Яблочный спас сценарий

Это блюдо практически невозможно испортить. А улучшать можно до бесконечности.

Гелия Делеринс

Мы переезжаем! Я стою у плиты посреди коробок и пытаюсь выискать уже уложенную в ящик форму: пеку пирог для новых соседей. Без яблочного запаха и дома никакого не получится.

Компьютер тоненько пищит: пришла электронная почта. Из Москвы мне пишет подруга Августа: «На рынке все прилавки в яблоках. Люди приходят в гости и осторожно спрашивают: а у вас с яблонями как? И если вдруг не растут или еще слишком молодые и не плодоносят, то быстро бегут к машине и притаскивают огромный мешок яблок. Вот какой в этом году урожай! Так что я целыми днями пеку шарлотки с корицей. А дом украсила осенними букетами».

С яблоками так всегда — любой разговор непременно закончится домом. А тут вдогонку еще одно письмо, на этот раз из французской глубинки, грустное, но о том же — о яблоках. Другая моя подруга, Клер, рассказывает, что ураган поломал старые яблони в саду. «Хорошо, хоть дом уцелел, — вздыхает она и рисует смайлик. — Дом тоже старый».

Опять дом! Его пироговый запах я помню хорошо: мама Клер всегда кидала яблочные очистки в огонь, поэтому там годами стоял запах печеного яблока. Жалко деревья…

А яблоки есть везде. Даже алмаатинские «прилавки» (так называются не рыночные стойки, а холмы вокруг города) уже забыли про свое первородство. Яблоня родом из Средней Азии, но торговцы и путешественники, пока сновали по шелковым и перечно-коричным путям из Европы в Азию и обратно, столько огрызков разбросали по обочинам и столько выплюнули через плечо косточек, что все давно уже позабыли, откуда пришла яблоня, — она растет повсюду.

С яблочными пирогами тоже так: Августа спрашивает, как французы готовят настоящую французскую шарлотку, я пересылаю вопрос Клер, а та утверждает, что шарлотка — русский пирог! И шлет в доказательство отсканированные страницы из старых кулинарных книг. А там черным по белому: шарлотка и в скобочках — русский яблочный пирог. Пересылаю Августе. «Тогда дай другой рецепт, — пишет она, — хочется новенького». И соседи просят у меня непременно французский пирог. Вот же она, наконец, моя форма со съемным дном, на самом дне коробки!

Так что начну прямо с теста. Я о нем уже много раз писала, но снова повторю, потому что тесто здесь — главный французский элемент, оно не дрожжевое и не сметанное, а рубленое. А это значит, и быстрое, и несложное, и главное — в конце его почти не будет чувствоваться. Высыпаю горкой муку, кладу на нее кусок масла и начинаю рубить его ножом — на маленькие куски. Именно ножом, как того требует название: масло лучше руками не трогать, а то тесто получится жестковатым и тяжелым. Остается только добавить щепотку соли и немного холодной воды. Под конец скатаю из мелких кусочков колобок, тут уж придется, конечно, руками, но все равно только кончиками пальцев. Тесто должно получиться эластичное и не липнуть к рукам. Главное — положить его хотя бы на час в холодильник. Не знаю почему, но без этого будет невкусно. А за этот час как раз приготовлю яблоки.

Эх, хотела бы я пройти теми дорогами до Алма-Аты, хотя бы чтобы добыть тамошний апорт! Вот только в Алма-Ате у меня подруги нет, и не спросишь, существует ли еще это яблоко, что и вчетвером не съешь. Во всяком случае, в России апорта больше не найдешь, поэтому возьму гранни смит. Во-первых, за то, что его вывела в своем садике австралийская старушка миссис Смит (вон куда забралось азиатское деревце!), а во-вторых, оно кислое и крепкое. Сначала приготовлю из него пюре. Ну да, я знаю, пюре можно купить, но почистить и порезать кубиками пару яблок тоже несложно. Зато потом можно подышать над кастрюлей таким запахом, что не хуже, чем из камина, от покупной банки такого не получишь. На дно налью пару столовых ложек воды (чтобы с первого момента не подгорело, а дальше яблоки и сами выпустят сок), положу кусочки яблок, посыплю сахаром и буду томить. Через четверть часа пюре готово. Остальные яблоки тоже почищу, выну серединку и порежу: сначала на половинки, потом на четвертинки, а потом на тонкие-тонкие дольки.

Вот и можно собирать пирог воедино. Возьму от нашего теста половину (а другую половину положу в морозилку, на следующий раз, потому что из него выйдет еще один пирог). Раскатываю тоненько, в несколько миллиметров, и переношу на форму. Моя любимая форма не пригорает, но я по старой привычке смазываю ее маслом. Накалываю дно в нескольких местах вилкой, чтобы не вздувались пузыри, и выкладываю густым слоем яблочное пюре. А сверху плотно, одну к другой, кладу яблочные дольки, начиная от внешнего края формы и постепенно приближаясь к центру. Все, можно ставить в духовку при 200°, опять вдыхать яблочный запах и снова приступать к коробкам. Какой будет пирог — я точно знаю, столько раз его делала. Сверху яблоки запекутся (верный признак, что нужно вынимать), а внутри останется мягкое пюре. Вот только я не решила, добавить ли мне в пюре ванили или корицы. Это серьезный вопрос —речь идет о запахе моего будущего дома. Пожалуй, с корицей буду есть шарлотку у Августы в гостях. А у меня пусть пахнет ванилью…

Французский яблочный пирог

Тесто

Мука — 300 г

Сливочное масло — 150 г

Вода — 100 г

Щепотка соли

Начинка

Средние яблоки — 5 шт. (из них 3 для пюре)

Сахар — 3-4 ст. л.

Ванилин или 1 пакетик ванильного сахара

В ГОСТЯХ У ЯБЛОНЬКИ. (ФОЛЬКЛОРНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)

В ГОСТЯХ У ЯБЛОНЬКИ.

(ФОЛЬКЛОРНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)

Программныезадачи:

—приобщатьдетей кдуховно-нравственным ценностям

—познакомить с народным праздником » Яблочным спасом»

—расширять знания детей о целебных свойствах яблок

—формировать интерес к традициям отечественной культуры

— учить заботиться о ближних

ВЕД: Здравствуйте гости дорогие, желанные! Будьте здоровы и счастливы! А наша встреча пусть будет весёлой и радостной, потому что она посвящена русскому народному празднику с красивым названием » Яблочный спас». Близится время урожайных сборов. Первым поводом к радости о щедрости землистал сегодняшний день. Пришёл Спас – яблоко припас!.

ВЫХОДЯТ ДЕТИ НА СТИХИ.

1 РЕБ: В это яблочное лето закрома полным-полны,

Солнцем радостным согреты, красны яблоки крупны.

2 РЕБ: На ладошке у ребёнка солнце яркое лежит.

Улыбаются глазёнки, сок по пальчикам бежит.

3 РЕБ: Все хрустят сегодня сладко, унеслась далёко грусть,

возит яблоки лошадка, пахнет яблоками Русь!

ВЕД: Есть первый Спас-Медовый, второй Спас — Яблочный и третий – Ореховый или хлебный.

В день второго Спаса в церкви освящали яблоки и считали этот праздникглавнымпраздником лета.К этомупразднику приурочивали сбор и заготовку яблок. Днем пилияблочный квас и компот, ели пироги,катали яблоки с горки. А вечером выходили на улицу и водили хоровод.

Традиция кушать в этот день яблоки и загадывать желание существовала на Русидавно, при этом нужно было, проглатывая первый кусочек,загадывать «Спасово» желание.Оно обязательно должно исполниться. Сейчас мы пригласим ребят, которыерасскажут вамо приметах, связанных с Яблочным Спасом.

( дети рассказывают народные приметы)

1. Если на Яблочный Спас сухой день — то осень будет сухой,

если дождливый — то зима будетсуровой.

2 .Пришел Спас – всему час: плоды зреют.

3. Какой второй Спас – такой и январь.

4. Яблочный Спас – встреча осени-осенины.

5. Яблочный Спас — всему час: шубу припас.

6. Второй Спас – держи рукавички прозапас.

ВЕД: В сад зелёный мы пришли, где ты, яблонька, скажи?

ЯБЛОНЬКА на экране.

ЯБЛОНЬКА: Здесь я, здесь я, детвора, Рада встрече с вами я.

Я под солнышком росла, Раннею весной цвела.

Меня люди поливали, Птицы песни напевали,

Солнышко лучами грело,

Чтобы яблочки мои созрели.

Яблочки есть и для вас, ведь сегодня праздник –Спас

ВЕД: Ну, тогда, яблонька – красавица, угости наших детей своими наливными да румяными яблоками.

ЯБЛОНЬКА: Ишь вы какие быстрые да резвые, вы сначала для меня спляшите, песни спойте да стихи прочтите.

ВЕД: Для тебя сейчас споём в хороводе мы своём.

ХОРОВОД С ЯБЛОНЬКОЙ.

Во саду зелёном яблонька стояла,

И ветвями детям яблонька кивала.

Мы стоим внизу, подставляя ладошки,

Брось скорей, красавица, яблок нам немножко.

Яблоньке красавице мы рукой помашем,

Для неё красавицы мы сейчас попляшем.

ВЕД: С удовольствием сейчас частушки пропоём про Спас.

Частушки про яблочный спас.

ВЕД :Нынче праздник у нас, нынче яблочный спас.

Мы споём для вас частушки и порадуем вас.

МАЛЬЧ:Мы на дереве сидели, яблоки сорвать хотели

Как подуло ветерком, с яблоньки мы кувырком.

ДЕВ:Мы с подружкой в сад ходили, яблоко мы там нашли.

Мы вдвоём его тащили, еле-еле донесли.

МАЛЬЧ: Утром, вечером и днём все мы яблоки жуём,

Ведь здоровым чтобы быть, нужно яблоки любить.

ДЕВ:Мне вчера принёс Алёшка спелых яблочек немножко,

А сегодня приходил и варенья попросил.

ВЕД :Нынче праздник у нас, нынче яблочный спас.

Спели все уже частушки и порадовали вас.

ЯБЛОНЬКА: Что ж, порадовали вы меня. Вот вам за это 2 яблочка наливных, да не простых, а игровых.

В круг скорее вы вставайте, яблочки передавайте.

ИГРА С ЯБЛОКАМИ.

Катись, катись, яблочко, по нашему кругу,

Найди ,найди, яблочко, для себя ты друга.

Говорят: В круг, дружочки, выходите

И для нас скорей спляшите.

ВЫХОДЯТ ДЕТИ НА СТИХИ.

РЕБ: Вместе с солнышком встаём,

Вместе с птицами поём.

С добрым утром! С ясным днём!

Вот так славно мы живём!

РЕБ: Праздник весёлый сегодня встречаем,

Песни поём, пляшем, играем.

Шумный яблочный Спас

Всем подарочки припас.

Эстафета «Перенеси яблоко»

ВЕД : Отгадаете загадки, вмиг увидите отгадки.

ЗАГАДКИ О ФРУКТАХ.

Близнецы на тонкой ветке, все – лозы родные детки.

Гостю каждый в доме рад, это сладкий…

( Виноград)

Все о ней боксёры знают, с ней удар свой развивают.

Хоть она и неуклюжа, но на фрукт похожа…

(Груша)

Знают этот фрукт детишки, любят его есть мартышки.

Родом он из жарких стран, в тропиках растёт…

( Банан)

С виду он, как рыжий мяч, только вот не мчится вскачь.

В нём полезный витамин, это спелый …

(Апельсин)

Само с кулачок, красный бочок.

Тронешь пальцем – гладко, а откусишь – сладко.

(Яблоко).

-Достать трудно, на зуб твердо

Кругом гладко, в середке сладко.

( Орех)

Кафтан на мне зеленый

И сердце как кумач.

На вкус, как сахар, сладок

На вид-похож на мяч.

(Арбуз)

Когда спело: душисто, румяно, золотисто.

Будто медом налилось, видно семечки насквозь.

(Яблоко)

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят

Очень любят бусы эти

Дети, птицы имедведи.

( Малина)

ВЕД : Молодцы! Хорошо отгадываете загадки. Пришло время хоровод поводить.

«По малину в сад пойдем»

ВЕД : Молодцы! Пришло время поиграть, развеселиться,вместе порезвиться.

Игра «Собери яблоко» (дети),

» Кто быстрее съест яблоко» родители).

» СОРВИ ЯБЛОКО С ДЕРЕВА»

«ПЕРЕНЕСИ ЯБЛОКО В ЛОЖКЕ»

ЯБЛОНЬКА: Вы, ребята, молодцы

Для меня и пели и плясали

Яблокурожай собрали

И я в долгу не останусь, сказку вам покажу.

Садитесьпоудобней да смотрите повнимательней.

Кукольный спектакль

«Яблочки для лесных зверят»

ВЕД:Здравствуйте мои хорошие! Здравствуйте мои пригожие! Хотите, верьте, а, хотите проверьте, правда давно это было, но я , ребятки, ничего не забыла.

Яблонька красавица в лесу вырастала,
Жарким летом всех плодами угощала.

Приходили к ней зайчата и бельчата,

Рвали яблочки волчата и лисята.

А теперь одно осталось, поглядим, кому оно досталось.

Вон, смотрите, зайка побежал, Яблочко он увидал.

ЗАЙКА: Ах, красивое какое, это яблоко лесное!
Вот бы съесть сейчас его, не достану, высоко!

ВЕД: Тут ворона пролетала, яблоко то увидала.

ВОРОНА: Ах, какое наливное это яблочко лесное!

Так и хочется склевать, надо мне его сорвать.

ЗАЙКА: Эй, Ворона, помоги, яблоко моё сорви!

ВОРОНА: Это яблоко моё! Я себе сорву его.

Ворона срывает яблоко. В это время появляется Ёжик и яблоко падает на него.

ЁЖИК: Ах, какое наливное это яблоко лесное.

И оно теперь моё, я, пожалуй, съем его!

ЗАЙКА: Эй, постой-ка, серый Ёж, куда яблоки несёшь?

Это яблоко моё, первым я нашёл его!

ВОРОНА: Нет, моё! Постой, братва, яблоко сорвала я!

Значит яблоко моё. Я ,Ворона, съем его!.

ВЕД: Каждый яблоко тянет к себе.

Не шумите, в лесу быть беде!

Шум и крик такой поднялся,

Что медведь перепугался.

Прибежал и говорит:
МЕДВЕДЬ: Что за драка, что за крик?

Отвечайте, не хитрите,

Почему вы так кричите?

ЁЖИК: Ты, медведь нас рассуди.

ЗАЙКА: Ты нас, Миша, помири.

Кому яблоко отдать, кто же должен его взять?

МЕДВЕДЬ: Что ж, согласен, так и быть,

Постараюсь помирить.

Кто же яблоко нашёл?

ЗАЙКА: Заяц к яблоньке пришёл!

МЕДВЕДЬ: А кто яблоко сорвал?

ВОРОНА: Я, кар-кар! Я, кар-кар!

МЕДВЕДЬ: А кто яблоко поймал?

ЁЖИК: Серый Ёжик, хоть и мал!

МЕДВЕДЬ: Я скажу вам: все вы правы,

Ждёт вас каждого награда.

ВОРОНА: Но ведь яблоко одно, кому достанется оно?

МЕДВЕДЬ: Подскажу вам, так и быть:

НАДО ЯБЛОКО ДЕЛИТЬ!!!

Медведь делит яблоко на дольки.

МЕДВЕДЬ: Дольку Зайчику дадим.

И Вороне угодим!

Это долька для Ежа,

Эта лишняя одна.

ВСЕ ЗВЕРИ: Нет, не лишняя она. Эта долька – для тебя!

Ты, Медведь, всем угодил!

Всех зверей ты помирил!

ВСЕ ЗВЕРИ ТАНЦУЮТ.

ЯБЛОНЬКА: Вот такая сказка. Я вам тоже яблочки раздам, а вы их сами делите, да не ссорьтесь, как ворона с ёжиком, всё делите поровну.

ВЕД: Можешь не сомневаться, Яблонька, наши дети настоящие друзья и всё делят пополам.

Они даже песню такую знают «Всё мы делим пополам» и с удовольствиемеё сейчас споют.

ЯБЛОНЬКА: Вот и здорово.

Яблочки вы получайте,

Песню звонко запевайте.

Мне же уходить пора

До свиданья ,детвора!

Герои сказки угощают детей яблоками. Дети расходятся по группам.

Сценарий внеклассного мероприятия «Фестиваль спелых яблок»

Фестиваль спелых яблок

Мероприятие подготовила и провела учитель 3 «В» класса С.А.Садыкина.

Цели и задачи.

  • Узнать и рассказать о яблоках все самое интересное

  • Развивать познавательный интерес к привычным объектам окружающего мира.

  • Обеспечивать условия для эмоционального отношения к яблоку.

  • Закреплять знания о возможных источниках информации: книги, взрослые, телевидение, Интернет, экспериментальная деятельность и др.

  • Обогащать отношения родителей и детей через общение в совместной познавательно-творческой деятельности.

Кабинет украшен яблоками (объёмными аппликациями). На стенах — нарисованные яблоки с мудрыми высказываниями о яблоках. На выставке детские работы, где главный герой – яблоко (натюрморты, яблоневый сад и т.д.).

Все атрибуты для оформления кабинета к мероприятию выполнены ребятами.

1 Ведущий: Здравствуйте гости дорогие, желанные! Будьте здоровы и счастливы. А наша встреча пусть будет веселой и радостной, потому что она посвящена очень вкусному фрукту. А что это за фрукт вы узнаете, если отгадаете загадку:

В руке моей волшебный фрукт-

Очень ценный он продукт.

Расскажем все о нем сейчас —

Слушайте же наш рассказ.

Сей фрукт, известен нам с тех пор,

Когда леса росли так густо,

И человек вдруг яблоко нашел.

Он съел его и понял – это вкусно.

2 ВЕДУЩИЙ: Осень — пора всевозможных торжеств и дат, связанных с продуктами. В октябре и ноябре не только Россия, но и Европа светиться ярмарками, фестивалями и выставками. В литературе существует очень много мифов и легенд с упоминанием о яблоках. Послушайте, пожалуйста.

1 …………………………

Первое место в мире, как по площади насаждений, так и по сбору плодов занимает яблоня. Яблоки – это ценный, питательный плод, известный с древнейших времён. О яблоке упоминается в Библии как о наивкуснейшем плоде.

2 ……………………………..

21 октября в Великобритании и 20 февраля в США ежегодно отмечается День яблока. Яблоня – самое популярное фруктовое дерево в мире и вполне заслуживает такого праздника в свою честь.

3. ……………………………….

Праздник яблок есть и в России. В народе даже праздник Преображение Господне, отмечаемый 19 августа, называли Яблочным Спасом. Так как именно к этому времени поспевают яблоки. По случаю праздника в храмах проводили торжественные богослужения, освящались яблоки, и только с этого дня их разрешалось есть. Считалось, что фрукт полностью налился соком и полезными свойствами. Днём пили яблочный квас и компот, ели пироги с яблочной начинкой, катали яблоки с горки: чье дальше. А вечером выходили на поляны и водили хоровод. Традиция кушать в этот день яблоки и загадывать желание существовала на Руси повсеместно. При этом нужно было, проглатывая первый кусочек, загадывать «спасовое» желание. Оно обязательно должно исполниться. Несправедливо обойти стороной этот вкусный фрукт. Поэтому мы сегодня пригласили всех на «Фестиваль спелых яблок»

А

УЧИТЕЛЬ А яблочко румяное

Все катится быстрей,

Зовет играть с собою

И взрослых и детей.

1 ИГРА. Веселый хоровод.
Дети становятся в круг и под музыку начинают передавать друг другу яблоко. Когда музыка внезапно прекращается, тот, у кого в этот момент оказалось яблоко, должен выполнить задание. Его зачитывает ведущий, или же ребенок сам вытягивает одну из карточек с написанным заданием. Например: изобразить самолет, показать объевшегося кота, сделать комплимент соседу справа, спеть, станцевать, прокукарекать и т.д

4 …………………….

В древних мифах яблоки – символ знания, власти, мудрости , солнечного тепла , плодородия и бессмертия . Недаром яблоня считается священным деревом бога солнца Аполлона, имя которого происходит от того же корня, что и современное английское слово apple.

5………………………

Миф о Геракле

Согласно древнегреческому мифу о Геракле, самым трудным его подвигом на службе у Эврисфея был последний, двенадцатый подвиг: он должен был найти на краю земли золотое дерево, охранявшееся звонкоголосыми Гесперидами вместе со стоглавым драконом, никогда не смыкавшим глаз сном, и добыть три золотых яблока.

1 Ведущий: Яблоки – это один из самых древних фруктов, которые появились на Земле. Археологи утверждают, что даже пещерные люди употребляли яблоки в пищу. Плиний Старший описывает 23 сорта, известных в Риме. Благодаря римским солдатам яблоко перекочевало в Европу, и теперь это один из самых популярных и доступных фруктов. Вот научные факты и открытия об яблоках.

1 …………………………………………

  • Благодаря яблокам, Архимед открыл закон гидростатики (закон Архимеда): на тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила. По легенде, он от злости на служанку стал топить яблоки, так как она не вовремя принесла их, и в процессе этого занятия и сделал свое главное открытие. Яблоко на 25% состоит из воздуха, именно поэтому оно не тонет, если бросить его в воду. Чтобы достать яблоко из воды, за ним не нужно нырять

2……………………………………….

Молодильное яблоко — предмет славянских сказок, делающий молодым того, кто его съест. По преданию, этим сказочным плодам часто сопутствовала живая вода. За тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко – помолодеет, а слепцу умыть глаза водой из колодца – будет видеть…

3 ……………………………………………

На Исаака Ньютона упало яблоко, и он открыл закон земного тяготения. Яблоку достается от истории не на шутку – на этот раз известный казус, как сидел себе сэр Ньютон под деревом, никому не мешал, а тут на него яблоко и упало. И вот результат – история, рассказанная Вольтером, о том, как закон всемирного тяготения был открыт после соображений и впечатлений от упавшего на голову яблока.

4 ………………………………..

В эпоху Возрождения яблоко было самым популярным фруктом в Европе. Тогдашние красавицы использовали его мякоть для косметических масок: ведь она отлично очищает поры и делает кожу упругой. Более того, от латинского слова pomum (фрукт) пошло французское слово pomme – яблоко, а от него – известное каждой девушке слово «помада»!

5 …………………………………

У древних ирландцев и шотландцев существовал обычай определять имя суженого. Молодой человек или девушка бросали в определенный момент через плечо на землю яблочную кожуру, где она принимала форму первой буквы имени предполагаемого возлюбленного или возлюбленной.

6……………………………….

В геральдике яблоко является символом мира. Один из знаков власти монарха — держава, «державное яблоко», в отличие от скипетра — символа войны. Яблоко также является частью многих гербов.

А как вы думаете, есть ли памятник ЯБЛОКУ?

Я вам открою секрет, памятник яблоку уж есть, да не один (слайды.) Один из них в городе Алма-Ата, а переводится название города как «отец яблок». Это в стране Казахстан. Также памятники яблоку есть в Москве, США, Литве, в городе Курске, во Франции.

УЧИТЕЛЬ А яблочко румяное

Все катится быстрей,

Зовет играть с собою

И взрослых и детей.

2 ИГРА. Яблочко, плыви!
Для игры берем 2 больших таза с водой, бросаем в него несколько яблок (хвостики для усложнения задачи можно оборвать). Двое детей встают на колени перед тазом, держа руки за спиной, и пытаются зубами достать яблоко из воды. Кто первым ухватил яблоко и вытащил из воды – тот победитель.

_____________ЯБЛОКИ

Яблоки в доме навалены грудою,
Больше уж некуда яблоку пасть —
в ящиках, в книгах, в шкафу за посудою…
Яблоки в этом году, как напасть!

Вижу я, в школу ребята отправились.
Яблоки в толстых портфелях несут,
Дома они за столом не управились —
Яблоки по дороге грызут.

Быстро проходят они за оградою.
Ветер холодный им дует в лицо.
Яблоки падают, яблоки падают
В лужи, на землю, в траву, на крыльцо.

Сидел я и думал «С чего бы начать? »
Ведь очень хотелось мне стих написать.
О чём-то весёлом, прекрасном, высоком…
О вкусной печеньке с яблочным соком.
Вы знаете, люди, что в нашей Вселенной
Есть фрукт, и имеет он вкус афигенный
Он пахнет прекрасно, жуётся легко
И называется фрукт – яблокО.
Его любят все – старики и подростки
Имеет тот фрукт вид очень броский
Бывает зелёный, и жёлтый, и красный
И радует нас этот фрукт в день ненастный.

2 Ведущий: Много пословиц выражений сочинили люди про яблоки. А вы можете объяснить их смысл. Сейчас проверим.

Пословицы про яблоки:

  1. Яблоку негде упасть (очень тесно)

  2. Яблоко от яблони недалеко падает (когда речь идёт о плохом поведении, унаследованном от родителей).

  3. Попасть в яблочко (точно что-то угадать или верно сказать о чём-то)

  4. Яблоко раздора (то, из-за чего возникла ссора)

  5. Запретный плод (то, чего нельзя делать, брать и т.п. – по запретному райскому яблоку)

1 Ведущий: А вы знаете откуда пошло выражение «Яблоко раздора» – богиня раздора Эрида, обидевшись, что ее не пригласили на свадьбу, тайно подбросила на стол, за которым пировали боги, золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». И начался спор между женой Зевса богиней Герой, богиней мудрости Афиной и богиней любви и красоты Афродитой. Результатом спора стала троянская война. С тех пор выражение «яблоко раздора» означает всякую причину спора и ссоры.

2 ВЕДУЩИЙ: «Попасть в яблочко» герой швейцарской легенды Телль был охотником и стрелком. Наместник императора Геслер приказал поставить посередине города шест со шляпой. Чтобы всякий проходящий в знак уважения императора кланялся бы этой шляпе. А Телль отказался. Он был схвачен. Геслер сказал отважному швейцарцу: «Если ты попадешь стрелой в яблоко на голове своего сына, я отпущу тебя». Мальчика отвели на довольно большое расстояние, но Телль удачно выполнил задание, и был отпущен. Выражение «попасть в яблочко» означает попасть точно в цель.

УЧИТЕЛЬ А яблочко румяное

Все катится быстрей,

Зовет играть с собою

И взрослых и детей.

3 ИГРА. Яблочный ежик.
Разбиваемся на две команды. Каждой команде дается яблоко, утыканное одинаковым количеством спичек или зубочисток. Вытаскивая по одной спичке, участники должны произносить эпитеты к слову «яблоко» — спелое, сочное, румяное, наливное, красное… Если кто-то не знает, что сказать, то пропускает свою очередь, а следующий за ним продолжает соревнование. Побеждает та команда, чьё яблоко быстрее освободиться от «иголок».

_____________________________________________

«ЯБЛОЧНЫЕ ЗАМОРОЧКИ «

Название каких овощей и фруктов произошло от слова «яблоко»?

Апельсин (голланд.) — китайское яблоко, помидор (фр.) — золотое яблоко, картофель (фр.) — земляное яблоко

Чем полезны яблоки?

Яблоки содержат витамины В и С, пектины, клетчатку, соли железа, фосфора, марганца, калия, меди, фитонциды.

Древние говорили: в доме, где едят яблоки, не нужен доктор. А у англичан есть пословица: одно яблоко в день держит врача вдали.

Что делают из яблок?

Яблоки можно использовать свежими, мочеными, сушеными, печеными, засахаренными, квашеными, маринованными и т.д. Их используют как приправу к мясным рыбным блюдам. Из них варят компот, кисель, делают мусс, пюре, суфле, шарлотку, пекут пироги, оладьи, торты . Яблоки — основное сырье для мармелада, повидла, джема, варенья. Очень вкусна яблочная пастила. На основе яблок изготавливают разные напитки — соки, яблочные сиропы и эссенции, яблочные квасы, сидр

Говорило яблоко

Говорило яблоко

Веточке своей:

«Дай мне волю, веточка,

Отпусти скорей.

Круглое, румяное,

С горки покачусь

И опять на яблоню

К ночи ворочусь».

Отвечала веточка:

«Погоди три дня.

Ты еще румянее

Станешь у меня.

Я тебя, желанное,

Медом напою,

Покачаю вечером

Колыбель твою.

А сорвешься с дерева

— Доброго пути,

— Яблоку на яблоне

Больше не расти».

____________________________ Яблоко

У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только Конь сказал,
Что низко.
А Мышонок – высоко.
Воробей сказал, что близко,
А Улитка – далеко.
А Теленок – озабочен
Тем, что яблоко мало.
А Цыпленок – тем,
Что очень велико и тяжело.
А Котенку все равно:
— Кислое – зачем оно?
— Что вы! –
Шепчет Червячок, —
Сладкий у него бочок.

_______________________________

Задача про яблоки

В школе задали задачу:

На тарелке восемь яблок.

Пять из них забрала Ольга.

Сколько яблок можно съесть?

Очень странная задача….

Если я с утра голодный,

То тогда, в пустой желудок,

Яблок десять может влезть

И про Ольку тоже странно…

Если Олька задавака,

То она возьмет все восемь,

Хоть и съест всего одно,

Ну а если Олька – плакса,

То надкусит восемь яблок,

Сколько съест – уже не важно,

Этой Ольке все равно.

Да…неверная задача.

И про Ольку тоже глупо…

Ну, допустим – вот тарелка…

Ну допустим – я один… Нет!

Один – уже неверно,

Позовите Кольку с Димкой,

И побольше дайте яблок,

Я уверен – все съедим.

УЧИТЕЛЬ А яблочко румяное

Все катится быстрей,

Зовет играть с собою

И взрослых и детей.

1 Ведущий: Яблоки не раз помогали героям сказок. Вспомним их:

(ИГРАЮТ ДЕТИ)

Литературная викторина:
1. В какой сказке у хрустального моста растут золотые и серебряные яблоки? («Волшебное кольцо».)
2. По какому блюдцу катится наливное яблоко? (По серебряному.)
3. В какой сказке царь хотел помолодеть с помощью яблок? («Молодильные яблоки».)
4. В какой сказке царевна съела кусочек отравленного яблока? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
5. В какой сказке яблоня спасла детей от преследовавших их гусей? («Гуси-лебеди».)

6.Какую сказочную героиню Уолта Диснея мачеха пытались умертвить отравленным яблоком?

(Белоснежку — «Белоснежка и семь гномов»).

7.Из какой сказки и какого автора взято описание яблока:

«…яблоко…

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно – золотисто,

Будто медом налилось!

Видны семечки насквозь».

(А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).

8.Назовите сказку и её героиню, которая из косточек от коровы смогла вырастить волшебную яблоню. «Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – заглядывается».

(Сказка «Крошечка – Хаврошечка» — Хаврошечка).

9.Назовите сказку, из которой взят данный отрывок:

«И был у царя сад великолепный, росла в том саду яблоня с золотыми яблоками.Стал кто – то царский сад посещать, золотые яблоки воровать». (Сказка «Иван – царевич и серый волк»).

УЧИТЕЛЬ Все в мире оду яблоку поют не зря,

И мы прожить не можем без него ни дня.

Так разве не волшебное оно?

Когда весь мир с ума свести смогло!

Им восторгаетесь и вы, и я.

И будет так всегда, друзья!

ИГРАЮТ РОДИТЕЛИ.

1.На одном острове стоит яблоня с мальчиком, а на другом — больница с бабушкой. Между островами мост. Мальчику надо принести бабушке 2 яблока, но мост выдерживает только одного мальчика и одно яблоко. После того, как мальчик пройдет, мост разрушится. А в воде водятся акулы. Как ему перенести яблоки?
Ответ: Мальчик на мосте будет жонглировать

2.Человек скупал яблоки по 5 рублей за одну штуку, но продавал их по 3 рубля за одну штуку.
Спустя какое-то время он стал миллионером. Как у него так получилось?

Он был миллиардером.

3.В вазе лежит 4 ЯБЛОКА. Вопрос: как разделить эти 4 ЯБЛОКА между четырьмя мальчиками так, чтобы каждому мальчику досталось по 1 ЯБЛОКУ, и чтобы 1 ЯБЛОКО осталось в вазе? Ответ: Оставить четвертое яблоко в вазе)
4 .Назовите «знак качества» настоящего яблока.

(Червячок).

5.Чем отличалось первое изображение логотипа «Apple» от привычного всем нам?

(На первом логотипе «Apple» был изображен Исаак Ньютон,

сидящий под яблоней).

  1. В древних мифах яблоки являются символом знания, мудрости и солнечного тепла, а яблоня считается священным деревом бога солнца Аполлона. В Индии и в Южной Америке существуют религиозные секты, поклоняющиеся яблоку как символу жизни. Алхимики, заметив, что сердцевина разрезанного поперёк яблока напоминает пятиконечную звезду, также сделали яблоко своим символом. Но символом чего?

(Символ знания).

7.Какое яблоко не растёт на яблоне?

(Глазное яблоко).

8.Праздник Яблочный Спас — языческий. Отмечали его, когда начинался сбор яблочного урожая. Кому были посвящены народные обряды, проводившиеся в этот день?

(Языческим богам, которых называли Спасами).

10.Назовите русского царя, учредившего для выписки из заграницы новых сортов яблонь и других фруктовых деревьев особую канцелярию, превратившуюся позднее в «Садовую контору»?

(Петр I).

  1. Почему яблоки, брошенные в воду, не тонут?

(На четверть они состоят из воздуха).

12.Древние славяне считали, что на этом дереве растут молодильные яблочки. Что это за дерево?

(Дуб. «Молодильные яблочки» — это жёлуди дуба).

13.Что наряду с молодильными яблоками обычно находится за тридевять земель, в тридесятом царстве в сказочных садах?

(Колодец с живой водой).

  1. В старину Патриарх во время коронации вручал царю «яблоко» со словами: «Сие яблоко – знамение твоего царствия». Что же это было за «яблоко»?

(Во времена Бориса Годунова как символ монархической власти появилось «Царское яблоко» (золотой шар с короной и крестом)

или держава (от древнерусского «държа» – власть).

15.Какое символическое значение имели в русской геральдике знаки власти монарха: скипетр и держава — «державное яблоко»?

(«Яблоко» — символ мира, скипетр – символ войны).

16.Назовите фрукт, который величают «армянским яблоком».

(Абрикос).

  1. На гербе и флаге какого из городов Липецкой области РФ изображены две скрещенные яблоневые ветви с плодами?

(Чаплыгин).

Три яблока из сада
Ежик притащил
Самое румяное
Белке подарил.
_________________________

Яблоко спелое, красное, сладкое.
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкое.
Яблоко я пополам разделю
Яблоко с другом своим разделю.

Яблочки янтарные
На яблоне созрели
Яблочки янтарные

Яна с Яшей съели.

____________________
Яблоки поспевшие
На дереве висят.
Яблоки заманчиво
На нас с тобой гладят.
Любят, любят яблочки
Взрослые и дети.
Эти фрукты спелые
Лучшие на свете.

УЧИТЕЛЬ А яблочко румяное

Все катится быстрей,

Зовет играть с собою

И взрослых и детей.

4 ИГРА. Кто быстрее? (эстафета)
Разбиваемся на две команды. Первые участники берут в каждую руку по ложке с небольшими яблоками. Нужно, не уронив яблоки, пробежать по комнате, обогнуть табуретку, стоящую у противоположной стены, вернуться обратно, передав ложки с яблоками следующему игроку команды

____________________________
Осенние яблоки.
Осень кисточку достала,
Листья красить принялась,
Но, раскрасив щедро клены,
Все равно не унялась.
Забрела, гуляя, осень
В облетевшие сады –
На ветвях в прозрачных кронах
Яблоки как фонари.
Осень даже растерялась –
Хватит ли её на все:
Очень много поздних яблок,
Мало красок у нее.
Поразмыслила немного,
И решила не мудрить,
Да на яблоках зеленых
Щечки красным окропить.
Тем, что с желтыми плодами –
Гуще сделала тона,
А бордовым (как «китайка»)
Фиолетовый дала.
Долго осень рисовала,
Краски выложила все,
Но теперь плодам осенним
Не откажешь в красоте.

ЯБЛОЧНЫЕ СМЕШИНКИ

— Дааа… Детство круто изменилось. Раньше у соседей яблоки воровали, а теперь WI-FI.

– Мальчик, что ты делаешь в моем саду?
– Понимаете дяденька! Одно из ваших яблок упало и я хотел его повесить на место.
— Доченька, почему ты сегодня пьёшь так много воды?
— Мама, я съела яблоко, а помыть руки перед едой забыла!
Девочка кушает яблоко. Мама ей говорит:
— Доченька, смотри не скушай червячка!
— Ну, вот еще! Это пусть он смотрит, чтобы я его не съела.

Когда на голову падает яблоко, открывают всемирный закон.

А когда вся яблоня — вводят ЕГЭ.
Пришел хозяин в свой сад. Смотрит, а на яблоне соседский мальчишка яблоки обрывает.

— А ну слазь, — крикнул хозяин, — пойдем к твоему отцу. Я ему покажу, как он сына воспитал.

— Тише, дядя , а то папа услышит. Он на соседнем дереве сидит.

Какие яблоки в саду,
Не пожалел октябрь краски.
Согнулись веточки в дугу,
Храня остатки летней ласки.
Среди деревьев, как в раю,
Порхаю птичкой хлопотуньей.
Богатство вёдрами дарю,
Друзьям от осени колдуньи.
Пусть руки липнут, как в меду,
И день почти уже на склоне.
По саду царственно иду,
В шикарной, яблочной короне!

УЧИТЕЛЬ А яблочко румяное

Все катится быстрей,

Зовет играть с собою

И взрослых и детей.

5 ИГРА. Ух, ты!
Делимся на команды. Каждому участнику нужно пройти по комнате с яблоком на голове, обогнуть стул и вернуться обратно. Тот, кто роняет яблоко, начинает путь заново. Какая команда быстрее справиться с заданием?

ПОСЛЕДНЕЕ ЯБЛОКО

Ветрами наземь сбитая
Листва в саду шуршит.
А яблоко забытое
На яблоне висит.

Скрипят деревья чёрные!
«Да падай же, пора!» —
Но яблоко упорное
Опять висит с утра…

Висит оно, качается,
И осень не кончается

УЧИТЕЛЬ А теперь пора вставать,

Веселый танец станцевать.

6.Яблочный танец
Дети становятся напротив друг друга, зажав между лбами по яблоку. Под весёлую музыку пары стараются исполнить любые танцевальные движения. Если яблоко падает, пара выбывает из игры. Чья пара продержится дольше всех?

Ведущий: Вот и подошёл к концу наш фестиваль. Приглашаем всех к столу, отведать яблочных угощений.

Ешьте яблоки всегда,

Не болейте никогда!

Яблоко быть бодрым помогает,

Хандру и скуку прогоняет!

Внеклассное мероприятие «Праздник яблока»

Цель: ознакомить детей с всемирным праздником – Днем яблока, со сказками, с полезными свойствами яблок. Создать атмосферу радости и хорошего настроения.

Тип мероприятия: театрализованное представление с игровыми элементами.

Действующие лица:

Ведущие
Осень
Василиса Премудрая
Яблочки

Продолжительность – 45-55 мин.

Предварительная работа:

  • объявление о недельном «Яблочном Фестивале»,
  • конкурс поделок «Яблочное чудо»,
  • выставка книг «Мешок с яблоками»,
  • конкурс для мам и пап «Вкусняшки из яблок»,
  • выставка рецептов блюд из яблок «Готовим вкусно!»,
  • конкурс рисунков «Наливное яблочко»,
  • оформление пригласительных на праздник.

Милости просим, дорогие гости, на наш семейный праздник ЯБЛОКА!

Ход праздника:

Идет презентация «Яблони в цвету»*, она повторяется. Приходят гости, под музыку рассаживаются. Начинается праздник.

Ведущая 1: Осень!.. На душе тоскливо, хочется праздника – необычного, яркого, веселого.
Долго думали да гадали, какой же праздник устроить.

Ведущая 2:

А вот вам веселая загадка,
Отгадка у нее очень сладка.
Начинается на «Я», и кончается на «Я»,
И на каждой ветке детки, детки тоже с буквы «Я».

Ведущая 1: Правильно! Это яблоня, а детки — яблоки. Презентация. Слайд 1.

В конце октября во многих странах мира отмечаются Праздники яблок, проходят яблочные фестивали.

Ведущая 2:

Праздник яблок объявляю
Спелых, сочных, наливных,
Что на ветках поспевают.
Кто из нас не любит их!

Ведущая 1:

Только, прежде чем начать
Этот праздник, нам, ребятки,
Осень дружно нам позвать
Поскорее в гости надо!

Дети исполняют песню «Что нам осень принесет».

Осень:

Кто меня побеспокоил,
Оторвал от важных дел?

Ведущая 1:

Яблок урожай поспел!

Осень:

Что ж, будем праздник отмечать,
Красное яблоко величать!

А знаете ли вы, что 21 октября – Всемирный День Яблок! Его отмечают во многих странах мира. Это праздник красок, вкуса, урожая! (Осматривается) А где же виновники торжества? Где же яблочки?

Ведущая 2:

Вниз, яблочки, скорей сорвитесь,
Да к нам на праздник торопитесь!

Выбегают яблочки. Слайд 2.

1 яблочко:

Мы на веточках висели,
И бока на солнце грели,
Мы на славу удались,
Сладким соком налились.

2 яблочко:

Мы соку спелого полны,
Так свежи и так душисты,
Так румяно-золотисты,
Будто медом налились!

3 яблочко:

Круглые, румяные
Мы растем на ветке,
Любят нас и взрослые,
И маленькие детки.

4 яблочко:

Скажем всем мы и всегда:
Наши лучшие друзья —
Солнце, воздух и вода,
Нам без них никак нельзя!

Осень: Хороши наши яблочки?

Ведущая 1: Хороши, так хороши!

Ведущая 2:

Яблочки спелые, красные, сладкие,
Яблочки хрусткие, с кожицей гладкою.

Осень: Какие красивые, хвалебные слова яблокам придумали: круглые, сладкие, спелые… А кто еще похвалит наши яблочки? Отвечайте по порядку.

1 яблоко: Всем отвечать погромче надо,

2 яблоко: Ждет победителя награда.

3 яблоко: Кто сможет всех ответить лучше,

4 яблоко: Тот яблочко от Осени получит! Слайд 3.

Игра «Хвалёное яблоко»

Тот, кто похвалит, в награду получает жетон – яблоко.

Ведущая 1: Много хороших слов было сказано о яблоке. Оно и понятно, так как его любят все: и взрослые, и дети.

Дети исполняют песню «А я яблоки люблю».

Ведущая 2: Яблоки не только вкусные, но и очень полезные. Слайд 4.

1 яблоко: Достаточно съедать одно яблоко в день, чтобы обеспечить организму естественную защиту от бактерий и вирусов. «Яблоко в день – и доктор не нужен», – гласит пословица.

2 яблоко: Яблоки богаты и витамином С, но его количество меняется в зависимости от сорта, поэтому отдайте предпочтение «Антоновке» – в них полезные вещества сохраняются несколько месяцев после сбора урожая. А вот импортные – «Лобо», «Джонатан», и другие – не несут в себе практически никакой питательной пользы.

3 яблоко: Для детей яблоки особенно полезны железом. Регулярное употребление яблок является профилактикой анемии у детей. Причем в зеленых яблоках более высокое содержание железа, чем в красных и желтых.

4 яблоко: Стоматологи рекомендуют детям есть яблоки для нормального роста зубов. Твердые плоды дают необходимую нагрузку на десны и зубы, что хорошо очищает зубную эмаль и предотвращает кровоточивость десен. Однако следует помнить, что фруктовые кислоты, размягчают эмаль зубов, и размягченную эмаль потом легко повредить зубной щеткой. Поэтому чистить зубы сразу после того, как было съедено яблоко не рекомендуется.

5 яблоко: Детям можно разрешить жевать яблочные косточки – лучший источник йода. 3-4 зернышка обеспечивают организм суточной нормой этого ценнейшего микроэлемента.

6 яблоко: Яблоко выводит из организма вредные вещества, в том числе токсины, очищает кровь, улучшает работу мозга, почек, печени и кишечника.

1 яблоко: Возможно, вы не знаете, что яблоки вошли в обязательный рацион космонавтов. Они хорошо переносят космические скорости, сохраняясь целыми, в то время как лимоны и апельсины в стратосфере «взрываются», разлетаясь на лоскутные кусочки.

2 яблоко: Яблоко окажется полезным при лечении простуды и гриппа. Народной медицине давно известно, что теплый яблочный отвар или настой на воде кусочков яблок (так называемый яблочный чай) оказывают полезное воздействие при кашле и хрипоте. А пектин, содержащийся в плодах яблони, задерживает вирус А.

3 яблоко:

Полезных веществ – ну просто клад,
Здоровье приводят быстро в лад.

4 яблоко:

Кушайте яблоки – не будет бед,
Проживете долго – до ста лет.

5 яблоко:

Яблоком приятно похрустеть.
Ведь яблоко-то не простое,
Спелое, сочное, просто золотое.

Ведущая 1: А сейчас мы отправимся в сад и дружно соберем упавшие яблоки в корзинки. Слайд 5.

Игра «Собираем урожай»

Участвуют 3-4 человека. Яблоки разбросаны по игровому полю. Участники должны с завязанными глазами собрать в корзины как можно больше «упавших с дерева» яблок. Выигрывает тот, кто собрал яблок больше всех. Ему достается приз.

Ведущая 2:

Яблоки имеют витаминов целый сундучок,
Попробуй, откуси у них бочок.

Игра «Отведай яблочко»

Яблоки подвешены за нитки. Детям предлагается откусить у них бочок, не помогая себе руками. У кого получится – получает жетон.

Игра «Пронеси — не урони»

Соревнуются несколько ребят. Задание — пробежать (дистанцию усложнить препятствиями в виде кубиков), держа в обеих руках по ложке с небольшим яблоком. Побеждает прибежавший первым.

Конкурс: кто построит самую высокую пирамиду из яблок.

Ведущая 1: Вы уже знаете, что яблоки можно есть, с ними можно играть, а еще под «Яблочко» можно плясать.

Танец под «Яблочко»

Дети становятся парами, между лбами положить яблочко. Кто дольше, танцуя, удержит яблоко, та пара и получает жетон.

Ведущая 2:

Славно все вы танцевали!
Не устали? Не устали?
Ну что ж, готовы ли вы продолжать,
В трудном конкурсе себя испытать?

Ведущая 1:

Только, прежде чем начать
Конкурс посложнее,
Василису Премудрую звать
Надо в гости поскорее!

Дети зовут Василису Премудрую. Звучит русская мелодия, выходит Василиса.

Василиса Премудрая:

Здравствуйте, друзья!
Вижу, ребятки все толковые.
Отгадайте-ка мои загадки мудрёные.
Кто больше сказок назовет,
Где речь о яблоках идет? Слайд 6.
Вот первая:

1. В какой сказке яблонька спасает детей от погони? Каким образом? (В сказке «Гуси – лебеди». Яблонька заслонила их своими ветвями, прикрыла детей своими листьями и гуси – лебеди пролетели мимо)

2. «…Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с необыкновенными яблоками. Если съесть старику это яблоко, то он помолодеет». Скажите, ребята, как называются такие яблоки? Назовите сказку. («Сказка о молодце-удальце, о молодильных яблоках и живой воде»)

3. Из какой сказки следующие строки?

И к царевне наливное,
Молодое, золотое
Прямо яблочко летит…
Оно… соку спелого полно,
Так свежо, и так душисто,
Так румяно – золотисто,
Будто мёдом налилось,
Видны семечки насквозь…

(Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях)

4. Назовите сказку.

А Ворона всё каркает:
– Карр! Карр! Всем яблоки раздавал, а меня хоть одним яблочком угостил!
Смутился Заяц, вытряхнул из мешка последнее яблоко:
– Вот… Самое лучшее! Клюй на здоровье!

(«Мешок яблок» Сутеев)

5. Послушайте отрывок и назовите, как называется эта сказка.

«…Девочка зарыла косточки в землю, каждый день их поливала. И выросла из них яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – заглядывается…» («Крошечка-Хаврошечка»).

– Какие еще знаете сказки и легенды, где встречаются упоминания о яблоках? («Иван Царевич и серый волк», «Финист —ясный сокол», «Иван, вдовий сын»). Слайд 7.

Сказка «Мешок яблок» Сутеева

Игра «Найди свою половинку»

Ведущая 1:

Найдёте другую вашу половинку,
Соберёте целое яблочко,
Узнаете, как оно называется.

Летние: медовка, московская грушовка, папировка, белый налив
Осенние: анис, бессемянка, тамбовское, жигулевское, мелба
Зимние: антоновка, ренет, богатырь, пепин, спас
Вот сколько яблок мы собрали! Каких только нет! Здесь и летние, и осенние, и зимние сорта…

Ведущая 2: Теперь пора бы поиграть, cвою ловкость показать! Попасть в яблочко (ДАРЦ)

Ведущая 1: Ай, да ловкие у нас ребята!

Ведущая 1: Конкурс для мам: надо почистить яблоко. У кого самая длинная кожура – тот победитель – получает жетон.

Ведущая 2: Молодцы, наши мамы, справились с заданием, показали свою ловкость. Только что же нам теперь с яблоками делать?

Ведущая 1:

Яблочки можно засушить,
А зимой в компот положить!
Яблочки можно измельчить,
И из него вкусный сок получить!

Ведущая 2: РЕЦЕПТЫ наших мам. Мамы готовили к празднику свое конкурсное блюдо. Им слово.

Ведущая 1: В награду выбирают себе новый рецепт блюд из яблок «Готовим вкусно!» (Приложение 1)

Ведущая 1: А сейчас пришло самое время отведать яблочка да загадать желание!

Осень угощает всех ребят и гостей яблоками. Они загадывают желания. Слайд 8

Осень:

«Что загадано – то надумано.
Что надумано – то сбудется!
Что сбудется – не минуется».

Ведущая 1:

Да, яблочко съесть,
Здоровье обресть!

Ведущая 2:

Так будьте здоровы,
Живите богато.
И яблоки ешьте
И в доме, и в хате.

Ведущая 1:

Пусть будут в садочках
Да яблоки сладки.
И в жизни пусть будет
Всегда вам всё гладко.

Ведущая 2:

Ещё пожелать вам
Немного осталось:
Пусть в день всем по яблоку
Чтоб доставалось!

Осень: Подведем итоги. Посчитайте, сколько жетонов вы заработали?

Василиса Премудрая: Вот наши победители! Миссис яблочко – …, мистер яблочко – …, мисс яблоко – …

Победителям повязывают нагрудные ленты.

Праздник заканчивается чаепитием.

* Видеоматериал спрашивайте у автора статьи. Прим. ред.

«Осенняя сказка». Сценарий праздника для старшеклассников

Гостей и участников праздника встречают скоморохи. Участники сценического действия нарядно одеты. У каждого на одежде – какая-нибудь примета осени, нарисован листочек и т. д.

Скоморохи: (говорят по очереди)
Заходи, честной народ,
Осень в гости вас зовет.
Ждут вас игры, смех и шутки
Не теряйте ни минутки.
Игры, конкурсы, чудеса из чудес!
Все спешите! Времени осталось в обрез!
Эй, друзья, подруги и приятели!
Поиграть всем надо обязательно.
Зрители, активнее болейте,
Только валидол не пейте.
Собирайся, народ,
Вас ждет много песен, шуток,
Да веселых прибауток.

Звучит музыка – спокойная, немного грустная мелодия “Осеннего вальса”. Постепенно она затихает. Выходят ведущие.

1 ведущий.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…

Так когда-то выразил своё восхищение осенней природой А.С. Пушкин. А мне захотелось выразить свои чувства именно этими словами великого поэта.

2 ведущий.

А мне хочется продолжить словами другого известного русского писателя и поэта Ивана Алексеевича Бунина:

Лес, словно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что в оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою водой
Вступает в пестрый терем свой.

3 ведущий.

Осень… Золотое время года, поражающее богатством цветов, плодов, фантастическим сочетанием красок: от ярких, бросающихся в глаза, до размыто-прозрачных полутонов. Согласитесь, что ранняя осень, действительно очаровательна.

4 ведущий.

А ведь и правда, оглянитесь вокруг, всмотритесь: кованым золотом сверкает листва, ярко вспыхивают разноцветные фонарики астр и хризантем, капельками крови застыли на деревьях ягоды рябины, и бездонное осеннее небо удивляет обилием и яркостью рассыпанных по небу звезд. Не зря тема осени звучит в произведениях многих писателей, поэтов, художников, композиторов.

1 ведущий.

Грустный октябрь протягивает свою визитную карточку, где бесцветными чернилами туманов написаны строки гениального русского поэта. И сразу непроизвольно вспоминаются, пушкинские строки:

Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера….

2 ведущий.

За окнами сейчас осень.… А как любил осень А.С. Пушкин!

(Сценка “Пушкинские думы”. На сцене стоит маленький стол, зажжена свеча. Участник праздника в костюме, цилиндре, с бакенбардами изображает А.С.Пушкина, работающего над очередным литературным трудом. В его руке гусиное перо, на столе чернильница и томик стихов).

Пушкин: Осень подходит. Это моё самое любимое время, здоровье моё обыкновенно крепнет, пора моих литературных трудов наступает.

И каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь;
Чредой слетает сон, чредой находит голод…

3 ведущий.

Пушкинская осень – символ творческого расцвета, олицетворение поры лучших человеческих свершений….

4 ведущий.

По-разному мы называем её: холодной, золотой, щедрой, дождливой, грустной. Но как бы там ни было, осень – прекрасное время года, это время сбора урожая, подведение итогов полевых работ, это начало учебы в школе. А ещё это весёлые осенние дни рождения! На сцену просим подняться всех осенних именинников, тех, кто родился в сентябре, октябре, ноябре. Давайте поприветствуем их! Песня в подарок для… (Скоморохи перечисляют по именам всех именинников, собравшихся на празднике).

Скоморохи:

Когда гости приходят к кому-либо на день рождения, они обязательно исполняют для именинника песню. Например, “Песню крокодила Гены”, которая начинается словами “Пусть бегут неуклюже пешеходы…”. Дорогие зрители, представьте, что день рождения празднуют не девочки и мальчики, а какое-нибудь животное. И к нему пришли сородичи. Покажите, как они исполнили бы песню, если они не умеют говорить словами. А не умеют они говорить потому, что они …(вороны; волки; лягушки; козы; куры и петухи…).

1 ведущий.

Народная мудрость гласит: “Осень печальна, а жить весело”.

2 ведущий.

Так пусть в этот осенний день звучит прекрасная музыка, льётся рекой безудержный весёлый смех.

3 ведущий.

Пусть ваши ноги не знают усталости в танцах.

4 ведущий.

Пусть вашему веселью не будет конца!

Все ведущие: мы открываем наш праздничный Осенний бал.

1 ведущий. А теперь давайте дадим клятву участников Осеннего бала.

Все. Клянёмся!

2 ведущий. Веселится от души!

Все. Клянёмся!

3 ведущий. Танцевать до упада!

Все. Клянёмся!

4 ведущий. Смеяться и шутить!

Все. Клянёмся!

1 ведущий. Участвовать и побеждать во всех конкурсах.

Все. Клянёмся!

2 ведущий. Делить радость победы и полученные призы с друзьями.

Все. Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!

3 ведущий. Мы долго говорили, но совершено позабыли, что на балу надо танцевать. Маэстро, музыку!

Танец – шутка.

(Исполняют только юноши в русских народных костюмах)

I. Звучит русская народная музыка.

Первая девушка танцует в длинном сарафане и красивых туфельках.

Вторая девушка танцует в длинном сарафане и красивых сапожках.

Третья девушка танцует в длинном сарафане и больших мужских сапогах для рыбалки.

II. Первая девушка танцует в длинном сарафане и красивых туфельках. Затем она снимает туфельку и бросает за сцену. Выходит добрый молодец с туфелькой в руках. Танцуют вместе.

Вторая девушка танцует в длинном сарафане и красивых сапожках. Затем она снимает сапожок и бросает за сцену. Выходят “двое из ларца одинаковых с лица” с сапожком в руках. Танцуют вместе.

Третья девушка танцует в длинном сарафане и больших мужских сапогах для рыбалки. Завидует подругам, злится, снимает сапог и бросает за сцену. Танцует, ждет… затем она снимает второй сапог и бросает за сцену. Танцует, ждет …

III. Выходит довольный добрый молодец в ее сапогах. Она обижается, отворачивается, а юноша танцует современный танец “Брейк”.

Сердце красавицы покорено. Танцуют вместе все три пары.

II часть

Сказка (по мотивам сказки А.С.Пушкина “ Сказка о царе Салтане…”).

Ведущий: Три девицы под окном
Пряли стекловолокном.
Первая девица: Кабы я была царица,
Я б тусила гынца – гынца (танцует).
Вторая девица: Кабы я была царица….
Ведущий: Молвила её сестрица
Вторая девица: В общем, что тут воображать-
Третьей все равно рожать.
Третья девица: Кабы я была царица….
Ведущий: Третья молвила сестрица
Третья девица: Я б для батюшки царя
Родила вороторя.

Ведущий: Тут в палату входит царь
Стороны той государь:
Царь: Ты к исходу ноября
Мне роди вороторя.
Ведущий: Хоть и маленький был срок
Родила царица в срок.
Царь в то время пиво пил
Протрезвел и пошутил –
Царь: Закатайте,
Ведущий: говорит,
Царь: вы царицу, как родит.
Ведущий: И царевну тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили. ( Корабельщики выносят бочку — два гимнастических обруча, обтянутых тканью, которая покрашена под дубовую бочку).
Этикетка на боку,
Надпись: “В собственном соку”. (Реклама: “Фруктовый сад” — на сцену выходят дети в ярких костюмах, сшитых своими руками.
— свекла: Я салаты, винегреты украшаю алым цветом.
— томат: Всем привет, а я томат – без меня какой салат.
— апельсин: Я спелый, сочный апельсин. Много вас, а я один.
— клубника: Я клубничка красная, вкусная, прекрасная!
— вишни: Круче всех подружки вишни. Поздороваться к вам вышли.
— слива: Я открою вам секрет – лучше сливы в мире нет!
— садовник: Так, ребята, ну-ка хватит
Время зря не будем тратить.
Мы пришли поздравить вас
Вместе мы – фруктовый КЛАСС!

Ведущий: Пролетают дни и ночки
Мальчик вырос в форме бочки
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.

( Корабельщики выносят на сцену таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик. Один участник изображает ветер – дует, подгоняя корабль).

Царь: Как там, за морем? Не худо ль?
И какое в свете чудо?
Ведущий: Корабельщики в ответ:
Корабельщики: Мы объехали весь свет.
Листьев больше негде нет,
Солнце меньше светить стало,
Осень дивная настала.
Остров на море лежит,
Школа наша там стоит.
А живут там гуманисты,
Активисты и артисты.
Ведущий: Только даром говорили,
А гостей не удивили.
И уже хотят все спать
Надо срочно танцевать. (Танец с зонтиками)

Царь: Ладно ль за морем иль худо?
Корабельщики: В свете ж вот какое чудо:
Белка у Гвидона есть…
Царь: У Гвидона белка?
Корабельщики: Да!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет.
Ядра чистый изумруд-
Пахнут так, что кони мрут. (Сценка “Белки” — реклама орехов).
Ведущий: Царь Салтан склерозник был
И гостей опять спросил:
Царь: Ладно ль за морем иль худо?
Корабельщики: В свете ж вот какое чудо:
Море вздуется бурливо
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разбежится в шумном беге
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар, горя
Члены общества “Заря”
Все равны как на подбор…

(На сцене появляется футболисты с мячами в руках, а один самый большой — в наколенниках, и на роликовых коньках. Под гимн футбольного клуба они делают круг почета).

Ведущий: Царь Салтан – тире склероз
Снова задает вопрос.

(Звучит музыка из передачи “Что? Где? Когда?”)

Уважаемые знатоки, вопрос задает директор школы Ольга Михайловна из поселка Веселый.
И внимание — вопрос: “Ну когда же будут носить школьную форму?”

Ведущий: Корабельщики в ответ
Корабельщики: Мы объехали весь свет.
В школе ж вот какое диво:
У них в школе форма есть
Что не можно глаз отвесть
Но не все то понимают
И на форму ту чихают……(показ школьной антимоды)
Школьник: Не носили и не носим
Хоть уже настала осень!
( Вокальная группа “ПОЗИТИВ” исполняет песню “Осенний джаз”).
Скоморохи: Осень дивная у нас
Начинаем наш танцкласс
Всех на сцену приглашаем
И за танец награждаем.

(Танцкласс: на сцене скоморохи показывают ритмичные танцевальные движения, желающие принять участие в конкурсе повторяют движения под музыку. Победители награждаются вкусными дарами осени — яблоками, грушами, и т. д.).

III часть

Конкурсы и дискотека

Скоморохи: Всем! Всем! Всем!
Чтобы не скучать совсем
Спешите порадовать мир
Король листопад объявляет турнир.

Конкурс 1. “Бег в калошах”.

Скоморохи: Осень дивная настала
До чего ж похолодало
Не замерзнем нипочем
Лучше песни попоем.
Конкурс 2. “Можешь спой”.
Скоморохи: Свет мой зеркальце скажи,
Да всю правду доложи
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее…
Конкурс 3. “Свет мой зеркальце скажи”.

Скоморохи:

Всем с детства знакома строка из стихотворения А.С. Пушкина: “ Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей…”. Но никто никогда не видел эти следы. Можно предположить, что рядом со следами невиданных зверей были и следы нечистой силы. Представьте и изобразите (нарисуйте), как выглядят следы: Бабы Яги, Водяного, Кощея Бессмертного, Лешего, Кикиморы.

Конкурс 4. “Следы нечистой силы”.

Скоморохи:

Почти все птицы умеют летать, но летают по- разному. Красота, скорость полета птицы зависит от ее размеров, от размаха крыльев, от формы крыла. Попробуйте изобразить, как летают… ласточка, журавль, ястреб, утка, колибри.

Конкурс 5. “Полет птиц”.

Победители каждого конкурса награждаются вкусными дарами осени — яблоками, грушами, и т. д.

Скоморохи: Объявляем на концовку всем веселую тусовку (дискотека).


Сценки на осенний бал для старшеклассников. Смешные сценки
Совсем скоро во всех школах будут проходить балы, посвященные осени. И к этому событию мы приготовили смешные сценки для старшеклассников на осенний бал. Вы можете включить сценки в свой сценарий или показать их отдельно – так сказать вне конкурса.

Сценка экспромт – осенняя встреча.
(как известно, экспромт, это то, к чему не готовятся, а всё происходит спонтанно. Но лучше всё же, отрепетировать эту сценку заранее)
Действующие лица:
голос за кадром, он же ведущий (читает текст красиво и с интонацией); дождь (когда идёт дождь, то он издаёт шум дождя); она (красивая девушка в очках, типичная умная и порядочная); он (красивый, стильный, спортивный, настоящий мачо); дерево (шуршит листьями, когда говорит ведущий); фонарь (светит и выполняет всё, что говорит ведущий о фонаре);
Голос за кадром: был обычный осенний вечер. На улице было тепло, и неторопливо шёл дождик. По парку медленно прогуливалась она!
Она шла не торопливо, наслаждаясь каждым своим шагом. Она была счастливая и полностью уверенная в себе. Она улыбалась и не от кого не прятала глаза, ведь в такую погоду в парке ни кого не было! Она увидела свободную лавочку и пошла к ней. Подошла к лавочке и села не неё, на мокрую лавочку. Но от своего витания в облаках она этого даже не заметила.
Она обернулась и подумала – «какое прекрасное дерево! Стоит тут постоянно, ни куда не спешит, наслаждается жизнью»!
И дерево зашумело в ответ, как будто услышало её.
Она обернулась в другую сторону и посмотрела на фонарь. Фонарь от такого пристально взгляда сразу же зажегся.
И она засияла ещё сильнее, ведь только для неё одной светил этот одинокий фонарь и шумело это старое и такое же одинокое как она дерево.
И вот в темноте она увидела силуэт. Силуэт приближался, и вскоре она разглядела в нём его. Да, без сомнений, это был – он!
Он медленно подошёл к лавочке и робко попросил сесть рядом.
Она от волнения не сразу поняла, что он хочет, но подвинулась и он сел почти рядом с ней.
Она смущённо отворачивалась в другую сторону, но тайком косила глаза, чтобы посмотреть на него.
А он всё это время смотрел на неё и не отводил глаз. И тут она вспомнила этот взгляд, как он уже смотрел на неё сегодня в школе, каждый урок, каждую перемену. И она стала медленно поворачиваться к нему. А он потихоньку улыбался. И увидев его улыбку, она то же смущенно заулыбалась.
Фонарь начинал светить всё ярче и ярче, а дерево шуметь так романтично, что казалось, будто это не дерево, а музыка играет.
(в этот момент можно включить тихую романтическую мелодию)
Они стали смотреть друг другу в глаза, и она понимала, что сейчас что-то произойдёт, что сейчас что-то будет. Она уже представляла, как их губы соприкасаются, и они нежно сливаются в поцелую. Но она знала, что он робкий и сам вряд ли сделает первый шаг. Поэтому она начала первой.
Она: ты что-то хотел сказать?!
Голос за кадром: начала она первой. Он замялся и всё не решался ответить. Наконец он смог выдавить из себя.
Он: да, я давно уже хотел спросить у тебя. Ну, не совсем давно, так несколько дней назад это началось.
Голос за кадром: и тут она уже во всю представляла их вместе. Она представляла как они будут вместе гулять. Держаться за руки. Как ей будут завидовать все девчонки в школе.
Она: давай же, спрашивай…
Голос за кадром: с нетерпением сказала она.
Он: я давно хотел спросить у тебя. Ты не дашь мне, ты мне дашь или нет… в общем, ты дашь мне…
Списать лабораторную по химии.
Голос за кадром: и в этот момент всё стихло – перестало шуметь дерево (выключилась и музыка), потух фонарь, стало темно и холодно. У неё в голове стояла только одно слово – химия. А он всё продолжал.
Он: понимаешь, я бы и сам сделал, но у меня тренировки, занятия в спортзале, да ещё и Алёнка всё время пристаёт, что я ей внимание не уделяю. Дашь списать, а?
Голос за кадром: Алёнка! Тут она встала и побежала по лужам, куда глаза глядят. А он так и остался сидеть под дождём, один на мокрой лавке.
Вот так обычный осенний день ни чего не изменил в жизни двух обычных школьников!

Посмотрите и другие сценки на осенний бал в школе. Они помогут сделать эту осень незабываемой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *