Воздвижение креста господня праздник

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 49 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Крест в православии имеет огромное значение: он защищает от зла, нечистых помыслов и деяний, выступает в роли веры в силу Всевышнего и его могущества. Каждый верующий человек, заходя в церковь, молясь перед иконами и находясь на богослужении, накладывает на себя крест, как знак истинной веры в его защиту. При крещении, как взрослого, так и ребенка надевают нательный крестик, который он носит всю свою жизнь.

В наше время есть разные виды крестов и материалов, с которых они изготовлены. Каждый выбирает для себя материал, из которого он изготовлен и форму (четырех, шести, восьмиконечный и с полукругом внизу), церковь это не запрещает. Но ближе всего по значению, для верующего человека, деревянный нательный крестик, как часть деревянного креста, на котором был распят Иисус Христос.

Именно поэтому, для увековечения креста и его жизненной энергии, которой он заряжает всех людей – 27 сентября церковь отмечает православный праздник Воздвижения Креста Господня.

Содержание

Что означает Воздвижение Креста Господня

Этот праздник имеет свою древнюю историю, наполненную интересными событиями, которые открыли человечеству много тайн. После распятия Иисуса Христа, его мученической смерти и предсказанного воскрешения. Несмотря на то, что враги уничтожили все зацепки, которые могли помочь в поиске Животворящего Креста Господня, глубоко верующие люди стремились, во что бы то ни стало, найти его.

Великий Римский император Константин, получив послание Божье в виде лика Креста перед важным сражением, сумел победить своих врагов, понял, что его избрали для исполнения важной миссии – найти Крест Господний.

Его мать Елена, начала поиски с того места где закончил свой жизненный путь на Земле Спаситель всего человечества. После долгих расспросов, ей удалось отыскать священное место. Было найдено три Креста, и определить, какой из них Животворящий было сложной задачей.

Но один мудрец, дал дельный совет: дотрагиваться найденными Крестами до больного человека. Таким образом, удалось исцелить безнадежно больную женщину и воскресить умершего человека. Находящиеся рядом люди увидели портящий их результат и тоже захотели прикоснуться и поцеловать уникальный Крест.

На этом месте был построен уникальный в своем роде храм на честь воздвижения честного и животворящего креста господня. Многие люди едут именно туда, чтобы прочувствовать атмосферу таинства Воскрешения Спасителя.

Праздник Воздвижение Креста Господнего, особенности

От всех других церковных праздников он отличается радостью за то, что Крест, на котором распяли сына Божьего, спустя много лет был найден и символизировал память всего человечества, о тех страшных страданиях, которые выпало ему пережить, оставаясь до последних минут своей жизни, преданным церковным традициям и своему Отцу.

Брать и сестры во Христе. Нужна ваша посильная помощь. Сотворили новый православный канал в Яндекс Дзене: Мир православный и пока мало подписчиков(20 человек). Для быстрого развития и донесения православного учения большему числу людей, просим Вас перейти и подписаться на канал. Только полезная православная информация. Ангела Хранителя Вам!

Многие сомневались в правильности его поступка и возможно осуждали, но большинство верило в то, что он не жалея себя, ценой собственной жизни искупил грех всех людей на Земле. Праздник Воздвижения честного и животворящего Креста Господня — дань человечества Иисусу Христу, символ православной веры и чести.

Многие люди считают, что Крест имеет огромную силу, исцеляет от многих недугов и защищает от нечистой силы. Он дарит возможность впустить в свое сердце надежду и любовь, наполнить мир добротой, чистотой душ и смирением, а также познать все прелести мира Божьего, и оценить его деяния, силу любви к людям и всем живым существам.

У каждого человека есть свое предназначение в жизни, и через какие жизненные преграды нужно пройти, чтобы найти свое место в этом мире, никому не известно. Все мы несем свою ношу, которая кажется нам порой неподъемной и несправедливой.

Но если, хоть на одну минуту, представить себе, какой смелый и сильный духом был Иисус, что сумел с достоинством вынести всю горечь своего жизненного пути, то все яснее понимаем, что наши проблемы не такие тяжелые, как нам кажутся и они даются нам для обучения.

К этому великому празднику, все готовятся заранее, читают молитвы дома, посещают церковное богослужение и молятся перед иконой Воздвижение Креста Господня. На ней изображено место нахождения чудотворного Креста царицей Еленой. Эта икона помогает просящим излечится от хронических недугов, бесплодия, проблем с суставами, зубами, и постоянной головной боли.

Приметы на Воздвижение Креста Господня

Готовясь к этому празднику, наши предки чтили религиозные традиции:

  • В этот день в церкви, на богослужении, покупали три свечи, которыми потом крестили углы в доме, читая при этом молитву;
  • наносили крест на двери дома, а для защиты домашних животных хозяин вещал обереги, которые приносили достаток в дом;
  • придерживались строгого поста, запрещались продукты животного происхождения и рыба. Их можно было заменить разнообразными блюдами из чечевицы, грибов и капусты. Из последней делали пироги, вареники, пирожки, а также капустные запеканки, голубцы с грибами и перец начиненный капустой. Считалось, что если ты раздашь милостыню нуждающимся, то исцелишь душу от греха и злых помыслов;
  • В народе, в этот день было принято сватать молодую невесту. Она читала особую молитву, в которой просила о счастливой семейной жизни, взаимопонимании и поддержке. Молодежь собиралась на массовые гулянья, а при плохой погоде, друг к другу в гости ходили;
  • К 27 сентября крестьяне старались зачистить свои земельные участки и подготовить их к пахоте;
  • Старейшины замечали, что когда приходит этот праздник, нужно готовиться к зиме. Летняя теплота будет радовать все реже и реже, а облачная и дождливая погода – все чаще.

В великий церковный праздник Воздвижение Креста Господня, что нельзя делать, чтобы не нагрешить и не быть наказанным за непослушание и предвзятое отношение к Богу:

  • Нельзя начинать что-то новое – закончиться неудачей, ссорой или серьезным конфликтом;
  • Нельзя повышать голос и сквернословить;
  • Нельзя заниматься рукоделием;
  • Нельзя открывать двери в доме или сараях, чтобы не забрались туда ужи, змеи, гадюки для зимней спячки.

Пусть хранит Вас Господь!

Православные верующие 27 сентября 2019 года будут отмечать один из значимых праздников, который относится к числу двунадесятых, то есть двенадцати самых важных после Светлой Пасхи. Он является не переходящим, то есть его дата год от года не меняется. Его полное название – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

Традиции и обряды праздника

Верующие православной церкви поклоняются Кресту. В этот день люди не начинают никаких дел, так как положительного результата не будет.

Традиционно совершаются обходы или крестные ходы с иконами и молитвами. В этот день начинаются Воздвиженские вечерки, которые длятся две недели.

Незамужние девицы собираются и читают определенное заклятье семь раз. Согласно поверью, после такого обряда в девушку влюбится тот, кто мил ее сердцу.

Те, кто в Воздвижение будет соблюдать пост, получат прощение 7-и грехов, а не соблюдавшие – 7 грехов обретут.

В этот праздник в домах мелом, сажей, углем, чесноком, кровью животного рисуют кресты. Небольшие крестики из дерева помещают в закромах и яслях животных. При отсутствии крестов их делают из веточек рябины. Они охраняют людей, животных и урожай от нечистой силы.

Что можно делать

Посетить Всенощное бдение, помолиться о здоровье близких, прикоснуться к святыне.

Окропить дом святой водой, нарисовать мелом кресты по обе стороны входной двери.

Обойти все углы в доме с зажженной церковной свечей и молитвой, что поможет выгнать из дома весь негатив.

Считается, что святая вода на Воздвижение усиливает свои свойства.

Вечер 27 сентября нужно проводить дома с семьей. Традиционно в этот день едят пирог с капустой. Пост на Воздвижение соблюдается.

Что нельзя делать

27 сентября нельзя ссориться, допускать конфликты.

Необходимо воздержаться от шумных застолий и бурных развлечений.

Нельзя употреблять в пищу продукты животного происхождения.

Нельзя ходить в лес, на природу, ведь на Воздвижение звери и хладнокровные готовятся к зимней спячке.

По негласным правилам не стоит начинать новые дела, так как все начатое в этот день окончится полной неудачей или будет бесполезно.

Не рекомендуется давать кому-либо взаймы и одалживать деньги, чтобы не потерпеть убытки.

Как и в другие церковные праздники, запрещается заниматься тяжелым трудом, например, делать ремонт, а также выполнять различные работы по дому (шить, вязать, вышивать и т. п.).

Приметы

Если бабье лето закончилось — потепления не ждать до самой весны.

Заготовленная в этот день на зиму капуста получится очень вкусной.

Если в этот день дует северный ветер, то лето в следующем году будет теплым, западный же ветер предвещает плохую погоду в летние месяцы.

В это время птицы улетают на юг. Если журавли летят, не торопясь, достаточно высоко и курлычут, то осень будет теплой. Увидев птиц, люди старались загадать желание, которое, как полагали, непременно сбудется.

По материалам электронных СМИ

Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня (тропарь, кондак, задостойник, молитвы и величание)

Тропарь, глас 1:

Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.

Кондак, глас 4:

Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.

Задостойник

Велича́й, душе́ моя́,/ пречестны́й Крест Госпо́день.

Та́ин еси́, Богоро́дице, рай,/ невозде́ланно возрасти́вший Христа́,/ И́мже кре́стное живоно́сное на земли́ насади́ся Дре́во;/ тем ны́не возноси́му,// поклоня́ющеся Ему́, Тя велича́ем.

Молитва первая

О, всечестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, Кро́вию Христа́ Бо́га на́шего освяще́нный и сме́ртию Его́ нас от сме́рти ве́чныя свободи́вый! Ты еси́ зна́мение побе́ды на враго́в на́ших ви́димых и неви́димых: ты и́маши яви́тися в час Стра́шнаго Суда́ Христо́ва: тебе́ смире́нно покланя́юся, честно́ прикаса́юся и любе́зно тя лобыза́ю, ны́нешнее моле́ние к Распя́тому на тебе́ принося́, да исцели́т мя си́лою в тебе́ Свое́ю от всех неду́гов душе́вных и теле́сных, и сохрани́т от враго́в ви́димых и неви́димых, и неосужде́нна на суде́ Свое́м одесну́ю поста́вит. Ей, Животворя́щий Кре́сте святы́й, на тебе́ Спас, умира́я за уме́ршия грехми́ челове́ки, дух Свой я́ко челове́к испусти́, Кровь же и во́ду источи́, и си́ми треми́, еди́но, е́же па́че все́х есть на потре́бу, спасе́ние нам соде́ла: во сла́ву исто́чника вод живы́х Бо́га Отца́, Себе́ же, от крове́й Деви́ческих воплоще́нна Бо́га Сы́на, и Бо́га Ду́ха Свята́го, оживля́ющаго дух челове́ч: И́хже Трие́х во еди́ном Божестве́ пособи́ и мне сла́вити благода́рственно, от воды́ креще́ния восприя́тою ве́рою непоро́чною, в прича́стии же пло́ти и Кро́ве Госпо́дних наде́ждою несумне́нною и в покая́нии ду́хом сокруше́нном и любо́вию нелицеме́рною: ниже́ то́кмо в жи́зни сей плаче́вной, я́ко вода́ мимотеку́щей, бра́ней и крове́й испо́лненной, и я́ко па́ра исчеза́ющей с воздыха́нием, но и в бу́дущей блаже́нной просла́влю Го́спода, посо́бием си́лы твоея́, Кре́сте треблаже́нне, да просла́влю са́мым лица́ зре́нием ве́рованному одержа́нием же ча́янному и наслажде́нием люби́мому, еди́ному в Тро́ице сла́вимому в безконе́чныя ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

О, Пречи́стый и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Дре́вле у́бо был еси́ ка́зни позо́рныя ору́дие ны́не же зна́мение спасе́ния на́шего – при́сно почита́емое и прославля́емое! Ка́ко досто́йне возмогу́ аз недосто́йный воспе́ти Тя и ка́ко дерзну́ преклони́ти коле́на се́рдца моего́ пред Искупи́телем мои́м, испове́дая грехи́ свои́? Но милосе́рдие и неизрече́нное человеколю́бие Распе́ншагося на тебе́ смире́нное дерзнове́ние подае́т ми, да отве́рзу уста́ моя́ во е́же сла́вити Тя; сего́ ра́ди вопию́ Ти: ра́дуйся, Кре́сте, це́ркве Христо́вы – красота́ и основа́ние, вся вселе́нныя – утвержде́ние, христиа́н всех – упова́ние, царе́й – держа́ва, ве́рных – прибе́жище, а́нгелов – сла́ва и воспева́ние, де́монов – страх, губи́тельство и отгна́ние, нечести́вых и неве́рных – посрамле́ние, пра́ведных – приста́нище, заблу́дших – наста́вниче, одержи́мых страстьми́ – раска́яние, ни́щих – обогаще́ние, пла́вающих – ко́рмчий, сла́бых – си́ла, во бране́х – побе́да и одоле́ние, си́рых – ве́рное покрове́ние, вдов – засту́пниче, дев – целому́дрия охране́ние, ненаде́янных наде́жда, неду́жных – врач и ме́ртвых – воскресе́ние! Ты прообразо́ванный чудотворя́щим жезло́м Моисе́я – животво́рный исто́чник, напая́ющий жа́ждущия духо́вныя жи́зни и услажда́ющий на́ши ско́рби, Ты – одр, на нем же ца́рственно почи́л тридне́вно Воскре́сший Победи́тель а́да. Сего́ ра́ди и у́тро и ве́чер и полу́дне прославля́ю Тя, треблаже́нное Дре́во, и молю́ во́лею Распе́ншагося на Тебе́, да просвети́т Он и укрепи́т Тобо́ю ум мой, да откры́ет в се́рдце мое́м исто́чник любве́ соверше́нней и вся дея́ния моя́ и путие́ мои́ Тобо́ю осени́т, да вы́ну велича́ю Пригвожде́ннаго на Тебе́, грех мои́х ра́ди, Го́спода Спаси́теля моего́. Ами́нь.

Величание

Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и чтим Крест Твой святы́й,/ и́мже нас спа́сл еси́// от рабо́ты вра́жия.

Назад к списку

Всемирное Воздви́жение Честна́го и Животворящего Креста Господня — один из господских двунадесятых (от славянского «дванадесять» — двенадцать), то есть самых больших православных праздников, установленный в воспоминание о том, как равноапостольная царица Елена, мать императора Константина, нашла крест, на котором был распят Господь наш Исус Христос. Это событие, согласно церковному преданию, произошло в 326 году в Иерусалиме около горы Голгофы — места распятия Христова. Праздник Воздвижения Креста Господня является непереходящим, всегда отмечается 27 сентября (14 сентября по старому стилю). Он имеет один день предпразднества (26 сентября) и семь дней попразднества (с 28 сентября по 4 октября). Отдание праздника — 4 октября. Кроме того, празднику Воздвижения предшествуют суббота и Неделя (воскресенье), называемые субботой и Неделей перед Воздвижением.

Воздвижение Креста Господня. История и событие праздника

День Воздви́жения Честна́го и Животворящего Креста Господня — один из древнейших православных праздников. Совершается он в память двух событий из истории Креста Господня: в память обретения его в IV веке и в память возвращения его от персов в VII веке. Святой Крест Господень вскоре после снятия с него Спасителя был зарыт в землю иудеями вместе с крестами двух разбойников. Это место впоследствии было застроено языческим капищем. Обретение Креста произошло в 325 или 326 году. По сообщениям церковных историков IV века, мать императора Константина, равноапостольная Елена, отправилась в Иеросалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также святой Крест. По преданию, святая Елена пыталась узнать место, где был закопан Крест, у иеросалимских иудеев. Ей указали на то место, где находился языческий храм Венеры. Здание разрушили и начали раскопки. Наконец, нашли три креста, табличку с надписью «Исус Назарянин, царь Иудейский» и гвозди. Чтобы узнать, на каком из трех крестов был распят Господь, их приложили поочередно к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню истинного Креста Господня, который и был поднят епископом для всеобщего обозрения. Предание говорит также о чуде воскрешения мертвеца, которого несли на погребение, через прикосновение ко Кресту.

Cвв. Константин и Елена. Феофан Критский. Фреска. Метеоры (Николай Анапафса). 1527 г.

Когда началось благоговейное поклонение Кресту и целование его, то по многолюдности многие не могли не только облобызать святой Крест, но даже видеть его, поэтому патриарх Иеросалимский Макарий показал обретенный Крест народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!» Обретение Креста совершилось около праздника Пасхи, поэтому первоначальное чествование Креста совершалось на второй день Пасхи. После обретения святого Креста император Константин начал строительство храмов на Голгофе. Непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня была построена большая базилика Мартириум и ротонда Воскресения (Гроба Господня). Освящение совершилось 13 сентября 335 года. Интересно, что освящение храма повлияло и на дату праздника. Епископы, присутствовавшие на этих торжествах, решили празднование в честь обретения и воздвижения Креста Господня совершать 14 сентября, а не 3 мая, как это было в предшествующие годы. Так, из жизнеописания святителя Иоанна Златоуста видно, что в его время в Константинополе празднование воздвижения Креста совершалось 14 сентября. ​В 614 г., при персидском царе Хозрое, персы овладели Иерусалимом и вместе с другими сокровищами храма похитили святой Крест Господень. Святыня оставалась в руках язычников 14 лет, и только в 628 г., при греческом императоре Ираклие, Крест был возвращен в Иерусалим. Начиная с VII века празднование Воздви́жения Честнаго и Животворящего Креста Господня сделалось особенно торжественным.

Библиотека Русской веры
Поучение на Воздвижение Честнаго Креста. Великие Минеи Четьи

Читать онлайн в оригинале

Воздвижение Креста Господня. Богослужение

Этот праздник одновременно торжественный и грустный, он напоминает не только о величии и торжестве победы Господа над смертью, но и о Его страданиях на Кресте. Главной особенностью богослужения на праздник Воздвижения Креста Господня является вынос в конце вечерней службы Креста из алтаря для благоговейного поклонения. После великого славословия священник возлагает на голову Крест и в преднесении светильников, каждения фимиама и при пении «Святый Боже» выносит его северными дверями из алтаря. Потом, по окончании пения, возглашает: «Премудрость прости». Певцы поют: «Спаси, Господи, люди Своя». Священник полагает святой Крест на приготовленный аналой на середине храма и совершает пред ним каждение. После этого бывает поклонение Кресту при пении священнослужителями:

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим.

Облачение священнослужителей в праздник Воздвижения Креста бывает темным, траурным, а женщины надевают темные платки. В память крестных страданий Господа в этот день установлен пост — пища поставляется только с растительным маслом. В стихерах праздника раскрывается учение о смысле страданий Христовых. Страдания Исуса Христа умертвили умертвившего нас, т.е. диавола, и оживили умерщвленных грехом людей; яд древнего змия был смыт кровию Исуса Христа. Стихеры и канон Воздвижению составили известные творцы церковных песнопений — Феофан, Козма и другие. Они показали связь новозаветных событий с ветхозаветными, указав прообразы Креста Господня. Так, в одной из стихер на литии мы слышим:

Проњбразu1z кrтъ тв0й хrтE, патріaрхъ и3я1ковъ, внyкwмъ благословeніе дaруz, на главaхъ премэнeны рu1цэ сотвори.

Высоким духовным настроением исполнены стихеры, которые поются во время поклонения Кресту в конце вечерней службы:

Пріидёте, вёрніи, животворsщему дрeву поклони1мсz, нанeм8 же х©ъ цRь слaвы в0лею рќцэ распростeръ, вознесE нaсъ на пeрвое бlжeньство. Пріидёте лю1діє, преслaвное чю6до ви1дzще кrтA си1лэ поклони1мсz. Днeсь вLка твaри, и3 гDь слaвэ, на кrтЁ пригвождaетсz, и3 в8 рeбра прободaетсz. жeлчь и3 nцeтъ в8кушaетъ, слaдость цRк0внаz. …и3 заушaетсz бeрною рук0ю, и4же рук0ю создaвыи чlка. Днeсь и4же не прикосновeнныи существ0мъ, прикосновeнъ мнЁ бывaетъ. и3 стрaждетъ стrти, свобождaz мz t стrтє1й.

В паремиях празднику Воздвижения содержатся такие мысли: в первой паремии (Исх. XV, 22–27; XVI, 1) повествуется о том, как Моисей во время странствования евреев по пустыне оздоровил вложением дерева источник, в котором была горькая вода. Это дерево, усладившее горькую воду, прообразовало силу Креста Господня. Во второй паремии (Притч. III, 11–18) ублажается человек, заботящийся о приобретении древа премудрости, которое есть «древо жизни» для приобретающих его, наша премудрость и наше древо жизни Крест Христов. В третьей паремии (Исаия LX, 11–16) содержится пророчество Исаии о величии и славе града Господня святого Иерусалима, который Господь облечет величием во веки и радостью в роды родов.

Библиотека Русской веры
Канон Воздвижению креста Господня →

Читать онлайн

В каноне изображается сила Креста, открывшаяся в ветхозаветных прообразованиях креста (Моисей, поднявший руки крестообразно во время битвы и тем вымоливший победу; древо, усладившее воды Мерры и т. д.), и в новозаветных чудесах — через самый Крест Господень. В Апостоле говорится (I кор., I, 18–24), что Крест, т.е. страдания Исуса Христа, представляют из себя Божию силу и Божию Премудрость. В Евангелии (Иоанна XIX, 6–11, 13–20, 25–28, 30–35) содержится история страданий Христа Спасителя.

Тропарь и кондак празднику Воздвижения креста

Тропарь Воздвижению Креста Господня. Церковно-славянский текст:

Спаси22 гDи лю1ди своS, и3 бlгослови2 достоsніе своE, побёды держaве росси1йстей на сопроти1вныz дaруй, и3 своS сохранsz кrт0мъ лю1ди.

Русский текст:

Спаси, Господи, своих людей и благослови нас, Твое достояние, подавая нашей стране победу над сопротивниками, врагами Его царства, и сохраняя силою Твоего Креста людей своих.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст:

Вознесhисz на кrтъ в0лею, тезоимени1тому нhнэ жи1тельству твоемu2. щедр0ты твоS дaруй хrтE б9е. возвесели2 си1лою своeю странY нaшу, побёды даS є4й на сопостaты, пос0біе и3мќщей твоE nрyжіе, ми1ру непобэди1мую побёду.

Русский текст:

Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Своею страну нашу, подавая ей победы над врагами, да имеет она помощь от Тебя, оружие мира, непобедимую победу.

Чин Воздвижения Креста Господня

На Руси чин Воздвижения Честного Креста известен с XIII столетия и является неотъемлемой частью богослужения праздника Крестовоздвижения. Он имеет многовековую историю. Самая ранняя запись этого чина сохранилась в так называемом Иеросалимском канонаре, относящемся по времени своего происхождения к 634–644 годам. В разных памятниках находим разнообразие в описаниях этого чина: одни описывают как чин совершается при служении Патриарха с сонмом духовенства, другие — лишь священника с диаконом. Святой Киприан Московский в своем послании от 1395 г. к новгородскому духовенству писал, что в день Крестовоздвижения Крест следует воздвигать во всякой церкви, пусть там будет даже только один священник. В старопечатном московском Типиконе 1641 г. появилось указание о том, что Крест воздвигают только в соборных храмах и монастырях, а в обычных приходских храмах на Крестовоздвижение бывает лишь поклонение Кресту, по чину Крестопоклонной недели. Такой обычай сохранился и по сей день: чин Воздвижения Креста совершается только в соборных храмах, где служит митрополит или епископ.

Епископ, взяв Крест и стоя на восток (к алтарю), начинает первое воздвижение — поднятие Креста вверх. Перед Крестом на некотором расстоянии становится диакон, держа в левой руке свечу, а в правой кадило, и возглашает: «Помилуй нас, Боже». Певцы поют сто раз: «Господи, помилуй». В начале пения «Господи, помилуй» епископ трижды осеняет Крестом на восток и при пении первой половины сотницы медленно преклоняет главу свою с Крестом насколько может ниже, «на пядь от земли». При пении второй половины сотницы он медленно поднимается. При пении в 97-й раз «Господи, помилуй» епископ выпрямляется и, стоя прямо, опять трижды осеняет Крестом на восток. Второе воздвижение епископ совершает, повернувшись к западу, третье — к югу, четвертое — к северу, пятое — вновь на восток. Певцы в это время также поют: «Господи, помилуй!». Затем начинается поклонение Кресту, во время которого певцы поют обычные стихеры.

Воздвижение Креста Господня. Иконы

В византийском искусстве в основу иконографии праздника Воздвижения Креста Господня первоначально был положен не реальный исторический эпизод обретения Креста, а изображение чина Воздвижения Креста, который совершали ежегодно в соборе Святой Софии в Константинополе. Поэтому Крест на иконах часто изображался как напрестольный. Первые такие изображения относятся к концу IX — началу XI века. Этот иконографический вариант использовался и русскими иконописцами.

Воздвижение Креста Господня

Воздвижение Креста. Ярославль. Около 1681 года Воздвижение Креста. Новгород. Конец XV века

Самый распространенный сюжет иконы Воздвижения Креста Господня сложился в русской иконописи в XV–XVI веках. Крест Христов изображается уже монументальным. В центре на высоком ступенчатом возвышении стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом. Под руки его поддерживают диаконы. Иногда Крест украшен веточками растений. Позади виднеется большой однокупольный храм. Часто на первом плане изображались коленопреклоненные молящиеся и большое количество людей, кто пришел поклониться святыне. Фигуры царя Константина и царицы Елены — по сторонам от Патриарха, с простертыми руками в молитве, либо справа.

Воздвижение Креста. Начало XVIII века Воздвижение Креста. Середина XVIII в. Палехские письма

Воздвижение Креста Господня. Народные традиции и поверья на Руси

На Руси праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня объединял в себе церковные и народные традиции. Издревле существовал обычай в день Воздвижения возводить часовни и малые церкви, а также воздвигать кресты на строящихся храмах. Ставили в праздник Воздвижения и придорожные обетные кресты в благодарность за избавление от напасти и мора. Поднимались в этот день и иконы для обхода полей, с молитвою о будущем урожае.

27 сентября называли также третьи Осенины или Ставров день. Это был заключительный день бабьего лета, третья и последняя встреча осени. На Руси Воздвижение называли также Вдвиженьем или Сдвиженьем — словами, обозначавшими движение, изменение состояния. Считалось, например, что в этот день хлеб с поля на гумно «сдвинулся», так как к половине сентября обыкновенно оканчивалась уборка хлеба и начиналась молотьба. Говорили еще, что Воздвиженье «сдвинет зипун, надвинет шубу», или что на Воздвиженье «кафтан с шубой сдвинулся и шапка надвинулась».

Праздник Воздвижения был постным. Считалось, что «кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится». Чаще всего в этот день ели капусту и блюда из нее. «На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца» или «Смекай, баба, про капусту — Воздвиженье пришло», — говорили в народе. По всей Руси крестьяне верили, что день Воздвижения принадлежит к числу тех, в которые не следует начинать никакого важного и значительного дела, так как все, начатое в этот день, или окончится полной неудачей, или будет безуспешно и бесполезно.

Однако судя по некоторым народным поверьям, крестьяне совсем не знали, в чем состоит истинный смысл и значение церковного праздника Воздвижения честного и животворящего креста Господня. Народ твердо верил, что в день Воздвиженья ни под каким видом нельзя ходить в лес, так как нечистая сила может побить, а то так и просто отправить мужика на тот свет. По мнению крестьян, в день Воздвижения все пресмыкающиеся «сдвигаются», т. е. сползаются в одно место, под землю, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома. На праздник Воздвижения мужики на весь день тщательно запирали ворота, двери и калитки, из боязни, чтобы гады по ошибке не заползли в их двор и не спрятались там под навозом, в соломе и нарах. Впрочем, крестьяне верили, что с 27 сентября, то есть с Воздвижения, змеи не кусаются, так как каждая гадина, ужалившая в это время человека, будет строго наказана: всю осень, до первого снега и даже по снегу, будет ползать зря, не находя себе места, пока не убьют ее морозы, или не проткнут мужичьи вилы.

Храмы в честь Воздвижения Креста Господня

Издавна на Руси строились храмы в честь Воздвижения Честна́го Креста. Так, по свидетельству Супоневской летописи около 1283 года была заложена соборная церковь во имя Воздвижения Креста Господня в г. Романов-Борисоглебск (нынешний Тутаев) на левом берегу реки, «супротив Борисоглебской слободы». По преданию, первостроителем кремля был угличский князь, благоверный Роман Владимирович Святой (1261–1285). Множество нападений за свою историю претерпел детинец. Последняя осада романовского кремля произошла во время событий войны 1612 года. В сражениях и от эпидемий погибла одна треть посадских людей, но дух народа остался жив. В советское время в здании храма размещался краеведческий музей, позднее — склад. В 1992 году собор возвращен Русской Православной Церкви, а с 2000 года он является действующим храмом.

Крестовоздвиженский собор, г. Тутаев (Романов-Борисоглебск)

В 1640 году в начале глубокого оврага на левом берегу Москвы-реки был заложен Крестовоздвиженский храм. Каменный храм на месте деревянного строился 18 лет. Главный престол освятили в 1658 году. В течение двух столетий храм постоянно перестраивали, свой сегодняшний облик он приобрел в 1894–1895 годах. В 1918 году храм начали разграблять. Власти вывезли отсюда более 400 пудов серебряной утвари. В 1930 году храм закрыли, купол и колокольню сломали, а в помещении храма сделали общежитие. Настенная роспись была закрашена, а когда она начинала проступать сквозь побелку, ее сбивали. Но 70% росписи уцелело. К концу 2000 года, после возвращения храма РПЦ и долгой реставрации, здание вновь приняло прежний архитектурный облик.

Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке. Москва

Храм Воздвижения Креста Господня в г. Коломне у Пятницких ворот Коломенского кремля возник в XV в. В 1764 г. на месте деревянной постройки была воздвигнута каменная двухъярусная церковь с колокольней. В 1832–1837 гг. церковь кардинально перестроили на средства сестер Шараповых. В 1980-е гг. помещение использовалось как мастерская и склад Коломенского краеведческого музея. В 1994 г. храм возвращен РПЦ.

Храм Воздвижения Креста Господня. Коломенский кремль

Во имя Воздвижения Креста Господня был освящен монастырь в г. Белёв Тульской области. Женский Крестовоздвиженский монастырь был построен в 1625 году. «По челобитью около 1625 года, поданной царю Михаилу Федоровичу некой старицей Марфой Палициной, дозволено было ей построить на посаде девичий монастырь с церковью во имя Честнаго и Животворящаго Креста». В Белевской обители с самого начала имелась только одна церковь — деревянная, во имя Воздвижения Креста Господня. Об этом свидетельствуют надписи на Евангелии и сосудах, которые были пожертвованы монастырю при постройке храма. Было также двенадцать деревянных келий. В самом начале своего существования монастырь был очень беден средствами и, несмотря на материальную поддержку царя, испытывал нужду даже в свечах, ладане, церковном вине. К 1680 году в обители проживало 38 сестер и игуменья, которые получали царское жалование. Просуществовав сто сорок лет после своего основания, Крестовоздвиженский женский монастырь в 1764 году был упразднен. Но запустение обители продолжалось недолго. В 1768 году Крестовоздвиженский женский монастырь решили возобновить. В самом начале XIX века, в 1801 году, во время сильнейшего пожара, свирепствовавшего в Белеве, очень сильно пострадали строения монастыря. В 1869 году был заново воздвигнут монастырский храм, уже из камня, и имел 5 приделов. На первом этаже: в центре — в честь Воздвижения Креста Господня, справа — в честь иконы Божьей Матери «Троеручницы», слева — во имя святителя Николы. На втором этаже: слева — во имя Андрея, Христа ради юродивого, справа — в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. В начале XX века монастырь был упразднен и долгое время находился в запустении. В 1980-х гг. XX века начались восстановительные работы, но быстро закончились.

Крестовоздвиженский Белёвский монастырь

Во имя Воздвижения Креста Господня был освящен храм Введенского Толгского монастыря в пос. Толга Ярославской области. В настоящее время теплая церковь в честь Воздвижения Креста Господня — самая ранняя из сохранившихся каменных построек монастыря. В 1838 году церковь подверглась переделкам: были растесаны окна, повышены своды, убраны внутренние столбы, верхние участки храма украшены стенным письмом. В 1892 году Воздвиженскую церковь расписали полностью масляными красками.

Храм во имя Воздвижения Креста Господня Введенского Толгского монастыря в пос. Толга Ярославской области

Во имя Воздвижения Креста Господня был освящен храм в с. Кургомень Виноградовского района Архангельской области. Церковь была построена в 1623 году. Воздвиженская церковь интересна как одна из наиболее ранних деревянных шатровых церквей типа «восьмерик на четверике» с двумя прирубами (с запада и востока) и трапезной. Церковь обладала прекрасным по пропорциям крыльцом. Отдельно стоящая девятистолбная колокольня была построена в 1605 году и являлась одной из древнейших построек этого рода. Крестовоздвиженская церковь горела в 1919 году.

Храм во имя Воздвижения Креста Господня в с. Кургомень Виноградовского района Архангельской области. 1623 г.

Во имя Воздвижения Креста Господня был освящен храм в г. Староконстантинов Хмельницкой области Украины. Постройка датируется приблизительно 1570 и приблизительно 1570 гг. Неподалеку стоит огромная сторожевая башня (XVI-XVII вв.). Она примыкает к руинам Крестовоздвиженской церкви и одноименному мужскому православному монастырю. Когда-то башня входила в систему городских укреплений. В 1852 году в ее первом ярусе была устроена теплая церковь. А в советское время этот первый ярус местные милиционеры использовали как тир.

Руины храм во имя Воздвижения Креста Господня и башня в г. Староконстантинов Хмельницкой области Украины

Во имя Воздвижения Креста Господня был освящен храм в г. Дрогобыч Львовской области Украины. Церковь была построена в 1613 году и считается образцом деревянного зодчества эпохи украинского Возрождения. Храм возводился за счет владельцев солеваренной промышленности Дрогобыча и находится невдалеке от строений старого солеваренного завода. За свою историю церковь пережила несколько пожаров, много перестроек и реконструкций. Сначала она была трехсрубная одноверхая, а впоследствии — перестроена на двоверхую церковь и использовалась с оборонительной целью. Рядом с этим храмом в 1661 году возвели деревянную колокольню, таким образом церковь вместе с колокольней образует гармоничный архитектурный ансамбль.

Церковь во имя Воздвижения Креста Господня в г. Дрогобыч Львовской области Украины

Во имя Воздвижения Креста Господня был освящен храм в г. Луцк Волынской области Украины. Храм был возведен в 1619-1622 гг., имел ярко выраженный оборонный характер. Это один из ранних образцов трансформации деревянного зодчестве в каменное, в частности, традиционного типа деревянного трехсрубного трехглавого храма. Трехчастная осевая композиция храма подчеркивалась тремя куполами. Притвор имел вид оборонной башни с лестницей, ведущей к своду. В 1803 году церковь была разрушена пожаром. В 1888 году на месте храма была устроена часовня, а к 1890 году целиком отстроена церковь, включившая уцелевшую древнюю апсиду с сохранившимся арматурным фризом XVII века с килевидными нишами.

Храм во имя Воздвижения Креста Господня в г. Луцк Волынской области Украины

Во имя Воздвижения Креста Господня был освящен храм в г. Тернополь Тернопольской области Украины. Храм был возведен в 1570 или 1627 гг. Первые официальные упоминания о церкви Воздвижения Честного Креста найдены в грамоте князя Константина Острожского от 1570 года. Изначально церковь не имела высокой башни, на каменной плите, установленной над входом, высечена точная дата завершения строительства этой трехъярусной звонницы — 28 июля 1627 года. В начале XVIII столетия, во время притеснения православия на территории Речи Посполитой, церковь Воздвижения Честного Креста была закрыта и довольно долгое время использовалась под склад. И только в 1760 году началось возрождение церкви. Позже на церковном дворе построили кирпичную колокольню с невысоким декоративным шпилем. В 1831 году во время огромного пожара в городе крыша храма полностью сгорела, но ее быстро восстановили. В первой половине XX века, во время войн, церковь была значительно разрушена и лишь в 1954-1959 гг. капитально реставрирована.

Храм во имя Воздвижения Креста Господня в г. Тернополь Тернопольской области Украины

Крестовоздвиженский монастырь в Москве

Крестовоздвиженский монастырь в летописях впервые упоминается в 1547 году. Располагался в Москве, в Белом городе, на улице Воздвиженке (улица между Моховой и площадью Арбатские ворота). Первоначальное название — монастырь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, что на Острове.

Церковь Воздвижения Креста Господня Воздвиженского монастыря. 1882 год

Во время нашествия Наполеона обитель была разграблена захватчиками. В 1814 году ее упразднили, а соборный храм превратили в приходскую церковь. Крестовоздвиженская церковь закрыта после 1929 года, а в 1934 году ее снесли. На месте церкви построили шахту Метростроя.

Старообрядческие храмы в честь праздника Воздвижения

Традиция строить и освящать храмы в честь Воздвижения Креста Господня сохранилась и в старообрядчестве. На Воздвижение Креста Господня храмовый праздник отмечают общины Русской Православной старообрядческой Церкви: г. Сызрани Самарской области, г. Чайковского Пермского края, села Давыдово Московской области, г. Меленки Владимирской области.

Храм РПСЦ во имя Воздвижения Честна́го Креста в с. Давыдово Московской области

Праздник является престольным также для мужского Мануйловского белокриницкого монастыря (Румыния) и храма села Великоплоское Одесской области (Украина).

Храм Воздвижения Креста Господня. Село Великоплоское

Празднику Воздвижения посвящены храм Русской древлеправославной Церкви поселка Тарбагатай республики Бурятия и зарубежных поморских общин: г. Харькова (Украина), деревни Капустино Могилевской области, г. Поставы Витебской области, г. Червень Минской области, дер. Перелазы и дер. Юзофово (Литва).

Храм Воздвижения Креста Господня. Перелазы

Храмовой праздник отмечают и общины старообрядцев часовенного согласия г. Ревда и г. Невьянск Свердловской области.

Часовня Воздвижения Честного Креста Господня. Невьянск

Также сегодня престольный праздник для московской Преображенской общины (федосеевское согласие). Как и Рогожская община, Преображенская возникла в 1771 году в связи с эпидемией чумы, когда было основано кладбище за Камер-Коллежским валом и получено разрешение Екатерины II на строительство храмов. Здесь особую роль сыграл купец Илья Ковылин, организовавший богадельню и спонсировавший масштабное строительство. А так как Ковылин был федосеевцем, Преображенская община стала центром этой конфессии.

Крестовоздвиженская церковь федосеевского согласия на Преображенском кладбище

В начале XIX века община разделилась на две части — мужской и женский двор. Каждая половина была отделена зубчатой каменной стеной с шатровыми башнями. Фактически здесь появились два монастыря. В 1811 году на женском дворе была построена церковь во имя Воздвижения Честнаго Креста, в которой и поныне молятся федосеевцы. Этот храм не имеет алтарной абсиды, поскольку Литургия у старообрядцев безпоповских согласий в настоящее время не служится.

>Воздвижение Креста Господня 2018: что нельзя делать в праздник

В чем смысл праздника Воздвижение Креста Господня?

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня: так полностью называется праздник 27 сентября. В этот день православная церковь вспоминает сразу два события, сообщает журнал «Фома».

Согласно Священному Писанию, в 326 году император Константин с матерью, царицей Еленой, отправились в поход на Святую Землю, чтобы найти святыню. Недалеко от Голгофы они нашли три креста. По преданию, к одному из крестов прикоснулся болеющий человек и выздоровел. Так нашли тот самый Крест, на котором распяли Христа.

Праздник называется Воздвижением, потому что Крест поднимали и с возвышения показывали людям, чтобы все могли увидеть его и помолиться.

В 7 веке праздник Воздвижения Креста соединился с воспоминанием еще об одном событии: в 628 году Крест Господень вернули в Иерусалим из Персии.

Сейчас часть Креста хранят в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме. Как складывалась судьба христианской святыни, точно не известно.

Церковь. Девочка. Крещение СС0

Крестовоздвижение-2018: церковные и народные традиции

В день Воздвижения Креста Господня верующие ходят на праздничную службу в храм, стараются исповедаться и причаститься.

Церковные и народные традиции праздника Воздвижения Креста Господня на Руси смешались.

  • В праздник Крестовоздвижения крестьяне рисовали кресты на дверях домов.
  • В кормушки коровам и лошадкам клали деревянные крестики.
  • Считалось, что 27 сентября — последний день бабьего лета;
  • Молодые устраивали «Капустинские вечерки», и они длились две недели;
  • Необходимость соблюдать пост отразилась в пословицах и поговорках: «Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него — пятница-среда, постная еда!» или «Кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится».

Храм. Церковь. Духовность СС0 >Есть ли пост в праздник Воздвижения Креста?

Да, в праздник Крестовоздвижения в православной церкви установлен строгий пост.

Что можно есть 27 сентября 2018?

В праздник Воздвижения Креста Господня постящимся нельзя есть мясные и молочные продукты, рыбу и яйца. Пищу можно приправлять растительным маслом.

Церковь. Крест. Купол. Михаил Винокурцев.

Что нельзя делать в праздник Воздвижения Креста-2018?

  • Нельзя увлекаться всяческими поверьями. Все приметы, которые связаны с днем Воздвижения Креста Господня, церковь считает суевериями. Они не имеют отношения к православному вероучению.
  • Не стоит думать, что в православные праздники запрещено работать на огороде, шить или делать уборку. Это не так. Рекомендуется посвятить праздничный день Богу и общению с близкими. Но если человеку нужно поработать, это не является грехом.
  • В праздник Воздвижения Креста Господня нельзя сквернословить, ругаться с окружающими.
  • В церкви советуют на Крестовоздвижение-2018 (как и в другие дни) воздержаться от заговоров, оккультных и магических обрядов.
  • 27 сентября 2018 нельзя злоупотреблять алкоголем. В православный праздник нужно сходить в храм, помолиться, принять участие в церковных обрядах, в не устраивать буйный праздник.

Воздвижения Креста Господня: главное о празднике

Смысл этого, казалось бы, парадоксального явления объясним чуть позже. А пока скажем, что слово «воздвижение» указывает на торжественное поднятие Креста вверх — после того, как его обнаружили в земле. Праздник Воздвижения Креста Господня — один из двенадцати величайших праздников Православной Церкви. В основе его лежат события, произошедшие в IVв. по Рождеству Христову. И, как известно из жития святителя Иоанна Златоуста, тогда же, в IV в., событие Воздвижения Креста Господня начали отмечать как праздник. А само слово «Воздвижение» встречается у Александра Монаха (527-565 гг.), автора похвального слова Кресту.

Как же был обретен Крест, на котором распяли Христа? Первые христиане благоговейно относились к местам, связанным с земной жизнью и смертью Спасителя — об этом свидетельствовал святой Кирилл Иерусалимский. Но в 70 г. по РХ Иерусалим был разрушен римским императором Титом. Как сообщает историк IV в. Евсевий, язычники, населявшие Иерусалим в то время, делали все, чтобы осквернить и стереть с лица земли места, связанные с жизнью Иисуса. Так, нарочно был изменен вид Голгофы — горы, где был распят Спаситель. Евсевий пишет, что пещеру, в которой было погребено тело Христа, специально засыпали мусором, насыпь замостили камнем и на этом «фундаменте» воздвигли алтарь богине сладострастия Венере. Если учесть, что на месте полностью разрушенного Титом Иерусалима император Адриан (IIв. н.э.) отстраивал новый город, возводя повсюду языческие капища, станет ясно, почему обрести Святыню было непросто.

Обретение Честного и Животворящего Креста Господня произошло в 326 г., в период царствования первого христианского императора Константина Великого. Этому римскому властителю удалось не только одержать блистательные победы, объединив огромную Римскую империю в одно целое, но и прекратить гонения на христиан. Всем сердцем желая обрести святыню — Крест Господень, который однажды явился ему в видении, возвещая победу, император Константин направил в Иерусалим свою мать — царицу Елену. Долгие поиски равноапостольной царицы увенчались успехом: царице Елене указали на небольшой холм из земли, мусора и камней — именно здесь по повелению римского императора Адриана возвели капище в честь Венеры. Когда языческая кумирня была до конца разрушена, когда разбросали мусор и раскопали землю, участвующие в поисках увидели, что перед ними место Гроба Господня и Воскресения Христа. По преданию, царица Елена обнаружила и Лобное место — место, где был распят Иисус вместе с двумя разбойниками. Рядом с Лобным местом и нашли три креста, гвозди и дощечку с надписью на трех языках. Дощечка эта, как известно из Евангелия, была прикреплена к Кресту, на котором распяли Христа, и на ней рукою Пилата была сделана надпись: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Как сообщает Евангелие от Иоанна, после распятия Христа «эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски».

Итак, место захоронения крестов, на которых были казнены Иисус и два разбойника, было найдено. Но как определить, какое из трех распятий, Крест Господень? И здесь было явлено чудо — исцеление больной и воскресение усопшего. Так благодатная сила Животворящего Креста была открыто явлена в нашем мире.

Но почему же христиане поклоняются Кресту — орудию пытки, орудию казни, орудию мучительной смерти своего Бога? Почему Крест — величайшая святыня христиан? Потому что именно на этом позорном и невыразимо жестоком орудии казни принял Крестные Страдания и Крестную Смерть Иисус. Добровольно и из любви к нам, людям, Сын Божий до конца разделяет с человеком не только человеческую природу, человеческую судьбу, всегда содержащую в себе боль и страдания, но и человеческую смертность.

Потому что безгрешный по своей природе, Он принимает смерть за чужие грехи — так происходит искупление человечества. Сын Божий, Он умирает, испуская дух на Кресте. Но смерть, ставшая следствием появления в нашем мире греха, не властна над Ним, греха не ведающим — «смерти было невозможно удержать Его». Христос воскресает. И этим Своим Воскресением дарует всему человеческому естеству возможность нетления. «Он умирает, давая жизнь, разрушая Своею смертью смерть. Он погребен, но восстает вновь. Он нисходит во ад, но выводит оттуда души», — объясняет святой Григорий Богослов.

Именно поэтому теперь, после Воскресения Христа, Крест — это уже не орудие казни, позорное и мучительное, а символ Жизни, «глава нашего спасения». Знамение нашего бессмертия. Величайшая святыня, в которой действует благодать Божья. Духовный меч, опора и защита человека в этом мире. «Трофей против бесов, оружие против греха, копьё, которым Христос пронзил змия» (свят. Иоанн Златоуст).

Праздник 27 сентября – Воздвижение Креста Господня является поистине самым важным православным праздником. Очень важно, что и в современное время различные старинные традиции и приметы весьма соблюдаются, и именно поэтому сайт предлагает ознакомиться с самыми главными приметами на Воздвижение Креста Господня – 27 сентября. Необходимо отметить, что на самом деле, огромное количество примет данного дня просто не сохранилось до наших времен, и их, к большому сожалению, просто забыли. Но все-таки существуют и такие обычаи, которые сейчас весьма почитаемы и играют достаточно немаловажную роль в жизни верующего человека.

  • Основной приметой считается тот момент, что кто держит пост на праздник 27 сентября, обязательно жизнь сложится весьма удачно. В праздник Воздвижение принято на самом деле – поститься, имеется ввиду не употреблять в пищу определенные продукты питания, к примеру: мясо, рыба, яйца. Принято считать, что тот человек, который непосредственно соблюдает пост на праздник, обязательно получит прощение всех своих грехов.
  • Для девушек существовала особая примета на Воздвижение, согласно которой необходимо было прочитать особенное заклинание перед вечерками. Читать слова нужно было именно семь раз. Читали его незамужние красавицы, для того чтобы в свою очередь выглядеть крайне привлекательнее в глазах парня, который ей очень нравится. Соблюдая такой обычай, девушка обязательно получит успех на праздновании Воздвижение Креста Господня.
  • Ежегодно на праздник Воздвижение Креста люди совершают крестные ходы, которые в свою очередь ограждают людей от всяческих бед и различных напастей. Совершенно все верующие в данный день обходят с иконами поля, для того, чтобы помолиться о благополучном будущем урожае. Еще необходимо отметить, что в праздник молятся о людях, которые в данный период времени, болеют, для того чтобы Господь в свою очередь, избавил их от недомоганий и всяческих напастей. Предлагаем вашему вниманию: Молитвы Воздвижения Креста Господня
  • Праздник Воздвижение совершенно ежегодно отмечают в один и тот же день 27 сентября. И принято считать, что к данному периоду времени, осень потихоньку начинает передавать все свои полномочия зиме. Стоит отметить, что крайне настоящих заморозков еще конечно не будет. Но уже как утром так и вечером, для того чтобы не замерзнуть и не заболеть, обязательно необходимо будет одеваться весьма теплее.
  • 27 сентября птицы начинают отлетать на юг. И существует при этом весьма хорошая примета, которая гласит следующее: если увидеть отлет птиц на праздник, необходимо обязательно загадать заветное желание, которые сбудется в любом случае. Еще очень важно сказать, что ранее на праздник Воздвижение Креста Господня совершенно каждая хозяйка убиралась в доме. Считали, что именно таким способом, можно из дома выгнать всяческую нечистую силу и порчу.
  • Еще выгнать отрицательную энергию и негатив с дома поможет следующий ритуал на Воздвижение Креста Господня: для этого необходимо взять непосредственно три церковные свечи, и установить их обязательно на одном блюдце. Далее нужно крестообразным движением обрызгать совершенно каждый уголок своего жилья. В тот момент нужно обязательно произносить абсолютно любую молитву, которую вы знаете наизусть. Но самым лучшим вариантом будет молитва «Отче наш» или, же девяностый псалом.
  • Очень важно запомнить, что на праздник категорически не стоит начинать каких-либо новых дел, ведь, к большому сожалению, именно согласно примете, данное дело закончиться провалом.
  • Именно с праздника 27 сентября начинаются невероятно веселые молодежные праздники, которые в свою очередь имеют название – капустники. В давние времена молодые красавицы наряжались в праздничные платья и ходили непосредственно из дома в дом – рубить капусту. Данное действие проводилось с крайне веселыми песнями и сопровождалось непосредственно вкуснейшими угощеньями.
  • Капуста связывает еще несколько довольно интересных примет на Воздвижение Креста Господня. Считали, перед тем как сеять данный овощ, семена ее нужно обязательно подержать предварительно в руках, для того чтобы потом вместо капусты не выросла – брюква. Также всегда верили в то, что если капусту посадить именно в четверг, то, к большому сожалению, в последствии она станет абсолютно непригодна.
  • Ранее всегда знали, что если в праздник Воздвижение пойти в лес, то существует большая вероятность того, что вернуться уже совершенно не удастся. Предполагали, что 27 сентября леший собирает в лесу каждого животного, для того чтобы однозначно пересчитать каждого из них и тем самым знать сколько в его лесу обитает живности. И данное действие категорически никто не должен наблюдать. А кто ослушается и таки пойдет в лес на праздник Воздвижение, тем самым проявить неуважение к лешему, может не вернуться в этот день домой.

Молитвы Воздвижения

Приметы и обычаи на Воздвижение(видео)

>Приметы и обряды на 27 сентября – Воздвижение Господне, Ставров день

29 октября 2019 в 10:16

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы

Народные названия и традиции дня

«Воздвиженье осень навстречу зиме двигает, тепло сдвигает, а холод надвигает», «Воздвиженье — хлеб с поля на гумно движется», «на Воздвиженье птица в отлет двинулась, а шуба за кафтаном потянулась».

По общему мнению, 27 сентября принадлежало к числу тех дней, когда не стоило начинать ни одного более или менее важного дела, так как все начатое в это время добром не кончалось, а прахом шло.

Однако именно на Воздвиженье ставили обетные церкви, часовенки или просто придорожные кресты в благодарность за избавление от напасти или морового поветрия. Вокруг деревень в этот день совершали крестные ходы или с иконами и молитвами обходили окрестные поля. А кроме того, на Воздвиженье во многих областях России начиналась одна из самых важных осенних работ — заготовка капусты на зиму. «Во Воздвиженье у доброго молодца — капуста у крыльца», так что «смекай, баба, про капусту — Воздвиженье пришло».

Но желающие могли отложить это хлопотное удовольствие на день-другой: «Капустные вечерки две недели просидели». Так что пожилые, обстоятельные хозяйки с началом капустных заготовок не спешили, находя 27 сентября дела поважнее. А вот девицы на выданье ни за что бы Воздвиженскую вечерку не пропустили. Ведь согласно поверью, если девушка, собираясь на праздник, семь раз прочтет особое заклятье, то понравившийся ей парень влюбится в нее без памяти. Поди попробуй против такого устоять: «Крепко мое слово, как железо! Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добро молодца (имярек) любовь ко мне, девице красной (имярек), чтобы этой любви не было конца-веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы зима ее студеная не знобила! Крепко мое слово, как железо!»

Между прочим, число семь — величина не простая — магическая. Поэтому в этот день не только Любовный заговор полагалось семь раз повторять, но и о душе нужно было позаботиться: «Кто в Воздвиженье постится, тому семь грехов простится, а кто не чтит Воздвиженье, на того семь грехов воздвигнется».

Да и вообще, как во время любых народных праздников, на Воздвиженье, конечно, тоже происходили всякие чудеса. Например, «синицы- придворные птицы летели с песней из -лесов», а подвластное Лешим зверье, напротив, к лесу тянулось, собираясь видимо, на этом предзимнем «собрании» итоги года подвести.

А еще говорят, что на 27 сентября мерзнуть остается только та змея, которая человека укусила, а все остальные забираются под землю, чтобы зиму со своей змеиной матерью провести. И в том месте заветном будто бы легендарный Алатырь-камень зарыт. Бьют из-под него источники с живою водою, дающие всему миру пропитание и исцеление. А на камне этом сидит красна-девица Заря, не дающая свету погаснуть, земле уснуть, а нам забыться.

Говорят, что на Воздвижение последнюю копну убирают. Это означало, что как раз сейчас крестьяне старались как можно скорее собрать весь урожай и закончить полевые работы. Объяснялось это тем, что по утрам сейчас уже наблюдались заморозки, которые могли погубить все то, что росло в полях и огородах. Также в этот день начинали садить яблоню и смородину – это можно было делать примерно до середины октября. Отмечали, что птицы начинают улетать в теплые края. Анализировали природные явления и старались предсказать погоду на ближайшие дни и месяцы.

В народе праздник называли Капустником и готовили пирожки с капустой. 27 сентября устраивали вечерние посиделки, которые могли продолжаться в течение двух недель.

В православной церкви 27 сентября отмечают Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Этот церковный праздник был установлен в честь обретения креста в IV веке. Произошло это в Иерусалиме.

Языческие императоры, решив уничтожить всякие воспоминания о том, что происходило на Голгофе, повелели засыпать ее землей и поставить на этом месте статую Юпитера и капище богини Венеры. Однако через 300 лет на престол вступил император Константин, который отличался милостью по отношению к верующим.

Согласно преданию, крест был найден матерью императора Константина Великого, царицей Еленой. Именно они организовала раскопки, в результате которых обнаружили пещеру гроба Господня и недалеко – три креста. Интересно, что только чудо помогло узнать о том, где находится тот крест, на котором распяли Иисуса. Больная женщина, прикоснувшись к нему, исцелилась.

27 сентября в церквях и сегодня совершаются праздничные мероприятия. Крестьяне также шли в храм, а потом приступали к своим повседневным делам. Название праздника также нашло свое отражение в пословицах и поговорках. Говорили, что на Воздвижение осень лето отодвигает. Устанавливался пост. Ели, в основном, капусту. За три дня до праздника убирали все овощи с корнями, поскольку считалось, что утренние заморозки погубят урожай. Оставлять можно было, разве что, репу.

Крестьяне занимались заготовками капусты на зиму и часто делали это вместе, организовывая так называемые капустные вечеринки, сопровождая работу шутками и прибаутками. Считалось, если девушка, собираясь на посиделки, прочтет специальный заговор, то встретит парня, которого полюбит.

Старались на планировать важных дел на Воздвижение, поскольку они могли закончиться неудачно. Также запрещалось отправляться в лес, так как, согласно поверьям, медведь берлогу себе сейчас устраивает и может напасть на встречного человека. Также верили, что сейчас и леший свое царство осматривает, а ему на глаза лучше не попадаться.

Народные приметы на 27 сентября

  1. Гуси высоко летят по небу – примета, что весной будет большое половодье, и наоборот.
  2. На Воздвижение нельзя начинать важные дела и ходить в лес
  3. На 27 сентября дует холодный ветер – примета, что лето будет теплым

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *