Варлаам значение имени

Варлам

Запрос «Варлаам» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Варлам

Происхождение

халдейское

Род

мужской

Отчество

  • Варламович
  • Варламовна

Другие формы

Варлаам

Производ. формы

Варлаамка, Варламка, Варлаха, Варлаша, Лама

Иноязычные аналоги

  • болг. Варлаам
  • итал. Barlaam

Связанные статьи

  • начинающиеся с «Варлам»
  • все статьи с «Варлам»

Варла́м — мужское русское личное имя, вероятно, халдейского происхождения («бар + лахам» — «сын + хлеб, пища»; греч. Βαρλαάμ). Церковнославянская форма имени — Варлаа́м.

В христианском именослове имя Варлам соотносится прежде всего с раннехристианским святым Варлаамом Антиохийцем, подвергшегося мучениям и смерти, согласно преданию, в 304 году во время великого гонения при императоре Диоклетиане. В православии также почитаются несколько святых с именем Варлаам; среди них — Варлаам Хутынский, Варлаам Чикойский.

В русской именной традиции к имени Варлам сложилось отношение как к церковному в силу его употребительности в среде духовенства, оно редко встречалось у мирян.

Разговорная (народная) форма имени: Варламий.

От имени Варлам образована русская фамилия Варламов.

Именины

  • Православные именины (даты даны по григорианскому календарю):
  • 28 января, 5 марта, 18 мая, 19 июня, 2 июля, 1 августа, 25 августа, 21 октября, 19 ноября, 2 декабря, 8 декабря

Примечания

  1. Петровский Н.А. Варлаам. Словарь русских личных имён. Грамота.ру (2002). Дата обращения 20 марта 2012. Архивировано 18 июня 2012 года.
  2. 1 2 Суперанская А. В. Словарь русских личных имён. — М.: Эксмо, 2006. — (Библиотека словарей). — ISBN 5-699-10971-4.
  3. Варлаам. Православная энциклопедия (23 ноября 2009). Дата обращения 20 марта 2012. Архивировано 18 июня 2012 года.
  4. Суперанская А.В., Суслова А.В. О русских именах. — 5-е изд., перераб.. — СПб.: Авалонъ, 2008. — ISBN 978-5-90365-04-0.
  5. Святые с именем Варлаам. Православный календарь. Православие.ру. Дата обращения 20 марта 2012.

Это заготовка статьи о мужском имени. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Значение имени Варлаам, характер и судьба

Значение имени Варлаам: имя для мальчика означает «сын Божий». Это влияет на характер и судьбу Варлаама.

Происхождение имени Варлаам: еврейское.

Уменьшительная форма имени: Варламка, Варлаха, Варлаша.

Что означает имя Варлаам: Имя еврейского происхождения и переводится как «потомок Бога». Еще одно значение имени Варлаам — «сын Божий». Мужчина с таким именем обладает волевым характером. Он всегда знает, чего хочет и как этого добиться. У него лучше не становиться на пути, ведь в погоне за счастьем обладатель этого имени способен совершить мыслимое и немыслимое.

Отчество имени Варлаам: Варлаамович, Варлаамовна; разг. Варламыч.

День ангела имени: Имя Варлаам один раз в году отмечает именины: 19 (6) ноября — Преподобный Варлам Керетский.

2 декабря (19 ноября) — преподобный Варлам семьдесят лет монашествовал в пустыне, в Индии (IV в.). В одежде купца с доро­гим камнем пришел он во дворец индийского царя Авенира, тайно научил здесь Христовой вере и крестил царевича Иосафа. Царевич потом обратил ко Христу отца своего Авенира, а по смерти его жил в пустыне тридцать пять лет сначала вместе с преподобным Варлаамом, потом один.

Приметы: Если 19 ноября Варламов день богат снегом, то зима будет снежная. Если лед к этому дню стано­вится грудами, то и хлеба будут груды, а гладко — так и хлеба бу­дет гладко.

Значение имени для мальчика

Какие черты характера определяет значение имени Варлаам? Варлам — человек конкретных целей и же­ланий, которому всегда удается осуществить намеченное. Парень с этим именем терпе­лив и умеет ждать результатов своей работы. Сильная воля помо­гает ему стать хорошим работником; правда, она сильна лишь тогда, когда он в хорошем настроении. Он чрезвычайно возбудим и не скажешь, что у него легкий характер. Остро реагирует на обиды; бывает мстителен, долго в своих намерениях упорствует и даже если наладит отношения с обидчиком, никогда не простит ему обиды.

С детства у Варламки характер очень нелегкий, он неуступчив и строптив, своеволен и своенравен, хитер и лукав. Ребенку с этим именем кажется, что окружающие пытаются уязвить его гордость. Необходимо научить маленького Варлама справляться со своим характером, иначе ему будет тяжело в жизни.

Взрослый Варлам самолюбив и всегда готов отстаивать свою честь. При хорошем воспитании чужая боль также не оставит его равнодушным. Он самоуверен и стремится доказать другим, что именно он прав. В нем есть упорство и твердая воля, которую трудно отличить от упрямства. Варлаам долго помнит обиды, но в дружбе верен.

Варлам имеет трезвый ум, он наблюдателен, у него хорошо развито аналитическое мышление. Юмор у него не добрый, скорее он способен к ранящей иронии.

Он упорен в труде, терпелив. Варлам может быть высокопоставленным служащим, промышленником, педагогом высшей школы, но всегда будет оставаться несколько сухим и отстраненным.

Характер имени Варлаам

Положительные черты: Это интересная личность. Он умеет показать себя с выгодной стороны. Он хорош собой, всегда знает, чего хочет, не сидит сложа руки, не ждет, «куда кривая вывезет». У Варлама развиты эстетическое чувство, организаторские способности, склонность к анализу, активность и независимость.

Отрицательные черты: Имя Варлаам приносит эгоизм, скрытность, тщеславие, пристрастие к дорогим вещам. Собственное благополучие и удобства для него важнее всего. Неудобства и неудачи других его трогают мало.

Имя Варлаам в любви и браке

Обещает ли счастье в любви значение имени Варлаам? В чувствах Варлам импульсивен, легко увлекается. Для него имеет особое значение секс. Сексуальность Варлаама также сложна, как и его характер в целом. Она складывается из агрессивности, чувствительности, равнодушия и порывов.

Совместимость с женскими именами

Брак имени с Адой, Ираидой, Линой, Марианной. Имя Варлаам также сочетается с Ренатой. Сложные отношения имени вероятны с Аллой, Бориславой, Ией, Калерией, Музой, Флорой, Юлией, Ядвигой.

Таланты, бизнес, карьера

Выбор профессии: Он умеет создавать условия для выполнения своих планов. На работе всегда добивается успеха, действует быстро, эффективно. У мужчины с именем Варлаам проницательный ум, хорошие организаторские способности.

Бизнес и карьера Варлаама: Варлам избегает чрезмерных трудностей, авантюр и риска. Он предпочитает надежные источники доходов. Он редко остается в проигрыше. Парень с этим именем любит свой дом, умеет со вкусом обставить свою квартиру, придает огромное значение ценным вещам.

Здоровье и энергетика имени

Здоровье и таланты имени: Варлам отличается хорошим здоровьем. Травмы и ранения маловероятны.

Талисманы Варлаама

  • Зодиак — Скорпион
  • Планета — Плутон
  • Цвет — темно-красный
  • Благоприятное дерево — орех
  • Заветное растение — дикая гвоздика
  • Покровитель — щука
  • Ка­мень-талисман — рубин

Судьба имени Варлаам

  1. Варлаам Яцкий (конец XVI- начало XVII в.) — монах Пафнутьева монастыря, бежавший в Лит­ву вместе с Григорием Отрепьевым.
  2. С жизнью благочестивого пресвитера Варлаамия Керетского (XVII в.) связана трагическая легенда. Убив жену за измену, обрек себя на вечнео скитание в лодке с ее телом по морю.
  3. Варлаам Хутынский (?-1192) был сыном знатного новгородца. В юношеском возрасте он принял постриг, поселился на уединенном холме, в Хутыне, в 10 верстах от Новгорода.

Первод имени

Перевод имени Варлаам на разных языках имеет немного иное значение и звучит немного по-иному. На английском языке имя переводится как Barlaam, на украинском языке: Варлам, Орлам, на белорусском языке: Варлам.

Как склоняется имя по падежам

  • Именительный падеж: Варлаам
  • Родительный падеж: Варлаама
  • Дательный падеж: Варлааму
  • Винительный падеж: Варлаама
  • Творительный падеж: Варлаамом
  • Предложный падеж: Варлааме

19 ноября (6 ноября ст. ст.) Церковь почитает память преподобного Варлаама Хутынского — одного из самых древних и почитаемых новгородских святых.

Житие преподобного Варлаама Хутынского

Житие Варлаама Хутынского пользовалось широкой известностью и дошло до нас более чем в десяти редакциях, подразделяющихся на ряд вариантов и групп. Литературная история житий охватывает время с XIII по XVIII века. В этих житиях нашли широкое отражение новгородские легенды.

Пре­по­доб­ный Вар­ла­ам, в ми­ре Алек­сей, под­ви­зал­ся в XII ве­ке на бе­ре­гу Вол­хо­ва. Он был сыном имени­тых и благочестивых граж­дан Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да, Ми­ха­и­ла и Ан­ны, которые с детства воспитывали его в добродетели. С ранних лет Алек­сей по­чув­ство­вал осо­бен­ное рас­по­ло­же­ние к бла­го­че­сти­вой и уеди­нен­ной жиз­ни, уда­лял­ся от вся­ких игр и об­ще­ства то­ва­ри­щей, лю­бил чи­тать свя­щен­ные кни­ги, ча­сто по­се­щал храм Бо­жий, а до­ма про­во­дил вре­мя в мо­лит­ве и по­сте.

После смер­ти ро­ди­те­лей пре­по­доб­ный, раз­дав все свое иму­ще­ство бед­ным, уда­лил­ся в пу­сты­ню к по­движ­ни­ку Пор­фи­рию и при­нял от него по­стри­же­ние с име­нем Вар­ла­а­ма. Через некоторое время, укрепившись в духовных подвигах, пре­по­доб­ный Вар­ла­ам, ради совершенного уединения, ре­шил по­се­лить­ся в глу­хом ме­сте в 10 вер­стах от Нов­го­ро­да. Ме­сто это на­зы­ва­лось Ху­тынь (худынь, ху­дое ме­сто) и поль­зо­ва­лось дур­ною сла­вой; по мне­нию на­род­но­му, здесь жи­ла нечистая си­ла, и все бо­я­лись хо­дить сю­да. Преподобный же, под­хо­дя к Ху­ты­ни, уви­дел свет­лый луч, про­си­яв­ший из гу­стой ча­щи ле­са. Из это­го зна­ме­ния он по­нял, что его на­ме­ре­ние по­се­лить­ся здесь со­глас­но с во­лей Бо­жи­ей.

Варлаам строит себе келию. Клеймо иконы «Варлаам Хутынский с житием в 36 клеймах». Вторая половина XVI в. Ярославский художественный музей, Ярославль

Здесь, посреди глухой чащи, преподобный Варлаам по­ста­вил се­бе кел­ью. Подобно древним отшельникам, он вел строгую подвижническую жизнь, сохранились власяница и вериги преподобного (власяница имеет 18 фунтов веса, вериги — 8 фунтов). Вы­со­ко­нрав­ствен­ная жизнь св. Вар­ла­а­ма ско­ро сде­ла­лась из­вест­ной среди местных жителей, к нему ста­ли при­хо­дить и князья, и бо­яре, и про­стые лю­ди за со­ве­том и бла­го­сло­ве­ни­ем; мно­гие про­си­ли поз­во­ле­ния поселить­ся вме­сте с ним. Как ни лю­бил уеди­не­ние пре­по­доб­ный, но, пом­ня за­по­ведь Гос­под­ню о люб­ви к ближ­ним, по ко­то­рой каж­дый преж­де и более все­го дол­жен за­бо­тить­ся о поль­зе дру­гих, с го­тов­но­стью и лю­бо­вью при­ни­мал всех, кто к нему об­ра­щал­ся.

Основание монастыря. Клеймо иконы «Варлаам Хутынский с житием в 36 клеймах». Вторая половина XVI в. Ярославский художественный музей, Ярославль

Чис­ло ино­ков, же­лав­ших под­ви­зать­ся в оби­те­ли пре­по­доб­но­го Варлаама, по­сто­ян­но увеличивалось. В память о том чудесном свете, который он увидел, поселившись здесь, преподобный по­стро­ил сначала неболь­шую де­ре­вян­ную (а затем и каменную) цер­ковь в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня и несколь­ко кел­ий. Св. Варлаам сво­им при­ме­ром и сво­и­ми наставлениями вел жив­ших с ним ино­ков к ду­хов­но­му со­вер­шен­ству. Он сам об­ра­ба­ты­вал зем­лю, сам по­стро­ил се­бе ке­лью, выкопал колодец для братских нужд. И других ино­ков он учил не превоз­но­сить­ся, ес­ли они будут старшинствовать в оби­те­ли, но тем усерд­нее работать Бо­гу. Вся бра­тия долж­на тру­дить­ся день и ночь на из­бран­ном по­при­ще.

Преподобный пользовался глубоким уважением среди новгородцев, и каж­дый мог по­лу­чить настав­ле­ние при­ме­ни­тель­но к сво­е­му по­ло­же­нию. На­чаль­ни­кам и кня­зьям преподобный Варлаам го­во­рил, чтобы все­гда пом­ни­ли о трех ве­щах: пер­вое, что они на­чаль­ству­ют над людь­ми та­ки­ми же, как и они са­ми. Вто­рое, что на­чаль­ство­вать долж­ны по за­ко­нам. Тре­тье, что они не все­гда будут на­чаль­ство­вать и что им так­же при­дет­ся дать от­чет Бо­гу в су­дах сво­их, ибо и над ни­ми есть Суд Бо­жий. Бо­га­тым он вну­шал не за­бы­вать, что есть веч­ность с му­ка­ми для празд­ных, и что многи­ми скор­бя­ми надлежит нам войти в Цар­ство Небес­ное. Ми­ря­нам и всем во­об­ще он вну­шал не воз­да­вать злом за зло, не оби­жать друг дру­га, уда­лять­ся от вся­кой неправ­ды и нечи­сто­ты и пом­нить о сво­их гре­хах.

Гос­подь нис­по­слал пре­по­доб­но­му для слу­же­ния ближ­ним дар чу­до­тво­ре­ний и про­зор­ли­во­сти. Когда дни его при­бли­жа­лись к кон­цу, по Бо­жьему из­во­ле­нию при­был из Кон­стан­ти­но­по­ля священно­и­нок Ан­то­ний — сверст­ник и друг пре­по­доб­но­го. Бла­жен­ный, об­ра­ща­ясь к нему, ска­зал: «Воз­люб­лен­ный брат мой! Бо­жие бла­го­во­ле­ние по­чи­ва­ет над сею оби­те­лью. Ныне я пе­ре­даю в твои ру­ки сей мо­на­стырь. Блю­ди его и за­боть­ся о нем. Я уже от­хо­жу к Ца­рю Небес­но­му. Но не смущай­ся этим: те­лом я по­ки­даю вас, ду­хом же все­гда бу­ду с ва­ми». Пре­по­дав на­став­ле­ние сво­ей бра­тии, за­по­ве­дав хра­нить пра­во­слав­ную ве­ру и по­сто­ян­но пре­бы­вать в сми­ре­нии, пре­по­доб­ный Вар­ла­ам пре­ста­вил­ся ко Гос­по­ду 6 но­яб­ря 1192 го­да.

Библиотека Русской веры
Житие и чудеса преподобного Варлаама Хутынского. Великие Минеи Четьи

Читать онлайн в оригинале

Чудеса преподобного Варлаама Хутынского

Од­на­жды от­пра­вив­шись к новгородскому ар­хи­епи­ско­пу, преподобный Вар­ла­ам уви­дел на мо­сту через Вол­хов боль­шую тол­пу на­ро­да и па­ла­ча, ко­то­рый го­то­вил­ся сбро­сить в ре­ку осуж­ден­но­го пре­ступ­ни­ка (таким образом совершалась обыч­ная смерт­ная казнь в Нов­го­ро­де в древ­нее вре­мя). Пре­по­доб­ный оста­но­вил па­ла­ча и про­сил на­род от­дать ему осуж­ден­но­го, говоря, что он за­гла­дит ви­ны свои в Ху­тыне. Через неко­то­рое вре­мя спа­сен­ный им человек при­нял ино­че­ство и, по­жив бла­го­че­сти­во в оби­те­ли, скон­чал­ся. Но в дру­гом по­доб­ном же слу­чае св. Вар­ла­ам по­сту­пил по-ино­му. При­шлось ему опять про­ез­жать мост, ко­гда го­то­ви­лись сбро­сить осуж­ден­но­го. Родственники и мно­гие из на­ро­да, уви­дев пре­по­доб­но­го, умо­ля­ли его о спасении, но он, не обращая вни­ма­ния на все прось­бы, ве­лел воз­ни­це сво­е­му ско­рее ехать, и казнь со­вер­ши­лась. Такой по­сту­пок свя­то­го изу­мил на­род.

«Что это зна­чит? — го­во­ри­ли все меж­ду со­бой. — Од­но­го пре­по­доб­ный спас от каз­ни, хо­тя его и не про­си­ли об этом, а дру­го­го не за­хо­тел, несмот­ря на все моль­бы». Своим ученикам Варлаам объяснил все это следующим образом: «Судь­бы Гос­под­ни — без­дна мно­га. Гос­подь всем хо­чет спасе­ния и не хо­чет смер­ти греш­ни­ка. Пер­вый был осуж­ден спра­вед­ли­во, но по­сле осуж­де­ния сознал свои гре­хи, и Гос­подь из­ба­вил его от смер­ти через мое недо­сто­ин­ство, чтобы дать ему время рас­ка­ять­ся и за­гла­дить свои гре­хи, что он и ис­пол­нил в оби­те­ли. Вто­рой же был осуж­ден невин­но, но Гос­подь по­пустил ему уме­реть, чтобы впо­след­ствии он не сде­лал­ся дур­ным человеком; те­перь же, уме­рев невин­но, он по­лу­чил от Гос­по­да ве­нец му­че­ни­че­ский. Та­ко­ва тай­на су­деб Бо­жи­их: «Кто бо ра­зуме ум Гос­по­день или кто со­вет­ник ему бысть» (Рим. 2.33-34).

Как-то мо­на­стыр­ские ры­ба­ки в чис­ле мно­же­ства мел­кой ры­бы пой­ма­ли боль­шо­го осет­ра и скры­ли его, же­лая про­дать, а пре­по­доб­но­му при­нес­ли толь­ко мел­кую ры­бу. По­смот­рев на них с улыб­кой, св. Вар­ла­ам ска­зал: «Вы при­нес­ли ко мне де­тей, но где же их мать»? Сму­щен­ные этим крот­ким обли­че­ни­ем, ры­ба­ки па­ли к но­гам пре­по­доб­но­го, про­ся про­ще­ния.

Варлаам Хутынский часто бывал у новгородского архиепископа. Как-то при прощании архиепископ велел ему приезжать через неделю, на что Варлаам ответил: «Если Бог благословит, я приеду к твоей святыне на санях в пяток первой недели поста святых апостолов Петра и Павла». Архиепископ очень удивился, услышав о снеге в середине лета. Но накануне определенного дня вдруг очень сильно похолодало и ночью действительно выпал глубокий снег. Преподобный приехал в Новгород на санях. Видя печаль архиепископа по случаю такой безвременной непогоды, вследствие которой могли вымерзнуть хлеба, Варлаам сказал ему: «Не печалься, Владыка, не скорбеть, а благодарить Господа нужно. Если бы Господь не послал этого снега и мороза, то был бы голод во всей стране, которым Господь хотел наказать нас за грехи наши, но по молитвам Богородицы и святых умилосердился над нами и послал мороз, чтобы перемерли черви, подтачивавшие корни хлебов. Наутро же наступит опять тепло, снег этот растает и напоит землю. По милости Господа, будет плодородие». На другой день наступило тепло. Архиепископу принесли с поля ржаных колосьев с корнями, на которых оказалось множество вымерших червей. В тот год был невиданный урожай.

Воскрешение утонувшего человека. Клеймо иконы «Варлаам Хутынский с житием в 18 клеймах». Вторая половина XVI в. с поновлениями XVII века, Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль

Од­на­жды в монастырь к пре­по­доб­но­му приехал князь Яро­слав. Св. Вар­ла­ам, бла­го­слов­ляя его, ска­зал: «Будь здо­ров, князь, и с бла­го­род­ным сы­ном тво­им». Это при­вет­ствие изу­ми­ло кня­зя, не знав­ше­го еще о рож­де­нии мла­ден­ца. По­лу­чив вско­ре ра­дост­ную весть о рож­де­нии сы­на, он про­сил пре­по­доб­но­го быть вос­при­ем­ни­ком но­во­рож­ден­но­го, на что св. Вар­ла­ам охотно со­гла­сил­ся. Это бы­ло в 1190 го­ду.

Посмертные чудеса св. Варлаама нередко проявлялись в качестве наказания нерадивых иноков, также и настоятелей обители, которые, забывая завет своего первого игумена, проявляли сердечную черствость и отказывались благотворить нуждающимся.

Чудеса исцеления от мощей Варлаама. Клеймо иконы «Варлаам Хутынский с житием в 36 клеймах». Вторая половина XVI в. Ярославский художественный музей, Ярославль

Широко известно также чудо, произошедшее от св. мощей преподобного. В 1471 го­ду ве­ли­кий князь Мос­ков­ский Иоанн III, за­во­е­вав Нов­го­род, при­был в Ху­тын­скую оби­тель по­кло­нить­ся святому Вар­ла­а­му, мощи которого почивали под спудом. «По­че­му не от­кры­ва­ют гро­ба свя­то­го?» — спро­сил он игу­ме­на На­фа­наи­ла. «Из­дав­на ни­кто не сме­ет ви­деть мо­щи чу­до­твор­ца, — от­ве­чал игумен, — ни для кня­зей, ни для ар­хи­епи­ско­пов, ни для бо­яр не от­кры­ва­ют их, по­ка Гос­по­ду не бла­го­угод­но бу­дет изъ­явить на то Свою во­лю». Однако ве­ли­кий князь все-таки при­ка­зал от­крыть гроб, гнев­но уда­ряя при этом жез­лом в зем­лю. Но ед­ва толь­ко ста­ли под­ни­мать ка­мен­ную дос­ку и ко­пать зем­лю, как из гро­ба свя­то­го вы­шел гу­стой дым и за­тем пла­мень, опа­лив­ший сте­ны хра­ма. В ужа­се бро­сил­ся князь со сво­ей сви­той вон из хра­ма, вы­ро­нив жезл, ко­то­рым гнев­но уда­рял землю. В па­мять чу­да в оби­те­ли хра­нит­ся этот жезл.

Прославление преподобного Варлаама Хутынского

Прославление святого Варлаама началось в Новгородской земле. Первое известие о проложном (кратком) житии встречается в Новгородских летописях XIII века. Если было житие — была уже и служба, что означает, что к этому времени Варлаам Хутынский был уже прославлен Церковью, как святой. Прославление сразу после смерти говорит о его духовном авторитете и о народной любви. В это время началось и строительство храмов, посвященных святому. Об этом свидетельствует запись в Новгородской летописи от 1410 года: «… того же лета Варлаам архимандрит постави церковь камену в воротех монастыря Лиситьскаго во имя преп. Варлаама, игумена св. Спаса Хутыньскаго». Московский архиепископ Иона (не позднее 1460 года) поручил составителю канонов Пахомию Логофету написать новое житие Варлаама, службу и канон, в 1461 г. состоялась общероссийская канонизация святого.

Тропарь, кондак и канон преподобному Варлааму Хутынскому

Тропарь, глас 3.

Иже на земли леганием, пощением же и бдением тело свое изнуряя преподобне, вся плотьская мудрования умертвив. И исцелением струя независтная явися, верою притекающим к раце мощей твоих Варлааме отче наш. Христа Бога моли, спастися душям нашим.

Кондак, глас 8.

Яко же другии Илия отче дождь с небесе сведе. Он бо огнь сведе, и царя удиви. Ты же люди своя возвесели, и торжествовати устрои. Великии бо Нов Град велми тобою хвалится, имея мощи твоя в себе, его же и сохрани от враг непоколебима. Да зовем ти, радуися преподобне Варлааме отче наш.

Библиотека Русской веры
Канон преподобному Варлааму Хутынскому →

Читать онлайн

Преподобный Варлаам Хутынский. Иконы

Иконография преподобного Варлаама Хутынского представлена многочисленными миниатюрами, памятниками иконописи, монументальной живописью, шитьем, прикладным искусством, гравюрами, отразившими общерусский характер почитания святого. Большая часть изображений сохранилась в произведениях новгородского и московского искусства.

Преподобный Варлаам Хутынский, с житием. XVI в. Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (Храм Василия Блаженного), МоскваИкона Варлаам Хутынский. Бронзовое литье, холодная эмаль

В иконографической традиции изображений преподобного можно выделить несколько основных вариантов. К самому раннему типу изображения относится одноличный фронтальный образ, восходящий к недошедшему до настоящего времени надгробному портрету святого. Поясной вариант этого извода воспроизводился на игуменских печатях Хутынского монастыря начиная с 1-го десятилетия XV в. (впервые — на печати игумена Варлаама). Преподобный представлен в куколе, в руке свернутый свиток. В московской мастерской царицы Ирины Годуновой был шит покров, вложенный в Хутынский монастырь в 1579 г., на котором святой представлен в схиме, на голове куколь с Голгофским крестом, в руках свернутый свиток (в настоящее время покров находится на реставрации).

Преподобный Варлаам Хутынский. Покров, мастерская Ирины Годуновой. XVI в.

К той же традиции относятся большие храмовые иконы преподобного, их иконография отличается лишь деталями: надетым или спущенным на плечи куколем, закрытым или раскрытым свитком, содержанием написанного на нем текста.

Преподобный Варлаам Хутынский. Первая треть XVII в. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль

Сохранился резной образ преподобного ХVI века, украшавший верхнюю крышку деревянного реликвария из Димитриевской церкви в Новгороде, где св. Варлаам изображен без куколя, с раздвоенной бородой, благословляющим, с развернутым свитком в руках с текстом: «Блажен человек, иже помянет имя мое в день памяти моея». Такой же образ преподобного (наряду с его предстоянием Спасителю в деисусной композиции) встречается в средниках житийных икон.

Самым ранним сохранившимся является изображение преподобного Варлаама вместе со святыми, чьи дни памяти близки, на новгородской иконе 2-й пол. XV в. «Святые Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия с Богоматерью «Знамение».

Богоматерь Знамение с избранными святыми. Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия. Начало XV в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

На таблетке из комплекта святцев Софийского собора преподобный представлен в центре оборотной стороны (на лицевой — «Воздвижение Креста») между святыми Харитоном Исповедником, еп. Иконийским, и Сергием Радонежским. Он изображен в темно-вишневой мантии и желтом подряснике, куколе, благословляющим, со свитком в руке. В дальнейшем, особенно в XVI в., этот вариант изображения преподобного будет самым распространенным.

Харитон Исповедник, Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский. Двусторонняя икона-таблетка. Конец XV — начало XVI вв. Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгород

Со 2-й пол. XV в. вплоть до кон. XVII в. на московских и новгородских иконах Варлаам Хутынский нередко представлен с преподобным Сергием Радонежским. Для новгородцев преподобный Варлаам олицетворял славу местной истории, духовное начало новгородской церкви и монастырской жизни, подобно тому, как в Москве те же идеи связывались с именем Сергия Радонежского. На Спасской башне Московского кремля над главными воротами висит икона «Спас Смоленский» с изображением в полный рост Спасителя и припадающими к его ногам святыми преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским.

Спас Смоленский, с преподобными Варлаамом Хутынским и Антонием Римлянином. Середина — третья четверть XVIII в. Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, НовгородВарлаам Хутынский с житием в 18 клеймах. Вторая половина XVI в. с поновлениями XVII века, Новгород (средник); середина XVII века, Ярославль (рама с клеймами). Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, ЯрославльВарлаам Хутынский с житием в 36 клеймах. Вторая половина XVI в. Ярославский художественный музей, ЯрославльПреподобный Варлаам Хутынский с житием в 20 клеймах. 1560-е годы. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Храмы в честь преподобного Варлаама Хутынского

В настоящее время известны 34 церкви, освященные во имя преподобного Варлаама Хутынского (РПЦ).

Церковь Варлаама Хутынского на Званице в Пскове была построена в 1495 году. Первая деревянная церковь на этом месте была построена в ознаменование окончания мора (чумы), по преданию в один день — в 1466 году.

Церковь Варлаама Хутынского на Званице в Пскове

Церковь в честь Варлаама Хутынского в Варлаамо-Хутынском Спасо-Преображенском монастыре была построена в 1552 году. Это каменная теплая трапезная церковь с приделами Исидоровским и Константина и Елены (в обиходе ее называют «Варлаамовская церковь»).

Церковь в честь Варлаама Хутынского в Варлаамо-Хутынском Спасо-Преображенском монастыре

В Московском Покровском соборе на Рву (храме Василия Блаженного) один придел освящен в честь преподобного Варлаама Хутынского (1555-1561 гг).

Царские врата в приделе в честь преподобного Варлаама Хутынского в храме Василия Блаженного, Москва

Старообрядческих храмов во имя преподобного Варлаама Хутынского в настоящее время не существует.

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь

Варлаа́мо-Ху́тынский Спасо-Преображенский монастырь — женский (ранее — мужской) монастырь Новгородской епархии Русской Православной Церкви, расположен на правом берегу реки Волхов в Новгородской области, на северной окраине деревни Хутынь, в 7 км от Великого Новгорода и 3 км (по прямой) от Кречевиц. Сохранилась данная (вкладная) грамота Варлаама Хутынского, написанная на пергаменте и являющаяся самым древним русским актом, дошедшим до нас в подлиннике. По данной грамоте Варлаам Хутынский передал основанному им монастырю пахотную землю, сенокосы и другие угодья двух принадлежавших ему сёл, в том числе и территорию, на которой находился монастырь.

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь

Древний храм Преображения не сохранился. В 1515 году был построен новый Спасо-Преображенский собор. В 1553—1557 годах игуменом монастыря был крупный агиограф и самый видный распевщик новгородской школы XVI века Маркелл Безбородый. В Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря захоронен прах поэта Гавриила Державина и его супруги Дарьи (скончался в 1816 году).

В 1925 году монастырь был закрыт, но до 1932 года в монастырском соборе ещё совершались богослужения. Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен и более 40 лет оставался в руинах. С 20 апреля 1994 года здесь действующий женский монастырь РПЦ. На январь 2012 года в монастыре проживали более 100 сестёр, есть подворье в деревне Быково Валдайского района.

Святой Варлаам Хутынский: в чем тайна святости

Житие преподобного Варлаама изобилует чудесами и поучительными историями.

Например, однажды преподобный Варлаам увидел на мосту через Волхов толпу народа и палача, который готовился сбросить в реку осужденного преступника. Преподобный попросил отдать ему приговоренного к смерти. Преступника отдали. Вскоре он принял иночество и через несколько лет скончался в монастыре.

Через время преподобному снова случилось проезжать мост, когда готовились сбросить другого разбойника. Родственники и многие из народа, увидев Варлаама, умоляли его спасти осужденного. Но он, не обращая внимания на все просьбы, велел вознице своему скорее ехать, и казнь совершилась.

Святость непредсказуема, непонятна, иррациональна.

Ученики преподобного Варлаама попросили его объяснить этот поступок. Святой отвечал: «Первый был осужден справедливо, но после осуждения сознал свои грехи, и Господь избавил его от смерти через мое недостоинство, чтобы дать ему время раскаяться и загладить свои беззакония. Второй же был осужден невинно, но Господь попустил ему умереть, чтобы впоследствии он не сделался дурным человеком. Теперь же, умерев невинно, он получил от Господа венец мученический».

Какой замечательный случай. Он показывает, что святые – это люди не от мира сего, и смотрят на мир совсем другими глазами, нежели мы. Святость непредсказуема, непонятна, иррациональна. Часто она кажется чудачеством, ненормальностью, даже сумасшествием. Наверное, если бы преподобный Варлаам не объяснил своего поступка ученикам, его бы и посчитали безумным.

* * *

Интересно, что сами святые часто не узнавали святости друг в друге. Это более чем удивительно!

Например, святитель Епифаний Кипрский не любил и не понимал своего выдающегося современника – святителя Иоанна Златоуста. Епифаний считал его оригенистом, открыто порицал, и даже способствовал осуждению Златоуста на печально известном Соборе под Дубом.

Враждовали друг с другом блаженный Феодорит Киррский и святитель Кирилл Александрийский. Они были идейными противниками в богословии, и даже строили козни друг против друга. Златоуста, кстати, святитель Кирилл тоже не любил. Когда в 407 году тело святого Иоанна, умершего в изгнании, было перенесено в Константинополь, святитель Кирилл произнес: «Если Иоанн епископ, то почему Иуда не апостол»?

А есть такие святые, подвиг которых нам вообще непонятен – хотя нам очевидно, что Бог прославил этого человека.

Преподобный Максим Грек с подозрительностью относился к образу подвижничества как своего великого современника преподобного Иосифа Волоцкого, так и его учителя преподобного Пафнутия Боровского. Святитель Игнатий (Брянчанинов) отзывался о старцах Оптиной пустыни хоть и с уважением, но все же считал, что они занимаются лишь только «внешним деланием».

Сложно все было у святых. Порой они не видели святости друг друга, Господь как бы закрывал ее.

А есть такие святые, подвиг которых нам вообще непонятен – хотя нам очевидно, что Бог прославил этого человека.

Например, святой отрок Артемий Веркольский. Простой 12-летний мальчик из благочестивой семьи, который не отличался какими-то особыми подвигами. Однажды, когда он возвращался с поля, его убила молния. Односельчане думали, что гнев Божий поразил отрока. Они не знали за что, но думали, что он, наверное, совершил какой-то тайный грех, и Бог покарал его.

Тело мальчика оставили на земле, набросав веток сверху. Т.е. его даже не погребли, думали, что он такой грешник, что его не надо и хоронить. А потом – нашли его непохороненные мощи нетленными, благоуханными. Начались чудеса и исцеления. До сих пор отроку Артемию молятся и получают помощь. Чем он угодил Богу? Непонятно. Это тайна.

Смело можно сказать, что большая часть святых неизвестна нам, имен этих людей в календаре нет – и именно потому, что их святость не была узнана людьми.

В Киеве мощами почивает в пещерах Иулиания, княжна Ольшанская. О ней мы не знаем почти ничего. Просто нашли нетленные мощи 16-летней девочки, от которых начались чудеса. Чем она отличилась перед Богом среди множества других девственниц, умерших в ее возрасте? Трудно сказать. Но вот – мощи нетленны, люди молятся ей и получают помощь. Ее даже почтили такой честью – положили в пещерах, где лежат одни мужчины-монахи.

Смело можно сказать, что большая часть святых неизвестна нам, имен этих людей в календаре нет – и именно потому, что их святость не была узнана людьми.

Современники Артемия Веркольского и Иулиании Ольшанской не знали, в чем их святость – и мы не знаем. Это неудивительно, потому что мир наш когда-то осудил Христа, в самом Христе не узнали святости. Ведь Христа даже называли бесноватым (см.Мф.10,25).

Не зря, когда мы читаем паремии в честь святого, мы произносим слова: «достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета, ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил Он из среды нечестия. Люди видели это и не поняли, и даже не подумали о том, что благодать и милость со святыми его и промышление об избранных его» (Прем.4,13-15).

Сказано: видели святого и не поняли, даже не подумали. Мы, даже и видя, не видим, не понимаем святости потому, что она таинственна. Чтобы понять и почувствовать святость, надо иметь семена святости в самом себе – вот такая парадоксальная и удивительная вещь. Хотя, повторимся – даже святые порой не узнавали святости друг в друге.

Карпенко Ю.П. Варлаам Хутынский. Волгоградский музей изобразительных искусств. Фото: mashkovmuseum.ru

К чему мы это все ведем? Например, вот к чему: нельзя думать, что сегодня уже нет святости. Святой может жить рядом, но мы, по своей испорченности, святости не различаем. Мы меряем все по своим личным трафаретам. К тому же, в нашем сознании зачастую обитают некоторые шаблоны святости, которые могут помешать нам воспринимать святость живую, современную. Нам кажется, что если святой, то непременно монах, или епископ, или мученик, или юродивый. А ведь вовсе не обязательно. Святость в современном мире находит новые формы, имея все ту же, главную основу: любовь к Богу и ближнему.

В воспоминаниях митрополита Вениамина (Федченкова) описывается интересный факт. Владыка говорит, что знал некоторого швейцара в Париже, прочитывающего за рабочий день три тысячи Иисусовых молитв. Этот человек стоял перед входом в ресторан, кланялся посетителям, снимал шубы, говорил любезности – а в сердце своем молился. Три тысячи молитв каждый день на протяжении многих лет! И об этом никто не знал, кроме духовника. Не святой ли человек? А могло ли нам когда-нибудь прийти в голову такое словосочетание – святой швейцар? Мы не привыкли к такому, а такое есть. Потому что «дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев». И святость всегда будет непривычна, непонятна, удивительна, ибо она не от мира сего.

Повторим: святость таинственна. Главная тайна святости в любви к Богу, но эта любовь порой проявляется так, как никто не ожидает и не думает.

Святость всегда будет непривычна, непонятна, удивительна, ибо она не от мира сего.

Вообще святость и святые – это самая интересная в мире тема, неисчерпаемая по своей глубине. В русской литературе, например, первый это понял Достоевский. Именно он начал выводить в своих книгах образы святых (старец Зосима, прообразом которого стал оптинский старец Амвросий), пытался понять тайну святости. Святого героя русской литературы искал Гоголь во втором томе «Мертвых душ» (причем, Гоголя интересовал именно святой мирянин).

Прекрасные зарисовки святых оставил великий Лесков (в раннем периоде своего творчества). Поиском своего святого героя занимался и Л.Толстой. Правда, в связи со специфическим авторским пониманием святости, положительные герои Толстого получались довольно странные, с христианской точки зрения (например, Левин).

Но все равно, русская литература в общем – это богоискательство и поиск святости. Иначе эта литература не стала бы планетарной.

* * *

Святой Варлаам Хутынский, память которого мы сегодня празднуем, а с ним и все другие святые говорят нам: святость – это самое прекрасное, самое интересное, самое великое, самое таинственное, что есть на земле. Туда стоит стремиться, этим болеть, об этом переживать.

Самые великие люди русской земли искали Бога и искали святости. И нам нужно ее искать. Поиск святости, поиск Бога – это и есть цель христианской жизни, которую подарил нам Христос.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *