Воскрешение лазаря картина

Икона «Воскрешение Лазаря»

Воскрешение Лазаря — великое чудо, подтверждающее безграничную силу Господа. Икона, посвященная этому событию, почитается всеми христианами.

Воскрешение Лазаря произошло во время путешествия Иисуса. Он не просто воскресил человека, но и вернул ему бессмертную душу, провозглашая волю Отца своего и доказывая, что искренняя вера дарует каждому бессмертие.

История иконы

На иконе «Воскрешение Лазаря» изображено событие, описываемое в Евангелии. Иисусу была знакома семья Лазаря. Марфа, его сестра, помазала Иисусу ноги миром и отерла своими волосами. Этот жест символически указывает на искупительную гибель Христа.

Лазарь был воскрешен Христом. Искренняя вера его родственников и Высшая Сила помогли усопшему. После слов Иисуса «Лазарь! Иди вон» из пещеры показался Лазарь. Его тело было обвито погребальными путами, а на лице был повязан платок. Иисус повелел освободить праведника, и воскресший Лазарь предстал перед сестрами и учениками Иисуса. После воскрешения он прожил еще 30 лет, своей жизнью доказывая силу справедливого Господа, всегда приходящего на помощь искренне верующим людям.

Описание иконы «Воскрешение Лазаря»

Икона появилась в раннехристианские времена. Ученики Спасителя изображены с левой стороны, как и сам Иисус, благословляющий вход в пещеру. С правой стороны расположен Лазарь, которого связывают погребальные путы. Он выходит из своей погребальной пещеры навстречу сестрам Марфе и Марии, которые находятся в коленопреклоненном положении. На некоторых списках с иконы изображены юноши. Один из них закрывает лицо рукой. Второй юноша отворяет вход в пещеру, убирая камень.

В чем помогает икона

Православные верующие обращаются с молитвами к иконе, чтобы утвердиться в своей вере. Просят перед ней прощения за свои греховные деяния, молятся об исцелении недугов. Икона Лазаря защищает всех верующих от любого зла и помогает преодолеть жизненные трудности.

Когда совершается празднование

В православной церкви чудо воскрешения Лазаря почитается в Лазареву субботу, которая наступает перед Вербным воскресеньем. Второй раз почитание совершается 30 октября (17 октября по старому стилю) как дань памяти перенесения святых мощей. В эти дни каждый верующий может помолиться и вознести слова благодарности Господу, попросить о решении своих насущных проблем.

В каких храмах находится икона

Иконы и фрески с изображением события можно найти по всей России, в том числе в следующих местах:

  • Московская область, село Городня, церковь Воскресения Христова;
  • город Мытищи, собор Рождества Христова;
  • город Суздаль, собор Рождества Пресвятой Богородицы;
  • Владимирская область, село Кубаево, Борисоглебская церковь;
  • город Нижний Новгород, Благовещенский монастырь;
  • город Санкт-Петербург, Исаакиевский собор;
  • город Калуга, собор Троицы Живоначальной.

Молитва перед иконой «Воскрешение Лазаря»

«Господи Иисусе, Спаситель душ наших! Щедроты Твои и милости даруй нам, рабам Твоим грешным. Ты, воскресивший Лазаря, даровавших каждому веру во спасение и бессмертие, не отверни взора своего от молящих Тебя. Даруй нам исцеление от недугов, терзающих плоть и душу, помоги не отвернуться от веры и не пойти по стопам неверующих в Тебя. Возносим Тебе молитвы праведные да веруем в Царствие Небесное. Аминь».

Молитвенные слова, идущие от самого сердца, помогут каждому сохранить искреннюю веру в Высшие Силы. Общайтесь со святыми покровителями, чтобы оберегать себя и свои семьи от любых неприятностей. Желаем вам счастья и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

Живопись русского Средневековья — фреска, мозаика, икона — вызывают неизменный интерес у искусствоведов и ученых всего мира.
Древнерусская монументальная живопись (фреска и мозаика) появились во времена Киевской Руси при князьях Владимире (980-1015 гг.) и Ярославе Мудром (1019 — 1054гг.). До княжения Владимира Русь была языческой и поклонялась многим божествам. Этот князь крестил Киев и большую часть Руси, приняв христианство от Византии. Новая религия утвердила единого Бога и на многие века определила облик русской истории и культуры.
На протяжении столетий русские мастера перенимали тонкое искусство «греков» (так называли византийцев, потому что они разговаривали на греческом языке).
Мозаика — монументальный вид живописи, где изображение формируется посредством компоновки набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Смальта — небольшие кусочки цветного непрозрачного стекла. Она хорошо отражает свет, сохраняет свою яркость на протяжении многих столетий.
Для украшения киевских церквей мозаикой была построена мастерская, где изготовляли смальту. Кубики смальты окрашивались в разные цвета. Так ученые насчитали в мозаиках собора Святой Софии 177 оттенков!
В технике мозаики, как наиболее дорогой и сложной, выполнялись композиции в куполе и апсиде.
Остальные части храма расписывались фресками.
Фреска — вид монументальной живописи, роспись водяными красками по сырой штукатурке. Фрески наиболее подвержены разрушению светом в отличие от мозаики. Так же фрески теряют первоначальный вид при появлении со временем трещин на штукатурке.
Некоторые фрески сохранились до наших дней. Чтобы фреска дольше не выцветала, не темнела и не портилась от сырости, существовали специальные рецепты, которые передавались от мастера к ученику из поколения в поколение и держались в строжайшей тайне.
Масляной живописи русское Средневековье не знало.
Собор Святой Софии в Киеве — древнейший памятник, который сохранил монументальную живопись домонгольской Руси.
В зените центрального купола Святой Софии Киевской, в медальоне,- огромное поясное изображение Христа-Вседержителя. Вокруг медальона были расположены четыре архангела. Сохранилась лишь одна мозаичная фигура в голубом одеянии, а три остальные дописаны маслом в 1884 году М. А. Врубелем.



Из двенадцати изображений апостолов в рост, помещенных в простенках светового барабана, уцелела только верхняя часть мозаичной фигуры Павла. Ниже, на сферических парусах, поддерживающих центральный купол собора София Киевская,- четыре евангелиста (полностью сохранилось лишь изображение Марка). На подпружных арках уцелело пятнадцать мозаичных медальонов с изображениями мучеников. На двух столбах восточной арки размещена мозаичная сцена «Благовещение»: слева — архангел Гавриил, справа — дева Мария.

Архангел Гавриил

Дева Мария

Замечательный ансамбль мозаик украшает главный алтарь Храма Софии Киевской. Взгляд входящего в собор приковывает величественная монументальная фигура молящейся богоматери — Оранты (премудрость божия), размещенная в своде алтаря. Сочетание синего цвета ее одеяния и теплого золотого фона является основным принципом колористического замысла живописного убранства собора.

В среднем ярусе апсиды Софийского Собора широко развернута многофигурная композиция «Евхаристия» (причащение).


Нижний ярус апсиды Святой Софии Киевской занимают изображения «отцов церкви» — святителей и архидиаконов (мозаика уцелела только в верхней части фигур).

Убранство главного алтаря собора София Киевская является высоким образцом синтеза архитектуры и живописи, что вообще характерно для всего древнего интерьера Софии Киевской. Сцены и персонажи, набранные мозаикой,- это символы, раскрывающие основные положения христианского вероучения. Они воспринимаются как своеобразный эпиграф к последующему живописному рассказу, изложенному в технике фрески. На сценах трансепта (главного поперечного членения храма) расположены евангельские сцены повествовательного характера, из которых лучше других сохранились «Распятие», «Сошествие Христа во ад», «Явление Христа женам-мироносицам», а также сцена «Сошествие святого духа», замечательная по композиции, своеобразной манере письма и мягкому колористическому решению.

фреска «Сошествие Христа в ад» («Сошествие в ад»). Трансепт. Северная сторона София Киевская

Главной светской композицией собора София Киевская был групповой портрет семьи Ярослава Мудрого, написанный на трех стенах центрального нефа, против главного алтаря. Он представлял собой парадный выход князя, его жены Ирины, дочерей — будущих королев Франции, Норвегии, Венгрии — и сыновей, ставших известными политическими деятелями Древнерусского государства второй половины XI века. Сам Ярослав Мудрый был изображен с макетом заложенной им Софии Киевской. От этой огромной композиции частично уцелели только портреты сыновей и дочерей князя.

Фрагмент фрески «Семья Ярослава Мудрого»

Значительное место в живописном убранстве Храма София Киевская занимают орнаменты, которые украшают оконные и дверные проемы, обрамляют отдельные фресковые и мозаичные композиции, подчеркивают основные архитектурные линии интерьера. Чаще всего они имеют растительный характер и состоят из стилизованных пальметок, побегов лозы, завитков и почек. Реже встречаются геометрические орнаментальные построения. Нарядные и красочные, орнаменты также вносят светское начало в общую систему росписей Софии Киевской
Общий вид на алтарь
В XII — н. XIII в.в. центром политической и культурной жизни российских земель стал г. Владимир. Принципы монументальной живописи стали меняться. На владимиро — суздальских фресках апостолы — это не массивные фигуры киевского храма с их устремленным прямо на зрителя гипнотизирующим взглядом. Художник изобразил апостолов в динамичных позах. Они одеты в широкие, ниспадающие складками плащи и обращены друг к другу, будто беседуют. Лики святых объемны, переходы от света к тени плавны. Во владимирском соборе, как и в Софии Киевской, греческому мастеру помогали русские живописцы, для которых подобное сотрудничество было лучшей школой.

С Х века по 1240 год в Новгороде было построено 125 церквей. По особому приглашению в Новгород прибыл Феофан Грек (ок. 1340-1410) — замечательный византийский живописец. За свою жизнь он расписал множество храмов на Руси и за ее пределами, но сохранились лишь фрески новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине улице.
Икона (др.-греч. «образ», «изображение») — в христианстве священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.

Святитель Анимф. Церковь Спаса Преображения. Новгород Великий.

Фреска Столпник Алимпий. 1378 г. Церковь Спаса Преображения на Ильине в Новгороде

Архангел Михаил. Церковь Спаса Преображения. Новгород Великий.

Объединение русских земель вокруг Москвы открыло новую эпоху в развитии русской истории и культуры. Сплав византийского и славянского наследия образовал ядро русской национальной культуры. Монументальная живопись московской Руси, опираясь на византийские и владимиро — суздальские традиции, пережила необыкновенный взлет в творчестве самых крупных мастеров эпохи — Андрея Рублёва (ок. 1360-1430) и Дионисия (ок. 1440-1505).
Андрею Рублёву заказывали расписывать важнейшие храмы московской Руси. Вместе со своим учителем Феофаном Греком он расписывал интерьер Благовещенского собора Московского Кремля, а также украшал Троицко — Сергиевый собор, восстанавливал после монголо — татарского ига живопись Успенского собора во Владимире.
В его творчестве прослеживается созерцательно — лирическое направление живописи.
Произведения Андрея Рублева принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства, воплотившего возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека Руси. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина (“Спас”, “Апостол Павел” (находится в Русском музее), “Архангел Михаил”, все — рубеж XIV-XV вв.), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приемам монументальной живописи.
В к. XIV — н. XV в. Рублев создал свой шедевр — икону “Троица” (находится в Государственной Третьяковской галерее). Традиционный библейский сюжет он наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов. Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект. Иконы писались темперой (масляных красок не знали).

Троица Ветхозаветная. А.Рублев. 1422- 1427 г.г.

Спас Вседержитель. А.Рублев. 1410-1420 г.г.

Крещение Господне. А.Рублев. Благовещенский Собор Московского Кремля. пер. пол ХVв.

Вознесение Господне. А.Рублев. 1408г.

Крупнейшие мастера древнерусской живописи, включая Дионисия, испытали глубокое воздействие его творчества. Дионисий — последний из величайших иконописцев Древней Руси, представитель Золотого Века русской иконописи.

«Распятие» — икона праздничного чина. В ней не только смерть, страдание и ужас, но и попрание этой смерти, радость будущего воскресения, искупления грехов всех людей. Вся эта икона – движение по вертикали, начиная с необычайно вытянутой фигуры Христа, символа прорыва из земной сферы в небесную. Этот прорыв совершается через крест, который является одним из важнейших христианских символов. Плоскость иконы мысленно делится по вертикали на три зоны: нижняя, самая узкая, означает преисподнюю, средняя – мир человека на земле, верхняя – небо. Здесь совмещаются две перспективы: традиционная для живописи (весь мир) и традиционная для иконописи – обратная (фигура Христа). Главный смысл этой иконы – непостижимое чудо, превращение унижения и страдания Богочеловека в его возвеличение и прославление, его смерти – в символ бессмертия.

Распятие. Дионисий

Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря Дионисий с двумя своими сыновьями расписывал, уже будучи глубоким стариком. Удивительно, что фрески, площадь которых 600 квадратных метров, сохранились полностью и никогда не поновлялись. Ничего не исчезло из росписи монастыря, и молящиеся в рождественском храме в XXI веке видят то же, что видели в самом начале XVI-го. В арке Северного входа сохранилась надпись, гласящая, что роспись храма сделана иконником Дионисием «со своими чады» в 1502 году, и что заняла эта роспись 34 дня. Фрески Дионисия отличаются необычайным богатством тонов, мягкостью цветов, гармоничной согласованностью пропорций

Фрески Собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Дионисий

Икона «Сошествие во ад». Сюжеты сошествия в ад и Воскресения тесно связаны, и в этой иконе они представлены оба. В окружении небесных сил, попирая ногами скрещенные врата ада и будто паря над его черной разверзтой бездной, стоит Христос. Он изводит обеими руками из открытых гробниц Адама и Еву. Стоит Он на кресте – символе мученичества и победы, скорби и радости одновременно. Свет побеждает тьму, эта тема развивается в иконе очень подробно, так, что икона изобилует надписями, именующими все темные силы.

Сошествие во ад. Дионисий

Икона «Спас в силах» Дионисия висит в Третьяковской галерее в одном зале с иконой «Спас в силах» Андрея Рублева. Композиция иконы работы Дионисия почти повторяет Рублевскую, но все же не полностью: изменено положение положение ступни правой ноги, пропорции фигуры и окружающей ее «славы», несколько сжатой обрамлением ковчега.

Спас в силах. Дионисий

Русская иконопись- развивавшееся в недрах православной церкви изобразительное искусство Древней Руси, начало которому было положено в конце X века крещением Руси. Иконопись оставалась ядром древнерусской культуры вплоть до конца XVII века, когда в петровскую эпоху была потеснена светскими видами изобразительного искусства.
Оглавление

Каталог икон на сайте PravIcon.com

Описание иконы Воскрешение Лазаря
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ Икона изображает одно из чудес Господних: за шесть дней до Пасхи, в которую Господь готовился принять крестную смерть, Он пришел в Вифанию и там чудесно воскресил своего умершего друга Лазаря, тем самым показав свою Божественную силу, дабы прежде страданий и смерти уверить людей в общем воскресении всех умерших. Среди канонических Евангелий описание этого чуда содержится лишь в Евангелии от Иоанна. Иконография данного образа сложиласьочень давно, еще в Византии в VI-VII вв. и с тех пор значительных изменений не претерпевала. Иисус изображен у пещеры Лазаря. У его ног Марфа и Мария — сестры Лазаря. Рядом с пещерой иудеи, пришедшие удостовериться в чуде. У пещеры сдвинута прикрывающая ее плита, от запаха «четверодневного» Лазаря близстоящие прикрывают нос платком. Спеленутое тело Лазаря изображено в черном провале пещеры, символизирующем смерть и ад. «По оживлении же своем Лазарь ни что же ядаше без услаждения, но всякое ядение с медом ядаше от горести адския.

Икона Воскрешение Лазаря — описание
Евангелие рассказывает, что в местечке Вифания жили две сестры — Марфа и Мария. Однажды захворал брат их Лазарь, которого они любили и почитали как отца. Сестры послали сказать Христу о болезни брата, но когда Иисус прибыл в Вифанию, прошло уже четыре дня с тех пор, как Лазарь умер. Христос пошел к пещере, где был похоронен Лазарь, велел отнять камень, загораживающий вход, заглянул в пещеру и громко сказал: «Лазарь! Выходи!». И вот из пещеры действительно показался Лазарь, спеленутый как младенец по обычаям того времени (Ин 11, 17-44). Присутствующие при чуде воскрешения склонились перед Христом. На иконах изображается Христос с группой апостолов сзади него, справа — темная высокая пещера. Иисус протягивает руки к уже вставшему спеленутому Лазарю. Здесь же прислужники, фарисеи, сестры Марфа и Мария, которые склоняются к ногам Христа. Икона «Воскрешение Лазаря», написанная Андреем Рублевым, находится в Благовещенском соборе Кремля. Среди шести сюжетов Праздников на иконе XIV века,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *