Воцерковлены что это значит

Чтобы понять, что такое воцерковление в православии, достаточно представить, как река вливается в море, так и верующий человек познает в течение жизни глубину общения с Богом, растворяясь в церковных служениях и поклонениях.

Этому процессу нет конца, но есть начало — катехизация, которая помогает новообращенному человеку влиться в лоно православной Церкви.

Содержание

В чем смысл воцерковления

Звучание самого слова «воцерковление» говорит само за себя, это действия, совершаемые людьми, которые решили принять православное крещение и жить полноценной жизнью христианина.

Предшествующим действием внедрения людей в церковную семью является катехизация — изучение основ христианской жизни, которое призвано пробудить в человеке жажду познания глубин православия.

Православный храм

Прихожане, посещающие церковь только по праздникам и ведущие мирскую жизнь независимую от церкви, особо нуждаются в воцерковлении. Ведь в результате человек преображается духом, меняет свои нравы и отношения, стараясь подражать образу нашего спасителя Иисуса Христа.

Для православного человека «воцерковиться» означает:

  • влиться в организм православия;
  • наполниться духом церковной жизни;
  • быть духовно и нравственно связанным с людьми из церкви;
  • свой дух, нрав, отношения соизмерять с Христовыми заповедями.

Важно! Воцерковить — стать клеточкой церковной общины, православной Церкви, важнейшими свойствами которой являются свойства:

  • святость;
  • апостольность;
  • единство;
  • соборность.

Святость является основным из свойств, характерных для истинного христианина.

О христианской жизни:

  • Как правильно читать Библию и с чего начать
  • Как узнать, кто мой святой покровитель
  • Как правильно благодарить Бога

Христианская честь, нравственная чистота, благочестие, богобоязненность для воцерковленного человека не просто слова, это показатели его жизни.

Христианская жизнь

Апостольность означает всей своей жизнью свидетельствовать о благой вести, принесенной Иисусом в этот мир. Каждый истинный православный в какой-то мере апостол, если он несет христианскую веру людям, не знающим спасительной миссии Христа.

Единство — непоколебимая вера в Бога Отца, Сына и Святого духа, исповедание целостности Святой Троицы.

Соборность проявляется в единодушии и единомыслии общности в церкви.

Обрести настоящую веру в Бога — познать реальную глубину Божественной жизни, почувствовать веяние Духа Святого.

Это нельзя ощутить на физическом уровне. Нецерковному человеку трудно понять, что воцерковление — это погружение в Божью жизнь, чтобы взлететь духовно вверх. Этот процесс нельзя разделить на составляющие: физически жить вне церкви, душевно оставаясь в миру, а духовно стараться понять Бога. Только полное погружение в Божье присутствие гарантирует воцерковление.

Истинное наполнение Церковными традициями, законами, канонами, постами и молитвами преображает, очищает человека. Новоцерковные люди, познавая глубину и красоту жизни во Христе, вливаются в океан любви, под названием народ Божий.

Огромная гордость охватывает православных людей, когда они каждой клеточкой своего разума осознают, что они не только прихожане определенного храма, а сопричасники Богу, великой Церкви. Это и есть воцерковление, нелегкая, но очень счастливая жизнь, наполненная присутствием Божьим.

Что нужно сделать, чтобы влиться в жизнь Церкви

В современном обществе у нецерковного человека может возникнуть вопрос «Как правильно воцерковиться?»

Православному верующему легче влиться в церковную жизнь при помощи духовного наставника, который поможет познать тайны и методы познания жизни в Боге.

  • Для понятия основ Православного вероучения следует регулярно читать Святое Писание, Библию, предания и послания святых. Познавая подвиги веры истинных христиан, живущих по законам Божьим, умирающих за веру, православные верующие приобретают образец для своего возрастания в познании Благодати Отца, Сына и Святого Духа.

Библия, Священное Писание

  • Приобретение веры, православия не заключается только в ношении нательного крестика и посещении храма по воскресеньям и великим праздникам, а в жажде обновления общения со Святой Троицей, Богоматерью и всеми святыми.
  • Только познав Благодать Святого Духа, Божественную энергию, наполняющую людей во время Божественных Таинств, человек приобретает силу исполнить вторую заповедь Христа. (Иоан. 13:34).

Почувствовать Благодать нелегко, для этого нужно вникать в учения, в Писания, воцерковиться с теми людьми, которым Бог даровал радость общения в Святом духе. Одной из святынь в Церкви является святая вода, которая может храниться много лет после освящения и не менять свою структуру.

Воцерковление невозможно без познания Таинств Церкви. В каждом из них христиане принимают участие:

  • Без Крещения человек не войдет в царство Божье. (Иоан. 3:5), сам Спаситель принял Крещение, чтобы показать пример послушания всем своим ученикам.

Крещение

Если человек принимает Таинство крещения во взрослом возрасте, то порой говорят, что он второй раз рожденный. Новоцерковному человеку дается новое имя и ангел-хранитель на Небесах, что является великой Благодатью.

  • Только православные верующие имеют Благодать принять Миропомазание, смысл которого заключается в запечатывании Дара Святого Духа. (Иоан 20:22-23)
  • Каждому христианину Бог даровал Таинство Покаяния, во время которого человек, осознавший свой грех, от него отрекается, получает освобождение. Этот грех уже не будет записан в Книгу Жизни.
  • Причаститься к Святой крови Иисуса и принять жертву распятия на кресте через принятие вина, прообраза Крови Спасителя, и хлеба, как образ ломимого за людей тела, помогает Таинство Причастия.

Создавая семьи, православные проходят через таинства Брака, в последние дни жизни имеют Благодать участвовать в Таинстве Соборования.

Важно! С помощью духовного наставника новоцерковный человек познает секреты служений, поведения в храме и распорядке церковной жизни, которая постепенно становится частичкой его собственной судьбы.

Так рождается воцерковленный человек.

О церкви:

  • Зачем и на что церковь собирает деньги
  • Русская православная церковь в период гонений
  • Платит ли церковь налоги

Воцерковление женщины после родов и еще некрещеного ребенка

Женщина после родов, рождения ребенка на сорок дней отделяется от Церкви ввиду своей физической нечистоты. Ребенок, проживший 9 месяцев в лоне матери, является с ней единым целым.

Как православная мать принадлежит Церкви, так и младенец является Ее частицей, после воцерковления они будут приняты в Церкви, которая станет и матерью, и семьей.

По молитве священника происходит возвращенине молодой матери в лоно Церкви, которая принимает в лице младенца еще одну Свою частичку, дитя.

Молитвы роженице по истечении сорока дней

Господи Боже Вседержителю, Отче Господа нашего Иисуса Христа, все естество словесное же и безсловесное словом Твоим создавый, вся от несущих во еже быти приведый, Тебе молимся, и Тебе просим, Твоею волею спасл еси рабу Твою (имярек), очисти от всякаго греха и от всякия скверны, приходящую ко Святей Твоей Церкви, да неосужденно сподобится причаститися Святых Твоих Тайн.
И от нея рожденное отроча благослови, возрасти, освяти, вразуми, уцеломудри, удобромудрствуй, яко Ты привел еси е и показал еси ему свет чувственный, да и умного сподобится света, во время еже определил еси: и сопричтется Святому Твоему стаду…

…Сам и ныне, сохраняяй младенцы, Господи, благослови отроча сие, вкупе с родители и восприемники его, и сподоби е во время благопотребное, и водою и Духом отрождения: сопричти е святому Твоему стаду словесных овец, нарицающихся именем Христа Твоего…

В заключение обряда воцерковления младенца крестят, мать получает отпуст.

Молитва при крещении ребёнка

Воцерковляется раб Божий (имярек), во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь.
Во-первых: «врата». Крещение как вступление в Церковь и в ней — в новую жизнь Царства Божия.
Также вводит ее во храм, глаголя:
Внидет в дом Твой, поклонится ко храму Святому Твоему.
После входа: сама жизнь Церкви предстает как восхваление и поклонение, как «радость, мир и праведность» Царства.
И входит посреде храма, глаголя:
Посреде Церкве воспоет Тя.
И, наконец: Церковь сама как шествие и восхождение к небесному Царству, конечному исполнению всей жизни в Боге.
Также вводит пред дверьми жертвенника…

Как правильно начать воцерковление? Андрей Ткачев

Воцерковленный христианин – это тот, кто ясно понимает цель христианской жизни – спасение. Он соразмеряет свои мысли и поступки с Евангелием и Священным Преданием, хранимым Церковью.

Какая разница между воцерковленными и невоцерковленными христианами? Что означает слово «воцерковленный»?

отвечает протоиерей Андрей Милкин

Воцерковленный христианин – это тот, кто ясно понимает цель христианской жизни – спасение. Он соразмеряет свои мысли и поступки с Евангелием и Священным Преданием, хранимым Церковью. Для такого человека христианство – норма жизни, пост для него не просто ограничение в пищи и питии, но и радостное время покаяния о своих грехах, и время для творческой духовной жизни, церковные праздники – время торжества о событиях, имеющих прямое отношение к Промыслу Божию о спасении человека, а главное – к нему самому.

Воцерковленность человека прямо влияет на его служебные и личные отношения. Они становятся ярче, глубже и ответственнее. Нарушая церковные установления, он понимает, что поступает не просто неправильно, но обедняет и губит этим свою жизнь. И при первой же возможности он прибегает к Таинствам исповеди и причащения, видя в них единственно возможное лекарство для исцеления своей души, вступившей на путь греха. Наконец, Воцерковленный человек – это тот, кто ощущает себя сыном Церкви, тот, для кого всякое отдаление от нее мучительно и трагично. Невоцерковленному же человеку лишь предстоит обрести в себе такое сыновнее чувство и понять, что без Церкви спастись и не погибнуть в пучине греха и беззакония, не прожить впустую свою жизнь просто невозможно.

Это значит, не просто ходить в церковь. Многие считают, Церковь – это просто здание. Однако, это не так. Церковь, говоря словами Апостола – это Тело Христово. Церковь – это тот удивительный Богочеловеческий организм, который объединяет мир духовный и мир земной; возносит нас от земли, от наших грехов и страстей ввысь, через участие в благодатных церковных таинствах.

Как же стать воцерковленным человеком?

Прежде всего, нужно вспомнить, что воцерковленность – это почти аналог слова «любовь». Ибо Бог сказал: «Если любишь Меня, соблюди Мои заповеди». Только по любви мы можем соединиться с Богом.

Поэтому, воцерковленный человек – это тот, кто говорит Богу:

«Господи, я хочу Тебя любить. Я люблю тебя. Я, конечно, люблю Тебя своей человеческой любовью, как намерение свое выражаю быть совершенным в любви к Тебе, но я хочу быть с Тобою, Господи».

С этого начинается путь к воцерковлению человека. А раз так, прислушайся к тому, что сказал Господь: «Если любишь Меня, соблюди Мои заповеди». И мы смотрим, есть такая заповедь: «Шесть дней работай…, а день седьмой – … Господу, Богу твоему».

Сегодня, многие приходят на исповедь и говорят: «Все плохо, тяжело, ничего не ладится. Почему Господи?». Спрашиваешь их о соблюдении седьмого дня, и слышишь в ответ: «А зачем? Мне нужно работать и выполнять план». Вот и ответ! Часто, действительно, люди не соблюдают седьмой день. Из-за этого у них рушится все остальное.

Нужно обязательно посвящать воскресный день Отцу Небесному. Это – два часа службы, дающие благословение на целую неделю. Это – помощь Божия во всяком деле; напутствие нас на земных путях в отношениях с нашими близкими. Разве два часа проведенные в молитве не стоят всего этого? Все же знают, что когда человек выходит из храма, ему становится гораздо легче. Почему многие не могут прийти в храм? Потому, что в воскресный день появляются различного рода искушения и соблазны.

Действительно, сегодня главным оппонентом нашей Церкви являются не секты, а торговые центры, в которых люди проводят воскресный день, предаваясь развлечениям, вкусной еде, каким-то увеселениям. И, кажется, человек чувствует себя неплохо, но в душе присутствует какая-то пустота, которая со временем становится все больше, и он не знает, что с ним происходит? Почему так плохо, когда, вроде бы, должно быть хорошо?

Это происходит именно от того, что человек люди не соблюдают заповедь о субботе, или заповедь о седьмом дне, т. е, о воскресном дне, по нашему современному церковному календарю. Поэтому, воцерковление начинается с хождения в храм, в день воскресный. Далее, помните, что нужно обязательно исповедоваться и причащаться.

Иерей Федор Лукьянов

Воцерковление

Воцерковле́ние — особый обряд в богослужебной практике исторических церквей (церк.-слав. «Чин воцерковления отрочати»), совершаемый в 40-й день после рождения младенца. Чин воцерковления включает благодарственные молитвы и предполагает благословение матери и младенца, вхождение их в ряды членов Церкви, если ребёнок уже был крещён. Пресвитер молится над матерью в притворе, прочитывает так называемые «очистительные» молитвы, чтобы после родов она вновь смогла входить в храм и участвовать в Евхаристии.

В современной практике воцерковле́нием иногда называют также постепенное введение в основы веры и благочестия (катехизация) взрослого человека, собирающегося принять таинство крещения или уже крещённого ранее (например в детстве).

История

Еврейская практика была основана на книге Левит (Лев. 12:1–8), в которой описывается, церемониальный обряд, который должен выполняться для того, чтобы восстановить ритуальную чистоту женщины. Считалось, что роженица остаётся нечистой из-за истечения крови или других жидкостей при родах. Этот обряд был частью церемониала, а не морального закона.

Обычай благословлять женщину после родов имеет основанием описание очищения Пресвятой Девы Марии, упомянутое в Евангелии от Луки (Лк. 2:22):»А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу.» Принесение младенца Иисуса Христа в Иерусалимский Храм его родителями состоялось на 40-й день после Рождества и на 32-й день после Обрезания.

В Католической церкви чин воцерковления был исключён из практики в 1960-е годы после решений Второго Ватиканского Собора.

В Англиканской церкви чин «воцерковления женщин» используется и в настоящее время. В Епископальной церкви чин «воцерковления женщин» после родов совмещается с презентацией ребёнка церковной общине.

Неканоническое употребление термина

В настоящее время бытует неканоническое употребление термина — воцерко́вленные (воцерковлённые — неправильно) в отношении православных христиан, не просто принявших крещение, но регулярно участвующих в богослужениях и в церковной жизни, стремящихся жить по-христиански и поддерживающих социальные отношения в пределах своей церковной общины. В данном контексте термин «воцерковленные» может применяться к любой христианской конфессии, но чаще всего речь идёт о православии. Воцерковленных, то есть прихожан, нередко противопоставляют невоцерковленным, «прохожанам», «захожанам» (крещёным, считающим себя православными, но религиозно невежественным или пренебрегающим богослужениями и таинствами церкви).

В соответствии с данными Фонда общественного мнения, в 2010 году количество воцерковленных православных христиан в Российской Федерации составляло около 4%.

Примечания

  1. Таинства и обряды Православной Церкви (Молитвы жене родильнице, по четыредесяти днех) // Настольная книга священнослужителя. — М.: Издательский Совет РПЦ.
  2. воцерковленный // Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / О. Е. Иванова, В. В. Лопатин (отв. ред.), И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Российская академия наук. Институт русского языка имени В. В. Виноградова, 2004. — 960 с. — ISBN 5-88744-052-X.
  3. Количество православных в стране увеличилось, но процент «воцерковленных» не изменился – опрос (недоступная ссылка). Дата обращения 13 ноября 2014. Архивировано 28 марта 2018 года.

Ссылки

  • Воцерковление // Православная Богословская Энциклопедия. Том 3. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1902 г.
  • Рецензия на весьма критическую по отношению к РПЦ книгу Н. А. Митрохина «Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы», в том числе затрагивается проблема различных категорий воцерковленных.
  • Воцерковление (подборка статей)

Что такое воцерковление. Условные этапы воцерковления

Рождество и Пасха — Храмы полны… Но каждое воскресение для кого?

Много людей крещеных, еще больше верующих, но по-настоящему воцерковленных людей очень мало, а еще меньше правильно воцерковленных. Храмы в воскресенье довольно слабо загружены, что является основным подтверждением низкого процента воцерковленности населения.

Первый Шаг к Богу

Воцерковление – это период в жизни человека, когда он переходит из статичного ничего не знающего христианина в настоящего, адекватного верующего человека.

Стать «Своим», стать ближе к Богу

Воцерковленный человек — это тот, кто чувствует себя в храме как рыба в воде, он знает основы закона Божьего, понимает смысл таинств Церкви, чувствует себя на богослужении счастливым человеком, регулярно исповедуется, причащается, старается быть лучше, осознает свои страсти и борется с ними, трезво смотрит на различные ситуации, понимает слабости других людей, знает определение и механизм искушений, знаком с принципиальными законами духовной жизни и фундаментальными основами христианства. Правильно воцерковленного человека можно сравнить, например, с мирским технически грамотным инженером, который свои знания использует в нужном направлении, и его умениям и знаниям удивляются все окружающие – от коллег по цеху до соседей по даче, ведь, с одной стороны, такой специалист обеспечивает выдающийся порядок и успех на работе, а с другой, правильно построен и продуман его дачный дом, правильно распределен участок и технически правильно подобрана техника.

Уметь отличать суеверия и традиции от истинного Христианства

Особенности правильно воцерковленного человека — это не столько знания, блуждение мыслей о великом и рассуждения о смысле жизни, сколько правильно заложенное мировоззрение и понимание простых фундаментальных вещей, которые дают возможность человеку быть с Богом, духовно трезво и бесстрастно оценивать ситуацию и не превращать отношения с Богом в фанатизм или прочие неразумные перегибы. Правильно воцерковленный человек счастлив, и счастливы так же его семья и окружающие его люди. И это происходит потому, что их отношения правильны и разумны и в семье, и с Богом, и в обществе. При этом сам человек отнюдь не становится святым, а лишь делается лучше, изменяется и пусть не так быстро, как кажется многим, но твердо и уверенно переходит с одного этапа на другой в своем духовном росте.

Как и в любом начинании, воцерковление имеет условные этапы

Воцерковление можно разделить условно на этапы. Воцерковление – дело не быстрое, но постепенное, осмысленное, неторопливое. Со взлетами и падениями. Анализом. Переосмыслением. Духовным руководством или советом от священника. Срок полного воцерковления разный, но это тоже опыт только духовный. Этот процесс можно сравнить с овладением мастерством вождения автомобиля. Когда водитель становится профессионалом? Кто как. Вот и здесь тоже так же. Но ведь с опытным тренером и наставником результат будет куда лучше и будет достигнут быстрее. Дело в том, что у духовного наставника, на мой взгляд, должен быть правильный подход к конкретному человеку, нужно человеку рассказать, пояснить, а решение он принимает самостоятельно и дальше виноватых не ищет, потому как решение принимал самостоятельно, так как это его жизнь и человек абсолютно свободный. Но при всем при том доверие к духовнику должно быть очень высоко. До всего этого нужно дорасти, многое из этого нужно пройти, и духовника по душе нужно встретить… Одним словом, было бы желание, и все сложится.

Воцерковление можно разбить на несколько условных этапов, которые так или иначе, с некоторыми особенностями проходили многие.

Условные этапы воцерковления

Первый этап

  1. Желание обратиться к Богу, посещение храма, разовые посещения богослужений.

  2. Самостоятельное не долгое размышление о Боге, «молюсь, как могу».

  3. Первая Исповедь и первое Причастие.

  4. Вновь пропали из храма до поры до времени…

  5. Повторные Исповедь, Причастие.

И так до бесконечности, пока человек не сделает решительный шаг к Богу, причем было бы очень хорошо, если этот шаг поможет сделать неравнодушный священник, под таким руководством дальнейшие шаги будут шире и правильнее.

Второй этап

  1. Посещение воскресных богослужений.

  2. Более регулярные Исповедь и Причастие.

  3. Интерес к богослужению.

  4. Начало духовного роста, взлеты.

Третий этап

  1. Разгар максимализма — все по жестким правилам. Неофитство.

  2. Каждое воскресенье в Храм и во все праздники по максимуму.

  3. «Все неправильные — я правильный».

  4. Утренние, вечерние молитвы.

  5. Начало духовной брани. Искушения. Трудности.

  6. Регулярные Исповедь и Причастие.

  7. Очень много вопросов к священнику.

  8. Паломничество.

  9. Взлеты и падения.

Четвертый этап

  1. Первые разочарования.

  2. Нежелание исповедоваться, причащаться.

  3. Возможны обиды, разочарование во священнике.

  4. Серьезная духовная брань. Искушения. Трудности.

  5. Остановка духовного роста и духовное падение

  6. Опасность надуманных разочарований.

Пятый этап

  1. Остановка. Переосмысление.

  2. Поиск своего прихода

  3. Поиск постоянного, внимательного священника — духовника.

  4. Духовный рост.

  5. Элементы неофитства все еще присутствуют.

  6. Наработка молитвенных навыков.

Шестой этап

  1. Нахождение своего прихода и духовника.

  2. Регулярные Исповедь и Причастие.

  3. Появляется желание помочь приходу.

  4. Духовная работа над собой, с работой над ошибками и «духовным корректировщиком». Духовный рост.

  5. Взлеты и падения.

Седьмой этап

  1. Усвоение основ христианской жизни.

  2. Грамотный пост, более грамотная молитва.

  3. Более грамотная духовная жизнь.

  4. Стабилизация отношений в семье и обществе.

  5. Исповедь, Причастие

  6. Духовный рост и падения.

И теперь многое будет зависеть от того, куда Вас конкретный священник будет вести. По какому пути, насколько Вы будете ему доверять и какова Ваша конечная цель. И, безусловно, многое зависит от чистоты Ваших мыслей, укоренения страстей, способности изменяться.

Дальнейшие этапы описать сложно (выше указанные этапы условны), слишком много особенностей у конкретного человека.

Многое зависит от того, удалось ли победить свое «я» и навести порядок в себе, своей семье и так далее, если нет, то ничего существенно более положительного происходить не будет, пока человек не победит свое «я».

Да и, честно сказать, описанные выше этапы настолько условны, что описывались они лишь для того, чтобы читатель смог понять что-то, что, возможно, переживает он сейчас. Это лишь новый этап, и до конечного воцерковления произойдет много событий и пройдет некоторое время. Порой время, желание и решимость исправления с помощью Божией, покаянием и причастием — это то, что является основополагающими факторами при изменении себя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *