Васильев балет Спартак

Биография

С 1947 года занимался в хореографическом кружке Дома пионеров.

В 1958 году окончил Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии) по классу М. М. Габовича

С 1958 по 1988 год — ведущий солист балетной группы Большого театра. Дебютировал в 1959 году в партии Данилы («Каменный цветок» С. С. Прокофьева), год спустя стал первым исполнителем роли Иванушки в балете Р. К. Щедрина «Конёк-горбунок».

Владимир Васильев (Базиль) и Екатерина Максимова (Китри) в балете «Дон Кихот»

В совершенстве овладев искусством танца, за годы карьеры станцевал практически все ведущие партии классических и современных балетов, среди которых ― Базиль («Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса, 1961), Петрушка (одноимённый балет И. Ф. Стравинского, 1964), Щелкунчик (одноимённый балет П. И. Чайковского, 1966), Спартак (одноимённый балет А. И. Хачатуряна, 1968), Ромео («Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, 1973), принц Дезире («Спящая красавица» П. И. Чайковского, 1973) и многие другие. Выступал также в балетах зарубежных постановщиков ― Р. Пети, М. Бежара, Л. Ф. Мясина. Создал яркие, запоминающиеся образы, зачастую предлагая новое их прочтение. Артист обладает высочайшей техникой танца, даром пластического перевоплощения и большим актёрским мастерством.

С 1971 года выступает в качестве хореографа, поставил ряд балетов на советской и зарубежной сцене, а также телебалеты «Анюта» и «Дом у дороги» на музыку В. А. Гаврилина. Снимался в фильмах-балетах.

В 1982 году окончил балетмейстерское отделение ГИТИСа, в 1982—1995 годах преподавал там же хореографию, в 1985—1995 — заведующий кафедрой хореографии (с 1989 года — профессор).

В 1995—2000 годах работал художественным руководителем балетной труппы и директором Большого театра.

В 1999 году по инициативе и непосредственном участии В. Васильева была открыта балетная школа Большого театра в Жоинвилле (Бразилия).

В 2003 году был в составе жюри конкурса «Евровидение для молодых танцоров 2003» в Амстердаме.

В 2014 году выступил в партии Ильи Андреевича Ростова в мини-балете «Первый бал Наташи Ростовой» на сборную музыку (хореография Р. Поклитару), показанном на открытии Зимних Олимпийских игр 2014 в Сочи.

Семья

  • Жена и постоянный сценический партнёр Екатерина Сергеевна Максимова (1939—2009), балерина, народная артистка СССР (1973).

Общественная деятельность

Почетный профессор МГУ (с 1995), действительный член Международной академии творчества (с 1989) и Академии российского искусства (с 1990), секретарь Союза театральных деятелей России, заместитель председателя исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО (с 1990), член жюри Российской независимой премии в области высших достижений литературы и искусства «Триумф» (с 1992), президент Фонда Г. С. Улановой (с 1998).

В 1990—1995 годах — председатель жюри, с 1996 — художественный руководитель Открытого конкурса артистов балета «Арабеск» (Пермь), с 2004 года — председатель жюри ежегодного Международного детского фестиваля «Танцолимп» (Берлин).

Арабеск

Вместе с женой Е. С. Максимовой приложил много усилий к проведению Открытого конкурса артистов балета «Арабеск». В 2008 году «Арабеск» совпал с пятидесятилетием творческой деятельности супружеской пары и поэтому X конкурс был посвящён им. Следующий, одиннадцатый, конкурс, посвящённый памяти Е. С. Максимовой, совпал с 70-летием Владимира Васильева. Вместе с Д. Хохловой он станцевал и выступил в роли хореографа-постановщика в хореографической миниатюре «Баллада» на музыку Ф. Шопена.

о В. В. Васильеве

«Уже в процессе работы над спектаклем („Каменный цветок“ — ред.) я полюбил дарование Васильева, его, я бы сказал, демократическую природу, раскрывшуюся в образе Данилы так неожиданно после „Вальпургиевой ночи“ и „Шопенианы“. Я ещё не знал, какой стороной повернётся его талант в диаметрально противоположном — героическом характере Спартака или наилиричнейшем Щелкунчике. Всё это было ещё впереди, но после премьеры „Каменного цветка“ Васильев уже стал Васильевым — танцовщиком редчайшего таланта. (…) Его Щелкунчик — идеальный сказочный герой. Трогательная кукла и поэтичный принц, мужественный и смелый, он, как и подобает истинному сказочному принцу, по-настоящему элегантен. В труднейшей вариации второго акта Васильев показал, как он умеет, если это необходимо, укрощать свой темперамент, организуя его в рамках чисто классического танца. Следующая моя личная встреча с Владимиром Васильевым — это Спартак. Не скрою, выбор исполнителя на главную роль сделан был не без колебаний, но я поверил, что Васильев — это как раз тот артист, который сможет раскрыть самые дорогие мне в образе Спартака качества. В первую очередь это олицетворение высокого античного духа, стремление к свободе, интеллект. Васильев понял, почувствовал дух спектакля, он стал не просто исполнителем моих предложений, но и единомышленником, процесс постановочной работы с которым доставил мне большое удовлетворение».

«Васильев ― не просто танцовщик редкого таланта, он буквально выдающийся феномен в истории балета. Он настоящий гений танца. К нимбу этого огромного художника надо добавить ещё чудесный характер, наблюдательность, пытливость и балетмейстерское дарование».

«Говоря слово „Бог“ применительно к Васильеву, я имею в виду чудо в искусстве, совершенство. Такого диапазона возможностей у предшественников не было. По разноликости он не идёт в сравнение ни с кем. Трагедия, драма, лирическая поэма, комедия ― всё подвластно Васильеву».

«Спартак Владимира Васильева… В 28 лет он сделал роль, которая сразу встала в тот избранный, имеющий общекультурное и вневременное значение ряд, где Лебедь Анны Павловой, Джульетта Галины Улановой, Кармен Майи Плисецкой. Та же в ней высота постигнуть мир и танцем, пластикой выразить это постижение. Васильев и на репетициях прекрасен и неистов. Он заражает, электризует окружающих своей духовной энергией, своей неистовой волей».

«Танец Васильева — как бы хореографическая мелодия — певучие движения, пластическая кантилена. Он, этот танец, может быть и страстно-зажигательным, и строгим, мужественно-героическим, и элегически-задумчивым. И всегда он несёт в себе глубину мысли, силу чувства».

«Вот когда „летит“ Владимир Васильев — это поэзия, ибо здесь порыв духа. Артист, обладающий совершенной техникой и ощущением музыки, подчиняет себе сценическое пространство, живописуя его своим свободным штрихом, как художник кистью. Умение вот так „разговаривать“ и есть смысл артиста».

«Обладая редким даром пластического перевоплощения, Васильев подчиняет танец стилистике образа. Носитель лучших традиций русского балета, Васильев постиг все тонкости и современной хореографии. Большая удача Васильева — партия Щелкунчика-принца. Вначале механические, резкие и отрывистые движения становятся по мере развития темы одухотворёнными, широкими, мужественными и певучими, чистота танцевального рисунка отражает чистоту души героя. Выдающаяся работа артиста — партия Спартака. Танец Спартака-Васильева кажется пластическим символом героических, светлых порывов и стремлений».

Творчество

Балетные партии

ГАБТ СССР

  • 1958 — «Русалка» А. Даргомыжского, хореография Е. Долинской, Б. Холфина — цыганский танец
  • 1958 — «Демон» А. Рубинштейна — танец «лезгинка»
  • 1958 — хореографическая картина «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно, хореография Л. Лавровского — Пан
  • 1958 — «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина — Солист
  • 1959 — «Каменный цветок» С. Прокофьева в постановке Ю. Григоровича — Данила
  • 1959 — «Золушка» С. Прокофьева, хореография Р. Захарова — Принц
  • 1959 — «Танцевальная сюита» на музыку Д. Шостаковича в постановке А. Варламова — Солист — первый исполнитель
  • 1960 — хореографическая миниатюра «Нарцисс» на музыку Н. Черепнина, хореография К. Голейзовского — Нарцисс — первый исполнитель («Вечер новых хореографических миниатюр»)
  • 1960 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского — Бенволио
  • 1960 — «Шурале» Ф. Яруллина в постановке Л. Якобсона — Батыр
  • 1960 — «Конёк-горбунок» Р. Щедрина в постановке А. Радунского — Иванушка — первый исполнитель
  • 1961 — «Лесная песня» М. Скорульского, балетмейстеры О. Тарасова, А. Лапаури — Лукаш — первый исполнитель
  • 1961 — «Страницы жизни» А. Баланчивадзе, хореография Л. Лавровского — Андрей
  • 1962 — «Паганини» С. Рахманинова в постановке Л. Лавровского — Паганини
  • 1962 — «Спартак» А. Хачатуряна в постановке Л. Якобсона — Раб — первый исполнитель
  • 1962 — «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского — Базиль
  • 1963 — «Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича в постановке А. Мессерера — Солист — был в числе первых исполнителей этого балета
  • 1963 — «Лауренсия» А. Крейна, хореография В. Чабукиани — Фрондосо
  • 1963 — «Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича — Голубая птица
  • 1964 — «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа в редакции Л. Лавровского — Альберт
  • 1964 — «Петрушка» И. Стравинского, хореография М. Фокина — Петрушка
  • 1964 — «Лейли и Меджнун» С. Баласаняна, хореография К. Голейзовского — Меджнун — первый исполнитель
  • 1966 — «Щелкунчик» П. И. Чайковского в постановке Ю. Григоровича — Щелкунчик-принц — первый исполнитель
  • 1968 — «Спартак» А. Хачатуряна в постановке Ю. Григоровича — Спартак — первый исполнитель
  • 1971 — «Икар» С. Слонимского в собственной постановке — Икар
  • 1973 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского — Ромео
  • 1973 — «Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа во второй редакции Ю. Григоровича — Принц Дезире — первый исполнитель
  • 1975 — «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева в постановке Ю. Григоровича — Иван Грозный
  • 1976 — «Ангара» А. Эшпая в постановке Ю. Григоровича — Сергей — первый исполнитель
  • 1976 — «Икар» С. Слонимского в собственной постановке (вторая редакция) — Икар — первый исполнитель
  • 1979 — большое адажио из балета «Ромео и Юлия» Г. Берлиоза, хореография и постановка М. Бежара — Ромео — первый исполнитель в СССР
  • 1980 — «Макбет» К. Молчанова в собственной постановке — Макбет — первый исполнитель
  • 1986 — «Анюта» на музыку В. Гаврилина по А. Чехову в собственной постановке — Пётр Леонтьевич — первый исполнитель
  • 1988 — концертный номер «Элегия» на музыку С. Рахманинова — Солист
  • «Золотой век» Д. Шостаковича, хореография Ю. Григоровича — Борис

На сценах других театров (первый исполнитель)

  • 1977 — «Петрушка» И. Стравинского, хореография М. Бежара — Юноша (театр «Балет ХХ века», Брюссель)
  • 1987 — «Голубой ангел» на музыку М. Констана, хореография Р. Пети — профессор Унрат (Марсельский балет, Франция)
  • 1988 — «Грек Зорба» на музыку М. Теодоракиса, хореография Лорки Мясина — Зорба («Арена ди Верона», Италия)
  • 1988 — «Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха, хореография Л. Мясина — Барон (Театр Сан-Карло, Неаполь, Италия)
  • 1988 — «Пульчинелла» на музыку И. Стравинского, хореография Л. Мясина — Пульчинелла (Театр Сан-Карло)
  • 1989 — «Нижинский», режиссёр Б. Менегатти — Нижинский (Театр Сан-Карло)
  • 1994 — «Золушка» С. Прокофьева — хореограф и роль мачехи Золушки (Кремлёвский балет)
  • 2000 — «Долгое путешествие в Рождественскую ночь» на музыку П. Чайковского и И. Стравинского, режиссёр Б. Менегатти — Маэстро (Римская опера)
  • 2009 — «Дягилев Мусагет. Венеция, август 1929» на сборную музыку, режиссёр Б. Менегатти — Дягилев (Римская опера на сцене Муниципального театра)

Гастроли

Будучи на гастролях, выступал после 1988 года в качестве приглашённого солиста в крупнейших театрах мира: Ла Скала (Италия), Арена ди Верона (Италия), театр Сан-Карло (Неаполь, Италия), Римская опера, театр Колон (Аргентина), Американский балетный театр, театр «Кремлёвский балет» (Москва), принимал участие в гастролях Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне — Мариинский театр) в Париже, и др.

Постановки

  • 1969 — «Принцесса и Дровосек», сказка-комедия Г. Волчек и М. Микаэлян (Театр «Современник»
  • 1971 — «Икар», балет С. Слонимского (Большой театр, 1976 — вторая редакция)
  • 1977 — «Тахир и Зухра», опера-балет Т. Джалилова (Большой театр имени Алишера Навои, Ташкент)
  • 1978 — «Эти чарующие звуки…», балет на музыку А. Корелли, Дж. Торелли, В.-А. Моцарта, Ж.-Ф. Рамо (Большой театр)
  • 1980 — «Макбет», балет К. Молчанова (Большой театр; 1981 — Новосибирский театр оперы и балета; 1984 — Немецкая государственная опера, Берлин; 1986 — Будапештская опера, Венгрия; 1990 — театр «Кремлёвский балет»)
  • 1981 — «Юнона и Авось», рок-опера А. Рыбникова, режиссёр М. Захаров (Ленком)
  • 1981 — вечер памяти «В честь Галины Улановой» / Hommage d’Oulanova (постановщик и один из исполнителей, концертный зал «Плейель», Париж)
  • 1981 — «Я хочу танцевать» на музыку русских композиторов (Государственный центральный концертный зал «Россия»; 1990 — Большой театр)
  • 1981 — «Фрагменты одной биографии» на музыку аргентинских композиторов (концертный зал «Россия»; 1990 — Большой театр)
  • 1983 — хореографическая композиция на музыку П. Чайковского (Балет Елисейских полей, Париж; 1990 — Большой театр)
  • 1986 — «Анюта», балет на музыку В. Гаврилина по рассказу А. Чехова (Большой театр, театр «Сан-Карло», Рижский театр оперы и балета; 1987 — Челябинский театр оперы и балета имени М. И. Глинки; 1990 — Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля, Казань; 1993 — Пермский театр оперы и балета имени П. И. Чайковского; 2008 — Омский музыкальный театр; Воронежский театр оперы и балета; 2009 — Красноярский театр оперы и балета; 2011 — Самарский театр оперы и балета)
  • 1988 — «Элегия», концертный номер на музыку С. Рахманинова (Большой театр)
  • 1988 — «Паганини», новая редакция балета Л. Лавровского на музыку С. Рахманинова (театр «Сан-Карло»; 1995 — Большой театр)
  • 1989 — «Сказка о Попе и работнике его Балде», музыкально-драматическая композиция на музыку Д. Шостаковича (Концертный зал им. П. И. Чайковского, постановщик и сорежиссёр Ю. Борисова; первый исполнитель роли Балды)
  • 1990 — «Ромео и Джульетта», балет С. Прокофьева (Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко; 1993 — Литовская национальная опера, Вильнюс; 1999 — Латвийская национальная опера, Рига; 2002 — Муниципальный театр Рио-де-Жанейро)
  • 1991 — «Дон Кихот», балет Л. Минкуса (Американский театр балета; 1994 — «Кремлёвский балет»; 1995 — Литовская национальная опера; 2001 — «Токио-балет», Япония; 2007 — Национальный театр, Белград)
  • 1993 — «Аида» Дж. Верди, хореографические сцены в опере (режиссёр Ф. Дзеффирелли (Римская опера; 2004 — Арена ди Верона; 2006 — театр «Ла Скала»)
  • 1994 — «Золушка», балет С. Прокофьева («Кремлёвский балет», постановщик и первый исполнитель роли мачехи Золушки; 2002 — Челябинский театр оперы и балета; 2006 — Воронежский театр оперы и балета)
  • 1994 — «Жизель», балет А. Адана, новая хореографическая редакция на основе хореографии Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа (Римская опера; 1997 — Большой театр)
  • 1994 — «Ностальгия» на музыку русских композиторов (театр «Кремлёвский балет», постановщик и первый исполнитель главной партии)
  • 1994 — «Художник читает Библию», музыкально-драматическая композиция (Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина)
  • 1995 — «О, Моцарт! Моцарт…», реквием на музыку В.-А. Моцарта, Н. Римского-Корсакова, А. Сальери («Новая опера», Москва)
  • 1995 — «Хованщина» М. Мусоргского, хореографические сцены в опере (режиссёр Б. Покровский, Большой театр)
  • 1996 — «Лебединое озеро», балет П. И. Чайковского, хореографическая редакция с использованием фрагментов хореографии Л. Иванова (Большой театр)
  • 1996 — «Травиата» Дж. Верди (Большой театр)
  • 1997 — хореографическая композиция на музыку увертюры к опере М. Глинки «Руслан и Людмила» (Большой театр)
  • 1999 — «Балда», балет на музыку Д. Шостаковича (Большой театр; 2006 — Театр оперы и балета Санкт-петербургской консерватории)
  • 2009 — «Заклятие рода Эшеров», балет на музыку Г. Гетти (Большой театр, новая сцена)
  • 2015 — «Даруй нам мир», балет на музыку Мессы си минор И. С. Баха (Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля)

Кроме этого, поставил свыше 20 хореографических номеров и композиций на разных сценах мира («Двое», «Классическое па-де-де», «Русская», «Два немецких танца» и «Шесть немецких танцев», «Ария», «Менуэт», «Вальс», «Карузо», «Шут», «Петрушка», «Элегия», «Увертюра на еврейские темы» на музыку одноимённого сочинения С. С. Прокофьева (1992), «Синкопы» и др.), а также хореографические композиции в многочисленных художественных кинофильмах.

Фильмография

Видеозаписи балетных спектаклей

  • 1970 — «Спартак» — Спартак (спектакль ГАБТа СССР, композитор А. И. Хачатурян, балетмейстер-постановщик Ю. Н. Григорович, дирижёр А. Жюрайтис)
  • 1974 — «Ромео и Джульетта» — Ромео (спектакль ГАБТа СССР, композитор С. С. Прокофьев, балетмейстер-постановщик Л. М. Лавровский, дирижёр А. Жюрайтис)
  • 1978 — «Щелкунчик» — Щелкунчик-принц (спектакль ГАБТа СССР, композитор П. И. Чайковский, балетмейстер-постановщик Ю. Н. Григорович, дирижёр А. Копылов)
  • 1978 — «Каменный цветок» — Данила (спектакль ГАБТа СССР, композитор С. С. Прокофьев, балетмейстер-постановщик Ю. Н. Григорович, дирижёр А. Копылов)
  • 1994 — «Золушка» — мачеха Золушки (спектакль Театра балета Государственного Кремлёвского Дворца, композитор С. С. Прокофьев, балетмейстер-постановщик В. В. Васильев, дирижёр М. Плетнёв)

Художественные кинофильмы, фильмы-балеты

  • 1961 — «СССР с открытым сердцем» (фильм-концерт), режиссёры В. Катанян, Л. Кристи) — солист
  • 1962 — «Сказка о Коньке-горбунке» (режиссёры А. Радунский и З. Тулубьева) — Иванушка
  • 1969 — «Москва в нотах» (музыкальный фильм)
  • 1969 — «Похищение» (музыкальный фильм) — артист Васильев
  • 1970 — «Трапеция» (режиссёры Ф. Слидовкер, В. Смирнов-Голованов) — Арлекин
  • 1975 — «Спартак» — Спартак
  • 1980 — «Большой балет» (фильм-концерт)
  • 1980 — «Жиголо и Жиголетта» (хореограф и сорежиссёр А. Белинского) (короткометражный) — Сид Котмен
  • 1981 — «50 лет театру кукол Сергея Образцова» (фильм-спектакль)
  • 1982 — «Анюта» (хореограф и сорежиссёр А. Белинского) — Пётр Леонтьевич
  • 1983 — «Травиата» (режиссёр Ф. Дзеффирелли) — матадор
  • 1984 — «Ностальгия» на музыку русских композиторов, хореография В. Васильева — солист
  • 1985 — «Фрагменты одной биографии» на музыку аргентинских композиторов, хореография В. Васильева — солист
  • 1985 — «Дом у дороги» на музыку В. Гаврилина по поэме А. Твардовского (хореограф, сорежиссёр А. Белинского и исполнитель главной роли Андрея)
  • 1986 — «Фуэте» (хореограф и сорежиссёр Б. В. Ермолаева) — Андрей Новиков / Мастер
  • 1988 — «Гран па в белую ночь» (музыкальный фильм)
  • 1992 — «Евангелие для лукавого» (фильм-оратория) — центральные роли

Документальное кино

  • 1973 — «Дуэт» — фильм, посвящённый творчеству Е. Максимовой и В. Васильева
  • 1981 — «Мир Улановой» (документальный) (режиссёр)
  • 1989 — «Катя и Володя» (режиссёр Д. Делуш, производство Франции) — фильм, посвящённый творчеству Е. Максимовой и В. Васильева
  • 1990 — «И осталось, как всегда, недосказанное что-то…» — фильм, посвящённый творчеству Е. Максимовой и В. Васильева
  • 2000 — «Отражения» — фильм о творчестве В. Васильева — 2000 г., 52 мин., режиссёр Н. Тихонов
  • 2005 — «Владимир Васильев. Большой балет» — фильм, 2005 г., 4 серии по 26 мин., режиссёр Н. Тихонов

Участие в фильмах

  • 1970 — Парад аттракционов (документальный)
  • 1985 — Анна Павлова (документальный) — комментарии к фильму
  • 1987 — Балет от первого лица (документальный)
  • 1991 — Откровения балетмейстера Федора Лопухова (документальный)
  • 1999 — Катя (документальный)
  • 2005 — Взлёты и падения Мариса Лиепы (документальный)
  • 2006 — Арам Хачатурян (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
  • 2007 — Марис Лиепа (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
  • 2007 — Нериюс (Литва, документальный)
  • 2009 — Савелий Ямщиков. Числюсь по России (документальный)
  • 2009 — Синее море…белый пароход…Валерия Гаврилина (документальный)
  • 2009 — Фуэте длиною в жизнь… (документальный)
  • 2010 — Татьяна Вечеслова. Я — балерина (документальный)
  • 2011 — Ия Саввина. Гремучая смесь с колокольчиком (документальный)

Живопись

Пишет картины. Десять персональных выставок его живописных работ прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Перми и других городах.

Литература

Пишет стихи. В 2001 году в Москве был опубликован сборник его стихов «Цепочка дней».

Звания и награды

  • Заслуженный артист РСФСР (1964)
  • Народный артист РСФСР (1969)
  • Народный артист СССР (1973)
  • Ленинская премия (1970) — за исполнение заглавной партии в балетном спектакле «Спартак» А. И. Хачатуряна
  • Государственная премия СССР (1977) — за исполнение партии Сергея в балетном спектакле «Ангара» А. Я. Эшпая
  • Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1984) — за участие в создании фильма-балета «Анюта» (1981)
  • Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1991, в области музыкального искусства) — за концертные программы последних лет
  • Премия Ленинского комсомола (1968) — за высокое мастерство и создание образа народного героя в балетных спектаклях ГАБТ
  • Премия Мэрии Москвы в области литературы и искусства (1997)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2000) — за большой вклад в развитие отечественного хореографического искусства
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2008) — за большой вклад в развитие отечественного хореографического искусства, многолетнюю творческую и общественную деятельность
  • Орден Ленина (1976)
  • Орден Дружбы народов (1981)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1986)
  • Орден «За заслуги» (1999, Франция)
  • Орден Риу-Бранку (2004, Бразилия)
  • Рыцарь Международного орден Святого Константина Великого (Союз Святого Константина, 1998)
  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени (РПЦ, 1999)
  • Медаль Академии искусств Аргентины (1983)
  • Почётная медаль Фонда Карины Ари (1998, Швеция)
  • Медаль «За заслуги» принцессы Доны Франчески (2000, Бразилия)
  • Медаль имени П. Пикассо (2000)
  • Первая премия и золотая медаль на VII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Вене (1959)
  • Гран При и золотая медаль на 1-м на Международном конкурсе артистов балета в Варне (1964)
  • Премия имени В. Нижинского — «Лучший танцовщик мира» (1964, Парижская академия танца) (1964)
  • Специальная премия и золотая медаль Варненского горкома комсомола (1964, Болгария)
  • Премия имени М. Петипа «Лучший дуэт мира» (совместно с Е. С. Максимовой, 1972, Парижская академия танца)
  • Премия Римского муниципалитета «Европа-1972» (Италия)
  • Приз «Интервидения» на Международном фестивале телефильмов «Злата Прага» (Прага, 1982, за телебалет «Анюта»)
  • Большой приз по конкурсу музыкальных фильмов на Х Всесоюзном Фестивале телефильмов (Алма-Ата, 1983, за телебалет «Анюта»)
  • Премия Академии Симба (1984, Италия)
  • Приз «Интервидения» и приз за лучшее исполнение мужской роли на Международном фестивале телефильмов «Злата Прага» (Прага, 1985, за телебалет «Дом у дороги»)
  • Приз за лучший спектакль сезона — балет «Анюта» в театре «Сан-Карло» (Неаполь, 1986)
  • Приз за лучший чеховский спектакль на Чеховском фестивале (Таганрог, 1986)
  • Премия «Вместе за мир» (1989, Италия)
  • Премии имени Дж. Тани — «Лучший балетмейстер» и «Лучший дуэт» (совместно с Е. С. Максимовой, 1989, Италия)
  • Премия ЮНЕСКО (1990)
  • Премия имени С. П. Дягилева (1990)
  • Театральная премия «Хрустальная Турандот» (1991 (совместно с Е. С. Максимовой), 2001 — «За честь и достоинство»)
  • Премия города Террачина (1997, Италия)
  • Премии «За высочайшие достижения в области хореографии» (США, 2003, Италия 2005)
  • Премия «За жизнь в танце» (Италия, 2001)
  • Приз журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Легенда балета» (2005)
  • Российская премия Л. Э. Нобеля (2007, Фонд Людвига Нобеля, Санкт-Петербург)
  • Премия Свободы за выдающийся вклад в развитие российско-американских культурных связей (Нью-Йорк, 2010)
  • Международная Премия Станиславского (Международный Фонд К. С. Станиславского, 2010)
  • Международная премия «За искусство танца имени Л. Мясина»

Примечания

  1. 1 2 Васильев Владимир Викторович // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  2. Артисты и администрация
  3. Владимир Васильев
  4. «Юбилейный Арабеск». Статья Н. Каменских в «Деловом Прикамье» № 14-15 (428—429) от 23 апреля 2010
  5. Ю. Григорович. // Советский артист. — 1973.
  6. К. Голейзовский. из письма к М. Франгопуло. — 1964.
  7. К. Голейзовский. из письма к М. Франгопуло. — 1964.
  8. Ф. Лопухов. Музыка и хореография современного балета. — 1974.
  9. Ф. Лопухов. Музыка и хореография современного балета. — 1974.
  10. А. Мессерер. Танец. Мысль. Время. — 1990.
  11. А. Мессерер. Танец. Мысль. Время. — 1990.
  12. А. Ермолаев. // Известия : газета. — 1964.
  13. И. Моисеев. // Правда : газета. — 1976.
  14. Б. Львов-Анохин. // Русский балет. Энциклопедия. — БРЭ, Согласие, 1977.
  15. Владимир Васильев. Список ролей и постановок
  16. Pixi, «Фуэте», фильм о балете // diary.ru
  17. Pixi, «Отражения», фильм о танцовщике и хореографе // diary.ru
  18. Васильев Владимир Викторович — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)
  19. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1991 г. № 66 «О присуждении Государственных премий РСФСР 1991 года в области литературы и искусства»
  20. Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 2000 г. № 691
  21. Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2008 г. № 1692
  22. Российская премия Людвига Нобеля (недоступная ссылка). Проверено 20 октября 2016. Архивировано 31 марта 2017 года.
  23. Лауреаты Премии Станиславского
  24. Юрий Григорович удостоен Премии имени Леонида Мясина | Россотрудничество (недоступная ссылка)

Либретто балета «Спартак»

Спартак

Сцены из римской, жизни. Балет в четырех действиях

Автор балета — Арам Ильич Хачатурян
Либретто Н. Волкова.
Балетмейстер Л. Якобсон.
Первое представление: Ленинград, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова, 27 декабря 1956 г.
Действующие лица
Спартак. Фригия. Эгина. Гармодий. Красе. Умирающий раб. Лентулл Батиат. Глашатай. Египтянка. Африканец. Нумидиец, Галл. Афинский шут. Этруски, гадитанские девы, гетеры. Мимы. Центурионы. Сподвижники Спартака.

Римский полководец Красс возвращается из похода с победой. Ликующая толпа приветствует прославленных в боях легионеров.

В золотую колесницу Красса впряжены пленные рабы. Среди них — фракиец Спартак. Его исполинская фигура полна силы и достоинства. Рядом с ним — его возлюбленная, молодая фракийка Фригия, и юноша Гармодий.

В толпе римской знати патрициев и сенаторов, встречающих Красса,— его наложница, куртизанка Эгина.

Рынок рабов. Торг начинается продажей египетской танцовщицы. Ее разлучают с матерью. Спартака и скованного с ним цепью Гармодия покупает владелец школы гладиаторов Лентулл Батиат. Горестна минута расставания Фригии и Спартака. Фригию покупает Эгина.

Цирк. В центре амфитеатра — ложа Красса и Эгины. Начинаются бои гладиаторов. Сражаются галл, нумидиец и африканец. Раненый нумидиец просит даровать ему жизнь, но толпа требует убить его. На арену выходят два гладиатора. Один из них гибнет; умирая, он посылает проклятие Риму. Всеобщее внимание привлекают два отряда: гладиаторов. Закипает яростный бой. Чудеса храбрости и ловкости показывает Спартак. Он побеждает, ему восторженно рукоплещет толпа.

Площадь перед дворцом Красса. Фригия изливает» Спартаку свое горе, жалуется на тяжкую жизнь в неволе и разлуке.

Под покровом ночи Спартак условливается со своими сподвижниками о тайной встрече. Их замечает Эгина. Желая раскрыть их замысел, она очаровывает одного из заговорщиков — юного Гармодия.

Празднество в честь бога Сатурна (сатурналии). Толпа славит его вакхическими плясками. Из дворца на роскошных носилках выносят Красса. Один из рабов, несущих носилки, споткнулся. Красе приказывает убить его. Телохранитель Красса пронзает раба кинжалом. Все в ужасе замирают.

На тайной встрече Спартак призывает своих сподвижников начать восстание. Верность делу борьбы за освобождение заговорщики скрепляют клятвой.

Спартак проникает в каменную тюрьму гладиаторов. и зовет заключенных поднять восстание: лучше смерть на поле брани, чем на арене цирка, на потеху толпе! Вот уже разбиты цепи, снята стража. Спартак открывает ворота тюрьмы и уводит за собой восставших.

Широкой огненной рекой разливается по Италии восстание рабов. Победу за победой одерживают войска Спартака. Римляне склоняют «орлы» — знаки своих легионов — перед вождем восставших рабов.

Военачальники Спартака возвращаются из похода с пленными легионерами, награбленным добром, бочонками вина и гетерами. Среди гетер скрывается Эгина. Она приводит Гармодия в палатку пирующих военачальников.

Неожиданно появляется Спартак. Он приказывает немедленно изгнать из лагеря гетер. Гармодий протестует. Между группой военачальников и Спартаком возникает ссора. Давно назревавший конфликт приводит к расколу лагеря. Группа недовольных военачальников вместе со своими воинами покидает лагерь Спартака. Эгина увлекает за собой Гармодия. Со Спартаком остаются только верные делу свободы его сподвижники.

Пир у Красса. Эгина рассказывает полководцу, что ей удалось привести рассорившегося со Спартаком Гармодия, а также о расколе среди восставших. Красе отдает приказ напасть на лагерь отколовшихся от Спартака.

Эгина остается наедине с Гармодием. Проходит ночь. Пир возобновляется. Красе велит привести Гармодия. Распахиваются пурпурные занавеси. Гармодий с ужасом видит распятых на крестах гладиаторов, своих недавних сподвижников. Он понимает, что его предала Эгина, и порывается убить ее, но его схватывают и закалывают. Красе и Эгина покидают пиршество.

Рабы во главе со Спартаком стремительно врываются во дворец. Им навстречу радостно устремляются Фригия и рабы Красса.

В сражении с легионерами Красса Спартак терпит поражение и отступает. Фригия благословляет его на новые битвы; она подает Спартаку щит, целует его меч. Она сердцем предчувствует надвигающуюся катастрофу.

Римляне наступают. Окруженные несметными полчи­щами, гибнут в жестоком бою спартаковцы. Гибнет и Спартак.

Звучит сигнал отбоя. Войска римлян уходят.

Ночь. Мгла окутывает поле битвы. Появляется скорбная Фригия, отыскивающая тело Спартака. В зловещей тишине она оплакивает павшего героя.

>
Владимир Васильев

Балет

Творческая биография Владимира Васильева продолжилась в стенах Московского хореографического училища (сейчас это академия). Преподаватели отмечали не только несомненный талант Владимира, но и актерские способности: юноша, помимо идеального технического исполнения, вкладывал в танец эмоции, экспрессию, с легкостью перевоплощаясь в героев постановок как настоящий артист.

Владимир Васильев в юности

В 1958-м Васильев, окончив обучение, начал служить в Большом театре, став официальным членом балетной труппы. Поначалу Владимиру Викторовичу доставались характерные роли: в «Русалке» танцор исполнял цыганский танец, в «Демоне» — лезгинку. Но вскоре на начинающего танцора обратила внимание неподражаемая Галина Уланова, предложив Васильеву партию в классической балетной постановке «Шопениана». То была не просто партия, а дуэт с самой Улановой. После этого Галина Сергеевна останется другом и наставником Владимира Васильева.

Владимир Васильев в балете «Шопениана»

Обратил внимание на Васильева и Юрий Григорович, театральный балетмейстер. Владимир Васильев показался Григоровичу весьма перспективным танцовщиком. Вскоре Васильев получил главную партию в балете «Каменный цветок». Эта постановка подарила танцору первых поклонников и поклонниц, не чуждых искусству. Вслед за этим Владимир Викторович исполнил главные партии в «Золушке» (здесь танцору досталась партия принца), «Дон Кихоте» (Базиль), «Жизели» (партия Альберта) и «Ромео и Джульетте» (здесь Владимир Викторович перевоплотился в юного Ромео).

Владимир Васильев в молодости

Долгие 30 лет Владимир Васильев отдал сцене Большого. С 1958-й по 1988-й танцор числился ведущим балетным солистом театра. Балерина Екатерина Максимова, по совместительству жена Владимира Васильева, стала постоянной партнершей талантливого балеруна.

Пожалуй, главным признанием таланта Васильева являлся тот факт, что танцора не только приглашали на главные партии в уже готовых постановках, но и писали их специально для него. Так, танцор стал первым, кто исполнил Иванушку в «Коньке-Горбунке», Сергея в «Ангаре», Спартака в «Спартаке» Хачатуряна. В 1977-м выдающийся балетмейстер Морис Бежар поставил партию Юноши в «Петрушке» специально для Владимира Викторовича.

Владимир Васильев на сцене

Танцевальные успехи Васильева увидели не только стены родного Большого театра. Танцор побывал с гастролями в парижском Гранд-опера, итальянском театре Ла Скала, нью-йоркской Метрополитен опере, лондонском Ковент-гардене.

В 1988-м Владимир Васильев и его бессменная партнерша и жена Екатерина Максимова ушли из Большого. Причиной стал творческий спор с Юрием Григоровичем. Владимир Викторович продолжил творческую карьеру как худрук Государственного академического Большого театра, эта должность останется у танцора до 2000 года.

Владимир Васильев в балете «Иван Грозный»

Владимир Васильев проявил талант и в деятельности хореографа-постановщика. В 1971-м танцор впервые поставил собственный танцевальный спектакль. Это был балет «Икар», представленный в стенах Кремлевского дворца съездов. Несколько лет спустя появится постановка «Эти чарующие звуки», в 1980-м Васильев представит «Макбет», а в 1984-м — «Дом у дороги».

Зарубежным странам также посчастливится познакомиться с Васильевым-постановщиком. На аргентинской сцене Владимир Викторович представил на суд зрителей балет «Фрагменты одной биографии», а Соединенные Штаты восхищались талантливой интерпретацией «Дон Кихота».

Хореограф Владимир Васильев

В 1990-х годах Васильев работал над постановками «Тахир и Зухра», «О, Моцарт! Моцарт…», «Травиата», «Хованщина», «Аида», «Золушка». После некоторого перерыва, в 2010-м, Васильев представил балет «Красный мак» в Красноярске. 2011-й отмечен постановкой балета «Балда» для детей.

В 2014-м Васильеву выпала честь лично выступить в балете «Первый бал Наташи Ростовой». Эта мини-постановка готовилась специально для концерта по поводу открытия сочинских Олимпийских игр. Владимиру Викторовичу досталась партия Ильи Андреевича Ростова. В том же году Васильев представил на суд зрителей проект по произведениям Виктора Астафьева. Постановка состояла из шести танцевальных миниатюр.

В 2015 году, в честь 75-летнего юбилея танцора, прошла премьера балетного спектакля «Donna nobis pasem” на музыку Баха. Юбиляр выступил как постановщик балета, партии же исполнили танцоры Татарского академического театра имени Мусы Джалиля.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *