Вселенский собор 5

Вселенские Соборы

(80 голосов: 4.6 из 5)

  • Деяния Вселенских Соборов (7 томов)
  • Вселенские Соборы прот. Михаил Помазанский
  • Вселенские Соборы А.В. Карташев
  • Что такое Вселенский собор? прот. Иоанн Мейендорф
  • Правила Вселенских Соборов еп. Никодим (Милаш)
  • Семь Вселенских Соборов архиеп. Аверкий (Таушев)
  • Вселенские Соборы В.В. Акимов
  • История Вселенских соборов проф. А.П. Лебедев
  • Правила Вселенских соборов с толкованиями свщисп. Никодим (Милаш)
  • Правила первых четырёх Вселенских Соборов архиеп. Петр (Л’Юилье)
  • Вселенские Соборы. Таблица
  • Тест: Вселенские Соборы
  • Кроссворд: Вселенские Соборы

Вселе́нские Собо́ры – собрания православных епископов (священников и иных лиц) как представителей всей Православной Церкви (всей совокупности Поместных Церквей), созывавшиеся с целью решения насущных вопросов в области богопознания и богопочитания.

Решения Вселенских Соборов по вопросам вероучения, законодательства и церковной дисциплины признаются непогрешимыми в силу того, что Собор действует не сам от себя, а по действию в нем и через него Святого Духа; определения, и правила Вселенского Собора простираются на все Поместные Церкви.

Всего было семь Вселенских Соборов:

1. Никейский — 325 г.
2. Константинопольский — 381 г.
3. Ефесский — 431 г.
4. Халкидонский — 451 г.
5. Константинопольский 2-й — 553 г.
6. Константинопольский 3-й — 680 г.
7. Никейский 2-й — 787 г.

На чём основана практика созыва Соборов?

Традиция обсуждать и разрешать важнейшие религиозные вопросы на принципах соборности была заложена в ранней Церкви апостолами (Деян. 15:6). Тогда же был сформулирован главный принцип принятия соборных определений: «угодно Святому Духу и нам» (Деян. 15:28).

Это значит, что соборные постановления формулировались и утверждались отцами не по правилу демократического большинства, а в строгом согласии со Священным Писанием и Преданием Церкви, по Промыслу Божию, при содействии Святого Духа.

По мере развития и распространения Церкви Соборы созывались в самых разных частях ойкумены. В подавляющем большинстве случаев поводами для Соборов служили более или менее частные вопросы, не требовавшие представительства всей Церкви и разрешавшиеся силами пастырей Поместных Церквей. Такие Соборы и назывались Поместными.

Вопросы же, подразумевавшие необходимость общецерковного обсуждения, исследовались при участии представителей всей Церкви. Созывавшиеся в этих обстоятельствах Соборы, представлявшие полноту Церкви, действовавшие в соответствии с Божьим законом и нормами церковного управления, закрепляли за собой статус Вселенских. Всего было семь таких Соборов.

Чем отличались между собой Вселенские Соборы?

На Вселенских Соборах присутствовали главы поместных Церквей или их официальные представители, а также епископат, представлявший свои епархии. Догматические и канонические решения Вселенских Соборов признаются обязательными для всей Церкви. Для усвоения Собором статуса «Вселенский» необходима рецепция, т. е. проверка временем, и принятие его постановлений всеми поместными Церквями. Случалось, что под жестким давлением императора или влиятельного епископа участники Соборов принимали решения, противоречащие евангельской истине и церковному Преданию, со временем такие Соборы Церковью отвергались.

Первый Вселенский Собор состоялся при императоре Константине Великом, в 325 году, в Никее.

Он был посвящен разоблачению ереси Ария, александрийского священника, хулившего Сына Божьего. Арий учил, что Сын сотворен и что было время, когда Его не было; единосущие Сына с Отцом он категорически отрицал.

Собор провозгласил догмат о том, что Сын — Бог, единосущный Отцу. На Соборе было принято семь членов Символа Веры и двадцать канонических правил.

Второй Вселенский Собор, созванный при императоре Феодосии Великом, имел место в Константинополе, в 381 г.

Поводом послужило распространение ереси епископа Македония, отрицавшего Божество Святого Духа.

На этом Соборе Символ Веры был скорректирован и дополнен, в том числе членом, содержащим Православное учение о Святом Духе. Отцами Собора составлено семь канонических правил, одним из которых запрещено вносить какие-либо изменения в Символ Веры.

Третий Вселенский Собор состоялся в Ефесе в 431 году, в царствование императора Феодосия Малого.

Он был посвящён разоблачению ереси Константинопольского Патриарха Нестория, ложно учившего о Христе как о человеке, соединенном с Сыном Божьим благодатною связью. Фактически он утверждал, что во Христе — два Лица. Кроме того он называл Богородицу Христородицей, отрицая Её Богоматеринство.

Собор подтвердил, что Христос — Истинный Сын Божий, а Мария — Богородица, и принял восемь канонических правил.

Четвертый Вселенский Собор проходил при императоре Маркиане, в Халкидоне, в 451 году.

Отцы тогда собрались против еретиков: предстоятеля Александрийской Церкви, Диоскора, и архимандрита Евтихия, которые утверждали, что в результате воплощения Сына два естества, Божеское и человеческое, слились в Его Ипостаси в одно.

Собор вынес определение, что Христос — Совершенный Бог и вместе Совершенный Человек, Одно Лицо, заключающее в Себе два естества, соединенные неслитно, непреложно, нераздельно и неразлучно. Помимо того было сформулировано тридцать канонических правил.

Пятый Вселенский Собор состоялся в Константинополе, в 553 году, при императоре Юстиниане I.

На нем было подтверждено учение Четвертого Вселенского Собора, осужден Оригенизм и некоторые сочинения Феодорита Кирского и Ивы Едесского. Вместе с тем был осужден Феодор Мопсуестский, учитель Нестория.

Шестой Вселенский Собор был в городе Константинополе в 680 году, в правление императора Константина Погоната.

Его задачей стояло опровержение ереси монофелитов, настаивавших на том, что во Христе не две воли, а одна. К тому времени эту жуткую ересь успели растиражировать несколько Восточных Патриархов и Римский папа Гонорий.

Собор подтвердил древнее учение Церкви о том, что Христос имеет в Себе две воли — как Бог и как Человек. При этом Его воля по человеческому естеству во всём согласна с Божественной.

Собор, проходивший в Константинополе через одиннадцать лет, названный Трулльским, именуют Пято-Шестым Вселенским Собором. Он принял сто два канонических правила.

Седьмой Вселенский Собор имел место в Никее в 787 году, при императрице Ирине. На нем была опровергнута иконоборческая ересь. Отцы Собора составили двадцать два канонических правила.

Возможен ли Восьмой Вселенский Собор?

1) Распространенное на сегодняшний день мнение о завершённости эпохи Вселенских Соборов не имеет под собой догматических оснований. Деятельность Соборов, в том числе Вселенских, является одной из форм церковного самоуправления и самоорганизации.

Заметим, что Вселенские Соборы созывались по мере возникновения необходимости принятия важных решений, касающихся жизни всей Церкви.
Между тем, Церковь будет существовать «до скончания века» (Мф.28:20), и нигде не сообщается, что на протяжении всего этого периода Вселенская Церковь не будет сталкиваться с вновь и вновь возникающими трудностями, требующими для их разрешения представительства всех Поместных Церквей. Поскольку право осуществлять свою деятельность на принципах соборности даровано Церкви от Бога, и этого права у неё никто, как известно, не отнимал, постольку нет оснований считать, что Седьмой Вселенский Собор априори должен именоваться последним.

2) В традиции греческих Церквей еще с Византийских времен распространено мнение о том, что Вселенских соборов было восемь, последним из них считают собор 879 г. при свт. Фотии Константинопольском. Восьмым вселенским собором его называли, например, св. Николай Кавасила (PG 149, col. 679), св. Симеон Солунский (Фессалоникийский) (PG 155, col. 97), позднее свт. Досифей Иерусалимский (в своем томосе 1705 г.) и др. То есть, по мнению целого ряда святых восьмой вселенский собор не только возможен, но уже был. (священник Георгий Максимов)

3) Обычно идею о невозможности проведения Восьмого Вселенского Собора связывают с двумя «главными» причинами:

а) С указанием Книги Притчей Соломоновых о семи столпах Церкви: «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: “кто неразумен, обратись сюда!”. И скудоумному она сказала: “идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума”» (Притч. 9:1-6).

Учитывая, что в истории Церкви было семь Вселенских Соборов, это пророчество можно, конечно же с оговорками, соотнести и с Соборами. Между тем в строгом осмыслении семь столбов означают не семь Вселенских Соборов, а семь Таинств Церкви. В противном случае нам пришлось бы признать, что до времени окончания Седьмого Вселенского Собора Церковь не имела под собой устойчивого основания, что она была хромающей Церковью: сперва её недоставало семи, затем шести, потом пяти, четырех, трех, двух опор. Наконец, только в восьмом веке она была прочно утверждена. И это при том, что именно ранняя Церковь прославилась сонмом святых исповедников, мучеников, учителей…

б) С фактом отпадения от Вселенского Православия Римо-Католицизма.

Коль скоро Вселенская Церковь раскололась на Западную и Восточную, утверждают сторонники этой идеи, то и созыв Собора, представляющего Единую и Истинную Церковь, увы, невозможен.

В действительности же, по Божьему определению, Вселенская Церковь никогда не подлежала разделению надвое. Ведь по свидетельству Самого Господа Иисуса Христа, если царство или дом разделятся сами в себе, «не может устоять царство то» (Мк. 3:24), «дом тот» (Мк. 3:25). Церковь же Божия стояла, стоит и стоять будет, «и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Следовательно, она никогда не делилась, и не разделится.

В отношении Своего единства Церковь нередко называется Телом Христовым (см.: Церковь). У Христа же не два Тела, а одно: «Один хлеб, и мы многие одно тело» (1Кор.10:17). В этом отношении мы не можем признать Западную церковь ни как единую с нами, ни как отдельную, но равноценную Церковь-Сестру.

Разрыв канонического единства между Восточной Церковью и Западной есть, по существу, не разделение, но отпадение и откол Римо-Католиков от Вселенского Православия. Откол же какой-либо части христиан от Единой и Истинной Матери-Церкви не делает её ни менее Единой, ни менее Истинной, и не является препятствием для созыва новых Соборов.

Вселенский совет — Ecumenical council

Эта статья о Вселенских Соборах в целом. Для римских католических соборов см католических Вселенских Соборов . Для картины Сальвадора Дали, см Вселенским Собором (живопись) .

Часть серии на

христианство

христианство портал

Часть серии на

Восточная православная церковь

Мозаика Христа Пантократора , Святой Софии

обзор

Поместные юрисдикции

  • Частично признал автокефалию:
  • пасхальный цикл
  • 12 Великие праздники
  • Другие праздники:
  • Четыре периода поста:

Часть серии на

католическая церковь

обзор

Другие темы

католицизм портал

Экуменический совет (или вселенский совет , также общий совет ) является конференция церковных сановников и экспертов богословских , для обсуждения и решения вопросов церковной доктрины и практики , в которой те , имеющих право голоса созываются со всего мира (ойкумену) и которая обеспечивает апробация всей Церкви.

Слово «вселенский» происходит от позднего латинского oecumenicus «общий, универсальный», от греческого oikoumenikos «со всего мира», от него ойкумены ГЭ «обитаемый мир (как известно, древние греки), греки и их соседи считали по мере развития человеческого общества (в отличие от варварских земель)», в более позднего использования„римского мира“и в христианском смысле , в церковном греческом, от oikoumenos , настоящего пассивного причастия oikein „обитают“, от ойкос „дом, жилище“. В первые семь Вселенских Соборов , признанных как в восточных и западных конфессий , содержащих Халкидонского христианство , созывались римскими императорами, которые также насильственными решения этих советов в государственной церкви Римской империи .

Начиная с третьим вселенским собором, примечательные расколы привели к неучастию некоторым членов , что раньше считались одной христианская церковью . Таким образом, некоторые части христианства не присутствовали позже советов, или присутствовали , но не принимают результаты. Епископы , принадлежащие к тому , что стало известно как Восточной Православной Церкви принимают только семь Вселенских Соборов, как описано ниже . Епископы , принадлежащие к тому , что стало известно как Церкви Востока участвовали только в первых двух советов. Епископы , принадлежащие к тому , что стало известно как Восточное Православие приняло участие в первых четыре советах, но отвергло решение четвертого и не участвовать в любых последующие Вселенские Соборы.

Принятие советов как экуменическая и авторитетная варьируется между различными христианскими конфессиями . Споры христологических и другие вопросы привели некоторые ветви , чтобы отказаться от некоторых советов , что другие принимают.

Соборы древней Церкви эпохи первых трех веков

Историко-каноническое исследование

Исследование начала истории соборов древней церкви в основном затрагивает формально-каноническую сторону истории соборов первых трех веков. Наряду с тем немалое внимание уделено догматической стороне, существу соборных прений и решений. Использование сохранившихся источников по древнейшим соборам, их тщательный анализ в плане историческом, филологическом и логическом позволило, придерживаясь предметно-хронологической линии, показать более объемно и правдиво историю соборов первых трех веков.

Литературный перечень

Введение

Глава первая. Апостольский собор в Иерусалиме (между 50‒52 г.)

I. Историческая роль и современное значение собора

II. Источники собора и его хронология

III. Повод собора и его предмет

IV. Характер Апостольского собора и его состав

V. Роль на соборе «пресвитеров» и «мирян»

VI. Апостольский декрет

Глава вторая. Соборы по борьбе церкви с монтанизмом (второй половины 2-го века)

I. Раннейшие «малые» противомонтанистические соборы (60—70 годов 2-го века)

II. Большой Иерапольский собор против монтанизма (в 70-х годах 2-го века)

III. Сущность монтанизма и необходимость напряженной церковно-соборной борьбы с ним

IV. Хронология раннего монтанизма и соборов против него

Глава третья. Соборы по поводу споров о Пасхе (конца 2-го века)

I. Сущность пасхальных споров

II. Очерк развития пасхальных споров 2-го века

III. Пасхальные соборы в Италии, Палестине, Понте, Галлии Месопотамии и Ахаии (конца 2-го века)

IV. Ефѳсский оппозиционный собор «азийских» четыренадесятников

Глава четвертая. Малоизвестные соборы первой половины третьего века

I. Характеристика нового, переходного периода в истории древне-церковных соборов

II. Карфагенский собор Агриппина (около 220 г.)

III. Соборы в Иконии и Синааде

IV. Александрийские соборы против Оригена (ок. 230—231 г.)

V. Соборы: Бострийский (против еп. Берилла) и Аравийский (против «фнетопсихитов») в 40-х годах 3-го века

Глава пятая. Соборы по поводу спора о «падших» и расколов Новата, Фелициссима и Новациана (эпохи св. Киприана карфагенского)

Общая характеристика соборов киприановой эпохи

I. Вопрос о «падших» (lapsi) в Карфагенской церкви при Киприане

II. Карфагѳно-римская схизма Новата, Фелициссима и Новациана

III. Первый Карфагенский собор при еп. Киприане (весной 251 г.)

IV. Второй Карфагенский собор при еп. Киприане (осенью 251 г.)

V. Состав и характер Карфагенских соборов 251 года

VI. Проблема происхождения церковных соборов. Изложение и разбор соборной теории R. Sohm’a

VII. Большой Римский собор при еп. Корнелии (251 г.) и неизвестный восточный (вероятно, Антиохийский, ок. 252 г.)

VIII. Третий Карфагенский собор при еп. Киприане (с 15 мая 252 г.)

IX. Сомнительность существования Карфагенского собора 253-го года

X. Четвертый Карфагенский собор при Киприане (осенью 254 г.)

Глава шестая. Соборы по поводу спора о «крещении еретиков» (эпохи св. Киприана карфагенского)

I. Характеристика «крещальных споров» киприан. эпохи

II. Пятый Карфагенский собор при еп. Киприане (весной 255 г.)

III. Шестой Карфагенский собор при еп. Киприане (весной 256 г.)

IV. Большой Карфагенский собор при еп. Киприане (седьмой собор при нем, с 1-го сентября 256-го года)

V. Хронология собора и его объем

VI. Состав собора, самый его процесс и его эпилог

Глава седьмая. Антиохийские соборы по делу местного еп. Павла (самосатского) с 264—269 г.

I. Характеристика Антиохийских соборов и личности еп. Павла

II. Два первых собора по делу еп. Павла (самосатского)

III. Большой Антиохийский собор против местного еп. Павла (самосатского)

IV. Заключительная характеристика всего дела Павла (самосатского). Последующие отголоски его в древнецерковной литературе

Приложение первое. Перевод протокола большого Карфагенского собора осен. 256 г., или, так называемых, Sententiae episcoporum

Приложение второе. Краткий историко-топографический анализ кафедр и имен епископов по Sententiae episcoporum

Приложение третье. Таблицы соборных списков киприановой эпохи

Указатели:

а) именной: лиц и местностей

б) предметный

Дополнения и исправления

Две географических карты:

1) Христианский Восток в до-никейский период. (По Harnack’y)

2) Северо-Африканская церковь киприановой эпохи. (По Benson’у)

***

Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.

Читать в формате djvu.

Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru

ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ

Смотреть что такое «ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ» в других словарях:

  • ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ — ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ, съезды высшего духовенства христианской церкви для решения вопросов вероучения, церковного управления, дисциплины. Разделяются на вселенские (съезды представителей всех самостоятельных местных церквей) и поместные (съезды… … Русская история

  • ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ — съезды (с сер. 3 в.) высшего духовенства христианской церкви для решения вопросов вероучения, церковного управления, дисциплины. Разделяются на вселенские и поместные … Большой Энциклопедический словарь

  • ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ — обладающие догматическими и каноническими полномочиями собрания епископов, созываемые для обсуждения важнейших вопросов церковной жизни и вероучения и принятия соответствующих решений. В Римско католической церкви вселенскими называются соборы,… … Энциклопедия Кольера

  • церковные соборы — съезды высшего духовенства христианской церкви для решения вопросов вероучения, церковного управления, дисциплины. Разделяются на вселенские (съезды представителей всех самостоятельных местных церквей) и поместные (съезды представителей высшего… … Энциклопедический словарь

  • Церковные соборы — съезды высшего духовенства христианской церкви для решения вопросов вероучения, управления, дисциплины, для избрания высших иерархов, их смещения или суда над ними (особенно для осуждения ересей). Первые Ц. с. (собрания епископов… … Большая советская энциклопедия

  • Церковные соборы — съезды высш. духовенства христ. церкви для решения вопросов вероучения, управления, дисциплины, для избрания высш. иерархов, для их смещения или суда над ними (особенно для осуждения ересей). Первые Ц. с. (собрания епископов одной… … Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Церковные соборы — Синод или собор (от греч. Σύνοδος «собрание», «собор»; лат. concilium совет, консилиум) собрание представителей христианской церкви для разрешения вопросов и дел вероучения, религиозной нравственной жизни, устройства, управления и дисциплины… … Википедия

  • Церковные соборы — см. Соборы … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ — съезды высшего духовенства христианской церкви; вселенские (съезды представителей самостоятельных церквей) и поместные (съезды представителей самостоятельной местной церкви); в России постоянно созывались в XV–XVII вв. Поместные соборы – с 1917 г … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

  • ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ — съезды пастырей и учителей Церкви со всех концов христианского мира для разрешения догматических и канонических вопросов веры и для иных церковных дел. Их постановления имели для всех христиан непререкаемую обязательность. До разделения Церквей… … Казачий словарь-справочник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *