Влахерна

Влахернская церковь

После великого храма Святой Софии ни одно религиозное сооружение не играло такой роли в византийской истории, как церковь Пресвятой Богородицы во Влахернах. Византийская императрица Пульхерия (супруга императора Маркиана), не верившая в воскрешение Пресвятой Богородицы, писала Иерусалимскому патриарху Ювеналию о том, чтобы вскрыть место погребения и прислать в Константинополь мощи Богоматери. Патриарх Ювеналий нашел в гробнице только одежды Божией Матери, часть которых и отправил с посланием, в котором горько укорял императрицу за неверие. И Пульхерия немедленно воздвигла во Влахернах храм, в котором и положила присланные святыни. Храм прилегал к стене Влахернского дворца, а двери его выходили внутрь дворцовой ограды. В описании одного французского путешественника о храме сказано следующее:

«Внутренняя дверь Влахернской церкви по интересу, ею представляемому, могла бы сравниться с лестницей Версаля! Сегодня там император на носилках, окруженный то своими знаменитыми варягами, то свитой евнухов или длинным рядом священников и монахов, бросающий беспокойный взгляд на сановников, среди которых он ежеминутно ищет грядущего убийцу и счастливого своего заместителя, который прикажет бросить на арену цирка его изуродованный труп. Завтра тут поспешно с трепетом идет патриарх с длинной седой бородой в своем золотом одеянии. Он знает, что царь, охваченный своим мрачным богословским духом, призывает его во дворец, чтобы предоставить ему выбрать между ересью, которая погубит его душу, и убийственной ссылкой на какую-нибудь скалу Мраморного моря. Сегодня тут торопливо ведут в церковь принцесс, матерей, жен или дочерей какого-нибудь убитого или свергнутого императора, чтобы остричь им волосы, сорвать с них пурпурные, расшитые золотом туники и отвести в темных монашеских одеждах в какой-нибудь монастырь — их новое жилище до конца дней».

Впоследствии император Лев Макелл пристроил к Влахернскому храму круглую церковь, а император Юстин расширил храм, прибавив к нему две абсиды, и украсил его колоннами из паросского мрамора. Широкий и длинный храм получил, таким образом, крестообразную форму с двумя нишами по концам и особым зданием под куполом. В священной раке в нем хранились риза, пояс и скуфья Пресвятой Богородицы.

* * *

В царствование благочестивого императора Льва и супруги его Вероны жили в Константинополе два родных брата Гальбий и Кандид, весьма важные сановники. Желая поклониться святым местам Иерусалима, они с разрешения императора отправились в путь. Когда братья проходили по Галилее, они зашли в небольшое селение Назарет, чтобы поклониться дому, в котором жила Пресвятая Дева Мария и где явился Ей ангел Гавриил, возвестивший о рождении от Нее Сына Божиего — Спасителя мира. Гальбий и Кандид остановились в небогатом доме одной благочестивой незамужней еврейки, где увидели комнату, в которой стояло множество свечей и курился фимиам, издававший ароматное благоухание. В этой комнате находилось много больных людей — хромых, слепых, глухих… И братья стали расспрашивать хозяйку, что за святыня хранится в этой комнате. Смутившись, она ответила, что на этом месте некогда явился Господь. Изумившиеся братья стали расспрашивать подробнее, и тогда хозяйка сказала им так: «Мужи благочестивые! Узнайте, какая великая святыня хранится здесь! Ее силой все больные получают исцеление от своих недугов: слепые начинают видеть, глухие слышать, хромые ходят, немые обретают дар речи, прокаженные очищаются, бесы из людей изгоняются… И творят эти чудеса хранящиеся здесь ризы Пресвятой Богородицы, которые достались мне от прародительницы моей — одной из тех вдов, что были при Успении Божией Матери и по Ее завещанию получили по ризе. По завещанию прародительницы ризы переходят от девицы к девице, прославившейся жизнью честной и благочестивой. В нашем роде, кроме меня, не осталось более девиц, и я открываю вам эту тайну с тем, чтобы вы не разглашали об этом до моей смерти».

Пообещав сохранить тайну, братья были допущены в комнату, и увидели они там ковчег, окруженный свечами и кадильницами, в котором лежали пречистые ризы Девы Марии. Испросив разрешения пробыть на всенощном молебне около этой святыни, братья между тем задумались о том, кому после хозяйки достанутся погребальные одежды Пресвятой Богородицы. И решив иметь столь бесценное сокровище в стольном граде Константинополе, они ночью измерили длину, ширину и высоту ковчега и определили, из какого дерева он сделан. Утром поклонились они пречистым ризам Богородицы и пошли в Иерусалим, пообещав хозяйке зайти к ней на обратном пути.

Поклонившись в Иерусалиме Честному Кресту и Гробу Господню, братья призвали одного столяра и заказали ему точно такой же ковчег, как тот, в каком хранились ризы Божией Матери. Когда мастер исполнил заказ, Гальбий и Кандид купили златотканое покрывало, которое потом и показали еврейке. А потом попросили разрешения покрыть этим покрывалом ковчег и еще ночь простоять около него на молитве. Когда все в доме уснули, братья со слезами пали на землю и молили Пресвятую Богородицу, чтобы не возбранилось им взять ковчег с Ее ризою и унести с собой. В полночь со страхом и смирением взяли они ковчег, а на его место поставили другой.

Простившись утром с ничего не заметившей хозяйкой, братья отправились в обратный путь. Прибыв в Константинополь, они никому не стали говорить о приобретенной святыне, а создали в доме своем малую церковь во имя святых апостолов Петра и Марка и поставили в ней, в потаенном месте, ковчег со святой ризой. Однако чудеса, всечасно являвшиеся от такой реликвии, и изливавшаяся от нее на всех благодать заставили их пойти и рассказать обо всех знамениях императору Льву, супруге его и патриарху Геннадию. Исполнившись духовной радости, царь и патриарх прибыли в домовую церковь братьев, богобоязненно открыли ковчег и увидели в нем нетленную ризу Пресвятой Богородицы. Облобызав ее, они торжественно перенесли святыню во Влахернскую церковь, где ее положили в ковчег, украшенный золотом и серебром. В память перенесения риз Пресвятой Богородицы был установлен праздник Ризположения в честь и славу Божией Матери, который торжественно отмечается 2 июля.

Чудотворную силу ризы Царицы Небесной в 626 г. испытали на себе персы и авары, в 673 и 713 гг. — сарацины, а в 866 г. — воинственные «россы».

* * *

В XIV в., по свидетельству историка Никифора Кал-листа, «риза Богоматери сохранялась в этом храме как защита для города, подавая различные исцеления и чудесами своими побеждая естество и время». Русский митрополит Пимен в 1387 г. упоминал, что в праздник Ризположения он был во Влахернском храме и целовал там святую раку, в которой хранились ризы Пресвятой Богородицы.

В царствование императрицы Пульхерии в драгоценный ковчег, запечатанный царской печатью, во Влахернский храм был положен и пояс Пресвятой Богородицы. В последующие века Честной пояс Божьей Матери был взят из Константинополя и оказался в городе Зила, откуда при императоре Юстиниане снова возвратился в Царьград.

В X в. царицу Зою, одержимую злым духом, не могли излечить никакие врачебные средства и ухищрения. Но однажды во сне ей было откровение, что, если на нее будет возложен Честной пояс Пресвятой Девы Марии, она получит исцеление. И тогда в присутствии императора Льва Философа священный ковчег был открыт, и сохранившийся совершенно невредимым пояс руками патриарха был возложен на больную. Царица тут же получила исцеление, после чего всенародно были принесены благодарственные молитвы Господу Богу и Пречистой Матери Его. Царь с благоговением облобызал чудотворный пояс, который потом снова положили в ковчег. В воспоминание этого чуда Церковь в начале X в. установила празднование в честь Положения пояса Пресвятой Богородицы, которое отмечается 31 августа. Впоследствии Честной пояс Владычицы Небесной сопутствовал греческим императорам в их походах, но потом он был взят победившим их болгарским царем Коломаном.

Влахернская церковь размещалась вне городских стен — в северном углу византийской столицы, в болотистой низменной местности, и объяснения этому не было даже в древности. В сочинениях историка Прокопия Кесарийского можно только прочитать, что Влахернская церковь и храм Живоносного Источника, поставленные в концах города, служили его сторожами.

Влахернская церковь являлась домовой церковью византийских императоров. В ней находился образ Пресвятой Богородицы Одигитрии — покровительницы Византии, не раз чудесным образом спасавший столицу от врагов. Под сводом храма была изображена Богоматерь, с руки которой стекала святая вода.

В 1204 г. Влахернский храм был разрушен и разграблен крестоносцами. Впоследствии церковь восстановили, но в царствование императора Иоанна V Палеолога она вновь была уничтожена страшным пожаром, который был воспринят как грозное предзнаменование. Латиняне, обратив Влахернскую церковь в католический храм, похитили из нее некоторые реликвии, которые до сих пор хранятся в венецианской сокровищнице. Через 80 лет после падения Константинополя еще можно было видеть развалины церкви, а потом от нее остался лишь священный источник, ютившийся под жалкой крышей. Сюда три раза в год (после обычных церемоний) император приходил погрузиться в бассейн.

В настоящее время от Влахернского дворца, занимавшего своими строениями все огромное пространство до городской стены, и от Влахернского храма остался лишь большой холм. На месте древней базилики в XIX в. была сооружена небольшая скромная церковь. Все ее достояние (не считая богослужебной утвари) составляли древняя икона Богоматери Одигитрии, написанная, по преданию, апостолом и евангелистом Лукой, и находящаяся в правой части храма аясма (чудотворный источник). В прежние времена русские паломники еще видели в храме каменную плиту из помоста древней церкви. По преданию, это была та самая плита, на которой стоял новгородец Андрей-юродивый, живший в X в. в Царьграде и удостоившийся явления Божией Матери.

«Однажды Андрей-юродивый, молившийся во Вла-хернском храме, увидел, как по воздуху от Царских врат шла Пресвятая Богородица. Она остановилась над амвоном и долго молилась, омывая слезами Свой пречистый лик. Преподобный Андрей, обернувшись к ученику своему Епифанию, спросил: «Видишь ли ты Госпожу и Царицу мира?» — «Вижу», — отвечал Епифаний.

Окончив молитву, Матерь Божия сняла с Себя блиставшее наподобие молнии покрывало, которое носила на главе Своей, и, торжественно держа его, распростерла над всеми молящимися в храме».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Чудеса

См. также: Влахернская иконаВлахернская икона Богоматери.
Третьяковская галерея

Храмовой иконе Богородицы (так называемой Влахернской) приписывалось спасение столицы во время нескольких осад. Во время осады города аварами в 626 году вождь нападавших был перепуган явлением на стенах города женщины в драгоценном уборе. Как раз в это время патриарх Сергий в сопровождении будущего Константина III проносили по стенам чудотворную икону.

По возвращении из похода против персов отвоевавший у них Животворящий Крест император Ираклий был торжественно встречен патриархом в этом храме — единственном, который пощадили нападавшие. Во избежание новых разорений император приказал обнести Влахернское предместье небольшой стеной.

Новые чудеса Влахернская Богоматерь явила, как считается, во время осады «второго Рима» арабами в 718, русами в 864 (860) и болгарами в 926 году. Про нашествие русов рассказывают, что император Михаил III спешно вернулся из пограничной армии в столицу и вместе с Фотием погрузил в море Ризу Богородицы. Внезапно поднялась сильная буря и разметала суда русов, после чего те бежали.

Во время осады сарацинами — мусульманами в 910 году Богородица явилась молящимся в храме и простерла над Константинополем белый покров (омофор) — в честь этого события установлен православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Упадок

Современная церковь на месте византийского храма.

После пожара 1070 года церковь была фактически выстроена заново, но продолжала пользоваться прежним почитанием. Анна Комнина описывает, что в пятницу после заката покров над Влахернской иконой медленно приподнимался, открывая лик Богоматери, а сутки спустя необъяснимым образом опускался вновь.

Во время латинского владычества в Константинополе храм пришёл в упадок, чудеса прекратились. Иоанн III Дука Ватац выкупил его у латинян, но прежнего блеска храм больше не достиг. 29 февраля 1434 года церковь загорелась и обрушилась. Денег на её восстановление у Палеологов не было, и до середины XIX века окрестности святого источника пустовали. Только в 1867 году место влахернского источника было отмечено скромной греческой часовней.

При патриархе Никоне в Москву из Стамбула привезли некую икону, которую патриарх Паисий признал за древнюю Влахернскую. Она исполнена в древней технике воскомастики и предположительно содержит в своём составе растёртые мощи мучеников за веру. Сейчас икона находится в Третьяковской галерее.

> См. также

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Влахернская церковь в Константинополе

Отзыв: Влахернская церковь Богородицы (Турция, Стамбул) — Церковь Покрова Богородицы со святым источником- одна из главных святынь Константинополя

Добрый день, уважаемые читатели сайта Отзовик! Сегодня я продолжаю рассказывать о своих прогулках по интересным местам Стамбула-Константинополя. В этот раз речь пойдет о Влахернской церкви Богородицы, которая находится в современном стамбульском районе Айвансарай, или в константинопольском предместии Влахерны, близ залива Золотой Рог.
Влахерны — это северо-западный пригород Константинополя, который был включен в состав города в 627 году при расширении городских стен. Именно здесь располагался императорский дворец Текфур, который с 1081 года стал основной резиденцией монарха после того, как был покинут Большой императорский Дворец. От дворца Текфур сейчас осталась лишь малая часть в состоянии руин.
Но вернемся непосредственно к самой церкви. Построена она была еще в пятом веке, на месте с весьма почитаемым еще с языческих времен святым источником, считающемся слезами Девы Марии. Строительство церкви начала в 450 году императрица Пульхерия, а закончил ее муж Маркиан после ее смерти. В 473 году из Иерусалима в Константинополь паломниками был тайно привезен омофор (риза) Богородицы, для которой император Лев распорядился построить рядом с церковью особое здание. Это событие, в день Ризоположения, церковь вспоминает ежегодно. Храмовой иконой стала само-собой икона Пресвятой Богородицы (о ней несколько позже). И еще во время правления императора Льва под крышу был перенесён и сам влахернский источник святой воды. С той поры церковь стала средоточием византийского почитания Богоматери. По пятницам в церкви совершалось чудо – покров, который занавешивал икону Пресвятой Богородицы, сам собой поднимался и нередко он выполнял роль судьи при спорных вопросах. Исход дела зависел от того, двинется ли покров в нужный момент или нет.
Во времена иконоборчества Влахернская церковь как центр иконопочитания оказалась очагом раздора. Именно здесь прошло последнее заседание Иконоборческого собора, после чего фигурные мозаики храма и святые лики были заменены на абстрактную роспись, изображавшую животный и растительный мир. Иконы же вернулись сюда только лишь в середине девятого века. Ну а чудотворная икона пропала до правления императора Романа III, когда её вроде бы обнаружили спрятанной под толстым слоем штукатурки. После восстановления православия в 843 году, в первое воскресенье Великого Поста во Влахернской церкви прошёл первый праздник Торжества Православия. А при императоре Константине Багрянородном в церковь были доставлены новые реликвии — знаменитый эдесский образ Спаса и предполагаемое письмо Абгара к Иисусу.
В 1070 году церковь сильно пострадала при пожаре и была практически заново восстановлена, но продолжала пользоваться прежним почитанием. А во времена латинского правления Константинополем церковь пришла в упадок, чудеса прекратились. Никейский император Иоанн III Дука Ватац выкупил ее у латинян, но прежнего блеска церковь больше уже не достигла. 29 февраля 1434 года вновь случился пожар, загоревшееся здание церкви обрушилось. Средств у Палеологов на её восстановление не было, и до середины девятнадцатого века окрестности святого источника Пресвятой Богородицы пустовали. И только в 1867 году на месте влахернского источника греческой общиной была построена скромная часовня.
Эта часовня и стоит по сей день на месте много веков почитаемого храма. Имея хорошую теоретическую подготовку, я отправилась в это святое место, чудеса которого потрясали многих людей. Сейчас это маленькая церковь так же очень посещаема, хоть и находится в стороне от туристических путей. Найти ее не сложно. Я дважды бывала в ней, и добиралась разными маршрутами, но оба были пешеходные. Первый был очень насыщенный в плане посещения исторических и культурных мест. Начался он в Султанахмете, далее были, если кратко : мечеть Сулеймание — Церковь Богородицы Кириотиссы (ныне мечеть Календерхане) — Акведук Валента — мечеть Фатих — цистерна Аспара — мечеть Селима Явуза (стоит на месте храма Христа Понтэпонта) — Музей Фетхие (Храм Богородицы Паммакаристос) — мечеть Михримах Султан — ворота Эдирнекапы — дворец Текфур — Влахернская церковь Богородицы — Эйюп — Кофейня «Пьер Лоти». Второе посещение было попроще, тоже пешком : Султанахмет — Церковь Ключей — Церковь Великомученика Георгия (Вселенский Патриархат) — Влахернская церковь Богородицы — Эйюп — кофейня Пьер Лотти — Политехнический музей Рахми М. Коча (туда плыли на теплоходе). Но можно добраться гораздо проще, от пристани Эминёню на теплоходе до пристани Айвансарай и пройти около ста метров в сторону Эйюпа, свернуть в улочку, идущую вверх, которая через метров пятьдесят упрется в ворота, ведущие на территорию церкви. Или в Эминёню садитесь на автобус (399С, 36СЕ), идущий вдоль Золотого Рога и выходите на остановке Айвансарай.
Ворота, ведущие на территорию.

Греческая община самостоятельно ухаживает за территорией. Здесь очень чисто, опрятно.
Территория небольшая, но очень красивая. Ко входу в церковь ведет дорожка с аркой из винограда, которая летом создает приятную тень. Первый раз мы подошли к церкви, когда она была закрыта, но сразу же из соседнего помещения появился мужчина с ключами, который без вопросов открыл нам двери и включил освещение в церкви. Второй раз двери были открыты, внутри находилась группа паломников.

При входе установлены места для свечей. Свечки можно взять тут же в ящике, причем совершенно бесплатно. Рядом так же стоит и ящик для подаяний, в который мы опустили несколько лир.

Ну и конечно же икона Пресвятой Богоматери.

Заходим в церковь. Сразу же взгляд падает на источник. Источник с купелью и святой водой — единственное, что осталось от старой церкви.

Так как церковь ныне греческая, служба ведется на греческом, то и надписи на стенах на этом же языке. В источнике есть краны, можно попить святой воды.

А еще и взять с собой бутылочку, другую, причем опять таки совершенно бесплатно. Деньги Вы можете оставить в ящиках для подаяний на добровольной основе. На фото не видно купель, а на самом деле там зеленоватая подсветка. Огромная чаша с крышечками и справа ряды бутылочек (не попали в кадр). Видно, что народу сюда ходит не мало. Мы тоже прихватили с собой святой водички.

Над источником икона Богородицы.

В церкви нет дорогого убранства, все достаточно просто и можно сказать аскетично, хотя и придерживается греческого стиля.

Иконостас. А слева можно оставить записки за здравие и за упокой. При следующей службе батюшка имена обязательно зачитает.

Трон для патриарха. Раз в год Константинопольский патриарх проводит службу в этой церкви.
В церкви мы разговорились с молодым человеком примерно 14-15 лет из греческой общины, неплохо говорившим на английском. Он рассказал об истории этой церкви, о службах, традициях. Порадовался, что мы приехали из России и зашли к ним, посетили Влахернскую церковь. Очень приятно было пообщаться)
Практически все иконы в церкви новые, за исключением одной, самой старой и знаменитой — иконы Влахернской Пресвятой Богородицы. Именно с ней связано много чудес и спасений столицы Византии от нескольких осад. Поделюсь ими с Вами.
Во время осады Константинополя аварами в 626 году вождь нападавших был сильно напуган явлением на стенах города женщины в драгоценном уборе. Именно в это время патриарх Сергий в сопровождении будущего императора Константина III проносили по стенам чудотворную икону.
Еще чудеса Влахернская Богоматерь явила во время осады города арабами в 718 году, русами в 864 и болгарами в 926 году. Когда русы-язычники появились на Босфоре под предводительством князя Аскольда, император Михаил III срочно вернулся из пограничной армии в столицу и вместе с Фотием погрузил в море Ризу Богородицы. Внезапно поднялась сильная буря, которая разметала ладьи русов, после чего они бежали.
Во время осады Константинополя сарацинами — мусульманами в 910 году случилось главное Чудо — 1 октября, во время всенощного бдения, юродивый Андрей увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу с ангелами и сонмом святых. Пресвятая Дева молилась за христиан, а затем распростерла свой белый Покров надо всеми молящимися в храме. Сарацинские войска вскоре отступили. А в честь этого события установлен православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который очень почитаем у христиан.

Считается, что Влахернская икона Божией Матери была написана апостолом-евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы, который передал ее своему ученику Феофилу. После смерти Феофила икона была пееренесена в Иерусалим, а оттуда в Константинополь, во Влахернский храм. Икона выполнена рельефно из восковых мастик и предположительно содержит в своём составе растёртые мощи мучеников за веру, представляет собою рельефное попоясное изображение Богородицы. На левой руке Богородицы высоко сидящий Младенец, одной рукой двуперстно благословляющий, а в другой держащий свёрнутый свиток.
Однако, только серебряный оклад принадлежит той самой иконе, а сама икона, написанная Лукой находится в России. После падения Константинополя, в 145З году икона была перенесена на гору Афон, а потом была прислана в Москву в дар царю Алексею Михайловичу. В октябре 1654 года патриарх Никон торжественно встречал Икону Влахернской Пресвятой Богородицы на Лобном месте.
Древняя византийская святыня почти три столетия находилась в Успенском соборе Кремля. В 1918 году икону из собора удалось перенести в Крестовоздвиженскую церковь. После разрушения церкви в 1931 году чудотворную святыню изымают в Кремль для включения в собрание Государственных музеев Московского Кремля. В составе этого собрания икона состоит до сих пор.

Еще немного интерьера церкви. Греческий юноша разрешил нам абсолютно свободно фотографировать.

Потолок церкви несколько необычен и сделан не в традиционной купольной форме.

Группа интуристов, тоже интересующихся историей Византии.

Алтарная часть.
Еще пообщавшись с юным греком о России, о морозах и медведях :))), мы покинули церковь. Внутри была какая-то благодать. Немного постояв в тенечке под виноградной аркой, мы тронулись дальше по нашему маршруту…
Желаю всем, кто собирается в будущем посетить Стамбул, посетить это святое место. Вы можете совместить посещение церкви с другими, тоже интересными местами, расположенными на берегу залива Золотой Рог.

В 5 веке за пределами феодосиевых стен, у подножия 6-го холма (город был построен на 7-ми холмах), началось строительство храма, который неоднократно «спасал» город. Спасение города во время различных осад приписывают иконе, установленной в церкви, Богородицы (Влахернской). Церковь и по сей день является местом паломничества верующих, жаждущих исцеления. Константинополь считался городом Божьей Матери, именно из-за святынь, хранившихся во Влахернской церкви. Во время экскурсии гид покажет Вам как пройти к святому источнику, расположенному на территории церкви. Гид расскажет где сейчас находятся святыни и легенды, связанные с церковью.

Название Влахернской церкви Богородицы известно христианам всего мира. Названа она по имени провинции Влахерны, расположенной у залива Золотой Рог возле дворца императора.

Строительство храма было начато по приказу Императрицы Пульхерии в середине пятого века, но закончить строительство
суждено было уже её мужу, императору Флавию Маркиану.

Церковь представляла собой целый храмовый комплекс, куда стекались множество паломников. Кроме того, монархи и сами хотели жить поближе к святыням, а потому неподалёку от храма была построена императорская резиденция.

Именно с той поры Влахерну знает весь мир как одно из самых святых для христиан мест на земле.

К сожалению, до наших дней храм не дожил – мы можем видеть лишь развалины храма.

Легенды сопровождали храм во все времена его существования. К примеру, в начале десятого века Андрею Юродивому было видение – по небу шла Богородица в сопровождении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и ангелов. Пресвятая Богородица шла, молясь и плача, а потом будто бы укрыла город и горожан своим покрывалом, сняв его с плеч. С тех пор весь православный мир празднует Покров Пресвятой Богородицы, один из самых важных церковных праздников у христиан.

Как видите, место это особенное, так что не упускайте возможность лично побывать там. Говорят, что любые желания могут исполниться, если загадать их здесь.

Икона в церкви ВлахернаВлахернская церковь. Святой источникВлахенская церковь. Вид изнутри

← Вернуться назад

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *