Юлианский и григорианский календарь

Содержание

Календарный переворот

Календарный раскол между западными и восточными христианами (верующие стали праздновать главные праздники в разное время) произошел в XVI веке, когда Папа Римский Григорий XIII предпринял очередную реформу, заменившую юлианский стиль на григорианский. Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.

Одержимым идеей мировой революции и интернационализма большевикам, конечно, не было дела до Папы Римского и его календаря. Как сказано в декрете, переход на западный, григорианский стиль был сделан «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени»…». На одном из первых заседаний молодого советского правительства в начале 1918 года рассматривали два проекта реформы времени. Первый предполагал постепенный переход к григорианскому календарю, каждый год отбрасывая по 24 часа. На это потребовалось бы 13 лет. Второй предусматривал сделать это одним махом. Именно он понравился вождю мирового пролетариата Владимиру Ильичу Ленину, превзошедшему нынешнего идеолога мультикультуризма Ангелу Меркель в глобалистских проектах.

Компетентно

Историк религии Алексей Юдин — о том, как христианские церкви празднуют Рождество:

— Во-первых, сразу внесем ясность: говорить, что кто-то празднует 25 декабря, а кто-то 7 января — некорректно. Все отмечают Рождество 25-го, но по разным календарям. В ближайшие сто лет, с моей точки зрения, никакого объединения празднования Рождества ждать не приходится.

Старый юлианский календарь, принятый при Юлии Цезаре, отставал от астрономического времени. Реформа папы Григория XIII, которую с самого начала назвали папистской, была крайне негативно воспринята в Европе, особенно в протестантских странах, где уже прочно утвердилась реформация. Протестанты были против прежде всего потому, что «это задумано в Риме». А этот город в XVI веке уже не был центром христианской Европы.

Красноармейцы на субботнике выносят церковное имущество из Симонова монастыря (1925 год). Фото: Wikipedia.org

Реформу календаря при желании, конечно, можно назвать расколом, имея в виду, что христианский мир уже раскололся не только по принципу «восток-запад», но и внутри запада.

Поэтому григорианский календарь был воспринят как римский, папистский, а значит, непригодный. Постепенно, правда, протестантские страны его приняли, но процесс перехода занял века. Так обстояли дела на западе. Восток на реформу папы Григория XIII не обратил внимания.

Советская республика перешла на новый стиль, но это, к сожалению, было связано с революционными событиями в России, ни о каком папе Григории XIII большевики, естественно, не думали, просто считали новый стиль наиболее адекватным своему мировоззрению. А у Русской православной церкви появилась дополнительная травма.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание православных церквей, на котором приняли решение об исправлении юлианского календаря.

Представители Русской православной церкви, понятно, не смогли выехать за рубеж. Но патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на «новоюлианский» календарь. Впрочем, это вызвало протесты среди верующих, и постановление быстро отменили.

Вы видите, что было несколько этапов поиска совпадения на календарной почве. Но к окончательному результату это не привело. Пока в серьезной церковной дискуссии этот вопрос вообще отсутствует.

Опасается ли Церковь очередного раскола? Безусловно, какие-то ультраконсервативные группы внутри Церкви будут говорить: «Предали священное время». Любая Церковь — очень консервативный институт, особенно что касается обихода и богослужебных практик. А они упираются в календарь. И церковно-административный ресурс в таких вопросах неэффективен.

Каждое Рождество Христово всплывает тема перехода на григорианский календарь. Но это политика, выгодная медийная подача, пиар, что хотите. Сама Церковь в этом не участвует и неохотно эти вопросы комментирует.

Позиция

Почему Русская православная церковь пользуется юлианским календарем?

Отец Владимир (Вигилянский), настоятель храма Святой мученицы Татианы при МГУ:

— Православные церкви можно условно разделить на три категории: те, что служат все церковные праздники по новому (григорианскому) календарю, те, что служат только по старому (юлианскому) календарю, и те, которые смешивают стили: к примеру, в Греции Пасха отмечается по старому календарю, а все остальные праздники — по-новому. Наши церкви (Русская, Грузинская, Иерусалимская, Сербская и афонские монастыри) никогда не меняли церковный календарь и не смешивали его с григорианским, чтобы не было никакой путаницы в праздниках. У нас единая календарная система, которая привязана к Пасхе. Если перейти на празднование, скажем, Рождества по григорианскому календарю, то «съедаются» две недели (помните, как в 1918 году после 31 января настало 14 февраля), каждый день которых несет для православного человека особую смысловую значимость.

Церковь живет по своему порядку, и в нем многие значимые вещи могут и не совпадать со светскими приоритетами. К примеру, в церковной жизни есть четкая система поступательности времени, которая привязана к Евангелию. Каждый день читаются отрывки из этой книги, в чем есть логика, связанная с евангельской историей и земной жизнью Иисуса Христа. Это все закладывает определенный духовный ритм жизни православного человека. И те, кто пользуется этим календарем, не хочет и не будет его нарушать.

У верующего человека весьма аскетическая жизнь. Мир может меняться, мы видим, как на наших глазах у сограждан появляется масса возможностей, к примеру, для отдыха во время светских новогодних каникул. Но Церковь, как пел один наш рок-исполнитель, «не будет прогибаться под изменчивый мир». Ставить в зависимость от горнолыжного курорта нашу церковную жизнь мы не будем.

Большевики ввели новый календарь «в целях одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени». Фото: Издательский проект Владимира Лисина «Дни 1917-го 100 лет тому назад»

Григорианский календарь

С 46 года до нашей эры, в большинстве стран мира, использовался юлианский календарь. Однако, в 1582 г. по решению папы Григория XIII он был заменен на григорианский. В том году следующим днем после четвертого октября стало не пятое, а пятнадцатое октября. Сейчас григорианский календарь официально принят во всех странах, кроме Таиланда и Эфиопии.

Причины принятия григорианского календаря

Основной причиной для введения новой системы летоисчисления стало перемещение дня весеннего равноденствия, в зависимости от которого определялась дата празднования христианской Пасхи. Из-за расхождений между юлианским и тропическим календарем (тропический год – это отрезок времени, за который солнце завершает один цикл смены времён года), день весеннего равноденствия постепенно смещался на все более ранние даты. В момент введения юлианского календаря, он приходился на 21 марта, как по принятой календарной системе, так и по факту. Но к XVI веку, разница между тропическим и юлианским календарем составила уже около десяти суток. В результате, день весеннего равноденствия приходился уже не на 21, а на 11 марта.

История создания григорианского календаря

Ученые обратили внимание на вышеописанную проблему задолго до принятия григорианской системы летоисчисления. Еще в XIV веке Никифор Григора, ученый из Византии, сообщил об этом императору Андронику II. По мнению Григоры, необходимо было пересмотреть существовавшую на тот момент календарную систему, поскольку в противном случае дата празднования Пасхи продолжала бы сдвигаться на все более позднее время. Однако, император не стал предпринимать каких-либо действий для устранения этой проблемы, опасаясь протеста со стороны церкви.

В дальнейшем, о необходимости перехода на новую календарную систему говорили и другие деятели науки из Византии. Но календарь продолжал оставаться неизменным. И не только из-за страха правителей вызвать возмущение у священнослужителей, но и потому, что чем дальше отодвигалась христианская Пасха, тем меньше у нее было шансов совпасть с Пасхой иудейской. Это было недопустимо по церковным канонам.

К XVI веку проблема стала настолько актуальной, что необходимость ее решения уже не вызывала сомнений. В результате папа Григорий XIII собрал комиссию, которой было поручено произвести все необходимые исследования и создать новую календарную систему. Полученные результаты были отображены в булле «Среди важнейших». Именно она стала документом, с которой началось принятие новой календарной системы.

Юлианский и григорианский календари – отличия

Главным недостатком юлианского календаря является его недостаточная точность по отношению к тропическому календарю. В юлианском календаре, високосными считаются все годы, которые делятся на 100 без остатка. В результате с каждым годом разница с тропическим календарем возрастает. Примерно через каждые полтора столетия она увеличивается на 1 день.

Григорианский календарь гораздо более точен. В нем меньше високосных лет. Високосными в этой системе летоисчисления считаются годы, которые:

  1. без остатка делятся на 400;
  2. без остатка делятся на 4, но при этом без остатка не делятся на 100.

Таким образом, 1100 или 1700 годы в юлианском календаре считаются високосными, поскольку они делятся на 4 без остатка. В григорианском же календаре, из уже прошедших, после его принятия, високосными считаются 1600 и 2000 годы.

Сразу после введения новой системы удалось устранить разницу между тропическим и календарным годом, которая составляла на тот момент уже 10 суток. В противном случае из-за погрешностей в расчетах лишний год набегал бы каждые 128 лет. В григорианском календаре лишний день набегает лишь каждые 10 000 лет.

Как принимали григорианский календарь в разных странах

Далеко не во всех современных государствах новая система летоисчисления была принята сразу. Первыми на нее перешли католические государства. В этих странах григорианский календарь был официально принят либо в 1582 году, либо в скором времени после указа папы Григория XIII.

В ряде государств переход на новую календарную систему был сопряжен с народными волнениями. Наиболее серьезные из них имели место в Риге. Они продолжались целых пять лет – с 1584 по 1589 гг.

Не обошлось и без курьезных ситуаций. Так, к примеру, в Голландии и Бельгии из-за официального принятия нового календаря после 21 декабря 1582 г. наступило 1 января 1583 года. В результате жители этих стран остались в 1582 году без Рождества.

Россия приняла григорианский календарь одной из последних. Новая система была официально введена на территории РСФСР 26.01.1918 г. декретом Совнаркома. В соответствии с этим документом, сразу после 31 января того года на территории государства наступило 14 февраля.

Позже, чем в России, григорианский календарь был введен лишь в немногих странах, среди которых – Греция, Турция и Китай.

Григорианский календарь и православная церковь

После официального принятия новой системы летоисчисления, папа Григорий XIII отправил в Константинополь предложение о переходе на новый календарь. Однако, она была встречена отказом. Основной ее причиной было несоответствие календаря канонам празднования Пасхи. Однако в дальнейшем большинство православных церквей все же перешли на григорианский календарь.

На сегодняшний день только четыре православных церкви пользуются юлианским календарем: русская, сербская, грузинская и иерусалимская.

Правила указания дат

В соответствии с общепринятым правилом, даты, пришедшиеся на промежуток между 1582 годом и моментом принятия григорианского календаря в стране, указываются как по старому, так и по новому стилю. При этом новый стиль указывается в кавычках. Более ранние даты указываются в соответствии с пролептическим календарем (т. е. календарем, используемым для обозначения более ранних дат, нежели дата появления календаря). В странах, где был принят юлианский календарь, даты до 46 года до н. э. указываются по пролептическому юлианскому календарю, а там, где его не было – по пролептическому григорианскому.

Юлианский календарь ввел в употребление Юлий Цезарь в 46 году до нашей эры. Разрабатывали его якобы египетские астрономы (александрийские астрономы во главе с Созигеном), но назвали точно в его честь.
Окончательную форму он приобрел в 8 году нашей эры.
Год начинался с 1 января, так как именно в этот день избранные консулы вступали в должность, ну и дальше все как мы знаем — 12 месяцев, 365 дней, иногда 366.

Именно этим «иногда» он и отличается от григорианского календаря.

Собственно проблема в том, что полный оборот вокруг солнца — тропический год — Земля совершает за 365.24219878 дней. В календаре же число дней целое. Получается, что если в году 365 дней, то каждый год календарь будет сбиваться — уходить вперед почти на четверть дня.
В юлианском календаре поступили просто — для коррекции расхождения положили, что каждый четвертый год будет високосным (annus bissextus), и будет иметь 366 дней. Таким образом, средняя продолжительность года в юлианском календаре 365.25, уже гораздо ближе к настоящего тропическому году.

Но недостаточно близко — теперь календарь стал отставать каждый год на 11 минут 14 секунд. За 128 лет это будут уже сутки. Это приводит к тому, что некоторые даты, связанные с астрономическими явлениями, например, астрономическое весеннее равноденствие, начинают смещаться к началу календарного года.

Расхождение между астрономическим весенним равноденствием и календарным, зафиксированным 21 марта, становилось все более явным, и поскольку к весеннему равноденствию был привязан праздник Пасхи, многие в католической Европе считали, что с проблемой надо что-то делать.

Наконец, папа Григорий XIII собрался и провел реформу календаря, получив то, что мы знаем сейчас как григорианский календарь. Проект разработал Луиджи Лилио, и согласно ему, в дальнейшем високосными должны были считаться только те вековые годы, число сотен лет которых без остатка делятся на 4 (1600, 2000, 2400), а иные будут считаться простыми. Также была устранена накопленная с 8 года нашей эры ошибка в 10 дней, и согласно декрету папы от 24 февраля 1582 года устанавливалось, что за 4 октября 1582 года должно наступить сразу 15 октября.

В новом календаре средняя продолжительность года была 365.2425 дней. Ошибка составляла всего 26 секунд, и расхождение в сутки накапливалось уже примерно за 3300 лет.

Как говорится, «ну а точнее нам и не надо». Или, скажем так — это уже будут проблемы наших отдаленных потомков. В принципе, можно будет объявить каждый год, делящийся без остатка на 4000, не високосным, и тогда среднее значение года будет 365.24225, с еще более меньшей ошибкой.

Католические страны перешли на новый календарь практически сразу (против папы не попрешь), протестантские со скрипом, одной из последних была Великобритания, в 1752 году, ну и до самого конца держалась только православная Греция, которая приняла григорианский календарь только в 1929 году.

Сейчас юлианского календаря придерживаются только некоторые православные церкви, например, Русская и Сербская.
Юлианский календарь продолжает отставать от григорианского — на одни сутки каждые сто лет (если вековой год не делится на 4 без остатка), или на трое суток за 400 лет. К 20 веку эта разница достигла 13 дней.

Калькулятор ниже переводит дату из григорианского календаря в юлианский и наоборот.
Как им пользоваться — вводим дату, в поле «Юлианский календарь» отображается дата юлианского календаря, как если бы введенная дата относилась к григорианскому календарю, а в поле «Григорианский календарь» отображается дата григорианского календаря, как если бы введенная дата относилась к юлианскому календарю.

Отмечу также, что до 15 октября 1582 григорианского календаря не существовало в принципе, поэтому говорить о григорианских датах, соответствующих более ранним юлианским датам бессмысленно, хотя их и можно экстраполировать в прошлое.

Юлианский и григорианский календари

Дата Век Рассчитать Юлианский календарь Григорианский календарь save Сохранить share Поделиться extension Виджет

Юлианский календарь

Календарь
Данные о календаре
Тип
календаря

Солнечный

Вставка
високосов
1/4
Другие календари
Армелина · Армянский: древнеармянский, христианский · Ассирийский · Ацтекский · Бахаи · Бенгальский · Буддийский · Вавилонский · Византийский · Восточнославянский · Вьетнамский · Гильбурда · Григорианский · Грузинский · Дариский · Древнегреческий · Древнеегипетский · Древнеперсидский · Древнеславянский · Еврейский · Зороастрийский · Индийский: древнеиндийский, единый · Инки · Иранский · Ирландский · Исламский · Кельтский · Киргизский · Китайский · Конта · Коптский · Малайский · Майя · Масонский · Миньго · Непальский · Новоюлианский · Пролептический: юлианский, григорианский · Римский · Румийский · Симметричный · Советский · Стабильный · Тамильский · Тайский: лунный, солнечный · Тибетский · Трёхсезонный · Тувинский · Туркменский · Французский · Хакасский · Ханаанейский · Хараппский · Чучхе · Шведский · Шумерский · Эфиопский · Юлианский · Яванский · Японский

Сегодня понедельник19ноября2019

Юлиа́нский календа́рь — календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном. Календарь назван в честь Юлия Цезаря, по указу которого был введён в Римской империи с 1 января 45 года до н. э. Год по юлианскому календарю начинается 1 января, так как именно в этот день с 153 года до н. э. избранные комициями консулы вступали в должность.

Юлианский календарь заменил старый римский календарь и основывался на астрономической культуре эллинистического Египта.

В Киевской Руси календарь был известен под названием «Миротворного круга», «Церковного круга», индикта и «Великого индиктиона».

Юлианский календарь в современной России обычно называют старым стилем.

Введение юлианского календаря

Юлианский календарь был введён эдиктом Юлия Цезаря и основывался на современном ему римском календаре. Римский календарь состоял из двенадцати месяцев общей суммой 355 дней. Так как это на 10 с небольшим дней меньше, чем длина года, в каждом втором году между VII и VI днями до мартовских календ (между 23 и 24 февраля) вставлялся дополнительный месяц Мерцедоний). Решение о вставке дополнительного месяца принималось понтификом. В период смуты это происходило нерегулярно, кроме того, понтифик порой принимал решения по политическим мотивам, желая удлинить или укоротить правление тех или иных консулов (два консула избирались на год и правили от января до января следующего года).

На момент прихода к власти Цезаря календарные даты заметно отличались от ожидаемых времён года. В 46 году до н. э. Цезарь провёл календарную реформу, целью которой было восстановить синхронизацию календаря с временами года и избежать подобных проблем в будущем. Цезарь реформировал календарь, изменив длину месяцев так, чтобы в сумме они составили 365 дней. Раз в четыре года после 23 февраля должен быть вставлен дополнительный день. Плиний пишет, что эта реформа была разработана с помощью александрийского астронома Созигена. Календарь начал действовать с 1 января 45 года до н. э.

Чтобы восстановить соответствие календаря временам года, Цезарь вставил 67 дополнительных дней между ноябрём и декабрём, разделив их на два месяца (Intercalaris Prior и Intercalaris Posterior). Вместе с Mensis Intercalaris 46 год до н. э. длился 445 дней.

Цезарь переименовал месяц квинтилис (Quintilis) в свою честь, дав ему имя Iulius (июль). Впоследствии несколько императоров называли месяцы своими именами, но, помимо июля, лишь август, названный в честь преемника Цезаря, остался до сих пор.

Счёт дней в римском и юлианском календаре

Римский календарь основывался на обратном счёте от одного из трёх дней месяца — календ (первый день месяца), нон (примерно четверть месяца) или ид (середина месяца). В марте, мае, июле и октябре иды приходились на 15-й день месяца, а ноны — на 7-й день, в остальные месяцы — на 13-й и 5-й день соответственно. Дата отсчитывалась обратным включительным счётом от ближайших календ, ид, или нон; так первый день апреля назывался апрельскими календами, последний день марта — днём перед апрельскими календами (Pridie Kal Apriles), предпоследний день марта — третьим днём до апрельских календ, и т. д.. Такое обозначение дат долгое время сохранялось и в юлианском календаре.

Начиная со средних веков начала распространяться более привычная нам система последовательного счета, в которой все числа месяца нумеруются от первого до последнего. На сегодняшний день такая система используется повсеместно, римская система дат практически полностью вышла из употребления.

Структура юлианского календаря

В юлианском календаре обычный год состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев. Раз в 4 года объявляется високосный год, в который добавляется один день — 29 февраля (ранее аналогичная система была принята в зодиакальном календаре по Дионисию). Таким образом, юлианский год имеет продолжительность в среднем 365,25 дней, что больше продолжительности тропического года (средняя продолжительность — 365 дней 5 часов 48 минут 45,19 секунды) на 11 минут и 15 секунд.

365 , 25 = 365 + 0 , 25 = 365 + 1 4 {\displaystyle 365,25=365+0,25=365+{\frac {1}{4}}}

В юлианском календаре годы бывают високосные и невисокосные; первым днём года может быть любой из семи дней недели с понедельника по воскресенье. В совокупности это даёт 2 × 7 = 14 вариантов календаря.

Юлианский календарь на 2019 год
Январь

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
Февраль

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28
Март

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
Апрель

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30
Май

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Июнь

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
Июль

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
Август

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
Сентябрь

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Октябрь

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
Ноябрь

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
Декабрь

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

Месяцы

Счёт по костяшкам рук: «бугорок» — 31 день, «впадинка» — 30 дней (для февраля 29 или 28 дней)

Месяц Количество дней
1 Январь 31
2 Февраль 28 (в високосном году — 29)
3 Март 31
4 Апрель 30
5 Май 31
6 Июнь 30
7 Июль 31
8 Август 31
9 Сентябрь 30
10 Октябрь 31
11 Ноябрь 30
12 Декабрь 31

Правило запоминания количества дней в месяце

Существует простое правило запоминания количества дней в месяце — «правило костяшек».

Если выставить перед собой составленные вместе кулаки так, чтобы видеть тыльные стороны ладоней, то по «костяшкам» (суставам пальцев) на краю ладони и промежуткам между ними можно определить, является какой-либо месяц «длинным» (31 день) или «коротким» (30 дней, кроме февраля). Для этого нужно начать считать месяцы с января, отсчитывая костяшки и промежутки. Январю будет соответствовать первая костяшка (длинный месяц — 31 день), февралю — промежуток между первой и второй костяшками (короткий месяц), марту — костяшка, и т. д. Два следующих подряд длинных месяца — июль и август — попадают как раз на соседствующие костяшки разных рук (промежуток между кулаками не считается).

Существует также мнемоническое правило «Ап-юн-сен-но». Слоги этого слова указывают на названия месяцев, состоящих из 30 дней. Известно, что февраль, в зависимости от конкретного года, содержит 28 или 29 дней. Все же остальные месяцы содержат 31 день. Удобство данного мнемонического правила заключается в отсутствии необходимости «пересчитывания» костяшек рук.

Юлианский календарь на Руси

На Руси существовало несколько разных календарных стилей, связанных с тем, что византийский календарь отсчитывал год с 1 сентября, а восточные славяне при принятии христианства сохранили древнее начало года в марте.

Летосчисление, использующее византийское начало года, называется сентябрьским стилем. Летосчисление, в котором год начинается в марте следующего года (то есть, на полгода позже византийского начала года), называется мартовским стилем. Летосчисление же, использующее мартовский год, начинающийся на полгода раньше византийского, называется ультрамартовским. До начала XII века на Руси преобладал мартовский стиль, а в XII—XIII веках стал широко использоваться ультрамартовский стиль. С 1492 года преобладающим стал сентябрьский год, вытеснивший оба мартовских.

Переписчики некоторых летописей могли учитывать переходы на новые стили летосчисления и вносить поправки в летописи. Этим объясняют то, что хронология в разных летописях может отличаться на один-два года.

Действовавшее в России летоисчисление от «сотворения мира» заменил на летоисчисление от Рождества Христова Пётр I с 1 января 1700 года. По указу императора от 19 декабря 7208 года (19 (29) декабря 1699 года) после 31 декабря 7208 года следовало 1 (11) января 1700 года от Рождества Христова, «…а будущаго Генваря съ 1-го числа настанетъ новый 1700-й годъ купно и новый столетний векъ…».

7208 год, таким образом, оказался для России самым коротким, поскольку длился лишь четыре месяца — с сентября по декабрь.

Вытеснение григорианским календарём

См. также: Григорианский календарьРекламное объявление в номере газеты «Биржевые ведомости» от 28 апреля (10 мая) 1862 г.Советский «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря»Приказ по «белому» гарнизону города Харькова 25 июня 1919 года: завтрашний день считать 13 июня в связи с отменой григорианского и переходом на юлианский календарь

Продолжительность года в юлианском календаре 365 1/4 дней, что на 11 с небольшим минут больше, чем длина солнечного («тропического») года, каждые 128 лет накапливается лишний день. Из-за этого, например, Рождество, первоначально почти совпадавшее с зимним солнцестоянием, постепенно сдвигается в сторону весны. Наибольшую проблему представляло смещение дня весеннего равноденствия, от которого отсчитывается Пасха. Для расчёта дня Пасхи в юлианском календаре дата весеннего равноденствия условно принята 21 марта. В XVI веке весеннее равноденствие происходило примерно на десять дней раньше, 11 марта. Разница была замечена ещё в начале второго тысячелетия, возникла необходимость коррекции календаря, однако только в 1582 году папа Григорий XIII издал постановление о реформе календаря. В новом календаре, получившем название григорианского, уменьшили количество високосных лет и применили новую формулу для определения дня Пасхи. Для возврата весеннего равноденствия на 21 марта было пропущено 10 дней, и в 1582 году следующий после 4 октября день был объявлен 15 октября.

Протестантские страны отказывались от юлианского календаря постепенно, на протяжении XVII—XVIII веков; последними были Великобритания (1752 год) и Швеция.

В России григорианский календарь был введён с 14 февраля 1918 года декретом Совнаркома, подписанным В. И. Лениным 26 января 1918 года. Последним днём юлианского календаря являлся день 31 января 1918 года. Дни с 1 по 13 февраля 1918 года в Советской России официально не существовали.

Одними из последних на григорианский календарь перешли Греция в 1924 году, Турция в 1926 году и Египет в 1928 году.

Юлианский календарь в богослужении

Православие

См. также: Православный календарь

В настоящее время юлианский календарь используют некоторые поместные православные церкви: Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская. Также юлианский календарь используют многочисленные неканонические юрисдикции.

С 15 июня 2014 года на юлианский календарь перешла (точнее, вернулась к нему) Польская православная церковь.

Кроме того, его придерживаются некоторые монастыри и приходы и в других странах Европы, а также в США, монастыри и иные учреждения Афона (Константинопольский патриархат), отдельные епархии Румынской православной церкви (Бессарабская митрополия и украинское викариатство), греческие старостильники и иные старостильники, не принявшие перехода на новоюлианский календарь в Элладской церкви и других церквях в 1920-е годы.

Однако все принявшие новый календарь православные церкви, кроме Финляндской церкви, — по-прежнему исчисляют день празднования Пасхи и праздники, даты которых зависят от даты Пасхи — по Александрийской пасхалии и юлианскому календарю.

Католицизм

Юлианский календарь используют поместные Украинская грекокатолическая церковь (за исключением приходов украинской диаспоры) и Российская грекокатолическая церковь, которые принадлежат к 22 Восточнокатолическим церквам.

Разница в датах между юлианским и григорианским календарями

См. также: Високосный год

Разница между юлианским и григорианским календарями постепенно увеличивается из-за разного количества високосных годов: в юлианском календаре високосными являются все годы, кратные четырём (делящиеся без остатка на 4). В григорианском календаре год является високосным, если он кратен 4, но годы, также кратные 100, являются високосными только тогда, когда они также кратны 400. Таким образом, скачок, увеличивающий разницу между календарями на один день, происходит 1 марта завершающего столетие года, номер которого кратен 100 и не кратен 400.

Дата 5 октября по юлианскому календарю соответствует дате 15 октября 1582 года по григорианскому календарю; остальные даты периодов соответствуют датам 1 марта — 29 февраля по юлианскому календарю.

Разница дат юлианского и григорианского календарей по периодам:

Разница, дней Период (по юлианскому календарю) Период (по григорианскому календарю)
10 5 октября 1582 — 29 февраля 1700 15 октября 1582 — 11 марта 1700
11 1 марта 1700 — 29 февраля 1800 12 марта 1700 — 12 марта 1800
12 1 марта 1800 — 29 февраля 1900 13 марта 1800 — 13 марта 1900
13 1 марта 1900 — 29 февраля 2100 14 марта 1900 — 14 марта 2100
14 1 марта 2100 — 29 февраля 2200 15 марта 2100 — 15 марта 2200
15 1 марта 2200 — 29 февраля 2300 16 марта 2200 — 16 марта 2300

В связи с нарастанием разницы между юлианским и григорианским календарями, использующие юлианский календарь православные церкви, начиная с 2101 года, будут праздновать Рождество не 7 января, как в XX—XXI веках, а 8 января, хотя в литургическом календаре данный день будет соответствовать 25 декабря (по старому стилю).

В ряде стран, где до начала XX века был в ходу юлианский календарь (например в Греции) — даты исторических событий, произошедших до перехода на новый стиль, продолжают отмечать в те же числа (номинально), в которые они произошли по юлианскому календарю (что, среди прочего, отражено в практике греческого раздела Википедии). В России принято отмечать события, произошедшие после 15 октября 1582 года, по григорианскому календарю, кроме случаев законотворческих ошибок.

Пролептический календарь

Основные статьи: Пролептический юлианский календарь и Пролептический григорианский календарь

Пролептическим (от др.-греч. πρόληψις «предвосхищение») называется календарь, используемый для обозначения дат, более ранних, чем дата введения самого́ календаря. Например, для обозначения всех дат до нашей эры чаще всего используется юлианский календарь, введённый только с 1 января 45 года до н. э. — следовательно, более ранние даты обозначаются по пролептическому юлианскому календарю. Существует также и пролептический григорианский календарь, расширенный на период до его введения 15 октября 1582 года.

Примечания

  1. А. Н. Зелинский. Конструктивные принципы древнерусского календаря // Контекст. М., 1978. С. 62—135.
  2. Климишин, 1990, с. 282, 287—292.
  3. Calendarium (англ.). Дата обращения 9 апреля 2019.
  4. Климишин, 1990, с. 288.
  5. Климишин, 1990, с. 375—384.
  6. О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира :Именный : № 1735, 19 декабря 1699 г. /Петр Алексеевич. //Российская империя. Полное собрание законов Российской Империи c 1649 года. Том 3, 1689—1699. — Санкт-Петербург : Печатано в Типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. — С. 680—681
  7. В России введён Юлианский календарь. Calend.ru. Дата обращения 13 марта 2019.
  8. История календаря в России и в СССР
  9. Крис Тёрни. Изменчивый календарь // Кости, скалы и звезды. Наука о том, когда что произошло = Bones, Rocks and Stars: The Science of When Things Happened. — Альпина нон-фикшн. — 240 p. — 3000 экз. — ISBN 978-5-91671-087-8, ISBN 978-0-230-55194-7.
  10. Zmiana kalendarza liturgicznego. (польск.)
  11. Православные Польши вернулись к юлианскому календарю // Фома, журнал, официальный сайт, 05 февраля 2015 г.
  12. Молдавская митрополия РПЦ требует от властей Молдавии пересмотра решения об объявлении 25 декабря выходным днём, Regnum (10 декабря 2009). Дата обращения 26 августа 2017.
  13. Mitropolia Banatului (рум.) (недоступная ссылка). Secretariatul de Stat pentru Culte. Дата обращения 26 августа 2017. Архивировано 26 августа 2017 года.
  14. Селешников С. И. История календаря и хронология. — М.: Наука, 1970. — С. 70—72. — 224 с. — 11 000 экз.
  15. Климишин, 1990, с. 308—309.
  16. Куликов С. Нить времён. Малая энциклопедия календаря с заметками на полях газет. — М.: Наука, 1991. — С. 140—146. — 288 с. — 200 000 экз. — ISBN 5-02-014563-7.
  17. Nautical almanac offices of the United Kingdom and the United States. Explanatory Supplement to the Astronomical Ephemeris and The American Ephemeris and Nautical Almanac. 1961 page 417. (англ.)
  18. Православие и мир. О календаре. Новый и старый стиль: по юлианскому календарю «день празднования Рождества Христова, 25 декабря, со временем переместится на весну».

Литература

  • Календарь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Annus // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885. — С. 91—93.
  • Климишин И. А. Юлианский календарь // Календарь и хронология. — Изд. 3. — М.: Наука, 1990. — С. 287—300. — 478 с. — 105 000 экз. — ISBN 5-02-014354-5.

Ссылки

  • Перевод дат юлианского календаря в другие календари
  • Перевод между юлианскими и григорианскими датами
  • Табличный пересчёт дат между юлианским и григорианским календарями
  • Наиболее частые вопросы по дате Пасхи.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

BNE: XX558693 · BNF: 11952376f · GND: 4318310-4 · LCCN: sh85018840

Чем Григорианский календарь отличается от Юлианского

За сутки Земля совершает полный оборот вокруг своей оси. Вокруг Солнца планета проходит за год. Однако известно, что солнечный или астрономический год равен 365 суткам 5 часам 48 минутам и 46 секундам. Следовательно, целого числа суток не существует. Поэтому возникает сложность в составлении точного календаря для правильного отсчета времени, это было подмечено людьми еще в древние эпохи.

История юлианского календаря

В 46 году до нашей эры правитель Древнего Рима Юлий Цезарь ввел в стране календарь, за основу которого было взято летоисчисление по египетскому образцу. В нем год был равен солнечному году, длившемуся немного больше астрономического. Он составлял 356 суток и ровно 6 часов. Поэтому для выравнивания времени был введен дополнительно високосный год, когда в один из месяцев было на один день больше, високосным объявлялся каждый 4 год. Начало года перенесли на 1 января.

В благодарность за реформу летоисчисления решением сената календарь получил название юлианского по имени императора, а месяц Квинтилис, в который был рожден Цезарь, был переименован в Юлиус (июль). Однако вскоре император был убит, а римские жрецы начали путать календарь, они объявляли високосным каждый наступающий 3 год. В результате с 44 по 9 год до н. э. вместо 9 было объявлено 12 високосных лет.

Спасать положение пришлось императору Октивиану Августу. Он издал распоряжение, по которому в последующие 16 лет високосных годов не было совсем. Таким образом, был восстановлен ритм календаря. В честь императора месяц Секстилис был переименован в Августус (август).

История григорианского календаря

В 1582 году глава Римской католической церкви папа Григорий XIII утвердил во всем католическом мире новый календарь. Он получил название григорианского. Несмотря на то, что по юлианскому календарю Европа прожила более 16 столетий, папа Григорий XIII считал, что реформа летоисчисления необходима для определения более точной даты празднования Пасхи. Еще одной причиной называлась необходимость возвращения дня весеннего равноденствия к 21 марта.

В свою очередь Собор восточных православных патриархов в Константинополе в 1583 году осудил принятие григорианского календаря как подвергающего сомнению каноны Вселенских Соборов и нарушающего ритм богослужебного цикла. И действительно, в некоторые годы он нарушает основное правило празднования Пасхи. Иногда католическое Светлое Христово Воскресенье выпадает на день раньше иудейской Пасхи, что запрещается канонами церкви.

Летоисчисление на Руси

Со времен крещения Руси от Византии вместе с православной церковью в государстве был принят действующим юлианский календарь. С X века новый год стали отмечать в сентябре, также по византийскому календарю. Хотя простой народ, привыкший к многовековой традиции, продолжал праздновать Новый год с пробуждением природы — весной. А чаще всего дважды в год: весной и осенью.

Стремившийся ко всему европейскому Петр Первый 19 декабря 1699 года издал указ о праздновании в России Нового года 1 января, вместе с европейцами. Но в государстве все еще продолжал действовать юлианский календарь.

Причем вопрос о реформе календаря поднимался в стране неоднократно. В частности, в 1830 году его ставила Российская Академия наук. Однако министр просвещения в то время, князь К.А. Ливен, счел это предложение несвоевременным.

Только после революции в 1918 году вся Россия решением правительства была переведена на новый стиль летоисчисления, и новое государство стало жить по григорианскому календарю. Григорианский календарь исключал в пределах каждого четырехсотлетия три високосных года. В России юлианский календарь называют «старым стилем».

Однако Русскую православную церковь не удалось перевести на новый календарь, стараниями Патриарха Тихона ей удалось сохранить традиции. Таким образом, сегодня юлианский и григорианский календари продолжают существовать вместе. Юлианским календарем пользуются Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская церкви, а григорианским руководствуются католики и протестанты. Кроме того, юлианский календарь применяется в некоторых православных монастырях США и Европы.

В чем отличия григорианского и юлианского календарей

Оба календаря состоят из 365 дней в обычный год и 366 дней в високосный год, имеют в составе 12 месяцев, 7 из которых по 31 дню и 4 по 30 дней, следовательно, в феврале — либо 28, либо 29 дней. Отличие заключается только в периодичности наступления високосных лет.

По юлианскому календарю високосный год наступает через каждые 3 года. В таком случае получается, что календарный год оказывается длиннее астрономического на 11 минут. То есть по этому летоисчислению через 128 лет появляется лишний день.

Календарь григорианский тоже признает, что четвертый год является високосным. Однако, в нем заложено исключение – это те годы, которые кратны 100, а также те, которые можно разделить на 400. Благодаря этому лишние сутки накапливаются лишь через 3200 лет.

Основная разница между григорианским и юлианским календарем заключается в том, как исчисляются високосные года. Поэтому с течением времени наращивается разница в датах между календарями. Если в 16 столетии она составляла 10 дней, то в 17 она увеличилась до 11, в 18 веке она была равна уже 12 дням, в 20 и в 21 веках – 13 дням, а к 22 веку она достигнет 14 дней.

Конечно, в отличие от григорианского календаря, юлианский очевидно более простой для летоисчисления, но он опережает год астрономический. Григорианский календарь был основан на юлианском и является более точным. Однако по мнению Православной церкви, григорианский стиль нарушает очередность многих библейских событий.

В связи с тем, что юлианский и григорианский календари с течением времени наращивают разницу в датах, использующие первый стиль православные церкви с 2101 года будут отмечать Рождество не 7 января, как сейчас, а 8 января. В литургическом календаре дата Рождества все также будет соответствовать 25 декабря.

В государствах, где к началу 20 века использовался для летоисчисления юлианский календарь, например в Греции, даты всех исторических событий после 15 октября 1582 года номинально отмечаются в те же числа, когда они произошли, без переносов.

Последствия календарных реформ

В настоящее время григорианский календарь признан наиболее точным. По мнению многих специалистов, он не требует каких-то изменений, тем не менее вопрос о его реформе обсуждается уже несколько десятилетий. Причем речь идет не о введении нового летоисчисления или новых приемах подсчета високосных лет.

В существующем календаре месяцы насчитывают от 28 до 31 дня, длина квартала также колеблется от 90 до 92 дней, а первое полугодие короче второго на 3-4 дня. Это осложняет работу планирующих и финансовых органов. Смысл предлагаемых изменений заключается в перегруппировании дней в году таким образом, чтобы начало каждого нового года выпадало на один день, например на воскресенье.

Сегодня нередко высказывается инициатива осуществить в России переход на юлианский календарь. В качестве обоснования высказывается мнение, что православные россияне вправе жить по календарю, которым пользуется Русская православная церковь.

Календарь
Данные о календаре
Тип
календаря

Солнечный

Календарная
эра
Вставка
високосов
97/400
Другие календари
Армелина · Армянский: языческий, христианский · Ассирийский · Ацтекский · Бахаи · Бенгальский · Буддийский · Вавилонский · Византийский · Вьетнамский · Гильбурда · Голоценский · Григорианский · Грузинский · Древнегреческий · Древнеегипетский · Древнеиндийский · Древнекитайский · Древнеперсидский · Древнеславянский · Еврейский · Зороастрийский · Индийский · Инки · Иранский · Ирландский · Исламский · Китайский · Конта · Коптский · Малайский · Майя · Непальский · Новоюлианский · Римский · Симметричный · Советский · Тамильский · Тайский: лунный, солнечный · Тибетский · Трёхсезонный · Туркменский · Универсальный · Французский · Ханаанейский · Хараппский · Чучхе · Шведский · Шумерский · Эфиопский · Юлианский · Яванский · Японский

Григориа́нский календа́рь — система исчисления времени, которая основана на циклическом обращении Земли вокруг Солнца, в которой продолжительность одного цикла обращения Земли вокруг Солнца принята равной 365,2425 суток и которая содержит девяносто семь високосных лет на четыреста лет.

Впервые григорианский календарь был введён папой римским Григорием XIII в католических странах 4 октября 1582 года взамен старого юлианского: следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября.

Структура григорианского календаря

Основная статья: Структура григорианского календаря

В григорианском календаре длительность года принимается равной 365,2425 суток. Длительность невисокосного года — 365 суток, високосного — 366.

Западногерманская марка 1982 года, выпущенная к 400-летию введения григорианского календаря. Изображение на марке взято из книги, изданной Иоганн Рашем в 1586 году.

Отсюда следует распределение високосных годов:

  • год, номер которого кратен 400 — високосный;
  • остальные годы — год, номер которого кратен 100 — невисокосный;
  • остальные годы — год, номер которого кратен 4 — високосный.

Таким образом, 1600 и 2000 годы были високосными, а 1700, 1800 и 1900 годы високосными не были.

Ошибка в одни сутки по сравнению с годом равноденствий в григорианском календаре накопится примерно за 10 000 лет (в юлианском — примерно за 128 лет). Часто встречающаяся оценка, приводящая к величине порядка 3000 лет, получается, если не учитывать, что со временем изменяется количество суток в тропическом году и, кроме того, изменяется соотношение между продолжительностями времён года.

В григорианском календаре годы бывают високосные и невисокосные; год может начинаться в любой из семи дней недели. В совокупности это даёт (2х7=14) 14 вариантов календаря.

Разница юлианского и григорианского календарей

Григорианский календарь, изданный в Риме в 1584 году на армянском языке

Разница между юлианским и григорианским календарями постепенно увеличивается из-за разного количества високосных годов: в юлианском календаре високосными являются все годы, кратные 4, тогда как в григорианском календаре год является високосным, если он кратен 4, но исключение делается для тех годов, которые кратны 100. Такие годы являются високосными только тогда, когда делятся на 400. Скачок происходит в завершающий год века (см. Високосный год).

Разница между григорианским и юлианским календарями (15 октября 1582 года соответствует 5 октября по юлианскому календарю; прочие даты начала периодов соответствуют юлианскому 1 марта, даты окончания — 29 февраля).

Разница дат юлианского и григорианского календарей:

Разница, дней Период (по юлианскому календарю) Период (по григорианскому календарю)
10 5 октября 1582 — 29 февраля 1700 15 октября 1582 — 11 марта 1700
11 1 марта 1700 — 29 февраля 1800 12 марта 1700 — 12 марта 1800
12 1 марта 1800 — 29 февраля 1900 13 марта 1800 — 13 марта 1900
13 1 марта 1900 — 29 февраля 2100 14 марта 1900 — 14 марта 2100
14 1 марта 2100 — 29 февраля 2200 15 марта 2100 — 15 марта 2200
15 1 марта 2200 — 29 февраля 2300 16 марта 2200 — 16 марта 2300

До 5 (15) октября 1582 года действовал один календарь — юлианский. Пересчитывать задним числом можно согласно таблице. Например, 14 (23) июля 1471 года. Однако, это не принято делать для периода до самого раннего введения григорианского календаря, то есть до 4 октября 1582 года.

История

Предпосылки перехода на Григорианский календарь

С течением времени юлианский и григорианский календари расходятся всё более со скоростью приблизительно на одни сутки в столетие, если номер предыдущего столетия не делится на 4. Григорианский календарь намного точнее юлианского календаря: он даёт гораздо лучшее приближение к тропическому году.

Поводом к принятию нового календаря стало постепенное смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи, и рассогласование пасхальных полнолуний с астрономическими. До Григория XIII проект пытались осуществить папы Павел III и Пий IV, но успеха они не достигли. Подготовку реформы по указанию Григория XIII осуществляли астрономы Христофор Клавий и Алоизий Лилий. Результаты их труда были зафиксированы в папской булле, подписанной понтификом на вилле Мондрагоне и названной по первой строке Inter gravissimas («Среди важнейших»).

Переход на Григорианский календарь имел следующие преимущества:

  1. Новый календарь сразу на момент принятия сдвигал на 10 дней текущую дату и исправлял накопившиеся ошибки.
  2. В новом календаре стало действовать новое, более точное правило о високосном годе. Год високосен, то есть содержит 366 дней, если:
    • номер года кратен 400 (1600, 2000, 2400);
    • остальные годы — номер года кратен 4 и не кратен 100 (… 1892, 1896, 1904, 1908…).
  3. Модифицировались правила расчета христианской пасхи.

Даты перехода стран на григорианский календарь

Последний день юлианского календаря Первый день григорианского календаря Государства и территории
4 октября 1582 15 октября 1582 Испания, Италия, Португалия, Речь Посполитая (федеративное государство в составе которого Великое княжество Литовское и Польша)
9 декабря 1582 20 декабря 1582 Франция, Лотарингия
21 декабря 1582 1 января 1583 Голландия, Брабант, Фландрия, Бельгия
10 февраля 1583 21 февраля 1583 Льеж
13 февраля 1583 24 февраля 1583 Аугсбург
4 октября 1583 15 октября 1583 Трир
5 декабря 1583 16 декабря 1583 Бавария, Зальцбург, Регенсбург
1583 Австрия (часть), Тироль
6 января 1584 17 января 1584 Австрия
11 января 1584 22 января 1584 Швейцария (кантоны Люцерн, Ури, Швиц, Цуг, Фрайбург, Золотурн)
12 января 1584 23 января 1584 Силезия
1584 Вестфалия, Испанские колонии в Америке
21 октября 1587 1 ноября 1587 Венгрия
14 декабря 1590 25 декабря 1590 Трансильвания
22 августа 1610 2 сентября 1610 Пруссия
28 февраля 1655 11 марта 1655 Швейцария (кантон Вале)
18 февраля 1700 1 марта 1700 Дания (включая Норвегию), протестантские немецкие государства
16 ноября 1700 28 ноября 1700 Исландия
31 декабря 1700 12 января 1701 Швейцария (Цюрих, Берн, Базель, Женева)
2 сентября 1752 14 сентября 1752 Великобритания и колонии
17 февраля 1753 1 марта 1753 Швеция (включая Финляндию)
5 октября 1867 18 октября 1867 Аляска
1 января 1873 Япония
20 ноября 1911 Китай
Декабрь 1912 Албания
31 марта 1916 14 апреля 1916 Болгария
15 февраля 1917 1 марта 1917 Турция
31 января 1918 14 февраля 1918 Советская Россия, Эстония
1 февраля 1918 15 февраля 1918 Латвия, Литва (фактически, с начала немецкой оккупации в 1915 году)
17 апреля 1918 1 мая 1918 Закавказская демократическая федеративная республика (Грузия, Азербайджан и Армения)
18 января 1919 1 февраля 1919 Румыния, Югославия
9 марта 1924 23 марта 1924 Греция
1926 Турция
17 сентября 1928 1 октября 1928 Египет
1949 Китай

История перехода

Введение григорианского календаря. Барельеф на могиле папы Григория XIII в Соборе Святого Петра в Риме.

В 1582 году на Григорианский календарь перешли Испания, Италия, Португалия, Речь Посполитая (Великое княжество Литовское и Польша), Франция, Лотарингия.

К концу 1583 года к ним присоединились Голландия, Бельгия, Брабант, Фландрия, Льеж, Аугсбург, Трир, Бавария, Зальцбург, Регенсбург, часть Австрии и Тироль. Не обошлось без курьёзов, например, в Бельгии и Голландии 1 января 1583 года наступило сразу после 21 декабря 1582 года и всё население осталось в том году без Рождества.

В 1583 году Григорий XIII направил Константинопольскому патриарху Иеремии II посольство с предложением перейти на новый календарь. В конце 1583 года на соборе в Константинополе предложение было отвергнуто как не соответствующее каноническим правилам празднования Пасхи.

В 1584 году завершила свой переход на Григорианский календарь Австрия, начала переход Швейцария (кантоны Люцерн, Ури, Швиц, Цуг, Фрайбург, Золотурн), Силезия, Вестфалия и Испанские колонии в Америке. В XVI веке перешла на григорианский календарь католическая часть Швейцарии, протестантские кантоны перешли в 1753 году, а последний, Гризон, — в 1811 году.

В ряде случаев переход на григорианский календарь сопровождался серьёзными беспорядками. Например, когда польский король Стефан Баторий ввёл в Риге новый календарь (1584 год), местные купцы подняли мятеж, заявив, что сдвиг на 10 дней срывает их сроки поставок и приводит к значительным убыткам. Мятежники разгромили рижскую церковь и убили несколько муниципальных служащих. Справиться с «календарными беспорядками» удалось только летом 1589 года.

В некоторых странах, перешедших на григорианский календарь, впоследствии возобновлялось юлианское летоисчисление в результате их присоединения к другим государствам. В связи с разновременным переходом стран на григорианский календарь могут возникать фактические ошибки восприятия: например, известно, что Мигель де Сервантес и Уильям Шекспир умерли 23 апреля 1616 года. На самом деле эти события произошли с разницей в 10 дней, так как в католической Испании новый стиль действовал с самого введения его папой, а Великобритания перешла на новый календарь только в 1752 году.

Гравюра Уильяма Хогарта с лозунгом «Верните нам наши одиннадцать дней!», 1755.

В перешедшей по решению короля Георга II на григорианский календарь 2 сентября 1752 года Британии от текущей даты пришлось отнимать (сдвигать дату вперёд) уже не 10, а 11 дней, поскольку с момента вступления в силу нового календаря в континентальной Европе миновал уже целый век и накопился ещё один лишний день. То есть после 2 сразу наступило 14 сентября. Подданные, остались недовольны решением, которое сделало их старше, в стране были замечены протесты под лозунгом: «Верните нам наши одиннадцать дней!», который присутствует в частности на одной из гравюр серии «Выборы», созданной Уильямом Хогартом. Временами вспыхивали бунты, которые иногда приводили к гибели людей, например, в Бристоле. Введение нового календаря имело также и серьёзные финансовые последствия для сборщиков налогов и податей. В 1753 году — первом полном году по григорианскому календарю, банкиры отказались платить налоги, дожидаясь положенных 11 дней после привычной даты окончания сборов — 25 марта. В результате финансовый год в Великобритании начался лишь 6 апреля. Эта дата сохранилась и до сегодняшних дней, как символ больших перемен произошедших 250 лет назад.

Необычным был переход на григорианский календарь на Аляске, так как там он сочетался с переносом линии перемены даты. Поэтому после пятницы 5 октября 1867 года по старому стилю следовала ещё одна пятница 18 октября 1867 года по новому стилю.

В Швеции решили отменять високосные дни с 1700 по 1740 годы. В 1700 году был отменён первый високосный день. Потом началась война и про перевод забыли. Таким образом, Швеция жила по своему собственному календарю. В 1711 году Карл XII признал это непрактичным и решил вернуться к старому стилю и добавить в феврале 2 дня. Поэтому в Швеции было 30 февраля 1712 года. Лишь в 1753 году был введён новый стиль. При этом после 17 февраля последовало сразу 1 марта.

В 1872 году решение о переходе с традиционного лунно-солнечного на григорианский календарь приняла Япония, так что следующим днём после «второго дня двенадцатого месяца пятого года правления императора Мэйдзи» стал 1 января 1873 года, в результате чего календарь Японии был приведён в соответствие с календарём основных западных держав (за исключением России). Тем не менее, параллельно в официальных документах продолжает использоваться система нэнго, например год 1868 может быть записан как первый год Мэйдзи, 1912 = Тайсё 1, 1926 = Сёва 1, 1989 = Хэйсэй 1, и так далее. В обычной практике, однако, применяется летоисчисление от Рождества Христова по «западному календарю» (西暦, seireki), который в течение XX века стал в Японии основным.

Корея приняла григорианский календарь 1 января 1895 года, при активном участии Ю Кил-чуна. Хотя согласно принятому календарю установилась нумерация месяцев, но ещё в продолжении 1895—1897 годов продолжилась старая нумерация лет по первому году правления династии Чосон, по которой 1896 год григорианского календаря соответствовал 1392 году Чосон. Между 1897 и 1910 годами, и вновь с 1948 до 1962 год использовалось корейское начало календарной эры. Между 1910 и 1945 годами, когда Корея была под японским управлением, применялось японское летоисчисление. С 1945 до 1961 годы в Южной Корее григорианский календарь был совмещён с началом летоисчисления от основания государства Кочосон в 2333 году до н. э. (считается годом ранее), легендарным началом правления Дан-Гуна. Таким образом, эти годы по исчислению Данги (단기) нумеровались с 4278 по 4294. Эта нумерация неофициально использовалась и до этого вместе с корейским лунным календарём, иногда используется и в настоящее время. В Северной Корее с 8 июля 1997 года принято новое «летосчисление чучхе», началом которого является 1912 год — год рождения Ким Ир Сена.

Китайская Республика официально приняла григорианский календарь при своём провозглашении с 1 января 1912 года, но континентальный Китай вступил в период военной диктатуры с властью различных полевых командиров, которые использовали различные календари. С объединением Китая под властью Гоминьдана в октябре 1928 года Национальное правительство постановило, что с 1 января 1929 года будет использоваться григорианский календарь. Тем не менее, Китай сохранил китайскую традицию нумерации месяцев, а началом летоисчисления был назначен первый год провозглашения Китайской Республики — 1912 год. Эта система всё ещё используется на Тайване, который считает себя преемником Китайской Республики. После провозглашения в 1949 году Китайской Народной Республики, континентальный Китай продолжил использовать григорианский календарь, но была отменена нумерация и летоисчисление, введёное прежним правительством, и установлено соответствие с летоисчислением от Рождества Христова, принятом в СССР и на Западе.

Приказ по «белому» гарнизону города Харькова 25 июня 1919 года: завтрашний день считать 13 июня в связи с отменой григорианского и переходом на юлианский календарь

В России григорианский календарь введён в 1918 году декретом Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января следовало 14 февраля. Из этого следует, что в ряде стран, например в России, в 1900 году был день 29 февраля, тогда как в большинстве стран его не было.

Одним из последних на григорианский календарь перешли Греция в 1924 году, Турция в 1926 году и Египет в 1928 году.

До сих пор не перешла на Григорианский календарть Эфиопия.

С 1923 года большинство поместных православных церквей, за исключением Русской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской и Афона, приняло похожий на григорианский новоюлианский календарь, совпадающий с ним до 2800 года. Он также был формально введён патриархом Тихоном для употребления в Русской православной церкви 15 октября 1923 года. Однако это нововведение, хотя и было принято практически всеми московскими приходами, в общем вызвало несогласие в Церкви, поэтому уже 8 ноября 1923 года патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль действовал в РПЦ только 24 дня.

В 1948 году на Московском совещании Православных церквей постановлено, что Пасха так же, как и все переходящие праздники, должна рассчитываться по александрийской пасхалии (юлианскому календарю), а непереходящие по тому календарю, по которому живёт Поместная церковь. Финляндская православная церковь празднует Пасху по григорианскому календарю.

> См. также Григорианский календарь

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 3 июня 2011 г. N 107-ФЗ «Об исчислении времени», ст. 2, п. 2
  2. S. Cassidy. Error in statement of tropical year. (англ.)
  3. Ю. Красильников. Солнце, Луна, древние праздники и новомодные теории.
  4. М. Л. Городецкий, К вопросу о точности григорианского календаря и лунного цикла // Историко-астрономические исследования, Вып. XXXV. —М.: Физматлит, 2010, C. 289—293.
  5. Климишин И. А. Календарь и хронология. — Изд. 3. — М.: Наука, 1990. — С. 308—309. — 478 с. — 105 000 экз. — ISBN 5-02-014354-5.
  6. Куликов С. Нить времён. Малая энциклопедия календаря с заметками на полях газет. — М.: Наука, 1991. — С. 144—146. — 288 с. — 200 000 экз. — ISBN 5-02-014563-7
  7. Inter Gravissimas (лат.) (фр.) (англ.)
  8. Ю. В. Нестеренко (англ), Диофантовы приближения, церковные календари и пасхалия // Историко-астрономические исследования, Вып. XXXV. —М.: Физматлит, 2010, C. 215—288.
  9. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Крис Тёрни Изменчивый календарь // Кости, скалы и звезды. Наука о том, когда что произошло = Bones, Rocks and Stars: The Science of When Things Happened. — Альпина нон-фикшн. — 240 p. — 3000 экз. — ISBN ISBN 978-5-91671-087-8, ISBN 978-0-230-55194-7
  10. Законъ о введенiи въ ЗакавказьѢ новаго стиля
  11. Всемирная история Т. 11, С. 100—101. Минск: Литература, 1997.
  12. Gregorianska kalendern. (швед.)
  13. Peter H. Lee, ed., Sourcebook of Korean Civilization: Vol. 2: From the seventeenth century to the Modern Period, page 341.
  14. Peter H. Lee, ed., Sourcebook of Korean Civilization: Vol. 2: From the seventeenth century to the Modern Period, page 382 and page 520, note 13.
  • Календарь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Перевод дат григорианского календаря в другие календари
  • Григорианский календарь
  • Перевод между юлианскими и григорианскими датами
  • «Прагматика» на десять дней в году
  • Таблица для вечного григорианского календаря.
  • С. И. Селешников. История календаря и хронология. Издательство «НАУКА», Москва 1970 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *