Зачем звонят колокола

Памятка для звонаря

Основные положения

1. Перед звоном на службе необходимо взять благословение у служащего священника,
2. На колокольне перед звоном необходимо помолиться.
3. Звонарь должен проводить профилактический осмотр колокольни раз в месяц.

Молитва перед звоном

Благовествуй земле радость велию,
Хвалите небеса Божию славу.
Господи, гласом звона сего священного,
Всякое стремлени к ленности от сердца моего отжени.
И спешно мя на молитву и всякое дело благое,
Силою своею сотвори. Аминь.

Разновидности звонов

Благовест — одиночные удары в большой колокол.
Трезвон — несколько одновременно звонящих колоколов.
Перебор — по одному удару в каждый колокол от малого до большого с ударом «во вся».
Перезвон — поочерёдные удары от большого к малым, без удара «во вся».

Водосвятный перезвон — удары от большого к малым по 7 ударов в каждый.
Звон в двои – в два колокола — постовой и меньший, с ударом в оба колокола.

Распространенные ошибки
  1. Нарушение ритмической основы. Благовестник в звоне всегда должен отбивать целые доли. Нельзя забывать про благовестник во время звона и нарушать равномерность его ударов.
  2. Залипание языков. Язык колокола должен производить резкие точечные удары. Если звонарь передерживает язык — звон колокола заглушается.
  3. Остановка при ошибках ритмических рисунках звона. Если вы совершили ошибку в звоне, нельзя останавливаться. Необходимо продолжить звон с тем же темпом, а, по возможности, повторить вашу ошибку (перебивку).
Звон на Всенощное бдение, Полиелей (вечер):
  1. Перед службой (к Вечерне): за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих), затем трезвон.
  2. Перед Утреней: от «Яко Твое есть Царство» до Шестопсалмия – трезвон.
  3. Звон к Евангелию: во время Антифонов до чтения Евангелия – трезвон.
  4. Звон на «Честнейшую херувим»: от «Богородицу и Матерь Света…» до малой ектинье – благовест — 9 медленных (с промежутком 15-20 секунд)
  5. По окончании службы: по прочтении 1-го часа – трезвон.
Звон на Литургию (утро):
  1. К Литургии: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в праздничный колокол, затем трезвон.
  2. На «Достойно есть»: во время Евхаристического канона (от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей…») – благовест — 12 медленных (с промежутком 20-25 сек).
  3. По окончании Литургии: трезвон (во время целования Креста).
Звон на Славословной, Шестеричной службе, без знака (вечер):
  1. Перед службой (к Вечерне): за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих), затем трезвон.
  2. По окончании службы: по прочтении 1-го часа – трезвон.
Профилактический осмотр колокольни
  1. Визуальный осмотр балок (со временем могут прогнуться, необходима замена).
  2. Осмотр хомутов всех колоколов.
    2.1.Появилась ржавчина? При ржавении металл утончается, возможно падение колокола. Необходимо срочно покрасить хомуты (аккуратно накрыв колокол, чтоб не испачкать).
    2.2. Все ли гайки закручены? При раскрученных гайках колокол может упасть с колокольни. Необходимо срочно закрутить гайки, поставить контргайки и/или граверы.
  3. Визуальный осмотр языков.
    3.1. На чем висит язык? Если язык подвешен на веревке или тросе возможно провисание языка. Необходимо срочно заменить крепление языка на S-образную петлю из металла.
    3.2. Язык ударяет ниже ударного кольца? Колокол очень быстро разобьется и починить его уже будет невозможно. Необходимо срочно поднять язык до нужной высоты
  4. Надежен ли помост звонаря.
    4.1. Есть ли у помоста перила? Если нет перил велика вероятность упасть с него в зимнее время, а на Пасху с помоста (или колокольни) могут упасть прихожане. Установить перила.
    4.2. Надежно ли закреплен помост (не шатается ли)? Срочно закрепить помост к стене и полу.
  5. Установлен ли громоотвод на колокольне? Обычно, молния ударяет в самое высокое место – это крест колокольни, от чего колокольня может загореться. Это может случиться и во время звона. Необходимо уточнить у настоятеля (или старосты) наличие громоотвода.

Техническое состояние колокольни

Звонарь должен помнить и о своей безопасности и безопасности окружающих — проводить профилактический осмотр колокольни: балок, хомутов, языков и помоста. В зимнее время, при низкой температуре, колокольная бронза становится хрупкой и опасность раскола колокола возрастает. Основное правило безопасности во время звона: под колоколами не стоять, т.к. падение языков и колоколов чаще всего происходит именно во время звона.

Колокольня должна иметь громоотвод во избежание попадания в нее молний. Не рекомендуется хранить на колокольне горючие и легковоспламеняющиеся вещества. Помост должен быть прочно закреплен к полу, иметь перила и лестницу; на колокольню желательно провести освещение.

Язык колокола должен быть подвешен таким образом, чтобы «яблоко» точно ударяло в ударное кольцо колокола. При провисании языка и ударах ниже ударного кольца возможен раскол колокола. При этом колокол починить будет уже не возможно!

Московская Школа Звонарей Ильи Дроздихина

В Школу Звонарей принимаются все желающие в возрасте от 14 лет, набор – ежемесячный, адрес школы – Каширское шоссе, 59-4 (храм Николая Чудотворца в Сабурово).

При создании Школы мы постарались передать преемственность колокольных традиций, бережно сохраненных энтузиастами возрождения колокольного звона – ныне почившими звонарями Ростовского Кремля, архангельским звонарем Иваном Даниловым, звонарем Новодевичьего монастыря Владимиром Машковым и старшим звонарем Троице-Сергиевой Лавры игуменом Михеем (Тимофеевым), труды которых не прошли даром.

На качество звона влияет 3 фактора – это качество колоколов, профессионализм звонаря и качество подвески с системой управления. Таким образом, можно констатировать, что профессиональный звонарь при хорошей развеске колоколов даже на некачественных колоколах может позвонить хорошо, но вот непрофессиональный звонарь даже при хорошей развеске и на хороших колоколах не сможет достойно исполнить звон.

Система управления звоном

Система управления звоном предполагает управление всем колокольным набором одним человеком и делит все колокола, по русской традиции, на 3 группы.

Зазвонные – 3 самых маленьких (от 5 до 12 кг).
Подзвонные — средние (от 16 до 290 кг).
Благовестники – большие колокола (от 450 кг).

Малые колокола связываются в т.н. «замок» и управляются правой рукой звонаря. Средние колокола подвязываются в виде струн на пульт (высота от пола 1 метр) и управляются левой рукой. Большие колокола управляются ногой звонаря, для этого устанавливаются специальные педали под правую ногу.

За время нашей работы мы перепробовали огромное количество материалов для струн и педалей и пришли к выводу, что самым надежным и долговечным является стальная цепь.

Московская традиция звона

Московские звоны – быстрые и пасхальные.
В основе, разумеется, лежат равномерные удары благовестника (826 кг) на целую долю, средние (160 и 290 кг) отбивают половинки, а главная особенность этого звона – пропуски верхних ударов на зазвонных колоколах (9 кг).

Этот звон легко напеть: ТАМ – ТАРАТАМ – ТАРАТАРАТАРАТАМ – ТАРА…

Советуем ознакомиться православная молитва звонаря с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Православная молитва звонаря

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

5. И воскресшаго в третий день по Писанием.

6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца.

8. И в Духа Святаго, Господа Животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.

9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11. Чаю воскресения мертвых,

12. И жизни будущаго века.

Названия колоколов

Виды звонов. Благовест

Виды звонов. Трезвон

Виды звонов. Перезвон

Виды звонов. Перебор

Звоны воскресные. Всенощное бдение

Звоны воскресные. Литургия

Звоны будничные

Звоны Великого Поста. Общие положения

Звоны Великого Поста. 1 седмица

Звоны Великого Поста. 2 седмица

Звоны Великого Поста. 3 седмица

Звоны Великого Поста. 4 седмица

Звоны Великого Поста. 5 седмица

Звоны Страстной седмицы

Звоны на Пасху и Светлую седмицу

Звоны на Архиерейских богослужениях

На основе этих Уставных рекомендаций, был составлен Звонарский Устав Патриаршего Кафедрального Собора во Имя Христа Спасителя в Москве.

Текст Соборного звонарского Устава, утвержденный благословением Святейшего Патриарха Алексия, также представлен на нашем сайте.

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.

Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

воскресенье, 2 февраля 2014 г.

Записки звонаря

Ветер сразу перебивает дыхание, мороз кусает за щеки, снежинки прилипают к ресницам.

Звонарь – послушание ответственное, приравнивается к обязанности пономаря, потому что он является как бы связующим звеном между храмом и небом.

Колокольный звон прогоняет уныние и наполняет душу радостью. Перед совершением звона мы молимся: «Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию славу…», просим Господа отогнать всякое уныние с леностию от сердца и подготовить душу к молитве и добрым делам.

Перебор – поочередные удары в каждый колокол от малого до большого с ударом «во вся», завершающийся праздничным трезвоном – положен при погребении, он символизирует возрастающую человеческую жизнь на земле, от младенчества до зрелости.

Ин. И. рассказывала, что когда она впервые переступила порог монастырских ворот, раздался удар благовестника: «Этот звук пронзил душу насквозь – дошел до самого сердца. В тот миг я поняла: это был Божий призыв.

Спустя неделю я приехала в монастырь уже с вещами, а спустя несколько лет сама стала звонарем».

Колокольный звон умиротворяет, успокаивает, призывает к молитве и заставляет задуматься о Боге, о вечности.

Елицы

В нашей сети появилась возможность подавать записки в Храм Рождества Христова в Вифлееме (Святая Земля) на Молебен о прощении греха аборта у святых мощей Вифлеемских младенцев. Подробнее: https://zapiski.elitsy.ru/church/vifleemskie-mladentcy-mucheniki

Молитва звонаря

Благовествуй земле радость велию, Хвалите небеса Божию славу. Господи, гласом звона сего священного, всякое стремление к ленности от сердца моего отжени. И спешно мя на молитву и всякое дело благое, силою Своею сотвори. Аминь.

Устав Церковного звона

Устав Церковного звона

Порядок церковного звона (уставные рекомендации):

Виды звонов. Благовест

Виды звонов. Трезвон

Виды звонов. Перезвон

Виды звонов. Перебор

Звоны воскресные. Всенощное бдение

Звоны воскресные. Литургия

Звоны Великого Поста. Общие положения

Звоны Великого Поста. 1 седмица

Звоны Великого Поста. 2 седмица

Звоны Великого Поста. 3 седмица

Звоны Великого Поста. 4 седмица

Звоны Великого Поста. 5 седмица

Звоны Страстной седмицы

Звоны на Пасху и Светлую седмицу

Звоны на Архиерейских богослужениях

Сегодня, как никогда, остро стоит вопрос упорядочивания звона в Русской Православной Церкви. Современные звонари часто испытывают трудности в понимании последовательности звонов, их символического предназначения. Чтение существующей уставной литературы помогает мало. Непреодолимые противоречия, размытые указания и неполнота охвата материала – все эти проблемы связаны не столько с неосведомленностью авторов, сколько с существованием множества местных обычаев и частных звонарских практик. Буквально каждый приход, монастырь, а тем более – регион, привносят в церковный звон что-либо своё.

Молитвы перед началом звона

Молитвы во время звона

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

5. И воскресшаго в третий день по Писанием.

6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца.

8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.

9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11. Чаю воскресения мертвых,

12. И жизни будущаго века.

В слове “благовест” ударение ставится на первый слог! “Благовест” – это всегда название звона, а не колокола. Колокол, в который производят благовест, называется – благовестником!

Звоны воскресные. Всенощное бдение

Звоны Воскресные. Литургия

Звоны Великого Поста. Общие положения

Звоны Великого Поста. 1 седмица

Звоны Великого Поста. 2 седмица

Звоны Великого Поста. 4 седмица

Звоны Великого Поста. 5 седмица

Звоны Страстной седмицы

Звоны на Пасху и Светлую седмицу.

Звоны Светлой седмицы

Звоны на Архиерейских богослужениях

УСТАВ ЦЕРКОВНЫХ КОЛОКОЛЬНЫХ ЗВОНОВ

Представленный Устав имеет в своем основании работу священника К. Никольского “Учебный устав богослужения” (глава “О колоколах и звоне”). Однако в данном Уставе есть некоторые звоны, не предусмотренные Типиконом, а потому не отмеченные у Никольского (например, звон в конце 1 часа и т.п.). В этих случаях нужно смотреть сноски в каждой таблице.

Благовест в первый по величине колокол (считая от больших).

Благовест в 4 по величине колокол; 9 ударов; редко.

Благовест в 1 колокол в оба края.

Звон в два малых колокольчика в один прием (то есть одночастный звон)

Звон без первого по величине колокола, два приема.

Звон во все колокола, включая первый в три приема.

Звон в один прием в колокола, исключая первый, второй, третий и четвертый колокола звукоряда.

При святом без знака

При шестеричном святом

При славословном святом

При полиелейном святом

При святом с бдением

В Двунадесятый праздник

Отдание Двунадесятого праздника

В день Храма (Престольный праздник).

Перезвон восходящий по одному удару в каждый колокол.

О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЗВОНА

1. Благовест ко всенощному бдению: “ударяет в великий кампан не скоро, поя Непорочны или 50 псалом двенадцатью”.

2. Для звона времени полагается меньше: прочтение однажды 50 псалма.

3. Звон к утрени: прочтение однажды 50 псалма.

ПЕРИОД ПЕНИЯ ОКТОИХА

Если после 9 часа служится малая вечерня и бывает расход, то к началу великой вечерни бывает благовест, указанный в соответствующей графе (9 час при этом не читается т.к. был прочитан перед малой вечерней).

ВЕЧЕРНЯ ИЛИ ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ

Навечерия Р.Х. иБогоявления

Звон на великую вечерню, если она служится после малой, производится сряду

Здесь и далее см. графу

Благовест в недельные дни указан лишь в таких случаях, когда не служится все-

Если служится всенощное бдение, то благовест к утрени начинается во время пения «Ныне отпущаеши», а звон при начале Шестопсалмия.

Звон начинать либо во время пения Полиелея, либо во время прокимна перед

Евангелием. Заканчивается при начале чтения Евангелия.

Количество ударов данного благовеста может равняться и 25 (или другому какому числу), что зависит от местной традиции исполнения.

В навечерия Р.Х. и Богоявления к Царским часам

В современной звонарской практике есть привычка исполнять здесь звон, какой положен и к началу вечерни (в основном это касается больших праздников от X и выше). Хотя в Типиконе этот звон не предусмотрен.

Навечерия Р.Х. и Богоявления

Звон к Литургии производится в начале вечерни, о чем смотри соответствующую таблицу.

В современной звонарской традиции есть привычка исполнять на Малый вход указанный благовест /хотя Устав этого не предусматривает/. Если за службой присутствует или служит архииерей, то звон здесь не производится, а вместо него исполняется звон на Великом входе (см. Особенности архиерейского богослужения).

Начинается от пения «Достойно и праведно есть…» и продолжается по «Достойно есть…» (или до Задостойника) включительно. На ранней Литургии звон полагается только если она совершается «по рану» (т.е. ночью), в противном же случае не бывает.

В КОНЦЕ ЛИТУРГИИ

Звон целодневный до начала вечерни следующего дня

В современной звонарской практике здесь производится такой же звон, какой был к началу Литургии. Это замечание касается только служб от X и выше. Для других знаков звон не производится.

ОСОБЕННОСТИ АРХИЕРЕЙСКОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ

До начала крестного хода: Перезвон ä /7/ частый.

От начала хода: звон –1.

Если крестный ход проходит с остановками по сторонам храма, то звонарь на время остановок звон прекращает.

б. По окончании: звон до вечерни.

а. К началу: Перезвон ä /7 или 12/

б. Во время освящения воды: звон в три.

б. Во время освящения воды: -1 в три коротко.

Все седмичные дни и субботы при знаках:

Как в период пения Октоиха

Как в период пения Октоиха

Как в период пения Октоиха

Как в период пения Октоиха

1 СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА

Пнд., вт., чт., сбт., при знаках:

Как в период пения Октоиха

Звон не полагается

* Здесь и далее Х смотри как в период пения Октоиха

МЫТАРЯ И ФАРИСЕЯ

Вечерня и В. веч.

Вечерня и В. веч.

Вечерня и В. веч.

Вечерня и В. веч.

Пнд., вт., чт., сбт., при знаках:

Как в период пения Октоиха

Как в период пения Октоиха

Как в Мясопустной седмице

Как в период пения Октоиха

Невзирая на знаки: Б4 р.

Как в период пения Октоиха

Как в период пения Октоиха

К ПОВЕЧЕРИЮ И ПОЛУНОЩНИЦЕ

Понедельник, вторник, четверг, суббота

Как в период пения Октоиха, но от Мясопустной и далее: X :Б3

Как в период пения Октоиха, но на Мясопустной X : Б3

Как в период пения Октоиха

Благовест в недельные дни указан лишь в случаях, если не служится всенощное бдение.

Пнд., вт., чт., сбт., при знаках:

Как в период пения Октоиха

Среда, пятница при знаках:

Как в период пения Октоиха

Как в период пения Октоиха, но звон в басовой группе несколько медленнее, чем обычно

Б2, звон –1 с редким ударением в бас

Если служится всенощное бдение, то благовест к утрени начинается во время пения «Ныне отпущаеши», а звон при начале Шестопсалмия.

Понедельник, вторник, четверг, суббота

Как в период пения Октоиха

Как в период пения Октоиха

Звона нет, т.к. Евангелие не читается

Как в период пения Октоиха

Седм.дни при знаках:

Как в период пения Октоиха

Б2/9 или 25/, но на Мясопустной: Б3/9 или 25/

Б3/9 или 25/, кроме среды и пятницы, когда + X не служатся.

Как в период пения Октоиха

Понедельник, вторник, четверг, пятница

Как в период пения Октоиха

Как в период пения Октоиха, но при

Как в период пения Октоиха

Как в период пения Октоиха, но при

К 3 часу: Б. знака, а на прочих часах звона нет

Как в период пения Октоиха

Понедельник, вторник, четверг, суббота

Как в период пения Октоиха

Как в период пения Октоиха, но при

Как в период пения Октоиха

Как в период пения Октоиха, но при

Литургия не совершается, а на Изобразительных звон не полагается

Как в период пения Октоиха

ПЕРИОД ПЕНИЯ ПОСТНОЙ ТРИОДИ

а. К малой вечерне: Б5

б. К великой вечерне: Б3

а. К малой вечерне: Б5

б. К великой вечерне: Б1

а. Малая: «Двузвон» в три.

б. Великая: звон –1 в три.

а. Малая: «Двузвон» в три.

б. Великая: в три

а. Если совершается отдельно от Великой

вечерни: -1 в три.

б. Если совершается на всенощном бдении:

  • Во время пения «Ныне отпущаеши»: Б2
  • При начале Шестопсалмия: -1 в один

Во время пения «Ныне отпущаеши»: Б1

При начале Шестопсалмия: звон в два.

Прзв. å /1/, на Трисвятом: звон –1 в три.

Среда, четверг, пятница

Среда, четверг, пятница

Звон производится во время пения «Во Царствии Твоем…»

Понедельник, вторник, среда, пятница

Понедельник, вторник, среда

Понедельник, вторник, среда, пятница

Понедельник, вторник, среда, пятница

Понедельник, вторник, среда, пятница

Понедельник, вторник, среда, пятница

Литургия не совершается

Звон не полагается

Литургия не совершается

Литургия не совершается

Звон не полагается

Звон не полагается

УСТАВ КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА НА СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЕ

Служба этого дня относится к заранее оговоренным (см. Таблицы выше), за исключением IX числа (очем см. данную таблицу)

Во время пения «Тебе одеющагося…» прзв. å /1/. По положении в храме: зв.в. три

Звон не полагается

При чтении Страстей на каждое Евангелие: Б1 /по№Е/. На Е№12 звон в три.

На последнем Трисвятом: Прзв. å /1/. В конце крестного хода: звон в три.

ПЕРИОД ПЕНИЯ ЦВЕТНОЙ ТРИОДИ

КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН НА СВЕТЛОЙ СЕДМИЦЕ И ФОМИНОЙ НЕДЕЛЕ

Звон не полагается

На крестном ходу: звон в один. По прочтении стихир на заходе в храм: в два

Если есть расход до Литургии: звон долго

В современной практике здесь исполняется звон такой же, как и в начале вечерни, хотя Устав этот звон в этом месте не предусматривает.

Во время чтения Е.:

По окончании каждой статии: зв.в один.

По прочтении последней: в три.

Звон целодневный до начала вечерни

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА В СЕДМИЧНЫЕ ДНИ И СУББОТЫ ПЕРИОДА ПЕНИЯ ЦВЕТНОЙ ТРИОДИ

Вплоть до утрени понедельника (включительно): Благовест к службам в 1, а звон: в три.

Праздник Преноловения : Ко всем службам: Б2, звон: -1 в три.

Отдание Пасхи: Ко всем службам: Б2; звон: -1 в три.

Вознесение: Устав звона как в период Октоиха.

Пятидесятница: Устав звона как в период Октоиха, за исключением повечерия: Б4.

День Св. Духа: Ко всем службам: Б1 » , звон в три.

Работает период пения Октоиха.

Устав звона храма Христа Спасителя

18-тонный “Святительский” – Воскресный колокол (1125 пудов)

9-тонный – Великопостный (560 пудов)

5-тонный – Полиелейный (312 пудов)

3,4-тонный – Будничный (200 пудов)

1,95-тонный-Часовой (125 пудов)

Порядок звонов совершаемых в храме Христа Спасителя Звоны при встрече Патриарха

При подъезде Патриарха к Храму (появлении автомобиля с опознавательным знаком впереди) начинается трезвон (включая колокольню Преображенской церкви).

По входе Патриарха в Храм, если прибытие назначено к Литургии, – совершается трезвон в три приёма,

Если встреча к Вечерне или Утрене, то трезвонов по входе Патриарха в Храм больше не совершается.

В будничные дни Великой Четыредесятницы и в период Страстной седмицы встречу Патриарха осуществлять только благовестом в один край в “Царский” колокол (без трезвонов>.

Во всех случаях при встрече Патриарха используется колокольня Преображенской церкви.

Звоны в Великие праздники

Звоны в Средние праздники, если служба совершается в Храме Христа Спасителя.

Перед Утреней – двузвон (краткий трезвон в два приёма через небольшую паузу) со Святительским.

Звон к Евангелию – такой же как к началу службы (т.е. в колокола, находящиеся в Северо-восточной колокольне) со Святительским.

По окончании службы трезвон на Северо-восточной колокольне со Святительским.

Перед началом Литургии – Благовест в Святительский колокол, трезвон в три приёма со Святительским колоколом.

Звон на Евхаристии – 12 ударов в Святительский колокол

По окончании Литургии – трезвон на Северо-восточной колокольне со Святительским.

Звон к Евангелию – такой же как к началу службы (т.е. в колокола, находящиеся в Северо-восточной колокольне). По окончании службы трезвона не совершаем.

Звоны в период Великой Четыредесятницы (в Великий пост) и седмицы подготовительные к ней

В неделю к Вечерне: Благовест в Царский колокол в один край через раз (ради Великого прокимна).

В неделю к Вечерне: Благовест в Царский колокол в один край через раз (ради Великого прокимна).

В среду перед вечерней и Литургией Преждеосвященных даров совершается благовест в полиелейный колокол в один край. К Утрени и Литургии – также благовест в полиелейный колокол в один край.

В пятницу перед Литургией Преждеосвященных даров – звон в двои.

Суббота 5-й седмицы – суббота акафиста. Перед вечерним богослужением в пятницу вечером и в субботу утром совершается благовест в Святительский колокол, а затем трезвон на Северо-восточной колокольне, если служба совершается в Храме Христа Спасителя.

В неделю к Вечерне: Благовест в Царский колокол в один край через раз (ради Великого прокимна).

Суббота 6-й седмицы – Лазарева суббота. Накануне в пятницу вечером и в субботу перед литургией совершается благовест в Святительский колокол, а затем трезвон на Северо-восточной колокольне, если служба совершается в Храме Христа Спасителя.

Звоны в Страстную седмицу

К Литургии благовест в Царский колокол в один край, а затем трезвон на Северо-восточной колокольне с полиелейным колоколом.

К Царским Часам – благовест в Царский колокол в один край через раз.

При совершении чина погребения (на крестном ходе) совершаем перезвон во все колокола по одному удару, по установлении плащаницы посреди храма – краткий трезвон во все без Праздничного.

На Евангелие звона не совершают

По окончании службы звонов не совершают

К Часам, Вечерне и Литургии звонов нет.

К началу Крестного хода начинаем Пасхальный трезвон (во все колокола).

Перед Пасхальным началом (в тот момент когда крестный ход станет у Западных дверей Храма) трезвон прекращается.

По совершении Пасхального начала (во время вхождения хода в Храм) трезвон возобновляется.

Перед литургией обычный трезвон в три приема без благовеста перед ним. На Литургии во время чтения Евангелий совершается перезвон (если не Кириопасха).

Во время Евхаристического канона – 12 ударов в Царский колокол.

По окончании Литургии – Пасхальный трезвон (во все колокола).

При совершении крестных ходов совершается трезвон. На время остановок крестного хода трезвон прекращается. По окончании богослужений – праздничный трезвон. Во время крестного хода используется колокольня Преображенской церкви.

Целодневные звоны совершаются в течение всей светлой седмицы, до субботы включительно. Желающим позвонить разрешается только в присутствии сопровождающих ответственных лиц и при условии знания ими правил совершения звонов и правил безопасности (особенно при использовании больших колоколов). Категорически запрещается совершать звоны на колокольнях храма лицам в нетрезвом состоянии.

Особые звоны, совершаемые во время богослужения некоторых праздников

Порядок звонов совершаемых на богослужениях в Спасо-Преображенской церкви

По особому дату отмечают в Крыму — ведь именно там, недалеко от Севастополя находится Херсонес, или древняя Корсунь, где Князь Владимир и принял христианскую веру.

Под колокольный звон и церковные песнопения нескончаемой рекой паломники c иконами и хоругвями словно плывут по улицам Севастополя. Крестный ход растянулся более чем на километр — от Князь-Владимирского собора, усыпальницы адмиралов, до Свято-Владимирского в Херсонесе. В день Крещения Руси неизменно по этому маршруту православные проходят ежегодно уже на протяжении более полутора веков. Моряки Черноморского флота несут Андреевский стяг — в честь святого, который проповедал на Черноморском побережье.

«Очень знаменательный день для православных, также для всех крещенных, также для всех военнослужащих в преддверии Дня Военно-морского флота», — подчеркивает матрос, участник Крестного хода.

Многие приехали в Севастополь издалека, чтобы приложиться к мощам Святого Владимира и ощутить непередаваемое чувство единения.

«Прошли весь Ход, идем дальше, чтобы дух и сила в нашем народе оставалась, чтоб мы были крепкой веры, любовь не иссякала», — говорит участница Крестного хода.

Возвышающийся над древним городом храм, рядом с которым в базилике Святого Иакова, вероятно, крестился и венчался сам князь Владимир, сегодня не смог вместить всех желающих. Во время праздничного богослужения люди стояли прямо на площади, под открытым небом. Для многих это семейный праздник, который передается из поколения в поколение.

«Сегодня день, когда Россия стала поистине православной. И от этого дня мы не откажемся никогда. И он для нас знаковым будет именно в крестных ходах», — говорит прихожанка.

Для тысяч верующих из России, Украины, Белоруссии Херсонес — колыбель православия. Священное место, где 1030 лет произошло событие, определившее ход нашей истории на века. Стараниями археологов город, основанный греками еще в V веке до нашей эры, возрождается и оживает заново. Реконструкторам удалось восстановить оборонительную башню и часть крепостного вала, а это III век до нашей эры!

Ворота в древний Херсонес, или Корсунь. В ширину чуть менее четырех метров, две повозки уже навряд ли разъедутся, и в высоту всего 2,5 метра.

Священный город, где по преданиям в 988 году был крещен Святой Равноапостольный князь Владимир. Православие распространилось на всю Русь и стало государственной религией. Впервые посетители заповедника получат уникальную возможность в прямом смысле заглянуть в колодец истории — ему как минимум 27 веков, как и казарме, которая располагалась у оборонительных стен Херсонеса.

Группа крымских энтузиастов, изучив летописи, графически воссоздала Херсонес Х века. Таким, по мнению авторов, его увидел князь Владимир. В нем 26 улиц — городская сеть сохранилась с античных времен, два порта, тысяча дворов и при этом около 20 храмов.

Торжества будут продолжаться весь день. Князь Владимир вместе со своей дружиной впервые станет гостем и участником Военно-морского парада, который в Севастополе отметят с размахом 29 июля.

А вечером 28 июля в Херсонесе откроется масштабный исторический фестиваль. На специально построенной сцене среди древних колонн и базилики в исполнении Хора Московского Сретенского монастыря можно будет услышать торжественные церковные песнопения и народные песни.

>Тренажеры для обучения

Молитвы перед началом звона

Начало обычное

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святым Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша, Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)
Слава, и ныне:

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Тропари:

Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.

Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко благоутробен, и избави ны от враг наших, Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем.

И ныне: Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиеся на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго.

Господи, помилуй. (12 раз)

Молитвы во время звона

Псалом 50

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Символ Веры

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа Животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11. Чаю воскресения мертвых,
12. И жизни будущаго века.
Аминь.

Колокольный звон

Колокольный звон — важная часть храмового богослужения. Он оповещает о начале службы и приглашает верующих в храм. Звон колокола выражает праздничную торжественность важнейших мест богослужения. В великие и воскресные праздники он выражает духовную радость верующих.

Церковный устав различает четыре вида звона:

  • благовест — мерные удары в самый большой колокол, который называется благовестником;
  • перезвон, когда ударяют во все колокола по очереди;
  • собственно звон, когда звонят во все колокола или только в несколько;
  • трезвон, когда ударяют в три приема в несколько колоколов или во все колокола (во вся тяжкая).

Колокольный звон бывает праздничным и будничным. Праздничный звон призывает к всенощному бдению и литургии. Он напоминает верующим о Божественной службе и призывает в храм к молитве: Благовествуйте со дня на день спасение Его (Бога нашего) (Пс 95, 2). Сначала звучат два удара в самый большой колокол — благовестник.

Потом начинается трезвон.

К всенощной трезвон бывает в два приема, а к литургии — в три, то есть три раза с некоторыми промежутками во времени.

Вновь колокольный звон во время литургии раздается в начале евхаристического канона — самой торжественной части службы. В алтаре в это время приносится Бескровная жертва. Совершается Таинство Тела и Крови Христовых. После возгласа: «Благодарим Господа!» — хор поет: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней».

Начинаются удары в благовестник. Звонарь должен сделать двенадцать ударов в праздничный колокол — по числу апостолов на Тайной Вечери Господней . Необходимо закончить звон к концу прочтения евхаристического канона — к возгласу: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии».

В церковной практике звон совершается и по окончании всенощной и праздничной литургии, хотя Типикон это не устанавливает. Праздничный трезвон по окончании службы созвучен той радости, которая наполняет сердца верующих в день праздника.

Ежедневно во всю Светлую (Пасхальную) седмицу полагается трезвон: от конца литургии до вечерни.

Во время всех крестных ходов полагается трезвон.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».

Православный колокольный звон – это молитва, запечатлённая в звуке. Красота, которая наделена необычайно великой силой, ибо дарует человеку исцеление, лечит не только тело, но и душу. Эта музыка возрождает в сердце любовь, окутывает спокойствием и создаёт гармонию.

Звон колоколов имеет огромную мощь, которая насыщает пространство вокруг позитивной энергией добра и любви, очищает его. Звуковая волна колокольного звона распространяется в воздухе в виде креста, поэтому звон и имеет такой эффект на состояние человека, как физическое, так и душевное:

  • снижается заболеваемость: болезнетворные бактерии гибнут и далее не размножаются;
  • стабилизируется психоэмоциональный фон: наступает покой и умиротворение.

Огромный эффект колокольного звона для лечения различных болезней доказан многочисленными примерами и фактами. Наиболее часто среди таких состояний человеческого организма встречаются:

  • стрессы, нервозность, бессонница;
  • болезни сосудов;
  • депрессии, расстройства психики;
  • гипертония, заболевания сердца и сосудов;
  • язва желудка;
  • бронхиальная астма;
  • острые боли различного происхождения;
  • инфекционные и респираторные заболевания;
  • низкий иммунитет;
  • женские заболевания;
  • болезни почек;
  • кишечные и желчные болезни;
  • тугоухость.

Но также необходимо помнить о том, что колокольный звон будет иметь желаемое действие, если слушать его правильно, а именно:

  • только на качественных носителях;
  • желательно не использовать наушники;
  • если затягивает в сон, не противиться;
  • перед прослушиванием прочесть “Отче наш”, во время – псалом 50, в конце – “Достойно есть”;
  • как минимум раз в год (по возможности) слушать живой колокольный звон.

Позитивное влияние звона на человека и окружающий его мир возможно лишь тогда, когда он не вызывает раздражения. Следует помнить и о том, что сеанс звуковой терапии непосредственно под живым колоколом не должен превышать 15-20 минут.

Колокольный звон монастырей является своеобразным генератором энергии, которая преображается в звуке. При этом очень важно, чтобы звук чаще звучал в живом виде, а не в записанном, ведь так нарушается спектр его распространения. При этом условии эффект увеличивается в несколько раз. Да и сама обстановка, в которой человек слышит звон, располагает к его правильному восприятию – через церковь, через праведную веру, через Бога.

Для очищения дома

Церковный звон также способен очищать в доме. Ведь каждый имеет свою энергетику. И это не зависит от хорошего ремонта или красивой мебели. Духовная атмосфера – вот что важно в таком случае. И если она нарушена, то люди, которые в нём живут, могут часто болеть, ссорится без причины, страдать психическими расстройствами и депрессиями.

Можно использовать колокольный звон для очищения дома следующими способами:

  • повесить колокольчик при входе (символ);
  • периодически “прозванивать” углы;
  • ставить аудиозаписи звона церковных колоколов.

И, конечно, прекрасным вариантом будет факт нахождения дома рядом с православным храмом. Тогда защита, позитивная энергетика и гармония станут верными спутниками его жителей.

С любовью к церковным звонам колоколов православный народ соединил все свои жизненные события, как торжественные, так и печальные. Потому он служит не только мерой церковного времени, но и выражением душевного состояния православного человека. Это и стало причиной появления различных видов звона, каждый из которых имеет своё определённое название и смысловое назначение.

Как говорили раньше, колокола заставляют трепетать душу грешника и приносят радость верующему, колокольный звон для очищения дома слушать очень хорошо, он освящает жилище и убирает всяческие вирусы и микробы. А современный человек, к сожалению, все реже и реже слышит музыку колоколов. Их звон заглушает шум больших городов.

А ведь всего лишь какую-то сотню лет назад церковные звонари ударами в колокола сообщали о начале богослужения и чтения важных молитв тем, кто не мог присутствовать в храме, приносили радостные и печальные известия, исполняли свадебный перезвон, избавляли от эпидемий, дарили новой семье радость и благополучие.

Послушайте пасхальный перезвон в Валаамском монастыре — просто бальзам на душу и очищение!!

Печально то, что значительно сократилось количество церквей за последний век, поэтому уходят в глубину веков предания об уникальности и большой значимости этих инструментов для человека. Мало кто уже вспоминает целительные свойства колокольного звона, а ведь это удивительное звучание оказывает губительное действие на вирусы гриппа, желтухи, чумы и оспы, споры сибирской язвы. И все это, кстати, доказано учеными!

Если чашечки Петри поставить под б-октавные колокола, то во время звона произойдет стерилизация: белки свернутся в клетках, прекратятся в кристаллические структуры, и станут безопасными для человека. Интересно, что каждый тип вируса погибает только в своем определенном звуковом диапазоне (Ф.Я.Шипунов, академик института биосферы РАН).

В старину умельцы знали, каким звучанием колокола можно справиться с той или иной эпидемией и отливали их по специальной технологии. В одном из городов Швейцарии стоит памятник колоколу, спасшему людей от чумы.

На Руси знали, колокольный звон от головной боли излечит, и боль в руках уберет, если человек сам будет звонить в колокола, а если ударить в них над тяжело больным человеком, то он быстро пойдет на поправку. Смазку с колоколов тщательно собирали и использовали в лечебных целях. Эти факты получили научное подтверждение: звук этого инструмента положительно влияет на энергосистему человека, вступая с ней в резонанс и значительно улучшая его состояние.

И опять таки, это подтверждено сейчас научно — чудеса колокольного звона существуют, ученые проводили исследования, подтвердившие — колокольный звон способен очисть окружающее пространство от всякой нечисти и вредоносных образований. А в народе в старину при всякой эпидемии, нападениях врагов и других проблемах круглосуточно звонили в колокола, пока напасть не оставляла людей.

Благотворное влияние колокольного звона на человечество также известно в нашей истории. Например, когда отчаявшийся человек, решивший «наложить на себя руки», именно в ту минуту услышал благовест, он вспоминал о Боге, начинал усердно молиться, и это спасло ему жизнь. И две старушки-блокадницы рассказывали: чтобы не умереть с голоду, они слушали колокольный звон и молились. В живых остались только они вдвоем из всего населения восьмиэтажного дома.

И этому тоже есть научное подтверждение – набор определенных звуков, именуемый доминант септаккордом способен питать человека, который, слушая его, практически не ощущает потребности в еде.

Колокольный звон Святогорской лавры — музыка для души!!

  • В прошлом веке ученые из Швеции миру возвестили — колокольный звон излучает ультразвук, убивающий болезнетворные вирусы. А наши физики Искаков с Охатриным доказали – колокольное звучание возбуждает микролептоны, за ними возникают микроэлектронные поля, удаляющие для нас вредные изотопы, омолаживая организм.
  • 10 лет тому «Уральский рабочий» разместил статью, рассказывающую о следующем эксперименте – под издающий звуки колокол поместили емкость с бульоном, полную болезнетворных бактерий. Под звуки колокола микробы приостановили свою вредоносную деятельность и погибли.
  • В 16-ом веке в Спасо-Хутынском монастыре держали тело митрополита Афония более 70 дней под церквоными колоколами, и никаких признаков разложения не было зафиксировано!
  • В американском Колумбийском медцентре при лечении онкобольных у спехом применяется колоколотерапия, которая, благодаря излучению ультразвуков способна творить чудеса, уничтожая раковые клетки.

Издавна известно, что колокольный звон разрушает любую негативную программу и в ряде случаев убивает (или, по крайней мере, значительно ослабляет) действие болезнетворных бактерий.

Это оккультное воздействие в несколько раз увеличивается, если в это время молиться перед иконой, особенно перед образом Богоматери, самой милосердной и сострадательной среди остальных.

Молитвы в этом случае должны быть короткими, ёмкими, чтобы успеть произнести их троекратно во время колокольного звона.

» Божья Матерь, Пресвятая Дева Мария. Ты все видишь, все знаешь, все понимаешь. Прошу, умоляю Тебя, Владычица Небесная, устрани из моей жизни тернии, обижательство, душевную разруху, печали и горе, постоянно мне, (свое полное имя), сопутствующие. Каюсь в грехах, что совершил (а), отныне обязуюсь жить по-праведному, по-божьему, по-человечьему. Аминь, аминь, аминь».

Во время произнесения этой молитвы по своему усмотрению (вы как-то поймете, где именно) трижды осенить себя крестным знамением, но только не в конце.

Читать молитву следует, держа зажженную свечу в левой руке между безымянным и средним пальцами;ладонь повернута кверху.

«О Пресвятая Богородица, огради и защити меня, (свое имя), от болезней болезненных, недугов недужных, печали печальной, скорби скорбной. Молю и надеюсь на Твою милость и сострадание. Дозволь мне снова стать здоровым(ой) да веселым(ой). Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Читать, стоя на коленях перед образом с зажженной восковой свечой. После этого поставить ее в подсвечник, трижды осенить себя крестным знамением и три раза поклониться.

МОЛИТВА ОТ ПОРЧИ. СГЛАЗА. ПРОКЛЯТИЯ.

Зажечь две свечи. Одну держать в левой руке, другую в правой. Текст читается шепотом, время от времени осеняя себя крестным знамением зажженной свечой (если погаснет, то это плохой знак и порчу следует снимать иным способом).

Благовествуй земле радость велию,Хвалите небеса Божию славу.Господи, гласом звона сего священного,Всякое стремлени к ленности от сердца моего отжени.И спешно мя на молитву и всякое дело благое,Силою своею сотвори. Аминь.

  1. Визуальный осмотр балок (со временем могут прогнуться, необходима замена).
  2. Осмотр хомутов всех колоколов.
    2.1.Появилась ржавчина? При ржавении металл утончается, возможно падение колокола. Необходимо срочно покрасить хомуты (аккуратно накрыв колокол, чтоб не испачкать).
    2.2. Все ли гайки закручены? При раскрученных гайках колокол может упасть с колокольни. Необходимо срочно закрутить гайки, поставить контргайки и/или граверы.
  3. Визуальный осмотр языков.
    3.1. На чем висит язык? Если язык подвешен на веревке или тросе возможно провисание языка. Необходимо срочно заменить крепление языка на S-образную петлю из металла.
    3.2. Язык ударяет ниже ударного кольца? Колокол очень быстро разобьется и починить его уже будет невозможно. Необходимо срочно поднять язык до нужной высоты
  4. Надежен ли помост звонаря.
    4.1. Есть ли у помоста перила? Если нет перил велика вероятность упасть с него в зимнее время, а на Пасху с помоста (или колокольни) могут упасть прихожане. Установить перила.
    4.2. Надежно ли закреплен помост (не шатается ли)? Срочно закрепить помост к стене и полу.
  5. Установлен ли громоотвод на колокольне? Обычно, молния ударяет в самое высокое место – это крест колокольни, от чего колокольня может загореться. Это может случиться и во время звона. Необходимо уточнить у настоятеля (или старосты) наличие громоотвода.

Звонарь должен помнить и о своей безопасности и безопасности окружающих – проводить профилактический осмотр колокольни: балок, хомутов, языков и помоста. В зимнее время, при низкой температуре, колокольная бронза становится хрупкой и опасность раскола колокола возрастает. Основное правило безопасности во время звона: под колоколами не стоять, т.к. падение языков и колоколов чаще всего происходит именно во время звона.

Колокольня должна иметь громоотвод во избежание попадания в нее молний. Не рекомендуется хранить на колокольне горючие и легковоспламеняющиеся вещества. Помост должен быть прочно закреплен к полу, иметь перила и лестницу; на колокольню желательно провести освещение.

Язык колокола должен быть подвешен таким образом, чтобы «яблоко» точно ударяло в ударное кольцо колокола. При провисании языка и ударах ниже ударного кольца возможен раскол колокола. При этом колокол починить будет уже не возможно!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *