Воздвижение креста господня икона

Иконография праздника Крестовоздвижения

В церковном искусстве есть изображения, когда требуется некоторое время, чтобы понять, о каком именно событии рассказывает икона, фреска или мозаика. Но есть и другой пласт сакральной живописи — там человек, даже слабо знакомый с Писанием и Преданием, легко узнаёт изображенный сюжет. К таким иконам относится и образ праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня.

Что изображено на иконе Воздвижения Креста Господня?

В общих чертах канонический иконографический сюжет Крестовоздвижения выглядит следующим образом: в центре композиционного поля находится крест. Он стоит на высоком ступенчатом возвышении, а его поддерживают несколько священнослужителей, при этом хотя бы один из них всегда облачен в епископские одеяния. Помост, на котором стоят клирики, окружен верующими людьми, а позади помоста виднеется большой однокупольный храм. На разных изображениях некоторые их перечисленных деталей могут отсутствовать, но центральная часть — Крест и держащие его священнослужители — всегда остается неизменной. Собственно, центральная часть — это и есть первоначальный и наиболее древний вариант иконы Крестовоздвижения, который сформировался в IX веке и передает сразу три исторических события.

Первое произошло в 326 году. Провозгласив в Римской империи политику веротерпимости и лично симпатизируя христианству, император Константин на государственном уровне развернул программу по поиску и сохранению тех артефактов, которые так или иначе связаны с жизнью Христа, Богородицы и наиболее известных святых. Непосредственное руководство программой взяла на себя мать Константина — императрица Елена. Стараниями этой сильной женщины были найдены и привезены в Рим многие христианские святыни, но практически всю свою жизнь в Церкви Елена посвятила поиску одной-единственной реликвии — Креста, на котором был казнен Спаситель.

Поиски были долгими и трудными. Агенты римских спецслужб исходили поначалу всю Палестину, но после нескольких лет неудач надежда почти покинула их. Однако Елена оставалась непоколебимой, и после очередного извещения о безрезультатных поисках села на корабль и отплыла в Святую Землю, чтобы лично возглавить экспедицию. Императрица верила, что Крест цел. Не мог же Господь допустить, чтобы такой ценный предмет, связанный с нашим спасением, бесследно пропал!

Обретение Креста. Афон, монастырь Пантократор. XVII в.

Царица решила сконцентрировать поиски в Иерусалиме, и интуиция не подвела ее. После того, как были допрошены все старожилы, один старый еврей сказал, что знает место, где его предки закопали Крест. Это был холм, на котором стоял храм римской богини Венеры. Елена приказала разрушить святилище и буквально по миллиметру снести холм. Старания экспедиции увенчались успехом. Была найдена гробница Спасителя, где Он покоился три дня до Своего воскресения. А спустя некоторое время нашли и сам Крест, засыпанный различным строительным мусором. Когда святыню, в конце концов, нашли, ликованию народа не было придела — все хотели видеть бесценную реликвию. И тогда иерусалимский святитель Макарий с помощью нескольких священников поднял Древо на высокий помост, и все присутствовавшие могли узреть великую святыню.

Русская икона. Кон XVI в. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник Как известно, в пещере был найден не один крест, а три, и табличка от Креста Христова, лежащая отдельно. В нижнем регистре русской иконы XVI века изображено это и последующие события: внесение трех крестов в Иерусалим, опознание святого Креста возложением на умершего.

Второе событие, к которому возводит зрителя икона праздника, произошло в первой половине VII столетия. Незадолго до начала арабских завоеваний между Византией и Персией развязалась война, в ходе которой персидский царь Хозрой II разграбил Иерусалим, пленив патриарха и увезя с собою Крест Христов. Однако спустя 14 лет императору Ираклию удалось разгромить персов и освободить патриарха вместе с главной реликвией христиан. Торжественной процессией святитель и монарх несли Крест в Иерусалим, но у входа в Храм Гроба Господня их остановил ангел и приказал Ираклию снять с себя все царские знаки отличия и нести Древо так, как его нес Сам Христос — то есть как простой человек. Только выполнив веление ангела, император смог внести Крест в храм. И снова — как и при Елене — Крест был воздвигнут на высоком помосте, чтобы весь собравшийся люд мог увидеть орудие нашего спасения.

Третье же событие — это не столько некое «одноразовое» происшествие, сколько традиция, которую свято блюли в Константинополе. В особые дни года на возвышение перед алтарем храма Святой Софии выносилась часть Животворящего Древа, и патриарх поднимал ее над всеми верующими. Этот чин возник как подражание тому воздвижению, которое произошло в Иерусалиме. Церемонию поднятия Креста можно увидеть до сих пор в большинстве православных и униатских кафедральных соборов. Посреди храма устанавливается помост (кафедра), куда восходит епископ и на четыре стороны осеняет верующих крестом, хранящемся в алтаре. По благословению правящего владыки этот чин может совершать и заслуженный приходской священник, но это почетное право дается единицам как особая привилегия.

Символика иконы Крестовоздвижения

Изначальная композиция праздничного изображения, как мы уже отмечали, была весьма простой. На ступенчатом возвышении стоит священнослужитель в епископских одеяниях и держит Крест. Руки человека нарисованы так, что создается впечатление, будто он либо только-только начинает поднимать Крест, либо уже его опускает. То есть налицо желание художника передать момент благословения молящихся. Со временем фигура архиерея дополнилась предстоящими клириками — священниками и диаконами, которые помогают епископу держать тяжелый Крест.

С течением времени вместе со священнослужителями на возвышении стали изображать императрицу Елену. Она либо просто стоит вполоборота к Кресту, либо еще и держит в руках блюдо с гвоздями, найденными вместе с Крестом. Иногда к Елене присовокупляется Константин. Исторически такой вариант композиции неверен, но изображение императора на иконе вполне логично, ведь это он был инициатором собирания воедино христианских реликвий. Иногда Крест держат исключительно Константин и Елена, как это показано, например, на мозаике Святой Софии в Константинополе.

В Московском государстве XVII века встречались и такие иконы, на которых рядом с римскими государями можно увидеть русского царя и московского патриарха. Это, конечно, крайность с точки зрения истории, но, тем не менее, эта деталь была очень важна для московитов, поскольку подчеркивала идею духовного единства и преемственности Рима Древнего, Рима Нового и Рима Третьего, коим Москва себя и считала.

Икона. Кон. XVIII в. Из праздничного ряда иконостаса церкви села Селезениха Тверской обл. Государственный институт реставрации, Москва.

Нижнюю часть иконы занимает народ. Иногда изображено много людей, иногда — мало, а иногда — и вовсе нет никаких фигур. Однако такое бывает довольно редко, и чаще всего на иконах есть изображения молящихся. По одной трактовке — это жители Иерусалима, которые с ликованиями встречали обретенную святыню. По другой версии, фигуры символизируют собою всех христиан, всю совокупность земной Церкви, которая почтительно покланяется Святому Кресту, сделавшемуся орудием нашего спасения.

Икона “Воздвижение Честного Креста” Россия, XIX – ХХ век.

И, наконец, позади центральной композиции просматривается схематическое, но очень отчетливое и ни с чем не перепутываемое изображение храма (чаще всего – однокупольного). Иногда храм показан не снаружи, а как бы изнутри, как бы в разрезе, а само воздвижение происходит, по сути, под его сводами. Этот элемент можно трактовать по-разному. Исторически и первый Храм Гроба Господня, и Святая София имели по одному гигантскому куполу. Также это изображение символизирует любой христианский храм, в котором совершаются Евхаристия и Таинства. Но еще важно вспомнить, что храмовые или городские постройки на канонической иконе имеют и более глубокий аллегорический смысл. Они символизируют собою Небесный Иерусалим — нашу небесную отчизну и главную вожделенную цель, которую стремятся достичь все те, кто истинно и искренне верит во Христа Спасителя.

Комментарии 0

Иконография праздника

Изображения события обретения Креста равноапостольной императрицей Еленой известны с IX века. Как правило, это миниатюры, композиционной основой которых является не историческая сцена с патриархом Макарием, а чин воздвижения Креста в соборе Святой Софии в Константинополе.

Равноапостольные Константин и Елена

В Псалтирях указанным образом нередко иллюстрируется псалом 98. Воздвигает Крест на амвоне святитель Иоанн Златоуст. Его память приходится на 14 сентября, и он считается одним из основоположников царьградской богослужебной традиции. Вероятно, данные обстоятельства и объясняют появление этого изобразительного сюжета.

Обряд воздвижения Креста в Святой Софии с участием в нем императора подробно описан в трактате «О церемониях византийского двора» середины X века. Однако изображения василевса в этой сценепоявляются только в палеологовскую эпоху (см. роспись монастыря святого Креста близ Платанистасы на Кипре, 1494).

Равноапостольные Константин и Елена. Храм Святой Софии, Константинополь

В русских иконах ХV–ХVI столетий изображение воздвижения Креста получает дальнейшее развитие. Многолюдная сцена предстает на фоне одноглавого храма, в центре на полукруглом амвоне стоит патриарх с под­нятым над головой Крестом, украшенным веточками растений, его поддерживают под руки диаконы, справа под киворием – царь и царица, на первом плане – певцы.

Святые равноапостольные Константин и Елена XII век, Полоцк

Самое раннее изображение такого извода, имеющего большую популярность, сохранилось на таблетке из новгородского собора Святой Софии (кон. XV в.).

Равноапостольные Константин и Елена. Мозаика Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге

Другой вариант того же сюжета представлен на иконе 1613 года из монастыря Бистрица в Румынии: царь и царица стоят по сторонам от патриарха, молитвенно вытянув руки. Этот изобразительный вариант развился под влиянием парных изображений равноапостольных Константина и Елены с Крестом в руках, известных с X века (росписи церквей в Каппадокии).

Раноапостольные Константин и Елена

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Византийская миниатюра 12 века.

Обретение Креста. Афон, монастырь Пантократор. XVII в.

Октоих. 18 в. Миниатюра

Воздвижение Креста. Икона двусторонняя. Конец XV века. Новгород

Зрелый вариант иконографии Воздвижения Креста Господня, характерный и для современных православных икон, получил развитие на русских образах XV-XVI вв.

Он представляет собой многолюдную сцену, изображенную на фоне одноглавого храма. В центре на полукруглом амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом, украшенным веточками растений, его поддерживают под руки диаконы.

На первом плане изображаются святители, певцы в остроконечных шапках и пришедшие поклониться святому Древу.

Справа под киворием, как правило, пишутся фигуры царя Константина и царицы Елены. Иногда на иконе Воздвижения изображается напоминание о чуде, сопутствовавшем этому событию, в виде образов воскресшего покойника или старца в тяжелой болезни, исцеленного прикосновением ко Кресту.

Самые ранние варианты данного извода представлены на одной из «таблеток» (иконы-святцы), происходящей из ризницы новгородского Софийского собора (кон. XV в., НГОМЗ), а также на ряде других икон: трехрядница «Воздвижение.

Чудо Георгия о змие. Избранные святые» из собрания И. С. Остроухова (нач. XVI в., ГТГ), «Воздвижение» 2-й пол. XVI в. (ГТГ), трехрядница «Воздвижение. Покров. Избранные святые» (1565, ГТГ); двусторонняя «Богоматерь Воплощение.

Воздвижение Креста» (XVI в., ГИМ) и др.

Описанному иконографическому варианту Воздвижения Креста Господня предшествовали парные изображения святых равноапостольных Константина и Елены с Крестом в руках или стоящих по сторонам Креста, известные с X в. (росписи церквей в Каппадокии, X в., стенопись кафоликона греческого монастыря Осиос Лукас в Фокиде, 30-е гг. XI в., известная фреска Мартириевской паперти Софийского собора в Новгороде, XI в, и др.).

Подобный извод получил широкое распространение в росписях XII-XIV вв. На иконе 1613 г. из монастыря Бистрица в Румынии царь и царица представлены по сторонам от Патриарха, молитвенно воздев руки.

В XVII в. такая иконография, дополненная изображением царя Алексея Михайловича, царицы Евдокии и Патриарха Никона, становится популярна в русском искусстве.

Воздвижение Креста. Ярославль. Круг Гурия Никитина. Около 1681 года (?).

Богоматерь Воплощение. Воздвижение Креста. Двусторонняя выносная икона. Новгород. XVI век.

Воздвижение Креста.Около 1717.

Воздвижение Креста. Первая четверть XVIII века. Иконостас Преображенской церкви о.Кижи

Воздвижение Креста. Середина XVIII в. Палехские письма.

Воздвижение Креста Господня. Невьянская икона. 1830-1840гг.

Воздвижение Креста Господня. Святейший Патриарх Кирилл, храм Христа Спасителя, 2011

Воздвижение креста в Константинополе. 2012 год. Патриарх Варфоломей.

Георгий Битбунов

Многие важные церковно-исторические события, отражающие подлинную сущность библейской мифологии, наглядно проиллюстрированы в старинных русских иконах. Воссоздание их уникальных священных образов на твердой поверхности, составляющие внутреннее убранство любого православного храма, производит на каждого человека неизгладимое впечатление, побуждая его к проявлению высших эстетических чувств, и благородных поступков.

Однако, среди огромного количество почитаемых святынь, которые являются частью национально-культурного достояния современного общества, особое внимание следует уделить иконе воздвижения Креста Господня. Её сюжет повествует о важном древнем сказании, которое было связано с распятием Иисуса Христа.

Историческая справка

Народное придание гласит, что в суровые воинственные времена, когда развитие любого государства знаменовалось захватом новых территориальных владений, полноправным властителем римской империи оказался Константин I. Во время его царствование, период которого продолжался с 306 — 337 годов, в Византии, были предприняты серьезные религиозные изменения, благодаря которым христианская вера стала самой распространенной и господствующей религией с начала IV века нашей эры. Первоначально, Константин Великий, как и его отец отрицал верование в единого бога Иисуса Христа, и с началом своего правления какое-то время продолжал оставаться подлинным язычником. Однако позднее его взгляды полностью изменились, когда в один прекрасный момент перед началом грядущего сражения, он посмотрел наверх и увидел небесный образ креста. Поговаривали, что он появился после долгой мольбы императора и обращению его к Богу с просьбой помочь одержать важную и очень значимую для государства победу. И в ночь того же самого дня, Константина I, во снах посещает сам Господь Бог, который соглашается помочь императору при условии, что на военное форме, оружие и знамении у солдат будет высечен тот самый символ, образ которого был отчетливо представлен на небе. Далее Константин, будучи впоследствии Святым Равноапостольным царём, выполняет данное Богу обещание, и сразу после этого становится непобедимым, одерживая с успехом одну победу за другой.

Сразу после грандиозного завершения военной кампании, римский император Константин возвращается к себе на Родину и поручает своей матери Елене отыскать и привести Животворящее Древо, на котором когда-то был распят Иисус. По прибытию в Иерусалим, княгине, совместно с сопровождающим отрядом войск, удаётся обнаружить три креста, которые изначально были закопаны прямо под языческим храмом. Как только мертвое тело покойника непонятным для всех образом смогло полностью исцелиться после приложения одного из них, люди сразу же поверили в чудотворные свойства данного символа, подойдя к нему как можно ближе. Этот судьбоносный для христианского народа исторический фрагмент, который как раз и продемонстрирован в иконе воздвижение креста.

На сегодняшний момент времени, в мире существует немалое количество священных полотен с аналогичным названием, образы которых имеют некоторые несущественные отличия. Однако основная сущность во всех их разновидностях проиллюстрирована одинаково. В центре данной композиции видно, что многие верующие люди, в том числе и священнослужители собрались возле животворящего креста. Те, кто ближе всего расположен к нему, стараются придерживать его руками для того, чтобы он не переставал находиться в неизменном вертикальном положении.

В чем помогает икона Воздвижения Креста Господня

Икона Воздвижение Креста Господня оказывает важное значение в современной жизни православных и католических христиан.

Её уникальная целительная сила способна навсегда избавить нуждающихся в помощи людей от целого ряда окружающих их болезнетворных напастей.

На протяжении многих лет, икона Воздвижения Креста Господня, при помощи своих сохранившихся чудотворных свойств эффективно помогает взрослым, а также больным детям раз и навсегда обрести покой, устраняя следующие опасные для жизни беспокойства:

  • болезни костной ткани;
  • частные головные мигрени;
  • мучительные зубные боли;
  • проблемы, связанные с деторождением;
  • болезни, неподдающиеся лечению в местных медицинских учреждениях.

Рекомендуем прочитать: Икона «Сретение Господне»

Молитва иконе

Молитва, которую следует произнести перед иконой воздвижения креста, звучит следующим образом:

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным Христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство

Описание иконы Воздвижение Креста Господня, кто на ней изображен и в чем помогает

С иконой «Воздвижения Креста вознесения Господнего» связана красивая легенда. Когда Иисуса вместе с другими осужденными казнили (распяли), великая скорбь обуяла его учеников. В условленный час они сняли с креста мертвое тело своего учителя, чтобы омыть его и предать земле, как полагается. Как величайшие реликвии восприняли верующие ткань, в которую заворачивали Христа, и копье, которым касались его тела. Крест же куда-то запропал. И нашли его не сразу.

История происхождения

Утерянный крест был обретен при прямом участии царицы Елены и то после изнурительных поисков. Случилось это в 326 году. Ее сын, царедворец Константин, вознамерился возвести храмы в Палестинских землях, где жил Спаситель. Но для этого ему понадобилось распятие, на котором Христос был предан мучительной казни.



Святыня была скрыта в одной из пещер, завалена землей. Когда очистили вход, то в глубине нашелся не один, а три креста. Как подсказал епископ Макарий, каждый из них поднесли к больным. И тот, который исцелил все недуги, был принят честным и животворящим, истинным Крестом.

С тех пор в христианском мире отмечают праздник Воздвижения, а также возносят молитвы Кресту. По преданию, страждущие, уверовав, исцеляются от душевных болезней, немощей. Помогает сила реликвии и при родах, особенно тяжелых, от бесплодия.

Описание и значение в православии

Крестовоздвижение относится к важным обрядам в православии, поскольку с ним связаны два разнесенных по хронологии события:

  • III век. Чудесное обретение Креста на Лобной горе, непосредственно там, где Иисус был распят;
  • VII век. Император Ираклий возвращает Животворящую святыню из персидского плена.

Само значение слова «воздвижение» означает поднятие распятия патриархом Макарием после его обретения. Крест был трижды вознесен стоящим на возвышенности священнослужителем, чтобы собравшиеся верующие могли хорошо его разглядеть. При этом народ восклицал «Господи, помилуй!».

А чтобы узнать, как выглядит чудесный крест, достаточно взглянуть на икону, где он изображен во всех деталях. Классический для русской иконописи сюжет основан на сцене закладки святого храма. При большом стечении людей Патриарх (в центре иконы) высоко поднимает над головой Крест. Под обе руки его поддерживают помощники. На доске также изображены Елена и Константин (в правой части).

О чем просят и в чем помогает образ

Страстная молитва, обращенная к иконе, дарит чудесное избавление от болей и хворей, прогоняет неизлечимые болезни, дает надежду страждущим. Обращаются с мольбой к Кресту Спасителя, его образу и чудотворной силе. Просят покоя, укрепления, исцеления ран, выздоровления после тяжелых операций. Помогает икона от зубных болей, при воспалении суставов, от хронических мигреней.

Излечение от бесплодия

Чистая, искренняя молитва, вознесенная к святому образу, иконе, помогает женщинам зачать ребенка. Даже если все врачи наперебой заявляют об их бесплодии. Не важно, как молящаяся будет обращаться к иконе – вслух или мысленно. Главное, чтобы это было от души.

Помощь при родах

Обычно роженицы, их родственники (матери) традиционно возносят молитву Богородице, ее образу на иконе. Она – защитница всех женщин, Матерь Божья. Обращение к иконе Животворящего Креста может оказаться не менее эффективным. Если молитва возносится в памятную дату Воздвижения, то для всех православных обязателен строгий пост: накладывается запрет на яйца, мясо, рыбу – продукты животного происхождения, а также молочные.

Исцеление различных болезней

Перечень недугов, от которых можно избавиться силой обращенной к иконе, Кресту молитвы, удивительно широк. Сюда относятся как телесные, так и душевные хвори. Вообще, как утверждают пастыри, любая искренняя молитва, независимо от того, кому она адресована, творит чудеса. Главное – верить в силу слова и обратить всю страсть в мольбу, обращение к святому символу.

В качестве примера исцеления верующие приводят следующий случай: однажды у одного мужчины, в Бога и чудеса не верующего, очень сильно воспалились десны. Боль мучила его сутки напролет, мешая и спать, и есть, и просто работать. По совету знакомых, взял он немного масла из лампады, стоявшей у иконы, смазал больное место и обратился с молитвой к образу. Все прошло, как будто бы и не было. Мужчина уверовал в силу иконы, а на следующий день страстно и благодарно молился, преклонив перед ней колени.

Дарование душевного покоя и равновесия

Силой слова исцелял душевнобольных и беснующихся Христос. Такой же силой наделен Крест Господень, его изображение. Молиться о снисхождении душевного покоя можно как самим страждущим, так и их близким. В смутные времена чистая, откровенная молитва, обращенная к Кресту, дает душевное спокойствие, прогоняет страхи и неуверенность.

Иконография

В мировой иконографии существуют несколько уникальных изображений, в равной степени наделенных животворящей силой. Чаще всего на иконах можно встретить лики святых Елены и Константина, держащих Крест. Таковы доски из Храма Софии в Константинополе, Полоцка. Есть изображения на тему Воздвижения Креста Господня и на стенах Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. В Риме хранится миниатюрная менология императора Василия II, датированная 11 столетием. Если на иконе центральной фигурой выступает Патриарх Макарий, то обязательно присутствуют его помощники, епископы, помогавшие в поисках Креста.

Совсем уже редкое изображение находится в монастыре Санти-Куаттро-Коронати, в капелле Сан-Сильвестро: там показана сцена обретения Креста Господня императрицей Еленой в пещере.

Как проводят празднование

Православная церковь по всему миру признает святым днем праздник Воздвижения Креста, 27 сентября. Это двунадесятый, посвященный Христу (Господский), день. Еще одно важное примечание: дату нельзя совмещать с другими праздниками, в таком случае они переносятся. Воздвижение Креста обязательно должно праздноваться отдельно. Следующее условие – верующие строго постятся, встречая праздник без мяса, рыбы, яиц, молока и продуктов из него. Это очень важно. Пищу приправляют только растительным маслом, оливковым или подсолнечным. Традиционно праздник соединяет два события – обретение Креста на Голгофе и возвращение святыни из неволи, перского плена.

В день празднования обязательно проводятся Всенощное бдение и Литургия. В храмах, где ночные службы не проходят, совершается праздничное бдение в канун Воздвижения Креста. Интересной особенностью является проведение Утрени и чтение строк из Евангелия в алтаре (не в центре храма, как обычно). Кульминацией считается вынос Креста: молящиеся прикладываются к святыне губами, после чего предстоятель помазывает их освященным елеем. Поклоняясь святому символу, поют тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, святое воскресение славим».

Символ Воздвижения – Крест – должен возлежать на аналое до 4 октября. После этого дня священнослужитель убирает Крест в алтарное помещение.

Текст молитвы перед образом

Обычно верующие читают один из двух приведенных текстов:

«Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь».

«О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ты: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя — утверждение, христиан всех — упование, царей — держава, верных — прибежище, Ангелов — слава и воспевание, демонов — страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных — посрамление, праведных — услаждение, обремененных — ослаба, обуреваемых — пристанище, заблудших — наставниче, одержимых страстьми — раскаяние, нищих — обогащение, плавающих — кормчий, слабых — сила, во бранех — победа и одоление, сирых — верное покровение, вдов — заступниче, дев — целомудрия охранение, ненадеянных — надежда, недужных — врач и мертвых — воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты — одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *