Все про церковь

Авторство: Орлов Владимир

РПЦ изнутри

09.08.2013 Статьи/РПЦ

Как я соприкасался с церковной жизнью, или о том, что представляет наша церковь изнутри.

Это сочинение является результатом вовсе не умозрительного охаивания церкви, оно не призвано также никого оскорбить или обидеть. Автор пробыл в «лоне» церкви достаточно долгое время, и даже жил в одном из монастырей на огромных просторах России. Нет, мы никогда не являлись истинно верующими, так как еще с детства нам был присущ некий скептицизм ко всем проявлениям чудесного, начиная от Бабки-Ёжки и кончая Иисусом Христом. Однако жизненные обстоятельства складывались так, что волею судьбы мне посчастливилось пожить в монастыре и вообще побыть в разных слоях и сферах церковной жизни. Я не ставлю слово посчастливилось в кавычки, как об этом могут спросить читатели, по очень простой причине — РПЦ, не знаю как другие церкви, думаю то же самое — это просто Клондайк. И человек мало-мальски не обремененный принципами, типа «поститься- молиться» уже будучи послушником монастыря делает себе нехилый капиталец. Конечно, при условии, что у него есть голова на плечах и он, благодаря своим деловым качествам, нравится начальству. Здесь читатель мог бы подшутить, и начать говорить о совсем других вещах и способах нравится. Сразу оговорюсь, что в церкви, вопреки расхожим слухам, гомосексуализма ничуть не больше, чем в других областях человеческой деятельности, скажем, в театре, в кино, на эстраде, среди писателей и поэтов. Просто — это всегда здесь заметнее, ибо от церковников обычно ждут некой «праведности»,»благочестия», а все оказывается как всегда. Вообще, я бы посоветовал всем здравомыслящим читателям, и вообще людям, не страдающим «православием головного мозга в терминальной стадии» забыть эти слова раз и навсегда. Их просто нет. Это вымыслы древних. Древние легенды и сказания. Выдумки всяких митрополитов Макариев, Дмитриев Ростовских. И ничего более.

Итак начнем

Несколько лет назад, мне, волею случая и судьбы, а если быть циничным и конкретным, просто по причине не желания работать по 10 часов в сутки, посчастливилось оказаться в одном небольшом провинциальном монастыре. Здесь наверное у читателя возникает вопрос: а что, разве в монастырях не работают круглые сутки? И я скажу вам: нет, в монастырях в основном работают только трудники-бомжи. Их заставляют за тарелку супа убирать, чистить, мыть. Строить ничего обычно не заставляют. Пользуются услугами наемных рабочих, обычно таджиков. Они аккуратнее и не пьют! Если человек в монастырь приходит нормальный, в смысле ни алкаш и ни даун, то его трудничество заканчивается быстро и он становится послушником. А уж если у него есть мирское образование, скажем, бухгалтер-экономист, то и цены ему не будет. Начальство таких сразу примечает и тяжелые работы они уже не делают. Конечно, стоит оговориться, что монастыри бывают разные, бывает, что во главе обители стоят идиоты, фанатики и извращенцы, которые не дают людям жить. Но обычно и начальников таких быстро выгоняют, ибо разваливать инфраструктуру церкви изнутри ни один епархиальный архиерей (если не совсем чокнутый или ПГМ) не позволит.

Конечно в монастыре есть свои мелочи, вроде неписанных правил поведения, обязанность ходить на службы, да и то далеко не на все, а когда «наберешь вес» можно и вообще на все службы забивать. В общем, в монастыре жизнь, намного легче чем в миру. Ну только баб нет. Хотя кто сказал, что их нельзя иметь. Ведь если у тебя послушание в городе, скажем ездишь оформлять какие-нибудь документы для начальства, занимаешься закупкой стройматериалов и т.д., то можно и отношения какие-нибудь на стороне иметь, и в клуб сходить. Если шибко не наглеть — начальство не узнает.

Вообще, когда разговариваешь с людьми, монастырь представляется им чем-то вроде тюрьмы и даже хуже. Оставьте. Это все киношные образы. Монастырь — не тюрьма. КПП на выходе не стоит. Захочешь — уйдешь, либо по своим делам, либо вообще….

И вот описав вкратце основное положение монастырей, хотелось бы перейти к более интересным вещам. К описанию внутреннего мира монастырей и их обитателей.

Как вы думаете, уважаемые читатели, что лежит в основе пребывания человека в монастыре? Скажете вера? Нет! Вера это обман, это сублимация. А сублимация чего? УЩЕРБНОСТИ! Это слово я выделяю крупным шрифтом. Ибо эта та первооснова, на которой все зиждется в церкви, начиная от старой бабки до Гундяева. Ущербность, а вместе с ней раболепие, отрицание своего разума, невежество, а отсюда извращенное властолюбие, гордыня, почитание себя выше всех остальных — вот, что отличает верующего, от нормального человека. Сколько я знавал людей — монахов и мирян, одержимых православием головного мозга — их всегда отличало одно — все они, еще в своей прошлой, светской жизни, отличались тем, что не умели, или не хотели думать своими мозгами, конформизм — их основное правило. Вчера славили КПСС — значит КПСС это царь и бог, сегодня славим Христа и Кирилла — значит они цари и боги. Эти люди, будучи еще вполне адекватными в миру, попав в водоворот событий 90-х годов оказались выбитыми из жизни и стали искать себя в религии, кто в сектах, кто в РПЦ. А тут уж к их услугам всякие немытые старчики, вроде Николая Гурьянова, Иоанна Крестьянкина и прочих, «их же несть числа». Меня всегда вообще удивлял этот феномен «старчества», когда некий выживший из ума поп, говорит тебе какой-нибудь бред, типа «когда белый кролик стукнет по морде красного быка — будет тебе то-то и то-то». Это конечно шутка, но именно в таком духе и говорят все «старцы». Этак можно и к цыганке на базаре подойти. Вся их прозорливость, не более чем знание, хотя бы интуитивное, законов психологии. Но поп, точно также как и сектанты, особенно этим славился дикий Николай Гурьянов, начинают «благословлять» продавать квартиры, уходить в монастыри, бросать детей, предлагать переселиться из города в какую-нибудь глушь. Единственная разница — сектанты просят принести деньги им. Попы обычно этого не просят. Так что не подкопаешься. И благодаря вот таким вот «старцам» разбилось столько судеб, что и не сосчитать.

Конечно, такие финты можно прокрутить только с теми, кто «потерял свою голову», так сказать, смирился пред волей «старца», короче, стал ущербным. Нормальному человеку же, от одного вида таких старцев дурно делается, и причем, в прямом смысле, ибо клопы, блохи и принципиальное не принятие туалета — их отличительные черты. Вот, говорят, св. Антоний Великий не мылся никогда в жизни, и я не буду. Мученицы Пузовские (кому интересно — найдет о чем там) лежали прикованные к постели и по их телам ползали черви и блохи.

Как после этого от человека пахнет можно только представить. Но. Ущербным нравится! Они видят в этом особый колорит, особую богоприисполненность.

Сидит, представляете, некий старец, а я на такое не мало насмотрелся, и чувством собственного превосходства, вещает вам, про скорое пришествие антихриста, про бесов, про чипы вживляемые в мозги, про мировой заговор, святого Ивана Грозного, Кольку Кровавого и спасителя Русской земли Гришку Распутина. Все! У неподготовленного человека, особенно лишенного всякого критического разума, разрыв шаблона! Вот! Вот, что мы так давно искали. Вот она экзотика, никакого тебе Тибета не надо.

Но за всей этой экзотикой скрывается страшное. Если вы не выпутаетесь из лап этих проходимцев, вы становитесь зомби. Вы начинаете повторять непонятные вам самим молитвы, вы начинаете срывать с продуктов штрих-коды, утверждая, что это метки антихриста, вы, в конечном счете начинаете ненавидеть родных и близких, по прямой заповеди Христа «оставить все», вы начинаете ненавидеть женщин — как сосуды разврата, с этими их каблуками (прообраз бесовских копыт), с крашенными ногтями (это евреи-талмудисты выдумали ритуальное кропление ногтей кровью христианскх младенцев) и т.д. и т.п. И все что еще вам расскажет ваш «добрый батюшка», ваш духовник. Но что стоит за всем этим? Что ожидает вас далее. А дальше ненависть к самому себе и просто самоедство. Раз все на свете нельзя: вкусно кушать нельзя, любить женщин нельзя (мужчин вроде тоже), слушать музыку, кроме иеромонаха Романа и выжившей из ума Бичевской, нельзя, самому мыслить даже нельзя, во всем нужно советоваться с духовником, — то у вас начитается прямое САМОЕДСТВО. И оно заканчивается обычно, либо шизофренией, либо онкологией. Ведь наше настроение влияет на наше здоровье.

Но вы спросите? А как же вера, не ужели она не делает людей счастливее? Я отвечу на это. У 99 процентов обитателей церкви веры нет, есть тупейший конформизм и отсутствие даже зачатков критической мысли. Зато есть бесконечная вера во всяких старчиков, иконочки, источнички, земельки, мощи всяких батюшек серафимов и т.д. и т.п. И все это приводит человека к вышеописанным последствиям.

Вообще как хорошо сказал про веру А. Невзоров, она проверяется нехитрым тестом. В евангелии говорится о том, что истинно верующий может сказать горе — подвинься, и она подвинется. Что-то пока таких людей я не разу не встречал. Все только рассказы о том, что это постоянно делали где-то в Египте, в 4 веке, то есть очевидно никогда.

Но как известно, все мы люди, все мы человеки, и даже находясь в состоянии бомжа, человек обычно не теряет некоей гордости и самолюбия. Не лишена этого и церковь с ее обитателями. Здесь, на фоне вышеописанного, у людей развивается необычайное властолюбие, помноженное на уверенность в своей близости к божеству, притом рождающееся как сублимация личного ничтожества, убожества и неудачничества. Ведь последнее эти люди не перестают про себя понимать. Они понимают, что они никто. Многие из церковников просто разочарованы в своей жизни и понимают, что сломали ее. Но, как известно, редкий человек готов признаться что он дурак, признаться в этом даже себе самому, а на помощь ему приходит необычайно извращенное властолюбие и желание показать себя «святее» других.

Вообще, вся монашеская жизнь — это, желание послушника — стать иеромонахом, желание иеромонаха стать игуменом, желание игумена стать — митрополитом. Кому это не удается и он «выпадает из обоймы» приходится становиться просто занудным морализатором, осуждающим всех и вся и ищущим своей ниши уже не во власти и деньгах, а в «старчестве» и «подвижничестве», которые, в конечном счете, есть только спектакль неудачников, тех кому не удалось купить Мерседес. Ну что ж, Мерса нет, тогда стану святым! И буду учить всех направо и налево. Осуждать «мерседесовладельцев» и стану лучшим другом всех нищих и обездоленных.

Вот уж поистине пирамида Абрахама Маслоу с ее лесенкой потребностей, действует везде и всюду.

Вообще властолюбие и раболепие в церкви — это отдельная тема. Ибо попробуй не так посмотри на вышестоящего, не так подай свечку попу во время службы. Тебе и поклоны влепят и дадут понять, что ты полное дерьмо. Епископы — это боги на земле. Им можно все. Епископ — это князь, с несколькими БМВ, Тоетами, Мерседесами, Ауди и прочими радостями жизни. К ним вкупе, несколько шикарных домов, прислуга, самолеты, естественно бесовские телевизоры — интернеты, бани, сауны, попойки, а у некоторых и мальчики для утех. В общем все как у людей! Ходит такой епископ, посохом постукивает, на рабов своих покрикивает, все у него нелюди — один он Человек. Я, знакомый с несколькими очень богатыми мирянами, можно сказать с олигархами, никогда не видел у них такой средневековой занощивости, себялюбия, спеси, отношения ко всем как грязи, какое можно видеть в церкви среди начальства. В миру такие отношения были наверно только между крестьянами и князьями 500 лет назад.

Конечно мне могут возразить, что не все такие. Ну может и не все, но большинство, 99 процентов. Вообще, каждый священнослужитель, да что служитель, каждая бабка-свечница считает себя чуть ли ни наместником бога на земле.

А теперь хотелось бы разнообразить наш рассказ несколькими историями в лицах. Имен конечно я называть не буду, дабы никого не обижать. Однако эти истории столь часты, что можно сказать, тысячи их….

История первая: мальчик

Жил-был мальчик. Отца нет — это старая история. Воспитывался мамой с бабушкой. Мама на работе с утра и до ночи, а бабушка, еще довольно молодая, но помешанная на церкви. И вот она стала каждый день водить мальчика в церковь, причащать, соборовать и т.д. и т.п. Чтобы не мешало хождению в церковь, мальчика переводят на домашнее обучение, он полностью оторван от сверстников и мира и занимается только тем, что крестится и кланяется. И мальчик, а ему около 13 лет, стал сходить с ума. В прямом смысле! Если раньше ему требовалась помощь лишь психологическая: крайняя замкнутость, оторванность от сверстников, полнейшая неуверенность в себе. То теперь ему нужна помощь психиатрическая, ему уже стали слышаться голоса, приходить видения…. А все следствие многочасовых молитв, каждодневного «причащения», отсутствие нормального общения, запреты смотреть телевизор и слушать музыку. В общем страшно. Жалко мне мальчонку!

История вторая: девушка

Пришла как то в монастырь одна девушка. Были у нее кое-какие личные проблемы. Нормальная такая девчонка — короткая юбчонка, пирсинг в ушах, пупок голый. Ну, тысячи таких. Обычно таких из храма бабки выгонят, ну они больше (на свое счастье) и не приходят. Но тут не так. Попалась она попу одному и начал он ей мозги вправлять. А она и рада. Ну, месяц вправлял, два, год — и так все 10 лет. Из красивой современной девушки, она превратилась в непонятно что. Стала одеваться в какие-то балахоны. Юбка ниже щиколоток, не пользуется ни косметикой, ни дезодорантом, воняет от нее на 100 верст. Естественно никаких парней, никаких развлечений. На уме только одно, как она говорит, наш батюшка. По десять раз в день исповедуется ему, практически не работает. Про интернет, радио, телевизор, говорит, что все это от беса. Боится идти в поликлинику, так как говорит, что там незаметно внедряют в тело чипы, чтобы человек молиться потом не мог. Косметикой пользоваться нельзя, так как по словам одной «матушки» из Дивеева, все, кто пользуются косметикой попадают в ад, и там и вечно и бесконечно мажут лицо кипящей смолой. Вообще, к слову, Дивеево — это рассадник самого дикого, безумного суеверия и невежества. Даже обувь на каблуках носить нельзя, так как это прообраз сатанинских копыт (sic!). А уж сколько злобы и спеси в ней стало. Если кто при ней не так свечку поставит, так и ударить готова — вот оно, христианское «смирение». Вот, то самое властолюбие лузера, о котором мы писали выше.

История третья: мужчина

Пришел как то к нашему «великому» Николаю Гурьянову один мужчина, врач по профессии. Проблемы у него были: выпивал и жена уйти решила. А старец то ему с порога и говорит: ты должен в монастырь уйти. Ну тот помыкался, да и ушел в один из монастырей. Но мужик то он богатый был, имел квартиру хорошую, машину. Настоятель монастыря сказал ему, ты это все продай, пожертвуй в монастырь, а я тебя тогда постригу и рукоположу в попы. Ну, тот сдуру, так и сделал. Но не заладились у него отношения ни с братией, ни с наместником, не мог бывший врач спокойно смотреть на всю ту тупость, которая царила в монастыре и решил уйти. Но куда? Он же все продал. И так он стал БОМЖОМ. Вот такая история.

Конечно историй таких, я знаю намного больше. Но только имеет ли смысл продолжать сии грустные рассказы. Тут уж только можно сказать: думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь. Стоит ли вам так «воцерковляться» чтобы стать либо безумным зомби, либо просто бомжом. Конечно я не против, чтобы кто-то сходил свечку поставил например. Хотя сам не вижу в этом никакой нужды, ибо не верю ни во что сверхъестественное. Но вот отдавать так все свои деньги и свою душу тем, кто после долгих «молитвенных подвигов» идет пьянствовать в ресторан или сауну, кто сняв свои драгоценные облачения трахают, простите, мальчиков, кто в конце концов просто неудачник и урод по жизни, но прибился к церкви и сделал там неплохую карьеру — это простите, мне непонятно. Рабы — откройте глаза!

Понятно, что то небольшое эссе вызовет кучу нареканий со стороны верующих. Сколько же грязи на них вылили. Ну что ж, я не считаю, что вылил на кого-то грязь. А если под грязью понимать правду, то хорошо — я вылил много грязи, то есть правды, на вас. Я не хочу никого оскорбить. Хочется верить — верьте. Это никому не запрещено. Но мы живем, пока еще в светском государстве. Я говорю пока еще, потому что вижу, что сделали с девчонками из Pussy Riot. И от этого мне больно! Я хочу жить в нормальном демократическом государстве, а любители «афганистанов» пусть отправляются туда. Мне не нужен православный Афганистан в России. Кто то скажет, что я антихристианин. Да. Но не только. Я и антисламист, и антибуддист, и антисионист, и антисинтоист, и антииндусист. Я АТЕИСТ . И этим все сказано. Но сегодня атеистом быть страшно. Страшно даже посылать такую статью куда-нибудь. Ведь теперь у нас за все сажают. Сажают, за то, что кто-то споет «Богородица — Путина прогони», сажают за то, что Навальный ворует лес с «ежами и грибами». И поэтому, совесть мне просто велит рассказывать такую правду о церкви. Чтобы люди не заблуждались.

И немного о себе

Я жил и работал в небольшом монастыре на Юге России. Никогда верующим не был, но те деньги, которые я мог невозбранно иметь в монастыре, меня прельстили и я там жил. Повторюсь — церковь — это Клондайк! Вот я и был таким охотником за золотом. Я ничего не воровал. Просто работал по часику в день, а получал как топ-менеджеры Лукойла. Да-да. Все эти свечечки, требки, соборования дают немало прибыли тем, кто занимается этим. Но мне надоела эта жизнь. Хоть я и дослужился до определенного чина, мне надоело лгать и себе и другим. И я ушел. Но эти 10 лет дали мне удивительный опыт того, что такое ЗАО РПЦ изнутри. И теперь я делюсь им, и хочу сказать напоследок, может быть тривиальное, но…люди, будьте бдительны, не ведитесь на происки шарлатанов в черных платьях.

Посмотреть и оставить отзывы (79)

Последние публикации на сопряженные темы

  • Очерки по истории РПЦ: Церковь в древней Руси
  • Очерки по истории РПЦ: Церковь и монголы
  • Очерки по истории РПЦ: От монголов до Грозного: церковь в 14-16 вв.
  • Очерки по истории РПЦ: Церковь в 17 в.: от Годунова до Никона
  • Очерки по истории РПЦ: 18 век: На пути к духовному ведомству

    Пришествий на страницу: 205

  • Далеко не всем очевидно, для чего нужна церковь вообще. Казалось бы, некая костюмированная коммерческая организация, где люди зарабатывают большие деньги и рассказывают о говорящей змее с непорочным зачатием. Однако не все так просто.

    В действительности у церкви есть важные задачи, в частности обоснование социальных основ того или иного государства. Для этого и повторяют постоянно, что «всякая власть от бога».

    Но этим, ясно, все не ограничивается. Когда войны – церковники благословляют. Если в войне победят противники, то они с радостью встанут на их сторону. В качестве примера можно вспомнить взаимоотношения церкви и орды.

    Причем часто оказывается, что такое время для церковников прямо-таки золотое. Они вспоминали об этом:

    «Ярлыками утверждались следующие льготы для духовенства: во-первых, русская вера ограждалась от всяких хулений и оскорблений со стороны кого бы то ни было, строго запрещалось хищение и повреждение принадлежностей внешнего богослужения; во-вторых, духовенство освобождалось от даней, всяких пошлин и всяких повинностей; в-третьих, все церковные недвижимые имения признавались неприкосновенными, и церковные слуги, т. е. рабы и холопы, объявлялись свободными от каких бы то ни было общественных работ» (Звонарь, 1907, № 8).

    «В татарский, или монгольский, период, независимое положение церкви нашей упрочилось благодаря покровительству татарских ханов Золотой Орды. В этот период времени церковь наша получает от ханов особые привилегии, благодаря которым духовенство благоденствует и становится крупной капиталистической величиной» (Странник, 1912, № 8)

    Ну и о своей основной деятельности они тоже говорят в кризисный период:

    «Для того чтобы удалить из сердца пролетария недовольство и отчаяние, нужно указать ему за мрачными тучами скорбей и бедности, которые его окружают, лазурное небо вечных наслаждений в обителях отца небесного, которое открывает религия. Отнимите у пролетария религию, и вы напрасно будете убеждать его быть скромным и уважать права другого: он, может быть, будет молчать до поры до времени, но при удобном случае разорвет свои цепи» (Православный собеседник, 1909, т. II).

    Так что дело совсем не в глупых историях и заработке. Цель конкретная. Ведь дело в том, что ранние верования в действительности выполняли ту же самую работу, обосновывая тот или иной социальный строй.

    Тут не важно, какое правительство, какая экономика. Государственная религия благословляет все, и до конца стоит за то, чтобы ничего не менялось вообще. С другой стороны, конечно, любые перемены тоже благословляются. Просто перемены происходят не по воле церкви, а по воле государства. Иногда даже бывают конфликты, как, например, по поводу реформ Петра I.

    В отсталом обществе церковь является важнейшим социальным институтом. У нее много общественных функций, а поскольку нет светских социальных институтов, а люди в большинстве своем не имеют образования, работают всю жизнь с раннего возраста на износ, то часто в действительности можно понять, почему власть ставила на церковь.

    Из года в год церковники проповедовали людям, что нужно смириться со своим положением, каким бы оно ни было. Ведь самое главное то, что будет после смерти.

    Конечно, это работает не идеально, и поэтому в случае чего есть люди, которые силой меча докажут истинность религии. Именно поэтому с таким усердием на Руси уничтожались любые еретические движения. Ибо они в конечном счете воспринимались как противники власти.

    Если говорить о функциях конкретно, то примерно для общества церковь выполняла функции и театров, и СМИ, и школ, и различных министерств, которые появились если не в XIX, то в XX веке. Дело в том, что просто никаких альтернатив не было. Запрещались даже народные гуляния, игры и пляски.

    И если в первое время после крещения общество еще как-то сопротивлялось, то в дальнейшем просто нечего было и возразить. Ведь человек уже следующего поколения рождался в среде, где церковь занимает ключевые позиции. Если он и мог выступать против, то с какой позиции? Напоминаю, что не было образования, а людей на определенном отрезке истории вообще могли продавать как скот или проигрывать в карты.

    Поэтому для народа ничего позитивного, кроме церкви, и быть не могло. Ведь, во-первых, отправлять культ в церкви явно не такая тяжелая задача, как работать по 14-20 часов в день (в зависимости от произвола господ). Ну и разговоры о «загробной жизни» вселяли надежду.

    Маркс совершенно верно писал по этому поводу:

    «Религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа».

    «Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья. Требование отказа от иллюзий о своём положении есть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях. Критика религии есть, следовательно, в зародыше критика той юдоли плача, священным ореолом которой является религия».

    Тут самое интересное в том, что если появлялись любые еретики, скажем купцы, то они легко могли на свою сторону привлечь тех же крестьян. Любая глупость, где упоминается Христос, могла в действительности привлечь массы, и это была основная проблема для властей, потому что «новые культы» были оппозиционными, их часто принимали даже представители высшего общества, поскольку надеялись, что в итоге получится сместить нынешнюю власть. Так что вначале просто убивали любых противников православия. Затем, уже в XIXвеке, появились законы, по которым не убивали еретиков, а сажали или ссылали.

    Почему же священник в деревне занимал место и врача, и учителя, и писаря, и даже чиновника? Потому что, во-первых, не было ресурсов для содержания современной инфраструктуры, а во-вторых, экономически это просто нецелесообразно.

    Тем более что сеть торговых точек церкви работала эффективно. И тут важно понимать еще одну особенность религии. Дело в том, что государство хотело поддерживать все в «стабильности», но ведь разделение труда в аграрном обществе в известной мере децентрализовано, и поэтому если бы не занимались религиозной пропагандой, то везде были бы какие-то непонятные зачатки общественной надстройки. В одной деревне верили бы в Перуна, в другой – в Христа. Где-то в Аллаха или еще кого. Элиты имели бы свои взгляды и четкие экономические интересы, которые во многом могли противоречить интересам центра.

    Проблема ведь еще в том, что князья и так воевали друг с другом, даже несмотря на «единую» идеологию. А без нее, видимо, все было бы еще хуже. Т. е. не было бы контроля. Как можно при таких условиях гарантировать стабильность да и вообще развитие? Никак. А тут же речь идет об организации, которая сотни лет вбивает с самого рождения людям в головы идею о том, что все современное общество установлено богом. Никакие особые законы для большинства не нужны. Церковники проповедовали «сакральные истины».

    Но общество развивалось, и со временем появилась необходимость создавать светские общественные институты. Т. е. у церкви отнимали функцию за функцией. Закрепил это положение Петр, когда отменил патриаршество и вообще включил церковников в аппарат государства, т. е. они стали чем-то вроде чиновников. Появилась академия наук, позднее первые СМИ, министерство культы и просвещения.

    С образованием произошел интересный процесс, ведь городу понадобились квалифицированные кадры. Однако студенты не могли смириться с положением крестьян, и поэтому появлялись организации вроде «Народной воли». Сторонники подобных идей практиковали «хождение в народ», т. е. приходили в деревни и занимались просвещением крестьян. За что многих отправляли в ссылку.

    Функции церкви вне аграрного общества ограничены, однако это не означает, что использовать ее вообще нельзя. В действительности до сих пор церковники будут говорить об «извечности» нынешнего социального порядка, но эффективность подобной проповеди под большим вопросом.

    Ведь в современном обществе вместо священного писания выступает наука и образование; законодательство, а не традиции или «сакральные истины» и т. д. И даже если человек «воцерковленный», то все равно он член современного, а не аграрного общества.

    Самое интересное то, почему в современности возвращаются старые предрассудки, пережитки традиционного общества? Это, естественно, не глупость чиновников. В основном подобное положение обосновывается той экономической политикой, которую выбрала нынешняя власть.

    Россия – не развитое государство, а преимущественно сырьевой придаток запада. Нет особой необходимости в развитии, и так все неплохо. Можно продавать нефть и газ, а если чего-то не хватает, то купим. Зачем развивать дорогие технологии, когда их проще купить? Поэтому функции светских общественных институтов потихоньку возвращают церкви. Институты «урезают» и ликвидируют за ненадобностью.

    Это переходный период от СССР к России. Поскольку сложно поставить людей в прямо рабские условия, отнять социальные права. Сложно, например, увеличить пенсию, отменить социальную сферу, бесплатное образование. Однако говорят об этом уже давно. Проблема в том, что отдельные регионы РФ вообще не нужны для экономики, и «разумно» было бы просто отказаться от поддержки. Но это означает просто смерть для жителей этих мест.

    Основатель ВШЭ Ярослав Кузьминов отметил:

    «Новая модель многократно обсуждалась. Это экономика, которая инвестирует в человеческий капитал и получает от него возрастающую отдачу. У нас слишком высокая оплата труда, чтобы претендовать на нишу всемирной фабрики. И слишком образованное население — две трети, если не три четверти, молодых россиян не готовы работать руками».

    Т. е. нужно у людей отнять права, ликвидировать светские общественные институты. А кто встанет на их место? Очевидно, что религия займет не последнее место. И то, что мы наблюдаем сегодня, это именно подготовка.

    Ведь религия потихоньку входит в школы, армии, больницы и др. светские учреждения. Государство открыто выделяет миллиарды рублей для церкви, причем всегда только для РПЦ. И никого не заботит, что это противоречит законам РФ.

    Закон, впрочем, не играет особой роли, когда в прошлом индустриальная страна превращается в сырьевую. Да и нужно помнить, что никакого смысла в «демократической конституции» где-нибудь в Африке (для примера) вообще нет. Практика все равно будет совершенно иной. Поскольку положения всегда должны быть материально обеспечены, а если нет ресурсов, то остаются только бессмысленные фразы.

    Образование, искусство, социальные права воспринимаются государственными функционерами в большей мере как излишество. Это нужно ликвидировать, но все просто только на словах. Тот же Шувалов прямо заявляет:

    «Разве мы готовы тотально закрывать школы? Это было бы эффективно с точки зрения здравого смысла. Но общество к этому не готово».

    Вот что значит «здравый смысл» для основных деятелей партии «Единая Россия».

    Многие функционеры режима выражаются откровенно. Например, Герман Греф о манипуляции:

    «А великие мыслители, такие как Лоа-цзы, придумывали свои теории Дао, зашифровывая их, боясь донести до простого народа, потому что они понимали, как только все люди поймут основу своего Я, самоидентифицируются, управлять, т.е. манипулировать ими будет чрезвычайно тяжело. Люди не хотят быть манипулируемыми, когда они имеют знания… Как управлять ими? Любое массовое управление подразумевает манипуляции. Как управлять таким обществом, в котором все имеют равный доступ к информации, и все имеют возможность судить напрямую и получать напрямую не препарированную информацию через обученных правительством аналитиков, политологов и огромной машины, которая спущена на голову. Средства массовой информации, которые как бы независимы, а на самом деле мы понимаем, что все средства массовой информации все равно заняты построением, сохранением страт. Как в таком обществе жить?».

    Стоит заметить, что это он сказал на международном экономическом форуме, т. е. для «элиты» это совершенно нормальные заявления. Так что удивляться клерикализму не стоит. Для чиновников это очень даже рационально.

    Поскольку дикие идеи сложно внушить уже сформировавшимся людям, то главная задача сегодня – активно распространять идеи среди детей, через школы и СМИ, «защищая» между делом их от «вредной информации».

    Режим и власть будут «сакральны», и это будет актуально в ближайшее время. Конечно, скандалы по этому поводу будут, но вряд ли РПЦ в конфликте со светским обществом проиграет, если не произойдет никаких перемен в нынешней экономической политике.

    Поэтому рухнуть РПЦ может только в том случае, если власть откажется от сырьевой экономики, будет проводить, скажем, новую индустриализацию, заниматься развитием науки и т. д. Но это маловероятно, что так вдруг чиновники «одумаются» и решат пойти против мировой экономики, радикально пересмотреть свое положение. Тут скорее: «После нас хоть потоп».

    Храм Христа Спасителя

    Отзывы Храм Христа Спасителя (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Храм Христа Спасителя, Москва

    Храм Христа Спасителя сегодня — это Кафедральный собор и по сути главный храм России. Здесь совершает богослужения Патриарх Московский и всея Руси, заседают Архиерейские соборы и другие церковные форумы. Драматическая судьба храма сделала его не только памятником павшим в 1812 году (как задумывалось изначально), но и свидетельством сложных перипетий в истории России XX века. Храм Христа Спасителя находится на балансе мэрии Москвы, которая передала храм РПЦ в бессрочное пользование.

    Храм Христа Спасителя — храм-памятник, его возвели в честь победы и в память о павших в войне 1812 года. По традиции такие обетные храмы строились в честь церковных праздников или в честь святого. Но этот храм воздвигли во имя самого Спасителя. По задумке Александра Витберга, первого архитектора собора, храм должен был быть величественным и колоссальным, и слава его должна была превзойти славу Собора Петра в Риме. Первоначально храм планировали возводить на Воробьевых горах, заложили фундамент, но архитектор был обвинен в завышении сметных расходов и сослан в Вятку. Специальная комиссия запретила строительство на Воробьевых горах из-за непрочной почвы, которая бы не выдержала такое тяжелое сооружение. Новое место было выбрано недалеко от Кремля.

    Храм Христа Спасителя

    Строительство по проекту Константина Тона началось в 1839 году и завершилось лишь в 1881-ом. В годы сталинского режима храм был взорван, и на его месте должен был появиться Дворец Советов — огромное здание, увенчанное скульптурой Ленина. Реализации грандиозной задумки помешала война, а после ее окончания средств на Дворец уже не нашлось, да и с политической точки зрения сооружение потеряло свою актуальность. В 1960 году на месте собора появился открытый плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1994 года. В связи с этим бассейном, вода в котором не отличалась особой чистотой, вспоминают легенду о монахине, которая, воспротивившись строительству храма на месте Алексеевского монастыря, прокляла стройку и предрекла, что на месте храма будет находиться огромная грязная лужа.

    В начале 90-х, уже в новой России, храм решили построить заново. Реставратором Алексеем Денисовым была проведена кропотливая работа по восстановлению исторического облика собора по сохранившимся рисункам, чертежам и обмерам, но из-за возникших разногласий по поводу внешнего вида собора его отстранили от работы. Завершением храма руководил Зураб Церетели, решивший выполнить наружную отделку стен в бронзе, хотя в истории русского церковного зодчества не найти ни одного примера, когда в этом случае использовался бы металл. Храм был достроен, но это уже не тот храм, что стоял здесь сто лет назад, несмотря на внешнее сходство. Убранство храма задумывалось Тоном как летопись Отечественной войны 1812 года в сюжетах Евангелия, но теперь эту своеобразную каменную книгу невозможно читать без обращения к архивным источникам.

    Информация

    Адрес: ул. Волхонка, 15-17, недалеко от Кремля; м. «Кропоткинская»; веб-сайт

    Есть возможность подняться на смотровую площадку, работает музей, проводятся экскурсии.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *