Жена в православии

Какими должны быть отношения между мужем и женой

Каждый человек стремится к тому, чтобы создать идеальную семью. Когда один человек находит другого, он отдает ему не только свое сердце, доверие, но и жизнь. Отношения между мужем и женой должны состоять из сотрудничества, взаимных уступок, а также желания прожить долгую, счастливую совместную жизнь.

Представления об идеальном браке

Большинство девочек с младых лет представляют свою взрослую жизнь в ярких красках. Они верят, что будут жить с принцем, у которого будет успешная работа, через год после замужества они смогут заработать на собственное жилье, а еще через год у них родится малыш. Муж будет любить супругу, никого не замечать, и вся их совместная жизнь будет напоминать медовый месяц. Но порой реальность бывает суровой, вместо престижной работы мужчине приходится по ночам разгружать вагоны, чтобы содержать семью и оплачивать ипотеку. Или все заработанные деньги супруг тратит только на свои нужды, а женщина из-за маленького ребенка не может устроиться на работу.

Часто любовь, о которой рассуждают супруги, является любовью не к своей второй половине, а к самому себе. Каждый человек по своей сути эгоист, но мужчины эгоистичны вдвойне. Они стремятся к тому, чтобы дети и супруга любили их, при этом своей любовью не делятся. У таких мужчин на первом плане всегда будут собственные нужды, а желания семьи его мало интересуют.

Если девушка изначально выходит замуж за обеспеченного мужчину, то ею правит желание жить полноценной жизнью, ни в чем себе не отказывая. Такая любовь напоминает рыночные отношения, когда мужчина покупает понравившийся ему товар, а потом всю жизнь вкладывает в него деньги, чтобы покупка себя оправдывала. В подобных отношениях о любви речи нет, скорее, это взаимовыгодное сотрудничество. Женщина получает то, что хочет, а мужчина имеет возможность выводить в свет молодую и красивую девушку, которая обязана по статусу быть рядом с ним.

Отношения между мужем и женой

Настоящая любовь напоминает союз, в котором каждый из пары хочет сделать добро свое второй половине. Такие семьи ценят настоящие человеческие чувства, им безразлично мнение окружающих. Такие пары будут вместе голодать, если временно у них нет денег, но никогда не расстанутся. Стоит добавить, что в этих семьях очень сильна моральная поддержка друг друга, и дети у этих пар всегда счастливы, несмотря на финансовое положение. Если мужчину лишают работы или он обанкротился, супруга от него не уходит в поисках другого спутника жизни.

Проблемы в семье

Проблемы в каждой семье остаются неизменными из года в год. Мужчина и женщина являются отдельными личностями со своими взглядами на жизнь, и семейными устоями. У каждого свое воспитание, и каждый видит свою семью по-разному. Если в семье мужчины правила мама, то подобного поведения он будет ожидать от своей супруги. Но не все девушки предпочитают командовать в семье, поэтому из-за этого у пары возникнет недопонимание.

Проблемы, чаще всего возникающие у молодых семейных пар:

1. Невозможность прийти к единому мнению при обсуждении важных вопросов.

2. Разные привычки, черты характера, которые не приемлет один из партнеров.

3. Нежелание понимать своего спутника жизни.

Многие семейные пары при первых недомолвках стараются втянуть в решение семейных задач своих родственников, что в итоге приводит к еще большему конфликту. Отношения между мужем и женой должны решаться только у себя дома, не следует выносить сор из избы. Помочь супругам в разрешении их спорных моментов способен только семейный психолог, в противном случае брак может закончиться разводом.

Часто разлады в семье происходят в тот момент, когда женщина ожидает ребенка. Мужчинам сложно понять все гормональные изменения в организме жены. Мужья предпочитают как можно меньше вмешиваться в вопросы, касающиеся беременности и родов, считая, что главное дело они уже сделали, и теперь ответственность полностью лежит на плечах супруги. Такое поведение обижает женщину, если добавить к этому еще и постоянную смену настроения, то паре грозит развод, так как девушка не сможет долго выдержать такого наплевательского отношения.

Женщине необходимо чувствовать внимание супруга, особенно когда ее тело изменяется, у нее начинают проявляться первые симптомы тревоги не только о своем здоровье, но и самочувствии малыша. Стоит добавить, что многие беременные переживают из-за своей внешности во время беременности и после родов. Супруг должен постоянно признаваться в любви своей второй половине, чтобы она чувствовала уверенность и защищенность.

Если у супругов появляются проблемы в интимной жизни, о которых утаивает один из партнеров, это грозит непониманием со стороны обделенного вниманием человека. Интимная жизнь важна, так как при помощи нее супруги доказывают свою любовь и привязанность друг к другу. Проблемы в интимной жизни должны обсуждаться с партнером, иначе спутник жизни может подумать, что у вас кто-то появился на стороне.

Имущественный аспект играет немаловажную роль в отношениях супругов. Чаще всего супруги вспоминают об этом при разводе, когда приходится делить пополам все нажитое. Но многие предпочитают заранее заключить брачный договор, в котором указано, что достанется каждому супругу после развода.

1. Любовь.

Конечно, на первом месте в семейных отношениях должна быть любовь. Без любви невозможно построить те отношения, о которых вы мечтали. Брак без взаимных чувств будет лишь только создавать видимость идеальной семьи. Если вы любите, то сможете пройти через многие преграды. Если вы лишь влюблены, то, по истечению какого-то времени, вашему союзу придет конец.

: Как отличить любовь от влюбленности

2. Уважение.

Взаимное уважение — это неотъемлемая часть семейных отношений. Если супруги не уважают друг друга, то возникают конфликты. Ваше неуважение к супругу не даст ему финансового и карьерного роста, ведь мужчина должен чувствовать «подпитку» от своей жены. Если жена показывает свое неуважение к мужу в присутствии посторонних, то в дальнейшем это пренебрежение проявится к вашему супругу и у других людей. Никогда не выносите ваши проблемы на всеобщее обозрение. Супруги должны быть на одной стороне всегда. Даже если один из них не прав, то прилюдно нужно поддержать свою половину, но наедине обсудить ситуацию.

3. Умение слушать и слышать, понимать и принимать партнера.

4. Муж и жена должны смотреть в одну сторону. Ваши жизненные приоритеты должны максимально совпадать.

5. Взаимные уступки.

Старайтесь искать компромиссы в различных вопросах. Взаимные уступки укрепляют семейные отношения. Не нужно считать уступки проявлением слабости. Напротив, тот, кто уступает в отношениях, тот выглядит сильным и благородным в глазах избранника.

6. Сексуальная жизнь.

Одним из очень важных вопросов в интимной жизни является секс. Если ваши потребности в сексе будут разниться, то такой брак долго не продлится.

7. Отношение к деньгам.

Здесь важно на­учиться договариваться. Если один из супругов склонен накапливать деньги, а другой склонен их тратить, то достигнуть взаимопонимания в семье будет сложно.

8. Лидерство в семье.

Распределите свои роли. Если в семье два лидера, то они начинают конкурировать между собой. Возникает борьба за главенство, в итоге браку придет конец. Как показывает практика, лидером в семье должен быть мужчина(он же, как правило, является добытчиком, надеждой и опорой в семье), женщина должна оставаться в тени мужа, но принимать участие в решении семейных вопросов и проблем.

9. Доверие.

Отношения между мужем и женой должны быть доверительными. Если нет доверия, то все отношения напрасны.

Супружеские отношения

Супружество – интегральные взаимоотношения в семье, связанные сотрудничеством брачных партнеров при реализации семейных функций и основанные на глубоко личностных мотивах.

Отношения между членами семьи друг к другу периодически могут проходить пять стадий.

Для первой из них характерна глубокая, страстная влюбленность, когда другой супруг безраздельно занимает достаточно большую часть времени другого, а его образ, само воспоминание о нем вызывает положительные эмоции.
Вторая стадия характеризуется некоторым охлаждением, образ другого все реже всплывает в сознании в его отсутствие и не всегда вызывает положительные эмоции, хотя появление его обычно поднимает настроение.
На третьей стадии происходит дальнейшее охлаждение отношений. Настроение не поднимается с приходом супруга. Для его поднятия необходимы какое-то внимание со стороны супруга. Не так-то просто уничтожить эту видимость однообразия. Правильнее всего в этой ситуации было бы резко снизить интенсивность общения и попытаться что-нибудь изменить в своих отношениях: их стиль, характер и т.п., попробовать чуть-чуть измениться самому, открыться какими-то новыми гранями своей личности. Быть ненавязчивым и терпимым, снисходительным и разумно требовательным. В результате отношения могут опять улучшиться вплоть до первой стадии.
Если же супруги не сделали этого, скорее всего, наступит четвертая стадия, на которой присутствие другого вызывает неосознанное раздражение, а сам он начинает рассматриваться уже через призму не достоинств, а недостатков.
На пятой стадии отрицательная установка практически полностью овладевает человеком. Образ другого не покидает сознания, но теперь он состоит из всего отрицательного. Здесь супругам необходима временная разлука, интенсивный отдых друг от друга, после которого отношения в большинстве случаев опять восстановятся, пройдя в обратном порядке те же стадии.

Супружеская совместимость. Супружеская совместимость – межличностный феномен, существующий в рамках личных отношений, основанных на симпатии, взаимном притяжении.

Выделяют два уровня совместимости семьи как малой группы – согласованность функционально-ролевых ожиданий и психофизиологическая. Функционально-ролевой подход ориентирован на согласованность представлений членов семьи о своих ролях и функциях в семейном союзе.

Именно несогласованность ролевых ожиданий чаще всего оказывается причиной неуспеха супружества. Под семейной ролью понимают повторяющийся и устойчивый образец поведения, одобряемый в семейной группе и ожидаемый от других членов в соответствии с занимаемыми ими позициями. Все эти представления глубоко индивидуальны и нет ничего странного, что у разных людей они могут не совпадать. Муж и жена на основании представлений, полученных в родительских семьях, могут ожидать от супружества очень разного и неодинаково представлять себе свою семейную жизнь. В подобных случаях можно и нужно говорить о несовпадении ролевых ожиданий, ролевом конфликте, о конфликте представлений.

Если члены семьи по-разному понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые другими ожидания и соответствующие им требования, семья является заведомо мало совместимой и конфликтной. Ведь поведение каждого, отвечающее его индивидуальным представлениям о его семейной роли, будет рассматриваться им как единственно правильное и желательное, а поведение другого партнера, не отвечающее этим представлениям, – как неверное, неумное.

В качестве интегральной характеристики ролевых супружеских отношений принято считать поло-ролевую дифференциацию. Полоролевая дифференциация – распределение обязанностей и функций между супругами в связи с их полом. В России наиболее часто встречаются две формы полоролевой дифференциации. Первая – традиционная форма, при которой обязанности супругов распределены по полу: муж отвечает за материальное обеспечение семьи, поддержание контактов с внешним миром – “внешняя политика”, а жена отвечает за ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, эмоциональный климат в семье – “внутренняя политика”. Вторая форма – современная семья (равноправная форма), где обязанности супругов разделены в соответствии с их желаниями и возможностями, оба супруга отвечают за воплощение семейных ролей.

Индивидуально-психологические и личностные особенности супругов не определяют всецело стабильность семьи и совместимость супругов. Главенствуют здесь все же представления о целях брака, характере исполнения семейных ролей, правах и обязанностях супругов. Наиболее важными психологическими способностями брачных партнеров являются те черты характера и личности брачных партнеров, которые определяют их способность воспринимать и понимать других людей, предсказывать их поведение, внимательно и благожелательно к ним относиться: прежде всего, направленность на другого, учет его желаний, интересов, вкусов, привычек и эмпатия – действенное сочувствие, отклик на малейшее проявление неблагополучия партнеров.

Взаимная адаптация супругов. Во всех сферах семейной жизни осуществляется взаимная адаптация супругов, которая касается всех сфер жизни мужа и жены. Сущность адаптации к супружеской жизни заключается во взаимоуподоблении супругов и во взаимном согласовании мыслей, чувств и поведения. Адаптация супругов предполагает известное уравнивание темпераментов, глубины и силы влечения, тонкое взаимопонимание. Она воплощается во всех без исключения сферах взаимоотношений в семье: психологической, материально-бытовой, культурной, сексуально-эротической, воспитательной.

Адаптация к образу жизни подразумевает следующие задачи:

— приспособление супругов к новым для них ролям мужа и жены и связанным с ними функциями;

— согласование до брака образцов внесемейного поведения;

— обязательное включение супругов в круг взаимных родственных связей.

Молодому супружеству соответствуют два полярных типа приспособления – первичная и вторичная адаптация.

Первичная адаптация супругов – достижение большего соответствия в мотивации брака, согласованные представления о характере и распределении семейных обязанностей и ролей. Первичная адаптация супругов осуществляется в виде ролевой и межличностной адаптации.

Вторичная (негативная) адаптация супругов – чрезмерное привыкание друг к другу, ослабленииечувств, их обесценивание, превращение в привычку, возникновение равнодушия.

Существуют три главных условия борьбы с вторичной адаптацией. Первым условием является постоянная работа над собой, духовный рост, стремление постоянно поддерживать в глазах партнера свой престиж и статус.
Второе условие преодоления негативных последствий вторичной адаптации – это дальнейшее повышение культуры взаимоотношений супругов, последовательное воспитание в себе уживчивости, доброжелательности, чуткости, сдержанности.
Третьим условием прочности семьи при угрозе негативной адаптации выступает повышение взаимной автономности супругов, их относительной свободы друг от друга.

В качестве интегральной характеристики восприятия своего брака в супружеских отношениях используется такая характеристика, как удовлетворенность браком.

Удовлетворенность браком прямо, непосредственно влияет на устойчивость супружества, а, значит, неудовлетворенность ведет к разводу.

Как основополагающая характеристика качества супружества и успешности брака удовлетворенность браком – стойкое эмоциональное явление, проявляющееся и в эмоциях, возникающих в различных ситуациях, и в вариациях мнений, оценок, сравнений.

Удовлетворенность браком зависит от цикла развития семьи, влияния детей, взаимоотношений супругов, стажа семейной жизни, частоты интимной жизни и частоты ссор и пр.

По критерию зрелости и достижения счастья все семьи можно дифференцировать на зрелые (гармоничные, стабильные, счастливые) и проблемные (дисгармоничные, нестабильные, несчастливые). Для их различия целесообразно использовать признаки зрелых семей:

— разумный выбор супруга, основанный на единстве целей, потребностей и взглядов на будущее (удачный выбор);

— психологическая готовность к браку, правильная ориентация супругов, их совместимость, знание особенностей друг друга и нахождение приемлемых способов использования различий на благо семьи (готовность к браку);

— сформированность представлений о любви и браке во взаимоотношениях родительской семьи, их открытое обсуждение, осознание, что создание семьи – главная задача взрослой жизни (сформированные представления о браке, семье);

— решение вопросов о детях в соответствии с пожеланиями супругов, создание благоприятных условий для успешной социализации детей, достижения их психологической и физической зрелости (дети по желанию);

— демонстрация любви, заботы и внимания как постоянных чувств, стремление к нежности, ласке, подлинной эмоциональной чистоте, дружбе, взаимному признанию в позитивных чувствах (любовь и забота);

— наличие доверия, честности, откровенности в отношениях членов семьи (подлинное доверие);

— высокая степень взаимопонимания, умение смотреть на события, обстоятельства с позиций другого, учет потребностей, взглядов, мнений членов семьи и их глубокое изучение (высокое взаимопонимание);

— устойчивые проявления отзывчивости, доброжелательности, эмпатия, т.е. сопереживание с другими членами семьи, действенное сочувствие, эмоциональный отклик на неблагополучие, умение разделить радость (эмпатия и отзывчивость);

— гармоничная сексуальная жизнь, удовлетворенность внешними физическими данными супругов, достижение физиологической и психологической близости (гармоничный секс);

— соединение бессознательных и сознательных потребностей членов семьи, признание компромиссов в их удовлетворении и заинтересованность в совместной жизни (удовлетворение потребностей в целом);

— гибкость, уважительное, высокоэмпатичное общение в семье с тенденцией минимальной конфликтности, его высокая культура, поисковый характер творческого решения проблем (комфортное естественное общение);

— психологическая зрелость супругов, высокий уровень адаптации к партнеру, самостоятельность и возможность роста для каждого как факторы, обеспечивающие эмоциональный комфорт, психическое здоровье (семья как мастерская роста);

— совместное заинтересованное проведение досуга, семейного отдыха в соответствии с потребностями каждого, учетом образовательного уровня, постоянных увлечений; информирование друг друга в случае раздельного осуществления досуга (интересный семейный досуг);

— обеспечение отношений взаимной ответственности в соединении с любовью, требовательности к себе в браке со стороны супругов, значимости моральных качеств, реализм в восприятии семейных проблем (взаимная ответственность и реализм);

— равномерное взаимоуважительное распределение обязанностей в ведении домашнего хозяйства, достижение паритетности в семейных делах и служебной деятельности, карьере в соответствии с полоролевой дифференциацией супругов (паритетность обязанностей в семье);

— наличие психологического убежища – снятие напряжения, создание эмоционально-психологического комфорта, выражение любых чувств (психологический комфорт);

— баланс в сочетании доминирования и эмоциональной привязанности во взаимоотношениях членов семьи, удачное распределение лидерства и подчинения в соответствии с семейной структурой (баланс власти и эмоциональной привязанности);

— доступное, компромиссное, ровное взаимодействие с прародителями, иными родственниками, соседями, сослуживцами и другим социально-психологическим окружением семьи (здоровое взаимодействие с семейным окружением);

— уверенность в прочности семейного союза, благополучие и свобода действий членов семьи, стремление к ее будущему (уверенность и свобода членов семьи).

У проблемных семей признаки, присущие зрелым семьям, либо отсутствуют, либо проявляются в недостаточной степени, либо имеется только часть из них. Критериями проблемных семей являются:

· дисгармоничность, противоречивость, разноплановость, непоследовательность и деструктивность во взаимодействии членов семьи;

· падение взаимопонимания в семье либо полное его отсутствие;

· неадекватность восприятия друг друга, взаимных оценок, преобладание отрицательных отзывов и выделение негативных личностных качеств супругов;

· эмоциональное неприятие друг друга, усиление проявления отрицательных межличностных эмоций, снижение или полное отсутствие важнейших позитивных чувств – любви, эмпатии, уважения, ответственности, долга;

· высокий уровень, частота, затяжной характер конфликтов и преимущественное использование деструктивных способов их преодоления;

· семейно-ролевая рассогласованность, проявляющаяся особенно ярко в неравномерном распределении нагрузки;

· низкое качество реализации главных семейных ценностей и обострившиеся расхождения в ценностных ориентациях членов семьи, особенно супругов.

Неудовлетворенность в браке может приводить к дисгармонии, разводам, психическим расстройствам.

Семейные проблемы чаще всего находят выражение в семейных конфликтах.

Под семейным конфликтом понимают столкновение противоположных желаний и потребностей, интересов, целей, позиций, мнений или взглядов супругов, других членов семейного взаимодействия.

Семейный конфликт может присутствовать и при здоровых семейных отношениях. В основе конфликта находятся либо несовпадение интересов, желаний, влечений членов семьи, либо их противоречивые позиции по какому-либо вопросу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах.

Типология основных семейных конфликтов может быть позитивной и негативной, конструктивной или деструктивной. Выполняя конструктивную функцию, конфликты в зрелых семьях выявляют взаимные притязания супругов и других членов семьи, различия в их потребностях, установках и намерениях, способствуют выработке единых позиций, успешной адаптации к выполнению различных ролей. Такие конфликты протекают на общем фоне положительных взаимоотношений в семье, взаимной удовлетворенности ее представителей и взаимной привязанности. Деструктивные конфликты мешают выработать членам семьи единую точку зрения, ведут к дезорганизации их общения и сотрудничества, к дезадаптации. Деструктивные конфликты характерны для проблемных семей.

Конфликты могут также отличаться по глубине, силе, времени существования. Они бывают сильными и слабыми (незначительными), глубинными и поверхностными, длительными (затяжными) и быстротечными (кратковременными).

Конфликты дифференцируются также по семейно-ролевому основанию: супружеские, родственно-родительские, семейно-родственные.

Наиболее распространенным супружеским конфликтом, характерным для первого года супружеской жизни, является рассогласованность партнеров из-за несформированности адекватных структур поведения. К этому относятся: отсутствие навыков ведения домашнего хозяйства, навыков общения, неопытность в сексуальной сфере, неприятные привычки супругов, неумение распределять семейные обязанности и т.д.

Типичным и наиболее важным супружеским конфликтом выступает конфликт, в основе которого лежит борьба за власть в семье.

Для многих семей характерен родственно-родительский конфликт. Это конфликт поколений – между родителями и прародителями, между родителями и детьми.
Среди семейно-родственных конфликтов можно выделить следующие: ролевой конфликт тещи-зятя; ролевой конфликт свекрови-невестки; сестринско-братский конфликт. В их основе лежат, прежде всего, одновременное бессознательное чувство ревности к одному объекту и чувство сильной любви-привязанности к другой объективной фигуре.

Конфликты между членами семьи не всегда осознаются. Осознание конфликта участниками семейного взаимодействия подразделяется на следующие виды: адекватное (соответствующее реальному восприятию разногласий); неадекватное (искаженное восприятие партнерами конфликтной ситуации); ложное (конфликтное взаимодействие возникает на основе неправильной оценки себя и партнера в семье).

Евангельское учение о браке

Журнал «Покров»

Именно брак, по мнению Адама, стал причиной разлучения человека с Богом: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3:12). И Евино прельщение «будете, как боги» (Быт. 3:5) – не есть ли попытка создания автономной от Бога семьи? О браке в Свете Евангельского учения – наша беседа с протоиереем Георгием Климовым.

– Отец Георгий, чем Новозаветное учение о браке исполняет Ветхозаветное?

– В Евангелии Господь возводит учение о браке на новую максимально доступную для человека высоту. Когда фарисеи подходят к Господу и, искушая Его, спрашивают: «по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?» (Мф. 19:3), – Он отвечает: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими» (Мф. 19:8). Брак был дан как школа любви, а жестокосердие свидетельствует о том, что брак извращен: супруги стали совершенствоваться не в любви, а во зле. Однако Спаситель указывает, что есть только одна причина, по которой допустим развод, – это вина прелюбодеяния. Толкователи поясняют, что в данном случае развод является лишь констатацией того, что брак уже разрушен. В ином случае: «кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот, – говорит Господь, – прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:8). Потому что «Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их» (Мф. 19:4) – для брачного союза одного мужчины с одной женщиной, абсолютного и постоянного единения, чтобы не впасть ей в искушение, как это случилось с Евой в Раю (Быт. 3:1–6).

– Выслушав Господа, даже апостолы сказали: «Если такая обязанность человека к жене, то лучше не жениться» (Мф. 19:10).

– «Не все вмещают слово сие, но кому дано» (Мф. 19:11), – отвечает Господь и далее развивает учение о девстве: «…есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф. 19:12). Но и истинный брак невозможен без Божественной благодати. Это выше сил падшего человеческого естества – хранить верность и любовь даже по отношению к самому близкому человеку. Ибо «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» (Быт. 2:24; Мф. 19:5). У одного подвижника благочестия спросили: «Чем отличается брак от любодеяния?» (для современности это очень актуальный вопрос). И он ответил: «На первый взгляд немногим: в любодеянии нет третьего, Благословляющего».

– Однако есть подстрекающий ко греху.

– Да, и апостол Павел говорил: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7:5). Рассуждая о том, зачем вообще человек вступает в брак, он отмечал: «если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор. 7:9). И там же: «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор 7:2). Таким образом, в Новом Завете брак рассматривается в качестве подспорья для жизни в воздержании. Господь в Нагорной проповеди говорит: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:27–28). Новозаветный брак призван венчать человека на царство – владычество над своими страстями, похотью. Церковный учитель II в. Климент Александрийский в «Строматах» говорит о том, что идеал христианского брака требует, чтобы муж избавился от похоти даже к своей собственной жене. Это та высота брачных отношений, которая задана в Евангелие. «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27). Благодатный освященный Церковью брак способен подготовить человека к жизни в Царствии Небесном. Поэтому на вопрос саддукеев о семи мужьях одной жены (Мф. 22:23–28) Господь отвечает: «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф. 22:30). Верующий человек, готовясь к пакибытию, должен очиститься от всякой скверны плоти и духа. В частности, преодолеть свою похоть, которая гнездиться в глубинах нашего падшего естества.

– Апостол Павел пишет: «Не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление» (1Тим. 2:14). Адам же по сути предал Бога из-за супружницы, что неоднократно повторяется в Ветхом Завете даже среди самых праведных Богопочитателей: царь Давид ходил пред Богом, а из-за Вирсавии сделал «зло в очах Господа» (2 Цар. 11:27), царь Соломон – сама премудрость, и тот из-за женщин помрачился в разуме. Чему учит Евангелие?

– «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14:26). В Новом Завете в центре жизни человека – Христос, и абсолютно все должно быть направлено ко Христу, совершаться ради Христа. В том числе – брак. И это залог крепости и спасительности брачных отношений. Человек в новозаветном браке призван к спасению собственной души и душ всех своих домочадцев.

– У апостола Павла сказано: «жене глава – муж», но это при том, что «всякому мужу глава Христос» (1 Кор. 11:3). Жена идет за мужем, если в нем сияет Христос, а если не сияет, за кем идти-то?

– Трагедия современных христиан состоит в том, что многие приходят ко Христу уже будучи в браке. Если верующая, выйдет замуж за неверующего – ответственность исключительно на ней. Другое дело, если замужняя женщина воцерковляется. Здесь всегда необходимо искать компромисс – не с совестью, а по ситуации. Для женщины главное не отпугнуть домочадцев от христианства своим фанатизмом, а наоборот явить всю красоту Православия. Сказано же у апостола: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Пет. 3:1–2). Когда муж почувствует, что по отношению к нему и к детям чувства его супруги изменились, стали светлее, теплее, то он и без вероучительных наставлений рано или поздно все поймет, и сердце его откликнется на истину. Но все-таки в каждом конкретном случае все должно решаться индивидуально при совете опытного духовника.

Евангелие от Матфея

– Ветхий Завет знал безусловное подчинение женщины мужчине. А в Новом Завете сказано: «несть ни мужеский пол, ни женский: вcи бо вы едино есте о Христе Иисусе» (Гал. 3:28) – то есть подчинение имеет смысл, пока единения со Христом не состоялось?

– «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5:25,33). Святитель Феофан, толкуя последние слова, объясняет: страх жены перед мужем – сродни здесь страху Божию, это боязнь обидеть, оскорбить его любовь к ней. Когда муж и жена любят друг друга, никаких вопросов о субординации уже не возникает. Каждый полагает душу свою (в смысле: жизнь) за другого. А там, где есть самопожертвование, всегда – мир, согласие и полное взаимопонимание. Заповедь на то и дана, чтобы отношения возвести к идеалу.

– Какие в Евангелии даются образы брачных союзов?

– Евангелие мало говорит о брачном союзе, но о браке говорит. Первое чудо Господь совершает на Браке в Кане Галилейской. Самим Своим присутствием на свадьбе Христос уже утверждает святость брачных уз. Апостол Павел говорил, что в последние времена брак будут считать скверной. Но Церковь всегда будет держаться Евангельского учения о том, что брак есть установление Божие. Начинаясь с естественного влечения брачующихся друг к другу, брак должен «воду» человеческих отношений преобразить в «вино» богообщения. Вода прозрачна – это символ чистоты. А может быть, слез и пота – терпения и труда. Вино имеет цвет крови. Предполагает самопожертвование супругов. Так в христианском браке человек, учась жить для другого, приобщается подлинной жизни во Христе, и брачная любовь претворяется в духовную. Помните, как домоправитель сказал жениху: «Лучшее вино сберег доселе» (Ин. 2:10).

– Почему в Ветхом Завете доминируют образы брачной любви между мужчиной и женщиной, а в Новом Завете, как Вы сказали, образов брака мало, и брачная символика обращена уже в сферу духа?

– Иудеи потому так тщательно блюли заповедь: «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 9:1), что ждали Воплощения Мессии. И каждый надеялся, что он так или иначе послужит орудием Промысла Божия в исполнении обетований. Девство считалось отклонением от нормальной жизни, отсутствие детей – проклятием. Обет девства мог даваться только на время, а после срока его истечения назареи возвращались к обычной, в том числе брачной жизни. Новый Завет открывает перед человеком недосягаемую ранее высоту святости, указывает ту небошественную стезю, по которой осуществляется возвращение в Царствие Небесное. А образом Царствия Небесного в самом Евангелии и для святых отцов как раз является символика брачного пира.

– Мы привыкли к тому, что материальный мир со всеми его отношениями – есть прообраз духовного. Родители даны детям во образ отношений с Самим Богом: слушаясь и чтя отца и мать свою ребенок с детства навыкает послушанию Отцу Небесному. А что из сферы духа прообразует собой брачный союз мужа и жены?

– «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5:32), – пишет апостол Павел. Брачный союз прообразует брак Агнца Христа с Невестой Церковью. В Евангелии Господа часто именуют Женихом. Иоанн Креститель свидетельствует своим ученикам, что он есть друг Жениха (Ин. 3:29). Сам Христос на вопрос фарисеев и учеников Иоанна Предтечи: «почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?» (Мф. 9:14), – отвечает: «могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?» (Мф. 9:15) Точно так же Господь в притче о десяти девах, называет Себя Женихом, Который замедлил (Мф. 25:1–13). Это уподобление Христа Жениху свидетельствует только об одном – истинные отношения со Христом могут быть только у того, кто Христа любит, уневещивает свою душу Христу.

– Как уневестить душу Христу?

– Очищением через покаяние и жертвенным исполнением заповедей Христовых. Сначала заповеди показывают нам, насколько мы немощны и в плане своего внутреннего, а может быть, и внешнего опыта нечистоплотны, затем помогают возжелать чистоты, которая в свою очередь уже ходатайствует за человека о получении им дара Божественной Благодати как возвращении брачных одежд.

– Можно ли говорить о том, что существует определенная взаимосвязь между тем, что в Четвероевангелии Церковь уподобляется Невесте, а в Апокалипсисе, например, о ней говорится уже как о жене, находящейся в муках рождения (Откр. 12:1–2)?

– Этот образ появляется уже в конце Евангелия от Иоанна, когда на Тайной вечери Господь перед Своими Страстями, предрекая и апостолам гонения, ободряет их: «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 15:20–21). Апостол Павел пишет в Послании к Галатам: «Дети мои, я снова в муках рождения, покуда не изобразится в вас Христос» (Гал. 4:19). В православной богословской традиции наряду с образом Церкви – Невесты Христовой – важен образ Матери-Церкви. Также и человек, когда он соединился с Господом, уже не может не рождать в благодатную жизнь других: «которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин. 1:13). «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя», – говорил преподобный Серафим Саровский.

– Каждый христианин переживает в своей жизни осуществление Евангелия, когда поначалу Господь близь есть, а потом как бы отступает, оставляя человека одного – будто, возносясь на Крест, привлекает к Себе…

– Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: твоя вера не будет истинной до тех пор, пока ты не восчувствуешь того, что вдовствуешь душой ко Христу. Если мы всмотримся в жития святых, то увидим, что их подвиг и святость определялись тем, как они чувствовали и осознавали, что в их жизни должен быть Христос, но Его не было. Почему преподобный Серафим Саровский 1000 дней и ночей молится на камне?

– Потому что впустил в душу помысел, что достоин настоятельства. И Господь от него отступил, Он смиренный.

– Преподобный Серафим каялся. Он не какой-то благочестивый обряд совершал, чтобы удостоиться за свое стояние чего-то взамен, а воздевал свои руки, как на распятии. «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2: 19–20). Только так мы можем соединиться со Христом. И в этом печаловании подвижника – глубочайшая потребность его души слиться с Тем, Кого душа ищет. Ничего не надо – только быть со Христом! И сораспятие желанно, потому что избавляет от этой муки разлучения с Любимым. Образ такой любви мы найдем в человеческих отношениях. Например, девушка любит молодого человека, и он ее любит. Вдруг этот самый желанный для нее человек из ее жизни исчезает. И ей тогда уже ничего не хочется: ни есть, ни спать, вообще ничего, а только встречи с тем, кого она утеряла. «Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15)

– То есть Господь отступает необязательно вследствие какой-то измены Ему, духовного прелюбодеяния?

– Да, иногда Господь отступает, чтобы мы пришли в достоверное познание этой величайшей трагедии человечества. У нас в жизни много развлекающих моментов: от плоти, от мира, от бесов. А подвижник, когда ему открывается смысл, он только «на единого взирает Бога, Бога единого желает, Богу единому прилежит, Богу единому угодить старается» (преподобный Феодор Студит). Когда преподобному Силуану открылась любовь, явленная человечеству во Христе, тогда все, чем может дорожить человек в этом мире, превратилось в ничто. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что отступление Господа от христианина, оставление его – всегда свидетельствует самому подвизающемуся о превысшей все и вся драгоценности отношений со Христом, и поскольку дар неоценим, то и приобретается он через такие пот и кровь, пролив которые, подвижник уже никогда не отступится от Приобретенного через такой подвиг. То, что легко приобретается, легко и теряется. Все подвижники шли по этой узкой стезе болезнования, самоотречения, стеснения и скорбей. «Христовою любовью уязвися преподобный», – мы часто слышим эти слова. А что такое язва? Это открытая кровоточищая рана. Любовь ко Христу – да так, чтобы душа в кровь! И по-другому возлюбивший Распятого не может. Каково сокровище, таков по сложности и путь к нему. «Но, – восклицает один подвижник благочестия, как много людей опьяненных собой, и как мало – раненных насмерть любовью к Богу!»

– Может быть, есть еще путь: обратиться и стать, как дети (ср.: Мф. 18:3), чтобы Господь сжалился и снизошел к нашему немощствующему младенчеству?

– Сегодня зачастую самый важный для верующего человека вопрос: как стать духовным? Если духовен, я как будто уже спасен. А ребенок он вовсе не мучается вопросом: духовен он или не духовен. Он просто живет. Такой, какой есть. Ему плохо – он плачет, хорошо – смеется, голоден – просит покушать, сыт – песни поет. Вот эти предельно простые без всякого надевания масок доверчивые и любвеобильные отношения дитя к родителям и есть то, к чему мы должны вернуться в общении с Богом. Поэтому, когда мы пересказываем жития святых или пытаемся кому-то описать старца, мы просто говорим: «Да он, как ребенок!» Никакой лжи, никакого лицемерия.

– Считается, что дети не исповедуются до семи лет, потому что у них просто нет разграничения на внешнюю и внутреннюю жизнь: каков он внутри, таков и снаружи. Зачем исповедоваться: все на виду. Однако почему Евангелие заповедует таится? Жизнь с Богом должна быть по-детски непосредственной, но при этом сокровенной, о ней вообще никто вокруг не должен догадываться.

– Одной из самых серьезных проблем человека является тщеславие. Тщетно славимся. В то время как человек должен быть прославлен от Бога: «и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 8:4). Воздаст таким обилием благодати, что человек будет переживать присутствие Бога и Его блага как реальность. Но когда человек не может этого достигнуть, он из-за уныния пытается заменить истинное благо на нечто компенсирующее. Это могут быть внешние похвалы: да ты святой, как ты выглядишь, Дух Святой в тебя вселился, да ты духоносец, – и для человека этого часто бывает достаточно. Но тогда на этих людях сбываются слова: «они уже получили свою награду» (Мф. 6:5). Христос принципиально и категорически призывает все свои возможности и способности в деле богообщения прятать, чтобы не увидел тебя другой. Помните, Христос говорит: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Ин. 5:44). То есть человек не может истинно, правильно верить во Христа, если ищет славы от людей.

– Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что когда бумага пропитана маслом, она уже не принимает в себя воды, – объясняя тем самым, почему у человека, когда Он с Богом, нет влечения к лицам противоположного пола. Точно также ребенок не знает проблемы пола – половинчатости, он целостен. Может быть, еще и в этом смысле можно воспринять призыв Господа: «станьте, как дети»?

– Ребенок любвеобилен ко всем, кто его окружает. Ему, чтобы начать общаться с человеком, не надо наводить о нем справок. Он доверчиво вступает в отношения и любит всех, не делая разграничения между людьми. Он бескорыстен, прост, ровен в отношении со всеми. Потому что он внутренне чист. К такой любви, безусловной и открытой, призывает и нас Господь. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Чего еще желать любящей Бога душе?

Беседовала Ольга Орлова

Журнал «Покров»

По-итальянски (фильм) — слово из 4 букв

Определения из сканвордов слова БРАК

  • что можно расторгнуть
  • это лихорадка навыворот: он начинается жаром и кончается холодом (Гиппократ)
  • «… по-итальянски» (фильм)
  • «Халтура», заканчивающаяся разводом
  • Жорж (1882—1963) французский живописец, «Женщина с гитарой»
  • анаграмма к слову «барк»
  • антоним качества
  • антоним качество
  • долговременное наказание, которое можно сократить плохим поведением
  • долгое плавание в тесной каюте (по Айрису Мердоку)
  • драма швейцарского писателя Ф. Дюрренматта «… господина Миссисипи»
  • единственная азартная игра, благословляемая церковью
  • единственная форма рабства, допускаемая законом (Джон Стюарт Милль)
  • единственное заведение, где за брак платят деньги
  • если верить филологам, это слово с одной стороны пришло к нам из немецкого, в котором «bruch» переводится как «недостаток», а с другой стороны, это слово связано с русским глаголом «брать»
  • заключается в загсе
  • заключение перед разводом
  • замужество
  • зарегистрированная любовь
  • и никудышная работа, и семейные отношения
  • и халтура, и союз мужчины с женщиной
  • изделие на выброс
  • изъян в изделии
  • изъян на работе
  • иное название халтуры в работе
  • испорченный товар
  • комедия Мольера «… поневоле»
  • конец холостой жизни
  • крутооо
  • лекарство от любви
  • м. законный союз мужа и жены супружество таинство венчания, соединение четы церковию. Браки мн. церк. брачный пир. Жених весел, всему браку радость. Вообще пиршество, почетное угощенье (от брашно?). Всхоте брак сотворити ему (Св. Борису), Нест. высш. знач. союз церкви с Господом, воссоединение человека через церковь. Брак без повенчания, сожительство. Брак морганический, когда несродная мужу, по происхождению, жена и дети ее лишаются родовых законных отцовских прав. Бракосочетание, брачение ср. венчание, повенчание четы, обряд освящения брака установленным церковью таинством. Брачный, относящийся ко браку, к свадьбе. Брачить кого, венчать, более употреб. обрачить брачиться, сочетаться браком, венчаться, быть обвенчанным
  • м. немецк. товар, оказавшийся негодным, порченым или ниже должной доброты. Из браку можно иногда выбрать годную вещь. Бракование, браковка. Целый день занимался браком. Браковать что, разбирать товар по доброте, на разные сорта (руки) сортировать. Признавать негодным в дело. Ты за что мою работу бракуешь? Браковаться, быть бракуему. Отпускной товар бракуется, пересматривается приставом, разбирается по достоинству на известные руки, разряды. Бракование ср. браковка ж. брак м. действие бракующего браковой, относящийся до брака, браковки. Браковщик м. браковщица ж. пристав для браковки товаров вообще всякий, кто разбирает товар по сортам, или бракует вещь, признавая ее негодною
  • мезальянс
  • мешанина из слова «барк»
  • мешанина из слова «краб»
  • мирное сосуществование двух нервных систем
  • не соответствующие стандартам, недоброкачественные предметы производства
  • недобросовестная работа
  • недостаток
  • недостаток, изъян в изделии
  • неисправность
  • некачественный товар
  • некондиционный товар
  • никудышная работа
  • одно из семи таинств
  • однополый у Элтона Джона
  • окольцовывание
  • он заключается на небесах, а расторгается на земле
  • он не пройдет сквозь ОТК
  • опера итальянского композитора Д. Чимароза «Тайный …»
  • организация общественной ячейки, в состав которой входят господин, госпожа, раб и рабыня, а всего двое (Амброз Бирс)
  • основатель кубизма в искусстве
  • отношения, в которые вступают под звуки марша
  • первый шаг к разводу
  • повреждение в изделии
  • положительный результат работы свахи
  • поменяйте буквы в слове «барк»
  • порода охотничьих собак
  • порода франц. гончей
  • причина для рекламации
  • причина для рекламаций
  • продукция портача
  • работа неуча
  • работа с изъяном
  • регистрация случайной связи, которую в дальнейшем именуют «судьба»
  • результат халтуры
  • с чем борется ОТК
  • самый дорогой способ бесплатной стирки белья
  • самый дорогой способ получения бесплатных советов
  • семейное заключение
  • семейные узы
  • семейный союз
  • семейный союз: отношения между мужчиной и женщиной
  • событие, знаменующее переход невесты от букета к венику
  • союз «узников» Гименея
  • союз двух лиц
  • союз двух людей, один из которых никогда не помнит дат, которые никогда не забывает другой
  • союз двух людей, один из которых никогда не помнит дат, которые никогда не забывает другой (Огден Нэш)
  • союз мужа и жены
  • союз мужчины и женщины
  • спаренность по Гименею
  • супруги в законе
  • супружеские отношения
  • супружеские узы
  • супружество
  • супружество, супружеская связь
  • то, что заключают при свидетелях
  • трехрукавная рубашка
  • трехрукавная рубашка по своей сути
  • узы Гименея
  • французский художник XIX-XX вв., один из основателей кубизма
  • французский художник, основатель кубизма в искусстве
  • халтура, поощряемая в ЗАГСе
  • халтурное изделие
  • церковное таинство соединения двух лиц в семейный союз заключается путем венчания
  • чему покровительствовал Гименей
  • что апостол Павел назвал «необходимым злом»
  • что для ЗАГСа хорошо, а для ГОСТа плохо
  • что такое мезальянс
  • это борьба: сначала за объединение, потом за равноправие, затем за независимость
  • это когда молодой человек перестает покупать цветы и начинает покупать овощи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *