Верующие в России

>Религиозный состав населения России

Редактировать

Содержание

Правовые основы религиозной жизни в России

В Конституции Российской Федерации закреплены следующие правовые принципы относительно религии и религиозной жизни граждан:

  • запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на разжигание национальной и религиозной розни (глава 1, статья 13);
  • Российская Федерация — светское государство; никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (глава 1, статья 14);
  • религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (глава 1, статья 14);
  • государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности, отношения к религии, убеждений; запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам религиозной принадлежности (глава 2, статья 19);
  • каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (глава 2, статья 28);
  • не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие религиозную ненависть и вражду; запрещается пропаганда религиозного превосходства (глава 2, статья 29);
  • гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (глава 2, статья 59).

Согласно Федеральному закону от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»:

  • в Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними;
  • никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии.

Таким образом, закон устанавливает право граждан не отвечать на вопросы о религиозной принадлежности. Это затрудняет сбор статистики о религиозном составе населения России.
Закрепляя равноправие различных религий, закон учитывает особую роль православия в истории России, в становлении и развитии русской культуры. Вместе с тем закон указывает на то, что прочие религии, широко распространенные в России (ислам, буддизм, иудаизм и др.), составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов Российской Федерации. Редактировать

Религиозный состав населения России: опрос 2012 года

Официальной статистики относительно религиозной принадлежности россиян не существует. Все данные о религиозном составе населения России собраны в ходе различных социологических опросов. Численность последователей той или иной конфессии оценивается по-разному, в зависимости от методов и масштабов исследований. В 2012 году был проведен Всероссийский репрезентативный опрос населения с целью составить картину вероисповеданий и национальностей России. В анкетах учитывались численность, географическое и административное распределение, следование религиозным практикам, мировоззренческие и социально-демографические характеристики респондентов.

Опрос проводился среди россиян, проживающих в городах и сельской местности. Выборка составила 56 900 респондентов в возрасте от 18 лет из 79 субъектов РФ.

Религиозная принадлежность Число последователей
Православные (воцерковленные) 41 %
Верующие (без определенной религиозной принадлежности) 25 %
Атеисты 13 %
Мусульмане 4, 7 %
Христиане 4, 1 %
Мусульмане-сунниты 1, 7 %
Православные вне Церкви 1, 5 %
Язычники 1, 2 %
Буддисты 0, 5 %
Староверы 0, 5 %
Протестанты 0, 5 %
Мусульмане-шииты 0, 5 %
Католики 0, 5 %
Иудаисты 0, 5 %
Индуисты 0, 5 %
Пятидесятники 0, 5 %

Согласно опросу, больше всего православных христиан в Тамбовской, Липецкой, Нижегородской, Курской, Рязанской, Пензенской и Тульской областях, а также в Мордовии. Меньше всего православных насчитывается в республиках Тыва и Дагестан.
Самый высокий процент мусульманского населения в Кабардино-Балкарской Республике, Башкирии, Карачаево-Черкесской Республике, Дагестане и Татарстане. Меньше всего мусульман (около 0, 1 %) проживает в Орловской, Смоленской, Тамбовской, Нижегородской, Вологодской, Курской областях и Забайкальском крае.
Буддисты проживают главным образом в Тыве, Калмыкии, Бурятии, а также в Забайкальском крае. Меньше всего буддистов в Калининградской, Тюменской, Мурманской областях, в Республике Башкортостан, Москве и Санкт-Петербурге.
Самые высокие показатели атеизма у населения Приморского края, Алтайского края, Якутии, Амурской области, Хабаровского края, Калининградской области и Еврейской автономной области. Меньше всего атеистов в Дагестане и Северной Осетии. Редактировать

Изменения в религиозном составе населения России: 1991 — 2011 годы

В августе 2011 года Левада-Центр провел опрос по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения. В число опрашиваемых вошли 1624 человека в возрасте от 18 лет, проживающие в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Результаты были сопоставлены с данными предыдущих опросов и выражены в процентном соотношении.

1991 1994 2001 2004 2007 2010 2011
Православие 31 % 38 % 50 % 57 % 56 % 70 % 69 %
Ислам 1 % 2 % 4 % 4 % 3 % 4 % 5 %
Католицизм <1 % <1 % <1 % <1 % <1 % <1 %
Протестантизм <1 % <1 % <1 % <1 % <1 % <1 %
Иудаизм <1 % <1 % <1 % <1 % <1 % <1 %
Другая религия 1 % <1 % 2 % 1 % 1 % <1 % 1 %
Не считаю себя верующим человеком 61 % 58 % 37 % 32 % 33 % 21 % 22 %
Затруднились ответить 6 % 1 % 7 % 6 % 6 % 4 % 4 %

Редактировать

Христиане в современной России

Согласно опросу ВЦИОМ 2010 года, две трети россиян соблюдают религиозные обряды, но не систематически, а лишь от случая к случаю (главным образом по праздникам).
По данным опроса, христианами являются 75 % населения России. Из числа христиан 84 % приняли крещение (в 1989 году — 89 %). Около 50 % христиан читали Священное Писание (в 1989 году читавших было только 38%).
Среди православных крещены 94 % респондентов, среди последователей других христианских религий — 58 %. Меньше всего крещеных верующих на Дальнем Востоке (66 %). Среди женщин, исповедующих христианскую религию, крещение приняли 88 %, среди мужчин — 79 %. Редактировать

Ссылки

  • Конституция Российской Федерации
  • Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»
  • Атлас религий и национальностей России
  • Религиозный состав населения России: Опрос Левада-Центра
  • «Верим ли мы в Бога?» Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ (январь 2010 года)

Редактировать

Библиография

  1. Религиозный состав населения России
  2. «Верю — не верю»: Ольга Филина беседует с Романом Лункиным, одним из авторов первого «Атласа религий России»
  3. В России 74 % православных и 7 % мусульман
  4. Россияне о религии

>Атеизм в России

В современной Росси́и атеизм представлен рядом общественных организаций и неформальных объединений, а также отдельными гражданами, осознающими себя как нерелигиозные.

История

Атеизм в Российской империи

XVIII век

Вольтер. 1769 год

В Российскую империю атеистическое мировоззрение начало проникать в связи с ростом популярности идей вольтерьянства в середине XVIII века, однако численность радикальных атеистов по-прежнему оставалась незначительной. Бо́льшая часть сторонников данного течения придерживалась деистических взглядов, так как, по утверждению русского историка В. Н. Тукалевского, «русское общество в массе поняло деизм, как отсутствие бога».

Будущая императрица Екатерина II ещё в 1740-х — 1750-х годах познакомилась с первоначальными произведениями Вольтера, практически не содержавшими пропаганду материализма и атеизма, к которому он только начал приобщаться в то время, однако впоследствии её интерес к ним угас. Наряду с этим, будучи вольтерьянкой, Екатерина увлеклась чтением и анализированием «Исторического и критического словаря» атеиста Пьера Бейля, из которого почерпнула принцип веротерпимости, воплощавшийся в жизнь на протяжении всего её царствования. В 1767 году Екатерина предприняла попытку реформировать русскую православную церковь, внеся на рассмотрение в Святейший синод следующие поправки в депутатский наказ: разрешить старообрядцам публично проводить богослужения, в пост употреблять ряд кушаний, а также сократить продолжительность постов, убрать из домов иконы, ликвидировать ряд христианских праздников, заменить продолжительные службы короткими, вечерние и всенощное бдение — краткими молитвами с поучением, разрешить епископам иметь жену, изменить форму священнослужителей на более светскую, устранить некоторые сложности при необходимости проведения разводов, позволить заключать браки между родственниками и представителями различных вероисповеданий и ликвидировать поминовение усопших и так далее. Члены синода проигнорировали данные поправки, понимая, что в результате их воплощения авторитет государыни и церкви будет значительно подорван. После смерти Вольтера государыня заказала 100 полных собраний сочинений мыслителя с тем, «чтобы они служили поучением, чтобы их изучали, вытверживали наизусть, чтобы умы питались ими» и даже планировала воздвигнуть в Санкт-Петербурге памятник философу, однако после начала великой французской революции бюсты Вольтера, стоявшие в гостиных и коридорах Зимнего дворца, были снесены, публикация его сочинений запрещена, имевшиеся экземпляры конфискованы. В результате данных событий произошло полное приобщение Екатерины II к православию как религии, способной уничтожить «языческий, безнравственный, анархический, злодейский, дьявольский, враждебный богу и апостолам» атеизм.

В течение определённого периода времени среди придворных императрицы пользовались популярностью шутки в отношении религии, демонстрация безбожия и возвеличивание Вольтера как философа, пришедшего в мир с целью освобождения его от суеверий. Сам же Вольтер, отзываясь о положении религии в Российской империи, говорил: «…весь двор российской империи… состоит из деистов, несмотря на все суеверия, которыми ещё проникнута греческая церковь». Учение имело успех не только среди представителей высшего класса, как княгиня Е. Р. Дашкова, графиня Е. П. Строганова, князь А. М. Белосельский-Белозерский, А. Р. Воронцов, Д. А. Голицын, но и среднего. Однако в отношении взглядов государыни и её сторонников ряд выходцев как из среднего, так и из высшего классов выражали недовольство, в том числе князь М. М. Щербатов ( «…упоенна безразсмысленным чтением новых писателей, закон христианский, хотя довольно набожной притворяется, ни за что почитает. Коль ни скрывает своих мыслей, но оные многажды в беседах её открываются») и известный писатель Д. И. Фонвизин («…вступил я в тесную службу с одним князем, молодым писателем и вошёл в общество, о коем я доныне без ужаса вспомнить не могу. Ибо лучше препровождение времени состояло в богохулении и кощунстве. В первом не принимал я никакого участия и содрогался, слыша ругательство безбожников; а в кощунстве играл я и сам не последнюю роль… В сие время сочинил я послание к Шумилову, в коем некоторые стихи являют тогдашнее моё заблуждение, так что от сего сочинения у многих прослыл я безбожником»).

В число русских атеистов того времени входила большая часть масонов, впоследствии разочаровавшихся в безбожии и перешедших в православие.

XIX век

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

По крайней мере по состоянию на 1899 год не иметь никакого вероисповедания не допускалось. «Уложением о наказаниях уголовных и исправительных» от 15 августа 1845 года за выход из православия была предусмотрена ответственность в виде каторги сроком от восьми до десяти лет.

XX век

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 31 января 2017 года.

Атеизм в СССР

См. также: Религия в СССР

В СССР атеизм был существенной частью государственной идеологии. В Конституции РСФСР (и впоследствии — в конституции СССР) наряду со свободой вероисповедания была также впервые в мире закреплена свобода антирелигиозной пропаганды. Борьба с религией была задачей ряда общественных организаций (Союз воинствующих безбожников (1925—1947), общество «Знание» (с 1947)). Как правило, антирелигиозная пропаганда велась параллельно с популяризацией научных знаний. В 1964 году был создан Институт научного атеизма, просуществовавший до 1991 г.

Современное состояние

См. также: Религия в России

Численность атеистов

Оценки численности атеистов сильно различаются из-за различной трактовки понятия «атеизм».

По данным социологического опроса, проведенного в августе 2012 года, нерелигиозными и атеистами себя назвали 12,9 % россиян.

В ходе исследования Левады-Центра в ноябре 2012 года атеистами назвали себя 5 % опрошенных, 10 % заявили, что не принадлежат ни к какому вероисповеданию.

По данным ФОМ на июнь 2013 года 25 % россиян не считают себя верующими людьми.

В рамках исследования «Арена: Атлас религий и национальностей», проведённого службой Среда в 2012 году, 13 % россиян заявили, что не верят в бога.

Согласно данным всероссийских опросов, атеисты чаще среднего хотели бы жить в другой стране и чаще оказываются мужчинами, а больше всего атеистов в Приморском крае (35 %), Алтайском крае (27 %), Якутии (26 %), Новосибирской области (25 %) и Амурской области (24 %).

Диакон А. Кураев в интервью в 2005 году заявил:

Я уже говорил, что атеистов в России почти не осталось. Атеиста сегодня надо заносить в Красную книгу как существо, достойное заботы и охраны. <…> в реальности есть самая массовая религия современности — оккультизм. И если поговорить с человеком, утверждающим, что он не православный и не мусульманин, что в Бога он не верит, то выяснится — в большинстве случаев какие-то верования и даже религиозная практика в его жизни присутствуют. Пусть это будет интерес к гороскопам, обращение к целителям. Такая бытовая низовая магическая религиозность является вездесущей. И поэтому людей, которые прожили бы свою жизнь не только без оглядки на Библию или Коран, но и без учета популярных магических телепередач и советов, в том числе астрологических, чрезвычайно мало.

— Андрей Кураев

Правa атеистов в России

См. также: Дискриминация атеистов

Конституция Российской Федерации устанавливает светский характер государства. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (Статья 14). Статья 19 Конституции устанавливает равенство религиозных объединений перед законом и их отделение от государства. Статья 28 гарантирует свободу вероисповедания — право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Закон «Об образовании» устанавливает светский характер государственного образования. Создание и деятельность организационных структур политических партий и религиозных организаций (объединений) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не допускаются. Педагогические работники не могут в рамках образовательной деятельности принуждать обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них.

Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» устанавливает право каждого гражданина исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, если это не противоречит необходимости защиты прав и законных интересов граждан и безопасности государства. Дискриминация по религиозному признаку не допускается. Никто не обязан сообщать о своём отношении к религии и не может быть принуждён к участию или неучастию в религиозной деятельности. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.

Атеистические организации в России

Общей целью атеистических организаций является защита светского характера общества, отстаивание интересов неверующих граждан, противодействие клерикализации общества, публичная критика религии в целом и защита атеизма как полноценного мировоззрения, имеющего право на существование.

Особенностью развития постсоветского молодёжного атеистического движения в России являлось то, что движение прежде сформировалось в своих виртуальных формах, а уже затем приняло какие-то формы реальной организации.

Политические организации

Кирилл Ганин возглавляет политическую партию «Россия без мракобесия», зарегистрированную в Министерстве Юстиции РФ 4 апреля 2012 года.

Направления деятельности

Российские атеистические организации не имеют единого руководящего центра и каждая из них самостоятельно определяет задачи, которые пытается решить. Среди них можно выделить определённые типичные задачи.

Образовательные задачи

Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование. Добавьте , в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (22 ноября 2013)

Эта группа задач направлена на выработку у как можно большей части населения логического мышления и адекватных представлений о современных научных знаниях, а также критического подхода к непроверенным опытом сведениям.

  • Критика религии с позиции научного метода (см. научный атеизм), вскрывающая её несовместимость с научным подходом к пониманию устройства мира.
  • Популяризация естественнонаучных знаний, входящих в конфликт с традиционными религиями (например, по теории эволюции) или истории возникновения Земли (см. Возраст Земли).
  • Популяризация знаний по религиоведению (в частности, библеистике) и истории религий, раскрывающих происхождение религий, как представлений, созданных человеком.

Общественно-политические задачи

Основная статья: Дискриминация атеистов § Россия

Эта группа задач направлена на защиту светского характера общества и противостояние дискриминации атеистов. Поскольку наиболее распространённой религией в России является православие, а наиболее влиятельной религиозной организацией — Русская православная церковь, то основная активность атеистических организаций направлена на противодействие приобретению РПЦ влияния в различных сферах деятельности государства и общественной жизни.

Методы действия

В связи с тем, что большинство атеистических организаций являются интернет-объединениями, их деятельность осуществляется в сети Интернет:

  • Публикация материалов на сайтах в интернете;
  • Ведение дискуссий на интернет-форумах;
  • Написание открытых писем в органы власти и государственным чиновникам;
  • На сайте «Российская общественная инициатива» опубликована инициатива по созданию симметричного закона по защите прав неверующих граждан;
  • Деятельность в социальных сетях.

Однако есть организации, публикующие также печатные материалы.

Наиболее известные организации

Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование. Добавьте , в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (29 января 2017)
  • Атеистический сайт (А-сайт). По-видимому, первый (создан в 1996 г.) серьёзный атеистический ресурс в Российском сегменте интернета. Большая библиотека материалов о религии и атеизме, а также форум. Поддерживается Новосибирской образовательной сетью.
  • Атеистическое общество Москвы (АТОМ). Создано в начале 2000 г, председателем является Александр Никонов. Издается журнал «Новый безбожник».
  • Общество атеистов Подмосковья — первая в России атеистическая организация, зарегистрированная как юридическое лицо.
  • Сайт «Научный атеизм». Большая библиотека материалов о религиоведении, естественных науках и современном положении религий и атеизма в России и в мире.
  • Интернет-портал «Наука и религия», на котором расположен дискуссионный атеистический форум.
  • Журнал «Скепсис», критикующий деятельность религиозных организаций в России (прежде всего РПЦ), а также многие стороны политики российских властей (например, в сфере образования), не связанные напрямую с религией. Часть публикаций посвящены историческим событиям.
  • Журнал «Здравый смысл», выпускается Российским гуманистическим обществом (РГО) и Центром исследований РГО при МГУ им. М. В. Ломоносова при поддержке Центра исследований и Международной академии гуманизма (Амхёрст, США), Российской академии наук, Российского философского общества, Института свободы совести и Фонда «Человечность».
  • Союз воинствующих безбожников Российской Федерации (за образец взято название Союза воинствующих безбожников, действовавшего в СССР в 1925—1947 гг.). Согласно уставу СВБ ставит своей задачей объединение широких масс трудящихся РФ для активной систематической и последовательной борьбы с религией во всех её видах и формах и является организацией, ориентирующейся на коммунистическую идеологию.
  • фонд «Здравомыслие», являющийся членом Международного альянса атеистов (Atheist Alliance International).

Атеистическое движение в России не имеет единого руководящего центра. В ноябре 2008 г. с целью координации деятельности русскоязычных атеистических интернет-ресурсов был создан Совет атеистов Рунета, который за время своего существования опубликовал ряд публичных заявлений, а также провел кампанию по распространению книги А. Куликова «Научный атеизм». Этот сборник атеистических материалов был издан в 2008 г. силами автора и, возможно, является первой в России атеистической книгой за весь постсоветский период.

Кроме того, вопросами защиты права на свободу вероисповедания занимается Российское гуманистическое общество.

В сентябре 2010 года начало свою работу общественное объединение по продвижению секуляризма в России atheistcampaign.ru. В планах объединения — создание юридического лица в виде общественного фонда и проведение кампаний, аналогичных западным.

В 2011 году на улицах Москвы фондом «Здравомыслие» было размещено несколько рекламных плакатов с цитатами из тех статей Конституции РФ, которые говорят о светском характере российского государства, об отделении религиозных объединений от государства и их равенстве перед законом. В 2012 году под эгидой Фонда «Здравомыслие» и АТОМа прошла общественная конференция «Светское государство — гарант общественного мира».

> См. также

  • Письмо десяти академиков
  1. В том числе виднейшие масоны Российской империи И. П. Елагин (1725—1794) и И. В. Лопухин (1756—1816)

Примечания

  1. Вороницын, 1933, М., с. 175.
  2. Вороницын, 1933, М., с. 186-187.
  3. Вороницын, 1933, М., с. 186.
  4. Вороницын, 1933, М., с. 189.
  5. Вороницын, 1933, М., с. 188.
  6. Крючкова М. А. Мемуары Екатерины II и их время. — М.: Летний сад, 2009. — С. 364. — 461 с.
  7. Трачевский А. И. Русская история. — Издательство К. Л. Риккера, 1895. — Т. II. — С. 316. — 642 с.
  8. Тажуризина, 1979, с. 185.
  9. Levine, Alan. Pierre Bayle’s atheist politics // Early Modern Skepticism and the Origins of Toleration. — Lexington Books, 1999. — P. 197. — 282 p.
  10. Вороницын, 1933, М., с. 193.
  11. 1 2 Вороницын, 1933, М., с. 194.
  12. Воронцов-Дашков А. И. Екатерина Дашкова: жизнь во власти и в опале = Dashkova: A Life of Influence and Exile. — М.: Молодая гвардия, 2010. — С. 220. — 333 с. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03295-8.
  13. Ермичев А. А. «РУССКАЯ МЫСЛЬ»: Историко-методологический семинар в РХГА. rhga.ru (31 октября 2008). Дата обращения 21 июня 2015. Архивировано 21 июня 2015 года.
  14. Болдырев А. И. Проблема человека в русской философии XVIII века. — М.: Издательство Московского университета, 1986. — С. 64. — 117 с.
  15. Демидова А. Дмитрий Алексеевич Голицын (1734—1803) // Голицыны. Главные помещики. — М.: Рипол Классик, 2014. — С. 153. — 254 с. — (Династии). — ISBN 978-5-386-07757-0.
  16. Политический отдел и финансы/Церковь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  17. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 15 августа 1845 г // Российское законодательство X—XX веков / Чистяков О. И.. — М.: Юридическая литература, 1988. — Т. VI. — С. 174—276.
  18. Глаголев, Евдокимов, 1970.
  19. Типология государств по их отношению к религии
  20. Конституция РСФСР/1918
  21. Olga Filina (Ogonek Magazine). Mapping Russia’s Religious Landscape. Russia and India Report. Retrieved 24-09-2012.
  22. Верю — не верю. «Огонёк», № 34 (5243), 27/08/2012. Retrieved 24-09-2012.
  23. Арена (Атлас религий и национальностей России) // Исследовательская служба Среда
  24. В России 74 % православных и 7 % мусульман Архивировано 31 декабря 2012 года. // Левада-Центр, 17.12.2012
  25. Ценности: религиозность // ФОМ, 14.06.2013
  26. 1 2 Арена: Атлас религий и национальностей. Атеизм. Исследовательская служба Среда (2012).
  27. Диакон Андрей Кураев: «Атеизм как таковой — это просто отрицание чужой святыни» // Patriarchia.ru, 25 ноября 2005 г.
  28. Конституция Российской Федерации
  29. Закон «Об образовании»
  30. Закон «О свободе совести и религиозных объединениях»
  31. 1 2 http://www.archipelag.ru/ru_mir/religio/novie-identichnosti/atheism/postsovetsky-ateism/ Архивная копия от 6 мая 2005 на Wayback Machine Генезис и формы постсоветского атеизма в России
  32. Сведения о действующих организационных комитетах политических партий Архивировано 19 октября 2012 года., Минюст РФ
  33. Минюст зарегистрировал уже 167 заявок на регистрацию партий. РИА Новости. ria.ru (2 мая 2012 г.). Дата обращения 7 декабря 2012. Архивировано 11 декабря 2012 года.
  34. Дмитрий Волчек. Режиссёр Кирилл Ганин – о партии «Россия без мракобесия». Радио Свобода. svoboda.org (22 апреля 2012 г.). Дата обращения 26 ноября 2012. Архивировано 11 декабря 2012 года.
  35. Российские ученые о вере и образовании
  36. Крывелёв И. А. Книга о Библии. — М.: Соцэкгиз, 1958.
  37. Манифест атеизма
  38. Список фактов клерикализации
  39. 1 2 Атеистический сайт (А-сайт)
  40. 1 2 Сайт «Научный атеизм»
  41. 1 2 Интернет-портал «Наука — о религии»
  42. Открытое письмо участников атеистического клуба Дмитрию Медведеву
  43. Закон об оскорблении чувств неверующих граждан Российской Федерации
  44. «Научный атеизм» — группа Вконтакте
  45. 1 2 Атеистическое общество Москвы Архивировано 23 апреля 2010 года.
  46. Общество атеистов Подмосковья Архивировано 15 июля 2009 года.
  47. Скепсис. Научно-просветительский журнал
  48. Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов
  49. Устав Союза воинствующих безбожников Российской Федерации (недоступная ссылка). Дата обращения 2 июля 2009. Архивировано 29 марта 2009 года.
  50. Жизнь без Бога: неверующие в России («РИА Новости», Россия)
  51. Совет атеистов Рунета
  52. Совет атеистов Рунета и сайт «Атеист» представляют книгу Андрея Куликова «Научный атеизм»
  53. Иванеев С. В. Светское государство — гарант общественного мира // Союз русского народа, 04.12.2012

Литература

  • Атеизм в СССР // Атеистический словарь / Абдусамедов А. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А. и др.; Под общ. ред. М. П. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1985. — С. 36—37. — 512 с. — 200 000 экз.
  • Вороницын И. П. История атеизма. — М.: Атеист, 1933. — Т. IV.
  • Атеистическое воспитание / Глаголев В. С., Евдокимов В. И. // Ангола — Барзас. — М. : Советская энциклопедия, 1970. — (Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 2).
  • Журавский А. В. Генезис и формы постсоветского атеизма в России // Вопросы религии и религиоведения. Выпуск 1: Антология отечественного религиоведения. Часть 4. Кафедра государственно-конфессиональных отношений РАГС / Сост. О. Ю. Васильева, Ю. П. Зуев, В. В. Шмидт. — М.: ИД «МедиаПром»; Изд-во РАГС, 2009. — 586 с. (копия)
  • Настольная книга атеиста / С. Ф. Анисимов, Н. А. Аширов, М. С. Беленький и др.; Под общ. ред. С. Д. Сказкина. — 9-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1987. — 431 с.
  • Тажуризина З. А. Актуальные вопросы истории атеизма. — М.: Издательство Московского университета, 1979. — 206 с.
  • Тажуризина З. А. Исследование истории атеизма в СССР (20–30-е годы) // Вопросы религии и религиоведения. Вып. 2: Исследования. Сборник. Кн. 1 (I) / сост. и общ. ред. В. В. Шмидта, И. Н. Яблокова при участии Ю. П. Зуева, З. П. Трофимовой. — М.: ИД «МедиаПром», 2010. — С. 349–357. — 672 с.
  • Рустам Светланин. Атеизм и культура. — М.: ООО «ЛЕНАНД», 2016. — 144 с. — ISBN 978-5-9710-3103-1.

Ссылки

  • Сайт «Научный атеизм» — раздел «атеистическое движение»
  • «Атеистический сайт»

Вера и надежды

Ученые из Института социологии РАН на веру не берут ничего и любую гармонию проверяют своей алгеброй: долями, процентами, статистикой, допустимыми пределами погрешности. Так получилось и в этом случае. Социологи ИС РАН попытались замерить «уровень религиозности» граждан России и сделали весьма любопытные выводы.

На первый взгляд кажется, что наше общество в последние годы становится все более и более религиозным. Хотя церковь, согласно Конституции, формально от государства отделена, на практике священнослужители разных конфессий оказывают на общество колоссальное влияние. Религиозные праздники (православные и мусульманские) отмечаются с размахом, на богослужениях присутствуют первые лица страны, а репортажи о таких событиях передают центральные телеканалы. Активно строятся новые храмы, хотя в некоторых случаях не обходится без локальных «выяснений отношений» между верующими и теми, кто их чувства не разделяет.

Не то чтобы повсеместно воцаряются принципы «не убий», «не укради», не сотвори себе кумира» и так далее — но хоть чаще стали говорить, что эти заповеди поважнее всех подведомственных актов вместе взятых…

Словом, наше общество уже готово «встать помолясь и пойти перекрестясь» в светлое будущее? Нет, говорят социологи, все не так просто и прямолинейно.

Молитва с переводом

Как показывают данные опросов, 79% жителей России причисляют себя к последователям православия, 4% — мусульмане, 9%, по их признанию, верят в некую «высшую силу», но ни к какой конфессии не принадлежат. 7% придерживаются атеистических взглядов. Если сравнивать с такими же данными трехлетней давности, то можно отметить, что число верующих «во что-то, но не знаю, во что» снизилось на 2%, атеистов стало меньше на 5%. А вот число тех, кто стал называть и считать себя православным, увеличилось на 7%.

Тем не менее, если сравнивать данные с результатами опросов в других странах, по уровню религиозности мы вовсе не впереди планеты всей и не «равняемся четырем Франциям». Мы в твердой (золотой, как купол?) середине. Согласно данным Европейского социального исследования ценностей, религиозность россиян находится на среднем уровне. Меньше всех остальных наших соседей по Старому Свету религиозность демонстрируют такие страны как Чехия, Франция, Израиль. Наибольшую — Польша, Кипр, Турция. В Чехии «совсем не религиозных граждан» насчитывается 39% от общего числа населения, во Франции и в Израиле — по 24%, в Швеции 22%, в Норвегии 17%, в России — каждый десятый. А вот в Турции и на Кипре не религиозен лишь один человек из сотни, в Польше — двое, в Португалии — четверо.

И наоборот, «очень религиозных» в Чехии всего один процент, во Франции 3%, в Израиле — 11%. В России глубоко верующих и соблюдающих все религиозные каноны насчитывается 4% (остальные «просто веруют», но не слишком себя этим обременяют). В Турции очень религиозна почти четверть граждан — 23%, в Польше столь серьезно подходит к вопросам веры каждый десятый.

Наибольшее число россиян (21%) на просьбу социологов определить степень своей религиозности по шкале от 0 до 10 уверенно поставили себя точно в центр, посередке. Так же, кстати, поступили и наши ближайшие соседи-украинцы.

Как интересно получается: религиозным людям никакая Конституция не указ. И наоборот в отношении стихийных атеистов. Турция, например, — светское государство и постоянно это подчеркивает. Вплоть до того, что не разрешает религиозным дамам заходить укутанными в паранджу в университет, в театр, в любое официальное и публичное место. А уровень религиозности общества там очень и очень высокий. И наоборот. В Скандинавских странах есть институт государственной церкви. Однако там атеист на атеисте и им же погоняет.

Социологи поясняют: дело не в законах. Церковь, как правило, сильна там, где люди чувствуют потребность в некоей силе и идее, способной сплотить граждан, особенно — перед лицом каких-то угроз и опасностей. Или в обществе, где остро не хватает положительных примеров для подражания, которое по разным причинам чувствует себя «на переломе», расколотым, униженным… Очень красноречивым выглядит в этом свете список религиозных и нерелигиозных стран.

За что свечку ставить

А кого вообще считать «истинно верующим» человеком? Вопрос непростой. Социологи не стали углубляться в дебри разных конфессий или устраивать людям мини-ЕГЭ на религиозные темы. Они всего лишь спросили, часто ли опрошенные ходят в Храм Божий (неважно, как он называется, — церковь, мечеть, синагога и т.д.). Выяснилось, что «дорогу к храму» россияне выбирают для себя как «главную» не так часто. Даже искренне считая себя верующими.

За последние 10 лет число тех, кто в свободное время считает обязательным для себя сходить в церковь, почти не изменилось: это примерно каждый десятый.Причем число тех православных, кто считает посещение церкви обязательным для верующего человека, с 2009 г. даже несколько сократилось: с 14% до 11%.

Если ходить в храм, то зачем? И для чего человеку вообще нужна вера? Хотя бы для того, чтобы осуществить свою заветную мечту. Мечтам и надеждам россиян ИС РАН посвятил отдельное исследование, в ходе которого выяснилось, что без мечты наши сограждане вне зависимости от их воззрений жить не хотят и не могут.

Но все-таки духовное начало сильно сказывается на том, о чем мы мечтаем и какими средствами свои желания готовы исполнять.

67% женщин обращаются за помощью к магам, гадалкам и экстрасенсам

Чаще других говорили, что «человеку без мечты нельзя», те верующие люди, которые не относят себя к какой-либо определенной конфессии. Среди них эту точку зрения поддерживал 81%. У православных такая позиция вызывала одобрение в 76% случаев. Жестче всего держались атеисты: только 68% из них думают, что людям обязательно надо «загадывать желание» в надежде, что оно исполнится. При этом треть атеистов уверена, что жить нужно только в реальном мире, никаких грез! В этой категории граждан самым большим оказалось и число тех, кому вообще никогда не было свойственно мечтать, — 14%. Среди православных суровых прагматиков набралось четверть, среди внеконфессиональных верующих — пятая часть.

Когда же речь заходила не о «людях вообще», а о них лично, 91% православных и 93% внеконфессиональных верующих признавались социологам, что у них-то есть личная заветная мечта. Атеисты говорили такие слова намного реже — в 85% процентах случаев. Почему — понятно. Религия сама по себе подразумевает стремление к духовному, нравственному идеалу. А уверенность, что после смерти «все только начинается», помогает человеку отрешиться от сиюминутного и определить свои главные цели в жизни. Правда, не стоит искать прямую связь между «духовностью» и посещением храмов. Чаще или реже респонденты туда ходили — это на наличие или отсутствие у них Великой мечты не влияло.

О чем мечтают верующие люди? Сильно ли их мечты отличаются от надежд атеистов? Да, показали опросы, разница все-таки есть.

Конечно, главная мечта россиян вне зависимости от их мировоззрения, — это «жить в достатке». Однако люди, которые посещают церковь, мечтают об этом в полтора раза реже. На втором месте в общем рейтинге — мечта о «справедливости» в обществе. Вот тут православные и атеисты проявляют редкостное единство мнений и солидарность: такой ответ дали 32% и 33% соответственно. Внеконфессиональные верующие о справедливом обществе грезят еще чаще — 39%. Словом, разумное и справедливое общество нужно всем.

Православные респонденты чаще мечтают о хороших детях и хорошем здоровье (25% и 34%), тогда как у атеистов в иерархии заветных желаний вслед за здоровьем (26%) идут самореализация (22% против 17% у православных) и желание открыть собственное дело (20% и 14% соответственно). А почти каждый седьмой атеист вообще не имеет мечты, тогда как среди православных таких «отказников» лишь каждый десятый, среди внеконфессионально верующих — каждый 15-й. Ученые связывают это с тем, что люди с разным мировоззрением по-разному понимают и «смысл жизни». Атеисты больше нацелены на решение повседневных практических вопросов. Православные чаще обращаются к традиционным семейным ценностям, говорят о сыновнем и родительском долге, о верности супругам и т.д. А у внеконфессиональных верующих буйным цветом расцветает индивидуализм: хотят иметь отдельную квартиру — 26%, хорошее здоровье — 32%, «интересно жить» — 29%, при этом чисто семейные ценности у них скорее на втором плане.

Отметили социологи и еще одну тенденцию. Религиозные люди все реже стали говорить об «общем благе» или о «нуждах Родины, государства». Они замыкаются либо на своем семейном круге, либо на себе одном. Такие результаты отмечены в ходе опросов во всех религиозно-мировоззренческих группах. Социологи видят в этом «эрозию гражданских и политических форм солидарности», и даже традиционные для религии общественные связи («скрепы») преодолеть ее не помогают.

Хотя память о подвижниках и «собирателях» России в памяти у людей живет прочно. Когда социологи спрашивали людей, кто из деятелей прошлого и настоящего лучше прочих может служить олицетворением массовых народных чаяний, сам подбор имен в этом списке был очень красноречивым. Треть россиян уже традиционно поставила во главу народного рейтинга Петра I. А вот второе место (14%) респонденты поделили между святыми подвижниками (Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Матрона Московская и др.) и нашими современниками, прежде всего Владимиром Путиным.

При этом православные придают больше значения деятельности святых подвижников (19%), чем атеисты (4%) — но последние, надо сказать, вообще полны скепсиса насчет роли личностей в истории. Россияне, регулярно посещающие церковь, ставят святых подвижников даже вровень с царем Петром I (32% и 31% соответственно): историю они явно оценивают через призму «веруешь — не веруешь». С этим связано и особое восприятие российской истории. 53% православных считают, что у России есть некая особая великая миссия. В других мировоззренческих группах с таким утверждением согласны всего 40%.

На бога надейся и сам не плошай

О чем люди молятся? Обращаются ли они к Богу, чтобы их мечты поскорее исполнились, или предпочитают действовать как-то иначе? Как показали опросы, самая популярная в России стратегия — это наметить в жизни некий план и методично, самостоятельно его осуществлять. Так поступают 55% опрошенных, а среди молодого поколения — 62%. Каждый пятый (22%) просит о помощи своих близких — западный принцип «self-mаde» у нас приживается плохо.

«Свечку поставить» во исполнение желаний люди не отказываются. Но большой надежды на силы небесные в данном случае не возлагают. Хотя атеистов в России лишь 7%, а остальные 93% относят себя к последователям какой-либо религии (84%) или к верующим в некую высшую силу (9%), молят Бога об исполнении мечты только 20%. Совсем редко (в 6% случаев) люди применяют какие-то магические, эзотерические практики, рекомендации фэн-шуй и т.п. для осуществления желаний. А каждый десятый и вовсе сидит сложа руки и ничего не делает: само получится. Или нет.

От старшего поколения несколько отличается молодежь. Когда дело касается «земных» способов поймать за хвост птицу счастья и удачи, молодые люди ведут себя гораздо энергичнее прочих россиян. Активнее прилагают собственные усилия, теребят родственников и друзей. Оптимизм и надежды на чудо тоже больше свойственны юным. А вот молить Бога о помощи в исполнении мечты более типично для старшего поколения: в таких ситуациях к высшей силе обращаются 18% респондентов 16-25 лет и 24% опрошенных 46-55 лет.

Россияне вообще сторонники «комплексного подхода»: на бога надейся, а сам не плошай. Среди тех, кто возносит ему молитвы об исполнении желаний, 58% предпринимают к этому и самостоятельные шаги, 27% подключают к решению этой задачи родных и друзей. Церковь это вряд ли обрадует, но 10% россиян имеют привычку «подкреплять» молитву магией и обращением к различным эзотерическим действиям (вопрос о том, что за каша у них в головах, оставим за кадром). В целом же все логично. Кто верит в чудеса и магию, тот чаще и богу молится, а кто рассчитывает в первую очередь на себя, тот и молитвами пренебрегает. Причем разница между этими группами составляет около 10%.

Очень показательна в данном случае разница между ответами мужчин и женщин. Слабый пол не только чаще предается мечтам, но и гораздо более изобретателен, когда надо не мытьем, так катаньем добиться их осуществления. Планомерно и самостоятельно воплощают мечту в жизнь равные доли мужчин и женщин (по 55%). Но при этом женщины более деятельны и оптимистичны: активнее привлекают к решению проблем окружающих (19% мужчин и 24% женщин), чаще взывают к Богу (10% и 29%) и верят в удачу (25% и 32%). А еще женщины — главный «контингент» для гадалок и разных экстрасенсов, магистров магии и прочих эзотерических деятелей. К ним обращаются лишь 4% мужчин и целых 67% женщин!!! Понятно, почему женские мечты имеют куда больше шансов исполниться — даже к бабке не ходи…

Всегда считалось, что религиознее всех прочих жители малых провинциальных городов. Но жизнь вносит поправки даже в самые незыблемые стереотипы. Жители сегодняшних крупных городов — люди более одинокие и разобщенные, нежели обитатели мест, где «все со всеми здороваются». Поэтому респонденты из мегаполисов, как показали опросы, обычно реже рассчитывают на поддержку родных и друзей, чем сельские жители (18% и 24%), и меньше надеются на чудо или удачу (21% и 33%). При этом именно они чаще обращаются к услугам гадалок и экстрасенсов (8% и 6%), а также молят Бога о помощи (22% и 21%) соответственно. Жители других типов поселений обращаются к Богу реже.

Чем больше у людей реальный доход, тем меньше они надеются на Бога и тем реже сами плошают. В трудных случаях взывает к Богу каждый четвертый из тех, чьи доходы составляют меньше половины средней для его местности. И наоборот — если у людей материальный уровень вдвое превышает «средний», молиться они станут лишь в 17% случаев. Правда, обеспеченные россияне более суеверны, боятся свое богатство и счастье «сглазить» и в целом больше доверяют древним знаниям и ритуалам, чем люди бедные и откровенно нищие. Пользуются услугами экстрасенсов, астрологов, гадалок, рекомендациями фэн-шуй и другими аналогичными методами 2% россиян с низкими доходами и 7% — с высокими.

И еще одна неожиданность. Почему-то считается, что атеисты — люди активные и вообще «оголтелые» на пути к своим целям. Ничего подобного. Это наименее предприимчивые из россиян. Среди них 15% ни о чем не мечтают и еще 19% ничего не делают ради осуществления своей мечты. Православные и «просто верующие» сидят сложа руки гораздо реже: 9 и 7% соответственно.

А самые целеустремленные в нашей стране те, кто верит в некую высшую силу, но конфессии для себя выбирать не стал. Они и сами чаще что-то делают для реализации задуманного (62%), и близких просят о поддержке (28%). К Богу среди них обращаются 12%.

Самые чудеса — с православными россиянами. Данные опроса показали, что на чудо и удачу они надеются чаще, чем на Бога! Первый вариант выбрали 28%, второй — 22% последователей православия. Плюс к тому именно верующие чаще обращаются к гадалкам или магам, чем атеисты (6% против 2%). Язычники мы все-таки в некоторых вещах, даром что почти поголовно крещеные.

Есть ли рай на земле

Сильно ли отличаются представления верующих и неверующих россиян о том, каким должно быть идеальное государство и общество? Вопрос в эпоху модернизации далеко не праздный.

Как выяснили социологи, свобода вероисповедания у нас не считается «базовой» для гражданина. В общей иерархии прав и свобод россияне ставят ее лишь на 12-е место. Необходимым условием идеальной демократии свободу совести называет только каждый десятый — 11%. При этом среди православных активно выступают за свободу вероисповедания 12%, среди верующих вне конфессий — 9%, среди атеистов — 4%. Видимо, духовной свободы в России достичь легче, чем материальной, социальной или политической. А вопрос свободы совести оказался более злободневным не для атеистов, а для верующих — последние в два раза чаще говорили о необходимости такого права при развитой демократии.

Кстати, еще один интересный штрих. Среди тех, кто активно ратует за свободу совести, 30% обращаются к Богу с просьбой об исполнении мечты и 20% считают, что именно святые подвижники более всего способствуют народным чаяниям. В целом же и верующие, и атеисты сходятся во мнении о том, что мечта о демократии в России скорее или полностью не оправдалась. Так думают 73% православных, 77% внеконфессиональных верующих и 82% атеистов. Даже воцерковленность не спасает от разочарований — 80% посещающих церковь считают, что до демократии нам пока как до града небесного.

Что же касается выбора между личной свободой и обществом социального равенства, то люди верующие (особенно православные) чаще склоняются ко второму варианту общественного устройства — его выбирают примерно две трети или больше. В других группах респондентов показатели на 7-10% ниже. При этом последователи православия и атеисты чаще говорили социологам, что России нужно «жесткое» государство, построенное на коллективизме, а либеральные ценности нам подходят плохо (55% и 53%). А вот среди верующих вне конфессий либералов больше — с утверждением насчет жесткого правления согласны только 46%.

На вопрос же о том, что важнее — общественные интересы или личные дела, россияне вне зависимости от их веры или неверия выбирают второе. Три четверти граждан ставят во главу угла благополучие своих семей и себя лично. Идею «общей объединяющей цели» поддерживает четверть верующих людей. Атеисты несколько больше склонны заботиться об интересах коллектива — таких в их среде 30%. Возможно, за счет поколения, выросшего в суровую советскую эпоху.

В данном случае даже церковь с ее «возлюби ближнего своего» не в силах преодолеть распад социальных связей. Разве что слегка облагородить общество. Среди людей, которые регулярно ходят в храмы, 32% считают главным «общую цель». А «полезными обществу» хотели бы стать 54% православных, 43% верующих вне конфессий и 47% атеистов. Среди тех верующих, кто регулярно ходит в храм и молится Богу, таких людей еще больше — 64% и 61%.

Эгоистов здесь не любят. Впрочем, взаимно.

Ислам и христианство — сходства и различия

Многие верующие или изучающие религию люди хоть раз задавали себе вопрос, в чём разница религий: ислам и христианство, восток и запад.

Эта статья расскажет о том, какие существуют сходства и различия между казалось бы абсолютно разными религиями: ислам и христианство.

Оглавление:

  • Какая вера появилась раньше христианство или мусульманство
  • Какая религия старше христианство или ислам
  • Как взаимосвязаны ислам и христианство
  • Отличие христианства от ислама
  • Чем отличается Бог от Аллаха
  • Как мусульмане называют христиан
  • Общие черты ислама и христианства
  • Кого больше мусульман или православных
  • Пороки ислама и христианства

Какая вера появилась раньше христианство или мусульманство

Чтобы ответить на вопрос что появилось раньше, необходимо обратиться к истории. Мусульманство было основано арабскими купцом по имени Мухаммед (в других источниках Магомед) около 7 века нашей эры.

Христианство появилось же намного раньше в 1 веке нашей эры на основе ветхого иудаизма.

Пророком в христианстве стал Иисус Христос, со дня рождения которого, ведётся летоисчисление. Из этого следует, что христианство появилось раньше.

Вам обязательно стоит прочитать советы священников о том, как защититься от зависти.

Какая религия старше христианство или ислам

Точной даты основания христианства и ислама не существует, однако существуют года, к которым приписывают возникновение той или иной религии. Для христианства это 33 год нашей эры, для ислама – 622 год нашей эра.

Из этого следует, что по современным расчётам христианству около 1985 лет, а исламу 1396 лет. Значит христианство старше ислама примерно на 589 лет.

Как взаимосвязаны ислам и христианство

Христианство и ислам тесно связаны с момента их появления. Эти религии произошли из иудаизма. Также они связаны противоречиями, которые во все времена вызывали войны между ними.

В Коране присутствует множество сюжетов из христианства: о Деве Марии, Иоанне Крестителе, об Иисусе Христе, который обладал способностью творить чудеса, о его смерти и воскрешении.

Ислам как более молодая религия подчеркнула многие знания христианства, на которые впоследствии опирались основные положения в Коране.

Отличие христианства от ислама

Хотя и существуют некоторые сходства и взаимосвязь между этими религиями, их различия более явные и значительные. Итак, ислам отличается от христианства в таких областях:

  1. Возникновение религии: как уже было сказано выше, ислам появился почти на 600 лет позже, чем христианство.
  2. Пророки: Мухаммед в исламе имел несколько жён, которых избивал, совершал набеги на караваны и разграблял их, призывал убивать людей другой религии, порабощал женщин и детей в Медине. Напротив, Иисус никогда не был женат, никого не убивал и не занимался набегами и разграблениями.
  3. Священная литература: у христиан это Ветхий и Новый Завет Библии, а у мусульман – Коран.
  4. Место для молитвы: ислам – мечеть, христианство – церковь.
  5. Священный город: христианство – Иерусалим; ислам – Мекка.

Чем отличается Бог от Аллаха

Чтобы ответить на этот вопрос необходимо сделать отсылку к священным писаниям.

Так, ислам учит, что Аллах является всемогущим Создателем и Правителем всего, что есть. Мусульмане подчёркивают абсолютное единство Бога с человеком, которое не признаёт разделения. Воля Божья является воплощением его любви и милосердия.

Однако Аллах может быть и гневным, если не выполняют его Волю. Слово ислам означает подчинение. Также, согласно Исламу Бога нельзя считать отцом, у него нет сына. Аллах не любит грешников (Сура 3: 140).

Подобно Исламу, христианство учит, что Бог является Создателем и Правителем всего. На этом сходства заканчиваются. Христиане верят в одного Бога, который существует в трёх персонах (Отец, Сын и Святой дух), которые разделяют одну неделимую сущность. Бог имеет во власти только любовь и милосердие. Согласно христианству, Бог-отец имеет вечные отношения с Богом-сыном. Бог любит даже грешников (Римлянам 5: 8).

Как мусульмане называют христиан

Немногие знают о том, как на самом деле называют верующие ислама христиан. Поскольку в соответствии с Кораном, христиане не верят в Аллаха, их называют неверные или люди Писания.

Общие черты ислама и христианства

Поскольку ислам основывался на христианстве, в его характеристиках существуют общие черты, к ним относят:

  1. Монотеизм – обе религии признают только одного бога.
  2. Имеют одну священную книгу.
  3. После смерти душа попадает в рай или ад.
  4. Всё создано богом.
  5. Почитание пророка.
  6. Следование заповедям.

Кого больше мусульман или православных

Христианство распространено во всём мире, поэтому превышает количество верующих ислам. Однако так как православие является одним из ответвлений христианства, то оно насчитывает 320 млн. человек, ислам же – 1.8 млрд. человек.

Пороки ислама и христианства

Грехи в христианстве имеют восьмиступенчатую систему и включают в себя такие пороки:

  • алчность;
  • блуд
  • гнев;
  • гордыня
  • печаль;
  • тщеславие;
  • уныние;
  • чревоугодие.

Что касается ислама, то его пороки подразумевают не только нравственные, среди которых высокомерие, гордыня, самолюбие, лицемерие, зависть, хитрость и жадность, но и другие пороки. К которым относят: грехи неверия и грехи тела (глаз, ушей, языка, рук, ног, живота и половых органов).

Сколько в мире христиан? Статистические данные и исследования христианства

Христианство – древняя религия со своими традициями и устоями. Сегодня сложно отыскать такую страну, где не было бы христианских церквей. Повсеместно и осознанно люди принимают христианские правила и заповеди. Создают приходы и общины, жертвуют на строительство храмов немалые деньги. Но сколько в мире христиан? И какое место занимает эта религия по отношению к другим вероисповеданиям?

Мировое христианство: статистические данные

В центре глобальных исследований Pew Research Center провели подсчеты и выяснили, что христиане составляют 32 % от всего населения Земли. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что в 2015 году приверженцев данной веры на планете было около 2,419 миллиарда.

Какие конфессии и течения входят в эти данные статистики? Исследователи включили туда всех, кто отвечает следующим критериям:

  • взрослые и дети из христианских семей;
  • те, кто относится к любой христианской конфессии;
  • те, кто верует номинально, и те, кто верует глубоко;
  • христиане, не отождествляющие себя ни с одной церковью, но придерживающиеся догматов учения Христа.

Такой подход позволил центру подсчитать почти всех, кого так или иначе можно назвать христианами.

Церкви и их прихожане

Русская православная церковь в 2010 году имела 120 миллионов последователей. И каждый год число ее прихожан только растет.

Румынская православная церковь в этом же году приняла под сводами своих храмов около 19 миллионов верующих. Больше их было лишь в 1998 году.

Евангелическая церковь в Германии работает с 23 миллионами 700 тысячами христиан. А Китайский христианский совет – с 23 миллионами китайцев, принявших христианство.

Остальные церкви, относящиеся к разным конфессиям, имеют более скромное число последователей. Но при этом работают стабильно. И ежегодно в них наблюдается прирост желающих стать христианами.

Во всех 238 странах мира есть представительства христианских конфессий. Православные, пятидесятники, католики, внеконфессиональные христиане, протестанты и харизматы – самые распространенные движения во многих странах и территориях.

С 2000 года до 2010 (целое десятилетие) количество христиан увеличилось на 28 миллионов человек. Динамика роста числа прихожан и распространения религии на сегодняшний день только увеличивается.

Теперь вы знаете, сколько в мире христиан. Интересно сравнить это число с другой мировой религией. Рассмотрим количественное соотношение мусульманства и христианства.

Кого больше: мусульман или христиан?

Христианство и мусульманство имеют почти одинаковые темпы развития. В 2015 году количество мусульман на планете составило около 1,8 миллиарда человек. И каждый год это число имело естественный прирост в виде новых последователей религии.

Существует экспертное мнение, что мусульманство в дальнейшем может занять лидирующие позиции по количеству приверженцев. Уже сейчас популярность данного вероисповедания неуклонно увеличивается.

Так кого больше: мусульман или христиан? Пока больше христиан. Но долгосрочные прогнозы исследовательских центров пророчат мусульманству ветку первенства среди других религиозных направлений.

Хотя выбор веры – непредсказуемый шаг. И какую религию предпочтет человек, предсказать практически невозможно. В мире много людей, рожденных и крещенных в одной религиозной конфессии, а затем сменивших ее на совершенно иную добровольно. Самая распространенная причина смены религии – это брак с человеком иного вероисповедания. Затем следует смена религии в зрелом возрасте, а также изменение вероисповедания в связи со сменой места жительства.

Играет роль и порог рождаемости в религиозных семьях. У христиан рождается в среднем 2,7 ребенка на каждую женщину, у мусульман эта цифра равна 3,1.

Вашингтонские исследователи отмечают, что в мире стремительно уменьшается количество атеистов, а также людей, не определившихся с религиозными воззрениями.

К 2050 году ожидается равное соотношение христиан и мусульман на нашей планете. Две эти мировые религии имеют существенно больше последователей, чем все остальные религиозные направления.

Самое большое количество мусульман проживает в Индии, Пакистане, Бангладеше и Индонезии. В России представителей данной религии около 20 миллионов. Меньше всего мусульман в Брунее и Кувейте.

Примерно 1 миллиард человек на планете исповедуют индуизм, 50 миллионов человек считают себя буддистами и 14 миллионов относятся к иудаизму.

Самые молодые представители религии наблюдаются в исламе. Средний возраст прихожан – 23 года. В христианстве средний возраст паствы составляет 30 лет, а у индуистов – 26 лет. Люди, не относящиеся к какой-либо религии, имеют средний возрастной ценз в 34 года. При подсчете среднего возраста учитываются только совершеннолетние люди, определившиеся в своих религиозных предпочтениях. Дети, крещенные и помазанные в юном возрасте, не учитываются.

На вопрос о том, сколько в мире христиан, сложно дать однозначный ответ. Из года в год эта цифра значительно меняется. Да и число последователей других религий растет также неуклонно. На самом деле, важной является не цифра прихожан, а их искренняя вера. Ведь многие из тех, кто попал в вышеприведенную статистику, верят лишь поверхностно и не соблюдают правила и каноны своей религии досконально.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *