Все псалмы читать

В жизни царя Давида было много тяжелых испытаний и горя, но предательство родного сына стало самым мучительным временем для Давида. Именно в те минуты отчаяния и уныния он написал текст псалма 3, в котором возлагает надежды на спасение и избавления на Господа.

Содержание

Текст молитвы псалом 3

На церковнославянском языке

Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома, сына своего

1 Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя,

2 мнози глаголют души моей: несть спасения eму в Бозе eго.

3 Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою.

4 Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея.

5 Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя.

6 Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя.

7 Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе: зубы грешников сокрушил еси.

8 Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.

На русском языке

Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего.

1 Господи, почему умножились теснящие меня?

2 Многие восстают на меня, многие говорят душе моей: нет спасения ему в Боге его.

3 Но Ты, Господи, заступник мой, слава моя, и Ты возносишь главу мою.

4 Гласом моим я ко Господу воззвал, и Он услышал меня со святой горы Своей.

5 Я уснул и спал; пробудился, ибо Господь защитит меня.

6 Не убоюсь множеств людей, кругом нападающих на меня.

7 Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой, ибо Ты поразил всех враждующих против меня тщетно, зубы грешников Ты сокрушил.

8 От Господа спасение и к народу Твоему – благословение Твоё.

История написания

Трудности встречаются в жизни каждого, но жизнь царя Давида за 1000 лет до Рождества Христова была полна смертельно опасных испытаний. Родного сына царя Авессалома переманили на свою сторону предатели и враги. Этот удар был для Давида неожиданным, подкосил и без того больного царя. Ему пришлось бежать из города с небольшим количество верных людей, в то время как сын, заручившись поддержкой большей части войска, преследовал царя. В подписи к тексту псалма 3 указано, что именно об этом периоде жизни и писал Давид.

Молитва пропитана тоской и унынием, страхом за жизнь и искренней надеждой в поддержку и защиту Господа. Третий псалом относится и к псалмам-плачам, и к хвалебным песням. Если вначале описываются страдания Давида, то к концу молитва преображается, наполняется силой и твердой верой в силу Господа, в светлое будущее, которое обреет праведник.

Когда читать псалом 3?

Текст песни входит в состав Шестопсалмия, которое используется в православных вечерних службах. Разрешается читать псалом 3 на русском языке дома, но желательно вечером и в полумраке, например, при зажженных свечах перед иконами. Приглушенный свет здесь играет свою роль, олицетворяет смятение человека, оказавшегося на перепутье, молитвой он взывает к Господу, который дарует ему свет – путь к спасению.

Толкование

История, которая описывается в тексте песни, приведена во второй книге Царств, в главе 12. Псалом 3 отличается эмоционально насыщенным изложением, которое не просто повествует о событиях прошлого, но и описывает чувства царя Давида, силу его веры и преданности Богу.

Песни Псалтири состоят из стихов, разбор которых открывает общее толкование псалма 3:

  • Стих 1-3 – царь Давид говорит о своих горестях и врагах. Он был предан близкими людьми, большинство ополчилось на него, но он не оставлял веру, которую не все хотели признавать. Люди забыли о Боге, а потому перестали верить в то, что Давид Господом избран на царствование. И всё же царь не оставлял надежды и искал защиты только у Бога.
  • Стих 4-5 – просьбы и молитвы Давида были услышаны, Господь защищал и оберегал его беспрестанно. Печаль и скорбь лишали сил, но Бог был помощником, а вера — источником силы даже в трудные времена.
  • Стих 6 – дух Давида окреп, царь обрел уверенность в будущем, которую принесла ему надежда. Уповая на Господа, Давид перестал бояться врагов и расправы, здесь понимаются не только конкретные люди, но и все преграды, даже внутренняя борьба, которые встают на пути праведного.
  • Стих 7-8 – автор признает и восхваляет силу Господа. Давид возлагает надежду на свое спасение Богу, так как Он защищает весь свой народ, каждого верующего.

Толкование псалма 3 открывает главную мысль песни – даже в скорби и отчаянии нужно верить и надеяться в Господа, так как в нём единственное спасение человека.

Для чего читают Псалом 3? Каково толкование Псалма и что значат его стихи? Слушать онлайн или читать текст молитвы Псалом 3 на русском и церковнославянском языке вы можете у нас на сайте.

Псалом 3 на русском языке

1 Господи, почему умножились теснящие меня?

2 Многие восстают на меня, многие говорят душе моей: нет спасения ему в Боге его.

3 Но Ты, Господи, заступник мой, слава моя, и Ты возносишь главу мою.

4 Гласом моим я ко Господу воззвал, и Он услышал меня со святой горы Своей.

5 Я уснул и спал; пробудился, ибо Господь защитит меня.

6 Не убоюсь множеств людей, кругом нападающих на меня.

7 Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой, ибо Ты поразил всех враждующих против меня тщетно, зубы грешников Ты сокрушил.

8 От Господа спасение и к народу Твоему – благословение Твоё.

Псалом 3 на церковнославянском языке

1 Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя,

2 мнози глаголют души моей: несть спасения eму в Бозе eго.

3 Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою.

4 Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея.

5 Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя.

6 Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя.

7 Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе: зубы грешников сокрушил еси.

8 Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.

Псалом Давида о том, что только от Господа можно иметь спасение

Читать третий Псалом необходимо тем, кто находится в стесненных обстоятельствах. Особенно в тех случаях, когда они преданы близкими людьми. Давид бежал от своего сына Авессалома, потому что тот решил отобрать у Давида, отца своего, престол. Хотел царствовать вместо него. Предыстория тому, что Авессалом поступил так, большая. У него была сестра Фамарь, которая приходилась ему родной. Но у Давида были и другие жены, помимо их матери. И детей было много. Один из них, по имени Амнон, обесчестил Фамарь, но Давид не вынес ему жесткого приговора. Оттого Авессалом затаил обиду на Давида и решил отобрать у него царство. Давиду пришлось скрываться от собственного сына.

Он не желает сражаться с тем, кого когда-то баюкал на руках и укладывал спать. Это против его моральных устоев. Он с радостью отдал бы престол Авессалому, но незадолго до этого получил от Бога слово, что следующим правителем после него станет его самый младший сын Соломон. Что не будет правителя мудрее и богаче, чем Соломон. Авессалом же не столько хотел получить именно престол, сколько желал просто отомстить отцу за то, что тот не был достаточно строг в Амноном, который лишит его сестры девственности насильственным путем. Почему Давид так и не отважился наказать Амнона, до сих пор остается загадкой.

Детальное толкование

Третий Псалом Ветхого Завета можно поделить на 4 части:

  1. Давид сетует на то, что у него стало много врагов и тех, кто восстает на него (стихи 1-3).
  2. Давид уверен, что Бог в силе спасти его, Господь слышит его стенания (стихи 4-5).
  3. Давид знает, что Бог защищает его, поэтому он спокойно ложится спать, надеясь на своего Спасителя (стихи 6-7).
  4. Давид просит Господа заступиться за него и помочь поразить всех его врагов (стихи 8-9).

Деление условное, сделано для того, чтобы лучше понять значение Псалма и его основную мысль.

Часть 1 – Давид сокрушен по поводу того, что на него восстал собственный сын

Стих 1

Давид поет этот Псалом Богу, когда находится в бегах от своего сына Авессалома. Однако не нужно думать, что царь приходит к Богу только тогда, когда ему было плохо. Нет. В Библии очень много Псалмов, написанных им во времена, когда все у царя было хорошо. Давид в такие моменты своей жизни начинал благодарить Бога в песнях и прославлять Его. Делал он это еще с подросткового возраста, когда пас овец своего отца. Для него восхвалить Бога такое же привычное занятие, как вести баранов на пастбище и обратно.

Параллельные стихи из Писания:

  • 2 Цар 15:13 – к Давиду пришел вестник и сказал ему о том, что многие из его народа перешли на сторону Авессалома.
  • 2 Цар 17:22 – Давид вместе со своей семьей и подданными, которые остались ему верны, перешли реку Иордан к рассвету, чтобы не настиг их Авессалом и не убил всех тех, кто решил быть с Давидом до конца.

Стих 2

Давид осознал, что не все из его страны поддерживают и одобряют его. Нашлись те, кто захотел, чтобы правителем стал его сын Авессалом. Это стало для него ударом и предательством. Причем двойным, от подданных и от родного сына, который когда-то клялся ему в верности. Он никак не ожидал, что в его семье могут возникнуть такие разногласия.

Хотя Бог предупреждал его об этом. В то время, когда он согрешил с Вирсавией, своей нынешней женой. Он взял ее себе еще тогда, когда она была замужем за другим мужчиной. Что являлось большим грехом. Первый их совместный ребенок умер при родах и тогда Бог возвестил Давиду, что в его семье грядут распри и ссоры. С того времени прошло много лет. И вот слово Господа исполнилось в его жизни. Бог держит свое слово. Ничего, из сказанного Им, не остается тщетным, но обязательно исполняется.

Параллельных стихов из Писания нет.

Стих 3

Многие из тех, кто перешел на сторону его сына, уверены, что в скором времени сокрушат Давида и посадят на престол Авессалома. Они полагают, что это произойдет быстро, потому что Авессалом молод, силен и имеет поддержку при дворе. Смеются над Давидом и ждут его скорейшего поражения и смерти.

Параллельных стихов из Писания нет.

Часть 2 – В каком бы бедственном положении Давид ни находился, он уповает на Господа

Стих 4

Давид называет Бога своим щитом и славой. Щитом, потому считает, что Бог ограждает его от неприятностей и спасает от смерти. Никакое оружие не коснется Давида, потому что сам Господь является его щитом. Славой, потому что когда Давид одержит победу над своими предателями, это прославит его, но всю благодарность он воздаст Богу. Давид никогда не говорил, что всего он добился только собственными силами. Если бы не Бог, то не быть бы ему царем. Ведь именно Господь отправил своего пророка помазать Давида на царствование, когда тот был еще подростком и ничего не понимал.

Параллельных стихов из Писания нет

Стих 5

Давид уверен, что когда он взывает к Господу, что Тот слышит его и помогает царю. Даже находясь на Святой горе. Местонахождение Бога описано тут не в прямом смысле, потому что Господь не может находиться только в каком-то одном месте. Он вездесущ. Он везде сразу. Его личность невозможно объять и уж тем более поместить только в какую-то одну область вселенной.

Параллельных стихов из Писания нет.

Часть 3 – Давид не боится восставшего на него народа, потому что уповает на Господа

Стих 6

Давид спокойно ложится спать и говорит Богу, что надеется на то, что Тот защити его во время сна. Что не будет нападения посреди ночи, потому что сам Бог будет защищать царя, его семью и весь народ, который отправился с ним.

Параллельных стихов из Писания нет

Стих 7

Со всех сторон на Давида ополчился народ, который считает, что он был несправедлив по отношению к Авессалому и слишком мягок к Амнону. Но сам Давид не видит в своем поведении несправедливости. Царь не боится протестующих и всех тек, кто принял сторону его сына. Он любит своего отпрыска и не желает ему плохого. Поэтому и сбежал, чтобы не сражаться на мечах с тем, кого сам же произвел на свет.

Параллельный стих из Писания:

  • ПС 26:3 – Давид говорит Богу, что если на него ополчится все войско, которое есть у в царстве, он не убоится его, потому что полностью доверяет Богу свою жизнь и знает, что Всевышний не позволит его умереть не в свое время.

Часть 4 – Давид призывает Бога поспешить к нему на помощь

Стих 8

Давид, несмотря на свое доверие Богу, все равно просит его помочь ему как можно скорее, потому что находится в стесненных обстоятельствах. Во время отхода с ним находится его жена Вирсавия и совсем еще маленький сын Соломон, который впоследствии сядет на царство. Побег очень сложен для всего его народа и не все города принимают царя. Но есть провинции, которые с радостью распахивают для Давида свои ворота, кормят их и помогают всем, чем могут, потому что принимают сторону своего правителя и считают, что лучшего им не сыскать.

Параллельных стихов из Писания нет

Стих 9

Давид уверен, что Бог благословляет весь его народ, который остался с ним и не перешел на сторону Авессалома. Он уверен, что только от Господа придет к нему спасение. Он не уповает на собственные силы, хотя за все время своего царствования победил много врагов, одержал в войнах много побед. Но в данной ситуации против него восстал его собственный сын. Он не хотел быть детоубийцей, поэтому полностью доверился Богу в надежде на то, что Господь все сделает так, как должно быть.

Параллельных стихов из Писания нет.

Краткое толкование

Истолковать третий Псалом коротко можно так:

  • Давид, убегая от преследования своего сына Авессалома, который хочет занять его престол, молится Богу.
  • Много стало тех, кто противится Давиду и восстает против него.
  • Они говорят ему, что Бог не поможет ему и победа обязательно будет за Авессаломом, потому что тот молод, красив и силен. Он больше всех из его сыновей достоин царствовать еще и потому, что является старшим сыном.
  • Но Бог идет перед Давидом как щит, чтобы обезопасить его от его же врагов, защитить и не дать случиться беде. Бог сам возносит Давида высоко, потому что сам выбрал когда-то его царем для этого мятежного народа.
  • Бог слышит каждое слово своего помазанника, знает его мысли и то, что творится в сердце у Давида. Он все держит в своих руках и в нужное время обязательно выведет Давида из этой непростой ситуации.
  • Давид спокойно ложиться спать в надежде на то, что Бог будет охранять его сон и не даст его недругам неожиданно напасть на его семью и всех подданных неожиданно ночь.
  • Давид не боится народа, потому что его защищает Тот, кто сильнее любой человеческой силы на земле.
  • Царь просит Господа восстать и сокрушить всех его предателей. Сокрушить их так, чтобы они уже не смогли больше восставать против собственного царя.
  • Бог благословляет тех, кто остался верен Давиду. Только от него они ждут спасения и избавления. Верят, что скоро вернуться в свои дома и продолжать вести прежнюю жизнь, которая была у них до бегства и всех этих серьезных политических проблем.

Третий Псалом состоит из 9 стихов и 13 предложений. Находится на странице 569 Библии синодального перевода. Исполнил третий Псалом царь Давид.

СОДЕРЖАНИЕ

Псалтирь на всякую потребу, составленная по советам и наставлениям святых отцов

Псалмы, выражающие чувствования верующих

Псалмы и их главная мысль

§ Псалтирь как требник

Чтение Псалтири в различных случаях

Предметный указатель псалмов

Псалмы, употребляемые на Богослужениях

Если хочешь кого исправить от недостатков (Св.прав.Иоанн Кронштадский)

Псалмы поются уже 3000 лет…

Молитвы перед началом чтения Псалтири

Псалтирь на Церковно-Славянском языке

§ Архиепископ Ириней (Клементьевский Иоанн Андреевич)

Биография Архиепископа Иринея (его Толкование Псалтири представлены на этом сайте в формате PDF)

Биография в графическом формате (Русский биографический словарь)

§ Псалтирь

§ Кафиcма 1

Псалом 1

Псалом 2

Псалом 3

Псалом 4

Псалом 5

Псалом 6

Псалом 7

Псалом 8

По 1-й кафисме

§ Кафисма 2

Псалом 9

Псалом 10

Псалом 11

Псалом 12

Псалом 13

Псалом 14

Псалом 15

Псалом 16

По 2-й кафисме

§ Кафисма 3

Псалом 17

Псалом 18

Псалом 19

Псалом 20

Псалом 21

Псалом 22

Псалом 23

По 3-й кафисме

§ Кафисма 4

Псалом 24

Псалом 25

Псалом 26

Псалом 27

Псалом 28

Псалом 29

Псалом 30

Псалом 31

По 4-й кафисме

§ Кафисма 5

Псалом 32

Псалом 33

Псалом 34

Псалом 35

Псалом 36

По 5-й кафисме

§ Кафисма 6

Псалом 37

Псалом 38

Псалом 39

Псалом 40

Псалом 41

Псалом 42

Псалом 43

Псалом 44

Псалом 45

По 6-й кафисме

§ Кафисма 7

Псалом 46

Псалом 47

Псалом 48

Псалом 49

Псалом 50

Псалом 51

Псалом 52

Псалом 53

Псалом 54

По 7-й кафисме

§ Кафисма 8

Псалом 55

Псалом 56

Псалом 57

Псалом 58

Псалом 59

Псалом 60

Псалом 61

Псалом 62

Псалом 63

По 8-й кафисме

§ Кафисма 9

Псалом 64

Псалом 65

Псалом 66

Псалом 67

Псалом 68

Псалом 69

По 9-й кафисме

§ Кафисма 10

Псалом 70

Псалом 71

Псалом 72

Псалом 73

Псалом 74

Псалом 75

Псалом 76

По 10-й кафисме

§ Кафисма 11

Псалом 77

Псалом 78

Псалом 79

Псалом 80

Псалом 81

Псалом 82

Псалом 83

Псалом 84

По 11-й кафисме

§ Кафисма 12

Псалом 85

Псалом 86

Псалом 87

Псалом 88

Псалом 89

Псалом 90

По 12-й кафисме

§ Кафисма 13

Псалом 91

Псалом 92

Псалом 93

Псалом 94

Псалом 95

Псалом 96

Псалом 97

Псалом 98

Псалом 99

Псалом 100

По 13-й кафисме

§ Кафисма 14

Псалом 101

Псалом 102

Псалом 103

Псалом 104

По 14-й кафисме

§ Кафисма 15

Псалом 105

Псалом 106

Псалом 107

Псалом 108

По 15-й кафисме

§ Кафисма 16

Псалом 109

Псалом 110

Псалом 111

Псалом 112

Псалом 113

Псалом 114

Псалом 115

Псалом 116

Псалом 117

По 16-й кафисме

§ Кафисма 17

Псалом 118

По 17-й кафисме

§ Кафисма 18

Псалом 119

Псалом 120

Псалом 121

Псалом 122

Псалом 123

Псалом 124

Псалом 125

Псалом 126

Псалом 127

Псалом 128

Псалом 129

Псалом 130

Псалом 131

Псалом 132

Псалом 133

По 18-й кафисме

§ Кафисма 19

Псалом 134

Псалом 135

Псалом 136

Псалом 137

Псалом 138

Псалом 139

Псалом 140

Псалом 141

Псалом 142

По 19-й кафисме

§ Кафисма 20

Псалом 143

Псалом 144

Псалом 145

Псалом 146

Псалом 147

Псалом 148

Псалом 149

Псалом 150

Псалом 151

По 20-й кафисме

Молитвы по прочтении нескольких кафисм или всей псалтири

Псалтирь — учебник молитвы

Шрифт

Псалти́рь, Псалты́рь (церк.-слав. ѱалти́рь; от греч. ψαλτήριον, по названию музыкального инструмента псалтерия) — библейская книга Ветхого Завета, состоящая из 150 или 151 (в православных греческом и славянском вариантах Библии) песен (псалмов, греч. ψαλμός), излагающих благочестивые излияния восторженного сердца верующего при разных жизненных испытаниях.

Словом «Псалтирь» также называются отдельные издания Псалтири, предназначенные для использования в христианском богослужении.

Псалтирь состоит из 20 кафизм, а одна кафизма из 3 Слав (3 частей). Кафизмы разные по размеру, в них входят от 1 до 15 псалмов. В Библии обычно нет разделения по кафизмам и Славам, но в богослужебном варианте книги, а также в молитвословах для домашнего (келейного) чтения Псалтири такое деление используется.

Псалмы — это хвалебные песнопения, молитвенные прошения. Их читают или поют. Псалтирь одна из наиболее используемых книг многими православными христианами.

Более того, в первые века по Рождестве Христовом многие христиане знали Псалтирь наизусть. Например, святитель Геннадий Константинопольский не рукополагал никого в пресвитеры, если тот не знал всю Псалтирь наизусть, считая, что человек еще не готов к служению.

Нумерация псалмов

Греческая Масоретская
1…8
10
10…112 11…113
113 114
115
114 116
115
116…145 117…146
146 147
147
148…150
(151)

Разбиение текста на псалмы (и, следовательно, их нумерация) различается в иудейском (так называемом масоретском) тексте Библии и в древнегреческом «переводе 70 толковников» (Септуагинте).

Православная церковь использует переводы, основанные на Септуагинте, и, соответственно, греческую нумерацию псалмов.

Септуагинта (и, соответственно, православная Псалтирь) содержит также 151-й псалом, который, впрочем, не входит ни в одну из кафизм (см. ниже) и при богослужении не читается.

В большинстве российских изданий Библии обычно используется греческая нумерация (о чём всегда необходимо помнить при переводах и сравнении текстов), иногда двойная.

Содержание и структура

Два вступительных псалма задают тон всей книге, все псалмы сложены по правилам еврейской поэзии и часто достигают изумительной красоты и силы. Поэтическая форма и метрическая организация Псалтири основана на синтаксическом параллелизме. Он объединяет или синонимические вариации одной и той же мысли, или общую мысль и её конкретизацию, или две противоположные мысли, или, наконец, два высказывания, находящиеся в отношении восходящей градации.

По содержанию среди текстов Псалтири различаются жанровые разновидности: наряду с прославлением Бога встречаются мольбы (6, 50), проникновенные жалобы (43, 101) и проклятия (57, 108), исторические обзоры (105) и даже брачная песнь (44, ср. «Песнь песней»). Некоторые псалмы отличаются философски медитативным характером, например 8-й, содержащий теологические размышления о величии человека. Однако Псалтыри как целостной книге присуще единство жизневосприятия, общность религиозных тем и мотивов: обращенность человека (или народа) к Богу как личностной силе, неотступному наблюдателю и слушателю, испытующему глубины человеческого сердца. Псалмы как литературный жанр находятся в русле общего развития ближневосточной лирики, но выделяются своим резко личностным характером.

Упоминание имён в надписаниях псалмов, например, לְדָוִד (ле-Давид) может означать не только указание на автора (что псалом написан Давидом), но и то, что псалом посвящён Давиду или то, что в нём идёт речь о Давиде; и в некоторых случаях эти смысловые значения трудно разграничить. Некоторые надписания такого рода отсутствуют в масоретском тексте, но имеются в Септуагинте, являясь отражением александрийской традиции. Особое место занимает надписание לַמְנַצֵּחַ (Ла-менаццеах).

Это слово происходит от корня «вечность» и передаётся в славянской Библии как «В конец» (греч. Εἰς τὸ τέλος). По утвердившемуся мнению, однако, слово מְנַצֵּח здесь означает руководителя хора (дирижёра, регента). В соответствии с этим в Синодальном переводе имеем «Начальнику хора». Предполагается, что псалмы с таким надписанием были предназначены для передачи начальнику хора левитов при храме для разучивания; в некоторых из них содержатся дополнительные указания о порядке исполнения.

Традиционно автором Псалтири считают царя Давида, хотя на многих псалмах очевидны следы позднейшего происхождения: времён плена вавилонского и ещё позже. В самом тексте книги для некоторых псалмов прямо указаны иные авторы: главный псалмопевец Давида Асаф (см. 1Пар. 16:5), храмовые привратники сыны Кореевы (Кораха) (1Пар. 9:19), Моисей и др. В Талмуде (Бава Батра, 14б) в числе авторов, кроме Давида, упомянуты Адам, Мелхиседек, Авраам, Моисей, Асаф, Еман, Идифун и сыны Кореевы. Классический еврейский комментатор Раши насчитывает в начале своего комментария к Псалмам десять авторов.

Вернее всего, Псалтирь вырастала постепенно, как всякий продукт коллективного творчества, и в канон еврейских священных книг вошла сравнительно поздно, после строгой обработки и редакции.

Подробнее рассмотрим основного автора пророка и царя Давида.

Пророк Давид.

Святой царь и пророк Давид был восьмым, последним сыном старейшины города Вифлеема. В отроческом возрасте Давид пас стада отца. В часы досуга он упражнялся в пении и игре на гуслях. Данную от Бога способность к этому искусству он обратил на служение Богу: воспевал премудрость и благость Царя Небесного.

В 18 лет он прославился и заслужил всеобщую любовь народа. На землю Израилеву напали филистимляне. Великан Голиаф вызывал на поединок израильтянина. Давид, принес-ший на поле брани еду братьям-воинам, без оружия победил Голиафа: камень, метко пущенный из пращи Давидом, ударил в лоб великана с такой силой, что Голиаф упал и не встал. Обрадованный Саул, царь Израиля, поставил Давида тысяченачальником. И в этой должности Давид поступал во всех делах благоразумно, чем и заслужил еще большую любовь народа.

Саул знал от пророка, что Господь отвергает от него царство и отдает другому. В Давиде он видел своего преемника, и это его раздражало. Поэтому Саул стал искать смерти Давида. До самой своей смерти царь преследовал Давида, но Бог спасал своего избранника.

После смерти Саула Давид стал царем Израильского государства. Мудро управлял страной новый царь. Он заботился об угождении Богу и пользе народной. Израиль становился могущественным государством. Свой дар песнопевца он употреблял для воспитания в своем народе духа веры и благочестия, любви к отечеству и других добродетелей.

В царствование Давида была построена новая столица Израиля – Иерусалим (т.е. город мира), которая быстро расцвела пышно и богато, и впоследствии Иерусалим сделался знаменитым городом во всем свете.

В годы испытаний, с особым рассуждением вникая в пути Промысла, он изливал перед Богом глубокую скорбь свою и просил Его помощи. При этом нередко от изображения собственных страданий гонимый псалмопевец в пророческом духе переносился в песнопениях своих в отдаленное будущее и созерцал страдания Христа, Спасителя мира. Бого-вдохновенные повествования Давида впоследствии собраны были в одну Книгу Псалмов, или Псалтирь.

Богослужебное использование

В православной Церкви (в византийском обряде) многие псалмы закреплены за отдельными богослужениями суточного круга и, таким образом, прочитываются ежедневно (согласно уставу).

Так, каждая вечерня начинается Псалмом 103, после Великой ектении следует рядовая кафизма, а затем читаются или поются псалмы 140, 141, 129, 116 (так называемые «Господи, воззвах»), завершаться вечерня должна непременным 33-м псалмом.

В начале утрени читается Шестопсалмие — псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142, после великой ектении положено две (а в Великом посту — три кафизмы), перед чтением канона должен читаться псалом 50. Полиелей представляет собой пение 134-го и 135-го псалмов (в некоторые великопостные дни добавляется и 136-й псалом), в конце утрени — псалмы 148—150 (хвалитны или хвалитные псалмы), и т. д.

Псалмы составляют бо́льшую часть Часов, Междочасий, Повечерия и Полунощницы. Псалмы используются также на Литургии, молебнах и в других таинствах и обрядах. В одних случаях (например, псалом 50 или псалмы на часах) читается только сам псалом, в других (как, например, воззвахи, или хвалитны) стихи псалма чередуются с песнопениями церковных авторов — стихирами.

В состав заупокойных богослужений входят «Непорочны» — 118-й псалом, хотя на практике этот огромный псалом читается полностью только на парастасе, накануне родительских суббот.

Кроме этого, по древней монашеской традиции, вся Псалтирь прочитывается подряд в течение одной недели. Для этих целей книга была поделена на 20 разделов (кафизм или, по-церковнославянски, кафисм), каждая из которых, в свою очередь, делится на три части (статии или славы, названные так по славословию, которое в этом месте читается). Число псалмов, входящих в кафизму, различно, в среднем от 6 до 9. Обычно на вечерне прочитывается одна кафизма, а на утрени — две. В некоторые периоды года действует более строгое правило: на вечерне читается одна и та же кафизма (18-я), а на утрени — три кафизмы. В Великий пост кафизмы читаются также и на часах, таким образом, в течение недели Псалтирь прочитывается два раза (впрочем, на практике это всё соблюдается только в монастырях и храмах, строго придерживающихся устава, а также у старообрядцев).

Та же Псалтирь, поделённая на кафизмы, используется и для частной (келейной) молитвы. Для этого в Псалтири помещены специальные молитвы, читаемые до и после каждой кафизмы; также распространена практика на славах поминать живых и усопших.

Псалтирь в качестве отдельной книги

В христианстве Псалтирь является одной из наиболее популярных, а по некоторым мнениям — самой важной книгой Ветхого завета, и часто издаётся отдельно или вместе с Новым заветом.

Псалтирь у славян

Входя в состав каждого, даже самого краткого чина богослужения, Псалтирь была переведена на славянский язык, по словам летописей, ещё свв. Кириллом и Мефодием. Древнейшие сохранившиеся славянские рукописи Псалтири относятся к XI веку (древнейшая глаголическая «Синайская псалтирь», а также несколько кириллических рукописей). Впервые славянская Псалтирь была напечатана в 1495 году в Черногории (см. статью «Сербуля»); часто встречающиеся упоминания о краковском издании 1491 года (первопечатник Швайпольт Фиоль) на самом деле относятся не к Псалтири, а к Часослову, хотя и нестандартного по нынешним понятиям состава.

Псалтирь на Руси

На Руси Псалтирь обычно была последней, «высшей» книгой для обучения грамоте (после букваря и Часослова) не только среди священнослужителей, но и лиц светских. Она оказала громадное влияние на древнюю письменность: летописи, сочинения Феодосия Печерского, митр. Иллариона, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского, Владимира Мономаха полны ссылок на псалмы и разными местами и изречениями из Псалтири; многие фразы из Псалтири вошли в пословицы и поговорки (например, пословица «Не рой яму другому, сам в неё попадёшь» является упрощённым переложением шестнадцатого стиха седьмого псалма).

В XVI—XVII веках появился ряд изданий библейских книг, редакторы которых стремились к большей их «понятности» и таким образом способствовали формированию русского литературного языка. Изданная в Праге в 1517 — 19 гг. Псалтирь Ф. Скорины была напечатана ещё «словенским языком» (то есть церковнославянским), в то время как другие священные книги, вошедшие в «Русскую Библию», напечатаны «русским языком». Начиная же с середины XVII в. в Московской Руси на «простом языке» появляются и Псалтири; филологи объясняют эту тенденцию выраженным в то время культурным влиянием Юго-Западной Руси на Московскую Русь. В Москве в 1683 г. попытку передать Псалтирь «на простом, обыклом словенском языке» осуществил Аврамий Фирсов, «ради истиныя ведомости и уверения неразумных и простых людей».

Свою переводческую деятельность Фирсов рассматривал как просветительское служение «на славу и честь святому имени Божию и всем людем во общую ползу». Иерархи

РПЦ сурово осудили лингвистический эксперимент Аврамия Фирсова. Патриарх Иоаким «указал той книге быть в ризной казне, а без указу смотрит давать не велено никому». При жизни Фирсова Псалтирь в его переводе так и не была издана.

Толковая Псалтирь

В некоторых изданиях Псалтири помещены краткие богословские истолкования псалмов. Такая Псалтирь называется толковой. Из древних толкований Псалтири известны: Иоанна Златоуста, Амвросия, Августина, Феодорита Кирского, Евфимия Зигабена; из новых — Толюка, Эвальда; в русской литературе — епископа Феофана, протоиерея Вишнякова и других.

Толкования Псалтири (как богословские, так и лексические, источниковедческие, страноведческие и др.) входят в так называемые толковые Библии; на русском наиболее известны такие толкования в сборнике (разных комментаторов), распространённом под названием «Толковая Библия Лопухина» (1904—1913).

Следованная Псалтирь

Псалтирь послужила первоисточником большей части вечерних и утренних молитв, вместе с которыми, а также с Часословом, известна под названием «Следованной Псалтири» или «Псалтири с восследованием». В 1545 году она была издана в Сербии (см. в статье «Сербуля») и в таком виде была одной из наиболее часто издававшихся славянских книг, причём в неё постепенно входили и другие добавления с целью сосредоточить в одном месте все необходимые тексты для богослужения.

Различные издания Следованной Псалтыри отличаются между собой по содержанию. Издание «Следованной Псалтири» 1993 года напечатано в двух томах и включает в себя, первый том: молитвы перед началом чтения Псалтири, псалмы, распределенные на 20 кафизм, тропари и молитвы по кафизмах, молитвы по совершению нескольких кафизм или всей Псалтири, устав о пении Псалтыри в течение года, последование по исходе души от тела, служба с акафистом Иисусу сладчайшему, служба воскресная 6-го гласа, служба общая во вся дни Господу, служба с акафистом Богородице, канон молебный Богородице, канон молебный Ангелу Хранителю, канон молебный Ангелу Хранителю (иный), служба в понедельник — Бесплотным, служба во вторник — Предтече, служба в среду Богородице Одигидрии, служба в четверток — апостолам и святителю Николаю, служба в пяток — Кресту, служба в субботу — всем святым, молитвы утренние, молитвы на сон грядущим, последование ко Святому Причащению, молитвы по Святом Причащении; второй том: полунощница вседневная, полунощноица субботняя, полунощница воскресная, утреня, песни Священного Писания, псалмы избранные, первый час, междочасие первого часа, третий час, междочасие третьего часа, шестой час, междочасие шестого часа, изобразительны, чин о панагии, девятый час, междочасие девятого часа, вечерня, повечерие великое, повечерие малое, отпустительные воскресные тропари восьми гласов, тропари воскресные по непорочных, тропари субботние по непорочных, отпустительные тропари седмичные, отпустительные Богородичны, отпустительные тропари Триоди, тропари и кондаки общие, устав об отпустительных тропарях и кондаках, о знамениях (знаках) праздников, месяцеслов, тропари и кондаки на разные случаи, пасхальная таблица, словарь церковнославянских терминов.

Необходмо напомнить так же и о том, что при чтении Псалтири переведенной в Библии и Богослужебной тексты немного отличаются друг от друга. Связано это с тем, что Библия переводилась на русский язык с еврейского, а богослужение с греческого языка на церковно-славянский.

В православной Церкви (в византийском обиходе) многие псалмы закреплены за отдельными богослужениями суточного круга и, таким образом, прочитываются ежедневно (по крайней мере, должны прочитываться согласно уставу). Так, на каждой вечерне читаются или поются псалмы 140, 141, 129, 116 (так называемые «Господи, воззвах»), завершаться вечерня должна непременным 33-м псалмом. В начале утрени читается Шестопсалмие — псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142, на утрени перед чтением канона должен читаться псалом 50, полиелей представляет собой пение 134-го и 135-го псалмов, в конце утрени — псалмы 148—150 (хвалитны или хвалитные псалмы), и т. д. В состав заупокойных богослужений входят «Непорочны» — 118-й псалом, хотя на практике этот огромный псалом читается полностью только на парастасе, накануне родительских суббот. В одних случаях (например, псалом 50 или псалмы на часах) читается только сам псалом, в других (как, например, воззвахи, или хвалитны) стихи псалма чередуются с песнопениями церковных авторов — стихирами.

Кроме этого, по древней монашеской традиции, вся Псалтирь прочитывается подряд в течение одной недели. Для этих целей псалтирь была поделена на 20 разделов (кафизм или, по-церковнославянски, кафисм), каждая из которых, в свою очередь, делится на три части (статии или славы, названные так по славословию, которое в этом месте читается). Число псалмов, входящих в кафизму, очень различно, в среднем от 6 до 9. Обычно на вечерне прочитывается одна кафизма, а на утрени — две. В некоторые периоды года действует более строгое правило: на вечерне читается одна и та же кафизма (18-я), а на утрени — три кафизмы. В Великий пост кафизмы читаются также и на часах, таким образом, в течение недели Псалтирь прочитывается два раза.

Самое подробное описание: молитва царю небесный на церковно славянском — для наших читателей и подписчиков.

Молитвы на церковнославянском языке с переводом

Просмотр и чтение молитв на церковнославянском языке очень эстетичны по смыслу и очень полезны при его изучении. Просматривая ежедневно эти краткие богослужебные тексты вы быстро и в непринужденной манере привыкните к основным словам и буквам этого языка, — являющегося сокровищницей русского духа и мостом во времени к самым настоящим и истинно русским истокам.

Во и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Молитва мытаря

Бо́же, ми́лостив бу́ди мне гре́шному. (Поклон)

Молитва предначинательная

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.

Молитва Святому Духу

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

Молитва Пресвятой Троице

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

Молитва Господня

Отче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Символ веры

  1. Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́ Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. mp3
  2. И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век. Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. mp3
  3. Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася. mp3
  4. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна. mp3
  5. И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. mp3
  6. И возше́дшаго на Небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. mp3
  7. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. mp3
  8. И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щего, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. mp3
  9. Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. mp3
  10. Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в. mp3
  11. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, mp3
  12. и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь. mp3

Песнь Пресвятой Богородице

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших.

Материал создан: 28.12.2015

комментарии к статье

Основные племена участвовавшие в формировании русского народа

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее.

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее.

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее.

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее.

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее.

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее.

>Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Молитва Царю Небесный, текст

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же добавляйтесь на канал в ютубе Молитвы и иконы. «Храни Вас Господь!».

Текст молитвы Царю Небесному воспевает одну из ипостасей нашего Господа. К сожалению, так сложилось, что верующие люди очень редко воспевают о Святом Духе, в отличие от всех других Лиц Святой Троицы. Все это, потому, что знания людей основаны на писаниях Евангелие, которые высветлены в Ветхом Завете, где выражение Святого Духа встречается трижды. Два раза в книге пророка Исаии и один раз в 50 псалмах.

Еще одним характерным фактом отличия иудейской от христианской веры является понимание и толкование существа Духа Святого. В первой Дух — это не личность, свойство Бога Отца, то есть совокупность его Дыхания и Силы.

Молитва Царю Небесному Утешителю

В Евангелие о Царе Небесном упоминается уже чаще. Наверное, каждый христианин знает, что Дух пришел к спасителю во время великого Крещения. Также он приходил к апостолам, когда они шли на проповедь. Именно поэтому в текстах молитв Царю Небесному слушать приходится не привычный припев «возрадуйся» или «радуйся», а слово «приди», которое призывает третье лицо Святой Троицы.

Очень часто христианин не может себе представить образ Бога, который состоит из трех лиц, но в то же время является Нераздельным и Единосущным. Тем не менее, на этой догме строится все православное христианское вероучение.

Для наглядности священнослужители советуют сравнивать Святую троицу с образом земной женщины, которая также может пребывать сразу в нескольких лицах:

Также само Господь совмещает в себе три сущности.

Читать акафист или молитву принято на русском языке. Но также есть тексты молитвы на английском языке, слушать которые принято в такие дни:

  • праздник Святой Троицы — празднуется на 50 день после празднования Пасхи;
  • день Духа Святого — понедельник после празднования Великой Троицы.

Текст молитвы следующий:

и очисти ны от всякия скверны,

и спаси, Блаже, души наша.

Пусть хранит Вас Господь!

Смотрите видео православной молитвы Царю Небесный:

Царю Небесный

Царю́ Небе́сный – сокращенное название молитвы Святому Духу, которая начинается словами: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины…» От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается тропарь Пасхи «Христос воскресе…», а от Вознесения до Дня Святой Троицы она не читается.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Душе – дух. Иже – который. Сый – сущий, пребывающий. Вся исполняяй – всё наполняющий. Сокровище – хранилище, источник. Благих – добрых. Вселися в ны – вселись в нас. Скверна – грех.

Перевод: Царь Небесный, Утешитель (Советник, Наставник), Дух истины, везде сущий (находящийся) и все наполняющий (присутствием Своим), Сокровище благ и Податель жизни, прииди и поселись в нас, очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши.

В этой молитве мы молимся Святому Духу, третьему Лицу Святой Троицы. Мы называем в ней Духа Святого Царем Небесным, потому что Он, как истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну, невидимо царствует над нами, владеет нами и всем миром.

Называем его Утешителем, потому что Он утешает нас в наших скорбях и несчастиях.

Называем Его Духом истины (так назвал Его Сам Спаситель), потому что Он, как Дух Святой, научает всех только одной истине, правде, только тому, что для нас полезно и служит к нашему спасению. Он Бог, и Он везде находится и все Собою наполняет: Иже везде сый и вся исполняяй.

Он, как управляющий всем миром, все видит и, где что нужно, дает. Он есть сокровище благих, то есть хранитель всех благодеяний, источник всего хорошего, что только нужно иметь.

Мы называем Духа Святого – жизни Подателем, потому что все в мире живет и движется Духом Святым, то есть все от Него получает жизнь, и особенно люди получают от Него духовную, святую и вечную жизнь за гробом, очищаясь чрез Него от своих грехов.

Мы обращаемся к Нему с просьбой: «Приди и поселись в нас», то есть постоянно пребывай в нас, как в своем храме, очисти нас от всякой скверны, то есть греха, сделай нас святыми, достойными Твоего в нас пребывания, и Спаси, Добрый Источник высшего добра, наши души от грехов и через это даруй нам Царство Небесное.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Краткое утреннее молитвенное правило на церковнославянском

В этом разделе представлено краткое утреннее молитвенное правило на старославянском языке, выполненное современным шрифтом, которое подходит для начинающих мирян.

  • Краткое молитвенное правило
    • Молитва предначинательная
    • Святому Духу
    • Трисвятое
    • Господня (Отче наш)
    • Песнь Пресвятой Богородице
    • Ко Пресвятой Троице
    • Псалом 50
    • Символ веры
    • Молитва 1-я, святого Макария Великого
    • Молитва 3-я, того же святого
    • Молитва 9-я, к Ангелу-хранителю
    • Молитва 10-я, ко Пресвятой Богородице
    • Молитвенное призывание святого, имя которого носишь
    • О живых (краткая)
    • Об усопших (краткая)

Краткое утреннее молитвенное правило:

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твое́я Ма́тере и всех святы́х, поми́луй нас.

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х!

Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́.

Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь;

и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим;

и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю;

благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших.

Молитва ко Пресвятой Троице

От сна воста́в, благодарю́ Тя, Свята́я Тро́ице, я́ко мно́гия ра́ди Твоея́ бла́гости и долготерпе́ния не прогне́вался еси́ на мя, лени́ваго и гре́шнаго, ниже́ погуби́л мя еси́ со беззако́ньми мои́ми;

но человеколю́бствовал еси́ обы́чно и в неча́янии лежа́щаго воздви́гл мя еси́, во е́же у́треневати и славосло́вити держа́ву Твою́.

И ны́не просвети́ мои́ о́чи мы́сленныя, отве́рзи моя́ уста́ поуча́тися словесе́м Твои́м, и разуме́ти за́поведи Твоя́, и твори́ти во́лю Твою́,

и пе́ти Тя во исповеда́нии серде́чнем, и воспева́ти всесвято́е и́мя Твое́, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.

Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́.

Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя;

яко беззако́ние мое́ аз зна́ю, и грех мой пре́до мно́ю есть вы́ну.

Тебе́ Еди́ному согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х, и победи́ши внегда́ суди́ти Ти.

Се бо, в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́.

Се бо, и́стину возлюби́л еси́;

безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́.

Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся;

омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся.

Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие;

возра́дуются ко́сти смире́нныя.

Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х и вся беззако́ния моя́ очи́сти.

Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й.

Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́.

Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твое́го и Ду́хом влады́чним утверди́ мя.

Научу́ беззако́ныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся.

Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́;

возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й.

Го́споди, устне́ мои отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́.

Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо: всесожже́ния не благоволи́ши.

Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н;

се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т.

Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския.

Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая;

тогда́ возложа́т на oлта́рь Твой тельцы́.

Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым.

И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век;

Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша.

Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася.

Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна.

И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием.

И возше́дшаго на небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́.

И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́.

И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки.

Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь.

Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в.

Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, и жи́зни бу́дущаго ве́ка.

Молитва 1-я, святого Макария Великого

Бо́же, очи́сти мя гре́шнаго, я́ко николи́же сотвори́х благо́е пред Тобо́ю;

но изба́ви мя от лука́ваго, и да бу́дет во мне во́ля Твоя́, да неосужде́нно отве́рзу уста́ моя́ недосто́йная и восхвалю́ и́мя Твое́ свято́е, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

Молитва 3-я, того же святого

К Тебе́, Влады́ко Человеколю́бче, от сна воста́в прибега́ю, и на дела́ Твоя́ подвиза́юся милосе́рдием Твои́м, и молю́ся Тебе́:

помози́ ми на вся́кое вре́мя, во вся́кой ве́щи, и изба́ви мя от вся́кия мирски́я злы́я ве́щи и диа́вольскаго поспеше́ния, и спаси́ мя, и введи́ в Ца́рство Твое́ ве́чное.

Ты бо еси́ мой Сотвори́тель и вся́кому бла́гу Промы́сленник и Пода́тель, о Тебе́ же все упова́ние мое́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ю, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

Молитва 9-я, к Ангелу-хранителю

Святы́й А́нгеле, предстоя́й окая́нной мое́й души́ и стра́стной мое́й жи́зни, не оста́ви мене́ гре́шнаго, ниже́ отступи́ от мене́ за невоздержа́ние мое́.

Не да́ждь ме́ста лука́вому де́мону облада́ти мно́ю, наси́льством сме́ртнаго сего́ телесе́;

укрепи́ бе́дствующую и худу́ю мою́ ру́ку и наста́ви мя на путь спасе́ния.

Ей, святы́й А́нгеле Бо́жий, храни́телю и покрови́телю окая́нныя моея́ души́ и те́ла, вся мне прости́, ели́кими тя оскорби́х во вся дни живота́ моего́,

и а́ще что согреши́х в преше́дшую нощь сию́, покры́й мя в настоя́щий день, и сохрани́ мя от вся́каго искуше́ния проти́внаго, да ни в ко́ем гресе́ прогне́ваю Бо́га, и моли́ся за мя ко Го́споду, да утверди́т мя в стра́се Свое́м, и досто́йна пока́жет мя раба́ Своея́ бла́гости.

Молитва 10-я, ко Пресвятой Богородице

Пресвята́я Влады́чице моя́ Богоро́дице, святы́ми Твои́ми и всеси́льными мольба́ми отжени́ от мене́, смире́ннаго и окая́ннаго раба́ Твоего́, уны́ние, забве́ние, неразу́мие, нераде́ние, и вся скве́рная, лука́вая и ху́льная помышле́ния от окая́ннаго моего́ се́рдца и от помраче́ннаго ума́ моего́;

и погаси́ пла́мень страсте́й мои́х, я́ко нищ есмь и окая́нен.

И изба́ви мя от мно́гих и лю́тых воспомина́ний и предприя́тий, и от всех действ злых свободи́ мя.

Я́ко благослове́на еси́ от всех родо́в, и сла́вится пречестно́е и́мя Твое́ во ве́ки веко́в.

Молитвенное призывание святого, имя которого носишь

Моли́ Бо́га о мне, святы́й уго́дниче Бо́жий (имя), я́ко аз усе́рдно к тебе́ прибега́ю, ско́рому помо́щнику и моли́твеннику о душе́ мое́й.

Спаси́, Го́споди, и поми́луй отца́ моего́ духо́внаго (имя), роди́телей мои́х (имена), сро́дников (имена), нача́льников, наста́вников, благоде́телей (имена) и всех правосла́вных христиа́н.

Об усопших

Упоко́й, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х: роди́телей мои́х, сро́дников, благоде́телей (имена), и всех правосла́вных христиа́н, и прости́ им вся согреше́ния во́льная и нево́льная, и да́руй им Ца́рствие Небе́сное.

Молитва «Царю Небесный» – это еще и стихира службы Пятидесятницы. Мы призываем Святой Дух, чтобы Он пришел и вселился «в нас» и это можно понимать двояко: или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, либо – чтобы Святой Дух обитал между нами, объединяя нас в Тело Христово. Но одно не исключает другого. Комментирует иерей Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.

» Ц арю́ Н е́бесный, У те́шителю, Д у́ше и́стины, Иже везде́ сый и вся исполня́яй, С окро́вище благи́х и жи́зни П ода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от всякия скве́рны, и спаси́, Б лаже, ду́ши на́ша».

ПЕРЕВОД иером. Амвросия (Тимрота):

«Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши. »

– Молитва «Царю Небесный» обращена к Третьему Лицу Святой Троицы – Святому Духу, Господу Животворящему, исходящему от Отца (см. Символ веры). Происхождение и авторство этой молитвы неизвестны, однако есть основания полагать, что она возникла ближе к концу первого тысячелетия христианской эры.

«Царю Небесный» – пожалуй, одна из наиболее известных молитв, наряду с «Отче наш» (молитвой Господней) и 90-м псалмом царя Давида. Она входит в состав так называемого «обычного начала», т. е той последовательности молитв, которая звучит в начале многих служб и последований, в том числе в начале привычных нам утренних и вечерних молитв: «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш».

Кроме того, есть обычай читать «Царю Небесный», чтобы призвать Святого Духа перед началом какого-либо дела. Несмомненно, одно из таких дел – молитва, церковное богослужение. И этим, надо полагать, объясняется включение молитвы «Царю Небесный» в состав обычного начала.

Наконец, эта молитва является одной из стихир службы Пятидесятницы – и именно это обстоятельство стало поводом для сегодняшней нашей заметки. Однако рассмотрим сначала сам текст молитвы.

Мы обращаемся к Святому Духу как к Небесному Царю (ср. начало Господней молитвы: «Отче наш, сущий на Небесах…»). Это обращение, строго говоря, не является специфическим для Третьей Ипостаси. Так, например, на великопостной вечерне читается молитва «Небесный Царю, веру утверди…», которая, вероятнее всего, относится ко Христу – однако это не вполне ясно; можно думать также, что она адресована Святой Троице.

Далее следует обращение «Утешитель» (греч. Παράκλητος). Так Спаситель назвал Святого Духа в беседе с учениками: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин 14:16–17). Помимо очевидного значения «тот, кто утешает», это слово может пониматься также в значении «посредник», «ходай», «заступник».

О Святом Духе, как и Боге «вообще», мы говорим как о вездесущем: «Иже везде сый». Церковнославянское выражение, идущее следом – «вся исполняяй» – вероятно, многих сбивает с толку. Как видно из приведенного выше русского перевода, в данном случае речь идет не об исполнении наших молитв и желаний, а все о том же – о вездесущии Божества: «вся исполняяй» означает «все наполняющий Собой». Однако здесь можно усмотреть и нечто большее: Святой Дух не просто «механически» наполняет Собой вселенную, но Он оживотворяет ее, ежесекундно поддерживает ее существование – иначе бы все распалось и рассыпалось, поскольку видимый нами мир не имеет иной причины собственного возникновения и длящегося существования помимо Бога.

Есть еще одно выражение в церковнославянском переводе молитвы, которое, как можно предположить, многими понимается превратно: «Сокровище благих» вовсе не значит, что Святой Дух – некое сокровище для хороших людей. Нет, Дух Животворящий – это сокровищница благ, вместилище и источник всего благого, доброго.

Далее мы называем Духа подателем жизни – тут уместно вспомнить другое песнопение, довольно часто звучащее на всенощной: «Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается…»

Все те слова и выражения, о которых сейчас шла речь, – все это было обращение, которое занимает около двух третей молитвы. А дальше идет просительная часть.

О чем мы просим Бога Духа Святого? Мы просим Его, чтобы Он пришел и вселился «в нас». Последнее можно понимать двояко (и одно понимание отнюдь не исключает другого): или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, храмом Бога; либо (ср. Ин 1:14) – чтобы Святой Дух обитал среди нас, между нами, объединяя нас в единое Тело Христово.

Затем мы просим, чтобы Дух, поселившись в нас, очистил нас от всякой скверны – т. е. от страстей, от греха – и чтобы Он, Благой (т. е. добрый) спас наши души, т. е. избавил бы нас от власти мира, диавола и, опять-таки, наших собственных страстей, и чтобы Он даровал нам Царство Небесное – т. е. Его собственное Царство (см. начало молитвы).

Как было сказано выше, молитва «Царю Небесный» входит в состав службы праздника Пятидесятницы (иначе, Дня Святой Троицы). Напомним, что эта молитва не читается в период от Пасхи до Пятидесятницы: в пасхальный период она заменяется троекратным чтением (или пением) тропаря Пасхи, а от Вознесения до Пасхи и вовсе ничем не заменяется – и это значимое отсутствие подчеркивает то напряжение, с которым Церковь всякий год ожидает дня ниспослания Святого Духа. И вот в день Пятидесятницы, после семи недель своеобразного воздержания, вновь звучит молитва «Царю Небесный» (нередко ее поют всенародно) – сначала на великой вечерне, в качестве предпоследней стихиры на стиховне, а затем дважды на утрене – после 50-го псалма и перед великим славословием (вместо обычного «Преблагословена еси, Богородице Дево…»). С этого дня «Царю Небесный» читается ежедневно вплоть до первого дня Пасхи.

Молитва Царю Небесному: текст на старославянском и перевод

В момент отчаяния и скорби человек ищет утешение. Православная церковь говорит, что такой утешитель есть, и называется он Дух Святой. Молитва Царю небесному открывает небесные врата помощи. Как ощутить присутствие Духа, который христиане называют Царю Небесный? Впервые его присутствие я ощутила на Таинстве крещения, когда он коснулся моей души невидимым крылом. И в течение жизни в вере постоянно обращаюсь к Утешителю в молитве. Как это правильно делать, и чем может помочь небесный Утешитель, я вам расскажу в статье.

Дух Святой в христианстве

Одни считают его безликой силой, другие сгустком энергии. А кто такой Святой Дух на самом деле? Евангелие говорит, что Святой Дух является богом, его третьей ипостасью. На этом основана христианская вера, которая утверждает, что бог триедин в своей сущности. Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой едины и неделимы. Однако единство не предполагает отсутствие личностных качеств, оно предполагает единство в намерении и действии.

Иногда Духа Святого называют силой, с помощью которой был сотворен мир. Это тоже является правильным, если не забывать о том, что эта сила является личностью бога. У духа святого есть воля, разум и эмоции. Его можно огорчить, и даже поплатиться вечной жизни за хулу.

Евангелие предупреждает всех, что хула на Духа Святого не простится ни в нынешнем веке, ни в будущей жизни (Ефесянам 4:30).

Так как Святой Дух является Личностью, он способен нас выслушать и утешить. Поэтому христиане возносят молитвы Царю Небесному в скорбях и печали. Кто, как не он, способен понять печаль человека и утешить? Кто, как не он, способен коснуться души ласковым прикосновением? Это сильный, но очень кроткий Дух, данный верующим в утешение.

В евангелии мы можем прочитать, что Дух Святой спустился на Иисуса в образе голубя, когда тот принимал крещение в реке Иордане. Второй раз Святой Дух упоминается в день Пятидесятницы, когда он сошел в образе языков пламени на апостолов. Дух наградил последователей Христа даром разговаривать на иных языках, что было воспринято как чудо. Мы видим, что третья ипостась бога, Дух Святой, обладает силой и нежностью, разумом и волей.

Атеисты не могут понять, как один бог может иметь три ипостаси? Это несложно объяснить на примере земной женщины, которая может одновременно являться матерью, дочерью и сестрой. Ничего удивительного в этом нет, если хорошо подумать.

Молитва

В православной церкви принято обращаться к Святому Духу с определенной молитвой. Называется она молитва Святому Духу «Царю небесный». На службах ее произносят на старославянском языке, текст молитвы «Царю Небесный» следующий:

Что обозначают эти старославянские слова? На современном русском языке молитва царю небесному утешителю звучит так:

Слова молитвы обращены к царю небесному, утешителю, который управляет судьбами людей. Он наш наставник, он учит мудрости. Только Дух Святой может помочь справиться с жизненными бурями и невзгодами, укрепить дух верой. Он вездесущий, то есть, пребывает одновременно везде и всюду. Человеку стоит лишь обратиться к нему с молитвенной просьбой, как она тут же будет услышана.

Это та сила, которая находится вокруг нас, и которая питает нас жизненной энергией. От Духа Святого исходит только благо, помощь, любовь и утешение. Он очищает наши души от скверны, а помыслы от греховных мыслей. Дух Святой препятствует сатанинским намерениям и защищает разум человека от соблазнов.

Это Дух истины, который просвещает разум человека и наполняет познанием веры. Дух всевидящ и всезнающ, он знает истинные желания человека и стремится их наполнить. Я не раз замечала, как чудесным образом исполнялись самые сокровенные желания, таящиеся в глубине сердца. Это делал Дух Святой, не требуя ничего взамен.

Как понять слова «податель жизни»? Это обозначает то, что силой Духа Святого развивается вся вселенная. Он следит за всем творением, наполняет его жизненной энергией. Духом движутся звезды, встает и садится солнце, наполняются силой растения. Он руководит всем — и живой, и неживой природой. Показывает правильный путь перелетным птицам, дает корм лесным зверям, восстанавливает уставший организм. Это живительная сила природы.

Христиане просят «приди и вселись в нас». Это значит, что они желают постоянного присутствия Духа Святого в сердцах. Он очищает от всего нечистого, наполняет сердца радостью, готовит нас к царствию небесному.

В евангелии сказано, что наши тела должны стать храмом Духа Святого.

Если христианин заботится о чистоте помыслов и совершает богоугодные дела, в нем пребывает Дух Святой. А дурные поступки и нечистые мысли прогоняют Утешителя из сердца. Поэтому нужно всегда стремиться к святости, чтобы не огорчить пребывающего в нас Духа Святого.

Чтобы правильно петь молитву «Царю Небесный Утешителю душе истины», нужно слушать ее в исполнении служителей церкви:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *