Вифлеем

Базилика Рождества Христова

Достопримечательность

Базилика Рождества Христова


Центральный неф

31°42′15″ с. ш. 35°12′27″ в. д.HGЯOL

Страна

Государство Палестина Государство Палестина

Местоположение

Вифлеем

Конфессия

1) Иерусалимская православная церковь
2) Иерусалимский патриархат Армянской апостольской церкви
3) Латинский патриархат Иерусалима Католической церкви

Епархия

Иерусалимская православная церковь

Архитектурный стиль

базилика

Основатель

Константин I Великий

Дата основания

330-е годы

Дата постройки

531 год

Основные даты

339 — освящение базилики Константина
529 — разрушение базилики Константина
531 — строительство базилики Юстиниана

Реликвии и святыни

пещера Рождества, Вифлеемская икона Божией Матери

Объект всемирного наследия

Birthplace of Jesus: Church of the Nativity and the Pilgrimage Route, Bethlehem
(Базилика Рождества Христова и тропы паломников)

Ссылка

№ 1433 в списке объектов всемирного наследия (en)

Критерии

iv, vi

Регион

Арабские государства

Включение

2012 (36-я сессия)

Базилика Рождества Христова на Викискладе

Бази́лика Рождества́ Христо́ва (араб. كنيسة المهد‎ — «Храм Яслей», арм. Սուրբ Ծննդյան տաճար, греч. Βασιλικὴ τῆς Γεννήσεως, ивр. ‏כנסיית המולד‏‎) — христианская церковь в Вифлееме, построенная, согласно преданию, над местом рождения Иисуса Христа. Наряду с храмом Гроба Господня является одним из двух главных христианских храмов Святой земли.

Одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире. Первый храм над пещерой Рождества был построен в 330-х годах по указанию императора Константина Великого. Его освящение состоялось 31 мая 339 года, и с тех пор богослужения здесь практически не прерывались. Современная базилика VI—VII веков — это единственный христианский храм в Палестине, сохранившийся в целости с домусульманского периода.

29 июня 2012 года на 36-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившей в Санкт-Петербурге, базилика была внесена в Список всемирного наследия.

История базилики

Византийский период

Базилика Рождества была заложена святой императрицей Еленой во время её паломничества в Святую землю в середине 330-х годов. Согласно Евсевию Кесарийскому:

Вид на греческий православный алтарь базилики

…воздвигла она поклоняемому Богу два храма: один при пещере рождения, другой на горе вознесения, ибо Эммануил (с нами Бог) благоволил родиться для нас под землей, и местом плотского его рождения евреи признают именно Вифлеем. Посему, благочестивейшая василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы. А спустя немного, ту же самую пещеру почтил своими приношениями и василевс, к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы.

Место, которое выбрала Елена, напрямую не указано в Евангелиях, о некой пещере рассказывает лишь апокрифическое Протоевангелие Иакова. Впервые о пещере в Вифлееме написал Ориген около 247 года, он утверждает что Христос родился в самом городе (другие авторы, например Иустин, помещали пещеру в окрестностях Вифлеема или на полпути из Иерусалима) и местом Рождества называет пещеру, которую жители показывают паломникам.

Данный храм, как и ряд других, построенных императором Константином в Святой земле, по свидетельству Евсевия Кесарийскиого и Кирилла Скифопольского, имел целью не проведение богослужений, а создание возможности каждому увидеть места евангельской истории. Однако паломница Сильвия (Этерия) (конец IV века) в своих записках о паломничестве в Святую Землю сообщает, что в четверг Светлой седмицы из Иерусалима верующие идут в Вифлеем для всенощного бдения, отмечая, что оно совершается в церкви, где «находится пещера, где родился Господь».

Базилика Константина была уничтожена пожаром в 529 году в ходе восстания Самарии, о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок 1934—1936 годов. В целом Вифлеемская базилика Константина повторяла общие черты храма Гроба Господня. В современном здании от неё лучше всего сохранились полы.

В период правления императора Юстиниана Савва Освященный направил ему прошение о восстановлении базилики. Построенный Юстинианом храм не пострадал во время персидского нашествия (612—629 годы), о чём сохранилось устное предание, зафиксированное на Иерусалимском церковном соборе 836 года:

Святая Елена распорядилась украсить церковь с западной стороны мозаикой, изображающей Богоматерь с Младенцем на груди и поклонение волхвов. …Персы, по их прибытию в Вифлеем, были поражены картиной персидских волхвов-астрологов, их соотечественников. Из-за благоговения перед предками они сохранили церковь.

При завоевания города халифом Аль-Хакимом в 1009 году базилика также не пострадала так как мусульмане почитали место рождения Христа (южный трансепт храма был ими отделён и использовался как мечеть).

Период крестовых походов

М. Н. Воробьев. «Пещера Рождества Христова в Вифлееме». 1835. Холст, масло. Национальный музей в Варшаве.

В византийский период базилика представляла собой церковь-мартирий и не имела епископской кафедры. В период Иерусалимского королевства базилика стала кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона (с 1100 года). В 1100 году в праздник Рождества в ней был коронован Балдуин I, а в 1118 году — Балдуин II. В этот период базилика Рождества была описана многочисленными паломниками XII—XIII веков. В XII веке базилика была окружена зданиями монастырей, а также оборонительной стеной с прямоугольными выступающими башнями.

После завоевания Вифлеема армией Салах-ад-Дина (1187 год) латинский епископ и клир были изгнаны из базилики. Через пять лет разрешение вернуться в храм получили 2 католических священника и диакон, но сам он был отдан мусульманскими властями представителям Сирийской православной церкви.

В 1229 году Вифлеем вновь перешёл под контроль франков. Из-за постоянных войн в 1244 году базилику осквернили тюрки-хорезмийцы, а в 1263 году был уничтожен один из монастырей примыкавших к храму. В 1266 году мамлюкский султан Бейбарс I вывез в Каир мрамор и колонны. С 1271 года Вифлеем опять стали посещать католические паломники, с 1277 года им позволили совершать богослужения. С 1347 года католическая церковь в базилике была представлена орденом францисканцев, которые по настоящее время владеют престолом в приделе Яслей пещеры Рождества. Греческая церковь с 1244 года владеет главным алтарём базилики и мужским монастырём у её южной стены.

Османский период

После завоевания Палестины Османской империей права христиан на базилику Рождества ограничены не были. С разрешения властей храм неоднократно ремонтировали: в 1479 году была положена свинцовая кровля, выполненная на деньги английского короля Эдуарда IV, в 1670—1671 годах кровлю ремонтировали греки, также установившие в базилике новый иконостас (заменён на новый в 1764 году).

Землетрясение 1834 года и пожар 1869 года привели к повреждениям интерьера пещеры Рождества и вызвали необходимость ремонтных работ. От российских императоров Александра III и Николая II в храм неоднократно направлялись пожертвования (колокола, паникадила).

Внутреннее убранство

Колонны и мозаики вдоль южной стены базилики Мозаика на северной стене базилики Напольная мозаика византийской эпохи в центральном нефе со словом греч. ΪΧΘΥΣ в центре.

Одной из наиболее выразительных и запоминающихся особенностей базилики являются её знаменитые колонны. Большинство из колонн в верхней своей части сохранили древние росписи. Более того, галерея святых, представленная в храме, является одной из наиболее полных в истории византийской живописи того времени. Датированные надписи, сохранившиеся на двух колоннах (1130 и 1169 гг.) показывают, что они создавались в эпоху крестоносцев. Живопись по стилю чисто византийская, большинство имен написаны как по-гречески, так и по-латыни. Порядок изображений не обнаруживает какого-либо богословского замысла.

В мраморном полу храма в нескольких местах видны деревянные крышки люков, прикрывающие фрагменты древнейшего мозаичного пола, сохранившиеся от первоначальной базилики времён Константина и Елены. В одном из них, слева от ступенек, ведущих к алтарю, на цветной мозаике с типичным свастическим орнаментом и другими геометрическими фигурами в маленьком квадрате посередине видна греческая надпись: греч. ΪΧΘΥΣ. Это греческое слово, означающее в переводе «рыба», использовалось в раннехристианской символике как аббревиатура: «Иисус Христос Божий Сын Спаситель».

Система росписей боковых стен включала пять рядов, симметрично отражающих друг друга. В нижнем ряду изображалось родословие Христа: согласно Евангелию от Матфея на южной стене и согласно Луке — на северной. Над лентой орнамента вдоль южной стены располагались композиции семи Вселенских Соборов — с надписями о догматическом достоинстве каждого из них. Симметрично на северной стене были изображены шесть Поместных Соборов. Затем вновь шла лента орнаментов и над ней, в проемах между окнами, — Ангелы, следующие в торжественной процессии лицом к алтарю и славословящие Рождество Христово. Полностью сохранилось лишь изображение Второго (Константинопольского) Вселенского Собора. Каждый из Соборов представлен символически сонмом святых отцов-епископов. Каждый из шести Поместных Соборов был представлен символически изображением церкви и городских башен с названием города над ними. В силуэт каждой церкви вписано соответствующее соборное постановление. Каждая из шести мозаик с Поместными Соборами совпадает по размерам с расстоянием между колоннами и отделена от другой декоративным панно тех же размеров. Мозаики в северном и южном трансепте сохранились ещё более фрагментарно. В северном трансепте можно видеть «Уверение апостола Фомы» и «Вознесение Господне», в южном — «Вход Господень в Иерусалим». В алтаре сохранились лишь небольшие фрагменты мозаик — геометрический орнамент на северной стороне и две надписи (на латинском и греческом языках) — на южной.

Внешние видеофайлы

Панорамное видео 360° (2016 год) (англ.)

Вифлеем

У этого термина существуют и другие значения, см. Вифлеем (значения).

Вифлеем
араб. بَيْتِ لَحْمٍ‎‎

Страна Палестинская автономия
Статус столица провинции
Провинция Вифлеем (провинция)
Координаты Координаты: 31°42′16″ с. ш. 35°12′22″ в. д. / 31.704444° с. ш. 35.206111° в. д. (G) (O) (Я)31°42′16″ с. ш. 35°12′22″ в. д. / 31.704444° с. ш. 35.206111° в. д. (G) (O) (Я)
Мэр Виктор Батарсе
Первое упоминание
Официальный язык
Население 25 266 человек (2007)
Национальный состав
Конфессиональный состав ислам (80%),
христианство (20%)
Часовой пояс
Официальный сайт

Вифлеем на Викискладе

Вифлее́м (ивр. בית לחם‎, Бейт-Лехем, букв. Дом Хлеба; араб. بيت لحم‎‎, Байт-Лахм, букв. Дом Мяса) — город в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан, в исторической области Иудея, столица провинции Вифлеем; центр паломничества и туризма. Расположен примерно в 8 км к югу от Иерусалима и в настоящее время фактически граничит с ним. Население — 25 266 человек (2007), с пригородами — 42 тысячи человек, площадь — 6 км².

Вифлеем — это священный для христиан город, второй по значимости после Иерусалима, потому что здесь, согласно Евангелию (Лк.2:4-7, Мф.2:1-11), родился Иисус Христос. В городе проживает одна из старейших христианских общин в мире, хотя в последние годы её численность сократилась вследствие эмиграции.

Здесь, согласно Библии, родился и был помазан на царство Давид.

История города

Вифлеем, небольшое селение в Иудее, пережил в целом те же исторические события что и вся Святая земля. Поэтому для подробного ознакомления следует обратиться к истории Израиля.

Основная статья: История Израиля

Древний период

Вифлеем — один из самых древних городов на Земле. Основан примерно в XVII—XVI веке до н. э. в земле Ханаанской. Сначала в городе проживали хананеи, после — иудеи.

В Храме Рождества Христова

В Вифлееме во II веке после второй римско-иудейской войны, на месте Рождества Иисуса Христа, римляне поставили святилище Адонису, которое простояло до посещения Палестины святой Еленой, матерью первого императора-христианина Константина. На месте языческого святилища в 326 году был построен первый христианский храм.

Во время восстания самаритян Храм Рождества Христова был разрушен, но после его подавления Юстинианом Великим в 529 году, здание было восстановлено. В 614 году город был захвачен персами, но Храм устоял. В 637 году Вифлеем был захвачен мусульманской армией, однако, второй халиф ислама Умар ибн Хаттаб оставил Храм во владении христиан.

Период крестоносцев

Вифлеем. Фото 1856 года

Несколько веков Святая земля находилась под влиянием мусульман, что вызывало недовольство в христианской Европе. В 1095 году по инициативе папы римского Урбана II был организован Первый крестовый поход. Главной его целью было освобождение Иерусалима, Вифлеема и Назарета. В 1099 году Иерусалим был взят крестоносцами, и три самых святых для христиан города вошли в Иерусалимское королевство, которое просуществовало до 1291 года, несмотря на то, что сам Иерусалим был взят Саладином ещё в конце 1187 года.

Хотя сам Саладин и его потомки терпимо относились к христианам, и был даже открыт свободный доступ всем христианским паломникам в Святую землю, крестоносцы неоднократно предпринимали попытки снова захватить Иерусалим.

Османский и египетский период

Вифлеем. Вид на Базилику Рождества. (Акварель Василия Поленова, 1882 год)

С 1517 года до конца Первой мировой войны Иерусалим, Вифлеем и Святая земля в целом были частью Османской империи, за исключением десятилетнего перерыва, с 1831 по 1841 год, когда Палестиной владел египетский хедив Мухаммед Али. За исключением нескольких периодов доступ в город христианам-паломникам был открыт. Однако само путешествие было небезопасным, многие погибали по пути в Святую землю. В 1867 году город имел население 3-4 тыс. человек, преобладали православные и католики, было также 300 мусульман и 100 протестантов, не считая нескольких армян.

Отказ Османской империи предоставить России руководство христианскими храмами в Святой земле был поводом для начала Крымской войны. С конца XIX века начался распад Османской империи и её влияние на жизнь в Вифлееме, как и вообще в мире, стало постепенно снижаться.

Британский мандат и позднее

Вифлеем и его южные окрестности. Вид с колокольни греческого монастыря при храме Рождества Христова. Фото 1942 года.

В 1918 году, в ходе Первой мировой войны, Вифлеем был занят английскими войсками.
В 1922 году, после распада Османской империи, Вифлеем стал частью Британской Палестины.
В 1947 году, с образованием государства Израиль, Вифлеем и Иерусалим стали особыми анклавами под юрисдикцией ООН (Большой Иерусалим).
В 1948 году, в ходе арабо-израильской войны, Вифлеем и Восточный Иерусалим были захвачены Иорданией и перешли под её контроль.
В 1967 году, в ходе Шестидневной войны, Вифлеем и Восточный Иерусалим были захвачены Израилем и перешли под его контроль.
В 1995 году, согласно мирным договорённостям, Вифлеем перешёл под контроль Палестинской автономии и стал столицей провинции Вифлеем где проживает около 180 тысяч человек.
В 2000 году в Вифлееме прошли празднования 2000-летия христианства, когда город посетили многие руководители государств и различных христианских конфессий, в том числе и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Достопримечательности

Серебряная звезда в Пещере Рождества отмечает место где родился Христос
Храм Рождества Христова
Гробница Рахили. Фото 1930-х.
Вид сверху на Иродион

Основная достопримечательность города это Пещера Рождества, величайшая христианская святыня, где родился Иисус Христос. Над пещерой построена Базилика Рождества Христова которая находится на площади Яслей и снаружи больше похожа на небольшую крепость чем на храм. Базилика построена в 326 году при святой Елене. В 529 году церковь была разрушена во время восстания самаритян против Византии. Сразу после подавления восстания император Юстиниан Великий восстановил её и значительно расширил.

В городе и окрестностях есть множество святых и исторических мест, основные из них:

Святые места в самом Вифлееме:

  • Гробница Рахили (Куббат Рахиль) на въезде в Вифлеем со стороны Иерусалима, на старой хевронской дороге. Почитается иудеями, христианами и мусульманами.
  • Прямо под Базиликой Рождества Христова расположены:
    • Пещера Рождества
    • Пещера Святого Иеронима. Здесь он прожил десятки лет и здесь же был похоронен.
    • Пещера Вифлеемских младенцев
  • Базилику Рождества Христова окружают:
    • Православный греческий монастырь, примыкает с юго-востока.
    • Францисканский монастырь с церковью Святой Екатерины, главным католическим храмом города, примыкает с севера.
    • Армянский монастырь, примыкает с юго-запада.
  • «Молочная пещера», расположенная неподалеку от базилики Рождества.
  • Православный греческий монастырь VI века на месте, где царь Давид напился из источника во время битвы с филистимлянами.

Святые места поблизости от Вифлеема:

  • Поле Пастушков, расположеное в Бейт-Сахуре к востоку от Вифлеема. Здесь расположена крипта древней византийской церкви, современный православный греческий храм, развалины «башни Гадер», упоминаемой в Ветхом Завете.
  • Католический храм «Слава в Вышних Богу», построенный в честь явления пастухам Ангелов, возвестивших о Рождестве Спасителя. К востоку от Вифлеема, недалеко от Поля Пастушков.
  • Православный греческий монастырь Илии Пророка, расположенный на полдороге из Иерусалима в Вифлеем (на территории Израиля, а не Палестинской автономии).
  • Православный греческий монастырь святого Феодосия Великого, расположен в 11 километрах к востоку от Вифлеема. На территории монастыря есть пещера в которой, по преданию, останавливались волхвы, приходившие поклониться родившемуся Христу.
  • Лавра святого Саввы Освященного, расположена примерно в 15 километрах на восток от Вифлеема, в Иудейской пустыне.

Исторические места:

  • Крепость Иродион которую построил Ирод Великий, правивший в Иудее во время рождения Христа и приказавший, согласно Евангелию, совершить избиение младенцев. Расположена в 5 километрах к юго-востоку от Вифлеема.
  • Пруды Соломона, расположенные около дороги из Вифлеема в Хеврон, три огромных резервуара для сбора воды, часть древней системы водоснабжения Иерусалима.

Современный Вифлеем

Разделительная стена и пропускной пункт между Иерусалимом (Гило) и Вифлеемом. Вид с израильской стороны.

Политика и безопасность

Вифлеем расположен на Западном Берегу Реки Иордан, на территории, которую оспаривают Израиль и Палестинская автономия, добивающаяся полной независимости. Это обстоятельство часто создаёт неспокойную обстановку в городе. Вифлеем отделен от Израиля бетонной разделительной стеной; чтобы попасть в город, надо пройти через контрольно-пропускной пункт. Для того, чтобы пройти из Иерусалима в Вифлеем, гражданину РФ из документов нужен только действующий загранпаспорт установленного образца. При проходе в сторону Вифлеема проверка сравнительно нестрогая, при проходе в сторону Иерусалима досмотр примерно как в аэропорту. Следует иметь в виду, что время от времени израильские власти закрывают контрольные пункты по соображениям безопасности на срок до нескольких дней.

Вифлеемские скауты на праздновании католического Рождества.

Религия и население

В конце 1940-х гг во время образования Еврейского и Арабского государств, жителями Вифлеема были в основном арабы-христиане (85—90 %), однако, во второй половине XX века происходила массовая эмиграция христиан из Палестины и с Ближнего Востока вообще в Западную Европу и Америку. В 2001 году доля христиан среди жителей Вифлеема составляла по разным данным, 15—20 %.

Наука и образование

Современные кварталы Вифлеема.

В Вифлееме находится Вифлеемский католический университет, а также обычные школы. Вифлеемский католический университет был основан в 1973 году и в данный момент количество студентов превышает 2 200 человек. Несмотря на название, в университет может поступить человек любой веры. С 1988 по 2008 год президент Вифлеемского католического университета Мишель Асад Саббах исполнял обязанности латинского Иерусалимского патриарха, став первым арабом — главой католиков латинского обряда на Святой земле.

Факты

  • Согласно местному закону, мэром Вифлеема должен быть христианин.
  • Более десяти населённых пунктов в США названы в честь Вифлеема (Бетлеем).
  • Несколько городов имеют название Белен (Белем), это испано-португальский вариант названия.
  • В Галилее есть посёлок Бейт Лехем ха-Глилит (буквально «Галилейский Вифлеем»).
  • Слово «бедлам» также имеет прямое происхождение от названия города Вифлеем.

> См. также

  • Рождество Христово
  • Пещера Рождества
  • Вифлеемская звезда
  • Вифлеем (Галилея)
  1. 2007 PCBS Census (PDF) Palestinian Central Bureau of Statistics
  2. Святая Земля: Исторический путеводитель по памятным местам Израиля, Египта, Иордании и Ливана / Ред. М. В. Бибиков. М., 2000. С.94-103
  3. Латинско-Католическая Патриархия. — Христианские конфессии на Святой земле
  4. Monthly Averages for Bethlehem, West Bank. The Weather Channel. Архивировано из первоисточника 17 августа 2012. Проверено 20 апреля 2008.
  5. Bethlehem Municipality Twining (англ.). Bethlehem Municipality. Архивировано из первоисточника 5 августа 2012. Проверено 24 июля 2012.
  6. Христиане и мусульмане Вифлеема живут дружно

Вифлеем в Викисловаре

Вифлеем в Викитеке

Вифлеем на Викискладе

  • Сайт Муниципалитета Вифлеема
  • Л . А . Беляев, Н . Н . Лисовой Вифлеем // Православная энциклопедия. Том VIII. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — С. 597-603. — 752 с. — 39000 экз. — ISBN 5-89572-014-5
  • Михаил Скабалланович. Вифлеем — родина Христа. Очерк о Вифлееме начала XX века.
  • Влас Михайлович Дорошевич. «В земле обетованной. Вифлеем»

Рождество Христово
События Рождество Христово • Поклонение пастухов • Поклонение волхвов
Персоналии Иисус Христос • Дева Мария • Иосиф Обручник • Саломея-повитуха • Три царя • Ирод Великий
Связанные события Вифлеемская звезда • Избиение младенцев • Бегство в Египет
Места Вифлеем • Пещера Рождества и Ясли Христовы
Традиции празднования Рождественская ёлка • Сочельник • Рождественский пост (Адвент) • Святки • Новый год • Старый Новый год • Секретный Санта

Израиль Христианство

Вифлеем

У этого термина существуют и другие значения, см. Вифлеем (значения).

Город Вифлеем
ивр. ‏בֵּית לֶחֶם‏‎‎‎ / араб. بَيْتِ لَحْمٍ‎дом хлеба/мяса

Страна Палестинская автономия
Провинция Вифлеем (провинция)
Координаты
Мэр Вера Бабун
Первое упоминание XIV век до н. э.
Официальный язык
Население 24 949 человек (2007)
Национальный состав
Конфессиональный состав ислам (80—85%),
христианство (15—20%)
Часовой пояс
Официальный сайт

Вифлее́м (ивр. ‏בֵּית לֶחֶם‏‎‎‎, Бейт-Лехем, букв. Дом хлеба); араб. بيت لحم‎, Байт-Лахм, букв. Дом мяса — город на Западном берегу реки Иордан, находится под контролем Палестинской национальной администрации (зона А), столица палестинской провинции Вифлеем, в исторической области Иудея; центр паломничества и туризма. Расположен примерно в 8 км к югу от центра Иерусалима и в настоящее время фактически граничит с ним. Население — 24 949 человек (2007 год), площадь — 5.4 км².

Вифлеем — священный для христиан город, второй по значимости после Иерусалима, потому что здесь, согласно Евангелию (Лк. 2:4-7, Мф. 2:1-11), родился Иисус Христос. В городе проживает одна из старейших христианских общин в мире, хотя в последние годы её численность сократилась вследствие эмиграции.

Здесь, согласно Библии, родился и был помазан на царство царь Давид.

> См. также

  • Рождество Христово
  • Пещера Рождества
  • Вифлеемская звезда
  1. The City of Bethlehem — Bethlehem
  2. (служил в древние времена как место хранения зерна для снабжения города Иерусалим)
  3. Locality Profiles and Needs Assessment in the Bethlehem Governorate. PART FOUR Geo-Political Status in the Bethlehem Governorate. The Bethlehem Governorate under Oslo Accords. — The Applied Research Institute – Jerusalem (ARIJ), 2010. — P. 42
  4. Haim Gvirtzman. Maps of Israeli Interests in Judea and Samaria Determining the Extent of the Additional Withdrawals
  5. Palestinian Central Bureau of Statistics. Localities in Bethlehem Governorate by Type of Locality and Population Estimates, 2007-2016
  6. Ahmad El-Atrash. Urbanisation Outlook for the Metropolitan Area of Bethlehem // This Week in Palestine. — December 2010. — № 152. — P. 22
  7. Святая Земля: Исторический путеводитель по памятным местам Израиля, Египта, Иордании и Ливана / Ред. М. В. Бибиков. М., 2000. С.94-103
  8. Бейт-Сахур // Православная энциклопедия. Т.4. — C. 459-461
  9. Путин получил улицу в Палестине
  10. На улице Путина в Вифлееме будет создан культурно-деловой центр, сообщил Кожин
  11. Латинско-Католическая Патриархия. — Христианские конфессии на Святой земле
  12. Monthly Averages for Bethlehem, West Bank. The Weather Channel. Проверено 20 апреля 2008. Архивировано из первоисточника 17 августа 2012.
  13. Bethlehem Municipality Twining (англ.). Bethlehem Municipality. Проверено 24 июля 2012. Архивировано из первоисточника 5 августа 2012.
  14. У города Владимир появился новый побратим — Вифлеем
  15. Христиане и мусульмане Вифлеема живут дружно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *