Восхвалятся преподобнии во славе

Толкования Священного Писания

Восхвалятся преподобнии во славе, и возрадуются на ложах своих

Сии слова псалма мы должны изъяснить до конца, во-первых, в историческом значении, а потом и в высшем. Итак, в буквальном значении здесь говорится пророчески о победе евреев над соседственными народами, препятствовавшими возобновлению, или вторичному построению храма и города Иерусалима. Посвятившиеся, говорит, Богу израильтяне будут хвалиться данною им от Него славою победы и помощи против народов: и они не только будут спать, не опасаясь ничего, но еще с радостью и веселием сердца своего, как совершенно освободившиеся от врагов своих—язычников.

Златоустого: Праведные будут хвалиться будущею славою и радоваться о вечных обителях и неразрушимых жилищах своих. Афанасия и Евсевия: Народ Божий, к которому он благоволит, суть апостолы Спасителя; они-то и кротки и преподобны, и они уснули в мире, и окончили подвиг свой радостью и покоем, ибо ложами весьма чудно выразил смерть; так как Писание обыкновенно называет ее успением. Иначе, по словам Никиты, огорченные возрадуются на ложах, на которых и огорчены. А под ложем разумей некоторое свойство и состояние души оскорбленной за приобретение добродетелей. Итак, где печаль по Боге, там будет и вечная радость.

Воспойте Господеви песнь нову; яко дивна (дела) сотвори Господь.

О словах: воспойте Господу новую песнь, мы сказали в начале 95-го псалма, где и смотри. Господь сотворил чудные дела; ибо что может быть удивительнее того, что Бог сделался человеком, сделав и другие чудные дела, между которыми и то, что Он пострадал, о каковых написано в святом Евангелии? Посему-то и говорит, что за сии новые и чудные дела требуется новой песни.

Слова Кирилла: Поистине удивительное дело уничтожение смерти и оживотворение по прежнему рода человеческого. Ибо не один избавлен, как при Моисее один Израиль; напротив того спасена вся земля.

Спасе его десница Его и мышца святая Его.

Божие, говорит, заступление возвратило Ему рабов Его, которые были в плену у диавола; и таковое заступление называет десницею (правою рукою), как способное, и мышцею, как могущественное. И в 43-м псалме сказано: но десница Твоя и мышца Твоя. В некоторых списках читается: Спасла его (αυτον) десница Его, т. е. погибшего человека; так как и это удивительно, что Владыка всего спас своими страданиями преступника и погибшего раба.

У Феодорита, Кирилла, Афанасия, Евceвия и Евфимия пишется: спасла ему, а у других спасла его.

Слова Божественного Кирилла: Возвратил и привел к своему Отцу поднебесную Христос, Который есть десница Отца, Творец всего и строитель. Тоже почти говорит Афанасий. Феодорита: Многократно мы говорили, что рукою называет действие: а десницею—доброе действие. Он говорит, что действие силы Его есть спасение людей. По безмерному своему человеколюбию своею корыстью почитает жизнь людей, почему и не сказал: спасла их десница Его, но спасла ему (или εαυτω); ибо, освободив их от заблуждения, состоящего в почитании идолов, и показав высоту царства своего, доставил спасение. И еще Кирилл: Всеукрепляющая десница Отца спасла для него и для Отца; что же спасла? Явно, что всю поднебесную. Евсевия: Итак, спасает ему—Богу десница Его ведомых ею к блаженству. Ибо не всякий спасаемый спасется для Господа Бога, но только тот, кто освобождается от зол и страстей здравым разумом и принимает познание истины с благочестием.

«Воспойте Господеви песнь нову» (псалом 95)

Икона находилась во втором ярусе на северной стене главного четверика храма. Фон и авторские надписи были спемзованы и воспроизведены заново при поновлении XVIII-XIX веков. При последней реставрации были смыты вместе с поздними записями, приводятся на основании предреставрационной фотофиксации. Псалом 95 входит в 13 кафизму (псалмы 94-99), т.е. относится к хвалебно-благодарственным, которые также содержат пророчества о Иисусе Христе и Церкви. Икона иллюстрирует богословскую мысль об исторической связи ветхозаветного храма Соломона и апостольской Церкви Нового Завета: в среднике и ряде клейм изображено богослужение в интерьере православного храма, хотя согласно содержанию должны быть: «поле, и все, что на нем, все древа дубравные…море и что наполняет его…небеса». Подобная иконографическая схема использована в росписях на западной стене московского Архангельского собора (1666), где иллюстрируется 9-й член Символа Веры. Каждая композиция решена как молитвенное предстояние, что созвучно содержанию псалма и перекликается с текстом паремий «на обновление храма», где вспоминается молитва царя Соломона при освящении Иерусалимского храма. Клейма: 1.»Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви вся земля. Воспойте Господеви, благословите имя Его, благовестите» (Пс 95:1,2). 2.»Возвестите во языцех славу Его, во всех людях чудеса Его. Яко велий Господь и хвален зело, страшен есть над всеми боги» (Пс 95: 3,4). 3.»Господь же небеса сотвори» (Пс 95:5) 4.»Исповедание и красота (пред Ним)»(Пс 95:6) 5.»Принесите Господеви отечествия язык» (Пс 95:7) 6.»Принесите Господеви славу имени Его» (Пс 95:8) 7.»Поклонитеся Господеви во дворе (святем Его)» (Пс. 95:9) 8.»Рците во языцех, яко Господь воцарися»(Пс95:10) 9.»Да возвеселятся небеса» (Пс 95:11) 10.»Возрадуются поля и вся (яже на них)»(Пс 95:12) 11.»От лица Господня яко грядет»(Пс 95:13) 12. «Судити вселенней в правду» (Пс. 95:13)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *