Вениамин казанский священномученик

4 (17) июля 2014 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.4)

Продолжение…
Священномученики Савва (Трлаич), епископ Горнокарловацкий и Георгий, пресвитер

Епископ Горнокарловацкий Савва (Трлаич) родился 6 июля1884 года в городке Мол, при крещении получил имя Светозар. Гимназию и Духовную семинарию окончил в известном духовном центре Сербии – Сремских Карловцах. Получил юридическое образование в Белградском университете.
Сан диакона принял на Крещение 1909 года, в том же году, в день святого Саввы Сербского, был рукоположен во священники. В 1909 году получил приход в городе Башаид, где служил до 1927 года. В начале 1927 года был назначен референтом, а чуть позже – секретарем Святого Архиерейского Синода СПЦ.
Овдовев, в 1929 году принял монашество с возведением в сан архимандрита и назначением настоятелем в монастырь Крушедол. В должности настоятеля Крушедольского монастыря он оставался до избрания его викарным епископом Сремским. Хиротония состоялась 30 сентября 1934 года в Сремских Карловцах и была совершена патриархом Сербским Варнавой.
Епископ Савва как викарный епископ Сремский до ноября 1936 года исполнял обязанности председателя Епархиального управления архиепископии Белградско-Карловацкой. Затем избран председателем Церковного суда архиепископии. Находясь в этой должности, был избран епископом Горнокарловацким с резиденцией в Плашке.
Епископ Савва был великим ревнителем на ниве Господней. Помимо других многочисленных заслуг, он сыграл большую роль в расторжении Конкордата в 1937 году.
Начало Второй мировой войны застало его в Плашке. В 1941 году, 21 мая, для захвата власти в Плашку прибыли около ста усташей, итальянских ставленников. Епископ Савва сразу же был объявлен заложником «новой католической республики хорватской», так называемой Независимой Державы Хорватской. Такая же судьба была уготована священникам: протоиерею Исе Пейновичу – заместителю архиерея, протоиерею Милану Докмановичу – настоятелю Плашского храма, протоиерею Милану Райчевичу – церковному обвинителю, иерею Петру Вучиничу – члену Церковного суда, иерею Боголюбу Гаковичу – секретарю Церковного суда, иерею Милану Джукичу – секретарю Епархиального правления, иерею Яше Степанову – приходскому священнику, иерею Джордже Стояновичу – преподавателю Закона Божия и иерею Станиславу Насадилу – приходскому священнику из Личских Ясеновцев.
Два дня спустя усташи ворвались в резиденцию, изгнали епископа, погрузили и вывезли из здания всю мебель. Несколько дней спустя, 8 июня, в резиденцию с группой усташей пришел лагерный палач, один из самых страшных преступников, Йосип Томленович. Сразу же был отдан приказ о передаче всех епархиальных документов и ценных бумаг усташскому отряду, который сопровождал Томленовича. Епископу Савве приказали удалиться из канцелярии, так как «его присутствие нежелательно и не нужно», ему велели немедленно выехать из Плашки и вернуться в Сербию. Епископ отказался и подчеркнул, что он является легальным епископом Горнокарловацким и не может оставить свою епархию, а они могут с ним сделать все, что пожелают.
17 июня 1941 года епископ Савва был арестован еще с несколькими выдающимися людьми, сербами из Плашки. Были арестованы священники Боголюб Гакович, Джордже Стоянович и Станислав Насадил. Нацисты заперли их в конюшне Йосипа Томленовича, поставив вооруженную охрану. Все пленники, а епископ Савва особенно, ежедневно подвергались страшным истязаниям и унижениям. В конюшне они провели больше месяца. 19 июля 1941 года мучители связали пленников в шеренгу по двое, отвели на вокзал, чтобы утренним поездом отправить их в Госпич. На Плашском вокзале пленников продержали с 10 часов вечера до 5 утра. В самом тяжелом положении оказался епископ Савва, которому, несмотря на то что он был скован кандалами, даже не давали возможности сесть.
Епископ Савва и арестованные с ним плашские новомученики прибыли в Госпич 20 июля 1941 года. С Госпичского вокзала они сразу же были доставлены в тюрьму, где их снова страшно истязали и унижали. Сохранились данные, что епископа Савву 8 августа 1941 года видели в тюремном дворе связанным и стоящим под дождем. И эту пытку мученик перенес спокойно.
В середине августа 1941 года из госпичской тюрьмы было выведено около двух тысяч сербов, связанных проволокой по двое, их повели по дороге в направлении горы Велебит. В этой группе был и епископ Савва. Есть основания думать, что святитель был убит на Велебите, так как в августе 1941 года там были казнены около 800 сербов. Несмотря на то что точное время и место его мученической кончины неизвестны, так же как не сохранились сведения о множестве погибших из православного духовенства и верующих,– Господь вписал их имена в книгу вечной жизни.
Священный Архиерейский Синод СПЦ в течение войны неоднократно пытался ходатайствовать за митрополита Петра и епископа Савву, чтобы вызволить их из злодейских рук нацистов. Попытки были безуспешны.
Несколько лет спустя (после войны) в Башаид, где владыка Савва много лет служил на приходе, приехал один человек: он представился его духовным чадом, рассказал, как владыка заботился о нем, дал образование, оказывал большую материальную поддержку. Он поведал о кончине владыки, о том, что видел своими глазами: «Усташские палачи вывели владыку на поляну и там продолжили издевательства. Заживо содрав с него кожу, засыпали раны солью. Затем закопали в землю, оставив на поверхности только голову, принесли железную ржавую борону и «пахали» по его голове, пока мученик не умер. Что было дальше, не знаю. Вероятно, он был брошен в одну из многочисленных ям, в которых мученически окончили жизнь многие православные сербы. Но смерть не отлучила его от народа».
Тропарь священномученику Савве, епископу Горнокарловацкому
глас 4
Яко Апостолам сопрестольник и дом Духа Святаго явился еси, святителю Горнокарловацкий, стаду своему, Богом тебе данному. Архиерейские одеяния свои кровию окропил еси и, Крест Христов держа, востекал еси от земли в горний Иерусалим. С сослужащими тебе и со духовными чадами твоими ныне предстоиши в небесном жертвеннике Христу Богу нашему, Егоже со дерзновением моли о душах наших.
Кондак священномученику Савве, епископу Горнокарловацкому
глас 8
Светозарне светильниче Церкве Сербския, святителю Савво Горнокарловацкий, терпением за веру православную врага посрамил еси, ран добротою украшаем, боголепно украсил еси кровию своею богопоставленый престол твой, сего ради восхваляем достохвальную память твою, славя Господа.
Священномученик иерей Димитрий
(Казанский Дмитрий Григорьевич, +после 1937)

Дмитрий Григорьевич Казанский родился 10 февраля 1884 года в селе Юркино Ярославской губернии в семье диакона. Он становится священником и начинает служить в Ярославском Спасо-Преображенском Севастьяновском Сохотском женском монастыре, в котором служит до 1929 года.
В 1929 году отца Димитрия арестовывают, обвиняют в «контрреволюционной деятельности» и приговаривают к 5 годам исправительно-трудового лагеря. После отбытия срока наказания ему было определено служить в одной из церквей города Любима.
5 марта 1937 года состоялся следующий арест. Отец Димитрий был обвинен в «участии в контрреволюционной группе «тихоновской»ориентации». На допросах священник держался твердо, никого не оговорил и свою виновность в антигосударственной деятельности отрицал. 15 августа 1937 года тройка при УНКВД по Ярославской области приговаривает отца Димитрия к 8 годам ИТЛ, после чего его этапируют в Севвостоклаг (бухта Нагаево, Дальневосточный край). Из этого лагеря отец Димитрий не вернулся. В справке Пошехонского РО МГБ, составленной в 1949 году, он значится умершим. Точная дата и место смерти его неизвестны, вероятно, он скончался в лагере до 1945г.
Священномученик Димитрий (Казанский) был прославлен в лике святых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 20 августа 2000 года.
Икона Богородицы Галатская

Своё название икона Божьей Матери получила от местности Галаты – части Константинополя, где она находилась. В древности в её честь был устроен монастырь, но он просуществовал только до XVII века.
В России точный список (копия) Галатской иконы Пресвятой Богородицы долгое время находился в храме во имя святителя Тихона Амафунтского у Арбатских ворот, который был разрушен в 1933 году. После этого икона Божьей Матери хранилась в Оружейной палате. Сейчас она находится в собрании Государственной Третьяковской галереи.

Православный Церковный календарь

Минея. 31-е июля. Священномученика Вениамина, митрополита Петроградскаго

Минея дополнительная. 31-е июля. Священномученика Вениамина, митрополита Петроградскаго

Служба сщмч. Вениамину, митр. Петроградскому и Гдовскому, и иже с ним пострадавшим

На Господи, воззвах, стихиры предпразднству на 3 и святым на 5, глас 4-й:

Издетска чтению словес Божиих прилежал еси,/ неленостно поучаяся в законе Господнем,/ чистою любовию к Богу прилепился еси,/ священномучениче Вениамине,/ мучеников подвига желанием уязвился еси,/ святителю славный Церкве нашея./ Егда же приведе тя Христос ко жребию оному,/ ничтоже убоялся еси,/ обаче благодарне рекл еси:/ слава Тебе, Богу нашему, во веки веков.

Избранный народом Божиим на кафедру святителей Петербуржских,/ никогдаже покоя телеснаго имел еси,/ но во вся пределы града стольнаго стопы своя направлял еси,/ не гнушаяся единем чадом Церкве Божия,/ собирая воедино паству твою духом смирения и милосердия,/ священномучениче Вениамине, отче наш,/ не забуди и нас, но кротостию твоею посети души наша.

Яко матерь о чадех своих болезнующая,/ тако жилища убогих и незнатных посещал еси,/ совершая людем неимущим/ службы яже ко спасению потребная,/ избегая почестей мирских и славы века сего непостоянныя,/ предстоятелю Церкве Петербургския,/ образе благочестия и кротости,/ просветивый напоследок времен люди твоя/ присносущным светом евангельским.

Стезею самоотречения и любве/ в жизни земней шествовал еси/ и достигл еси Иерусалима вышняго,/ божественным светом осияваем,/ обаче и дольняго града своего славы не лишил еси,/ облагоухал еси фимиамом Православия берега Невския/ житием своим чудным уяснил еси нетленную красоту заповедей Господних.

Благородство души твоея Христос Бог провидев,/ саном архиерейским возвеличи тя,/ расширяя стадо и умножая труды твоя./ Ты же, священноначальниче Вениамине,/ на высоте сей духом смирен и неизменен пребыл еси,/ заботы о людей угнетаемых не оставляя./ И ныне молим тя, святителю чадолюбиве:/ не остави паствы твоея,/ но посети ю милосердием твоим.

Слава, глас 6-й:

Глаголет Господь во святем Евангелии:/ «Не убойтеся убивающих тело»./ Тако и ты, святе Вениамине,/ на высоту духовную восшед/ не устрашился еси угроз власти безбожныя,/ но укрепляем благодатию Духа Пресвятаго/ мученическую кончину благодарне приял еси./ И ныне молися о всех нас,/ да пребудем и мы неколебимы и тверды/ в вере Православной во вся дни живота нашего.

И ныне, догматик 6-го гласа.

Прокимен дня. Паримии священномученические.

На литии стихира храма и святым, глас 1-й:

Креста всечестнаго непоборимая сила/ укрепляше вас в подвизе вашем,/ святителю Вениамине, архимандрите Сергие, Иоанне и Георгие,/ избранни бысте яко вернии раби Христовы,/ мученицы четверочисленнии,/ во образ четвероконечнаго Креста Господня,/ освящающаго вселенныя четыре концы.

Блажен град, иже прия телеса ваша,/ и земля, иже напоена кровьми вашими,/ мученицы четверочисленнии,/ неповинно убиеннии,/ молитеся ко Творцу всяческих,/ да сохранит град и страну нашу/ в мире и благополучии/ и избавит ны от прещения Своего праведнаго.

Слава, глас тойже:

Егда на смерть шествовал еси, святителю Вениамине,/ тогда тих и спокоен был еси,/ крестным знамением ограждаяся и молитву творя,/ такожде и ты, архимандрите Сергие,/ воздыхал еси о вразех своих:/ «Прости им, Боже, не ведят бо, что творят»./ Вы же, мученицы Иоанне и Георгие,/ скорби временней предаваяся,/ в борении предсмертнем пребываху./ Ныне же вси вкупе Богови предстоят/ и молятся о душах наших.

И ныне, богородичен, глас тойже: “Се исполнися Исаиино проречение…”

На стиховне, глас 2-й:

Видя волка грядуща,/ иже восхоте власть церковную похитити,/ в бегство малодушное не обратился еси,/ архиерею доблестный,/ и кормила управления народом Божиим,/ яже вручи тебе Господь, а не человек,/ в руце чуждии не предал еси,/ и пастырь добрый показался еси,/ полагаяй душу свою за овцы своя.

Стих.

Егда нечестивых от Церкве отлучил еси,/ ревнуя о чистоте Невесты Христовой,/ тогда злобе их предан был еси,/ и смерть от рук безбожных приял еси,/ священномучениче Вениамине,/ светлая красото града нашего.

Стих.

Угроз и клеветы властей безбожных не устрашился еси,/ и во своих решениих тверд пребыл еси./ Сего ради и кончину мученическую улучил еси,/ явив христианом образ злострадания за имя Христово,/ иерарше предивне.

Слава, глас тойже:

Ведому ти на судище беззаконное,/ вси вернии сретаху тя на стогнах града Петрова,/ воспевая ти, страстотерпче новый:/ «Спаси, Господи, люди Твоя»,/ и колена своя во умилении и сокрушении сердец прекланяху.

И ныне, предпразднства.

Утреня.

На Бог Господь тропарь Кресту дважды, Слава, тропарь сщмч. Вениамину, и ныне, тропарь Кресту.

Седален 1-й.

Посрамил еси, святе Вениамине, лжеучителей нечестивых, учение Христа помрачивших и разделение в Церкви произведших. Тщетно тии склоняху тя власть архиерейскую оставити. Не устрашился еси онех угроз и прещений, обаче, десницею Божией укрепляем, тверд и непреклонен до конца пребыл еси.

Слава и ныне, богородичен:

Пресвятая Дево, Отроковице Преблагословенная, блаженна показалася еси Христа Бога рождши, блаженны Содевающаго Того воли повинующиися.

Седален 2-й.

Аще и восторжествова на время краткое неправда беззаконных, иже искаша погибели твоей, архипастырю и мучениче достославне, но вскоре память их с шумом погибе. Твое же имя, яко Истины поборника и последователя, сияет на небесех, и слава твоя во веки пребудет неизменна.

Слава и ныне, богородичен:

Пречистая Богородице, Егоже Спаса Христа неизреченно родила еси, моли со священномучеником Вениамином, во еже просветити и спасти род наш.

По полиелее седален.

Испыташа тя Господь, святителю славне, в горниле испытаний и обрете верным Себе; очисти тя, яко злато, в пещи страданий и, яко волну, убели тя; проидоша сквозе огнь и воду и обрел еси вечный покой, о каменю драгий, положенный во основание здания Церкви нашея.

Слава и ныне, богородичен:

Святейши явилася еси херувим, на земли рождшая Христа, всех Владыку, Чистая Всенепорочная Владычице.

По 50-м псалме стихира, глас 6-й:

Небеса возвеселишася во отшествии вашем,/ святителю Вениамине и архимандрите Сергие,/ Иоанне и Георгие, воини честнии Христа

Бога нашего,/ мученицы четверочисленнии./ Ныне в Царствии Небеснем неразлучны пребываете,/ молитеся ко Господу/ о единении рода христианскаго,/ о умирении и спасении душ наших.

Канон Креста на 4 и канон святым на 4, глас 8-й.

Песнь 1-я.

Кротостию боголюбивыя души твоея покорил еси паству твою, святителю Вениамине, и ея первый избранник явился еси среди прочих архиереев Петербургских.

Во утверждении твоем на кафедре столичней, святе Вениамине, глас народа глас Божий бысть: в нем бо познася и открыся о тебе благая воля Господня.

Не посрамил еси ожидания народа твоего, но во всем верен Истине оказался еси, архиерею Божий, образ совершеннаго служения Господеви православным людем являя.

Богородичен: Обрет Тя чистшу, Всечистая, всея твари, всех Зиждитель и Бог, воплотитися благоволи, из Тебе плотию человека вообразити промысливый.

Песнь 3-я.

Не токмо православныя, но и иноверныя/ притекаху к тебе, архипастырю дивный,/ покорил еси тех кротостию и чистотоюдуши твоея./ Сего ради в годину тяжкую/ прибегаху к тебе вси яко к пастырю истинному,/ взыскуя совета и утешения духовнаго.

Чистотою душевною и молитвою непрестанною к ближнему любовь искреннюю приобрел еси, святителю Вениамине, сего ради прослави тя Господь и приведе тя к веселию вечному.

Приближися к небесем чистотою, кротостию и любовию, архипастырю Петербургский, и егда прииде година тяжкая и наста времена испытания, исполнися от Бога и мужеством, и крепостию, и дерзновением.

Богородичен: Чистоты Чистое и девства Честное селение, приидите, вернии, воспоим радостными песнопеньми.

Седален.

Не хранят свещу зажженную под спудом, но износят в храмину и на подсвещнике поставляют ю, да светит всему миру. Тако просветися светом дел твоих, отче Вениамине, Церковь Российская, совершающая днесь святую память твою.

Слава и ныне, богородичен.

К Тебе прибегаем, Богородице всепетая, и Тебе припадающе молимся, Твоим ходатайством, Владычице, и молитвами Твоего угодника святителя Вениамина, милостива нам сотвори, Егоже пречисто и недоведомо родила еси, Христа Бога нашего.

Песнь 4-я.

Любовию твоею ко Христу низложил еси вся козни лукаваго и облеклся еси в броню правды, святителю Христов Вениамине, и неуязвим пребыл еси посреде всех наветов вражиих.

Не одоле нечестивых собрание, о архиерею Петербургский, непорочности души твоея, еюже препобедил еси вся полки супостат, держа в руках своих Креста победное знамение.

Мудростию свыше от Бога увенчан, архипастырю дерзновенный, неуклонно стезею правды Христовой шествовал еси и Церковь Господню во времена ненастныя по пути евангельскому направлял еси.

Богородичен: Неискусобрачно родила еси, о Дево, и по рождестве явилася еси девствующи паки. Тем немолчными гласы, радуйся, Тебе, Владычице, верою несомненною зовем.

Песнь 5-я.

Борением внутренним в темнице томим, чаше голгофской приобщился еси, егда же воле Божией всецело предался еси, абие тишиною и покоем небесным исполнился еси, мучениче добропобедный.

Во узилище суще, фиал страданий, предуготованный тебе, до конца изсушил еси, и велиих утешений и радости неизреченней от Духа Святаго удостоился еси, мучениче преславный.

Казни смертныя за имя Божие ожидая, рекл еси, иерарше досточудный: «Аз ныне радостен и покоен, якоже и всегда», проникнув духом своим в тайну мучеников Христовых.

Богородичен: О Мати Божия! Души моея озлобление исцели, рождшая Всеблагое Слово, вся облагодетельствовавшее.

Песнь 6-я.

«Христос – наша жизнь, и свет, и покой есть, с Ним всегда и везде хорошо быти», — тако и под стражей сущи, наставлял еси паству твою, отче Вениамине, приуготовляя ю к гонениям, темницам и узам.

Видя Церковь теснимую со всех сторон, святителю Христов, духом не унывал еси, твердо веруя словесем Господним, яко врата адова никогдаже одолеют Ея.

Пастырей своих назидал еси, мудре архиерею, да оставят ум свой, ученость и силу, и все упование возложат на Бога и верою неколеблемою вооружатся, яко Спаситель наш сохранит Церковь Свою нерушиму до скончания века.

Богородичен: Глаголы Гавриила, Дево Всенепорочная, ныне имуще вопием: Радуйся, Едина Мати благословенная, радуйся, Двере Правды, Солнце имущая.

Кондак.

Икос:

Яви тя Господь, святителю отче Вениамине,/ яко велие украшение града нашего,/ яко дивнаго предстателю о людех твоих,/ яко истиннаго свидетеля правды Божией,/ яко ходатая новаго,/ яко наставника заблуждшим,/ яко любве и кротости правило,/ яко светильника во тьме греховней сияющаго,/ яко мученика дерзновеннаго,/ яко исповедника твердаго,/ яко столпа неколебимаго Церкве нашея,/ яви тя Господь яко вернаго служителя Своего/ во спасение душ наших.

Песнь 7-я.

«Не аз, Вениамин немощнейший, спасаю Церковь, но сам Ею спасаюся и держуся,» — тако помышлял еси, во смирении пребывая, священномучениче, сего ради нимало страшился еси о судьбе Невесты Христовой.

Ревнителю Илии и Моисею Боговидцу поревновал еси, отче священноявленне, и ересеначальники посрамил еси.

С юных лет восхищаяся подвигом святых страстотерпцев, отче Вениамине, чаше их приобщитися желал еси. И се услыша Господь тайное воздыхание твое, и исполни боголюбивое хотение твое, и увенча тя венцем мученика.

Богородичен: Вышшая небесных божественных сил, Едина от веков Ты еси истинно: Зиждителя бо сих родила еси несказанно, Богородительнице Всечистая Владычице.

Песнь 8-я.

Монашествующих славо и похвало, иерарше досточудне, сохранил еси добре в житии твоем иночества обеты, посреде мира сияя нестяжанием, послушанием и целомудрием.

Молитвою и чистотою благодать Духа Святаго обильно стяжал еси, архипастырю духоносный, и силою Божества исполнился еси, препобеждая ею вся козни лукаваго.

«Наста время подвига, не посрамим же веры Православныя и упования нашего, яже есть надежда благ вечных,» — сими словесы укреплял еси братию твою, святителю Вениамине, исполняя долг архиерейский даже до кончины мучническия.

Богородичен: Жезл из корене Иессеева, Дево, была еси, цвет возрастивши всесильнаго Господа, нас облагодатствующаго и благодать всем подающаго, вопиющим: благословите вся дела Господня Господа.

Песнь 9-я.

Пред судилище мучителей ты предстал еси, блаженне Вениамине, ризою своею честною соузники своя закрывая, и осуждения неправеднаго тех избавити ища, себе единаго виновником церковных беспорядков объявил еси.

Исполнися правда словес апостольских во убиении вашем, мученицы четверочисленнии, яко ни скорбь, ни гонения, ни настоящая, ни грядущая не возмогут верных отлучити от любве Божия, сего ради вас ублажаем.

Духа мира сего, яже есть похоть плоти, похоть очес и гордость житейская, препобедили есте, мученицы Христовы, помозите убо и нам посреде рода невернаго отражати вся лести вражия, непрестанно ищущия погибели нашея.

Богородичен: Тя неискусомужно рождшую Жизнодавца и Спаса, вси молим прилежно, Богородицу Тя исповедающи, избавитися всякия скорби Твоими молитвами, Мати Дево.

Светилен.

«В мире скорбни будете, но дерзайте, яко Аз победих мир,» — глагола Господь учеником Своим. Сей завет Спасителев добре хранил еси, архиерею праведный, и победу Божию узрев, с нею восшел еси во светлыя чертоги Царства Небеснаго.

Слава и ныне, предпразднства.

На хвалитех, глас 8-й:

Клевету от человек беззаконных претерпел еси,/ суд неправденый и предательство лжебратий,/ священномучениче Вениамине,/ и Христу–Архипастырю уподобился еси,/ смерть прияв за Истину и други своя,/ жребия высокаго удостоился еси,/ сего ради почтиаем тя и совершаем память твою.

Иуда новый со стражею и воини к тебе пришед,/ лицемерно благословение твоего испросил еси,/ ты же, о архиерею неподкупный и прямодушный,/ не желая имети общения со слугою тьмы,/ целования лживаго не даде ему,/ и обличая нечестивое намерение его:/ «Мы же не в Гефсиманстей веси» рекл еси ему.

Обновил еси истину Евангелия смертию своею,/ святителю Христов Вениамине,/поднебесную всю непреложно убедил еси,/ яко словеса вечныя книги старения не имут,/ яко не оскуде до конца благочестие,/ яко Церковь Божия порождает верных чад Христу,/ и на подвиг мученический воздвизает их/ во времена последния, якоже и в первыя.

Не словес плетением,/ ни изысканностию слога,/ но паче простотоюи искренностию/ проповедь втоя, иерарше досточудне,/ до глубины сердец чад твоих достигая,/ веру правую в них укрепляла есть./ Сего ради усердно собирахуся вси людие/ во храм Господень на служение твое.

Слава, глас 6-й:

Жертва Богови принесостася непорочная,/ мученицы четверочисленнии,/ во освящение душ наших,/ темже прославляем Христа Бога нашего,/ давшего нам ходатаев новых,/ укрепляющих ны во исповедании веры Православныя.

И ныне, богородичен:

Владычице, приими молитвы раб Твоих…

Тропарь:

Тропарь, глас 3

Божественным светом от юности озаряем,/мученичества возжелал еси/и по достоинству был еси Христовы Церкве архипастырь,/Петроградскую паству пасый./
На судищи безбожных лесть обличил,/столп незыблемый, светильник неугасимый явился еси,/священномучениче Вениамине,/Христа Бога моли даровати нам велию милость.

Кондак:

Кондак, глас 2

Яко мученик, яко верен святитель/и поборник Православия/ гордыню безбожных посекл еситы духовным мечем,/ священномучениче Вениамине,/песнословим души твоея крепкое терпение/и доблесть подвигов твоих.

Кондак 1

Избранный Христом Господом на служение Ему, с юных лет воспламенивший в сердце отрока Василия искру горения пострадать за веру православно-исповедающих Его — Христа-Спасителя мира. Самым делом послежде исполнил еси желаемое, исповедуя пред неверными и свидельствуя: «Я — за Христа». Почитая твое мужество и терпение, воспеваем ти:
Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.

Молитва:

О, предивный святителю, богомудрый и всесвятый отче наш священномучениче Вениамине!

К тебе ныне прибегаем верою и любовию чтущии тя, похвалы сия приносяще от всего сердца и помышления. Молим тя прилежно, страстотерпче святый, не забуди ны к тебе усердно притекающих: утверди нас в вере святей православней, научи нас всегда творити заповеди
Божия, исцели болезни душевныя и телесныя, буди нам покровителем и прибежищем в скорбех и напастех, заступи ны от враг видимых и невидимых, да и мы богоугодне прешедше поприще сея жизни, твоим предстательством и богоприятными молитвами будем наследницы
Царствия Божия и сподобимся с тобою предстояти Престолу Царя Славы, поклоняяся Ему и воспевая во веки веков. Аминь.

Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский

ПоделитьсяСвященномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский

Борьба с голодом, охватившим Россию в двадцатых годах, стала поводом для развязывания кампании против Православной церкви. Согласно принятому большевиками декрету об изъятии церковного имущества в пользу голодающих, из храмов конфисковывались предметы, имеющие не только материальную, но, в первую очередь, духовную ценность. Власти провоцировали верующих на противостояние, а затем жестоко подавляли протесты. Петроградский митрополит Вениамин, чтобы избежать кровопролития в своей епархии, обратился к правительству с просьбой заменить насильственное изъятие ценностей добровольным пожертвованием. В этом случае православные могли уберечь от поругания святыни и богослужебные предметы, заменяя их иными драгоценностями или деньгами.

Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов поначалу одобрил примирительную политику митрополита. Депутатская комиссия помощи голодающим — на советском новоязе ее называли Помголом, совместно с правлением общества православных приходов стали разрабатывать наиболее приемлемый порядок передачи ценностей. Когда сторонам оставалось только подписать соответствующее соглашение, власти неожиданно заявили, что ни о каких добровольных пожертвованиях и тем более о контроле над их расходованием не может быть и речи.

Провалив все дипломатические усилия владыки, члены Помгола приступили к варварскому изъятию церковных ценностей. В городе произошло несколько случаев стихийного противостояния верующих и грабителей в законе. В это же время в газетах вышла статья, подписанная так называемыми обновленцами — священниками, которые, декларируя обновление Церкви, выполняли заказ большевиков сделать Её подконтрольной властям. Двенадцать подписантов укоряли православных в «контрреволюционном нежелании отдавать церковное имущество в пользу голодающих».

Инициатора статьи, Александра Введенского, большевики планировали сделать новым церковным лидером. Через несколько дней этот человек явился к митрополиту Вениамину с ультиматумом. Обновленец заявил, что является делегатом созданного в Москве нового верховного церковного управления и настаивал, чтобы владыка признал его полномочия. В ответ архипастырь издал постановление об отлучении Александра Введенского от Церкви до его покаяния. Чекисты потребовали, чтобы владыка Вениамин отменил это постановление,и угрожали, что в противном случае он серьезно пострадает. Святитель отказался, и через несколько дней был арестован.

Все эпизоды сопротивления изъятию ценностей власти объединили в единый уголовный процесс, главным обвиняемым по которому был объявлен митрополит Вениамин (Казанский). Вместе с ним на скамью подсудимых сели члены правления общества православных приходов. Центральным пунктом обвинения против владыки было то самое обращение, в котором он обосновывал необходимость корректировки декрета об изъятии имущества из храмов. Во время допроса судьи всячески подталкивали митрополита Вениамина к тому, чтобы он переложил ответственность за создание обращения на кого-либо из паствы. Казалось, назови владыка редактора или вдохновителя своего послания или отрекись от его содержания — и будет спасён.

СУДЬЯ:

Гражданин Казанский, свое обращение вы писали самостоятельно, или посоветовавшись с кем-нибудь?

МИТРОПОЛИТ ВЕНИАМИН:

Я написал его самостоятельно.

СУДЬЯ:

Но разве вы против передачи церковного имущества в пользу голодающих?

МИТРОПОЛИТ ВЕНИАМИН:

Я считал и считаю необходимым отдавать для спасения людей церковные ценности, но не мог благословить кощунственный способ их изъятия. Потому и предложил альтернативу.

Свое последнее слово Владыка посвятил защите других подсудимых, так что судья сделал ему замечание.

СУДЬЯ:

Вы всё говорите о других. Трибуналу желательно знать, что же вы скажете о самом себе.

МИТРОПОЛИТ ВЕНИАМИН:

Что я могу вам о себе сказать. Разве лишь одно… Что бы вы не провозгласили в вашем приговоре, я с одинаковым благоговением возложу на себя крестное знамение и скажу: слава Тебе, Господи Боже, за все.

Адвокат владыки Вениамина в своей защитной речи предостерегал судей: «Если митрополит погибнет за свою безграничную преданность Церкви, он станет опаснее для советской власти, чем теперь. Непреложный исторический закон свидетельствует, что на крови мучеников растёт, крепнет и возвеличивается вера». Эти слова оказались пророческими. Митрополит Вениамин (Казанский), расстрелянный по приговору революционного трибунала, через семьдесят лет был причислен к лику святых. Своей мученической смертью за Христа он помог потомкам, воспитанным вне церковной ограды, сделать выбор в пользу православной веры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *