Восстание дольчино в Италии

Восстание Дольчино.

Еще в XIII в. в крестьянской среде на северо-западе Италии нарастало глухое недовольство, которое нашло идеологическое выражение в широком распространении ересей вальденсов и катаров и других сект. В последние десятилетия XIII в. в районе Пармы возникла новая секта — «апостольских братьев» во главе с монахом Сегарелли. «Апостольские братья» отдавали при вступлении в секту свое имущество общине и призывали крестьян и городских бедняков к непослушанию господам. Папа запретил их деятельность, а в 1300 г. Сегарелли был схвачен и сожжен в Парме как еретик. Его ученик и последователь Дольчино, бывший послушник францисканского монастыря, продолжал пропаганду их идей. Он призывал к отказу от имущества и, кроме того, требовал ликвидации католической церкви, осквернившей себя своими богатствами. «Рим — это вертеп разврата, — говорил он, — а папа — антихрист!» Обращаясь к своим сторонникам, он заявлял: «Мы не имеем домов и нам не дозволено брать с собой то, что осталось от подаяния. Поэтому наша жизнь заслуживает предпочтения перед все-ми…» Дольчино проповедовал скорое наступление «тысячелетнего царства», которое будет царством социальной справедливости, он считал, что оно восторжествует путем насилия над церковью и богатыми. Учение Дольчино, пронизанное уравнительными идеями, представляло собой одну из разновидностей крестьянско-пле-бейской ереси. Еретическое движение вылилось в вооруженную борьбу восставшего народа.

В 1304 г. Дольчино с многотысячным отрядом своих вооруженных приверженцев появился в Пьемонте недалеко от Верчелли в долине реки Сезии и вскоре разгромил выступившее против него ополчение феодалов. В 1305 г. армия повстанцев ушла во главе с Дольчино на труднодоступную гору. Опасаясь, что их примеру последуют многие тысячи крестьян и городских бедняков, папа по просьбе епископов-феодалов объявил крестовый поход против Дольчино и обещал отпущение грехов всем его участникам. Дольчино пришлось уйти еще дальше в горы на границу Савойи, Новары и Верчелли, куда к нему сходились сочувствующие не только из Италии, но и из Швейцарии и немецких земель. Когда армия крестоносцев окружила повстанцев со всех сторон и в лагере начался голод, Дольчино повел свое войско по заснеженным горным тропам к плодородным долинам, где восставшие могли добывать продовольствие, и обосновался на горе Цебелло, превратив ее в неприступную крепость. Войско верчелльского епископа, а затем пришедший ему на помощь по призыву папы герцог Савойский дважды штурмовали гору Цебелло, но оба раза были отбиты. Тогда епископские войска выселили жителей соседних горных деревень, тем самым обрекая восставших на голодную смерть.

Это заставило Дольчино выйти из своего убежища. В решающем сражении 23 марта 1307 г. на открытом поле около деревни Ста-велло, несмотря на героическое сопротивление, повстанцы были разбиты. Преданная жена и сподвижница Дольчино Маргарита была сожжена у него на глазах, а сам он умер под пытками, оставшись верным своим идеям. Восстание Дольчино было одним из первых в цепи крупных крестьянских восстаний в Западной Европе XIV в. Борьба крестьян продолжалась и в дальнейшем: второе крупное крестьянское антифеодальное движение, известное как восстание тукинов, произошло в Северной Италии в 1382—1387 гг. В 1459 г. Калабрия (Южная Италия) была охвачена крестьянской войной. Все эти выступления крестьян были жестоко подавлены феодалами.

Ересь апостольских братьев и восстание Дольчино

Тяжелое положение крестьянства приводило к распространению в его среде движений протеста, часто принимавших форму религиозных ересей. Ереси охватывали разные слои населения, но более всего они были распространены в крестьянстве и среди городских низов — недавних выходцев из крестьян. В XII—XIII вв. в стране существовали десятки еретических сект как общеевропейских, привившихся на местной почве (катары, вальденсы), так и собственно итальянских (гумилиаты, фратичелли и др.). В целом все это многообразие сект можно определить как общенародную бюргерскую ересь с элементами не отделившейся от нее крестьянско-плебейской ереси.

Переход к крестьянско-плебейской ереси как «самостоятельному партийному течению» (Ф. Энгельс) произошел в Италии в ереси апостольских братьев, основанной около 1260 г. бывшим крестьянином Пармской округи Сегарелди. Несмотря на неоднократные запреты пап и преследования инквизиции, движение апостоликов охватило почти всю Италию. Поначалу секта мало чем отличалась от других современных ей ересей, но уже с последних десятилетий XIII в. в ней все более усиливаются крестьянско-плебейские настроения. Особенно заметными они становятся после 1300 г., когда после казни Сегарелли к руководству сектой приходит вождь радикально настроенных апостоликов горных районов Северной Италии Дольчино.

Теория Дольчино во многом основывалась на обычных идеях еретиков того времени, но в некоторых вопросах шла дальше их. Осуждая собственность и проповедуя бедность, он придерживался уравнительных идей и даже идей общности имущества. Он предвещал гибель папы, кардиналов, священников и монахов и назначал конкретные сроки наступления «тысячелетнего царства божия на земле», которое, как о и считал, восторжествует путем насилия над церковью и богатыми. Правда, предстоящую гибель папства Дольчино связывал с вмешательством сицилийского короля Фридриха Арагонского; в этом проявились монархические иллюзии ересиарха. В целом теория апостоликов во времена Дольчино представляла собой движение низов со все более нарастающими элементами крестьянско-плебейской ереси. Окончательный переход ее на позиции крестьянско-плебейской ереси произошел несколько позднее, уже в ходе вооруженного восстания.

В начале 1304 г. Дольчино со своими ближайшими соратниками появляется в предгорьях Пьемонта (Северо-Западная Италия), в долине реки Сезия. Крестьянство Пьемонта, как и других окраинных областей Италии (Савойя, Фриуль, Калабрия и др.), страдало не столько от высокого уровня развития товарно-денежных отношений, сколько от их неразвитости. Крестьяне испытывали тройной гнет — светских сеньоров, церкви и городов, что вызывало их постоянные выступления против угнетателей. Появление в этих местах Дольчино еще более накалило обстановку. Его пылкие проповеди собирали массы людей. Размах движения напугал местных феодалов, и они создали для борьбы с ним Лигу. В марте 1305 г. объединенное войско феодалов было разбито апостоликами. Однако вскоре им пришлось уйти в горы, где они были окружены. Потери от постоянных стычек с феодалами, голод и суровая зима поставили восставших апостоликов на край гибели. Однажды ночью около тысячи оставшихся в живых апостоликов, обманув осаждающих, заснеженными тропами про­брались к горе Цебелло, где спешно возвели укрепления. Началась новая осада. Возглавлявший Лигу верчелльский епископ, пытаясь изолировать восставших, выселил население соседних деревень и стал воздвигать вокруг их лагеря форты и осадные башни. Попытки штурма не принесли успеха: апостолики под предводительством Дольчино раз за разом разбивали рыцарей. Осенью 1306 г. папа, видя тщетность усилий Лиги, объявил крестовый поход против восставших. Наступила новая зима, вконец изнурившая осажденных, испытывавших ужасные лишения. В марте 1307 г. епископ, получив подкрепление, начал общий штурм. Три дня продолжалась последняя битва, сотни повстанцев пали, остальные были взяты в плен и преданы мучительной смерти. На глазах Дольчино была казнена его подруга и сподвижница Маргарита, сам он был подвергнут страшным пыткам и четвертован.

В ходе восстания еще более проявились революционные черты, присущие апостольской ереси и до этого. Условия обороны потребовали от восставших напряжения всех сил, и, как сообщают некоторые источники, в их лагере на практике была осуществлена общность имуществ. Другой современник сообщает: восставшие объявили, что «им позволено вешать, казнить и убивать людей, повинующихся римской церкви… и в этом нет для них никакого греха». Так выступление против церкви переросло в борьбу против всего освящаемого ею общества. В ходе восстания движение апостоликов окончательно перешло на позиции крестьянско-плебейской ереси.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Дольчино

Дольчино

Дата рождения

Место рождения

  • Прато-Сезия, Новара, Пьемонт, Италия

Дата смерти

1 июня 1307

Место смерти

  • Верчелли, Пьемонт, Италия

Род деятельности

проповедник

Медиафайлы на Викискладе

Дольчино (итал. Fra Dolcino; до 1275 — 1 июня 1307) — ересиарх, глава секты «апостольских братьев» (апостоликов) и связанного с ней народного движения на территории современных итальянских провинций Новара и Верчелли.

Биография

Обстоятельства происхождения Дольчино являются предметом многолетних дискуссий среди исследователей. Одни из них считали его выходцем из зажиточной пьемонтской семьи Торниелли, происходившей из Романьяно-Сезии или Прато-Сезии в провинции Новара и являвшейся приверженцами гибеллинов. Другие, опираясь на сообщение его современника, известного инквизитора Бернара Ги, считали его незаконнорожденным сыном беглого священника из Верчелли. В 1980-х годах итальянский историк Раниеро Ориолли разыскал документ начала XIV века, в котором анонимный автор упоминает некого «Дульчино», сына пресвитера Джулио из Тареконтано в долине Оссола (англ.)русск. из диоцеза Новара (лат. nomine Dulcinus, filius presbyteri Iulii de Tarecontano Vallis Ossole diocesis Novariensis).

Наверняка известно лишь, что Дольчино являлся учеником Герардо Сегарелли, основателя секты «апостольских братьев», после казни которого в июне 1300 года возглавил её. Апостолики проповедовали братскую любовь и бедность, скорое пришествие царства истинной справедливости, и, под влиянием Иоахима Флорского, отрицали частную собственность. В сочинениях противников их учения встречались также бездоказательные обвинения в обобществлении жён, беспорядочных половых отношениях, традиционные, впрочем, для средневековых католических полемистов.

Дольчино и его последователи подняли вооруженное восстание против властей. Чтобы подавить это движение, враждебное феодальному строю и официальной церкви и охватившее широкие крестьянские круги, папа Климент V объявил против него крестовый поход. Дольчино стойко отбивался в неприступных горах от папских войск, состоявших главным образом из жителей Верчелли и Новары. В битве 23 марта 1307 года погибло около тысячи апостоликов, а Дольчино и некоторые его ближайшие сподвижники были взяты в плен.

На суде инквизиции пленники не отреклись от своих убеждений и были переданы в руки светских властей. Казнь состоялась 1 июня 1307 года в Верчелли.

Согласно одним источникам, сначала перед глазами Дольчино сожжена была на медленном огне его спутница Маргарита, бывшая беременной. Затем, после пыток раскаленными клещами, сожжению был предан он сам. Бернар Ги в своём «Руководстве инквизитора» (1323) сообщает, что предварительно «означенная Маргарита была разрублена на куски на глазах Дольчино; затем его также изрубили на куски. Изрубленные кости и плоть обоих казненных предали огню вместе с несколькими из их сообщников».

По гипотезе академика С. Д. Сказкина, резкое ухудшение положения итальянского крестьянства в это время, связанное с обезземеливанием, ликвидацией деревенских коммун, вызвало социальный протест, вылившийся в восстание, облечённое в типичную для средневековья форму религиозной ереси.

Учение

Учение «апостольских братьев» (апостоликов) опиралось на широко распространившуюся во 2-й половине XIV века ересь иоахимистов (развивавших идеи Иоахима Флорского), а также на народные представления о близящемся конце света и установлении всеобщей социальной справедливости. В народе апостоликов считали монахами («братьями»), у которых были свои святые и реликвии. Они проповедовали идеал евангельской нищеты, покаяние, аскетизм, отказ от собственности. Идеал свободы заключался в освобождении от всех земных связей и привязанностей. Источники, исходящие из враждебного апостоликам лагеря, единодушно приписывают им общность жён. Вероятно, так трактовалось освобождение женщины от безусловного повиновения мужчине. У «апостольских братьев» женщины могли проповедовать и даже быть воинами.

Дольчино объявил себя наивысшим авторитетом на основании знания Ветхого Завета, который он толковал «сердцем». Отлучения, которым папа подвергал его сторонников, в глазах Дольчино не имели силы, ведь сам он обещал им полное отпущение грехов и вечное спасение.

Существовало три послания Дольчино ко всем верующим. Первые два известны в пересказе инквизитора Бернарда Ги (1316); о содержании третьего сведений нет.

1-е послание датируют августом 1300 года. Здесь были рассуждения иоахимитского толка о четырёх возрастах, или эпохах, истории человеческого рода. 1-й возраст, ветхозаветный, начинается от Адама; 2-й был эпохой евангельской бедности и целомудрия (начиная с пришествия Христа и проповеди апостолов); 3-й характеризуется стяжанием церковниками власти и богатств (начался со времени служения папы Сильвестра I и правления императора Константина). 4-я эпоха, предвестниками которой явились святые Франциск Ассизский и Доминик, начинается со времени деятельности Сегарелли и Дольчино; благодаря им должно произойти возрождение «духовной Церкви», сформированной апостоликами во главе с новым «святым папой», отождествляемым с 7-м ангелом Апокалипсиса (Откр 11. 15); он будет избран не кардиналами, а непосредственно Богом. В эту эпоху на апостоликов снизойдет благодать Св. Духа и они будут проповедовать до скончания времён.

2-е послание Дольчино относят к концу 1303 года (в этом году был свергнут французами и вскоре умер папа Бонифаций VIII). Дольчино пророчествует: в 1304 году погибнут кардиналы и новый папа, которого свергнет король Фридрих II Сицилийский; в 1305 году будут свергнуты все прочие служители Церкви, и апостолики смогут проповедовать открыто. В подтверждение Дольчино ссылался на пророчество Исаии (Ис 16. 14).

На последнем этапе движения Дольчино оправдывал любые действия восставших, ссылаясь на слова апостола Павла: «Для чистых всё чисто; а для осквернённых и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит 1. 15).

Память

Памятник на горе Рубелло (Monte Rubello) Памятная доска с именем Дольчино

В знак победы над апостоликами на горе Рубелло был построен храм в честь святого Бернарда.

  • К 600-летию событий (1907) представители местных рабочих организаций воздвигли на горе Рубелло обелиск высотой 12 м. Через 20 лет, при фашистском режиме Муссолини, он был разрушен. В 1974 году обелиск восстановили в виде небольшого столба.
  • В 2006 году открыта памятная доска, повествующая о горцах из Кампертоньо и других сёл, поддерживавших Дольчино.
  • С 1974 года при евангелической Церкви вальденсов в Биелле существует Центр изучения деятельности Дольчино, проводятся регулярные научные конференции и другие мероприятия. Центр издает книги и журнал «Rivista Dolciniana».
  • Дольчино упомянут в «Божественной комедии» Данте.
  • В историческом романе Умберто Эко «Имя Розы» (1980) неоднократно упоминается Дольчино и его учение, а один из персонажей монах Сальваторе является бывшим его соратником.
  • Образ Дольчино сохранился в итальянском народном фольклоре: здесь он предстаёт в виде сказочного героя.
  • В 1965 году в СССР была издана историческая повесть С. Жидкова о восстании Дольчино, адресованная детям среднего и старшего школьного возраста: Жидков С. Н. Дольчино. — М.: Детская литература, 1965.
  • В телесериале Джакомо Баттиато «Имя розы» (Италия-ФРГ, 2019), представляющем собой вольную экранизацию одноимённого романа Умберто Эко, где Дольчино лишь упоминается, роль последнего сыграл итальянский актёр Алессио Бони.

Литература

  • Гаусрат А. Средневековые реформаторы: Арнольдисты. Вальденцы. Франциск Ассизский. Сегарелли. Дольчино / Пер. с нем. — 2-е изд. — М.: Либроком, 2012. — 328 с. — (Академия фундаментальных исследований: история). — ISBN 978-5-397-02425-9.
  • Сказкин С. Д. Восстание Дольчино // Сказкин С. Д. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. — М., 1981. — С. 47-53.
  • Сказкин С. Д. Исторические условия восстания Дольчино // Сказкин С. Д. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. — М., 1981. — С. 249—263.
  • Самаркин В. В. Восстание Дольчино. Уч. пособие. — М.: Изд-во МГУ, 1971.

Примечания

  1. Orioli Raniero. Venit perfidus heresiarca. Il movimento apostolico-dolciniano dal 1260 al 1307. — Rome, 1988.
  2. Historia fratris Dulcini heresiarche // Электронная библиотека Marco Binetti.
  3. Григулевич И. Р. История инквизиции. — М.: Наука, 1970. — С. 154; Mariotti L. Historial memoir of Frà Dolcino and His Times. — L., 1853.
  4. Цит. по кн.: Дюби Ж. Европа в средние века / Пер. В. Колесникова. — Смоленск: Полиграмма, 1994. — С. 203.
  5. Карева В. В. Академик С. Д. Сказкин // Средние века. — Вып. 38. — М., 1975. — С. 205.

Ссылки

  • Дольчино // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Юсим М. А. Дольчино (недоступная ссылка). Православная Энциклопедия. Дата обращения 6 ноября 2010. Архивировано 11 марта 2013 года.

(Dolcino) (ум. 1307) — вождь крест.-плебейского восстания в сев.-зап. Италии (1304-07). Незаконный сын священника. Судя по сохранившимся во фрагментах в допросных листах инквизиции посланиям Д. к единомышленникам, Д. был образованным по тому времени человеком. Он сам называл себя учеником и последователем Герардо Сегарелли, основателя секты апостоликов. Как и его учитель, Д. — типичный представитель крест.-плебейской ереси средневековья, к-рая «…требовала восстановления раннехристианского равенства в отношениях между членами религиозной общины, а также призвания этого равенства в качестве нормы и для гражданских отношений. Из «равенства сынов божиих» она выводила гражданское равенство и уже тогда отчасти даже равенство имуществ» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 362). Но как последователь Сегарелли Д. прибавил к этому специфич. итал. черты: учение спиритуалов (левого, наиболее радикального крыла ордена францисканцев) о бедности; толкование Евангелия и особенно Апокалипсиса в духе распространенного среди спиритуалов учения Иоахима Флорского о развитии истории по ступеням совершенствования человеч. рода и о наступлении последнего (по Иоахиму — 3-го, по Д. — 4-го) периода истории. Этот период Д., в отличие от Иоахима, рассматривал не как период «созерцания» и всеобщего монашества, а как справедливый порядок, где не будет ни светских, ни духовных властей, от к-рых, как считал Д., происходит всякое зло. Этот порядок будет установлен в результате насильств. ниспровержения всех властей и истребления папы, кардиналов, священников, монахов и мн. из светских сильных людей и тиранов. Новое совершенное об-во, по мнению Д., будет следовать истинно апостольскому идеалу, не допускающему ни собственности, ни даже накопления подаяний, к чему стремятся, как он утверждал, «нищенствующие» ордена доминиканцев и францисканцев. Трудно сказать из-за неясности данных инквизиции, был ли Д. вообще врагом собственности и рассматривал отречение от нее как основу совершенного порядка или же считал отречение обязательным только для вождей и идеологов своего движения. Во всяком случае свой жизненный подвиг Д. видел в деятельности проповедника, свободного от повиновения церк. властям и соблюдающего монашескую аскезу, к-рая для его последователей была своеобразной формой плебейской революц. дисциплины (см. там же, с. 377-78). В нач. 1304 Д. явился в р-н г. Верчелли (сев.-зап. Ломбардия) и возглавил там восстание местных крестьян, направленное против тяжести феод. повинностей и политики города, к-рому крестьяне были подчинены. Д. предполагал захватить долину р. Сезии (у подножия альпийских гор) и создать там крест. общину, по-видимому, на основе периодич. уравнит. переделов земли. В 1305 папа Климент V объявил крестовый поход против Д., войско к-рого было оттеснено превосходящими силами феодалов в горы Верчелли и Новары. Со всех сторон (из Италии, юж. Франции и даже из Зальцбурга) к Д. шли подкрепления, что позволило восставшим, укрепившись на горе Цебелло (на границе Савойи и Верчелли), выдержать осаду войск феодалов и перейти к решит. действиям, нанеся поражение верчелльскому епископу. Сплочение сил феодалов (объявлен набор большой армии, привлечены наемники) при содействии папы привело в марте 1307 к разгрому восстания. Д. был захвачен в плен и казнен вместе со своими ближайшими последователями. Идеи Д. еще долго волновали не только Сев. Италию, но и смежные с ней страны, о чем свидетельствуют многочисл. суд. процессы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *