Явление Иисуса Христа

ЯВЛЕНИЕ СПАСИТЕЛЯ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА В 1926 ГОДУ

30 июля в 8 часов утра вблизи Киева,

между селами демидовом и глебовой, двум мальчикам отроку николаю 11 лет (николай Максимович Куприенко) и Емельяиу 14 лет (Емельяи Иванович Фещенко)

За неделю до этого, 24 июля, в ночь под воскресенье, Спаситель явился Емельяну во сне и сказал: «Ты будешь видеть Меня наяву с другим мальчиком.

Смотри, чтобы вы не испугались!». При этом Он благословил его по-архиерейски, обеими руками, и, обратившись на восток, стал невидим. Еме- льян стал молиться во сне, но его разбудил хозяин.

Через неделю после этого, 30 июля, эти пастухи выгнали скот на пастбище и тут же познакомились, ибо встреча была случайной. Было 8 часов утра, и они собрались завтракать, как вдруг сильно блеснула молния. Емельян подумал: «Что так сильно блеснула молния?». Николай сказал: «Наверно, будет дождь!». Но Емельян говорит: «Откуда же появится дождь, если на небе нет ни одной тучки и ветра нет?». Тогда Николай говорит: «Да кто его знает, что такое тут будет».

После этих слов, через несколько мгновений, вдруг с запада небо сделалось розовым и появился большой, сияющий как солнце, Крест, достигающий верхом до неба, а низом не доходящий аршина на два до земли, внизу было облако, и Крест упирался в это облако. Крест с перекрестиями был шириной аршина полтора. На верхнем фоне Креста показался человек, стоящий как бы на перекрестии. Сперва Крест с человеком показался далеко, как на полверсты, а потом приблизился к мальчикам.

Николай, видя приближение сияющего Креста, испугался и говорит Емельяну: «Тикаймо, бо нечистый!».

Но Господь остановил его, говоря: «Нет, Я чистый!».

Тут дети как бы одеревенели и не могли сдвинуться с места. Они одумались и убедились, что это Сам Господь Иисус Христос — Спаситель мира. Он стоял весь в дивном сиянии и неописуемой красоте. Божественное лицо Его невозможно было видеть. Он сиял сильнее солнца и белее снега. Его могущество непостижимо, от Него исходила благодатная сила и благоухание небесное. Когда Спаситель говорил, из уст Его выходило огненное пламя, Его голос раздавался на всю вселенную. Нижнее одеяние его было розовым, а верхнее ярко-голубое, перекинуто через левое плечо. В левой руке Он снизу держал раскрытое Евангелие, а правую поднял для благословения. Над головой Спасителя был виден треугольник как буква «А». Спасителя окружала прекрасная семицветная радуга, спускающаяся концами по обеим сторонам от Спасителя вниз до облаков, поддерживающих Крест. Он стоял во всем величии, окружен радугой. Сверху над треугольником — Херувимы, по бокам — два Ангела, а вокруг Ангелочки (одни головки с крылышками).

Дети, не пугайтесь Меня и не уходите. Я есть Иисус Господь Бог ваш, Спаситель мира. Сын Бога живого, живущий на небесах. Я пришел сказать вам Мое повеление.

Он стал говорить мальчикам тихо-тихо, но звучно, как бы на всю вселенную: Да погибнут все блудницы, пьяницы, кощунники, трубокуры, сквернословы, хулители Бога, отвергающие Крест (креста на себе не носят, креста стыдятся баптисты и др. сектанты). Грешницы бегут от лица Моего, а праведницы да возвеселятся пред Господом.

Вслед за этими словами запели Ангелы Трисвя- тое. При этом «Святый Боже» пела правая сторона, «Святый Крепкий» пели снизу доверху, а «Святый Бессмертный» и прочее пели все вместе.

Когда кончили петь Ангелы, Господь сказал: Дети, много людей в мире, но не все они Мои.

Очень мало тех, которые слушают Меня и Мое учение — Святое Евангелие, а большее число поддалось диаволу и подчиняется его нечистому духу, к которому попали добровольно. В Моем Святом Соборе пошел раскол между священниками: священники-переворотцы, украинцы, живисты и подобные священники-еретики ведут народ в погибель, а праведные священники ведут в Царство Божие.

Затем Спаситель сказал: Дети, видите меня? Посмотрите же хорошенько на Меня, чтобы образ Мой был у вас в памяти и доме, и я помяну в Царствии Моем до седьмого колена верующий ваш род. Идите к Моему православному священнику и скажите ему, чтобы он отслужил всенощную и Литургию.

Тут Ангелы запели: «Величит душа моя Господа и возрадовался дух мой о Возе, Спасе моем».

И тайнообразующие запели: «Тебе поем, Тебе благодарим, Господи», и еще Ангелы пели много песнопений — «Честнейшую Херувим…», «Яко да Царя всех…», «Иже Херувимы…», «Величит душа моя…» до конца. Затем как бы разверзлись небеса, расступились облака, и Спаситель сошел со Своими небесными Силами и сказал: Горе будет украинским, живистским и обновленским митрополитам и архиереям, зачинщикам и еретикам. Духовенству не будет прощения ни в сем, ни в будущем веке. Малым (мирянам) будет прощение, если они покаются. Но все-таки накажу за то, что они отступники от Православной веры, начали раздирать ризы божественные на Мне и Мою Святую Апостольскую Церковь! Перед воцарением антихриста пошлю Своих Ангелов на помощь людям невидимо, и они запишут рабов Моих в Книгу жизни и наложат Святую Печать на чело их, у кого будет на челе Страх Божий! Вы же посмотрите на меня получше, чтобы не ошибиться, не обмануться и не подписаться в подчинение к антихристу, так как он придет в ризах Моих и будет перед народом творить диавольские чудеса, и воссядет на престоле в святом храме, и заставит делать ему икону, и чтобы иконе той верили, потому что он сделает так, что эта икона будет говорить и двигаться по диавольскому внушению. Он Креста боится и воздвигнет на Крест гонение. Сначала будет коммунистическая печать — пятиконечная звезда, но ее не принимайте — это начало горю. Придет время, когда сильное гонение будет на верующих, которые не примут печати антихриста на правую руку или на чело, не поклонятся его образу. Этим людям нельзя будет ни покупать, ни продавать без печати, нельзя будет из города в город пройти и из села в село, от этих людей отымется вода и пища. Вперед потребуется подпись. Все подписавшиеся будут прикладывать печать антихриста, и кто ее имеет — не будет прощения ни в сем, ни в будущем веке.

Перед самым воцарением антихриста будет всемирная война, В начале своего царствования антихрист заберет в свои руки все храмы Божии и Лавры, кроме Почаевского монастыря. Лавры и храмы после откроются антихристом, но Мною они не благословлены и ходить в них нельзя, потому что заведовать ими будет антихрист.

Еще сказал Господь: Кто желал бы жить в монастыре и иночествовать, то пусть потерпит и не скорбит, если на земле не удостоится получить пострига и других повышений, Я в Царствии Моем облеку их в неизреченные одежды и дам им неизреченную славу. После всемирной войны воцарится антихрист.

Вы, дети, проповедуйте, что Я вам сказал, не бойтесь никого никогда, хотя вас и будут пресле- довать, сажать в темницы, не убойтесь в миру передавать один другому. Таковым будет награда в Царстве Моем. Чтобы мир был во всем предупрежден, и непрельстился бы обманщиком, я наперед предупреждаю мир, что явится обманщик. Будет творить чудеса такой хитростью, что с небес сдвинет огни и всех устрашит, будет летать по воздуху, как птица. Сперва он явится миролюбивым, будет заступаться за бедных, помогать немощным, раздавать обильную помощь, и этим прельстит верующих в Бога. Все полюбят его и послушают, поверят ему, но это будет попущенное испытание на короткое время.

Вы же убедите мир, насколько возможно, чтобы никаких печатей не принимали, не подписывались. С появлением антихриста настанет тяжелое время, будут просить смерти и не будет ее. По случаю неурожая настанет голод. Хлеб и все товары будут в руках его, без его печати не будут выдавать ничего. За грехи мира и за отступление от Меня затворится небо на 3 года, не дам дождя на земле и будет такая жара, что источники рек пересохнут. Закружится народ, будут бежать с Запада на Восток, разыскивая урожай и нигде его не найдут. Везде будет жара и мор.

Антихрист издаст приказ, чтобы из города в город, из села в село не приходили, креста не носили, крестного знамения не полагали, слово Божие не проповедовали. Кресты с церквей снять, служение в церквах прекратить, и в них устроить театры и другие богомерзкие увеселения. Тогда не будет любить брат брата и будут предавать на смерть, и между родственниками будут кровопролития.

Кто ради Меня претерпит — спасен будет, а кто отречется от Меня, примет печать антихриста, того Я ни в этой, ни в будущей жизни не прощу.

Нужно быть осторожным, много появится антихристов, которые буду приглашать вас прийти — идите, у нас Христос! Не верьте!!! Появятся волки в овечьей шкуре, и все ловцы пойдут в погибель.

Церкви, кроме Почаевской, все закроются, желающим жить в православном монастыре — не дадут, православные монастыри разгонят, таковые пусть перетерпят. Я за них заступлюсь, за их терпение облеку их в Свои одежды и во все могущество Своего Иерусалима!

Когда появится антихрист, солнце погаснет, и луна не даст света, силы небесные поколеблются, но антихристово царство будет иметь большое электрическое сияние везде, и в храмах. И несчастные люди будут поклоняться ему, как богу, ставить перед его образом свечи. А кто будет отказываться, того он будет сажать в темницы, морить голодом, сажать на колья и др.

Но мучения будут настолько, насколько может перенести верующий в Господа, а некоторые и совсем не будут чувствовать, смотря по его крепкой вере. Ангел Господень будет подкреплять и приобщать Святых Христовых Тайн — при царствовании антихриста бескровная жертва прекратится и верующим негде будет причащаться.

Перед самым приходом антихриста в Лавре Печерской, в Великой церкви, главный престол и крест снимут и откроют городской светский дом (мерзость запустения), тогда икону Успения Божией Матери поднимут Ангелы и понесут на облака, где Престол Славы. И тогда явится антихрист и люди, забывшие истинного Бога, приготовят ему место и встретят его.

Господь сказал: Молитесь ежедневно утром, вечером и в 12 часов ночи до первого часа. Небеса растворяются, молитва молящихся идет к Моему

Престолу — всегда приемлю. Чаще ходите в церковь, исповедуйтесь, причащайтесь Святых Христовых Тайн!

Во время антихриста будет большое кровопролитие и верующие будут очень страдать. Царство антихриста будет продолжаться 42 месяца. Господь явится мир судить в полночь и потому бодрствуйте в эти часы, ибо когда Я явлюсь и Ангелы не знают. И еще скажите народу, чтобы чаще приобщались, ибо бескровная жертва прекратится.

После того, как примут печать антихриста, на тех людей найдут невыносимые скорби и ужасные болезни, они будут горько плакать и искать смерти, но смерти не будет. Они будут кричать: «Горы, падите на нас и скройте от лица Божия!».

Господь говорил: Я скоро, скоро приду судить мир. Скажите, пусть каются все блудники и прелюбодеи, если покаются — прощу. Еретиков и зачинщиков — не прощу. Мало осталось времени, скоро приду, грех и беззакония ваши дошли до небес.

Дети, скажите миру, что Я явился вам, ибо Я вынужден был предупредить мир, что в последнее время охладеет сердце и окаменеет. Не стали верить в Бога, Закону Его, как перед потопом. Все ученые кричали: «Нет Бога, одна Природа!». Оставили Мои святые праздники, избрали свои и начали поклоняться истуканам. Как израильскому народу дал волю в пустыне слушать мудрецов, что Бога нет.

Есть Бог, Всемогущий, Вездесущий, Непостижимый, одним Своим словом сотворивший видимое и невидимое миру: ибо Я Творец всей Вселенной и буду управлять ею во веки веков. Альфа и Омега, Начало и Конец, хотя антихристу и будет попущено тогда властвовать над миром за грехи. Он воздвигнет гонения на Церковь, и она на время скроется от него — уйдет в пустыню, но как Я в третий день воскрес, так и Церковь моя воскреснет и будет торжествовать во веки веков. ГОВОРЮ ВСЕМ: ПОКАЙТЕСЬ!!! Я приму ваше покаяние, ибо времени для существования остается мало, да самое трудное: скоро, скоро приду судить мир!!!

Всех грешников: блудников, прелюбодеев, пьяниц, хулителей, попирающих Крест Мой Святой, который стыдятся носить на себе, не почитают праздников Моих, посты, установленные Святой Церковью не соблюдают, как баптисты и сквернословы, всех грешников сожгу Огнем Геенским.

Господь окончил Свое Повеление и дал Святое Евангелие двум Ангелам, благословил и сказал: Чтобы на том месте (где Я явился вам) в память Моего Явления был поставлен Крест и Икона в таком виде, как Я явился вам, для поклонения миру.

Повернулся на восток и начал скрываться за облака. Тут же скрылись все Ангелы, но пение ангельское слышно было долго. Вначале громко, а по мере удаления все тише и тише. Тогда только Еме- льян и Николай заметили, что Ангелочки, которые были головками, теперь показываются им в виде обнаженных младенцев, годиков по два возрастом и с голубыми ленточками через плечо, и на них висели как бы маленькие музыкальные духовые трубы.

Дети-пастушки сообщили в Демидовку православному священнику о явлении и сказали о повелении Спасителя. Он отслужил всенощную и Божественную литургию. Весть о явлении Спасителя пастушкам и обо всем сказанном быстро распространилась между верующими. Был сделан Крест и тайно от местных властей освящен в храме. Тогда же было сообщено православным людям о времени выноса Креста из храма на место явления Спасителя. Вынос был назначен на 12 часов ночи. К моменту выноса Креста собралось человек 200. Прибыли из соседних сел два священника для содействия местному священнику. Народ и священники боялись местной власти. Верующие люди украсили Крест цветами и венками. Они собирались молиться Господу Святому в ночной тишине, выйдя из храма без света и пения. Как только вышли из храма, священники и народ услышали звон колоколов и ангельское пение в воздухе: «Кресту твоему поклоняемся, Владыко».

Прибывшие священники заявили неудовольствие местному священнику: зачем он звонит. Навели справку. Колокольня была закрыта, на ней никого не было, никто из людей не звонил, а это все было слышно в воздухе от Ангелов. Собрался народ со страхом и трепетом, и с большою радостью в сердце своем. Сопровождавшие Крест тихо шли полем, бросали цветы к подножию Креста. Как только вышли из села, позажигали свечи, а некоторые несли фонари. Шли они полем и пели. И когда шествие двинулось вперед, появился столб светлый с облаком. Он двигался впереди народа, показывая путь. И когда дошел до места назначения, тогда поднялся на облака, а это место сделалось алое. И в это время с небес стали трезвонить колокола, а когда установили Крест и Икону, то Ангелы запели: «Кресту твоему поклоняемся, Вла- дыко, и Святое воскресение Твое поем и славим». Люди, сопровождавшие крест, думали, что никто, кроме них, ничего не видит, но шествие и звон колоколов, и ангельское пение многие слышали, кто был ночью в поле и многие от страха бежали в село. Крест был торжественно поставлен на том месте, где явился Спаситель пастушкам.

После установления креста к месту явления Спасителя началось паломничество верующих.

Каждую субботу приходили туда монахи из Киево- Печерской Лавры и Флоровского монастыря, чтобы отслужить молебен. У воздвигнутого креста собирались на панихиды. Дети, жившие неподалеку, ждали субботы, чтобы собрать, после молебна оставленные паломниками, монетки, яблоки, конфеты. Известный художник Красицкий — внук Шевченко, написал картину «Пастушок». Он приезжал в Демидов и с натуры писал облик мальчика-пастушка.

Крест на месте явления Спасителя никто не смел трогать четыре года. Но в 30-м году на собрании комсомольской ячейки решили его уничтожить. Вначале никто не решался сделать это своими руками, потом один вызвался: зацепил его и, погоняя лошадей, вытащил. Говорят, что его потом постигло несчастье.

Невзирая на безумие, творившееся на земле, благодать Божия посещала эти места не единожды. Не все демидовцы поверили тогда в явление Спасителя. И вскоре, словно в укрепление и поддержку верующим, произошло здесь явление Божией Матери, о чем в наше время поведали местные жители, живые свидетели явления Пречистой.

В одной из сохранившихся рукописей — свидетельстве явления Спасителя — рассказывается, что Господь повелел поставить крест и у Вдовьего колодца, который был выкопан в селе Демидов в послереволюционное время руками вдов во время сильной засухи. Тогда во всей округе не было ни капли воды, и все ходили ко Вдовьему колодцу, потому что лишь там, по милости Божией, сохранялась вода. Явление Божией Матери произошло, когда служили, как повелел Спаситель, молебен. Появилась Она на востоке в восемь часов утра. Была Она в голубом одеянии, впереди Нее было сияющее блюдо, и все, кто там был, это видели, но никому не дано было видеть, что лежало на блюде.

Руки у Божией Матери были опущены. Люди все были в страхе, пали на землю и молились Владычице. После этого все, видевшие Богородицу, переменились в лучшую сторону, но власти строго запретили что-либо рассказывать об этом.

Но слово Божие неудержимо: мир умолкнет, а камни возопиют. Как ни опасно это было, православные записали и сохранили драгоценные свидетельства.

Воздадим благодарение Богу, что сподобляет нас видеть Ангелов, слышать их пение и небесный звон колоколов. Этим самым явлением Бог нас убеждает о загробной жизни на небесах.

Явления Святых

Как было уже сказано, в своей земной жизни Старец Паисий видел многих Святых, а также своего Ангела-Хранителя, многократно — Пресвятую Богородицу и Самого Христа. Он видел Их не во сне. Иногда это было ночью, иногда среди бела дня. Он беседовал с Ними, Они давали ему Свое целование, и он целовал Их в ответ. Они давали ему пищу Своей рукой, исцеляли его, обещали ему что-то, открывали ему небесные тайны.

Одному человеку Старец говорил: «С юности я читал очень много Житий Святых, а сейчас чтение Житий мне помогает уже не столько — потому что я их уже не читаю, а живу». То есть в такой духовной пище как чтение Старец нуждался меньше, потому что переживал нечто высшее.

Старец неохотно рассказывал о своих опытах такого рода. Он рассказывал о явлениях ему Святых и тому подобном, если видел, что это принесет помощь чьей-то душе. Когда он рассказывал о чем-то еще, то был очень увлекательным, талантливым рассказчиком. Но вот в описаниях явлений ему Святых он был очень сдержан и краток. Слушателя таких откровений приводили в изумление простота, естественность, а также исключительность происходивших со Старцем событий. Он говорил, к примеру: «Со мной произошло одно событие», имея в виду посещение какого-то Святого. Или: «Я почувствовал нечто». Собеседник мог подумать, что Старец почувствовал просто какое-то умиление. Однако на самом деле это «нечто» было чем-то несравненно более глубоким: откровением, видением, восхищением в созерцание или чем-то подобным. Обычно день, когда ему было видение или нечто иное, он «зашифрованно» отмечал на полях богослужебных книг.

Еще до того как он стал монахом, его ум во время молитвы часто бывал восхищаем в созерцание. Из своего опыта он говорил: «Находясь в созерцании, человек может, предположим, слышать, как звонит будильник, — не больше. Другой связи с окружающим миром у него нет».

Относительно видений Старец объяснял: «Человек зрит видение глазами души. Иногда, когда мне бывали видения, я закрывал глаза, но продолжал видеть. Значит, я видел глазами души. Когда кому-то является Святой в присутствии кого-то еще, то иногда этот третий человек может видеть Святого, иногда может слышать его голос, а иногда не видит и не слышит ничего. Общего закона тут нет». Еще Старец подчеркивал, что «вначале с монахом происходят небольшие сверхъестественные события, потом большие, а потом еще большие». Конечно, это происходит с монахом, который подвизается правильно и твердо.

Производит впечатление следующее: как мог Старец Паисий после всех бывших ему видений, откровений, после всего, что он пережил, после того «доброго умопомрачения», в которое он приходил, после того как он испытал Божественное рачение и небесную сладость, которые оставляли ему небесные посетители, — как после всего этого его ум мог отрываться от Неба и возвращаться на землю? Ведь это нелегкое дело: резко спускаться с Фаворской Горы в Долину Плача, жертвовать райским состоянием и заниматься проблемами людей. Это достойно удивления и восхищения. Для Старца такое возвращение с Небес на землю было дополнительным подвигом и трудом.

Из отрывочных сведений, услышанных от Старца,, и свидетельств других людей можно сделать вывод, что, кроме явлений Святых, о которых сказано в первой части настоящей книги, Старцу были и другие явления. Упомянем о некоторых из них.

* * *

Когда Старец проходил в Конице курс лечения, он видел трех Святителей. Об этом рассказала Екатерина Патера: «Однажды вечером он, как обычно, заперся у себя в келье и читал Повечерие. Утром он мне говорит: «Прости меня, сестра, что прошедшей ночью я не давал вам спать». — «Когда ты не давал нам спать?» — «Сегодня ночью пришли три Святителя, и мы с ними беседовали. Я их постоянно просил: «Потише, потише, потому что мы разбудим людей, у которых я живу». Я не хотел вас беспокоить».

А я-то ничего и не слышала! Он всю ночь разговаривает со Святыми, а я этого даже и не заметила».

* * *

Точно известно, что Старец видел святую великомученицу Екатерину. Он рассказал об этом человеку, который нуждался в утешении. «Увидев ее, я сразу же ей поклонился и ухватился за ее ноги, — сказал Старец. — Святая великомученица Екатерина высокого роста».

* * *

14 октября 1979 года (по новому календарю — 27 октября, накануне праздника Святого Покрова) Старец был в монастыре Суроти. Этой ночью он увидел Покров Пресвятой Богородицы. Это был не сон, но видение. Он видел Покров Божией Матери как светлое облако, которое осеняло и покрывало нескольких сербских монахинь, приехавших с ним встретиться.

* * *

Также Старец видел святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. На вопрос, как выглядел святой Иоанн и какими глазами он его видел, Старец ответил: «Ну как… было темно, но я его видел. Ведь такие явления — тайны Божии. Часто на иконах святого Иоанна Богослова на лбу у него изображают какую-то шишку, а на самом деле она не такая большая».

* * *

Когда Старца спросили, зачем он написал книгу о Хаджи Георгии, он ответил: «Если бы в моей жизни не произошло одного события, связанного с Хаджи Георгием, я бы этой книги не писал». О явлении ему преподобного Старца Хаджи Георгия Старец Паисий в книге не пишет. «Хватит того, что я натерпелся с преподобным Арсением», — говорил Старец, имея в виду, что в Житии святого Арсения Каппадокийского он рассказал, как этот Святой ему являлся. Но и перед Хаджи Георгием Старец Паисий очень благоговел. Лично он относился к нему как к Святому и призывал его имя, молясь по четкам. Он даже верил в то, что пришло время официальной канонизации Старца Хаджи Георгия.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Явления воскресшего Господа

Явление Марии Магдалине

(см.: Ин 20, 11–18; Мк 16, 9–11)

Мария Магдалина плакала у гроба Господа и вдруг увидела двух Ангелов. «Женщина! — сказали они, — что ты плачешь?» Она, вероятно не понимая, с кем говорит, ответила: Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. И тут, обернувшись, увидела Самого Иисуса, стоящего рядом, Который обратился к ней со словами: «Женщина! что ты плачешь? Кого ищешь?» Она не узнала Его и, думая, что это садовник, сказала Ему: Господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Тогда Господь обратился к ней по имени: «Мария!» Она воскликнула по-еврейски: «Раввуни!», что значит: Учитель! Но Господь сказал ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим (то есть ученикам и апостолам) и скажи им, что Я восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». Как свидетельница воскресения Христова, Мария Магдалина поспешила к апостолам и возвестила им, что видела Господа, и то, что Он сказал ей.

Явление женам-мироносицам

(см.: Мф 28, 9–10)

Воскресший Господь явил Себя всем мироносицам, проявившим к Нему такую любовь и верность. Когда они после встречи с Ангелами спешили от гроба, Сам Иисус Христос встретил их и сказал: Радуйтесь! Они в великой радости обступили Его и, упав на колени, ухватились за Его ноги. Тогда Господь сказал им: Не бойтесь! пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.

Явление двум ученикам по дороге в Эммаус

(см.: Лк 24, 13–35; Мк 16, 12–13)

Тем временем два ученика Господа — Клеопа и Лука — шли из Иерусалима в Эммаус, селение на расстоянии в шестьдесят стадий (около двенадцати километров) от Иерусалима. Они разговаривали между собою обо всем, что произошло в последние дни. И в это время Сам Господь, приблизившись, пошел с ними. Они были не готовы еще поверить в чудо воскресения и не узнали Его. Евангелисты объясняют, что глаза их были удержаны или Сам Господь явился им в ином образе. Господь спросил их: «О чем это вы рассуждаете между собою и отчего вы печальны?» Клеопа сказал в ответ: «Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь, что произошло здесь в эти дни? О том, что случилось с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом. О том, как предали Его первосвященники и начальники наши на распятие. А мы надеялись было, что Он Тот, Который должен спасти Израиль, но сегодня уже третий день, как это произошло. Правда, некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. Некоторые из наших пошли ко гробу и нашли так, как и говорили женщины, но Его Самого не видели».

Тогда Он сказал им: О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? Он начал изъяснять пророчества и свидетельства о Нем во всем Священном Писании. Когда они дошли до того селения, Господь сделал вид, что хочет идти далее, но Клеопа и Лука удерживали Его, говоря: «Останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру». И Он остался с ними и разделил с ними трапезу. Во время трапезы Он, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его, но Он стал невидим для них. Они сказали друг другу: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» Тут же ученики поспешили обратно в Иерусалим поведать об этой радости апостолам. Апостолы были собраны вместе из страха перед преследованиями от иудеев. Они готовы были уже поверить им, тем более что о том, что Христос воскрес, свидетельствовал и апостол Петр, которому также явился Господь.

Явление апостолам в тот же день вечером

(см.: Мк 16, 14; Лк 24, 36-49; Ин 20, 19–24)

Когда Клеопа и Лука рассказывали о происшедшем на пути и о том, как Христос открыл им Себя в преломлении хлеба, Сам Господь стал посреди апостолов и сказал им: Мир вам! Двери были заперты из опасения прихода иудеев, и апостолы смутились, подумав, что видят призрак. Но Господь сказал им: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои. Это Я Сам, осяжите Меня и рассмотрите, потому что дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня». И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: «Есть ли у вас здесь какая пища?» Они подали Ему печеной рыбы и сотового меда, и Он, взяв, ел пред ними. И сказал им: «Вот то, о чем Я вам говорил, что надлежит исполниться всему, написанному обо Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день». Тогда Господь раскрыл их разум к пониманию Священного Писания.

После этого Он пообещал ученикам, что они примут от Бога силу Святого Духа и станут свидетелями и благовестниками покаяния и прощения грехов для всех народов начиная с Иерусалима. Дунув на апостолов, Господь сказал: Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

Явление апостолам на восьмой день с Фомой

(см.: Ин 20, 25–29)

Фома, один из двенадцати апостолов, не был в тот вечер со всеми, когда приходил Иисус. Другие ученики рассказали ему, что видели воскресшего Спасителя, но он сказал им: «Если я сам не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в Его раны, не поверю». Прошло восемь дней, и вновь ученики собрались вместе в доме, и Фома был с ними. И вновь, как в тот раз, когда двери были заперты, Господь предстал перед ними и сказал: Мир вам! Потом Он обратился к Фоме: «Подай перст твой и посмотри руки Мои. Вложи свою руку в ребра Мои и не будь неверующим, но верующим». В восторге Фома исповедовал Его Богом, воскликнув: Господь мой и Бог мой! Господь же сказал ему: Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

Господь являл Себя видимым и осязаемым образом тем, кто знал Его во время Его земного служения. Апостолы были свидетелями Его крестной смерти и твердо знали, что их Учитель умер и погребен. Поэтому Он и являлся им после воскресения. Им Он дал осязать Себя и вкушал перед ними пищу, чтобы они, убедившись в том, что Господь воистину воскрес в Своей плоти, смогли засвидетельствовать это всему миру. Однако самое главное для апостолов было — ощущать постоянное незримое присутствие Своего Господа и Учителя, которое Он обещал им на все времена: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Это незримое постоянное пребывание со Христом выразил апостол Павел, говоря: Уже не я живу, но живет во мне Христос. Это блаженство — верить во Христа не видя Его — Он и имел в виду.

Явление на Тивериадском озере. Чудесный улов. Возвращение Петру апостольского достоинства

(см.: Ин 21, 1–23)

Господь повелел Своим апостолам идти в Галилею. Там на Тивериадском море (еще одно название Галилейского озера) Господь опять явился Своим ученикам. Симон Петр, Фома, Нафанаил, Иаков, Иоанн Зеведеевы и двое других учеников отправились в лодке ловить рыбу. Всю ночь ловили они, но не поймали ничего. А когда уже настало утро, Господь встал на берегу, но ученики не узнали Его. Господь обратился к ним: Дети, есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: Нет. Он же сказал им: Закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Ученики поступили так, как им велел Господь, и не смогли вытащить сети от множества рыбы. Тогда апостол Иоанн сказал Петру: Это Господь. Услышав это, Симон Петр бросился в море и поплыл к берегу (до берега было около ста метров), а другие ученики приплыли в лодке, таща сеть с рыбою. Когда же вышли на берег, они увидели горящие угли, на которых пеклась рыба, и хлеб. Господь велел им принести пойманную рыбу. Симон Петр вытащил на землю сеть. Крупных рыб там было сто пятьдесят три, и при таком множестве сеть не прорвалась. Иисус позвал учеников: Придите, обедайте. Никто из учеников не осмеливался спросить Его: «Ты кто?» Они знали, что это Господь.

Когда же они обедали, Иисус обратился к Симону Петру: «Симон, сын Ионы! любишь ли ты Меня больше, нежели они?» Петр сказал Ему: «Да, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». Иисус сказал ему: Паси агнцев Моих — и спросил Петра еще раз: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» Петр сказал Ему: «Да, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». Господь сказал ему: «Паси овец Моих». И в третий раз обратился к Петру: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» Петр опечалился, что Господь спросил его в третий раз, и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

Так Петр, некогда трижды отрекшись от Христа, трижды засвидетельствовал, что любит Его. Получив от Господа повеление пасти верующих, он сам потом учил других пастырей: «Пастырей умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых: пасите Божие стадо, охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Пет 5, 1–4).

Явление на горе в Галилее и повеление апостолам идти на всемирную проповедь

> Явления Христа святым: критерии истины

Не всякому верь

К любой информации о явлениях Христа Церковь относится осторожно, помня слова апостола Павла, что “сам сатана принимает вид Ангела света” (2-е Послание к Коринфянам, глава 11, стих 14). Хороший пример – житие святителя Никиты, епископа Новгородского. Будучи еще совсем молодым монахом, он не послушался совета своего духовного отца и, горя желанием увидеть Христа, уединился в затворе. Здесь в светлом образе ему явился сатана, которому Никита поклонился, приняв за Господа. Прельщенный затворник перестал совсем молиться и, видя постоянно молящегося беса, радовался, что ангел молится за него; сам же только и делал, что прилежно читал книги и поучал приходящих к нему, а по временам пророчествовал. Только благодаря молитвам духовного отца монах смог в итоге придти в себя, вернуться к Христу и в обитель, став в итоге епископом Новгородским и одним из почитаемых святых Православной Церкви.

Достойное недостоинство

Спаситель является людям, которые служили Ему всей своей жизнью, но при этом искренне считали себя недостойными этих явлений. Например, преподобный Паисий, более семидесяти лет проведший в египетской пустыне и один из немногих людей, названных Церковью “Великими”, во время явления Спасителя произнес: “Христе Спасе, я раб Твой, и за что Ты, Владыка, оказываешь столь великую милость, что теперь Сам изволил снизойти к моему недостоинству?” Не возгордился Паисий и когда Христос произнес пророчество: “Видишь ли пустыню эту -– как она велика и широка? Ради тебя я наполню ее постниками, которые будут прославлять имя Мое”.

Содержание Откровения, которое человек получает из уст Христа – самое главное, на что обращает внимание Церковь, когда слышит о том или ином явлении. В этом христиане руководствуются словами апостола Павла: “Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема” (Послание к Галатам, глава 1, стих 8). Поэтому если откровение противоречит Евангелию и учению Церкви, если человек заявляет, что он получил “третий завет”, точную дату конца света и тому подобное, значит, человеку явился не Христос, а сатана в виде Ангела света….

Христос – рядом

В Евангелии красной нитью проходит мысль, что любовь к Христу должна выражаться, прежде всего, через любовь к ближнему. Та же мысль встречается в жизнеописании многих святых, например, в житии древнего святого – преподобного Псоя. Христос являлся ему четырнадцать раз. Однажды ученики попросили показать им Христа. Псой встал на молитву и получил откровение подняться вместе с ними на гору, где и обещал явиться Господь. Молодые ученики убежали вперед Преподобного и по дороге встретили старого калеку. Узнав, куда они идут, он попросился с ними, но получил отказ с мотивировкой, что он недостоин видеть Христа. Псой, шедший следом, пожалел старика, поднял его на плечи и понес на гору. Подходя к вершине, ученики увидели, что их учитель несет на плечах Самого Христа… Когда же преподобный Псой подошел совсем близко к ученикам, Господь стал невидим. На вопрос учеников, где Преподобный встретил Христа, тот ответил: “Не на горе Его надо искать, а в ближнем своем”.

Где можно встретиться с Христом

В явлениях Христа святым сконцентрирован весь опыт и реальность присутствия Христа в Своей Церкви. Однако, как это ни парадоксально, встретиться с Ним можно всегда – в “своем ближнем”. А прикоснуться к Нему можно ежедневно. Это происходит на главном христианском богослужении – Литургии – когда священник выходит к людям с Телом и Кровью воскресшего Христа…

Осмеяние Христа

Чимабуэ

Осмеяние Христа

частное собрание

«Осмеяние Христа» — небольшая картина, выполненная темперой на доске из тополя и атрибутированная в 2019 г. мастеру проторенессанса Чимабуэ. Предположительно одна из трёх сохранившихся частей 8-частного полиптиха на тему Страстей Христовых.

В октябре 2019 г. картина была продана на аукционе за 24 миллиона евро (рекордная сумма для произведений искусства, созданных ранее 1500 года). Считается, что это первая работа Чимабуэ, когда-либо проданная с аукциона.

Описание

Размеры картины 25,8 см x 20,3 см x 1,2 см, её сюжет — осмеяние Христа перед распятием. Работа расписана яичной темперой и сусальным золотом на утонченной и слегка изогнутой доске из тополя, подготовленной слоями грунта Гессо, в которые встроен холст. Картина датирована 1280 годом.

Считается, что это часть диптиха, с четырьмя сценами на каждом крыле, изображающими страсти Христовы, иногда называемого «Диптихом преданности». Две другие сцены, написанные на досках одинакового размера, были идентифицированы как части того же полиптиха: «Дева и дитя с двумя ангелами» из коллекции Национальной галереи в Лондоне (обнаружена в Саффолке в 2000 году) и «Бичевание Христа» из коллекции Фрика в Нью-Йорке.

«Осмеяние Христа» — одна из всего дюжины работ, приписываемых Чимабуэ, художник свои картины не подписывал. Она имеет сходство с другими его произведениями — в передаче выражений лиц, изображении построек, а также в особенностях использования света и перспективы. Национальная галерея характеризует полиптих как «ключевой для истории искусства», поскольку он относится ко времени, когда итальянские художники начали отходить от византийской традиции к более натуралистическому представлению событий.

Это единственное известное малоформатное произведение Чимабуэ, в котором художник использовал те же приёмы для демонстрации множества фигур, что и для других своих, более масштабных, работ, таких как фрески в Ассизи. Сцена следует библейскому изложению в Евангелии от Матфея 27 : 27-30. Иисус, в красной мантии и синем плаще, помещён в центр композиции, с открытыми глазами в византийском стиле (на изображениях того же периода из Северной Европы он бы сидел с завязанными глазами). Он бесстрастен, с обмякшими руками и печальным выражением лица, среди толпы людей чуть ниже его ростом, которые сердито бьют Христа прутами, мечом в ножнах или голыми руками; кажется, что кто-то пытается сбить нимб Христа. Также по обе стороны от Христа стоят по одному человеку с мечами в ножнах; здания на заднем плане, выполненные в византийской обратной перспективе, обрамляют сцену под сияющим золотым небом.

Инфракрасная рефлектограмма выявила исправления, внесённые Чимабуэ в ходе работы. Повреждение краски показывает, что доска была отделена от нижнего левого угла рамы, и края её были обведены чёрной рамкой. Подозревается, что под ней находится оригинальная красная рамка, как на двух других сохранившихся частях диптиха, на которых также видны похожие червоточины. Вместе с двумя другими досками они выглядят как три из четырёх досок, по-прежнему отсутствует верхняя правая доска. Реконструкция необычного восьмичастного флорентийского диптиха Мастера Сан-Мартино алла Пальма (около 1320 года) предполагает, что на четвёртой панели находилась сцена «Предательства Христа», в то время как четыре панели гипотетической второй створки должны изображать Путь на Голгофу, Распятие, Погребение и Страшный Суд. Подобный венецианский диптих (около 1300 года), хранящийся в Музее изобразительных искусств Вирджинии, также имеет шесть сцен Страстей, с Богородицей, Младенцем и Страшным судом. Похоже, что все они происходят из монастырей клариссинок на севере Италии.

Находка и продажа

Картина была обнаружена висящей над плитой на кухне пожилой женщины, живущей в Компьене, на севере Франции. Женщине было за 90 лет, она продавала дом (который был построен в 1960-е) и собиралась уехать из этого района. В преддверии переезда в июне 2019 года она вызвала местного аукциониста, чтобы определить, стоит ли продать что-либо из её имущества, перед тем как выбросить остальное. Хозяйка и её семья видели в «Осмеянии Христа» только старую икону и думали, что она немногого стоит. Хозяйка не смогла вспомнить, как эта работа оказалась у неё во владении, но думала, что она русского происхождения.

У аукциониста была в распоряжении всего одна неделя, чтобы оценить содержимое дома, но на картину он обратил внимание почти сразу. Предполагалось, что это кто-то из итальянских примитивистов, и работа, возможно, стоит 300—400 тысяч евро. Владелице посоветовали отдать её на экспертизу, и картина оказалась у Эрика Туркина и его коллег в галерее Туркина в Париже. Изучение в инфракрасном излучении показало сходство с работами Чимабуэ, и картина была приписана ему. Некоторые другие предметы из дома были проданы на аукционе за 6000 евро, а остальные были розданы.

Картина была выставлена на торги в Actéon Hôtel des Ventes, в Санлисе, Уаза, 27 октября 2019 года с эстимейтом 4-6 миллионов евро. Около 800 человек приняли участие в аукционе, интерес проявили несколько зарубежных музеев. В итоге торги достигли отметки в 19,5 млн евро, а с учётом комиссионных — 24 млн евро. Победившая заявка была сделана лондонским дилером Фабрицио Моретти от имени двух анонимных коллекционеров. Таким образом, был установлен новый мировой рекорд для произведений искусства до 1500 года, проданных на аукционе. По мнению аналитиков, цена покупки оказалась такой высокой потому, что это был первый случай продажи произведения Чимабуэ на аукционе. Продавец также решил остаться анонимным.

Примечания

ПОРУГАНИЕ ХРИСТА

(Матфей, 26:67-68; Марк, 14:65; Лука, 22:63-65)

(67) Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам (68) и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?

(Мф. 26:67-68)

Вслед за нравственными страданиями (см. БОРЕНИЕ В ГЕФСИМАНСКОМ САДУ) Христос претерпел физические муки во время суда над Ним. Несколько раз Он подвергался издевательствам:

1) Его ударил один из служителей на первом допросе у Анны (см. СУД НАД ХРИСТОМ, Христос перед Анною);

2) Он был подвергнут поруганию — избиению, оплевыванию (данный сюжет);

3) Его секли плетьми (см. БИЧЕВАНИЕ ХРИСТА);

4) Он был «увенчан» венком из колючего терновника и осмеян (см. УВЕНЧАНИЕ ТЕРНОВЫМ ВЕНЦОМ).

Поругание Христа нельзя путать с Насмеханием над Христом, иначе — Увенчанием терновым венцом, что порой происходит ввиду некоторого сходства мизансцен, в которых эти сюжеты предстают в живописи. Но причиной этой путаницы иногда бывают сами изображения этих сюжетов, когда художники в сцену Поругания Христа вносят элементы, относящиеся, строго говоря, к Насмеханию над Христом (Увенчанию терновым венцом), и наоборот. Чтобы не совершить ошибки в трактовке сюжета, необходимо обратить пристальное внимание как на действие персонажей, так и на то, кто они — иудеи или римляне: поругание учинили иудеи (они изображаются в длинных одеждах, бородатыми), осмеяние — римские воины.

Различить эти эпизоды бывает совсем несложно, если эти действия над Христом происходят в присутствии тех, кто чинит соответствующий допрос: в сцене поругания — Каиафы, в сцене осмеяния (увенчания терновым вен­цом) — Пилата, как это изображено у Дуччо.

Когда поругание происходит в присутствии Каиафы, первосвященник изображается сидящим на своем судейском троне (Дуччо).

Дуччо. Поругание Христа (алтарь «Маэста») (1308—1311). Сиена. Музей собора.

Часто, однако, художники изображают только само издевательство, и тогда на троне оказы­вается Сам Иисус. Его глаза могут быть завязаны — так художники изображают Его, чтобы ярче проиллюстрировать требование бьющих угадать, кто Его ударил (согласно замечаниям, имеющимся у Марка: «…и, закрыв Ему лице, ударять Его…» — Мк. 14:65 и Луки: «…и, закрыв Его, ударяли Его по лицу» — Лк. 22:64) (Фра Беато Анджелико).

Фра Беато Анджелико. Насмехание над Христом (1440—1441).

Флоренция. Монастырь Сан Марко

В изображениях этого эпизода можно найти все перечисленные евангелистами издевательства над Христом — удары Ему по лицу (Дюрер), оплевывание, а порой и иные, помимо описанных, как, например, показывание Христу фиги (Дюрер).

Альбрехт Дюрер. Поругание Христа (из серии гравюр «Малые Страсти») (1509—1511).

Эта тема была менее популярна, чем Насмехание над Христом (см. УВЕНЧАНИЕ ТЕРНОВЫМ ВЕНЦОМ). Ее примеры можно найти главным образом в итальянском и немецком искусстве Возрождения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *