За кого можно молиться

За всех ли можно молиться?

Уважаемые denrad и mashenka_sench говорили мне,что по их мнению,ссылаясь на св.Силуана Афонского,что молиться за самоубийц и еретиков-высшая добродетель.
Хотелось бы напомнить, что не только апостол любви — Иоанн Богослов говорит: «Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился»(1 Иоан.5,16),но и «Догматика» св.Иустина Поповича,например,говорит о тех за кого бессмысленно и даже вредно молиться.Хотелось бы привести примеры, когда подобная молитва заканчивалась трагически.
1. “А вот случай, который произошел совсем недавно, его рассказал один инок. Эта трагическая история произошла с его родным братом; с которым они оба не так давно пришли к вере, начали посещать храм, стали вместе совершать паломничества по святым местам, бывать. в монастырях.
Братья занялись и чтением святых отцов, и Иисусовой молитвой.Ho, видимо, брат инока в этих упражнениях ушел от правильного духовного пути и впал в самомнение, от которого и случилось следующее. Однажды, когда он был один в доме и занимался молитвой, явился, пред ним отвратительный бес и стал мешать молитве; брат, нё устрашился,
но смело вступил с бесом беседу. Он стал увещёвать бёса покаяться, стал говорить ему о неизречённом милосердии Божьем; что даже его Бог может помиловать, если он, бес, покаётся. И что-то еще говорил бесу подобное. Бёс выслушивал как будто бы внимательно, потом серьёзно задумался и наконёц принял вид кающегося, стал молится; стенать; стал преклоняться пред иконой, в общём, всем видом выражал глубокое сокрушение; раскаяние в содёянном зле и высказывал себя жаждущим скорейшего помилования.
Брат заворожено следил за его действиями. (видимо, внутренне ликуя): И вот действительно через некоторое время на беса как бы сходит какое-то светлое облако; как бы свет; как бы благодать и он на глазах торжествующего юноши превращается в светлого ангела. И вот. этот ангел начинает горячо благодарить брата, кланяться ему в ноги; называет его спасителем – благодаря его слову он спасен, он опять святой ангел, и, наконец, должен отблагодарить брата: бывший бес предлагает быть его всегдашним верным хранителем, войти в него и всегда его охранять и помогать своей возрожденной ангельской силой. Брат в неописуемом восторге, сам вне себя от счастья, соглашаётся. Ангел входит, и… –, брат начинает бёсноваться, кричать, ругаться страшными словами, крушить иконы; выбрасывать их в окно, вытворять другие ужасные вёщи. Теперь
он находится в психиатрической больнице. Иногда он живёт дома с родными; но когда болезнь усиливается, его приходится: возить в лечёбницу, так как поступки его тогда отвратительны. Но иногда ему бывает получше; он немного может молиться. Брат eгo, инок, по многим монастырям разослал просьбу молиться о его несчастном брате”.
Архимандрит Лазарь (Абашидзе) “О тайных недугах души”
“ Я был свидетелем того, как нарушение церковных правил, запрещающих поминовение усопших еретиков и самоубийц, приносило людям тяжелые искушения, а иногда и трагическую смерть.
2.
“В Сочи жила монахиня, которая отличалась кротким нравом, немногословием, любовью к молитве. Она часто приезжала в Гудаута и Сухуми. Матушка умела шить и всегда старалась что-нибудь сделать для храма. Духовным отцом ее был архимандрит Константин (Кварая). Но у этой монахини была одна тайна, которую она скрывала от всех, даже от духовного отца. Только немногие из ее родственников знали об этом.
Ее отец, которого она очень любила, по неизвестным причинам покончил жизнь самоубийством — его нашли висящим в петле в собствен¬ном доме. Монахиня совершила заочное погребение, не сказав, какой смертью умер ее отец. Кроме того, она решила читать по нему Псалтирь. Прошло много лет. Как будто ничего не предвещало несчастья. Но вдруг до нас доходит страшная весть: ее нашли повешенной на веревке в своем доме. Рядом на столе лежал ее нательный крест, который она сняла с себя. Экспертиза установила самоубийство. Было определено, что она сделала две попытки. Во время первой веревка оборвалась, Господь сохранил ее, но она сняла с себя крест и повесилась снова. Какое страшное диавольское искушение, граничащее с одержимостью, должна была испытать эта монахиня, чтобы наложить на себя руки и после того, как веревка оборвалась, не раскаяться перед Господом, а исполнить волю диавола до конца!
Особенно горевал о ней ее духовный отец архимандрит Константин. Он говорил: «Если бы я знал, что ее отец самоубийца, то именем Божиим запретил бы ей молиться о нем, но она скрыла это от меня». Непокорность воле Божией привела ее к непослушанию Церкви, и тогда исполнились слова псалмопевца: Молитва его да будет в грех(Пс 108.7). Я никогда не слышал, чтобы эта монахиня при жизни осуждала кого-либо, но она в душе своей осудила Церковь как немилостивую к самоубийцам и, решив спасти отца пу¬тем обмана, сама кончила жизнь тем же роковым грехом.”
3.” Около Сухуми жила юродивая схимница по имени Досифея, которая пользовалась славой прозорливицы среди народа. Одна монахиня рассказывала мне, что в молодости была послушницей у этой схимницы-пустынницы и видела ее великие подвиги. Она спала очень мало и молилась ночи напролет. Вечером она говорила послушнице: «В храме зажгли паникадило, пошли на службу». Та отвечала: «Матушка, какой в пустыне храм?». Схимница говорила: «В Божий храм, посмотри на небо, Ангелы зажгли лампады, вставай на молитву». А после положенных молитв эта схимница говорила слова, которые послушница плохо понимала: «Господи, помилуй тех, за кого никто не молится»,- и долго повторяла эту молитву, перебирая четки. Когда к ней приходили люди, она при них порицала священников и епископов. Это воспринималось как право юродивой — обличать, невзирая на лица и сан. Но с этой схим¬ницей случилось страшное несчастье. Одну женщину, возвращавшуюся от схимонахини Досифеи в Сухуми, встретили разбойники; они стали требовать у нее деньги. Не подумав, она сказала: «Я была у монахини Досифеи и отдала деньги ей». Те спросили, много ли было денег. Она ответила: «Нет, люди собрали пожертвования, и я купила продукты, а денег осталось очень мало». Разбойники сказали: «Веди нас к ней». Женщина отказывалась, но они стали бить ее и угрожали повесить на дереве на собственных волосах. Та повела их к пустыннице, а по дороге плакала и говорила: «Матушка, прости меня». Когда разбойники вошли во дворик к схимнице, то женщина бросилась бежать в Сухуми рассказать о происшедшем. Разбойники взяли у Досифеи все, что было, перевернули всю келию, пытаясь найти у нее деньги, но нашли очень немного, и поэтому от злости стали бить схимницу. Затем решили изнасиловать ее. После этого подвергли ее истязаниям. На другой день пришли из Су¬хуми люди, унесли схимонахиню на руках в город. Она была совершенно безумна и ничего не понимала. Через несколько дней она умерла.”
Почему Господь попустил такую смерть этой подвижницы? Я думаю, по двум причинам. Первое: она обличала тех, у кого должна была брать благословение даже на подвиг юродства. Юродивые, которые обличали несправедливых судей и князей и даже самих царей, не дерзали всенародно поносить и унижать архиереев и священников, по крайней мере, ни одного такого случая в их житиях мы не могли найти. Если надо было исправить священнослужителя, то говорили ему наедине, большей частью притчей. Второе: она молилась: «Господи, помилуй тех, за кого никто не молится». А Церковь молится за всех православных христиан и, кроме того, об обращении в христианство неверующих и заблудших. Кто же такие те, за кого никто не молится? Из усопших это те, кто остался за вратами Церкви, а также самоубийцы — за них не молится Церковь и запрещает молиться, чтобы не обольщать живых ложной надеждой. Еще из молитвы земной и Небесной Церкви исключен сатана и падшие ангелы — за них никто не молится. Юродивые стоят над ми¬ром с его обычаями и суетой, но не над Церковью и иерархией, иначе их ждет крах”
Архимандрит Рафаил (Карелин) “На пути из времени в вечность”.
4.- Одна девушка была рокершей и, воцерквившись, cтала молиться об упокоении рок-звезд. Её стали преследовать нервные срывы и она прекратила молитву.
5. -Русский архимандрит Варнава описал один случай, произошедший вскоре после смерти Ванги. Она явилась к своей сестре Любке и сказала ей: “Хватит, хватит литургий. Хватит. Они мне не помогают. Напротив, я нахожусь в темноте ада и они меня сжигают”. Конечно, нельзя доказать, что это видение верно на 100% и оно показывает, где сейчас Ванга. Но многие факты приводят к этому выводу.
http://www.pravoslavie.ru/smi/45426.htm
6.»-Приносит ли какую-нибудь пользу душам, если тела умерших будут погребены в церкви?
-Григорий. Тем из умерших полезно, когда погребают их в церкви, которые не отягощены важными грехами, потому что родственники их каждодневно собираются в эти священные места и, взирая на гробницы их, вспоминают о них и молятся за них ко Господу. Напротив, если полагаются в церквах тела таких людей, которые отягощены важными грехами, то не только не получают они отпущения грехов, но навлекают на себя еще большее осуждение».
cвт. Григорий Двоеслов «Собеседование о жизни италийских отцов», случай 50-й.
7. Один из уфимских священников мне рассказал случай, когда в уже далекие советские годы молодой человек, начавший усердно воцерковляться, по своему чрезмерному усердию, решил спасать души покойников, чьи тела лежат на Демском кладбище около г. Уфы. Там он составил большой список с именами усопших, и молился об упокоении всех подряд. В семье начались дикие скандалы между ним и женой, дело доходило до развода, его уже взрослые дети пустили во все тяжкие грехи; конечно, появились болезни, не в лучшую сторону изменилась духовная жизнь этого человека. Святой преподобный Моисей Уфимский, к которому этот христианин тогда обратился за советом, первым делом спросил его, за кого он молится. Когда тот рассказал о своем молитвенном «подвиге», первые слова преподобного были совсем не библейские: «Ты что дурак?!», и после строго запретил ему это делать, указав на то, что там много тяжких грешников: самоубийц, безбожников, пьяниц и т.п. (Максим Степаненко)

18 молитв за вашу церковь

Вы когда-нибудь замечали, читая Библию, каким яркими и глубокими молитвами апостол Павел молится за церкви?

  • За церковь в Фессалониках он молится так: «Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе…» к (1-е Фес. 1:11, смотрите также 1-е Фес. 3:9-13).
  • За церковь в Колоссах: «Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога…» (Кол. 1:9-10).
  • Апостол молится за церковь в Эфесе: «непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его» (Еф. 1:16-17, смотрите также 3:14-21).
  • Он также ходатайствует за общину в Филиппах (Фил. 1:9-11), другие церкви, и, конечно, таких молитв было гораздо больше, чем записано в Библии.

Предпринимая усилия

Всем сравнительно легко молиться за себя, за свои семьи и друзей. Но как мы можем научиться молиться более пламенно и последовательно за наши поместные церкви?

С одной стороны, нам просто нужно начать это делать и поощрять к такой молитве других.

Чтобы помочь вам, я предлагаю 18 тем для молитвы о поместной церкви. Они не такие насыщенные, как у Павла, так как я хотел, чтобы они были простые и короткие, как в Твиттере. Тем не менее, вы можете распечатать эту статью и молиться за два или три нижеизложенных пункта в день. Вы можете делать это в течение следующей недели, когда вы остаетесь в спокойном одиночестве, или, наоборот, за обеденным столом вместе с семьей.

Кроме этого, вы можете скопировать и вставить свои любимые молитвы за церковь в ваши аккаунты социальных сетей. Используйте ваши ленты в соцсетях, чтобы поощрить других молиться за свои церкви.

Кто знает, возможно, однажды на Небесах мы увидим хороший результат молитв тех верующих, которые обдуманно подходили к ходатайству за свою церковь.

За что молиться?

  1. За единство среди разнообразия, за любовь к тем, с кем у нас нет ничего общего, кроме Евангелия.
  2. За то, чтобы культура ученичества приняла такую форму, при которой воспитание учеников рассматривалось бы как обычная часть христианской жизни.
  3. О том, чтобы верные пасторы и лидеры церкви использовали Писание для обучения прихожан делу служения.
  4. О том, чтобы у членов церкви была жажда по изучению Евангелия, чтобы они могли направлять и поддерживать друг друга в этом.
  5. За то, чтобы прозрачные и значимые взаимоотношения между людьми в церкви стали обычным делом.
  6. Чтобы проповедь Слова Божьего была по-христиански заботливой и пропитанной Святым Духом.
  7. Чтобы пасторы и служители оставались безупречными, удерживались от соблазнов, благодушия, идолопоклонничества и любви к мирскому.
  8. О том, чтобы песни в церкви учили прихожан каяться, сокрушаться и прославлять Бога.
  9. За церковных молитвенников, чтобы они были пропитаны библейскими замыслами, честностью и смирением.
  10. Чтобы взрослые члены церкви действительно занимались обучением подростков, не отодвигая это на второй план.
  11. Чтобы главные учителя Библии в церкви возрастали в посвящении себя Божьему Слову, особенно когда их никто не видит.
  12. За отличие церкви от мира через любовь и святость в контакте с людьми любых социальных слоев.
  13. О том, чтобы члены церкви благовествовали на этой неделе, и чтобы это дало положительные результаты!
  14. За готовность к преследованиям, помня о том, что гонителей нужно любить, а не проклинать.
  15. Чтобы надежды на политические перемены были связаны с упованием прежде всего на Бога.
  16. За верное, радостное и последовательное пожертвование.
  17. О том, чтобы как можно больше прихожан использовали свои рабочие места для проповеди Евангелия тем, кто его никогда не слышал.
  18. Чтобы члены церкви были хорошими людьми и делали добрые дела на своих рабочих местах на этой неделе.

Возможно, я что-то не включил в этот список? Тогда молитесь за это и делитесь этим! Это вряд ли исчерпывающий «официальный список» 18-ти самых важных молитв. Это просто то, о чем думал один молодой человек, сидя в своем офисном кресле.

Главное для нас — это начать молиться более обдуманно за наши церкви, а также поощрять других делать то же самое.

18 способов молиться за Вашу церковь

Читая Библию, замечали ли вы, как Павел молился за церкви? Его молитвы красноречивы и преисполнены горячими пожеланиями и переживаниями.

Для Церкви в Фессалониках: “Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе.” (2 Фесс. 1:11, смотри также 1 Фесс. 1:9-13)

Для Церкви в Колоссах: “Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном.” (Колосс. 1:9)

Для церкви в Эфесе: “Непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его.” (Ефес. 1:16,17)

Для церквей в Риме (Рим. 15:14-33) и в Филиппах (Фил.1:9-11).

Конечно, в эти молитвы вложено больше, чем мы можем узнать через эти стихи — узнать больше можно в прекрасной книге Дональда Карсона: “Изучение молитвенной жизни Павла: призыв к духовной реформации” ( книга на английском, а также англоязычный отрывок из нее), и в рассылке 8-ступенчатого курса обучения TGC (LifeWay) (введение и отрывок).

Начните с себя, вдохновляйте окружающих

Для нас с вами легко и естественно молиться за себя, за свои семьи, за друзей. Но как нам научиться горячо и регулярно молиться за наши поместные церкви?

Во-первых, нам достаточно всего лишь начать и поощрять близких это делать. Чтобы помочь в этих молитвах, можно использовать 18 простых вещей, о которых можно молиться. Они не такие объемные, как у Павла — я хотел донести их в простом виде, так, чтобы можно было разместить даже в Твиттере (а также потому, что я не так красноречив). Зато вы сможете распечатать эту статью и использовать 2-3 пункта в день в течение следующей недели — в вашей личной молитве или за семейным столом.

Также, вы можете просто скопировать понравившиеся пункты себе в Твиттер или Facebook, добавив к ним заголовок наподобие “Молитва за вашу церковь:…” Маленький пункт не займет много места. Цель — в том, чтобы с помощью ваших социальных площадок всего лишь немного поощрить других молиться за их церковь.

И, кто знает, возможно в один прекрасный день мы увидим совершившиеся блага как плоды молитв верующих за свои церкви.

За что молиться

  1. За наше единство среди нашего разнообразия. Так важно любить даже тех, с кем у вас нет, казалось бы, ничего общего, кроме Евангелия.
  2. За возрастание в ученичестве и наставлении. Пусть наставничество и обучение других становится естественной частью нашей христианской жизни.
  3. За верных старейшин — чтобы они использовали Писание для наставления членов церкви в деле служения.
  4. За жажду в изучении Библии среди членов вашей церкви — и пусть они помогают друг другу, будучи помощниками и наставниками друг другу.
  5. За искренние, прозрачные и многогранные отношения и общение в вашей церкви.
  6. За проповеди слова Божьего — пусть они всегда будут по-библейски осторожны и исполнены Святого Духа.
  7. За мудрость старейшин вашей церкви — пусть они будут выше упреков, искушений, самодовольства, идолопоклонства и суетности.
  8. За музыкальное служение — пусть оно побуждает людей к исповеди, покаянию и молитве.
  9. За молитвы вашей церкви — пусть они будут дерзновенными, искренними и созвучными воле Божьей.
  10. За участие взрослых членов церкви в обучении подростков и молодежи. Пусть их желания и ответственности хватает с избытком на живое наставничество, а не только на планы.
  11. За возрастание учителей в посвящении Слову Божьему, даже тогда, когда никто не видит.
  12. За то, чтобы ваша церковь возрастала в отделении от мира сего — как место любви и святости, даже в окружении неверующих и противников.
  13. За то, чтобы члены вашей церкви делились Благой вестью на этой неделе и видели больше обращений.
  14. За готовность членов вашей церкви к гонениям в этом мире — чтобы даже в сложных ситуациях вы помнили о любви к своим притеснителям — без ненависти и проклятий.
  15. За надежду на политические улучшения — пусть она простирается до Небес.
  16. За пожертвования — чтобы они были верными, приносимыми с радостью, постоянством и жертвенностью.
  17. За то, чтобы члены церкви делились Евангелием среди своих коллег, в местах, куда еще не проникла Благая весть.
  18. Чтобы члены церкви были праведны и совершали добрые поступки на своей работе, прямо на этой неделе.

Возможно, что-то важное не вошло в эти пункты? Тогда помолитесь об этом и поделитесь вашей молитвой! Ведь это не строгий список самых важных молитв за вашу церковь, это всего лишь те вещи, о которых один парень задумался, сидя в кресле.

Подписывайтесь:

Я всего лишь хочу, чтобы мы молились за наши церкви более осознанно и регулярно, и вдохновляли других делать то же самое.

Автор — Джонатан Лиман / thegospelcoalition.org
Перевод — Марина Семехина для ieshua.org

Джонатан Лиман — старейшина Баптистской церкви Капитолийского холма в Вашингтоне, главный редактор портала 9marks, автор таких статей, как (англ.) “Не отлучайте от церкви: особенности конгреционализма” (B&H Academic, 2016) и (англ.) “Политическая церковь: местное собрание как посольство Христианских правил” (IVP Academic, 2016). Вы можете подписаться на его твиттер.

Последнее пожертвование: 17.11 (Россия)

Поделиться в социальных сетях:

Можно ли поминать православным католиков и протестантов?

Весной 2013 года состоялось заседание Межсоборного присутствия Русской православной церкви. На собрании обсуждался вопрос поминания иноверных.

Значение молитвы за инославных в современном православии

Этот аспект поминовения прихожан других конфессий никогда остро не стоял в христианской практике. Назвать его актуальным сегодня тоже нельзя. Такие положения всегда решались как-то сами по себе, и никто не акцентировал на них внимание.

Христиане различных конфессий имеют свои религиозные заведения. И вполне могут обратиться за духовной помощью к собственному священнику. Но такой вопрос был вынесен на совещание неслучайно. Уже давно представители православия хотели получить ответы на волнующие их вопросы.

Многие верующие православного обряда имеют близких и друзей, которые принадлежат к иным вероисповеданиям. Особое положение приобретает такая ситуация, когда речь заходит об умерших родственниках. Ведь Православная Церковь не разрешает поминать инославных в своих храмах.

Записки о поминовении с иноверными именами

Помимо этого христиане других ветвей часто посещают именно православные церкви. Особенно, если на территории их проживания нет своего храма. Зачастую такие прихожане не углубляются в православные догмы, а действуют по велению своей души. И никто не хочет чувствовать себя чужим среди таких же людей за общей молитвой. А отказ священнослужителя взять поминальную записку с «чужим» именем, воспринимается с обидой и непониманием.

Подобные проблемы решаются по-разному. Иногда встречаются очень бдительные верующие. И принимая записки, строго следят за их содержимым. Такие прихожане просто вычеркивают неправославные имена и, зачастую, даже священник не знает об их «проделках».

Многие священнослужители считают такую практику неприемлемой. Так как любой христианин угоден Богу, независимо от его имени. Другие священнослужители просто не знают, как решить такую дилемму и поступают иным способом. Они сохраняют такие записки с «чужими» именами и поминают их в келейной молитве. Но так поступают только истинные служители Бога. Церковь никогда категорически не запрещала келейное поминание. Особенно если это касается христиан.

С какими именами можно поминать прихожан

Православная религия имеет свои постановления, касающиеся имен. При крещении батюшка нарекает младенца по установленным православным канонам. Но в наше время очень часто дети имеют имена далеко не соответствующие церковным принципам. Например, Италина или же Эдуард. Ведь никто не скажет, откуда взялись эти имена. И вряд ли кто знает такого православного святого. В таких случаях православные прихожане имеют свои взгляды. Весьма нередки случаи, когда имя, данное при крещении, не соответствует тому, что записано в паспорте или метрике. И очень часто Феликс в крещении именован Александром, а Алина Елизаветой.

Особые разрешения на поминовение иноверных

Не так давно в Москве был выдан циркуляр архиепископа Истринского, которым разрешается в православной церкви поминать единоверцев с именами, которых нет в русских святцах. Поэтому сегодня при поминовении вполне можно записывать только то имя, под которым знали человека, и необязательно упоминать его крещеное.

На сегодняшний день вопрос о том, по каким правилам поминать инославных до конца не решен. Одним из вариантов является применение канонов Древней Церкви. В старые времена была подобная проблема. И по этому поводу существовали особые разрешения, которые позволяли молиться в православных храмах за еретиков.

Но эта версия все же не разрешает поминовения иноверных на литургических богослужениях на проскомидии. Также такой способ все равно запрещает возглашать имена иноверных на ектинии. То есть, чтобы решить этот вопрос в канонической сфере для начала необходимо урегулировать его в области вероучения.

Причин, почему верующие относятся к другим христианским ветвям множество. Одних крестили в детстве родители, другие пришли к такому вероисповеданию во взрослом возрасте, осознанно выбрав такой путь. И сопоставлять их с еретиками не очень корректно, так как они все равно являются представителями Церкви Христа.

Еще один выход из такой дилеммы подсказал святитель Филарет Московский. Он заявил, что знал лютеран, которые очень уважали православные каноны, но умерли в своей вере. Поэтому патриарх разрешал за них молиться по православному обычаю, а дома проводить панихиду.

Помимо этого есть утверждение епископа Ковровского Афанасия, который также акцентировал особое внимание на данном вопросе. Он заявил, что истинная христианская любовь найдет способ помолиться о заблудших братьях, не нарушая правил православия. Епископ считал, что если имя умершего иноверца может произноситься на проскомидии, то оно вполне может быть занесено и в помянники вместе со всеми. Но на практике все обстоит иначе.

Иногда такое допущение вообще подвергается критике. Например, Патриарх Московский Сергий утверждает, что поминовение на проскомидии подобно разрешению причастия. Поэтому такое поминание иноверных означает их допуск к евхаристическому общению, а это возможно лишь после присоединения к Православной Церкви.

Но спустя несколько десятилетий после таких слов Патриарха Сергия, Синодом было издано постановление, разрешающее в отдельных случаях причащать католиков и старообрядцев. На Синоде, который состоялся в 1986 году, это постановление не отменили, хотя к тому времени такая практика уже не проводилась.

В истории Православной Церкви вопрос о поминовении иноверных поднимался не раз. На протяжении 200 лет литургические и внебогослужебные поминовения прихожан других ветвей христианства то разрешались, то запрещались. Даже среди высших представителей духовенства не было единого взгляда на этот вопрос. Что касается решения комиссии Межсоборного присутствия, то, скорее всего, четких предписаний она не вынесет. А предоставит лишь возможные рекомендации.

Здравствуйте.
Моя мама была католичкой, а я православная.
Объясните, пожалуйста, как поминать маму в православной церкви?
Спасибо.

Вера, Москва

Проблема поминовения усопших в целом связана с вопросом общей молитвы католиков и православных.
Согласно существующей сегодня среди православных практике, нет какой-либо возможности молиться «с» католиками или в целом инославными, не допускается и молитва «за» католиков и не православных.
К имени поминаемого усопшего применяется термин «раб Божий», который в православной литургии можно использовать только в отношении крещеных в истинной Церкви.
Теоретически Православная Церковь признает крещение и другие таинства Католической Церкви, но это не находит соответствия в литургической и церковной практике в целом.

Если мы хотим помянуть родственника-католика, необходимо сначала спросить православного священника, допускает ли он такую возможность, поскольку во власти священников, в православной традиции, «адаптировать» церковные законы к потребностям верных, согласно принципу милосердия.
Если же мы хотим совершить это поминовение в личной молитве или в группе без священника, то можно воспользоваться теми молитвами, которые предлагает сама Православная Церковь верным, или прибегнуть к псалмам, которые обычно применяются к усопшим (псалмы 15,22,90 и др.).
Католическая Церковь включает имена верных православных в поминовение усопших без каких-либо вопросов, поскольку бесспорно признает их крещение.

О. Стефано Каприо

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *