Варсонофий митрополит Санкт петербургский

Гость редакции — митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий

Олег Рогозин Гость редакции 06 Апреля 2018

ФОТО Александра НАЗАРОВА

Большой праздник — Пасху — готовятся отметить православные петербуржцы в эти выходные. В преддверии праздника наш гость ответил на вопросы редакции о самом важном для человека — поисках своего пути в жизни и вере, о национальной идее, о роли церкви в современном обществе.

— Владыка, сегодня настроения в российском обществе как никогда многовекторны. Как в этих условиях молодые люди находят свой путь к вере и православию? И обязательно ли это? Если можно, расскажите о вашем пути к вере, монашеству.

— Человек как творение и образ Божий всегда стремится к своему первообразу — к тому, кто его создал. Вера в Бога заложена в нас с рождения, и у каждого есть потенциал для ее развития. Этому помогают пример родителей, воспитание в семье, влияние учителей и наставников. В период взросления родные люди должны отвечать на фундаментальные вопросы — что есть добро, правда, справедливость? Кто есть Бог? Взрослые, к которым часто обращается за советом молодежь, не всегда могут ответить на эти вопросы, поскольку нужно обладать не только знаниями, но и личным опытом веры.

Открывает Бога, конечно же, Церковь. Но вот что мы видим: ребенка до 13 — 14 лет приводят в храм родители, бабушки, а после ходят лишь единицы. Это проблема. В работе с молодежью подросткового возраста мы, к сожалению, отстаем, хотя стараемся многое делать. В Санкт-Петербургской епархии 148 воскресных школ, молодежный отдел, волонтерское движение. Но мы понимаем, что без помощи семьи результаты нашей работы будут не такими высокими, как хотелось бы.

В современном мире много соблазнов и искушений, когда люди сворачивают с первоначальной дороги, но «душа, которая по природе христианка», всегда найдет путь к Богу. Не сразу. Многие испытания предстоит пройти.

Если говорить обо мне, то веру я принял от мамы, глубоко верующей женщины, воспитавшей нас, шестерых детей. Личный пример ее и тех верующих, с кем пришлось встречаться, помогали этой вере возрастать и укрепляться.

Помню, как спустя некоторое время после смерти Сталина стали выходить на свободу заключенные, многие из которых сидели за веру в Бога. В наше село такие люди тоже приезжали. Это были гиганты духа, глубокие и цельные личности, не сломленные неволей. У них был выбор: отказаться от веры и остаться на свободе или отправиться в многолетнюю ссылку. Они избрали второе, поскольку свою верность Богу ставили выше всего земного, временного.

Мы видели много примеров подобной веры в паломнических поездках с родителями по монастырям-лаврам: Троице-Сергиевой, Киево-Печерской, Псково-Печорской, Успенско-Почаевской.

Принятие монашества для меня не было сложным, отчасти из-за того, что, как я уже говорил, видел, часто посещая монастыри, как люди посвящают Богу не малую часть жизни, а всю без остатка.

Монашеский образ жизни мне был всегда по душе. Я видел пример посвящения себя Богу в лице своего духовного отца схиархимандрита Михаила (Кожевникова), который был пастырем и монахом всегда, независимо от места и времени.

У каждого человека путь к монашеству свой, и у большинства, думаю, он нелегкий, во внутреннем борении. Нелегко отказаться от семьи, детей, мирских радостей. Это удел небольшого числа людей, избравших «узкий путь» в Царствие Небесное.

Преподобный Иоанн Лествичник, живший на рубеже VI — VII веков, пишет, что в монашество следует идти по трем причинам: из-за множества грехов, ради стяжания Царствия Небесного и по любви к Богу.

— Русская православная церковь последние десятилетия заняла достаточно активную позицию в обществе. Понятно, что этому способствовало освобождение от коммунистической идеологии. Но, как известно, «свято место пусто не бывает». Стремится ли православие заполнить освободившееся пространство?

— В эпоху господства коммунистической идеологии верующих в нашей стране было немало, я, например, тайно крестил в Пензе даже обкомовских работников. Люди боялись открыто быть христианами, исповедовать веру, но в душе по-своему верили. Православие встало не на место коммунистической идеологии, а, скорее, освободилось от его давления. Как известно, идеологии приходят и уходят, а православию уже больше двух тысяч лет и оно не перестанет существовать. В Церкви происходит связь человека с Богом, земного и небесного, поэтому она всегда занимала «свое» место — и в эпоху господства атеистической идеологии, и два века назад, и сегодня. Это место не идеологизировано, не выполняет политическую функцию, с него не ведутся баталии за симпатии общественности. Место православной веры — в сердцах верующих людей, и это место никогда не бывает пусто как раз потому, что оно свято.

— Общество до сих пор находится в поисках «национальной идеи». Что может сказать по этому поводу Церковь?

— Церковь на эти вещи смотрит по-другому, с позиции вечности. Одни говорят, что национальной идеей должно быть сбережение народа, другие — экономическое процветание, третьи — борьба с болезнями. Это все правильные вещи, и их, безусловно, нужно делать. Но разве смысл существования, как определяется понятие национальной идеи, должен быть в том, чтобы нас было больше или мы были богаче и здоровее? Это же второстепенные вещи, их придумывают, наверное, от безысходности. Все благие идеи будут обречены на неудачу, если не заниматься главным — исцелением сердца человека, его греховной природы. Именно оттуда идет все несовершенство, которое мы наблюдаем в мире. Лечить нужно болезнь, а не только последствия. Нужен новый человек.

В этом вопросе, думаю, следует обращаться к опыту святых, у которых «национальной идеей» было личное совершенствование и спасение души. Во главу угла должна быть положена идея духовно-нравственная. Без этого не будет ни сбережения, потому что аборты и пороки не дадут этого сделать; ни экономического процветания — все разворуют; ни исцеления от болезней, потому что они являются чаще всего следствием совершенных грехов.

На протяжении столетий «национальной идеей» нашей страны была практика святости, стремление к совершенству, которое, начинаясь от одного человека, преображало все общество, весь народ. Не случайно преподобный Серафим Саровский сказал: «Спаси себя, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Нужно брать за основу идеи Евангелия, то, что Господь наш Иисус Христос заповедовал в Нагорной проповеди — быть милосердными, любить ближних, стремиться к миротворчеству, не делать другим того, чего себе не желаешь… Тогда в лучшую сторону изменится жизнь не только одного человека, но будет меняться и жизнь государства.

— Стремится ли церковь к расширению своего влияния в обществе? Какие задачи решает сегодня Санкт-Петербургская митрополия?

— Влияние Церкви на общество исключительно духовно-нравственное. Оно имеет целью возвысить человека до богоподобного состояния, сделать, как я уже говорил, нового человека. Церковь никого не принуждает, но с любовью призывает, например, к исполнению заповедей Божиих, которые, как Правила дорожного движения, не дают человеку опрокинуться с ровной дороги в канаву. Они говорят о том, какие могут быть последствия, если эти правила игнорировать. Наличие заповедей обусловлено заботой Бога о человеке.

Чтобы общество было духовно здоровым, крепким, жизнеспособным, начинать воспитание человека нужно с ранних лет, с детского возраста. На общецерковном уровне мы давно озаботились этой проблемой. Одна из недавних инициатив — создание по благословению Святейшего Патриарха Кирилла рабочей группы по усовершенствованию пастырской подготовки студентов духовных учебных заведений. Важно иметь навыки церковной работы со студенческой молодежью, военнослужащими, заключенными, в социальной сфере. Нужно Церкви и обществу совместно решать эти непростые задачи.

Мы также активно занимаемся теми направлениями церковной работы, которые считаем приоритетными: социальным, катехизическим, миссионерским. Например, почти во всех больницах у нас есть храмы или молитвенные комнаты с регулярными богослужениями, где священники беседуют с пациентами, совершают требы. Активно участвуем в антиабортной деятельности, в отдельных случаях помогаем мамам материально — предоставляем место для проживания, если его нет, обеспечиваем питанием и одеждой.

Что касается социального служения, то в епархии работают координационные центры разной направленности: помощь детям, оставшимся без родителей, поддержка больных и инвалидов, помощь нуждающимся и малообеспеченным семьям, по борьбе с алкоголизмом и наркоманией, по работе с глухими и слепоглухими, по работе с волонтерами и сестрами милосердия. Действует епархиальная больница блаженной Ксении Петербургской. Общество православных психологов оказывает помощь в рамках христианского мировоззрения.

Главное, через что Церковь совершает свою проповедь, это храмы. На сегодня в городе их не хватает, нужно еще минимум 300 храмов в «спальных» районах. Сложно проводить просветительскую деятельность, когда в микрорайоне со ста тысячами жителей всего один храм.

По рекомендации Архиерейских Соборов последних лет, должно быть не менее одного храма на десять тысяч. В этом отношении Петербург на самых низких показателях в общецерковном рейтинге.

Что касается уже решенных задач, то мы в таких категориях не рассуждаем: нет предела человеческому совершенству. Закон духовной жизни говорит: если не идешь вперед, то откатываешься назад. Мы всегда смотрим вперед.

— Как развивается монашество на территории Санкт-Петербургской митрополии?

— На сегодняшний день в Петербурге четыре монастыря и двенадцать монастырских подворий. Вопрос создания новых обителей на повестке дня не стоит — все зависит от желания самих людей, которые готовы организовать монашескую общину, найти место и жить в соответствии с уставом.

В наши обители приходят люди разного возраста, имеющие духовное или светское образование, на которых встреча с Богом оказала такое мощное влияние, что теперь они не мыслят себя вне постоянного молитвенного общения с ним.

В последние годы наметилась тенденция к уменьшению желающих принимать монашество. И это не случайно. Непросто жить общинной жизнью по строгому уставу в современную эпоху повсеместного индивидуализма.

Некоторым людям сложно представить жизнь монашеских общин в центре современного мегаполиса — как спасаться, идя таким сложным путем, в условиях окружающих соблазнов? Это действительно непростая дорога, однако она и наиболее благодатная. Уходя в монастырь, который находится, скажем, в центре Петербурга, человек осознает всю серьезность такого шага и ответственность, которую берет перед Богом и своей совестью.

Нелегко было подвижникам уходить в пустыни и леса, но там они оставались наедине с собой, познавали с помощью молитвы любовь Божию к человечеству и свое глубокое несовершенство. Сегодня монахи зачастую — и Петербург, скорее, правило, чем исключение, — совершают молитву за весь мир в центре этого «мира». Это большое испытание, но за праведное несение таких трудов от Бога будет и большая награда.

Развитие иноческой жизни постепенно идет, но еще многое нужно сделать для восстановления исторического облика монастырей, возрождения разрушенных храмов, например, в Троице-Сергиевой пустыни, которая до революции была одним из духовных центров города, местом подвига святителя Игнатия (Брянчанинова). Наши монастыри медленно восстанавливаются за счет частных пожертвований прихожан, благотворителей. Поэтому, пока приводишь в порядок одну часть строений, нужно ремонтировать уже другую.

— В Петербурге строится или восстанавливается много храмов. Есть довольно интересные, но и неожиданные решения, как, например, оформление лабиринта в Феодоровском соборе. Епархия участвует в утверждении проектов зданий церквей, оформлении их интерьеров?

— Конечно, епархия участвует в утверждении проектов новых храмов. В прошлом году была восстановлена существовавшая до революции должность епархиального архитектора. Он участвует в проектировании, рассматривает готовые проекты восстанавливаемых и планируемых к строительству храмов, консультирует настоятелей и благочинных.

Сегодня невозможно копировать образцы храмов прошлых веков, которые просто не соответствуют архитектурному облику городов. Если поставить храм XIX века в центр современного города, он лишь подчеркнет примитивность нынешнего зодчества. К сожалению, пока не найден стиль современного храма, соответствующего как древним канонам, так и архитектуре эпохи. Строят часто по мотивам древнерусским, балканским, барокко. Часто проекты создаются, исходя из финансовой возможности прихода осуществить его на деле.

На настоятелях лежит большая ответственность за использование храмов, имеющих историческую и культурную ценность. Милостью Божией многие из них за прошедшие десятилетия восстановлены и отреставрированы, другие еще ждут своего часа.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл уделяет большое внимание восстановлению и обслуживанию таких храмов. С этого года все проекты реставрации, содержания церковных памятников будут согласовываться с недавно созданным экспертным советом Московской Патриархии по церковному искусству, архитектуре и реставрации.

Для Петербурга это особенно актуально. В городе 78 храмов, имеющих федеральное значение, и 15 — региональное, не считая приходских домов при них.

Что касается собора Феодоровской иконы Божией Матери, в нижнем, крестильном, храме рисунок мраморного пола действительно выполнен в форме лабиринта, как образ извилистого непростого пути человека к Богу. Это нетипичное для нашей страны оформление, скорее, западное. Лабиринты имели место в дохристианской религиозной культуре.

— Церковь, как известно, отделена в нашей стране от государства. Но периодически можно видеть, что президент России и патриарх встречаются, обсуждают важные вопросы. Некоторые историки утверждают, что такого близкого сотрудничества Церкви и государства не было на протяжении всей истории России. Вы разделяете эту точку зрения?

— Безусловно, разделяю. Если вы имеете в виду сотрудничество между равно независимыми друг от друга институтами, то сегодняшний случай не имеет примеров в истории России. Не то что близкого, раньше не было практически никакого сотрудничества, Церковь была полностью зависимой от власти князя, царя или императора.

Особенно это касается Синодального периода, когда вместо патриарха ее, по сути, возглавлял император. В советскую эпоху Церковь была на грани уничтожения, а ее присутствие в обществе власть сузила до микроскопических размеров.

В Евангелии есть такие слова Иисуса Христа, обращенные к апостолам: «Будьте солью земли и светом миру». Сегодня государство настолько глубоко присутствует во всех сферах жизни общества, что Церковь просто обязана сотрудничать с ним, иначе она станет маргинальным сообществом и не сможет в должной мере исполнить Богом заповеданную миссию — просвещать людей светом Христовым.

Сотрудничество, о котором вы говорите, нисколько не нарушает конституционного принципа отделения Церкви от государства. Русская православная церковь, участвуя в общественных процессах, не пытается занять место какой-либо политической, или тем более идеологической силы, но выполняет свою изначальную миссию, проповедуя о Господе Иисусе Христе, говоря о вечных евангельских ценностях — любви, добре, справедливости, семье. В вопросах развития этих ценностей Церковь ведет диалог с государством. И, надо признать, такое сотрудничество приносит обществу большую пользу.

В качестве примера плодотворного сотрудничества можно сказать о принесении в прошлом году в Петербург мощей святителя Николая Чудотворца, к которым за 15 дней приложились 540 тысяч петербуржцев и гостей города. Городские службы вместе с епархией, как единый механизм, обеспечивали это сложное с точки зрения организации мероприятие.

— Ваш жизненный и церковный путь долгое время не был связан с городом на Неве. Удалось ли за эти годы — после назначения митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским — полюбить наш город, людей с их менталитетом, довольно сдержанным, для вас, жителя центральных областей России, наверное, непривычным?

— Достоинство Петербурга — в его людях, живших здесь в минувшее время и живущих сегодня. Как можно не любить такой прекрасный и богатый своей историей город! Столько святынь мало где еще встретишь. И какие у города великие небесные покровители! Это и святой Александр Невский, и праведный Иоанн Кронштадтский, и блаженная Ксения Петербургская, и преподобный Серафим Вырицкий.

Всегда радуюсь возможности совершать богослужения в таких намоленных местах, у мощей святых подвижников — это как раз и есть живое соприкосновение с духовной историей северной столицы, с ее верующими жителями.

Когда обращаюсь с проповедью к верующим петербуржцам с амвона, лично общаюсь с ними в храме, вижу в глазах живой отклик, искренний интерес, сопереживание. Ту горячую веру в Бога, которая и помогала нашему городу пережить все испытания, выпавшие на его долю, в том числе страшную блокаду.

— Совершив богослужение, вы выступаете с архипастырским наставлением. Что бы вы пожелали, посоветовали нашим читателям? Жизнь сегодня непроста, в чем искать утешение? Какими радостями довольствоваться? К чему стремиться?

— Мы приближаемся к великому празднику Светлого Христова Воскресения, который занимает центральное место в жизни каждого верующего человека. Это событие говорит нам: несмотря на все временные трудности и испытания, окончательная победа добра над злом, жизни над смертью уже одержана. Мы все можем соприкоснуться с этой пасхальной радостью через веру в воскресшего Христа. Именно эта вера дает надежду на будущую жизнь и наполняет наше существование смыслом. Хочется всем пожелать иметь в сердце огонек этой веры, который, освящая нашу жизнь, будет светом и для окружающего мира.

Подготовил Олег РОГОЗИН

Поделиться
>Материалы рубрики 01 Марта, 04:00

«Пальнем-ка пулей в Святую Русь…». Как в Петрограде искали «врагов свободы» в храмах

ВАРСОНОФИЙ (СУДАКОВ)

Митрополит Варсонофий (Судаков)

Варсонофий (Судаков) (род. 1955), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, глава Санкт-Петербургской митрополии, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви, член президиума Межсоборного присутствия РПЦ, председатель Комиссии по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви Межсоборного присутствия, член Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества Межсоборного присутствия, член Высшего Церковного Совета РПЦ

В миру Судаков Анатолий Владимирович, родился 3 июня 1955 года в селе Малиновке Аркадакского района Саратовской области в многодетной крестьянской семье. Начальное религиозное образование получил от своей матери Антонины Леонтьевны Судаковой-Позоровой, отличающейся особой набожностью.

В 1972 году окончил Малиновскую среднюю школу и в течение года работал в своём селе почтальоном и на кирпичном заводе.

Осенью 1973 года был призван в армию и направлен в состав группы советских войск в Германии, где служил механиком-водителем средних танков в воинских подразделениях Бранденбурга и Потсдама.

В ноябре 1975 года, после демобилизации из армии, устроился алтарником в Михаило-Архангельский собор города Сердобска Пензенской области, где настоятелем был один из самых заметных клириков Пензенской и Саранской епархии архимандрит Модест, в схиме Михаил. Отец Модест своим жизненным примером, своей судьбой и своим наставническим словом определил дальнейший выбор Анатолия в церковном служении — монашеский.

В 1976 году подал прошение в Московскую духовную семинарию и успешно закончил её за три года (вместо четырёх) в 1979 году. Уже в семинарии окончательно решил связать свою судьбу с иночеством: в октябре 1977 года был принят послушником в братство Троице-Сергиевой Лавры.

30 марта 1978 года был пострижен в монашество наместником Лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) с наречением имени в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского. 27 апреля того же года архиепископом Дмитровским Владимиром был рукоположен в сан иеродиакона, 26 ноября 1978 года им же — в сан иеромонаха, а в 1982 году возведён в сан игумена.

Находясь на послушании в Троице-Сергиевой Лавре, имел тесную дружбу с духовниками обители архимандритами Кириллом (Павловым) и Наумом (Байбородиным). Его непосредственными духовными начальниками были ризничий архимандрит Аристарх (Станкевич); благочинный, а затем наместник архимандрит Евсевий (Саввин); благочинный архимандрит Марк (Петровцы). Они в значительной степени определяли и влияли на его жизненный путь.

В Лавре нёс послушание с 1978 по 1982 год в должности помощника ризничего, а с 1982 по 1986 год — в должности помощника благочинного.

С 1982 по 1986 год учился в Московской духовной академии, защитил диссертацию на соискание степени кандидат богословия. Руководителем научной работы был архимандрит Иннокентий (Просвирнин). Темой научного исследования стал Афон.

После окончания академии по просьбе епископа Пензенского и Саранского Серафима был направлен на пастырское служение в Пензенскую епархию.

С 15 сентября 1986 по 15 июня 1988 года — настоятель Казанской церкви города Кузнецка Пензенской области.

В 1987 году возведён в сан архимандрита.

С 15 июня 1988 по 7 февраля 1991 года — настоятель Успенского собора города Пензы, секретарь Пензенского епархиального управления. Его духовным наставником и учителем жизни в эти годы был архиепископ Пензенский и Саранский Серафим (Тихонов).

В 1988 и 1990 году был участником Поместных соборов Русской Православной Церкви.

29-31 января 1991 года, постановлением Священного Синода, по рекомендации архиепископа Пензенского и Саранского Серафима, определено быть епископом новообразованной Саранской епархии.

8 февраля того же года хиротонисан во епископа Саранского и Мордовского. Хиротонию в Московском Богоявленском кафедральном соборе возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексием II.

15 февраля того же года прибыл в Саранск.

С 3 июля по 28 декабря 2000 года временно управлял Пензенской епархией .

Архиепископ Варсонофий (Судаков)

22 февраля 2001 года возведён в сан архиепископа.

31 марта 2009 года назначен исполняющим обязанности управляющего делами Московской Патриархии, постоянным членом Священного Синода по должности. 25 декабря того же года утверждён в должности управляющего делами Московской Патриархии.

27 июля 2009 года вошёл в состав членов и президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. С 29 января 2010 года — председатель Комиссии по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви, член Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества Межсоборного присутствия .

1 февраля 2010 года возведён в сан митрополита.

22 марта 2011 года вошёл в состав вновь образованного Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви по должности.

6 октября 2011 года назначен главой Мордовской митрополии.

4 октября 2012 года был утверждён священноархимандритом Саранского Иоанно-Богословского монастыря .

19 марта 2014 года переведён на Санкт-Петербургскую и Ладожскую кафедру и назначен главой Санкт-Петербургской митрополии, постоянным членом Священного Синода с временным сохранением за ним должности управляющего делами Московской Патриархии . Оставался управляющим делами Патриархии до 26 февраля 2019 года, когда был освобождён с выражением сердечной благодарности за понесенные труды .

Труды

  • Варсонофий, епископ Саранский и Мордовский. Сочинения. — В 5 т.
    • т.1. Возвращение из забытия. Доклады, статьи, речи, обращения, интервью. — Саранск, 1995, 248 с.;
    • т.2. Увещание к духовному исправлению. Послания, проповеди, поучения. — Саранск, 1995, 228 с.;
    • т.3. Афон в жизни Русской Православной церкви в XIX — начале ХХ вв. — Саранск, 1995, 176 с.;
    • т.4. Убеждение в истине. Проповеди. — Саранск, 1995, 200 с.;
    • т.5. Уроки благодатной жизни. Проповеди. — Саранск, 1996, 216 с.
  • Варсонофий, епископ Саранский и Мордовский. Размышления о вере и жизни по Божественным заповедям. Сочинения. — Саранск, 1998, 240 с.
  • Варсонофий, епископ Саранский и Мордовский. Спасительный путь возрождения Саранской епархии в конце ХХ века (послания, письма, доклады). — Саранск, 1999, 374 с.
  • Варсонофий, архиепископ Саранский и Мордовский. Проповеди в четырех томах. — Саранск, 2004 – 2005 гг., 324 с.
  • Варсонофий, архиепископ Саранский и Мордовский. Беседы на Ветхий и Новый Завет в 4-х томах. — Саранск, 2005-2006 гг., 324 с.
  • Модест (Кожевников), архимандрит. Митрополит Арсений (Стадницкий) и его проповедническое наследие. Крупицы от бесконечного. /Составл. и предисл. епископа Саранского и Мордовского Варсонофия. — Саранск, 1998, 308 с.

Также является автором многочисленных статей и посланий.

Варсонофий (Судаков)

В Википедии существуют статьи о других людях с именем Варсонофий и фамилией Судаков.

Митрополит Варсонофий

Митрополит Варсонофий
2014 год

32-й митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский

c 19 марта 2014 года
Церковь Русская православная церковь
Предшественник Владимир (Котляров)

10-й управляющий делами Московской патриархии

31 марта 2009 года — 26 февраля 2019 года
(до 25 декабря 2009 года — исполняющий обязанности)
Церковь Русская православная церковь
Предшественник Климент (Капалин)
Преемник Савва (Михеев)

Митрополит Саранский и Мордовский
до 1 февраля 2010 года — архиепископ,
до 22 февраля 2001 года — епископ

8 февраля 1991 — 19 марта 2014
Предшественник Ефрем (Ефремов)
Преемник Зиновий (Корзинкин)

Временный управляющий
Ардатовской епархией

30 мая — 14 октября 2011 года
Предшественник Поликарп (Тихонравов)
Преемник Вениамин (Кириллов)
Имя при рождении Анатолий Владимирович Судаков
Рождение 3 июня 1955 (63 года)

  • Малиновка, Аркадакский район, Саратовская область, РСФСР, СССР
Принятие священного сана 27 апреля 1978 года
Принятие монашества 30 марта 1978 года
Епископская хиротония 8 февраля 1991 года
Награды

Митрополит Варсонофий на Викискладе

Митрополи́т Варсоно́фий (в миру Анато́лий Влади́мирович Судако́в; 3 июня 1955, село Малиновка, Аркадакский район, Саратовская область) — епископ Русской православной церкви; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, глава Санкт-Петербургской митрополии. Постоянный член Священного синода с 31 марта 2009 года.

Тезоименитство — 11 (24) апреля (святителя Варсонофия, епископа Тверского).

Биография

Родился 3 июня 1955 года в многодетной крестьянской семье; начальное религиозное образование получил от своей матери Антонины Леонтьевны Судаковой-Позоровой.

По окончании Малиновской средней школы в 1972 году в течение года работал в своём селе почтальоном и на кирпичном заводе. Осенью 1973 года был призван в вооружённые силы СССР и направлен в состав группы советских войск в ГДР, где служил механиком-водителем танков в подразделениях в Бранденбурге и Потсдаме.

В ноябре 1975 года, по увольнении в запас, устроился алтарником в Михаило-Архангельский собор города Сердобска Пензенской области. По совету настоятеля собора архимандрита Модеста (Кожевникова) решил получить духовное образование и стать на путь монашества.

В 1976 году подал прошение в Московскую духовную семинарию. Уже в семинарии окончательно решил связать свою судьбу с иночеством и в октябре 1977 года был принят послушником в братство Троице-Сергиевой лавры.

30 марта 1978 года наместником лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) был пострижен в монашество с наречением имени Варсонофий в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского.

27 апреля 1978 года архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом) был рукоположён в сан иеродиакона, 26 ноября того же года им же — в иеромонаха. После этого до 1982 года нёс послушание помощника ризничего.

В 1979 году окончил за три года (вместо четырёх) Московскую духовную семинарию.

Находясь на послушании в Троице-Сергиевой лавре, игумен Варсонофий имел тесную дружбу с духовниками обители архимандритами Кириллом (Павловым) и Наумом (Байбородиным). Его непосредственными духовными начальниками были ризничий архимандрит Аристарх (Станкевич); благочинный, а затем наместник архимандрит Евсевий (Саввин); благочинный архимандрит Марк (Петровцы).

В 1982 году возведён в сан игумена и до 1986 год нёс послушание помощника благочинного.

В 1982 году поступил в Московскую духовную академию.

Во время обучения в московских духовных школах игумен Варсонофий каникулярное время ежегодно проводил в Пюхтицком женском монастыре в Эстонии. Здесь ему приходилось не раз сослужить митрополиту Таллинскому и Эстонскому Алексию и получать духовное назидание от игумении Варвары (Трофимовой), многолетней настоятельницы монастыря, и от сестёр этой обители.

В 1986 году окончил МДА с защитой диссертации «Афон — великая сокровищница Православия» на соискание степени кандидата богословия. Руководителем научной работы был архимандрит Иннокентий (Просвирнин).

С 15 сентября 1986 по 15 июня 1988 года был настоятелем Казанской церкви города Кузнецка Пензенской области. В 1987 году возведён в сан архимандрита.

С 15 июня 1988 по 7 февраля 1991 года — настоятель Успенского собора Пензы, секретарь Пензенского епархиального управления. Неся послушание у епископа, позднее архиепископа Пензенского Серафима (Тихонова), много получил от него назидательных уроков и в совершении богослужения, и в канцелярской работе, и в административной деятельности.

Участник Поместных соборов Русской православной церкви в 1988 и 1990 годах.

Архиерейство

29 января 1991 года решением Священного синода была образована Саранская епархия путём выделения из Пензенской епархии, на которую назначен архимандрит Варсонофий.

8 февраля 1991 года в московском Богоявленском кафедральном соборе был хиротонисан во епископа Саранского и Мордовского. Хиротонию совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении шестнадцати епископов. 15 февраля того же года прибыл в Саранск.

Хорошо знал дела в Мордовии, так как по должности секретаря Пензенского епархиального управления часто бывал в Саранске и храмах республики, имел конкретное представление об экономическом, политическом и культурном состоянии приходов. Под его руководством при помощи доброжелателей Церкви было открыто более 200 новых приходов и 14 монастырей, Саранское духовное училище, основана епархиальная печать и др.

В 2000 году после смерти архиепископа Пензенского и Кузнецкого Серафима (Тихонова) временно управлял Пензенской епархией (до назначения Филарета (Карагодина)).

22 февраля 2001 года возведён в сан архиепископа.

16 июля 2005 года решением Священного синода включён в синодальную рабочую группу по разработке «концептуального документа, излагающего позицию Русской православной церкви в сфере межрелигиозных отношений».

31 марта 2009 года определением Священного синода назначен исполняющим обязанности управляющего делами Московской патриархии.

27 мая 2009 года решением Священного синода назначен председателем новообразованной наградной комиссии при Патриархе Московском и всея Руси.

27 июля 2009 года решением Священного синода включён в состав Межсоборного присутствия Русской православной церкви.

25 декабря 2009 года утверждён в должности управляющего делами Московской патриархии, постоянного члена и секретаря Священного синода.

В 2009—2013 годах — председатель наградной комиссии при Патриархе Московском и всея Руси.

1 февраля 2010 года «во внимание к усердному служению Церкви Божией и в связи с назначением управляющим делами Московской патриархии» возведён в сан митрополита.

Выступил инициатором создания на территории Мордовии двух новых епархий: «Для эффективного управления епархией в ней не должно быть больше 150 приходов. <…> Разделив Мордовию на три епархии, мы решим основные наши проблемы. Новые епископы смогут более последовательно и внимательно работать с приходами». 30 мая 2011 года из состава Саранской были выделены Ардатовская и Краснослободская епархии. Тогда же он был назначен временно управляющим Ардатовской епархией, которой управлял до 14 октября 2011 года. 6 октября 2011 года назначен главой новообразованной Мордовской митрополии.

Владимир Путин, патриарх Кирилл, митрополит Варсонофий в храме преподобного Сергия Радонежского в Царском Селе

19 марта 2014 года решением Священного синода определён быть преосвященным Санкт-Петербургским и Ладожским, главой Санкт-Петербургской митрополии, с временным сохранением за ним должности управляющего делами Московской патриархии. В 2014 году, к моменту назначения в Санкт-Петербург, в епархии было 198 приходов и 661 клирик, к февралю 2019 года — 271 приход и 814 клириков.

В 2015 году активно продвигал идею передачи Исакиевского собора Русской православной церкви, неоднократно обращался с письмами к губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко и премьер-министру Дмитрию Медведеву.

В начале сентября 2018 года, на фоне общего ухудшения российско-греческих отношений, было сообщено об отказе ему в визе для паломнической поездки в Грецию, на Афон.

26 февраля 2019 года Священный синод удовлетворил прошение митрополита Варсонофия об освобождении от должности управляющего делами Московской патриархии. По словам митрополита Илариона (Алфеева): «с тех пор, как он занял Санкт-Петербургскую кафедру <…>, ему приходилось работать на два города: половину недели он проводил в Санкт-Петербурге, половину недели в Москве. Это постоянное перемещение на самолёте или на „Сапсане“, конечно, было чрезвычайно утомительно для владыки. Поэтому он попросил Патриарха освободить его от должности управделами»

Награды

Церковные:

  • Орден преподобного Сергия Радонежского III степени (1981)
  • Медаль преподобного Сергия Радонежского II степени (2001)
  • Орден преподобного Серафима Саровского II степени (2005)
  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени (27 апреля 2008) — «во внимание к усердным трудам и в связи с 30-летием служения в священном сане»
  • Орден преподобного Сергия Радонежского I степени (25 августа 2012)
  • Орден святого равноапостольного великого князя Владимира II степени (12 июля 2015)
  • Орден преподобного Саввы Освященного (Александрийская Православная Церковь; 7 декабря 2017)
  • Медаль во имя святого Андрея Боголюбского I степени (Владимирская епархия; 6 июля 2011)
  • Медаль Саратовской епархии «Спас Нерукотворный» I степени (4 августа 2013) — за большой вклад в дело восстановления храма великомученицы Параскевы
  • Медаль «25 лет Саранской и Мордовской епархии РПЦ» (14 февраля 2016 года) — за особые заслуги перед Саранской и Мордовской епархией
  • Орден Святого Гроба Господня (Иерусалимская православная церковь; 17 сентября 2018)

Государственные:

  • Орден Дружбы (2002)
  • Юбилейная медаль «300 лет Российскому флоту»
  • Медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения»
  • Орден «За заслуги» III степени (Украина, 27 июля 2013 года) — за значительный личный вклад в развитие духовности, многолетнюю плодотворную церковную деятельность и по случаю празднования на Украине 1025-летия крещения Киевской Руси
  • Почётная грамота Республики Мордовия

Публикации

  • Возвращение из небытия. Саранск, 1995;
  • Увещание к духовному исцелению. Саранск, 1995;
  • Афон в жизни РПЦ в XIX — нач. XX в. Саранск, 1995;
  • Убеждение в истине. Саранск, 1995;
  • Уроки благодатной жизни. Саранск, 1996;
  • Схиархимандрит Михаил (Кожевников): Некролог // ЖМП. 1997. № 6. с. 46.
  • Размышления о вере и жизни по Божественным заповедям. Саранск, 1998;
  • Спасительный путь возрождения Саранской епархии в кон. XX в.: (Послания, письма, доклады). Саранск, 1999;
  • Слово после Божественной литургии в Санаксарском монастыре по случаю канонизации адм. Ф. Ф. Ушакова // Саранские епархиальные ведомости. 2001. № 8. С. 22-23;
  • Обращение к священнослужителям и верным чадам Саранской епархии в связи с началом строительства кафедрального собора св. прав. Феодора Ушакова в г. Саранске // Саранские Епархиальные Ведомости. 2002. № 5. С. 20-22;
  • Дни памяти св. адмирала Феодора Ушакова на Керкире // Саранские Епархиальные Ведомости. № 11. С. 5-15;
  • «Грехом стали гордиться…»: Интервью // Саранские Епархиальные Ведомости. № 12. С. 5-8.
  • Митрополит Саранский Варсонофий: Не проявляя милосердия к своим помощникам, мы не вправе называться христианами // patriarchia.ru, 13 февраля 2013
  • «Служение Богу и Отечеству. Проповеди, послания, выступления» СПб: Общество памяти игумении Таисии; 2015 г. 718 с

Ссылки

Варсонофий (Судаков) в Викицитатнике

Варсонофий (Судаков) на Викискладе

  • Страница митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия на официальном сайте Санкт-Петербургской митрополии
  • Варсонофий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, управляющий делами Московской Патриархии (Судаков Анатолий Владимирович) // Патриархия.Ru
  • Варсонофий (Судаков) // Православная энциклопедия
  • Варсонофий (Судаков) На сайте Русское Православие
  • Архиерей должен знать каждый приход своей епархии. Интервью с митрополитом Варсонофием.
  • Ответы митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия на вопросы посетителей сайта Синодального информационного отдела
  • Интервью управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия МИА «Россия сегодня» // patriarchia.ru, 25 ноября 2014

XVIII век

XIX век

XX век

XXI век

Список разбит по векам исходя из даты начала епископства. Курсивом выделены временно управляющие.
Подчёркнуты имена епископов, одновременно управлявших Новгородской епархией.

Митрополиты

  • Владимир (Котляров) (2013—2014)
  • Варсонофий (Судаков) (с 2014)

  • Председатель: Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
  • Руководители Синодальных учреждений: Савва (Михеев) — управления делами Московской патриархии
  • Иларион (Алфеев) — отдела внешних церковных связей
  • Климент (Капалин) — издательского совета
  • Максим Козлов — учебного комитета
  • Игнатий (Депутатов) — финансово-хозяйственного управления
  • Меркурий (Иванов) — отдела религиозного образования и катехизации
  • Пантелеимон (Шатов) — отдела по церковной благотворительности и социальному служению
  • Иоанн (Попов) — миссионерского отдела
  • Сергий Привалов — отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами
  • Кирилл Сладков — отдела по делам молодёжи (и.о.)
  • Владимир Легойда — отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
  • Иринарх (Грезин) — отдела по тюремному служению
  • Кирилл (Покровский) — комитета по взаимодействию с казачеством
  • Феогност (Гузиков) — отдела по монастырям и монашеству
  • Тихон (Шевкунов) — Патриаршего совета по культуре
  • Руководители подразделений Московской патриархии: Антоний (Севрюк) — управления по зарубежным учреждениям
  • Сергий (Чашин) — административного секретариата
  • Иные должностные лица Московской патриархии: Арсений (Епифанов) — первый викарий патриарха Московского и всея Руси * Димитрий Смирнов — председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *