Все о казаках

Казаки сегодня

После Октябрьской революции и гражданской войны казачество как военно-служилое сословие перестало существовать. Позиция большевиков в казачьем вопросе с самого начала была ориентирована на ликвидацию этого войскового сословия, в лице которого новая власть видела серьёзного противника. Однако уцелела казачья культура, а в 1936 году, в преддверии мировой войны, решено было сформировать в казачьих областях кавалерийские казачьи части и соединения. В суровые годы Великой Отечественной войны Сталин был вынужден вспомнить о казаках, их бесстрашии, любви к Родине и умении воевать. В Красной Армии были возрождены казачьи кавалерийские и пластунские части и соединения, которые совершили героический путь от Волги и Кавказа до Берлина и Праги, заслужили множество боевых наград и званий Героев. По общему признанию, кавалерийские корпуса и конно-механизированные группы отлично показали себя в ходе войны с германским фашизмом, но уже 24 июня 1945 года, сразу после парада Победы, И.В. Сталин приказал маршалу С.М. Будённому приступить к расформированию кавалерийских соединений, т.к. кавалерия как род Вооруженных сил упразднялась. Главной причиной этого Верховный назвал острую необходимость народного хозяйства в тягловой силе, что, несомненно, было правдой. Несмотря на заслуги, после войны казачьи соединения были расформированы. Казачеству было предложено доживать свой век в виде фольклорных ансамблей (со строго определенной тематикой), да в фильмах типа «Кубанских казаков». Опять сбылась старинная казачья пословица: «Как война, так братцы, как мир, так сукины дети».


Рис. 1. Казачья судьба
Тем не менее, кровь и генетическая память военно-рыцарского сословия (русских кшатриев), потомственных и профессиональных военных давала о себе знать. По социологическим исследованиям Главного политического управления Советской Армии в начале 80-х годов, не менее половины кадрового офицерского состава Советской Армии составляли потомки казаков. Новое возрождение казачества началось в 80-90 годы прошлого века, в основном, руками и головами отставных советских офицеров, потомков казаков.

Рис. 2. Генетическая память
Во все времена существования казачества, объективно и независимо от законодательства и воли правителей, шёл процесс складывания на казачьих землях особых сообществ, отличающихся от других стереотипом поведения, выработавших свою самобытную культуру, особенности языка. И что особенно важно, эти казачьи сообщества видели и осознавали эти отличия, у них складывалось осознание себя отдельным, отличным от других народом. Процесс обрусения этого народа занял несколько веков, этот процесс проходил с разной скоростью, часто был прерывист, в некоторых местах отличия между казаками и иногородними совершенно размылись. Особенно успешно «потрудилась» в вопросах расказачивания советская власть. Несмотря на это, во многих местах сохранились как субэтносы (зачатки нации) донские казаки, кубанские казаки (хотя у них чётко прослеживается различие между украиноязычными «черноморцами» и русскоязычными «линейцами»), терские казаки, уральские казаки. Ни один народ не появляется сразу неизвестно откуда и не существует вечно. Всегда и повсеместно идёт незримый процесс создания и развития новых народов (этносов и суперэтносов), которые вбирают в себя и состоят из малых народов (субэтносов). Отличающиеся по ряду признаков субэтносы, каковыми являются донские казаки, кубанские казаки, терские казаки и др., пытаются объединиться в единый субэтнос казаков — неотъемлемую часть великого русского народа (суперэтнос русов). Процесс этот извилист, прерывист и далёк от завершения, но его нельзя игнорировать.

Возрождающейся России, конечно же, нужны её наиболее боеспособные и дисциплинированные сыновья. На наших глазах в очередной раз меняется характер войн. Армии становятся относительно немногочисленными и профессиональными. Наряду с традиционными появились так называемые гибридные войны, представляющие из себя слаженную комбинацию обычной, партизанской и гражданской войн, а также мятежа и терроризма. Гибридная война является разновидностью асимметричной войны и ведётся на трёх основных полях боя:
— на фронте и среди населения конфликтной зоны;
— среди тылового населения;
— среди международного сообщества.
Собственно, так чаще всего и было в прошлом. Новое — это хорошо забытое старое. Массовыми войны стали лишь в ХIХ-ХХ веках. Они породили тотальные мобилизации и массовые армии, обширные ТВД, с сопутствующим всему этому не только массовым самопожертвованием и героизмом, но и массовым предательством, трусостью, паникёрством, дезертирством и т.п. Реальность бытия состоит в том, что далеко не каждый лекарь, пекарь, токарь, пахарь, животновод и даже солдат способен стать воином. Ещё Суворов говорил: «Солдат — это профессия, боец — это призвание, а воин — это состояние души». Многое уже говорит о том, что сейчас война вновь становится уделом избранных, рыцарским делом, а воин штучным изделием. Так, ещё в древние времена в каждом племени, если оно хотело выжить, были для военных целей специальные бойцы и полевые командиры, способные толпу родоплеменных ополченцев организовать, воодушевить, построить в боевые порядки и превратить в боеспособное войско. У разных народов эти военные защитники родов назывались по-разному: у тюрков беки (беи, беги), у русских бояре (производное от слова бой). Казаки (кайсаки) появились также с незапамятных времён и составляли отряды профессиональных воинов береговой пограничной стражи и судовой рати на службе у степных каганов, а позднее на службе у русских князей и царей. Безопасность границ нашего обширного Отечества и укрепление обороноспособности пограничных районов — также важнейшие проблемы современности. И сами казаки, чья малая родина либо граничит с «горячими точками», либо сама стала «горячей точкой», ясно видят и осознают свое единство со всей Россией и только в укреплении России видят выход из напряжённой обстановки на местах. Так было всегда. Именно с границ России всегда начиналась как оборона, так и расширение (экспансия) русского мира. Поэтому великий русский гений Л.Н. Толстой говорил: «Вся русская история создана казаками», или вот так: «Российская империя создана усилиями двух сословий, дворян и казаков, остальные при сём поприсутствовали, в лучшем случае не мешали…» Несмотря на некоторое преувеличение, это недалеко от истины.

Рис. 3. Великая Русская казачья стена
Начавшееся возрождение казачества не прошло мимо внимания государства. История взаимоотношения российского государства и казачества не была гладкой и бесконфликтной. Активное участие казаков в Смуте (которая закончилась тем, что казаки изгнали интервентов и приняли деятельное участие в установлении новой династии), восстания Разина, Пугачёва, Булавина — все это показывает, что казачья вольница шла на службу России тернистым и сложным путём. Об этом более подробно описано во многих статьях этой серии. (Для тех, кто ещё не в курсе: чтобы открыть любую из статей серии, нужно опуститься в конец статьи до раздела «Статьи из этой серии», навести указатель мыши на нужную статью и один раз кликнуть левой кнопкой. Даже «сим-сим» говорить не надо, статья сама откроется.)
Всем известно, что подавляющая часть казаков не восприняла советскую власть в лице большевиков, и в кровопролитной борьбе казачество понесло огромные, непоправимые и невосполнимые потери. Казачьи войска были ликвидированы, цвет казачества погиб, десятки тысяч ушли в эмиграцию, сотни тысяч рассеялись по всей стране и живут в диаспоре. Но непреложным законом является и то, что в трудные для Родины часы казаки забывали былые трения и конфликты и шли защищать Россию. Как бы больно и несправедливо ни наказывала мать ребенка, но она — мать. И казаки беззаветно любят свою Родину. В единстве Родины — залог процветания её народа. Казаки, верные сыны России, несут и готовы впредь нести службу по охране её рубежей и интересов. Другое дело, умеет ли государство использовать этот потенциал? В прежние времена умело. А сейчас — вопрос.

Рис. 4. Казачий шеврон

Рис. 5. Боевые казаки конца XX века (Сербия)

Рис. 6. Отряд казака Бабая (Новороссия)

Рис. 7. Казачки Новороссии на блокпосту
Казаками в настоящее время считают себя около 7 млн. человек в России и ближнем зарубежье. Более того, согласно переписи населения 2002 года, 140028 жителей России вписали в графу «национальность» — «казак». В 1980-х и 1990-х годах прошлого века было воссоздано и создано вновь около двух десятков казачьих войск, объединённых в Союз казаков России (кроме Донского казачьего войска). Участники Совета атаманов приняли здравое решение: считать гражданскую войну оконченной, прекратить раскалывающие казачество споры о «белых» и «красных» казаках, коммунистах и монархистах, отмежеваться от политических страстей в движении за возрождение казачества. Но на деле этого не произошло, как и в целом по стране. Комментарии в «ВО» на эту серию статей воочию это демонстрируют. Особенно, как и прежде, бесчинствуют в выражениях, оценках и суждениях наследники и последователи комбедов и троцкистов. Профессор МГУ Р. Самарин выразил это положение в таких стихах:
Ты, выкорчеванное начисто,
ты, изведённое под корень,
былое русское казачество —
незаживающее горе.
И память о тебе всезнайками
заплёвана почти по брови —
корят казачьими нагайками,
не помня о казачьей крови.
В апреле 1991 года был принят Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», в котором говорится и о казачестве.
Дополнительно приняты указы президента Российской Федерации:
— от 15 июня 1992 г. № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества»;
— от 15 марта 1993 г. № 341 «О реформировании военных структур, пограничных и внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и государственной поддержке казачества»;
— постановление Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1992 г. № 3321-1 «О реабилитации казачества».
В правительстве России с 1994 года функционирует Управление президента по вопросам казачества.
В 1995—1996 приняты указы президента РФ:
— «О Государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации»;
— «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе»;

— «Об экономических льготах казакам».
20 января 1996 указом президента РФ создано Главное управление казачьих войск при президенте РФ. Начался процесс перехода российского казачества на государственную службу.
Эти указы разъяснили многие моменты и противоречия, сложившиеся на то время в казачьих обществах. Со временем количество законодательных актов увеличивается. Вот наиболее свежие и значимые:
— Концепция государственной политики в отношении российского казачества, указ президента Российской Федерации от 02 июля 2008 г.
№ Пр-1355;
— закон Российской Федерации от 05 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества»;
— закон Российской Федерации от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
— постановление правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 93 «О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ;
— четыре указа президента Российской Федерации от 09 февраля 2010 г.
№ 168, 169, 170, 171:
1) «Об утверждении гербов и знамён войсковых казачьих обществ, внесённых в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации»;
2) «О чинах членов казачьих обществ, внесённых в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации»;
3) «Об удостоверении казака, выдаваемом членам казачьих обществ, внесённых в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации»;
4) «О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесённых в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации».
— принята и утверждёна президентом Российской Федерации «Стратегия развития российского казачества до 2020 года».
В рамках действующего законодательства мы видим попытку казаков на местах организоваться в реестровые казачьи общества (хуторские, станичные, городские, отдельские, войсковые) с огромной надеждой получить государственную и иную службу с достойным жалованьем и различными льготами. Но мало кто сумел привести уставные документы в полное соответствие с законодательством. То один хутор, то другая станица до конца не дорабатывают, а в целом многие отделы не сформированы.
Хорошо видны также ростки общественной (внереестровой) казачьей деятельности, не всегда организованной и планомерной, но очень разнообразной (военно-патриотической, военно-спортивной, фольклорной, исторической, музейной и т.д.) и очень сильной. В отличие от реестровых, казаки общественных казачьих организаций не изъявляют согласия принять на себя обязательства по несению государственной и иной службы, оговоренной соответствующими федеральными и областными законами. Причин этому много (возраст, занятость, работа, состояние здоровья и др.), но одной из главных причин является та, которая имеет место последние 20 лет — это ложное представление об основах казачьей демократии и стойкое нежелание подчиняться. Буза и буйство, характерные для многих казачьих обществ в 1990-е годы, присутствует до сих пор почти повсеместно. Не случайно в некоторых регионах войсковых и отдельских атаманов набирается по полдюжины и более.
Согласно действующему законодательству, одежда казаков реестровых и общественных казачьих структур должна существенным образом различаться. Поскольку казаки-общественники находятся вне государственной службы, они не имеют права носить кокарды, погоны, нарукавные эмблемы, шевроны. Основная задача общественников — сохранение казачьей культуры. В этом деле реестровые казаки и общественники могут и должны сотрудничать.
Очень животрепещущий вопрос: место казаков в современном обществе. Этот вопрос можно разложить на три составляющие:
— с позиции неказачьего народа;
— с позиции исполнительных органов государственной власти;
— с позиции самих казаков .
Позиция «неказачьего народа» по отношению к казачеству неоднородна и неоднозначна. Позиция наследников комбедов и троцкистов-ленинцев давно и хорошо известна и в комментариях не нуждается. Здравомыслящее население пока наблюдает, смотрит, как ведут себя казаки. Но, к сожалению, мало примеров, как правильно жить по-казачьи. Можно сказать по-другому: не заражает пример так жить. По крайней мере, никто и нигде не видит огромную очередь, чтобы люди, сшибая косяки в дверях, бежали записаться в казачьи общества.
Позиция исполнительных органов государственной власти чётко выработалась за последние 20 лет, а именно: работать и взаимодействовать только с организованными казачьими обществами в рамках действующего законодательства.
Позиция самих казаков вызывает больше вопросов, чем ответов. Многие казаки очень слабо адаптированы в сегодняшний день. Более того у многих мы наблюдаем почти полное отрицание всего происходящего и современного, как в вопросах политики, идеологии, религии, земледелия, хозяйствования, информационных технологий, так и в области военного дела. Многие остались в своём понимании роли казачества на уровне лошади, телеги, сохи, лукошка, казачьей шашки и винтовки образца 1891 года. А между тем мы живём в век компьютеров, умных машин, высоких технологий, современных способов выращивания животных, растений и обработки земли, совершенного и высокоточного оружия, быстротечного общевойскового боя… Надо ли дальше перечислять?! Для возрождения казачества нужно всему этому учиться и суметь адаптировать всё это к казачьим традициям. Единственным успешным и многопрофильным направлением блистает сегодня возрождение, развитие и становление культуры казачества. В этом направлении казачьи фольклорные ансамбли не только превзошли сами себя, но своими песнями, выступлениями на местных и региональных фестивалях трогают душу даже непосвящённого! Казачьи музеи поражают богатством экспонатов и яркостью и глубиной знаний экскурсоводов. Конечно, это нужно сохранять для потомков, развивать и дополнять!

Рис. 8. И песни и пляски
Рис. 9. Казачья джигитовка

Рис. 10. Военно-спортивные состязания
Рис. 11. Казаки XXI века
Но, несмотря на все вышеперечисленные сложности, военная история казачества не окончена, она лишь замерла в ожидании, ибо историю движет не только умопомрачение или умопросветление отдельных вождей, народов или государств, но прежде всего объективная историческая необходимость. История развивается по спирали, и эта необходимость неизбежно придёт, и казачество, как уникальное военно-историческое явление, без сомнения будет вновь востребовано на новом, каком-то ином, более высоком уровне. Историю, как и природу, не обмануть.

Регулярно, раз в 100-150 лет на Русь случаются грандиозные вражеские нашествия. Заканчиваются для агрессора они, как правило, очень плачевно, точнее катастрофически. Миллионы галлов, арийцев и их сателлитов своей биомассой удобряют почву бескрайней Восточно-европейской равнины. Поскольку случались эти нашествия неоднократно можно уже выделить некоторые закономерности. Промежутки между нашествиями можно разделить на 3 условные части.
1. В первой части длиною 30-50 лет все выжившие теоретики и практики предыдущего нашествия дружно посыпают голову пеплом, каются и заклинают потомков не совершать более ничего подобного. Цитируют мудрых земляков и предков, сами изрекают, чтобы никто, никогда, ни при каких обстоятельствах и ни за какой надобностью больше не ходил на Восток, ибо дело это абсолютно гиблое. Эти русские, говорят они, сделаны из какого-то другого теста, как всегда на любую нашу премудрость и хитрость ответят своей непредсказуемой глупостью и т.д. и т.п., и всё такое и, в конце концов, непременно победят.
2. Во второй части длиною 30-50 лет вновь народившиеся высоколобые умники и умницы усиленно морщат и трут свои лбы и изрекают: «Ничего не понимаем, парадокс какой-то. Всё было прекрасно спланировано, подготовлено, выбран удобнейший момент, привлечены лучшие люди, умы и силы. В чём причина неудачи?» И начинают усиленно копаться в летописях и мемуарах, применяют симплекс и комплекс, анализ и синтез, интеграл и дифференциал, диалектику и метафизику, логику и схоластику. Привлекают кандидатов и докторов, магистров и академиков, чемпионов и лауреатов, журналистов и литераторов. Тут и наших резунов и волкогоновых подключают. И наконец стучат себя по лбу и кричат: «Эврика». Вот она, тысяча и одна причина катастрофы. Если их устранить, то всё будет okay. И вообще, русская победа — это трагическое стечение обстоятельств и случайностей, бессмысленная и глупая история и полное историческое недоразумение, не поддающееся научному осмыслению.
3. И вот наступает третья часть длиною 30-50 лет. Прежние и новые высоколобые умники и умницы опять усиленно морщат и трут свои лбы и изрекают новые цели и задачи. Мадлен Олбрайт сосчитает, что при плотности населения менее 2 человек на квадратный километр эта территория непременно должна быть интернирована в пользу мирового сообщества. Кондолиза Райс объявит Афганистан плацдармом для продвижения демократии в Среднюю Азию и далее на север. Экс-хиппи Джон Керри придумает, что с русскими удобнее и безопаснее всего воевать до последнего украинца, и т.д. и т.п. И не важно, что пока на Мадлен смотрят как на шизу, из Афганистана вместо триумфального шествия демократии высвечивается очередной Дюнкерк, а дальнейшая судьба милой им Украины это большой, большой вопрос. Несмотря на это сэры, пэры и мадам усиленно работают. Главная задачи этой части — объединить Европу, найти, подготовить и отмобилизовать миллионы отмороженных ландскнехтов и вырастить очередного фюрера или Буонапарте, который поведёт очумелых европейцев в очередной раз «Drang nach Osten». Это не так-то просто. Ведь идти-то придётся на медведя. Известно, что навалившись гурьбой, можно завалить даже его, хотя и это не бесспорный факт. Но первых он при этом однозначно порвёт. Поэтому первыми быть никто не хочет. Для этого надо найти дурачков. Долгие века роль этих дурачков играли турки и поляки вместе с союзными и подвластными им племенами. Премудрые европейцы регулярно направляли их на восток для убоя. Не по разу в роли дурачков отметились немцы, шведы и французы, один раз даже британцы. Американцы, обратите внимание, слишком умны, чтобы самим выполнять такую дурацкую работу. Теперь прежние дурачки уже научены, поэтому ищут новых. Недавно на этом поприще безуспешно попытались сыскать лавров даже грузины, теперь вот американцы подрядили украинцев. Причём очень недорого, практически за пирожки на майдане, они получили в свои руки несколько миллионов очумелых боевых петушков, готовых дерзко бросаться на всякого, на кого укажет дрессировщик. А сама Украина будет послушно и долго играть роль голодного, но злого сторожевого пса Запада на юго-западе России. Это неслыханная, со времён предательства Горбачёва, удача объединённого Запада и самые честные из них уже откровенно заявили, что будут самоотверженно воевать с Россией «до последнего живого украинца». Им вторят правители Украины, объявившие свою страну «бронежилетом» Запада. До какой же степени этим вождям нужно ненавидеть и презирать свой народ, чтобы бросить его на медведя?
С фюрерами также не всё просто. И прежние-то европейские фюреры не сразу соглашались, худо-бедно историю в школе учили и первоначально отсылали высоколобых и горбоносых теоретиков на три русские буквы. А нынешние кандидаты в фюреры уроки истории знают очень неплохо, как-никак в Гарвардах, Оксфордах и Сорбоннах их шляхту обучают теориям вероятностей и оценки рисков. Да и с трудом объединённая Европа постоянно норовит треснуть по швам. Но от объединённой Европы России никогда не было ничего хорошего, НИКОГДА. Тем более не будет ничего хорошего и сейчас, от объединённой Европы да ещё объединённой с Северной Америкой. Это объединение называется НАТО. Поэтому реваншисты всяких мастей усиленно работают, наши коллаборационисты, перебежчики, пораженцы, капитулянты и власовцы всех мастей им усиленно помогают, а нам усиленно вредят и если у них всё склеится…, то история снова повторится.
В этой перманентной истории всё бы ничего, если бы не одно большое НО. Для того, чтобы упаковать в русскую землю эти миллионы незваных англосаксов, галлов, арийцев и их сателлитов, а также примкнувших к ним власовцев, надо положить как минимум столько же своих ребят и девчат, по-другому не получается. А поскольку отражение агрессии, как правило, происходит на нашей территории, то надо прибавить ещё столько же мирного населения. Вот такая вот многовековая и безрадостная арифметика. А живём мы сейчас в самом начале третьей части, потому все эти забугорные жучки и наши доморощенные толерантные кандидаты в полицаи, старосты и бургомистры так выслуживаются и суетятся.
Рис. 12. «Пятая колонна» прибыла на инструктаж в посольство США
Увы, ситуация, изображённая на этом рисунке, это многовековая печальная традиция российской жизни и политики. Так сложилось, что оппозиция в России — это всегда «пятая колонна» геополитических врагов России. Ещё во времена Киевской Руси оппозиционные и опальные князья и бояре постоянно бегали за спонсорской и военной помощью «в степь» к половцам или к чёрным клобукам, «за реку» к булгарам, «за море» к византийцам или варягам, «за гору» к венграм или «за болото» к полякам. Во времена средневекового федерализма оппозиция постоянно бегала спасаться, жаловаться и бить челом в Орду к ханам, а после крушения Орды снова, по старой привычке, в Литву или к полякам. Перебежавшие во время Ливонской войны от Ивана Грозного в Литву олигархи, с помощью подельников, челяди и агентуры развязали в России чудовищную гражданскую войну, длившуюся 2 десятилетия, с 1894 по 1915 год и получившую название Смута. Последствия её были ужасны для страны и народа. Когда Пётр I прорубил «окно в Европу», география спонсоров оппозиции расширилась, и отправляться в эмиграцию стало не обязательно. При царском дворе и правительстве постоянно действовали «французская, английская, австрийская, шведская, прусская, голландская и т.п.» партии, открыто управлявшиеся соответствующими послами и продвигавшие интересы своих стран через олигархическое лобби. Кто внимательно смотрел «Гардемарины вперёд», тот представляет, о чём идёт речь. С середины XIX века к этой деятельности помимо вельмож подключились разночинцы. После убийства императора Александра II и разгрома «Народной воли» её вожди сбежали за границу, произвели там размежевание и реструктуризацию своих рядов и оттуда продолжали руководить процессом. Апофеозом их разрушительной деятельности стала Февральская, а затем Октябрьская революции и гражданская война. Более подробно об этом писалось в соответствующих статьях данной серии. Не изменилась ситуация и после революции. Опальный Троцкий сбежал за границу, а борьба с троцкизмом, т.е. с его последователями внутри и вне страны, стали стержнем и самой глубокой гносеологической причиной сталинских репрессий. Великая Отечественная война стала лакмусовой бумажкой, которая выявила и проявила настоящих «врагов народа» и «изменников Родины», которые под видом борьбы с большевистской властью, на самом деле боролись с Россией. Во второй половине прошлого века диссиденты наступили на эти же грабли. По их же собственным словам, они «целились в Советский Союз, а попали, как всегда, в Россию». В те годы их писанина шла влёт в многочисленных перестроечных изданиях, подвизавшихся на ниве беспощадной, эмоциональной и наукообразной критики всего и вся. За основу брали правду, обильно добавляли враньё, домыслы и фантазии авторов, затем всё это перемножали на гротеск. Тогдашний офисный планктон (многочисленные сотрудники НИИ, КБ, всяких контор и шарашек, профессура, студенты и т.п.) на кухнях и на работе, обсуждая подобные публикации, доводили себя до оргазма. Такая вот была народная забава у тогдашнего креативного класса, больше смахивающая на политическую мастурбацию. Но тлетворное влияние и подрывная работа диссидентов против СССР дали Западу в руки неслыханную удачу и обеспечили победу в холодной войне. Продажная и выродившаяся партийная номенклатура породила троянского коня в виде Горбачёва и его продажной клики, которая ликвидировала народную власть, разрушила страну и капитулировала перед Западом.
Совместными усилиями диссидентов, партийных пропагандистов и продажных СМИ в конце 80-х, начале 90-х годов в народном сознании СССР произошёл невероятный всплеск американизма, труднообъяснимого пиетета перед Западом, а также целый калейдоскоп безудержных социально-политических и экономических фантазий и иллюзий, больше напоминающих девичьи грёзы. С высоты пережитых лет не могу внятно даже сам себе объяснить гносеологию этого явления и просто отнесу к симптомам массового психоза. В данном случае это и не важно. Важно то, что Америка и Запад упустили этот уникальный шанс, а именно на фоне массового пиетета сделать всё постсоветское пространство, включая Россию, своим сателлитом. Вместо этого они объявили СССР разгромленным, а его народы должны были встать на колени, посыпать голову пеплом и дружно начать лизать Запад в попку, как когда-то это сделали, и делают до сих пор немцы и японцы. Но русские — это один из самых непокорных в мире народов, и за исключением перебежчиков, врагов народа, власовцев и компрадоров, этого не захотели делать, хотя бы потому, что не были разгромлены, их просто предали. Американцы не взяли в толк, что даже тогда, Россия была единственной страной в мире способной уничтожить США, хотя и ценой собственной жизни. Но бог с ними, это их ошибка, за которую они вынуждены будут дорого заплатить. Причём в самом прямом, а не в переносном смысле, золотом и ассигнациями. Поскольку им не хватило ума тогда добыть союз и дружбу с Россией добром и лаской, они вынуждены будут его попытаться купить, но уже не факт что сторгуемся.
До сих пор одному богу известно, каким чудом Россия в начале нового тысячелетия выскользнула из горячих объятий мирового правительства и сохранила целостность и суверенитет. Без сомнения, это божий промысел. Отчаявшись свергнуть непокорное русское правительство и взорвать Россию изнутри, Запад вновь приступил к подготовке открытого вторжения, разумеется, чужими руками. В этих предгрозовых условиях нелишне произвести инвентаризацию и верификацию наличных политических сил с точки зрения наличия в них оборонного или коллаборационистского сознания. Но это чрезвычайно обширная и многофакторная тема и выходит за рамки данной статьи.
А пока суть да дело, страна с переменным успехом ведёт активную оборону от ползучего наступления НАТО на Русь. В рамках этой оборонительной стратегии неожиданную реанимацию получила эффективная средневековая практика создания пограничных буферных государственных образований в виде народных (читай казачьих) республик, и не только расположенных на бывших землях Войска Донского. Если внимательно прочесть статьи из этой серии, посвящённые образованию и становлению Донского Войска, то аналогии напрашиваются сами собой.
Таким образом, история казачества продолжается, но напишут её уже другие люди, непосредственные участники событий. Современная военная история, в отличие от прошлой, пишется не только пером, но и штыком, а вместе с чернилами — кровью, потом и слезами.
Рис. 13. Казаки-знаменосцы на Параде Победы в Донецке 9 мая 2015 года

Рис. 14. «Гиви» на Параде Победы в Донецке 9 мая 2015 года
Рис. 15. «Моторола» на Параде Победы в Донецке 9 мая 2015 года
Рис. 16. «Гиви» и «Моторола»

Рис. 17. «Моторола» со своими бойцами

Рис. 18. Эти хлопцы ещё без позывных, но уже на Параде Победы в Донецке 9 мая 2015 года
Далее на рис. 19-39: нелёгкий хлеб народной войны с добровольными помощниками НАТО (новыми украинскими «хиви»)


Казачество в современной России. Справка

16 июля 1992 г. Верховный Совет Российской Федерации принял Постановление «О реабилитации казачества», в преамбуле которого говорится: «Исходя из требований Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», в целях полной реабилитации казачества и создания необходимых условий для его возрождения как исторически сложившейся культурно-этнической общности Верховный Совет Российской Федерации постановляет: «Отменить как незаконные все акты в отношении казачества, принятые начиная с 1918 г., в части, касающейся применения к нему репрессивных мер».

Постановление признавало за казачеством права на возрождение традиционного социально-хозяйственного уклада жизни и культурных традиций при соблюдении законодательства и общепринятых прав человека; установление общественного самоуправления в местах компактного проживания казаков в традиционных для казачества формах; возрождение традиционных для казачества форм землевладения, землепользования и распоряжения землей, несения воинской службы в частях Вооруженных сил и пограничных войск Российской Федерации; восстановление традиционных наименований населенных пунктов и местностей; создание общественных казачьих объединений с исторически сложившимися названиями, в том числе землячеств, союзов и других, их регистрацию и деятельность.

При этом отмечалось, что положения данного постановления не должны ущемлять права каких-либо других групп населения и отдельных граждан и не означают наделение казачества какими-либо привилегиями, которые могут толковаться как сословные.

В 1994 г. был создан Совет по делам казачества при президенте Российской Федерации (упразднен в 1997 г., в 2009 г. воссоздан). Совет по делам казачества является совещательным и консультативным органом при президенте Российской Федерации, образованным в целях содействия реализации государственной политики в отношении российского казачества.

В состав Совета могут входить представители администрации президента Российской Федерации, правительства Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, казачьих обществ, общественных объединений казачества, иных общественных объединений, научных организаций.

В составе Совета создано 10 профильных комиссий и семь окружных, а также экспертно-консультативная комиссия и рабочая группа по геральдическим вопросам.

В 1995 г. были разработаны правовые основы государственной службы казачества, а уже в 1996 г. первое казачье войско – Волжское – приняло на себя обязательства по несению государственной службы.

Виды службы, к которой привлекаются члены казачьих обществ, и порядок привлечения их к службе определены федеральным законом Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. «О государственной службе российского казачества», в соответствии с которым российское казачество проходит военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах в соответствии с федеральным законодательством. Для прохождения военной службы российское казачество направляется, как правило, в соединения и воинские части Вооруженных сил Российской Федерации, которым присвоены традиционные казачьи наименования, во внутренние войска министерства внутренних дел Российской Федерации, в пограничные органы.

Российское казачество в установленном порядке: 1) оказывает содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ, организует военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе; 2) принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях; 3) принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, охране Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом; 4) осуществляет иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с органами военного управления, органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3 июля 2008 г. президентом РФ была принята концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, в которой говорится, что целями государственной политики Российской Федерации в отношении казачества являются: становление и развитие государственной и иной службы российского казачества; возрождение и развитие духовно-культурных основ российского казачества, семейных традиций, осуществление патриотического воспитания казачьей молодежи.

9 февраля 2010 г. президент России Дмитрий Медведев утвердил удостоверение, форму одежды и чины казаков, а также герб и знамена войсковых казачьих обществ.

Глава государства подписал указы «Об удостоверении казака, выдаваемом членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ», «Об учреждении гербов и знамен войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ РФ», «О чинах членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ», «О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ».

Сегодня российское казачество – это граждане Российской Федерации, относящие себя к казакам (прямые потомки казаков, а также граждане, изъявившие желание быть членами казачьих обществ). Казачьи общества и общественные объединения российского казачества созданы на территории более 70 субъектов Российской Федерации.

По предварительным оценкам, российское казачество насчитывает около 7 млн человек.

Районы компактного проживания казаков существуют и сегодня на территориях республики Северная Осетия – Алания, Краснодарского, Ставропольского, Хабаровского краев, Ростовской, Волгоградской, Оренбургской, Омской, Самарской, Челябинской областей, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах и ряде других регионов России.

В России 10 реестровых войсковых казачьих обществ (казачьих войск): Всевеликое войско Донское, Кубанское, Терское, Волжское, Оренбургское, Сибирское, Енисейское, Иркутское, Забайкальское, Уссурийское. Самыми крупными из них являются Всевеликое войско Донское (старейшее в России), Кубанское казачье войско, Сибирское казачье войско.

Скоро появится 11-е войско – Центральное, сейчас оно существует де-факто и проходит регистрацию в Минюсте.

В России действуют 24 казачьих кадетских корпуса, более тысячи казачьих классов в общеобразовательных учреждениях, в которых учатся более 40 тысяч воспитанников.

Кроме того, в стране существуют 150 военно-патриотических и военно-спортивных клубов и более 500 казачьих фольклорных ансамблей. Ежегодно в масштабе страны проводятся мероприятия, связанные с военно-патриотическим воспитанием казачьей молодежи.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Современное казачество России: «ряженая сотня» или опора для народа

Есть в мире уникальная категория людей, которая явно не ровно дышит к облачению в мундиры, увешивании груди орденами, медалями и прочими знаками доблести. Есть и другая категория: люди, которые более чем достойны и мундиров, и наград, однако предпочитающие куда большую скромность в своем облачении и упоминании чинов и регалий. При этом в России за последнее время успела оформиться, скажем так, общественная группа, среди представителей которой есть и одни, и другие. Речь о современном российском казачестве, если в этом плане вообще имеет смысл такое разделение как «современное казачество» и «казачество несовременное».
Отношение к современным казакам в России не менее противоречиво, чем роль самих казаков в развитии государства и общества. Одни называют этих людей, претендующих на статус отдельного сословия, ряжеными и псевдопатриотами, другие видят в казаках зачатки возрождения основ нравственности и культуры той России, которую мы когда-то потеряли. Однако современное казачество – целое явление, которому, как и любому другому, явлению сложно дать однозначную оценку, да и всех внешних потугах однозначная оценка будет очевидно однобокой и потому бессмысленной. А потому постараемся взглянуть на представителей современного казачества с разных сторон. Цель одна: попытаться прояснить ситуацию с тем, что же собой в реальности представляют люди, называющие себя казаками.
Не будем касаться исторического аспекта появления казаков в истории России, потому что эта тема уже озвучивалась на «Военном обозрении». Сделаем упор именно на современный этап существования русского казака.

Для начала нужно сделать попытку отделить мух от котлет. Дело в том, что казачество (по крайней мере с той позиции, которая обозначается сегодня) представляется отнюдь не как этнический пласт, а, скорее, как общественная организация, призванная решать определенные проблемы. Какие проблемы? Чьи проблемы? А вот тут и заключается главный вопрос. Кто-то использует сам термин «казак» как некий синоним чести и преданности, патриотизма и глубины нравственных традиций, а кто-то готов сделать из этого слова для себя некий набор преференций, позволяющих утолить необузданное самолюбие. Одни вполне готовы послужить Отечеству на добровольной основе, другие же стараются наспех слепить из самих заявлений о гипотетическом служении Родине банальную PR-акцию, которая может, по мнению таких людей, добавить им определенных общественных, а то и политических, бонусов.
Вот потому и встречаются «мухи», которые ни исторически, ни нравственно, ни как-либо еще не связаны с традиционными казачеством, но это им не мешает пользоваться самопальными «корочками», увешивать свои широкие груди крупными как августовские яблоки орденами и менять погоны, возвышаясь по казачьей иерархической лестнице, с умопомрачительной скоростью. Именно эти люди, паразитирующие на понятии казачества, и становятся причиной того, что на многих (даже потомственных) казаков в России часто смотрят, мягко говоря, с некоторым недоверием. Именно «ряженая сотня» внешне и превращает саму идею возрождения казачьих традиций служению Отечеству в фарс. Ведь многие наши соотечественники в силу целого ряда объективных причин потеряли всякую надежду определить для себя, есть ли в современной России настоящие казаки вообще. А если есть, то готовы ли они предложить свои услуги для укрепления безопасности страны?.. И нужны ли их услуги современной России и ее гражданам?
Приведем несколько примеров того, как успели за последнее время проявить себя казаки нового поколения. Чтобы ситуация была представлена максимально полно, и каждый смог оценить роль казаков в общественной жизни, представим несколько сюжетов, как позитивного, так и негативного характера.
С конца прошлого года несколько успокоилась ситуация с так называемыми казачьими патрулями в крупных городах России. Деятельность казаков, которые при согласовании с местными правоохранительными органами выходили на улицы Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа для проведения мероприятий по охране правопорядка, удостоилась диаметрально противоположных оценок. Одни, видя людей в форме, не закрепленной ни за одним из воинских или полицейских подразделений, открыто высказывали свой негатив и явно не собирались подчиняться требованиям казачьего патруля. Другие реагировали вполне спокойно и считали, что охрана общественного порядка с использованием казачьих дружин – мероприятие, которое проявляет себя вполне положительно.
Рассказывает казак ВКО «Резервное казачье войско» «Всевеликое войско Донское» А.Попов:
Меня, как рядового казака, привлекали для охраны общественного порядка во время празднования дня города. Задача передо мной и группой других казаков была поставлена следующая: мы должны были не допускать в места массового скопления людей изрядно подвыпивших лиц, а при излишнем желании таковых попасть на празднества, докладывать об инциденте своему непосредственному главе. Он уже связывался с полицейскими, которые хулигана и повязывали. Полномочий на то, чтобы самим принимать меры в отношении нарушителей, у нас не было.

Другой случай.
Москва. Конец прошлого года. Белорусский вокзал. Группа казаков, которая впоследствии была представлена как казачий патруль, осуществляла охрану правопорядка уже при наличии более широких полномочий, которые и вызвали дискуссию в обществе. Речь идет о том, что казачий патруль осуществлял рейд и выявлял места незаконной торговли. Обсуждению подверглось то, что казаки при выявлении мест незаконной торговли приступали к изъятию товара и погрузке его в заранее подготовленный автобус. Как утверждали сами казаки, автобус принадлежал ОБЭП, и все их действия с ОБЭПовцами были согласованы. Однако после столь рьяного исполнения обязанностей казаками, в прессе стала проскакивать информация о том, что казаки стали инструментом для дележа рынка в весьма бойком для торговли месте столицы.

Казачий патруль в Москве в работе
После того нашумевшего рейда сам первый зам атамана ВКО «Центральное казачье войско» генерал Колесников заявил, что первую попытку можно назвать не самой удачной. Очевидно, обсуждались и новые попытки принятия участия казаков в рейдах по Москве, но систематическими эти рейды явно не стали. Видимо, всё дело в том, что сами власти (не только региональные, но и федеральные) до сих пор не решили, что же им делать с таким «счастьем» (или без кавычек?) как современное казачество. Дашь полномочия, — думает власть, — могут и на шею сесть; не дашь полномочий, — потеряется электорат, а голоса ой как нужны… В общем, целая дилемма.
Одним из губернаторов, который решил регламентировать деятельность казаков в своем регионе, сегодня является глава Воронежской области Алексей Гордеев. Не так давно он обсуждал с лидерами местного казачества проблемы взаимодействия казаков с органами местной власти. На встрече атаман Центрального казачьего войска В.Налимов вышел с предложением для министерства образования создать в области учебное заведение, которое будет именовать единым казачьим кадетским корпусом. Саму возможность создания такого учебного заведения в области Вячеслав Налимов связывает с тем, что в области сильны казачьи традиции и есть все возможности для претворения в жизнь такого рода идеи. Кроме того, атаман Налимов предложил губернатору Гордееву создать военный учебно-методический центр казачьего войска, который бы мог стать местом для качественной подготовки молодых воронежцев к службе в армии. Планируется, что такой центр можно было бы разместить к северу от столицы Черноземья. Алексей Гордеев пообещал, что готов лично посодействовать реализации намеченных планов, ведь они в первую очередь направлены на заботу о подрастающем поколении и на реализацию планов всеобъемлющей допризывной подготовки.

Поднятие государственного флага в Матвея Платова кадетском казачьем корпусе (Воронежская область)

Зимние сборы кадетов Матвея Платова кадетского казачьего корпуса (Воронежская область)
На этом, казалось бы, благостном фоне взаимодействия казаков и официальных властей та же Воронежская область превращается в место активного противостояния казачьих дружин с теми, кто пытается продвинуть бизнес-проект по разработке никелевых месторождений в Хоперском заповеднике. Компания, которая уже в ближайшее время собирается начать разработки никеля на территории так называемого Еланского месторождения, встречает невиданное для современной России сопротивление общественности, на поддержку которой встали и казаки. В течение нескольких месяцев в месте, где разработчик собирается проводить добычу металла (а это буквально самое сердце плодородных черноземов России), казаками Второго Хоперского округа выставлены посты. Казаки уже пообещали, что если на территории заповедника увидят тяжелую технику и людей, готовящихся к разработке воронежских недр, они готовы дать настоящий бой представителям добывающей компании.

Казачий пост на месте подготовки к разработкам никелевого месторождения (Воронежская область) (беседа с полицией)
Эти слова казачьих атаманов вызвали одобрение со стороны местного населения и ситуация стала выглядеть весьма напряженной еще и потому, что в одном из своих интервью губернатор Гордеев заявлял, что не позволит губить воронежские черноземы ровно до того момента, пока он занимает губернаторское кресло. Однако, несмотря на это бизнес-лобби продвигает идею безопасности разработок. Правда, при этом представители этого самого лобби не упоминают о том, что о никелевом месторождении под Воронежем было известно еще в советские годы. Но в то время целым рядом ученых были опубликованы материалы, согласно которым добыча никеля в Черноземье может привести к тяжелейшим экологическим последствиям. Мало того, содержание никеля в руде в области относительно невысокое, а потому не факт, что добыча будет рентабельной. Перспектива получить у себя под боком вместо плодородных почв фактически обезвоженную и изрытую пустыню, которая может со временем быть объявлена «не совсем удачным итогом проекта добычи никеля» – явно не впечатляет воронежцев.
Противостояние между общественностью, которую косвенно поддерживает губернатор Гордеев и совсем даже не косвенно — представители 2-го Хоперского округа казачьего ВВД, и лоббистами-добытчиками начинает проявлять настоящую остроту. Буквально на днях, часовые того самого казачьего поста на месторождении остановили группу геологоразведчиков, которые готовились приступить к проведению очередной порции исследовательских работ. Выяснив, чьи интересы геологи представляют, а также их решительность начать свои работы, воронежские казаки совместно с другими местными жителями решили показать «гостям» всё своё «радушие». В итоге встреча закончилась тем, что геологи основательно получили казачьими нагайками, после чего обратились в полицию. В отношении казаков и ряда экологов было возбуждено уголовное дело.

Полиция всё активнее посещает казачий пост
После этого «первого боя за никель» общественность снова разделилась. Одни назвали казаков «ряжеными пиарщиками», другие, наоборот, вступились за них, заявляя, что это, по всей видимости, единственная сила, которая еще что-то может противопоставить варварскому отношению к российским богатствам.

Обращение казаков к президенту Владимиру Путину
Эта история красноречиво иллюстрирует ситуацию с российским казачеством, назначение которого пока явно не определено со стороны государства. При этом мы сами забываем о том, что далеко не всегда интересы казачества и государства в России совпадали… Значит ли это, что современное казачество (выводя за скобки лиц, на казачестве паразитирующих) – сила, которая на самом деле представляет собой далеко не «потешную армию», и готовая стоять не на страже интересов исключительно своих лидеров и олигархов, а — на страже интересов народа? Сложный вопрос… Ведь и казаки разные, и остальной народ – далеко не однородная субстанция…

А вот и яркий представитель «ряженой сотни»
Напомним, что в сентябре прошлого года Владимир Путин утвердил стратегию российского казачества. Вот несколько пунктов документа:
а) привлечение российского казачества к выполнению задач по обеспечению безопасности и обороноспособности Российской Федерации, прохождению членами казачьих обществ военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, включение членов казачьих обществ в мобилизационный людской резерв для обеспечения гарантированного доукомплектования в установленные сроки Вооруженных Сил Российской Федерации, а также создание эффективной системы воинского учета членов казачьих обществ;
б) привлечение российского казачества к участию в охране общественного порядка и обеспечении экологической и пожарной безопасности, к реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, гражданской обороне, природоохранной деятельности;
в) привлечение российского казачества к участию в охране государственной границы Российской Федерации;
г) максимальное использование в местах традиционного и компактного проживания казаков потенциала казачьих обществ для привлечения членов этих обществ к охране лесов, объектов животного мира, объектов культурного наследия;
д) привлечение российского казачества к государственной и иной службе в других сферах деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Стратегии прописана, в том числе, как историческая казачья геральдика, так и система по разработке новых геральдических знаков, формы одежды, наград и знаков отличия.
Главное, чтобы и казачество, и государство при этом не забывали, что главная их цель – всё-таки защита прав и свобод всех без исключения граждан России, а не только тех, кто входит в плеяду избранных, достойных особого внимания. Хотелось бы верить, что в этом плане государство и современные казаки единодушны.

Какой веры были донские казаки до принятия православия

Казаки Тихого Дона традиционно считались защитниками христианской веры и опорой православной монархии. Однако Православие степные богатыри исповедовали далеко не всегда.

Потомки хазар

Первые письменное упоминание о «разбойниках» на Дону в царских правительственных грамотах относится к XVI веку, когда Москве одна за другой подчинялись земли бывшей Золотой Орды. Первого известного атамана, сильно досаждавшего ногайцам, звали Сары-Азман.

Однако истоки казачества историки возводят к гораздо более ранним временам. Василий Пудавов в «Истории Войска Донского», изданной в 1890 году, повторяет тезис исследователя, Федора Морошкина, о том, что «вольные казаки» были «древнейшим дворянством всемирной истории». Сам Пудавов называл донцов «славяно-туранской царевщиной» Восточной Европы. О том, насколько силен был тюркский элемент, говорит уже имя Сары-Азмана. Даже само название «казак», по мнению атамана Петра Краснова, происходит от тюркского «гозак» — «легковооруженный конный воин». Другие, впрочем, переводят слово qazaq как «бездомный» или «скиталец».

Славянский элемент в этих местах можно проследить со времён донских славян, живших в верховьях Дона с VII века. Пока варяжские князья покоряли племена на Ильмене и Днепре, на Дону укрепилась тюркская Хазария. После разгрома Хазарского каганата Киевская Русь контролировала берега Дона лишь эпизодически. Например, город Белая Вежа (Саркел), захваченный ещё Святославом Игоревичем, подчинялся русским князьям до XII века, пока полностью не обезлюдел в результате набега половцев. Вплоть до 1709 года донцы фактически не подчинялись централизованной власти, следуя древним обычаям и традициям степной вольницы. Поэтому неудивительно, что иудаизм, воспринятый в качестве государственной религии хазарской верхушкой, в той или иной степени сохранялся у казаков и в то время, когда большая часть этого народа уже исповедовала Православие. По-видимому, христианская вера окончательно утвердилась на Дону только вместе с властью московского царя в XVI веке.

«Жидовствующие» казаки

Часть казаков исполняла иудейские обряды в форме «субботней веры». Принимая крещение, эти люди одновременно соблюдали законы Ветхого Завета. Данное религиозное течение в казачестве соотносят с сектой «субботников», распространённой на Юге России – в Воронежской, Тульской, Саратовской, Орловской областях.

Есть свидетельство о том, что в 1871 году казаков-евреев встретил в Царицыне император Александр II – он обратил внимание, что некоторые казаки не снимают перед ним шапок. Царю объяснили, что они так поступают по предписаниям Моисеева закона.

Носители иудейской веры встречались и у запорожцев, а также у более близких к донцам мещерских казаков. Последние под конец Смутного времени были изгнаны по приказу митрополита Филарета и осели в Литве, примкнув к караимам.

Одним из центров иудаизма на Тихом Дону был Кагальницкий городок, основанный Степаном Разиным в 1610 году. Его наименование возводят к слову «кагал» (орган самоуправления еврейской общины). По состоянию на 1910 год в Кагальнике оставалось 36 открытых евреев, имелось еврейское кладбище. Как вспоминал казак из Костромы, Ефим Подоксик, писатель, Михаил Шолохов, при встрече расспрашивал его о Кагальницком городке, а также утверждал, что «пока есть противостояние между православием и иудаизмом, правды не будет».

«Самый главный, самый любимый и искренне написанный им герой, Григорий Мелехов – «похожий на турку». Между прочим, «мелех» на иврите – «царь», — отмечал Подоксик.

Являются ли казаки русскими

Вопрос этнической идентификации казаков относится к наиболее спорным у исследователей этого народа. Во время Великой Отечественной войны атаман-коллаборационист Краснов противопоставил казаков русским, заявив, что они – «самостоятельный народ». Однако другие идеологи казачества настаивали на полном тождестве русских и казаков. Генетические исследования показали, что истина где-то посередине. ДНК донских казаков имеет очень большое сходство с ДНК жителей Центральной России, но при этом в генофонде этого народа существует явный «тюркский» компонент.

Казаки и вера

Вера для казачьего сословия была основополагающим фактором бытия. Любому мало-мальски значимому делу или событию в жизни казаков предшествовала молитва, которая благословляла и оберегала храбрых воинов, и поддерживала их верных спутниц. С малолетства воспитывавшиеся в традициях христианства они с момента крещения до тризны свято чтили веру предков, в борьбе за которую без страха складывали свои головы.

Вне зависимости от того какое направление христианства исповедовали казаки, как в повседневности, так и на войне они проявляли удивительную религиозность.

Обязательно посещая богослужения, они строго соблюдали все присущие их церкви каноны и запреты, а, отмечая главные праздники — Рождество Христово, Пасху, Троицу, следовали собственному чиноположению.

С молитвы начинался каждый новый день и приём пищи, посещение друзей и выход на работу, казачий сход и отдых, а церковный календарь отмерял хозяйственные вехи их мирной жизни.

Каждый казак в обязательном порядке знал молитвы своих прадедов, которые он истово читал перед битвой. Помочь ему одолеть врага и вернуться домой должны были освещенные и замоленные перед походом сабли, мечи и защитное обмундирование.

ДОНСКИЕ КАЗАКИ

Донские казаки, придерживавшиеся канонического православия, свято чтили все церковные традиции, дополняя их собственными специфическими обычаями. К числу подобных нововведений можно отнести религиозный обряд, приуроченный к проводу донца на службу, а также благодарственный молебен
заказываемый родными при его возвращении.

Перед уходом на службу каждый сын должен был получить благословение отца, который держа в руках икону, завещал молодцу всегда помнить о Боге и его заповедях, и с честью отдать воинский долг государю и Отечеству.

После все новобранцы и станичники собирались у часовни, где проходила обедня, в ходе которой казаки просили у Николая Чудотворца покровительство и помощь.

Характерной особенностью воинских молитвенных традиций донских казаков является органичное вплетение в них народных фольклорных заговоров. Эти церковно-суеверные формулы из поколения в поколения служили воинам дополнительным оберегом в их постоянном пребывании на рубеже жизни и смерти.

Большое разнообразие военных молитвенных заговоров донцов стали известны общественности благодаря публикациям Леонида Майкова.

Передаваемые от отца к сыну священные тексты, в мирное время хранились в красном углу дома, а в день отправления на войну помещались в ладанку или вкладывались в шов рубахи. Вместе с горстью родной земли и образком они образовывали так называемый охранительный комплекс.

Во время Великой Отечественной войны многие казаки держали семейные молитвенные заговоры в расшитых кисетах, свято веря в божественную защиту.

ГРЕБЕНСКИЕ КАЗАКИ

Гребенцы, начавшие расселяться на Северо-Восточном Кавказе в XVI веке, строго придерживались основ христианской веры своих отцов. Во времена, когда на новом месте жизни и службы ещё не были возведены храмы, казаки для проведения совместных обрядовых ритуалов собирались в одном из домов, считавшимся молельным.

Из-за отсутствия духовенства, имевшего право совершать церковные таинства, гребенцы на первых порах применяли альтернативное богослужение. Так, самый главный для самоидентификации любого казака, обряд Крещения проходил в водах реки Терек, при Причастии каждый мужчина прикусывал конец своей бороды, считавшейся священной, а обряд Покаяния заменялся на самопокояние.

Поскольку всё их бытие было пронизано религиозностью они, на протяжении столетий тесно контактируя с мусульманскими народами данного региона, всё же сумели сохранить в чистоте свою веру.

Не отреклись от её основ гребенские казаки и после случившегося во второй половине ХVII века церковного раскола. Продолжая в строгости соблюдать и исполнять религиозные обряды своих предков, они не участвовали в политико-церковных диспутах между сторонниками Никона и раскольниками, стоя на том, что ничего не прибавляя, не убавляя исповедуют веру, доставшуюся им от дедов и отцов.

Отстаивая собственную самобытность, они продолжали креститься двумя перстами, совершали Крестный ход по солнцу (посолонь), молились по старым церковным книгам.

В действиях гребенцев не было ни антиправительственного, ни антипатриаршего подтекста, просто они продолжали молиться и служить Господу по унаследованным раннехристианским канонам, всячески стараясь держаться подальше от наводнивших Кавказ раскольников.

Дистанцируясь от последних гребенские казаки часто повторяли, что право на «старую веру и двуперстное крещение» им за доблестную службу Отечеству даровал император Пётр I.

Кстати сознавая ведущую роль гребенцев в деле защиты южных рубежей Российской империи, власти сквозь пальцы смотрели на их приверженность старообрядству, и не пытались преследовать или насильно склонять к принятию официального православия.

ЯИЦКИЕ КАЗАКИ

Куда печальнее складывалась судьба уральских казаков, которые, не желая изменять своим старообрядческим убеждениям и активно принимая в свои ряды раскольников со всей России, настроили против себя правительство страны, не раз устраивавшего на них гонения.

Отказываясь подчиняться официальной церкви, яицкие казаки бунтовали всякий раз, когда им запрещали молиться в молельных домах, призывая посещать православные храмы. К слову местные атаманы были против сооружения церквей, поскольку в рядах яицких казаков помимо разного рода староверов, таких как поповцы и беспоповцы, дырники и тимофеевцы, служили ламаисты и мусульмане.

Признавая право человека на свободный выбор веры, уральцы уважали традиции приверженцев других религий, и всегда повторяли фразу: «У них — своё, у нас — своё, а государство — то общее, поэтому и общей службе разница верований не мешает».

Чтобы как-то урегулировать ситуацию в 1800 году император учредил старообрядческое направление единоверие, при переходе в которое казаки получили право сохранять древнерусский уклад жизни, вести богослужение по дониконовским книгам и обрядам, но подчиниться Русской православной церкви.

Среди яицкого казачества единоверие вводилось насильственными методами, а тех, кто сопротивлялся молиться в храме по заветам предков, отправляли в ссылку.

Журнал зарегистрирован в 2003 году

ISSN 2411-5444

Журнал входит в перечень ВАК (№1750), РИНЦ, ТАСС, НЭБ, по истории.

Альманах «КАЗАЧЕСТВО» задуман и осуществляется в настоящее время как издание, ориентированное на широкий спектр запросов читателя в различных отраслях знания. Это издание научно-популярное и вместе с тем общественно-политическое. Среди его авторов – представители властных структур и бизнеса различного уровня, государственные служащие и представители общественных организаций, работники высшей школы и ученые, члены творческих союзов, культурных организаций, народных, фольклорных коллективов. Среди них – граждане Российской Федерации, представители Российского зарубежья, иностранные подданные, люди известные, имеющие имя в науке, культуре и только начинающие свой жизненный путь.

Столь разнородная выборка интересующихся темой казачества людей, выражающих различные точки зрения, поможет выработать верный и всесторонний взгляд на то, что происходит в нашем обществе в настоящее время, осознать и оценить накопленный нами исторический опыт и спрогнозировать ситуацию, которая будет складываться в стране в ближайшем будущем и в достаточно отдаленной перспективе.

В связи с этим материалы, которые мы предлагаем вниманию читателей, весьма многоплановы. Альманах и его электронная страница размещают статьи и материалы по вопросам истории казачества, военной истории, по проблемам геополитики и патриотического воспитания, культуры (в самом широком толковании – культуры духовной, народной и т.д.), проблемам развития российского общества, государственного строительства, общественных движений, сохранения русского языка и языковых культур регионов, вопросам культурного, этнополитического, социального развития регионов.

Коллектив издания проводит постоянный конкурс: на лучшую научно-публицистическую работу по теме «Казачество», на творческую работу о фольклорном коллективе. Мы, как и ранее, рассчитываем на внимание и поддержку наших читателей.

Издание зарегистрировано в Российском индексе научного цитирования; информация об опубликованных научных статьях предоставляется в РИНЦ в трехмесячный срок с даты выпуска соответствующего номера издания.

Аннотации статей, ключевые слова находятся в свободном доступе в сети Интернет на русском и английском языках. Полнотекстовые версии статей находятся в сети интернет в свободном доступе. Исключается возможность оказания платных услуг за ускорение опубликования представленных рукописей.

При отборе материалов для публикации главным критерием является их высокий научный, общественный и политический уровень. При этом редакция исходит из принципиальной допустимости плюрализма научно аргументированных точек зрения, которые могут расходиться с позицией издателей. Авторы опубликованных материалов несут ответственность за подбор и точность приведенных фактов, цитат, экономико-статистических данных, собственных имен, географических названий. При перепечатке ссылка на журнал «Альманах Казачество» обязательна.

Рукописи рецензируются.

«Казаки», Общественно-политический и литературно-художественный журнал

Общественно-политический и литературно-художественный журнал «Казаки» имеет читательскую аудиторию в России с 2003 года.

Журнал «Казаки» зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации 22 сентября 2003 года (свидетельство о регистрации ПИ №77-16475). 29 октября 2009 года журнал был перерегистрирован ( свидетельство о регистрации ПИ ФС77-37911 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Журнал издавался при участии Постоянного межгосударственного координационного совета (ПМКС) казаков Беларуси, России и Украины.

В настоящее время журнал «Казаки» печатается при поддержке компании «Игл Энерджи». Распространяется в казачьих обществах на территории нашей страны от Калининграда до Владивостока, в государствах-участниках СНГ. Так же журнал имеет своих авторов и поклонников за рубежом – Франции, Канаде, США.

За годы, прошедшие с момента выхода в свет, журнал «Казаки» приобрел известность в Федеральном Собрании РФ, в других органах законодательной и исполнительной власти, в силовых структурах. Из номера в номер на страницах журнала объективно отражаются проблемы, волнующих казаков, рассказывается об их прошлом и настоящем. Издание пытается силой слова помогать преодолевать возникающие в обществе противоречия. Причем точки зрения авторов в публикуемых статьях зачастую имеют диаметрально противоположные по содержанию взгляды, что позволяет полемиризировать на предложенные темы, в дальнейшем вынося на суд читательской аудитории.

Красной строкой увидевших свет номеров журнала «Казаки» проходит детская и подростковая тематика – будь то юношеские военно-патриотические объединения или опыт воспитания молодежи в казачьих и кадетских корпусах и школах. За шесть лет существования журнала было выпущено более 10 специальных выпусков. Среди них – номер, посвященный 100-летию со дня рождения М.А. Шолохова, издания о Сибирском, Терском, Кубанском казачьих войсках, Всевеликом Войске Донском, Центральном казачьем войске, номера о съезде православной казачьей молодежи в Волгограде, Полтавскому сражению и др.

Ныне журнал «Казаки» выпускается форматом А4, на 64 страницах, в полноцветном исполнении, с ламинацией обложки.

Учредитель: Балаклеев Сергей Александрович, Лисенков Геннадий Петрович, Морозов Виктор Васильевич
Главный редактор: Балаклеев С.А.

Адрес редакции:
123007, Москва, Хорошевское шоссе, д. 38. оф. 540.

Адреса точек продаж:

Москва:
1. ул. Зорге, д. 1, Центральный Дом военной книги, (м. «Полежаевская») тел. 8(499)195-02-14
2. Хорошевское шоссе, д. 38 (ИД «Красная звезда»), магазин «Книги» (м.»Беговая»)
3. ул. 7-я Текстильщиков, д. 18/15

Краснодар: 1. ул. Суворова, д. 77, магазин «Казачий дом» Белгород: 1. ул. Пушкина, д. 55, тел.: 8(4722)22-41-25

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *