Всенощная

Праздники, перед которыми проводится всенощное бдение

Есть несколько праздников, накануне которых проводится всенощное бдение, а именно:

  • Воскресение.
  • Двунадесятые.
  • Отмеченные специальным знаком в Типиконе.
  • Храмовые праздники.
  • Празднество, которое проводится по инициативе настоятеля храма, а так же традиционные и общепринятые празднества по обычаям региона, в котором находится храм.

Бдение – именно так именуется иногда ночная молитва, которую совершают верующие келейно. Священники именуют молитву в ночное время истинной добродетелью в христианстве.

Современные люди всецело погружены в суету и попечение, чтобы понять и обрести настоящую духовную свободу, обычного богослужения недостаточно, оно должно быть длительным.

Всенощное бдение, которое проводится в вечернее время, накануне праздников, может способствовать освобождению души от проблем и впечатлений, помочь достичь духовного просветления и дойти до духовного смысла празднества, воспринять благодарные дары.

Такая служба предшествует литургии, являющейся главным церковным богослужением. Своим сакральным смыслом литургия символизирует Царство времен будущих и Божие Царство, то всенощное как нельзя лучше символизирует времена минувшие, то время, о котором написана величайшая книга, о временах Нового и Ветхого заветов.

Сколько длится всенощное бдение

Перед этой службой всегда нужно проводить Великую вечерню, символизирующую и воспевающую ключевые и основные сюжетные линии Ветхого завета, таких как: создание нашего мира, слабость человека перед соблазнами, грехопадение людское, молитвы и появление надежды на то, что будущее дарует спасение.

Священнослужитель кадит церковь и прихожан, которые молятся, а так же упоминается о том, что первые люди жили в раю, ведь Бог был рядом с ними, исполняя людей благодатью святого духа. Человек не смог оценить такой дар и согрешил, за что Бог наказал их, изгнав из рая, пред вратами которого теперь и происходят молитвы.

Сегодня такое богослужение длится несколько часов, в среднем 2,5 часа, что в несколько раз меньше, чем ранее. Сокращение службы обусловлено тем, что далеко не каждому прихожанину под силу вынести длительную службу.

Ранее ее начинали сразу, стоило лишь солнцу скрыться за горизонтом, а заканчивали с рассветом. Наиболее продолжительное всенощное бдение проходит в канун самого важного праздника в христианстве, Рождества и называется Рождественским.

В нашей стране и на территории стран бывшего СНГ всенощное бдение проводится в период с 5 вечера до 10 вечера, довольно редко служба длится больше 3 часов.

Чем отличается всенощное бдение от вечерни – вечернего богослужения?

Для священнослужителей и людей глубоко верующих различия есть, хоть и незначительные. Для всех остальных, кто посещает храмы только по праздникам и особым случаям, разница заключается лишь в продолжительности богослужения.

Вечернее богослужение и Всенощное бдение проводятся накануне больших православных и церковных праздников и в субботу, перед воскресеньем.

Вечернее богослужение начинается в 4 часа вечера и длится до окончания суток, то есть до полуночи.

Бодрствование или всенощное бдение, состоящее из вечерни, утрени и первого часа состоит из служб утренних и вечерних, объединяя их. Такое название служба получила потому, что раньше, во времена предшествующие, она длилась всю ночь, до самого рассвета.

Несколько позже время службы сократили, после того, как частенько прихожанам становилось плохо из-за длительного стояния. Более того, сегодня многие храмы и церкви не практикуют одновременное проведение утреннего и вечернего богослужения, проводится или одно или другое.

Даже если вы не посещаете все церковные службы в силу обстоятельств, нет причин удручаться, ведь все священнослужители говорят, что вера должна быть в сердце и от посещения храмов никак не зависит.

№18 КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ (чинопоследование и символика)

ОБЪЯСНЕНИЕ ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ
В Священном Писании даны святые заповеди о любви к Богу и человеку. Четвертая заповедь гласит: «Помни день субботний (седьмой), чтобы святить его. Шесть дней работай и делай все дела твои; в день же седьмой – суббота – посвяти Господу Богу твоему…»
В Новом Завете седьмым днем для христиан является воскресение, ибо в этот день воскрес из мертвых Господь наш Иисус Христос. Христиане чтят этот день участием в Богослужении, оставлением суетных дел и забот. По церковному уставу, воскресный день наступает в субботу вечером и отмечается служением Всенощного бдения. А в утро воскресное служится Божественная Литургия.
Всенощное бдение совершается также накануне двунадесятых (т.е 12-ти главных) и великих праздников Православной Церкви. Это общественное вечернее (или ночное) богослужение отличается особой торжественностью и праздничностью. В его чинопоследовании отражаются содержание и красота наступающего праздника, выраженная древними преподобными гимнотворцами и песнословцами. Огромное богатство музыкальных произведений на библейские стихи и молитвословия превращает Всенощную в поистине Божественную службу, когда молящийся уже не знает, где он – на земле, или на Небе. Именно так восхищались в Х-ом веке послы великого князя Киевского и всея Руси Влади- мира, когда впервые оказались на Всенощной в огромном Соборе Софии, Премудрости Божией, в Константинополе.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ – ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ.
Последование священнодействия.
I. Начальный возглас
Открытие Царских врат. Иерей с кадилом и диакон совершают каждение Алтаря.
Диакон: «Воста́ните!».
Хор: «Го́споди, благослови́!».
Иерей: «Сла́ва Святе́й, и Единосу́щней, и Животворя́щей, и Неразде́льней Тро́ице всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в» Хор: «Ами́нь».
Духовенство: «Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу…» (3 раза).
Символика: Открытые Царские врата знаменуют собой доступность Рая. Каждение символизирует сотворение мира действием Святого Духа, сообщающего жизнь первозданной материи. Диакон возвышает свечу (след древнего обычая внесения светильника в богослужебное собрание), возглашает: «Востаните», тем самым приглашая к молитве всех присутствующих в храме.
II. 103 псалом (предначинательный)
Хор: «Благослови́, душе́ моя́, Го́спода. Благослове́н еси́, Го́споди…»
Символика: Этим псалмом начинается служба. В нём прославляется Творец и красота сотворенного мира. Иерей и диакон совершают каждение всего Храма. После этого Царские Врата закрываются.
III. Великая или мирная ектения. Иерей в Алтаре читает семь тайных молитв. Диакон: «ми́ром Го́споду помо́лимся…». Хор: «Го́споди, поми́луй» (на каждое прошение).
Иерей возглас: «Яко подоба́ет Тебе́ вся́кая сла́ва, честь, и поклоне́ние, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в». Хор: «Ами́нь».
Символика: Закрытие врат – знак того, что Рай закрылся для согрешивших прародителей. Радостное богослужение перерастает в покаянное моление о прощении грехов.
IV. 1-ый псалом
Хор: «Блаже́н муж, и́же не и́де на сове́т нечести́вых…».
Символика: Песнопение призывает к тому, чтобы христианин в воскресные и праздничные дни должен ходить в Храм, а не на увеселения греховных собраний.
V. Малая ектения
Диакон: «Па́ки и па́ки (еще и еще) ми́ром Го́споду помо́лимся…».
Иерей: «Яко Твоя́ держа́ва и Твое́ есть Ца́рство, и си́ла, и сла́ва, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в». Хор: «Ами́нь».
Малая ектения представляет собою сокращение великой ектении.
VI. «Го́споди, воззва́х» Стихиры или догматик
Хор: «Го́споди, воззва́х к Тебе́, услы́ши мя. / Услы́ши мя, Го́споди.…».
Диакон совершает каждение Храма. Поются стихиры из 141, 129 и 116 псалмов.
Под воскресенье поётся догматик – песнопение, в котором прославляется непорочность Божией Матери и содержится учение о Боговоплощении Сына Божия от Девы Марии и Святого Духа. Если в этот же день празднуется великий праздник или святой, то поются еще и им стихиры.
Символика: В этом песнопении напоминается о ветхозаветных жертвах Богу, прообразовавших новозаветную жертву Христа Спасителя. И мы просим Бога принять молитву как нашу вечернюю жертву. Каждение – также есть образ ветхозаветных жертв, прообразовавших собой Искупительную Жертву – Христа на Кресте. Дым кадильный – символ возношения наших молитв к Богу. Стихира – песнопение, прославляющее праздник в честь Господа, Божией Матери или святых.
VII. Вход с кади́лом
Открытие Царских врат. Диакон с кадилом и иерей выходят из Алтаря. Вынос свечей алтарниками.
Хор: «Све́те ти́хий святы́я сла́вы, Безсме́ртнаго, Отца́ Небе́снаго, Свята́го Блаже́ннаго, Иису́се Христе́. Прише́дше на за́пад со́лнца, ви́девше свет вече́рний, пое́м Отца́, Сы́на и Свята́го Ду́ха, Бо́га. Досто́ин еси́ во вся времена́ пе́т бы́ти гла́сы преподо́бными, Сы́не Бо́жий, живо́т (жизнь) дая́й, те́мже мир Тя сла́вит».
Символика: Открытие врат – знак пришествия Христа и открытия людям Царства Божия. Выход иерея – образ явления Христа. Вынос свечей – образ Иоанна Предтечи. Песнь «Свете Тихий» напоминает о пришествии Спасителя в мир. Христос есть присносущный Свет, вечное сияние Бога Отца.
VIII. Проки́мен дня грядущего
В субботу вечером, диаконом попеременно с хором, всегда поётся великий прокимен: «Госпо́дь воцари́ся, / в ле́поту облече́ся…». С тремя стихами.
Этим воспевается Господь, воцарившийся и облекшийся в славу через Своё Воскресение.
Символика: Прокимен – «предлагаемый вперёд» – стих из псалмов в соответствии с праздником или днём. Он произносится также перед чтением Священного Писания, выражая главную мысль чтения.
IX. Пареми́и
Закрытие Царских врат. Чтение паремий, если положено по Уставу – по большим праздникам.
Символика: Паремия – «притча» — избранные чтения из Священного Писания Ветхого Завета, содержащие пророчества о празднуемом событии, похвалу святому или смысл праздника.
X. Сугу́бая (усиленная) ектения.
Диакон: «Рце́м (скажем, будем говорить, начнем молиться) вси от всея́ души́, и от всего́ помышле́ния на́шего рце́м…». Призыв всех молящихся всеми силами души обратиться с любовью и благодарностью к Богу, ища в Нём помощи.
Хор: на каждое прошение: троекратное «Го́споди, поми́луй».
Иерей: «Яко Ми́лостив и Человеколю́бец Бог еси́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в». Хор: «Ами́нь».
XI. «Сподо́би, Го́споди»
Хор (или духовенство в Алтаре) поет: «Сподо́би, Го́споди, в ве́чер сей без греха́ сохрани́тися нам…»
«Сподоби, Господи» – молитва о безгрешном вечере, о том, чтобы время после службы провести не в суете, а в богомыслии.
XII. Просительная ектения
Диакон: «Испо́лним вече́рнюю моли́тву на́шу Го́сподеви…» От лица верующих диакон просит Бога о благах временных и вечных – «у Го́спода про́сим», а Хор поддерживает «пода́й, Го́споди».
Иерей: «Яко благ и Человеколю́бец Бог еси́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в». Хор: «Ами́нь».
XIII. Лития
В большие праздники совершается лития и благословение хлебов, пшеницы, вина и елея, в память древнего обычая раздавать пищу молящимся, чтобы подкрепиться во время богослужения, а также в воспоминание насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами. После прочтения Евангелия на Утрене, священник освященным елеем помазывает молящихся, и раздается освященный хлеб.
Лития – значит «общее моление». С древности она совершалось в притворе храма, с той целью, чтобы дать возможность стоявшим здесь оглашенным принять участие в общей молитве по случаю праздника. Молящиеся в это время возносят Богу прошения о живых и усопших, близких и сродниках.
XIV. Сти́хиры на стиховне
Стихира (от греч. – «многостишие»). Хор исполняет Уставные стихиры.
Стихиры указывают на величие воскресшего Господа и на спасительное для нас значение Его Воскресения. Богородичен – песнопение в честь Божьей Матери.
XV. Молитва праведного Симеона Богоприимца
Хор: «Ны́не отпуща́еши раба́ Твоего́, Влады́ко, по глаго́лу Твоему́ с ми́ром: я́ко ви́деста о́чи мои́ спасе́ние Твое́, е́же еси́ угото́вал пред лице́м всех люде́й, свет во открове́ние язы́ков, и сла́ву люде́й Твои́х Изра́иля».
Эта молитва о радостной встрече Симеона Богоприимца с Богомладенцем, напоминает нам о закате и нашей жизни.
Чтец: «Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй на́с …».
Хор: Тропарь праздника (трижды).
Хор: «Бу́ди Имя Госпо́дне благослове́нно отны́не и до ве́ка» (трижды).
Под воскресение поется – «Богоро́дице Де́во, ра́дуйся…». Эту молитву должны знать наизусть все христиане.
XVI. 33-й псалом
Хор: «Благословлю́ Го́спода на вся́кое вре́мя…».
Псалом 33 отображает, что все блага наши полностью зависят от надежды на Бога, Который приглашает нас вкусить этой благости, чтобы, приняв ее, возрадоваться.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ –
УТРЕНЯ С ПОЛИЕЛЕЕМ
(от греч. – «многомилостивие»)
XVII. Шестопсалмие
Если праздник, то поет Хор: «Сла́ва в вы́шних Бо́гу, и на земли́ мир, в челове́цех благоволе́ние» (трижды).
«Го́споди, устне́ мои отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́ » (дважды).
Чтец читает нараспев: псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142. После третьего псалма на солею выходит иерей тайно читать 12 утренних молитв (о покаянии и о благодарении Богу и о прошении разных благ).
Символика: Утреня начинается со славословия «Славы в вышних Богу…», которое воспевали ангелы при Рождении Спасителя. Затем чтец читает шесть покаянных псалмов (шестопсалмие). В это время в знак греховной тьмы, которая окутала все человечество после грехопадения, в храме выключается свет. Священник на амвоне символизирует как Моисея, который молился Богу за согрешивший народ в Синайской пустыне, так и Христа. Последний 142 псалом «не вни́ди в суд с рабо́м Твои́м, я́ко не оправди́тся пред Тобо́ю всяк живы́й…», напоминает о последних днях мира, пришествии Господа и Страшном Суде. Сидеть или ходить по храму во время чтения шестопсалмие не рекомендуется.
XVIII. Великая ектения
Диакон: «Ми́ром Го́споду помо́лимся…»
Иерей: «Яко подоба́ет тебе́ вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в». Хор: «Ами́нь».
Содержание этой ектении раскрыто в последовании Литургии. Такое же, как и на Вечерне.
XIX. «Бог Госпо́дь и яви́ся нам, благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне…».
Это – свидетельство о явившемся миру Спасителе возглашает диакон попеременно с хором.
XX. Стихословие псалтири
Чтение двух кафизм. После каждой кафизмы – малая ектения. Чтение седальна (можно сидеть).
Все псалмы Псалтири поделены на 20 кафизм. Кафизма – «сидение» (греч.), так как при их чтении можно сидеть в храме. Чтение кафизм полностью совершается не во всех храмах, но в монастырях – неукоснительно.
XXI. Полиелей
Открытие Царских врат.
Духовенство выходит из Алтаря со свечами к аналою в центре Храма.
Хор: «Хвали́те и́мя Госпо́дне, хвали́те, раби́ Го́спода. Аллилу́иа» (3 раза).
Хор: «Благослове́н Госпо́дь от Сио́на, живы́й во Иерусали́ме. Аллилу́иа» (3 раза).
Хор: «Испове́дайтеся Госпо́деви, я́ко Благ, я́ко в век ми́лость Его́. Аллилу́иа» (3 раза).
Хор: «Испове́дайтеся Бо́гу Небе́сному, я́ко в век ми́лость Его́. Аллилу́иа» (3 раза).
Затем поется Величание праздника (если есть).
Символика: Особо торжественный момент. Полиелей – пение стихов двух псалмов (134 и 135). Открытые врата – символ отверстого Гроба Господня. Каждение всего храма.

XXII. Тропари воскресные «по непорочных»
«Непорочными» называется 17-я кафизма Псалтири, потому что она состоит из 118-го псалма, который начинается словами: «Блаже́ни непоро́чнии в путь ходя́щии в зако́не Госпо́дни…».
Хор начинает петь: «Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м…».
Затем, попеременно, тропари, т.е. короткие песнопения, воспевающие Евангельские свидетельства Воскресения Христова.
XXIII. Диакон: – Малая ектения
Иерей: «Яко благослови́ся Имя Твое́ и просла́вися Ца́рство Твое́, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в». Хор: «Ами́нь».
XXIV. Ипакои и седальны
Ипакои – песнопения в виде припева или подпевания, посвящённые Воскресению Христову или празднику.
XXV. Степенны антифоны
Хор: «От ю́ности моея́ мно́зи бо́рют мя стра́сти, но Сам мя заступи́, и спаси́, Спа́се мой. Ненави́дящия Сио́на посрами́теся от Го́спода, я́ко трава́ бо огне́м бу́дете изсо́хше.
Слава…и ныне…
Святым Ду́хом вся́ка душа́ живи́тся и чистото́ю возвыша́ется, светле́ется тро́ическим еди́нством священнота́йне».
Антифон – «противогласие» – песнопения, поющиеся попеременно двумя хорами (если есть). Степенные псалмы пелись паломниками при восхождении на ступени Иерусалимского храма.
XXVI. Прокимен и Евангелие
Диакон с Евангелием на амвоне (у Царских врат): «Во́нмем. Прему́дрость во́нмем».
Возглашается прокимен на глас от 1-го до 8-го, который меняется от воскресения к воскресению. Иерей читает Евангелие.
Прокимен воскресный является не самостоятельною песнью, как вечерний, а служит лишь подготовлением к чтению Евангелия. Всего в разные воскресения читается 11 Евангельских отрывков из 4-х Евангелий о Воскресении Христовом.

XXVII. Воскресная песнь по Евангелии

Диакон поднимается с Евангелием на амвон.

Духовенство и народ: «Воскресе́ние Христо́во ви́девше, / поклони́мся Свято́му Го́споду Иису́су, / еди́ному безгре́шному. / Кресту́ Твоему́ поклоня́емся, Христе́, / и свято́е Воскресе́ние Твое́ пое́м и сла́вим: / Ты бо еси́ Бог наш, / ра́зве (кроме) Тебе́ ино́го не зна́ем, / и́мя Твое́ имену́ем. / Прииди́те вси ве́рнии, / поклони́мся Свято́му Христо́ву Воскресе́нию: / се бо прии́де Кресто́м ра́дость всему́ ми́ру. / Всегда́ благословя́ще Го́спода, / пое́м Воскресе́ние Его́: / распя́тие бо претерпе́в, / сме́ртию смерть разруши́».
Евангелие возлагается на аналой для поклонения и целования.
Этим песнопением совершается прославление Воскресения Христова и Христа Спасителя, и поклонение Ему.
XXVIII. Стихира воскресная (праздничная)

Хор: «Воскре́с Иису́с от гро́ба, я́коже прорече́, даде́ нам живо́т ве́чный и ве́лию ми́лость»
Диакон на солее у иконы Христа Спасителя:
«Спаси́, Бо́же, лю́ди Твоя́ …» (Если не было Литии).
Иерей: «Ми́лостию и щедро́тами и человеколю́бием Единоро́днаго Твоего́ Сы́на, с Ни́мже благослове́н еси́, со Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в».
Лобзание Евангелия и помазание елеем духовенства и народа.
Елеопомазание – помазание чела верующего освящённым елеем. При этом изображается знак креста, что символически обозначает излияние Божией милости на человека.

XXIX. Канон воскресный на глас от 1-го до 8-го.
Канон – соединение нескольких песнопений; в его основе – ветхо-и новозаветные гимны. Каноном прославляется Господь Иисус Христос, Божия Матерь и святые. В каноне – 9 песен. Перед каждой песнью поётся ирмос (от греч. «связь»).
Для каждого воскресения свой глас. Хор поет ирмос канона, а чтец читает тропари канона.
После 3-й песни канона – малая ектения, икос, седален, Богородичен, ипакои.
Возглас иерея: «Я́ко Ты е́си Бог наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем: Отцу́ и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в».
После 6-й песни – малая ектения, кондак, икос. Возглас иерея: «Ты бо е́си Царь ми́ра и Спас душ наших, и Тебе сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Духу́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в».
XXX. Песнь Пресвятой Богородицы
Каждение Алтаря и Иконостаса.
После 8-й песни Диакон перед иконой Богородицы: «Богоро́дицу и Ма́терь Све́та в пе́снех возвели́чим».
Хор и народ:
— «Вели́чит душа́ моя́ Го́спода и возра́довася дух мой о Бо́зе Спа́се мое́м.
— Яко призре́ на смире́ние рабы́ Своея́, се бо, отны́не ублажа́т Мя вси ро́ди.
— Яко сотвори́ Мне вели́чие Си́льный, и свя́то и́мя Его́, и ми́лость Его́ в ро́ды родо́в боя́щимся Его́ .
— Сотвори́ держа́ву мы́шцею Свое́ю, расточи́ го́рдыя мы́слию се́рдца их.
— Низложи́ си́льныя со престо́л, и вознесе́ смире́нныя, а́лчущия испо́лни благ, и богатя́щияся отпусти́ тщи.
— Восприя́т Изра́иля о́трока Своего́, помяну́ти ми́лости, я́коже глаго́ла ко отце́м на́шим, Авраа́му и се́мени его́ да́же до ве́ка».
Припев к каждому стиху: Честне́йшую Херуви́м / и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, / без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, / су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.
В этом песнопении, основанном на стихах Священного Писания Нового Завета, прославляется Богородица, родившая Спасителя. Диакон совершает каждение храма и молящихся. Церковь верует, что при этом песнопении Божия Матерь присутствует в храме и всех благословляет.
XXXI. Светилен
Диакон: Малая ектения.
Иерей: «Я́ко Тя хва́лят вся си́лы небе́сные и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Духу́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в».
Диакон: «Свят Госпо́дь Бог наш…», попеременно с хором.
Исполняется в окончании канона, после 9-й песни. Светилен читает чтец и в нем воспевает Бога как Свет и Подателя жизни.
XXXII. Стихиры на Хвалитех
Чтец: «Глас (1-8). Вся́кое дыха́ние да хва́лит Го́спода».
Хор: «Хвали́те Го́спода с небе́с, хвали́те Его́ в вы́шних. Тебе́ подоба́ет песнь Бо́гу. Хвали́те Его́, вси ангели его́, хвали́те Его́, вся Си́лы его́. Тебе́ подоба́ет песнь Бо́гу.».
Хор поет стихи из 148 и 149 псалмов. В этих стихирах все творения Божии призываются к прославлению Господа: «Вся́кое дыха́ние (все живое) да хва́лит Го́спода».

XXXIII. Славословие великое
Открываются Царские Врата.
Иерей: «Сла́ва Тебе́, показа́вшему нам свет».
Хор: «Сла́ва в вы́шних Бо́гу, и на земли́ мир, в челове́цех благоволе́ние. Хва́лим Тя, благослови́м Тя, кла́няем Ти ся, славосло́вим Тя, благодари́м Тя вели́кия ра́ди сла́вы Твоея́. Го́споди, Царю́ Небе́сный, Боже, Отче Вседержи́телю, Го́споди Сы́не Единоро́дный, Иису́се Христе́, и Святы́й Ду́ше. Го́споди Бо́же, Агнче Бо́жий, Сы́не Оте́чь, взе́мляй грех ми́ра, поми́луй нас. Взе́мляй грехи́ ми́ра, приими́ моли́тву на́шу. Седя́й одесну́ю Отца́, поми́луй нас. Яко ты еси́ Еди́н Свят; ты еси́ Еди́н Госпо́дь, Иису́с Христо́с, в сла́ву Бо́га Отца́, ами́нь. На всяк день благословлю́ Тя и восхвалю́ и́мя Твое́ во ве́ки, и в век ве́ка. Сподо́би, Го́споди, в день сей без греха́ сохрани́тися нам. Благослове́н еси́, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших, и хва́льно и просла́влено и́мя Твое́ во ве́ки, ами́нь. Бу́ди, Го́споди, ми́лость Твоя́ на нас, я́ коже упова́хом на Тя. Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м. (Трижды)
Го́споди, прибе́жище был еси́ нам в род и род. Аз рех: Го́споди, поми́луй мя, исцели́ ду́шу мою́, я́ко согреши́х Тебе́. Го́споди, к Тебе́ прибего́х, научи́ мя твори́ти во́лю Твою́, я́ко Ты еси́ Бог мой, я́ко у Тебе́ исто́чник живота́, во све́те Твое́м у́зрим свет. Проба́ви ми́лость Твою́ ве́дущим Тя.
Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды).
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в, ами́нь.
Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас».
Это молитвословие совершается с апостольских времен и составлено из важнейших изречений многих псалмов Псалтыри, прославляющих Господа. Мы благодарим Бога за дневной свет и за дарование духовного Света — Христа Спасителя, просветившего людей Своим учением – светом Истины.
XXXIV. Тропарь воскресный
Он поется после окончания славословия. Если глас 1,3,5,7, то хор поет: «Днесь спасе́ние ми́ру бысть, пое́м Воскре́сшему из гро́ба, Нача́льнику жи́зни на́шея; разруши́в бо сме́ртию сме́рть, побе́ду даде́ нам и ве́лию ми́лость».
Если глас 2,4,6,8 то хор поет: «Воскре́с из гро́ба и у́зы растерза́л еси́ а́да, разруши́л еси́ осужде́ние сме́рти, Го́споди, вся от сете́й врага́ изба́вивый; яви́вый же Себе́ апо́столом Твои́м, посла́л еси́ я на про́поведь, и те́ми мир Твой по́дал еси́ вселе́нней, Еди́не Многоми́лостиве».

XXXV. Сугубая ектения
Диакон: «Поми́луй нас, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й…».
Иерей: «Яко ми́лостив и человеколю́бец Бог еси́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в». Хор: «Ами́нь».
Ектения сугубая и просительная здесь разделяются лишь возгласом иерея, и следуют одна за другою, благодаря чему сливаются в одну большую и величественную молитву.

XXXVI. Просительная ектения
Диакон: «Испо́лним у́треннюю моли́тву на́шу Го́сподеви…»
Иерей: «Яко Бог ми́лости, щедро́т и человеколю́бия еси́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в». Хор: «Ами́нь».
Затем, после нескольких возгласов, следует отпуст воскресного всенощного бдения.

XXXVII. Отпуст
Иерей: «Воскресы́й из ме́ртвых, Христо́с, и́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, свято́го Архистрати́га Бо́жия Михаи́ла и про́чих небе́сных Сил Беспло́тных, святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол, (и святаго, егоже есть храм, и святаго, егоже есть день), святы́х и пра́ведных богооте́ц Иоаки́ма и Анны, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец».
Отпуст – благословение молящихся на добрые дела и выход из храма. Недопустимо, когда некоторые христиане, или по невоспитанности, или по невежеству, выходят из храма без благословения, прежде окончания богослужения.
XXXVIII. Многолетние
Хор: «Великого Господина и отца нашего Кирилла… и Господина нашего Игнатия, епископа Выборгского и Приозерского…».
Этим заканчивается служба Утрени.
Закрываются Царские врата, задергивается завеса и начинается служба первого часа.
В этой заключительной части Всенощного бдения Святая Церковь всем желает долгих лет жизни и благополучия.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ – СЛУЖБА ПЕРВОГО ЧАСА
Служба первого часа – освящает молитвой наступающий день; в ней вспоминается изгнание из рая Адама и Евы, и предстояние Христа на суде Каиафы.
Оканчивается служба 1-го часа победной песнью (кондаком), в честь Божией Матери:
«Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная восписуем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице; но я́ ко иму́щая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти: ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная».
Обычно, после этого иерей совершает малый отпуст и произносит краткое слово назидания, раскрывающее смысл данного воскресного дня или праздника. После чего начинается Таинство Исповеди.
В заключении следует отметить тот факт, что в Древней Церкви Всенощное бдение являлось нераздельной частью Божественной Литургии. Оно совершалось в ночное время, и заканчивалось утренним причащением Святых Христовых Тайн. Со временем Святая Церковь, с точки зрения икономии (от греч. – «устроение дома, дел». В более широком понимании – принцип богословия и решения церковных вопросов с позиции снисхождения, практической пользы, не противоречащее духу церковного канона), эти богослужения разделила на вечернее и утреннее – Всенощную и Литургию. Поэтому не допускается пропускать ни одно из них, как это многие делают, приходя лишь на божественную Литургию. Не следует этим своим нерадением умножать, и без того великое, множество наших прегрешений.

>Всенощное бдение – что это такое?

Всенощное бдение, или всенощная, – такое богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней.

Вечерня

Вечерня по своему составу напоминает и изображает времена ветхозаветные: сотворение мира, грехопадение первых людей, изгнание их из рая, раскаяние и молитву их о спасении, затем, надежду людей, согласно обетованию Божию, на Спасителя и, наконец, исполнение этого обетования.

Вечерня, при всенощном бдении, начинается открытием царских врат. Священник и диакон молча кадят престол и весь алтарь, и клубы дыма кадильного наполняют глубину алтаря. Это безмолвное каждение знаменует начало творения мира. “В начале сотворил Бог небо и землю”. Земля же была безвидна и пуста. И Дух Божий носился над первозданным веществом земли, вдыхая в него живоносную силу. Но еще не раздавалось творческого слова Божия.

Но вот, священник, став перед престолом, первым возгласом прославляет Творца и Создателя мира – Пресвятую Троицу: “Слава Святей и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков”. Потом он трижды призывает верующих: “Приидите, поклонимся, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Приидите поклонимся и припадем Ему”. Ибо “все чрез Него начало быть, (т. е. существовать, жить) и без Него ничто не начало быть, что начало быть” (Иоан. 1, 3).

В ответ на это призывание хор торжественно поет 103-й псалом о сотворении мира, прославляя премудрость Божию: “Благослови душе моя, Господа! Благословен еси, Господи! Господи, Боже мой, возвеличился еси зело (т. е. весьма) … вся премудростию сотворил еси. Дивна дела Твоя, Господи! Слава Ти, Господи, сотворившему вся!

Во время этого пения священник выходит из алтаря, проходит среди людей и совершает каждение всего храма и молящихся, а диакон предшествует ему с свечой в руке.

Каждение

Это священнодействие напоминает молящимся не только сотворение мира, но и первоначальную, блаженную, райскую жизнь первых людей, когда Сам Бог ходил среди людей в раю. Открытые царские врата знаменуют, что тогда райские двери были открыты для всех людей.

Но вот люди соблазненные диаволом, нарушили волю Божию, согрешили. Своим грехопадением люди лишились блаженной райской жизни. Они были изгнаны из рая – и двери райские для них закрылись. В знамение этого, по совершении каждения в храме и по окончании пения псалма, царские врата закрываются.

Диакон выходит из алтаря и становится перед закрытыми царскими вратами, как некогда Адам перед замкнувшимися вратами рая, и возглашает великую ектению:

Миром Господу помолимся
О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся …
Помолимся Господу, примирившись со всеми нашими ближними, не имея ни на кого гнева или вражды.
Помолимся, чтобы Господь ниспослал нам “свышний” – небесный мир и спас наши души…

После великой ектении и возгласа священника поются избранные стихи из первых трех псалмов:

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых.
Яко весть Господь путь праведных и путь нечестивых погибнет…
Блажен человек, который не ходит на совет с нечестивыми.
Ибо знает Господь жизнь праведных, и жизнь нечестивых погибнет…

Затем диакон возглашает малую ектению: “Паки и паки (еще и еще) миром Господу помолимся…

После малой ектении хор стихами из псалмов взывает:

Господи, воззвах к Тебе, услыши мя…
Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою…
Услыши мя Господи…
Господи! к Тебе взываю: услышь меня…
Пусть направится молитва моя, как фимиам кадильный к Тебе…
Услышь меня, Господи!..

Во время пения этих стихов диакон совершает каждение храма.

Этот момент богослужения, начиная от закрытия царских врат, в прошениях великой ектении и в пении псалмов, изображает бедственное положение, которому подвергся род человеческий после грехопадения прародителей, когда вместе с греховностью появились всякие нужды, болезни и страдания. Мы взываем к Богу: “Господи, помилуй!” Просим мира и спасения душ наших. Мы сокрушаемся о том, что послушались нечестивого совета диавольского. Мы просим у Бога прощения грехов и избавления от бед, и всю свою надежду возлагаем мы на милость Божию. Диаконское каждение в это время, означает те жертвы, которые приносились в Ветхом Завете, а равно и наши молитвы, возносимые к Богу.

К пению ветхозаветных стихов: “Господи воззвах:” присоединяются стихиры, т. е. песнопения новозаветные, в честь праздника.

Последняя стихира называется богородичен или догматик, так как эта стихира поется в честь Божией Матери и в ней излагается догмат (главное учение веры) о воплощении Сына Божия от Девы Марии. В двунадесятые праздники вместо богородична-догматика поется особая стихира в честь праздника.

При пении богородична (догматика), царские врата открываются и совершается вечерний вход: из алтаря северными дверями выходит свещеносец, за ним диакон с кадилом, а затем священник. Священник становится на амвоне лицом к царским вратам, благословляет крестообразно вход, и, по произнесении диаконом слов: “премудрость прости!” (значит: внимайте премудрости Господней, стойте прямо, бодрствуйте), входит, вместе с диаконом, через царские врата в алтарь и становится на горнем месте.

Вечерний вход

Хор в это время поет песнь Сыну Божию, Господу нашему Иисусу Христу: “Свете тихий святые славы Бессмертного Отца, Небесного, Святого, Блаженного, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святого Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными. Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит. (Тихий свет святыя славы, Безсмертнаго Отца небеснаго, Иисусе Христе! Достигши заката солнечного, видевши свет вечерний, воспеваем Отца и Сына и Святаго Духа Бога. Ты, Сын Божий, жизнь дающий, достоин быть воспеваем во все времена голосами преподобных. Потому мир прославляет Тебя).

Словарь “Правмира” – Молитва

В этом песнопении-гимне, Сын Божий именуется тихим светом от Небесного Отца, ибо пришел Он на землю не в полной Божественной славе, а тихим светом этой славы. В песнопении этом говорится, что только голосами преподобных (а не нашими грешными устами) может возноситься Ему достойная Его песнь и совершаться должное прославление.

Вечерний вход напоминает верующим о том, как ветхозаветные праведники, согласно обетованию Божию, прообразам и пророчествам, ожидали пришествия Спасителя мира и как Он явился в мир для спасения человеческого рода.

Кадило с фимиамом, при вечернем входе, означает, что молитвы наши, по ходатайству Господа Спасителя, как фимиам, возносится к Богу, а также означает и присутствие в храме Духа Святого.

Крестообразное благословение входа означает, что через крест Господень вновь открываются нам двери рая.

После песни: “Свете тихий…” поется прокимен, т. е. краткий стих из Священного Писания. На воскресной вечерне поется: “Господь воцарися, в лепоту (т. е. красоту) облечеся”, а в другие дни поются иные стихи.

По окончании пения прокимна, в большие праздники читаются паремии. Паремиями называются избранный места Священного Писания, в которых содержатся пророчества или указываются прообразы, относящиеся к празднуемым событиям, или преподаются наставления, исходящие как бы от лица тех святых угодников, чью память мы совершаем.

После прокимна и паремии диакон произносит сугубую (т. е. усиленную) ектению: “Рцем (скажем, будем говорить, начнем молиться) вси, от всея души и от всего помышления нашего, рцем…”

Затем читается молитва: “Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам…”

После этой молитвы, диакон произносит просительную ектению: “Исполним (доведем до полноты, принесем во всей полноте) вечернюю молитву нашу Господеви (Господу)…”

В большие праздники после сугубой и просительной ектении совершается лития и благословение хлебов.

Лития, слово греческое, значит общее моление. Лития совершается в западной части храма, около входных западных дверей. Это моление в древней церкви совершалось в притворе, с той целью, чтобы дать возможность стоявшим здесь оглашенным и кающимся принять участие в общей молитве по случаю большого праздника.

Лития

Вслед за литией бывает благословение и освящение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея, в память также древнего обычая раздавать пищу молящимся, приходившим иногда издалека, чтобы они могли подкрепиться во время продолжительного богослужения. Пять хлебов благословляются в воспоминание насыщения Спасителем пяти тысяч пятью хлебами. Освященным елеем (оливковым маслом) священник потом, во время утрени, после целования праздничной иконы, помазывает молящихся.

После литии, а если она не совершается, то после просительной ектении, поются “стихиры на стиховне”. Так называются особые, стихи, написанные в память воспоминаемого события.

Вечерня заканчивается чтением молитвы св. Симеона Богоприимца: “Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля”, затем чтением трисвятого и молитвою Господней: “Отче наш…”, пением Ангельского приветствия Богородице: “Богородице Дево, радуйся…” или тропаря праздника и, наконец, по троекратном пении молитвы праведного Иова: “Буди имя Господне благословенно отныне и до века”, завершительным благословением священника: “Благословение Господне на вас Того благодатию и человеколюбием – всегда, ныне и присно, и во веки веков”.

Конец вечерни – молитва св. Симеона Богоприимца и Ангельское приветствие Богородице (Богородице, Дево, радуйся) – указывают на исполнение обетования Божия о Спасителе.

Сразу же после окончания вечерни, при всенощном бдении, начинается утреня чтением шестопсалмия.

Чтец перед чтением Шестопсалмия

Утреня

Вторая часть всенощного бдения – утреня напоминает нам времена новозаветные: явление Господа нашего Иисуса Христа в мир, для нашего спасения, и Его славное Воскресение.

Начало утрени прямо указывает нам на Рождество Христово. Она начинается славословием ангелов, явившихся вифлеемским пастырям: “Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение”.

Затем читается шестопсалмие, т. е. шесть избранных псалмов царя Давида (3, 37, 62, 87, 102 и 142), в которых изображается греховное состояние людей, исполненное бед и напастей, и горячо выражается ожидающаяся людьми единственная надежда на милосердие Божие. Шестопсалмию молящиеся внимают с особым сосредоточенным благоговением.

После шестопсалмия, диакон произносит великую ектению.

Затем громко и радостно поется краткая, со стихами, песнь о явлении Иисуса Христа в мир людям: “Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне!” т. е. Бог – Господь, и явился нам, и достоин прославления идущий во славу Господа.

После этого поется тропарь, т. е. песнь в честь праздника или празднуемого святого, и читаются кафизмы, т. е. отдельные части Псалтири, состоящая из нескольких последовательных псалмов. Чтение кафизм, так же как и чтение шестопсалмия, призывает нас помыслить о нашем бедственном греховном состоянии и возложить всю надежду на милость и помощь Божию. Кафизма значит сидение, так как во время чтения кафизм можно сидеть.

По окончании кафизм, диакон произносит малую ектению, и затем совершается полиелей. Полиелей слово греческое и означает: “многомилостие” или “многое освещение”.

Полиелей

Полиелей есть самая торжественная часть всенощной и выражает собою прославление милости Божией, явленной нам в пришествии Сына Божия на землю и совершении Им дела нашего спасения от власти диавола и смерти.

Полиелей начинается торжественным пением хвалебных стихов:

Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Аллилуия!

Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуия!

Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Аллилуиа!

т. е. прославляйте Господа, потому что Он благ, потому что милость Его (к людям) во век – всегда.

При пении этих стихов в храме возжигаются все светильники, царские врата открываются, и священник, предшествуемый диаконом со свечою, выходит из алтаря и совершает каждение по всему храму, в знак благоговения к Богу и святым Его.

Утренние молитвы

Полиелей

После пения этих стихов поются в воскресные дни особые воскресные тропари; т. е. радостные песни в честь Воскресения Христова, в которых говорится, как ангелы явились мироносицам, пришедшим ко гробу Спасителя, и возвестили им о воскресении Иисуса Христа.

В другие же великие праздники, вместо воскресных тропарей, поется перед иконою праздника величание, т. е. краткий хвалебный стих в честь праздника или святого.

(Величаем тя, святителю отче Николае, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего)

Величание

После воскресных тропарей, или после величания, диакон произносит малую ектению, затем прокимен, и священник читает Евангелие.

На воскресной службе читается Евангелие о Воскресении Христа и о явлениях воскресшего Христа Своим ученикам, а в другие праздники читается Евангелие, относящееся к празднуемому событию или к прославлению святого.

Чтение Евангелия

По прочтении Евангелия, в воскресной службе поется торжественная песнь в честь воскресшего Господа:

“Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, ,единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш; разве (кроме) Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии поклонимся Святому Христову воскресению. Се (вот) бо прииде крестом радость всему миру, всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши”

Евангелие выносится на средину храма, и верующие прикладываются к нему. В другие праздники верующие прикладываются к праздничной иконе. Священник их помазывает благословенным елеем и раздает освященный хлеб.

После пения: “Воскресение Христово: поется еще несколько кратких молитвословий. Затем диакон читает молитву: “Спаси, Боже, люди Твоя”… и после возгласа священника: “Милостью и щедротами”… начинается пение канона.

Каноном на утрени называется собрание песней, составленное по определенному правилу. “Канон” слово греческое и значит “правило”.

Чтение канона

Канон разделяется на девять частей (песней). Первый стих каждой песни, который поется, называется ирмос, что значит связь. Этими ирмосами как бы связывается весь состав канона в одно целое. Остальные стихи каждой части (песни), большею частью читаются и называются тропарями. Вторая песнь канона, как покаянная, исполняется только в Великом посту.

В составлении этих песней в особенности потрудились: св. Иоанн Дамаскин, Косма Маюмский, Андрей Критский (великий покаянный канон) и многие другие. При этом они неизменно руководствовались определенными песнопениями и молитвами священных лиц, а именно: пророка Моисея (для 1 и 2 ирмосов), пророчицы Анны, матери Самуила (для 3-го ирмоса), пророка Аввакума (для 4 ирмоса), пророка Исаии (для 5 ирмоса), пророка Ионы (для 6 ирмоса), трех отроков (для 7-го и 8-го ирмосов) и священника Захарии, отца Иоанна Предтечи (для 9-го ирмоса).

Перед девятым ирмосом диакон возглашает: “Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим!” и совершает каждение храма.

Хор в это время поет песнь Богородицы:

“Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем… К каждому стиху присоединяется припев: “Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем”.

По окончании песни Богородицы, хор продолжает пение канона (9-ой песни).

Об общем содержании канона можно сказать следующее. Ирмосы напоминают верующим ветхозаветные времена и события из истории нашего спасения и постепенно приближают мысль нашу к событию Рождества Христова. Тропари же канона посвящены новозаветным событиям и представляют собою ряд стихов или песнопений во славу Господа и Божией Матери, а также в честь празднуемого события, или же святого, прославляемого в этот день.

После канона поются хвалительные псалмы – стихиры на хвалитех – в которых все творения Божии призываются к прославлению Господа: “Всякое дыхание да хвалит Господа…”

После пения хвалительных псалмов следует великое славословие. Царские врата открываются при пении последней стихиры (в воскресение богородична) и священник возглашает: “слава Тебе, показавшему нам свет!” (В древности этот возглас предварял появление солнечной зари).

Хор поет великое славословие, которое начинается словами:

“Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяемтися, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея…”

В “великом славословии” мы благодарим Бога за дневной свет и за дарование духовного Света, т. е. Христа Спасителя, просветившего людей Своим учением – светом истины.

“Великое славословие” заканчивается пением трисвятого: “Святый Боже…” и тропарем праздника.

После этого диакон произносит подряд две ектении: сугубую и просительную.

Утреня на всенощном бдении заканчивается отпустом – священник, обращаясь к молящимся, говорит: “Христос истинный Бог наш (а в воскресную службу: Воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш…), молитвами пречистыя Своея Матере, святых славных апостол… и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец”.

В заключение хор поет молитву, чтобы Господь сохранил на многие лета Православное Епископство, правящего архиерея и всех православных христиан.

Сразу же, после этого, начинается последняя часть всенощного бдения – первый час.

Служба первого часа состоит из чтения псалмов и молитв, в которых мы просим Бога, чтобы Он “заутра услышал глас наш” и исправил дела рук наших в продолжении дня. Оканчивается служба 1-го часа победною песнью в честь Божией Матери:

“Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице. Но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся Невесто неневестная.”

В этой песни Божию Матерь мы называем “победоносным вождем против зла”. Затем священник произносит отпуст 1-го часа. На этом заканчивается всенощное бдение.

“Закон Божий”, прот. Серафима Слободского

Возможно, Вам будут интересны эти материалы:

  • Молитва “Отче наш”
  • Что такое молитва?
  • Молитва “Символ веры”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *