Василий бурцев букварь

Букварь василия бурцева

(Бурцев-Протопопов) Василий Федорович († после 1647/48), московский подьячий, типограф, издатель. Судя по прозвищу, происходил из семьи священнослужителей. Первые упоминания о Б. в документах относятся к 1626/27 г., когда он с кн. Р. Волховским описывал Епифанский, Венёвский и Тульский уезды, в 1631/32 г. с И. Загряжским — Соловский у., в 1638 г. имел двор в Москве. С 1632 г. Б. работал на Печатном дворе, руководил постройкой нового печатного отд-ния, а затем и его работой. Задачей этого отд-ния, созданного на средства Патриаршего разрядного приказа, по-видимому, должно было стать обеспечение книгами школы, основанной Патриархом Филаретом. Подтверждением тому являются первые книги, изданные Б.,- Буквари, Псалтири, Часовники (в документах Б. нередко именуется «подьячим азбучного дела», по-видимому он руководил издательским процессом на всех этапах — от составления книги до выпуска ее в свет). После смерти Патриарха Филарета († 1 окт. 1633) Б. отделился от Печатного двора, компенсировав казне расходы по созданию отд-ния. (По поводу статуса его типографии в лит-ре существуют различные мнения — ее считают либо частной (И. В. Починская), либо 2-й гос. (И. В. Поздеева).) Типография Б. успешно функционировала в 1633-1642 гг. и была закрыта с восшествием на Патриарший престол Иосифа.

За это время было напечатано не менее 20 изданий: 4 издания Псалтири, 1 — Псалтири с восследованием, 3 издания Часовника, 4 — Букваря, Служебная Минея на сентябрь, Служебник, Апостол, Евангелие учительное, Святцы, Шестоднев, Канонник, Требник,- к-рые характеризуются мн. новаторскими для великорус. книгопечатания чертами. Б. первым в Московском государстве издал буквари церковнослав. языка — в 1634 и 1637 гг.,- в основном следовавшие традиции букварей Ивана Фёдорова. Букварь 1637 г. имеет стихотворное вступление и является 1-м иллюстрированным букварем — на фронтисписе издания помещена гравюра с изображением сцены из школьной жизни, восходящая к польск. первопечатным букварям нач. XVII в. (возможно, через западнорус. посредство). Букварю 1634 г. предшествовало издание 2 азбук, выполненное, вероятно, также Б. (одно форматом в четвертку («полдесть»), др.- в осьмушку («четверть»)). Они упоминаются как распроданные к сент. 1634 г. в деле о продаже изданий Печатного двора (Поздеева и др. Московский Печатный двор. С. 407). Стоимость этих азбук (соответственно 2 деньги и деньга) указывает на то, что это были малообъемные издания типа позднейших «восьмилисток», содержавшие, очевидно, лишь алфавиты (с разным порядком букв) и слоги. Печатник ввел в московские издания концовки. Канонник 1642 г. стал первой московской книгой, имеющей титульный лист.

Б. имел тесные связи с белорус. печатником С. Соболем, к-рый, вероятно, помогал ему в период становления типографии. Эти контакты нашли отражение в новшествах, к-рые Б. привнес в московскую печатную книгу. Ряд заставок и концовок, разработанных Б., в значительной степени тяготеют к западнорус. традиции, а в нек-рых из них прослеживаются прямые параллели с орнаментикой Соболя; в 3 малоформатных изданиях, осуществленных Б. (Святцы 1639 г., Канонник 1641 г., Требник 1642 г.), употреблен мелкий шрифт, точно совпадающий с одним из шрифтов Соболя; Б. применял наборные украшения, рисунок к-рых находит аналогии в изданиях белорус. печатника. В кон. 30-х гг. XVII в. отношения между Б. и Соболем резко испортились. Белорусский печатник хотел приехать в Москву, чтобы получить должность переводчика «книг греческих в русский язык», и предлагал создать типографское уч-ще с преподаванием слав. и иностранных языков. Опасаясь конкуренции опытного печатника (а также, вероятно, не желая расплачиваться по заемной записи и возвращать заимствованные типографские материалы), Б. обвинил Соболя в тайной приверженности унии. В апр. 1639 г. последний был задержан с партией книг на границе в Вязьме и по царскому указу выслан назад в Речь Посполитую (Русско-белорусские связи: Сб. док-тов (1570-1667). Минск, 1963. № 135, 136, 138; Зёрнова А. С. Белорус. печатник Спиридон Соболь // Книга: Исслед. и мат-лы. М., 1965. Сб. 10. С. 143-144).

На позднейшую традицию московских печатных Букварей (изд. 1657 и 1664) издания Б. оказали лишь ограниченное воздействие, их составители, действовавшие в эпоху реформ Патриарха Никона, предпочитали обращаться к западнорус. материалу (в частности, к Грамматике Мелетия (Смотрицкого) 1619 г. и могилёвскому Букварю Соболя 1636 г.) непосредственно. В XIX в. единоверческая типография перепечатала 2 издания Б.: Требник 1642 г. (М., 1856) и Букварь 1637 г. (М., 1885).

Ист.: ЗёрноваА. С. Книги кирилловской печати, изд. в Москве в XVI-XVII вв.: Сводный кат. М., 1958. № 101-117; ПоздееваИ. В.,ПушковВ. П.,ДадыкинА. В. Московский Печатный двор — факт и фактор рус. культуры. М., 2001. С. 421-428.

Азбука (букварь) 1634 г — Бурцов-Протопопов

Лит.: ЗёрноваА. С. Орнаментика книг моск. печати XVI-XVII вв. М., 1952. С. 23-24; ВеселовскийС. Б. Дьяки и подьячие XVI-XVII вв. М., 1975. С. 74; Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР с древнейших времен до кон. XVII в. М., 1989. С. 172, 173, 187-189; ИвановаЖ. Н. Василий Бурцов и его роль в развитии печатного дела в России // Памятники рус. народной культуры XVII-XIX вв. М., 1990. С. 13-28; СазоноваЛ. И.,ГусеваА. А. Бурцев В. Ф. // СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 148-153; ПочинскаяИ. В. О первом опыте частного книгоиздания в России // Проблемы истории, рус. книжности, культуры и обществ. сознания. Новосиб., 2000. С. 225-231.

И. В. Починская, А. А. Турилов

Букварь Василия Бурцова. Первое московское пособие для обучения грамоте — букварь — был издан 20 августа (10 августа по старому стилю) 1634 года в Москве Василием Бурцовым. До этого основной книгой, по которой шло обучение грамоте, был «Псалтирь» (книга библейских псалмов).

Василий Бурцов — печатник первой половины XVII века, происходил из семьи подьячих, работал на Московском печатном дворе в должности «подьячего азбучного дела». Он напечатал 12 книг (по некоторым сведениям — 17), среди которых книги духовного, светского содержания, а также учебные книги.

По традиции XVII века букварь, изданный Василием Бурцовым, был небольшого размера, отличался простотой и четкостью шрифтового и графического оформления. Каждая страница имела продуманное построение. В отличие от предшествующих азбук, Василий Бурцов использовал красный цвет для выделения букв, слогов, названий частей и разделов книги.

Букварь сохранял в основном структуру львовской и острожской азбук Ивана Федорова. Как во львовском руководстве 1574 года, в букваре Василия Бурцова были объединены материалы для изучения азбуки, овладения грамотой и тексты для чтения. Вначале также приводился алфавит в прямом и обратном порядке, а затем вразбивку. Далее, в соответствии с принятым буквослагательным методом обучения, были помещены двух- и трехбуквенные слоги. Затем приведены названия чисел и знаки препинания. В разделе «А сия азбука от книги осмочастныя сиречь грамматикии» сообщались сведения о спряжении и давались формы страдательного залога. Под заглавием «По ортографии» были объединены примеры, дающие сведения о склонении имен существительных и прилагательных.

Во второй части книги были собраны молитвы — «исповедание православной веры», притчи царя Соломона, моральные наставления.

Бурцов-Протопопов, Василий Фёдорович

Завершало букварь, как и в Азбуку 1578 года Ивана Федорова, «Сказание… » Черноризца Храбра.

Василий Бурцов использовал азбуки Ивана Федорова в качестве образцов, но сделал некоторые отступления и уточнения, усовершенствовав книгу для обучения письму и чтению.

Букварь Василия Бурцова стал в Центральной России основным пособием для обучения грамоте. Популярность учебника в Московском государстве и за его пределами побудили Бурцова выпустить второе издание. Оно было издано Московским печатным двором в 1637 году и не было простой перепечаткой первого. В него были внесены изменения по объему и по построению учебника, а также по его оформлению. В предисловии азбуки были помещены вирши, обращенные к ученикам, повествующие о целях и методах учения. Во втором издании букваря впервые появилась иллюстрация на школьную тему в виде гравюры: учитель наказывает розгами провинившегося ученика. Кроме гравюры, в учебнике имеется 5 заставок и 49 заглавных букв. Метод обучения чтению остался прежним — буквослагательным, поэтому автор приводил двух- и трехбуквенные слоги, алфавит с названием букв. В качестве текстов для чтения были даны молитвы, предложения нравоучительного содержания, текст десяти заповедей. Также во втором издании букваря Василия Бурцова имеется послесловие, в котором автор сообщил выходные данные издания и обозначил свое авторство.

Букварь Василия Бурцова в переработанном втором издании неоднократно переиздавался и долгие годы являлся одним из самых авторитетных учебных пособий.

Подлинные издания букваря Василия Бурцова 1634 и 1637 годов хранятся в Российской государственной библиотеке.

РИА Новости 20.08.2014

Все словари
Общий словарь
Исторический словарь

Случайные ссылки:
Межсословный — Существующий между сосло…
Огневица — Лихорадка, жар….
Арефа (Arethas) Кесарийский (около 850 …
Вантина — один из проволочных или пеньк…
Зрительные иллюзии. Нарушения зрительно…
Мзымта, река в Краснодарском крае. Длин…
Стратегический маркетинг — по Ж.Ламбену…
Страхование на дожитие, вид страхования…
Томпуда, река в Бурятии. Длина — 108 км…

Запросы для разгадывания кроссвордов и сканвордов
Патриотизм 11 букв
Луизиана 5 букв
Перекрытие 5 букв
Надпись 6 букв
Принципы 11 букв

Реферат на тему:

>Бурцов-Протопопов, Василий Фёдорович

>План:

    Введение

  • 1Биография
  • 2Издания
  • Литература

1. Биография

Судя по прозвищу, происходил из семьи священнослужителей. Первые упоминания о Бурцове в документах относятся к 1626/27 г., когда он с кн. Р. Волховским описывал Епифанский, Венёвский и Тульский уезды, в 1631/32 г. с И. Загряжским — Соловский уезд, в 1638 г. имел двор в Москве. С 1632 г. Бурцов работал на Печатном дворе, руководил постройкой нового печатного отделения, а затем и его работой. Задачей этого отделения, созданного на средства Патриаршего разрядного приказа, по-видимому, должно было стать обеспечение книгами школы, основанной Патриархом Филаретом. Подтверждением тому являются первые книги, изданные Бурцовым,- Буквари, Псалтири, Часовники (в документах Бурцов нередко именуется «подьячим азбучного дела», по-видимому он руководил издательским процессом на всех этапах — от составления книги до выпуска ее в свет). После смерти Патриарха Филарета († 1 окт. 1633) Бурцов отделился от Печатного двора, компенсировав казне расходы по созданию отделения. (По поводу статуса его типографии в литературе существуют различные мнения — ее считают либо частной (И. В. Починская), либо 2-й гос. (И. В. Поздеева).) В 1641, печатая Канонник, Бурцов впервые в Москве предпослал тексту титульный лист, заключённый в гравированную на дереве рамку. Бурцов имел тесные связи с белорусским печатником Спиридоном Соболем, который, вероятно, помогал ему в период становления типографии. Эти контакты нашли отражение в новшествах, которые Бурцов привнес в московскую печатную книгу. У побывавшего в Москве в 1637 С. Соболя Бурцов приобрёл шрифты малого кегля (высота 10 строк — 61-62 мм), которыми напечатал Святцы (1639), Канонник (1641) и Требник (1642). Святцы напечатаны в 16-ю долю листа — это 1-я московская миниатюрная печатная книга. В кон. 30-х гг. XVII в. отношения между Бурцовым и Соболем испортились. Белорусский печатник хотел приехать в Москву, чтобы получить должность переводчика «книг греческих в русский язык», и предлагал создать типографское училище с преподаванием слав. и иностранных языков. Опасаясь конкуренции опытного печатника (а также, вероятно, не желая расплачиваться по заемной записи и возвращать заимствованные типографские материалы), Б. обвинил Соболя в тайной приверженности унии. В апр. 1639 г. последний был задержан с партией книг на границе в Вязьме и по царскому указу выслан назад в Речь Посполитую (Русско-белорусские связи: Сб. док-тов (1570-1667). Минск, 1963. № 135, 136, 138; Зёрнова А. С. Белорус. печатник Спиридон Соболь // Книга: Исслед. и мат-лы. М., 1965. Сб. 10. С. 143-144). На позднейшую традицию московских печатных Букварей (изд. 1657 и 1664) издания Б. оказали лишь ограниченное воздействие, их составители, действовавшие в эпоху реформ Патриарха Никона, предпочитали обращаться к западнорус. материалу (в частности, к Грамматике Мелетия (Смотрицкого) 1619 г. и могилёвскому Букварю Соболя 1636 г.) непосредственно. В XIX в. единоверческая типография перепечатала 2 издания Б.: Требник 1642 г. (М., 1856) и Букварь 1637 г. (М., 1885). Послед-нее известие о Б. относится к 1648.

Что вы знаете о букваре Василия Бурцова?

По традиции книга небольшого размера. В отличие от Ивана Федорова Бурцов использовал красный цвет, выделяющий буквы, слоги и названия разделов букваря. Особое внимание уделено шрифтам и графическому оформлению, построение каждой страницы четкое, продуманное. Составлен букварь по образцу федоровских азбук. Есть и алфавит в прямом и обратном порядках, а также в разбивку; есть и двух- и трехбуквенные слоги, числа и знаки препинания. Есть разделы по грамматике с формами спряжения глаголов, и по орфографии с примерами склонения имен существительных и прилагательных, и даже сказание Черноризца Храбра. В материал для чтения также включены молитвы, притчи, наставления. И все же это не простая перепечатка. Это творчески переработанное пособие с усовершенствованиями, уточнениями содержания и особой любовью к его внешнему виду. Букварь В. Бурцова имел большую популярность в России того времени.

Второе издание Азбуки (букваря) Василия Бурцова. (Формат 87 Х 139 мм) Московский печатный двор, 8 февраля 1637 Совсем маленькая, «карманная» книжечка, напоминающая кошелек. Хотя принцип построения пока оставлен без изменений, это первая русская иллюстрированная азбука, причем сюжет иллюстрации вполне светский. Сразу после обращения к учащимся издатель на отдельной странице поместил гравированный на дереве фронтиспис, живо изображающий сцену в классной комнате училища – учитель наказывает розгами провинившегося ученика. Наставление понятно без слов. Гравюра выполнена очень тщательно и гармонично вписывается в общий стиль оформления книги с ее заставками и шрифтами. Интересен факт, что в издании Азбуки 1637 года содержится поучение «младым отрочатам». Это первое стихотворное сочинение русского автора, появившееся в печатном издании. Исследователи полагают, что автором этих стихов был сам Василий Фёдорович Бурцов. В стихах изложены наставления и рассказ о том, каким сокровищем является знание грамоты. Это самое ранее поэтическое произведение русского автора, напечатанное в Москве. В таком виде букварь неоднократно переиздавался. Издания букварей В. Бурцова можно назвать началом чудесного превращения учебника в светскую книгу.

Содержание: 1) Предисловие для взрослых 2) Стихотворное предисловие для детей 3) Славянский алфавит (в т.ч., цифры и пр. символы) 4) Слоги 5) Парадигмы спряжения глаголов (в т.ч. дв.ч.) 6) Алфавитный перечень слов под титлами 7) Стихотворение для заучивания порядка букв в алфавите 8) Заповеди Ветхаго и Новаго заветов 9) Евангельские притчи 10) Исус Сирахов 11) Сказание как св. Кирилл составил азбуку 12) Заключение, информация об издании и переиздании

Литература

  • Зёрнова А. С. Книги кирилловской печати, изд. в Москве в XVI-XVII вв.: Сводный кат. М., 1958. № 101-117;
  • Поздеева И. В., Пушков В. П., Дадыкин А. В. Московский Печатный двор — факт и фактор рус. культуры. М., 2001. С. 421-428.
  • Зёрнова А. С. Орнаментика книг моск. печати XVI-XVII вв. М., 1952. С. 23-24;
  • Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие XVI-XVII вв. М., 1975. С. 74; Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР с древнейших времен до кон. XVII в. М., 1989. С. 172, 173, 187-189;
  • Иванова Ж. Н. Василий Бурцов и его роль в развитии печатного дела в России // Памятники рус. народной культуры XVII-XIX вв. М., 1990. С. 13-28;
  • Сазонова Л. И., Гусева А. А. Бурцев В. Ф. // СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 148-153;
  • Починская И. В. О первом опыте частного книгоиздания в России // Проблемы истории, рус. книжности, культуры и обществ. сознания. Новосиб., 2000. С. 225-231.
  • Калайдович К. Ф. Азбука, составленная В. Ф. Бурцевым // Сев. архив. 1823. Ч. 6. № 11;
  • Немировский Е. Л. Азбучного дела подьячий // Рус. речь. 1984, №4;
  • Иванова И. Н. В. Бурцев и его роль в развитии печатного дела в России // Памятники рус. нар. культуры XVII-XIX вв. М., 1990.

Фронтиспис из второго издания Азбуки Бурцова-Протопопова В.Ф.

Букварь1634 г.

Букварь1637 г.

БУРЦОВ (Бурцов-Протопопов, Бурцев-Протопопов) Василий Фёдорович (? — после 1648), российский типограф-издатель. В 1626-27 годах в качестве подьячего произвёл описание Епифанского, Венёвского, Тульского уездов (совместно с князем Р. Ф. Волховским), а в 1631-32 годах — Соловского уезда (совместно с И. А. Загряжским). Вскоре поступил на службу на Московский печатный двор, где в конце 1632 года или начале 1633 года издал Псалтирь. Бурцов носил особый титул «подьячего азбучного дела», последним из деятелей Печатного двора имел должность книгопечатного мастера. В 1633 году организовал «новую штанбу» (типографию), на устройство которой получил субсидию по распоряжению патриарха Филарета. Сам являлся резчиком типографских букв. Его типография выпускала ежегодно по 2-3 издания, среди них — Часовник (два издания в 1633 году; 1637 год), Псалтирь (1634, 1636, 1640 годы), Минея служебная , Служебник (1637 год), Апостол (1638 год), Евангелие учительное (1639 год), Шестоднев (1640 год). В 1634 году Бурцов издал первый в Русском государстве букварь. В дополненном издании букваря (1637 год; неоднократно перепечатывался в 17-19 веках) в качестве фронтисписа помещена первая русская светская книжная гравюра («Училище»). В изданиях типографии Бурцова сочетались традиции московского, белорусского и украинского книгопечатания. Бурцов имел тесные связи с белорусским печатником С. Соболем. Впервые в истории восточнославянского книгопечатания Бурцов издал Святцы (1639 год), ставшие первым московским миниатюрным изданием (в 1/16 долю листа). Новшеством для русских старопечатных книг явилось применение Бурцовым концовок (с 1637 года). В Каноннике (1641 год) Бурцов впервые в практике московского книгопечатания ввёл титульный лист. Известно 17 изданий, выпущенных Бурцовым (в 1980-90-е годы на основании архивных данных сделано предположение ещё о трёх изданиях Бурцова), последнее — Требник — вышло в 1642 году. Последнее известие о самом Бурцове относится к декабрю 1648 года.

Реклама

Источн.: Зернова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI-XVII века М., 1958; Поздеева И. В., Пушков В. П., Дадыкин А. В. Московский печатный двор — факт и фактор русской культуры. 1618-1652 годы М., 2001.

Лит.: Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие XV-XVII в. М., 1975; Немировский Е.

Л. Азбучного дела подьячий (О В. Бурцеве-Протопопове) // Русская речь. 1984. №4; Иванова Ж. Н. В. Бурцов и его роль в развитии печатного дела в России // Памятники русской народной культуры XVII-XIX веков. М., 1990; Починская И. В. О первом опыте частного книгоиздания в России // Проблемы истории, русской книжности, культуры и общественного сознания. Новосиб., 2000.

> См. также

  • Иван Фёдоров
  • Вербицкий,Тимофей Александрович
  • Пётр Мстиславец
  • Франциск Скорина
  • Симон Будный
  • Василий Тяпинский

Славянская школа здравой мысли

Название: Азбука
Бурцов Василий Федерович
Издательство: Типография Троицко-Введенской церкви
Год: 1885 (репринт 1637 г.)
Страниц: 111 листов (отсканировано по 2 страницы на разворот)
Язык: русский, церковно-славянский
Описание:
Предлагаю Вашему вниманию одну из первых русских печатных азбук. Во многом она следует «Букварю» Ивана Федорова сына 1581 г., некоторые тексты перенабраны непосредственно с него. Отсканированная книга — это переизданное старообрядцами 2-е издание «Азбуки» 1637 г. (1-е издание было в 1630 г.) Церковно-славянская орфография следует дониконовской традиции (т.е., отлчается от современной).
Среди изданий Печатного двора, предпринятых в XVII веке, примечательны книги, напечатанные В. Ф. Бурцовым. Типограф — издатель Бурцов занимал на Печатном дворе особое, привилегированное положение. В течение 8,5 лет (с 1633 по 1642 г.) он руководил самостоятельным отделением типографии, на продукции которого упоминалось его имя как печатника, что в те годы было уже необычным. Всего Бурцов выпустил 17 книг, в том числе в 1634 и 1637 гг. 2 издания Азбуки. В предисловии к Азбуке 1637 г. описывается распространенный в то время процесс обучения детей грамоте «… русстии сынове младыя дети первие починают учитися по сей составней словеньстей азбуце по ряду словам и потом, узнав письмена и слоги, и, изучив сию малую книжицу азбуку, начинают учити Часовник и Псалтырю и прочая книги». За прозаическим предисловием следует написанное риторическими двоестрочиями (говорным стихом) поучение «младым отрочатам». Это первое стихотворное сочинение русскогоавтора, появившееся в печати. Предполагается, что автором этих стихов был сам Бурцов . Здесь же помещена в качестве фронтисписа гравюра с надписью «училище» — первая русская светская книжная гравюра, на ней изображена сцена из школьной жизни: учитель сечет розгами ученика. Букварь 1637 г. неоднократно перепечатывался в XVII — Х1Х вв., в том числе — старообрядцами в московской единоверческой типографии в 1885 г.
Содержание:
1) Предисловие для взрослых
2) Стихотворное предисловие для детей
3) Славянский алфавит (в т.ч., цифры и пр. символы)
4) Слоги
5) Парадигмы спряжения глаголов (в т.ч. дв.ч.)
6) Алфавитный перечень слов под титлами
7) Стихотворение для заучивания порядка букв в алфавите
8) Заповеди Ветхаго и Новаго заветов
9) Евангельские притчи
10) Исус Сирахов
11) Сказание как св. Кирилл составил азбуку
12) Заключение, информация об издании и переиздании

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *