Временное убежище

ФМС пытается облегчить себе работу?

Зампредседателя комитета помощи беженцам «Гражданское содействие» Елена Буртина не в восторге от нового законопроекта. «У меня ощущение, что ФМС просто пытается облегчить себе работу, хочет легализовать многие небезупречные практики, сложившиеся в этом ведомстве», — заявила Буртина DW. По ее мнению, законопроект в случае его принятия осложнит и без того непростое положение беженцев и вынужденных переселенцев.

Временное убежище на территории России, отмечает Буртина, получить станет значительно сложнее. Теперь на него смогут рассчитывать лишь те иностранцы, которым на родине угрожают пытки или другие унижающие достоинство человека виды обращения и наказания. «Это очень серьезный отход от того, что есть на сегодняшний день, — поясняет Елена Буртина. — Действующий сегодня закон говорит, что убежище может быть предоставлено из гуманных соображений. И фактически миграционные службы не ограничены в том, при каких обстоятельствах можно предоставить такой статус». Это может быть внутренний или международный конфликт, голод, эпидемия, техногенная катастрофа или даже угроза здоровью. Теперь все эти основания будут исключены.

Новый законопроект осложняет также получение жилья беженцами. Право на проживание в центрах временного размещения утратят те, кто обратился с просьбой об убежище, но еще не получил официального статуса. «Это и сегодня больная тема. В России всего три таких центра, и ни одного в Москве», — рассказывает зампредседателя «Гражданского содействия». Для только что прибывших иностранцев, которые не имеют никаких связей в России и зачастую не знают языка, возможность получить временное жилье крайне важна, теперь же она исчезнет даже теоретически, считает Ирина Буртина.

Сильно сокращаются сроки обжалования решений об отказе в предоставлении убежища. Согласно новому законопроекту, на это отводится только 10 дней. «Это очень мало! Сейчас на обжалование отказа дается месяц, и даже этого времени нам часто не хватает для подготовки всех документов», — сетует представитель «Гражданского содействия».

«Закон повышает правовую определенность»

Между тем занимающаяся миграционными делами адвокат Ольга Цейтлина настроена более оптимистично: «Предложенный ФМС законопроект повышает правовую определенность». По ее словам, документ более четко разграничивает понятия беженца и иностранца, имеющего право на временное убежище. «Статус беженца предоставляется тому, кому на родине угрожает преследование по расовым, национальным или религиозным признакам. Временное убежище — людям, которые могут подвергнуться бесчеловечному обращению, например, пыткам», — поясняет юрист.

Впервые на законодательном уроне документ регламентирует вопросы, связанные с политическим убежищем. Раньше, по словам Цейтлиной, институт политического убежища в РФ фактически не действовал: «Нам не известно ни одного такого случая. Эдвард Сноуден, например, получил в России временное убежище». Согласно подготовленному ФМС законопроекту, политическое убежище будет предоставляться иностранцам, которым на родине угрожает преследование за их общественно-политическую деятельность. «Теперь хотя бы можно представить, кто в принципе способен получить такой статус», — считает адвокат.

Новый законопроект вводит и новый вид убежища — временная защита. На случай, когда люди массово и в экстренном порядке прибывают в Россию, спасаясь от вооруженного конфликта или другой чрезвычайной ситуации. «Временная защита — очень полезный инструмент, — указывает Цейтлина. — Когда в России стали массово приезжать беженцы из Украины, миграционные службы оказались не способны вовремя рассмотреть все заявления в индивидуальном порядке. Теперь процедура существенно упростится».

Безусловным плюсом законопроекта, на взгляд Цейтлиной, является и то, что иностранцы, обратившиеся с просьбой о предоставлении убежища, не могут быть высланы из России до окончания всей процедуры рассмотрения их дела, включая стадию обжалования отказа. «Это нормальная международная практика, — поясняет адвокат. — Но даже если человеку отказано в убежище, по новому законопроекту его не смогут выслать в страну, где ему угрожает лишение жизни, пытки и бесчеловечное обращение».

Главная проблема — доступ к процедуре

DW получила возможность ознакомиться с результатами пока не опубликованного исследования о положении беженцев в России, которое провел комитет «Гражданское содействие». Организация пришла к выводу, что главная проблема беженцев — невозможность воспользоваться своими правами. Формально российская практика предоставления убежища вполне соответствует европейским стандартам. Статус беженца получают 2-3 процента обратившихся иностранцев, а временное убежище — около 60 процентов.

За последний год, в связи с наплывом переселенцев из Украины, временное убежище стали предоставлять намного чаще. Фактически девять из десяти человек смогли получить такой статус. Однако сравнение абсолютных цифр показывает, что Россия — одна из самых негостепримных стран мира. В 2013 году, по данным ООН, убежище в России получили всего 3, 5 тысячи человек. Аналогичный показатель для Германии составил 190 тысяч, а для маленькой Мальты — почти 10 тысяч. Ситуация сильно изменилась только в 2014 году, когда в Россию хлынули беженцы из Украины: убежище в РФ в прошлом году получили почти 220 тысяч человек.

Эксперты «Гражданского содействия» обращают внимание на сложности, с которыми сталкивается при оформлении статуса беженца иностранец, не владеющий русским языком и не имеющий связей в России. Информация о правилах предоставления убежища не переведена на иностранные языки, а в самих органах ФМС по-прежнему огромные очереди. В практике правозащитников нередки случаи, когда беженцы из Африки или Афганистана не могли подать заявление на предоставление убежища в течение трех и более месяцев.

Юлия Вишневецкая, DW

Порядок признания беженцем

Решением вопроса о признании лица беженцами занимаются органы ФМС России на соответствующей территории — орган миграционной службы субъекта РФ (территориальный орган миграционной службы).

При их отсутствии функции территориального органа миграционной службы осуществляется соответствующим органом исполнительной власти.

В настоящее время территориальные органы ФМС созданы и действуют в 52 регионах России. Решение о признании лиц беженцами принимается в трехмесячный срок, который представляется чрезмерным и не может быть сокращен. До выяснения решения о придании лицу соответствующего статуса оно может быть направлено при необходимости в пункты первичного приема для временного проживания, либо в центр временного размещения.

На законодательном уровне порядок признания беженцем закреплен в ст. 3 Федерального закона «О беженцах» от 28 июня 1997 года. (с последующими изменениями). Статья предусматривает:

Обращение с ходатайством о признании беженцем.

Предварительное рассматривание ходатайства.

Принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу (свидетельство), либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу.

Выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу.

Рассмотрение ходатайства по существу.

Принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем.

Выдачу удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

Решение о выдаче свидетельства или о признании беженцем, либо решения об отказе в рассмотрении ходатайства или в отказе признания беженцем принимается по итогам анкетировании лица, по результатам проверки достоверности полученных сведений о лице, данном и прибывших с ним членов семьи. Проверяются обстоятельства их прибытия на территорию РФ, основания их нахождения, причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. Если лицо не имеет при себе документов, удостоверяющих личность, то проводится установленная Федеральным законом и иными нормативными актами процедура идентификации личности, включая дактилоскопию.

Также беженцами могут быть признаны члены его семьи, но это признание осуществляется в отношении каждого члена семьи достигшего 18 летнего возраста. Также проверяются обстоятельства их приезда. Если таковых нет, то в целях воссоединения семьи данный член с его согласия признается также беженцем.

Лица, которые не достигли 18 лет и приехавшие без родителей могут быть признаны беженцами, но после установления сведений о его родителях и т.д.

Что же касается процедуры признания беженцем, то она закреплена в ст. 4 Федерального закона «О беженцах» и начинается с того, что:

  • 1. Лицо, которое хочет быть признано беженцем и достигшее 18 лет обязано лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайством в письменной форме в одну из этих организаций: дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ вне государства своей гражданской принадлежности. В пост миграционного контроля федеральных органов исполнительной власти по миграционной службе, а при его отсутствии — в орган пограничной службы; в органы пограничного контроля федеральных органов исполнительной власти по пограничной службе (в случае вынужденного незаконного пересечения границы РФ).
  • 2. ФМС может потребовать документы, подтверждающие:

личность лица,

факты угрозы насилия, преследования и в иной форме в отношении лица и его семьи, обстоятельства приезда, тексты судебных приговоров, протоколы об увольнении, переводы на другую работу, протоколы, медицинскую справку, публикации; если выезжает из горячих точек — документы не надо. Если есть угрозы здоровью, жизни, чести и достоинства, то по прибытии в праве обратиться в суд с заявлением об установлении в порядке особого производства.

Если пункт 1 и 2 выполнены, то принимается решение о выдаче свидетельства и миграционная служба оформляет этих людей. Свидетельство является документом, удостоверяющим личность лица, ходатайствующего о признании беженцем.

Все документы лиц, признанных беженцами хранятся в органах миграционной службы, чтобы беженцы не могли подать документы в другие государства о признании их беженцами другого государства.

Самих беженцев направляют в Центр временного размещения.

Но в порядке признания есть свои «но»: во-первых — это то, что существуют основания для отказа лицу в рассмотрении его ходатайства (ст. 5):

если в отношении лица было возбуждено уголовное дело за совершение преступления на территории РФ;

если лицу ранее было отказано из-за отсутствия обстоятельств;

если лицо получило отказ в признании беженцем в любом из государств, присоединившихся к Конвенции ООН в 1951 году «О статусе беженцев» или Протоколу 1967 года;

наличие у лиц гражданства третьего государства, защитой которого лицо может воспользоваться;

если лицо прибыло из иностранного государства, на территории которого имело возможность быть признанным беженцем;

если лицо покинуло государство своей гражданской принадлежности из-за опасения понести наказание за совершение правонарушения и наказание за незаконный выезд за пределы его территории;

если лицо состоит в браке с гражданкой(ином) РФ и имеет возможность получить разрешение на постоянное проживание на территории РФ;

если лицо отказалось сообщить сведения о себе и обстоятельствах прибытия на территорию РФ и т.д.

Особенностью правового статуса лиц, подавших ходатайство о признании их беженцами, является то, что при отказе в признании они должны покинуть территорию России. Однако это случается редко, т.к. органы МВД отъезд не контролируют, ссылаясь на загруженность, а органы миграционной службы тоже практически лишены возможности проследить этот процесс до конца. В результате значительное количество лиц на территории РФ проживает незаконно.

Но все-таки вернемся к законным беженцам. После того, как они получили свидетельство — появилось множество прав и обязанностей. Но перед тем как к ним перейти нужно сказать немного о рассмотрении ходатайства по существу (ст. 7):

Рассмотрение ходатайства по существу осуществляют:

  • 1. Федеральный орган исполнительной власти по миграционной службе в отношении лица, находящегося вне пределов территории РФ, в течение двух месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства;
  • 2. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти Срок рассмотрения — не более чем 3 месяца.
  • 3. После получения удостоверения, оно действует на всей территории РФ, как документ, удостоверяющий его личность и закрепляющий за ним статус беженца. Лицо признается беженцем на срок до 3-х лет при сохранении в государстве гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства). Если лицо отсутствует в России, т.е. оно вне пределов РФ, то в течение 5 рабочих дней, если оно не появляется, то МС принимается решение об отказе признания данного лица беженцем. А если, появляется, то оно приобретает статус беженца.

Итак, какие же права и обязанности беженец приобретает с получение свидетельства?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *