерского похода мы видим пробуждение души человека, которая, может быть, где-то завязла, приостановилась в своем духовном развитии за обыденностью и прозой каждодневной жизни.

Общие вопросы

Перед тем как приступать к организации миссионерского похода обязательно нужно определиться с целями и задачами этого похода: что мы от него хотим? какой результат мы планируем получить?

Очень важно иметь ответы на эти вопросы, иначе потраченные силы, средства и время будут неадекватными получаемому результату. Его вообще можно не получить, если не представлять себе ясно цель и задачи.

Через несколько лет проведения такого рода походов, мы четко поняли, что за его основу, ось, нужно принять ежедневное совершение Божественной литургии. Богослужение, с одой стороны, держит в здоровом духовном тонусе всех участников, дисциплинирует, и не дает раскиснуть ни мозгам, ни телу, ни душе. А с другой стороны, именно совершение Божественной литургии, прежде всего, и больше всего, придает миссионерский характер походу. Оживают руины храма, люди приходя исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин, говорится проповедь – все это составляет сущность христианской жизни и нашего служения миру.

Подготовка похода

Поход нужно готовить, четко прорабатывая этап за этапом. Сначала нужно выявить место (район, область) проведения похода. Наверное, стоит начинать с организации похода в родной епархии, и лучше в родном благочинии, где мы хорошо знаем местность, духовные потребности людей, села, деревни, может быть, еще остающиеся разрушенными храмы. Здесь на своей малой родине мы знаем и духовные проблемы тех или иных мест, и уже имея опыт, можно отправляться в миссионерский поход в другие края. Выбрав общее место проведения похода, нужно определиться с географическими точками, по которым он пройдет. Конечно, продолжительность похода может быть разная. Но постепенно, со временем у нас сложилась, что поход длится ровно 7 дней. Если каждый день совершать литургию, между службами – переходы, различные мероприятия, то неделя такой жизни является достаточно серьезной нагрузкой для участников.

Теперь мы должны определиться с участниками похода, хорошо провести встречу с ними. Главная цель такой встречи – сообщить о задачах похода, нашей миссии, чтобы не получилось, что кто-то пошел в поход, чтобы рыбу половить, другой – чтобы познакомиться с кем-то, а третий – чтобы в палатке пожить, и на гитаре поиграть. На такой встрече дается общий настрой.

Конечно, проведение такого похода должно быть согласовано, а если он проводится в другой епархии, то должен быть согласован с правящим архиереем.

Важно войти в контакт персонально с каждым священником, который курирует тот или иной храм, в котором будет совершена служба, или то или иное место, в котором будут проявлять свою активность участники похода. Хорошо сделать так, чтобы священники не просто были информированы, а принимали самое непосредственное участие в богослужении и во всех мероприятиях, которые будут проходить на их территории.

Когда выбираются точки, в которых будут совершаться службы, нужно продумать, как будет осуществляться перемещение между этими географическими точками. Возможно, это будут пешие переходы, может быть сплавы на байдарках, катамаранах, лодках, может быть, переезды на машинах. В своих миссионерских походах мы даже используем корабли.

Итак, мы знаем места, где будут совершаться богослужения, знаем, как будем перемещаться от места к месту. Тут же надо продумать программу миссионерских мероприятий, о которых будет сказано ниже.

Теперь нужно тщательно продумать даты похода. Они могут зависеть от целого ряда обстоятельств. Мы, например, рассчитываем так, чтобы день памяти святых апостолов Петра и Павла (12 июля) приходился на начало или конец похода. У такой синхронизации времени проведения похода с днем памяти вселенских учителей есть свой глубокий смысл.

Особенно тщательно нужно продумать первую и последнюю службу похода. Первая должна вдохновлять на весь поход, а заключительная служба должна быть мощным аккордом за все время проведения похода.

Итогом нашего тщательного продумывания должен быть подробный, почасовой план всех действий похода. Ни в коем случае нельзя идти в поход с подходом «ну там разберемся, что делать, чем заниматься». Конечно, жизнь будет вносить свои коррективы, но весь наш опыт показывает, что если четко расписать поход с точностью чуть ли не до минуты, тогда и поход получается содержательным и здоровым.

Продумывая содержание времени между богослужениями важно найти верное сочетание, между миссионерством, отдыхом, бытовыми вопросами, духовной программой. Составленный нами план должен быть абсолютно реальным. Для этого подробный план похода составляется не только теоретически, но и практически: руководитель, технический директор и завхоз похода отправляются заранее по маршруту, все промеряют по времени, а также выбирают точки ночевок, которые удобно запомнить в системе GPS.

Форм миссионеркой деятельности может быть, наверное, безграничное количество. Мы в своей работе применяем следующее: показ фильмов (как документальных, так и художественных) с последующей беседой, встречи людей со священниками, которые могут ответить вопросы, или могут провести беседы, освящение домов людей, конечно вместе с беседой, крещение тех, кто пожелает, конечно, с оглашением. В самом походе с его участниками также необходимо проводить работу. Это может быть поведение различных мастер-классов, беседа у костра, совместное чтение утреннего и вечернего правила, общее причастие, и вообще непосредственное общение.

Теперь настало время стартового технического совещания по организации похода. Распределяются должности: духовник похода, руководитель похода, технический директор, завхоз, медсестра, фотограф и прочее. Очень удобно, когда в походе есть летописец, а может быть в наш XXI век, это не только летописец, а тот, кто ведет соцсети в режиме онлайн прямо из похода, рассказывая, как он проходит. Не думаю, что требуется пояснять задачи каждого из этих должностей – они очевидны. Может быть, требует пояснения должность технического директора. Это человек, которого нет в самом походе. Он находится на своем рабочем месте, но через него решаются все задачи и вопросы поддержки Миссионерского похода: информационные, технические, хозяйственные, кадровые и т.д. Такому человеку, находящемуся на своем рабочем месте, многие вопросы решать намного удобнее, чем человеку в лесу, в платке, и иногда, вообще без всяких коммуникаций.

На стартовом совещании расписываем задачи каждому. Должности должны быть не просто назначены, а каждый должен получить конкретные задачи в соответствии со своей должностью, понять свой круг обязанностей и полномочий. Обязательно следует включить контроль выполнения этих задач. Способов здесь существует большое количество. Мы в своей деятельности этот контроль осуществляем через программу Ms Outlook и систему поручений в нем.

Конечно, такой миссионерский поход удобнее организовывать большим приходам с развитой инфраструктурой и значительными кадровыми ресурсами, так как без них сложно будет организовать всю эту работу. Небольшие приходы могут объединить свои усилия и провести такое мероприятие совместно.

До начала похода еще есть время, в которое стоит продумать вопрос поиска средств на мероприятие. Здесь главная проблема состоит в том, что нужна разъяснительная работа. Чаще всего благотворители не представляют каких затрат требует организация миссионерского похода и для чего он нужен.

Очень важно обратить внимание на подготовку технической базы. Нужно собрать все необходимое для ночевок (палатки, спальники, коврики), для приготовления еды на костре, термосы для привоза готовой еды, байдарки и катамараны, рабочий инструмент для приведения в порядок мест совершения Божественной литургии и прочее, прочее, прочее.

Все это необходимо тщательно приготовить – например, даже если у вас есть палатки и другое снаряжение, перед походом его надо собрать, проверить комплектность. Тем более, если это байдарки и другие технические средства.

С годами мы пришли к ясному пониманию, что нужно иметь отдельный походный набор всего необходимого для совершения Божественной литургии. Здесь надо все продумать до мелочей: составить список необходимого, который содержит несколько десятков позиций. Важно приготовить хороший и удобный упаковочный материал – ящики, чемоданы, в которых все тщательно сложено, и тогда при совершении литургии не надо искать, что где взять, и откуда привезти. Удобно иметь разборные столы, быстро устанавливаемый шатер, и другие средства. Лучше один раз затратить средства, и потом уже никогда не иметь никаких проблем в организации любой службы, беседы, каждый раз придумывая выходы из сложных ситуаций.

Очень важно тщательно продумать приглашение участников похода. Здесь нужна работа со СМИ, выстроенная информация в соцсетях. Участниками похода могут быть молодежь, учащиеся, сотрудники, прихожане. В нашем случае в поход идут учащиеся православной гимназии и воспитанники приюта, которые созданы при нашем храме. Естественно, в походе идет работа со всеми его участниками. Стоит признать крайне положительным опыт привлечения к походу различных объединений и общественных организаций. Например, замечательным является участие в наших походах и поддержка внедорожного клуба 4х4. Крайне полезно и плодотворно получается участие молодых корреспондентов, которые изнутри имеют возможность описать процессы, происходящие в походе. Хорошо бы, хотя бы на начало и конец похода пригласить местное телевидение, которое осветит это событие для других.

Удачным является опыт, когда к основному костяку на день-два подключаются различные группы людей, которые эпизодически участвуют в походе, и приносят пользу ему, но также и приобретают многое и для себя. Положительным является участие групп людей от приходов разных храмов. В нашем случае с учетом всех этих моментов за неделю в походе в той или иной форме участвуют более 100 человек.

Проведение похода

В походе руководитель должен иметь распоряжение о проведении похода, или какой-то другой документ, регламентирующий проведение мероприятия.

Особое внимание следует уделить организации Божественной литургии. Накануне совершения службы необходимо приготовить место. Чаще всего это храмы, в которых еще не возродилась церковная и духовная жизнь. Такие места требуют как минимум несколько часовой работы по уборке и украшению перед совершением Божественной литургии. Необходимо продумать целый ряд вопросов. Решить вопрос с церковным хором. В нашем случае на всех богослужениях поют дети православной гимназии, но конечно, этот вопрос может решаться по-разному. Организуется работа церковного ящика, где, кроме подачи записок и свечей, можно приобрести и важную духовную литературу. Все поступившие средства мы отдаём на нужны того места, в котором проводится литургия.

Особое внимание стоит обратить и на проведение в некоторых местах так называемой миссионерской литургии. Суть состоит в том, что вместе с совершением службы происходит различными способами разъяснение происходящего. О проведении такой миссионерской службы следует говорить особо. Сейчас только укажем, что такая литургия крайне положительно принимается молящимися, так как дает возможность намного глубже понимать происходящее.

В ходе похода удачным было решение использовать авангардную группу, которая прибывает в назначенные пункты ранее основных участников, и не просто ожидает приезда других, а готовит лагерь, развешивает объявления, первой начинает подготовку места для богослужений.

Необходимо понимать важность четкого устройства лагеря и правильной атмосферы в нем. Нужно сочетать дисциплину и дружеское общение, требовательность и взаимопомощь. В любом случае, в таком походе всегда есть физические и эмоциональные перегрузки у участников. Нужно понимать, что у них могут быть стрессовые ситуации, которые могут проявиться и в поведении, и даже в нежелании принимать в нем участие. Следует постоянно следить за мерой. Сами участники похода очень разные. В нашем случае возрастной разброс бывает от 5 до 65 лет. Может быть и разная религиозная подготовка людей, в походе вообще могут быть люди нецерковные, а только идущие ко Христу. Поэтому все должно быть разумно и взвешено.

Есть целый ряд особенностей при работе с местным населением, суть которых состоит в том, что, с одной стороны, есть неподдельный интерес и желание пообщаться с миссионерами, а с другой стороны, такое общение должно быть внимательным и аккуратным в плане общей безопасности похода. Достаточно часто бывают ситуации, когда люди свой интерес проявляют в нетрезвом состоянии и т.д.

Подведение итогов

Важно после похода провести совещание по ошибкам его организации. Мнения о них собираются со всех активных участников похода. Такое совещание проводится не в плане претензий к кому-то, а с целью фиксирования ошибок. Чтобы в следующий раз поход был организован лучше, с учетом всех предыдущих ошибок. Обязательно нужно подвести его итоги – удалось ли достичь желаемого результата. Нужно сделать глубокий и честный анализ, чтобы все моменты как положительные, так и отрицательные, учесть в будущем. Оценивать поход мы должны и с точки зрения местных жителей – собственно для кого он проводился, и с точки зрения как он прошел для самих участников похода.

Хорошо бы после похода устроить встречу всех его участников за чаем, посмотреть фото и пообщаться, вспомнить как что проходило. Уместно на таком мероприятии отметить кого-то, кто активно проявился в походе.

Следует уделить внимание вопросам обработки фотографий и других материалов, связанных с проведением похода. Необходимо направить информацию о прошедшем походе благочинному, а также правящему архиерею. По итогам проведения похода следует подать информацию в СМИ.

Сразу после проведения похода следует обратить внимание на сохранность снаряжения. Его необходимо почистить, просушить, и тщательно упаковать до следующих походов.

Заключение

Проведение миссионерского похода дает серьезную нагрузку на все службы прихода, на его хозяйственную часть. Проведение похода, особенно когда еще нет опыта, забирает очень большое количество времени и сил. Кроме того, он дает и определенную финансовую нагрузку на приход. Но конечно, все эти затраты, становятся абсолютно понятными и логичными, если посмотреть на результаты похода, когда мы реально своими собственными глазами увидели необходимость таких походов, то уже не кажется такой страшной его затратная часть.

Надо учитывать, что из года в год проведение похода становится все проще и проще, так как накапливается и материальная часть, и опыт – не только ваш, но и ряда ответственных лиц.

Проведение такого важного духовного мероприятия как миссионерский поход, как и всякое доброе дело, не обходится без искушений и трудностей, которые, впрочем, не сложно преодолевать, когда понимаешь свою собственную миссию, собственные обязанности перед лицем Божиим.

Мне кажется, или сказать точнее, я уверен, что трудным это дело представляется нам только до того момента, пока мы его не начали делать. А когда делаем – все становится ясным и понятным, и Господь помогает на этом пути.

Циркуляры, распоряжения и указы митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Управляющего Московской епархией (май — июнь 2016 г.)

Предыдущая статья 75-летие начала Великой Отечественной войны

№ 2978 от 21 июня

БЛАГОЧИННЫМ МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ

В связи с информацией о трагической гибели детей в светском лагере при проведении сплава на Сямозере в Пряжинском районе Карелии напоминаю, что организаторам православного отдыха при подготовке и проведении православных лагерей и иных объектов православного отдыха надлежит неукоснительно соблюдать действующее законодательство, санитарно-эпидемиологические требования и Рекомендации Епархиального отдела по организованному православному отдыху, паломничеству и православному туризму.

Благочинным и организаторам православного отдыха необходимо воздерживаться от проведения объектов православного отдыха, которые могут предусматривать сплав по рекам и озерам с участием детей, а также экстремальные виды спорта.

Ответственность за исполнение данного циркуляра возлагается на благочинных.

№ 2334 от 11 мая

Священник Алексий Суриков назначается настоятелем Троицкого храма деревни Абрамцево Дмитровского района с оставлением в прежних должностях.

№ 2333 от 11 мая

Протоиерей Валерий Клюсов освобождается от обязанностей настоятеля Троицкого храма деревни Абрамцево Дмитровского района с оставлением в должности настоятеля Ильинского храма села Синьково Дмитровского района.

№ 2421 от 16 мая

Священник Артемий Колягин назначается духовником Хуторского казачьего общества «Ногинское».

№ 2437 от 17 мая

Священник Георгий Букин освобождается от обязанностей настоятеля Богоявленского храма города Верея Наро-Фоминского района и назначается в штат Пантелеимоновского храма деревни Новоглаголево Наро-Фоминского района.

№ 2438 от 17 мая

Священник Валерий Ивденко освобождается от обязанностей клирика Никольского собора города Наро-Фоминска и назначается настоятелем Богоявленского храма города Верея Наро-Фоминского района с оставлением в должности настоятеля Христорождественского храма деревни Ильинское Наро-Фоминского района.

№ 2480 от 20 мая

Священник Николай Еврейнов освобождается от обязанностей настоятеля Казанского храма села Алпатьево и Троицкого храма села Троицкие Борки Луховицкого района.

№ 2481 от 20 мая

Священник Виктор Троянов освобождается от обязаннос-тей клирика Михаило-Архангельского храма города Коломны и назначается настоятелем Казанского храма села Алпатьево и Троицкого храма села Троицкие Борки Луховицкого района.

№ 2555 от 23 мая

Протоиерей Алексий Усков освобождается от обязанностей настоятеля Троицкого храма села Новощапово и Преображенского храма села Доршево Клинского района и назначается в штат Успенского храма села Боголепова Пустынь Клинского района.

№ 2553 от 23 мая

Священник Максим Бунеев назначается в штат Мироносицкого храма города Истры.

№ 2556 от 23 мая

Священник Владимир Меднов освобождается от обязанностей клирика Тихоновского храма города Клина и назначается настоятелем Троицкого храма села Новощапово и Преображенского храма села Доршево Клинского района.

№ 2565 от 25 мая

Священник Димитрий Данилов освобождается от обязанностей клирика Преображенского храма города Люберцы и назначается в штат Успенского храма села Жилино Люберецкого района.

№ 2179 от 25 мая

Протоиерей Алексий Николин назначается духовником Автономной некоммерческой организации православной общеобразовательной школы «Знаменская школа» с оставлением в должности настоятеля Знаменского храма села Знаменское Одинцовского района.

№ 2597 от 27 мая

Протоиерей Владимир Загуменников назначается настоятелем Ильинского храма села Ильинское и Богородицерождественского храма села Кузовлево Домодедовского района с оставлением в должности настоятеля Сергиевского храма села Кишкино Домодедовского района.

№ 2596 от 27 мая

Настоятелю Ильинского храма села Ильинское и Богородицерождественского храма села Кузовлево Домодедовского района протоиерею Андрею Серебрякову: Настоящим Вы почисляетесь на покой, согласно поданному прошению по состоянию здоровья, и за штат Московской епархии. По мере состояния здоровья Вам благословляется совершение богослужений в Богородицерождественском храме села Кузовлево Домодедовского района по согласованию с настоятелем.

№ 2592 от 27 мая

Протоиерей Павел Чибисов освобождается от обязанностей клирика Троицкого храма города Коломны (Щурово) и назначается в штат Михаило-Архангельского храма города Коломны.

№ 2606 от 27 мая

Протоиерей Олег Шведов освобождается от обязанностей клирика Успенского храма села Новоселки Чеховского района и назначается в штат Зачатьевского храма города Чехова.

№ 2639 от 30 мая

Диакон Николай Раков назначается в клир Трехсвятительского храма Коломенской духовной семинарии.

№ 2641 от 30 мая

Иеромонах Иоанн (Пахачев) назначается в клир Трехсвятительского храма Коломенской духовной семинарии.

№ 2644 от 30 мая

Священник Михаил Захаров назначается в штат Преображенского храма города Балашихи.

№ 2651 от 6 июня

Священник Георгий Болгарский назначается настоятелем Покровского храма поселка Водоканал города Мытищи с оставлением в должности клирика Никольского храма города Мытищи поселка Дружба Мытищинского района.

№ 2766 от 6 июня

Священник Николай Еврейнов назначается в штат Христорождественского храма города Луховицы.

№ 2801 от 7 июня

Священник Димитрий Смирнов освобождается от обязанностей настоятеля Казанского храма деревни Запутное Орехово-Зуевского района и назначается в штат Спасского храма города Лобни.

№ 2802 от 7 июня

Священник Антоний Рыжаков назначается настоятелем Казанского храма деревни Запутное Орехово-Зуевского района с оставлением в должности настоятеля Иоанно-Богословского храма города Ликино-Дулево, настоятеля Всехсвятского храма города Ликино-Дулево и настоятеля Троицкого храма поселка Мисцево Орехово-Зуевского района.

№ 2735 от 14 июня

Священник Иоанн Колчин освобождается от обязанностей клирика Трехсвятительского храма Коломенской духовной семинарии и назначается в штат Богородицерождественского храма города Королева.

№ 2736 от 14 июня

Диакон Андрей Спиридонов освобождается от обязанностей клирика Трехсвятительского храма Коломенской духовной семинарии и назначается в штат Христорождественского храма города Луховицы.

№ 2740 от 14 июня

Чтец Александр Андреевич Шахов назначается в штат Воскресенского храма города Подольска.

№ 2739 от 14 июня

Чтец Николай Владимирович Лыжин назначается в штат Георгиевского собора города Одинцово.

№ 2737 от 14 июня

Чтец Кирилл Константинович Мельник назначается в штат Филаретовского храма города Лобни.

№ 2738 от 14 июня

Чтец Роман Михайлович Минаев назначается в штат Иоакимо-Анновского храма города Можайска.

№ 2845 от 10 июня

Священник Иоанн Сафонов назначается настоятелем Покровского храма села Кривандино Шатурского района.

№ 2894 от 15 июня

Священник Сергий Козлов зачисляется в клир Трехсвятительского храма КДС.

№ 2892 от 15 июня

Диакон Феодор Нагорный зачисляется в клир Трехсвятительского храма Коломенской духовной семинарии.

№ 2887 от 15 июня

Клирику Троицкого храма города Коломны (Щурово) протоиерею Вадиму Маркину: Настоящим Вы почисляетесь за штат Московской епархии с правом перехода в другую епархию, но без права служения вне вверенной мне епархии до направления мною документа о временном командировании или отпускной грамоты в иную епархию. В случае неустройства на служение в течение трех месяцев, Вы запрещаетесь в служении с правом подачи прошения о восстановлении в клире вверенной мне епархии или о продлении срока пребывания за штатом с правом перехода в другую епархию.

Следующая статья Журналы заседаний епархиального совета

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *