Зачем ходить в церковь

10 причин, почему нужно ходить в церковь

Несколько лет назад благодаря щедрости людей, мы смогли отдохнуть в Калифорнии. В этой поездке мы посетили Диснейленд, прогулялись по торговым центрам и отдохнули на побережье. А в воскресное утро мы посетили службу в мегацеркви. И когда перед нами встал вопрос о том, как распорядиться оставшимся временем, я предложила сходить еще на две-три службы в местных церквях. Ведь это так здорово!

Но мы отправились на пляж.

Мама странная.

Все дело в том, что я так люблю Церковь. Именно Церковь.

В прошлое воскресенье мы ездили в небольшой городок Либби, в штате Монтана, где Мэтт, мой муж, несколько недель замещал пастора. Это небольшая захолустная церковь. Но там такие милые люди, и поклоняться Господу с ними мне понравилось так же, как и в калифорнийской мегацеркви с ее светомузыкой, камерами и атмосферой.

Есть какая-то глубина, красота в собраниях последователей Христа.

В течение долгого времени я получала письма от своих читателей, признающихся в том, что они не посещают церковь годами. Для меня не ходить в церковь, это все равно, что одновременно отказаться от поездки в Диснейленд, торговый центр и на пляж в солнечный день.

Вчера вечером я сказала своей подруге, что собираюсь опубликовать эту статью для вас, моих читателей. Она сказала: «Интересно, с каким выражением лица ты смотришь на читателей твоей статьи о том, почему им нужно ходить в церковь?» Я изобразила это выражение ребенка, изо всех сил упрашивающего маму сводить его в развлекательный парк. Ну как, представили? Как я сижу с таким лицом и смотрю на вас?

10 главных причин, по которым нужно ходить в Церковь

1. Если Вы следуете за Христом, Вы являетесь частью тела Христова, а тело вообще-то состоит из частей не разъединенных, но соединенных между собой. Я знаю одну хорошую молодую женщину, которая восстанавливается после ампутации ноги, так что я представляю, насколько трудно примириться с ампутацией (1 Кор. 12:27).

2. Через ВАС Бог хочет открыть Себя другим. Когда вы участвуете в жизни церкви, люди обретают большее понимание Бога (1 Кор. 12:7). Звучит потрясающе, правда?

3. Бог наделил вас духовными дарами, которые следует использовать для роста тела Христова. В Вашем даре отчаянно нуждаются другие верующие (1 Кор. 12)!

4. Нужно кушать, пребывать в учении и молиться с другими верующими (Деян. 2:42-47).

5. Дарами нужно делиться, а общаясь в достаточной мере с верующими братьями и сестрами, вы сможете понять их нужды и благословить их тем, чем благословил вас Бог. И они в свою очередь захотят делиться дарами с Вами (Деян 2:45).

6. Постоянная поддержка нужна не только Вам, но и другим верующим, ведь наша жизнь трудна (Евр. 10:25).

7. Нужно уметь поддержать других верующих и в горе, и в радости. Этому можно научиться только общаясь и узнавая других верующих на протяжении долгого времени (Римл. 12:15).

8. Часто через слова и поступки верующих мы получаем мир и утешение от Бога, и Он хочет, чтобы этот мир мы передали дальше — другим верующим вокруг нас (2 Кор. 1:3-4).

9. Если Бог — ваш Отец, то церковь — это встреча членов одной семьи (Фил. 1:2).

10. Божья любовь в нас достигает совершенства, когда мы собираемся в любви с другими верующими (1 Иоан. 4:12).

Видите, вы нуждаетесь в церкви так же, как и церковь нуждается в вас.

Но не все так просто. Иногда люди могут вас ранить, и зачастую они могут разочаровать. Но церковь устроена по Божьему замыслу, и если вы все-таки отважитесь ходить в церковь, вы прославите Бога, и сами наполнитесь радостью.

Прошу вас, вы же будете ходить в церковь?

Подписывайтесь:

Обращаюсь к тем, кто постоянно ходит в церковь, могли бы вы оставить комментарии к статье, о том, почему для вас так важно постоянно встречаться со своей церковной семьей? Возможно, ваши слова послужат ободрением для тех, кому оно так нужно!

Кристи Фицуотер автор книги «A Study of Psalm 25: Seven Actions to Take When Life Gets Hard. Живет в Монтане, блоггер, жена пастора и мама двоих подростков. Больше информации о ее служении вы можете найти на сайте christyfitzwater.com.

Автор — Кристи Фицуотер / charismamag.com
Перевод — Виктория Пак для ieshua.org

Последнее пожертвование: 26.03 (Украина)

Зачем ходить в храм, если «Бог в сердце»?

Фото – В. Закатов, miass-hram.ru

В наше время нередко можно услышать фразу: «Зачем ходить в храм? У меня Бог в сердце!» Казалось бы, такому человеку можно только позавидовать. Действительно, если у тебя Бог в сердце, то посещение храма выглядит каким-то излишеством. Но здесь возникает вопрос: насколько обоснована эта уверенность? Может, бог находится у этого человека в какой-нибудь другой части тела, например, в желудке? А может, и сам желудок стал для человека богом, по слову апостола Павла: Их бог — чрево (Флп. 3, 19).

Человек может пребывать в уверенности, что стал храмом Духа Божия, будучи игралищем нечистых духов

Но если человек прав, и его сердце действительно стало обителью бога, то можно ли быть уверенным, что это Бог истинный, а не тот, который силится выставить себя Богом, не являясь таковым? Вот что говорит об этом святитель Феофан Затворник: «Постника и молитвенника издали чуют бесы и бегут от него далеко, чтобы не получить болезненного удара. Можно ли думать, что где нет поста и молитвы, там уже и бес? Можно. Бесы, вселяясь в человека, не всегда обнаруживают свое вселение, а притаиваются, исподтишка научая своего хозяина всякому злу». Другими словами, человек может пребывать в уверенности, что стал храмом Духа Божия, будучи игралищем нечистых духов.

Кто-то скажет: «Вот, я пощусь и молюсь, только в храм не хожу». На это можно ответить, что молиться и поститься есть дело, конечно, доброе и необходимое, но само по себе недостаточное.

Если христианин, пусть и не оставляя личной молитвы, по своей воле удаляется от храмового богослужения, то, согласно святым отцам Церкви, это является показателем духовного нездоровья. Преподобный Варсонофий Оптинский предлагает на эту тему следующее рассуждение. У одного святого отца спросили: «Есть ли верные признаки, по которым можно узнать, приближается ли душа к Богу или отдаляется от Него? Ведь относительно обыденных предметов есть определенные признаки — хороши они или нет. Когда, например, начинают гнить капуста, мясо, рыба, то легко заметить это, ибо испорченные продукты издают дурной запах, изменяют цвет и вкус, и внешний вид их свидетельствует о порче.

Ну а душа? Ведь она бестелесна и не может издавать дурного запаха или менять свой вид». На этот вопрос святой отец ответил, что верный признак омертвения души есть уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь. Сначала старается прийти к службе попозже, а затем и вовсе перестает посещать храм Божий.

Признак того, что Бог пребывает в сердце – любовь к храмовому богослужению

Таким образом, стремление к церковной службе является для христианина тем духовным камертоном, с которым мы можем всегда сверять состояние своей души. Признаком того, что Бог пребывает в сердце, является любовь к храмовому богослужению.

Это можно уподобить человеческим отношениям. Если мы любим кого-то, то мы стараемся быть рядом с ним. Если мы скажем, к примеру, своему другу: «Ты всегда со мной, ты у меня в сердце, поэтому я не пришел поздравить тебя с днем рождения», — то вряд ли мы услышим в ответ слова одобрения и понимания. Так же и с Богом. Если Бог у нас в сердце, если мы любим Его или хотя бы стремимся к этой любви, то как же мы не почтим День Рождения или Воскресения Христа, Сына Божия, ставшего Сыном Человеческим, перенесшим ради нашего спасения унижения, боль и смерть, как забудем о памятной дате Божией Матери, через Которую мы получили доступ к воплотившемуся Богу, или пренебрежем днями празднования Небесных Сил бесплотных и святых, предстоящих пред престолом Божиим и неустанно молящихся о нас, ленивых, грешных и сильных лишь на слова самооправдания?

Причащение апостолов. Сербия. Печ. Церковь Богоматери Одигитрии, XVI в.

Церковь – это христиане, соединенные со Христом в единый богочеловеческий организм

В центре храмового богослужения находится величайшее христианское таинство — причастие Тела и Крови Христовых. Все богослужение построено так, чтобы подготовить нас к этому таинству наилучшим образом, и является уже само по себе преддверием и предвкушением нашего вечного пребывания с Богом. В церковной службе видимым образом проявляется учение о Церкви, как о Теле Христовом. Церковь — это христиане, соединенные со Христом в единый богочеловеческий организм. Как телу естественно сохранять единство, так и для христианина естественно стремиться к единству с главою Церкви — Христом и со всеми христианами, объединенными во Христе в единое тело. Поэтому участие в богослужении является для христианина не тяжкой повинностью, не суровым наказанием или изощренной пыткой, а неким природным и жизненно необходимым устремлением. Отсутствие такового должно служить нам сигналом того, что мы духовно больны и находимся в серьезной опасности, что наша жизнь требует скорейшего исправления.

Конечно, не всегда нам легко участвовать в общественном богослужении, не всегда хочется. У каждого случаются состояния, когда приходится себя заставлять идти в храм. Но без этого духовная жизнь невозможна.

Откуда в нас эта тяжесть, это нежелание? Все оттуда же — от наших страстей, которые настолько вошли в наши души, что стали для нас как бы второй природой («привычка — вторая натура»), от которой без труда и без болезни не избавишься.

Влияние богослужения на страсти можно сравнить с действием света на обитателей темной пещеры. Животные и насекомые, привыкшие к ночи и мраку, при появлении света приходят в движение и стремятся улететь, убежать, уползти в места привычные, в места темные, «безопасные», удаленные от света.

Так и страсти в нас, пока мы далеки от Церкви, от храма, от богослужения, дремлют в привычном и уютном душевном мраке. Но стоит нам прийти в храм на службу, и словно бы все силы ада восстают в наших телах и душах. Ноги ватные, в голове туман, спина болит… Да и вокруг все возмущает: чтецы читают непонятно, певчие сбиваются и фальшивят, священника или нет, или он куда-то торопится, у дьякона вид вызывающий, в церковной лавке отвечают нелюбезно, все какие-то мрачные, а если шутят и улыбаются, то это тоже раздражает («в святом-то месте!») и т.д. т.п. Ну и, конечно, фоном мысль: «Что я тут делаю?». И если не понимать необходимости храмовой молитвы, то шансов удержаться в храме почти нет. Тем не менее истинного утешения мы нигде, кроме храма, не получим.

Многим знакомо состояние уныния, или, как сейчас принято выражаться, депрессии, когда ничто не радует и все теряет смысл. В храм в этом состоянии также идти не хочется. Но православные люди знают, что если все же заставишь себя и доберешься до храма и богослужения, то все каким-то чудесным образом меняется. Вроде и простоял-то на службе бестолково, молитв почти не слышал, сам не столько молился, сколько пытался справиться с душевной бурей или с роящимися мыслями, а выходишь из храма, и на сердце — мир. Вроде бы внешне ничего не изменилось, обстоятельства все те же, но они уже не кажутся такими непреодолимыми, как раньше.

В храме наша молитва получает полноту, соединяясь с молитвой всей Церкви Христовой

И это неудивительно. Ведь в храме наша несовершенная молитва получает полноту, соединяясь с молитвой всей Церкви Христовой, в которой Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8, 26). Поэтому в большинстве случаев даже самая глубокая и сосредоточенная частная молитва не будет для души столь благотворной, как пусть и несовершенная молитва церковная.

Святые отцы часто называют храм «небом на земле». В нем мы соприкасаемся с миром горним, входим, если так можно выразиться, в пространство вечности. Здесь мы получаем усмирение страстей и защиту от насильственного влияния злых духов, делаясь (по крайней мере на время) недоступными для них. Каждый раз, входя в пространство храма, мы совершаем свой личный малый исход из мира, который лежит во зле (1 Ин. 5,19), и избегаем его смертоносного жала.

В храме святой великомученицы Екатерины на Всполье. 2010 г. Фото – ocapodvorie.org

Действие общественной молитвы есть обратная сторона двоякой заповеди Божией о любви к Богу и к ближнему, поскольку личная молитва каждого христианина, молящегося в храме, усиливается, с одной стороны, молитвами других молящихся, а с другой — энергией Божественной.

Вот что писал об этом наш древнерусский святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский: «Не будь лжив, под предлогом телесной немощи не отлучайся от церковного собрания: как дождь растит семя, так и церковь влечет душу на добрые дела. Все маловажно, что творишь ты в келии: Псалтирь ли читаешь, двенадцать ли псалмов поешь, — все это не сравняется с одним соборным: «Господи, помилуй!» Вот что пойми, брат мой: верховный апостол Петр сам был церковь Бога живого, а когда был схвачен Иродом и посажен в темницу, не молитвами ли Церкви был он избавлен от руки Ирода? И Давид молится, говоря: «Одного прошу я у Господа и того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и рано посещать святой храм его». Сам Господь сказал: «Дом мой домом молитвы наречется». «Где, — говорит он, — двое или трое собраны во имя мое, там Я посреди них». Если же соберется такой собор, в котором будет более ста братии, то как же тебе не верить, что тут Господь Бог наш».

Конечно, порой случаются объективные обстоятельства, действительно препятствующие посещению храма. Но не всё, что кажется нам препятствием, является таковым в очах Божиих. В этом отношении показателен случай, описанный в житии праведной Иулиании Муромской: «Одна же зима была столь студеная, что земля расседалась от мороза. И не ходила она некоторое время в церковь, но молилась Богу дома. И вот однажды пришел поп той церкви рано утром один в церковь, и был глас от иконы Пресвятой Богородицы, глаголющий так: “Иди, скажи милостивой Улиянии: что в церковь не ходит на молитву? Хотя и домашняя молитва ее Богу приятна, но все не так, как церковная».

Для человека, утвердившегося на пути божественном, посещение церковной службы становится потребностью не меньшей, а порой даже большей, чем питание телесное. Особенно остро ощущают эту потребность святые. Так, праведный Иоанн Кронштадтский признавался: «Я угасаю, умираю духовно, когда не служу в храме целую неделю, и возгораюсь, оживаю душою и сердцем, когда служу…».

Впрочем, и сегодня, наверное, в каждом православном храме можно встретить хотя бы одну прихожанку, которая, подобно евангельской Анне пророчице (ср. Лк. 2, 36–37), почти постоянно пребывает в храме. При том, что окружающие этому обыкновенно отнюдь не способствуют. И близкие ее укоряют, и свои, православные, убеждают поумерить пыл, а она, превозмогая годы и болезни, едва ли не ползком, а все стремится на любезную изболевшемуся сердцу «обедню».

В заключение хочется привести удивительный пример непобедимой любви к Божественной службе одной из греческих подвижниц благочестия XX века: «Боголюбивая Кети не хотела пропускать ни одной вечерни и литургии. Она желала ходить на службу каждый день, поэтому искала храмы, где литургия совершалась и в будни. Она жертвовала своим сном, совершала многочасовые пешие переходы, лишь бы не пропустить Божественной литургии <…>

Кети Патера Кети старалась познакомиться со священниками всех соседних селений, чтобы была возможность приглашать их отслужить литургию. Чаще ходила в храм Пантанассы. Ночью переходила реку Лурос по веревочному мостику. Часто зимой он покрывался льдом, а у Кети всегда было по несколько сумок с продуктами для бедняков.

Один раз, когда мост снесло водой, на другой берег ей помог перебраться один старый пастух. Порой ей доводилось проводить в пути много часов. Однажды на Кети напали собаки, в другой раз она встретила медведя, но звери не причинили ей никакого вреда.

Трудно описать все, что случалось с Кети. Телефонов тогда не было. Как-то раз никто из знакомых иереев не предупредил ее о литургии. После работы Кети все же отправилась в путь. Сначала дошла до Филиппиады. Затем побывала в селениях Камби, Пантанасса, Святой Георгий. Но нигде службы не было, а тем временем стемнело. Кети (по-прежнему пешком) отправилась в Керасово, а оттуда в Вулисту, где к ней присоединилась сестра батюшки. По дороге они оступились и упали в яму. Женщины по колено провалились в асбест. Привели себя в порядок и отправились на литургию. Всего за вечер и ночь Кети прошла расстояние 30 километров. И так бывало нередко.

<…> Однажды в храме Кети упала со стула, на который забралась, чтобы зажечь лампадки. У нее случился перелом бедра. Она попала в больницу, где ей был прописан постельный режим. Но как она тогда смогла бы посещать службы? Хромая, она вышла из госпиталя, остановила машину и поехала в храм святого Георгия селения Филиппиада, где служил ее знакомый — отец Василий Залакостас. Там она легла в храмовом притворе. Двадцать дней и ночей она провела в церкви. Ежедневно приезжал священник и совершал Божественную литургию.

Однажды зимой случилось сильное ненастье. Ветер с корнем вырывал деревья. Но и это не стало препятствием для Кети. Ни секунды не сомневаясь, она отправилась на литургию, но обратно долго не возвращалась. Коллеги в волнении ждали Кети. Наконец она показалась. Ее лицо радостно сияло, хотя все ноги (насколько они были видны под ее длинным платьем) были в крови. Она объяснила, что опоздание связано с тем, что ей приходилось перелезать через поваленные деревья, встречавшиеся у нее на пути.

Так что же все-таки чувствовала Кети во время Божественной литургии? Наверное, это было что-то необъяснимое, если она, превозмогая все трудности, делала все возможное и невозможное, чтобы попасть на службу. Она сама пела, одаривала священников, носила с собой тяжелые богослужебные книги.

Иногда она ходила на ночную службу, а утром спешила еще на одну Божественную литургию. А потом, навещая своих знакомых и слыша, как по радио транслируют службу, становилась на молитву в третий раз. Она вставала на колени и творила земные поклоны. Никакой шум не мог ее отвлечь. <…>

Ее любовь к богослужению была такова, что часто, засыпая, она шептала: «Церковь, Церковь…»».

Остается лишь пожелать всем нам стяжать хоть малую толику той любви к церковному богослужению, которая описана в этих строках!

Часто приходится слышать недоумение и протест против тех правил, с которыми невоцерковленный человек сталкивается, придя в Церковь. Эти люди хотят доказать (прежде всего самим себе), что можно не ходить в храм, и находят для этого массу доводов и аргументов. Вызвано подобное отношение к Церкви тем, что многим не понятна ее природа, смысл ее бытия. К великому сожалению, Церковь часто отождествляют со светскими институтами: школами, университетами, больницами.

И, если исходить из такого понимания, то, безусловно, эти люди правы. Действительно, образование можно получить в домашних условиях, самостоятельно или пользуясь услугами репетиторов. Лечить различные болезни тоже можно дома, самому или приглашая врачей на дом. Во время войны сложные операции порой делались в условиях полевых госпиталей практически под открытым небом.

Почему молиться нельзя дома, так ли уж обязательно нужно ходить в храм?

Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно разобраться, зачем человек приходит в церковь. Если только помолиться, поставить свечку, приложиться к иконам, то для этого в храм можно не ходить. Свечи и лампадки можно затеплить дома, иконы дома тоже есть.

Тогда зачем же люди идут в храм? Когда, повторюсь, подлинного понимания природы Церкви нет, тогда и рождаются «крылатые», но глубоко ошибочные по смыслу штампы: «Бог должен быть в душе», «Я верю в Бога, но без фанатизма» и тому подобные.

Давайте попробуем разобраться в причинах «фанатизма» верующих, в вопросах «дресс-кода» и многом другом. Начнем с простого, именно с так называемого «дресс-кода».

То, что в Библии якобы ничего про внешний вид не написано, неверно. Написано и достаточно много, формат короткой заметки просто не позволяет возможности привести все цитаты из Священного Писания, но прочтите хотя бы послания первых учеников Христа – святых апостолов, и вы найдете в них достаточно много слов о том, каким должен быть внешний вид человека, входящего в храм.

Конечно, всегда написанное можно понимать по-разному и, чтобы не впадать в полемику, давайте честно ответим на вопрос: а на свадебный пир мы пойдем в шортах или спортивном костюме? А на прием к руководству? К президенту, например. Искренне никак не могу понять, почему человек, входящий в Церковь, не хочет понять, что он входит в дом Божий, в гости к Богу?

Люди спрашивают: «А как же любовь, которая должна все прощать?» Совершенно верный вопрос! Если я пришел на юбилей к близкому, любимому человеку в грязной рабочей одежде или в полураздетом виде, то не является ли это проявлением нелюбви и крайнего пренебрежения к юбиляру и к его гостям?

Поверьте на слово, если вы входите в храм в непристойной одежде, то вы отвлекаете от молитвы стоящих в храме людей.

В молитвенное состояние войти совсем не просто, а вот «выбить» из него можно в одно мгновение и внешним видом, и чересчур резким запахом духов – да много чем.

И где же тогда любовь к стоящим в храме людям? Или пусть терпят мое понимание свободы? Странная складывается ситуация: мы спокойно относимся к тому, что дресс-код вводят в светских учреждениях: в школе, театре, даже в ресторане – а вот в Церкви, оказывается, никаких ограничений к внешнему виду быть не должно.

Зачем люди приходят в Церковь?

Человеку неверующему, отрицающему бытие Божие, дальше можно не читать. Но для того, кто крестился сам и привел на Крещение своих детей, кто пытается общаться со своим Творцом, все нижесказанное является самым главным для осмысления.

Вернемся к истокам. Человек – высшее творение Божие – создан особым образом по сравнению с остальным материальным миром. Бог оживотворяет человека Своим дыханием, которое человек усваивает, а значит, может накапливать.

Стяжание (накопление) благодати Святого Духа с целью своего обожения и есть главная цель человеческой жизни. И создан человек был иерархично: дух – душа – тело.

Как видите, главным был дух, что позволяло первозданному человеку находиться в непосредственном соединении с Богом. После грехопадения природа человека искажается: на первое место выходит тело, которое подминает душу и сковывает дух. Все! Благодатная связь с Богом разрывается. И проходят тысячи лет, пока человечество в битве со своей изуродованной природой, когда плотские наслаждения становятся высшей целью, рождает Деву, Которая смогла вместить в Себя Творца Вселенной.

Бог сходит на землю, просвещая человечество новым духовным учением. Закон воздаяния «око за око» заменяется заповедью о любви к ближнему. Но, чтобы у души были силы любить, Христос оставляет нам Таинства и главное из них – Таинство Евхаристии (Причастия).

Коли наша изуродованная природа главным сделала свою плоть (высокая температура или больной зуб не позволят нам ни сосредоточенно молиться, ни решать задачу, ни слушать музыку), то и благодать Божия приходит к нам через материю. Сионская горница, Тайная Вечеря, Господь благословляет хлеб и говорит Своим ученикам сокровенные слова:»Сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание». Благословляет Чашу и произносит: «Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

Слово «завет» означает договор. Договор с Богом: Ты – мне, я Тебе. Я причащаюсь Твоего Тела и Крови, Ты даешь мне Свою благодать, исцеляющую мою природу.

Как писал святитель Григорий Богослов: «Бог становится человеком, чтобы человек стал богом».

Другими словами, благодать Божия (светским языком, Божественная энергия) предается человеку только в Таинствах Церкви, которые происходят только в храме. И Церковь – это не посредник, а мост, который соединяет человека со Христом.

Благодать Божия питает, очищает и преображает душу человека. Именно поэтому он и идет в Церковь, даже если в ней встречаются скорби, несправедливость или грубость. Да, к сожалению, подобное встречается.

Как относиться к священникам, которые не всегда ведут себя высокодуховно?

Среди преподавателей университета, и среди врачей попадаются взяточники, но разве от этого мы перестаем признавать науку и медицину? Если директор учебного заведения – пьяница, это дает нам повод отрицать роль образования и не водить детей в школу?

Да, в среде духовенства много нестроений – об этом можно судить по нравственному состоянию общества. Раз оно в таком плачевном виде, то отвечаем за это перед Богом прежде всего мы – священники! И никто нас от данной ответственности не освободил и не освободит, независимо от формы светской власти.

Ничуть не оправдывая наше духовное состояние и низкий духовный уровень, просто хочу пояснить его причины. Наши предки за годы безбожной власти уничтожили более 50 тысяч храмов и расстреляли, замучили десятки тысяч священников и глубоко верующих людей. Не будем их судить за это, права не имеем!

Еще далеко не ясно, как бы каждый из нас повел себя в те непростые годы, когда власть публично пообещала покончить с «религиозным мракобесием». А духовная наука (научиться правильно любить Бога, ближнего, себя) очень сложна. Очень! Самостоятельно ее изучить крайне трудно. Да, собственно, приведу простой пример. Давайте вышлем из страны 30 тысяч лучших хирургов и посмотрим, как оставшиеся будут ставить диагнозы и оперировать больных.

Приходят юные искренние батюшки, и на них обрушивается море сложнейших духовных проблем современного падшего мира, а учителей нет! И начинаются проблемы…

Христос предупредил нас о последних временах простыми, ясными словами: «И по причине умножения беззаконий во многих охладеет любовь». Любовь прежде всего к Творцу, ибо оказывается, что совершенно незначительные причины мешают человеку приходить в храм, в гости к Богу.

Однако, как написано в Библии, «мир на волю дан». «Невольник – не богомольник» – говорили наши предки. Никто не может заставить человека любить Бога, ближнего и себя, следовать тому закону, который оставил нам Христос.

Современный человек сам решает, как правильно толковать и применять духовные законы в своей жизни, забывая, правда, что, если «Бог должен…», то Он не Вседержитель, а подчиненный.

Творец никому ничего не должен – это забытая сейчас богословская аксиома. Но Бог не отнимает нашу свободу, оставляя за нами право отвергнуть Его дары. В противном случае человек превратится в биоробота, что с Божественным пониманием любви недопустимо.

Почему важно соблюдать законы в духовной жизни?

В Таинстве Крещения человека (а для младенцев у крестных) трижды спрашивают: «Сочетоваешься ли Христу?» И трижды человек дает Богу обет: «Сочетоваюся». Иными словами, буду соединяться со Христом. Чтобы согреть руки, нужно коснуться тепла, чтобы обожить душу, нужно коснуться Бога в Таинстве Причастия. Новый Завет между Богом и его творением заключен в Сионской горнице словами: «Придите, ядите…»

Человек, который отказался от исполнения обета, данного в Таинстве Крещения, как это ни горько признавать, становится клятвопреступником перед Богом.

Нравится нам это нам или не нравится, но так Бог построил мир. Нравятся нам или не нравятся законы материального мира, законы физики, химии, биологии, но мы их все-таки стремимся соблюдать, иначе окружающий мир разрушается.

Самое страшное для человечества, когда оно нарушает духовные законы.

Тогда разрушается духовное пространство, созданное Богом для существования мира. И на определенном этапе человечество подойдет (если уже не подошло) к точке невозврата, и наступит Второе пришествие Бога на землю. И за свое понимание духовных законов и жития по ним каждый из нас будет давать ответ.

Откуда взялось постановление ходить каждое воскресенье в церковь?

Для того чтобы ответить на этот вопрос нам нужна Библия. Решение любого вопроса в жизни христианина должно начинаться со Слова Божьего. Оно указывает нам правильное направление и не позволяет сбиться с истинного пути.

Библия

Ветхий Завет и седьмой день

В Библии уже в первой книге Бытие мы сталкиваемся с установлением Божественного порядка в отношении дней недели. Творец шесть первых дней недели посвятил «работе» — Он сотворил землю за эти дни, но в седьмой день Бог почил от всех своих дел, Он освятил его от всех остальных дней (Быт 2:2-3).

Далее, в Ветхом Завете четвертая из 10 заповедей, данных Моисею на горе-Синае, гласит следующем образом: Исход 20:8-11. Втор 5:12-15.

Ветхий завет. Книга Исход 20 глава

Бог неслучайно поместил в главные десять заповедь — заповедь шесть дней работай, а седьмой день отдыхай. Он знал, что люди по своей природе склонны к суете, если человек в течение недели занят всякими делами, мероприятиями, то ему просто нужна остановка, ведь без нее он будет похож на белку в колесе. Человеку нужно периодически останавливаться, чтобы иметь возможность подумать о вечном, о душе, и самое главное о Боге.

Кроме того, Бог есть Бог ревнитель, если человек посвящает большое количество времени всем остальным делам, то неужели Он не может своему Творцу выделить только один день. Итак, можно сказать, что Бог заповедал соблюдать эту заповедь по двум причинам:

  1. Для того чтобы спасти человека от самого себя, т. е. чтобы человек имел возможность на остановку среди всей этой земной суеты.
  2. Для того чтобы проверить сердце человека – важен ли Господь Бог для него, найдется ли у человека время для Него.

Как рекомендовал Бог проводить этот день покоя говорится в Исаия 58:13-14, но у всех людей есть склонность впадать в крайности.

Ветхий Завет. Книга Исая 58 глава.

Крайности в почитании седьмого дня

Как известно, в календаре евреев седьмым днем недели была суббота (Шаббат). Кто был в Израиле знает, как ревностно блюдут до сих пор этот день ортодоксальные евреи, более того все светское общество подчиняется этим законам.

Иудеи в своей ревности выполнить каждую букву закона дошли до того, что существовал ряд правил, которые они придумали, чтобы тщательно исполнять эту заповедь, например:

  1. Они имели права ходить пешком только на небольшое расстояние.
  2. Они не могли в этот день ничего делать вплоть до простых вещей, таких как готовить еду и разжигать костер!

В настоящее время для ортодоксальных евреев очень актуален вопрос- как разогревать горячие блюда в субботу, чтобы не нарушать Шаббат и многие из них едят пищу, не подогревая. Кроме того, на сегодняшний день в Шаббат нельзя пользоваться любыми электроприборами, транспортом и деньгами!

Новый Завет и отношение к седьмому дню

Приход Иисуса Христа на землю внес существенные изменения в понимании субботы. В Евангелиях написано очень большое количество столкновений Иисуса Христа с фарисеями, когда Он, по их мнению, публично нарушал субботу. Иисус не подчинялся человеческим установлениям насчет субботы. Он открыто нарушал сложившиеся Иудейские традиции и постановления, вот некоторые примеры:

  • Ученики Христа в субботу срывали колосья и ели. Матф. 13:1-8.
  • Иисус исцеляет в субботу человека, имеющего сухую руку, женщину, скорченную 18 лет Ев от Луки 13:10, человека страдавшего водяной болезнью 14:1-5 и многих других.

Всегда фарисеи, законоучители израильского народа очень остро реагировали на эти действия. В некоторых случаях они даже хотели сразу убить Его. Неужели Иисус не чтил эту заповедь или Он был бунтарем? На самом деле, те крайности в который впал израильский народ при соблюдении этой заповеди – вовсе не одобрялись Богом, Иисус открыто противостал многим заблуждениям, которые царили в обществе. Он утверждал, что:

  1. Не человек для субботы, а суббота для человека.
  2. Неужели нельзя делать добро в этот день?
  3. Он и есть Господин субботы.

Все, что сказал Господь относительно почитания седьмого дня актуально и сегодня для христиан, другой вопрос: почему у христиан стало воскресенье, а не суббота седьмым днем.

Почему у христиан воскресенье стало главным днем, а не суббота?

После вознесения Христа первые христиане стали ходить по субботам в Иерусалимский храм или в синагогу, однако вскоре иудеи не могли терпеть христиан, и они отлучали их от синагоги. По этой причине они стали собираться отдельно в первый день недели или воскресенье, почитая этот день, в который наш Спаситель воскрес.

Кроме этого:

  1. Жизнь во Христе освободила верующих от предписаний Ветхого Завета, мы спасаемся несоблюдением Закона, а Его искупительной жертвой за нас, поэтому, вероятно, во времена апостолов возникали дискуссии о почитании субботы или воскресенья, однако апостол Павел пишет в послании к Римлянам 14:5-6а.
  2. В Деян. 2:46 сказано, что первые христиане единодушно приходили каждый день в храм, т. е. они хотели приходить каждый день в храм независимо от дня недели.
  3. Иисус, говоря с женщиной-самарянкой у колодца сказал, Иоанна 4:24, поэтому можно сделать вывод, что для Бога важно не место или день, а смиренное и истинное поклонение Ему.
  4. Если представить гипотетически, что в воскресенье отменят выходной, и выходными сделают понедельник и вторник, то для христиан не должно быть проблемой ходить в понедельник или вторник на церковную службу.

Почему сейчас так мало христиан ходят в церковь по воскресеньям?

Основные возражения людей, которые не ходят каждое воскресенье в церковь следующие:

  • Прежде всего у меня Бог в душе, а ходить в православный храм каждое воскресенье – необязательно.

Ответ: вы не можете в душе выйти замуж, кушать, заниматься спортом. Все это означает, что вера в Бога требует внешнего выражения, если вы верите, то вы должны соответствующим образом жить, а если ваша вера никак не проявляется в практической жизни, то вы вовсе и не верите.

  • Я хожу в церковь по праздникам, зачем ходить каждое воскресенье, ведь — это обычный день.

Ответ: название этого дня уже напоминает нам о празднике Пасхи, ведь воскресенье названо оттого, что в этот день воскрес Иисус Христос, таким образом на каждой неделе, приходя в церковь, у нас есть возможность вспомнить о самом большом событии в мире – воскресении Иисуса Христа и о Его победе над смертью.

  • У меня много дел и домашней работы, я не успеваю сходить в церковь.

Ответ: человек всегда найдет время на очень важное, любые дела он может отложить ради самого важного. Другой вопрос, а является ли Бог для вас самым важным? В воскресенье у нас всегда стоит выбор между Божьим и человеческим, и последствия нашего выбора будут говорить громче наших слов: кого мы любим и ценим больше всего – себя любимого или Иисуса Христа.

  • Я ничего не понимаю в церковных богослужениях, язык молитв очень сложный, я не хочу ходить в церковь и ничего не понимать.

Ответ: когда приходит первоклассник в школу, он не сразу понимает все, что там говорится и происходит, так и смысл богослужений раскрывается спустя годы, после первого прихода в церковь

  • Служба в храме идет и по будням, почему надо ходить еще в церковь воскресеньям?

Воскресную службу можно сравнить с кульминацией и эпилогом рабочей недели. Ходить на богослужения по будням – это подготавливать душу к основной, центральной воскресной службе. В воскресенье нужно обязательно ходить, а по будням — по возможности.

  • Если я делаю добро, неужели Бог отправит меня в ад за то, что я не хожу в церковь по воскресеньям?

Нельзя впадать в крайности и думать о воскресном дне, что наградой за хождение в церковь будет рай. Это мышление вовсе не христианское, мы не сможем заслужить себе спасение, если постоянно будем ходить в церковь по воскресеньям, или делая добрые дела. Христос его смерть, искупление является нашей основной надеждой для спасения. Если было бы можно спастись добрыми делами или регулярными походами в церковь по воскресеньям, то зачем Христу приходить в этот мир.

  • Молюсь часто дома, зачем еще нужно ходить в церковь молиться?

Человеческие мысли говорят громче правильной молитвы – можно выучить бесчисленное множество правильных молитв, но так и не приблизиться к Богу. Можно каждое воскресенье ходить в церковь и так и не приблизиться к Богу. Но для христианина не должно быть достаточно домашней молитвы, церковная, совместная молитва укрепляет нашу веру. Христианин не может быть сам по себе, Христос создал Церковь, как сообщество верных ему людей, Он не создавал общество индивидуалистов.

Конечно, все эти вопросы могут беспокоить светских людей, но для людей — серьезно думающих о христианстве, нужно ходить в церковь каждое воскресенье, ведь без этого он просто не сможет расти духовно.

Современные опасности для христианина при почитании седьмого дня

Современный мир с его научно-техническим прогрессом не прошел бесследно и для христианства. Появилась много новых возможностей, которые сделались соблазном для христианина:

  1. Интернет-вера — христианин стал ходить только на праздники в церковь, а свою веру поддерживать через интернет. Интернет дал возможность читать, слушать проповедников на любой вкус, однако нельзя интернетом заменить реальное хождение в церковь.
  2. Индивидуальное мышление. Церковь – это Тело Иисуса Христа, в теле есть разные члены, но глаз не может обойтись без уха, рука не может обойти без ноги и т. д. Это аналогия позволяет нам понять, что не может быть никакого индивидуального христианства. У вас есть возможность приходить на службы и говорить со своими братьями и сестрами по вере, узнавать их нужды, делиться своим переживаниями.
  3. Приходить в церковь, игнорируя при этом вопиющие нужды своих близких. Иисус Христос говорил о том, что если вы в ссоре со своим братом пришли в храм с даром, лучше оставить дар (Матф 5:23), возвратиться к брату и примириться с ним, для Бога –это гораздо важнее. Бывают ситуации, когда у женщины неверующий муж или дети, и она ходит в церковь каждый день, хотя ей лучше быть в это время дома, заботясь о детях и муже. У христианина должна быть мудрость – что лучше для него: остаться дома и быть в мире со своими близкими (но это не означает слепое угождение) или рассориться со всеми, но при этом ходить в церковь каждое воскресенье.

Выводы

Христианин по возможности должен ходить в церковь каждое воскресенье. Время, потраченное на богослужение должно приносить добрый плод познания и приближения к Христу. Давайте не забывать, что главные заповеди христианства – это любить Бога все своим существом и ближнего, как самого себя. Ходить в церковь каждое воскресенье – это один из способов выразить свою любовь к Богу, наряду с домашними молитвами и чтением Божьего Слова.

В заключении статьи хотелось бы вспомнить прошлое столетие и Октябрьскую революцию. Это было время борьбы с Богом, религией и церковью. Большевики хотели устранить привычку людей ходить по воскресеньям в церковь, они вводили массовые субботники на Пасху и другие праздники. Кроме этого, они хотели переделать рабочую неделю, и сделать воскресенье рабочим днем. Простые верующие, несмотря на страшные гонения, старались приходить по воскресеньям в церковь и они должны быть в этом для нас примером. Мы живем в то время, когда нам ничего не угрожает, однако, мы почему-то не хотим ходить в церковь по воскресеньям, мы не ценим эти возможности и будем нести за это определенные последствия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *