Вход в Иерусалим икона

Икона Вход Господень в Иерусалим

Иконография праздника Входа Господня в Иерусалим основана, в частности, на тексте Евангелия от Матфея: «Привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21, 7–9).

Иконография насыщена образами торжества и праздника, что соответствует самому событию, которое во многом предваряет Светлую Пасху Христову. К таким моментам можно отнести образ нарядного Иерусалима – белые или красные строения, яркие одежды на встречающих Христа.

Центральным изображением на иконе является фигура Господа, Который въезжает в город на осле. Спаситель сидит боком, слегка повернув голову в сторону идущих за Ним апостолов, (в других вариантах – в сторону Иерусалима). Движением правой руки Он благословляет встречающих Его людей.

Группа апостолов, идущая за Христом, пишется на иконе слева. Ученики Господа изображаются спорящими между собой, так как сначала они не понимали, для чего необходимо было Спасителю так торжественно входить в город. Позже они осознали, что в этом исполнилось пророчество Захарии о Мессии: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9, 9).

Справа на иконе изображается группа людей с пальмовыми ветвями, – они встречают Спасителя. В древнем Израиле пальмовая ветвь была символом веселья, торжества и радости, с ней евреи встречали знатных людей и полководцев. Здесь люди приветствуют Христа как Победителя смерти.

Перед ослом еще пишется фигура ребенка, который постилает под ноги животного свои одежды. Дети также являются частью процессии, встречающей Мессию. Постиланием одежд под ноги евреи встречали помазанников на царство. На иконе этот сюжет связан с тем, что Христос является Помазанником на Царство Божие.

Читайте также другие материалы о празднике Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресение)

Великий праздник Входа Господня в Иерусалим исполнен как скорби о предстоящих крестных муках Спасителя, вспоминаемых в следующую за ним неделю, называемую Страстной, так и предпасхальной радости Воскресения.

Ил. 1. Вход Господень в Иерусалим. VI в. Миниатюра Евангелия из Россано. Музей в Россано (Италия)

Ил. 2. Вход Господень в Иерусалим. X в. Слоновая кость. Музей византийского искусства, (Берлин, ФРГ)

Источником иконографии Входа Господня в Иерусалим является Евангелие, где рассказывается о том, как Христос, сидя на молодом осле, в сопровождении учеников накануне иудейской пасхи въезжает в город, в котором Его предадут на распятие. Толпа людей приветствует Спасителя у ворот Иерусалима, возглашая хвалу и устилая дорогу срезанными с деревьев пальмовыми ветвями. В шествовании Господа верхом на осляти исполнилось ветхозаветное пророчество о Царе Израиля: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9: 9).

Ил. 3. Вход Господень в Иерусалим. Середина XII в. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо (Италия)

Изображения едущего на осляти Спасителя известны уже в раннехристианском искусстве. Н.В. Покровский указывает ранние примеры иконографии Входа Господня в Иерусалим – на саркофагах и в книжной миниатюре, такие как в сирийском Евангелии Рабулы (586 г.) и Евангелии VI века из кафедрального музея в Россано (ил. 1). В последнем лист разбит на две зоны. На пурпурном фоне, характерном для ранней византийской книги, внизу представлены пророки, указующие на верхнюю часть миниатюры. Вверху изображен Вход Господень в Иерусалим в уже развитой и довольно подробной иконографии. Христос, благословляющий правой рукой, восседает на осле, под ноги которого расстилают одежды встречающие. Его сопровождают два беседующих меж собой апостола. В Евангелии рассказывается, что перед тем как войти в Иерусалим, Спаситель послал за ослом двоих учеников, однако их имена не указываются. Возможно, опираясь на это свидетельство, художник и изобразил здесь всего двух апостолов. Один из них по устойчивому иконографическому типу определяется как Петр, тогда как второй апостол, довольно юный, может быть Фомой, Филиппом или Иоанном. Следуя Евангелию, где говорится, что Христос сел на осленка поверх одежд, постеленных учениками (Мф. 21: 7), изограф представляет Господа сидящим на белом плате. Эта небольшая деталь встречается и в более поздних византийских памятниках, но никогда в русской иконописи. В россанской миниатюре изображена не только большая группа людей, вышедших из города с пальмовыми ветвями в руках, но и видны высунувшиеся из окон строений за городской стеной Иерусалима, также приветственно держащие ветви.

Ил. 4. Вход Господень в Иерусалим. Вторая половина XI в. Мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни (Греция)

Практически все образы Входа Господня в Иерусалим имеют общую композиционную схему, однако значительно разнятся в деталях, то сообщающих большую иллюстративность, то по-особому акцентирующих внимание зрителя.Непременным элементом иконографии праздника является изображение Елеонской горы. Она служит фоном для выделения центрального образа на плакетке из слоновой кости второй половины Х века из Берлинского музея византийского искусства (ил. 2). В мозаиках Палатинской капеллы в Палермо (Италия, середина XII в.) (ил. 3) Христос на осле и апостолы за ним изображены спускающимися с горы. Художник прямо следовал описанию события у евангелиста Луки: «А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они» (Лк. 19: 37). Размещению горы в левой части сцены всегда соответствует изображение города в правой части. Архитектура Иерусалима представлена множеством причудливых и тесно поставленных друг к другу строений за стеною с башнями. В центре обычно изображен Иерусалимский храм. В русской иконописи XVI–XVII веков в центре Иерусалима изображается центрическая купольная постройка, увенчанная крестом.

Ил. 5. Вход Господень в Иерусалим. Конец XV в. Лицевая сторона двухсторонней иконы-

Необходимо отметить, что в сцене Входа Господня в Иерусалим, включенной в состав диптиха из слоновой кости конца X века из Государственного Эрмитажа, в мозаиках Палатинской капеллы, как и в другом примечательном монументальном ансамбле – церкви Успения в Дафни (ок. 1100 г.) (ил. 4), а также на эпистили из монастыря святой Екатерины на Синае (вторая половина XII в.) из группы апостолов выделены две фигуры, представленные по сторонам от Христа. Несколько впереди идет апостол Петр и указывает на встречающих широким жестом, а сразу за ослом следует молодой юноша, которого можно определить как Иоанна.

Ил. 7. Вход Господень в Иерусалим. Около 1497 г. Икона из праздничного ряда иконостаса церкви Успения Кирилло-Белозерского монастыря. Кирилло-Белозерский музей-заповедник

В нижней части композиций изображаются дети, радующиеся пришествию Спасителя. Упоминаний о встрече Христа детьми не содержится у святых евангелистов, однако о детях с пальмовыми листьями в руках, восклицавших: «Осанна!» – говорится в апокрифическом Евангелии от Никодима. В мозаике Палатины один из мальчиков стягивает с себя рубашку, чтобы постелить ее на дорогу, другой держит пальмовую ветку. На миниатюре из Россано, на эпистилии из Синайского монастыря святой Екатерины, а также на других многочисленных византийских и русских памятниках дети с вайями изображаются у ног ослика, карабкающимися на дерево или ломающими с него ветви, а также сидящими на плечах или на руках у родителей, вышедших из Иерусалима навстречу Спасителю. На фреске из церкви святого Пантелеимона в Нерези (Македония, 1164 г.) в толпе встречающих чрезвычайно выразителен образ женщины, крепко держащей за руку сидящего у нее на плечах ребенка. Трогательна и небольшая бытовая сценка, представленная на двухсторонней иконе из святцев новгородского Софийского собора (конец XV в.) (ил. 5) и на идентичной по иконографии иконе из ряда суздальских святцев (вторая половина XVI в.). Один из мальчиков сидит, согнув ногу в колене, а другой помогает ему вытащить из ступни занозу.

Ил. 6. Вход Господень в Иерусалим. 1312–1315 гг. Мозаика церкви святых апостолов в Фессалониках (Греция)

Значительное изменение в иконографии Входа Господня в Иерусалим происходит в XIV – начале XV века в так называемую эпоху Палеологов. Если ранее Спаситель изображался сидящим на осле ногами к зрителю, а лицом к городу, то теперь Он чаще всего представлен в сложном ракурсе. Христос оборачивается назад, к апостолам, а Его ноги не видны. Одним из примеров подобной иконографии в искусстве Византии является мозаика в церкви святых апостолов в Фессалониках, датируемая 1312–1315 гг. (ил. 6). Этот вариант иконографии прочно утвердился в русской иконописи конца XIV–XV веков. Рассматриваемая поза Христа присутствует на иконах из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (ил. 7), иконах-«таблетках» из Новгорода и многих других. В псковских образах XVI века (из церкви святителя Николая в Любятове и из церкви святителя Николая со Усохи) (ил. 8) Спаситель представлен сидящим ногами вперед, а левое плечо повернуто на зрителя так, что Он въезжает в Иерусалим почти что спиною вперед. Отметим в двух этих памятниках по-особому выделенную фигуру апостола, представленного за Христом. В отличие от других учеников, святой Петр изображен здесь почти строго в фас и смотрит не в ту сторону, куда направляется процессия, а прямо на зрителя.

Ил. 8. Вход Господень в Иерусалим. Середина XVI в. Икона из праздничного ряда иконостаса церкви святителя Николы со Усохи в Пскове. Государственный Русский музей

Что же касается упоминавшейся мозаики в солунской церкви святых апостолов, то с точки зрения иконографии она примечательна и тем, что осленок, на котором сидит Господь, движется в противоположную от города сторону, так что позади него остаются не только апостолы, но и толпа встречающих.Рассмотренные нами образы праздника являются примерами незаурядного иконографического творчества создававших их православных художников, опровергающими при ближайшем рассмотрении устоявшийся в литературе тезис о вековой неизменности иконографии Входа Господня в Иерусалим.

В обширной христианской иконографии икона «Вход Господень в Иерусалим» занимает особое место. Это великое событие описано в Евангелиях, и иконописцы всех времен стремились как можно точнее передать и его символику, и его возвышенный характер.

Значение события, которое изображает икона

Вход Господень в Иерусалим предваряет череду трагических событий, приведших к распятию Иисуса Христа. Это, возможно, последний светлый момент в Его земной жизни, поэтому икона изображает как яркое, торжественное событие.

К этому времени в Иерусалим стекались массы людей, чтобы отпраздновать иудейскую пасху. Иудея находилась во времена Иисуса под римским гнетом; в стране постоянно происходили волнения, вспыхивали восстания против власти римлян, а сами иудеи страстно ожидали прихода Мессии, который станет их царем и освободит от власти Рима.

Имя Иисуса, проповедям которого внимали тысячи людей, приобрело широкую известность и пользовалось в народе огромным авторитетом; к тому же Он принадлежал к роду Давидову, из которого, как гласили ветхозаветные пророки, должен прийти Мессия — освободитель иудейского народа. Пророчества о пришествии Мессии содержатся во многих местах Ветхого Завета.

Вот почему Его так торжественно встречали: в нарядных одеждах, с пальмовыми ветвями, которые были тогда символом торжества и радости и которыми по традиции приветствовали полководцев и царей. На многих иконах входа Господня в Иерусалим изображены дети, подстилающие под ноги Его осла свои одежды. Это еще один обычай для особо торжественных случаев.

Изображая вход в Иерусалим, икона в деталях следует тому, что описано в пророчествах. Например, в пророчестве Захарии о Мессии сказано, что он «кроткий, сидящий на ослице» (Зах. 9, 9). Облик Иисуса действительно поражает своей кротостью – в Нем нет ничего от горделивых претензий на царство, да и сам осел вместо коня, на котором полагалось бы сидеть царю, свидетельствует о Его скромности.

Описание иконы «Вход Господень в Иерусалим»

В центре иконы – Иисус, сидящий боком на белом осле. Слегка наклонив голову, Он правой рукой благословляет детей, расстилающих одежды на земле по пути Его следования. Слева на иконе изображены апостолы, следующие за Спасителем. На их лицах тревога, они о чем-то спорят, по-видимому, их настораживает и даже пугает такое бурное поклонение.

С правой стороны – толпа жителей Иерусалима в праздничных одеждах, которые встречают Спасителя пальмовыми ветвями, а позади них – городские стены и строения ярких цветов, что еще больше подчеркивает атмосферу праздника.

У неверующих всегда возникал вопрос: если Иисуса так бурно приветствовали при входе в Иерусалим, то как могла та же самая толпа всего через несколько дней требовать от прокуратора Понтия Пилата: «Распни его!».

Объяснить это можно, по-видимому, так: иудеи ожидали Мессию – земного царя, который избавит их народ от власти Рима. Иисус же видел Свою миссию совсем в другом: открыть не только своим соотечественникам, но и всем народам мира Истину Божью и стать за них искупительной жертвой.

Спаситель всегда проповедовал о Царствии Небесном, а не о земном царстве, и тем более не собирался становиться иудейским царем. Когда народ понял, что обманулся в своих надеждах, он и предал Спасителя на мучительную смерть.

1. Храмовая гора

Andrew Shiva / Wikipedia, CC BY-SA 4.0,

По преданию, именно на эту гору, которая называлась раньше Мориа, в древности поднимался Авраам, чтобы принести в жертву своего сына Исаака. И здесь ангел Божий остановил его руку, тем самым запретив для всех верующих в Единого Бога человеческие жертвоприношения.Столетия спустя, после того как иудеи захватили эти земли у языческого племени иевусеев, именно на эту гору царь Давид перенес Ковчег Завета. А сын Давида, прославленный царь Соломон, построил здесь Храм Единого Бога — единственный в то время на Святой Земле и во всем мире. Во времена Спасителя Храм все так же являлся средоточием всей духовной жизни еврейского народа. Господь, как и все, с детства посещал Храм на праздники, а уже перед Своими Крестными страданиями именно отсюда Он изгнал торговцев, тем самым показывая, что святость этого места — несомненна.В 70 году от Р. Х. Иерусалимский Храм был разрушен римлянами, и все,что осталось от храмового комплекса — это знаменитая Стена Плача.Кстати, на самом деле это вовсе не уцелевшая стена Храма, а просто часть подпорной стены вокруг горы. На месте же самого здания сейчас стоит мечеть.

Что читать: Лк 2:41-19, Ин 7:2-29, Ин 18:19-21; Мф 21:12-16, Мк 11:15-18, Лк 19:45-48, Ин 2:13-22.

2. Сионская горница

Berthold Werner – собственная работа, Общественное достояние,

Сион, он же Цийон — один из холмов Иерусалима, который издавна считался центром города. Именно здесь стояла городская крепость, оплот Израиля, и поэтому Сион со временем стал символом Земли Обетованной, свободного государства иудеев. В Ветхом Завете говорится, что именно отсюда должно было прийти спасение, отсюда Бог явит Свою Славу.

Все пророчества о Сионе исполнились в Новом Завете. Именно здесь, в одном из домов на холме Сион, Господь совершил знаменитую Тайную Вечерю — последнюю трапезу с учениками, на которой Он установил Таинство причащения. Это Таинство поныне совершается в каждом православном храме, и любой христианин может и должен участвовать в нем.

Сейчас в Иерусалиме показывают здание, на втором этаже которого в просторной комнате состоялась Тайная Вечеря. На самом деле, конечно, это гораздо более позднее строение — но, кто знает, возможно, на этом месте действительно стояло то самое здание, которое упоминается в Евангелии.

А еще, кроме Тайной Вечери, по преданию, в Сионской горнице произошло Сошествие Святаго Духа на апостолов, а в 49 году от Р. Х. — первый Апостольский Собор.

Что читать: Мф 26:17-19, Мк 14:12-16, Лк 22:7-13.

3. Гефсиманский сад

Gilabrand из английский Википедия, CC BY 3.0,

К востоку от Иерусалима, за потоком Кедрон, во времена Христа находился масличный сад с давильней для оливкового масла («гат шманим»). До сих пор еще живы несколько деревьев, которые, возможно, помнят времена Христа. Впрочем, никто не решается подтвердить или опровергнуть это, потому что пришлось бы спилить дерево и подсчитать количество годовых колец.

Гефсимания — это место, в котором начался Крестный Путь Спасителя. Здесь Он молился о том, чтобы чаша страданий миновала Его, — но и смирялся перед волей Отца, соглашаясь на Крест. Эта молитва в Гефсимании, о которой пишут евангелисты Матфей, Марк и Лука, свидетельствует, что на мучения Иисус шел по собственной воле.

И Ему было ничуть не легче предчувствовать Свою смерть, чем другим людям — а, напротив, безмерно тяжелее.

Сразу после молитвы в Гефсимании Господь был взят под стражу — ведь именно здесь апостол Иуда Искариот предал Своего Учителя, указав воинам на Него лицемерным поцелуем. Здесь начались страдания Иисуса Христа.

Что читать: Мф 26:36-57, Мк 14:32-52, Лк 22:39-54, Ин 18:1-13.

4. Елеонская гора

Изначально этот файл был загружен участником תמרה из иврит Википедия – Перенесено с he.wikipedia на Викисклад., Attribution,

Елеонская гора к востоку от Иерусалима — это место, на котором Христос часто молился и проповедовал (см. Ин 18:1-2). На ее склоне находится Гефсиманский сад, место ареста Господа. Название этой горы в переводе с греческого означает «масличная». Она упоминается еще в Ветхом Завете как место, на котором царь Давид молился Богу в скорби (2 Цар 15:30). Возвышенность имеет три вершины, которые сейчас условно «поделены» между иудеями, христианами и мусульманами. На южной оконечности города до сих пор расположено еврейское кладбище, уже во времена Спасителя считавшееся очень древним, а также почитаемые могилы библейских пророков Аггея, Малахии и Захарии. В I веке от Р. Х. Елеонская гора еще была соединена мостом с Храмовой горой, так что поток Кедрон можно было пересечь по мосту, а не вброд. Видимо, именно по этому мосту Спаситель и шел в Гефсиманию после Тайной Вечери. Однако мост пришлось разрушить во время осады Иерусалима, потому что в 70 году от Р. Х. на северной вершине Елеонской горы стоял лагерем Десятый римский легион под командованием Тита. Для христиан Елеонская гора — одна из главных святынь Святой Земли, ведь после Воскресения именно на вершине Елеона состоялась последняя беседа Спасителя с учениками и Вознесение Господне.

Что читать: Мк 16:19, Лк 24:50-52, Деян 1:4-12.

5. Голгофа

Иерей Максим Массалитин Местоположение камеры31° 46′ 42,5″ с. ш., 35° 13′ 45,92″ в. д. Это и другие изображения по их местоположению на OpenStreetMap – Google Планете Земля – originally posted to Flickr as Голгофа, CC BY-SA 2.0,

Голгофа — это место распятия Господа Иисуса Христа. Название этой горы звучит по-арамейски как Гульгальта и обозначает «гора черепа» — или, в русской традиции, Лобное место. По преданию, именно под Голгофой был похоронен Адам, поэтому на фресках и иконах, изображающих Распятие, под Крестом часто помещается его череп.

Кроме того, тело распятого Господа было похоронено у склона Голгофы, поскольку раньше здесь находились сад и кладбище.

Так что подножие этой горы — это еще и место Воскресения Христова.

Когда после распятия и смерти Господа и двух разбойников римские солдаты сняли тела казненных с крестов, то сами кресты, видимо, просто были сброшены вниз под гору.

Именно поэтому в 325 году от Р. Х. святая царица Елена нашла в районе Голгофы все сразу: и Гроб Господень, и Истинный Крест Христов. Над Голгофой и ее склоном сразу было начато строительство христианского храма, который и поныне остается самым знаменитым в мире. В западной традиции он называется Храмом Гроба Господня, а в нашей восточной — Храмом Воскресения Христова. И это неудивительно — ведь архитектура здания была специально задумана так, чтобы охватить и место Распятия, и место Воскресения Христова.

Что читать: Мф 27:32-44, Мк 15:21-32, Лк 23:32-43, Ин 19:16-19.

6. Гробница Пресвятой Богородицы

http://www.flickr.com/photos/womeos/ WomEOS – http://www.flickr.com/photos/womeos/3271312947/, CC BY-SA 2.0,

Уже будучи распятым на Кресте, Господь поручил Свою Матерь апостолу и евангелисту Иоанну (см. Ин 19:25-27). Как свидетельствует христианское предание, вначале Богородица жила в Иерусалиме, а потом, с началом гонений на христиан, переселилась вместе с Иоанном в Эфес. Лишь незадолго до кончины Она вернулась в Иерусалим и часто молилась у Голгофы, а также на Елеонской горе, где раньше бывал Ее Сын. Почувствовав близость кончины, Богородица завещала похоронить Себя рядом с могилами родителей Иоакима и Анны и супруга-обручника — праведного Иосифа. Апостолы все время молились у Ее гробницы. С ними не было только Фомы, и когда на третий день он пришел в Иерусалим, то попросил открыть гроб, чтобы попрощаться с Матерью Господа. Но тела в гробу уже не было — Христос воскресил Ее из мертвых. Именно поэтому кончину Богородицы называют Успением, а не смертью — ведь смерть для Нее была лишь кратким сном, от которого когда-нибудь предстоит воскреснуть и всем нам.

Что читать: в Новом Завете ничего не говорится об Успении Божией Матери — но память об этом событии сохраняет церковное Предание. С первых веков истории Церкви все христиане праздновали этот день, а пост перед ним известен как минимум с V века от Р. Х.

На заставке фрагмент фото David Ortmann

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *