Великая суббота перед пасхой

Великая Суббота

Песнопения Великой Субботы

Великая Суббота – это последний день перед Пасхой. Для верующих Великая Суббота – и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью. В день Великой Субботы Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.

В день Великой Субботы Иосиф из Аримафеи, член синедриона, пришедши к Пилату, стал просить у него тело Иисуса для погребения. По обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и становились добычей птиц, но с разрешения начальства можно было предавать их погребению.

Иосиф купил плащаницу — длинное и ценное полотно. Тело Христа сняли с Креста, умастили его благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере в саду Иосифа.

Фарисеи знали слова Христа о Его воскресении, и опасаясь, что Апостолы похитят Тело Христа и скажут народу, что Он воскрес, выпросили у Пилата стражу, приставили к гробу в Великую Субботу и гроб запечатали. Такими действиями они усилили доказательства Христова Воскресения.

По традиции Православной Церкви день Великой Субботы начинается с вечера – чином утрени: посреди храма, на возвышении, украшенная цветами, находится икона Христа, лежащего во гробе – святая Плащаница.

Песнопения утреннего канона Великой Субботы славят Христа, Своею смертью победившего смерть.

После малого повечерия Великой Субботы с чтением канона о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы – во время службы утрени Великой Субботы совершается Крестный ход с пением погребального «Святый Боже…»: Святая Плащаница обносится вокруг храма. Именно на этой службе в первый раз говорится, что эта суббота – самый «благословенный седьмой день», когда-либо бывший. Это день, когда Христос почивает от трудов Своих по восстановлению мира.

Великая Суббота – это день, когда Слово Божие, «через Которое все начало быть», лежит во гробе как мертвый Человек, но в то же время спасая мир и отверзая гробницы. Утром в субботу служится вечерня с литургией св. Василия Великого – одна из самых красивых служб года. Часть Литургии – вход с Евангелием, Великий вход – совершается в центре храма перед Плащаницей. На службе читаются 15 паремий – отрывков из Ветхого Завета, содержащих пророчества о Воскресении Христовом.

В Великую Субботу происходит одно из главных чудес Православной Церкви: схождение Благодатного огня. Это чудо происходит каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения.

По окончании Литургии Великой Субботы поется пасхальный тропарь: близится начало праздника Пасхи. Благословляются хлебы и вино, а в большинстве храмов происходит освящение куличей, пасох и яиц.

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.

Литургия Великой Субботы. Митрополит Антоний Сурожский:

Бывает, что после долгой, мучительной болезни умирает человек; и гроб его стоит в церкви, и, взирая на него, мы проникаемся таким чувством покоя и радости: прошли мучительные дни, прошло страдание, прошел предсмертный ужас, прошло постепенное удаление от ближних, когда час за часом человек чувствует, что он уходит и что остаются за ним на земле любимые.

А в смерти Христовой прошло и еще самое страшное – то мгновение Богооставленности, которое заставило Его в ужасе воскликнуть: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?..

Бывает, стоим мы у постели только что умершего человека, и в комнате чувствуется, будто воцарился уже не земной мир – мир вечный, тот мир, о котором Христос сказал, что Он оставляет Свой мир, такой мир, какого земля не дает…

И так мы стоим у гроба Господня. Прошли страшные страстные дни и часы; плотью, которой страдал Христос, Он теперь почил; душою, сияющей славой Божества, Он сошел во ад и тьму его рассеял, и положил конец той страшной богооставленности, которую смерть представляла собой до Его сошествия в ее недра. Действительно, мы находимся в тишине преблагословенной субботы, когда Господь почил от трудов Своих.

И вся Вселенная в трепете: ад погиб; мертвый – ни един во гробе; отделенность, безнадежная отделенность от Бога побеждена тем, что Сам Бог пришел в место последнего отлучения. Ангелы поклоняются Богу, восторжествовавшему над всем, что земля создала страшного: над грехом, над злом, над смертью, над разлукой с Богом…

И вот мы трепетно будем ждать того мгновения, когда сегодня ночью и до нас дойдет эта победоносная весть, когда мы услышим на земле то, что в преисподней гремело, то, что в небеса пожаром поднялось, услышим это мы и увидим сияние Воскресшего Христа…

Вот почему так тиха литургия этой Великой Субботы и почему, еще до того как мы воспоем, в свою очередь, «Христос воскресе», мы читаем Евангелие о Воскресении Христовом. Он одержал Свою победу, все сделано: остается только нам лицезреть чудо и вместе со всей тварью войти в это торжество, в эту радость, в это преображение мира… Слава Богу!

Слава Богу за Крест; слава Богу за смерть Христа, за Богооставленность Его; слава Богу за то, что смерть уже не конец, а только сон, успение… Слава Богу за то, что нет больше преград ни между людьми, ни между нами и Богом! Его Крестом, Его любовью, Его смертью, сошествием во ад и Воскресением и Вознесением, которого мы будем ждать с такой надеждой и радостью, и даром Святого Духа, Который живет и дышит в Церкви, все совершено – остается нам только принять то, что дано, и жить тем, что нам от Бога даровано! Аминь.

Вы прочитали материал Великая Суббота. Последний день перед Пасхой.

Читать также о Великой Субботе:

  • Великая Суббота. Колыбель для Бога
  • Великая Суббота. Пропитанная тихой радостью
  • Великая Суббота – обновление обетов крещения

Религиозные и культурные практики

Восточные традиции

Полунощница Святой и Великой субботы обычно проходит в пятницу вечером и принимает форму похоронного служения Христу. Вся литургия совершается вокруг Эпитафия, иконы в виде ткани с вышитым изображением Иисуса, приготовленного для погребения. Первая часть всенощной состоит в том, чтобы воспевать Псалом 118, как обычно, на утренних молебнах или похоронах, но он перемешивается с гимнами (энкомия или плач). Преобладающая тема литургии — не столько траур, сколько настороженное ожидание:
Сегодня Ты будешь святым в седьмой день,
Который благословил старое, покорившись делам твоим.

И воплощаешь все в жизнь, и новое даёшь, Наблюдая за субботним покоем Спасителя, и восстанавливаешь силу.

В конце Великого славословия, совершается Крестный ход с пением погребального «Святый Боже…». Плащаница обносится вокруг храма. В субботу проводится веперальная Божественная литургия Василия Великого, называемая Службой Первого Воскресения (греч. Ἡ Πρώτη Ἀνάστασις), названная так потому, что в хронологическом порядке она была составлена ​​раньше, чем Паскаль Канон Св. Иоанна Дамаскина, а не потому, что это происходит ранее литургически. Это самая длинная Божественная литургия всего года и последняя. После маленького входа есть 15 Ветхозаветных чтений, которые напоминают историю спасения. В русских храмах, непосредственно перед декламацией евангелия, облачения меняются от тёмных к светлым.

В греческой традиции священнослужители размещали лавровые листья и лепестки цветов по всей церкви, чтобы символизировать разрушенные ворота и сломанные цепи ада и победу Иисуса над смертью. В то время как литургическая атмосфера меняется от печали до радости на этом служении, верующие продолжают поститься и приветствием «Христос воскрес!», не обмениваются до полуночи, времени Пасхального бдения, поскольку эта служба представляет провозглашение победы Иисуса над смертью в Аиде, но Воскресение ещё не объявлено тем, кто на земле. Это происходит во время Пасхального бдения.

Великий пост первоначально был периодом катехизации для только что пришедших к вере, чтобы подготовить их к крещению и молитве, а также когда есть новообращённые, которые происходят при чтении Ветхого Завета во время Божественной литургии весны. До полуночного служения верующие собираются в церкви для чтения Деяний Апостолов в полном объёме. В преддверии полночи начинается Пасхальное бдение, где повторяется Канон Святой субботы, к концу которого эпитафий удаляется из центра церкви и перемещается на алтарный стол. Там он остаётся до Вознесения. Затем свечи и огни в церкви гаснут, и все ждут в темноте и тишине провозглашения Воскресения Христова.

В Римско-католической церкви, алтари остаются ничем не покрытыми (после службы на Чистый четверг). Месса устраивается только в очень тяжёлой или торжественной ситуации. Празднование Таинств чрезвычайно ограничено: Святое Причастие даётся только как Витим для умирающих; а покаяние и помазание больного могут быть введены, потому что они, подобно Viaticum, полезны для спасения отходящих в мир иной. Святая суббота является вторым днём ​​Пасхала, как указано в Sacrosanctum Concilium, статья 110, хотя пост может быть не таким строгим, как в Страстную пятницу.

Многие Англиканские церкви, а также лютеранские, методистские и некоторые другие соблюдают те же самые обычаи; однако, их алтари могут быть покрыты чёрным. В некоторых англиканских храмах, в том числе в Епископальной церкви в Соединённых Штатах, предусматривается простая литургия Слова в этот день с чтениями, посвящёнными похоронам Христа. В моравских церквях Северной Америки праздник известен как Великая суббота.

Англиканская книга общей молитвы использует для обозначения термин «Пасхальный канун».

В католических и некоторых англиканских и лютеранских традициях святая суббота длится до наступления темноты, после чего отмечается пасхальное бдение, ознаменовавшее официальное начало Пасхи. Всенощное пение происходит ночью; оно начинается после наступления темноты и заканчивается с рассветом. На службе зажигают новую праздничную свечу. В римско-католической и некоторых англиканских обрядах месса является первой, начиная со Святого четверга, и во время неё используется «Глория», которая отсутствовала в период Великого поста. Некоторые англиканские церкви предпочитают праздновать Воскресение Христово и зажжение новой свечи на рассвете в День Пасхи. При богослужении может проходить Крещение и его клятвы часто обновляются.

В преимущественно римско-католических Филиппинах называют этот период Чёрной субботой, учитывая роль цвета в трауре. Традиционные табу с предыдущего дня переносятся, но иногда нарушаются. Большинство коммерческих предприятий возобновляют работу, а маленькие фирмы остаются закрытыми до Пасхи. Телевизионные и радиостанции транслируют передачи при помощи специального программирования или в прямом эфире. После литургических изменений Второго Ватиканского собора, термин Сабадо де Глория (Святая суббота) стал широко использоваться, ссылаясь на возвращение гимна Excelsis Deo во время праздничного бдения. В преобладающей римско-католической Польше проводится Święconka (польское произношение: ), что означает «благословение пасхальных корзин» в Святую субботу. Это является одной из самых прочных и любимых традиций.

Святая суббота (лат. Sabbatum Sanctum) — суббота Страстной недели также известная как Великая, Чёрная, Радостная. Отмечается на следующий день после Тёмной пятницы. Конец Страстной недели, и христиане готовятся к Пасхе.

Терминология

Восточные традиции

В Восточном Православии в это время Христос находился в гробнице. Но также полагают, что именно в этот период он спустился в ад и поднял в рай тех, кто был там в плену. В Коптской, Эфиопской и Эритрейской православных церквях праздник известен как Радостная суббота или ночь света и ликованья.

Западные традиции

В западной традиции, как правило, последний день Страстной недели именуется Святой субботой, хотя в Англиканской церкви ещё иногда её называют Пасхальной и это закреплено в том числе и в законодательстве австралийских штатов Новый Южный Уэльс и Квинсленд и правительственными учреждениями. В католической традиции, Пресвятая Дева Мария получает титул Богоматери Одиночества как утешение в горе после смерти сына Иисуса. Однако нигде в литургических документах этот день не упоминается как праздник Богоматери Одиночества.

Религиозные и культурные практики

Восточные традиции

Полунощница Святой и Великой субботы обычно проходит в пятницу вечером и принимает форму похоронного служения Христу. Вся литургия совершается вокруг Эпитафия, иконы в виде ткани с вышитым изображением Иисуса, приготовленного для погребения. Первая часть всенощной состоит в том, чтобы воспевать Псалом 118, как обычно, на утренних молебнах или похоронах, но он перемешивается с гимнами (энкомия или плач). Преобладающая тема литургии — не столько траур, сколько настороженное ожидание:
Сегодня Ты будешь святым в седьмой день,
Который благословил старое, покорившись делам твоим.
И воплощаешь все в жизнь, и новое даёшь,
Наблюдая за субботним покоем Спасителя, и восстанавливаешь силу.

В конце Великого славословия, совершается Крестный ход с пением погребального «Святый Боже…». Плащаница обносится вокруг храма.

В субботу проводится веперальная Божественная литургия Василия Великого, называемая Службой Первого Воскресения (греч. Ἡ Πρώτη Ἀνάστασις), названная так потому, что в хронологическом порядке она была составлена раньше, чем Паскаль Канон Св. Иоанна Дамаскина, а не потому, что это происходит ранее литургически. Это самая длинная Божественная литургия всего года и последняя. После маленького входа есть 15 Ветхозаветных чтений, которые напоминают историю спасения. В русских храмах, непосредственно перед декламацией евангелия, облачения меняются от тёмных к светлым.

В греческой традиции священнослужители размещали лавровые листья и лепестки цветов по всей церкви, чтобы символизировать разрушенные ворота и сломанные цепи ада и победу Иисуса над смертью. В то время как литургическая атмосфера меняется от печали до радости на этом служении, верующие продолжают поститься и приветствием «Христос воскрес!», не обмениваются до полуночи, времени Пасхального бдения, поскольку эта служба представляет провозглашение победы Иисуса над смертью в Аиде, но Воскресение ещё не объявлено тем, кто на земле. Это происходит во время Пасхального бдения.

Великий пост первоначально был периодом катехизации для только что пришедших к вере, чтобы подготовить их к крещению и молитве, а также когда есть новообращённые, которые происходят при чтении Ветхого Завета во время Божественной литургии весны. До полуночного служения верующие собираются в церкви для чтения Деяний Апостолов в полном объёме. В преддверии полночи начинается Пасхальное бдение, где повторяется Канон Святой субботы, к концу которого эпитафий удаляется из центра церкви и перемещается на алтарный стол. Там он остаётся до Вознесения.

Затем свечи и огни в церкви гаснут, и все ждут в темноте и тишине провозглашения Воскресения Христова.

Западные традиции

В Римско-католической церкви, алтари остаются ничем не покрытыми (после службы на Чистый четверг). Месса устраивается только в очень тяжёлой или торжественной ситуации. Празднование Таинств чрезвычайно ограничено: Святое Причастие даётся только как Витим для умирающих; а покаяние и помазание больного могут быть введены, потому что они, подобно Viaticum, полезны для спасения отходящих в мир иной. Святая суббота является вторым днём ​​Пасхала, как указано в Sacrosanctum Concilium, статья 110, хотя пост может быть не таким строгим, как в Страстную пятницу.

Многие Англиканские церкви, а также лютеранские, методистские и некоторые другие соблюдают те же самые обычаи; однако, их алтари могут быть покрыты чёрным. В некоторых англиканских храмах, в том числе в Епископальной церкви в Соединённых Штатах, предусматривается простая литургия Слова в этот день с чтениями, посвящёнными похоронам Христа. В моравских церквях Северной Америки праздник известен как Великая суббота.

Англиканская книга общей молитвы использует для обозначения термин «Пасхальный канун».

В католических и некоторых англиканских и лютеранских традициях святая суббота длится до наступления темноты, после чего отмечается пасхальное бдение, ознаменовавшее официальное начало Пасхи. Всенощное пение происходит ночью; оно начинается после наступления темноты и заканчивается с рассветом. На службе зажигают новую праздничную свечу. В римско-католической и некоторых англиканских обрядах месса является первой, начиная со Святого четверга, и во время неё используется «Глория», которая отсутствовала в период Великого поста. Некоторые англиканские церкви предпочитают праздновать Воскресение Христово и зажжение новой свечи на рассвете в День Пасхи. При богослужении может проходить Крещение и его клятвы часто обновляются.

В преимущественно римско-католических Филиппинах называют этот период Чёрной субботой, учитывая роль цвета в трауре. Традиционные табу с предыдущего дня переносятся, но иногда нарушаются. Большинство коммерческих предприятий возобновляют работу, а маленькие фирмы остаются закрытыми до Пасхи. Телевизионные и радиостанции транслируют передачи при помощи специального программирования или в прямом эфире. После литургических изменений Второго Ватиканского собора, термин Сабадо де Глория (Святая суббота) стал широко использоваться, ссылаясь на возвращение гимна Excelsis Deo во время праздничного бдения. В преобладающей римско-католической Польше проводится Święconka (польское произношение: ), что означает «благословение пасхальных корзин» в Святую субботу. Это является одной из самых прочных и любимых традиций.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *