Вера у якутов

Народы России. Вопросы к уроку географии.

Вопросы 1. Какие основные вероисповедания распространены среди народов России? 2. Верно ли утверждение: «Якуты — представители христианских народов»? 3. Какого вероисповедания придерживаются представители монгольской языковой группы, живущие на Европейской территории РФ?

4. В какой из республик РФ доля русского населения самая низкая?
5. Что такое городской образ жизни?
6. Какой речной город РФ самый длинный?
7. Этот город на Волге был основан в XII в. Был центром княжества, соперничал с Москвой. Отсюда отправился в Индию Афанасий Никитин. В 1931-1990 гг. назывался в честь советского партийного и государственного деятеля. Что это за город, кто этот деятель?
8. Из трех центров субъектов федерации России выберите один, который является еще и центром федерального округа: Тюмень, Екатеринбург, Курган.
9. В чем отличие города от агломерации?
10. Приведите примеры специализированных городов — транспортных центров.

Ответы
1. Православие, ислам, буддизм.
2. Да. Якуты — представители православных народов.
3. Буддизма. Калмыки.
4. В Дагестане — 9,2%.
5. Антитрадиционный образ жизни, основанный на приспособлении окружающей среды к требованиям труда и комфорта.
6. Волгоград. Длина — 70 км.
7. Тверь. М.И. Калинин.
8. Екатеринбург.
9. Агломерация — группа близко расположенных городов, объединенных связями (производственными, культурными, историческими). Чаще — вокруг главного города.
10. Находка, Восточный, Рузаевка.

Олимпиада по географии мировых религий (9-11 классы)

Берсенева Валентина Сергеевна

учитель географии

МБОУ Гимназия № 216 «Дидакт» г. Заречного Пензенской области

Задание 1. Ответьте на вопросы теста, выбрав один верный вариант:

1. Мировыми религиями являются

А) индуизм, христианство, буддизм

В) буддизм, ислам, христианство

Б) христианство, иудаизм, ислам

Г) ислам, христианство, конфуцианство

2. Мировая религия, наименее распространенная в России:

А) христианство

В) буддизм

Б) ислам

Г) иудаизм

3. Найдите ошибку:

А) удмурты — православные

В) чукчи – традиционные верования

Б) адыгейцы — мусульмане

Г) алтайцы — буддисты

4. Правильно ли сгруппированы народы, относящиеся к одной языковой группе и исповедующие одну и ту же религию? Найдите ошибку:

А) карачаевцы, кумыки и ногайцы

В) шорцы, якуты и башкиры

Б) коми, мордва и марийцы

Г) ингуши, лакцы и лезгины

5. Установите соответствие между странами с преобладанием верующих одного течения:

1. Испания

2. Марокко

3. Азербайджан

4. ЮАР

А) Малазийцы

Б) Филиппины

В) Австралия

Г) Иран

6. Предпосылки для межрелигиозных конфликтов практически отсутствуют в:

А) Индии

В) Боснии и Герцеговине

Б) Израиле

Г) Испании

7. Столицами мусульманских стран являются:

А) Тхимпху, Куала-Лумпур, Тегеран

В) Нуакшот, Амман, Дакка

Б) Хартум, Парамарибо, Могадишо

Г) Манила, Манама, Маскат

8. В каких европейских странах среди верующих преобладают мусульмане-сунниты?

А) Греция, Болгария

В) Албания, Босния и Герцеговина

Б) Мальте, Монако

Г) Сан-Марино, Ливан

9. Одно и то же течение христианства преобладает в:

А) Австралии, Эстонии, Литве

В) Франции, Германии, Великобритании

Б) Грузии, Македонии, на Кипре

Г) Югославии, Болгарии, Боснии

10. Установите соответствие:

Тюркоязычный народ

Преобладающая религия

1. Тувинцы

2. Азербайджанцы

3. Чуваши

4. Кумыки

А) Православные

Б) Сунниты

В) Шииты

Г) Буддисты

11. Дополните фразу: «Ведущими религиями в России исторически стали … и …»

12. Какой из названных народов России исповедует православие?

А) татары

В) чеченцы

Б) осетины

Г) ингуши

13. Подавляющее большинство мусульман-шиитов проживают:

А) Северной Африке

В) Океании

Б) Южной Азии

Г) Юго-Западной Азии

14. Самая населенная страна с преобладанием буддистов:

А) Индонезия

В) Вьетнам

Б) Таиланд

Г) Индия

15. То же течение христианства, что и в России, преобладает в:

А) Казахстане, Армении и Азербайджане

В) Грузии, Украине и Белоруссии

Б) Эстонии, Латвии и Молдавии

Г) Таждикистане, Туркмении и Киргизии

(до 15 баллов)

Задание 2. Назовите три мировые религии в порядке их проникновения на территорию России. Схематично (стрелками) нанесите на контурную карту «Административно-территориальное устройство России» из каких государств эти религии пришли в нашу страну, подпишите век, в котором это произошло. Обозначьте на контурной карте республики в составе Российской Федерации, которые исповедуют мировые религии, занимающие второе и третье место по количеству приверженцев в нашей стране.

(до 15 баллов)

Задание 3. В Российской Федерации проживают представители свыше 160 национальностей. При переписи населения было получено более 800 различных вариантов ответов населения на вопрос о национальной принадлежности, в том числе и самоназвания. Какие из перечисленных народов исповедуют одну религию и относятся к одной языковой группе:

буряад, латвиеши, одморт, удэхе, хальмг, черемис?

(5 баллов)

Задание 4. Авторы ряда цивилизационных теорий утверждали, что в современном мире источниками новых конфликтов будут культурные различия между нациями и этносами, принадлежащими к различным цивилизациям. Столкновение между цивилизациями должно стать, по их мнению, главным фактором противоречий в мировой политике. Какие этнические конфликты в современном мире подтверждают этот тезис?

Перечислите известные вам центры современных межэтнических и межконфессиональных конфликтов на границе цивилизаций (исламской и православной, исламский и буддистской)

В каких регионах России соприкасаются районы распространения различных религий? Возможны ли там вооруженные конфликты?

(до 20 баллов)

Задание 5. О каком народе России идет речь? Определите географические координаты столицы этой республики.

Этот народ, относящийся к тюркской языковой группе исповедует буддизм. Республика, в которой он составляет большинство, одной из последних вошла в состав нашей страны. Ее территория отличается резкими природными контрастами: с горными тундрами соседствуют степи и полупустыни. Главные полезные ископаемые – асбест и каменный уголь.

(5 баллов)

Задание 6. Укажите, в каких регионах мира большинством жителей не могли бы использоваться для повседневной трапезы следующие продукты: свинина и говядина. Обоснуйте свой ответ.

(до 10 баллов)

Задание 7. Разбейте перечисленные страны на группы по преобладающей религии: Алжир, Бангладеш, Белоруссия, Болгария, Греция, Грузия, Израиль, Индонезия, Ирак, Ирландия, Испания, Коста-Рика, Лаос, Латвия, Литва, Мавритания, Монголия, Мьянма, Норвегия, Пакистан, Польша, Таиланд, Филиппины, Швеция, Эстония, Япония.

(до 10 баллов)

Задание 8. Большинство тюркских народов исповедуют ислам, а одни из народов Поволжья – православие. Что вы знаете об этом народе?

(5 баллов)

Задание 9. Какую религию исповедует, где живет и к какой языковой семье относятся следующие народы:

А) этот народ является вторым по численности в России;

Б) этот народ саамам последним вошел в состав СССР (в 1944 году);

В) имя этого народа в 1925 – 1931 гг носила столица автономной республики, порода лошадей, а их называли «минусинскими татарами»?

(до 16 баллов)

Задание 10. Верны ли следующие утверждения?

А) Наиболее распространенная из мировых религий – христианство.

Б) Ислам объявлен государственной религией главным образом в странах Азии и Африки.

В) Индуизм – самая молодая мировая религия.

Г) Буддизм распространен в Латинской Америке, Центральной, Юго-Восточной и восточной Азии.

Д) Наиболее крупные по числу жителей исламские государства – Индонезия, Пакистан, Бангладеш и Нигерия.

Е) Мусульмане-шииты живут в основном в двух странах – Иране и Ираке.

Ж) Самый ограниченный район распространения мировой религии – распространение буддизма.

З) В мусульманских странах практически отсутствуют такие отрасли хозяйства, как птицеводство и коневодство.

И) В малодоступных районах Тропической Африки, Азии, Латинской Америки и Австралии с приходом европейцев преобладающей религией стало протестанство.

К) Среди мусульман преобладают сунниты.

(до 10 баллов)

Задание 11. Приспосабливаясь к изменяющимся условиям, религия продолжает оказывать большое воздействие на нравы, обычаи, личную жизнь людей, их взаимоотношения в семье. В частности, она очень сильно влияет на воспроизводство населения. Докажите или опровергните данную точку зрения, приведите примеры в доказательство.

(до 10 баллов)

Задание 12. По географическим координатам определите города и ответьте на вопрос: какую роль в мировых религиях они играют.

А) 210 с.ш. 400 в.д.

Б) 320 с.ш. 350 в.д.

В) 240 с.ш. 390 в.д.

Г) 250 с.ш. 850 в.д.

Д) 420 с.ш. 120 в.д.

(10 баллов)

Задание 13. Какие из мировых религий получили наибольшее распространение на территории вашей области (края, республики)? Попробуйте объяснить почему именно эта религия стала наиболее распространенной?

(до 10 баллов)

Использованные источники:

  1. География. Олимпиады / авт.-сост. А.С. Наумов. – М.: Дрофа, 2011.

  2. Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6-11 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007.

  3. Пятунин В.Б., Симагин Ю.А. Тестовые задания по географии: 6 – 10 кл. – М.: Просвещение, 1999.

Язычество на бюджете. Почему в Якутии православие вынуждено уживаться с духами и древними обрядами


Президент Республики Саха (Якутия) Егор Борисов принимает участие в традиционном танце Осуохай. Фото RIA Novosti/Scanpix/Leta

Оригинал опубликован на сайте Spektr.Press

Уже очень много лет значительная часть населения Якутии живет по принципу, который можно сформулировать, как «два мира — два клира». Два центра якутского двоеверия (православный и языческий) разделяют около 700 метров в центре столицы республики. В этом есть определенный символизм — за те восемь минут, которые идешь от Якутской епархии РПЦ до Центра духовной культуры «Арчы», можно подумать, как так вышло, что сегодня в Якутии в сознании очень многих жителей сосуществуют две традиции — православная и языческая.

Чтобы не поползла крыша

Две самые яркие точки двоеверия — это две даты, Крещение и Ысыах (якутский летний Новый год прим. автора). Значительная часть местных чиновников появляется в течение года на обоих мероприятиях — сначала осеняют себя крестным знамением перед торжественным прыжком в прорубь, а затем, менее чем через полгода, принимают участие в обряде встречи Солнца.

Характернейшая деталь из повседневной жизни региона, которую отмечают абсолютно все гости Якутии — водители, пересекая границы одного из многочисленных районов Якутии, обязательно делают остановку для того, чтобы покормить духов и оставить им небольшое приношение. Густота таких приношений на границах районов такова, что становится ясно — этого ритуала избегают лишь единицы водителей (если избегают вообще).

Инокиня Евгения (Сеньчукова). Фото Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0

По мнению представителя РПЦ Инокини Евгении (Сеньчуковой), традиция укоренилась в ежедневной жизни настолько, что бороться с ней нет никакого смысла: «Когда мы приезжаем на севера, там население совершенно спокойно к этому относится — у них нет сомнений, что духи есть. Мы обычно рассказываем, что мы тоже в духов верим (ангелы и бесы), почему нет? Просто мы должны исходить из того, что, во-первых, не надо их смешивать — добрые духи делают доброе, а злые — злое. И нет смысла кормить духа, который может наделать гадостей, потому что он в любом случае может их наделать. Но над ними над всеми есть единый Бог. Здесь очень агрессивная природа — если ты не будешь воспринимать ее, как что-то живое, с чем можно вступить в диалог, то у тебя крыша сползет».

По ее словам, большую часть времени присутствия христианства в Якутии не велось никакой просветительской работы: «Есть фраза «Россия была крещена, но не была просвещена». В Якутии произошло именно это, только в миниатюре и более сконцентрировано. Все бы это стало народной традицией и легло бы на христианское мировоззрение, а двоеверие осталось бы на уровне масленицы. Богослужение на национальном языке развивалось, еще что-то. Ведь православие не унифицирует все под один канон. Но тут все рухнуло».

Советской власти было проще закрыть на все это глаза: «Я не могу сказать, что люди вернулись к язычеству, а государство было к нему лояльно. Люди по природе своей всегда тянутся к чему-то духовному, но язычество невозможно отследить — оно не институализировано. Традицию Ысыаха очень сложно вытравить, а вытравить Пасху гораздо легче — прийти в определенный день к храму и дать понять, что на работе это отметят, — намного проще».

На бюджете

Что характерно, центр духовности «Арчы» — вполне себе учреждение, состоящее на региональном бюджете, которое официально называется «Муниципальное Бюджетное Учреждения «Окружной центр народного творчества» Городского Округа»г. Якутск». В его годовом отчете за 2018 год среди целей указано, к примеру «оказание культурных услуг населению».

Финансовые поступления за год — 555 350 рублей. В ходе разговора с корреспондентом»Спектра» его сотрудники описывают свою работу и деятельность формулировками вроде «муниципальное задание» и «госзаказ», что дает понять — язычество в Якутии под строгим контролем и учетом. В годовом отчете центра за 2018 год записан буквально каждый посетитель. Согласно ему, в 2018-м было проведено 383 мероприятия с охватом в 16 782 человека. Это «тематические вечера», «научно-практические конференции», «культурно-спортивные мероприятия» и «другие мероприятия».

Мероприятия проводятся на широкую ногу — в 2012 году там даже установили новый рекорд, внесенный в книгу Гиннесса, когда в одном хороводе приняли участие больше 15 тысяч человек. Празднования проходят с широким представительством как местных так и федеральных властей. Так, согласно информации, размещенной на официальном сайте Государственного собрания республики Саха (Якутия), для празднования Ысыаха в прошлом году были задействованы «более 1200 человек, 8 взрослых и 10 детских коллективов, а также 3000 артистов».

Среди почетных гостей церемонии открытия празднования были временно исполняющий обязанности Главы Республики Саха Айсен Николаев, глава Государственного Собрания республики Александр Жирков, председатель Конституционного суда Якутии Александр Ким-Кимэн, председатель комитета по международным делам Совета Федерации России Константин Косачев.

Как указывается в том же сообщении на сайте республиканского законодательного органа, «каждый человек, прошедший на территорию священной местности Үс Хатын через главные ворота, прошел специальный обряд очищения, во время которого гостей пропустили через дымокур. Соблюдая древние традиции, женщины прошли через левую сторону, мужчины — через правую».

Сотрудники Дома Арчы даже создали свою версию традиционной исповеди. Они бережно скопировали наиболее яркую ее деталь — шторку, за которой находится посетитель. По словам художественного руководителя Дома Арчы Любови Константиновой, поток желающих исповедоваться с национальным колоритом не иссякает никогда: «Приходят каждый день. У нас есть несколько сотрудников, которые работают с ними. Люди приходят с самыми разными проблемами — у кого-то что-то не получается, кто-то запутался и нуждается в совете. Людей, которые приходят к нам именно с таким запросом обычно видно, что называется, издалека — уже по одной походке можно сказать, что им необходима психологическая помощь. И они ее получают».

Назад в будущее

Явление, популярность которого трудно переоценить, — традиционные якутские святочные гадания «Танха». Возможность узнать свою судьбу ежегодно манит большое количество человек. Оценить значимость и популярность явления легко по соответствующему хэштэгу — как можно видеть, близость к другому миру совершенно не отменяет необходимость опубликовать красивое фото в Instagram.

«У нас большое количество гаданий, которые не славянские, а именно старинные, якутские. Возобновление интереса к таким гаданиям пошло с нас — мы начали их проводить практически с момента строительства нашего здания в начале нулевых. У иностранных гостей, кстати, большой интерес к нашим обрядам и они часто посещают нас», — рассказывает Любовь Константинова.


Дом Арчы. Фото Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0

Дом Арчы разделен на несколько деревянных залов, оформленных в национальном стиле, в каждом из которых размещены статуэтки различных якутских божеств и духов. Именно в таком окружении Дом Арчы и проводит сотни мероприятий в год, которые декларируется в отчетных годовых документах. Остается только порадоваться, что традиционная якутская культура и ежедневные потребности в Доме Арчы гармонично сосуществуют.

Контакт

Что предсказуемо, две веры идут друг с другом на контакт — так, Архиепиископ Якутский и Ленский Ромаан (Алексей Лукин) иногда приезжает на якутский летний Новый год Ысыах в качестве гостя. Причем этой традиции намного больше лет, чем можно предположить. «Мы находили совершенно трогательные дореволюционные фотографии — священники присутствовали на Ысыахе и, судя по всему, они там служили молебен. В то время Ысыах больше воспринимался как национальная традиция, не очень ритуализованная. Насколько я понимаю, естественное происхождение Ысыаха — зима заканчивается и все собираются пообщаться. Поэтому священники совершенно спокойно к этому относились», — рассказывает Инокиня Евгения.

По ее словам, такие визиты необходимы: «Во-первых, это дань уважения. Все-таки, мы общаемся с этими людьми, мы трудимся для них, в какой-то степени мы им даже служим. У нас одно из направлений работы, как структуры — это переводы на якутский язык. Нельзя все время говорить с человеком на не родном языке. Причем если городской житель либо двуязычный, либо вообще русскоязычный, то стоит лишь немного отъехать от Якутска и каждый второй говорит, что ему сложно говорить по-русски. Давать основы веры на неродном языке совершенно недопустимо».

Одна из причин сегодняшнего двоеверия — судьба православия в Якутии. Оно развивалось здесь весьма любопытным способом. Судя по всему, первые священники предпочитали не преодолевать языковой барьер, а делать вид, что его нет. «Многие священники, которые здесь бывали, крестили очень своеобразным способом — они приезжали и рассказывали, толком не зная языка, какие-то общие вещи. Смысл был примерно следующим — если вы креститесь, все будет хорошо, люди крестились, естественно, ничего не понимая. Есть свои духи, есть русский Бог, в общем это не проблема. Мы же в Российской империи, что бы нам не принять русского духа», — рассказывает инокиня Евгения.


Празднование Ысыаха в Якутии. Фото RIA Novosti/Scanpix/Leta

По ее словам, христианству на якутской земле столько же лет, сколько Якутия находится в составе России: «385 лет — с точки зрения исторической не очень много — всего 40 поколений. Первые пять поколений еще не успевают создать традиции. Давайте еще сделаем скидку на то, что когда сюда пришли русские, первые годы было противостояние, естественно. Были внутренние междуусобицы — часть решила опереться на русских, часть оказывала сопротивление. Пока местные жители осознали себя как часть российской империи, прошло какое-то время. Обычно как шло миссионерство в те годы — оно шло с опорой на административный ресурс. Вместе с казаками приходили священники. Ну и крестили».

«А язычество — религия природная, — подытоживает инокиня Евгения. — Ее можно назвать естественной религией, но под естественной религией обычно понимается что-то интеллектуальное. Человек встречает природу, он с ней как-то контактирует и он как-то ее обожествляет, даже одухотворяет. Тем более здесь».

Оригинал опубликован на сайте Spektr.Press

Вячеслав Шушурихин


Вячеслав Викторович Оруэлл. Зачем Володин пытается заставить Украину платить за Крым

Здоровая кадриль и лагерь с Рейхстагом. Почему Совбез решил очистить тюрьмы от порно, а школы — от соцсетей

«Чебурнет» offline. Почему кремлевский файервол обречен, а без него обречен сам Кремль

Якуты

Якут с дочкой

Самоназвание

Саха

Современный ареал расселения и численность

Всего: 480 000
Россия:
478 085 (2010 г.)

  • Республика Саха:
    466 492 (2010 г.)
  • Хабаровский край:
    1 454 (2002 г.)
  • Москва:
    1 508 (2010 г.)
  • Красноярский край:
    1 368 (2002 г.)

Украина:
304 (2001 г.)
Казахстан:
119 (2009 г.)

Язык

якутский, русский

Религия

православие, традиционные верования

Расовый тип

Тунгиды

Запрос «Якут» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Яку́ты (среди местного населения распространено произношение — якуты́, самоназвание — саха́; якут. сахалар; также якут. урааҥхай сахалар ед. саха) — тюркский народ, коренное население Якутии. Якутский язык принадлежит к тюркской группе языков. Много монголизмов (примерно 30 % слов монгольского происхождения), также имеется около 10 % слов неизвестного происхождения, в более позднее время присоединились русизмы. Около 94 % якутов генетически относятся к гаплогруппе N1c1. Общий предок всех якутских N1c1 жил 1300 лет назад.

По результатам Всероссийской переписи населения 2010 года в России проживало 478,1 тыс. якутов, главным образом, в Якутии (466,5 тыс.), а также в Иркутской, Магаданской областях, Хабаровском и Красноярском краях. Якуты являются наиболее многочисленным (49,9 % населения) народом в Якутии (второй по численности — русские — (37,8 %).

  • 1 История
  • 2 Культура и быт
  • 3 Религия
  • 4 Расселение
  • 5 Сахаляры
  • 6 Известные якуты
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 10 Литература

Обитатели Тартарии. Николас Витсен. Якут крайний слева

В традиционном хозяйстве и материальной культуре якутов много черт, сходных с культурой скотоводов Центральной Азии. На Средней Лене сложилась модель хозяйства якутов, сочетающая скотоводство и экстенсивные виды промыслов (рыболовство и охота) и их материальная культура, адаптированная к климату Восточной Сибири. На севере Якутии распространён уникальный тип упряжного оленеводства.

В древности коренные народы Севера (в том числе и якуты) вывели породу собак, которая получила название «Якутская лайка».

Передаваемый из поколение в поколение сказителями древний эпос олонхо (якут. олоҥхо) включён в список Всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО.

Народные певцы якутов использовали горловое пение.

Из музыкальных инструментов наиболее известен хомус — якутский вариант варгана.

Самобытным культурным феноменом является т. н. якутский нож.

См. также — Традиционный якутский костюм.

В жизни якутов религия играла первенствующую роль. Якуты считают себя детьми природы айыылха (природа). Якут с самого зачатия окружен духами и богами, от которых он находится в зависимости, это отражено даже в таком аспекте, как повседневный костюм. Обязательный обряд — кормление духа огня при торжественных случаях или на лоне природы. Почитаются священные места, горы, деревья, реки. Благословения (алгыс) являются часто настоящими молитвами. В прошлом у якутов существовал также Обряд воздушного погребения.

Якуты каждый год празднуют религиозный праздник «Ысыах», на охоте или рыбалке кормят «Байанай» — дух охоты и удачи, ставят «Сэргэ» при знаменательных событиях, кормят огонь, почитают священные места, уважают «алгыс», слушают «Олонхо» и звучание «Хомуса».

А. Е. Кулаковский считал, что якутская религия была стройной и законченной, далекой «от идолопоклонства и шаманизма». Он заметил, что «шаманами неправильно называют жрецов, служителей Белого и Чёрного божеств».

См. также — Айыы и Айысыт (божества якутов).

Христианизация коренных жителей Ленского края — якутов, эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей, долган — началась уже в первой половине XVII века. С XVII века якуты — православные христиане. У большинства якутов православные фамилии.

На сегодняшний день, что можно сказать и о россиянах в целом, большинство якутов нерелигиозны, то есть любые формы религиозного культа, хоть православие, хоть традиционные верования, не играют в жизни якутов, в общей массе, заметной роли.

По результатам переписи 2002 в России проживало 443,9 тыс. якутов, главным образом, в Якутии, а также в Иркутской, Магаданской областях, Хабаровском и Красноярском краях. Якуты являются наиболее многочисленным (приблизительно 45 % населения) народом в Якутии (второй по численности — русские, приблизительно 41 %).

Страна / Регион Население
Россия (2002) 443 852
Якутия 432 290
Хабаровский край 1 454
Москва 1 448
Красноярский край 1 368
Иркутская область 992
Санкт-Петербург 847
Приморский край 703
Новосибирская область 473
Магаданская область 469
Украина (2001) 304
Казахстан (2009) 119

Известные якуты

Исторические личности:

  • Эллэй Боотур — легендарный предводитель и прародитель якутов.
  • Омогой Баай — легендарный предводитель и прародитель якутов.
  • Тыгын Дархан — легендарный якутский князь (тойон).

Герои Советского Союза:

  • Николай Кондаков — командир огневого взвода 1073-го армейского истребительно-противотанкового артиллерийского полка 5-й гвардейской армии 1-го Украинского фронта, старший лейтенант.
  • Владимир Лонгинов — командир пулемётного расчёта 722-го стрелкового полка 206-й стрелковой дивизии, сержант.
  • Алексей Миронов — снайпер 247-го гвардейского стрелкового полка 84-й гвардейской стрелковой дивизии 16-й — 11-й гвардейской армии Западного фронта, гвардии сержант.
  • Фёдор Охлопков — снайпер 234-го стрелкового полка, сержант.
  • Фёдор Попов — стрелок 467-го стрелкового полка (81-я дивизия, 61-я армия, Центральный фронт).
  • Николай Степанов — пулеметчик 1-го мотострелкового батальона 45-й механизированной бригады 5-го механизированного корпуса 6-й танковой армии 2-го Украинского фронта.
  • Николай Чусовской — командир батальона 172-го гвардейского стрелкового полка 57-й гвардейской стрелковой дивизии 8-й гвардейской армии 1-го Белорусского фронта, гвардии капитан.

Политические деятели:

  • Михаил Николаев — 1-й президент Республики Саха (Якутия) (20 декабря 1991 — 21 января 2002).
  • Егор Борисов — президент Республики Саха (Якутия) (с 31 мая 2010 года).
  • Виталий Басыгысов — председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

Учёные и деятели искусств:

  • Суорун Омоллоон — якутский писатель.
  • Платон Ойунский — якутский писатель.
  • Алампа — Софронов, Анемподист Иванович — якутский поэт, драматург, прозаик, один из основоположников якутской литературы.
  • Семён Новгородов — якутский политик и лингвист, создатель якутской письменности.
  • Тобуроков Пётр Николаевич — народный поэт Якутии. Участник Великой Отечественной войны. Член СП СССР с 1957 г.
  • Ходулов Дмитрий Федорович — народный артист СССР, режиссёр. Депутат Верховного Совета СССР 6-го созыва. Депутат и член Президиума Верховного Совета Якутской АССР 5-го созыва.

Спортсмены:

  • Балакшин Георгий Русланович — российский боксёр-любитель, выступающий в наилегчайший весовой категории, Чемпион Европы 2002, 2004 и 2006 годов, многократный чемпион России (2000—2003, 2006, 2007 гг.), член Олимпийской сборной России 2004 и 2008 года. В июне 2010 года избран представителем Государственного собрания Якутии в Совете Федерации РФ. Заслуженный мастер спорта по боксу .
  • Якутские имена
  • Курумчинская культура
  • Якутская письменность
  • Якутская кухня
  • Якутские национальные прыжки
  • Традиционный якутский костюм
  • Якутоведение
  1. 1 2 Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
  2. 1 2 3 Всероссийская перепись населения 2002 года. Национальный состав населения по регионам России. Демоскоп Weekly. Архивировано из первоисточника 8 февраля 2012. Проверено 13 марта 2009.
  3. Приложения к итогам ВПН 2010 года в городе Москве. Приложение 5. Национальный состав населения по административным округам города Москвы
  4. 1 2 Распределение населения по национальности и родному языку. Государственный комитет статистики Украины. Архивировано из первоисточника 8 февраля 2012. Проверено 13 марта 2009.
  5. 1 2 Агентство Республики Казахстан по статистике. Перепись 2009. (Национальный состав населения.rar)
  6. — PubMed result
  7. The origin of Yakuts: analysis of Y-chromosome haplotypes
  8. Human evolution in Siberia: from frozen bodies to ancient DNA
  9. Легенды, предания якутов
  10. Национальная библиотека РС(Я)
  11. Демоскоп Weekly — Приложение. Справочник статистических показателей
  12. Определение в словаре «Языки русских городов» ABBYY
  13. Георгий Балакшин
  • Якуты // Сибирь. Атлас Азиатской России. — М.: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. — 664 с. — ISBN 5-287-00413-3
  • Якуты // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8
  • Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 504

Народы России с численностью более 100 тысяч человек

Русские | Татары | Украинцы | Башкиры | Чуваши | Чеченцы | Армяне | Аварцы | Мордва | Казахи | Азербайджанцы | Даргинцы | Удмурты | Марийцы | Осетины | Белорусы | Кабардинцы | Кумыки | Якуты | Лезгины | Буряты | Ингуши | Немцы | Узбеки | Тувинцы | Коми | Карачаевцы | Цыгане | Таджики | Калмыки | Лакцы | Грузины | Евреи | Молдаване | Корейцы | Табасараны | Адыгейцы | Балкарцы | Турки | Ногайцы | Киргизы

Тюркские народы

Азербайджанцы | Алтайцы | Балкарцы | Башкиры | Гагаузы | Долганы | Жёлтые уйгуры | Казахи | Караимы | Каракалпаки | Караманлиды | Карапапахи | Карачаевцы | Кашкайцы | Крымские татары | Крымчаки | Кумандинцы | Кумыки | Киргизы | Нагайбаки | Ногайцы | Салары | Сибирские татары | Татары | Теленгиты | Телеуты | Тофалары | Трухмены | Тубалары | Тувинцы | Турки | Турки-месхетинцы | Туркмены | Туркоманы | Узбеки | Уйгуры | Хакасы | Халаджи | Челканцы | Чуваши | Чулымцы | Шорцы | Юрюки | Якуты

Якуты — трудолюбивый и выносливый народ

Якуты являются коренным населением Республики Якутия (Саха) и самым крупным из всех коренных народов Сибири. О предках якутов было впервые упомянуто в 14 веке. Предки современных якутов — кочевое племя курыканов, которые до XIVвека жили на территории Забайкалья. Пришли они туда из-за реки Енисей. Якуты делятся на несколько основных групп:

  • амгинско-ленские, проживают между рекой Леной, на прилегающем левобережье реки, между нижним Алданом и Амгой;
  • олёкминские, заселяют территории в бассейне Олёкмы;
  • вилюйские, живут в бассейне Вилюя;
  • северные, проживают в тундровой зоне бассейнов рек Колыма, Оленёк, Анабар, Индигирка и Яна.

Самоназвание народа звучит как саха, во множественном числе сахалар. Есть и старинное самоназвание уранхай, которое еще пишется ураанхай и ураангхай. Эти названия и сегодня используются в торжественных речах, песнях и олонхо. Есть среди якутов сахаляры — метисы, потомки смешанных браков между якутами и представителями европеоидной расы. Это слово нельзя путать с вышеупомянутым сахалар.

Где живут

Основная часть якутов проживает в Якутии, на территории России, некоторая часть живет в Магаданской, Иркутской областях, Красноярском и Хабаровском краях, в Москве, Бурятии, Санкт-Петербурге и на Камчатке.

>Численность

На 2018 год численность населения республики Якутия составляет 964 330 человек. Почти половина всей численности приходится на центральную часть Якутии.

Язык

Якутский на ряду с русским является одним из государственных языков Республики Якутии. Якутский относится к тюркской группе языков, но значительно отличается от них лексикой неясного происхождения, которая, возможно, относится к палеоазиатской. В якутском много слов монгольского происхождения, древних заимствований и русских слов, которые появились в языке после того, как Якутия вошла в состав России.

Используется якутский язык в основном в быту якутов и их общественной жизни. Владеют этим языком эвенки, эвены, долганы, юкагиры, русское старожильческое население: ленские крестьяне, якутяне, походчане и русскоустьинцы. Используют этот язык на территории Якутии в делопроизводстве, на нем проводятся мероприятия культурно-массового характера, издаются газеты, журналы, книги, ведется радиовещание и телевизионные программы, есть интернет-ресурсы на якутском языке. В городе и сельских местностях на нем ставят постановки. Якутский является языком древнего эпоса олонхо.

Распространено среди якутов двуязычие, 65% свободно говорят на русском. В якутском языке существует несколько групп диалектов:

  1. Северо-Западная
  2. Вилюйская
  3. Центральная
  4. Таймырская

В якутском языке сегодня используется алфавит на основе кириллицы, в нем есть все русские буквы и еще 5 дополнительных, а также 2 комбинации Дь дь и Нь нь, применяется 4 дифтонга. Долгие гласные звуки на письме обозначаются удвоенными гласными буквами.

Характер

Якуты очень трудолюбивые, выносливые, организованные и упорные люди, обладают хорошей способностью приспосабливаться к новым условиям жизни, переносить трудности, невзгоды и голод.

Внешность

У якутов чистой расы овальная форма лица, широкий и гладкий, невысокий лоб, черные глаза с чуть скошенными веками. Нос прямой, часто с горбинкой, рот большой, зубы крупные, скулы умеренные. Цвет лица смуглый, бронзовый или изжелта-серый. Волосы прямые и жесткие, черного цвета.

Одежда

В национальном костюме якутов сочетаются традиции разных народов, он отлично приспособлен для сурового климата, в котором живет этот народ. Это отражается в крое и оформлении одежды. Состоит костюм из кафтана с поясом, кожаных штанов и меховых носков. Рубахи якуты подпоясывают ремешком. Зимой носят сапоги из оленьей кожи и меха.

Главный орнамент одежды, это цветок лилии-санданы. В одежде якуты стараются сочетать все цвета года. Черный — это символ земли и весны, зеленый — лето, коричневый и красный — осень, серебряные украшения символизируют снег, звезды и зиму. Якутские узоры всегда состоят из разветвленных непрерывных линий, которые означают, что род не должен прекращаться. Чем больше у такой линии ответвлений, тем больше детей у человека, которому принадлежит одежда.

В пошиве верхней одежды использован разношерстный мех, жаккардовый шелк, сукно, кожа и ровдуга. Украшается костюм бисером, орнаментными вставками, металлическими подвесками и украшениями.

Бедняки шили нательную и летнюю одежду из тонкой замшевой кожи, богатые носили рубахи из китайской хлопчатобумажной ткани, которая была дорогой и получить ее можно было только путем натурального обмена.

Праздничная одежда якутов более сложного кроя. Стан к низу расширен, у рукавов сборка по окату. Называются такие рукава бууктаах. Облегченные кафтаны имели ассиметричную застежку, щедро декорировались бисерной вышивкой, узкой полоской дорогого меха и металлическими элементами. Носили такую одежду только зажиточные.

Одним из предметов гардероба якутов являются халатообразные изделия, пошитые из ткани дабы с цельнокроеными рукавами. Носили ее женщины в летний период. Шапка якутов похожа на камелек. На верхушке обычно делали отверстие для того, чтоб туда заглядывали луна и солнце. Ушки на шапке означают связь с космосом. Сегодня их принято украшать бисером.

Религия

До того, как Якутия вступила в состав России, народ исповедовал религию Аар Айыы, которая предполагала веру в то, что все якуты являются детьми Танара — бога и родственника 12 Белых Айыы. Они верили, что ребенок еще с момента зачатия окружен духами иччи и небожителями, верили в злых и добрых духов, духов-хозяев и духов умерших шаманов. У каждого рода было животное-покровитель, которого нельзя было называть по имени и убивать.

Якуты верили, что мир состоит из нескольких ярусов, в верхнем главой является Юрюнг Айыы Тойон, в нижнем — Ала Буура Тойон. Духам, которые живут в верхнем мире, в жертву приносили лошадей, тем, кто живет в нижнем мире — коров. Важное место занимал культ женского божества плодородия Айыысыт.

В 18 веке в Якутию пришло христианство, и большая часть коренного населения стала православными христианами. Но массовая христианизация в большинстве была формальной, якуты нередко принимали ее из-за льгот, которые им полагались взамен, и долгое время поверхностно относились к этой религии. Сегодня большинство якутов являются христианами, но распространена и традиционная вера, пантеизм, агностицизм. До сих пор в Якутии есть шаманы, правда, их крайне мало.

Жилище

Якуты жили в урасах и бревенчатых балаганах, которые еще назывались якутскими юртами. С 20 века начали строить избы. Поселения якутов состояло из нескольких юрт, которые располагались друг от друга на большом расстоянии.

Юрты строились из стоячих круглых бревен. Для строительства использовались только мелкие деревья, рубка больших является грехом. Место для постройки должно быть расположено низко и защищено от ветра. Якуты всегда ищут «счастливое место» и не селятся среди больших деревьев, так как считают, что они уже взяли из земли всю силу. При выборе места для строительства юрты якуты обращались к шаману. Часто жилища строились разборными, чтобы было легко их перевозить при кочевом образе жизни.

Двери в жилище расположены с восточной стороны, навстречу солнцу. Крышу покрывали берестой, для освещения в юрте делали много маленьких окон. Внутри расположен камин, обмазанный глиной, вдоль стен стояли широкие лежаки разной формы, отделенные друг от друга перегородками. У входа расположен самый низкий. На высоком лежаке спит хозяин жилища.

Жизнь

Основными занятиями якутов было коневодство и скотоводство. Мужчины смотрели за лошадьми, женщины — за крупным рогатым скотом. Проживающие на севере якуты разводили оленей. Якутский скот был малопродуктивен, но очень выносливый. Издавна среди якутов было известно сенокошение, еще до прихода русских развито было и рыболовство. Рыбу ловили в основном летом, зимой во льду делали проруби. В осенний период якуты устраивали коллективную неводьбу, добыча делилась между всеми участниками. Бедняки, у которых скота не было, кормились в основном рыбой. Специализировались на этой деятельности и пешие якуты: кокулы, онтуи, осекуи, орготы, крикийцы и кыргыдайцы.

Охота особенно была распространена на севере и являлась в этих регионах основным источником пропитания. Охотились якуты на зайца, песца, птицу, лося и северного оленя. С приходом русских в тайге стала распространяться пушная и мясная охота на медведя, белку, лисицу, но позже, из-за снижения численности зверей, стала уже не так популярна. Якуты охотились с быком, за которого прятались, подкрадываясь к добыче. По следу зверей гонялись на конях, иногда с собаками.

Занимались якуты и собирательством, собирали внутренний слой коры лиственницы и сосны, сушили на зиму. Собирали коренья чекана и сарана, зелень: лук, щавель и хрен, занимались сбором ягод, но не употребляли малину, так как считали ее нечистой.

Земледелие якуты заимствовали у русских в 17 веке, и до 19 века это направление хозяйства было развито очень слабо. Выращивали ячмень, редко пшеницу. Широкому распространению земледелия среди этого народа, особенно в Олёмкинском округе, способствовали ссыльные русские поселенцы.

Хорошо развита была обработка дерева, якуты занимались художественной резьбой, раскрашивали изделия отваром из ольхи. Обрабатывали также бересту, кожу и меха. Из кожи производили посуду, из шкур коров и лошадей — коврики, из меха зайца шили одеяла. Конский волос использовали в шитье, плетении и вышивке, ссучивали руками в шнуры. Якуты занимались лепной керамикой, что выделяло их среди других сибирских народов. Была развита в народе плавка и ковка железа, плавка и чеканка серебра, меди и других металлов. С 19 века якуты начали заниматься резьбой по кости.

Передвигались якуты в основном верхом, а грузы перевозили вьюками. Делали лыжи, которые подбивали конским камусом, и сани, в которые запрягали быков и оленей. Для передвижения по воде мастерили берестяные лодки под названием тыы, делали плоскодонные доски, парусные суда-карбасы, которые заимствовали у русских.

В древности коренные народы, проживавшие на севере Якутии, вывели породу собак якутская лайка. Распространена и порода крупных придворовых якутских собак, которая отличается неприхотливостью.

Коновязей у якутов очень много, с древних времен они являются основными составляющими народа, с ними связаны традиции, обычаи, верования и обряды. Все коновязи имеют различную высоту, форму, украшения и орнаменты. Существует 3 группы таких конструкций:

  • надворная, в нее входят те коновязи, которые устанавливают у жилища. К ним коней привязывают;
  • столбы для проведения религиозных обрядов;
  • коновязи, устанавливаемые на главном празднике Ысыах.

Еда

Национальная кухня якутов немного схожа с кухней монголов, бурятов, северных народов и русских. Блюда готовят методом отваривания, сбраживания и заморозки. Из мяса якуты употребляют в пищу конину, оленину и говядину, дичь, кровь и потроха. Широко распространено в кухне этого народа приготовление блюд из сибирской рыбы: чира, осетра, омуля, муксуна, пеляди, хариуса, нельмы и таймени.

Якуты максимально используют все компоненты исходного продукта. Например, при приготовлении карасей по-якутски рыба остается с головой и практически не потрошится. Чешую счищают, через небольшой надрез удаляют желчный пузырь, часть толстой кишки и прокалывают плавательный пузырь. Рыбу жарят или варят.

Все субпродукты используются довольно активно, очень популярен суп из потрошков, кровяные деликатесы, конский и говяжий ливер, который заполняется смесью из крови и молока. Мясо с говяжьих и конских ребер называется в Якутии ойогос. Едят его замороженным или сырым. Из замороженной рыбы и мяса делают строганину, которую едят с острой приправой. Из лошадиной и говяжьей крови делают кровяную колбасу хаан.

В традиционной кухне якутов не используются овощи, грибы и фрукты, употребляются только некоторые ягоды. Из напитков употребляют кумыс и более крепкий койуургэн, вместо чая пьют горячий морс. Из молока коровы готовят простоквашу суорат, взбитые сливки керчэх, густой крем из сбитого с молоком масла, который называется кобер, чохоон — сбитое с ягодами молоком и масло, творог иэдьэгэй, сыр суумэх. Из смеси молочных продуктов и муки варят густую массу саламат. Из квашеного раствора ячменной или ржаной муки делают бурдук.

Фольклор

Древний эпос олонхо передается из поколения в поколение и похож в исполнении на оперу. Это древнейшее эпическое искусство якутов, которое занимает самое основное место в фольклоре народа. Олонхо обозначает эпическую традицию и служит названием отдельных сказаний. Поэмы длиной в 10 000-15 000 строк исполняются народными сказителями, которыми могут стать далеко не все. Сказитель должен обладать ораторским и актерским талантом, уметь импровизировать. На исполнение больших олонхо может уйти 7 ночей. Самое крупное такое произведение состоит из 36 000 стихотворных знаков. В 2005 году олонхо было объявлено ЮНЕСКО «шедевром нематериального и устного наследия человечества».

Народные певцы якутов используют тип горлового пения дьиэрэтии ырыа. Это необычная техника пения, артикуляция которой основана в гортани или глотке.

Самый известный из музыкальных инструментов якутов это хомус — якутская разновидность варгана и струнно-смычкового инструмента. Играют на нем губами и языком.

Традиции

Якуты всегда стремились жить в гармонии с собой, верой и природой, они чтут традиции и не боятся перемен. Традиций и обрядов у этого народа столько, что можно написать об этом отдельную книгу.

Якуты ограждают свои жилища и скот от злых духов, используя множество заговоров, проводят обряды для приплода скота, хорошего урожая и рождения детей. До сегодняшнего дня у якутов существует кровная месть, но ее постепенно заменили на выкуп.

Камень Сат у этого народа считается волшебным, женщинам на него смотреть нельзя, иначе он потеряет свою силу. Находят эти камни в желудках птиц и животных, заворачивают в бересту и заматывают конским волосом. Считается, что с помощью определенных заклинаний и этого камня можно вызвать снег, дождь и ветер.

Якуты являются очень гостеприимными людьми и любят дарить друг другу подарки. Родильные обряды у них связаны с богиней Айыысыт, которую считают покровительницей детей. Согласно мифам, Айыы принимает только жертвоприношения растительного происхождения и молочные продукты. В бытовом современном языке якутов есть слово «аньыы», смысл которого переводится как «нельзя».

В брак якуты вступают с 16 до 25 лет, если семья жениха небогатая и калыма нет, можно невесту украсть, а потом помогать семье жены и тем самым отработать калым.

До 19 века в Якутии было распространено многоженство, но жены при этом жили отдельно от мужа, и каждая вела свое хозяйство. Существовал калым, который состоял из скота. Часть калыма — курум предназначалась для свадебного празднества. За невестой было приданое, которое по своей ценности было равно половине калыма. В основном это была одежда и утварь. Современный калым заменили на деньги.

Обязательный традиционный обряд у якутов — это Благословение Айыы на торжествах и праздниках на природе. Благословения — это молитвы. Самым важным праздником является Ысыах, день восхваления Белых Айыы. При охоте и рыболовстве проводят обряд задабривания духа охоты и удачи Байанай.

С умершими проводили обряд воздушного погребения, подвешивали тело в воздухе. Обряд означал предание покойного свету, воздуху, духу и дереву.

Все якуты почитают деревья, считают, что в них живет дух хозяйки земли Аан Дархан Хотун. Когда восходили на горы, лесным духам традиционно приносили в жертву рыбу и животных.

Во время национального праздника Ысыах проводятся национальные якутские прыжки, международные игры «Дети Азии», которые делятся на следующие этапы:

  1. Кылыы, 11 прыжков без остановки, начинается прыжок на одной ноге, приземляться надо на обе ноги;
  2. Ыстанга, 11 прыжков по очереди с ноги на ногу. Приземляться нужно на обе ноги;
  3. Куобах, 11 прыжков без остановки, во время прыжка с места нужно отталкиваться сразу двумя ногами или приземляться с разбега на обе ноги.

Национальным видом спорта у якутов является мас-рестлинг, в процессе которого соперник должен вырвать из рук соперника палку. Этот спорт был выведен в 2003 году. Еще один вид спорта хапсагай — очень древний вид борьбы у якутов.

Свадьба в Якутии — особенное явление. С рождением в семье девочки, родители, по священной древней традиции, ищут ей жениха и многие годы следят за его жизнью, манерами и поведением. Обычно мальчика выбирают из той семьи, где отцы отличаются крепким здоровьем, выносливостью и силой, хорошо умеют трудиться руками, строить юрты, добывают пропитание. Если отец мальчика не передаст ему все свои навыки, его перестают рассматривать в качестве жениха. У некоторых родителей получается быстро найти жениха для дочери, а у кого-то этот процесс занимает долгие годы.

Сватовство является одним из обычаев и традиций якутов. Родители в назначенный день уходят в дом предполагаемого жениха, а девушке нельзя выходить из дома. Родители беседуют с родителями парня, во всех красках описывают свою дочь и ее достоинства. Если родители парня не против свадьбы, обсуждается размер калыма. К свадьбе девушку готовит ее мать, готовит ей приданое, шьет наряды. Невеста выбирает время свадьбы.

Раньше свадебное платье шили только из натуральных материалов. Сегодня это необязательно, важно только, чтобы наряд был белоснежным и комплектовался тугим поясом. На невесте должны быть обереги для защиты новой семьи от болезней и зла.

Невеста и жених сидят в разных юртах, шаман, мать жениха или отец невесты окуривают их дымом, очищая от всего дурного. Только после этого жених с невестой встречаются, их объявляют мужем и женой, и начинается торжество с застольем, танцами и песнями. После замужества девушка должна ходить только с покрытой головой, ее волосы должен видеть только муж.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *