Зачем надо крестить ребенка

Зачем крестить ребенка? Как происходит таинство? Кого взять в крестные своему ребенку? И на многие другие интересующие вопросы, дадим ответ!

Крестины ребенка – это не только повод собрать всех родственников и друзей, это таинство во время которого младенца записывают в небесную Книгу Жизни. Многие родители, особенно не глубоко верующие, очень часто задаются вопросами: «Зачем крестить ребенка? Для чего это нужно? Да и нужно вообще?» Попробуем разобраться во всех тонкостях православного обряда, вникнуть в его смысл и уяснить воздействия на новорожденного.

Православное таинство, в чем его суть?

В Евангелие от Марка написаны следующие слова «Кто будет веровать и крестится, спасен будет». Объяснять смысл такого послания наверно нет необходимости. Ведь ясно, что православное крещение – это прямой путь к спасению души человеческой.

Обряд, называемый «таинством крещения», инициирует перерождение духовное для православной жизни, прожив которую достойно получишь в награду Царствие Небесное. Почему таинство? А потому что через проведение обряда на новорожденного снисходит Божия благодать каким-то непонятным для нас образом. С именем, данным при таинстве, ребенок «получает» ангела-хранителя, который оберегает его по жизни.

Даже в Святом Писании можно найти, что Христос, посылая апостолов проповедовать в народ, учил их крестить людей.

Отвечаем на вопрос: зачем крестить ребенка? Разные взгляды!

С недавних пор все чаще молодые родители приходят к мнению, что ребенка крестить в младенчестве не зачем. В основном такие мысли посещают тех кто зачал ребенка без проблем. Если же дитя зачато с Божьей помощью, то родители крестят в младенчестве. Молитву о зачатии и рождении здорового малыша можете найти в статье «Правильный образ жизни беременной — основа рождения здорового малыша». Поскольку верить или не верить в Бога — каждый решает сам, то и сегодняшний малыш, подрастая, примет осознанное решение самостоятельно – прийти к Богу или нет. Мы собрали самые распространенные ответы на вопрос «Зачем крестить ребенка?» и хотим поделиться ими с вами.

Что говорит церковь?

Православные мужи, посвятившие свою жизнь служению Богу, на вопрос зачем, отвечают, что православное крещение ребенка – это обязательная процедура, поскольку каждый должен быть рожден «в вере». Через молитву и омовение с новорожденного снимается первородный грех, и он приобщается к Церкви, становясь сыном/дочерью Божиим. После обряда человек своей мирской жизнью может заслужить жизнь Вечную. Окрещенный ребенок – это агнец Божий и за него в церкви можно просить перед Господом, ставить свечку.

Что говорят бабушки?

Издавна в селах главным образом проводили крестины дабы уберечь ребенка от сглаза. Поэтому бабушки всегда настоятельно рекомендуют провести этот обряд и лишь потом показывать дитя «на люди». Старшее поколение объясняет, зачем крестить довольно просто – крестят дабы не болели, не плакали, хорошо спали и еще уйма других схожих причин. Они свято верят в это, и действительно не раз фиксировались чудесные выздоровления малышей после проведения православного крещения. В древней Руси имя, под которым крестили малыша, тщательно скрывали, поскольку считалось, что лишь зная это имя, на человека можно будет навести порчу.

Что говорят «мирские традиции»?

Как бы грустно это ни звучало, но бывают случаи, когда ребенок умирает не окрещенным. Согласно святому писанию не окрещенных не видят в Книге Жизни и перед ними закрываются врата Рая. Конечно в современном мире, где очень много атеистов и не особо верующих людей, это не считается из ряда вон выходящим событием. А вот еще лет 20 назад (в деревнях еще существует подобная традиция) таких детей не отпевали и хоронили за границами кладбища (земля на кладбище считается православной) без креста. Только представьте, как бедным родителям, православным людям, ходить к горбику «в поле» и не иметь права поставить свечку и прочесть молитву за свое дитя.

Зачем крестить ребенка и как проводится обряд?

Хочется сразу заметить, что:

  • до 7 лет согласие на крещение ребенка должно исходить лишь от его родителей, поскольку только они ответственны за него перед Богом;
  • с 7 до 14 лет на такие действия необходимо не только согласие родителей, но и самого ребенка;
  • после 14 лет человек считается вполне взрослым и принимает решения самостоятельно.

В основе таинства крещения лежит Святое Писание, в котором описано крещение Господне, проведенное Ионом-Крестителем в реке Иордан.

В процессе крещения новорожденного погружают в воду три раза, читая все это время молитвы. После купели малышу предстоит пройти обряд миропомазания. Святой отец смажет ребенка святым миром крестообразно. Зачем? Такое помазанье представляет собою «Печать Духа Святого», поставленную на душе.

Далее крестный/крестная надевают заранее освященный нательный крестик, а святой отец обстригает волосы младенца накрест. Опять-таки зачем? Это действие символизирует жертвоприношение Господу Богу за начало духовной жизни.


После ребенка обносят три раза вокруг купели и совершается обряд воцерковление. Что это такое и зачем его проводить? Такое таинство является символом приведения малыша к Богу. Для мальчиков и девочек этот процесс проходит по-разному:

  1. детей мужского пола заносят в алтарь, где они получают благодать от Бога;
  2. детям женского пола в алтарь вход воспрещен (это касается и монашек, послушниц и других служительниц церкви женского пола) из-за первого греха который совершила Ева. Девочек просто прикладывают к иконе Божьей Матери.

Ребенку дают православное имя при крещении, что он означает можете посмотреть в статьях: «Имена для мальчиков» и «Имена для девочек».

Что значит быть крестным и как их выбирают?

Зачем нужны крестные? Крестные – это люди, которые берут на себя ответственность за духовное воспитание детей и несут ответственность за них перед Богом. Обязанностью крестных родителей является наставление малыша на правильный путь, объяснение правил православной жизни, воспитание любви к Господу. Они обязаны молиться за крестника, во всем помогать ему.

Крестными ребенка могут стать православные люди, ранее принявшие крещение. Также можно совершать обряд лишь с одной крестной матерью или отцом. Главное условие, чтобы дитя с крестным были одного пола. Также многих волнует может ли быть крестной беременная? Ответ можно найти в статье «Можно или нельзя крестить ребенка беременной?».

Обычно на эту роль выбирают «проверенных» людей, которых знают давно. Это могут быть родственники или друзья. Эти люди, согласно церковным канонам, становятся вторыми родителями для ребенка.

Если вы выбираете близких вам людей, не забудьте сообщить о подарках, которые не стоит дарить, поскольку они не пригодятся малышу или уже куплены. Если сказать прямо, чего вам не надо, вы не можете, то как бы случайно дайте прочитать статью «15 самых бесполезных покупок для ребенка».

Что необходимо для проведения обряда?

Конечно, прежде чем крестить ребенка, родители или крестные заранее посещают церковь и договариваются о проведении таинства. Священник обязательно скажет про необходимые вещи, но есть атрибуты, без которых не обходится ни одно крещение:

  1. Нательный крестик – обязательный атрибут. Из чего он будет сделан (золото, серебро, дерево) неважно, главное условие — наличие на нем распятия. Обычно крестик приобретают и дарят крестные. Если он был куплен не в церковной лавке, где все товары уже освящены, то его необходимо отнести в церковь заранее для освящения.
  2. Свечи. Они горят на протяжении всей церемонии. Купить их лучше сразу в церкви. После того как таинство закончится, кто-то из присутствующих родных должен забрать все свечи домой. Они несут в себе очень сильную энергетику и их зажигают дома читая молитву, если ребенок болен.
  3. Икона. Ее также покупают крестные в том храме, где крестят ребенка. Перед ней зажигают свечи во время крещения и после забирают домой. Эту икону желательно повесить над кроватью младенца, чтобы она оберегала ребенка.
  4. Хлеб. Приготовить вы его можете сами, рецепт есть в статье «Бездрожжевой хлеб». Хлеб обязательно должен присутствовать на таинстве, поскольку он символизирует плоть Христову. Родители могут подготовить для ребенка крестильную рубашечку, а крестные — крыжму (отрез ткани или полотенце), в которую заворачивают ребенка после купели.

Зачем крестить ребенка, каждый решает для себя сам. Для глубоко верующих людей это обязательный ритуал, для тех кто менее обращен к Христу, это их моральный выбор.

Автор публикации: Эвелина Белоусова

Зачем крестить ребенка?

Стоит ли совершать Таинство Крещения, если ни сам младенец, ни его родители, ни крестные не понимают, зачем это нужно? Отвечает духовник Киевских духовных школ архимандрит Маркел (Павук).

– Не секрет, что ныне многие не понимают смысл того, что над ними было совершено в младенчестве. Для чего совершается Таинство Крещения?

– Святой апостол Петр разъясняет это в своем Послании. Он пишет, что крещение «не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести» (1 Пет. 3:21). Совесть – это голос Божий, который присутствует в каждом человеке. Однако часто под действием живущих внутри нас страстей или под влиянием окружающих людей он едва слышен. Многие, подобно падшим прародителям Адаму и Еве, всячески cебя оправдывают, но христианин, отрекаясь перед Крещением от сатаны и всех дел его, и всей гордыни его и троекратно исповедуя веру в Святую Троицу, старается не нарушать Закон Божий. Бывает, что из-за своего малодушия и маловерия он допускает компромиссы, но спешит в этом раскаяться и с Божией помощью преодолевать грех, даже если это происходит не в одночасье и на это требуется целая жизнь.

– Как Таинство Крещения совершалось в древности?

– В древние времена к этому Таинству готовились довольно продолжительно. Желающие стать членами Церкви не сразу могли быть свидетелями всех Таинств. Существовала так называемая disciplina sacrana, когда готовящиеся ко Крещению могли находиться в храме лишь до возгласа: «Оглашеннии, изыдите». До этого они слушали огласительные беседы, во время которых разъясняли символику Таинства Крещения, зачем нужно креститься, в Кого мы веруем, основной смысл других Таинств Церкви. Также в храме желающие стать членами Церкви слушали пение псалмов, чтение и разъяснение Евангелия и Апостола. До нашего времени дошли тексты огласительных бесед, которые проводили святитель Кирилл Иерусалимский, святитель Иоанн Златоуст и др. святые отцы. Чаще всего Крещение совершалось в Великую Субботу во время чтения паремий через троекратное погружение в купели. Далее крещеные, в белых одеждах, со свечами, стояли на Литургии уже как члены Церкви Христовой и впервые причащались Святых Христовых Таин.

– Возможно ли в современных условиях восстановить институт оглашенных?

– При нынешнем темпе жизни восстановить его в полном объеме нереально. В отдельных епархиях пытаются, но в конце концов все сводится к минимуму: проводят одну огласительную беседу, в которой вряд ли возможно охватить даже поверхностно все многообразие христианского опыта. Кроме того, поскольку крещение в большинстве случаев ныне совершают над младенцами, то для обычно сильно занятых крестных даже одна такая беседа – тяжелая повинность, которую они разными способами стараются пропустить. Та же история и с родителями ребенка.

– Стоит ли совершать Таинство Крещения, если ни сам младенец, ни его родители, ни крестные не понимают, зачем это нужно?

– Такой вопрос стоял еще в IV веке перед святителем Кириллом Иерусалимским. Он видел, что многие приходят креститься, потому что их заставляют это делать родители, мужей понуждают жены, иные прибегали к Таинству лишь для того, чтобы избавиться от житейских проблем или какой-то болезни, другие – просто следуя установленной традиции или из-за праздного интереса. Совсем немногие приходили с мыслью о спасении души. Святитель Кирилл принимал всех, не отвергал никого. Раз они пришли в храм, то он ставил перед собой непростую задачу всех этих людей настроить на серьезное восприятие того, что над ними будет совершаться. Он говорил, что даже если кто-то пришел с худыми мыслями, и такой не безнадежен, ибо он, подобно рыбаку, ловит его сетями церковными не для того, чтобы умертвить, а наоборот – оживить. Святитель Кирилл, как и святитель Иоанн Златоуст, говорил о высоком царском достоинстве христианина и паки призывал серьезно отнестись к тому, что будет во время Крещения над ними совершаться. Ибо если какой-то человек отнесется к таинству легкомысленно, то «я тебя крещу, а Дух Святый не крестит».

– Как быть с оглашением в современных условиях?

– Если нам сложно организовать предварительные огласительные беседы, то хотя бы в ходе самого крещения священники обязаны комментировать все, что они делают. Но самое важное – подобно святителю Кириллу, нужно стараться настроить всех присутствующих на серьезное и осмысленное восприятие происходящего. Позволительно практиковать домашние задания. Если выяснится, что ни родители, ни крестные не знают Символа веры, то дать им месяц на то, чтобы они его осмысленно выучили. Для облегчения задачи в храме должны быть распечатанные листки с этой молитвой и кратким объяснением. В эпоху интернета можно указать конкретные сайты с информацией о том, что нужно знать христианину. В Киеве при Духовной академии и при некоторых городских приходах работают круглогодичные катехизаторские курсы, где желающие могут получить подробную информацию из истории Церкви, изучить Священное Писание, догматику, литургику и другие предметы.

– Может, не стоит тогда крестить младенцев, а подождать до сознательного возраста?

– В древности, как мы узнаем из житий святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова и др., была такая практика. Обычно крестились в возрасте 20–30 лет, когда юношеские несерьезность и баловство проходили и человек уже осмысленно мог отвечать за свои поступки. Ныне в большинстве случаев крестят младенцев, чтобы с малых лет их просветить и духовно напитать благодатью Божией. И это тоже приносит свои плоды. Могу сказать по собственному наблюдению, что такие дети в большинстве своем, за редкими исключениями, духовно, интеллектуально и даже физически более развиты, чем обычная детвора, а самое главное – они умеют по-настоящему любить, сорадоваться и сострадать, жертвовать собой ради благополучия ближних, не так легко заражаются соблазнами окружающего мира, имеют к ним иммунитет и других могут поддержать и предостеречь от искушений.

– Такая добрая перемена происходит со всеми?

– К сожалению, нет. Многие крещены, но не просвещены, потому что к восприятию этого Таинства родители и восприемники (бывает, и священники) подходят чисто формально. И получается, что священники их крестят, а Дух Святой не крестит. Люди не ходят в храм, не участвуют в Таинствах. То есть при крещении их создается лишь форма, которая никогда не наполняется содержанием. Такие «крещеные» дети, как и некрещеные, в духовном отношении обычно совсем беззащитны. Мир их крепко сковывает своими цепями. Они рвутся на свободу от родительской опеки, от системы, в которой живут, но получается, что, подобно евангельскому блудному сыну, теряют остатки свободы не только духовной, душевной, но и физической, если попадают в тюрьму.

– Кто может быть крестным (восприемником)?

– Идеальный вариант – верующий практикующий православный христианин, который способен активно повлиять на духовный рост ребенка. Если родители не могут такого найти, то следует искать хотя бы добропорядочного человека. Для мальчика обязательно надо искать крестного мужчину, а для девочки – женщину. В Украине в некоторых регионах существует практика брать несколько пар крестных. В этом есть своя положительная сторона, но главное, чтобы никто из них не был безучастен и не только подарками к именинам, но и добрым наставлением принимал участие в духовном воспитании ребенка.

– Какой минимум знаний о церковной жизни должен иметь взрослый крещаемый или восприемник при крещении младенца?

– Ему следует осмысленно знать Символ веры, в котором четко изложено, в Кого мы, христиане, веруем и как правильно веровать, молитвы Отче наш, Богородице Дево, радуйся, Ангелу Хранителю – как минимум. Также нужно прочитать хотя бы одно Евангелие. К сожалению, многие, имея высшее образование, даже этого не способны исполнить. Это говорит о том, что они не понимают, зачем нужно молиться, ходить в храм, ибо им никто никогда ни в семье, ни в школе этого не разъяснил.

– Что должен знать христианин, регулярно посещающий храм Божий?

– Внимательный христианин, который регулярно посещает храм и участвует в Таинствах Церкви, учится на богослужениях. Знание Священного Писания, основных постулатов веры, истории Церкви для него становится естественным. Но это достигается лишь при условии, что священники за каждым богослужением говорят проповеди, при храме работает воскресная школа не только для детей, но и для взрослых, и сам христианин проявляет инициативу в чтении духовной литературы. Если ни проповеди, ни воскресной школы нет, тогда обычно прихожане увлекаются разными маргинальными вещами: борьбой с кодами, политикой, интригами против друзей и настоятеля прихода. В результате возникает запустение на месте святом. Нынешние захваты храмов раскольниками ПЦУ – одно из последствий такого духовного нерадения. «Ибо где будет труп, там соберутся орлы», – предупреждает нас Господь (Мф. 24:28).

Зачем крестить ребенка

Существует мнение, что креститься нужно, став взрослым человеком. Ведь именно возраст позволяет осознанно сделать выбор в пользу той или иной веры и духовной жизни. Если осознанный выбор – наилучший выбор для самого человека, тогда зачем крестить ребенка?

Чтобы стать истинным христианином, недостаточно просто пройти обряд крещения. Святая вода смывает с человека первородный грех и грехи, совершенные им до обряда, возрождая для новой духовной жизни. С момента крещения человек вступает в Церковь, приближается к Богу и Спасителю, чтобы после смерти наша бессмертная душа смогла обрести вечную благодать в Царствие Небесном.

Что представляет собой таинство крещения?

Таинство крещения – один из важных христианских обрядов. Через крещение человек приближается к Богу, он принимает веру Христа и живет по Святому Писанию, чтобы приблизиться к Богу. Церковь рекомендует креститься с младенческого возраста. Но, несмотря на существование огромного количества различных направлений христианства, некоторые из них, например, протестантизм, не приемлют крещение детей, считая, что такой важный жизненный шаг должен быть сделан осознанно и вольно.

Православные священники, напротив, считают, что через таинство крещения новорожденные дети избавляются от первородного греха и приобщаются к Богу, т.е. снова «рождаются в вере», чтобы принять Божью любовь, благодать и Вечную жизнь, особенно, в случае скоропостижной смерти.

Можно сказать, что крещение – первый шаг к христианской жизни. Только после прохождения таинства человек может принимать участие в остальных церковных обрядах.

Символическое значение

Таинство крещения в религии имеет свое симвлолическое значение и являет собою принятие человека в лоно Церкви. Крещение входит в одно из самых важных церковных таинств, через которые человек приближается к Богу, а во время крещения и на него сходит Божья благодать.

Говоря словами священнослужителей, крещение – это духовное рождение, поэтому его можно считать одним из главных событий человеческой жизни.

В процессе крещения человек получает своего Ангела-хранителя, который на протяжении всей жизни оберегает его.

Перед многими родителями часто возникают вопросы, касающиеся самого обряда и, конечно, возраста, когда нужно крестить. Но самый главный из них — «Зачем крестить ребенка?».

С ответами на эти и другие вопросы, касающиеся таинства крещения, необходимо определиться до того, как вы войдете в церковь.

В каком возрасте нужно крестить ребенка?

С рождением ребенка молодые родители начинают задумываться о его крещении.

Нужно ли крестить младенцев?

Многие из современных пап и мам даже не понимают всего смысла таинства и крестят младенца по принципу стадного чувства или по наставлениям старших родственников. Зачем крестить ребенка и когда лучше проводить обряд? Православные священнослужители советуют крестить младенцев как можно раньше. Церковь рекомендует крестить новорожденных на восьмой день после рождения. Именно на восьмой день младенца Христа посвятили Отцу Небесному. Или же на сороковой день после рождения. Почему именно 40 дней? После родоразрешения молодой маме не разрешено посещать храмы на протяжении 40 дней (она считается физиологически нечистой), а ее присутствие рядом с малышом просто необходимо. По прошествии этого времени над женщиной читают особые молитвы, которые позволяют ей принимать участие в различных церковных обрядах и таинствах, включая крещение ребенка.

Почему нужно креститься как можно раньше? На этот вопрос без труда смогут ответить те родители, которые крестили ребенка в более старшем возрасте. Все время таинства крещения младенец пребывает во сне, а значит, он не замечает незнакомую обстановку и большое количество людей. Детки постарше по-иному будут реагировать на окружение.

Выбор имени

При рождении ребенок получает свое, мирское, имя. Но при крещении ребенок получает имя одного из святых. Обычно принято давать ребенку имя того святого, на чей памятный день приходилось крещение. Автоматически этот святой становился небесным покровителем (Ангелом-хранителем) новоявленного христианина. Сегодня таких требований церковь не выдвигает и учитывает все пожелания родных. Если же родители не могут определиться с именем, священнослужитель сам выбирает его, руководствуясь известностью святого. Это делается для того, чтобы ребенок в дальнейшем без труда узнавал, как своего покровителя, так и иконы с его ликом. Возлагая на священника выбор, родители должны уточнить имя святого покровителя, чтобы впоследствии ребенок знал свой День Ангела (Именины).

Выбор крестных

Выбор восприемников является таким же важным и ответственным моментом, как и ответ на вопрос «Зачем крестить ребенка?». Ведь решение за проведение таинства лежит как на биологических родителях, так и на крестных. Ведь именно последние принимают ребенка после крещения из купели. Важно, чтобы восприемники сами сознательно верили в Бога и серьезно относились к духовной жизни – именно они за ребенка произносят крестные обеты, пока маленький христианин не сможет делать это самостоятельно.

В дальнейшем крестные отвечают за духовное воспитание и развитие крестника или крестницы, следят за причащением ребенка, регулярным посещением храма. Кроме этого, они должны молиться за его здоровье и благополучие, помогать советами и делами в мирской жизни.

Перед таинством крещения будущие крестные должны соблюсти трехдневный пост, исповедаться и причаститься.

Согласно церковным законам для мальчика восприемником должен стать мужчина, для девочки — женщина. Но традиционно для ребенка выбирают крестных обоих полов.

Крещение – важный перелом в жизни каждого человека. Чтобы стать христианином, нужно не только изменить свои убеждения и образ жизни, но и духовно переродиться. В новой жизни человек живет для Христа и других людей, обретая себя. Другими словами, крещение является переходом, дверью между мирской жизнью и христианской: принимая крещение, человек умирает в мирской, греховной, жизни и воскресает в духовной.

Крещение является обязательным ритуалом для всех христиан. Принятие таинства крещения — это свободный, осознанный выбор человека, который доверился Христу и следовать его пути и жить по христианским законам.

Многие спрашивают «Зачем крестить ребенка?», ведь такой выбор должен быть сделан человеком самостоятельно и осознанно. За ребенка выбор делают его родители и крестные. Кроем этого, согласно Святому Писанию, Бог просит не препятствовать детям приходить к Нему и с любовь благословляет детей и родителей. С крещением человек получает возможность участвовать в других церковных таинствах – Причащение, Исповедь и т.п. С момента крещения человек изменяет свою жизнь и живет не по мирским законам, а Божьим и идет дорогой, которая в итоге приведет его к Всевышнему и Христу.

Кроме этого, священнослужители рекомендуют крестить детей на случай внезапной смерти или тяжелой болезни, ведь существуют факты, когда крещение приводило к облегчению и даже выздоровлению от тяжелого недуга.

Таинство крещения – это врата в Царство небесное и новое, духовное, рождение человека.

Принимая решение о крещении ребенка, необходимо помнить, что крещение – это серьезный и ответственный шаг в жизни каждого человека, который требует от него ответственного отношения к религии. Принимать Бога и его священные законы нужно с искренними мыслями и чистой душой.

Праздники и традиции

Комментарии (0)

Еще задолго до рождения малыша некоторые родители задумываются об имени ребенка, выбирая имя согласно святцам – дням, посвященным святым. И зачастую называют ребенка именем святого, в чей день он родился. Даже спрашивали раньше не «как назовете малыша», а «как его окрестите». Именно во время проведения обряда таинства крещения человек получал свое имя. А сегодня мы задаемся вопросом – нужно ли крестить ребенка вообще.

Зачем крестят детей?

Итак, зачем крестить ребенка и почему вообще крестят детей. Многие родители даже не представляют себе иного, даже если сами регулярно не посещают церковь, толком не знают ни одной молитвы. Смысл крещения ребенка в том, что он этим таинством примыкает к народу Божию, становится ближе к самому Богу. С него снимаются все грехи. Казалось бы, какие грехи могут быть у новорожденного человечка и зачем нужно крестить неразумного ребенка? Может он повзрослеет и сделает сам свой выбор? Здесь речь идет не о совершенном грехе. Нужно трактовать так – человек умер во грехе и воскрес во Христе. Он принимает тело Господне во время причастия, мажется миром, проходят обряд воцерковления. Все это переводит духовный статус младенца на другой уровень. Вот что дает ребенку крещение.

Перед обрядом крещения малышу выбираются крестные родители. Необходимо серьезно подойти к выбору кандидатов, ведь теперь всю его жизнь они будут духовными наставниками вновь окрещенного. В любой момент жизни они должны быть готовы оказать поддержку, наставить и подсказать в сложной ситуации, не давая сойти с верного жизненного пути.

Можно ли отказаться крестить ребенка, спрашивают некоторые люди. Если выбранный восприемник не чувствует в себе силы и не готов нести ответственность за духовное воспитание ребенка, то тут даже лучше отказаться. Ведь в течение всей последующей жизни вы будете связаны духовными узами. Нельзя отменить эту связь или передумать уже после обряда. Канонические правила этого не предусматривают. Ведь согласитесь, родители у нас одни, нельзя заново родиться в физическом смысле. То же самое и с духовной стороной жизни. Правда тут родителей выбрать можно и даже необходимо.

Может и священник отказаться провести обряд крещения, если крестными родителями окажутся законные супруги. Или же выбранный восприемник будет иного вероисповедания. По канонам православия, восприемниками обязательно должны быть люди, обращенные в православную веру. Иначе, как он его научит духовным законам именно этого вероисповедания.

Каждый сам вершит свою судьбу и своего ребенка. Но все же сразу лучше привести своего малыша в церковь. Ведь недаром мы православные христиане соблюдаем эти традиции не один десяток веков.

Что такое таинство крещения, и зачем мы крестим наших детей

Крещение. Сущность таинства.

Крещение — таинство вхождения человека в Церковь. Посредством крещения Богом передается человеку благодать Святого Духа, помогающая ему возрастать духовно, укрепляться в любви к Богу и ближним.

Крещение не дань моде или традиции, но духовное рождение человека для таинственной жизни с Богом, которое происходит лишь однажды. Согласно православному учению человек изначально, с самого рождения имеет предрасположенность к греху, ибо считается что тело дано нам от «лукавого», а после обряда крещения тело человека становиться Храмом Бога.

По словам Иисуса Христа (Новый Завет), в водном крещении человек рождается свыше (Ин.3:3 и 3:5).

При крещении в ребенка вкладывается «семя веры» которое он должен потом уже сам взращивать и развивать в себе. Крещение над младенцами в Православной Церкви совершается по вере родителей и восприемников — крёстных отцов и матерей, вера-то самое необходимое, что требуется при крещении. Они несут ответственность за христианское воспитание детей, ручаются за веру крещаемого и обязаны разделить труды родителей по его воспитанию.

Кого можно пригласить быть крестным.

Крёстными родителями не могут быть: монашествующие, родители в отношении собственных детей, супруги при крещении одного младенца, но состоящим в браке разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей при условии что их крещение совершается в разное время, также не могут быть крестными лица моложе 13 лет( ), так как не могут нести ответственность за духовное воспитание кого либо, сами не являясь самостоятельными.

Что нужно для крещения. Как надо к нему готовиться.

В тех храмах, где принято проводить огласительные (то есть обучающие) беседы, крестным родителям необходимо их заблаговременно посетить. Для крещения младенца нужно иметь крестильную рубашку, нательный крестик, полотенце, несколько свечей. Все это можно заранее приготовить самим, либо приобрести в церковной лавке. По традиции нательный крестик и икону его небесного покровителя младенцу дарят крестные родители. Перед крещением ребенка православным христианам желательно исповедаться и причаститься, поскольку в день крещения впервые вместе с ними причастится и их малыш.

Обряд крещения.

Образец обряда крещения взят из Евангелия в эпизоде о крещении Иисуса Христа Иоанном Крестителем. Обряд состоит либо в троекратном погружении человека в воду, либо в обливании крещаемого при отсутствии возможности погружения, с произношением священником установленных молитв.

В древности младенцев крестили уже в 8-й день от роду. Сейчас это не обязательно. Но если все таки крестят 8-дневного младенца то стоит учесть некоторое «правило», до 40-го дня даже православной роженице нежелательно входить в храм (по примеру Девы Марии) и его мать стоит, обычно, в притворе, а ребёнок на руках у крёстных (в крайних случаях, на руках у его отца). При воцерковлении мальчиков заносят в алтарь через южные пономарские двери, кланяются с ним престолу проносят через горнее место и выносят уже через северные врата, а девочек в алтарь не вносят. И мальчики и девочки прикладываются к иконам Спасителя и Божией Матери на иконостасе и полагаются на амвоне(«возвышение» — специальное сооружение в христианском храме, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей.). Отец должен перед амвоном и священником сделать 3 земных поклона и взять на руки своё чадо.

Вопрос выбора имени, пожалуй, один из самых волнующих. Несмотря на то, что в принципе, ребенка можно крестить с любым именем, в Русской Православной Церкви принято крестить детей с именем одного из святых, который упоминается в Святцах (перечне имен святых). Если имя, которое дали при рождении, отсутствует в Святцах, то, как правило, дается созвучное имя одного из угодников Божьих (например, Карина — Екатерина, Инга — Инна, Роберт — Родион), или же имя святого, память которого приходятся на дату рождения ребенка (например, 14 января — Василий Великий, 8 октября — преподобный Сергий Радонежский, 24 июля — равноапостольная княгиня Ольга). С этим именем человек принимает Крещение, может участвовать в таинствах. Это имя пишут в записках о поминовении.

До 7-летнего возраста согласие на крещение младенца требуется только у его родителей, потому что только они несут ответственность за ребёнка перед Богом. До 14-летнего возраста на крещение требуется согласие как родителей, так и самого отрока или отроковицы. Для тех, кто старше 14-ти лет, разрешение на Крещение от родителей уже не требуется.

Крещение может совершаться абсолютно в любой день — постный, обычный или праздничный. Но в каждом храме существует свой распорядок, поэтому при выборе дня крестин необходимо посоветоваться со священником.

Источники: Священник Александр (служащий Знаменского собора г.Тюмени ); Священник Сергий Звонарев(православный сайт ПРАВОСЛАВИЕ И МИР)

>Нужно ли крестить младенцев?

священник Константин Пархоменко

Нужно ли крестить младенцев?1

В Православной Церкви вопрос, можно ли крестить детей, никогда не стоял. Детей крестить можно! Таинство Крещения – не юридическое примирение с Богом, не посвящение, приобщающее к какому-то сокровенному знанию. Таинство Крещения есть привитие веточки к Древу Жизни, ко Христу. Родиться заново, свыше, войти в тесное благодатное единение с Господом.

Разве это возможно только для взрослого?..

Правомочность крещения младенцев, пишет протопресвитер Иоанн Мейендорф, «опирается не на идею «греха», который может представить младенцев виновными в очах Божиих и нуждающимися в Крещении ради оправдания, но на том, что на всех этапах жизни, включая младенчество, человек нуждается в том, чтобы «родиться вновь», – то есть начать новую и вечную жизнь во Христе. Ведь и «сознательный взрослый» не в состоянии вполне постичь конечную эсхатологическую цель новой жизни»2.

Это не мнение современного православного богослова, но общее утверждение святых отцов: «Если б единственным смыслом Крещения было оставление грехов, зачем бы тогда крестили новорожденных, которые еще не успели вкусить грех? Но Таинство Крещения не ограничивается этим; Крещение есть обетование больших и совершеннейших даров. В нем суть обетования грядущих радостей; оно есть образ будущего воскресения, общение со Страстями Господними, участие в Его Воскресении, риза спасения, одеяние радости, облачение из света или, скорее, сам свет» (блаж. Феодорит Кирский)3.

Итак, Крещение вводит человека в общение с Богом. Повернуться к Богу лицом, уверовать – может каждый, и не крещенный человек. Но совершенно иначе – крещеный. Это человек, желающий не просто веровать в Бога, или во что-то высшее, уважающий религиозные идеи… Это человек пожелавший соединиться с Господом, привиться к Господу… Желая начать совершенно новую жизнь, он проходит через чинопоследование Крещения как через обряд умирания… Умереть как умер Христос, и тут же восстать, как Он восстал из мертвых. И отныне, соединившись с Господом, жить с Ним в единстве.

Именно поэтому мы крестим и детей.

О важности Крещения говорят многие тексты Священного Писания. Для нас несомненна правота и истинность Христовых слов: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин.3:5)4. Почему, даже формально говоря, мы должны игнорировать этот текст и отказывать в Крещении младенцам? Сам Спаситель убеждал учеников Своих не препятствовать детям приходить к Нему, «ибо таковых есть Царствие Божие (Мк.10:14).

Дети – не безбожники, они хотели бы жить с Богом5, почему же мы будем им в этом препятствовать?

Об этом особенно следует упомянуть, так как то тут, то там раздаются голоса о бессмысленности Крещения маленьких детей. Но не получится ли так, что еврейские младенцы были более счастливы, чем христианские, ведь над ними обряд присоединения к Народу Божьему (через обрезание) совершался на восьмой день по рождении?

У младенца нет сознательной веры? Что ж от того, нельзя же свести всю душевную и духовную деятельность человека к работе ума.

И следуя каким интеллектуальным движениям Иоанн Креститель, еще будучи в утробе матери, почувствовал приближение Спасителя мира, также еще находящегося в эмбриональном состоянии?

Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа (Лк.1:41).

Бог освящает детей еще до рождения, о чем и Сам говорит пророку Иеремии (Иер.1:5):

Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя…

А позже об этом скажет и апостол Павел (Гал.1:15):

…Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею….

Мы не знаем, крестили ли младенцев в I веке, однако у нас нет и свидетельств обратного, напротив, мы находим свидетельства о Крещении целых семейств:

Корнилия (Деян.10);

Лидии (крестилась она и домашние ее — Деян.16:15);

Темничного стража (и всех бывших в доме его — Деян.16:31,33);

Криспа (Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим — Деян.18:8);

Стефана (крестил я также Стефанов дом — 1Кор.1:16).

Маловероятно, чтобы во всех этих новокрещенных семьях не было малолетних детей.

Можно вспомнить и несколько ветхозаветных прообразов Крещения, которые убедят нас, что дети, так же, как и взрослые, не отвергаются Богом от Народа Божьего. Первый такой прообраз – прохождение через Красное море. Прошел весь Израиль с младенцами, и для апостола Павла это знак будущего Крещения:

«Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море» (1Кор.10:1-2).

Если все израильтяне были избавлены Богом от египетского плена и все крестились в Моисея, почему нужно отвергать Крещение во Христа и тайну освобождения от греховного плена?.. Если вспомнить, что в сознании иудея еврейcкий народ представляет собой «Собрание Божие», «Общину Божию», «Народ Божий», что причастным этому Народу был любой обрезанный младенец-израильтянин6, а христиане как преемники этих обетований – новый Народ Божий; то отсюда легко сделать вывод: христианские младенцы так же причастны этому новому Народу, Церкви.

«И на страницах Евангелия мы видим, что Христос заключает Новый Завет не с Петром и не с Иоанном, но с новым народом Божиим; к Чаше Завета, изливаемой «за вас и за многих», Христос приглашает «всех». Бог дает свою благодать и защиту не просто одному индивиду, а сообществу людей – Церкви»7.

«Христос не только носитель вечной Вести, которую Он повторяет одному за другим каждому удивленному человеку, но и Тот, в Ком человечество находит нежданное разрешение проблемы своего органического единства»8.

Как еврей становился членом Народа Божия через обрезание, так и христианский младенец делается членом Народа Нового Завета через Крещение9.

Мы знаем, что во II веке младенцев крестили и на Западе, и на Востоке, о чем свидетельствуют отцы и учители Церкви10. У св. Иринея читаем:

«Христос пришел спасти через Себя всех, – всех, говорю, которые возрождаются от Него для Бога – младенцев, отроков, юношей и старцев»11.

Ориген писал:

«Церковь приняла предание от апостолов преподавать крещение и младенцам»12.

В Апостольском Предании св. Ипполита Римского (около 215 года) сказано:

«Облачитесь в одежды и в первую очередь крестите детей. Все те, которые могут говорить о себе, пусть говорят. За тех же, которые не могут говорить о себе, пусть говорят их родители или кто-нибудь из родственников»13.

Из этого фрагмента следует, что к Крещению допускались даже очень маленькие, не умеющие говорить дети. Но если из слов св. Ипполита мы все же не можем узнать, какого возраста детей крестили, то из слов св. Киприана Карфагенского становится понятно, что крестили их, не откладывая даже до восьмого дня по рождении, а именно во второй и третий день14.

На Поместном Карфагенском Соборе 252 года, на котором председательствовал св. Киприан, было сказано:

«…не возбранять младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что, происшедши от плоти Адама, восприял заразу древней смерти чрез самое рождение, и который тем удобнее приступает к приятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи»15.

Св. Киприан пишет адресату о прошедшем Соборе:

«На Соборе нашем состоялось такое определение: не должно нам никого устранять от Крещения и благодати Бога, ко всем милосердного, благого и снисходительного. Если этого надобно держаться по отношению ко всем, то особенно, как мы думаем, надобно соблюдать это по отношению к новорожденным младенцам, которые уже тем заслуживают преимущественно нашу помощь и милосердие Божие, что с самого начала своего рождения они своим плачем и слезами выражают одно моление»16.

В более позднее время практика не изменилась. И св. Иоанн Златоуст (на Востоке), и св. Амвросий Медиоланский, блаж. Августин (на Западе) подтверждают, что Крещение детей было общепринятой практикой, и возводят эту практику ко временам апостолов17. А вот 124-е Правило Карфагенского Собора (418 год):

«Кто отвергает нужду Крещения малых, новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что, хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха ничего не заимствуют, что надлежало бы омыть баней пакибытия, тот да будет анафема… И младенцы, никаких грехов сами собою соделати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения»18.

Если и были в то время споры, то не относительно того, стоит ли вообще крестить младенцев, а относительно того, в каком возрасте крестить детей19.

Около V века в Церкви крестят почти только детей. Однако сроки Крещения колеблются. Одно время крестили и в 8 дней, и в 40, но более популярной практикой было Крещение ребенка по прошествии нескольких лет после рождения. Святитель Григорий Богослов писал:

«Что скажем о младенцах, которые не разумеют ни того, что такое благодать, ни того, что такое наказание. Крестить ли их? Непременно, если надлежит опасность. Относительно же прочих я даю совет дожидаться трех лет или немного более, или менее того, чтобы сколько-нибудь могли слышать и повторять нужные слова таинства и если не совершенно, по крайней мере, образно понимать его»20.

В Поздней Византии и в Древней Руси также крестили обычно по прошествии нескольких лет после рождения. В XI веке митрополит Киевский Иоанн (ум. 1080) на вопрос: «Можно ли крестить новорожденное дитя, если оно больно?..» отвечает:

«…относительно здороваго Отцы повелели ожидать трех и более лет. Но для внезапных случаев смерти срок необходим короче, если же совсем больно, пусть будет и 8 дней, даже и того меньше, чтобы не умерло некрещенным. Таких младенцев крестить, в какой бы день и час ни настояла опасность смерти»21.

Новгородский епископ Нифонт (XII век) на вопрос, как долго можно откладывать крещение детей, отвечал:

«В этом для мужского пола нет греха и до десяти лет, а про девочек не спрашивай, ибо они могут быстро согрешить у вас и в юности»22.

Внимание в этом тексте привлекает не дискриминация девочек, а то, что срок Крещения постепенно отодвигается: с младенчества – до сознательного (все более и более) возраста23.

Здесь важно напомнить, что, согласно православному пониманию, крестят не вообще детей, а детей лишь христианских родителей.

«Согласно основному иудейскому сознанию потомки включены в предках, а предки содержатся в их потомках. Обрезание, совершенное Моисеем, имело отношение не только к тем, над кем было совершено обрезание, но и ко всем их потомкам. В силу этого Авраам стал отцом многих народов (Рим.4:17). Рождение от христианских родителей является свидетельством для Церкви, что Бог призывает рожденных от них детей в Церковь. Поэтому мы не можем говорить о том, что Крещение младенцев нарушает их свободную волю, так как этой свободной воли вообще нет у детей, как мы не говорим, что физическое рождение нарушает свободную волю рожденных детей»24.

«Рожденный от верующих родителей вступает в мир как призванный Богом в Церковь. Через Крещение, совершаемое Церковью, он становится членом Тела Христова. Его активная жизнь в Церкви зависит от его последующей веры. Последняя является личным ответом крещенного в детстве на призыв Божий. Вместе с тем эта вера является и его ответом Церкви, которая на основании призыва Божьего совершила его Крещение. Этот ответ может быть положительным и отрицательным, но в одном и другом случае он остается членом Церкви. Как нельзя изгладить факт физического рождения, так нельзя изгладить факт духовного рождения. В силу своего рождения он оказывается одновременно пребывающим в настоящем эоне, но принадлежащим будущему эону. От крещенного зависит реализовать свою принадлежность к Церкви. Ответственность за эту реализацию лежит не только на нем, но и на Церкви, которая на основании веры его родителей совершила его Крещение, а следовательно, и на его родителях»25.

Однако осмысление практики Крещения детей претерпело за тысячу лет катастрофическое изменение.

«При Крещении взрослых личная и свободная вера …осталась необходимым условием приема в Церковь. Для малолетних и младенцев их личная вера была заменена верою их родителей… В формуле вера – Крещение первая часть, которая отсутствует у детей и младенцев, заменяется верою их родителей в момент Крещения. Замена личной веры крещаемых детей верою их родителей открывала возможность недолжного перенесения личной веры на других лиц, если вера родителей была недостаточна или ее совсем не было. Это, в свою очередь, открывало тот прорыв в учении о Таинстве Крещения, который открывал широкий доступ принуждению и насилию, несовместимому с природой Таинства. Крещение детей от неизвестных родителей … от нехристианских родителей … от смешанных браков указывает, какое широкое место заняло принуждение в совершении Таинства Крещения.

Надо только удивляться, что в Византии и на Западе в Средние века государственная и церковная власти не распространили принуждение на Крещение всех младенцев, независимо от того, рождены они от христианских или от нехристианских родителей»26.

Сегодня существует и другая парадоксальная ситуация. Детей приносят ко Крещению неверующие люди27 и в восприемники детям выбирают своих неверующих друзей. И крестят не для того, чтобы приобщить к Церкви, а чтоб здоровенький был; так положено; няня иначе отказывается с ребенком сидеть и проч.

Нелишне напомнить, что долг пастыря – не профанировать Таинство, а, выяснив причины, побудившие крестить младенца, и условия его дальнейшего воспитания, поговорив с восприемниками и получив представление о мере их церковности, составить мнение: стоит ли такого младенца крестить, или нет.

В Православной Церкви детей крестят так же, как и взрослых, трижды погружая в воду. Над детьми читаются те же молитвы, что и над взрослыми (разве что в древности, когда крестился ребенок, иногда опускали или сокращали молитвы оглашения).

Нельзя не упомянуть, что с самого первого дня жизни ребенка Церковь окружает его заботой и вниманием.

Существуют специальные чины, посвященные матери и младенцу. Первый из них – Молитвы в первый день, по внегда родити жене отроча.

Рождение ребенка – долгожданное и счастливое событие, тем более, если и мать, и ребенок здоровы. Естественная реакция христианского сердца – возблагодарить Бога за этот дар и попросить, чтобы Он и впредь поддерживал мать и дитя и защищал их от бесовских наваждений и опасных случайностей. Именно поэтому Церковь установила чтение в первый день жизни ребенка особых молитвословий.

«Когда от благочестивой жены родится младенец, приходит священник и славословит Бога, благодаря, что человек родился в мир (Ин.16:21). Затем, знаменовав, благословляет новорожденного и молит (Бога), чтобы новорожденный был жив и сподобился Крещения и помазания. Испрашивая и матери всего, что нужно ко спасению, он преподает и находящимся при ней женам благодать и освящение…»28.

В древности священник окроплял дом роженицы благословленной священником29 водой30, затем знаменовал младенца крестным знамением «на челе, ради ума, и на устах, ради слова и дыхания, и на сердце, ради жизненной силы, да пребывает он под (благодатным) охранением до спасительного Крещения»31.

На 8-й день ребенку нарекают имя, через специальное чинопоследование Требника, называющееся сегодня: Молитва, во еже назнаменати отроча, приемлющи имя во осмый день рождения своего (см. раздел Молитвы над матерью и ребенком).

Затем у нас ребенка крестят, тогда как в Византии и в Древней Руси ребенка сначала воцерковляли, то есть на 40-й день совершали чинопоследование принесения чада христианских родителей ко Святой Церкви и ко храму32.

В протестантских общинах вопрос о действительности Крещения, совершенного над младенцами, остается дискуссионным.

Лютеране детское Крещение признают, а, например, баптисты отвергают, на основании утверждения, что Крещение возможно только как осознанное принятие искупления, дарованного Христом33.

Признавая детское Крещение, лютеране обычно ссылаются на:

а) неосознанную веру, которую имеет младенец (Лютер писал, что вера не исчезает же, когда человек спит);

б) на утверждение, что ребенок крестится по вере родителей (в более же широком смысле можно сказать, что по вере Церкви, как говорят лютеране)34.

Более того, Лютер писал, что с Крещением младенцев мы не должны медлить, ибо можем быть уверены в их вере больше, нежели в вере взрослых: если последние могут сознательно сопротивляться благодати Божией, то у младенцев сознательного сопротивления быть не может35.

* * *

1 Фрагмент из моей книги: Таинство вхождения в Церковь. СПб.: «Нева» – «ОЛМА-ПРЕСС». 2002. Сс. 121-132.

2 Мейендорф И. Протопресв. Византийское богословие. М. 2002. С. 273.

3 Цит. по: Мейендорф И. Протопресв. Византийское богословие… С. 274.

4 Протестанты напоминают и другие слова: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:16). Однако нетрудно увидеть, что эти слова ничего не говорят о детском Крещении. Они были сказаны ученикам, когда те отправлялись на проповедь, и адресованы они взрослым, принимающим Христову проповедь. Если такие уверуют, то, как следствие, войдут в Церковь (через Крещение) и будут спасены. Если же не уверуют — подвергнутся осуждению. Здесь акцент делается не на Крещении, а на вере.

5 Эти слова могу подтвердить и личным свидетельством. Моя дочь, крещенная во младенчестве, приносилась в храм и участвовала в Таинствах Церкви с самых первых лет жизни. И она с самого сознательного возраста чувствовала Бога в своей жизни. В 2-3 года, когда ребенок учится говорить, она слагала свои первые идущие от сердца молитвы. В четыре года она знала наизусть основные церковные молитвы и, главное, знала, о чем там говорится, что означает то или иное церковнославянское слово. С пяти лет ребенок стал жить совершенно сознательной духовной жизнью, я имею в виду сознательное противление греху, покаяние, если вдруг оказалась не на высоте, пост, посещение богослужений. Все это без какого-либо давления, без принуждения, по собственному желанию.

Душа ребенка тянется к Богу. Значит, если с младенчества ее направить в сторону Бога, помогать ей в этом пути, мы увидим и трехлетнего, и четырехлетнего сознательного христианина.

6 Что именно обрезание было печатью принадлежности человека к Богоизбранному народу, видно хотя бы из того, что язычник мог стать его членом лишь через обрезание.

7 Кураев А., диак. Можно ли крестить детей? Протестантам о православии. М. Изд. Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1999. С. 68. Данная статья о. Андрея Кураева, на мой взгляд, является лучшей современной работой на эту тему.

8 Bulletin des anciens eleves de Saint-Sulpise. 15.11.31. Цит. по: де Любак А. Католичество. Милан: «Христианская Россия». 1992. С. 284.

9 То, что Крещение заменяет обрезание, хорошо видно хотя бы из слов св. ап. Павла: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол.2:11). Здесь отчетливо видно, что обрезание Христово — это Крещение.

10 Тертуллиан. О Крещении. 18. Сам Тертуллиан осуждает практику Крещения детей. В свойственной ему резкой манере он писал: «…учитывая особенности, характер и даже возраст каждой личности, полезнее помедлить с крещением, особенно маленьких детей. Зачем же, если в этом нет такой уж необходимости, подвергать опасности крестных родителей, которые и сами могут не выполнить своих обещаний, будучи смертными, или могут быть обмануты проявлением дурных наклонностей своих восприемников? Между тем Господь сказал: Не возбраняйте им приходить ко мне! Значит, пусть приходят, когда повзрослеют. Пусть приходят, когда учатся, когда будут научены, куда идти. Пусть станут христианами, когда смогли познать Христа. Что спешить невинному возрасту за отпущением грехов? В мирских делах поступают осторожнее. Как же доверять небесные дела тому, кому не доверены еще земные? Пусть они научатся просить спасения, чтобы явно было видно, что Ты дал просящему».

11 Св. Ириней Лионский. Против ересей. 2.22.4. Сочинения. Пер. прот. П. Преображенского. СПб. 1900.

12 Толкование на Послание ап. Павла к Римлянам 1.5.9. Цит. по: Афанасьев Н., протопресв. Вступление в Церковь. Париж. 1952. (2-изд. М.: Паломник. Центр по изучению религий. 1993.) С. 102. Подборку цитат Оригена на эту тему см. в: Алмазов А. История чинопоследований крещения и миропомазания (с приложениями). Казань. 1884. С. 581-582.

13 Св. Ипполит Римский. Апостольское Предание. § 21.

14 См.: Св. Киприан Карфагенский. 46. Письмо к Фиду о крещении младенцев. /Творения. Библиотека отцов и учителей Церкви. М.: «Паломник». 1999. С. 544.

15 Св. Киприан Карфагенский. 46. Письмо к Фиду… С. 546.

16 Там же. С. 546-547.

17 См.: Афанасьев Н., протопресв. Вступление… С. 102; Алмазов А. История… С. 586сл.

18 Цит. по: Книга Правил св. Апостол, св. Соборов Вселенских и Поместных и св. отец. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1992.

19 Напомню, что самым приемлемым считался трехлетний возраст.

20 Migne. PG. t. 36, 400. Перевод цитируется по: Еп. Рижский. Богослужение Русской Церкви домонгольского времени. М. Изд. Московского Университета. 1847. С. 13.

21 См.: Русская историческая библиотека. VI. Правила митрополита Иоанна. Правило I. СПб., 1880. С. 1-2.

22 Вопросы Кирика. § 49. Цит. по: Г. Кречмар, проф. Служение крещенного миру по свидетельству отцов Церкви //Богословские Труды. Сб. 10. М. Изд. Московской Патриархии. 1973. С. 155.

23 Не давая личную оценку этому факту, сошлемся на интересное мнение лютеранского пастора и богослова проф. Г. Кречмара. Согласно этому мнению, такое постепенное отодвигание срока Крещения младенцев связано с изменениями в понимании значения Крещения и, еще шире, в понимании самой христианской жизни. Если первоначально Крещение младенца делало его членом Тела Христова, Церкви, противостоящей зараженному грехом миру, и младенец с первых дней жизни был вовлечен в это противостояние силам зла и демонизма, то впоследствии, в период поздней Византии, на первый план выдвигается идея личного спасения. Согласно этой идее, задача человека — как можно меньше нагрешить. А если так, то зачем спешить с Крещением; младенец все равно грехов не делает… (Кречмар Г. Служение крещенного… С. 155.)

24 Афанасьев Н., протопресв. Вступление… С. 108.

25 Там же.

26 Афанасьев Н., протопресв. Вступление… С. 113.

27 Конечно, один Бог знает меру веры того или иного человека. Но пусть даже веру декларируют, однако если она не церковна, не ориентирована на храм и на участие в Евхаристии, такая вера мертва.

28 Св. Симеон Солунский. Разговор о святых священнодействиях и таинствах церковных. Сочинения. СПб. 1856. § 26.

29 См.: Св. Симеон Солунский. Разговор… § 27.

30 Примечательно, что подобный обычай сохранился сегодня в Болгарской Православной Церкви. Там чинопоследование Первого дня называется Молитви над жена в деня, когдато е родила, и благословение на так наз. «бабина вода». В этом чинопоследовании третья молитва специально посвящена благословению воды, которую роженица будет пить и которою будет окроплять себя и ребенка. См.: Требник Болгарской Церкви. София: Издание Св. Синода. 1949.

31 Св. Симеон Солунский. Разговор… § 27.

32 В Интернете мне встретился интересный обмен мнениями по поводу срока Крещения младенцев. Свое мнение высказывали совершенно обычные, нецерковные люди, так или иначе соприкоснувшиеся с Крещением детей (своих или чужих). И вот большинство участниц пришли к тому, что крестить следует либо до 4 месяцев – тогда ребенок вообще мало что понимает, держит головку, не боится чужих и если к нему подойти с нежностью, вряд ли будет плакать, либо… после 4-5 лет. В этом возрасте ребенок уже сознательный, и если с ним провести определенную подготовительную работу, плакать он не будет.

Опыт показывает, что дети и после 5 месяцев, и вообще в любом возрасте, если священник говорит мягким голосом, не делает резких движений, улыбается, чаще всего ведут себя спокойно.

Проблема тут в том, что ребенок после полугода может нервничать, потому что мама от него далеко и он на руках чужой тети – крестной. На самом деле никакой проблемы в том, чтобы именно родная мама держала малыша на руках нет. Напомню, что согласно традиции идущей из глубокой древности, до 40-го дня роженица не может посещать храм. Когда на 40-й день на Руси крестили малыша, мама стояла в притворе или в стороне. И потом, после Крещения, священник читал над нею разрешительную молитву.

Но если крестится ребенок старше 40 дней (а это сегодня обычное явление) со дня своего появления на свет, то разрешительную молитву матери можно прочитать перед Таинством Крещения! И мама будет стоять не вдалеке, но рядом, и если ребенок занервничает, мама может взять его на руки.

33 Некоторые баптисты могут еще, со скрипом, как уступку экуменическому диалогу, принять Крещение младенцев, совершенное по чину Католической Церкви: за водным Крещением следует конфирмация в сознательном возрасте, связанная с личным исповеданием веры, но и «такой вариант кажется в настоящее время неприемлемым для баптистских церквей, поскольку он представляет собой скорее уступку экуменическим тенденциям, нежели убедительную богословскую позицию» (Швайцер Л. Какое общение с другими христианами может быть признано баптистами? //Страницы. Журнал ББИ. М. 1999-№ 4:4).

34 См.: Эриксон М. Христианское богословие. СПб.: «Библия для всех». Санкт-Петербургский христианский университет. 1999. С. 922-923.

35 См.: Мюллер Д. Т. Христианская догматика. World Wide Printing Duncanville, USA. Фонд «Лютеранское наследие». 1998. С. 592.

Зачем крестить ребёнка?

Вопрос «Зачем крестить ребенка?» часто произносят в том контексте, что маленький человек находиться не в состоянии осмысленно подойти к Таинству Крещения. Ребенок не понимает еще многого своим разумом, не может осознанно исповедовать свою веру. Для некоторых людей это является основанием для того, чтобы отложить Крещение на более позднее время. Они сомневаются в том, нужно ли крестить ребенка. Но ребенка крестят по вере его родителей и крестных родителей. Правила крещения ребенка предполагают обязательное наличие у него восприемников, которые возьмут на себя ответственность по воспитанию ребенка в согласии с учением Православной Церкви.
Одной из причин, зачем нужно крестить ребенка и почему не следует откладывать Крещение, также является тот факт, что никто не знает время окончания своей земной жизни. Это относится не только к совершеннолетним лицам, но и к новорожденным деткам. Есть много случаев, когда ребенка во время страданий тяжелым заболеванием крестили, после чего ему сразу же становилось намного легче, он шел на поправку.
Таинство Крещения открывает человеку врата в Небесные обители. Его называют духовным рождением. Во время этого Таинства омываются все грехи человека. Маленькие детки еще не совершили осознанных грехов, но они уже осквернены первородным грехом. Во время их Крещения омывается именно этот грех. Вот и ответ на вопрос: «Зачем крестить ребенка?»
После Крещения нужно прилагать все усилия к тому, чтобы не запятнались белоснежные крестильные одежды души маленького христианина, чтобы он стал верным чадом Православной Церкви.
Зачем крестить ребенка? Что говорит Священное Писание о крещении детей? В Священном Писании нет точного повествования о том, зачем надо крестить ребенка. Но есть косвенные свидетельства того, что с первых веков существования христианства крестили младенцев. Спаситель просил, чтобы не препятствовали детям приходить к Нему. Он с любовью благословлял детей и говорил, что «таковых есть Царствие Небесное». Ветхозаветное обрезание (знак посвящения младенца Богу) является образом Крещения. Оно совершалось на восьмой день после рождения. Зачем надо крестить ребенка? Какие отличия и преимущества есть у крещеного младенца? После Крещения за ребенка можно подавать записки в храме, ему можно участвовать в Таинстве Причащения. Вот, для чего нужно крестить ребенка как можно раньше. К Таинству Исповеди по традиции дети подходят с семилетнего возраста. Принято считать, что именно с этого возраста человек может осознать свои проступки и покаяться в них. Если ребенок тяжело болеет, так что его сложно доставить в церковь для участия в Евхаристии, то можно пригласить священника в дом для Причащения болящего ребенка. Часто после молитвы и Причастия дитя выздоравливает. Стремление крестить своего малыша как можно раньше является совершенно естественным для православных верующих родителей. Ответ на вопрос «Для чего крестить ребенка?» для них очевиден, так как они хотят свое чадо поскорее приобщить к источнику Божественной благодати и истины. Автор статьи: Ксения Орабей, теолог-религиовед

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *