Выставка в храме Христа

&nbsp &nbsp &nbsp В обходной галерее Преображенской церкви Храма Христа Спасителя открылась постоянная экспозиция «Награды Русской Православной Церкви. За труды понесенные…».
&nbsp &nbsp &nbsp Выставка открыта по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и приурочена к 100-летию восстановления Патриаршества в России. Экспозиция раскрывает тему священного воинства и духовной защиты российского государства.
&nbsp &nbsp &nbsp Учредители большинства наград Русской Православной Церкви — Патриархи: Алексий I, Пимен, Алексий II, Кирилл.

&nbsp &nbsp &nbsp На выставке собрана воедино вся наградная система Русской Православной Церкви – ордена, медали и знаки отличия, которыми РПЦ отмечает труды и заслуги в пастырском служении, богословской и научной деятельности, восстановлении храмов, миссионерских, благотворительных, социальных и просветительских трудах духовенства и мирян.

&nbsp &nbsp &nbsp Экспозиция всесторонне раскрывает современную наградную систему Русской Православной Церкви в том виде, который она приобрела при правящем Патриархе Кирилле, соответственно Положению о наградах Русской Православной Церкви, принятому в 2013 году, и демонстрирует 17 орденских комплектов, патриаршие медали, знаки и памятные медали.

&nbsp &nbsp &nbsp Орден Святого равноапостольного князя Владимира (первая награда после восстановления Патриаршества, учрежденная в 1957 году), Орден Святого апостола Андрея Первозванного (высшая награда Русской Православной Церкви, учрежденная в 1988 году в память 1000-летия Крещения Руси); награды, которыми удостаивают женщин – Орден Преподобной Ефросиньи, великой княгини Московской и Орден Святой равноапостольной княгини Ольги, епархиальные награды, в том числе, медаль в честь чудотворной Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии трех степеней — эти и многие другие ордена и медали впервые собраны вместе.
&nbsp &nbsp &nbsp Награждая орденами и медалями мирян, Русская Православная Церковь не только отмечает и поощряет их заслуги, но и вверяет их покровительству святых, деяния которых наиболее созвучны богоугодным поступкам награжденных.
&nbsp &nbsp &nbsp Экспонаты выставки предоставлены Геральдическим советом при Патриаршей наградной комиссии.

&nbsp &nbsp &nbsp 14 ноября 2015 года в «Центре Искусств. Москва», в комплексе зданий Храма Христа Спасителя, прошло открытие выставки «Художественные сокровища России: от иконы до живописи модерна. Лучшее из российских собраний» на которой москвичам и гостям города были представлены настоящие художественные сокровища России из лучших отечественных коллекций.
&nbsp &nbsp &nbsp Выставка организована ООО «Международные выставочные проекты» и Фондом Храма Христа Спасителя при поддержке столичного Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма.
&nbsp &nbsp &nbsp Куратор выставки — Андриан Мельников, коллекционер, галерист, член Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров.

&nbsp &nbsp &nbsp Сотрудничая с ведущими галереями России и Европы, частными и корпоративными коллекционерами, Центр намерен регулярно проводить тематические выставки живописи, арт-акции, лекции, полноценные театральные спектакли и концерты, способные стать заметным «культурным событием» не только выставочной практики, но и театрально-музыкальной жизни столицы.

&nbsp &nbsp &nbsp В экспозиции представлено более 300 экспонатов: иконы работы известнейших иконописцев, полотна прославленных художников, выполненные в технике масла, темперы, гуаши, графические работы.
&nbsp &nbsp &nbsp В число авторов, чьи полотна экспонируются, вошли В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, А.И. Куинджи, И.К. Айвазовский, К.С. Петров-Водкин и многие другие.

&nbsp &nbsp &nbsp Однако громкие имена художников в данном случае еще не означают, что на экспозиции будут представлены широко известные обществу картины. Организаторы мероприятия подготовили для проекта только те полотна из собраний частных коллекционеров и галерей, которые ранее не экспонировались перед широкой публикой.
&nbsp &nbsp &nbsp Помимо художественных произведений изобразительного искусства, аудитории представлены ценные предметы, элементы антикварной мебели и предметы декоративно-прикладного искусства.

&nbsp &nbsp &nbsp В выставочных залах используются самые передовые технологии. Световые решения подчеркивают индивидуальность каждого шедевра. А звуковое сопровождение позволяет буквально «услышать» сюжет картины. Благодаря технологии «дополненной реальности», гости мероприятия могут не только узнать о произведении и его авторе, но и увидеть, как картины «оживают» на экране мобильного устройства.

&nbsp &nbsp &nbsp 5 ноября 2015 года в обходной галерее нижней Преображенской церкви Кафедрального Соборного Храма Христа Спасителя состоялось открытие

«Патриаршего музея церковного искусства».

&nbsp &nbsp &nbsp Торжественную церемонию открытия возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

&nbsp &nbsp &nbsp В мероприятии принял участие министр культуры Российской Федерации В.Р. Мединский.

&nbsp &nbsp &nbsp Церемонию открытия посетили председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве митрополит Истринский Арсений, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Воскресенский Савва, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протоиерей Владимир Диваков, ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев, руководитель Издательства Московской Патриархии, председатель Искусствоведческой комиссии при Епархиальном совете г. Москвы протоиерей Владимир Силовьев, столичное духовенство.
&nbsp &nbsp &nbsp В мероприятии приняли участие председатель Московской городской Думы А.В. Шапошников, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культуры г. Москвы А.В. Кибовский, руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма г. Москвы В.В. Черников, директор Третьяковской галереи З.И. Трегулова, директор Государственного исторического музея А.К. Левыкин, вице-президент Российской Академии художеств архитектор М.М. Посохин, представители музеев Москвы.

&nbsp &nbsp &nbsp С 1998 года в галерее Преображенской церкви располагался филиал Музея истории города Москвы — Музей Храма Христа Спасителя. Экспозиция была посвящена истории собора — его созданию, гибели и возрождению. В 2003 году при музее открылась выставка церковного искусства.
&nbsp &nbsp &nbsp Сейчас, по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, выставка церковного искусства обретает новый формат и становится Патриаршим музеем из двух экспозиций —

«История Храма Христа Спасителя»
и «Церковное искусство».

&nbsp &nbsp &nbsp В состав экспозиции вошли памятники церковного искусства V-ХХ веков, переданные в дар Предстоятелям Русской Православной Церкви — приснопамятному Патриарху Алексию II и Святейшему Патриарху Кириллу.

&nbsp &nbsp &nbsp Экспонаты, представленные на выставке, демонстрируют многообразие христианской культуры разных стран, школ и направлений. Большая часть коллекции — иконы, разные по стилю, технике исполнения, времени написания, степени сохранности. Экспозиция дает представление об историческом и географическом аспектах развития иконописи как жанра церковного искусства.
&nbsp &nbsp &nbsp Экспонаты из Византии, Палестины, Малой Азии, Македонии, Сербии, Болгарии, Греции, Кипра, Италии, Грузии и Северной Европы соседствуют на выставке с русскими иконами Новгородской, Московской, Псковской, Строгановской школ.

&nbsp &nbsp &nbsp По словам куратора выставки, клирика Храма Христа Спасителя, протоиерея Георгия Мартынова, самые ранние памятники русской иконописи, представленные на выставке, относятся к XIV в. — это иконы Архангела Михаила и Архангела Гавриила.
&nbsp &nbsp &nbsp Один из экспонатов выставки — египетский фаюмский портрет (техника и манера исполнения фаюмских портретов позволяет исследователям утверждать, что они стали, в некотором смысле, одним из прообразов древнейших произведений иконописи).
&nbsp &nbsp &nbsp Среди экспонатов выставки:
&nbsp &nbsp &nbsp — палестинская мозаика (V-VI вв.);
&nbsp &nbsp &nbsp — византийская икона Рождества Христова (конец XIV — начало XV в.);
&nbsp &nbsp &nbsp — литые иконы из Византии, Грузии и Малой Азии (V-XII вв.);
&nbsp &nbsp &nbsp — потир (XII в.);
&nbsp &nbsp &nbsp — редкий по иконографии образ святого великомученика Георгия Победоносца с «двойным чудом» (XVI в.);
&nbsp &nbsp &nbsp — икона Богоматери Палестинской с Младенцем (Сиенская школа, XIV в.);
&nbsp &nbsp &nbsp — икона огненного восхождения пророка Илии с житием святого (сер. XVI в.);
&nbsp &nbsp &nbsp — редкое собрание минейных тонких икон-«таблеток» (XVI в.), представляющих собой изображения святых, размещенных на 12-ти двухсторонних иконах в соответствии с порядком церковного календаря.
&nbsp &nbsp &nbsp — триптих, написанный В.М. Васнецовым для Всемирной выставки в Париже 1899 года.

&nbsp &nbsp &nbsp В настоящее время продолжается научное изучение коллекции, планируется публикация каталога. Вскоре после открытия основной экспозиции будет оборудован дополнительный экспозиционный зал.
&nbsp &nbsp &nbsp Музей открыт для посетителей ежедневно с 10.00 до 17.00.

Центр искусств. Москва

Выставка в Центре искусств в Москве

«Центр искусства. Москва» — это, пожалуй, самая необычная частная художественная галерея Москвы. Она расположена на территории главного русского собора, Храма Христа Спасителя. «Центра искусств. Москва» представляет выставку частных коллекций, которые никогда ранее не показывались публике. Особенностью Центра является и то, что академическое искусство показано с использованием инновационных технологий (освещение, звук, голограмма).

Когдадо 15.08.2019 ГдеЦентр искусств. Москва, м. Кропоткинская Сколько стоитот 150 ₽ Ближайшие даты

В двенадцати залах «Центра искусств. Москва» разместилось более трехсот экспонатов – это коллекция икон, полотна величайших представителей русской живописной школы, таких как И. И. Шишкин, И. К. Айвазовский, М. В. Нестеров, В. М. Васнецов, К. П. Брюллов, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, Ф. А. Васильев, С. Ф. Щедрин, А. И. Куинджи, картины старых мастеров кисти Корнелиса де Хема, Яна Брейгеля Младшего, Йоса де Момпера, а так же тематический зал с временной экспозицией. В 2018 году зал посвящен перекрестному году Россия-Япония и там размещена уникальное собрание произведений декоративно-прикладного искусства Японии эпохи Мэйдзи.

Помимо выставки в стенах Центра проводится насыщенная научно-просветительская программа: развивающие мастер-классы для детей и взрослых, лекции по искусству, литературные и музыкальные вечера.

Вы можете купить билеты в Центр искусств на сайтах наших партнеров

Покупая товары и услуги у наших партнеров, вы можете получить бонусные баллы на нашем сайте, которые можно обменять на билеты и купоны на любые развлечения и мероприятия. Приобрести билеты, купоны, а также другие товары и услуги можно, кликнув по соответствующей кнопке. Вы будете перенаправлены на сайт партнера, где можно осуществить покупку. Стоимость товаров и услуг может отличаться от представленной.

В Музее русской иконы в Москве открывается уникальная выставка старообрядческих древностей «Сокровище вечное. Церковные древности из собрания Анны Васильевны Мараевой». Выставка подготовлена Музеем русской иконы совместно с Серпуховским историко-художественным музеем при участии Государственной Третьяковской галереи, Русской православной старообрядческой церкви, а также ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря.

На выставке представлены более ста экспонатов: иконы, меднолитые образы, рукописные книги, графические листы с портретами духовных наставников старообрядцев, а также личные вещи Анны Васильевны Мараевой.

Анна Мараева (1845-1928) — серпуховская видная деятельница старообрядчества из купеческого рода, собирательница старинных книг, рукописей и икон. После национализации в 1918 году коллекция Анны Мараевой была разделена между Серпуховским историко-художественным музеем и Государственной Третьяковской галереей. Выставка «Сокровище вечное» — место встречи некогда разделенного наследия.
На выставке представлены такие уникальные произведения, как икона «Омовение ног» из Серпуховского музея. Образ, имеющий в своей основе живопись XVI столетия, был записан в старообрядческой традиции в XIX веке. На сегодняшний момент древняя живопись частично раскрыта. В выставке будет участвовать и древнейший из принадлежавших Анне Мараевой моленный образ — византийская икона «Распятие» XIV века, после национализации попавшая в Государственную Третьяковскую галерею.

Об уникальности и масштабности выставочного проекта, а также ценности экспонатов рассказал на пресс-конференции в ТАСС митрополит Московский и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви Корнилий: «Старообрядцев всегда отличали грамотность, начитанность, трудолюбие, трезвый образ жизни, честность. Старообрядчество — это не то, что возникло 350 лет назад после печального раскола, а это продолжение тех православных традиций, которые были на Святой Руси. Первым старообрядцем, можно сказать, был князь Владимир, который принес на русскую землю всю полноту православия. И это нереформированное православие до сих пор с Божьей помощью сохраняется старообрядцами. Мы говорим «старообрядческая икона», а это икона, <созданная> по тем древним традициям, канонам, которые были закреплены на Стоглавом соборе 1551 года. Тогда наши предки сказали, что нужно сохранять традиции, которые начали Андрей Рублев, Даниил Черный, и старообрядцы всегда это хранили. Но не просто хранили в сундуках, в запасниках, это хранение осуществлялось через их подвиг, подвиг самоотречения, подвиг, который иногда сопровождался гонениями и даже казнями. Очень важно понимать, что эти традиции, эти духовные ценности они отстояли».

Митрополит Корнилий отметил, что образцы раннего иконописного искусства отличают «утонченное искусство, искусство духа, которое, к сожалению, ушло после печального раскола». Тогда «проникновение западных традиций в русское церковное творчество неизбежно привело к трансформации иконописных образов, а старообрядцы все эти годы хранили древние традиции и хранят до сих пор».

Выставка «Сокровище вечное. Церковные древности из собрания Анны Васильевны Мараевой» не только демонстрирует широкой публике выдающееся иконное собрание, но и показывает на его примере масштаб таких явлений как русское предпринимательство, благотворительность и меценатство. Музей русской иконы, в стенах которого проходит выставка, создан благодаря усилиям частного лица — предпринимателя и мецената Михаила Абрамова.

Выступая на пресс-конференции в ТАСС, посвященной открытию выставки, Михаил Абрамов сказал: «Это первая выставка старообрядческих икон. Нам очень приятно, что она проходит в нашем музее. Огромная благодарность старообрядцам, которые сохранили эти уникальные памятники в таком замечательном состоянии, что они дошли до сегодняшних дней».

Говоря о миссии музеев и частных коллекционеров, Михаил Абрамов отметил: «Мы всего лишь временные хранители этих замечательных памятников, которые должны увидеть наши потомки». О себе лично меценат сказал, что он, прежде всего, в своей деятельности руководствуется огромным желанием сохранить уникальное наследие: «Это же уникальное явление, оно есть только в нашей стране, его больше нет нигде. Наш музей проводит большую просветительскую работу: выставки, экскурсии, международные проекты, где мы показываем всему миру, что такое красота русской иконы. Не все это понимают, не все это знают. Многим кажется, что это связано с религией, с вероисповеданием. На самом деле, это абсолютно не так. На самом деле, это мощнейшая культурная основа всей нашей страны. Уверен, что центр древнерусского искусства обязательно должен существовать в нашей стране. Тогда и жители нашей страны, и наши гости поймут, насколько мы великая нация, и насколько мы культурны и образованны изначально».

В своем выступлении митрополит Корнилий особо отметил значимость прошедшего в Москве в октябре этого года Всемирного старообрядческого форума: «Для нас это историческое событие. Впервые за 350 лет после печального раскола старообрядцы с помощью нашего правительства смогли собраться в Москве. Представители всех ветвей старообрядцев сели за общий стол переговоров. О культурном наследии, о духовном наследии, о необходимости возрождения России как великого государства. Обсуждали вопросы взаимной поддержки в таких культурных вопросах, как книгопечатание, сохранение древних раритетов, для того, чтобы вместе начать важную компанию переселения старообрядцев, которые, к сожалению, были рассеяны по всему миру, на родную для них русскую землю. Объединение очень важно. Всегда, когда люди разъединяются, работают силы дьявола. А мы как православные, должны соединять».

Мы спросили Михаила Абрамова о судьбе иконы «Всевидящее око», которую он подарил Патриарху Кириллу.

Редкие земли: Михаил Юрьевич, вы дарили икону патриарху Кириллу. Что это за икона?

Михаил Абрамов: Я Святейшему уже не одну икону подарил… В собрание нашего музея икона «Всевидящее око» попала как образец уникальной иконографии. Я ее подарил Святейшему, а Святейший подарил ее Счетной палате Российской Федерации. Конкретно — Сергею Владимировичу Степашину. Символично, что «Всевидящее око» будет помогать ему следить за тем, чтобы государственные ценности не разбазаривались.

Вопросы от журнала «Редкие земли» митрополиту Корнилию.

Редкие земли: Какой должна быть дистанция с государством у религиозной организации?

Митрополит Корнилий: Мы знаем несколько исторических эпизодов взаимодействия с государством. После раскола было страшное гонение и со стороны верхних слоев, и со стороны духовенства. К сожалению, вся история рода Романовых, кроме первого царя, это история гонения старообрядцев. Разоряли моленные, уничтожали иконы. У Лескова это описано в произведении «Запечатленный ангел». В советское время, можно сказать, всем досталось. Сейчас для старообрядцев — необыкновенное время. После эпох таких гонений мы видим доброе отношение. Нас приглашают к сотрудничеству — поделиться своими духовными ценностями, начать очень важный для нашей страны процесс духовного возрождения. По-моему мнению, высший эшелон власти понимает, что нам необходимо возвращаться в ту Святую Русь, к духовным корням, а после этого, обогатившись, идти дальше по пути развития нашего государства. Мы благодарны сейчас нашему правительству. Посещение нашего духовного центра Президентом Владимиром Владимировичем Путиным было важным событием, историческим событием. Впервые за 350 лет глава государства посетил наш духовный центр в Москве. Мы видим доброе отношение государства. Мы готовы к сотрудничеству в таких вопросах, как переселение старообрядцев из-за рубежа. Правительство разработало целую программу. Мы активно принимаем участие в выпуске книг, духовных акциях. Но главное, это — моление, наше православное моление за тех, кто трудится на благо нашей Родины».

Редкие земли: Были ли представители Украины на Всемирном старообрядческом форуме?

Да, на форуме были украинские представители. На Украине действует наша Русская православная старообрядческая церковь. Она совершенно автономна от тех событий, которые там происходят. Около 50 приходов. Живут они мирной жизнью, молением, строят храмы».

Выставка «Сокровище вечное. Церковные древности из собрания Анны Васильевны Мараевой» открывается 1 декабря и продлится до 1 марта 2019 года. Вход и экскурсии бесплатные. Вся информация — на сайте Музея русской иконы.

Справка

Музей русской иконы был создан по инициативе предпринимателя и мецената Михаила Абрамова. Это единственная в России частная коллекция византийского и древнерусского искусства, официально преобразованная в общедоступный музей, статус которого подтвержден включением его в российский комитет IСOM (International Council of Museums) и Союз музеев России. Экспозиция была открыта в 2006 году в залах московского бизнес-центра «Верейская плаза». Новый музейный комплекс на Таганке был торжественно открыт для посетителей в январе 2011 года. Он объединяет два особняка XIX – начала XX века на Гончарной улице, реконструированных и специально оборудованных для экспонирования и хранения памятников. Ныне Музей русской иконы не только самое крупное в России и значительное по уровню произведений частное собрание, насчитывающее почти пять тысяч экспонатов, но и, безусловно, самое широкое по охвату материала. Оно включает позднеримские образцы, раннехристианские и византийские древности VI–XIV веков (некоторые из них не имеют аналогов даже в крупных музеях страны), греческие памятники, а также целый музей эфиопской христианской культуры. Основу коллекции составляет около тысячи произведений русской иконописи, отличающихся многообразием иконографии, высоким художественным уровнем и широкими временными рамками.

Музей русской иконы

Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 26 октября – выставка «Иконописные сокровища Российской империи. Памятники XVIII века – начала ХХ века из Третьяковской галереи и Музея русской иконы».

Гости передачи – куратор выставки, заместитель директора музея по экспозиционной и выставочной работе Наталия Горькова и заместитель директора по связям с общественностью Сергей Богатырев.

На фасаде Музея русской иконы недавно добавилось: «имени Михаила Абрамова».

Именно на основе частного собрания Михаила Абрамова и стал в свое время развиваться Музей русской иконы. Его открытие в здании на Гончарной улице в 2011 году произвело немалое впечатление на музейное сообщество технической оснащенностью. Специалисты отметили и интересные экспонаты, и присутствие в экспозиции инсталляций, представляющих мастерскую иконописца или старообрядческую молельню. Публика оценила, наконец, принципиальную бесплатность музея для зрителей.

В дальнейшем, однако, внимание привлекали, наряду с постоянной экспозицией, и выставки тематические собственные, и выставки привозные (только в минувшем сезоне можем вспомнить старообрядческую икону из Серпухова и выставку Невьянской школы из Екатеринбурга). Музей и сам отправлял выставки в другие города России, а там и в другие страны. Наряду с экспозициями развивались публикации и лекционная программа.

Нынешняя выставка тоже готовилась как путешествующая. Однако планы пришлось поменять – и сначала икона периода Российской империи (то есть с XVIII до начала ХХ века) демонстрируется в Москве. В память об основателе музея, погибшем этим летом в авиакатастрофе.

Обратимся к экспозиции выставки. Она представляет период относительно поздний – и в результате долгое время недооцененный. Кураторы подчеркивают, однако, что и здесь есть свои любопытные стороны.

Всего на выставке более сотни экспонатов, из которых полтора десятка предоставлены Третьяковской галереей. В том числе несколько скульптурных работ – и на самом деле религиозная скульптура вовсе не была запрещена в православии.

Еще любопытное из Третьяковки: семифигурный деисусный чин, в котором делается попытка возвратиться к традициям рублевской школы. Здесь, к тому же, интересен фон, благодаря которому весь комплект получил название «Облачный».

Мстёра и Палех – две ярких иконописных школы того времени (это потом мастерам из знаменитых иконописных школ придется переквалифицироваться в авторов плакеток и шкатулок). В Музее иконы этим школам уделяется существенное внимание. Вот пример палехской работы – миниатюрные композиции в иконе не столь уж большого размера.

Мстёра и обращение к модному романтическому историзму: князь Владимир и сцены крещения Руси.

Но есть в поздних мстёрских иконах и элементы стилистики модерна.

«Неопалимая купина» из Выговской старообрядческой пустыни.

Невьянскую икону с Урала представляет княгиня Ольга с житием – и, невзирая на свой XIX век, с сохраняющимися элементами барокко.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *