Великий канон Андрея критского

  1. В понедельник первой седмицы Великого поста
  2. Во вторник первой седмицы Великого поста
  3. В среду первой седмицы Великого поста
  4. В четверг первой седмицы Великого поста
  5. В среду (вечером) пятой седмицы Великого поста

Аудио и Видео:

  • Аудиозаписи Великого Канона
  • Видеотрансляция из храма

Толкования:

  • Кто есть кто в Каноне Андрея Критского? Мария Цырлина
  • Великий Канон протопр. Александр Шмеман
  • Церковно-литургическое назидание по Великому Канону еп. Вениамин (Милов)
  • Великое повечерие с каноном Андрея Критского М.С. Красовицкая
  • Канон покаянный в стихотворном переложении священника Гавриила Пакатского
  • Великий Канон: история и иконографические параллели прот. Н. Погребняк
  • Место Великого канона в песнотворческом достоянии Церкви монахиня Игнатия
  • Уроки покаяния по библейским сказаниям еп. Виссарион (Нечаев)
  • Училище покаяния: Схолии на полях Великого канона иг. Филипп (Симонов)

Переводы:

  • Перевод иеромонаха Амвросия
  • Перевод митрополита Никодима (Ротова)
  • Перевод в четырех литературных версиях архиеп. Ионафана
  • Перевод епископа А. Милеанта
  • Перевод священномученика Феофана Адаменко
  • Перевод Н. И. Кедрова
  • Перевод Владимира Ковальджи
  • Перевод регента Анны Виноградовой
  • Новый перевод на церковнославянский язык еп. Августина (Гуляницкого)
  • Великий канон на церковнославянском языке
  • Великий канон на греческом языке

Великий канон — выдающееся литургическое произведение умилительного, покаянного характера, читаемое в Церкви за богослужением в определённые дни Великого поста. Основополагающая роль в написании текста канона принадлежит святому Андрею Критскому.

Почему Великий канон носит имя святого Андрея Критского?

Первоначальный текст Великого канона, составленный критским святым, впоследствии был восполнен другими христианскими авторами.

Несмотря на то, что это произведение и само по себе отличалось высоким художественным достоинством, имело высокое богословское и духовно-нравственное значение, последующие церковные писатели нашлись, чем обогатить и украсить его, доведя до уровня высочайшего литургического образца.

Считается, что оригинальный вариант был написан Андреем Критским под влиянием личных переживаний и поисков, глубокого покаянного сокрушения. Утверждают, что канон был написан им для себя.

По оценке исследователей, первоначально сочинение не имело отчетливого разделения на песни и не содержало вошедших впоследствии ирмосов. Утверждается, что ирмосы присоединил в своё время выдающийся отец Церкви, преподобный Иоанн Дамаскин, а преподобные Феодор и Иосиф Студиты добавили тропари: в честь самого святого Андрея и в честь преподобной Марии Египетской.

Почему канон назван Великим?

Принципиальным отличием Великого канона от прочих является объём его содержания: в Великом каноне насчитывают до 250 тропарей (см.: Канон).

Между тем Великим он назван не только за обширность содержания, но и за поэтическое совершенство, глубину и возвышенность изложенного материала, проникновенность отображаемых чувств.

В историческом отношении линия канона разворачивается вдоль всей истории Ветхого и Нового Заветов: от жизни Адама и Евы через эпоху патриархов, царей и пророков до жизни Христа и Его поседователей.

В тематическом плане Великий канон затрагивает такие важнейшие разделы православно-христианского учения как догматический, нравственный, аскетический, высвечивает мерзость и опасность греха, являет красоту добродетели.

Начинаясь словами, выражающими надежду и упование на Бога как на Помощника и Покровителя, канон воспроизводит плач покаянной души о грехах. Тема глубокого личного покаяния сочетается с темой взаимоотношений Бога и человека вообще, и вместе — с темой личного преображения и обожения. Таким образом каждый отдельный богомолец ставится в целостную связь с судьбами мира.

Канон приводит множество назидательных примеров, заимствованных из жизни участников библейской истории: от гнусности, нечестивости, беззакония до сокрушения сердца, самоотвержения и христианского подвига. При этом эпизоды ветхозаветной истории гармонично переплетаются с фрагментами Нового Завета, обращениями к Господу Иисусу Христу.

Через обнажение духовного состояния грешников и праведников, через очерчивание их взаимоотношений с Создателем канон настраивает слушателя или читателя на вдумчивое осмысление собственной жизни, погружение в нравственный самоанализ; остерегает от зла, ориентирует на добро, ревность о добродетели; учит не забывать о Божественной Правде и Милосердии, Долготерпении и Любви.

Главная цель творческого порыва преподобного Андрея и авторов, дополнивших текст, состояла в том, чтобы расположить грешника к сердечной молитве, непритворному, искреннему покаянию, твёрдой, непоколебимой надежде на Бога, пробудить (или усилить) стремление к восхождению от состояния душевного мрака в состояние святости; от пренебрежения Божьей благодатью к доверию, любви и полному послушанию Отцу и Сыну и Святому Духу.

Употребление канона за богослужением.

Существует предание, что распространенная церковная практика чтения канона за богослужением сформировалась и утвердилась после сильнейшего землетрясения, случившегося в Константинополе в 790 году.

Тогда, оберегаясь от действия землетрясения, монахини, уповая на Господа, читали этот канон в частном порядке. Со временем к нему стали прибегать и другие христиане, используя его в дни наступления бедствий, а потом его стали читать широко, во время Великого поста.

В современной традиции Великий канон читается за богослужением отдельными частями: в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы, в четверг пятой седмицы Великого поста.

***

Святитель Андрей Критский Святоотеческая библиотека

Святитель Андрей, архиепископ Критский

День памяти: 4 июля
Андрей Критский

Святитель Андрей, архиепископ Критский, родился в городе Дамаске в семье благочестивых христиан. До семилетнего возраста мальчик был нем. Затем однажды по причащении Святых Христовых Таин он обрел дар речи и начал говорить. С того времени отрок начал усиленно изучать Священное Писание и Богословские науки.

Четырнадцати лет он удалился в Иерусалим и там принял пострижение в обители преподобного Саввы Освященного. Святой Андрей проводил строгую, целомудренную жизнь, был кроток, воздержан, так что все удивлялись его добродетели и разуму. Как человек одаренный и известный добродетельной жизнью, он по прошествии времени был причислен к иерусалимскому клиру и назначен секретарем Патриархии — нотарием. В 680 году местоблюститель Иерусалимской патриаршей кафедры Феодор включил архидиакона Андрея в число представителей Святого Града на IV Вселенском Соборе, где он противоборствовал еретическим учениям, опираясь на глубокие знания православных догматов. Вскоре после Собора он был отозван из Иерусалима в Константинополь и определен архидиаконом к храму Святой Софии, Премудрости Божией. В правление императора Юстиниана II (685-695) святой Андрей был рукоположен в архиепископа города Гортины на острове Крит. На новом поприще он просиял как истинный светильник Церкви, великий иерарх — Богослов, учитель и гимнотворец.

Святитель Андрей написал много Богослужебных песнопений. Он стал основателем новой литургической формы — канона. Из составленных им канонов более всего известен Великий покаянный канон, заключающий в своих 9 песнях 250 тропарей и читаемый Великим постом. В первую седмицу Поста на повечерии он читается по частям (так называемые «мефимоны») и полностью — в четверг на утрени пятой седмицы.

Святитель Андрей Критский прославил многими похвалами Пречистую Деву Марию. Ему также принадлежат: канон на Рождество Христово, трипеснцы на повечерии недели Ваий и на первые четыре дня Страстной седмицы, стихиры на Сретение Господне и многие другие песнопения. Продолжателями его гимнографической традиции были великие церковные песнопевцы последующих веков: святые Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский, Иосиф Песнопевец, Феофан Начертанный. Сохранились также назидательные Слова святителя Андрея Критского на некоторые церковные праздники.

О времени кончины Святителя среди церковных историков нет единого мнения. Одни называют 712, другие — 726 год. Он скончался на острове Милитина, возвращаясь на Крит из Константинополя, где был по делам Церкви. Мощи его были перенесены в Константинополь. В 1350 году благочестивый русский паломник Стефан Новгородец видел их в Константинопольском монастыре во имя святого Андрея Критского.

На русском языке издано:

1. Великий канон, читаемый на великих повечериях первой недели и на утрени в четверток пятой недели Великого поста (в пер. М. И. Богословского, впоследствии протопресвитер Большого Успенского собора Михаил) — «Христианское чтение», 1836, I, с. 129-184. То же в отдельном издании: Великий канон и Акафист Пресвятой Богородице, читаемый на утрени в субботу пятой недели Великого Поста (в пер. Филарета, митрополита Московского). М., 1873 в другой редакции. Перевод Великого канона был издан профессором Петербургской духовной академии Е. И. Ловягиным: «Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках в трех книгах». Кн. 3. СПб., 1856. Новый славянский перевод принадлежит епископу Августину Гуляницкому и напечатан в ж. «Душеполезное Чтение», 1882, I, с. 232-261. В начале нашего столетия вышло издание Н. И. Кедрова: «Канон великий, творение Андрея Критского, Иерусалимского, чтимый в первую неделю поста». М., 1915.

2. Беседа на четверодневного Лазаря. — «Христианское чтение», 1826, XXII, с. 5 слл.

3. Слово на Благовещение Пресвятыя Богородицы. — Там же, 1829, ХXХIII, с. 245 слл.

4. Похвальное слово Святителю и Чудотворцу Николаю. — Там же, 1834, IV, с. 229 слл.

5. Слово на Рождество Пресвятыя Богородицы. — Там же, 1836, III, с. 231 слл.

6. Слово на всеславное Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. — Там же, 1839, III, с. 307 слл.

7. Проповеди — В кн.: «Избранные слова в честь Пресвятой Богородицы». СПб., 1868, с. 44-69, 96-114. «Воскресное Чтение», 1853; «Прибавления к Церковным ведомостям», 1898, № 36.

Великий канон

Андрей Критский (фреска, XVII век)

Вели́кий кано́н (греч. μέγας κανών) — православное гимнографическое произведение, написанное Андреем Критским. Текст канона находится в Триоди постной и состоит из 250 тропарей (строф) и считается самым длинным каноном из существующих.

Великий покаянный канон — один из наиболее ранних канонов, поэтому его отличают некоторые особенности: он представляет собой собрание припевов, или тропарей, к библейским песням. Ирмосы представляют собой стихи из библейских песней, редко дополненные песнописцем. Великий канон содержит девять песней, это один из немногих канонов, сохранивших в наше время вторую песнь.

Почти в каждой песне канона можно выделить две части: первая — беседа со своей душой о своих грехах и средствах их исправления; вторая — молитвенный вопль к Богу о помиловании. Для обзора своих грехов он рассматривает библейскую историю: в восьми песнях преимущественно Ветхий Завет и в 1—7-й песнях эпизодически, преимущественно в конце восьмой и в девятой — Новый Завет, указывая на примеры грехов и грешников в укоризну своей душе за подражание им и приводя праведников как положительные примеры для подражания. Святой видит себя глубоко грешным человеком, превзошедшим прочих во грехе.

К канону примыкают два ряда песнопений: 16 тропарей «Блаженн» (видимо, составленных вместе с каноном) и 24 алфавитных стихир (имеющих алфавитный акростих), ныне читаемых или поющихся на Господи, воззвах.

Синаксарь связывает составление Великого канона с житием преподобной Марии Египетской. Исследователь Постной Триоди Иван Карабинов считает, что Великий канон автобиографичен и не приурочен ни к Великому посту, ни к какому-либо празднику: это личный покаянный плач состарившегося человека, который желает успеть покаяться, пока есть время. Наличие «Блаженн» с тропарями Карабинов связывает не с праздничным назначением, а с тем, что «в богослужебной практике они связывались с каноном и по своему духу подходили к его покаянному канону». Вероятно, преподобный Андрей не готовил Канон для общецерковного употребления.

Впервые богослужебное употребление Великого канона зафиксировано в памятниках студийской традиции, в Ипотипосисе и других. Сам канон появился уже в древнейших дошедших до нас Постных триодях (X—XI века). По этим источникам, его пение было предписано на пятой седмице Великого поста, но день седмицы изменяется.

Согласно Иерусалимскому Типикону, используемому в настоящее время в Русской церкви, Великий канон читается только во время Великого поста:

  • на Великом повечерии понедельника, вторника, среды и четверга первой седмицы Великого поста он поётся и читается по частям;
  • на утрене четверга пятой седмицы Великого поста в полном составе.

Великое повечерие с чтением канона Андрея Критского именуется в просторечии ефимо́н (или мефимо́н, др.-греч. μεθ’ ήμών — «с нами»). Такое название служба получила потому, что на ней поются на два хора антифонным пением фразы из стихов восьмой и девятой глав Книги пророка Исайи (Ис. 8:8-18, Ис. 9:2-7), к каждой из которых припев: «Я́ко с на́ми Бог» (др.-греч. Ὅτι μεθ’ ἡμῶν ὁ Θεός). Поскольку на Руси до середины XV века митрополитами были греки и отдельные песнопения исполнялись на древнегреческом, в том числе: Кирие элейсон и «Яко с нами Бог», то русские люди дали самобытное название данной службе «мефимон», или «ефимон», которое в дальнейшем закрепилось в народном просторечии.

Богослужение утрени четверга пятой седмицы Великого поста получило в народе название Мари́ино, или Ма́рьино стояние из-за чтения за этой службой жития преподобной Марии Египетской, которое разделяется пением Великого канона, к концу каждой песни которого добавляются тропари соответствующей песни канона преподобной Марии (эти тропари добавляются к Покаянному канону также в среду и четверг первой седмицы Великого поста). Эти тропари, а также тропари самому Андрею Критскому появились как добавление к Великому канону в отдельных рукописях после XI века.

Согласно Уставу, на каждый тропарь канона положено совершать по три земных поклона.

Служба очень продолжительна и особенно величественно проходит у старообрядцев, которые во время семичасового непрерывного богослужения совершают около тысячи земных поклонов, поскольку старообрядцами на практике выполняются уставные указания о земных поклонах во время богослужения.

На Великий канон в разное время составили комментарии:

  • преподобный Акакий Савваит — после 1204 года
  • анонимный автор — XIV век или ранее
  • епископ Виссарион (Нечаев) — третье издание в 1897 году
  • игумен Филипп (Симонов) — 2008 год

Примечания

  1. Священник Георгий Чистяков. Иисусова молитва.
  2. 1 2 3 Карабинов И. А. Постная Триодь.
  3. 1 2 3 4 5 6 7 Великий канон святителя Андрея Критского. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия».
  4. Алфавитные стихиры // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — Т. II. — С. 64—65. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
  5. s:Часослов#НАЧАЛО С БОГОМ ВЕЛИКАГО ПОВЕЧЕРИЯ
  6. ΜΕΓΑ ΑΠΟΔΕΙΠΝΟΝ
  7. Творим же на кийждо тропарь метания 3 — Типикон, последование Великого повечерия в понедельник первой седмицы Великого поста и утрени в четверг пятой седмицы поста.
  8. В современной богослужебной практике Русской православной церкви уставные указания о земных поклонах выполняются не во всех приходах и монастырях.
  9. Говорится буквально о метаниях, которые не следует понимать как «малые земные поклоны», «метание суть: в пояс поклонитися как мощи до земли рукою достать, а великий поклон в землю челом ударить»(Поучение Патриарха Никона священному чину и причетникам).
  10. Тысяча поклонов староверов. Архивная копия от 15 марта 2008 на Wayback Machine // Челябинский рабочий. — 05.04.2001.
  11. Виссарион (Нечаев), еп. Уроки покаяния в Великом каноне св. Андрея Критского, заимствованные из библейских сказаний. — 3-е изд. — СПб., 1897.
  12. Филипп (Симонов), игумен. Училище покаяния: Схолии на полях Великого канона. — М.: ПаломникЪ, 2008.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *