Закон око за око

Принцип талиона

У этого термина существуют и другие значения, см. Око за око.

При́нцип талио́на (лат. lex talionis) — принцип назначения наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением («око за око, зуб за зуб»).

Виды и предназначение

По способу возмездия выделяют материальный талион, когда причинённое зло в точности воспроизводится наказанием (например, нанёсшему телесное повреждение отплачивается таким же), и символический, в котором равенство проступка и наказания проводится в идее.

Талион появляется в праве, когда кровная месть без пределов перестает соответствовать требованиям правосознания. Он имеет целью охрану правонарушителя и его рода от причинения излишнего ущерба со стороны потерпевших.

Талион является грубым выражением справедливости, доступным и понятным уже первобытному человеку.

Талион в истории права

Талион известен в первую очередь первобытным народам, у которых применяется в самых разнообразных формах, сохраняющих одно основное стремление — уравнять наказание с причиненным ущербом.

До каких пределов последовательно в этом отношении обычное право, видно из того, что у жителей Гвинеи мужчина, супруга которого совершила прелюбодеяние, был вправе совершить такое же преступление с женой виновного.

В Абиссинии родственник убитого чьим-либо неосторожным падением с дерева мог в таких же условиях сам броситься с дерева на неосторожного правонарушителя.

Весьма полно выражена была идея талиона в еврейском праве («око за око, зуб за зуб»), в римских законах XII таблиц и в средневековых германских законах.

В русском праве идея талиона еще сохранялась в значительном объеме в Соборном уложении 1649 года, которое, например, за телесное повреждение предписывало отплачивать преступнику тем же: «отсечет руку или ногу, или нос, или ухо, или губы отрежет, или глаз выколет… самому ему то же учинить». Разбойников дозволялось пытать в праздники, так как они сами в праздники бьют, мучат и огнем жгут.

Большую роль талион играл и в законах Петра I. В Артикуле воинском 1715 года предписывалось за богохуление прожигать язык раскаленным железом, за лжеприсягу отсекать два пальца, за убийство «паки отметить и без всякой милости голову отсечь». Талион применялся также при ложных доносах.

С течением времени материальный талион, разделяя участь членовредительных наказаний и квалифицированных форм смертной казни, перестает применяться. Вообще возможность осуществления его постепенно теряется при усложнении форм преступной деятельности и изменении карательных систем, ставящих в основание кары лишение свободы.

Идея возмездия (без строгого проведения талиона) и в настоящее время служит исходным началом, к которому только приводят другие цели и задачи наказания.

Талион в религиозных и философских учениях

Принцип талиона в иудаизме

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

В иудейских законах роль принципа талиона весьма велика. Ветхий Завет содержит одну из древнейших известных формулировок этого принципа — фраза «око за око» является цитатой из Книги Исхода (21:23-27), повторённая также в Левите (24:20).

Комментарий Сончино:

Принцип «мера за меру» в его буквальном понимании использовался народами древнего мира, а в некоторых странах применяется до сих пор. В Торе этот принцип применяется только в случае совершения убийства (см. Бемидбар, 35:31: «И не берите искупительный дар за душу убийцы, злодея, которому надлежит умереть, но смерти будет он предан»). Из следующих стихов Торы очевидно, что всем физическим повреждениям, нанесенным одним человеком другому, — при условии, что они не приводят к смертельному исходу, — должно быть найдено денежное выражение, и нанесший повреждение должен компенсировать их. Таким образом, выражение Торы «глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу» следует понимать как требование возместить пострадавшему нанесенный ущерб, заплатив штраф в том размере, который судьи определят как стоимость потери здоровья, трудоспособности и т. п. (см. стих 19).

Принцип талиона в христианстве

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Данный принцип справедливости, еще до пришествия Иисуса Христа, в ветхозаветном обществе, способствует формированию более высокого уровня человеческих взаимоотношений, которые выражаются в «золотом правиле этики». Если быть точнее, в его первоначальной отрицательной формуле: «не поступай с другим так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой». С пришествием Иисуса Христа и обретением Нового Завета, стало возможным исполнять положительную формулу «золотого правила этики»: «поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Христианин призван останавливать зло на себе.

На христианскую интерпретацию принципа талиона оказала огромное влияние цитата из книги Левит (19:18, см. выше) во время Нагорной проповеди Иисуса Христа. В той части проповеди, которую называют «Развитие Закона», Иисус призывает своих последователей «подставлять другую щеку», когда они сталкиваются с насилием:

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую

— Матфей, 5:38-39

Данная формулировка утверждает, что необходимо прощать врагов и тех, кто вредит христианину. Эти слова Иисуса порой неправомерно толкуются как критика Ветхого Завета и указание на то, что принцип «око за око» поощряет чрезмерную мстительность, а не пытается ограничить её.

Принцип талиона в исламе

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Данный принцип весьма развит в Шариате, по которому воровство карается отрезанием руки и т. п.

Ичкерия

В реалиях Российской Федерации была предпринята попытка применить этот принцип на практике в Чеченской Республики Ичкерия. Когда в России был принят новый уголовный кодекс, в этой республике, не подчинявшейся тогда российскому законодательству, был принят свой УК, положения которого были скопированы с Уголовного кодекса Судана.

Основная статья: Чеченская Республика Ичкерия

Так, непосредственно занимавшийся этим вопросом, И. И. Киселёв в интервью «Российской газете» отмечал следующее по поводу попытки законодательного закрепления принципа талиона в самопровозглашенной Чеченской Республике Ичкерия:

Отдельная тема — законы Чеченской Республики Ичкерия. Остановлюсь лишь на одном из них, но принципиально важном — Уголовном кодексе, который утвержден указом Масхадова в августе 1996 года. В подавляющем числе своих положений кодекс противоречит даже объявленной Конституции Ичкерии. По этому документу в качестве наказания применяется смертная казнь путем отсечения головы, забивания камнями либо таким же путем, каким преступник лишил жизни свою жертву. Другое варварское наказание — бичевание. Наряду с этим кодексом также предусмотрен принцип «воздаяния равным», или известный доправовой вандализм «око за око, зуб за зуб». Перечень частей тела и тех ранений, за которые назначается наказание в виде воздаяния равным, в кодексе тоже детально прописан. К примеру, у виновного выкалывается зрячий глаз, если он выбил глаз жертве, отсекается рука у осужденного, если у потерпевшего отрезана рука в суставе, и т. д. Правом на варварское наказание наделяется прежде всего жертва преступления, но затем оно переходит к близким родственникам. Действовавший кодекс Ичкерии юридически закрепил и право на существование обычаев кровной мести.

В среде современных чеченцев отмечаются случаи примирения, при условии «если убийца понесет достойное наказание» по Законам РФ

Принцип талиона и криминологические теории

Теряя свое значение на практике, талион сохраняет его в теориях наказания, исходящих из начала справедливости как математического равенства, дозволяющего причинить преступнику не более того страдания и зла, которые причинены им.

На проведении идеи талиона построены философские теории наказания Канта и Гегеля, которые легли в основу классической школы уголовного права. Кант исходил из положения, что нравственный императив предполагает возмездие преступнику в равном объеме: убийство должно караться смертью. Так как последовательное проведение талиона далеко не всегда возможно, то Кант допускал относительное равновесие наказания и преступления, например, отдачу вора в работы, назначение кастрации за изнасилование.

Гегель выдвинул вместо идеи возмездия идею восстановления права, но так как, по его мнению, наказание должно быть уравнено с преступлением, хотя не материально, а соответственно характеру воли преступника, то и его теория также опиралась на равное возмездие, то есть талион.

В современных уголовных кодексах это направление заметно уступает другим началам, поддерживаемым сторонниками социологического направления криминологии, выходящими из начал предупреждения, охраны, целесообразности государственной политики в области уголовного правосудия и придающими началу возмездия меньшую роль.

Однако и до настоящего времени принцип талиона продолжает бытовать в общественном сознании. Например, смертная казнь как вид наказания иногда воспринимается обществом как торжество справедливости.

> См. также

  • Дилемма заключённого — о статистической оценке выгодности принципа «Око за око»

Литература

  • Апресян Р. Г. Талион: его восприятие и видоизменения в христианстве и исламе «Сравнительная философия: Моральная философия в контексте многообразия культур.» Отв. ред. М. Т. Степанянц. М.: Вост. лит-ра, 2004. С. 221—229
  • Талион // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки

  1. Альфред Кох на polit.ru от 03 сентября 2005 «Как я понимаю чеченцев. Четыре взгляда»: «Кстати, ислам тут ни при чем. Магомет, признавая Христа пророком, включил в свое учение и категорию прощения. В этом контексте совсем по-другому выглядят усилия Масхадова в т. н. „мирный период“ с 1996 по 1999 годы внедрить в Чечне вместо адатов — шариатский суд, то есть суд, основанный на исламском законодательстве, содержащий правило „талеона“ взамен кровной мести, включающий понятие „случайности“, „непреднамеренности“, „прощения“ и прочих вещей, характерных для высокоразвитого, современного судопроизводства.»
  2. Уголовный кодекс Чеченской Республики Ичкерия // Ичкерия. — 6 сентября 1996 года
  3. «Р. Беккин, В. Бобровников. Северный Кавказ — не царство благородных разбойников// Татарский мир. — 2003. — № 19 (29). — декабрь. — С. 8.»: Иногда доходило до смешного. Например, знаменитый уголовный кодекс Чечни 1996 года, о котором многие слышали, но который мало кто читал, был практически полностью списан с Уголовного Кодекса Судана, принятого за несколько лет до этого в соответствии с маликитским мазхабом (правовой школой), — в то время как в Чечне преобладает шафиитский мазхаб. Сторонники введения данного закона в Чечне так торопились, что забыли заменить в некачественно выполненном подстрочном переводе указанного кодекса Судана многие местные реалии. Например, там остались штрафы в суданских фунтах. Плата за кровь должна была взиматься верблюдами. А где вы найдете в Чечне, например, сто верблюдов за убийство дееспособного свободного мужчины, как того требует закон?
  4. Эксклюзивное интервью начальника Управления по надзору за исполнением законов на территории Чеченской Республики Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации на Северном Кавказе, исполняющего обязанности прокурора Чеченской Республики государственного советника юстиции 3 класса И. И. Киселёва «Кровная месть отменяется» // Российская газета. — опубл. в 1999 году.
  5. «В Москве помирились чеченцы, которые считались кровными врагами» NEWSru.com, 20 октября 2000: «Родственники решили жить в мире, не воевать и ждать приговора суда. Если убийца понесет достойное наказание, родственники убитого не будут мстить.»

Принцип талиона как моральная категория справедливости в современном обществе

В реалиях современного российского общества нередко возникает вопрос самосохранения личности не только в правовом смысле, но и в психологическом аспекте. В связи с миграцией населения происходит смешение культур Запада и Востока. Как следствие этих процессов, понятие морали в различных культурных средах становится не универсальной константой. Отсюда возникает проблема не только соблюдения моральных принципов, но и применения гражданских законов.

Непоследовательность и однобокость применения основных положений УК РФ в нынешних условиях порождает у отдельных слоев населения протестные настроения, плодом которых является возрождение архаичных решений конфликтных ситуаций и восстановление справедливости, отталкиваясь от такого института общественных отношений как «принцип талиона».

Принцип талиона (лат.lex talionis) — принцип назначения наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением («око за око, зуб за зуб»).

Начало своё он берёт в глубокой древности. В иудейских законах роль принципа талиона была весьма велика. Ветхий Завет (Тора) содержит одну из древнейших известных формулировок этого принципа. Фраза «око за око» является цитатой из Книги Исхода (21:23-27). Она повторённая также в Левите (24:19-20):“Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб”.

Во время Нагорной проповеди, в той части, которую называют «Развитие Закона», Иисус призывает своих последователей: “Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую”. (Новый Завет Матфей, 5:38-39) .

В Исламе вновь возрождается древнеиудейский принцип талиона, но теперь он является более детализированным: «О вы, которые уверовали! Предписано вам возмездие за убитых: свободный — за свободного, раб — за раба, женщина — за женщину. Если убийца прощен родственником убитого — своим братом по вере, — то убийце следует поступить согласно обычаю и уплатить достойный выкуп. Это — облегчение вам от вашего Господа и милость. А тому, кто преступит после разъяснения, — мучительная кара». (Коран 2:178). «Для вас в возмездии — основы жизни, о обладатели разума! Быть может, вы станете богобоязненными». (Коран 2:179) .

В философии месть определяют как производное из первичной необходимости самообороны .

В русском праве идея талиона еще сохранялась в значительном объеме в Соборном уложении 1649 года, которое, например, за телесное повреждение предписывало отплачивать преступнику тем же: «отсечет руку или ногу, или нос, или ухо, или губы отрежет, или глаз выколет… самому ему то же учинить». Разбойников дозволялось пытать в праздники, так как они сами в праздники бьют, мучат и огнем жгут .

В постсоветских реалиях 90-х была предпринята попытка применить этот принцип на практике в Чеченской Республики Ичкерия. В этой республике, не подчинявшейся тогда российскому законодательству, был принят свой УК , положения которого были скопированы с Уголовного кодекса Судана.

Так, непосредственно занимавшийся этим вопросом И. И. Киселёв, отмечал следующее: уголовный кодекс, который утвержден указом А.Масхадова в августе 1996 года, в подавляющем числе своих положений, противоречит даже провозглашённой Конституции Ичкерии. Согласно этому документу в качестве наказания применяется смертная казнь путем отсечения головы, забивания камнями либо таким же путем, каким преступник лишил жизни свою жертву. Наряду с этим кодексом также предусмотрен принцип «воздаяния равным», или известный как «око за око, зуб за зуб». Действовавший кодекс Ичкерии юридически закрепил и право на существование обычаев кровной мести .

В среде современных чеченцев отмечаются случаи примирения, при условии «если убийца понесет достойное наказание» по Законам РФ .

Месть – это неписанный, но и поныне действующий механизм регулирования межличностных отношений на Северном Кавказе, который преследуется законом, но сохранён как рудимент социального давления.

Важно также отметить, что, например, для дагестанцев месть, как и для большинства кавказских народов, является инструментом сдерживания и противовеса в традиционном обществе, а также одной из форм защиты. В обычном праве судебной системы горцев (адаты) месть была законодательной нормой, основанной также и на исламском праве (шариат), поэтому в дагестанском обществе веками месть не считалась преступлением или аморальным поступком.

Сегодня месть для личности является, в основном, не правовым решением проблемы, а нивелированием психологического напряжения в конкретной конфликтной ситуации, без учета последствий в развитии межличностных отношений.

Первопричиной проблемы является разрушение морально-нравственных принципов современного общества, следствием чего стало некорректная форма оправдания и наказания в общественных и в межнациональных отношениях, что повлекло за собой неясность в трактовке и применении статей УК РФ.

Из приведенных примеров применения принципа талиона видно, что он в разных правовых системах у многих народов имеет одну общую особенность. Прежде всего – это желание справедливого решения в конфликтной ситуации. Стоит только проанализировать любой свод законов любой страны, как становится ясно, что даже самые современные статьи (европейские) рождались из этих древних принципов. В современных условиях формальное российское законодательство живет отдельной жизнью, а правоприменительная практика – другой. При этом «выдернут» стержень любого правосудия – справедливость.

1. Беккин Р., Бобровников В. Северный Кавказ – не царство благородных разбойников// Татарский мир. – 2003.№ 19 (29). – декабрь. – С. 8.

2. Библия. Ветхий Завет (Тора).

3. Библия. Новый Завет (Евангелие).

4. Киселёв И. И. «Кровная месть отменяется» // Российская газета. — 1999 г.

5. Коран. Сура Корова (Аль-Бакара)

6. Уголовный кодекс Чеченской Республики Ичкерия // Ичкерия. — 6 сентября1996 года

Что означает выражение «око за око, зуб за зуб»?

В ЧЕМ ОСОБЕНОСТИ 7 ЛЕТНИЙ ВОЙНЫ ​ Где начилась семелетняя война 1756-1763​ Согласны ли вы с мнением савинкова? какие особенности политики белых правительств охарактеризованные ниже оно отрожает Сравните культуру Арабского халифата и Западной Европы. Даю 50 балов!!!! Срочно! К каким последствиям привела политика коммандо административной системы?Назовите не менее трех последствий! СРОЧНО ПОМОГИТЕ РАСПИСЫВАТЬ НЕ НАДО )13. Составьте характеристику Крестьянской войны в Германии1) причины войны; 2) требования восставших; 3) ход собы тий; 4) результаты,5) последствия.​ Какой Цель Василия Шуйского​? 1. Что такое деньги?2. Что использовалось в древности в качестве денег?3. Что такое символические деньги?4. Почему люди стали использовать бумажные де ньги?5. Чем наличные деньги отличаются от безналичных?​ Люди, которые понимают, как сдаётся ЕГЭ по истории или сдавали его, скажите пожалуйста, нужно знать все даты из учебника и всех людей, чтобы сдать ЕГЭ ? Как пример, то что у меня выписано. Это всё может оказаться на экзамене? Может мне следует учить основное, если это не весь материал из школьных учебников…​

Око за око, зуб за зуб значение

Поделиться

Поль Гюстав Доре. Моисей со скрижалями завета.

Когда-то существовал закон, который звучал так: «Око за око, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу. Обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб».

Это один из библейских законов, полученных Моисеем от Бога на горе Синай. Но как же, так? Получается, что Бог призывает древних евреев мстить друг другу? Именно так, кажется, если взглянуть на это дело поверхностно. На самом же деле все было ровно наоборот. Этим законом жестокость вовсе не благословлялась, а наоборот — ограничивалась.

Дело в том, что почти у всех древних народов существовал закон кровной мести. Он предписывал членам пострадавшего рода мстить не только конкретному виновнику, но и всему роду обидчика. И независимо от тяжести вины достойной местью считалась лишь смерть.

Повеление Бога, данное Моисею, состояло как раз в том, чтобы прекратить бессмысленные кровопролития. Ответственность теперь мог нести только конкретный виновник. И мера наказания не могла превышать меру вины. За поврежденный глаз больше нельзя было убить своего обидчика.

Закон Моисея,— стал важным шагом на пути нравственного прогресса человечества. Но он не совершенен. Господь дал его людям лишь потому что к иному они еще не были готовы. Должно было пройти время.

Когда же в мир пришел Христос, Он сказал уже другие слова:

«Вы слышали, что сказано: «Око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два».

Так Спаситель призвал людей не слепо следовать закону взаимной жестокости, но проявлять смирение и милосердие в отношении близких. А потому действительно — не стоит царапать машину вашего обидчика, если у вас есть возможность решить дело миром.

Толковая Библия
Толкование на книгу Исход

1–11. Законы о рабах и рабынях. 12–32. Законы, разъясняющие заповедь «не убий». 33–36. Законы, разъясняющие заповедь «не укради».

Исх.21:1. И вот законы, которые ты объявишь им:

Исх.21:2. если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет, а в седьмой пусть выйдет на волю даром;

По закону в рабы мог быть покупаем обедневший еврей за неуплату долга (Лев.25:39), а также вор, оказавшийся не в состоянии уплатить за похищенное (Исх. 22:3). Шестилетний срок рабства (Втор. 15:12, 18, Иер. 34:14) назначается в соответствии с заповедью о шести днях работы и покое седьмого дня. Год освобождения раба седьмой не есть седьмой юбилейный, а седьмой от начала рабства каждого отдельного раба. Если бы он был седьмым юбилейным, то рабу пришлось бы служить не шесть лет, а столько времени, сколько оставалось до него с момента поступления в рабство, в некоторых случаях месяц, даже меньше. И действительно закон прямо указывает, что в седьмой юбилейный год рабы находятся при своих господах, не получают свободы (Лев.25:4–6). По окончании шестилетней службы раб отпускался на волю не только «даром», без выкупа, так как за это время он заработал двойную плату наемника (Втор. 15:18), но и получал от хозяина все необходимое для обзаведения собственным хозяйством: от стад, от гумна и точила (Втор. 15:14).

Исх.21:3. если он пришел один, пусть один и выйдет; а если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его;

Исх.21:4. если же господин его дал ему жену и она родила ему сынов, или дочерей, то жена и дети ее пусть останутся у господина ее, а он выйдет один;

В первом случае (Исх.21:3) жена рассматривается как собственность мужа-раба, а потому с ней, своей собственностью, он и уходил на волю. Во втором (Исх.21:4) она – собственность господина, в силу чего при освобождении своего мужа остается с детьми в доме хозяина.

Исх.21:5. но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, –

Исх.21:6. то пусть господин его приведет его и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно.

Еврей, женившийся в состоянии рабства на рабыне своего господина и потому не имеющий права освободиться в седьмой год со всей своей семьей, из-за любви к жене и детям может остаться рабом навеки, т.е. до пятидесятого юбилейного года (Лев.25:39–41). Другое действие, также устраняющее возможность разных злоупотреблений, состояло в прокалывании уха раба шилом у косяка или дверей того дома, в котором он пожелал служить (Втор. 15:16–17). Раб как бы прикреплялся к дому своего господина.

Исх.21:7. Если кто продаст дочь свою в рабыни, то она не может выйти, как выходят рабы;

Как видно из Втор. 15:17 и Иер. 34:9–11, 16, рабыни-еврейки освобождались на тех же началах, что и рабы-евреи. Поэтому общее правило: рабыня «не может выйти, как выходят рабы», имеет в виду не просто рабынь, но рабынь-наложниц.

Исх.21:8. если она не угодна господину своему и он не обручит ее, пусть позволит выкупить ее; а чужому народу продать ее не властен, когда сам пренебрег ее;

Когда еврейка, купленная в качестве наложницы и сделавшаяся таковою, впоследствии будет отвергнута господином, то он, как виновный в ее бесчестии, должен помочь ей выкупиться, уступить ее дешевле тому, кто пожелает ее купить, только не язычнику, брак с которым запрещен (Втор. 7:3).

Исх.21:9. если он обручит ее сыну своему, пусть поступит с нею по праву дочерей;

Отдав еврейку-рабыню в наложницы сыну, господин должен рассматривать ее не как рабу, а как дочь.

Исх.21:10. если же другую возьмет за него, то она не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития;

При существовании других наложниц, появившихся позднее, она не лишается прав жены и средств к существованию.

Исх.21:11. а если он сих трех вещей не сделает для нее, пусть она отойдет даром, без выкупа.

Если хозяин дома не позволит отвергнутой им наложнице выкупиться, не будет рассматривать ее, наложницу сына, в качестве дочери и при существовании у сына других наложниц лишит ее сожительства с ним, то при несоблюдении этих трех условий она получает право уйти от него без выкупа.

Исх.21:12. Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти;

Исх.21:13. но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать ;

Исх.21:14. а если кто с намерением умертвит ближнего коварно , то и от жертвенника Моего бери его на смерть.

Исх.21:15. Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти.

Исх.21:16. Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти.

Исх.21:17. Кто украдет человека и продаст его, или найдется он в руках у него, то должно предать его смерти.

Исх.21:18. Когда ссорятся , и один человек ударит другого камнем, или кулаком, и тот не умрет, но сляжет в постель,

Исх.21:19. то, если он встанет и будет выходить из дома с помощью палки, ударивший не будет повинен смерти; только пусть заплатит за остановку в его работе и даст на лечение его.

Исх.21:20. А если кто ударит раба своего, или служанку свою палкою, и они умрут под рукою его, то он должен быть наказан;

Исх.21:21. но если они день или два дня переживут, то не должно наказывать его, ибо это его серебро.

Исх.21:22. Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках;

Исх.21:23. а если будет вред, то отдай душу за душу,

Исх.21:24. глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу,

Исх.21:25. обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб.

Исх.21:26. Если кто раба своего ударит в глаз, или служанку свою в глаз, и повредит его, пусть отпустит их на волю за глаз;

Исх.21:27. и если выбьет зуб рабу своему, или рабе своей, пусть отпустит их на волю за зуб.

Исх.21:28. Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват;

Исх.21:29. но если вол бодлив был и вчера и третьего дня, и хозяин его, быв извещен о сем, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, и хозяина его предать смерти;

Исх.21:30. если на него наложен будет выкуп, пусть даст выкуп за душу свою, какой наложен будет на него.

Исх.21:31. Сына ли забодает, дочь ли забодает, – по сему же закону поступать с ним.

Исх.21:32. Если вол забодает раба или рабу, то господину их заплатить тридцать сиклей серебра, а вола побить камнями.

Законы, разъясняющие заповедь – «не убий!», убийство сознательное и ненамеренное; различные случаи увечья, как нанесения вреда жизни ближнего.

Сознательное убийство во всех его видах (Чис. 35:16–21), будет ли оно совершено евреем или же пришельцем (Лев.24:22), наказывается по общему праву кровавой мести смертью: «мститель за кровь сам может умертвить убийцу: лишь только встретит его» (Чис. 35:19, 21).

Исх.21:13. но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать ;

Применяемое в случае сознательного убийства, право кровавой мести не имеет места при убийстве ненамеренном, заранее необдуманном (Чис. 35:22–23, Втор. 19:4–5, 1Цар. 24:18). Невольный убийца не подлежит суждению на смерть (Втор. 19:6), и само общество должно спасти его от руки мстителя за кровь (Чис.35:25), предоставив право убежать в место, «назначенное Богом», в один из городов убежища (Чис. 35:11 и др.). Закон о невольных убийцах, ограничивая право кровавой мести, смягчал грубость нравов.

Исх.21:14. а если кто с намерением умертвит ближнего коварно , то и от жертвенника Моего бери его на смерть.

Коварный, сознательный убийца, лишенный права скрыться в одном из городов убежища (Втор.19:11–12), не может спастись от смерти и у жертвенника (3Цар.2:28–34). Требуя от Израиля истреблять зло из своей среды (Втор. 19:19–20), Господь тем более сам не может охранять его на месте Своего жилища, в скинии или храме, у жертвенника.

Исх.21:15. Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти.

Как видно из Втор. 21:18–21, отец и мать сами отказываются от дурного сына. Нетерпимый член семьи, поругающий внушаемые природой чувства, он нетерпим и в обществе – исторгается из его среды, побивается камнями.

Исх.21:16. Кто украдет человека и продаст его, или найдется он в руках у него, то должно предать его смерти.

Свобода драгоценна не менее жизни, поэтому лишение ее – покража и продажа евреем своего соотечественника (Втор. 24:7) приравнивается к убийству.

Исх.21:18. Когда ссорятся , и один человек ударит другого камнем, или кулаком, и тот не умрет, но сляжет в постель,

Исх.21:19. то, если он встанет и будет выходить из дома с помощью палки, ударивший не будет повинен смерти; только пусть заплатит за остановку в его работе и даст на лечение его.

Исх.21:20. А если кто ударит раба своего, или служанку свою палкою, и они умрут под рукою его, то он должен быть наказан;

Исх.21:21. но если они день или два дня переживут, то не должно наказывать его, ибо это его серебро.

Исх.21:22. Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках;

Исх.21:23. а если будет вред, то отдай душу за душу,

Исх.21:24. глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу,

Исх.21:25. обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб.

Исх.21:26. Если кто раба своего ударит в глаз, или служанку свою в глаз, и повредит его, пусть отпустит их на волю за глаз;

Исх.21:27. и если выбьет зуб рабу своему, или рабе своей, пусть отпустит их на волю за зуб.

Исх.21:28. Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват;

Исх.21:29. но если вол бодлив был и вчера и третьего дня, и хозяин его, быв извещен о сем, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, и хозяина его предать смерти;

Исх.21:30. если на него наложен будет выкуп, пусть даст выкуп за душу свою, какой наложен будет на него.

Исх.21:31. Сына ли забодает, дочь ли забодает, – по сему же закону поступать с ним.

Исх.21:32. Если вол забодает раба или рабу, то господину их заплатить тридцать сиклей серебра, а вола побить камнями.

Исх.21:33. Если кто раскроет яму, или если выкопает яму и не покроет ее, и упадет в нее вол или осел,

Различные случаи увечья; назначаемые за них наказания соответствуют степени преступления.

Избивший ближнего в драке должен вознаградить его тем, чего он лишил его: уплатить ему ту сумму денег, которую пострадавший мог бы заработать, если бы был здоров, и на свои средства вылечить его.

Исх.21:19. то, если он встанет и будет выходить из дома с помощью палки, ударивший не будет повинен смерти; только пусть заплатит за остановку в его работе и даст на лечение его.

Исх.21:20. А если кто ударит раба своего, или служанку свою палкою, и они умрут под рукою его, то он должен быть наказан;

Исх.21:21. но если они день или два дня переживут, то не должно наказывать его, ибо это его серебро.

За убийство раба и рабыни, умерших во время наказания, хозяин не подвергается смерти, а лишь назначаемому судом наказанию, или потому, что раб не приравнивается к свободному (Исх.21:19, 23, 26, 29, 32), или потому, что хозяин только наказывал неразумного раба (Притч. 10:13), не имея в виду убить его. Господин даже и совсем освобождается от наказания, когда смерть раба не является непосредственным следствием побоев: умрет день или два спустя после побоев. Для хозяина в этом случае достаточно и того наказания, что, теряя раба, он теряет заплаченные за него деньги, наносит себе ущерб: «это его серебро».

Исх.21:22. Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках;

Пеня назначается за преждевременно выкинутое дитя. Посредники требуются для предотвращения со стороны мужа неумеренности в требованиях. Греческий перевод вносит такое различение в степени развития выкидыша, для которого нет основания в еврейском тексте. Выкидыш «неизображенный» – ребенок не сформировавшийся, он не приравнивается к полному человеку – и потому за смерть его назначается лишь пеня. Выкидыш, «изображенный» – внешне сформировавшийся ребенок, и за его смерть, как и за смерть взрослого человека, виновный подвергается смерти.

Исх.21:23. а если будет вред, то отдай душу за душу,

Исх.21:24. глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу,

Исх.21:25. обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб.

Если последствием драки, кроме преждевременных родов, будет нанесение повреждения самой беременной женщине, то в этом случае нужно поступать по следующему правилу: «душу за душу», т.е. жизнь за жизнь16, глаз за глаз и т.д. Составляя продолжение предшествующей речи, слова: «если будет вред, то» устанавливают и общее правило о возмездии за увечье (Лев.24:20, Втор. 19:21, Мф. 5:38). Зло, причиненное одним евреем другому, должно быть наказано таким же злом, – возмездие простое, чувствительное и способное с силой предупреждать преступление.

Исх.21:26. Если кто раба своего ударит в глаз, или служанку свою в глаз, и повредит его, пусть отпустит их на волю за глаз;

Исх.21:27. и если выбьет зуб рабу своему, или рабе своей, пусть отпустит их на волю за зуб.

Общее правило, определяющее степень наказания за нанесенное увечье, не применяется к рабам, но его изменение ограничивает произвол и жестокое обращение с ними хозяев.

Исх.21:28. Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват;

Вол умерщвляется как опасное для жизни человека животное и притом согласно божественному определению (Быт. 9:5, Чис. 35:33). Не освобожденное от крови, мясо его не вкушается по общему закону, требующему вкушать мясо без крови (Лев.17:10–14). Хозяин, не знавший о бодливости своего вола (Исх.21:29), не виноват. Но побитие вола камнями и запрещение извлечь пользу из его мяса наносили хозяину столь значительный ущерб, что естественно побуждали его не относиться равнодушно к вопросу: не имеет ли вол наклонности бодаться?

Исх.21:29. но если вол бодлив был и вчера и третьего дня, и хозяин его, быв извещен о сем, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, и хозяина его предать смерти;

Хозяин вола предается смерти за беспечное отношение к жизни ближнего. Виновником смерти является не столько неразумное животное, сколько он сам, имевший возможность устранить ее соответствующими мерами. Строгость наказания совершенно уничтожала возможность равнодушия к бодливости животного и заставляла заботиться о безопасности ближних.

Исх.21:30. если на него наложен будет выкуп, пусть даст выкуп за душу свою, какой наложен будет на него.

Исх.21:31. Сына ли забодает, дочь ли забодает, – по сему же закону поступать с ним.

Смерть заменяется выкупом на том, может быть, основании, что вина домохозяина заключается только в беспечности, но не в злом умысле.

Исх.21:32. Если вол забодает раба или рабу, то господину их заплатить тридцать сиклей серебра, а вола побить камнями.

30 сиклей составляют, по всей вероятности, покупную цену раба, подобно тому, как 50 сиклей – выкупную цену взрослого человека (Лев.27:3).

Исх.21:33. Если кто раскроет яму, или если выкопает яму и не покроет ее, и упадет в нее вол или осел,

Исх.21:34. то хозяин ямы должен заплатить, отдать серебро хозяину их, а труп будет его.

Хозяин незакрытой ямы возмещает тот убыток, который причинила ближнему беспечность.

Исх.21:35. Если чей-нибудь вол забодает до смерти вола у соседа его, пусть продадут живого вола и разделят пополам цену его; также и убитого пусть разделят пополам;

Солидарность интересов заставляет – делить несчастье пополам.

Исх.21:36. а если известно было, что вол бодлив был и вчера и третьего дня, но хозяин его не стерег его, то должен он заплатить вола за вола, а убитый будет его.

В убытках виноват лишь тот, кто беспечно, нерадиво относится к собственности ближнего, а потому он один и терпит ущерб.

Книга Исход
Господь знакомит Моисея с законами, по которым теперь предстоит жить евреям.Основные моменты тогдашней жизни расписаны весьма подробно. Бог не забывает о самом важном в жизни тогдашних людей: купля-продажа рабов, уголовные, имущественные и нравственные преступления.
На первое время Господь предлагает простые, но справедливые принципы: смерть за смерть, око, за око, ушиб за ушиб. Бог укажет место, куда могут сбегать убившие по неосторожности. Ударивших или оговоривших своих родителей предавать смерти. За убийство рабов или причинение им вреда наказание мягче, но оно есть. Имущественные споры должны решать судьи. Соблазнённую девицу следует брать в жёны, если её родители против, то нужно откупаться. Приносящий жертву другим богам должен быть убит. Нельзя притеснять пришельцев, вдов и сирот. Запрещено давать деньги в долг бедным под проценты, брать взятки, перечить судьям и начальникам. Соблюдение субботнего отдыха является обязательным для всех. Устанавливаются ежегодные праздники: опресноков, в память о выходе евреев из Египта и сбора урожая.
Господь сообщает, что выделяет евреям одного из своих ангелов, который далее поведёт их в землю обетованную. По прибытии в которую, следует, первым делом, разрушить всё, что связано с чужими богами. Местные жители буду истреблены, но не сразу, а постепенно, чтобы на опустевшей земле не размножились дикие звери.
Евреи заявляют, что принимают закон, данный им Богом, и Моисей записывает его. Делается жертвенник, на который отдают лучших тельцов. Моисей наполняет чашу их кровью и кропит и жертвенник, и народ. После чего торжественно заявляет, что завет вступает в силу.
Господь призывает Моисея к себе на гору. Моисей отправляется и проводит там, наедине с Богом, сорок дней.

19.Уголовное право по законам Моисея.

  • •Предмет и метод науки истории права и государства зарубежных стран.
  • •Общество древнего Востока: общая характеристика институтов права и государства.
  • •Публичное право древнего Египта.
  • •Суд и процесс в древнем Египте.
  • •Основные институты частного права в древнем Египте.
  • •Община в странах древнего Востока.
  • •Право и общество древнего Шумера.
  • •Кодекс царя Хаммураби: общая характеристика.
  • •Вещное право по кодексу царя Хаммураби.
  • •Обязательственное право по кодексу царя Хаммураби.
  • •Суд и процесс по кодексу царя Хаммураби.
  • •Уголовное право по кодексу царя Хаммураби.
  • •Наследственное право по кодексу царя Хаммураби.
  • •Правовое положение групп населения в древней Вавилонии в сравнении с аналогичными группами населения Ассирии и Хеттии.
  • •Свободное крестьянство. Крестьянство объединялось в общины, которые возглавлялись старостой hazianu. Рядом со старостой видим совет стариков – rabiute. Основа ассирийской общины — семья и ее надел.
  • •Характеристика Средне-ассирийских законов. Общие институты права.
  • •Законодательство Телепины: общая характеристика.
  • •17.Моисеевы законы: общая характеристика.
  • •18.Вещное и обязательственное право по законам Моисея.
  • •19.Уголовное право по законам Моисея.
  • •20.Брачно-семейное право по законам Моисея.
  • •21.Законы Ману и Артхашастра: общая характеристика.
  • •22. Публичное право в законах Ману (дхармашастры)
  • •23. Варны и касты по данным шастр.
  • •24.Наследственное право по данным литературы дхармашастр.
  • •25. Суд и процесс по данным дхармашастр.
  • •26. Обязательственное право по законам Ману.
  • •27. Вещное право согласно данным литературы дхармашастр.
  • •28. Брак и семья по данным дхармашастр.
  • •29. Основные институты древнекитайского права
  • •30. Институты государственной власти в древнем Китае.
  • •31. Древнекитайская правовая идеология как правотворческий фактор.
  • •32. Полис Древней Греции: общая характеристика
  • •33. Законодательство Драконта.
  • •34. Законодательство Солона.
  • •35. Законодательство Клисфена.
  • •36. Государственный строй древних Афин.
  • •37. Законодательный процесс в древних Афинах.
  • •38.Система государственных должностей в древних Афинах согласно Афинской политии Аристотеля
  • •39. Правовое положение групп населения в древних Афинах.
  • •40. Суд и процесс в древних Афинах.
  • •41. Древняя Спарта. Законодательство Ликурга.
  • •42.Правовое положение групп населения в древней Спарте
  • •43. Основные институты частного права в Афинах.
  • •44.Государственный строй Спарты
  • •45. Брачно-семейное право Афин.
  • •46. Дуализм древнеримского права: fas и ius.
  • •47. Ius sacrum (Сакральный строй древнего Рима)
  • •48. Leges duodecium (XII) tabularum. История создания и характеристика
  • •51. Rex (его статус и компетенция)
  • •53. Эдикты магистратов
  • •54. Деятельность юристов
  • •55. Lex древнего Рима: его структура и виды.
  • •56.Основные институты римского частного права.
  • •57. Население в древнем Риме.
  • •58. Органы уголовного суда и уголовный процесс в древнем Риме.
  • •59. Представительные учреждения Рима.
  • •Христианство и Церковь.
  • •61. Источники церковного (канонического) права. Их краткая характеристика.
  • •62. Феодализм в Западной Европе: качественные характеристики
  • •63. Общая характеристика Leges barbarorum
  • •64. Памятники права позднего этапа развития феодализма.
  • •Население в эпоху варварских королевств. Принцип личного права.
  • •Тема 12. Западная Европа в начале средних веков
  • •66. Государственная власть в эпоху раннего средневековья.
  • •67. Формы феодального землевладения
  • •68. Суд и процесс в варварских королевствах.
  • •69. Население в эпоху феодализма
  • •71. Византийская империя: общая характеристика.
  • •72. Кодификация Юстиниана
  • •75 . Базилевс и автократор: статус и компетенция византийского императора
  • •76. Государственный аппарат Византийской империи.
  • •77. Фемный строй Византийской империи.
  • •78. Право Византийской империи: общая характеристика основных институтов частного права.
  • •Вещное право
  • •79. Система источников византийского (греко-римского) права. Источники византийского права:
  • •81. Университеты в Европе
  • •82.Школа глоссаторов.
  • •Рецепция римского права в Западной Европе.
  • •86. Каролина: общая характеристика
  • •87. Суд и процесс по Каролине
  • •Мусульманское право: общая характеристика
  • •89. Источники мусульманского права. Источники мусульманского права.
  • •90. Основные мазхабы ислама.
  • •91. Публичное право в Исламе.
  • •92. Частное право в исламе.
  • •93. Уголовное право в исламе.
  • •94. Брачно-семейное право в исламе
  • •Право и общество стран Мезоамерики.
  • •Феодальное право Японии.
  • •Западноевропейский абсолютизм, его типология.
  • •Общий ход английской революции 1642-1660 гг.
  • •Реставрация Стюартов и законодательство эпохи реставрации.
  • •Законодательство Англии после славной революции.
  • •Формирование парламентского правления в Англии.
  • •Порядок управления колониями в Новом Свете.
  • •Источники конституции сша 1787 г.
  • •Декларация независимости (1776)
  • •Государственное устройство сша по конституции 1787 г.
  • •Конституционное развитие сша до 1945 г.
  • •Декларация прав человека и гражданина. Сравнительно-правовой анализ редакций 1789 и 1793 гг.
  • •Аппарат якобинской диктатуры.
  • •Конституционное развитие Франции с 1791 по 1799 гг.
  • •Senatusconsultum 1802 и 1804 гг. Государственный строй I империи.
  • •Фгк: краткая характеристика.
  • •Реставрация Бурбонов: Госстрой Франции с 1814 по 1848 гг.
  • •Основные институты частного права по фгк.
  • •Конституционное развитие Германии: 1801-1871 гг.
  • •Государственное устройство Германии по конституции 1871 г.
  • •Веймарская конституция 1919: краткая характеристика.
  • •Государственный строй Германии по Веймарской конституции.
  • •Ггу: общая характеристика.
  • •Основные институты частного права по ггу.
  • •Дуалистическая монархия Австро-Венгрии (Цислейтанский закон 1867 г.).
  • •Общие тенденции развития права периода постиндустриального общества.
  • •Колонии и колониальные империи.
  • •Развитие системы государственных органов в эпоху постиндустриального общества.
  • •Социальный вопрос и его разрешение в постиндустриальную эпоху.
  • •Государство: Welfare State.
  • •Фашистское государство в Италии.
  • •Национал-социалистическое государство Германии.
  • •История источников англо-саксонского права.
  • •Основные институты англо-саксонского права
  • •Антимонопольное законодательство стран Западной Европы.

ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ВИДЫ НАКАЗАНИЯ

С самых древних времен человеку, созданному по образу Бога (Бт 1:26; Пс 37:28; Мл 2:17), было присуще чувство справедливости (Иса 58:2; Рм 2:13—15). Первый приговор Иегова объявил первой человеческой паре и змею, представлявшему Дьявола,— так справедливость и правосудие были претворены в жизнь. Наказанием за неповиновение Богу, что, по сути, являлось мятежом против верховной власти Правителя мироздания, была смерть (Бт 2:17). Каин, осознавая, что людям присуще чувство справедливости, боялся, что его лишат жизни, чтобы отомстить за убийство его брата Авеля. Но Иегова не дал никому полномочий казнить Каина, оставив право на возмездие за собой. Он осуществил его, прервав род Каина во время Потопа (Бт 4:14, 15). Примерно за 700 лет до Потопа Енох провозглашал о намерении Бога осуществить приговор, вынесенный тем, кто творил нечестивые дела (Бт 5:21—24; Иуды 14, 15).

После Потопа. После Потопа Бог, продолжая издавать законы, наделил человека полномочиями карать за убийство (Бт 9:3—6). Позднее Иегова сказал об Аврааме: «Я сблизился с ним для того, чтобы он повелел своим сыновьям и домашним после себя держаться пути Иеговы, храня праведность и верша суд» (Бт 18:19). Из этого видно, что патриархальное общество жило по Божьим законам, с которыми все в нем были знакомы.

Иегова выразил свое отношение к прелюбодеянию и определил за него наказание, когда сказал Авимелеху, что он умрет за то, что взял к себе Сарру, чтобы она стала его женой (хотя Авимелех не знал, что она принадлежит Аврааму) (Бт 20:2—7). Иуда вынес Фамари смертный приговор за блуд (Бт 38:24).

Закон Бога, данный Израилю. Когда был образован израильский народ, Бог стал его Царем, Законодателем и Судьей (Иса 33:22). Он дал израильтянам «Десять слов», или, как их часто называют, «Десять заповедей», изложив принципы, которые легли в основу свода примерно из 600 других законов. «Десять слов» начинаются так: «Я Иегова, твой Бог, который вывел тебя из земли Египет» (Исх 20:2). Это служило главным основанием для соблюдения всего Закона. Неподчинение было не только нарушением закона Главы правительства, но и оскорблением духовного Главы — их Бога, а богохульство приравнивалось к государственной измене.

Когда Закон был в силе, действовали те же принципы, которыми руководствовалось патриархальное общество. Однако Закон был более подробным и охватывал все сферы жизни людей. Закон, изложенный в Пятикнижии, устанавливал настолько высокие нравственные нормы, что никто из людей не мог соблюдать его весь. Израильтянам приходилось признавать, что Закон обличал их греховную сущность и несовершенство. Как писал апостол Павел, «заповедь свята, праведна и добра» и «Закон духовен» — «он был добавлен, чтобы сделать очевидными преступления» (Рм 7:12, 14; Гл 3:19). Иегова Бог дал Израилю целостный Закон, содержащий в себе Его принципы и постановления. Этот Закон не был перечнем отдельных случаев, которые могли возникнуть или уже возникали.

В свете предусмотренных Законом наказаний за различные проступки грех «стал еще греховнее» (Рм 7:13). Закон талиона, или возмездия, требующий отплачивать за причиненный вред тем же, стал нормой строгой справедливости. Закон содействовал миру и спокойствию народа, оберегал народ, когда израильтяне его соблюдали, а также защищал каждого в отдельности от злоумышленников, обеспечивая возмещение убытков в случае кражи или порчи имущества.

В Десяти заповедях, изложенных в 20-й главе Исхода и 5-й главе Второзакония, не оговаривается, какие наказания полагались за их нарушение — наказания описаны в других местах Писания. Нарушение первых семи заповедей каралось смертью. Что касается воровства, то вор должен был вернуть украденное и возместить ущерб. За лжесвидетельство полагалось такое же наказание, какое лжесвидетель задумывал для своей жертвы. За нарушение последней заповеди, запрещавшей жадность и неправильные желания, судьи не могли наложить никакого взыскания. Эта заповедь превосходила все установленные человеком законы — она предполагала, что каждый сам себе судья. Кроме того, она указывала на корень, или основную причину, нарушений всех заповедей. Если бы человек позволил неправильному желанию развиться, это в конечном итоге проявилось бы в нарушении одной из девяти других заповедей.

Тяжкие преступления, оговоренные в Законе. Караемые смертной казнью. По Закону смертной казнью карались такие преступления, как: 1) богохульство (Лв 24:14, 16, 23); 2) поклонение какому-либо богу, кроме Иеговы; любое идолопоклонство (Лв 20:2; Вт 13:6, 10, 13—15; 17:2—7; Чс 25:1—9); 3) колдовство, спиритизм (Исх 22:18; Лв 20:27); 4) лжепророчествование (Вт 13:5; 18:20); 5) нарушение субботы (Чс 15:32—36; Исх 31:14; 35:2); 6) убийство (Чс 35:30, 31); 7) прелюбодеяние (Лв 20:10; Вт 22:22); 8) умалчивание об отсутствии девственности при вступлении в брак (Вт 22:21); 9) половая связь с обрученной девушкой (Вт 22:23—27); 10) кровосмешение (Лв 18:6—17, 29; 20:11, 12, 14); 11) гомосексуализм (Лв 18:22; 20:13); 12) скотоложство (Лв 18:23; 20:15, 16); 13) похищение людей (Исх 21:16; Вт 24:7); 14) нанесение ударов отцу или матери, злословие кого-то из родителей (Исх 21:15, 17); 15) лжесвидетельствование в случае, когда наказанием за то, в чем обвиняли человека, была смерть (Вт 19:16—21); 16) неправомерное приближение к священному шатру (Чс 17:13; 18:7).

Во многих случаях о смертной казни говорится как об истреблении — приговоренного к нему обычно побивали камнями. Такое наказание предусматривалось за умышленно совершенный грех, за неуважительные, оскорбительные высказывания против Иеговы (Чс 15:30, 31), а также за многие другие проступки. Вот некоторые из них: упущение сделать обрезание (Бт 17:14; Исх 4:24); умышленное пренебрежение празднованием Пасхи (Чс 9:13); пренебрежение празднованием Дня искупления (Лв 23:29, 30); изготовление или использование святого масла помазания для обыденных целей (Исх 30:31—33, 38); употребление в пищу крови (Лв 17:10, 14); употребление нечистым человеком принесенной в жертву пищи (Лв 7:20, 21; 22:3, 4, 9); употребление в пищу заквашенного хлеба во время Праздника пресных лепешек (Исх 12:15, 19); принесение жертвы за пределами священного шатра (Лв 17:8, 9); употребление в пищу мяса мирной жертвы на третий день после ее принесения (Лв 19:7, 8); пренебрежение очищением (Чс 19:13—20); незаконное прикосновение к чему-нибудь святому (Чс 4:15, 18, 20); половая связь с женщиной во время менструации (Лв 20:18); употребление в пищу жертвенного жира (Лв 7:25; см. ИСТРЕБЛЕНИЕ).

Предусмотренные Законом наказания. Наказания, предусмотренные Законом, который Иегова дал через Моисея, содействовали тому, что земля не осквернялась в глазах Бога. Те, кто совершал мерзости, удалялись из среды народа. Кроме того, наказания сдерживали преступность и помогали развивать уважение к святости жизни, к закону Израиля, к Законодателю, Богу, и к ближнему. Когда израильтяне подчинялись Закону, это обеспечивало экономическую стабильность и препятствовало моральному разложению, ведущему к омерзительным заболеваниям и физической деградации.

Закон не предписывал никаких варварских, жестоких наказаний. Никого нельзя было карать за чужие проступки. В Законе четко излагались принципы. Судьям была дана определенная свобода: каждый случай рассматривался в отдельности, взвешивались все обстоятельства дела, а также анализировались мотивы и настрой обвиняемых. Справедливость обязательно должна была восстанавливаться (Евр 2:2). Виновный в предумышленном убийстве не мог избежать смерти с помощью денежного выкупа (Чс 35:31). Тот же, кто убил человека неумышленно, мог убежать в один из городов-убежищ. Вынужденный жить в пределах города, он поневоле задумывался о том, что жизнь свята и что даже к случайному убийству нельзя относиться легкомысленно — оно требовало некой компенсации. В то же время, плодотворно трудясь в городе-убежище, он не становился для общества финансовым бременем (Чс 35:26—28).

Цель наказаний за правонарушения состояла в том, чтобы пострадавшему от кражи или порчи имущества возмещался моральный и материальный ущерб. Если же вор был не в состоянии уплатить назначенную сумму, его могли продать в рабство — он становился рабом либо пострадавшего, либо кого-то еще. Таким образом, пострадавший получал компенсацию, а преступнику приходилось содержать себя своим трудом, так что государству не нужно было о нем заботиться, как это принято в странах, где правонарушителей сажают в тюрьму. Эти законы были справедливыми и содействовали исправлению преступника (Исх 22:1—6).

По Закону смертный приговор приводили в исполнение, побивая виновного камнями (Лв 20:2, 27). Иногда преступников казнили мечом, особенно если казнимых было много (Исх 32:27; 1Цр 2:25, 31, 32, 34). Если город становился отступническим, всех его жителей должны были предать уничтожению с помощью меча (Вт 13:15). В Исходе 19:13, по-видимому, идет речь о предании смерти с помощью копья или стрелы. (См. Чс 25:7, 8.) В Библии также упоминается обезглавливание, хотя возможно, что человека казнили каким-то иным способом и затем обезглавливали труп (2См 20:21, 22; 2Цр 10:6—8). За наиболее гнусные преступления Закон предписывал сожжение и повешение (Лв 20:14; 21:9; ИсН 7:25; Чс 25:4, 5; Вт 21:22, 23). Как ясно видно из приведенных выше стихов, такие приговоры осуществлялись только после того, как человек был умерщвлен.

Захваченных в плен на войне обычно казнили мечом — если Бог повелевал предать их уничтожению (1См 15:2, 3, 33). Тех же, кто сдавался в плен, делали подневольными работниками (Вт 20:10, 11). В старых переводах Библии из 2 Самуила (2 Царств) 12:31 можно понять, что Давид подверг жителей аммонитского города Раввы мученической смерти, но современные переводы показывают, что он лишь принудил их к подневольному труду. (См. НМ, СоП, СмП.)

Хотя такой вид казни, как низвержение кого-либо с большой высоты, например со скалы, не был предписан Законом, иудейский царь Амасия покарал таким образом 10 000 сыновей Сеира (2Лт 25:12). Жители Назарета хотели так поступить с Иисусом (Лк 4:29).

В случае намеренного нанесения телесных повреждений правосудие обеспечивалось применением закона талиона, который предполагал возмездие, строго соответствующее причиненному вреду (Вт 19:21). В Библии записан по меньшей мере один случай применения такого наказания (Сд 1:6, 7). Судьи на основании доказательств должны были определить, было ли совершено умышленное преступление или же человек пострадал по чьей-либо неосторожности, из-за несчастного случая и так далее. Исключением из закона возмездия была ситуация, когда женщина, в стараниях помочь своему мужу во время драки, хваталась за половые органы другого мужчины. Вместо того чтобы повреждать ее половые органы, ей отсекали руку (Вт 25:11, 12). Этот закон показывает уважительное отношение Бога к репродуктивным органам. Кроме того, поскольку женщина принадлежала своему мужу, этот закон милосердно учитывал его право иметь детей от своей жены.

В Мишне упоминаются четыре способа приведения в исполнение смертного приговора: побивание камнями, сжигание, обезглавливание и удушение. Однако три последних способа не предписывались и не разрешались Законом. Указанные в Мишне способы относятся к традициям, добавленным позже, и противоречат заповедям Бога (Мф 15:3, 9). Примером варварской жестокости, до которой дошли иудеи, следуя своим традициям, служит их способ казни через сожжение. «Закон о сожигаемых. Его погружают в навоз до колен, кладут твердый плат в мягкий и обматывают вокруг шеи; один тянет к себе, а другой тянет к себе, пока он не откроет рта. Тогда зажигают фитиль и бросают ему в рот, так что он сходит во внутренности его и сожигает их» (Санхедрин 7:2, пер. Н. Переферковича).

Поскольку жизнь человека с самого начала была подчинена законам — либо Божьему закону, либо закону данной Богом совести,— неудивительно, что чем теснее люди придерживались истинного поклонения, тем разумнее и гуманнее были наказания, предусмотренные их законами, и наоборот: чем больше они отдалялись от Бога, тем более извращенным становилось их чувство справедливости. Это видно при сравнении законов Израиля с законами, которые были у других древних народов.

У египтян. О наказаниях, применявшихся в Египте, известно немного. Практиковались побои (Исх 5:14, 16), утопление (Исх 1:22), обезглавливание с последующим повешением на столбе (Бт 40:19, 22), а также казнь с помощью меча и тюремное заключение (Бт 39:20).

У ассирийцев. В Ассирийской империи прибегали к очень жестоким наказаниям. Среди них: умерщвление, искалечение (например, отрезание ушей, носа, губ, а также кастрация), казнь на столбе, запрет на захоронение, избиение палкой, уплата определенного количества свинца и принудительная работа на царя. По ассирийскому закону убийцу передавали ближайшему родственнику убитого, и тот по своему усмотрению мог либо умертвить убийцу, либо забрать его имущество. Это могло приводить к длительной родовой вражде, поскольку дело часто пускалось на самотек и не были предусмотрены города-убежища, такие, как в Израиле. Наказание за прелюбодеяние предоставлялось осуществлять мужу. Он мог умертвить свою жену, искалечить, наказать по своему усмотрению или же отпустить. И так, как он поступил с женой, он был обязан поступить и с прелюбодеем. Что касается военнопленных, то с них часто заживо сдирали кожу, их ослепляли, у них вырывали язык, их казнили на столбе, сжигали и умерщвляли иными способами.

У вавилонян. Кодекс Хаммурапи (хотя, по мнению современных законоведов, это не кодекс в точном смысле слова), основанный, как признается, на более ранних законах, представляет собой сборник решений, или сборник прецедентов, на глиняных табличках. Впоследствии он был переписан (возможно, другим письмом) на стеле, помещенной в храм Мардука в Вавилоне. (Вероятно, копии имелись и в других городах.) Позднее завоеватели Вавилона перенесли эту стелу в Сузы, где она была обнаружена в 1902 г.

Был ли кодекс Хаммурапи «предшественником» Моисеева закона?

В отличие от Моисеева закона, кодекс Хаммурапи не устанавливал принципов. По-видимому, он был призван помогать судьям в решении определенных дел: они могли найти прецедент или же поправки к ранее принятым решениям, чтобы было ясно, как необходимо поступать в дальнейшем. Например, в кодексе не сообщалось, как должно караться убийство, поскольку предусмотренное за него наказание было известно всем, что, несомненно, можно сказать и о наказаниях за другие распространенные правонарушения. Хаммурапи не преследовал цели охватить все сферы законодательства. Каждое правило в его кодексе начиналось примерно с таких слов: «Если человек сделает то-то и то-то…» Поскольку в кодексе рассматривались конкретные случаи, а не излагались принципы, он лишь предписывал, какой приговор нужно вынести в тех или иных обстоятельствах. Он основывался главным образом на уже существовавших законах — в нем лишь были добавлены некоторые подробности в отношении ряда трудных случаев, характерных для вавилонской цивилизации того времени.

Кодекс Хаммурапи ни в коем случае нельзя считать предшественником Моисеева закона. Так, этот кодекс предусматривал «соответственное», или «равное», наказание. Одно из правил гласило: «Если… причинит смерть сыну домохозяина , — должно убить сына строителя». Однако в Божьем Законе, данном через Моисея, сказано: «Отцов нельзя предавать смерти за детей и детей нельзя предавать смерти за отцов» (Вт 24:16). Хищение ценностей, как правило, влекло за собой не возмещение убытков, как по Моисееву закону, а смерть. В некоторых случаях требовалось вернуть в 30 раз больше, чем было украдено. Если человек не мог выплатить требуемую сумму, его предавали смерти. Навуходоносор практиковал расчленение, а также наказание огнем, как в случае с тремя молодыми евреями, которых он живыми бросил в раскаленную печь (Дан 2:5; 3:19, 21, 29; Иер 29:22).

У персов. При правлении Дария мидянина Даниила бросили в подземелье со львами; тем, кто ложно обвинял его, а также их сыновьям и женам был вынесен такой же приговор — они были брошены в подземелье со львами, где и погибли (Дан 6:24). Позднее персидский царь Артаксеркс дал Ездре полномочия подвергать суду всякого, кто не будет исполнять закон Бога Ездры или закон царя,— такой человек должен был «понести наказание, будь то смерть, изгнание, денежное взыскание или тюремное заключение» (Езд 7:26). Ахашверош повесил Амана на столбе высотой в 50 локтей (22 м). Он повесил также двух привратников, замышлявших его убить (Эсф 7:9, 10; 2:21—23).

Было найдено несколько табличек с законами персидского царя Дария I. По этим законам человек, напавший на другого с оружием и ранивший или убивший его, наказывался плетью — он получал от 5 до 200 ударов. Иногда практиковалась казнь на столбе. Согласно греческим трудам, в которых описаны персидские законы, смертной казнью, как правило, карались преступления против государства, царя, его семьи и имущества. Часто эти наказания отличались крайней жестокостью. О наказаниях за обычные преступления сведений сохранилось мало, однако, по всей видимости, практиковалось искалечение рук и ног, а также ослепление.

Другие народы в Палестине и вокруг нее. Помимо Израиля в Обетованной земле и в прилегающих регионах жили другие народы. Они практиковали тюремное заключение и оковы, искалечение, ослепление, умерщвление военнопленных мечом, вспарывание беременных женщин и разбивание детей о стену или о камень (Сд 1:7; 16:21; 1См 11:1, 2; 2Цр 8:12).

У римлян. В дополнение к казни мечом, в том числе обезглавливанию (Мф 14:10), среди наиболее распространенных видов наказания были: побои, бичевание плетью (иногда плетью с частицами костей, с увесистыми кусочками металла или же с крючками на концах), повешение, низвержение с высокой скалы, утопление и сожжение. Приговоренных также отдавали на съедение диким зверям на арене или принуждали сражаться в гладиаторских боях. Заключенных часто заковывали в колодки (Де 16:24) или приковывали цепью к стражнику (Де 12:6; 28:20). По римским законам запрещалось бичевать римских граждан: согласно одному закону (Lex Valeria) — в случае если гражданин требовал открытого разбирательства, а согласно другому (Lex Porcia) — без такого требования.

У греков. Греки часто применяли те же наказания, что и римляне. Преступников низвергали со скалы или бросали в глубокую пещеру, били до смерти, топили, отравляли или убивали мечом.

Более подробно об отдельных преступлениях и видах наказания можно прочитать в соответствующих статьях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *