Зачем изучать русский язык

Зачем нужно учиться?

Этот вопрос часто задают дети дошкольного возраста. Как же объяснить ребенку, почему необходимо заниматься дома математикой, читать или ходить в школу, а не проводить все время за играми или просмотром мультфильмов?

Учение (познание) – это приобретение знаний, без которых нельзя обойтись в любой работе, это гимнастика для ума, без которой ум слабеет.

Тренировка для ума

Чем больше человек учится, тренирует свой ум, тем легче ему дается познание нового. Этот процесс можно сравнить с умением играть в футбол или танцевать — чем больше тренировок, тем лучше спортивный результат.

Учеба и познание связаны с любознательностью. Любознательность – это желание и стремление приобретать новые знания. Любознательный человек любит познавать новое. Любознательный человек имеет интересующийся ум и все время желает узнать больше, чем знал раньше. Противоположная любознательности черта – невежество. Невежда ничего не знает и не хочет знать, не любит учиться и читать книги. С невежественными людьми совсем не интересно общаться и тем более дружить. Такой человек в будущем вряд ли сможет найти себе интересную работу, которая ему будет по душе. Умный человек, напротив, чувствует себе уверенно, у него много друзей. Не зря в народе говорят: Ученье — свет, а неученье — тьма. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Кто в грамоте горазд, тому не пропасть. Учить — ум точить. Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду. Красна птица перьем, а человек — ученьем. Голова без ума, что фонарь без свечи.

Необходимость для жизни

Чтение — это жизненно важный навык. Необходимо уметь читать, чтобы ходить в магазин и готовить пищу, чтобы понять инструкцию на бутылочке с лекарством, распознать дорожные знаки и читать вывески. Письмо помогает нам общаться с другими людьми. Математика помогает в магазине, при выборе нужного автобуса, при обращении с деньгами. Наука помогает понять, как устроен наш мир, человеческий организм, помогает познать природные явления. Искусство помогает нам быть творческими.

Польза для всех

Но учится необходимо не только доя того, чтобы сделать свою повседневную жизнь проще, а ум — сильнее. Без знаний жизнь людей была бы трудна и неинтересна. Если бы никто не учился, у нас бы не было всего того, что есть сейчас. Ведь для того, чтобы сконструировать автомобиль или самолет, изобрести телефон или телевизор, необходимы знания. Если бы люди не учились, они ходили бы без одежды, мерзли бы зимой, так как не знали бы, как сделать ткань и пошить одежду. Они жили бы в хижинах, потому что не могли бы построить дома. У них не было бы электрических лампочек, они сидели бы в темноте. У них не было бы даже конфет, ведь они не знали бы, откуда берется сахар и шоколад. Все великие изобретения принадлежат людям, которые когда-то были детьми, имели любознательный, пытливый ум и тягу к познанию.

Ну и самое главное: учеба – это очень увлекательное занятие. Есть много интересных вещей, которые предстоит узнать!

В этой статье учительница русского языка Римма Раппопорт расскажет о том, зачем изучать русский язык после школы, хотя вам уже не ставят оценки, разрушит несколько мифов и посоветует источники для самостоятельного изучения и проверки вашей грамотности.

Мотивация к изучению родного языка — дело нелегкое. Мы все и так друг друга понимаем, независимо от того, понимаем ли, что «и так» в этом случае пишется раздельно. Какая разница, как ставить ударение и где в предложении запятая? Да и мало кто сегодня регулярно пишет от руки — для всего остального есть автозамена в смартфоне и автокорректор в «Ворде».

В то же время с мотивацией к изучению русского языка как родного всё просто: чем глубже знания, тем больше азарта изучать дальше и тем яснее становится, что овладеть русским языком в совершенстве практически невозможно. Перечитайте предыдущее предложение и задумайтесь, всё ли вы смогли бы верно написать под диктовку? А помните, почему здесь «то же» раздельно, перед «как» не стоит запятой, после «просто» нужно двоеточие, а не тире?

Очевидно, что сегодня успешность во многих сферах деятельности напрямую связана с речевыми навыками, а век соцсетей — время господства слова. Продающие тексты, работа в СММ, блистательные речи адвокатов в суде, журналистика, блогинг, убалтывание покупателя, заключение выгодных сделок, преподавание, коучинг — всё это требует приличных языковых навыков и достаточно высокой культуры речи.

Но почему, если знание языка правит балом в интернете, люди стали такими неграмотными и стоит ли продолжать учить родной язык тем, кто давным-давно закончил школу с пятеркой по русскому? Предлагаю разрушить несколько популярных мифов о грамотности.

Великое советское образование. Конечно, раньше было лучше, но вообще-то грамотность заставших советскую школу далека от идеала. Просто до появления интернета у людей не было свободного доступа к публичному высказыванию. А теперь, когда он появился, стало очевидно, что и 50-летние далеко не всегда справляются с орфографией и пунктуацией.

Современные школьники тотально неграмотны. Во-первых, им труднее. Грамотность напрямую связана с письмом от руки. Когда связь «мозг — рука» нарушается, человек перестает ассоциировать слово с его визуальным образом. Современным детям не приходится писать по старинке нигде, кроме школы. Так что, если вы сравниваете их с собой, условия не равны. Во-вторых, посмотрите в свои школьные тетрадки. Вы тоже не всегда всё знали и допускали смешные ошибки. Грамотность приходит с опытом, если приходит.

Врожденная грамотность. Как часто я слышу о ней от родителей моих учеников! Но вообще-то ее не существует. Да, есть люди, у которых более развиты лингвистический тип интеллекта и языковое чутье. Им легче, особенно если они много читают и таким образом запоминают, как выглядят слова. Но никакое языковое чутье не подскажет, если в трудных случаях вы не знаете правил и тонкостей. Грамотность не может быть суперспособностью в чистом виде. Труд, к сожалению, неизбежен.

Учить русский язык не нужно: достаточно автокорректора. Автокорректора может не оказаться рядом в ответственный момент. Но, что хуже, он не всесилен. Например, в половине случаев подчеркивает слитное написание «не» с причастиями, в то время как без зависимого слова они и правда пишутся слитно. А уж настойчивое желание машины поставить запятые при псевдовводных словах точно рано или поздно подведет. Язык — развивающееся явление. И меняется он живыми людьми. Компьютер никогда не сможет овладеть русским в совершенстве. Для этого нужен человеческий фактор.

Чтобы грамотно писать (печатать), нужно постоянно держать правила в голове, руку на пульсе, а под рукой несколько хороших справочников, лингвистических интернет-ресурсов и словарей. И еще обязательно уметь сомневаться, если, конечно, ваша фамилия не Розенталь. Впрочем, Дитмар Эльяшевич тоже наверняка сомневался.

Ресурсы, которые помогут вам не остановиться в изучении русского языка:

http://gramota.ru/ — всё о русском языке от словарей до справочной службы.

gramma.ru — еще одно всё о русском языке + доступны статьи ведущих российских лингвистов о самых разных языковых явлениях: тут и феминитивы, и слова-кентавры.

http://www.konorama.ru/igry/zapatan/ — удобнейший сайт, с помощью которого вы узнаете, что в половине случаев зря ставите запятые.

http://old-rozental.ru/ — ресурс для железобетонных аргументов в лингвистическом споре.

https://vk.com/glazslov — самый ироничный паблик для знатоков и ценителей особенностей родного языка.

http://тысправишься.рф/ — бот, которому можно задать любой вопрос о русском языке. Ответят лучшие лингвисты страны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *