Воздаяние за грехи

Говорят, что воздаяние за грех в христианстве — то же самое, что и закон кармы в восточных учениях. Но на самом ли деле это так?

Франсуа Брюн, священник, известный французский ученый и теолог, автор книги «Расслышать умерших», в своей книге «Христос и карма» написал:

Слово «карма» означает «действие», закон кармы – это довольно простая идея, утверждающая, что мы подвластны последствиям своих собственных поступков и действий. Конечно, хотя в Евангелиях и не звучит слово «карма», но и там можно углядеть схожую доктрину, в том месте, где речь идет о «блаженствах»: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны…» (Мф 5:8).
И все же, этот закон кармы в христианской и в индуистской традициях понимается совсем по-разному. В противоположность общепринятому мнению, мне кажется, что вся сложность, вся сердцевина наших расхождений, связана как раз с особенностями концепции кармы, а вовсе не с учением о реинкарнации.
Что меня в таком образе мыслей беспокоит больше всего, так это само желание вернуться на землю, в те же самые телесные условия, а порой вернуться еще и еще раз, ведь это значит, что такого человека совсем не тянет к Богу, к единению с Ним.
Кроме того, я уже не раз в своих книгах объяснял, что все так называемые неоспоримые «доказательства» реинкарнации можно вполне объяснить по-другому, и такое объяснение будет гораздо удовлетворительнее.
Но что для меня и в самом деле оказывается проблемой в этой теории многочисленных перерождений на земле, это концепция «кармы» в том виде, в каком она была развита в традиционном индуизме: учение о реинкарнации оказывается лишь ее необходимым условием и логическим следствием. Именно это подчеркивает Шри Ауробиндо (1872-1950):
«Древняя идея кармы неразрывно связана с верой в постоянное возрождение души в новом теле… Возрождение ничего не значило бы без кармы, и карма не возникла бы из неотменяемого источника, не имела бы ни рационального, ни морального оправдания, если бы не служила инструментом для непрерывного, из одной жизни в другую продолжающегося опыта души. Если мы верим, что душа последовательно, из раза в раз возрождается в теле, то мы должны также верить, что есть связь между последующими и предыдущими жизнями, и что прошлое души влияет на ее будущее: в этом духовная сердцевина закона кармы».

Все это, конечно, происходит из-за необходимости придать смысл нашему существованию в этом мире, из необходимости понять, почему так различаются меж собой судьбы разных людей:
Если мы примем закон кармы с его неизбежным следствием – реинкарнацией, тогда, по всей видимости, хаос исчезнет и все наполнится смыслом, своим собственным смыслом. Именно этот момент и делает столь соблазнительно привлекательной всю доктрину: «Самые существенные и необходимые ключевые идеи лежат именно здесь, в теории кармы. И прежде всего, это уверенность, это твердая почва под ногами, на которую не страшно ступить, уверенность в том, что и в умственном и в моральном мире, также как и в физической вселенной, нет места хаосу, всем заправляет не непредвиденный случай или слепая вероятность, но управляемая Энергия, и она работает, она утверждает свою волю: законом, строго очерченными отношениями, правильной последовательностью, точной связью причин и следствий… И это не только устанавливает жизнь на незыблемое основание закона, но и, устранив анархию, открывает нам путь к большей свободе».

Сергей Худиев, автор, публицист, богослов, ведущий еженедельной радиопередачи «Христианство: трудные вопросы», обозреватель журнала «Фома»:
Мы можем ясно обозначить несовместимость веры в Бога с верой в карму, поставив вопрос: может ли Бог отменить карму? Если да, и в каждом конкретном случае именно Он решает, свалятся на нас «кармические последствия» или нет, и если свалятся, то в каком объеме, то мы уже имеем дело не с “законом кармы”, а с личностным решением Бога, Его волей, Его промыслом и Его судом.
Понятие кармы, как и многие другие слова, пришедшие из восточных религий и вошедшие в современный язык, прочно закрепилось в современной культуре. Люди опасаются «испортить» карму, говорят «такая карма» там, где раньше сказали бы «такая судьба», диагностируют карму, живо интересуются тем, как избавиться от «плохой кармы», и так далее. О карме говорят не только (и не столько) сознательные приверженцы восточных религий или практикующие оккультисты. Понятие кармы все больше становится частью той духовной и культурной атмосферы, которой дышат обычные люди, мало склонные задумываться о духовных реальностях. Это один из признаков того, что мы живем не в атеистическом и не в секулярно-гуманистическом, а в языческом мире; будучи христианами, мы стоим перед необходимостью определиться по отношению к тем образам, верованиям и понятиям, которые этот мир предлагает.

Роберт Морей, автор, апологет, пастор, основатель служения «Защитники веры» (Faith Defenders), назвал четыре аргумента сторонников идеи реинкарнации:
Первый аргумент:
Реинкарнация разрешает проблему зла. Почему люди рождаются с физическими недостатками? Почему одни люди рождаются в богатство, а другие — в нищете? Что определяет уровень интеллекта людей? Как объяснить, неравенство, несправедливость и страдания? Теория реинкарнации является хорошим ответом на нее эти вопросы. Согласно ей люди страдают в этой жизни за зло, совершенное ими прошлых воплощениях.
НО:
Теория реинкарнации не решает и не объясняет проблему зла. Она исторически соединила проблему зла с убеждением, что не следует вмешиваться в страдания людей, поскольку эти страдания являются карой за зло, совершенное в прошлых жизнях. Эта теория не порождает у человека сострадательного рвения облегчить человеческую боль, следовательно, она не в состоянии ни объяснить, ни разрешить проблему страдания.
Второй аргумент:
Часто утверждают, что теория реинкарнации верна, потому что множество людей, пользуясь различными методами, вспоминают свои прошлые жизни. Во-первых, многие люди испытывают феномен «дежа вю» — ощущение того, что происходящее уже случалось с ними раньше. Во-вторых, некоторые дети вспоминают свои прошлые жизни, некоторые из этих случаев научно документированы. В-третьих, многие люди вспоминают прошлые жизни посредством гипноза в лабораторных условиях.
НО:
Аргумент, основанный на «воспоминаниях» о прошлых жизнях, не даёт каких-либо существенных доказательств в пользу идеи реинкарнации. Почти все случаи «воспоминаний» могут быть объяснены с точки зрения естественных наук или психологии, в то время как все остальные являются исключительно оккультным опытом, идущим от демонических сил.
Третий аргумент:
Христианам не следует выступать против реинкарнации, потому что она была первоначальной верой иудеев, ессеев и ранней Церкви.
НО:
Слишком часто реинкарнисты предвзято утверждают, что теория реинкарнации была первоначальным верованием иудеев, ессеев и христиан. Но история свидетельствует против этой точки зрения. Реинкарнистам следует быть осторожнее и стараться избегать переписывания истории в угоду своим предубеждениям.
Четвертый аргумент:
Иногда утверждают, что доктрине реинкарнации учит сама Библия. В самом деле разве Иоанн Креститель не был перевоплощением пророка Илии? (Мф., 11:14; Mк., 8:11—13). Не был ли Мелхиседек предыдущей реинкарнацией Иисуса? (Евр. 7:2—3). Разве не о перевоплощении говорил Иисус, когда сказал Никодиму, что тому надлежит «родиться свыше»? (Ин. 3:3). Не обращались ли апостолы к закону кармы, чтобы объяснить рождение слепого (Ин. 9:2)?
НО:
Ни Ветхий, ни Новый Завет не учат теории реинкарнации или закону кармы, как бы ни старались некоторые лица выискать в текстах что-либо подобное. Слово Божие отрицает теорию реинкарнации.

Сара Коулман (Sarah Coleman), автор и пастор из Австралии:
Карма не является библейским понятием или жизнью согласно Новому Завету. Царство Бога действует по благодати. И благодать очень отличается от кармы.
Что в этом удивительного?
Карма подразумевает, что мы совершаем умышленные действия, которые влияют на наше будущее. Это ключевая концепция во многих мировых религиях, включая сикхизм и даосизм. Наше западное понимание кармы — это доктрина о неизбежном следствии, когда все, что вы делаете, возвращается к вам.
И в этом нет ничего удивительного.
Карма учит, что вы получаете то, что заслуживаете. Что еще хуже, она учит, что вы получаете то, что заслуживает ваше прошлое, даже если это не ваше прошлое.
В современном обществе люди радуются, когда плохие люди получают по заслугам, будь то финансовые трудности, проблемы со здоровьем или в отношениях.
Хотя многие люди, в том числе те, которые никак не относятся к восточной религии, живут по принципу кармы, но есть нечто большее и лучшее.
Ищите благодати. Библия не учит о карме. Она учит о благодати, это когда вы получаете то, что не заслужили.
Благодать — это незаслуженная милость. Это любовь и милость, даруемые нам Богом, потому что Он желает, чтобы мы имели это. Как видите, этот принцип существенно отличается от кармы. Если не сказать, что это полная противоположность.
По благодати, а не из-за кармы, младенец Моисей избежал смерти. По благодати царевна Есфирь смогла убедить короля спасти свой народ. Благодать помогла Неемии восстановить стены Иерусалима. Благодать встретилась лицом к лицу с Саулом на дороге в Дамаске.

Православные святые о реинкарнации. Часть 1

«Существует ли реинкарнация? Или человек живет только один раз?»; «Можно ли рассматривать историю о слепорожденном, описанную в Евангелии от Иоанна, как еще одно свидетельство существования в раннем христианстве веры в реинкарнацию?»; «Почему Православная Церковь не признает доктрину о предсуществовании (реинкарнации) души?»,— всё это реальные вопросы, заданные священникам посетителями православных сайтов.

Сальвадор Дали. Явление лица Афродиты Книдской на фоне пейзажа. 1981 год, холст, масло

Эти примеры показывают, что вопрос об отношении к учению о переселении душ всерьез занимает многих людей в России, и это совсем не удивительно, если учесть активное распространение этой идеи в книгах, фильмах, телепередачах и газетах.

Представление о том, что после смерти человек снова возвращается к земной жизни уже в новом теле — одно из самых древних и распространенных на Земле. Согласно опросам Института Гэллапа, идею реинкарнации разделяет большая часть населения планеты.

Эта идея свойственна прежде всего религиям индийского происхождения — индуизму, буддизму и джайнизму, однако в минувшем столетии она получила распространениие и среди заметной части населения стран христианской традиции. Так, например, исследования, проведенные в Англии центром «Theos», говорят, что в реинкарнацию сейчас верят более четверти британцев — 27%. Распространяются эти идеи и среди некоторых россиян, что показывают процитированные вначале вопросы.

В религиях индийского происхождения понятие о переселении душ тесно связано с понятием кармы. Можно привести определения, которые дает святитель Николай Сербский: «Реинкарнация — повторное рождение, рождение в новом теле. Испокон веков индусы знали, что в человеке есть живая душа. Умирает тело, а душа не умирает… Когда тело умирает, душа выходит из тела и появляется в новом теле, будь то человеческое тело или животное, согласно не Божией воле, а карме, которой подчинены и сами боги.

Карма — совокупность дел, добрых и злых, совершенных в прошлой жизни отдельного человека, определяющая, в каком теле или статусе появится его душа, когда выйдет из умершего тела. Карма определяет судьбу богов и людей».

Оба эти понятия несовместимы с христианством и полностью противоположны мировоззрению христианина. Однако отталкиваются они от верных религиозных интуиций, свойственных каждому человеку, и, видимо, только этим можно объяснить их столь широкую распространенность и долгожительство.

Что касается идеи реинкарнации, то в ней древние люди, по замечанию святителя Николая Сербского, выражали убеждение: «Человек целиком не умирает со смертью тела, что-то от него остается и продолжает жить и после смерти».

В свою очередь концепция кармы, по тонкому наблюдению В.К. Шохина, «выражает несомненную и очень глубокую интуицию человеческого разума и сердца в связи с тем, что человеческие деяния имеют результаты, не исчерпывающиеся кратким промежутком земной жизни, но “прорастающие” в посмертном существовании индивида. Очевидно, что учение о карме выражает потребность человеческого духа в справедливости и правде».

Эти интуиции известны и христианам, верящим в посмертную жизнь и справедливое загробное воздаяние. Но вот те интерпретации, которые были предложены им в Индии, увы, не приблизили своих сторонников к Истине, а напротив, удалили от нее, дав искаженное объяснение, обусловленное тем, что в Индии не знали личного Бога, буддизм же окончательно отверг и то немногое, что там помнили про Творца.

Древние святые отцы о реинкарнации

В связи со значительной распространенностью идеи «переселения душ» в современном обществе представляется полезным обратить внимание на то, что писали о ней наши святые, а также другие православные авторы. Многие древние святые отцы Церкви были знакомы с идеей реинкарнации и давали ей вполне определенную оценку.

Так, еще святитель Епифаний Кипрский в своем ересиологическом сочинении «Панарион» упоминает среди ересей эллинских философов то, что «Пифагор… допускал переселение душ из одних тел в другие, даже в тела животных и диких зверей… Платон… также допускал переселение душ в тела даже до зверей».

И блаженный Феодорит Кирский пишет: «Пифагор баснословил о переселении душ, говоря, что переходят они не только в тела бессловесных, но и в растения. Этой же басни держался несколько и Платон. А Манес и прежде него злочестивый ряд так называемых гностиков, взяв это в повод себе, утверждали, что в этом состоит наказание… Но Церковь благочестивых гнушается этими и подобными им баснями и, следуя словам Божиим, верует, что воскреснут тела, с телами судимы будут души, жившие порочно подвергнутся мучению, а заботившиеся о добродетели сподобятся наград».

Многие святые отцы упоминали идею о переселении душ и всегда порицали ее как заблуждение, несовместимое с христианской верой. Можно вспомнить здесь, в частности, святителя Иоанна Златоуста, который писал: «Что же касается до души, то языческие философы оставили учение о ней самое постыдное; говорили, что души человеческие делаются мухами, комарами, деревьями; утверждали, что сам Бог есть душа, и вымышляли многие другие неле­пости… В Платоне ничего нет удивительного, кроме этого одного… В мнениях этого фи­лософа, если обнажишь их от прикрас в выражении, уви­дишь много мерзости, особенно когда он философствует о душе, без меры и превознося ее и унижая… Иногда он говорит, что душа причастна божескому существу; а иногда, возвысив ее так неумеренно и так нечестиво, оскорбляет ее другою крайностью, вводя ее в свиней и ослов, и в других животных, еще хуже».

Подобное же отношение мы видим и у других святых, в частности, у святителя Иринея Лионского, святителя Григория Нисского, святителя Кирилла Александрийского, блаженного Иеронима Стридонского и святителя Григория Паламы.

Наконец, учение о реинкарнации было осуждено Православной Церковью на Константинопольском Соборе 1076 года. Третий пункт его постановления гласил:

«Принимающим перевоплощение человеческих душ… и вследствие этого отрицающим воскресение, суд и конечное воздаяние за жизнь — анафема».

Отношение к индийскому и буддийскому взгляду на реинкарнацию

О том же восприятии реинкарнации, которая имеет место в индийских религиях, писали святые более позднего времени, в частности, святитель Николай Сербский, который связывал эту идею с индийскими представлениями о бесконечности мира: «, когда тело умирает, душа входит в другое тело, сходное по карме, то есть по своим поступкам, желаниям и стремлениям, с прежним телом. И, таким образом, одна душа появляется в бесчисленных телах и живет, можно сказать, вечно в этом вечном мире. Ведь этот мир бесконечен во времени и пространстве. И поскольку в лабиринте этого мира нет ни дверей, ни окон, то душе человеческой некуда деться, кроме как переходить из тела в тело бесконечно. Сам Будда утверждал о себе, что его душа появлялась и жила в этом мире восемьдесят тысяч раз!».

Как отмечал православный дореволюционный исследователь буддизма иеромонах Мефодий (Львов), по буддийским представлениям, «в каком бы теле душа ни находилась, она несет в нем последствия своих собственных дел. Все, чем только бывает человек и что испытывает: радость и печаль, красота и безобразие, величие и ничтожество, богатство и бедность,— все это оказывается плодом его дел в прежней жизни. Богат ли кто, беден ли, счастлив или несчастлив,— он пожинает то, что сеял. Как и весь мир, душа совершает всегда постоянный круговорот вместе с возникновением и исчезновением материальных форм, причем причинной появления нового существа, новой формы, является вина и заслуга предшествующего состояния.

Франсиско Хосе де Гойя. Сон разума рождает чудовищ. 1797 г. Металл, офорт.

Душа… будучи привязана к сансаре, снова является в какой-нибудь форме ее обитателей, но при этом является уже как бы новым индивидуумом, новым существом. В ней не остается ничего прежнего, кроме причинной связи с прежней формой,— связи, установленной только делами… Переселяется не душа, а ее дела… тут не душепереселение в собственном смысле этого слова, а душепревращение».

По словам святителя Николая Сербского, «эта теория, именно в силу своей простоты и кажущейся этичности, настолько была укоренена в индийской философии, что даже Будда не пытался ее оспаривать. Ничего Гаутама Будда не добавил к преветхому индийскому верованию…, кроме одного только метода освобождения души от жизни вообще и перехода в нежизнь, в безотрадность, в нирвану.

Этот метод есть метод преизнурительной аскезы, каковой мир нигде не зафиксировал и не отметил. Освободиться от этого живого тела — есть ли что более легкое? Один комар в состоянии убить тело. Но освободиться от живой души — самая тяжелая задача, некогда поставленная человечеством перед собой с помощью Индии. Будда верил в то, что он решил эту задачу. Мы в это не верим. Мы не считаем, что эту задачу нужно решать, поскольку постановка ее не обоснована. Не существует переселения душ из тела в тело и, соответственно, не существует и поставленной задачи».

Отмеченное святителем Николаем стремление буддистов освободиться от души коренным образом повлияло на их представления о человеке, а уже те, в свою очередь, повлияли на ту специфическую интерпретацию идеи переселения, которую она получила в буддизме.

Буддизм «отрицает не только тело, но и дух, самосознание. Он знает только твердый средоточный пункт в человеческой жизни, именно: познание. Как духовный зародыш человека оно по смерти его, ищет себе новое тело и делает из него другое телесное бытие. Этот познавательный элемент есть связующая сила, которая соединяет различные существования друг с другом в одну цепь. Только в нирване эта первосубстанция разрешается в ничто.

Но, не смотря на то, что буддизм твердо удерживает этот познавательный элемент; он все-таки отрицает духовную личность. Того, что мы разумеем под личностью, самосознательного, простого мыслящего существа буддизм не знает. Он видит в духовном «я» только временное воспламенение познавательной субстанции, которое потухает со смертью, чтобы доставить материал для появления иного существа. Оно ни на один миг не остается тожественным, но постоянно меняется и превращается, как все истребляющее пламя. Поэтому существо, которое образует продолжение существования умершего во время душепереселения, не тождественно с ним: это — другое».

Но, хотя буддизм в наиболее разработанном виде своего учения отрицает существование личности, при этом расходясь во взглядах, насколько она иллюзорна — полностью ли, или же существует все же некая «псевдо-личность», однако в конкретных канонических текстах представление о реинкарнации выражено, как правило, в гораздо более привычном для небуддийского читателя варианте.

Процитируем одно из свойств, которое, по утверждению Будды, приобретает следующий его путем аскет: «Он вспоминает различные места, где пребывал в прежних существованиях, а именно: в одном рождении, в двух рождениях… в ста рождениях, в тысяче рождений, в сотне тысяч рождений… во многих периодах развертывания и свертывания мира: «Там я жил под таким-то именем, в таком-то роду, в таком-то сословии, таким-то пропитанием, испытывал такое-то счастье и несчастье, достиг такого-то срока жизни. Вслед за тем, оставив существование, я вновь родился в другом мире. А там я жил под таким-то именем, в таком-то роду, в таком-то сословии…» — так вспоминает он во всех обстоятельствах и подробностях различные места, где пребывал в прежних существованиях» (Дигха Никайя, 13. Тавиджа сутта, 40).

Иными словами, непосредственный читатель такого текста видит примерно то же представление о реинкарнации, что и у Пифагора или гностиков, или у современных отечественных оккультистов.

Поэтому стоит обратить внимания на те аргументы и критику, которые святые отцы выдвигали против учения о переселении душ.

Аргумент святого Иринея

Святитель Ириней Лионский писал: «Учение их о переселении (душ) из тела в тело мы можем опровергнуть тем, что души ничего не помнят из того, что прежде было с ними. Ибо, если бы они были произведены для того, чтоб испытать всякий род деятельности, им надлежало бы помнить то, что было прежде сделано, чтобы восполнить недостающее и чтобы не заниматься непрерывно все одним и тем же и не нести жалкого труда,— ибо соединение с телом не могло бы совершенно уничтожить память и ясное представление прежде бывшего, особенно когда для этого пришли (в сей мир). Как теперь душа спящего человека во время покоя тела многое из того, что она видит сама собою и делает в сновидении, вспоминает и сообщает телу… — так она должна помнить и то, что делала прежде прибытия в это тело. Ибо, если то, что в короткое время было во сне видно или представлено в воображении и притом одною только душою, она, по соединении с телом и распространении своем во всяком члене, вспоминает, тем более она должна бы помнить то, чем занималась долгое время и в течение целого периода протекшей жизни…

Против тех, которые говорят, что само тело причиняет забвение, может быть сделано следующее замечание. Каким же образом душа то, что она сама собою видит во сне и во время размышления при умственном напряжении, когда тело покоится, помнит и сообщает это своим близким? И если бы само тело было причиною забвения, то душа, существуя в теле, не помнила бы того, что было давно ею познано посредством зрения или слуха, но как скоро глаз отвратился от зримых предметов, исчезала бы и память о них. Ибо, существуя в самом (орудии) забвения, она не могла бы знать ничего другого, кроме того только, что видит в настоящую минуту…

Посему, если душа не помнит ничего о предшествующем своем состоянии, но здесь получает познание о существующем, то значит, она не была некогда в других телах, не делала чего-либо, о чем она и не знает и не знала, чего (умственно) не видит теперь. Но как каждый из нас получает свое тело чрез художество Божие, так получает и свою душу. Ибо Бог не так беден и скуден, чтобы не мог даровать каждому телу особую свою душу, равно как и особенный характер. И, поэтому, по исполнении числа, которое Он сам предопределил, все вписанные в (книгу) жизни восстанут с собственными телами, и своими душами… в которых угодили Богу. Достойные же наказания подвергнутся ему также с своими душами и телами в которых они отступили от благости Божией».

Действительно, то, что человек не помнит своих прежних рождений, предполагаемых идеей реинкарнации — факт вполне очевидный и повсеместный. Однако нужно учесть, что среди сторонников идеи реинкарнации немало тех, кто убежден, будто с помощью специальных психотехник можно свои прошлые жизни «вспомнить». Эту убежденность выражает и процитированный выше отрывок из Тавиджа сутты, где подобное воспоминание обещается как один из плодов аскетизма. Современные же западные сторонники реинкарнации считают, что такого результата можно легко добиться и без всякого аскетизма — например, с помощью гипноза.

Это, впрочем, лишь подтверждает тот факт, что память о прошлых рождениях не является естественным опытом человека, из которого вырастает идея реинкарнации, но, наоборот, люди, уже принявшие умом идею реинкарнации, затем ищут способов подтверждения ее. Это тот случай, когда не объяснение идет от фактов, но, наоборот, факты изыскиваются под заранее готовое объяснение.

Воспоминания о «прошлых жизнях» под гипнозом

Действительно, зафиксировано немало случаев, когда в состоянии гипноза люди вдруг начинают «вспоминать» свои прошлые жизни совсем как в Тавиджа сутте: «Там я жил под таким-то именем, в таком-то роду… испытывал такое-то счастье и несчастье, достиг такого-то срока жизни» и т.д. Благодаря современной массовой культуре такое «воспоминание на кушетке гипнотизера» даже стало своего рода клише, которое то и дело встречается в фильмах и книгах.

Но когда ученые решили обработать аудиозаписи таких «воспоминаний» и тщательно изучить их, сразу выявилось несколько примечательных обстоятельств.

Во-первых, подавляющее большинство «вспоминающих» в своих «прошлых жизнях» непременно выступают на первых ролях — «опрошенные оказываются как правило бывшими великими жрецами, тамплиерами, чудотворцами, весталками, друидами, инквизиторами, знатными куртизанками (почти никто не соглашается на скромные рождения!), жизни которых протекали по большей части в Древнем Египте, но иногда в царстве ацтеков в Мексике, сакральном Бенаресе или при дворе Фридриха II в Палермо, то есть, в местах, отмеченных авторитетом религиозным или эзотерическим». По справедливому замечанию исследователей, «становится непонятным, куда же собственно делось большинство человечества, тех, кто просто обрабатывал землю, работал в городе, служил господам, занимался торговлей». Среди западных «вспоминателей» крайне мало находится тех, кто оказался бы в «прошлой жизни» обычным крестьянином или домохазяйкой, но еще меньше тех, кто вспоминал бы свое прежнее существование, например, в теле таракана, жабы или крысы, хотя теория реинкарнации предполагает участие в этом процессе отнюдь не только человеческих тел. Но какой-нибудь навозной мухой, равно как и заурядным трубочистом, мало кто хочет оказаться. Потому и не оказывается. А оказывается тем, кем хотел бы оказаться. То есть, характер «прошлых рождений» оказывается во многом обусловлен волей и предпочтениями самих вспоминающих.

Во-вторых, сведения, которые «вспоминающие» рассказывают под гипнозом, не выходят за рамки того, что известно современному человеку о той или иной эпохе из книг, фильмов и учебников истории. Исследователи задавали им вопросы с просьбами описать свое прошлое тело, одежду, язык и окружение. Если бы переселения душ были реальностью, то воспоминания о них стали бы настоящим кладезем бесценной информации для ученых — историков, археологов, палеолингвистов и многих других. Сколько неясностей и вопросов есть по каждому эпизоду человеческой истории в любой части света. Сколько цивилизаций не изучено из-за недостатка данных, сколько древних алфавитов до сих пор не расшифровано, сколько мертвых языков не разгадано… Если бы «воспоминания» гипнотистов были действительно воспоминаниями о прошедших жизнях, то ученые могли бы получать все отгадки непосредственно из уст очевидцев и носителей языка. Однако изучение множества аудиозаписей «воспоминаний» показывает, что среди них «очень мало таких, которые не соответствовали бы сведениям из учебников истории, словарей, энциклопедий». Иными словами, не наука получает пищу от этих воспоминаний, а, напротив, эти воспоминания всецело определяются тем, что уже известно современной науке. То есть, характер «прошлых рождений» оказывается во многом обусловлен объемом знаний самих вспоминающих.

Таким образом, если подавляющее большинство подобных свидетельств в пользу реинкарнации обусловлены волей, предпочтениями и знаниями самих «вспоминающих», то нетрудно сделать вывод, что эти воспоминания представляют собой ни что иное, как разновидность мечтания, продукт человеческого воображения, сделанный в таких условиях, когда мечтающий сам принимает свои грезы за нечто подлинное.

Св. Николай Сербский. Индийские письма, 7.

Св. Николай Сербский. Феодул. Пресветлая тайна.

Шохин В.К. Учение о реинкарнации и карме: Заметки востоковеда.

Блаженный Феодорит Кирский. Сокращенное изложение Божественных догматов, 20.

Беседы на Евангелие от Иоанна, II.3-4.

Беседы на Евангелие от Иоанна, II.3-4.Беседы на Евангелие от Иоанна, II.3-4.Беседы на Евангелие от Иоанна, II.3-4.Беседы на Евангелие от Иоанна, II.3-4.

Св. Николай Сербский. Феодул, Введение, 1-3 (Индия).

И. Мефодий. Сравнение главнейших религиозно-нравственных положений буддизма с христианскими // «Миссионерское обозрение» 1905, №12 — С. 337-358; №13 — С. 495-513.

Св. Николай Сербский. Феодул, 17-27 (Просветленная тайна).

Священник Иоанн Попов. Критический обзор главнейших основоположений ламаизма с точки зрения христианского учения. СПб., 1900. — 52 с.

Св. Ириней Лионский. Пять книг против ересей, 2.XXXIII.1,3,5.

Шохин В.К. Миф о реинкарнациях в постхристианскую эпоху… Также весьма популярны воспоминания своих прежних существований в виде римских легионеров, сражавшихся с варварами или карфагенянами; гладиаторов; рабов, последовавших за Спартаком; колдунов, сжигавшихся на кострах; крестоносцев, ставших жертвами сарацинов; аристократов, гильотинированных во время французской революции; узников нацистских лагерей.

Там же.

Там же.

Карма. Христианство

Всегда считалось, что карма — одно из основополагающих понятий индуистских религий. И только в этих религиях понятие кармы встречается наиболее часто. Но, как оказалось, и в христианстве есть намеки на карму. В Писании это явление не названо кармой, но проанализировав некоторые моменты, мы ясно понимаем, что речь здесь идет именно о карме.
Карма — это закон причин и последствий. Этот закон был установлен Христианским Посвященным — святым Павлом: «Не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает, ибо, что посеет человек, то и пожнет.»
Здесь же можно привести и высказывания самого Христа по поводу одного слепого. Один из учеников спросил Христа о бедном слепом, которого увидел на дороге.
Ученик спрашивал, кто согрешил, он или родители его, что он родился слепым? На что Иисус ответил: » Не согрешил ни этот слепой человек, ни родители его. Но это для того, чтобы на нем явились дела его Бога.».
РЕИНКАРНАЦИЯ
Когда распятый Иисус явился своим ученикам, изумленные ученики встретили его словами: «Ты — Илия?» В этом вопросе учеников Иисуса мы видим указание на возможность появления в реальной жизни человека, умершего задолго до описываемых событий.
Само предположение, высказанное учениками Иисуса, указывает на наличие в преданиях христианства знания о способности человеческой сути перевоплощаться. Другими словами, это можно назвать перевоплощением души.
Иисус появился перед своими учениками не в том теле, к которому они привыкли, а в совершенно ином. Вот поэтому ученики и не признали в нем сразу своего учителя. Именно по этой причине Иисус не допустил какого-либо соприкосновения со своими учениками
Таким образом, христианство указывает нам на существование души человека в физическом теле и на возможность ее воскрешения — реинкарнации — в другом, неземном теле. Тем самым христианство возлагает на человека огромную ответственность за его действия в этой жизни, так как загробная жизнь человека определяется его земной жизнью.
Наказания за дурные помыслы, поступки — в них самих. Молитва, любовь, пожелания близких могут помочь грешнику освободиться от своих недостатков, но прежде чем он избавится от них, человек должен сам перестать совершать дурные поступки, раскаяться в них. Это зависит прежде всего от воли самого человека. Никто не может быть спасен против собственной воли.

СВЯЩЕННАЯ ТЕРАПЕВТИКА (22 стр.)

В целом тема бездействия человеческого Духа лучше всего характеризуется понятием греха и грехопадения — эти понятия играют главную роль при определении духовной причины болезни, и их изучение само по себе способно прояснить многое относительно возникновения болезни.

ГРЕХ И ГРЕХОПАДЕНИЕ

В самом слове «грехопадение» ощущается неведомая, страшная опасность: «падение во грех»… И эзотерически смысл этого следует понимать буквально. Всего можно различить четыре фазы грехопадения, две из которых — обязательны, а две — возможны.

Фаза 1. Совершение греха. Совершение определенного разрушительного поступка или таких поступков на определенном участке жизни.

Фаза 2. Воздаяние за грех. Последствия, которые сказываются на физическом и душевном теле Человека. Страдание — осознанное или неосознанное.

Фаза 3. Раскаяние в грехе. Пробуждение духовного самосознания Человека. Грешник начинает видеть и осознавать свой грех, который входит в противоречие с пробудившимся духовным самосознание.

Фаза 4. Искупление греха. Духовно пробудившийся Человек, одновременно испытывая на себе воздаяние за грех и раскаиваясь, творит добро. Мера совершенных им созидательных дел превышает меру разрушительных. Действие Закона Воздаяния приостанавливается.

Понятно, что из перечисленных выше четырех фаз грехопадения обязательными являются только первая и вторая — сам акт грехопадения и воздаяние за грех, а возможными — раскаяние в грехе и искупление греха. Преступник может прожить всю свою жизнь «в грехе» (очень точное определение), ежедневно испытывая на себе Закон Воздаяния — болезни, психические расстройства, всевозможные несчастья, но это до конца земной жизни может не натолкнуть его на спасительную мысль о раскаянии. И наоборот — любой грех может быть искуплен большой мерой раскаяния и еще большей мерой созидательного труда и служения людям. Об этом замечательно сказано у Некрасова:

Днем с полюбовницей тешился,

Ночью набеги творил,

Но у разбойника лютого

Совесть Господь пробудил.

Сон отлетел, опротивели

Пьянство, убийство, грабеж,

Тени убитых являются —

Целая рать, не сочтешь.

Бросил своих он товарищей,

Бросил набеги творить.

Сам Кудияр в монастырь ушел –

Богу и людям служить…

Введем оккультно-механическое определение греха.

Грех — это чувственно-физическое проявление человеческой жизнедеятельности под воздействием концентрированного отрицательного астрального полюса с разрушительными последствиями.

Что же такое разрушительное последствие греха? Современный Человек привык понимать разрушение только как физическое явление, где предмет разрушения — грубая, физическая материя. Такое представление близоруко — всякий оккультист, да и просто духовно продвинутый Человек знает, что разрушение душевного мира намного опаснее, нежели разрушение тела, так как тело — лишь временная оболочка, а душа — вечная субстанция. Поэтому в данном случае мы рассматриваем разрушение в первую очередь астрально и только затем — физически.

Разрушение как последствие греха бывает двояко: в первом случае — это одновременно и воздаяние за грех (разрушению подвергается собственный душевный и физический мир Человека — например, последствия разврата…). Во втором случае — это передача разрушительного воздействия на других людей и окружающий мир. (На Физическом Плане — насилие, а на Психическом — нервный стресс, злоба, скандалы, ссоры и т. п.)

Личные последствия греха, проявляющиеся как воздаяние, почти всегда оборачиваются для людей тяжелыми психическими, а зачастую и физиологическими травмами и болезнями. Механизм воздаяния зиждется на Законе Аналогий: подобие рождает подобие. Каким образом?

Речь пойдет не о «Гневе Божием», это один из самых таинственных эзотерических вопросов, и было бы неуместно рассматривать его в общем порядке. Нет, в большинстве случаев не Гнев Божий карает грешника… Столь часто встречающиеся в различных теологических трудах высказывания о «Каре Господней», конечно, по- своему верны, однако имеют чисто символический характер.

Уже упоминалось о первейших агентах воздаяния — психической болезни и соматическом заболевании. И пусть грешник не удивляется, что он… сам себя наказывает за свои же грехи. Эту мысль, неоднократно высказываемую различными древними мудрецами, можно подтвердить Законом оккультной механики.

Мы выяснили, что Человек состоит из трех главных Планов: Духовного, Душевного и Физического. Также нам известно, что более плотный мир является следствием более тонкого: Физический План есть следствие Душевного (Астрального), Астральный — Ментального, а Ментальный — Первопричины. Исходя из этой же логики, мы установили следующее: плотное непосредственно зависит от тонкого. То есть состояние физического тела, или, проще говоря, состояние здоровья зависит от психического состояния, а состояние психики в свою очередь, — от духовного состояния или от образа мышления и мировосприятия.

Тело человеческой психики, или душевное тело — так называемый в оккультизме Астросом — имеет полярность: положительный и отрицательный полюсы. Когда они находятся в равновесии — тело здорово; преобладание отрицательного полюса, стимулирующего силу сжатия, вызывает недомогание, а его концентрация — серьезную болезнь с возможным летальным исходом. Вот мы и подошли к разгадке воздаяния.

По закону зависимости плотного от более тонкого (а душевное тело является плотным по отношению к Духовному и — тонким по отношению к физическому) — полярность человеческого Астросома будет отрицательной при отрицательном образе мышления индивида, и, следовательно, грех приведет к заболеванию физического тела. Отсюда — Закон Воздаяния:

Воздаяние за грех есть реакция физического тела на концентрированную отрицательную полярность Астросома, соответствующую отрицательному образу мышления индивида.

Великий болгарский Посвященный и Учитель Петр Дынов выразил эту идею так: «Дабы не болеть, человеку надлежит питаться плодами Духа: любовью, миром, радостью, долготерпением, кротостью, воздержанием, милосердием. Не вкушая их, человек вступает в контакт с отрицательными силами природы, испытывает ненависть, подозрение, мучается, болеет».

И вот мы видим, что грех не есть абстрактное понятие, но — главный двигатель болезни и разрушения в человеческом обществе. Однако вовсе не это должно заставлять грешника размышлять и раскаиваться в своем грехе — нельзя искать выгоду в духовном деле; а тот, кто ищет такой выгоды, уже наказан Богом, лишен разума. Истина в словах: «Сберегший душу свою потеряет ее».

Итак, познав коренную причину воздаяния за грех, проанализируем виды духовных причин болезней и заболеваний.

ДУХОВНОЕ ИСПЫТАНИЕ

— Благословен Господь, даруя нам страданья,

что грешный дух влекут божественной стезей; восторг вкушаю я из чаши испытанья,

как чистый ток вина для тех, кто тверд душой!

Я ведаю, в стране священных легионов,

в селеньях праведных, где воздыханий нет,

на вечном празднике Небесных Сил и Тронов,

среди ликующих воссядет и поэт!

Страданье — путь один в обитель славы вечной,

Туда, где адских ков, земных скорбей конец;

Из всех венков и царств Вселенной бесконечной

Я для себя сплету мистический венец!

Шарль Бодлер

Есть и такая суета на Земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это — суета!

Книга Екклесиаста, 8:14

Часто страдания, возникающие на пути лучших из людей, заставляют других — нетвердых и слабых духом — сомневаться в справедливости или в самом существовании Бога. Но спросим себя: почему праведники с каждым перенесенным несчастьем становятся тверже и сильнее и все с большей, несокрушимой убежденностью идут по своему пути? Что за сила наделяет их такой исключительной нравственной высотой, делает их столь могущественными на всех трех Планах? Не духовное ли испытание выявляет в человеческой личности все истинное и ложное?

Убежден, все хоть раз в жизни спрашивали себя: за что страдают невинные? Пути Духа в физическом мире чрезвычайно сложны. И праведники, и святые, и просто духовно продвинутые люди обладают таким же физическим телом, как и прочие, с той лишь разницей, что вследствие преобладания духовной материи в этом теле оно меньше подвержено разрушительным процессам.

Загробное воздаяние за грехи

То, что в сохранившихся текстах и гробничных надписях говорится исключительно об оправдательных приговорах Загробного Суда, вполне естественно: гробницу египтянин строил и отделывал при жизни и, само собой, изображал себя оправданным и блаженствующим в Полях Иалу. Во всех текстах главное внимание уделяется внешнему действу Суда — перечислению имён демонов и стражей, магических заклинаний и т. п. Как теперь представляется, для оправдания умершему достаточно было знать все эти имена и заклинания и правильно соблюсти предписанные обряды. Идея загробного воздаяния за грехи в религии Египта возникла поздно и особой популярностью не пользовалась. «Описание различных наказаний в результате Загробного Суда содержится в трех текстах времени Нового царства: книге «Амдуат», в композиции о Загробном Мире, не имеющей египетского названия, известной в науке как «Книга Врат», и, наконец, в «Книге Пещер» Следует отметить, что если в 125-й главе «Книги Мёртвых» содержится «каталог» грехов, то в этих трёх композициях говорится о наказании, грешников вне всякой связи с тем или иным конкретным грехом. В центре внимания грешник, как таковой.
Наказания за грехи предусматриваются различные. Прежде всего это лишение умершего погребения. Уже в книге «Амдуат» (XVI в. до н.э.) повествуется о том, что утопленники, нашедшие могилу в водах Нила, вытаскиваются божествами на берег подземного Нила, где и предаются погребению, обретая таким образом всё необходимое для вечной жизни, но это не грешники. Подобные взгляды прослеживаются и в более поздних композициях. В той же книге «Амдуат» говорится о грешниках, с которых восемь богов срывают погребальные пелены и обнажают «врагов, приговорённых к наказанию в Дуате»
Осуждённые грешники лишены всего, что необходимо для вечной жизни, лишены тепла и света, которые излучает каждую ночь бог Ра, появляясь в Преисподней — свет и тепло предназначены для праведных. Грешников же ожидает лишь тёмный хаос. Они лишены всякой возможности общения с богами.
Весьма распространённое наказание грешников в Загробном Мире — связывание и заключение. Так, в «Книге Врат» говорится, что «враги Осириса» связаны по четверо и по трое и бог Хор объявляет им: «Вы связаны сзади, злодеи, чтобы быть обезглавленными и перестать существовать». В «Книге Пещер» Преисподняя описана как тюрьма, из которой грешники не могут выйти. Самым грозным наказанием грешника в потустороннем мире считалось окончательное уничтожение всего его существа — не только тела, но и души, и тени. Души грешников, в представлении египтян, существовали независимо от тела в перевернутом положении — вниз головой; они не могли воссоединиться с телом, чтобы жить полноценной загробной жизнью праведного покойника, а потому им предстояло полное и окончательное уничтожение. Одним из способов такого уничтожения было обезглавливание умершего, а также сожжение. Описаны разные варианты казни огнем: в книге «Амдуат» грешников сжигают в котлованах. В «Книге Пещер» казнь огнем совершается в специальных котлах, в которые бросают головы, сердца, тела, души и тени грешников.»
Наиболее полное выражение идея загробного воздаяния нашла в цикле сказок о Сатни-Хемуасе, датируемом Поздним периодом. Для всех ранних сказаний характернее, что грешник карается за злодеяния ещё в земной жизни. Ниже изложен фрагмент сказки о Сатни-Хемуасе и Са-Осирисе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *