Все про ангелов

Кто такие ангелы?

Ангелы являются вестниками Бога на земле. Согласно святым писаниям эти духовные создания не имеют физического тела и существуют вечно. Мало кто знает, кто такие ангелы на самом деле и сколько их существует, поэтому попытаемся ответить на все важные вопросы. Для начала стоит сказать о том, что Бог создал эти духовные создания задолго до того, как нога первого человека ступила на землю. Основное предназначение ангелов заключается в опеке над людьми и оказании им помощи при необходимости.

Кто такие ангелы и какие они бывают?

Многие священнослужители высказывают свое мнение по поводу сущности ангела, но при этом можно выделить некие схожие черты. Считается, что ангел является легкой, проницательной и быстрой сущностью, которая является покорной и дисциплинированной. Кроме этого, ангела наделяют умом, а также священнослужители говорят об их относительной свободе. Он не меняется в течение жизни ни внешне, ни внутренне. Понятно, что все эти черты можно присудить ангелу только условно, поскольку ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию нельзя. Изображают ангела обычно с крыльями, которые символизируют быстроту исполнения воли Господа.

Выясняя, кто такие ангелы, стоит уделить внимание и существующей иерархии между ними.

Кто такие Ангелы? Православная ангелология

Эти духовные сущности отличаются друг от друга просвещенностью и степенью благодати. Самые главные ангелы, которые близки к Господу:

  1. Серафимы. Ангелы с сердцем испытывают огромную любовь к Богу и вызывают такие же чувства у людей.
  2. Херувимы. Обладают огромными знаниями и озарены такие ангелы лучами света Божия.
  3. Престолы. Именно через этих ангелов Бог проявляет свое правосудие.

На второй иерархии находятся такие ангелы: Господства, Силы и Власти. Уже из названия понятно, какими силами они наделены. Третий уровень также характеризуется тремя чинами:

  1. Начала. Такие ангелы управляют Вселенной, охраняя отельные народы и страны. Их сила позволяет укрепить в человеке его веру.
  2. Ангелы. Это светлые духовные существа, которые ближе всего подходят к человеку.
  3. Архангелы. В Священном писании они представлены, как старшие ангелы, которые управляют остальными.

Кто такие ангелы-хранители?

В Святом Писании описано, что при рождении и крещении каждому человеку дается защитник – ангел-хранитель. Считается, что его сила и возможности непосредственно зависят от духовности человека и его добрых мыслей и поступков. Ангелы-хранители сопровождают людей в течение всей жизни, записывая все их хорошие и плохие поступки, а затем, выступают на главном суде перед Богом. Выясняя то, кто такой ангел-хранитель в православии, стоит сказать о том, что люди могут общаться с ними посредством молитв или же можно обращаться к «защитникам» своими словами. Обращаться к ангелам можно в любое время, когда нужен совет или помощь.

Кто такой падший ангел?

Все ангелы изначально были светлыми существами, но некоторые из них перестали слушаться Бога и отказались ему служить, поэтому были изгнаны из Небесного царства. В результате они перешли на темную сторону и начали служить Сатане. Считается, что моментом изгнания ангелов-отступников и превращение их в демонов стала победа армии Господа над Сатаной. Люцифер был самым главным и сильным помощником Бога до того момента, пока он не пожелал быть ему равным. Отказ Создателя разозлил Люцифера, и он решил вести борьбу против светлых сил, привлекая к себе других падших ангелов. Их принято считать главными искусителями, деятельность которых направлена на то, чтобы уничтожить человека изнутри, лишив его покоя. Падшие ангелы также толкают людей на совершение грехов.

Ангел-хранитель



По учению Православной Церкви особые ангелы-хранители имеют попечение обо всех народах мира (даже о языческих), а также о людях, причем христианину при крещении дается Ангел-хранитель.

Цель служения ангелов хранителей людям состоит в том, чтобы способствовать достижению спасения ищущим его (ср. Евр. 1, 14).

Преподобный Анастасий Синаит пишет:

Тем, которые сподобились крещения и возносятся на высоту добродетелей, даны от Бога Ангелы, заботящиеся о них и содействующие им… В этом уверяет нас Господь, когда говорит, что есть Ангелы Хранители у всякого, кто верует в Него.

Святитель Иоанн Златоуст:

Прежде Ангелы были по числу народов, а ныне по числу верующих. Откуда и это известно? Слушай, что говорит Христос: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 10). Знай же, что каждый из верных имеет Ангела. Да и каждый из древних праведников имел Ангела, как говорит Иаков: «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих» (Быт. 48, 16).

Святитель Василий Великий:

К каждому из верных приставлен Ангел, достойный того, чтобы видеть Отца Небесного… Что с каждым из верных есть Ангел, который как воспитатель и пастырь управляет его жизнью, против этого никто не будет спорить, помня слова Господа: «не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 10). И псалмопевец говорит: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его» (Пс. 33, 8). Ангел не отступит от всех уверовавших в Господа, если только не отгоним его сами плохими делами.

Блаженный Августин пишет:

“Ангелы с великой заботливостью и с неусыпным усердием пребывают с нами всякий час и на всяком месте, помогают нам, промышляют о нуждах наших, служат посредниками между нами и Богом, вознося к Нему наши стенания и воздыхания… Сопутствуют они нам во всех путях наших, с нами входят и исходят, внимательно наблюдая, благоговейно ли и честно мы ведем себя среди рода лукавого, и с каким усердием желаем и ищем Царствия Божия”.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский:

«Присутствие при каждом истинном христианине Ангела хранителя необходимо потому, что телеса христиан суть, по свидетельству Слова Божия, храмы Духа Святого, и сами христиане — члены тела Христова, освященные Его крестными страданиями и смертью, запечатлеваемые Его таинствами, в которых сообщается нам благодать Духа Святого; особенно же потому, что мы причащаемся самого Тела и Крови Христовых в таинстве причащения. Достоинство человека-христианина как члена тела Христова и храма Духа Святого непременно требует нахождения при нем Ангела хранителя как старшего собрата нашего и друга, который руководит нас к общему всех Владыке в царство света и блаженства. — Если радость бывает на небеси пред Ангелы Божиими о едином грешнике кающемся (Лк. 15, 7, 10), то нужно судить по сему, какое сильное участие принимают в нашем спасении Ангелы Господни».

По вопросу о том, каждому ли человеку и когда Бог дарует ангела хранителя, господствующим в древней церкви было мнение, что ангелы даруются не всякому человеку безразлично, но только верующим в Искупителя и по вере благодатно возрожденным в крещении. Со времени крещения, но не с самого рождения человека, начинается и служение ему его ангела хранителя (на основании Мф. 18, 10; Евр. 1, 14; Пс. 33, 8). Относительно членов ветхозаветной церкви, когда не было еще крещения, высказывалось мнение (на основании Пс. 90, 11), что богобоязненные из них имели ангела хранителя по вере во грядущего Спасителя. Естественно заключать, что и во времена новозаветные, когда некоторые из искренно верующих по обстоятельствам жизни оставались на много лет без крещения (а в первые века иногда и мученичеством запечатлевали свою веру, не успев принять крещения), не лишены и до крещения помощи ангелов хранителей; подтверждением этой мысли может служить история обращения Корнилия при содействии ангела (Деян. 10, 3. 6. 22; 11, 13-14).

Каждый — и крещеный и некрещеный — возлюбленное чадо Божие, которое конечно же не отдано на откуп духам злобы поднебесным и не находится исключительно в их распоряжении. Но Ангел Хранитель пребывает с человеком преимущественно после восприятия благодати Крещения, в котором, как верит Церковь, человек действительно умирает для жизни греховной и плотской и возрождается во Христе для жизни святой и праведной.

Какие бывают ангелы

И в этом смысле причастность, открытость миру духовному, в том числе миру ангельскому, совершенно иная у человека, который входит в ограду Церкви, где правда Божия, истина и свет, чем у человека, этого лишенного или тем более сознательно отвергшего себя от этого мира.

Согласно святоотеческому учению, служение ангела хранителя человеку, принадлежащему к царству Божию, продолжается всю земную жизнь человека. Из притчи о богаче и Лазаре (Лк. 16, 22; ср. 12, 20) можно видеть, что ангелы не оставляют человека и в час его смерти, а душу его приводят в неведомую ей страну вечности. Попав в духовный мир, согласно многим рассказам, душа человека узнает своего ангела-хранителя.

Однако бывают случаи в жизни охраняемых, когда ангел отдаляется от человека. Преимущественно виновником удаления от себя ангела хранителя бывает сам человек, когда он предается страстям и порокам.

“Как пчел отгоняет дым и голубей смрад”, говорит святитель Василий Великий, “так и хранителя нашей жизни отдаляет многоплачевный и смердящий грех. …Поскольку святого Ангела, ополчающегося вокруг боящихся Господа, имеет каждый из нас, то грехи могут стать причиной бедствия: нас перестанет закрывать стена, то есть святые силы, которые делают людей непобедимыми, пока пребывают с ними ”.

Впрочем, и самый великий грешник может примириться со своим ангелом хранителем посредством искреннего раскаяния в грехах и оставления их навсегда. В таком случае, по слову Писания, великая радость бывает для всех ангелов на небесах (ср. Лк. 15, 10).

Св. Феофан Затворник наставляет: “Надо помнить, что у нас есть ангел-хранитель и иметь к нему мысленное и сердечное обращение — и в обычном ходе нашей жизни, а тем более, когда она чем-либо возмущается. Если нет такого обращения, то ангелу нет и способа вразумить нас. Когда кто идет к трясине или пропасти, заткнув уши и закрыв глаза, — как ты ему поможешь?”

Таким образом, христианину надо помнить своего доброго ангела, который на протяжении всей его жизни заботится о нем, радуется его духовным успехам, скорбит об его падениях, и молитвенно обращаться к нему за помощью.

Св. Серафим (Звездинский) пишет:

«Из числа ангелов Господь, с момента нашего крещения, приставляет к каждому из нас еще особого ангела, который называется Ангелом-Хранителем. Этот Ангел так любит нас, как никто на земле любить не может. Ангел-Хранитель — присный друг наш, незримый тихий собеседник, пресладостный утешитель. Одного лишь каждому из нас он желает — спасения души; к этому все заботы свои направляет он. И если видит нас также заботящимися о спасении, радуется, если же видит нас пребывающими в нерадении о душе своей, скорбит.

Хочешь всегда быть с Ангелом? Бегай греха, и Ангел с тобою пребудет. … Посему бойся грешить!

Можно ли распознать присутствие Ангела-Хранителя, когда он близ нас и когда отходит от нас? Можно, по внутреннему настроению души своей. Когда на душе у тебя светло, на сердце легко, тихо, мирно, когда ум твой занят богомыслием, когда ты каешься, умиляешься, тогда, значит, Ангел близ есть. «Когда, по свидетельству Иоанна Лествичника, при каком-нибудь изречении молитвы своей почувствуешь внутреннее услаждение или умиление, то остановись над оным. Ибо тогда Ангел-Хранитель молится с тобою». Когда же в душе у тебя буря, в сердце — страсти, ум кичливо надмевается, тогда знай, Ангел-Хранитель отошел от тебя, и вместо него бес подступил к тебе. Скорей, скорей зови тогда Ангела-Хранителя, становись на колени перед иконами, падай ниц, молись, осеняй себя крестным знамением, плачь. Верь, услышит молитву твою Ангел-Хранитель твой, придет, прогонит беса, скажет душе мятущейся, сердцу обуреваемому: «Молчи, престани». И настанет в тебе тишина велия».

См. тж.: Ангелы

Ангел-хранитель. — Епископ Александр (Милеант). Ангелы благовестники воли Божией

Православно-догматическое Богословие Макария, митрополита Московского и Коломенского:
1. О мире духовном
1.1. О духах добрых или ангелах

Священномученик Серафим Звездинский. Ангелы

Святые отцы об ангелах

Святитель Феофан Затворник. Руководство к духовной жизни:

Ангел Хранитель
Ангелы падшие

Предание Церкви об ангелах

Когда радуются ангелы

Пространный катехизис св. Филарета Московского (пп. 99-106)

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна

Классификация ангельских чинов согласно свмч. Дионисию Ареопагиту

Чин / Архан­гел Описа­ние День празд­но­ва­ния Упоми­на­ет­ся в Библии
Серафи­мы В пере­во­де «пла­ме­не­ю­щие», побуж­да­ют к люб­ви к Богу; (изобр. шести­кры­лы­ми). 8/21 нояб­ря Ис.6:2, 6
Херуви­мы «Многое разу­ме­ние», чрез них нис­по­сы­ла­ет­ся про­све­ще­ние; (изобр. четы­рёх­кры­лы­ми). Евр. 9:5
Престо­лы Чрез них пре­иму­ще­ствен­но про­яв­ля­ет­ся пра­во­су­дие Божие; (изобр. в виде колёс со мно­же­ством глаз на обо­дьях). Кол. 1:16
Власти Укроща­ют власть бесов­скую, отра­жа­ют иску­ше­ния. Кол. 1:16
Господ­ства Ниспо­сы­ла­ют силу к муд­ро­му управ­ле­нию зем­ным вла­стям. Кол. 1:16
Силы Укреп­ля­ют людей, дают бла­го­дать чудо­тво­ре­ний угод­ни­кам Божиим Еф. 1:21
Начала Управ­ля­ют все­лен­ной, зако­на­ми при­ро­ды; охра­ня­ют наро­ды, стра­ны. Кол. 1:16
Архан­ге­лы Являют­ся про­вод­ни­ка­ми откро­ве­ния Божия. 1Фес.4:16;
Ангелы Пристав­ле­ны для хра­не­ния каж­до­го хри­сти­а­ни­на. Быт.19:15; 32:1;Мф.13:49;18:10
Архан­ге­лы
Михаил

Евр. «кто как Бог»; Архистра­тиг (вое­на­чаль­ник); на иконе попи­ра­ет нога­ми диа­во­ла, в левой руке дер­жит зеле­ную фини­ко­вую ветвь, в пра­вой – копье с белой хоруг­вью (ино­гда пла­мен­ный меч), на кото­рой начер­тан черв­ле­ный крест.

Имена архангелов и ангелов, их значение в христианской культуре

Постав­лен Богом над все­ми девя­тью Ангель­ски­ми чина­ми.

8/21 нояб­ря Иуд.1:9;Дан. 3:92-95 Гаври­ил «Сила Божия»; воз­ве­ща­ет людям вели­кие дела Божии; изо­бра­жа­ет­ся с рай­ской вет­вью, при­не­сен­ной им Пресвя­той Деве, или со све­тя­щим­ся фона­рем в пра­вой руке и зер­ка­лом из яспи­са – в левой. 26 мар./8 апр.;13/26 июл.;8/21 ноя. Лк.1:26;Дан. 8:16 Рафаил «Исцеле­ние Божие»; цели­тель, врач Божий; изо­бра­жа­ет­ся дер­жа­щим сосуд с цели­тель­ны­ми сна­до­бья­ми и веду­щим пра­вою рукою Товию, несу­ще­го рыбу. 8/21 нояб­ря Тов. 3:16; 12:15 Уриил «Свет, огнь Божий»; про­све­ща­ет людей и вос­пла­ме­ня­ет их серд­ца любо­вью к Богу; изо­бра­жа­ет­ся дер­жа­щим в пра­вой руке обна­жён­ный меч на уровне гру­ди, а опу­щен­ной левой руке – пла­мень огнен­ный. 8/21 нояб­ря 3 Езд. 5:20 Салафи­ил «Молит­вен­ник Божий»; изо­бра­жа­ет­ся с рука­ми, молит­вен­но сло­жен­ны­ми на гру­ди. 8/21 нояб­ря 3 Езд. 5:16 Иегуди­ил «Славя­щий Бога»; покро­ви­тель мона­хов и тру­дя­щих­ся для сла­вы Божией; изобр. дер­жа­щим в пра­вой руке золо­той венец, а в левой бич из трёх чёр­ных верё­вок с тре­мя кон­ца­ми (награ­да свя­тым и воз­да­я­ние греш­ни­кам). 8/21 нояб­ря Упоми­на­ет­ся толь­ко в Св. Преда­нии Варахи­ил «Благо­сло­ве­ние Божие»; пода­тель бла­го­сло­ве­ний и мило­сти Божией; изобр. Несущим на гру­ди белые розы, как пред­ве­стие бла­жен­ства в Царствии Небес­ном, либо розы на одеж­де. 8/21 нояб­ря Упоми­на­ет­ся толь­ко в Св. Преда­нии Иереми­ил «Высота Божия»; изо­бра­жа­ет­ся дер­жа­щим в руке весы. 8/21 ноября 3 Езд. 4:36

Ноябрь избран для праздника Ангелам потому, что он есть девятый от марта, который был некогда началом года, а число девять соответствует девяти чинам ангельским.

Ангелы на иконах — набор символов, которые передают нам не внешний вид, а идею ангелов как посланников Божиих, т.к. Ангелы не имеют материальной плоти:

  • Крылья — символ быстроты и все проникновенности;
  • Посох — символ посланничества;
  • Зерцало (сфера в руке с изображением креста или аббревиатуры имени Спасителя) — символ дара предвидения, которым наделил Ангелов Бог;
  • Тороки (развивающиеся золотые «ленты» в волосах) — символ особого слышания Бога и послушания воле Его;
  • «Око» во лбу – символ всевидения;
  • Облик прекрасного юноши — символ совершенства. В Священном Писании Ангелы посланные Богом, как правило, являлись избранным людям в образе прекрасных, светозарных юношей в белом облачении.

См. также в словаре: АРХАНГЕЛ, АНГЕЛ

Существует несколько точек зрения на то, кто такие ангелы. В исламе, например, говорится о том, что ангелы – это бесполые существа, сотворенные из света. В буддизме ангелы – это воплощение неких сил, результат космической медитации Бога. В христианстве ангелы – это духовные существа, сотворенные Богом. Некоторые люди полагают что ангелы – это души невинных детей, умерших в младенчестве. К ангелам обращаются в трудные минуты жизни, их превозносят, им поклоняются. Ангелов изображают на разных предметах обихода и на святых иконах. Кто же они такие? Зачем Бог создал ангелов и каково их влияние на людей?

Во-первых, ангелы были созданы Богом задолго до появления человека. Вселенная создавалась Богом не за один день, для ее сотворения потребовались миллионы лет и колоссальные усилия. Все это время Богу был нужен кто-то, с кем Он мог бы взаимодействовать хотя бы на каком-то уровне. Поэтому Бог создал ангелов в качестве слуг и помощников. До сотворения человека ангелы были единственным источником вдохновения для Бога, помогая Ему в нелегком деле создания мира творения и восхваляя Его за все, что Он создал.

Вторая причина создания ангелов заключалась в том, что при общении с человеком Богу на какой-то период был необходим некий посредник. Все мы от рождения наделены способностью общаться с Богом непосредственно. Однако Бог не может напрямую вмешиваться в жизнь человека до тех пор, пока мы не достигнем зрелости личности и сами не доверим Ему нашу жизнь. До этого момента Бог отвечает нам только тогда, когда мы сами по своей воле делаем какие-то условия и обращаемся к Нему за помощью. А что делать, если человека подстерегает опасность, но он не желает обратиться к Богу? Что делать, когда Бог что-то хочет сказать человеку, но тот не слышит Его? В этом случае посредниками для Бога являются ангелы. Через них Он может передать людям свое желание. Кроме того, человеку также было проще воспринимать указания через духовное существо, имеющее некий внешний образ и способное выражать эмоции на лице, нежели чем в глубокой молитве, напрямую связываясь с Богом и воспринимая Его голос через сердце.

Третья причина сотворения ангелов – это желание Бога позаботиться о Своих детях. Ангелы являются слугами для человека.

Поскольку ангелы хорошо знают физический и духовный мир, они могут быть для человека помощниками и советчиками, исполняя его желания и помогая ему расти и развиваться духовно и физически.

Слово «слуга» порой воспринимается нами как нечто негативное. Причина этого в том, что мы созданы Богом как свободные существа, и наши отношения с людьми повторяют отношения, которые сформировались у нас в семье – отношения братьев и сестер, отношения родителей и детей, отношения бабушки/дедушки и внуков и так далее. Поэтому естественные отношения «господин-слуга» для нас не очень понятны. Легче будет объяснить их на примере отношений человека с животными, которые также были созданы для служения человеку. Конечно, это довольно грубое сравнение, поскольку ангелы стоят на порядок выше животных, и отношения с ними могут быть гораздо насыщеннее и глубже. Но в физическом мире больше нет существ, которые могли бы быть ниже человека по уровню, и которых можно было бы поставить в пример.

Для животных, например, для собаки, естественно доставлять радость своему хозяину, можно даже сказать что цель всей их жизни – это благополучие хозяина. Они хотят быть первыми и лучшими для хозяина, заслуживая его похвалу и восхищение и получая от него награды. Когда хозяин отдает приказ – собака тут же бежит исполнять его. Она создана для этого, поэтому именно в этих отношениях она чувствует любовь. Нечто подобное происходит и в отношениях между человеком и ангелами. Ангелы рады служить человеку и исполнять его приказы. Ощущая радость и благодарность человека, ангелы чувствуют свою ценность и значимость.

К сожалению, после своего падения человек утратил свое положение хозяина и оказался гораздо ниже ангелов по духовному развитию. В душе человека поселился грех и его желания стали хаотичными и эгоистичными. Поэтому первоначальные отношения между ангелами и людьми были потеряны. Человек начал превозносить ангелов и преклоняться перед ними. От таких отношений страдаем и мы, и сами ангелы. Мы не можем использовать духовную силу и способности ангелов в полной мере, а ангелы не могут получить естественного одобрения и любви, которые им так необходимы.

Нам необходимо восстановить близкие и сердечные отношения с Богом. Тогда мы сможем занять надлежащее нам положение хозяев для ангелов и с их помощью постепенно восстановить свою чистую, изначальную природу и избавиться от греха и зла. Так мы сможем вернуть радость и счастье ангелам и всему миру творения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *