Вячеслав чешский икона

Житие святого Вячеслава Чешского

Князь Вацлав Борживой, дед Вячеслава, был первым христианином княжеского рода во второй половине десятого столетия. Согласно преданию, Сватоплук, который правил соседней страной Великой Моравией, позвал в гости Борживоя. Князь Вацлав рассердился, потому что ему подали гостинцы на полу, хуже собак. Хозяин, видя гнев, объяснил, что он не может обедать рядом с язычником, потому что придерживается христианской веры. Князь Вацлав заинтересовался православием, а затем его вместе с женой Людмилой окрестил равноапостольный Мефодий.

За время правления Чехией супруги внесли весомый вклад в распространение христианства:

  • возводили храмы;
  • приглашали славянских священников;
  • жертвовали денежные средства на благие дела.

Князь Вацлав скончался молодым. Престол занял старший потомок Спытигнев, а после его гибели Братислав, отец Вячеслава, матерью была Драгомира.

Мать князя, княгиня Людмила имела большое влияние на сына и занималась воспитанием внуков Вячеслава (Вацлава) и Болислава. Отец Братислав погиб в бою с венграми, поэтому бразды государственного правления перешли к княжне Людмиле, так как внуки были маленькими. В борьбе за власть невестка Драгомира подослала к княжне наемных убийц, которые ее задушили собственной вуалью. Согласно историческим данным Вячеслав не смог простить матери убийство бабушки и сослал ее в крепость. Княгиня Людмила причислена к лику святых.

Князь Вячеслав был воспитан бабушкой в традициях православной веры:

  • отличался умом и хорошо учился;
  • он освоил три языка — старославянский, латинский и греческий;
  • заботился об образовании, покупал маленьких детей язычников, находящихся в рабстве, и вручал на воспитание священным служителям.

Князь Вацлав перенес останки Вита в Пражский храм, который построил в его честь. Он отличался великим благочестием и добротой. Страной управлял разумно, ответственно и справедливо. Князь уважал духовенство и достаточно средств жертвовал на украшение храмов, трудился для укрепления христианской веры. Время правления Святого Вацлава было периодом роста чешской государственности.

Католические духовники не могли смириться с дальнейшим распространением православия и настроили против него знатных особ и родственника Болеслава. Чтобы лишить жизни родного брата, он позвал его на крестины сыны. Князь Вячеслав не поверил окружению о том, что готовится заговор и отправился на праздник. Болеслав пошел с оружием на него, но тот, не желая гибели брата, оттолкнул его и ушел. У церковных ворот князя Вячеслава поджидали убийцы, один из которых воткнул копье.

Тело долго не погребали, почти три дня оно пролежало на месте убийства. Это обстоятельство вызвало большие волнения в народе. Драгомира, получив весть о гибели сына, предала его земле в княжеском дворе.

После убийства князя Вячеслава его брат Болислав начал борьбу с православием, требовал проводить службы на латинском языке, навязывал католическую веру. Через три года чувство вины и раскаяния заставили его перевезти останки брата в Прагу. Мощи Вячеслава Чешского находятся в соборе Святого Вита.

Князь Вячеслав — покровитель Чехии

Князь Вячеслав и его бабушка Людмила считаются покровителями Чехии. «Святой Вацлав, князь земли чешской” так начинается древний гимн страны. Он заслужил большую любовь народа, останки святого стали местом поклонения. Шлем, меч и панцирь служат священной реликвией. День смерти 11 сентября является праздником чешской государственности

Собор святого Вита культурное и историческое наследие Чехии, где на иконе Святого Вячеслава Чешского изображают в полный рост или по пояс. Одеяние с короной на голове и мечом в руке подчеркивает высокий статус. В левой руке крест свидетельство непреклонной веры.

На территории России храм Вячеслава Чешского построен в 2004 году в Барвихе Московской области.

Текст молитвы князю Вячеславу Чешскому:

О, великий воине Христов, святый мучениче княже Вячеславе! Призри от Горния славы на нас грешных, яда теплохладности вкусивщих. Молися о нас, святче Божий! Да сподобит нас Господь во дни апостасии благодать для покаяния стяжати, с состраданием на брата и с любовию на врагов взирати, без злобы святую веру в оправдание себе пред Богом в чистоте содержати. Да сподобимся твоими молитвами последняго Царя на Святей Руси от Господа прияти, с тобою наследниками Царствия Небеснаго стати: вечнаго познания творений Божиих и благостнаго славословия Пресвятой Троицы: Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Текст акафиста Вячеславу Чешскому:

Кондак 1

Богоизбранный княже и кроткий воине Христов, в роде христианскаго князя Богемии Боривоя и блаженней княгини Людмилы рожденный, родителями князем Вратиславом и княгиней Драгомирой с именем Вячеслава крещенный, величающе прославльшаго тя Господа, воспеваем ти похвальная. Ты же из младенчества христианскому благочестию наученный от всяких нас бед свободи:
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Икос 1

Ангелов Творец посла тя, святче Божий, Церкве Православней в укрепление, жаждущим ведения истины во благое вразумление, благочестивым житием твоим в назидательное окормление. Мы же, дивящеся таковому о тебе Промышлению Вседержителя, с радостию вопием ти:
Радуйся, страны Чешские украшение;
Pадуйся, смирением и кротостию показавый стезю духовнаго восхождения.
Радуйся, княже, блаженней Людмилы любимое окормление;
Pадуйся, христианским истинам верное научение.
Радуйся, Духа Святаго в сердце вместивый;
Pадуйся, огнем божественной любви душу свою распаливый.
Радуйся, разума Евангельскаго исполненный;
Pадуйся, землю Чешскую житием благим твоим в вере утвердивый.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 2

Видяще Господь чистоту помышлений сердца твоего, святый отче наш Вячеславе, избра тя в оружие Свое на земли Чешския в христианское просвещение, да утверждаемые твоими молитвами и наставлениями с надеждой вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Под сению блаженной Людмилы боговедение твое Господь укреплял еси, святче Божий, и в утверждение твое на прародительском престоле княже Вратислав на ступени алтаря пред лице святительское возвел еси тя, глаголя: Преподай, владыко, благословение сыну, наследнику моему. Мы же, видяще Божие благоволение к тебе, с радостию вопием ти сице:
Радуйся, подобно праведным праотцам Аврааму, Исааку и Иакову благословенный;
Pадуйся, в венчании равноапостольным царем Константину и Елене уподобленный.
Радуйся, от юности ревнителю благочестия богоизбранный;
Pадуйся, утверждения Православной веры источниче отрадный.
Радуйся, язычества дивный просветителю;
Pадуйся, аскетического жития ревнителю.
Радуйся, о словесном стаде Христовом земли Чешския попечение;
Pадуйся, о спасении народа твоего непрестанное помышление.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 3

Сила Вышняго служение княжеское твое воистину определила еси, веру в Господа нашего Иисуса Христа народу явно явил еси, днем и ночию храмы Божии для молений посещаяй, растерявших благодать святую к покаянию призываяй. Мы же, видяще попечения Божия сия, со умилением вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Благоволил еси Господь явити Своего светильника миру, тебе, святый отче Вячеславе, истины ведение, изобилие любве и кротости даровал еси, в умножении христианских добродетелей утвердил еси; все были равны пред лицем твоим. Сего ради поем Богу о тебе:
Радуйся, управителю земли Чешския верный;
Pадуйся, носителю духа кротости добропобедный.
Радуйся, богатым и убозим рабе верный;
Pадуйся, светом небесным наполненный.
Радуйся, сирот и вдов упование;
Pадуйся, душ христианских врачевание.
Радуйся, мирнаго духа хранителю;
Радуйся, язычества кроткий обличителю.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 4

Бури безумия и злоречия могущественных вельмож не убоялся еси, козни язычников превозмогаяй и землю Чешскую в Православии соблюдаяй. Мы же, победу духовну зря, с радостию вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Видящи язычества окружение, святче Божий, прилежно книги церковные изучал еси, духом ведения истины исполняяся, мудрости и твердости княжеской набираяся. Сего ради вопием ти:
Радуйся, чистый источниче вдохновения;
Pадуйся, гонимых за правду неизменное окормление.
Радуйся, убийц любимой наставницы блаженнной Людмилы обличение;
Pадуйся, родительницы твоея Драгомиры, коснеющей в язычестве, удаление.
Радуйся, в утверждении заповеди Божией с матерью примирение;
Pадуйся, греха краткаго отчуждения слезнаго омовение.
Радуйся, в возраст духовней зрелости неизменное восхождение;
Pадуйся, самобытное области твоея устроение.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 5

Боготечная звезда всем христианом страны твоея явился еси, святый мучениче Вячеславе, благочестивым житием на покаяние, на путь несения креста смиренно наставляяй. Мы же, верою узревши спасительность смирения и кротости на пути Христа, с радостию вопием ти: Аллилуиа.

Икос 5

Видевши вельможи страны Чешския великаго тя благочестия защитника, святый отче, брата твоего Болеслава ложию во искушение ввели, благочестие твое искажали. Мы же вси, твоему боголюбию дивящеся, вопием ти:
Радуйся, подвижниче богопрославленный и дивный;
Pадуйся, врагом рода человеческого, диаволом, поносимый.
Радуйся, к чистоте духовней, к вере в Истину призывавый;
Pадуйся, о любви Христовой житием твоим вещавый.
Радуйся, четырех твоих сестер в жены за князей окрестных стран с радостию отдавый;
Pадуйся, благодатию Святаго Духа страну твою омывавый.
Радуйся, брата Болеслава по-христиански возлюбивый;
Pадуйся, нивочто наговоры его на тя вменивый.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 6

Проповедует Святая Церковь подвизи и труды твоя, богоносне угодниче Христов, о славе Божией и о спасении всем возвещал еси, о благодатном пламенении души житием твоим благовествуяй, научай тем люди твоя благодарственно пети Господу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси светом истины в стране многострадальной, святый княже Вячеславе, любовию твоею образ Христа являеши, гробом гордости, тщеславия и себялюбия себе пред всеми утверждающе. Сего ради воспеваем ти таковая:
Радуйся, княжеское страны твоея окормление;
Pадуйся, всем жаждущим спасения и до ныне благое утешение.
Радуйся, украшением храмов и очищением душ верных ко спасению препровождаеши;
Pадуйся, княжеством твоим и верою православных христиан умудряеши.
Радуйся, стадо Христово святыми молитвами вразумляеши;
Pадуйся, волков в овечьих шкурах доныне обличаеши.
Радуйся, страны Чешские украшение;
Pадуйся, святой Людмилы Чешския достойное последование.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 7

Хотяй веру Православную на земли Чешския в чистоте утвердити, святче Божий, против языческаго князя Куримскаго с войском выступил еси, в желании овладеть страной Богемией его обличаяй и открыто на поединок напавшаго князя вызываяй. Мы же, видяще отважность веры твоея, благодарно со слезами вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Ведуще тя избранника Божия, святый отче наш Вячеславе, безмолвно стояло преданное тебе войско, суда Господня ожидаяй, и вот внезапу князь язычник пред лицем твоим светлый крест узрел еси; пав ниц, твое благодушное прощение обретаяй. Мы же, вси труды твои поминающе непрестанно воспеваем ти сицевая:
Радуйся, благочестия христианскаго попечителю;
Pадуйся, безкровной битвы победителю.
Радуйся, врачу наш скорый и благодатный;
Pадуйся, верных Господу Иисусу Христу защитниче славный.
Радуйся, градов чешских щит и ограждение;
Pадуйся, в вере Православной утверждение.
Радуйся, в нуждах упованию на Бога научаеши;
Pадуйся, богатство лишь на небе собирати призываеши.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 8

Божию милость видим на тебе, святый мучениче Вячеславе, благочестия дела творя на совет имперский опоздал еси, обвинения собравшихся князей смиренно принимаяй. Ангелов окрест тя и крест сияющий на челе твоем Бог кесарю открыл еси внезапно и пред тобою его ниц поверг еси для всех нежданно. Мы же, зря сокровища сия, со умилением вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь всем заступниче явился еси, блаженне отче Вячеславе, часть мощей святаго Вита у кесаря, повергшагося пред тобою, испросил еси и в граде Праге церковь в честь святаго освятил еси, на похвалу всех подвизая пети Богу:
Радуйся, престолу и главе духовней в стране Чешстей поревновавый;
Pадуйся, кафедру архиепископскую Божиим смотрением основавый.
Радуйся, подвигами и молитвою народу чешскому ходатаю спасения;
Pадуйся, приводяй всех жаждущих к источнику очищения.
Радуйся, согревающую благодать слуге твоему Подивою открываяй;
Pадуйся, следовати за Христом «след в след» в зимнем поле научаяй.
Радуйся, нощным печением святых просфор Бога славивый;
Pадуйся, детей язычников истинному Богу служити посвящавый.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 9

Всякое естество Ангельское удивися Промыслу милосердия Твоего, Боже наш, яко даровал еси нам толико мудраго и теплаго молитвенника и о спасении душ наших пред Престолом Твоим, Господи, попечителя. Кто сочтет, святче Божий, все труды твоя, яже сотворил еси, Господеви поя: Аллилуиа.

Икос 9

Всего себе Господу предал еси, мир Христов посреде людей утверждаяй и козни сатанинская любовию Христовой побеждаяй. Мы же, благочестивое житие твое зря, с любовию вопием ти:
Радуйся, дар прозорливости стяжавый;
Pадуйся, о перенесении тела святей Людмилы в девичию обитель святаго Георгия откровение Свыше восприявый.
Радуйся, монашество приняти возжелавый;
Pадуйся, будущее твое духом Святым познавый.
Радуйся, Ангельское и наше непрестанное удивление;
Pадуйся, носителю Божия прославления.
Радуйся, добровольной скудости не изменивый;
Pадуйся, Духа самоотвержения и любве приимый.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 10

Спастися хотяй всем человеком, иже на крове мучеников Своих Церковь основавый, сердцеведец Христос положи тя, отче наш Вячеславе, в сонме святых мучеников во основание храмины страны Чешския, да вси в ней сущия вопиют Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Наставниче был еси всем с верою к тебе прибегающим, святче Божий, стране Чешския щит и ограждение, и о чистоте Православныя веры славное попечение. Мы же обетованное святыми духовное возстание богохранимых стран славянских в молитвах призываем и в покаянии вопием сице:
Радуйся, крест страданий на рамена во утверждение Православия приявый;
Pадуйся, сердечную мягкость стяжавый.
Радуйся, отмстителем себе Господа избравый;
Радуйся, образе мытарева смирения.
Pадуйся, кроткий лик небеснаго прозрения;
Радуйся, странники и нищия питавый.
Pадуйся, благость Христовой любви познавый;
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 11

Пение благоуханное непрестанно Святей Троице и Деве Богородице возносяще, всеми помыслами, житием твоим, образом благочестия в стране твоея пребыл еси; подобно братием князиям Борису и Глебу на Святой Руси, предательство от брата Болеслава приял еси. Мы же, возлюбивше Бога за таковую милость, выну зовем Ему: Аллилуиа.

Икос 11

Богоизбранный воине Христов, святый мучениче княже Вячеславе, яко светозарное светило возсиял еси, кротость и смирение источаяй, смысл жития и смерти христианстей утверждаяй, любовию на стезю спасения, стезю несения креста во спасение души призываяй. Тем же поем ти:
Радуйся, поныне святые храмы Божии устрояеши;
Pадуйся, с любовию священство в них собираеши.
Радуйся, последний храм твой святому праотцу Аврааму посвятивый;
Pадуйся, брата твоего с благоговением на освящение пригласивый.
Радуйся, созидателю душ христианских славный;
Pадуйся, народа Божия любовь стяжавый.
Радуйся, воине Христов, явленный в подражание;
Pадуйся, отец чадолюбивый, Богом прославленный нам в утешение.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 12

К тебе любовь Пречистой Богородицы ведущи, святче Божий, на праздник святых Безсребреников ко брату Болеславу пребыл еси, яко овча, ведомое на заколение, смерть прозрел еси и кровь свою за Христа Бога пролити возжелал еси, словами сие предваряяй: Завтра на утреннем бдении райскаго предстоятеля святаго Михаила буду пити чашу, Владыка, ибо уже Архангеле душу мою Владыце обещал еси; вы же, радостно со мною ныне пиющие вино, ведайте, что от сего часа уже не буду пити оное с вами. Сего ради вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Церковь Божия земная славу небесную утверждаяй, поюще страдания твоя, подобно христопродавцу Иуде, брат твой Болеслав на пир нечестиваго скопища предателей увлек еси тя , великодушный святый мучениче Вячеславе, утром во вратах дома княжескаго смерть от меча брата и клевретов его с кротостию приял еси и на пороге церковном душу Господу предал еси. Мы же все сия зря, со слезами вопием ти:
Радуйся, святый княже, посланный нам во укрепление;
Pадуйся, образе Христов, призванный в покаянное очищение.
Радуйся, любящим тя ходатаю спасения;
Pадуйся, величающим тя и подражающим щит и ограждение.
Радуйся, немощным во благое утешение;
Pадуйся, всем верным победоносное благословение.
Радуйся, всех присных в Небесныя обители с собою призвавый;
Pадуйся, слезы поздняго раскаяния матери твоея Драгомиры познавый.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 13

О, предивный угодниче Христов, приими малое сие моление наше в похвалу тебе от православной братии возносимое, призри на нас немощных, ко греху преклонных, малопросвещенных, заботами обремененных и, предстоя в небесной славе пред Престолом Царя царствующих, молися о нас, великий княже: проси, святче Божий, да обрящем милосердие Его в день судный, в радости поюще Пресвятей Троице: Аллилуиа.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом князе Вячеславе Чешском:

Святой Вацлав

Запрос «Вацлав» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Святой Вацлав

Svaty Václav


Статуя св. Вацлава в Оломоуце (Чехия)

Рождение:

ок. 907 года
Чехия

Смерть:

28 сентября 935 или 936
Чехия

Почитается:

рядом христианских церквей

В лике:

святых

День памяти:

28 сентября

Покровитель:

Чехии

Категория на Викискладе

Святой Ва́цлав (святой благоверный князь Вячеслав Чешский; чеш. Václav, лат. Venceslaus, нем. Wenzel) (ок.

907 — 28 сентября 935 или 936) — чешский князь из рода Пржемысловичей, святой, почитаемый как католиками, так и православными, патрон Чехии. Правил с 924 года по 935 или 936 год. Сын князя Вратислава и стодорянской язычницы Драгомиры. В 13 лет оставшись без отца, Вацлав был воспитан своей бабушкой (матерью отца), святой Людмилой, в христианской вере. Его мать Драгомира была очень недовольна влиянием свекрови на сына и преследовала её, так что Людмиле пришлось удалиться в замок Тэтин. Тем не менее, матери не удалось вернуть Вацлава к языческим верованиям. С детства он отличался религиозностью.

Став князем, Вацлав ревностно вводил христианство в Чехии в западной (католической) форме. Был дружен с немецким императором Генрихом I, которого признавал своим сюзереном. В Праге он построил церковь во имя св. Вита.

Младший брат Болеслав был воспитан матерью и был близок к язычеству. Желая захватить престол, он составил заговор против Вацлава и, воспользовавшись поддержкой комитов — знатных вельмож, многие из которых оставались язычниками — совершил братоубийство. Следует отметить, что в ту эпоху подобный способ восхождения на трон был широко распространен. Вацлав был убит Болеславом и его союзниками во время пира (по иной версии — у входа в церковь). Интересно, что впоследствии Болеслав раскаивался в содеянном и, так как в день убийства у него родился сын, назвал его Страхквасом, что означало «страшный пир». Болеслав также дал обет посвятить сына служению Богу.

Вацлав пользовался большой любовью своего народа, и после смерти он был канонизирован церковью и стал патроном Чехии. Могила св. Вацлава в соборе св. Вита в Праге стала объектом паломничества. Его останки, шлем, меч и панцирь почитаются как святыня. День гибели св. Вацлава отмечается в Чехии на государственном уровне.

Имя Вацлава с 1848 года по предложению деятелей национального возрождения носит Вацлавская площадь в Праге; на ней в 1912 году установлен памятник князю работы Йосефа Мысльбека (ранее, в 1848—1879, на площади стояла статуя ещё XVII века, барочного скульптора Бендля, ныне перенесённая в Вышеград).

> Литература

  • Вацлав Святой // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки

  • Житие // Православие.Ru

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Князья и короли Чехии (Богемии)

Князья Чехии

Пржемысловичи

Борживой I (ок. 867 — ок. 900) • Спытигнев I (ок. 900 — 915) • Вратислав I (915 — 921) • Вацлав I Святой (921 — 935) • Болеслав I Грозный (935 — ок. 967) • Болеслав II Благочестивый (ок. 967 — 999) • Болеслав III Рыжий (999 — 1002, 1003) • Яромир (1002 — 1003, 1004 — 1012, 1033 — 1034)

Пясты

Владивой (1002 — 1003) • Болеслав IV Храбрый (1003 — 1004)

Пржемысловичи

Ольдржих (1012—1033) • Бржетислав I (1034—1055) • Спытигнев II (1055—1061) • Вратислав II (1062—1092) • Конрад I Брненский (1092) • Бржетислав II Младший (1092—1100) • Борживой II (1100—1107, 1117—1120) • Святополк Оломоуцкий (1107—1109) • Владислав I (1109—1117, 1120—1125) • Собеслав I (1125—1140) • Владислав II (1140—1172) • Собеслав II (1173—1178) • Фридрих (Бедржих) (1178—1189) • Конрад II Ота (1189—1191) • Вацлав II (1191—1192) • Пржемысл Отакар I (1192—1193, 1197—1198) • Генрих Бржетислав (1193—1197) • Владислав Йиндржих (1197)

Короли Чехии

Пржемысловичи

Владислав I (1158—1172) • Пржемысл Отакар I (1198—1230) • Вацлав I (1230—1253) • Пржемысл Отакар II (1253—1278) • Вацлав II (1278—1305) • Вацлав III (1305—1306)

Разные династии

Горицкая династия: Генрих Хорутанский (1306, 1307—1310) • Габсбурги: Рудольф I (1306—1307) • Люксембурги: Ян Слепой (1310—1346) • Карел I (1346—1378) • Вацлав IV (1378—1419) • Зигмунд Люксембургский (1419—1437) • Габсбурги: Альбрехт (1437—1439) • Ладислав Постум (1453—1457) • Подебрады: Йиржи из Подебрад (1458—1471) • Хуньяди: Матвей (Матиас) I Корвин (1469—1490) • Ягеллоны: Владислав II (1471—1516) • Людовик I (1516—1526)

Габсбурги

Фердинанд I (1526—1564) • Максимилиан II (1564—1576) • Рудольф II (1576—1611) • Матиас II (1611—1619) • Фридрих Пфальцский (из династии Виттельсбахов, 1619—1621, фактически не правил) • Фердинанд II (1619—1637, формально с 1621) • Фердинанд III (1637—1657) • Фердинанд IV (1646—1654, номинально) • Леопольд I (1657—1705) • Иосиф I (1705—1711) • Карел II (1711—1740) • Мария Терезия (1740—1780) • Иосиф II (1780—1790) • Леопольд II (1790—1792) • Франц I (1792—1835) • Фердинанд V (1835—1848) • Франтишек Йозеф (1848—1916) • Карел III (1916—1918)

Благоверный князь Вячеслав Чешский

Дни памяти: 4 марта (Перенесение мощей), 28 сентября
Святой Вячеслав, князь Чешский

Благоверный Вячеслав (он же Винчеслав или Вацлав), князь Чешский, был внуком святой княгини Людмилы, которая воспитала его в христианской вере. Получив прекрасное образование от пресвитера Павла, ученика святителя Мефодия, святой Вячеслав владел славянским, латинским и греческим языками и был всесторонне образован. Отец его, князь Ростислав (Вратислав) погиб в 920 году в бою с уграми (венграми), и 18-летний Вячеслав вступил на княжеский престол.

Он управлял мудро и справедливо, заботясь о христианском просвещении своего народа. Выкупая детей язычников, проданных в рабство, он отдавал их на воспитание в христианском духе. Князь Вячеслав был миролюбив, почитал духовенство, украшал храмы. Он много потрудился для укрепления христианства в Чехии. Он перенес мощи мученика Вита в столицу Чехии, Прагу, построил для них великолепный храм во имя святого Вита.

Немецкое духовенство, преследовавшее раньше святителя Мефодия, противодействовало и святому Вячеславу и восстанавливало против него завистливых вельмож. Эти вельможи стали интриговать против Вячеслава и уговорили его младшего брата Болеслава занять престол. Чтобы избавиться от Вячеслава, Болеслав пригласил его на освящение храма. Вячеслав отказался верить слугам, которые предупреждали его о заговоре. Он пошел в храм к утрене, и на пороге храма был убит своим братом и его друзьями. Это произошло в 935 году. Изрубленное тело святого Вячеслава несколько дней лежало без погребения, отчего народ негодовал и волновался. Мать, узнав об убиении Вячеслава, похоронила его тело в церкви при княжеском дворе. Кровь, пролитую в церковных дверях, долго не могли отмыть. Болеслав, став правителем, занялся искоренением Православия в Чехии и насаждением католичества. Он настаивал на служении литургии только на латинском языке. Под давлением народа, почитавшего Вячеслава как мученика, братоубийца, по-видимому, раскаялся и перенес его мощи в Прагу, похоронил их в церкви святого Вита. Страстотерпец Вячеслав вместе с княгиней Людмилой почитаются покровителями Чехии.

Мистическая Прага

Святой Вацлав
Вацлав — сын князя Вратислава I и княжны Драгомиры, родился около 907 года. В 924 году он принял власть в нестабильной области. Брат Вацлава Болеслав стал зачинщиком нападения, и Вацлав был убит утром 28 сентября 935 года по дороге на утреннюю молитву в костел в Старом Болеславе. Болеслав немедленно захватил власть.


Шлем св. Вацлава

Реликварий — бюст св. Вацлава

Реликварий св. Вацлава

Значительная роль святовацлавского культа принадлежит шлему святого. Как минимум его ободок и наносник происходят со времен Вацлава. Это должен быть тот шлем, который, согласно преданию, помог святому выиграть битву с князем Радиславом.


Палладиум земли Чешской

У Вацлава был верный слуга Подивен. Его имя связано с Палладиумом — священным предметом, охраняющем Чешскую землю от врагов. Св. Мефодий сделал металлическую иконку Девы Марии с Сыном и подарил ее св. Людмиле. После ее смерти св. Вацлав унаследовал иконку и носил ее на груди. После убийства Вацлава его слуга Подивен снял с него иконку и спрятал от осквернения. Позже враги настигли Подивена и убили его. Око 1160 года иконку выкопал в поле крестьянин и преподнес староболеславскому капитулу. На месте находки, недалеко от места убийства Подивена, была поставлена часовня. Во время гуситских войн она была сожжена, а иконка уничтожена. Часовня была восстановлена, а иконка воссоздана неизвестным мастером по сохранившимся описаниям. В начале 17 века в Старом Болеславе для Палладиума был построен большой храм Успения Девы Марии.

В фундаментах собора св. Вита на Пражском Граде находятся остатки ротонды cв. Вита, которую вроде бы основал сам св. Вацлав около 925 года. Св. Вацлав был похоронен в южной апсиде ротонды. Карл IV велел его останки изъять и похоронить в новом алтаре, а череп поместил в отдельный реликварий. Само место могилы осталось в сущности неизменным. Апсида находилась прямо под нынешней часовней св. Вацлава.
Костел св. Вацлава в Просеке — часть Святого пути, по которому перевозили тело мученика из Старого Болеслава на Пражский Град. Костел был частью Святого пути. В 17 веке по сторонам дороги были построены часовенки на расстоянии друг от друга, равном длине Карлова моста. Дорога вела от места убийства через Карлов мост к захоронению св. Вацлава в храме св. Вита.
Ангелы в Праге
Ангелы — символы невидимых сил, посредники между миром людей и Богом. Прагу с ангелами связывает предание о Староновой синагоге. Предки пражских евреев построили ее еще две тысячи лет назад, после уничтожения Второго храма в Иерусалиме. Тесаные блоки из обломков иерусалимской святыни, вероятно, перенесли в Прагу небесные ангелы и построили прекрасный молитвенный дом.
Ангелы вошли в легенду о св. Вацлаве. Самая старая из легенд 1230-1250 гг. рассказывает, что Вацлав был приглашен императором Генрихом на дворянское собрание. Вацлав опаздывал, император разгневался и приказал князьям ни в коем случае не уступать опоздавшему место под страхом быть обезглавланными. Вацлав прибыл на третий день собрания, а когда вошел в зал, то ко всеобщему удивлению место ему уступил сам император. Оказывается Генрих увидел сияющий крест на челе входящего Вацлава, которого сопровождали два огромных ангела.
После собрания император предложил Вацлаву разные богатства, но тот попросил время подумать. Во сне Вацлаву явился св. Вит, поэтому на следующее утро гость попросил святую реликвию — кость руки останков св. Вита, которую он получил со словами «Вот рука в знак нашего союза». Для этой реликвии св. Вацлав построил в Праге ротонду.
Рыцарь святого Грааля
«От столицы эта кровавая битва направится к горе Бланик, где войско расположится между Блаником и Начерадцем у деревни Бейковиц. И тут начнется бой. Там, где произойдет эта великая битва, сверкает водная гладь пруда. Перед битвой из него со временем аисты и другие птицы вынесут всю траву, и несколько лет перед бланицкой войной он будет пустым и высохшим. От той битвы он наполнится кровью так, что она будет переливаться и через запруды. И будет крик великий, и ржание коней, звук барабанов и такая стрельба, крупная и мелкая, что тот грозный шум будет слышан на 24 мили. Сам бой продлится целых 12 дней, Потом на тринадцатый день Бог пошлет своим верным помощь: из горы Бланик вырвется войско, которое Он там содержал. Как только войско появится, страх охватит врага, который, убегая, так разрушит Прагу, что следа от нее не останется. Собравшимся верным священник отслужит мессу на пне посреди пруда…
Так романтично пересказал Алоиз Йирасек известную легенду о бланицких рыцарях в «Пророчествах Сивиллы» — Гора Бланик окутана легендами. Якобы в ней спит войско рыцарей, управляемое самим покровителем Чехии св. Вацлавом. Вацлав стал синонимом национальной гордости и опоры в тяжелые времена.

Однако сюжет о правителе, который в нужный момент придет на помощь своему народу, довольно старый. Он появляется и в легендах о короле Артуре. Цикл легенд об Артуре включает в себя мотив святого Грааля — чудесной чаши, в которую была собрана кровь Христа. Поиск святого Грааля стал центральным сюжетом легенд о рыцарях Круглого стола короля Артура.
Магическая сила войска Артура имеет параллель с войском Вацлава, скрытом в Бланике. Бланицкая пещера может иметь связь с пещерой, в которую был заключен советник Артура друидский маг Мерлин. И он, заколдованный, ждет своего часа в пещере.
При ближайшем рассмотрении обнаруживается и следующее сходство. Король Артур взял в жены красавицу Гвиневру, которая изменила ему с его лучшим другом рыцарем Ланцелотом. Тот, хоть и неблагородного происхождения, прослыл самым храбрым из рыцарей Артура. Вацлавская легенда тоже говорит о женщине, которую набожный князь взял в жены с целью продолжения рода. Он тоже был обманут своим придворным. Как и Артур, он не наказал их, а простил.
Благодаря этим и иным подробностям, а прежде всего личности чешского князя, можно рассматривать св. Вацлава как рыцаря святого Грааля, т.е. носителя благородного христианского света, обогащающего духовную жизнь тех, кого он освещает. В таком же духе понимал святовацлавский культ и император Карл IV.
Братоубийство как судьба народа
Убийство князя членами дружины его младшего брата Болеслава предзнаменовало ряд мрачных событий, которые как тень, скрывают другую сторону чешской души. Убийство Вацлава можем рассматривать как тень, брошенную на судьбу чешского народа.
Однако было бы несправедливо воспринимать Болеслава как подлеца. Его качества правителя были бесспорны. Он, в отличие от Вацлава, стремился к независимости государства. Во время его правления к государству Пршемысловцев были присоединены Моравия с Поважским районом и временно часть Силезии. Он основал чеканку чешских монет — динариев, которые были в обороте до 1300 года.
Его сына Болеслава II Благочестивого летописец Космас воспел как «наихристианейшего человека, отца сирот, защитника вдов, утешителя скорбящих». Болеслав II расширил чешское государство на Краковскую область, а в 973 году основал в Праге епископство. Во время его правления князь Вацлав увенчан ореолом мученичества.
Но и при его правлении доходит до братоубийства, противоположному тому, что совершил его отец. Славниковичи были чешским родом, возможно, родственным Пршемысловичам. Убийство целого рода Славниковичей в 995 году у Либице хотя и было, таким образом, братоубийством, но укрепило позиции правящей династии и укрепило создаваемое государство. Это произошло 28 сентября, в годовщину смерти св. Вацлава, а завоеванная Либице досталась Вршовицам, которых спустя столетие, 27 октября 1108 года, постигла та же участь. Так два необычайных убийства, брата и массовое, стояли у истока могучего и процветающего государства Пршемысловичей, позже Чешского королевства и Чешской республики.


Умирающий князь Вацлав

Вернемся к убийству Вацлава. В сознании большинства сохранился образ св. Вацлава, который держится за дверь староболеславского костела и спрашивает: «Брат, что же ты делаешь?». И мужественно защищается мечом, который с пиететом хранится в Святовитском храме вместе с коронационными регалиями. Вацлав мог бы противостоять предавшему брату-язычнику, но не перевесу сил наемных убийц. Его жизнь заканчивается мученической смертью. К сожалению, большая часть из этого не соответствует действительности.

Из исторических записей узнаем о верном слуге Вацлава Подивене. Этот дворянин и друг помогал Вацлаву в приготовлении облаток и вина и принимал участие в его добрых делах. Согласно одной легенде, зимой ходил за Вацлавом строго по его следам на снегу, чтобы согреться. Подивен предупреждал Вацлава о предательстве и насилии со стороны Болеслава. И все же посещение Болеслава состоялось. На Вацлава напали у дверей костела свв. Космы и Дамиана. Хотя он шел на богослужение без оружия, ему удалось отразить нападение брата, но он был убит членами дружины его брата. После смерти Вацлава Подивен отправился в ссылку, но вскоре вернулся и скрывался. Одного из убийц Вацлава он лишил жизни, после чего схвачен князем Болеславом и повешен в лесу у Старого Болеслава. Тело якобы три года оставалось нетленным, потом было снято и похоронено у св. Вита в Праге.
Меч, который с почтением хранится как святовацлавский, был изготовлен через несколько веков после смерти Вацла, вероятно, по приказу Карла IV, который был усердным распространителем культа св. Вацлава.
Нападение на мученика произошло не у входа в костел, а у костельной ограды. Не исключено, что было не убийство, а несчастная потасовка двух братьев. Возможно, Болеслав хотел предотвратить собственное убийство, которое против него мог задумать Вацлав с Драгомирой.
Известно также, что Болеслав был не язычником, а христианином, как и его брат, память которого он потом почитал. Странно и то, что Вацлав шел на утреннюю мессу без личной охраны.
Интересен факт, что убийство св. Вацлава произошло очень близко ко дню равноденствия, когда свет и тьма (день и ночь) равны. Это переломный период, когда сила ночи возрастает, а природа начинает готовиться к зимнему сну.
Покровитель Чешского государства
Личность князя Вацлава как национального покровителя и святого играет важную роль в судьбе Чехии. Это символ и опора в особенно тяжелые времена. Вацлав начал играть эту роль вскоре после своей смерти, в середине 10 века. С 11 века святого часто изображали с соединенными руками и ореолом, а с 12 века, в связи с усилением могущества Чехии, виде рыцаря со щитом и хоругвью как главного покровителя и защитника Чешского государства.
Расширение святовацлавского культа незамедлительно продолжилось и в Моравии, сразу после ее присоединения к Чехии. Распространяли его моравские князья Спитигнев II (1048-1054) и Вратислав II (1054-1061), а культовым центром стал Оломоуц. Эта великолепная резиденция моравских удельных князей была также и самым старым монетным двором, называемым castrum sancti Wenceslai.
Возможно, портрет Вацлава находится среди изображений пршемысловских правителей, написанных в первой половине 12 века на стенах ротонды св. Катержины в Знойме. Но портреты не просто идентифицировать, поэтому трудно определить, это человек в шляпе с широкими полями или кто-то другой.
Почитание св. Вацлава представляет одну из основных частей пршемысловского, и особенно люксембургского понимания королевской власти. Карл IV хорошо понимал значение святовацлавского культа. Его кульминацией можем считать оформление коронационных регалий. Так называемая святовацлавская корона, вероятно, была изготовлена уже в 1346 году, т.е. еще до коронации Карла. Вацлавская традиция была сильна и в гуситское время. Хотя позже, в послебелогорский период ослабла, во время барокко ее снова оживили.
Доныне очень популярная английская рождественская коляда Good King Wenceslas looked out, которую в 1856 году написал англиканский духовник Джон Мейсон Нил, добавила ему всемирной славы и произвела из князей в короли. Культ Вацлава в Англии может иметь корни гораздо более старые. Они могут достигать конца 14 века, когда Анна, дочь императора Карла IV, вышла замуж за английского короля Ричарда II. В честь св. Вацлава строились храмы, его образ охраняет алтари, ворота, крепостные стены, королевскую чеканку монет. Вацлав освящает договоренности, идет во главе войска. К нему возносятся молитвы, в его руки вложена учредительная булла университета, его защите доверены судьбы мальчиков и девочек, крещенных во Христе именем Вацлава. Вацлав — не только легенда. Он — живая надежда, представитель лучших качеств характера чехов. Bohumil Vurm Прага. Тени минувшего
Главная страница • Praga Mystica • Мать городов • Марианская колонна • Принятие христианства • Святой Вацлав • Под знаком красной звезды • Расцвет Пршемысловичей • Готика в Праге • Карл IV • Возрожденная Прага • Карлов мост • Мостовая башня • Кафедральный собор как возвращение к корням • Часовня св. Вацлава • Вацлав IV и Прага. Знак зимородка • Братство обруча. Часовня Тела Господня • Община Чешских братьев • Братья ван Эйк в Праге

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *