Воскресение словущее

Храм Василия Блаженного — история и загадки

Храм Василия Блаженного — самая красивая и загадочная церковь во всей России. Считается, что зодчих, создавших ее лишили зрения, постройку не позволил снести сам Сталин, а во время войны храм прятали от обстрелов. Верхний ярус собора напоминает лабиринт, а основание — восьмиконечную звезду. Мы собрали все самое важное о храме, по которому иностранцы безошибочно опознают Россию.

Храм Василия Блаженного — настоящее название

Храм Василия Блаженного — культовая постройка времена Ивана Грозного, по которой до сих пор любой иностранец узнает Москву. Это — самый узнаваемый русский храм. Мало кто знает его истинное название — Собор Покрова Богородицы, что на Рву. 2 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года когда-то освятили центральную Покровскую церковь собора. Первое достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор, который позже снесли, чтобы построить каменную церковь.

Поводом для строительства собора послужило покорение Казанского ханства. Царь Иван Грозный, молясь перед началом военного похода, дал обет Богу построить храм, который прежде не видела Русь, в случае своей победы. Царь был суровым и беспощадным, но оставался глубоко верующим человеком.

Храм Василия Блаженного — история

Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном экземпляре царь Иван Грозный приказал ослепить зодчих Постника и Барму, — так гласит легенда. Их имена стали известны лишь в конце XIX в. Считается, что царь наблюдал за строительством храма с башни на кремлевской стене. Когда строительство подошло к концу, он призвал к себе зодчих, чтобы спросить, смогут ли они повторить такое здание? Зодчие ответили утвердительно царю. Тогда он приказал лишить их зрения. У ученых есть и сомнения на этот счет: в XVI веке выдающиеся зодчие очень ценились. Так для построек Кремля приглашали итальянских мастеров. Вполне возможно, что, зная суровый нрав русского царя, слухи распространили иностранцы.

В XVIII-XIX в.в. в храме Василия Блаженного регулярно совершались богослужения. Как правило, их совершали в пристройке — храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название — храм Василия Блаженного.

Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал отец Иоанн Восторгов, ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников. Его расстреляли за миссионерскую деятельность. Он пользовался особой любовью и уважением у москвичей.

Очевидцы рассказывали:

«По просьбе отца Иоанна палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва… А затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле протоирей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. «Я готов», – заключил он, обращаясь к конвою. Все встали на указанные места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнул отца Иоанна в могилу».

Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал своей работы, хотя и был закрыт для посетителей. Храм Василия Блаженного тщательно замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. Существует легенда о том, что после войны Сталину предлагали убрать собор под предлогом помехе для проведения парада. Считается, что Каганович показывал Сталину макет площади, и при нем убрал макет храма, предлагая его снести. Сталин резко прервал его: «Лазарь, поставь на место!». Неприкосновенность собора с тех пор ни у кого не вызывала вопросов.

Храм Воскресения Христова (Спас на крови) и узел русской истории

Храм Василия Блаженного — архитектура

Собор строился 6 лет с 1555 по 1561 год. Его изначальный образ был изменен пристройками, но задумка храма Василия Блаженного кажется необычной даже по нынешним временам. Он выглядит как свод из восьми церквей, который окружает самую высокую — девятую. Подобного храма до сих пор не существует в России. У каждого храма есть свой вход и освещение, тем не менее собор является единым зданием.

Без пристроенных крылец храм Василия Блаженного казался стремящимся вверх. Мастера использовали все возможные на тот момент архитектурные украшения. Все купола собора похожи, но выполнены по-разному. Тем не менее здание выглядит очень гармонично. В этом одна из уникальных особенностей собора. Идея частных отличий при общем подобии главенствует и во внутреннем оформлении собора. В архитектуре собора очень много сакральных символов: круг — символ вечности, треугольник — символ триединства Бога, квадрат напоминает о равенстве, справедливости, а точка — начало жизни. В архитектуре собора заключен огромный духовный смысл.

Толщина стен основания храма Василия Блаженного достигает трех метров. Именно такая толщина позволяет надежно держать целых девять зданий. Если посмотреть на основание церкви, видно, что 8 маленьких храмов образуют собой восьмиконечную звезду — символ Богородицы. В ансамбле малых церквей есть церкви побольше. Они строго ориентированы на стороны света и образуют симметрию. Главный храм, с огромным куполом и шатром, являет собой Покров Богородицы, Ее заступничество.

Первые изменения собора Покрова Богородицы, что на Рву произошли почти сразу после постройки и были связаны с именем известного Московского святого — Василия Блаженного. До появления на этом месте каменного собора стояла деревянная Троицкая Церковь, куда святой Василий часто приходил молиться. В 1558 году к Покровскому собору пристроили нижнюю церковь над захоронением московского чудотворца — Василия Блаженного. Чтобы пристроить этот храм, строители разобрали часть первоначального собора.

В XVII веке к храму Василия Блаженного пристроили два нарядных крыльца со сдвоенными шатрами, возвели кровлю над внешней галереей.

Храм Василия Блаженного — задумка

Такой выбор зодчих связан с тем, что по задумке Храм Василия Блаженного должен был символизировать собой рай, град Господень. Идея принадлежала митрополиту Макарию, зодчие постарались воплотить ее в жизнь. Эпохи менялись, вместе с ними менялось представление людей о том, как должен выглядеть рай, поэтому и собор претерпевал изменения. Неизменной оставалась основная задумка: храм Василия Блаженного — прообраз рая небесного, расцветшего сада. В его оформлении виноградные листья, прекрасные цветы, растения, которые не растут на земле…

Какие еше имена носил Собор Василия Блаженного?

Овеянный легендами и неподтвержденными версиями храм появился на месте храма Святой Троицы. Новый храм был построен в период 1555- 1561 гг по приказу Ивана Грозного — в память о взятии Казани. Об авторстве проекта существует несколько версий, в том числе такая, что строил собор итальянский архитектор. Есть и легенда об ослеплении архитектора по приказу царя — чтобы не было больше подобного строения, которое было названо Покровским собором .В 1588 году к собору пристроили церковь Василия Блаженного, которая представляла собой здание с отдельным входом. Церковь была возведена над захоронением известного русского святого Василия Блаженного, в честь которого и получила свое имя. Согласно московской легенде, Василий Блаженный первым начал собирать деньги на этот храм и отдал все скопленные деньги перед своей смертью Ивану Грозному, который и приказал заложить на Красной площади собор, известный теперь под именем этого «божьего человека» якобы бросавшего свое полученное от людей подаяние через плечо именно на Красной площади, за что и получил имя, сохранившееся на века в окончательном названии храма, который ранее был известен как Церковь Покрова на Рву (или просто — Покровская).

Что такое «Воскресение cловущего»?

В день памяти Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме воспоминается торжество по случаю освящения храма Воскресения Христова, сооруженного равноапостольным Константином Великим и матерью его равноапостольной царицей Еленой. Праздник этот еще называется в народе «Воскресением словущим» и означает, что он словет, или слывет, Воскресением, в отличие от Праздника Светлого Христова Воскресения и относится именно к освящению храма в честь Воскресения Христова.

История сооружения этого храма такова. После вольных страданий и Крестной смерти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа священное место Его страданий долго попиралось язычниками. Когда римский император Тит в 70 году завоевал Иерусалим, он разорил город и разрушил храм Соломона на горе Мориа, не оставив там камня на камне, как об этом предсказал еще Спаситель в беседе с учениками (Мк. 13, 1—2). Позднее ревностный язычник, император Адриан (117—138), построил на месте разоренного Титом Иерусалима новый город, который назвал своим именем — Елий-Адриан и запретил называть город прежним именем. Святой Гроб Господень он приказал засыпать землей и камнями и на том месте поставил идола, а на Голгофе, где был распят Спаситель, в 119 году построил храм, посвященный богине Венере. Перед статуей ее приносились жертвы демонам и совершались языческие обряды, сопровождавшиеся блудодеянием. В Вифлееме, на месте, где родился Спаситель от Пречистой Девы, нечестивый царь поставил идола Адониса. Все это он делал намеренно, чтобы люди совершенно забыли о Христе Спасителе и никогда более не вспоминали мест, где Он жил, учил, пострадал и воскрес со славою. Когда на царство вступил равноапостольный Константин Великий (306—337), первый из римских императоров признавший христианскую религию, он вместе со своей благочестивой матерью царицей Еленой решил обновить город Иерусалим и на месте страдания и Воскресения Господа Иисуса Христа воздвигнуть новый храм, очистить от скверных языческих культов места, связанные с памятью Спасителя, и вновь все их освятить. Благоверная царица Елена отправилась в Иерусалим с большим количеством золота, а равноапостольный Константин Великий написал письмо Патриарху Макарию I (313—323), в котором просил его всячески содействовать святому делу обновления христианских святынь. Прибыв в Иерусалим, святая царица Елена уничтожила все идольские капища, очистила город от языческих идолов и освятила осквернявшиеся места. Она горела желанием отыскать Крест Господа нашего Иисуса Христа и приказала раскопать место, где стоял храм Венеры. Там был обнаружен засыпанный Гроб Господень и Лобное место, неподалеку от которого были найдены три креста и гвозди. Чтобы определить, который из трех крестов принадлежал Спасителю, Патриарх Макарий повелел возлагать кресты поочереди на усопшего, которого проносили мимо к месту погребения. Как только Крест Христов коснулся умершего, он тотчас ожил. В величайшей радости благоверная царица Елена и Патриарх Макарий высоко подняли Животворящий Крест и показали Его всему стоявшему народу.

Святая царица немедленно приступила к построению большого храма, который включил в свои стены место распятия Спасителя — Голгофу и Гроб Господень, находившиеся на небольшом расстоянии друг от друга, как об этом пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: «На том месте, где Он был распят, был сад и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен; там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко» (Ин. 19, 41—42). Храм Воскресения строился 10 лет, и святая царица Елена не дожила до завершения строительства. Возвратившись в Константинополь, она преставилась в 327 году. За время своего пребывания в Иерусалиме благоверная царица построила храмы в Вифлееме, на горе Елеонской, в Гефсимании и во многих других местах, связанных с жизнью Спасителя и событиями Ветхого Завета.

Окончание сооружения Новозаветного храма Воскресения Христова, названного «Мартирион», в память Крестных страданий Спасителя, совпало с прохождением 1-го Тирского Собора и с тридцатилетием царствования равноапостольного императора Константина Великого. Поэтому состоявшееся 13 сентября 335 года освящение храма Воскресения было особенно торжественным. В освящении храма принимали участие иерархи Христианской Церкви из многих стран: Вифинии, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Аравии, Палестины, Египта. На торжество обновления были приглашены отцы только что закончившегося Тирского Собора. В тот же день был освящен весь город Иерусалим. Память этого знаменательного события отцами Церкви была установлена 13 (26 н.ст.) сентября.

ВОСКРЕСЕНИЕ СЛОВУЩЕЕ

Воспоминание обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме или Воскресение слову́щее (греч. Ανάμνηση των Εγκαινίων του Ιερού Ναού της Αναστάσεως), церковный праздник

Празднуется 13 сентября

Установлен в память торжественного освящения в 335 году храма построенного святым равноапостольным царем Константином Великим и матерью его равноапостольной царицей Еленой на горе Голгофа в память преславного Воскресения Христова.

История празднования

Народное название праздника — «Воскресение словущее» — указывает на то, что он лишь слывет, называется, Воскресением, в отличие от собственно Праздника Светлого Христова Воскресения — Пасхи .

Посвящение в честь Воскресения Словущего — традиционное для кладбищенских храмов. В храмах Воскресения Словущего в престольный праздник совершается Пасхальное Бого­служение .

Молитвы

Тропарь, глас 4

Якоже вышния тверди благолепие, / и нижнюю споказал еси красоту святаго селения славы Твоея, Господи, утверди сие во век века / и приими наша в нем непрестанно приносимая тебе моления Богородицею, / всех Животе и Воскресение.

Кондак, глас тойже

Небо многосветлое Церковь показася, / вся просвещающая верныя, в нейже стояще зовем: / сей дом утверди, Господи.

Ин кондак, глас 2

Обновление духа в сердцах / и просвещение внутренним даруй, / верою совершающим священная обновления храма дому Твоего, / емуже благоволил еси создатися / в Твое Божественное имя, / Едине во святых прославляемый.

>Значение слова «Слыть»

В словаре Даля

слыву и слову (от слух, слава и слово), быть у людей на каком счету, в хорошей или дурной славе, почитаться, заслужить какое мнение; заменяет дурной оборот: иметь репутацию. Кто как живет, так и слывет. Как жить, так и слыть. Он у нас первыми мастером слывет, прослыл. По слобожанам и слободушка слы(о)вет. Слыть, прослыть богачем, скрягой, нищим, плутом. Не слыть, а быть. Где жить, тем и слыть. В городе жить, так по городу и слыть. За кем жить, за тем и слыть. Слывет город Нижним, а стоить на горе. Словутый, словущий, стар. словый, хорошо слывущий, славный, прославленный, знаменитый, известный. Это словутый, пресловутый мастер. Это словущий человек, на честь. Словущее воскресенье, день 13 сентября, память храма на Голгофе. Воевода Тит, везде словый мужством, на ратех и на ловех, летописн. Словутник, -ница новг. твер. человек знатный, известный, богатый; богатый жених, невеста, или знаменитая красавица. Словный, точное подобие, точный, верный, схожий. Так списан, ну словный он, да и только! как живой. Словно, словнехо(ше)нько, точно, будто, ровно, как бы, точь-в-точь. Словно кто стучит? кажись. Словно я тебе кабаленый, нежто, разве. Пришел на чужое, словно на свое. Очи ясные, словно звездочки. Шатается, словно делать нечего.

В словаре Ожегова

СЛЫТЬ, слыву, слывешь; слыл, слыла, слыло; несов., квм-чем и за кого-то (разг.). Быть известным в качестве кого-чего-н. С. знатоком или за знатока. || сов. прослыть, -ыву, -ывешь; -ыл, -ыла, -ыло.

В словаре Фасмера Макса

слыву́ (начиная с ХVI в.; см. Соболевский, Лекции 249), стар. слову́ – то же, укр. сли́ти, блр. слыць, др.-русск. слути, слову, ст.-слав. слоути, словѫ «зваться» (Супр.), словен. slúti, slóvem, slȗjem «славиться, звучать», др.-чеш. slúti, slovu, чеш. slouti, sluji «слыть, называться», слвц. slut᾽, slujem, также чеш. slynouti «слыть», польск. sɫynąć.
Родственно лтш. sluv, sluvêja, sluvêt «слыть», slūt, 3 л. прош. вр. sluvа «распространяться, становиться известным», sludinât, sludinu «объявлять», др.-инд. c̨rutás «слышанный, знаменитый», c̨rútiṣ ж. «слух, ухо, слушание», авест. srū̆ti- «сообщение», srū̆ta- «слышанный», греч. κλέω, κλέομαι «славлю, восхваляю», κλῦθι «слушай», κλῦτε «слушайте», κλυτός «славный», др.-инд. c̨rudhí «слушай», c̨ṛṇṓti «слышит», лат. сluеō, -ērе «зваться», inclutus «знаменитый», ирл. clunim «слышу», д.-в.-н. hlût «громкий», арм. lu «известный», lur «слушание, весть, известие» (*ḱluto- или *ḱluti-); см. Траутман, ВSW 307; Педерсен, Kelt. Gr. 2, 495; М.–Э. 3, 942 и сл.; Хюбшман 453; Торп 112; Уленбек, Aind. Wb. 315 и сл.; 320; Гофман, Gr. Wb. 147; Вальде–Гофм. I, 237 и сл. связано со сло́во, сла́ва.

В словаре Д.Н. Ушакова

СЛЫТЬ, слыву, слывёшь, прош. вр. слыл, слыла, слыло, ·несовер.
1. кем-чем и за кого-что. Иметь какую-нибудь репутацию, быть известным в качестве кого-чего-нибудь (·разг. ). «Княгиня слыла любительницей музыки.» А.Тургенев. «Он всюду слывет за безмозглого пошлеца.» А.Тургенев.
2. с союзом «что» и без него. Существовать, распространяться (·прост. ). «Недаром пословица такая слывет, что Москва у всей России под горою: всё в нее катится.» А.Тургенев.

>В словаре Синонимов

казаться, репутация, славиться; считаться, быть на счету, числиться, пользоваться славой, иметь репутацию, пользоваться репутацией, быть известным как, почитаться

>В словаре Синонимов 2

гл несовсчитаться, почитаться

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

слы́ть,
слыву́,
слывём,
слывёшь,
слывёте,
слывёт,
слыву́т,
слывя́,
слы́л,
слыла́,
слы́ло,
слы́ли,
слыви́,
слыви́те,
слыву́щий,
слыву́щая,
слыву́щее,
слыву́щие,
слыву́щего,
слыву́щей,
слыву́щего,
слыву́щих,
слыву́щему,
слыву́щей,
слыву́щему,
слыву́щим,
слыву́щий,
слыву́щую,
слыву́щее,
слыву́щие,
слыву́щего,
слыву́щую,
слыву́щее,
слыву́щих,
слыву́щим,
слыву́щей,
слыву́щею,
слыву́щим,
слыву́щими,
слыву́щем,
слыву́щей,
слыву́щем,
слыву́щих,
слы́вший,
слы́вшая,
слы́вшее,
слы́вшие,
слы́вшего,
слы́вшей,
слы́вшего,
слы́вших,
слы́вшему,
слы́вшей,
слы́вшему,
слы́вшим,
слы́вший,
слы́вшую,
слы́вшее,
слы́вшие,
слы́вшего,
слы́вшую,
слы́вшее,
слы́вших,
слы́вшим,
слы́вшей,
слы́вшею,
слы́вшим,
слы́вшими,
слы́вшем,
слы́вшей,
слы́вшем,
слы́вших

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *