Все писание богодухновенно

Читаем Апостол. 8 декабря. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности

Аудио

Святой Церковью читается Второе послание к Тимофею. Глава 3, ст. 16–17; глава 4, ст.1- 4.

3:16. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,

3:17. да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.

4:1. Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его:

4:2. проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.

4:3. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;

4:4. и от истины отвратят слух и обратятся к басням.

(2 Тим. 3, 16 – 17, 4, 1 – 4)

Апостол Павел продолжает свои увещевания апостола Тимофея, епископа Церкви Ефесской.

Начинается сегодняшний отрывок с очень важного тезиса: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен. Это место, возможно, единственное, где напрямую говорится, что все Писание богодухновенно. Надо заметить, что здесь во многом имелось в виду еще ветхозаветное Писание, поскольку новозаветного канона, собрания новозаветных книг еще не было. Хотя если мы возьмем послания апостола Павла, многие из которых к этому моменту уже были написаны, то, конечно, можно и их причислять к Священному Писанию и считать их богодухновенными книгами. Однако свои послания Павел, наверное, еще не считал таким богодухновенным текстом, в большей степени он все-таки имеет в виду Ветхий Завет. Теперь для нас с вами Новый Завет, несомненно, является таким же богодухновенным текстом и даже имеющим большее, решающее значение, чем текст ветхозаветный.

Так что же значат слова о том, что все Писание богодухновенно? Мы немного об этом говорили. Тема чрезвычайно интересная, глубокая и важная. Понятие богодухновенности по-разному интерпретируется разными христианскими конфессиями и иногда даже отдельными христианами внутри одной Церкви. В протестантских Церквях, которых существует много, в том числе у современных протестантов, с которыми мы сталкиваемся в России, существует вербальная, то есть словесная теория богодухновенности. Русский синодальный перевод Нового Завета, на который они опираются, в их понимании был практически продиктован его авторам, поэтому нужно понимать всё слово в слово, как написано: без комментариев, без контекста, без исследования. Представители протестантских деноминаций прекрасно знают этот текст, почитают и изучают его, подчас они ходячие «цитатники».

Православному человеку с ними бывает очень непросто, потому что протестанты забрасывают цитатами человека, недостаточно изучающего свою традицию. Таковых у нас, к сожалению, не так уж мало: они заходят иногда в церковь, но ни одной цитаты из Нового Завета привести не могут. Мы пытаемся с этим что-то сделать, но пока реалии таковы, что в чисто формальном знании Нового Завета протестанты нас обходят. Повторю, их знание подобно компьютеру, который выбрасывает цитаты, потому что они полагают, что если закреплять какое-то мнение голыми цитатами, вырванными из разного контекста, из разных частей Нового Завета, то этого будет достаточно.

Приблизительно такое же понимание, даже более радикальное, мы находим в исламе. Коран для мусульманина – это не текст, написанный Мухаммедом. С точки зрения мусульман, Коран существовал всегда, это слово Аллаха, которое всегда существовало где-то на небе у самого Аллаха, а Мухаммед – человек, который был «приёмником», записавшим все это на бумагу, поэтому все, что написано, – слово в слово изречения самого Аллаха.

В православной традиции и вообще в христианстве с самых ранних его времен отношение к понятию богодухновенности было достаточно трезвым. Оно таково, что все книги Священного Писания вдохновлены Духом Святым, в этом и смысл понятия богодухновенности. Однако не было такого, чтобы автор лишался своих индивидуальных особенностей и характеристик. Каждый автор, например в Евангелии, пишет об одних и тех же событиях немного по-разному. У каждого евангелиста свой темперамент, свой уровень образования, свой лексикон. Скажем, Евангелие от Марка написано простым языком, это не самый лучший греческий язык. В Евангелии от Луки, как и в книге Деяний, написанной им же, наоборот, прекрасный древнегреческий язык, самый лучший в Новом Завете, с точки зрения исследователей. Изучая послания апостола Павла, мы видим, что послания более раннего времени объединяются неким стилем и лексикой, а более поздние, например, «пастырские» послания, отражают уже другое время и имеют свою стилистику, свой лексический состав текста.

Это трезвое отношение было изначально, когда составлялся канон и Церковь размышляла над тем, какие книги брать в канон, а какие не брать. Мы помним самые ранние исследования учителей Церкви, которые пытались сравнивать существовавшие уже тогда рукописи, потом переводы Нового Завета. Традиции самой ранней библеистики, которая потом перешла в современную библеистику, говорят о том, что идею, внутреннее содержание, суть текста каждому конкретному автору дал Дух Святой, но сам текст по форме, лексическому подбору определенных выражений и слов, по стилю соответствует пониманию конкретного автора. Хочу подчеркнуть, что наше понимание богодухновения именно таково, потому что иногда мы похожи на протестантов и пытаемся отстоять вербальное видение богодухновенности, забывая подчас о контексте, о том, что каждый автор имел свою задачу, свой стиль, свой уровень образования. Они говорили об одной и той же христианской истине, но по-разному, и это нормально, естественно, это подчеркивает то, что Священное Писание может быть единым при таком разнообразии.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Игорь Смирнов

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим.3:16).

Что есть богодухновенность, о которой упоминает апостол Павел в 2Тим.3:16? Предварительно рассмотрим близкое по смыслу слово «вдохновение». Под вдохновением, как правило, подразумевается некое воздействие извне, способствующее созданию чего-либо, что превышает обычные способности человека. Подобное понимание вдохновения может показаться допустимым и в отношении богодухновенности (Θεοπνευστος — theopneustos), которое обычно трактуется как мистическое воздействие Святого Духа на автора конкретной Книги, составляющей Канон Священного Писания. Исследуем, насколько правомерным является понимание богодухновенности как действия Духа, вдыхающего в авторов некий текст, который становится Священным Писанием, или же действия Духа по становлению текста Писания Словом Божиим?

II. РАБОТА СВЯТОГО ДУХА

Рассмотрим 2Тим.3:16. Здесь ничего не говорится о способе богодухновенности. Понимание богодухновенности как В-ДОХНОВЕНИЯ не обусловлено смыслом греческого слова Θεοπνευστος, поскольку данное слово говорит преимущественно о дыхании, показывая богодухновенность как ДЫХАНИЕ, созидательное дыхание Божие, аналогичное смыслу сказанного в Пс.32:6 «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их». Дыхание есть символ творческой силы Бога. (Не следует смешивать богодухновенность с освещением и откровением Духа). Поэтому богодухновенность Писания следует воспринимать как действие Духа, не столько В Священное Писание направленное, сколько ИЗ Священного Писания исходящее. Представление о богодухновенности как о внушении авторам текста или как о некоем качестве, приданном Писанию, когда Дух входит в обычный текст и последний становится Словом Божиим, неправомерно.

Рассмотрим 2Пет.1:19-21 «(19) И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, (20) зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. (21) Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.» Пророчество уже существует (19). Затем оно передается на письме. Выражение «движимы Духом Святым» (21) указывает на воздействие Духом на пророков (Божиих людей), но не раскрывает, как именно Дух воздействует. Определенно это не означает механической передачи готового текста, поскольку действие Духа проявляется двояко: как 1) откровение (сообщение истины) и 2) как вдохновение (направление авторов). Дух признает личностный фактор в людях, участвовавших в создании текста Священного Писания, дает им знание того, что именно они должны передать, помогает подобрать слова, заботится о форме и стиле Писания. Итак, богодухновенность в полноте смысла этого слова следует рассматривать как созидательный акт Божий, направленный на передачу истины посредством авторов Писания. Цель богодухновенности: Писание должно говорить голосом Бога с небес.

Поскольку Писание в целом и в каждом стихе является богодухновенным, постольку оно в целом и в каждом стихе пригодно для учения, назидания, исправления и наставления в праведности. Ибо Писание есть Слово Бога, говорящего нам с небес.

III. СВИДЕТЕЛЬСТВО БОГОДУХНОВЕННОСТИ ПИСАНИЯ

Богодухновенность Писания становится очевидной при условии воздействия Святого Духа на человека. Дух является постоянным свидетелем богодухновенности Писания, того, что оно есть Слово Божие. Свидетельство Духа, называемое внутренним (в отличие от внешнего свидетельства самого Писания о себе) неразрывно связано с возрождением и освещением человека. Возрождение обусловливает принятие свидетельства и его понимание, дает человеку возможность ответить на внешнее свидетельство Писания о себе как Слове Божием (Ин.3:3; 1Кор.2:15). Освещение же показывает совершенство Слова Божиего. Совершенство — один из важнейших атрибутов Священного Писания.

Дух не открывает какой-либо новой истины. Он свидетельствует об истине, которая уже имеется в Писании. Дух дается для веры этой истине. Со своей стороны, Писание является наиболее полным свидетелем Святого Духа. Следует различать восприятие свидетельства (вера) и понимание свидетельства. 1Кор.14:38 устанавливает, что понимание не всегда приходит одновременно с принятием. Свидетельство Духа и свидетельство самого Писания являются двумя столпами, на которые опирается наша вера. Дух ведет к Слову.

Обратим внимание на 1Кор.2:4,5 «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией.» Апостол Павел заявляет, что его проповедь соделана Духом и силой Божией. Не основана на ораторском искусстве и человеческой мудрости. Истинный автор проповеди — Дух, слова Павла — Слова Божии. Именно на этом факте основывается вера коринфян. Равно и в 1Фес.1:5 «потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.» Не убедительность построенной речи явилась основанием веры.

Итак, восприятие Слова неразрывно связано с силой и удостоверением от Духа. Это и является внутренним свидетельством Духа. Немаловажно обратить внимание на упоминание о принятии Слова с радостью (1Кор.2:6). Это важный знак, поскольку обретению и осознанию истины от Духа сопутствует радость.

Написание богодухновенного текста Священного Писания не происходило по воле и инициативе человека, как не происходит по воле человека и устное пророчество. Это не размышление и воображение. Это особая деятельность Духа, которая исключает создание мертвого текста Писания. В данной связи обратим внимание на сбывшиеся пророчества. Они никоим образом не являются фактами прошлого. Они воздействуют и сегодня: знание о них благотворно и ведет к укреплению веры.

Божественное деяние по созданию Писания произошло в прошлом. Ныне действие Духа есть возрождение человека и просвещение его, убеждение каждого возрожденного в истинности свидетельства Писания. Понимание Писания связано с духовным ростом. Чем больше освещение Духом, тем более возможности увидеть богатство и глубину истины Писания. В 1Ин.2:20,21 мы читаем о том, что христиане, к которым обращается апостол: 1) имели помазание от Духа и 2) знали все. Знание всего неразрывно связано с помазанием от Духа. Без помазания от Духа знание не может быть оценено.

IV. ВЕРБАЛЬНАЯ (СЛОВЕСНАЯ) БОГОДУХНОВЕННОСТЬ

Можно ли утверждать, что не только текст Библии в целом является богодухновенным, но каждая Книга, глава, стих и слово являются богодухновенными? Не будет ли преувеличением утверждение о том, что каждое слово является богодухновенным, то есть, именно тем словом, которое хотел сказать Дух? Если мы передаем мысль при помощи слов, то эта мысль должна быть выражена наиболее адекватно. Обратите внимание на серьезность заявления Христа о недопустимости исчезновения йоты и черты из закона. Поскольку это может вести к искажению смысла целого. Равно и передача мысли любыми словами не может быть допустима. Сказанное справедливо и в отношении последовательности слов (что связано так же со структурой того или иного языка). Поэтому замена слова или порядка слов может привести к ослаблению или искажению смысла. Пример: Всё со мной. Говорится о неживых существах. Все со мной. Речь идет о живых существах.

ВЫВОД: Каждое слово в Писании ценно (1Кор.2:13), поскольку все Писание, включая каждое слово, исходит от Бога. Утверждение о мертвом тексте, взятом отдельно, не имеет основания. Писание всегда живо, даже в отдельном стихе (иначе ссылка на стихи теряет смысл). Реченные Богом истины никогда не превращаются в мертвый текст, не теряют своей силы, будучи словами Бога. Поэтому невозможно говорить о различной степени богодухновенности того или иного места Писания. Все Писание богодухновенно в равной степени.

Газета Протестант,ру

Богодухновенность

(19 голосов: 4.8 из 5)

  • Богодухновенность Св. Писания иерей Олег Давыденков
  • Откровение Божие. Св. Писание игумен Петр (Мещеринов)
  • Богодухновенность прот. Александр Мень
  • О Боговдохновенности Св. Писания епископ Александр Милеант
  • Учение о богодухновенности Св. Писания в древней Церкви (I–V вв.) А. Фокин
  • О Богодухновенности Д. Леонардов
  • Есть ли в Библии ошибки?
  • Пять аргументов богодухновенности Библии

Богодухнове́нность (или Боговдохновенность) Священного Писания – богословский термин, указывающий на то, что Священное Писание было составлено (избранными Богом людьми) при особом содействии Божественной благодати, по вдохновению Святого Духа, в соавторстве Бога и человека.

Учение о Боговдохновенности Священного Писания встречается уже в Ветхом Завете. В нем ясно выражена мысль о действии Духа Божьего в пророках (Исх.4:12; 2Цар.23:2; Ис.2:1; Иез.1:3, 6:1, 7:1 и др., Мих.1:1 и мн. др.). В Новом Завете учение о Боговдохновенности выразил Сам Спаситель, указав, что Давид по вдохновению (ἐν πνεύματι — в Духе) называет Его Господом (Мф.22:43) (в Евангелии от Марка: ἐν τῷ πνεύματι τῷ ἁγίῳ — Духом Святым (буквально — в Духе Святом) (Мк.12:36)).

Учение о Боговдохновенности подробно раскрывают апостолы и, прежде всего, апостолы Петр и Павел. Апостол Петр говорит: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет.1:21). Апостол Павел учит: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2Тим. 3:16, 17).

Богодухновенность и вербализм

Утверждение Богочеловеческой природы Священного Писания означает отрицание вербализма – представлений о том, что Писание продиктовано свыше «слово в слово» и непогрешимо по букве, а не по духу.

Понятия «Боговдохновенность», при правильном его восприятии, и «вербализм» несовместимы.

Священное Писание – результат синергийного (совместного) действия Бога и человека. При составлении Книг Священного Писания человек не являлся пассивным орудием Бога (обезличенным инструментом, действуя наподобии медиума, как думают сторонники вербализма), но был сотрудником, соучастником всеблагого Божественного действия. Вдохновляя священнописателей, Бог не нарушал их свободы, не блокировал разум, не насиловал волю, не лишал их рассудка. Возводя их в вышеестественное благодатное состояния, Он открывал им те истины, те требования Своей святой воли, которые считал нужным открыть, а они осознанно и свободно облекали их в ту или иную литературную форму.

Вербализм противоречит самому Священному Писанию, полагающему основание духовной жизни в живом соединении с Богом через веру в Иисуса Христа, а не в преклонении перед мертвой буквой текста. Бог «дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2Кор.3:6).

* * *

Библия написана богодухновенно. Соответственно Священное Писание уникально, потому что его авторами были люди, находившиеся под особым Божественным влиянием. Библейское боговдохновение – мистический акт, полностью сохраняющий индивидуальные черты человека. Возникает текст, который (в аспекте авторства) является и Божественным, и человеческим. (Поэтому за православной литургией чтение Евангелия начинается упоминанием об авторе-человеке, а завершается благодарением автора-Бога. ) Вот почему библейские книги называются священными. Вот почему они прочитываются иначе, чем человеческие книги.

Верещагин Е.М.

О богодухновенности книг Священного Писания

Канонические книги Ветхого и Нового Заветов отличаются от обычных книг тем, что своим происхождением они обязаны деятельности не только человеческого ума и воли, но главным образом водительству, вдохновению и откровению Духа Святого. Апостол Павел ясно учит, что пророки и праведные мужи не от себя говорили, но чрез их уста говорил Господь. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле в пророках, в последний дни сии говорил нам в Сыне» (Евр.1,1-2). Так пророк Моисей вписывал в книгу не свои слова, но как сказано: «И написал Моисей все слова Господни» (Исх.24.4). Пророческие книги обычно начинаются словами: «Так говорит Господь» (Иер.2,2; Ис.1,2), и сказанное устами пророков считается «словом Господним» (Ис.8,1; Иер.1,1-2; Мих.1,1). Псалмопевец Давид говорит, что он изрекает вдохновенные песни не от себя, но «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (2 Цар.23,2). Иудейский народ с особенным благоговением относился не только к книгам Священного Писания, но даже к отдельным словам, буквам, знакам, и это отмечено Иисусом Христом: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдс) из закона, пока не исполнится все» (Матф.5,18). Богодухновенность Священного Писания утверждается Иисусом Христом (Матф.4,3-10; Марк.7,13; Лук.24,27,44).

Для апостола Павла все ветхозаветные книги Священного Писания являлись не обыкновенными книгами, но Словом Божиим (2 Тим.3,16; Евр.4,12; Римл.3,2).

Апостол Петр также указывает на особый божественный характер книг Священного Писания; «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр. 1,20-21).

Как ветхозаветный народ Божий, так и новозаветная Церковь на протяжении всей своей многотысячелетней истории исповедовали, что как пророки, так и апостолы писали священные книги по озарению и вдохновлению от Духа Святого. Поэтому все книги Ветхого и Нового Завета называются богодухновенными. Они истинны, едины, неисчерпаемы и имеют величайшую силу воздействия на сердца.

Апостол Павел пишет: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим.3,16). Что означает слово «богодухновенно»? Богодухновенно — это значит: вдохновенно Богом.

«Все Писание богодухновенно» — это значит: все Писание написано по вдохновению от Бога. Богодухновенность Писания заключается в том, что писали его мужи Божии, будучи движимы Духом Святым (2 Петр.1,21), т.е. Дух Святой побуждал, наставлял и руководил ими. Богодухновение — это действие Духа Святого вместе с действием духа человеческого. Это действие Духа Божьего через человека, который в силу полученной благодати свыше, с верою проникал в глубины человеческой истины, и Дух Святой производил действие и вдохновение по Своему изложению, как об этом и говорил апостол Павел (1 Кор.2,10).


Это вдохновение свыше у пророков, апостолов и мужей веры проявлялось:

а) посредством благочестивого внушения,как сверхъестественная помощь, чрез которую Господь побуждал автора и содействовал ему в его творчестве. Так, например, евангелист Лука пишет: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Фе-офил» (Лук. 1,1-4), в соответствии с обетованием Господа (Иоан. 14,26).

б) посредством откровения от Духа Святого,которое является сверхъестественным откровением истины, пророчества. Так пророки через откровение свыше предсказывали будущее, возвещали волю Божию. Все, что пророки и апостолы не могли знать обыкновенным, естественным путем, было им открываемо свыше Духом Святым. Например: Бог неоднократно повелевал пророкам Моисею, Исайи написать те или другие слова в книгу, и они это исполняли (Исх.17,14; Ис.8,1). Последняя пророческая книга Библии так и называется «Откровением» и начинается словами: «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать … чему надлежит быть вскоре (Откр.1,1). Исполнение пророчеств Библии является самым ярким свидетельством ее богодухновенности.

Следовательно, под словом «вдохновение» следует понимать сверхъестественное руководство, которое исходит от Господа, влияет на волю автора, возбуждает его и производит в нем желание и решимость к писанию, просвещает его понимание, внушает ему и вдохновляет его, что он должен писать, как и говорит псалмопевец Давид: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (2 Цар.23,2).


В Библии дано то, что было угодно Духу Святому дать для нашего спасения, научения, обличения, исправления в праведности. В Библии заключена истина, необходимая для спасения и освящения человека.

В Библии содержатся не только слова, сказанные Богом или Христом, но и слова, сказанные людьми — и не только праведными, но и нечестивыми, и даже слова, которые принадлежали сатане, так, например, при искушении Христа в пустыне. Описываются в Библии и дела как добрые, так и злые, а также и грехи праведников, как, например, Давида или ап. Петра. Но все это написано по боговдохновению для обличения, предостережения, исправления и освящения наших сердец.

Дух Святой не только творец Писания, но и Наставник во всякой истине его (Иоан.16,13; 2 Петра 1,20). Поэтому нам дорога молитва Псалма 118,18: «Открой очи мои и увижу чудеса закона Твоего».

Канон Священного Писания

Возникновение, сохранение и собрание священных книг в одно целое происходило под руководством Божиим (Втор.31,24-26; Иис. Нав.24,16; 1 Цар.10,25). Церковь собрала священные книги в одно собрание, которое получило название канон, а книги, в нем заключающиеся, назвала каноническими.

Канон — это древнегреческое слово, означающее прямую палку, в частности — меру, правило. В смысле правила жизни и поведения это слово встречается в Новом Завете (Гал.6,16; Фил.3,16; 2 Кор.10,13).

В применении к священным книгам канон означает коллекцию, собрание или список книг, которые образуют собою или содержат в себе правило истины относительно нашей веры и жизни.

Канон Ветхого Завета

Как пророк Моисей, так и все последующие ревнители Закона Божия хранили скрижали и священные книги в «Святое святых» сначала в скинии, а затем в Иерусалимском храме (Исх.25,16; Втор. 10,1-5; 31,24-26; Иис. Нав.24,25-26; 1 Цар.10,25).

При Давиде и Соломоне были собраны псалмы в священно-богослужебные свитки для пения левитами и певцами (1 Пар. 16 и 25 га; 2 Пар.5,10-13; Неем.12,46).

При царе Езекии, вероятно, были собраны книги Притчи Соломона, Екклесиаста, Песни Песней (Притч.25,1).

При царе Иосии был найден священником Хелкией в храме свиток закона Божия. Есть предположение, что эта книга Закона была Пятикнижием (2 Пар.34,14).

Как Библия, так и Талмуд повествуют об Ездре, называемом «книжником, сведующим в законе Моисеевом», который, как считают, собрал священные книги после Вавилонского плена (Ездр.7,6-10; Неем.8,1-9.18; 9,3). Ему помагал Неемия (Неем.8,9; 9,3).

Утвердила канон Ветхого Завета Синагога, в которой, возможно, принимали участие Ездра и пророки Аггей, Захария и Малахия. В ветхозаветный канон вошли только богодухновенные книги. Это подтверждает Новый Завет (Матф.22,29; Лук.24,44; Деян. 17,11; Римл.3,21 и др.). Наш Спаситель и Его апостолы более 800 раз ссылаются на Ветхий Завет, и все книги еврейского канона, кроме шести книг: Судей, Еккл., П. Песней, Есфири, Ездры и Неемии, упомянуты в Новом Завете.

После Иудейской войны (66-73 г.г. по Р.Х.) и разрушения Иерусалима в г.Ямнии иудейские богословы вновь подтвердили состав книг канона Ветхого Завета (ок. 95 г. по Р.Х.). Христианская церковь приняла целиком ветхозаветный канон от израильского народа.

Канон Нового Завета

Все канонические книги Нового Завета существовали уже во II веке. Составление Новозаветного Канона имеет длинную и сложную историю, в течение которой было избрано 27 книг, как богодухновенные и были отброшены все другие сомнительные книги. Собирание книг в Новозаветный Канон было совершено первохристианской Церковью, и участники этого великого дела были руководимы Духом Святым, Который даровал человечеству драгоценнейшую Книгу, являющуюся источником откровения божественной Истины. Канон Нового Завета был принят и утвержден Церковью на Лаодикийском Соборе в 363 г. и подтвержден соборами Иппонским 393 г. и Карфагенским 397 г.

Новый, так же как и Ветхий Завет — это свидетельство избранных Богом и исполненных Духом Святым людей, через которых нам передано Слово Божие, благая весть в самом чистом и неискаженном виде. Христос сказал своим ученикам: «Дух Святой научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоан.14,26). И эти слова Христа исполнились. Прочитаем, что говорит об этом апостол Павел: «…Мы непрестанно благодарим Бога, что принявши от нас слышанное Слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как Слово Божие, — каково Оно есть по истине, которое и действует в вас верующих» (1 Фес.2,13); «Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого» (1 Кор.2,13).

В канонической Библии 66 книг, из них 27 книг Нового Завета. В Библии имеются более 31.000 обетовании Божиих, а также более тысячи пророчеств: восемьсот в Ветхом Завете. В 260 главах Нового Завета более чем 300 раз упомянуто о втором пришествии Иисуса Христа и 130 раз — что верующие находятся в Иисусе Христе.

Апокрифы

При определении канона Священного Писания были отделены книги, которые известны под названием «книг апокрифических», или кратко «апокрифы». Апокриф — это греческое слово, которое означает скрытый, неизвестный. Это слово является синонимом «неканонический», то есть небогодухновенный.

Ветхозаветные апокрифы. Известно более 15 апокрифов, относящихся по содержанию к ветхозаветному времени. Они написаны, в основном, на греческом языке и у еврейского народа не пользуются авторитетом священных книг. Эти книги не входят в еврейский ветхозаветный канон.

Римско-католическая церковь на Тридентском Соборе в XVI веке объявила эти апокрифы богодухновенными и включила их в состав Библии. В Библиях синодального издания неканонические книги помещены.

Новозаветные апокрифы. Известны в большом количестве (более 40). Большинство из них написаны ещё во II веке и принимали в некоторых церквах как канонические. Эти книги по содержанию не соответствуют тому духу боговдохновения, которыми проникнуты известные канонические книги Священного Писания и поэтому Церковь, в лице учителей и богословов, отвергла их и не включила в состав канона Нового Завета. Лаодикийский Собор в 363 году запретил чтение апокрифов в церквах и установил список канонических книг Ветхого и Нового Заветов.

Контрольные вопросы

1. Что такое Введение в Священое Писание?

2. Расскажите о названиях Библии.

3. Какие формы Божиих откровений вы знаете?

4. Какая основная тема Библии?

5. Какое положение Библии в мире книг?

6. В чём ценность Библии?

7. Время написания Библии?

8. Кто писал книги Библии?

9. В чём заключается богодухновенность Писания?

10. Как проявлялось вдохновение при написании Священных книг?

11. Что такое канон?

12. Когда был утверждён новозаветный канон?

13. Что вы знаете об апокрифах?

Богодухновенность Библии

Библия не только утверждает существование Бога, но и сама служит доказательством Его существования, ибо появление этой самой замечательной из книг можно объяснить только Божественным вдохновением. Вот свидетельства её боговдохновенности:


Поразительная целостность Библии

Несмотря на то, что Библию создавало более 40 авторов, людей самых разных занятий и профессий, и происходило это на протяжении 1600 лет, Библия поражает целостностью и согласованностью своего откровения – от первого слова и до последнего. Первая и последняя книги Библии – Бытие и Откровение, повествующие соответственно о «рае утраченном» и «рае обретённом», настолько идеально соответствуют друг другу, что никак нельзя усомниться в их Божественном происхождении (ср. Быт. 1-3 и Отк. 21-22).

Поразительная сохранность Библии

Несмотря на политические и религиозные преследования, Библия продолжает жить. Римский император Диоклетиан, следуя эдикту 303 г. Р. Х., думал, что уничтожил все до единого экземпляры ненавистной Книги. В ознаменование этой «победы» он воздвигнул колонну на пепле сожжённой Библии. Но двадцать пять лет спустя император Константин приказал опубликовать 50 экземпляров Библии за счёт правительства! В XVIII веке знаменитый французский безбожник Вольтер предсказал, что через сто лет на Земле не останется ни единой Библии. Словно в насмешку, через пятьдесят лет после его смерти Женевское Библейское общество печатало Библию в доме Вольтера, на его старом печатном станке. В наши дни Библия переведена на большее число языков мира, чем любая другая книга в истории человечества.

Историческая точность Библии

Известный археолог-гебраист Нельсон Глуик (Nelson Glueck) говорил, что

«историческая точность Библии поистине невероятна – в особенности подкреплённая археологическими фактами».

Уильям Ф. Олбрайт (William F. Albright), получивший всемирное признание как один из самых выдающихся археологов, писал:

«Чрезвычайно скептическое отношение к Библии со стороны наиболее значительных исторических школ восемнадцатого и девятнадцатого веков – рецидивы такого отношения вспыхивают и по сей день – в конце концов было развенчано. Открытия, одно за другим, подтверждали точность бесчисленных деталей Библии и повышали признание её как ценнейшего исторического источника».

Сэр Уильям Рамсей, один из величайших археологов всех времён, получил образование в середине девятнадцатого века в духе немецкого исторического скептицизма и потому не верил в историческую адекватность текстов Нового Завета. Однако собственные археологические изыскания убедили Рамсея в том, что его скептицизм не имеет под собой никакой основы – и его отношение к вопросу круто переменилось. Говоря о Луке, авторе «Евангелия от Луки» и «Деяний Святых Апостолов», Рамсей пишет:

«Лука – историк первой величины… его имя должно стоять в ряду величайших историков».

Археология неизменно подтверждает точность Библии. Скептики обычно ставили под вопрос правоту Библии из-за отсутствия независимых свидетельств (ложные умозаключения вроде «при раскопках Афин не нашли провода – значит, там был беспроводной телеграф»), однако новые археологические исследования извлекали на свет лишь доказательства в поддержку библейского повествования.

Научная точность Библии

Приведём лишь несколько примеров: Земля – круглая (Ис. 40:22); Земля подвешена в космосе «ни на чем» (Иов 26:7); звёзды бесчисленны (Быт. 15:5); круговорот воды в природе; наличие морских течений; живые существа размножаются «по роду их»; множество откровений в области медицины, гигиены, питания, физиологии (в частности, значение крови в организме – например, Лев. 17:11); первое и второе начала термодинамики (в том числе, Ис. 51:6) и т.д.

Пророческая точность Библии

Библия утверждает, что верное предсказание событий относится к сфере деятельности Самого Бога. Бог сказал:

«Прежнее Я задолго объявлял; из Моих уст выходило оно, и Я возвещал это, и внезапно делал, — и все сбывалось… и объявлял тебе задолго, прежде нежели это приходило, и предъявлял тебе, чтобы ты не сказал: «идол мой сделал это, и истукан мой и изваянный мой повелел этому быть» (Ис. 48:3,5).

В священных книгах других религий можно тщетно искать хотя бы одно-единственное верное предсказание, а в Библии содержится множество точных пророчеств. Мак Дауэлл (McDowell) указывает на 61 пророчество, касающееся Иисуса. Многие из них, такие как место, время и способ Его рождения, предательство, причина смерти, погребение и др., были вне Его власти. Мак Дауэлл приводит также детальный анализ двенадцати пророчеств о судьбе Тира, Сидона, Самарии, Газы и Аскалона, Моава и Аммона, Петры и Эдома, Фив и Мемфиса, Ниневии, Вавилона, Хоразина-Вифсаиды-Капернаума, Иерусалима и Палестины и доказывает, что эти пророчества были написаны до упомянутых в них событий.
Возможность случайного совпадения фактов с предсказавшими их пророчествами практически равна нулю. Только те, кто намеренно не желает знать истины (2 Пет. 3:5), могут отрицать свидетельства боговдохновенности этих пророчества.

Цивилизующее влияние Библии

Библейское послание облагородило кровожадных «варваров», населявших Британские острова. Оно легло в основу английского права, американского «Билля о правах» и конституций великих демократических стран – таких, как Соединённые Штаты, Канада, Австралия, Новая Зеландия.

Библия вдохновляла гениев литературы: Шекспира, Мильтона, Поупа, Скотта, Кольриджа, Киплинга. Искусства: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Рембрандта. Библией навеяна возвышенная музыка Баха, Генделя, Гайдна, Мендельсона, Брамса. Отход от библейского мировоззрения на Западе сопровождался упадком в искусстве.

Библейское послание продолжает творить чудеса и в наши дни. Исключительно благодаря проповеди Евангелия языческие племена на Филиппинах избавляются от первобытных страхов, а бывшие каннибалы Папуа Новой Гвинеи и Фиджи живут в мире и покое.

Абсолютная честность Библии

Некто сказал:

«Человек не смог бы написать Библию, даже если бы хотел, и не захотел бы, даже если бы мог».

Ведь Библия воздаёт хвалу не человеку, а Богу. Люди в Библии показаны такими, какие они есть, без прикрас. На фоне их слабости, греховности и вероломности особенно ярко сияет верность и святость Бога.

Библия честно рассказывает об ошибках тех людей, чья вера в Бога была поистине крепка, – Ноя (Быт. 9:20-24), Моисея (Чис. 20:7-12), Давида (2 Цар. 11), Илии (3 Цар. 19), Петра (Мат. 26:74). С другой стороны, в ней звучит справедливая хвала даже врагам Божьего народа – например, Артаксерксу (Неем. 2), Дарию Мидянину (Дан. 6), Юлию (Деян. 27:1-3). Всё это ясно указывает на тот факт, что Библия создавалась не на основе людских мнений.

Библейское послание меняет человеческую жизнь к лучшему

В Сан-Франциско имел место такой случай: один человек предложил доктору Гарри Айронсайду (Harry Ironside) вступить в дискуссию на тему «Агностицизм против христианства». Айронсайд согласился, но при одном условии: если сторона агностиков первой предъявит доказательства способности агностицизма изменить к лучшему хотя бы одну человеческую жизнь. Он предложил оппоненту привести с собой какого-нибудь мужчину, в прошлом бывшего, например, пьяницей или преступником, и женщину, некогда занимавшуюся проституцией, и доказать, что их образ жизни изменился именно благодаря влиянию философии агностицизма. Сам же доктор Айронсайд пообещал привлечь к дискуссии сто человек, мужчин и женщин, обретших спасение благодаря Благой Вести – евангельскому посланию, высмеиваемому агностиками. Оппонент немедленно отказался от идеи подобной дискуссии.

Библейское послание спасает жизни, искорёженные грехом, который разлучает нас с нашим Святым Создателем. Агностицизм и атеизм, как и другие безбожные философии, напротив, губят людские жизни.

Ссылки и примечания

1. Основные идеи этого раздела: Willmington, H. L., 1981. Willmington’s Guide to the Bible, Tyndale House Publishers, Wheaton, IL, USA., pp. 810-824.
2. Geisler, N. L. and Nix, W. E., 1986. A General Introduction to the Bible, Moody Press, Chicago.
3. Джош Макдауэл. Неоспоримые свидетельства
4. Цит. в .
5. Ramsay, W., 1953. Bearing of Recent Discoveries on the Trustworthiness of the New Testament, Baker Books, Grand Rapids, Michigan, p. 222.
6. Подробную информацию о Библии и археологии см. http://www.christiananswers.net
7. В древности люди полагали, что звёзды можно сосчитать – на небе было около 1200 видимых звёзд. Птолемей (150 г. от Р. Х.) категорично утверждал, что звёзд ровно 1956. См. Gitt, W., 1997. Counting the stars. Creation 19(2):10-13.
8. Sarfati, J., 1997. The wonders of water. Creation 20(1):44-46.
9. Batten, D., 1996. Dogs breeding dogs? That’s not evolution. Creation 18(2):20-23.
10. С. Макмиллен, Д. Стерн. Ни одной из болезней
11. Emerson, P., 1996. Eating out in Eden. Creation 18(2):10-13.
12. См. Morris, H. M., 1984. The Biblical Basis of Modern Science, Baker Book House, Grand Rapids, Michigan.
13. Schaeffer, F., 1968. Escape from Reason, Inter-Varsity Press, London.
14. Агностицизм – форма неверия, отрицающая истину Слова Божьего на том основании, что мы якобы не можем знать, существует ли Бог. На практике мало отличается от атеизма.

Богодухновенность Священного Писания — что значит это понятие?

Опубликовано 16.12.2011

  • Что означает понятие «Богодухновенность Священного Писания». Почему Библию называют Богодухновенной книгой? Библия — необычная книга, она уникальна, и нет подобной ей во всей истории человечества. Она уникальна, поскольку она исходит от Бога, это Святая Книга. Ни одна другая книга не делала заявлений и вызовов, подобных тем, что в этой книге, и нет другого такого количества свидетельств и доказательств, кроме тех, которые подтверждают истинность Библии.

    Библия утверждает свою Богодухновенность — это то, чего Бог хотел, и предназначил вам, чтобы вы знали о Нем и о вашем спасении. Это утверждение означает, что эта книга – то, с чем ДЕЙСТВИТЕЛЬНО следует считаться. Это утверждение может быть либо истинно, либо ложно в ваших глазах. Если оно ложно, это все еще замечательная книга, но если это правда, то эта книга в один прекрасный день станет вам судьей.

    Библия говорит о своей Богодухновенности:

    1. 2 Тимофею 3:16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, 3:17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен
    2. 2 Петра 1:20 зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. 21 Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.
    3. 1 Коринфянам 2:12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа, Который от Бога, что мы могли бы знать дарованное нам от Бога, что вещи, которые мы также говорим, не на словах научили от человеческой мудрости, но в те изученными от Духа Святого, сочетающий духовные {мысли} {с духовными словами.}
    4. 2 Царств 23:1 Вот последние слова Давида, изречение Давида, сына Иессеева, изречение мужа, поставленного высоко, помазанника Бога Иаковлева и сладкого певца Израилева: 2 Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня..
    5. Иоанна 14:26 «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.
    6. Иоанна 16:12 Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. 13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.
    7. Иоанна 17:07 «Теперь они узнали, что все, что Ты дал Мне от тебя, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я дал им, и они получили {их} и по-настоящему понял, что Я исшел от Тебя, и они считали, что Ты послал Меня 17 «освяти их истиною Твоею; . слово Твое есть истина. 18 «Как Ты послал Меня в мир, и Я послал их в мир.
    8. 1 Коринфянам 14:37 Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни. 38 А кто не разумеет, пусть не разумеет.
    9. 1 Фессалоникийцам 2:13 Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не слово человеческое, но слово Божие, — каково оно есть поистине, — которое и действует в вас, верующих.
    10. 1 Фессалоникийцам 4:08 Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго
    11. Евреям 1:01 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, 2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
    12. Иеремия 1:09 И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои.
    13. Исаия 51:16 И Я вложу слова Мои в уста твои, и тенью руки Моей покрою тебя, чтобы устроить небеса и утвердить землю и сказать Сиону: «ты Мой народ».
    14. Матфея 10:19 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, 20 ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.
    15. Более 2000 раз Писание использует фразу «Слово Господне» и более чем 1800 раз использует «так говорит Господь»

    Богодухновенность Священного Писания: почему мы верим Библии

    Если Бог дал нам Священное Писание, мы в праве ожидать, что Он скажет нам об этом. Иисус подтверждает этот самый взгляд в Евангелии от Матфея 22:31, когда спрашивает саддукеев: «..А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом?» В другой раз он демонстрирует силу Библии. Иисус говорит в Евангелии от Иоанна 10:35 о том, что Писание не может быть нарушено.

    Если Бог является автором Библии, мы вправе ожидать от нее единства и законченности содержания. Хотя 40 различных людей писали Библию в течение 16 веков, в ней есть удивительная гармония — от первого до последнего стиха. Сквозь нее проходит одна и наиглавнейшая тема искупления человека от греха. Общий набор моральных ценностей и учений хорошо видно. От самого начала и до конца Священного Писания видно внутреннее ощущение взросления человечества, одного поколения за другим, как бы от детства до зрелости. Каждое поколение имеет свой собственный план и цель в рамках осуществления этой схемы искупления. Достойна упоминания также и невероятная гармония между книгами – еще не было объективно доказано ни одного противоречия.

    Поскольку Бог, как автор и источник — свят, то можно ожидать, что в Библии есть возвышенный моральный подтекст. Так и есть — её вечные законы зарекомендовали себя на протяжении многих веков в качестве источников высшей морали:

    • Десять заповедей (основа для правильного и неправильного)
    • Возлюби ближнего своего, как самого себя

    Нагорная проповедь:

    • Матфея 5: быть злым — грех
    • Матфея 5: вожделяться — грех
    • Матфея 6: праведность напоказ – грех (лицемерие)
    • Матфея 7:01 суди в первую очередь себя и свои поступки
    • Матфея 7:12 поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой
    • Любите друг друга, как Я возлюбил вас
    • Блаженнее давать, нежели принимать

    Везде, где распространялось влияние Священного Писания — жизнь людей наполнялась моралью и порядком, там же, где она не имела возможности влиять – процветала анархия и зло. Джон Ричард Грин в «Краткой истории английского народа» пишет следующее:

    «Нет больших нравственных изменений, когда-либо происходящих с народом, чем те, что произошли в Англии в течение царствования королевы Елизаветы из Долгого Парламента. Англия стала в полном смысле Народом Книги, и этой книгой была Библия. Её читали в церкви и дома, и везде её слова, как только они попадали в уши, которые, как правило, не были глухи, вызывали поразительную реакцию. Конечно же, как просто памятник литературного наследия, английская версия Библии остается благороднейшим примером английского языка. Но гораздо более значимое влияние Библия оказала на характеры и жизни людей. Елизавета могла заставить молчать, или заглушить слова с церковных кафедр, но заставить замолчать или обратить на свою сторону великих проповедников справедливости, милосердия и истины, которые говорили со страниц книги, было, разумеется, невозможным для нее. Изменения коснулись даже национального менталитета народа. Новый моральный и духовный импульс распространялся сквозь каждый его класс».

    Общество изменится, когда его жители станут народом Священного Писания! Библия является той закваской, которая поднимет жизни людей, находящих время, чтобы читать и изучать ее. Библия дает духовное здоровье человечеству, необходимое для мирной и спокойной жизни. Поскольку Бог вне времени, мы видим также, что Библия вечна и постоянно соответствует текущему историческому периоду! Многие книги устаревают очень быстро, Библия же свежа и актуальна, как сегодняшняя газета. Хотя действия, происходящие в Новом Завете, касались лишь одного поколения, они влияют и на все последующие. Темы, касающиеся нравственности, этики, отношений между людьми, универсальны для любого возраста и культуры. Не существует ни одной социальной, классовой проблемы, либо проблемы греха, которую бы Библия не решала четко и предельно ясно. Один из разделов Библии, книги пророков, дает особенно полную картину морали и пороков людей в любом возрасте.

    Многие из древних книг потеряны для человечества, но Библия является наиболее сохранившейся из всех книг древности. Брюс сказал: «Не существует в мире иного примера в древней литературе, которое обладало бы таким богатством текстового соответствия и сохранности, как Новый Завет».

    • Галльские войны Цезаря (58-50 до н.э.) Сохранились 10 хороших рукописей, самая старшая из которых написана на 900 лет позже времен Цезаря.
    • Римская история Ливии (59 до н.э.-17 н.э.) сохранилось только 35 из 142 книг. Самая старшая датирована IV веком нашей эры.
    • История Тацита (н.э. 100) сохранилось только 5 из 16 книг
    • Аристотель (384-322 до н.э.) мы имеем в распоряжении всего около 5 % работ, которые он написал, и старейшая копия датирована только лишь 1400 годами после смерти автора.
    • История Плиния Младшего (61-113 н.э.). Старейшая существующая копия датируется 850 г. н.э., почти 750 лет после смерти автора.

    Евреи сохранили Священные Писания так, как никакую другую рукопись не сохраняли до или после них. С завидной скрупулезностью они следили за каждой буквой, слогом, словом, абзацем их нахождением в книге. У них были специальные сословия мужчин, единственной обязанностью которых было сохранить и передать эти документы с практически идеальной точностью — книжники, законники и Массореты. Кто-нибудь заботился так о словах в трудах Платона, Аристотеля, Цицерона или Сенеки?

    Хотя циники и критикуют Библию, но она до сих пор остается бестселлером, даже по прошествии 2000 лет: миллионы экземпляров каждый год! Матфея 24:35! Библия была переведена полностью на сотни языков и переведена частично на более чем 2000 языков.

    В 303-м году н.э. Диоклет издал указ уничтожить христиан и Библию: «имперское письмо было зачитано повсеместно, оно заключало в себе указ на разрушение церквей и уничтожение огнем Писания, и заявление, что те, кто занимал высокие должности — потеряют все гражданские права, в то время как занятые домашним хозяйством, если они каким-то образом исповедуют христианство — в своей жизни или профессии — будут лишены свободы» (Кембридж, История Библии; Евсевий, Церковная история).

    Историческая ирония над указом уничтожить Библию состоит в том, что Константин, следующий император после Диоклетиана, поручил подготовить 50 экземпляров Писания за счет правительства. Библия является уникальной в своем выживании. Это само по себе не доказывает истинность Библии. Это доказывает, что Библия стоит особняком среди всех остальных книг. Человек, ищущий истину в жизни, должен считаться с книгой, которая имеет такую силу выживания.

    Вольтер, французский просветитель, умерший в 1778 году, сказал, что через сто лет со времени его жизни христианство будет сметено с лица Земли и станет историей. Что же произошло? Вольтер ушел в прошлое, в то время как распространение Библии продолжает расти почти во всех частях мира, неся благословение туда, где бы не появлялась. Что касается «пророчества» Вольтера относительно столь скорого вымирания христианства и Библии, уже через пятьдесят лет после его смерти Женевское Библейское Общество стало использовать его печатное оборудование и дом, чтобы печатать Библию.

    Поскольку Библия исходит от Бога, то можно ожидать, что она не содержит ошибок. Джон Ли в «Величайшей книге в мире» сравнивает Библию с Шекспиром. «В статье в одном из периодических изданий под названием «Североамериканский Обзор», писатель сделал несколько интересных сравнений между трудами Шекспира и Писанием, которые показывают, что гораздо большее внимание должно быть обращено на библейские рукописи, чем на любые другие книги, даже если сохранность их текста поддерживалась с помощью печати, в отличие от библейских текстов, копии которых долгое время делались лишь вручную».

    Он пишет: «Кажется странным, что текст Шекспира, который существует еще менее двухсот восьми лет, уже стал гораздо более неопределенным и ущербным, чем Новый Завет, который старше восемнадцати веков, в течение почти пятнадцати из которых она существовала только в рукописи… С, возможно, десятком или двадцатью исключениями, тексты каждого стиха в Новом Завете, давно утверждены с общего согласия ученых, и любой спор в области, якобы, несоответствий связан скорее с толкованием слов, чем с какими-либо сомнениями относительно самих слов. Зато в каждой из тридцати семи пьес Шекспира есть, вероятно, по сто случаев, остающихся предметом спора, большая часть которых существенно влияет на смысл стихов, в которых они находятся».

    Если Бог достоин доверия и точен, как никто, мы вправе ожидать того же от Библии. Исторически, географически, лингвистически это доказанная истина! Археология неоднократно демонстрировала, что все объекты и события, описанные в Библии, находятся и происходили именно там, где и как они описаны. Хотя критики и обвиняют Библию в неточностях, факт остается фактом – она достойна доверия.

    Например, Юлиус Вэлхаузен утверждал, что Моисей не мог написать первые пять книг Библии, потому что думал, что евреи и египтяне еще не владели письменностью в 1500 г. до н.э. Тем не менее «черная стелла» с законами Хаммурапи была найдена и датируется 2000 годом до н.э. В настоящее время известно, что запись датируется уже 3100 до н.э.

    В другой раз, критики считали, что хеттского народа не существовало, так как не было особых библейских доказательств подтверждения этого факта. Но доказательства были все же найдены в Каппадокии, так же как позже в Египте и Харане. Обнаруженные там глиняные таблички помогают нам узнать больше об этой сложной ранней цивилизации. А. Х. Сейс был первым, кто нашел древние памятники хеттского народа.

    Критики также утверждали, что во времена Авраама на Ближнем Востоке не было верблюдов. Когда они открыли древние склепы, то обнаружили верблюжьи кости и шерсть.

    В отличие от Библии, Тацит, римский историк, написал свою знаменитую «Историю и описание Германии» с таким количеством ошибок, что современные ученые были в шоке. Далее, когда Британская энциклопедия была впервые опубликована, она содержала столько ошибок, о местах в Америке, что издатели новой американской Энциклопедии напечатали специальную брошюру, посвященную промахам своего конкурента. У Библии, однако, не было и нет поводов извиняться за что-либо. Чем больше человек узнает Библию, тем больше понимает, сколько в ней правды. За примерами не нужно далеко ходить. Обратитесь снова к списку удивительных фактов о медицинской точности Библии, составленным Джоном Клейтоном.

    Богодухновенность Священного Писания. Выводы

    Священные Писания исторически, географически и доктринально верны, а так же оправданы с медицинской точки зрения. Вы можете доверять им всей душой. Что бы Библия ни говорила, это оказывается истинным, когда бы люди ни предполагали, что Библия ошибается, им всегда приходилось впоследствии признавать собственные ошибки и нелепость претензий. Бог не ошибается в том, что Он говорит о жизни, и он не ошибся о нашей душе и о будущем суде.

    Ваша Библия является самой замечательной книгой, которой вы когда-либо обладали; если же она остается непрочитанной на вашей полке, она не принесет вам ничего хорошего. Вы должны читать его, любить ее, изучать её и размышлять над ней, вы должны научиться жить ей, если надеетесь извлечь из нее пользу!

    Можно ли доверять Новому Завету?

    Харви В. Эверест в «Демонстрации Божественного» перечисляет семь критериев, по которым исторические свидетельства могут быть проверены. Свидетельство признается истинным, если отвечает следующим критериям:

    1. Когда свидетели честны, компетентны и имеют знание. (См. 2 Петра 1:16-18) Петр сказал, что они не пытаются обмануть, но были очевидцами того, что они провозгласили.
    2. Когда свидетели сходятся в общих принципах доктрины, хотя и могут иметь разногласия в мелочах. (Деяния 2:22-32, Деяния 26:26)
    3. Когда нет известного мотива для самозванства. Апостолы и проповедники первого века не стали богатыми или почитаемыми людьми, благодаря тому, чем они занимались. Наоборот, история отмечает их многочисленные преследования со стороны римлян, древнейшие проявления антисемитизма в их отношении, и трудную жизнь, которую они вели, чтобы проповедовать Иисуса Христа.
    4. Когда описанные факты категорически против интересов рассказчика. Книги Деяний описывают гонения на церковь и тех, кто пострадал за свою веру, включая Стефана и остальных, ставших мучениками. Каноны говорят, что все апостолы заплатили смертью за свои учения (кроме апостола Иоанна, который был заключен в тюрьму на острове Патмос ).
    5. Когда этих свидетелей множество. Иисус несколько раз появлялся в течение сорока дней после своего воскресения и показал себя Сыном Божиим, чему есть много убедительных доказательств (Деяния 1:1-3). Павел говорит о том, что Иисус явился более 500 братьям одновременно(1 Послание Коринфянам 15:1-10).
    6. Когда зафиксированные и существующие факты связаны как причинно и следственно. Места, люди, культура и условия, записанные автором представляют нам полную картину того, как все было на самом деле. Новый Завет не наполнен безымянными, мифическими людьми, которых никогда не было на свете. Более того, археологи и найденные ими локальные исторические документы поддерживают Новый Завет в его описаниях произошедших событий. Даты Нового Завета также соответствуют историческим реалиям в мире той эпохи.
    7. Когда записанные факты подкреплены существующими историческими памятниками и государственными институтами. Тот факт, что Церковь Божия продолжает свое существование, не чудесное ли свидетельство воскресения Иисуса Христа, и истинности учения апостолов? Церкви никогда не было бы, не верь сами апостолы в воскресение Иисуса Христа. Само то, что церкви и по сей день встречаются в воскресный день недели, в день воскресения Господа, является неплохим свидетельством того, что события Нового Завета являются реальными.

    Новый Завет, свидетельствующий о жизни Христа, отвечает всем этим критериям.

    Перевод: Антон Мельник

    Источник: Церковь Христа в Джакарте

    Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

    • Подписаться на новости
    • Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.

    • Христианские тесты онлайн
    • Мы предлагаем вам проверить ваши знания, связанные с христианской верой. Тесты на знание Священного Писания и христианства.
      Пройти тест

    • Задать вопрос
    • Если у вас есть вопрос или предложение, напишите нам, мы постараемся ответить вам в ближайшее время.

    Христианские видео и ролики
    » Назад 1 / 48 Как укрепить веру в Бога. Христианский семинар. Введение. 3 золотых совета для чтения или изучения Библии Распятие Иисуса Христа — фильм «Крест» на реальных событиях » Назад 1 / 48

    Владимир Дегтярев

    Осознание богодухновенности Писания очень важно для правильного отношения к Библии, потому что с богодухновенностью непосредственно связаны многие другие вопросы, такие, как достоверность, безошибочность и абсолютный авторитет Священного Писания. Для нас важно знать передает ли нам Библия слова Бога в точности? Были ли авторы книг Библии лишь «секретарями», которые механически и без осмысливания записывали на бумагу все то, что диктовал им Бог? Ответы на эти вопросы чрезвычайно важны для каждого христианина, и поэтому необходимо коснуться этой темы. Основой рассуждений будет служить сама Библия, так как она неоднократно заявляет, что является богодухновеннной, то есть данной нам от Бога книгой.

    А. Понятие богодухновенности.

    Богодухновенность Священного Писания указывает на сверхъестественное руководство Духа Святого над авторами всех книг Библии так, что они, используя свои личные качества и способности, составляли и записывали безошибочно Божье откровение человеческими словами. О богодухновенности, в полной мере, мы можем говорить лишь только по отношению к тексту записанному авторами в оригинальных манускриптах Писания. Таким образом, каждая из шестидесяти шести канонических книг Библии являются результатом божественного вдохновения в равной мере (2 Тим. 3:16). Буквальная или дословная богодухновенность относится к каждому слову в Писании в той грамматической форме, в которой оно находятся в тексте (Гал. 3:16). Переводы, даже весьма точные и совершенные, уже не являются богодухновенными, иначе тогда необходимо было бы признать и переводчиков Библии, наравне с авторами Библии, «святыми Божьими людьми, которые были движимы Духом Святым».

    Говоря об этой теме, вначале необходимо указать на несколько важных элементов помогающих правильно понять, что такое богодухновенность. Во-первых, богодухновенность включает в себя божественное участие. Это значит, что Бог Дух Святой контролировал работу авторов во время написания текста Священного Писания. Поэтому мы можем утверждать, что слова Писания являются Божьими словами (Ис.8:1). Во-вторых, немаловажно участие и человека в этой работе. Читая разные книги Библии, невозможно не заметить, что авторы Священного Писания писали те или иные книги в соответствии с их личными стилями написания и индивидуальностью. Они не были лишь пассивными стенографистами, которые пишут под диктовку, а людьми, активно участвующими в составлении текста. Авторы книг Библии, несомненно, внесли большой вклад в составление Священного Писания. Каждая книга Библии в этом смысле является литературным произведением того или иного автора, так как мы видим их исторические исследования, богословские размышления, литературный стиль и так далее. Важно подчеркнуть, исходя из всего содержания Библии, что авторы не добавили в Библию ничего от себя лично, что не соответствовало бы тому, что пожелал записать туда Бог. Поэтому Библия — полностью творение Божье. Это видно из понимания самих авторов, что они говорят и пишут то, что им велено самим Богом (Иер. 1:7; Иез. 2:7). Результатом такой удивительной и сверхъестественной совместной работы стало передача Божьей истины без ошибок.

    Б. Библейское учение о богодухновенности.

    1. Отношение Христа к Библии.

    Нет более убедительного доказательства богодухновенности Библии, чем отношение Христа к Священному Писанию. Исследуя Его жизнь, мы можем видеть, что богодухновенность всего Писания, была подтверждена Христом. Цитируя Ветхий Завет во время Своего служения, Христос, таким образом, подтвердил его истинность и богодухновенность. В Евангелие от Матфея 5:17-18, Он утверждает, что ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Используя слово закон в стихе 17, Христос употребляет его по отношению ко всему Ветхому Завету. В Евангелии от Луки 24:44, Христос напоминает ученикам, что надлежит, то есть должно исполниться всему, написанному о Нем в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Христос, также, подтвердил богодухновенность и истинность Ветхого Завета, указывая на достоверность событий описанных в Ветхом Завете, таких как сотворение мира и человека (Мф. 19:4), историю потопа (Лк. 17:26-27), разрушения Содома и Гоморры (Лк. 17:28-29), жены Лота (Лк. 17:32), пророка Ионы (Мф. 12:40-41) и Неемана Сириянина (Лк. 4:27). Он неоднократно подчеркивал, что Дух Святой контролировал то, что писали авторы Ветхого Завета (Мр. 12:36-37) и поэтому то, что они записали, является истинной и подлежит исполнению (Лк. 4:17-21; Мф. 24:15). Более того,

    Христос признал деление книг Ветхого Завета на Закон, Пророков и Псалмы, которое существовало на том момент (Лук. 24:44) и таким образом подтвердил то, что Он признает весь Ветхий Завет Божьим Словом или Писанием.

    2. Свидетельство авторов Ветхого Завета о богодухновенности Библии.

    Моисей, Иеремия, Давид, а также другие авторы Ветхого Завета утверждают, что они получили непосредственное повеление от Бога записать все сказанное им Богом (Исх. 17:14; Иер. 30:2; 2 Цар. 23:2).

    3. Свидетельство авторов Нового Завета о богодухновенности Библии.

    Авторы Нового Завета также приводят доказательства богодухновенности как Ветхого, так и Нового Заветов. Так, например, апостол Павел осознавал, что он говорит и пишет по поручению Божью (1 Кор. 2:13; 1 Фес. 2:13). В первом Послании к Тимофею 5:18, Павел заявляет: «Ибо Писание говорит» и затем цитирует ссылки из Ветхого и Нового Заветов (Вт. 25:4 Лк. 10:7), таким образом, в ранней мере относя к Писанию как Ветхий так и Новый Заветы. Этим Павел подтверждает то, что Новый Завет вдохновен Богом в такой же мере, как и Ветхий. Также известное утверждение Павла из второго Послания к Тимофею 3:16 указывает на то, что абсолютно все Писание вдохновлено Богом.

    Апостол Петр также осознавал богодухновенности Библии (2 Пет 1:20-21). Его учение относительно Священного Писания полностью согласуется с учением апостола Павла. Петр подчеркивает, что Писания не являются результатом действий человеческой воли и таланта, а результатом сверхъестественной силы и действий Духа Святого. Так же, как и Павел, Петр подтверждает то, что Писание имеет божественное происхождение. Более того, и это важно отметить, апостол Петр относится к написанному Павлом, с таким же авторитетом, как в целом к Священному Писанию, то есть ставит труды апостола Павла на один уровень с Библией (2 Пет. 3:15-16). Апостол Иоанн также осознавал, что он передает людям богодухновенное слово (Ин. 21:24; Откр. 1:1-3; 21:5).

    4. Дословная или буквальная богодухновенность Писания.

    Дословная, то есть буквальная богодухновенность подтверждена сами Христом (Мф. 5:18; Ин. 6:63; 12:48; 14:10; 17:8). Это значит, что каждое слово, каждый знак в оригинальных библейских манускриптах, были записаны под непосредственным руководством и с ведома Духа Святого. Авторы Священного Писания также осознавали, что каждое слово, которое они говорят и записывают, дано им от Бога. Об этом пишут и говорят Моисей (Исх. 4:10-12; 34:27), Валаам (Чис. 22:38; 23:12-16), Давид (2 Цар. 23:2), Соломон (Пр. 30:6), Иеремия (Иер. 1:7; 36:1-2), Захария (Зах. 7:7-8) и Павел (1 Кор. 2:13).

    В. Ложные взгляды на доктрину о богодухновенности.

    Доктрина о богодухновенности Писания, как и любое другое библейское учение, подвергалось критике и сомнениям. Возникали проблемы с объяснением того, как Библия может, с одной стороны, полностью быть вдохновленной Богом, а с другой — каждая ее книга несет на себе печать индивидуальности автора, его стиля, словарного запаса. Далее мы рассмотрим некоторые ложные подходы к учению о богодухновенности Библии.

    1. Природное или естественное вдохновение.

    Приверженцы этой идеи считают, что авторы Библии были просто гениальными людьми и не нуждались в помощи свыше для написания книг Священного Писания. Они учат, что Библия задумана и написана ими, а не Богом. Она, по их мнению, ничем в принципе не отличается от других гениальных творений человеческого разума. При таком подходе к Писанию, ни о какой её непогрешимости и речи быть не может, так как даже самое гениальное произведение человека не застраховано от ошибок человеческого разума.

    2. Мистическое вдохновение.

    В соответствии с этой точкой зрения, авторы, которые писали Библию, были не просто гениальные люди, а они были исполнены Духом и водимы Духом, как и любой христианин. Это конечно шаг вперед по сравнению с теорией естественного откровения, но приверженцы этой идеи также считают, что всякий благочестивый христианин, просвещенный Духом Святым, таким образом, может быть автором Священного Писания, и поэтому любая книга, написанная христианским автором, может быть приравнена к Библии. На основании этого, тогда можно также заявить, что Библия это не законченная книга. Это, конечно же противоречит Писанию, которое прямо утверждает, что «никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21). А так же в книге Откровение звучит достаточно убедительное заявление и предостережение, что Библия полностью закончена и гибельной опасности подвергают себя те, кто желает что-то туда добавить (Откр. 22:18-17).

    3. «Частичная» богодухновенность.

    Согласно этой теории, некоторые части Библии являются богодухновенными, а некоторые нет. Обычно богодухновенными признаются те части Библии, в которых рассказывается о том, что само по себе человечество узнать не смогло бы. Например, история о сотворении мира или библейские пророчества. А описания исторических событий, по мнению тех, кто стоит на такой позиции, не нуждаются в богодухновенности, поскольку есть и другие документы подтверждающие это событие. Поэтому авторы Библии, по их мнению, могли пользоваться историческими документами, и в таком случае не нуждались в особом Божьем водительстве. Современная разновидность этой теории утверждает, что Библия богодухновенна лишь «в своей цели». Цель Библии — наше спасение, поэтому в тех местах, где Библия указывает нам путь ко спасению, она богодухновенна, в остальных нет. Но разве учение Библии о спасении не основано на исторических фактах? Как может быть доктрина отделена от истории? Например, повествование о рождестве Христа от девы Марии содержит в себе и историческое повествование и доктрину. Как может быть Библия верной в одной части и неверной в другой. Такой подход противоречит Библии, которая утверждает, что все Писание богодухновенно (2 Тим. 3:16).

    4. Богодухновенность идей.

    Приверженцы этой теории считают, что богодухновенными являются только идеи Библии, а не её слова. Те, кто стоят на таких позициях утверждают, что Бог дал основную идею тому или иному автору, который затем изложил Божьи идеи своими собственными словами. Поэтому в Библии могут быть ошибки, так как набор слов для передачи Божественной идеи был предоставлен автору, не контролировался Богом и автор записывал только то, что он смог запомнить. Но это также противоречит Библии, которая утверждает, что Бог бодрствует над Своим Словом и Он побуждал пророков передавать Его слово в точности (Числа 23:12; Иер. 1:12).

    5. Божественная диктовка.

    В соответствии с этой точкой зрения Бог буквально диктовал каждое слово Писания и автор, как секретарь, пассивно, часто не осмысливая, записывал их. Это понимание сводит Библию до уровня Корана, который по арабской традиции был продиктован с небес. Хотя некоторые части Библии и были продиктованы непосредственно Богом (Исх. 20:1), тем не менее, мы видим в книгах Библии различие стилей лексикона, что говорит о том, что авторы различных книг Библии не были лишь пассивными проводниками Божьей истины. Но Дух Святой сверхъестественным образом контролировал работу богодухновенных авторов, помогая им и используя их личные творческие способности, в точности записывать Божье Слово.

    Г. Некоторые выводы из учения о богодухновенности Библии.

    Во-первых, богодухновенность не подразумевает механическую диктовку, или машинальное написание текста Священного Писания человеком, или какой-либо процесс отключения разума автора во время написания книг Библии. Божий контроль не значил физическое или психологическое воздействие для подавления воли человека, а скорее наоборот усиление его способностей и помощь в точной передаче библейской истины. И, во вторых, тот факт, что, вдохновляя авторов книг, Бог не влиял на их стиль написания, манеру изложения не значит, что Его контроль был не совершенным или что они могли исказить истину, которую должны были передать в процессе написания Библии.

    Понятие о богодухновенности

    Термин «богодухновенность» (θεόπνευστος ) встречается в Библии только в 2 Тим 3:16 («Всё Писание богодухновенно…»). Называя Священное Писание богодухновенным, св. ап. Павел излагает общую веру ветхозаветной и новозаветной Церкви в то, что Ветхий Завет был написан под особым вдохновением от Святого Духа (ср. Мф 22:43). Эту же мысль утверждает и св. ап. Пётр: «…Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21).

    В Ветхом Завете мысль о содействии пророкам Духа Божия в их проповеди выражена достаточно ясно. Например, Господь говорил пророку Моисею: «Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить» (Исх. 4:12). Подобным образом и другие пророки утверждали, что они говорят от лица Бога Его слова (Ис. 2:1; Иез. 1:3; 6:1; 7:1; Мих. 1:1). Пророк и псалмопевец Давид восклицал: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (2 Цар. 23:2). Сам Господь наш Иисус Христос подтвердил, что Давид пророчествовал Святым Духом (Мк. 12:36). То же самое сказано о Давиде в книге Деяний (1:16;

    4:25).

    Относительно природы богодухновенности существовало и существует несколько точек зрения:

    Механистическое понимание или вербализм (от латинского verbum — «слово»), то есть представление о том, что Писание продиктовано Богом и записано слово в слово. В этом случае истинным автором Библии является сам Бог, а человек механически записывает Его речь. Однако Бог никогда не уничтожает свободу и личность человека.

    Психологическое понимание. Если вербализм минимизирует участие человека в передаче Божественного Откровения, то психологическое понимание низводит Божественное участие к вдохновению, подобному поэтическому. В этом случае Библия становится не Словом Божиим, а чисто человеческим трудом. Однако никакое человеческое вдохновение или интуиция не сможет открыть будущее.

    Традиционное понимание предполагает неразрывное взаимодействие воли Божественной и человеческой. Это взаимодействие подобно действию благодати Божией в симфонии с человеческой волей в деле спасения человека.

    Человеческая сторона Священного Писания проявляется в тех литературных формах, которыми пользовались писатели Библии. По словам блаж. Августина (354–430 гг.), Бог «через человека говорит почеловечески» (О Граде Божием, ХVII, 6). Блаж. Иероним Стридонский (342–419/420 гг.) писал, что «Иеремия кажется грубым в сравнении с Исайей и Осией» (Толк. на Ис.), а свт. Григорий Двоеслов (ок. 540–604 гг.) отмечал, что «красотою стиля Исайя превзошёл всех пророков». В этих отрывках важна мысль о том, что Слово Божие записано в соответствии с индивидуальными особенностями автора, которые ярко проявляются во многих библейских книгах.

    Однако, несмотря на все особенности авторов, невозможно в Писании найти границу, где кончалось бы Слово Божие, и начиналась бы слово человеческое. Каждое слово в Библии запечатлено Святым Духом.

    Главным свидетельством того, что Библия не только слово человеческое, но и слово Божие, являются пророчества, одни из которых уже исполнились, а другие исполнятся только в будущем.

    Таким образом, богодухновенность можно определить как особое воздействие Святого Духа на личность писателя, благодаря которому автор, при полном сохранении всех своих сил и при их деятельном проявлении, соответственно целям Домостроительства спасения человека, записывал Слово Божие на конкретном языке, в определённых культурных условиях и в конкретной исторической обстановке, с тем, чтобы по возможности полнее раскрыть Божественное Откровение для народа Божия.

    Конечно, нужно понимать, что в процессе переписывания библейских книг в текст могли вкрасться ошибки. Однако это не противоречит учению о богодухновенности. Автографы библейских книг были богодухновенны, и переписчики старались максимально сохранить текст от описок, особенно в тех местах, где излагались вероучительные истины.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *