Верховна рада законопроекти

Глава Юридического отдела УПЦ протоиерей Александр Бахов рассказал, что принятый с изменениями рейдерский законопроект №4128-д (о подчиненности религиозных организаций и процедурах государственной регистрации религиозных организаций со статусом юридического лица) существенно отличается от первого варианта — законопроекта №4128. В комментарии Информационно-просветительскому отделу УПЦ юрист указал на «подводные камни» принятого закона.

Глава Юридического отдела напомнил, что первая версия законопроекта №4128 имела своей целью улучшить для религиозных общин механизм изменения подчиненности и состояла всего из двух абзацев. Однако мгновенно, за один день, этот вариант проекта закона был переработан и увеличен до 8 листов.

«Принятый законопроект №4128-д существенно отличается от первого варианта (законопроекта №4128) и регулирует не только вопросы определения подчиненности, но и вопросы государственной регистрации и создания нового органа при Министерстве культуры, который будет регистрировать уставы религиозных организаций. Предлагается внести изменения и в Закон «О свободе совести и религиозных организациях», и в Закон «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей и общественных формирований». Фактически, таким образом, создали “анархическую” систему регистрации религиозных организаций, потому что регистраторы в Министерстве юстиции действовали согласно соответствующим нормам, а новые регистраторы – бессистемные и их деятельность неконтролируемая», — пояснил священник.

Кроме того, как заметил о. Александр, в Минкультуры предвзято относятся к Украинской Православной Церкви, о чем свидетельствует и решение суда от 5.06.2018 г. о противоправных действиях Министерства культуры Украины относительно нерегистрации религиозных общин УПЦ.

«Мы видим, что, прикрываясь якобы благой целью “облегчить религиозным организациям изменять свою подчиненность”, они на самом деле усложнили процедуру регистрации устава религиозных организаций и предоставили полномочия регистрировать религиозные организации политизированному органу — Министерству культуры», — подчеркнул глава Юридического отдела.

Поэтому, по его убеждению, не исключено, что у общин УПЦ возникнут проблемы с регистрацией уставов.

Также священник отдельно остановился на Заключительных положениях законопроекта, в которых нарушаются права и свободы религиозных организаций.

В частности, по его словам, во-первых, этими положениями введено массовую перерегистрацию уставов всех религиозных организаций. «В течение года религиозные организации должны привести свои уставы в соответствие с настоящим законом. В том случае, если определенные положения в уставах ему перечат, уставы будут считаться недействительными. То есть те положения, которые регулируют внутреннюю деятельность религиозных общин, согласно этому закону, будут считаться недействительными», — рассказал он.

Второй недвусмысленный момент касается так называемых «переходов» общин. В частности указано, как сказал протоиерей Александр Бахов, «религиозная община, которая меняет конфессиональную принадлежность, должна сообщить об этом в Министерство культуры или областную государственную администрацию, а те размещают на сайте такого рода информацию».

Он пояснил: «Законно нынешние “переходы в ПЦУ” религиозных общин осуществить невозможно, потому что «ПЦУ» юридически не существует, поэтому путем т.нз. “информационной фиксации” общины якобы заявляют об изменении своей подчиненности, однако по факту этого сделать просто невозможно».

А потому, по его убеждению, принят законопроект нацелен исключительно на «наполнение одного религиозного сообщества за счет другого»»

Просмотров: 496

Состав и порядок формирования

В состав Верховной Рады входит 450 депутатов, избираемых на пятилетний срок на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права путём тайного голосования. Для полномочности Верховной Рады должны быть избраны не менее двух третей от её конституционного состава (то есть 300 народных депутатов). Депутатом может быть избран гражданин Украины не моложе 21 года, который имеет право голоса, в течение 5 последних лет проживал на территории Украины, и не имеет судимости. Народные депутаты осуществляют свои полномочия на постоянной основе и не могут иметь какого-либо другого представительского мандата, находиться на государственной службе или занимать какие-либо другие оплачиваемые должности или вести предпринимательскую деятельность (исключением является преподавательская, научная и творческая работа).

Очередные выборы в парламент проводятся, согласно конституции, в последнее воскресенье октября пятого года полномочий парламента.

Внеочередные выборы

Внеочередные выборы в парламент могут быть объявлены Президентом Украины при досрочном прекращении полномочий парламента в следующих случаях:

  • если в течение одного месяца в Верховной Раде Украины не сформирована коалиция депутатских фракций;
  • если в течение шестидесяти дней после отставки кабинета министров Украины не сформирован его персональный состав;
  • если в течение тридцати дней одной очередной сессии пленарные заседания не могут начаться;

Возможность роспуска парламента в вышеупомянутых случаях является правом президента, но не обязанностью. Перед принятием решения о роспуске глава государства обязан провести консультации со спикером парламента и его заместителями, а также с руководителями депутатских фракций.

Присяга народного депутата

Перед вступлением в должность народные депутаты приносят перед Верховной Радой и украинским народом следующую присягу (отказ от принесения присяги влечёт утрату мандата).

Присягаю на верность Украине. Обязуюсь всеми своими действиями защищать суверенитет и независимость Украины, заботиться о благе Отчизны и благосостоянии Украинского народа. Присягаю придерживаться Конституции Украины и законов Украины, исполнять свои обязанности в интересах всех соотечественников.

Оригинальный текст (укр.) Присягаю на вірність Україні. Зобов’язуюсь усіма своїми діями боронити суверенітет і незалежність України, дбати про благо Вітчизни і добробут Українського народу. Присягаю додержуватися Конституції України та законів України, виконувати свої обов’язки в інтересах усіх співвітчизників

Конституционные полномочия Верховной Рады

Портал:Политика

Украина

Статья из серии
Политическая система
Украины

Государственный строй

Конституция

Президент

Пётр Порошенко

Кабинет министров

Премьер-министр

Владимир Гройсман

Верховная рада

Председатель Верховной рады

Андрей Парубий

Народные депутаты

Судебная система

Верховный суд

Конституционный суд

Административное деление

Города

Регионы

Политическая система

Политические партии

Предвыборные блоки

Всеукраинские референдумы

1991 • 2000

Парламентские выборы

1994 • 1998 • 2002 • 2006 • 2007 • 2012 • 2014 • 2019

Президентские выборы

1991 • 1994 • 1999 • 2004 • 2010 • 2014 • 2019

  • Внутренняя политика
  • Внешняя политика
  • Внешнеэкономическая политика
  • Международные организации

Полномочия Верховной Рады были значительно расширены после конституционной реформы 2004 года. Соответствующие поправки к основному закону страны были отменены Конституционным судом Украины в 2010 году, но признаны Верховной радой вновь действующими в феврале 2014 года. В 2016 году в Конституцию были внесены изменения, касающиеся судебной системы.

Согласно Конституции Украины, Верховная рада является единственным органом законодательной власти в государстве. Её основными задачами являются принятие законов, а также формирование и контроль за деятельностью исполнительной власти в лице Кабинета министров Украины.

К ведению Верховной рады относятся, в частности:

  • внесение изменений в Конституцию Украины в порядке, установленном самой Конституцией;
  • принятие законов;
  • утверждение государственного бюджета и внесение в него изменений, а также контроль за его выполнением;
  • определение основ внутренней и внешней политики государства;
  • назначение референдума по вопросу изменения территории Украины;
  • утверждение общенациональных программ экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития и охраны окружающей среды;
  • назначение и увольнение главы и других членов Счётной палаты Украины, а также Уполномоченного Верховной рады Украины по правам человека;
  • назначение и увольнение половины состава совета Национального банка Украины, а также половины состава Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания (вторая половина двух этих органов назначается и увольняется Президентом Украины);
  • назначение и увольнение трети состава Конституционного суда Украины;
  • принятие по представлению президента решения об объявлении состояния войны или заключении мира и в случае вооружённой агрессии против Украины — решения об использовании вооружённых сил Украины и других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований;
  • утверждение общей структуры, численности и определений функций Службы безопасности Украины, Министерства внутренних дел, вооружённых сил Украины и прочих вооружённых формирований;
  • установление государственных символов Украины;
  • назначение очередных и внеочередных выборов в органы местного самоуправления;
  • принятие решения о допуске иностранных вооружённых подразделений на территорию Украины;

Отношения с президентом Украины

  • принимаемые Верховной радой законы после подписания спикером парламента направляются на подпись президенту Украины, который имеет в их отношении право вето (кроме законов об изменении Конституции Украины). В случае, если глава государства откажется подписывать принятый Верховной радой закон и вернёт его в течение 15 дней с момента получения для повторного рассмотрения, парламент может либо согласиться с мотивированными предложениями Президента, либо преодолеть вето, повторно приняв закон в той же редакции большинством голосов не менее двух третей от конституционного состава. В случае преодоления вето президент обязан будет в течение 10 дней подписать и официально обнародовать такой закон. Поправки к конституции от 2004 года предусмотрели дополнительный защитный механизм — если Президент откажется подписать закон даже в случае преодоления парламентом президентского вето, он будет опубликован за подписью спикера парламента в обход главы государства и вступит в силу;
  • глава государства имеет право самостоятельно вносить законопроекты в парламент (право законодательной инициативы), а также право определять законопроекты как неотложные (такие законопроекты должны рассматриваться Верховной радой Украины вне очереди);
  • по представлению главы государства Верховная рада назначает и увольняет следующих должностных лиц: премьер-министра Украины (соответствующее представление вносится Президентом по предложению коалиции депутатских фракций), министра иностранных дел, министра обороны, председателя Национального банка Украины, членов Центральной избирательной комиссии, председателя Службы безопасности Украины;
  • Верховная рада даёт главе государства согласие на назначение и увольнение генерального прокурора Украины, парламент может по своей инициативе выразить недоверие генеральному прокурору, что влечёт за собой его отставку;
  • прерогативой Верховной рады является назначение выборов президента Украины, к полномочиям главы государства, в свою очередь, относится объявление очередных и внеочередных выборов в Верховную раду, а также досрочное прекращение полномочий парламента (роспуск) в предусмотренных Конституцией случаях;
  • глава государства имеет право требовать созыва внеочередной сессии Верховной рады;
  • Верховная рада заслушивает ежегодные и внеочередные послания президента Украины о внутреннем и внешнем положении Украины;
  • вступление в должность новоизбранного президента Украины (инаугурация) происходит на торжественном заседании Верховной рады;
  • Верховная рада имеет право сместить президента Украины с должности в порядке особой процедуры импичмента;
  • некоторые указы президента требуют утверждения парламентом — в частности, указы о введении военного или чрезвычайного положения, о всеобщей или частичной мобилизации, а также об объявлении отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации;

Отношения с кабинетом министров Украины

Согласно действующей редакции Конституции Украины, Верховная рада играет ключевую роль в процессе формирования правительства Украины. Именно к компетенции парламента относится назначение премьер-министра. Данное назначение производится формально по представлению президента, но глава государства при внесении данного представления обязан принять кандидатуру, предложенную коалицией депутатских фракций, в которую входит большинство депутатов Верховной рады. Президент не может отвергнуть кандидатуру от коалиции по политическим соображениям, а только лишь, если нарушены установленные Конституцией Украины и законодательством условия внесения кандидатуры, или же предложенная кандидатура не соответствует требованиям к члену правительства, установленным законодательством.

  • Помимо премьер-министра, Верховная рада назначает и увольняет всех остальных членов правительства (министров обороны и иностранных дел — по представлению Президента, остальных членов Кабинета министров — по представлению премьер-министра), по представлению премьер-министра — также председателя Антимонопольного комитета Украины, председателя Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, председателя Фонда государственного имущества. Увольнение всех названных должностных лиц Верховная рада может осуществлять и по своей инициативе без представлений Президента или премьер-министра;
  • Верховная рада принимает решение об утверждении программы деятельности правительства Украины, а также осуществляет контроль за его деятельностью;
  • принятие парламентом резолюции недоверия по отношению к правительству влечёт за собой его отставку;

В отношении к Автономной Республике Крым

Согласно Конституции Украины полномочиям парламента Украины относится:

  • утверждение Законом Украины Конституции Автономной Республики Крым;
  • досрочное прекращение полномочий Верховной Рады Автономной Республики Крым и назначение её досрочных выборов при наличии вывода Конституционного суда о нарушении ей Конституции или законодательства Украины;

История

Предшественником Верховной рады является Верховный Совет УССР, 1-я сессия первого созыва которого состоялась в 1938 году.

Верховный Совет Украинской ССР двенадцатого созыва 16 июля 1990 года принял Декларацию о государственном суверенитете Украины, а 24 августа 1991 года — Акт о государственной независимости, объявив о создании независимого государства Украина. В 2001 году был изменён порядок нумерации созывов. Первым созывом был объявлен созыв 1990—1994 годов.

Верховная рада четвёртого созыва 8 декабря 2004 года внесла изменения в Конституцию Украины, передав парламенту часть президентских полномочий.

Верховная Рада шестого созыва 2 февраля 2011 года внесла изменения в Конституцию Украины, продлив срок своих полномочий до 5 лет.

Выборы Созыв Начало Конец Коалиции Коалиционные правительства
1990 года I созыв 15 мая 1990 22 апреля 1994
1994 года II созыв 11 мая 1994
1998 года III созыв 12 мая 1998
2002 года IV созыв 14 мая 2002 «Сила народа» (2005—2006) Правительство Тимошенко
Правительство Еханурова
2006 года V созыв 25 мая 2006 «Антикризисная коалиция» (2006—2007) Правительство Януковича
2007 года VI созыв 6 ноября 2007 12 декабря 2012 «Оранжевая коалиция» (2007—2008)
«Национальное развитие,
стабильность и порядок» (2008—2010)
«Стабильность и реформы» (2010—2012)
Правительство Тимошенко
Правительство Азарова
2012 года VII созыв 12 декабря 2012 25 августа 2014 «Стабильность и реформы» (2012—2014)
«Европейский выбор» (2014)
Правительство Азарова
Правительство Яценюка
2014 года VIII созыв 27 ноября 2014 «Европейская Украина» (2014—2016)
«Демократическая коалиция» (с 2016)
Правительство Яценюка
Правительство Гройсмана

Парламентские выборы

В 1998 и 2002 годах на Украине действовала смешанная система парламентских выборов, согласно которой 225 депутатов избирались по округам, а 225 — от партий на пропорциональной основе.

В 1998 году в выборах приняли участие 49 партий и блоков. Избрано 225 депутатов по единому многомандатному округу от 8 списков политических партий и блоков. 225 депутатов избрано в одномандатных округах.

В 2002 году — 62 партии и блока. 225 депутатов по многомандатному округу от 6 списков политических партий и блоков. 225 депутатов избрано в одномандатных округах

С 2006 года, согласно изменениям в Конституции (отменены в 2010 году Конституционным Судом Украины), выборы всех 450 депутатов проводятся только по партийным спискам .

В 2006 году участие в выборах принимали 45 партий и блоков. В распределении мандатов приняли участие 5 партий и блоков.

Внеочередные парламентские выборы на Украине 30 сентября 2007 года — 20 партий и блоков. В распределении мандатов приняли участие 5 партий и блоков.

В 2012 году 225 депутатов избирались по пропорциональной системе, 225 — по одномандатным округам. Право на распределение мандатов в многомандатном округе получили 5 партий.

26 октября 2014 года на фоне острого политического кризиса в стране состоялись внеочередные парламентские выборы, 225 депутатов избирались по пропорциональной системе, 225 — по одномандатным округам. Право на распределение мандатов в многомандатном округе получили 6 партий.

Председатель парламента (спикер)

Имя Дата избрания Дата освобождения от должности Созыв Примечания
Владимир Антонович Ивашко 4 июня 1990 9 июля 1990 1 (12) КПСС. Ушёл в отставку в связи с избранием заместителем генерального секретаря ЦК КПСС
Иван Степанович Плющ 9 июля 1990 23 июля 1990 1 (12) КПСС. Как «исполняющий обязанности председателя»
Леонид Макарович Кравчук 23 июля 1990 5 декабря, 1991 1 (12) КПСС (до августа 1991). Ушёл в отставку в связи с избранием Президентом
Иван Степанович Плющ 5 декабря 1991 11 мая 1994 1 (12) Беспартийный
Александр Александрович Мороз 18 мая 1994 12 мая 1998 2 (13) Социалистическая партия Украины
Александр Николаевич Ткаченко 7 июля 1998 21 января 2000 3 (14) Селянская партия Украины
Освобождён от должности за систематические нарушения регламента
Иван Степанович Плющ 1 февраля 2000 14 мая 2002 3 (14) Народно-демократическая партия
Владимир Михайлович Литвин 28 мая 2002 26 апреля 2006 4 Народная партия
Александр Александрович Мороз 6 июля 2006 23 ноября 2007 5 Социалистическая партия Украины
Арсений Петрович Яценюк 4 декабря 2007 12 ноября 2008 6 Беспартийный
Подал в отставку в связи с распадом коалиции.
Александр Владимирович Лавринович 12 ноября 2008 9 декабря 2008 6 Партия регионов
Исполняющий обязанности как Первый вице-спикер
Владимир Михайлович Литвин 9 декабря 2008 12 декабря 2012 6 Народная партия
04.07.2012 — Подал в отставку Отставка не принята
Владимир Васильевич Рыбак 13 декабря 2012 22 февраля 2014 7 Партия регионов
Подал в отставку
Александр Валентинович Турчинов 22 февраля 2014 27 ноября 2014 7 ВО «Батькивщина» (до 27 августа 2014 года)
Народный фронт
Владимир Борисович Гройсман 27 ноября 2014 14 апреля 2016 8
Андрей Владимирович Парубий с 14 апреля 2016 действующий 8 Народный фронт

Ссылки

  • Сайт Верховной рады Украины (рус.)
  • Верховная рада Украины V созыва, новости
  • Создание коалиций в Верховной раде Украины V созыва и в местных советах
  • А. Михайлик. Эпизоды парламентской хроники — Журнал Аудитория
  • Мониторинг деятельности депутатов Верховной рады Украины.

  • Верховная рада
    • с 1991 года; I созыв | II созыв | III созыв | IV созыв | V созыв | VI созыв | VII созыв | VIII созыв

  • Центральный исполнительный комитет и Съезд Советов
    • 1919—1937 годы; III | IV | V | VI|VII | VIII | IX|X | XI | XII | XIII | Чрезвычайный XIV
  • Верховный совет
    • 1937—1991 годы; I созыв | II созыв | III созыв | IV созыв | V созыв | VI созыв | VII созыв | VIII созыв | IX созыв | X созыв | XI созыв | XII созыв

  • Центральный исполнительный комитет и Съезд Советов
    • 1917—1918 годы; I | II

  • Центральная рада
    • 1917—1918 годы
  • Учредительное собрание
    • 1918 год; частично избрано, не было созвано
  • Трудовой конгресс
    • 1919 год
  • Рада республики
    • 1921 год
  • Национальная рада
    • 1948—1992 годы; в изгнании

  • Рада генеральной старшины и Генеральная войсковая рада
    • 1649—1764 годы; Переяславская 1654 года | Чигиринская 1657 года | Корсунская 1657 года | Чёрная 1663 года

  • Сечевая рада
    • XVI век—1775 год; Войско Запорожское Низовое
  • Национальная рада
    • 1918—1919 годы; Западно-Украинская НР
  • Народная рада в Ясинях
    • 1918—1919 годы; Гуцульская республика
  • Сейм
    • 1939 год; Карпатская Украина

Украинские группы в общегосударственных парламентах

  • Украинская громада
    • 1906 и 1907 годы; Российская империя, Государственная дума I и II созывов
  • Русько-украинский клуб
    • 1907—1911 годы; Австро-Венгрия, Цислейтания, Рейхсрат, Палата депутатов, XI созыв
  • Украинский парламентский союз
    • 1911—1918 годы; Австро-Венгрия, Цислейтания, Рейхсрат, Палата депутатов, XII созыв

Региональные парламенты на украинских землях

  • Галицкий сейм
    • 1861—1918 годы; Австрийская империя→ Австро-Венгрия, Королевство Галиции и Лодомерии
  • Буковинский сейм
    • 1861—1918 годы; Австрийская империя→ Австро-Венгрия, Герцогство Буковина
  • Народный сейм
    • 1919 год; избран, не был созван; Венгерская НР→ Венгерская СР, Руська Краина
  • Народное собрание
    • 1939 год; СССР, Западная Украина
  • Народная рада
    • 1944—1945 годы; Чехословакия→ СССР, Закарпатская Украина

Общенациональные
законодательные
собрания
Украина Украина
(с 1991 года)
Украинская ССР Украинская ССР
(1919—1991 годы)
Украинская НРС и Украинская СР
(1917—1918 годы)
Украинская НР
(1917—1921 годы,
в изгнании в 1921—1992 годах)
Гетманщина Гетманщина
(1649—1764 годы)
Другие Законодательные собрания
региональных украинских государств
Парламентское
представительство украинцев
в неукраинских государствах
Исторические истоки

Страны Европы: Парламенты

Независимые государства

Зависимые территории

Непризнанные и частично
признанные государства

1 В основном или полностью в Азии, в зависимости от проведения границы между Европой и Азией. 2 В основном в Азии.

Сьогодні, 20 грудня 2018 року, під час пленарного засідання Верховної Ради України було прийнято Закон «Про внесення змін до Закону України “Про свободу совісті та релігійні організації” щодо назви релігійних організацій (об’єднань), які входять до структури (є частиною) релігійної організації (об’єднання), керівний центр (управління) якої знаходиться за межами України в державі, яка законом визнана такою, що здійснила військову агресію проти України та/або тимчасово окупувала частину території України», яким зобов’язано такі релігійні організації змінити свої назви протягом чотирьох місяців. Про це повідомляє Інформаційно-просвітницький відділ УПЦ із посиланням на сайт ВР.

Зокрема, як зазначається, цей Закон зобов’язує релігійну організацію, «керівний центр (управління) якої знаходиться за межами України в державі, яка законом визнана такою, що здійснила військову агресію проти України та тимчасово окупувала територію України», відтворювати у своїй назві «повної статутної назви такої релігійної організації (об’єднання) з можливим додаванням слів «в Україні» та/або позначення свого місця в структурі іноземної релігійної організації».

Окрім того, Закон визначає ознаки входження релігійної організації до таких релігійних організацій та зобов’язує відповідні релігійні організації протягом чотирьох місяців внести передбачені цим Законом зміни до своєї офіційної назви та до свого статуту (положення).

Також Закон обмежує доступ священнослужителів таких релігійних організацій у частини, з’єднання Збройних сил та інших військових формувань України тощо.

Відповідні зміни внесено до ст. 12 Закону України «Про свободу совісті та релігійні організації».

Слід зауважити, що під час засідання ВР головуючий А.Парубій надав слово народному депутатові Вадиму Новинському, який заявив, що фракції «проти розгляду двох «антицерковних» законопроектів, спрямованих на розпалювання міжконфесійної ворожнечі, та закликав головуючого не порушувати Регламент».

В.Новинський також повідомив, що фракція внесе зміни до цих законопроектів.

У свою чергу, А.Парубій зазначив, що законопроект №5309, мовляв, є «історичним» і що наявність дискусій на цю тему, буцімто, підтверджують, що «питання меркантильні переважають над історичними», тому що «передбачає, що Церква, яка має центр в країні-агресорі, має носити назву тієї країни» і що «ми зараз за крок до отримання Томосу». Тому А.Парубій звернувся до народних депутатів із проханням «не ставити під ризик історичні питання Української держави».

Варто підкреслити, що, згідно із заявами Президента України, які він робив раніше, впровадження цього Закону може стати приводом для ескалації агресії проти Української Православної Церкви та викликати низку порушень фундаментального конституційного права на свободу совісті і релігійних переконань.

Окрім того, раніше Головне науково-експертне управління Верховної Ради визнало, що законопроект № 5309 відверто суперечить Конституції і рекомендувало його відхилити у зв’язку з невідповідністю тим цілям, які заявлялися авторами законопроекту.

Нагадаємо, що сьогодні біля стін Верховної Ради відбувається молитовне стояння віруючих УПЦ, які моляться про напоумлення депутатів та закликають не приймати антицерковних законопроектів.

Читайте наші новини у Тelegram: швидко, зручно і завжди у вашому телефоні!



Просмотров: 6963

>Верховная Рада и Церковь: что происходит?

Что меняет законопроект № 4128?

Он позволит захватить православные храмы раскольникам. Законопроект упрощает процедуру внесения изменений или перерегистрации уставов религиозных общин. Авторы предлагают, чтобы судьбу прихода решали сами верующие этой общины большинством голосов на приходском собрании, а не епархиальное руководство или митрополия. Согласно законопроекту, принадлежность к общине определяется самоидентификацией и участием в религиозной жизни общины. Поскольку в большинстве приходов нет фиксированного членства, в приход могут приехать любые посторонние люди и, проголосовав на приходском собрании, изменить юрисдикцию общины.

Есть опасения, что в случае принятия этот закон станет опорой церковных рейдеров, которые будут идентифицировать себя с конкретной общиной и заявлять о правах на управление приходом. Подобная практика уже применяется на Украине, когда “Киевский патриархат” фактически силовым путем захватывает храмы общин Украинской Православной Церкви. Новый закон упростит и легализует эту практику. Противники законопроекта опасаются, что он развяжет в стране религиозную войну.

Что думают об этом представители других конфессий?

Киевский патриархат пытается присвоить приходы Московского патриархата, считает епископ Харьковско-Запорожской диецезии Римо-Католической Церкви Станислав Широкорадюк.

«Создается коррупционная схема, для того, чтобы свободно переходили приходы в Киевский патриархат. А почему не сделать, как во всем мире: каждая религиозная община должна быть юридическим лицом! Церковь должна быть юридическим лицом! Такой закон будет защищать Церковь”, – заявил он.

Законопроекты 4511 и 4128 выглядят крайне противоречиво с точки зрения существующих законодательных норм, заявил Евгений Зискинд, исполнительный директор Объединения иудейских религиозных организаций Украины, член президиума Еврейской конфедерации Украины.

“Законопроект № 4128 апеллирует к такому понятию, как «самоидентификация», хотя при этом вообще не дается четкого пояснения, что имеется ввиду. Например, в иудейской традиции недостаточно только личной заинтересованности и определенности — необходим еще ряд обрядов, обычаев, которым необходимо следовать”.

Он также отметил, что этот законопроект открывает путь рейдерству, захвату храмовых сооружений и земель только лишь на основании факта «самоидентификации».

Идея принятия соответствующих законопроектов не имеет общественной поддержки. Из этого следует, что некие силы подталкивают депутатов к тому, чтобы они приняли де-факто «антинародные» законы, заявил глава объединения иудейских религиозных организаций.

Законопроекты №4128 и №4511 игнорируют права не только православной паствы, но и верующих иных конфессий. Их реализация приведет к эскалации межконфессиональных взаимоотношений с негативными последствиями для государства.

Соответствующее обращение к народным депутатам Украины направленное в парламент 16 мая, подписали председатель Запорожской ОГА К.И. Брыль, митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука, епископ-помощник Харьковско-Запорожской диецезии Римско-Католической Церкви Ян Собило и главы церковных округов Запорожской епархии Украинской Православной Церкви.

Без полемики, без лишнего шума и всего за три минуты депутаты рады приняли закон, по которому на границе с Крымом могут начаться массовые аресты. Тот, кто приезжает на полуостров в обход Незалежной — например, по Керченскому мосту, а после собирается на Украину, по мнению рады, должен сесть в тюрьму.

«Проект устанавливает уголовную ответственность за пересечение государственной границы личностью, которая имеет гражданство страны-агрессора или другой личностью в интересах страны-агрессора, которые противоречат национальным интересам Украины», — заявил депутат фракции «Батькивщина» в Верховной раде Андрей Кожемякин.

Закон бьет прежде всего по россиянам. Прямо запрещает въезжать в страну силовикам. Однако эта формулировка – «другая личность в интересах страны-агрессора» – настолько абстрактная, что попасть под нее может гражданин абсолютно любого государства, в том числе самой Украины. По каким критериям собираются выявлять эти интересы, в законе не указали.

«Получается, что в список этих граждан, например, могут попасть иностранные журналисты, которые критиковали, или критикуют, или критически относятся к ситуации в Украине. Или, например, могут попасть отдельные политики», — отметил политолог Алексей Якубин.

Закон противоречит Конституции, презумпции невиновности. На это указали даже юристы рады в своем заключении. Например, как выявить состав преступления, если не ясно даже, что понимать под фразой «национальные интересы Украины».

Примечание главного юридического управления Верховной рады Украины: «Использование в тексте законопроекта формулировки «причинение вреда интересам государства» для определения объективной стороны состава преступления является недопустимым, поскольку имеет достаточно общий характер и требует конкретизации для недопущения произвольного толкования. Предлагаемая статья предусматривает безальтернативное наказание, не соответствует принципу справедливости, как составляющей конституционного принципа верховенства права».

«Специально сделаны подобные формулировки, чтобы фактически каждого человека, который приехал по совершенно любым поводам в ДНР, ЛНР, Крым, можно было обвинить по этой статье и таким образом сделать его заложником украинского государства», — сказал политолог Денис Денисов.

А тюремный срок грозит реальный: три года, если попался на границе впервые, пять – если повторно или в составе группы лиц.

Будет ли в таком случае преступной бандой считаться украинская семья, попавшая в Крым или Донбасс со стороны России? Вопрос остается открытым. Но вот в том, что Петр Порошенко с подписью под законом тянуть не будет, у экспертов сомнений нет. По словам политологов, антироссийская карта — главная в его предвыборной кампании. А президентские выборы на Украине уже весной.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *